Как назывались корабли викингов? — Other
Мне всегда нравилась культура викингов, именно поэтому я занялся изучением их истории и традиций. Наиболее мое внимание привлекает их оружие, мифология и корабли, ведь именно викинги были новаторами в кузнечном и мореходном деле. Созданный ими меч Ульфберт, имел хорошие показатели стойкости и эластичности стали, а корабли, драккары, на столетия опережали суда других цивилизаций.
Корабли викингов
Родина викингов — суровое и опасное место, и иногда, чтобы выжить, нужно быть очень изобретательным. Так во время путешествий через горы, болота и реки, нужно иметь легкий и практичный корабль. А умелые кораблестроители викингов предоставляли им множество вариантов:
- боевые корабли;
- торговые корабли;
- грузовые судна.
Боевые корабли викингов
Самый знаменитый и эффективный корабль викингов — это драккар, названый в честь драконов из легенд. Эти корабли могли плыть против течения реки и причаливать к пологим берегам. Драккар изготовляли из самых стройных и высоких деревьев ясеня, что позволяло изготовить лодку длинной в двадцать метров. На борту этих кораблей можно было разместить до ста человек. Викинги расставляли на борту корабля свои щиты, тем самым укрепляя корабль, и предоставляя себе дополнительную защиту.
Торговые корабли викингов
Помимо как свирепых воинов, викингов в Азии знали и как хороших торговцев, а торговые корабли — кнорры способствовали их обогащению. Внешне кнорры были схожи с драккарами, но их, как правило, строили из менее качественного дерева, например сосны. Также эти корабли предназначались для перевозки грузов, поэтому кнорры были намного шире и вместительные, чем драккары.
Викинги — умелые навигаторы
Викинги были самыми искусными мореходами — они ориентировались на звезды, солнце, луну, повадки птиц. Еще викинги ориентировались за временем, которое они провели в море. В сериале «Викинги» Рагнар Лодброк ориентируется на море с помощью лупы и компаса.
Прекрасные строители кораблей
Умелые кораблестроители тщательно относились к подбору деревьев, используемых для строительства драккаров. Срубив дерево, мастера сразу же обрабатывали его, раскалывая вдоль для получения одинаковых досок. Из досок мастера делали каркас и оббивку корабля, укладывая доски внахлест, тщательно подгоняя каждую под размеры борта. Для скрепления досок между собой, пользовались деревянными или стальными гвоздями. На постройку одного корабля, в зависимости от количества мастеров, уходил месяц кропотливой работы.
travelask.ru
Драккары – традиционные парусники викингов
13.07.2016
Среди традиционных лодок можно выделить как те, что до сих пор эксплуатируются (причём чаще всего как развлечение для желающих экзотики туристов), так и те, что канули в Лету, но возрождаются режиссёрами исторических кинолент и любителями реконструкций прошлого.
К последнему типу лодок можно отнести и скандинавские драккары – корабли викингов. Такие суда сейчас редко повстречаешь на водных просторах, хотя когда-то они бороздили моря и океаны, а не только прибрежные воды Норвегии, и, как утверждают историки, даже достигли берегов Америки ранее каравелл Колумба.
«Драконы» из норвежских фьордов
В переводе с норвежского название традиционной лодки викингов звучит как «корабль-дракон», что связано с характерными устрашающими украшениями в виде резных скульптур (чаще всего именно драконов) в носовой части таких судов. Иное название драккаров – Langskip, т.е. «длинные корабли», что также связано с особенностями судостроения скандинавов, делающих свои деревянные суда узкими (шириной до 2,6 м), длинными (от 35 до 60 м), с высоко поднятой загнутой кормой и носом. Драккарами также называли и всю флотилию скандинавских боевых кораблей, на которых викинги осуществляли свои набеги с моря на чужеземные территории.
Это интересно! Набалдашник в виде головы дракона было принято убирать с носа драккара, когда судно приближалось к дружественным землям. Викинги верили, что так они смогут избежать гнева добрых духов. Кроме того, такие «украшения» присутствовали только на боевых драккарах, тогда как аналогичные рыбацкие и торговые суда викингов не имели ничего подобного.
Перемещались драккары по водным просторам посредством гребли вёслами (на особо больших судах насчитывалось до 30-35 пар вёсел), а также содействия попутного ветра, дующего в распростёртый посреди судна прямоугольный (реже квадратной формы) парус. Паруса изготавливались из овечьей шерсти. На одно обширное полотнище могло уйти до 2 тонн шерсти и пару лет работы по его созданию, поэтому паруса были весьма ценной составляющей драккаров.
Управление же осуществлялось за счёт рулевого весла, установленного по правому борту судна. При наличии таких «двигателей» драккары могли развивать скорость до 10-12 узлов, что по тем временам могло быть приравнено к довольно высоким «техническим показателям». Лодки викингов могли перемещаться как по узким заливам, так и по широким морским просторам. Доподлинно известно, что скандинавские драккары достигали берегов Гренландии и Исландии, и даже побережья Северной Америки (что впоследствии было уже не раз доказано повторением маршрута на аналогичных судах-репликах).
Это интересно! Помимо драккаров, у викингов были ещё и снеккары – «корабли-змеи», обладавшие меньшими габаритами и способные развивать скорость до 15-20 узлов, и кнорры – торговые корабли. Кнорры были шире драккаров, но при этом развивали меньшую скорость и не предназначались для хождения по речному мелководью.
Обладавшие низкими бортами драккары нередко сливались с высокими волнами, что позволяло викингам осуществлять внезапную высадку на берег, будучи совершенно не ожидаемыми противниками. Вполне вероятно, что и наименование «викинги», дословно звучащее как «люди из фьордов», также возникло по причине внезапно возникающих из прибрежных заливов кораблей с устрашающими драконьими головами.
Драккар – дом викинга
Драккары были деревянными судами, при постройке которых предпочтение отдавалось ясеню, дубу и сосне. Для изготовления киля и шпангоута изначально выбирались деревья, обладающие естественными изгибами. Для бортовой обшивки использовали исключительно дубовые доски, которые накладывались внахлёст. Кроме того, по бокам судно было защищено щитами.
Это интересно! Считалось, что для постройки драккара достаточно наличия лишь топора (или же нескольких его разновидностей), хотя нередко использовались и другие инструменты.
Скандинавы считали корабль своим домом. Подобно коню для кочевника, корабль для викингов был главным сокровищем, за которое не жалко было и жизнь отдать в схватке с врагами. Даже в последний путь скандинавских конунгов (вождей племён) отправляли именно в драккарах. Некоторые сохранившиеся до наших дней погребальные суда можно увидеть в музее кораблей викингов в Норвегии.
Об особо трепетном отношении викингов к своим кораблям свидетельствуют и оригинальные наименования драккаров: «Лев волн», «Морской змей», «Конь ветра» и т.п., которые известны из древних скандинавских саг. И мореходные качества этих судов вполне оправдывали столь поэтичные наименования. Когда в 1893 году копия средневекового драккара, получившая название «Викинг», пересекла Атлантику за 27 дней, обогнав при этом иные парусные суда, было наглядно доказано, что с кораблями викингов во времена их существования за лучшие мореходные качества мало кто мог бы посостязаться.
Корабли из скандинавских саг в наши дни
Строчки из песни Хэтфилда «Медленно драккары уплывают в даль, в стречи с ними ты уже не жди…»
напоминают, что эпоха викингов и драккаров давно канула в Лету, но находятся энтузиасты, неравнодушные к историческому наследию скандинавов, которые пытаются воссоздать кусочек прошлого в настоящем.К примеру, самый большой драккар современности – «Harald Fairhair», на строительство (а точнее – воссоздание древней копии) которого ушло почти 5 лет, был создан специально для пересечения Атлантики и возможности наглядно доказать, что корабли викингов могли достичь побережья Северной Америки (что и было осуществлено летом этого года).
Это интересно! На набережной Выборга можно увидеть типичные драккары викингов с необычной историей.
Суда не историческое, а созданные на судостроительном заводе Петрозаводска специально для съёмок фильма «И на камнях растут деревья» (1984 г.), которые проходили в этом городе. За образец был взят реально существовавший Гокстадский корабль. Режиссёр фильма Станислав Ростоцкий после завершения съёмок подарил лодку жителям города в благодарность за помощь в съёмках картины. Но сейчас уже можно полюбоваться лишь на новые модели – созданные в 2009 г. на верфи Выборга на замену почерневшим «киношным» кораблям.
Многие любители исторических реконструкций неоднократно принимают попытки воссоздать тот или иной реально существовавший скандинавский драккар, используя те же простейшие технологии судостроения викингов. Для примера, на воссоздание одного из наиболее известных в истории драккаров – 30-метрового «Havhingsten fra Glendalough» потребовалось порядка 300 дубов, 7000 гвоздей, 600 л смолы (все изготовленные викингами суда пропитывались смолой) и 2 км канатов.
Реконструкции исторических судов викингов пользуются популярностью среди жителей Дании и Норвегии, но чаще всего реконструируют не драккары, а снеккары, на которые не требуются большие команды для управления.
Викинги хоть и вошли в историю как морские грабители, не хуже пиратов Карибского моря, но можно сказать, что их кораблестроительные традиции послужили базовой основной для создания средневековых парусников Западной Европы, взявшей на вооружение успешные конструкции скандинавских драккаров.
proboating.ru
Викинги и их корабли (часть 4) » Военное обозрение
Змей мчал сына Трюггви,Молодца, по волнам,
Пасть разинув злую,
Златом пообжату.
Олав взлез на Зубра,
Знатна волка водна.
Зверя мыло море
Мощный рог в дороге.
В большинстве своем люди у нас все же наслышаны о викингах и их кораблях, да и век интернета все-таки, поэтому вроде все уже знают, что плавали они на длинных таких судах с одной мачтой с полосатым парусом и головой дракона на форштевне. Других судов у них вроде бы и не было? Или были? На самом деле типов судов у раннесредневековых скандинавов было множество, и все они отличались друг от друга, как, скажем, «Матиз» отличается сегодня от того же «Мерседеса». Для плаваний ради торговли предназначались кнорр и каупскип; для военных походов за добычей — шнекка (что означает «тонкий и выдающийся»), скейд (можно перевести как «рассекающий воду») и дракар или «дракон» — название, которое, таким кораблям давали из-за обычая вырезать голову дракона на форштевне таких кораблей.

Фердинанд Лике, «Набег викингов» (1906). Не знаю, может быть с точки зрения живописного мастерства Фердинанд Лике и был замечательным художником, но в отношении истории – фантазер еще тот. У викингов не было «бочки» на мачте, более того, сама мачта на его картине стоит не там, где надо. Она сдвинута влево к борту. А это уже неумение правильно строить перспективу. Щиты на бортах… Зачем они в набеге здесь? Да еще среди них один прямоугольный. Мечи в руках у викингов явно бронзового века, хорошо еще, что шлемы не с рогами! Но самое, конечно, удивительное это таран! Откуда он это взял? Ведь находки судов викингов уже были известны. Изображения рунных камней опубликованы… Нет, не нравятся мне такие вот живописцы! Суда широкого спектра назначения, которые равным образом подходили и для торговли, так и для пиратских набегов – такие, как, например, найденный корабль в Гокстаде, обычно именовались скута или карфи. Главное же отличие между судами торгового назначения и военными состояло в том, что первые, то есть кнорры и каупскипы были короткими, но широкими, имели высокий надводный борт, а также прежде всего зависели от площади парусности. Военные же суда, напротив, были узкими и длинными, имели меньшее водоизмещение, что позволяло подниматься им вверх по рекам и свободно преодолевать прибрежное мелководье, имели значительно большее число весел. Поэтому-то военные корабли викингов и получили весьма характерное название ландскип — или «длинный корабль» («ладья»).

Еще один «длинный корабль». Музей викингов в Хедебю.
Но и боевые суда викингов могли сильно различаться по размерам. Их обычно классифицировали по количеству скамеек (банок) для гребцов (сeссa), или же наличию промежутков между поперечными балками («места», рум или спантрум). Например, в X в. тринадцатибаночный корабль (триттансесса, т.е. судно, имеющее 13 мест для гребцов (банок) с каждой стороны, или 26 весел) был по размерам наименьшим из тех судов, которые можно было отнести к военным — т.е. которые были еще меньше, считалось для войны уже непригодными. Так, например, известно, что в набегах викингов на Англию в конце IX в. участвовали 16—18-баночные суда, в то время как англо-саксонская летопись сообщает, что Великий король Уэссекса Альфред в 896 г. уже строил 60-весельные корабли (имевшие 30 мест для гребцов с каждой стороны), в два раза большие по размерам, чем суда у викингов.

Корабль из Осеберга. Музей кораблей викингов в Осло.

Кстати, в Норвегии очень чтят свою историю. Об этом свидетельствует большое количество музеев в Осло и других городах. Один из них — Музей викингов, расположенный на полуострове Бюгдё, посвящен сразу трем погребальным кораблям, найденным в конце XIX века в погребальных курганах. Здесь все лаконично, просто и торжественно. Большие старинные окна, много пространства и света, но света старины, истории. Удивительно, что форма окон и архитектура здания напрямую связаны с ощущением времени. Просторно, словно на дне прозрачного моря стоят эти корабли… черные, строгие и будто бы живые…
Поэтому 16-баночный корабль, найденный в Гокстаде (относящийся примерно к этому же времени), был минимального размера для того, чтобы считаться военным судном. Стандартным же размером для боевых кораблей стали 20 или 25-баночные суда. Тридцатибаночные тоже строили, но в очень небольшом количестве. Гигантские военные суда, имевшие больше 30 банок, появились лишь в самом конце X в. Самым известным среди них был «Длинный змей» короля Олафа Тригвассона, имевший 34 скамьи (или места для гребцов). Его построили зимой 998 г.; но в то время, скорее всего, были и другие подобные ему суда. Известны и 35-баночные корабли, сооруженные в XI—XIII вв. Прежде всего, это «Великий Дракон» короля Харальда Хардрада, построенный зимой 1061 —1062 гг. в Нидаросе.

Изготовление реплики украшения судна из Осеберга.
В «Саге короля Харальда» этот корабль описывается как более широкий, чем обычные военные корабли, подобных размеров и пропорций, но принципиально такой же, как и они. Нос украшает голова дракона, на корме — его хвост, причем носовая фигура была позолочена. На нем было 35 пар мест для гребцов, и он был просто огромен даже для судов своего класса.

А вот так эта деталь выглядит в итоге.
Среди пяти кораблей, найденных в Скулделева, один как раз и оказался очень большим, хотя и оказался он в плохом состоянии. Специалисты считают, что его размеры приблизительно составляли 27,6 метров в длину и 4,5 в ширину, а был он 20—25-весельным. Были раскопаны и другие образцы судов викингов: например, в Лэдби (время захоронения ок. 900-950 гг.), длина которого была 21 м, а весел 12 пар; в Туне (время захоронения ок. 850—900 гг.) — длина 19,5 м и с 11 парами весел. Кстати, судно из Осеберга имело 15 пар весел; а гокстадский корабль был немного больше и потому у него было 16 пар. Кстати, кнорр, что нашли в Скулделеве — это пока что единственное торговое судно, что было обнаружено в последние годы. Его размеры: 16,20 на 4,52 м.

Некоторые новоделы судов викингов по-настоящему велики. Вот, например, драккар «Харальд Прекрасноволосый».

Он же – вид спереди.

А это его «голова». Эффектная, ничего не скажешь, но сразу бросаются в глаза отличия в художественной манере оформления таких «голов» у викингов и у тех, кто сегодня им подражает. Форма одна – но вот содержание декапировки совершенно разное!
И боевые, и торговые корабли викингов имели две палубы, приподнятые в носовой и кормовой оконечностях. Между ними простиралась палуба, обшитая досками, которые специально прикреплялись неплотно и могли подниматься при укладке грузов в трюм. Во время стоянки на якоре или пребывании в гавани ее накрывали большим тентом наподобие большого шатра, а мачту убирали. Сага «Сварфдела», например, описывает 12 кораблей, стоящих на якоре в таком вот виде: «Все покрытые черными тентами. Из-под тентов пробивался свет, где сидели люди и пили».

«Голова» драккара. Музей истории культуры. Университет в Осло.

Еще одна похожая голова…

Эта же голова с другого ракурса. Музей кораблей викингов. Осло.
Все, и даже дети, сегодня представляют себе корабли викингов со щитами по бортам. И, да, действительно считается, что команда обычно вешала их вдоль планширя. Вопрос лишь в том, как часто это делалось и зачем? Отдельные специалисты считают, что, вывесив так щиты, грести невозможно. Но мнение это основано лишь на примере гокстадского корабля. На нем и вправду щиты, будучи привязаны ремнями к деревянной рейке, действительно закрывали отверстия для весел. Но уже на осебергском судне они были прикреплены с наружной стороны планшира так, что гребле не мешали. Ну, а если мы опять-таки обратимся к сагам, то там прямо написано, что щиты так вывешивали. Например, в саге «Битва на фьорде Гафрс» написано, что планшири «блестели начищенными щитами», а в «Сражении на реке Нисса» в 1062 г. «воины сделали укрепление из щитов, навешанных вдоль планширя». Подтверждается это рисунками на камнях с острова Готланд, где видно, что щиты как раз таким образом на кораблях и расположены.

Резная голова драккара «Хугин». Эффектная, не спорю, но ж очень какая-то… декоративная!
Вот что действительно необычно, так это то, что на всех судах викингов палубы совершенно гладкие. Ни в одном из них не было ни намека на существование каких бы то ни было скамеек для гребцов. Поэтому считается, что гребцы сидели на своих сундуках. Во всяком случае сундуки с осебергского судна были вполне пригодны для сидения.

Вот он какой, «Хугин». Красавец, не правда ли? И щиты в масштабе. Но… неужели у всех они были одинаковыми?
Правда, есть вроде бы сведения, что скандинавские моряки того времени хранили все свои вещи не в сундуках, а в кожаных мешках, которые одновременно служили им и спальными мешками. Но как все-таки было точно неизвестно! На одном из боевых кораблей, обнаруженных под Скулделевым, в качестве сидений могли быть использованы поперечные балки. Есть и такое предположение, что гребцы вообще… стояли. Сами весла в среднем имели длину около 5 метров, на гокстадском корабле они были длиной от 5,10 до 6,20 м. Причем обычно греб веслом один гребец, но в бою ему в помощь выделялись еще двое: один защищал гребущего веслом от вражеских метательных снарядов, другой был сменщиком и ожидал своей очереди.

Одна из первых моих моделей кораблей викингов фирмы «SMER». Уже тогда, в конце 80-ых, когда я начал только-только получать модели с Запада, мне бросились в глаза и какие-то странные, пуговичного вида щиты, и странные голова и «хвост», хотя фигурки мне очень понравились. Что было делать? Отрезал «голову» и «хвост» и сделал их самостоятельно. Выбросил щиты-пуговицы и тоже сделал их сам.
Для движения в открытом море викинги поднимали на своих судах прямо-таки огромные по размерам квадратные паруса. Их стали использовать в VIII веке, и это, несомненно, являлось одним из тех значимых технологических новшеств, которые обеспечили расцвет их цивилизации. Как пример их эффективности можно привести плавание судна-реплики «Викинг» — точной копии гокстадского корабля, пересекшего Атлантический океан под парусом за 28 дней. При этом он мог часами удерживать скорость до 11 узлов, что было для того времени хорошим показателем и для большинства паровых судов, ведь далеко не все они были рекордсменами, боровшимися за «Голубую ленту Атлантики».

За что я не люблю «модельные сайты», так это вот за такие модели. Вроде бы все очень точно. Но… «металлизированные» детали на осебергском судне не были металлизированы, а если и были, то были бы… позолочены. Одинаковые щиты… Тоже как-то не слишком исторично.

Вот она – резьба с осебергского корабля. Никаких следов позолоты!
Паруса самих викингов, вероятно, были сделаны из шерсти, хотя некоторые эксперты и утверждают, что они были льняными. Орнаментальные узоры, напоминающие косую решетку, изображенные на готландских рунических камнях, на самом деле, возможно, изображают кожаные ремни и канаты, с помощью которых тогдашние корабелы пытались сохранить форму шерстяных парусов. Эти рисунки также показывают принцип взятия рифов при помощи канатов, прикрепленных к нижней части паруса. Он, несомненно, ничем не отличался от принципа действия, используемого на северо-норвежских рыбачьих лодках вплоть до XIX века. При натяжении каната парусина зарифлялась, образовывала складки, и таким образом постепенно убирался и сам парус. В сагах описываются паруса викингов с синими, красными, зелеными и белыми полосками и клетками. Остатки парусов с гокстадского судна были белого цвета (цвета небеленой парусины) с красными полосами. Мачта была, скорее всего, в два раза короче длины самого судна, поэтому, поскольку, когда во время битвы ее опускали, она даже не задевала бимсов на корме. В целом виде ни одной мачты не было найдено.

Модель судна викингов из музея в Хедебю.

Модель гокстадского корабля. Исторически вроде бы все верно, но посмотрите на умбоны щитов и сами щиты. Умбоны больше, чем нужно и с обратной стороны углубления не имеют, так же, как и рукоятки для удержания. Щиты должны иметь хотя бы намек на обшивку кожей по краю!

Еще один наводел на «слете» судов викингов в Бресте в 2012 году. Тут и обшивка хорошо выполнена, и резьба, и щиты отличные и разные. Но… каким-то уже очень поникшим получился у авторов этого судна их дракон на носу. Надо бы им придать ему более горделивый, а не «опущенный» вид!

Большое рулевое весло со съемной рукояткой находилось справа по борту. Рукоятка – румпель, часть украшалась рунами, что делало руль в руках кормчего более «послушным». Ладья из Осеберга. Музей кораблей викингов. Осло.

Форштевень и ахтерштевень обычно украшались вырезанными из дерева головами и хвостами животных, главным образом, таких как дракон или змея. Судя по норвежским наскальным рисункам этот обычай появился в Европе еще в I—II веках. По таким позолоченным головам обычно и давались названия кораблям: Длинный змей», «Бык», «Журавль», «Человеческая голова». По исландскому обычаю, отправившись на новую землю и по прибытии туда, следовало сначала перевезти туда голову с корабля, чтобы изгнать местных злых духов. Этот обычай, возможно, был известен по всей Скандинавии. Во всяком случае «вышивка из Байё» изображает флотилию норманнов, плывущую по морю, с фигурами голов на форштевнях, а вот причалившую в Англии — уже без них. То есть эти «головы» были съемными? Есть и такие сведения, что они были столь ужасны, что, приплывая домой, викинги их закрывали или снимали, чтобы не пугать детей.

Всем известно легендарное плавания Тура Хейердала на плоту через Тихий океан. Но мало кто знает, что его соотечественник Магнус Андерсен, вдохновленный находкой Гокстадского корабля в 1880 году, построил его первую реплику, дал ей название «Викинг» и в 1893 году переплыл на нем Атлантический океан, чтобы доказать, что такие путешествия были для таких кораблей вполне возможны. Его путешествие увенчалось успехом, и через четыре недели плавания «Викинг» прибыл на Всемирную выставку в Чикаго. Еще один норвежец Рагнар Торсет построил три копии судов викингов. На одном из них, «Сага Сиглар», он в 1984 – 1986 гг. совершил даже кругосветное путешествие! Всего же в разное время и в разных странах было построено свыше 30 копий судов викингов.

Этот резной флюгер сделан из позолоченной бронзы. В сагах говорится, что такие флюгера прикреплялись на носах многих кораблей викингов, как знак особой значимости, но вот в чем она проявлялась, неизвестно. До наших дней сохранилось четыре экземпляра таких флюгеров и то только лишь потому, что оказались они на шпилях церквей! Вот этот флюгер нашли в Хельсингланде в Швеции, другие же на о. Готланд и в Норвегии. Все четыре флюгера датируются XI-XIII веками, но экземпляр из Швеции некоторыми учеными относится к X веку. На нем есть характерные царапины и вмятины, нанесенные ему стрелами. Так что он явно успел побывать в боях! Такие флюгеры использовались ровно столько, сколько и сами корабли викингов, а вот на шпилях церквей они оказывались из-за традиции хранить паруса и прочие снасти военных кораблей в церквях. Ну, а когда старые корабли использовать перестали, красивые резные флюгера перекочевали на церковные шпили. Так что не только резные головы украшали форштевни боевых кораблей викингов!
topwar.ru
описание, история и интересные факты
Средневековые драккары викингов – одни из самых узнаваемых символов знаменитого воинственного народа. Появление этих судов на горизонте вызывало ужас христиан Европы на протяжении нескольких столетий. Конструкция драккаров включила в себя обобщение богатого опыта скандинавских мастеров. Это были самые практичные и быстрые суда своего времени.
«Драконий» корабль
Свое название драккары викингов получили в честь мифических драконов. Их головы вырезались на прикрепляемых к носу этих кораблей фигурах. Благодаря узнаваемому внешнему виду суда скандинавов можно было легко выделить на фоне судов остальных европейцев. Драконы устанавливались на нос только при приближении к вражескому поселению, а если викинги плыли в собственную гавань, то они убирали пугающих чудищ. Как и все язычники, эти мореходы были крайне религиозными и суеверными. Они считали, что в дружественном порту дракон злил добрых духов.
Другим характерным атрибутом драккара являлись многочисленные щиты. Экипаж вешал их по бортам своего транспорта. Драккары викингов обкладывались белыми щитами, если команда хотела продемонстрировать свое миролюбие. В таком случае мореходы складывали оружие. Этот жест был прообразом использования белого флага в более поздние времена.

Универсальность
В IX-XII вв. корабли викингов (драккары) были самыми многофункциональными во всей Европе. Их могли использовать в качестве транспорта, военного судна и средства для исследований дальних морских рубежей. Именно на драккарах скандинавам удалось первыми добраться до Исландии и Гренландии. Кроме того, они открыли Винланд – Северную Америку.
Как многофункциональные корабли драккары появились в результате эволюции своих предшественников – снеккаров. Они отличались меньшими размерами и грузоподъемностью. В то же время существовали исключительно торговые суда – кнорры. Они обладали большей вместительностью, но были неэффективными в русле рек. Все эти недостатки остались в прошлом, когда появились драккары. Деревянные корабли викингов нового типа отлично подходили для путешествий по фьордам и рекам. Именно поэтому они так полюбились викингам во время войны. На таком транспорте можно было внезапно проникнуть вглубь территории разоряемой материковой страны.

Создание драккара
Средневековые корабли викингов (ладьи и дракары) строились из разных пород дерева. Как правило, использовались сосна, ясень и дуб, широко распространенные в скандинавских лесах. Особенно тщательно выбирались материалы, предназначенные для сбора шпангоутов и киля. Всего на создание среднего драккара могло уйти около 300 стволов дуба и несколько тысяч гвоздей.
Процесс переработки дерева включал в себя несколько этапов. Сразу после рубки его несколько раз расщепляли пополам с помощью специальных клиньев. Разделка совершалась с филигранной точностью. Мастер должен был расщеплять ствол исключительно вдоль естественных волокон. Далее доски смачивали водой и держали на огне. Получаемые материалы отличались особенной гибкостью. Им можно было придавать разные формы. При всем при этом инструментарий мастеров никогда не отличался чрезмерной широтой. Он включал в себя топор, сверла, долота и другие мелкие принадлежности. Скандинавы отличались еще и тем, что не признавали пилу и не использовали ее при строительстве кораблей.
Размеры и обшивка
Размеры драккаров были разными. Самые большие модели могли достигать 18 метров в длину. От габаритов зависел и размер команды. За каждым членом экипажа закреплялось его собственное место. Спали мореходы на скамьях, под которыми хранились их личные вещи. Самые большие суда могли перевозить до 150 воинов.
Драккар – техническое чудо викингов. Его уникальность сквозила во всем. Так, для обшивки своих кораблей скандинавы использовали своеобразную для своего времени методику. Доски укладывались внахлест. Скреплялись они с помощью заклепок или гвоздей. На завершающем этапе постройки корабля его каркас конопатился и смолился. После этой процедуры конструкция получала дополнительную устойчивость, стабильность и скорость движения. Благодаря своим выдающимся качествам драккары могли продолжать путь даже в самые страшные штормы.

Управление
Маневренные драккары викингов приводились в движение с помощью весел (на особенно больших кораблях их могло быть до 35 пар). Грести должен был каждый член экипажа. Команды менялись по сменам, благодаря чему судно не останавливалось даже в самом долгом пути. Кроме того, использовался надежный парус. Он помогал ускориться и воспользоваться морским ветром.
Викинги, как никто, в свое время умели определять благополучную для путешествия погоду. Были у них и способы определения приближения земли. Для этого на кораблях держались клетки с птицами. Периодически крылатых выпускали на волю. Если земли рядом не было, то они возвращались в клетки, не найдя места для другого приземления. Если команда понимала, что она сбилась с пути, судно могло быстро поменять курс. Для этого драккары оснащались самым современным на тот момент румпелем.

Эволюция судов викингов
Развитие скандинавского судостроения происходило по общепринятым законам: сложные формы постепенно заменяли архаичные. Первые корабли викингов не имели паруса и управлялись исключительно гребками. Такие суда не требовали особенных конструкторских ухищрений. Надводный борт подобных моделей отличался малой высотой. Она ограничивалась длиной гребка.
Ранние драккары отличались малым размером, из-за чего малым был и руль таких транспортных средств. С ним мог совладать и один человек. Однако по мере увеличения кораблей и усложнения их конструкции руль становился все больше и тяжелее. Для его регулировки стали использовать трос, который перебрасывался через планширь. Постепенно появилась и стала всеобщей поддержка руля. К концу эпохи викингов (в XII столетии) корабли стали исключительно парусными. Изменился и метод крепления мачты: она получила подъемные модификации. Ее опускали при прохождении прибоя.

Находки затонувших драккаров
В XX веке местные рыбаки скандинавского побережья несколько раз случайно натыкались на затонувшие драккары. Такие находки – это не только удивительное совпадение, но и большая удача для археологов и историков. Некоторые останки удалось поднять на поверхность и в законсервированном виде отправить в музеи.
Одной из самых громких находок такого рода стал случай в 1920 году. Датские рыбаки вблизи местечка Скуллелева нашли остатки сразу шести драккаров. Поднять их на поверхность удалось только 40 лет спустя. С помощью радиоуглеродного метода специалисты определили возраст судов: они были заложены около 1000 года. Несмотря на огромное количество лет под водой и многочисленные разрушения, эти артефакты позволили составить наиболее полное представление об особенностях средневекового скандинавского судостроения.

Интересные факты
Скандинавские драккары – деревянные коробли, которые оснащали парусами, изготавливаемыми из длинных овечьих волос. При этом использовалась только шерсть редкой североевропейской породы. Природный слой жира помогал парусу сохранить сухость даже в самую неприятную погоду.
Для того чтобы корабль лучше набирал ход при попутном ветре, ткань шилась исключительно в квадратной или прямоугольной форме. Большой парус для драккара мог достигать площади в 90 квадратных метров. На его производство уходило около двух тонн шерсти (при том, что одна овца давала в год в среднем по полтора килограмма этого ценного материала).
fb.ru
📌 Суда викингов — это… 🎓 Что такое Суда викингов?
Флот викингов состоял преимущественно из боевых кораблей, которые назывались драккарами, и из торговых судов, кнорров. Корабли могли служить как временное жилище — их можно было волоком вытащить на берег (они имели мощный киль) и, укрепив, оборудовать как дом. Военные корабли первоначально были вёсельными, но в дальнейшем (в соответствии с общей тенденцией развития флота) викинги стали применять в дополнение парус, а потом и вовсе отказались от вёсел.
Дракар викингов (современное изображение) Корабли викинговКорабли викингов
Викинги были опытными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи. Боевые корабли и торговые суда позволяли мужчинам посещать заморские страны, а переселенцы и исследователи пересекали море в поисках новых земель и богатств. У себя на родине викинги пользовались рыбацкими лодками, паромами и байдарками. Во времена викингов путешествия через горы, дремучие леса, болота и глубокий снег были трудными. Многочисленные реки, озёра и прочие водные пути Скандинавии давали викингам простой и удобный способ передвижения.
Ладьи
Самыми знаменитыми судами викингов, несомненно, были их эффективные боевые корабли, известные как «драконьи корабли». Это были длинные, изящные суда, быстроходные, надёжные и при этом достаточно лёгкие для гребли или переноса их на руках в случае необходимости. Такие корабли были рассчитаны для захода в мелководные реки и причала к пологим берегам, что позволяло викингам заставать своих врагов врасплох. Обычно драккары изготовлялись преимущественно из ясеня и имели около 18 м в длину и 2,6 м в ширину. Самое крупное из известных нам судов достигало 28 м в длину и 4,5 м в ширину. Число гребцов бывало от 26 до 70 человек. Они располагались в ряд по обе стороны корабля. Особым же «шиком» у древних мастеров считалось выстроить корабль таким образом, чтобы, идя на вёслах, он мог нести на бортах щиты. Вёсла же не вставлялись в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия «гребные люки». Для боя корабли сходились обычно на вёслах; если при этом была возможность держать по борту щиты (то есть если корабль был выстроен так, что щиты не перекрывали отверстия для вёсел и не мешали грести), они до самого момента рукопашной служили дополнительной защитой гребцам.
Торговые суда
Корабли, использовавшиеся купцами и переселенцами, викинги называли кноррами. Эти суда были шире, чем дракары, глубже, имели меньшую скорость. Они вмещали от 30 до 40 человек. В середине судна было большое свободное пространство, где размещались товары.
Кораблевождение
Викинги были искусными мореходами. Они могли плыть много дней в дали от берегов, не отклоняясь от намеченного курса, без помощи навигационных приборов. Они держали курс по солнцу, луне и звёздам. Викинги хорошо изучили повадки морских животных и птиц, что также помогало им. Многие саги повествуют о том, как мореплаватели определяли своё точное положение в океане, учитывая количество дней, проведённых ими в море, скорость корабля, приливы и отливы, течения и погодные условия.
Мачта и парус
Паруса сшивались из нескольких кусков ткани. Парус имел форму прямоугольника. Высота мачты обычно не превышала 12 метров, а ширина 20. По мнению археологов, исследовавших точные модели древних судов, система оснастки на них была такова, что позволяла при любом курсе относительно ветра придавать парусу оптимальную форму. Боковые и особенно нижние края (по-морскому «шкаторины») были снабжены целой паутиной снастей, позволявших нужным образом растягивать парус, а к нижним («шкотовым») углам могли крепиться особые шесты, которые удерживали в требуемом положении эти углы, вынесенные далеко за борта. Следует и упомянуть и важную особенность конструкции корпуса: мощный, выступающий киль, одновременно игравший роль фальшкиля и мешавший ветру сносить судно вбок. По мнению датских специалистов, всё это позволяло ходить под углом менее шестидесяти градусов к ветру. Мачты на кораблях викингов были съёмными. Команда могла поднять или опустить её в случае необходимости самостоятельно, не прибегая к каким-либо подъёмным устройствам вне корабля. Мачта ставилась на тяжёлый деревянный упор (этот упор за его форму называли «мачтовой рыбой»), задвигалась надёжным запором и растягивалась тремя прочными канатами: спереди — штагом, а по бокам — вантами, несколько смещёнными назад.
Строительство кораблей
Дракар викингов (современное копия)Доски
Срубив дерево, его разделывали сразу. Это делалось затем, чтобы дерево не растрескалось. Приготовленное бревно раскалывали вдоль с помощью клиньев на две половинки. Потом — ещё и ещё пополам. Как показали эксперименты, из ствола поперечником около метра выходило примерно двадцать одинаковых досок шириной до 30 см.
Инструменты
Выбор инструментов у викингов был весьма широк и в умелых руках был достаточным, однако важнейшим орудием был топор. Топоры использовались нескольких типов, в зависимости от вида работ. Такое пристрастие к топору не случайно. Пила лохматит и разгрызает древесные волокна, а топор идёт вдоль них. Распиленная деталь впитывает больше влаги, что было бы губительно для кораблей.
Заклёпки и гвозди
Согласно археологическим данным, в западной части Балтийского моря обшивку корабля скрепляли рядами стальных заклёпок. Жители Восточной Балтии предпочитали пользоваться деревянными гвоздями, которые, вставив, расклинивали деревянными же клинышками. Для конопачения здесь использовали мох, в то время как на западных берегах Балтийского моря между досками закладывали просмолённый шнур. Как пишут учёные, оба метода имеют свои достоинства и недостатки. Деревянный шпенёк, в отличие от стальной заклёпки, не ржавеет, а разбухнув, только прочнее будет держаться. Однако для достижения одинаковой прочности их требуется больше, а значит, больше делается отверстий, притом что каждое — потенциальная течь.
Литература
- Фиркс, И. фон. Суда викингов = Jochen von Fircks. Wikingerschiffe. Rostock, 1979 / Иохен фон Фиркс / Пер. с нем. А. А. Чебана; Рецензент д-р истор. наук М. А. Коган; Науч. ред. инж. Г. Е. Александровский. — Л.: Судостроение, 1982. — 104 с. — 100 000 экз. (обл.)
Ссылки
dic.academic.ru
Корабли викингов — история в фотографиях — LiveJournal
Profile Name: история в фотографиях Entry Tags 1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1905-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1960-е? дети, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гитлер, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто=история, автомобилизм, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, загадки, заговоры, зачем-не знаю, игрушки, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирака, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коварство и любовь, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метро, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, общество, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пытки, пятничная красавица, пятничное, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры, революция, реки, реклама, реконструкции, рекорды, религия, репрессии, рисинки, рисунки, русско-японская война, самолеты, самоубийства, семейное фото, семейный альбом, семейный архив, символика, скандал, скульптура, слайд-шоу, смерть, смешно, смешной Третий Рейх, смешной Третий рейх, снова Бардо, снова Бордо, советско-финская война, спецслужбы, спор, спорт, спорь, сравнительные фотографии, сравнительныефотографии, средние века, староверы, стихи, страны, субкультура, субкультуры, тайные общества, танец, танки, театр, текст, тексты, телевидение, телеграф, террор, тесты, техника, торговля, трагедия в Новороссии, традиции, транспорт, труд, тюрьмы, убийства, удивительное, ужас, унифорама, униформа, учебные заведения, флот, флот. 1960-е, фото-техника, фотоателье, фотобиография, фотографии, фотографии. история СССР, фотоискусство, |
foto-history.livejournal.com
На каких кораблях плавали викинги?
История викингов уходит корнями в VIII столетие. В этот период они поселились на берегах Скандинавии и принялись осваивать новые земли.
Поскольку северные регионы планеты характеризуются длинными зимами, в летний период им приходилось заготавливать большие объемы продовольствия. Для добычи рыбы и тюленьего мяса викинги строили мощные корабли, которые считались самыми совершенными в ту эпоху. Впоследствии их флот пополнился военными и торговыми суднами, позволявшими исследовать новые территории и заниматься торговлей с другими странами.
На каких же кораблях плавали эти воины? И в чем состояла уникальность их судов?
Для чего викинги строили корабли?
Проживая на землях, практически непригодных для ведения сельского хозяйства, викинги были вынуждены искать источники для пропитания и собственного обогащения. В историю они вошли как завоеватели, совершавшие грабительские нападения, занимавшиеся грабежом и пиратством. Во времена их существования на скандинавских территориях происходило разложение общинно-родового строя, наблюдалось усиление власти знати, которая считала военную добычу главным источником накопления богатства.
Как результат, большое развитие среди викингов получило кораблестроение, которое позволяло им плавать не только по Балтийскому морю, но и по северной части Атлантического океана, а также добираться к богатым странам на побережье Средиземного моря.
На каких кораблях викинги совершали боевые походы?
Основным судном для военных походов викингов служили так называемые драккары, которые были достаточно легкими для гребли и переноса по суше. Корабли могли спокойно заходить с моря в узкие речные русла, что позволяло завоевателям захватывать населенные пункты на берегах рек, заставая жителей врасплох.
Драккары представляли собой узкие и длинные суда протяженностью до 18 метров, в которых размещалось до 70 гребцов. Помимо весел, на них устанавливали прямоугольный парус, а нос украшали деревянной головой дракона, которая символизировала собой высокий статус владельца плавсредства. Отсюда драккары получили другое название – «драконьи корабли».
Самые крупные суда викингов могли развивать скорость до 12 узлов, что для подобных суден считается очень высоким показателем. Их использовали как для дальних путешествий, так и для военных действий или транспортировки грузов. Благодаря низким бортам корабли были мало заметны посреди морских волн, что позволяло викингам маскироваться до последнего момента перед нападением.
Другой разновидностью военных кораблей мореплавателей были снеккары. Они имели меньший размер по сравнению с драккарами и вмещали в себя до 60 гребцов. На судах также устанавливали прямоугольный парус, однако в силу небольших размеров такие корабли могли передвигаться гораздо быстрее. В открытом море их скорость достигала 20 узлов. Свое название снеккары получили по деревянному украшению в виде змеиной головы, установленной на носу.
Торговые корабли викингов
Для торговых целей и переселения на другие земли викинги использовали более широкие и глубокие корабли-кнорры, которые приводились в движение рейковым парусом или веслами. В них помещалось около 30–40 человек, а также лошади и большое количество товаров и снаряжения.
Кнорры ходили на меньшей скорости, нежели драккары, развивая до 8–10 узлов. Примерно с середины XVIII столетия на эти корабли стали устанавливать кормовой руль. Ранее для управления судном викинги применяли рулевое весло, которое монтировалось за кормой плавсредства.
Как строились корабли викингов?
Для строительства кораблей викинги использовали древесину ясеня и сосен, которые в изобилии произрастали на территории Скандинавии. Мачты делали съемными, чтобы в любой момент их можно было убрать вручную, не прибегая к дополнительной технике. Паруса шили из нескольких кусков ткани, причем оснащали их таким образом, чтобы при любом направлении ветра можно было придавать им необходимую форму.
В разных регионах Балтии для сбора судов применяли стальные или деревянные заклепки. Последние считались более надежными, так как при намокании разбухали и крепче удерживали доски. Особенностью кораблей викингов считается отсутствие навигационных приборов. Благодаря способности удерживать курс по Луне, Солнцу и звездам мореплаватели могли долгое время плавать вдали от побережья, не отклоняясь от намеченного маршрута.
www.vseznaika.org