Содержание

Ассиметричный лук | Железный век

Чуть-чуть истории

В древности, лук в Японии был довольно не популярен и применялся крайне редко и только с наступлением периода Ямато (III-VII вв.) это оружие стало по-настоящему востребовано. Связано это главным образом с тем, что именно в это время, а если точнее то на рубеже IV и V веков, в Японию с континента были завезены лошади.
Их появление в корне изменило тактику сражений и основной силой армий стали не тяжеловооруженные пехотинцы, а всадники с луком, а так как лошадь во всем мире была привилегией людей с достатком, то конные лучники были в большинстве своем дворянского происхождения.

Древние луки «юми» были простыми, то есть были сделаны из одного куска древесины. Однако уже тогда сложилась та уникальная ассиметричная форма, которую нельзя найти более нигде в мире; две трети длины лука (36 обмотанных тростником участков по сравнению с 28-ю) находятся выше рукоятки и только одна треть — ниже.
Это позволяло конном лучнику держать большой лук в вертикальном положении и не задевать при этом за шею коня.

На протяжении X и в начале XIв. растущая доступность лошадей привела к дальнейшим изменениям в тактике боя, который теперь в значительной мере определялся умением воинов пускать стрелы на полном скаку, а в последний момент изменить курс, чтобы перегруппироваться.
Умение владеть луком стало считаться столь важным, что термин кюсэн-но-иэ стал означать «семья самурая», хотя буквально он означает «семья лука и стрел».

Устройство

Лук, известный под общим термином юми, изготавливался всех размеров и форм и использовался для различных целей — войны, охоты, ритуала или спорта. Мы разберем главным образом большой боевой лук дайкю (или о-юми, не путать со стационарным арбалетом).

Его средняя длина 2,2 м, но некоторые известные экземпляры имели длину и все 2,5-2,8 м. Сила натяжения столь большого лука даже простой конструкции была весьма и весьма значительной.
Однако уже в начале периода Хэйан (794-1185гг.) дайкю стали дополнительно усиливать бамбуком на той стороне, которая дальше всего от стрелка, когда он натягивает лук. К середине этого периода лук был усилен ещё и дополнительной облицовкой бамбуком внутренней стороны древка.

В период Муромати (1333-1573гг.) деревянную основу лука стали покрывать бамбуком со всех четырёх сторон, а затем и делать почти целиком из бамбука. Вместо использовавшейся прежде деревянной сердцевины, теперь между лицевой и тыльной сторонами древка лука приклеивались перпендикулярно друг другу три или четыре бамбуковые планки, а дерево использовалось только в качестве оболочки по бокам. Всё вместе, это ещё более увеличило его мощность.

Полученный, уже сложный по конструкции, лук имел ненадёжные места — стыки с бамбуком; их приходилось укреплять, перевязывая волокнами ротанговой пальмы в разных местах.
Переплетения из волокна ротанговой пальмы и кожи создавали и рукоять. Однако только генерал тайсё мог носить лук, густо перевязанный по всей длине. Такой лук назывался сигэ-тоюми.

Лук, обмотанный витками красного тростника на чёрной основе, был известен как сингэто. В церемониальных случаях использовался лук нукигомэдо, сделанный из двух кусков соединённых короткой металлической рукоятью.
На концах плечи лука имели характерный изгиб, образуя рога, к которым крепилась тетива. Рога покрывались металлом и назывались отоканэ; при выстреле тетива ударяла по ним, издавая звук часто используемый для подачи сигнала. Например, когда утром императору требовалась вода для умывания, трое из его слуг подавали об этом сигнал, издавая звенящий звук на луках.
Для придания луку изгиба, мастера по изготовлению луков (юмиси) использовали большой деревянный блок с прорезями, называемый юдамэ, один конец которого лежал на полу (распорка от него упиралась в потолок), а другой был приподнят над землёй примерно на 0,5 метров.

Иногда на рога лука насаживались с помощью втулки два копейных наконечника длиной 7-10 см со втулкой, причём между втулкой и наконечником находилось наклонное плечо для закрепления тетивы. Эти наконечники назывались 

юми-яри («лук-копьё»), так как полученное оружие совмещало в себе возможности лука и копья.

Тетива лука, она называлась цу-ру (известная также как цура или цурао), делалась специальными мастерами (цура-саси) из растительной ткани, обычно из пеньки, китайской крапивы или шёлка (шёлк, как правило, использовался для церемониалььных луков), и покрывалась воском, чтобы поверхность была твёрдой и гладкой.
Тетива сильно различалась по качеству — от прочной, сильной тетивы для боевых луков, до мягкой и эластичной (кусунэ), используемой в основном для спортивных и охотничьих луков.
Верхний конец тетивы был обмотан красной шёлковой нитью, нижний — белой. Петли чаще всего не были частью тетивы. Их заменяли деревянные крючки или они делались из отдельных шнуров, как в Китае.
Верхняя петля имела и ещё дополнительную шёлковую петельку, чтобы тетиву можно было держать зубами, оставляя обе руки свободными для натягиваия лука.

Сила натяжения таких луков была очень велика. В некоторых случаях один человек не мог справиться с луком. Одним из способов оценить силу лука было — сосчитать, сколько надо человек, чтобы натянуть его.
Лук, тетиву на который можно было надеть только после того, как его согнут два человека, назывался саннин-бари.
Запасную тетиву гэ-эн носили в колчане, или на специальной камышовой или кожаной катушке цурумаки, часто богато украшенной.

Почти все традиционные луки покрывались лаком для защиты от влаги склеенных частей, чтобы они не ослабели. Самая популярная цветовая гамма — чёрный лук с красной обмоткой. Вне боя, в дороге или при хранении, лук для защиты помещали в завязывавшийся на концах матерчатый налуч.

Автор — Мэлфис К. 
При написании статьи использованы материалы форума http://forum.gunblade.ru/, а также выдержки из книги «Вооружение самураев» К.С. Носова

ageiron.ru

Лук «Неправильный» японский юми

Старая проверенная практика наращивания мощи за счет увеличения размеров рано или поздно наталкивается на барьер невозможной эффективной эксплуатации огромного устройства. Так было и с простым луком. По свидетельствам историков,  английские лучники ,стреляющие из знаменитых больших луков «лонгбоу», имели большие проблемы с нарушением костей плечевого сустава. В таких ситуациях, когда развитие доходит до своей критической точки происходит либо отказ от применения приспособления, либо находится революционное решение, резко улучшающее характеристики старого устройства.

Очевидно, что в цивилизации Древнего Востока такой переломный момент для лука наступил значительно раньше, чем в Европе. Два революционных решения было применено в азиатском луке:

Срез плеча сломанного лука. Слои (сверху вниз): 2 слоя сухожилий, бамбуковая основа с трещиной (причина поломки) и темная роговая пластина.

  • композитная структура – деревянная или бамбуковая основа, усиливалась со стороны «живота» роговыми пластинами, устойчивыми на сжатие, и оклеивалась эластичными и выдерживающими растяжение сухожилиями со стороны «спинки» лука. Все вместе оклеивалось и окручивалось сухожилиями и защищалось покрытием лака или другим материалом.
  • рекурсивная форма – изогнутый лук выпрямляется и сгибается в обратную сторону, что значительно увеличивает силу разгибания, и, как следствие, силу выстрела.

Улучшения обеспечили модернизированному луку увеличение его мощности в полтора раза.  Необходимость в солидных размерах отпала, потому что один человек уже не смог бы справиться с натягиванием тетивы большого лука.

Но что же случилось с луком страны Восходящего Солнца дайкю (яп. 大弓, «большой лук»), который обычно просто называют общим словом «юми» (яп. 弓, «лук»)? И почему он так не похож на другие традиционные восточные композитные луки, к благородному семейству которых он и принадлежит?

Нестандартная структура

В самый ранний период  японский лук юми имел простое строение из цельного куска древесины. Где-то в III веке н. э. он обрел длинную плоскую форму Маруки. С  IX-X столетия лук юми начал укрепляться впереди бамбуковыми пластинами (Фусэтакэ). В это время в Японию пришел и к XII веку окончательно закрепился дзен-буддизм с его негативным отношением к убийству животных. Когда в том же XII веке японский лук приобретает характерные для восточного типа 3 слоя, передний роговой слой, животного происхождения, не приживается. Вместо этого устанавливается своя структура

Санмаэути – деревянная сердцевина с бамбуковыми частями на «животе» и «спинке». Дальнейшее развитие юми уже продолжалось в направлении все тех же комбинаций дерева и бамбука. В Сиходакэ был деревянный сердечник и бамбук со всех сторон. Начиная с 1550 г. в юми делают с передней и задней бамбуковой пластиной, твердой древесиной по бокам и пластинами бамбука внутри – вначале 3 у Санбонхиго, потом 4 у Ёхонхиго, и от 5 до 7 у Гохонхиго. Последняя форма считалась совершенной и с 1650 г. структура традиционного японского лука юми закрепилась. Тем не менее, дыхание нового времени коснулось и юми. С 1971 г. наряду с традиционной формой производятся стекловолоконные дайкю с деревянным сердечником и с передней и задней пластинами из армированного фиберпластика.

Самый большой в мире

Известный английский

лонгбоу (длинный или большой лук) обладал размерами от 1,7 м до 2,1 м. Японский юми, который подбирается по длине руки, что, в общем-то, соответствует росту человека, для среднего европейца (165-180 см) имеет длину 2,27 м (тип «нисун-ноби»). Для более низких японцев (150-165 см) стандартным является «намисун» в 2,21 м, что больше самого длинного лонгбоу. А самый большой юми, хассун-ноби, имеет размер в 2,45 м. Такие внушительные размеры имеют простое логическое объяснение – мощность. Отсутствие у юми характерных для восточных луков роговых пластин и сухожилий негативно сказывается на технических характеристиках лука. Даже будучи Голиафом в мире луков, дальнобойность его – 100 м или немного больше, в то же время английский лонгбоу, который и сам значительно уступает турецкому луку, незащищенного противника поражает на расстоянии до 300 м.

Асимметричная форма

Пожалуй, самое необычное у юми это его форма. Обычно все луки являются симметричными. Хотя стрелки-мастера и различают у своих луков верхнее и нижнее плечо, но, все же, традиционно размеры  обоих плеч одинаковы – они симметричны. Японский дайкю стоит особняком в этом отношении. Захват юми (размещение рукояти юдзука) производится на одной трети длины лука. Таким образом, нижнее плечо в два раза короче верхнего плеча, т. е. лук несимметричный. Существует несколько версий-объяснений этому.

Лошадиная версия

Считается, что одно из плеч (ката) было укорочено из соображений удобства для всадника владением луком . Лук очень труден в обучении. Для совершенного владения им требуются годы тренировок, поэтому лук не является оружием плохо обученных мобилизованных воинов. Мастерами владения луком были профессиональные воины-самураи, который обучались  своему ремеслу, в т. ч. и владению луком, с самого детства. Обычно, они были богаты и имели во владении лошадь, тем более, что это значительно повышало боеспособность воина (пеший противник явно уступает верховому). Такая версия имеет право на существование, тем более, что в других странах всадники действительно пользовались короткими версиями луков. В Японии укорочено было только одно плечо лука, чтобы сохранить достаточную мощность, и того не слишком выдающихся характеристик, оружия.

Охотничья версия

Здесь все просто. Подстерегая добычу, охотник сидел или лежал в засаде. Длинный лук был бы неудобен в эксплуатации.

Растительная версия

Интересную трактовку озвучивают сторонники этой версии. Они утверждают, что поскольку растение, дерево или бамбук, имеют неоднородную, более плотную структуру ближе к основанию (корню), то изготовителям луков приходилось компенсировать слабость верхней части и силу нижней, перенося центр лука на нижнюю треть.  Собственно, такая трактовка проявляет неуважение к своим мастерам-изготовителям луков. Даже если допустить, что они не знали, как подбирается материал по плотности и упругости, то перенять опыт других народов они могли бы.

Эргономическая версия

Существует еще одна версия, связанная с характерным для дзен стремлением к совершенству. Симметричный лук удерживается вытянутой рукой с небольшим наклоном кисти. Давящая сила приходится не строго перпендикулярно, а под углом, что снижает надежность удержание лука в вытянутой руке.

 

Захват рукояти симметричного лука

Захват рукояти асимметричного лука

 

В искусстве владения луком кюдо захват рукояти тенучи происходит по прямой оси рука-кисть, которая образует с линией лука угол около 65°. Такой совершенный захват возможен только при асимметричной форме лука.

Правда, трудно сказать, что здесь было первым – яйцо или курица.

Какая из версий верна, думаю, значения не имеет. Обычно, народные традиции несут в своей основе важную и проверенную многовековым опытом основу. Даже если новейшая наука, порой, оспаривает рациональность каких-то обычаев, то со временем она всё равно приходит к тем же выводам, которые наши предки получили путем длительного пути проб и ошибок.

Подтверждением определенной рациональности асимметричной формы лука может служить существование подобной асимметрии в формах примитивных луков тихоокеанских аборигенов на островах Новые Гебриды или американских индейцев хида́тса в Северной Дакоте.

Немного о духе и технике кюдо

В основе кюдо (яп. 弓道, «путь лука»), искусстве владения луком, лежит японское традиционное военное  мастерство кюдзюцу (яп. 弓術, «искусство лука»), которое дополнено дзен-буддистской философией о стремлении к совершенству на пути к просветлению. Поэтому здесь присутствует и священное отношение к оружию, и облаченная в церемонию техника стрельбы, и философское наполнение каждого элемента кюдо. Поскольку в дзен отрицаются письменные источники, то истинная передача опыта происходит исключительно в общении ученика с учителем, и  через трансформацию и осмысление приобретенных знаний уже самим учеником. Зрелище состязаний по кюдо поистине завораживающе.

Используемые в кюдо форма и экипировка имеют жесткую регламентацию, отклонение от которой не допускаются, собственно, как и в других традиционных искусствах. Самым главным элементом здесь, конечно, есть лук юми – священный предмет, и отношение к нему соответственное. Не менее уважительное отношение и к стрелам я, и к тетиве цуру. Никак не обойтись в кюдо без специальной перчатки для стрельбы югаке, колчана для стрел ядзуцу и защитного чехла для лука юмибукуро. Форма – традиционная для японских будо: черные хакама (широкие брюки-юбка),  белые таби (японские носки-варежки), пояс оби, белая куртка-уваги. Для женщин нужен еще специальный защитный нагрудник мунеате.

Техника выстрела из лука – как танец из 8 неразрывных элементов:

  1. кюдока встает на позицию для стрельбы, правильно расставив ноги (асибуми),
  2. тело занимает определенное положение (додзукури),
  3. лук берется как для стрельбы и устанавливается стрела (югамаэ),
  4. юми со стрелой поднимается над головой в плоскость выстрела (утиокоси),
  5. руки разводятся в разные стороны, одновременно оттягивая и лук, и тетиву (хикивакэ),
  6. руки опускаются на горизонталь выстрела, и одновременно юми полностью натягивается (каи),
  7. выстрел (ханарэ),
  8. завершающая стадия дзансин – возвращение в исходное состояние.

Все это происходит, плавно перетекая из одного в другое, в определенном ритме дыхания. И кюдока полностью погружен в процесс, но не сконцентрирован на его выполнении, а, наоборот, пребывает в состоянии отрешенности, медитации.

Верховая стрельба из лука

Рассматривая японское искусство владения луком, нельзя обойти вниманием его верховую разновидность. Сейчас этот вид не так популярен, поскольку требует больших пространств для тренировок, умение скакать на лошади и очень сильные навыки в меткости стрельбы. До сих пор сохранилась только обрядовая конная стрельба из лука ябусамэ, которую проводят на религиозных праздниках и на особых официальных мероприятиях. Военная суть своеобразного 4-этапного ритуала простая, хотя и не легкая – необходимо на полном скаку поразить сразу три цели в виде самураев в полном боевом облачении.

А ранее лучники-всадники тренировались и в иных состязаниях. Инуоумоно было довольно жестоко, хотя с воинской точки зрения  эффективно. Тренировка меткости стрельбы практиковалась на живых собаках. Хотя их и не убивали, но стрелы сильно травмировали несчастных животных. Хорошо, что эта практика в прошлом. А в касагакэ воин должен был на полном скаку максимальное количество раз  поразить стоящую в стороне цель.

Популярность верхового вида стрельбы в свое время была настолько велика, что среди самураев проводились даже конные дуэли – мчащиеся навстречу друг другу всадники стреляли с лука (кто, сколько успеет) друг в друга.

Другие виды японских луков

Хотя весь мир наслышан о дайкю, и называет его просто юми (общее название для японских луков), все же в истории Японии существовали и другие виды луков:

  • Маруки  – деревянный и плоский. Эту первую форму дайкю из-за ее простого (однокомпонентного) типа строения многие выделяют в отдельный вид, уже из которого и произошел сложносоставной дайкю.
  • Сёкю («малый лук») – симметричный:
  • Адзуса – ритуальный лук для проведения синтоистских обрядов.
  • Судзу-мэ – лук для охоты.
  • Банкю – лук для караульной службы.
  • Ханкю – лук корейского происхождения и размером от половины до метра, композитный (китовый ус, дерево, сухожилия). Был очень эффективным в бою на коротких дистанциях, за что пользовался популярностью у путешественников (для хранения использовался кожаный лакированный футляр).
  • Ёкю – аналогичен ханкю, но не боевой, а развлекательный.
  • Каго-ханкю или риман-ханкю – уменьшенная копия ханкю из китового уса. И рукоять у него была немного смещена вниз. Пользовался успехов у даймё (высшая самурайская аристократия) за возможность стрелять из него не выходя из носилок.
  • Таби – складной лук.
  • Хоко – татарский лук, составной, из трех или более пластин бамбука, для стрельбы использовались дротики.

 

tairoom.ru

Асимметричный лук — Кюдо | Стрельба из лука России

Асимметричный лук — Кюдо

Официальный сайт МРОО «Федерация Кюдо»: http://kyudo.ru

Приказом Министерства спорта РФ №915 от 26.10.2018 две дисциплины Кюдо (асимметричный лук) были признаны и включены в вид спорта «Стрельба из лука».

Эти спортивные дисциплины в Российской Федерации развиваются с 2003 года. Российские лучники познакомились с Кюдо и приступили к его изучению в Японии.

С 2004 года по настоящее время российские лучники участвуют в мероприятиях, организованных Международной федерацией Кюдо (IKYF), Всеяпонской федерацией Кюдо (ANKF), Европейской федерацией Кюдо (EKF).

В 2009 году в Российской Федерации была создана межрегиональная общественная организация «Федерация кюдо» (МРООФК): членство в Российской федерации стрельбы из лука (РФСЛ) с 2018 года, членство в Международной федерации Кюдо (IKYF) с 2013 года, членство в Европейской федерации Кюдо (EKF) с 2012 года.

В 2009 году в Истринском районе Московской области был открыт первый специализированный объект для тренировок в Кюдо.

С 2010 года по настоящее время российские лучники принимают участие в чемпионатах мира. С 2011 года по настоящее время российские лучники принимают участие в чемпионатах Европы. В 2015 году в Москве был организован чемпионат Европы по Кюдо.

В 1948 году была основана Всеяпонская федерация Кюдо (ANKF), которая сейчас насчитывает около 500 000 человек. В Европейскую федерацию Кюдо (EKF) входят 24 национальные федерации, крупнейшие из которые: немецкая, французская, итальянская и российская. В 2006 году была основана Международная федерация Кюдо (IKYF). На текущий момент национальные федерации развивают Кюдо в 47 странах.

 

Техника стрельбы детально расписана. Согласно положениям Международной Федерации Кюдо (IKYF) в официально принятой технике существует восемь основных стадий.

  1. Постановка ног (переход в стойку для стрельбы).
  2. Подготовка положения корпуса. Стрелок подготавливает баланс всего тела и в сочетании с правильным дыханием делает положение тела спокойным, сконцентрированным.
  3. Изготовка с луком, формирование позы для начала стрельбы. Правой рукой выполняют захват тетивы. Левой рукой выполняется хват лука, далее следует фиксация взгляда в цель (мишень).
  4. Подъём лука. Существует два метода поднятия лука: из фронтального положения и из наклонного положения.
  5. Натяжение лука.
  6. Объединение, фаза полного натяжения лука. Прицеливание.
  7. Выпуск стрелы.
  8. Сохранение формы и духа

 

Экипировка включает в себя:

  • Японский лук. Изготавливают из натуральных материалов: бамбук и древесина, а также используют синтетические материалы (карбон и фибергласс). Лук является асимметричным – верхнее плечо 2/3 длины, нижнее – 1/3.
  • Стрелы. Для изготовления стрел используются древки (трубки) из различных материалов: бамбук, алюминий, карбон. Длина стрелы подбирается индивидуально в зависимости от растяжки лучника.
  • Тетива. Бывает натуральной и синтетической. Тетива должна подходить по размеру (длина тетивы) и силе (толщина, материал тетивы) к луку.
  • Катушка для хранения тетивы.
  • Перчатка. Подбирается индивидуально, по размеру кисти.
  • Колчан. Подбирается под размер стрел.

 

Форма для занятий состоит из:

  • Специальные штаны (как правило черного цвета).
  • Куртка (как правило белого цвета).
  • Специальные носки (как правило белого цвета).
  • Пояс широкий
  • Защита груди (для женщин)

 

В спортивном направлении Кюдо главенствует принцип соревнования. В одних видах состязаний победа определяется количеством пораженных мишеней, в других — общим количеством полученным баллов. 

Существуют турниры, в которых принята система комплексной оценки. Проводятся соревнования как по стрельбе с близкого — 28 метров, так и по стрельбе с дальнего расстояния 60 метров.  Турниры могут быть групповыми или индивидуальными. На соревнованиях по стрельбе с близкого расстояния лучник должен поразить 36-ти сантиметровую мишень с 28 метров. Если на соревнованиях принята система баллов или комплексной оценки, тогда может использоваться мишень с цветными секторами. 

Информация:

Новые дисциплины стрельбы из лука включаются во всероссийский реестр

Кубок ЦСКА. Кюдо (асимметричный лук)

В Екатеринбурге состоялся 2-й Кубок Урала по кюдо 

В Подмосковье прошел турнир по Кюдо додзё «Сейдокан»

www.archery.su

Лук «Неправильный» японский юми

Старая проверенная практика наращивания мощи за счет увеличения размеров рано или поздно наталкивается на барьер невозможной эффективной эксплуатации огромного устройства. Так было и с простым луком. По свидетельствам историков,  английские лучники ,стреляющие из знаменитых больших луков «лонгбоу», имели большие проблемы с нарушением костей плечевого сустава. В таких ситуациях, когда развитие доходит до своей критической точки происходит либо отказ от применения приспособления, либо находится революционное решение, резко улучшающее характеристики старого устройства.

Очевидно, что в цивилизации Древнего Востока такой переломный момент для лука наступил значительно раньше, чем в Европе. Два революционных решения было применено в азиатском луке:

Срез плеча сломанного лука. Слои (сверху вниз): 2 слоя сухожилий, бамбуковая основа с трещиной (причина поломки) и темная роговая пластина.

  • композитная структура – деревянная или бамбуковая основа, усиливалась со стороны «живота» роговыми пластинами, устойчивыми на сжатие, и оклеивалась эластичными и выдерживающими растяжение сухожилиями со стороны «спинки» лука. Все вместе оклеивалось и окручивалось сухожилиями и защищалось покрытием лака или другим материалом.
  • рекурсивная форма – изогнутый лук выпрямляется и сгибается в обратную сторону, что значительно увеличивает силу разгибания, и, как следствие, силу выстрела.

Улучшения обеспечили модернизированному луку увеличение его мощности в полтора раза.  Необходимость в солидных размерах отпала, потому что один человек уже не смог бы справиться с натягиванием тетивы большого лука.

Но что же случилось с луком страны Восходящего Солнца дайкю (яп. 大弓, «большой лук»), который обычно просто называют общим словом «юми» (яп. 弓, «лук»)? И почему он так не похож на другие традиционные восточные композитные луки, к благородному семейству которых он и принадлежит?

Нестандартная структура

В самый ранний период  японский лук юми имел простое строение из цельного куска древесины. Где-то в III веке н. э. он обрел длинную плоскую форму Маруки. С  IX-X столетия лук юми начал укрепляться впереди бамбуковыми пластинами (Фусэтакэ). В это время в Японию пришел и к XII веку окончательно закрепился дзен-буддизм с его негативным отношением к убийству животных. Когда в том же XII веке японский лук приобретает характерные для восточного типа 3 слоя, передний роговой слой, животного происхождения, не приживается. Вместо этого устанавливается своя структура Санмаэути – деревянная сердцевина с бамбуковыми частями на «животе» и «спинке». Дальнейшее развитие юми уже продолжалось в направлении все тех же комбинаций дерева и бамбука. В Сиходакэ был деревянный сердечник и бамбук со всех сторон. Начиная с 1550 г. в юми делают с передней и задней бамбуковой пластиной, твердой древесиной по бокам и пластинами бамбука внутри – вначале 3 у Санбонхиго, потом 4 у Ёхонхиго, и от 5 до 7 у Гохонхиго. Последняя форма считалась совершенной и с 1650 г. структура традиционного японского лука юми закрепилась. Тем не менее, дыхание нового времени коснулось и юми. С 1971 г. наряду с традиционной формой производятся стекловолоконные дайкю с деревянным сердечником и с передней и задней пластинами из армированного фиберпластика.

Самый большой в мире

Известный английский лонгбоу (длинный или большой лук) обладал размерами от 1,7 м до 2,1 м. Японский юми, который подбирается по длине руки, что, в общем-то, соответствует росту человека, для среднего европейца (165-180 см) имеет длину 2,27 м (тип «нисун-ноби»). Для более низких японцев (150-165 см) стандартным является «намисун» в 2,21 м, что больше самого длинного лонгбоу. А самый большой юми, хассун-ноби, имеет размер в 2,45 м. Такие внушительные размеры имеют простое логическое объяснение – мощность. Отсутствие у юми характерных для восточных луков роговых пластин и сухожилий негативно сказывается на технических характеристиках лука. Даже будучи Голиафом в мире луков, дальнобойность его – 100 м или немного больше, в то же время английский лонгбоу, который и сам значительно уступает турецкому луку, незащищенного противника поражает на расстоянии до 300 м.

Асимметричная форма

Пожалуй, самое необычное у юми это его форма. Обычно все луки являются симметричными. Хотя стрелки-мастера и различают у своих луков верхнее и нижнее плечо, но, все же, традиционно размеры  обоих плеч одинаковы – они симметричны. Японский дайкю стоит особняком в этом отношении. Захват юми (размещение рукояти юдзука) производится на одной трети длины лука. Таким образом, нижнее плечо в два раза короче верхнего плеча, т. е. лук несимметричный. Существует несколько версий-объяснений этому.

Лошадиная версия

Считается, что одно из плеч (ката) было укорочено из соображений удобства для всадника владением луком . Лук очень труден в обучении. Для совершенного владения им требуются годы тренировок, поэтому лук не является оружием плохо обученных мобилизованных воинов. Мастерами владения луком были профессиональные воины-самураи, который обучались  своему ремеслу, в т. ч. и владению луком, с самого детства. Обычно, они были богаты и имели во владении лошадь, тем более, что это значительно повышало боеспособность воина (пеший противник явно уступает верховому). Такая версия имеет право на существование, тем более, что в других странах всадники действительно пользовались короткими версиями луков. В Японии укорочено было только одно плечо лука, чтобы сохранить достаточную мощность, и того не слишком выдающихся характеристик, оружия.

Охотничья версия

Здесь все просто. Подстерегая добычу, охотник сидел или лежал в засаде. Длинный лук был бы неудобен в эксплуатации.

Растительная версия

Интересную трактовку озвучивают сторонники этой версии. Они утверждают, что поскольку растение, дерево или бамбук, имеют неоднородную, более плотную структуру ближе к основанию (корню), то изготовителям луков приходилось компенсировать слабость верхней части и силу нижней, перенося центр лука на нижнюю треть.  Собственно, такая трактовка проявляет неуважение к своим мастерам-изготовителям луков. Даже если допустить, что они не знали, как подбирается материал по плотности и упругости, то перенять опыт других народов они могли бы.

Эргономическая версия

Существует еще одна версия, связанная с характерным для дзен стремлением к совершенству. Симметричный лук удерживается вытянутой рукой с небольшим наклоном кисти. Давящая сила приходится не строго перпендикулярно, а под углом, что снижает надежность удержание лука в вытянутой руке.

 

Захват рукояти симметричного лука

Захват рукояти асимметричного лука

 

В искусстве владения луком кюдо захват рукояти тенучи происходит по прямой оси рука-кисть, которая образует с линией лука угол около 65°. Такой совершенный захват возможен только при асимметричной форме лука.

Правда, трудно сказать, что здесь было первым – яйцо или курица.

Какая из версий верна, думаю, значения не имеет. Обычно, народные традиции несут в своей основе важную и проверенную многовековым опытом основу. Даже если новейшая наука, порой, оспаривает рациональность каких-то обычаев, то со временем она всё равно приходит к тем же выводам, которые наши предки получили путем длительного пути проб и ошибок.

Подтверждением определенной рациональности асимметричной формы лука может служить существование подобной асимметрии в формах примитивных луков тихоокеанских аборигенов на островах Новые Гебриды или американских индейцев хида́тса в Северной Дакоте.

Немного о духе и технике кюдо

В основе кюдо (яп. 弓道, «путь лука»), искусстве владения луком, лежит японское традиционное военное  мастерство кюдзюцу (яп. 弓術, «искусство лука»), которое дополнено дзен-буддистской философией о стремлении к совершенству на пути к просветлению. Поэтому здесь присутствует и священное отношение к оружию, и облаченная в церемонию техника стрельбы, и философское наполнение каждого элемента кюдо. Поскольку в дзен отрицаются письменные источники, то истинная передача опыта происходит исключительно в общении ученика с учителем, и  через трансформацию и осмысление приобретенных знаний уже самим учеником. Зрелище состязаний по кюдо поистине завораживающе.

Используемые в кюдо форма и экипировка имеют жесткую регламентацию, отклонение от которой не допускаются, собственно, как и в других традиционных искусствах. Самым главным элементом здесь, конечно, есть лук юми – священный предмет, и отношение к нему соответственное. Не менее уважительное отношение и к стрелам я, и к тетиве цуру. Никак не обойтись в кюдо без специальной перчатки для стрельбы югаке, колчана для стрел ядзуцу и защитного чехла для лука юмибукуро. Форма – традиционная для японских будо: черные хакама (широкие брюки-юбка),  белые таби (японские носки-варежки), пояс оби, белая куртка-уваги. Для женщин нужен еще специальный защитный нагрудник мунеате.

Техника выстрела из лука – как танец из 8 неразрывных элементов:

  1. кюдока встает на позицию для стрельбы, правильно расставив ноги (асибуми),
  2. тело занимает определенное положение (додзукури),
  3. лук берется как для стрельбы и устанавливается стрела (югамаэ),
  4. юми со стрелой поднимается над головой в плоскость выстрела (утиокоси),
  5. руки разводятся в разные стороны, одновременно оттягивая и лук, и тетиву (хикивакэ),
  6. руки опускаются на горизонталь выстрела, и одновременно юми полностью натягивается (каи),
  7. выстрел (ханарэ),
  8. завершающая стадия дзансин – возвращение в исходное состояние.

Все это происходит, плавно перетекая из одного в другое, в определенном ритме дыхания. И кюдока полностью погружен в процесс, но не сконцентрирован на его выполнении, а, наоборот, пребывает в состоянии отрешенности, медитации.

Верховая стрельба из лука

Рассматривая японское искусство владения луком, нельзя обойти вниманием его верховую разновидность. Сейчас этот вид не так популярен, поскольку требует больших пространств для тренировок, умение скакать на лошади и очень сильные навыки в меткости стрельбы. До сих пор сохранилась только обрядовая конная стрельба из лука ябусамэ, которую проводят на религиозных праздниках и на особых официальных мероприятиях. Военная суть своеобразного 4-этапного ритуала простая, хотя и не легкая – необходимо на полном скаку поразить сразу три цели в виде самураев в полном боевом облачении.

А ранее лучники-всадники тренировались и в иных состязаниях. Инуоумоно было довольно жестоко, хотя с воинской точки зрения  эффективно. Тренировка меткости стрельбы практиковалась на живых собаках. Хотя их и не убивали, но стрелы сильно травмировали несчастных животных. Хорошо, что эта практика в прошлом. А в касагакэ воин должен был на полном скаку максимальное количество раз  поразить стоящую в стороне цель.

Популярность верхового вида стрельбы в свое время была настолько велика, что среди самураев проводились даже конные дуэли – мчащиеся навстречу друг другу всадники стреляли с лука (кто, сколько успеет) друг в друга.

Другие виды японских луков

Хотя весь мир наслышан о дайкю, и называет его просто юми (общее название для японских луков), все же в истории Японии существовали и другие виды луков:

  • Маруки  – деревянный и плоский. Эту первую форму дайкю из-за ее простого (однокомпонентного) типа строения многие выделяют в отдельный вид, уже из которого и произошел сложносоставной дайкю.
  • Сёкю («малый лук») – симметричный:
  • Адзуса – ритуальный лук для проведения синтоистских обрядов.
  • Судзу-мэ – лук для охоты.
  • Банкю – лук для караульной службы.
  • Ханкю – лук корейского происхождения и размером от половины до метра, композитный (китовый ус, дерево, сухожилия). Был очень эффективным в бою на коротких дистанциях, за что пользовался популярностью у путешественников (для хранения использовался кожаный лакированный футляр).
  • Ёкю – аналогичен ханкю, но не боевой, а развлекательный.
  • Каго-ханкю или риман-ханкю – уменьшенная копия ханкю из китового уса. И рукоять у него была немного смещена вниз. Пользовался успехов у даймё (высшая самурайская аристократия) за возможность стрелять из него не выходя из носилок.
  • Таби – складной лук.
  • Хоко – татарский лук, составной, из трех или более пластин бамбука, для стрельбы использовались дротики.

 

tairoom.ru

5 типов луков, сохранившихся с древних времен

Вместе с ростом популярности жанра фэнтези возрождается интерес к стрельбе из лука. В связи с этим мы решили вспомнить основные типы луков в истории, а также их знаменитых представителей – английский лонгбоу, египетский треугольник и скифский лук.


ПРОСТОЙ ДУГООБРАЗНЫЙ ЛУК

Сейчас сложно сказать, каким был самый древний лук каменного века, но очевидно, по форме он напоминал дугообразный, или простой, лук – изогнутую деревянную планку, перетянутую тетивой. В средневековой Европе их изготавливали из тиса, вяза, березы и можжевельника. Длина планки соответствовала размаху рук владельца либо его росту. Скажем, если ваш рост был 180 см, то и планка была 180 см, поэтому такой лук еще часто называют ростовым.

Пожалуй, самый известный представитель «дугообразных» – английский лонгбоу, который обеспечил англичанам успех в первые периоды Столетней войны. Длина этого лука доходила до двух метров, а стрелы пробивали пластинчатые доспехи французских рыцарей. Дальность полета могла достигать нескольких сот метров при начальной скорости 50-60 м/c.


Но у такого лука было множество недостатков. Во-первых, требовалась колоссальная сила натяга – 50-60 килограммов. Во-вторых, несмотря на простую форму, его изготовление было сложным занятием. Деревянный лук капризен и недолговечен, поэтому он требовал максимальной обработки. Луки держались в специальных условиях и растворах, специально сушились и защищались от влаги. В противном случае они сломались в первой же битве. В Англии лучных дел мастера освобождались от повинностей и налогов, что лишний раз свидетельствует о трудоемкости производства.

Но даже длительная сушка и обработка не спасали лук от его самого главного врага – влаги. Их нельзя было использовать в сырую погоду – размякшая древесина теряла свои пружинящие качества, а конопляная тетива рвалась. Не любили лонгбоу и мороз – при минусовой температуре они ломались при любой попытке выстрелить из них.

АССИМЕТРИЧНЫЙ ЛУК


Восточной разновидностью дугообразного луга являются ассиметричные луки Японии и Китая. Их рукоять располагается не посередине, а приблизительно в одной трети длины лука снизу. Откуда пошла такая форма, доподлинно неизвестно. Согласно одной версии, она позволяла стрелять с лошади в любую сторону ( англичане, как в целом и остальные народы Европы, не практиковали стрельбу на скаку, только с колесниц в древние времена). Другая гипотеза гласит, что подобная асимметричность позволяла стрелять сидя.

Одна из разновидностей этого класса – японский лук «юми», по сей день используется при занятиях кюдо («путь/учение лука») – традиционного японского искусства стрельбы из лука, который скорее напоминает медитацию, нежели боевую дисциплину. По длине юми превосходит лонгбоу и достигает иногда 2,5 метра. Истории известны случаи, когда такие луки делали еще длиннее. По легенде, у легендарного японского лучника Минамото (1139-1170 года) лук достигал 280 см.

Согласно историческим источникам, в средневековье его изготавливали порой настолько тяжелым, что одному человеку было не под силу выстрелить из него. Юми, применявшиеся в морских сражениях, натягивали 7 человек.

Сегодня японский лук изготавливается, как и в древние времена, из бамбука, дерева и кожи. Стандартная дистанция прицельного полета стрел составляет 60 метров. Такое оружие в руках мастера стреляет на расстояние до 120 метров.

Наконечники стрел делают полыми, при полете они издают свистящие звуки. Легенды рассказывают, что таким образом воины отпугивали злых духов. Кроме того, считалось, что свист стрел устрашал врагов.

ЛУК С ДВОЙНЫМ ИЗГИБОМ (РЕКУРВЕД)


Главным недостатком простого дугообразного лука оставалось тугое натяжение. Сколько продержится лучник на поле боя, если при однократном выстреле он тратит столько же сил, как при поднятии 60-килограммовой гири ( с случае с лонгбоу). Очевидно, что недолго. Значит, надо было как-то уменьшить нагрузку и при этом не проиграть в дальности полета стрелы и силе поражения. Впервые этого добились древние египтяне, отогнув концы лука вперед в состоянии без тетивы. Таким образом, уже при сгибе лук был достаточно напряжен, и сил на натяжение нужно было тратить намного меньше.


Дальность полета от этого только увеличилась (при том же натяге, что и на простом луке). Этим способов впоследствии воспользовались башкиры, персы, индусы. Сегодня лук с двойным изгибом называется рекурведом и пользуется популярностью среди ролевиков.

УГЛОВОЙ ЛУК


Еще одним изобретением древних египтян III-II тысячелетия до нашей эры был угловой, или треугольный, лук. Он уже относился к сложносоставным лукам, и изготавливался из древесины разных пород и роговых пластин. При надетой тетиве он образовывал треугольник, а при натяжении полукруг, но сгибались только его плечи – угол в центре лука оставался жестким. Это позволяло избежать резкого рывка, а значит, увеличить точность. Изображения таких луков встречаются на печатях Месопотамии, росписях в египетских гробницах и ассирийских рельефах. Оригинальные треугольные луки были обнаружены археологом Картером в гробнице Тутанхамона. Судя по всему, такая конструкция применялась в течение примерно двух тысяч лет — с 2400 до 600 года до нашей эры, когда скифы положили конец Ассирийской империи, а вместе с ней и всем изготовителям треугольных луков.

Конструкция углового лука позволяла производить точный и плавный выстрел. Длина натяжения тетивы составляла 110 см. При этом за счет своей формы угловой лук, подобно рекурведу, был под натяжением и облегчал задачу стрелку.

Сегодня подобный тип лука практически не встретишь. Но секрет производства не утерян, благодаря находкам Картера. Поэтому большие любители редкого оружия иногда берутся за его реконструкцию.

ЛУК С ЧЕТЫРЬМЯ ИЗГИБАМИ (РЕТРОФЛЕКСНЫЙ)


Скифы, которые были «всегда на коне», еще больше упростили себе задачу натяжения, изобретя лук с четырьмя изгибами. Такого результата они добились путем склеивания дуги из разных пород дерева. Скифы подметили, что некоторые древесные породы, из которых сделаны луки, ломаются на спине, а некоторые на животе лука, и в результате сделали вывод, что на спину лука лучше пускать более мягкую и гибкую древесину, тогда как на живот относительно твердую. Скифы также придумали, что изогнутые концы лучше всего не выгибать над паром или во время роста живого дерева, как это делали индейцы, а лучше их делать из цельных рогов или костей животных, которые попросту приклеивали и приматывали к концам лука.

Скифский лук представлял собой «деревянную пружину» — механизм, который всегда был готов к бою. Его не приходилось натягивать «с нуля» — 80% его было уже заряжено за счет формы. Натянуть оставалось лишь 20%. Это делало его незаменимым в бою, как для пешего, так и для конного воина. Поскольку для натяжения такого лука не требовалось большой мускульной силы, он был фактически главным оружием скифских легкоконных отрядов, состоявших из юношей, девушек и молодых женщин.


Так как скифы были кочевниками, некоторые элементы их вооружения, в том числе и лук, распространились на территории Древней Греции, Причерноморья и Ближнего Востока. Впоследствии он использовался и нашими предками – древними славянами. Свое дальнейшее развитие он получил в турецком луке. Турки увеличили дальность полета за счет усиления кривизны – плечи турецкого лука в состоянии без тетивы практически замыкаются в кольцо с противоположной стрелку стороны. Такие луки называются ретрофлексными. Дальность полета стрелы турецкого лука достигает 400-500 метров. Рекорд установил турецкий султан Селим III на соревнованиях в Стамбуле в 1798 году — дальность его выстрела составила 889 метров.

vova-91.livejournal.com

Скифский лук: andrewbek_1974 — LiveJournal

Композитный скифский лук, 5-3 век до нашей эры, Восточная Европа. Общая длина 1110 мм. Также сохранилась деревянная часть колчана (длиной 660 мм), оформленная в «зверином» стиле, характерном для скифов, и части тетивы.

Двояковыгнутый немного ассиметричный лук, наибольшая толщина 27х29 мм, с сужением к законцовкам плеч. Основа лука склеена из двух планок различных пород дерева.На внутренней стороне лука роговые накладки. Спина лука покрыта слоями сухожилий, уложенных в клеевой слой повдоль, с промежуточной проклейкой древесиной. Законцовки плеч из рога. Изгибы плеч дополнительно проклеены обмотанными сухожилиями, уже поперек. Потом еще слой обмотки из растительных волокон под углом. Законцовки плеч дополнительно обмотаны сыромятной кожей. Первоначально финальным покрытием лука была березовая береста, предохранявшая его от намокания. Также на луке налипли остатки шерсти с колчана. Крученная тетива из сыромятной кожи: два остатка сохранились. КЛИКАБЕЛЬНО

Фото Hermann Historica

П.С. Произведение искусства!
П.П.С. Чего-то происхождение лука мену смущщаеть. Опять вна разграбили захоронение скифское?

andrewbek-1974.livejournal.com

история создания, форма, материал для тетивы, особенности отношения, методы и нюансы ухода за юми

Тяжелые юми обычно использовали в морских сражениях. Огромные стрелы поражали вражеские лодки. Этот лук имеет двухтысячелетнюю историю. В настоящее время он используется для занятий кюдо и различных обрядов.

Особенности юми

Традиционный японский лук изготавливают из дерева, бамбука и кожи. Современные аналоги создают из угле- и стекловолокна. Японский лук — оружие асимметричной формы. По одной из версий, такая форма более удобна для стрельбы с лошади. Также из юми можно стрелять с колена и стоя.

Техника стрельбы из лука

Особенность японского лука в том, что стрелок использует более длинные стрелы, натягивая тетиву за ухо. При этом стрела удерживается неподвижно одной рукой, а другая натягивает тетиву луком. Европейская техника предусматривает натягивание стрелы той рукой, в которой лучник держит стрелу. Всадник поднимал японский лук юми вверх и разворачивал его вертикально.

Пешие войны во время похода держали лук сбоку. При стрельбе юми также поднимали и разворачивали. Захват стрелы производился с помощью специального костяного кольца. Иногда вместо него использовали перчатки с кожными накладками. После выстрела лук свободно проворачивался в руке. Такая техника наименее травмоопасна, но требует долгих тренировок. Наконечники стрел полые. Поэтому при полете они издают характерный свист. Считается, что так стрелок отпугивает злых духов и устрашает своих врагов. Свист стрелы также был сигналом о начале боя.

Лучники и их оружие

Японские лучники отличались выносливостью и скорострельностью. Опытный мастер поражает мишень с расстояния 60-120 м. Тетиву для юми делали из пеньки. Современные лучники предпочитают ей различные синтетические материалы. Тетиву не меняют до обрыва. Место, в котором стрела соприкасается с тетивой, усиливают нитью с клеем.

Отношение к юми

Люди, занимающиеся кюдо (японское искусство стрельбы из лука), верят, что юми содержит часть души изготовившего его мастера. Поэтому к нему относятся как к живому человеку, защищают от жары и холода. К луку нельзя прикасаться без разрешения его владельца. Также нельзя переступать через лежащий на земле лук. Юми нужно хранить в помещении с определенной влажностью воздуха, чтобы он не потерял свою форму. При этом можно корректировать форму лука, натягивая и ослабляя тетиву. Также для этого используют специальные приспособления. При должном уходе юми может прослужить своему хозяину несколько десятилетий.

Искусство стрельбы из лука

Кюдо относят к традиционным боевым искусствам. В середине ХХ века оно трансформировалось в вид спорта. Кюдо появилось во времена монгольского нашествия на Японию. Тогда начали создаваться первые школы по стрельбе. Большое внимание уделялось воспитанию духовной личности воина. Поэтому кюдо для японцев — это еще и образ жизни. На это искусство огромное влияние оказал дзен-буддизм.

Стрельба из японского лука стала особым ритуалом. Она значительно отличается от традиционной европейской техники. При стрельбе большая часть лука находиться под держащей его ладонью. Диаметр мишени — 36 см. Расстояние до нее — 28 м. Мастер должен соблюдать все формы и правила кюдо. Это гораздо важнее попадания стрелы в цель. В Японии этим боевым искусством занимается 500 тысяч человек. Это государство издревле называют Страной Длинных Луков.

Учить стрельбе начинали с детства. Будущий лучник удерживал в вытянутой руке тяжелый посох, постепенно увеличивая время. Юми изготавливали из дешевых природных материалов. Поэтому японский длинный лук был самым доступным оружием.

Использование в бою

Юми незаменим в любых природных условиях. Его использовали в морских боях, для обороны берегов, горных массивов, лесных засад. Опытный лучник на коне легко справлялся с группой пехотинцев. Удобна форма лука позволяла ему стрелять в любую сторону, резко поворачивая корпус. Такое занятие было обычным делом для благородных самураев. Для обезвреживания война с луком необходимо было убить его коня. Менее состоятельные японцы становились пешими лучниками. Их использовали для штурма замков и других укреплений. Войны выстраивались в несколько рядов. Каждая линия выпускала стрелы поочередно, пока другие лучники готовились. Это позволяло обрушить на противника непрерывный град из стрел. С изобретением мушкетов эффективность использования конных лучников стала минимальной. Но самураи не прекращали заниматься этим искусством. В их резиденциях создавались огромные стрельбища, на которых устраивались соревнования. Юми также применяли для охоты. Убийство конным лучником оленя было редким событием. В этом случае в семью самурая отправляли гонца с сообщением.

Турниры

Лучших лучников набирали для охраны сегунов и в дворцовую стражу императора. Среди них проводились турниры, на которых оценивалась не только точность стрелка, но и его скорость и выносливость. Лучник Вади Деихати в 1686 г. за сутки выпустил 8 тысяч стрел, каждая из которых поразила мишень. Лишь через 150 лет другой стрелок, Масатоки, повторил его достижение. Японские женщины пользовались небольшими луками — адзюса-юми.

Ханку, екю, еко-юми, дайкю — названия боевых типов луков. Таби-юми — складной лук. Ко-юми — лук ниндзя. Каждый род самураев пользовался стрелами с особой формой наконечников. По отделке колчанов можно было определить ранг война. Изначально кюдзюдзу считалось искусством стрельбы из лука. Его главной целью было повышение физической выносливости и психологической устойчивости война. Мастера кюдзюдзу защищали границы побережья от монгольского вторжения. Постепенно воинское искусство превратилось в систему для духовного совершенствования кюдо.

Материалы

Лук изготавливали из японского тиса и укрепляли пластинами бамбука. Все части лука смазывали рыбьим клеем и стягивали. Затем изделие обтягивали конопляными нитями и покрывали лаком. Луки генералов обматывали по всей длине. Тетива изготавливалась отдельно специальными мастерами. Ведь она считалось самой важной частью оружия. Для ее изготовления использовали сухожилия животных, кожу, шелк и другие материалы. Тетива также обматывалась нитью. Во время натягивания тетивы на лук мастер зажимал в зубах дополнительную петлю на ней. Лук хранили в специальном чехле из кожи или материи. К колчану война крепили деревянный футляр с запасной тетивой, намотанной на специальную катушку. Стрелы изготавливали из прочных и легких пород дерева. Некоторые стрелы склеивали из четырех фрагментов и обматывали пальмовым лыком. Затем стрелу сушили, проверяли и балансировали с помощью оперения. Чаще всего использовали перья филина и орла. На задней стороне стрелы делали выемку для тетивы.

Наконечники делали из камня, рогов животных. Затем их сменили на бронзовые и железные. Наконечники вбивали в стрелу и закрепляли обмоткой. Их форма зависела от назначения. Существовали «родовые» наконечники. На них изображался фамильный герб. Такие стрелы оставались в колчане и не использовались в бою. По ним опознавали самурая в случае гибели. Колчаны были двух типов — открытые и закрытые. В первых стрелы отделялись друг от друга перегородками. Так их оперение не повреждалось. Стрелу можно было легко извлечь из колчана. От выпадения их удерживали специальные шнуры. Закрытые колчаны надежно удерживали стрелы и защищали их от дождя. Они закреплялись на спине или поясе война двумя кожаными ремнями. Лук и колчан хранили в доме на специальных подставках. Обычно длина стрелы не превышала 1 м, средний диаметр — 14 мм, масса — 80 г.

Левая рука

Войны считали свою левую руку, в которой держали лук и меч, более нужной, чем правая. Самурай повредивший левую конечность считался бесполезным в бою. У японских якудза сохранился обычай отрезать себе палец на левой руке в знак признания своей вины. До сих пор жители Страны восходящего солнца с почтением относятся к лучникам и японскому луку. Фото со стрелками любят делать туристы, путешествующие по этой стране.

Некоторые термины

Иноуномо — упражнение, в котором конный лучник стрелял по собакам тупыми стрелами. При этом пространство ограничивалось веревками. Касагакэ — еще одно упражнение. Конные стрелки должны были преодолеть определенное расстояние и поразить мишень.

Ябусаме — специальная церемония, которая включает изгнание злых духов, гадание и стрельбу из лука. В ее начале один из стрелков выпускает стрелу в небо в знак вечного мира.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *