Ледовое побоище: дата, где, участники, кратко

Битва на Чудском озере 5 (12) апреля 1242 года — одно из самых значимых событий в средневековой отечественной истории, важная веха и повод для гордости. О Ледовом побоище знает любой учившийся в школе россиянин. С 1995 года 18 апреля стало днем воинской славы в память о сражении. Другое дело, что многие представляют его скорее по знаменитому фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», а не по исследованиям историков. «Известия» разбирались, как всё было на самом деле — по крайней мере согласно имеющимся у науки источникам.

Яблоко раздора

Ледовое побоище точно не относится к «белым пятнам» истории — источников существует достаточно. В первую очередь это Новгородская первая летопись старшего извода, дающая относительно подробное и местами даже детальное описание военной кампании 1242 года. Создавалась она буквально по следам событий, как и три списка Псковской летописи, незначительно отличающиеся друг от друга. Наконец, есть Ростовские, Суздальские (Лаврентьевская) и Владимирские летописи, а также более позднее «Житие князя Александра Ярославича».

Фото: Общественное достояние

Русское войско выходит на Чудское озеро. Летописная миниатюра

Важно, что сохранились и источники с противоположной стороны, прежде всего «Старшая Ливонская Рифмованная хроника». Она была составлена в конце XIII столетия и содержит 12 тыс. стихов. На основании ее текста и некоторых других документов было создано несколько более поздних трудов, например, «Хроника Тевтонского ордена», «Хроника Ливонии» и т.д. Сопоставление различных источников дает возможность сформировать относительно достоверную картину событий, которые привели соседей к вооруженному столкновению.

Жизнь в Прибалтике текла относительно спокойно, пока эта земля не попала в сферу интересов католического мира. В 1193 году папа Целестин III объявил крестовый поход против прибалтийских язычников, для чего были созданы два рыцарских ордена — Тевтонский (1193 год) и орден меченосцев (1202 год). Состояли они в основном из немецких рыцарей, а корнями восходят к крестовым походам в Палестину. Первоначально германские рыцари входили в надгосударственную структуру орденов госпитальеров и тамплиеров. Однако постоянная конкуренция с английскими и французскими коллегами сильно осложняла им жизнь, в результате чего германские братья переориентировались на захват и христианизацию языческих племен в Прибалтике — прусов, ливов, латгалов, земгалов, курши, эстов и т.д.

Союзниками орденов выступали Шведское и Датское королевства, имевшие свои вполне меркантильные цели. В результате многолетней жестокой войны Тевтонский орден захватил восточную Пруссию, а меченосцы (официально орден назывался «Ливонское братство воинов Христа») — ливонские земли. Оккупированные меченосцами территории были разделены на шесть уделов: собственно владения ордена, прибрежные территории, подвластные Датскому королевству, и земли четырех епископств — Рижского, Дерптского, Эзель-Викского и Курляндского.

Рыцари, а также купцы, торговцы, ремесленники и прочий пришлый люд укрепились в построенных ими замках и городах, остальная земля была населена местными племенами, которые подчинялись новым господам весьма неохотно. Ранее некоторые платили дань Полоцку и Новгороду, что, естественно, стало «яблоком раздора». Юрьев — главный русский форпост в Ливонии — был захвачен рыцарями в 1215 году.

Но в 1224 году, когда эсты восстали против власти ордена, они позвали на помощь новгородцев, и те откликнулись: воины князя Вячеслава Борисовича несколько недель обороняли Юрьев от войска крестоносцев, и все, включая самого князя, героически погибли на его стенах.

Фото: commons.wikimedia.org

Рыцари Ливонского ордена

Юрьев стал Дерптом (сегодня Тарту). Вооруженные конфликты между рыцарями и дружинами русских князей шли постоянно, причем после создания католических государств инициатива в основном исходила от наших предков. За первую треть XIII века известно более десятка больших походов русичей в Ливонию, которые были увенчаны грандиозным разгромом войск ордена, учиненным князем Переяславским и Новгородским Ярославом Всеволодовичем на реке Омовже под Дерптом в 1234 году.

Кстати, в том походе впервые участвовал четырнадцатилетний (или пятнадцатилетний — год рождения в разных источниках не совпадает) сын Ярослава княжич Александр. Через два года получившие подкрепление из Гольштейна крестоносцы ввязались в войну с литовцами и были разбиты окончательно. Согласно источникам, в битве при Сауле (Шауляй) погибли 48 рыцарей ордена и возглавлявший их великий магистр Фольквин фон Наумбург. Но что особо интересно: на стороне ордена меченосцев сражались и 200 псковских воинов!

Друзья-соперники

Это весьма важный нюанс — Псков и Новгород в те времена были если не врагами, то соперниками, и зачастую выступали на разных сторонах. Псков располагается на равном расстоянии от Риги и Новгорода, поэтому доставалось ему порой с двух сторон, — новгородцы ходили в набег, а крестоносцы мстили псковичам. Внутри города была как «новгородская» партия, так и сторонники дружбы с Ливонией — все-таки основным торговым партнером псковичей была Европа, а Новгород был прямым конкурентом.

После разгрома Ливонского ордена Псков вернулся к союзу с Новгородом и даже извлек из этого некоторую территориальную выгоду. Однако в 1240 году ливонцы снова начали войну, а новгородцы отказались помогать соседям. В итоге — тяжкое поражение на поле боя и потеря Изборска, после которой псковичи вынуждены были заключить договор о дружбе с ливонцами и пригласить князем немецкого ставленника Ярослава Владимировича. Он происходил из Смоленских Ростиславичей, был женат на немке, а сестра его была замужем за Теодорихом Буксгевденом — родным братом рижского епископа Альберта и дерптского епископа Германа.

Фото: Общественное достояние

Ледовое побоище. Миниатюра Лицевого летописного свода, середина XVI века

По договору в городе с представительскими функциями находились два рыцаря-фогта, видимо, с небольшим отрядом воинов-кнехтов. Кроме того, псковичи вместе с крестоносцами построили в формально ничейных, но традиционно плативших дань Новгороду землях племени водь крепость Копорье, что было воспринято «господином Великим» как откровенно недружественные действия.

Теперь уже Новгороду пора было задуматься о своей безопасности.

Новгород, как и Псков, был корпоративной торговой республикой, управляемой самими горожанами. Князя они приглашали (или нанимали) исключительно для обороны своих земель от врагов, естественно, не бескорыстно. Князь не должен был посягать на собственно новгородские территории, но собирать дань с зависимых или покоренных окрестных племен имел полное право. Интересы княжеской дружины и собственно новгородцев в определенных ситуациях могли отличаться. Не было единства и внутри самих горожан. Например, купечество вело активную торговлю с Европой, посему не было заинтересовано в большой войне с ливонскими городами, а новгородские стражники (город содержал и свое войско), наоборот, ведь война была для них главным источником дохода.

В 20-е годы XIII столетия за право присылать своего ставленника в Новгород конкурировали две княжеские ветви — Владимиро-Суздальская в лице сыновей Всеволода Большое Гнездо Юрия и Ярослава и Киевско-Черниговская — Михаил Черниговский и его старший сын Ростислав. Боролись с переменным успехом, периодически изгоняя друг друга, но в 1231 году Всеволодовичи противников одолели. Юрий после смерти отца стал великим князем Владимирским, а младший Ярослав сел в Киеве, который он захватил в 1236 году с помощью новгородских воинов. В самом же Новгороде он оставил своего юного сына Александра.

Фото: Общественное достояние

Картина художника Г.И. Угрюмова. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами

В 1238 году Юрий погиб в сражении с монголами на реке Сити, Ярослав, как старший в роду, перешел во Владимир, а Александр стал самостоятельным новгородским князем. В 1240 году он решительным ударом пресек вторжение шведского отряда в Неву, но вскоре после этой победы бояре попросили князя покинуть Новгород. Подробности до нас не дошли, в летописях отмечен лишь сам факт. Некоторые историки видят причину в возросшем авторитете князя, другие считают, что в это время к власти в городе пришла прозападная партия, как это произошло в Пскове.

Набег

Знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна как раз и начинается с того, что новгородцы просят рыбачившего в Переславле-Залесском князя забыть обиду и вернуться в город. Мотивируют они свою просьбу тем, что огромное войско рыцарей захватило Псков и готовится двинуться на Русь, во что поверить довольно сложно. Во-первых, события в Пскове произошли годом ранее, и там давно правил ливонский ставленник князь Ярослав Владимирович. А во-вторых, сам орден меченосцев после гибели магистра и большей части братьев под Саулем фактически перестал существовать.

Фото: «Мосфильм»

В соответствии с буллой папы Григория IX уцелевшие рыцари-меченосцы вошли в состав Тевтонского ордена, формально став его Ливонским ландмейстерством. Но в реальности, тевтонцы не горели желанием ввязываться в войну с Русью — у них в Восточной Пруссии хватало проблем с литовцами и поляками. В итоге в 1240 году тевтонский ландмейстер Андреас фон Фельфен прибыл в Ливонию, но не прошло и года, как из-за разногласий с ливонцами он и другие тевтонские братья вернулись восвояси. Остатки же рыцарей-меченосцев перешли под крыло дерптского епископа Германа, от лица которого они и будут воевать с Псковом, а потом заключат с ним союз. Помогали им датские рыцари из Ревеля, а фон Фельфен и братья Тевтонского ордена в той войне не участвовали, как и в Ледовом побоище. Очевидно, что дерптский епископ и некоторое количество рыцарей уже не существующего ордена меченосцев не представляли собой ту силу, которая могла готовить большой поход на Русь.

Фото: РИА Новости

Сцена Новгородского вече из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»

С другой стороны, Александр понимал, что после ухода тевтонов сложились благоприятные условия для возвращения Пскова в сферу новгородского влияния, поэтому немедленно вместе с дружиной выступил в поход. Великий князь Ярослав выделил в помощь сыну отряд владимирских («низовских», как тогда говорили) воинов, которых привел младший брат Александра князь Андрей. Соединившись с полком городской новгородской стражи, князья быстро очистили приграничные земли, захватили и разрушили Копорье, а в марте 1242 года «изгоном» двинулись на Псков.

То есть ехали максимально быстро, налегке, в конном строю. Видимо, фогты со своими отрядами, Ярослав с дружиной и другие сторонники немцев загодя ретировались, поскольку сопротивления не было, а горожане сами открыли ворота. После этого князь двинулся на земли дерптского епископа, дабы покарать соседа за недружественные действия и наградить воинов возможностью поживиться на вражеской территории.

Идти на укрепленные ливонские города князь не собирался — его войско было не подготовлено ни к штурму, ни к осаде. Передовая дружина под командованием Домаша Твердиславича и Кербета «быша в розгоне» — в глубокой разведке или в набеге — когда навстречу ему из Дерпта вышел отряд воинов. В районе современного местечка Моосте, ливонцы внезапно напали на русичей: Домаш Твердиславович и часть его бойцов погибли, «а инехъ руками изъимаша, а инии къ князю прибегоша в полкъ». Александр приказал своим отрядам отступать, крестоносцы бросились в погоню, и где-то возле пограничного Чудского озера полки встретились.

«Гончая хоругвь» и обходной маневр

В отношении численности сошедшихся полков источники довольно противоречивы. Из немецких хроник можно сделать вывод, что в сражении принимали участие 35–40 рыцарей. С каждым шли несколько воинов — такое подразделение называлось копье. Также в отряде были кнехты из городской стражи Дерпта и войска епископа. Всего примерно три-четыре сотни воинов, видимо, конных. Кроме того, с ливонцами шел отряд союзных им эстов, численность которых неизвестна.

Фото: РИА Новости

Сцена Ледового побоища из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»

В русских источниках сообщается, что крестоносцы шли в атаку «свиньей» или «кабаньей головой». В западноевропейских военных трактатах такое построение называется «гончая хоругвь» или «гончий стяг». Это самый малый из трех вариантов клиновидного боевого порядка, описанных в «Наставлении к походу» Альбрехта Бранденбургского. Рассчитано такое построение на отряд примерно в 350–400 воинов. В первом ряду располагаются три рыцаря, во втором — пять и так далее, увеличиваясь на два человека. Уступы позволяли крайним воинам защищать бок скачущего перед ним. За рыцарями колонной по одиннадцать в ряд строятся остальные воины.

Рыцари выполняют роль тарана, разрезая строй врага, далее они поворачиваются вбок и стараются из середины двигаться в противоположных направлениях. Таким образом, достигается сила первого удара и быстрое вступление в схватку максимального количества бойцов. При этом стоявшие в первых рядах по фронту лучшие бойцы противника оказывались за спинами менее подготовленных воинов.

Ход сражения точно не описан ни одним источником. В самой подробной Новгородской летописи сказано: «И бысть сеча зла, и трусъ от копий ломления, и звукъ от сечения мечнаго, яко же и езеру померзъшю двигнутися, и не бъ видъти леду, покры бо ся кровию». Про засадный полк и обходной маневр, так красиво показанный Эйзенштейном, нигде не упоминается. И пешего ополчения, которое якобы приняло на себя первый удар врага, у Александра не было. Народного ополчения в Новгороде никто не созывал, в поход ходил лишь мобильный отряд хорошо вооруженных профессиональных бойцов. Ливонская хроника о битве сообщает так: «С обеих сторон убитые падали на траву. Те, кто был в войске братьев, оказались в окружении. У русских было такое войско, что, пожалуй, шестьдесят человек одного немца атаковало. Братья упорно сражались. Всё же их одолели. Часть дорпатцев вышла из боя, чтобы спастись. Они вынуждены были отступить. Там двадцать братьев осталось убитыми и шестеро попали в плен».

Фото: «Мосфильм»

Оставим на совести побежденных явное преувеличение численности врагов — это естественное желание как-то оправдать разгром. Видимо, русских воинов было действительно несколько больше, но точно не в такой пропорции. А то, что Александру хитрым маневром удалось заманить противника под удар превосходящих сил, — не более чем гипотеза. Неожиданный удар засадного полка и вовсе больше напоминает реминисценцию случившейся полтора столетия спустя Куликовской битвы. Воины Александра, скорее всего, сражались в конном строю, и трудно представить, что они стояли на месте, ожидая нападения рыцарей, — не секрет, что динамика и мощь первого удара — это главное преимущество тяжелой кавалерии.

Бегство дерптцев и, возможно, чуди (если они вообще принимали участие в битве) — важный момент. Как уже говорилось, крестоносцев в войске было немного, основную часть составляли как раз городская стража и наемное войско епископа, заведомо уступавшие в боеспособности профессионалам-рыцарям. Можно предположить, что, оказавшись перед лицом реальной опасности, они бросили крестоносцев на произвол судьбы, и тогда подавляющее численное превосходство русских воинов в заключительной фазе боя становится понятным. А вот эпизод с проваливающимися под лед рыцарями — чистый вымысел Эйзенштейна. Ни в одном письменном источнике об этом упоминаний нет.

В битве погибли двадцать рыцарей, еще шесть попали в плен, на что четко указывает «Ливонская хроника». По тем временам были весьма серьезные потери, почти катастрофические для крестоносцев. Общий же урон ливонцев был гораздо более значительным. Пленных потом обменяли на попавших впросак дружинников из отряда Домаша Твердиславича. Победа Александра имела конкретный результат — в Пскове утвердилась «новгородская» партия, а все захваченные ливонцами спорные территории вернулись русским городам.

Можно предположить, что этот успех оградил Новгород и Псков от более активной экспансии со стороны католического мира, показал, что, несмотря на разорение, Русь жива. Александру еще не раз придется воевать и с ливонцами, и с набирающими силу литовцами, а потом уже вместе с литовцами его сын Дмитрий и племянник Юрий Андреевич будут сражаться против крестоносцев Тевтонского ордена и жестоко бить их под Раковором.

Фото: «Мосфильм»

Много позже Иван IV попытается отвоевать эти земли для России, а потом Петр Великий продолжит его дело, но уже более успешно. И, кстати, именно в эти периоды русской истории будут активнее всего вспоминать о князе Александре — при Грозном он будет канонизирован, а в петровское время новгородский князь станет символом территориальных приобретений России на Балтике — мощи Александра перенесут в новую столицу, главным храмом которой станет Александро-Невская лавра.

Ливонский орден | это… Что такое Ливонский орден?

Земли Тевтонского ордена на момент присоединения Ливонского ордена

Братство рыцарей Христа Ливонии (лат. Fratres miliciae Christi de Livonia, нем. Brüder der Ritterschaft Christi von Livland) — католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Ливонии на землях куршей, ливов, земгалов в 1237—1561.

Потерпел ряд серьёзных поражений от русских и литовских войск (Ледовое побоище 1242, битва при Дурбе 1260, Раковорская битва 1268 и др.). Резиденцией магистра служил Венденский замок на северо-востоке современной Латвии. В Ливонской войне XVI века орден был разгромлен литовскими и русскими войсками, после чего в 1561 году распался.[1]

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Основание
  • 3 Орден в XIII—XV веках
  • 4 Ливонская война и разгром ордена
  • 5 Примечания
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

Предыстория

В 1217 датский король Вальдемар II высадился на берегах северной Эстляндии и основал крепость Ревель (Таллин). По договору 1230 часть эстонских земель была передана ордену Меченосцев. Всего же территория ордена включала до 2/3 латышских и эстонских земель. На захваченных землях судом и управлением ведали командоры и фогты. Орден и епископ раздавали завоёванные земли рыцарям и духовенству, подчиняя их власти местное население, обязанное содержать своих поработителей, работать на них, участвовать в их походах. По имени живших в низовьях Западной Двины ливов, орден стал называться Ливонским.

После захвата рыцарями островов Сааремаа и Муху папа Гонорий III в 1227 обратился «Ко всем королям Руссии»: «Твёрдо соблюдая мир с христианами Ливонии и Эстонии, не препятствуйте успехам веры христианской, чтобы не подвергнуться гневу Божиему и апостольского престола, который легко может, когда пожелает, покарать вас» [источник не указан 1301 день].

Ливонией называлась в то время конфедерация 5 духовных княжеств (Ливонский орден, Рижское, Курляндское, Дерптское и Эзель-Викское епископства), которая номинально находилась под властью римского папы и германского императора.

Основание

Образован в 1237 году из остатков Ордена Меченосцев после поражения их в битве при Сауле (нем. Schaulen, лит. Šauliai, Шяуляй) 22 сентября 1236 года. После потери в битве магистра и примерно трети рыцарей произошло его слияние с Тевтонским орденом и, таким образом, Ливонский орден стал его Лифляндским отделением. Вёл войны против Литвы и Руси. История ордена подробно описана Генрихом Латвийским в его Ливонских рифмованных хрониках. Членами ордена были «братья-рыцари» (воины), «братья-священники» (духовенство) и «служащие-братья» (оруженосцы-ремесленники). Ордену были даны права рыцарей-тамплиеров (храмовников). Отличительным знаком его членов была белая мантия с красным крестом и мечом на ней.

Орден в XIII—XV веках

Ливонские рыцари

Прибалтика в 1525 году, незадолго до Ливонской войны.

В 1268 году орден участвовал в Раковорской битве с новгородцами, исход которой до сих пор вызывает споры у историков[источник не указан 1012 дней].

В 1275 году Орден получил от императора Священной Римской империи Рудольфа Габсбургского привилегии, позволяющие вершить суд в Риге.

В 1283 году ливонский ландмайстер Виллекин де Эндорп основал на территории современной Эстонии город Феллин, который впоследствии стал одним из главных городов ливонского ландмайстерства.

В 1284 был заключён договор Новгорода с Ливонским орденом.

К 1398 относится договор Великого княжества Литовского и Ливонского ордена о разделе Северо-западной Руси.

В 1421 был подписан торговый договор Новгорода с Ливонским орденом.

Мир оказался непрочным, и в 1444 вспыхнула война Ливонии с Новгородом и Псковом, продолжавшаяся до 1448.

В 1492 для борьбы с Ливонией напротив немецкой крепости Нарвы был основан Ивангород.

В 1500 был заключён антимосковский договор между Литвой и Ливонским орденом. Во время войны 1501—1503 гг., в 1501 году орден был разгромлен русскими войсками при Гельмеде (ок. Дерпта).

Ливонская война и разгром ордена

В 1557 г. Иван IV взял курс на обострение отношений с орденом — он отказал ливонским послам в приёме. Орден был разгромлен и ликвидирован в Ливонской войне русскими войсками в 1561.

Последний гроссмейстер Готхард Кетлер, не видя средств к сохранению независимости ордена, по Виленскому договору принял титул герцога (1561) и тем самым положил конец существованию ордена. По окончании Ливонской войны в 1581 году земли ордена были разделены между Швецией и Речью Посполитой.

Примечания

  1. БСЭ — Ливонский орден

См. также

  • Орден меченосцев
  • Ландмейстеры Тевтонского ордена в Ливонии

Ссылки

  • Тевтонский орден в Прибалтике

Ливонский крестовый поход

   

Ливонский крестовый поход

Ливонский крестовый поход был завоеванием территории составляющие современные Латвию и Эстонию во время санкционированных папой Северных крестовых походов, совершаемых в основном немцами из Священная Римская империя и датчане. Это закончилось созданием Терра Мариана и Эстонского герцогства. Земли на восточном берегу Балтийского моря были последними уголками Европы, подвергшимися христианизации. 2 февраля 1207 г. на завоеванных территориях было основано церковное государство под названием Терра Мариана как княжество Священной Римской империи. Империи и провозглашена папой Иннокентием III в 1215 году подданным Святого Престола. После успеха крестового похода германо- а оккупированная Данией территория была разделена на шесть феодальных княжеств Вильгельмом Моденским.

Войны против Ливы и латгалы (1198–1209)

Христианство пришло в Латвию с поселением Гробини шведами в 7 веке и датчанами в 11 веке. К тому времени, когда немецкие торговцы начали прибывать в второй половине XII века для торговли по древнему торговому пути из варяг в греки некоторые туземцы имели уже крестился.

Сен-Мейнхард из Сегеберга прибыл в Икшкиле в 1184 году с миссией обращения языческих ливов и был освящен епископом Укскюля в 1186 году. В те дни прибрежный город был центром миссионерской деятельности в Ливонской области.

Коренные жители Ливонцы ( Līvi ), платившие дань Восточнославянскому княжеству. Полоцка и часто подвергались нападениям со стороны своих южных соседей земгалов, которых сначала считали нижнегерманцами. (саксы) быть полезными союзниками. Первым видным ливонцем, обратившимся в христианство, был их лидер Каупо из Турайды, который принял крещение. около 1189 года.

Папа Целестин III призвал к крестовому походу против язычников в Северной Европе в 119 г.3. Когда мирные средства обращения не дали результатов, нетерпеливый Мейнхард замышлял насильственно обратить ливов, но ему помешали. Он умер в 1196 году, потерпев неудачу в своей миссии. Его назначенная замена, епископ Бертольд Ганноверский, цистерцианский аббат Локкума прибыл с большим контингентом крестоносцев в 1198 году. Вскоре после этого, ехавший впереди своих войск в бою, Бертольд был окружен и убит, и его войска разбиты ливонцами.

Отомстить за Бертольда поражения, папа Иннокентий III издал буллу, объявляющую крестовый поход против ливов. Альбрехт фон Букстховен, посвященный в епископом в 1199 году, прибыл в следующем году с большим войском и сделал Ригу резиденцией своего епископства. Риги в 1201 году. В 1202 году он сформировал Ливонских меченосцев, чтобы помочь в обращении язычников в христианство. и, что более важно, для защиты немецкой торговли и обеспечения немецкого контроля над торговлей.

Когда немецкая хватка ужесточилась, ливонцы и их окрещенный вождь восстали против крестоносцы. Войска Каупо потерпели поражение при Турайде в 1206 году, и ливонцы были объявлены обращенными. Каупо впоследствии оставался союзником крестоносцев вплоть до своей смерти в битве в день святого Матфея в 1217 году.

Замок Селпилс (Зельбург) был захвачен в результате энергичной кампании Альберта. В том же году правители латгальских уездов Талава, Сатекле и Аутине установили военные союзы с Орденом, и началось строительство как Цесисского замка, так и каменного Кокнесского замка, где Даугава встречаются реки Персе, заменяя деревянный замок латгалов.

В 1209 году Альберт, возглавив войска Ордена, захватил столицу Латгальского княжества Ерсику, и взял в плен жену правителя Висвальдиса. Висвальдис был вынужден передать свое королевство Альберту в качестве дара архиепископству. Риги и получил обратно часть ее в качестве вотчины. Талава, ослабленная в войнах с эстонцами и русскими, стала вассальное государство Рижского архиепископства в 1214 г., а в 1224 г. было окончательно разделено между архиепископством и орденом.

Войны против эстонцев (1208–27)

По 1208 г. крестоносцы были достаточно сильны, чтобы начать действия против эстонцев, которые в то время были разделены на восемь большие и семь меньших графств, возглавляемые старейшинами, с ограниченным сотрудничеством между ними. С помощью новообращенного местные племена ливов и латгалов, крестоносцы предприняли набеги на Сакалу и Угаунию в Южной Эстонии. Эстонский племена яростно сопротивлялись нападениям из Риги и время от времени грабили территории, контролируемые крестоносцами.

В 1208–1227 годах военные отряды разных сторон неистовствовали через Ливония, Латгалия и другие эстонские уезды с ливами, латгалами и русскими республики Новгородцы по-разному выступали в качестве союзников как крестоносцев, так и эстонцев. городища, которые были ключевыми центрами эстонских уездов, неоднократно подвергались осаде, пленению и повторному захвату. Перемирие между уставшие от войны стороны были созданы на три года (1213–1215). В целом он оказался более благоприятным для немцев, которые укрепили свои политические позиции, в то время как эстонцы не смогли превратить свою систему свободных союзов в централизованное государство. Их возглавлял Лембиту из Лехолы, старейшина Сакалии, который к 1211 году привлек внимание немецких хронистов как центральная фигура эстонского сопротивления. Ливонский предводитель Каупо был убит в битве в день святого Матфея близ Вильянди (Феллин) 21 сентября 1217 г., но Лембиту был тоже погиб, и битва стала для эстонцев сокрушительным поражением.

Христианские королевства Дания и Швеция также стремились к экспансии на восточных берегах Балтийского моря. В 1218 Альберт обратился за помощью к королю Дании Вальдемару II, но вместо этого Вальдемар заключил сделку с Орденом. Король одержал победу в битве при Линданисе в Ревелии в 1219 г. , с которой связано происхождение Флаг Дании приписывается. Впоследствии он основал крепость Castrum Danorum, которая был безуспешно осажден эстонцами в 1220 и 1223 годах. Король Швеции Иоанн I пытался установить шведское присутствие в провинции Вик, но его войска потерпели поражение от эзелийцев в битве при Лихуле в 1220 г. Ревелия, Харриен, и Вирония, вся северная Эстония, перешла под контроль Дании.

Во время восстания 1223 года все христианские твердыни в Эстонии, кроме Таллинна, пали. Эстонские руки вместе со своими защитниками убиты. К 1224 году все крупные крепости были отвоеваны крестоносцами, за исключением для Тарбаты, которую защищал решительный эстонский гарнизон и 200 русских наемников. Лидер рус. войска был Вячко, которому Новгородская республика обещала крепость и окружающие ее земли, «если он сможет завоевать их для себя». В конце концов Тарбата была захвачена крестоносцами в августе 1224 г. , и все ее защитники были убиты.0003

В начале 1224 года император Фридрих II объявил в Катании, что Ливония, Пруссия, Самбия и ряд соседних провинций отныне считались бы reichsfrei , то есть подчинялись непосредственно римско-католической Только церковь и Священная Римская империя, а не находящиеся под юрисдикцией местных правителей. В конце Папа Гонорий III объявил о назначении епископа Модены Вильгельма папским легатом Ливонии, Пруссии и других стран. страны.

В 1224 году ливонские меченосцы основали свою штаб-квартиру в Феллине (Вильянди) в Сакалии, где до сих пор стоят стены замка Мастера. Среди других крепостей были Венден (Цесис), Сегевольд (Сигулда) и Ашераден (Айзкраукле).

Хроника Генриха Ливонского, одна из величайших средневековые повествования, вероятно, был написан как отчет для Вильгельма Моденского, дав ему историю церкви в Ливонии. до своего времени. В нем рассказывается, как в 1226 году в крепости Тарванпе Вильгельм из Модены успешно выступил посредником в заключении мира между немцами, датчанами и виронцами.

 

Война против Сааремаа (1206–61)

Последний уезд Эстонии, устоявший против захватчиков была островной страной Сааремаа (Ösel), чей военный флот продолжал совершать набеги на Данию и Швецию в течение многих лет. борьбы с немецкими крестоносцами. В 1206 году датская армия во главе с королем Вальдемаром II и Андреас, епископ Лунда, высадился на Сааремаа и безуспешно попытался основать крепость. В 1216 г. Ливонские меченосцы и епископ Теодорих объединили свои силы и вторглись на Сааремаа по замерзшему морю. Эзелианцы следующей весной в ответ совершил набег на удерживаемые немцами территории в Латвии. В 1220 году шведская армия во главе с королем Иоанном I Швеция и епископ Линчёпинга Карл захватили Лихула в Роталии в Западной Эстонии. Позже в том же году эзелийцы напали на шведскую крепость и убили весь гарнизон, включая епископа Линчёпинг.

В 1222 году датский король Вальдемар II предпринял попытку второго завоевания Сааремаа, на этот раз основав каменную крепость с сильным гарнизоном. крепость была осаждена и сдалась в течение пяти дней, датский гарнизон вернулся в Ревель. оставив брата епископа Рижского Альберта Теодориха и других в качестве заложников мира. Замок сравняли с землей эзелийцы.

В 1227 году Ливонские Братья Меченосцы, город Рига и Рижский епископ организовали совместное наступление на Сааремаа. После После разрушения крепости Муху и сдачи крепости Вальяла эселианцы официально приняли христианство.

После поражения Ливонских Меченосцев в Битве Сауле в 1236 г. снова вспыхнули бои на Сааремаа. В 1241 году эзелианцы снова приняли христианство, подписав договоры. с магистром Ливонского ордена Андреасом де Вельвеном и епископством Эзель-Вик. За этим последовал договор, подписанный в 1255 году магистром ордена Анно Зангерхаузеном, и от имени эзелийцев старейшины, чьи имена были фонетически записаны латинскими писцами как Юлле, Кулле, Эну, Мунтелене, Таппете, Ялде, Мелете, и Торт Договор предоставил Oeselians несколько отличительных прав в отношении собственности и наследования земли, общественный порядок и религиозная практика.

Война началась в 1261 году, когда эзелийцы еще раз отреклись от христианства и убили всех немцев на острове. был подписан мирный договор после того, как объединенные силы Ливонского ордена, епископства Эзель-Вик и Датской Эстонии, в том числе материковые эстонцы и латыши, нанесли поражение эселианцам, захватив их крепость в Каарме. Вскоре после этого Ливонский орден основал каменный форт в Пёйде.

24 июля 1343 г. снова восстали эзелийцы, перебив всех германцев на острове, утопить всех священнослужителей и осадить замок Ливонского ордена в Пёйде. После капитуляции гарнизона эзелийцы расправились с защитниками и разрушили замок. В феврале 1344 г. Бурхард фон Драйлебен возглавил поход по замерзшему морю на Сааремаа. Крепость эселианцев была захвачена, а их предводитель Вессе повешен. В ранней весной 1345 г. очередной поход Ливонского ордена завершился договором, упомянутым в Хрониках Германа фон Вартберге и Новгородская первая летопись. Сааремаа оставался вассалом магистра Ливонского ордена и епископства. Эзель-Вик до 1559 г..

 

Войны с куршами (1242–67)

Следующие поражение эстонцев, крестовый поход двинулся против куршей и земгалов, балтских племен, живших южнее и западнее реки Даугавы и в тесном союзе с жемайтийцами. В июле 1210 года курши напали на Рига. После дня боев курши не смогли прорвать городские стены. Они перешли на другой берег Даугавы, чтобы сжечь своих мертвецов и оплакивать их три дня. В 1228 году курши вместе с земгалами снова напали на Ригу. Хотя им снова не удалось штурмовать город, они разрушили монастырь в Даугавгриве. и убил всех монахов.

После поражения эстонцев и осилийцев в 1227 г., курши столкнулись с литовскими врагами на востоке и юге и подверглись преследованиям со стороны ливов. Братья Меча с севера; на западе, на берегу моря, скрывались их заклятые враги, датчане и шведы, жду возможности. В этом безвыходном положении, усугубленном голодом, курши предпочли попытаться сделать мир с христианскими завоевателями, пригласив монахов в свою страну, тем самым избежав нападения скандинавов нации. [12] В 1230 году курши в северной части Курляндии под предводительством своего вождя ламекинов ( Lammechinus Rex ) подписали мирный договор с германцами, и земли, которые они населяли таким образом, он стал известен как Vredecuronia или Peace Courland . Однако южные курши продолжали противостоять захватчикам.

В 1260 году были задействованы курши в битве при Дурбе, одном из крупнейших сражений Ливонии в 13 веке. Их заставили воевать на крестоносцах сторона. Когда началось сражение, курши бросили рыцарей. Питер фон Дусбург якобы что курши даже атаковали рыцарей с тыла. Вскоре за куршами последовали эстонцы и другие местные жители. и бросили рыцарей, что позволило жемайтийцам одержать победу над Ливонским орденом. Это было тяжелое поражение ибо Орден и восстания против крестоносцев вскоре вспыхнули в Куршской и Прусской землях.

Куршское сопротивление было окончательно подавлено в 1266 г., когда вся Курляндия был разделен между Ливонским орденом и Рижским архиепископом. Куршская знать, среди них 40 родов потомков куршских королей, живших в городе Кулдиге, сохранили личную свободу и некоторые привилегии.

Войны с земгалами (1219–1290)

Согласно к Ливонской хронике Генриха , Земгалы заключили союз с епископом Альберт Рижский против мятежных ливов до 1203 г. и получил военную поддержку, чтобы сдержать литовцев. нападения в 1205 году. В 1207 году земгальский герцог Виестардс (лат. dux Semigallorum ) помог крещеному ливонскому вождю Каупо отвоевать его Турайдский замок у мятежников-язычников.

В 1219 г. земгало-германский союз был расторгнут после вторжения крестоносцев в Земгалия. Князь Виестард быстро заключил союз с литовцами и куршами. В 1228 году земгалы и курши напали на Даугавгривский монастырь, главный оплот крестоносцев в дельте Даугавы. Крестоносцы отомстили. и вторгся в Семигалию. Земгалы, в свою очередь, разграбили земли вокруг городища Айзкраукле.

В 1236 году земгалы напали на крестоносцев, отступавших к Риге после битвы при Сауле, убив многие из них. После регулярных атак Ливонский орден частично подчинил себе земгалов в 1254 г.

В 1270 г. литовский великий князь Трайденис вместе с земгалами напал на Ливонию и Сааремаа. В битве при Карузе на замерзшем Рижском заливе Ливонский орден потерпел поражение, а его магистр Оттон фон Луттерберг убит.

В 1287 г. около 1400 земгалов напал на крепость крестоносцев в Икшкиле и разграбил близлежащие земли. Когда они вернулись в Семигалию, они были захвачен силами Ордена, и у реки Гароза началась великая битва при Гарозе. Войска крестоносцев были осаждены и жестоко потерпел поражение. Погибло более 40 рыцарей, в том числе магистр Ливонского ордена Виллекин. фон Эндорп и неизвестное количество союзников-крестоносцев. Это была последняя земгальская победа над растущими силами Ливонский орден.

В 1279 году, после битвы при Айзкраукле, Великий князь Литовский Трайденис поддержал восстание земгалов против Ливонского ордена во главе с князем Намейсисом.

В 1280-х годах Ливонский орден начал масштабную кампанию против земгалов, которые включали сжигание своих полей и, таким образом, вызывали голод. Земгалы продолжали сопротивление до тех пор, пока 1290 г., когда они сожгли свой последний замок в Сидрабене и двинулись на юг. Рифмованные Хроника утверждает, что 100 000 человек переселились в Литву и когда-то там продолжали воевать против немцев. незавоеванные южные части Куршской и Земгальской территорий (Сидрабе, Ракте, Чеклис, Мегава и др.) были объединены под властью Великого княжества Литовского.

 

Последствия

В 1227 г. ливонские меченосцы завоевали все датские территории в Северной Эстонии. После битвы при Сауле выжившие члены Братьев Меча объединились. в Тевтонский орден Пруссии в 1237 году и стал известен как Ливонский орден. 7 июня 1238 г. по Стенсбийскому договору тевтонские рыцари вернули Эстонское герцогство Вальдемару II, пока в 1346 году, после Ночное восстание, земли были проданы обратно ордену и вошли в состав Ordenstaat.

После завоевания все оставшееся местное население было якобы обращено в христианство. В 1535 году была напечатана первая дошедшая до нас книга на родном языке — лютеранский катехизис. Завоеватели поддерживали военный контроль через их сеть замков по всей Эстонии и Латвии.

земля была разделена на шесть феодальных княжеств папским легатом Вильгельмом Моденским: архиепископство Рижское, Курляндское епископство, Дерптское епископство, Эзель-Викское епископство, земли управляется Ливонскими Братьями Меча и Dominum directum короля Дания, герцогство Эстонское.

Битвы
  • Битва за Ригу (1203)

  • Битва за Кокнесе (1205)

  • 901 47

    Битва Саласпилса (1206)

  • Турайдская битва (1206)

  • Битва за Сааремаа, 1206

  • Битва при Кокнесе (1208)

  • Битва при Отепя (1208)

  • Битва при Ерсике, 1209

    90 150
  • Битва при Отепя (1210)

  • Битва при Цесисе (1210)

  • Битва при Юмере, 1210

  • Турайдская битва (1211)

  • Вильяндиская битва, 1211

  • Битва Лехола, 1215

  • Битва за Ригу (1215)

  • Битва за Сонтаган, 1215

  • Битва за Отепя, 1217

  • Битва при Сунтагане, 1217

  • Битва День святого Матфея, 1217

  • Битва при Линданисе, 1219

  • Осада Межотне, 1219

  • Битва при Лихуле, 1220 9015 0
  • Осада Таллинна, 1221
  • Битва при Соэле, 1223
  • Битва моста через реку Юмера, 1223
  • Битва за Вильянди (1223)
  • Осада Таллинна (1223)
  • Осада Тарту, 1224
  • Битва при Муху, 1227
  • Осада Айзкраукле (1229)
  • Битва при Сауле, 1236
  • Битва при Дурбе, 1260
  • Осада Тервете (1259)
  • Терветская битва (1270)
  • Айзкраукльская битва
  • Осада Добеле (1279)
  • Осада Кернаве (1279) [18]
  • Терветская битва (1280)
  • Осада Добеле (1281)
  • Битва за Ригу (1281)
  • Битва за Тервете (1281)
  • Битва Гароза 1287
  • Битва при Добеле (1290)

 

Тевтонский орден в средневековой Ливонии

Таллинн, родной город нашего музея, на протяжении веков видел свою долю разных правителей. До провозглашения независимости Эстонии столетие назад здесь правили императоры России, а также короли Швеции и Дании. Но в течение 215 лет между 1346 и 1561 годами, в течение более длительного периода, чем русское, шведское или датское правление, город Таллинн был верен не монарху, а религиозной организации, ордену воинов-монахов — тевтонским рыцарям.

Тевтонский орден был одним из трех великих военных орденов Средневековья, двумя равными ему были рыцари-тампары и рыцари-госпитальеры. У них общая бурная история защиты католических владений Святой Земли, но каждый из них по-разному ощущал свое влияние на весь средневековый христианский мир.

В этой статье рассказывается о тевтонских рыцарях в средневековой Ливонии – землях, которые примерно соответствуют сегодняшним республикам Эстонии и Латвии. Мы находим невероятно уместным, что наш музей обитает в доме, построенном в Таллинне в эпоху, когда городом правили члены военного ордена. Мы хотели бы познакомить вас с историей тевтонского ордена в Эстонии, чтобы наши гости могли вспомнить те дни, наслаждаясь коллекцией великолепных знаков различия, которые мы выставляем между стенами, которые столетия назад были свидетелями жизни и деятельности этих людей.

Немецкий миннезингер (трубадур) и поэт Тангейзер в мантиях Тевтонского ордена. Кодекс Манесс (ок. 1300 г.).

Основания на Святой Земле

Как и другие крупные религиозные военные ордена, Тевтонские рыцари были основаны на Святой Земле в результате крестового похода. Они были самыми молодыми из «большой тройки». Благочестивые воины, образовавшие религиозное братство зимой 1119–1120 гг. с целью защиты паломников, отправляющихся в Святую Землю, получили папское подтверждение в качестве тамплиеров в 1129 г.. Больница Святого Иоанна в Иерусалиме претерпела постепенную трансформацию в течение 1130-х и 1140-х годов, прежде чем полностью стать рыцарями-госпитальерами в 1150-х годах. Однако Тевтонский орден сформировался только в последнее десятилетие XII века – он родился во время Третьего крестового похода под внушительными стенами города-крепости Акко.

Изображение осады Акры  в средневековом манускрипте ок. 1280 г. – Муниципальная библиотека Лиона, Ms 828 f33r

Правление католических лордов Европы, завоевавших Святую Землю во время Первого крестового похода, начало рушиться в Леванте к тому времени. В 1187 году импозантный мусульманский правитель и полководец Саладин захватил Иерусалим у христиан. Потеря Священного города вызвала социальные и религиозные потрясения, которые прокатились по всей католической Европе, и Папа немедленно призвал к великому крестовому походу. Короли Франции и Англии первыми приняли крест, за ними последовал император Священной Римской империи и многие другие князья и дворяне.

Одной из главных целей кампании был город Акко, который также попал под власть Саладина. Осадив его могучие стены почти два долгих года (1189–1191 гг.), лагерь крестоносцев сильно пострадал не только от многочисленных боевых потерь, но и от различных болезней. Поскольку рыцари-госпитальеры не могли заботиться обо всех, некоторые паломники из Северной Германии якобы пожертвовали одним из парусов своего корабля, чтобы устроить полевой госпиталь.

Под покровительством Богородицы и при поддержке императоров Священной Римской империи этот одинокий хоспис со временем превратился в религиозную организацию Тевтонских рыцарей, более точно называемую Орденом братьев немецкого Дома Святой Марии в Иерусалиме. Официально они были милитаризованы в 119 г.8, приняв правило, основанное на других религиозных рыцарских орденах.

В Пруссию и Ливонию

Хотя Святая земля оставалась главной заботой тевтонских рыцарей, они стали больше участвовать в священной войне Европы, чем другие великие военные ордена. Во-первых, король Венгрии пригласил их сражаться против языческих куманских народов на восточных границах его королевства в 1211 году. Орден стал там амбициознее и стремился установить свое собственное правление на оспариваемых землях, что привело к изгнанию венгерского монарха. Тевтонские рыцари. Тем не менее, другой католический принц вскоре обратился к ним за помощью.

В 1225 году польский князь Конрад Мазовецкий отдал приказ отбить и покорить языческие прусские племена на северной границе своих владений, подтвердив их права на захват там земель. В последующие десятилетия тевтонские рыцари захватили обширные владения в Пруссии, силой оружия подчинив себе местные народы. Эти прусские территории в конечном итоге стали основным центром власти ордена в начале 14 века, когда рыцари приобрели новые владения на восточном побережье Балтийского моря, в недавно обращенных в христианство землях Ливонии.

С конца 12 века католическую деятельность в Ливонии возглавили северогерманские миссионеры, которые основали город Ригу (будущую столицу Латвии) как центр новой церковной провинции. С помощью иноземных крестоносцев территория молодого епископства быстро распространилась на окружающие языческие земли.

Художественное изображение битвы тевтонских рыцарей с половцами. Иллюстрация Грэма Тернера, серия «Военная история скопы».

Поскольку военные паломники останавливались в Ливонии только сезонно, Рижскому епископу также требовалась постоянная боевая сила. В качестве решения в 1202 году был основан военный орден Братства Меча для поддержки местного церковного сюзерена.

«Братья Меча» на самом деле было прозвищем ордена, происходящим от его герба (вверху). Официальное название организации — «Братья ополчения Христа в Ливонии».

В течение первой трети XIII века немецкие завоеватели подчинили себе большую часть Ливонии. Во время этих священных войн Братья Меча становились все более независимыми, вскоре соперничая с властью епископа, который был вынужден уступить ордену треть всех обращенных земель в 1207 году. Кроме того, король Дании, самый могущественный правитель в Северной Европе. в то время он также присматривался к восточным берегам Балтийского моря. В конечном итоге датский монарх завоевал северную Эстонию, а остальную часть Ливонии покорили рижские немцы.

Однако не все языческие народы Восточной Балтики сдались католическим захватчикам. Литовские племена, населявшие земли, отделяющие Ливонию от Пруссии, оставались непреклонными в своем сопротивлении и решительно разгромили Меченосцев в битве при Сауле в 1236 году. После гибели Великого Магистра и половины всех членов орден так и не оправился от этой катастрофы. В этот момент вмешались Тевтонские рыцари — после битвы при Сауле они объединили остатки Братства Меча в 1237 году и взяли на себя власть над ливонскими владениями ордена. Родилось теократическое владение, соединившее воедино южный и восточный берега Балтийского моря.

Орден становится князем

Можно предположить, что с этого момента одним из главных приоритетов Тевтонского ордена было обеспечение контроля над литовскими землями, разделявшими две основные территории ордена. Однако эти усилия остались довольно безрезультатными, и в 1260 г. литовское племя жемайтийцев нанесло сокрушительное поражение тевтонским рыцарям в битве при Дурбе. Затем в Ливонии и Пруссии вспыхнули восстания порабощенных коренных народов, на десятилетия препятствовавшие укреплению власти порядка в Балтийском регионе.

Экспансия Тевтонских рыцарей и Меченосцев в Пруссию и Ливонию в 13 веке.

К концу XIII века католические завоеватели, тем не менее, одолели финно-угорских и балтийских жителей Ливонии и основали на этих территориях новые владения с немецким доминированием: в дополнение к владениям Тевтонского ордена они основали архиепископство Рига и три небольших ливонских епископства, которыми управляли прелаты, которые также обладали светской властью в качестве местных князей. Тевтонские рыцари даже предпринимали попытки распространить свое влияние на земли средневековой Руси, что привело к ряду столкновений с новгородскими князьями. В конце концов русские вышли на первое место, и торговля в ливонско-новгородских отношениях стала преобладать над военными действиями.

Во время этих священных войн Тевтонские рыцари завоевали значительные владения, и хотя они продолжали походы против литовцев до начала 15-го века, орден был все больше занят управлением своим королевством. В то время как в Пруссии он эффективно закрепил свое светское правление, в Ливонии ситуация была совершенно иной, потому что епископ, а вскоре и архиепископ Риги, обладал доминирующим положением власти в этих землях, в то время как тевтонские рыцари унаследовали официально зависимый статус, который Братья Меча держали

Таким образом, в политике средневековой Ливонии доминировала постоянная борьба за власть между тевтонскими рыцарями и рижским архиепископом, в которой ни одна из сторон не добивалась решающей победы. Орден хотел подчинить архиепископа своей воле, в то время как прелат утверждал, что именно тевтонские рыцари обязаны ему повиноваться. Хотя этот конфликт был в основном спором о хартиях и символах, часто велся в папских или имперских дворах, конфронтация неоднократно принимала насильственный характер, приводя к открытой войне, когда обе стороны искали помощи у правителей соседних земель, а в одном случае даже король Англии.

Печать Альберта Зурбера, первого архиепископа Ливонии.

В отличие от рижского архиепископа, тевтонским рыцарям удалось расширить свои владения в позднем средневековье. После обширного восстания в северной Эстонии король Дании продал все свои владения ордену в 1346 году. Благодаря этой сделке город Таллинн стал частью королевства тевтонских рыцарей. Однако официально он не относился к Ливонскому отделению ордена: местные члены ордена выполняли функции просто губернаторов, а земли становились личной собственностью Великого Магистра, проживавшего в Пруссии.

Владения Тевтонских рыцарей были разделены на три региона под управлением отдельных магистров. Великий магистр правил из Пруссии, сердца королевства. Восточно-Балтийские земли были вверены попечению Ливонского Магистра, который первоначально избирался генеральным капитулом ордена, а затем членами Ливонского отделения, с утверждением Великого Магистра. Кроме того, немецкий магистр управлял многочисленными небольшими владениями и монастырями тевтонских рыцарей в пределах Священной Римской империи.

Царство монахов-воинов

Тевтонские рыцари были прежде всего членами монашеского ордена: они давали обеты целомудрия, бедности и послушания, что означало отказ от всех мирских удовольствий. Они не могли владеть личным имуществом или прикасаться к женщине, их повседневная жизнь была ограничена монастырем и строго регламентирована, с частыми молитвами, определяющими течение времени.

Орден был разделен на ведущих Братьев-Рыцарей, у которых были военные обязанности, Братьев-Жрецов, которые заботились о духовных потребностях членов, и Братьев-Слуг, которые помогали им на войне или в повседневной работе. Однако, поскольку Тевтонский орден также был территориальным лордом, этот монашеский образ жизни должен был примириться с потребностями управления обширными землями.

Художественное изображение повседневной одежды членов Тевтонского ордена с изображением рыцаря, священника и брата-слуги.

Под руководством Ливонского Магистра восточно-балтийскими землями ордена управляли чиновники – командиры ( Комтуре ) и адвокаты ( Фёгте ). Командиры управляли довольно большими провинциями, называемыми командорствами, организованными вокруг монашеского монастыря, в который в идеале должны были входить двенадцать братьев, как дюжина апостолов Иисуса. На самом деле многие монастыри были намного меньше, в то время как в других — в стратегических местах или просто в более важных районах — могло быть вдвое или даже втрое больше братьев. Командиры были не только военными и политическими лидерами, но и религиозными главами этих монастырей. Первоначально адвокаты были губернаторами небольших территорий, но многие такие должности позже получили статус, аналогичный командирам.

В Ливонии командиры и адвокаты назначались исключительно из числа братьев-рыцарей. Жрецы ордена и братья-служители не могли надеяться на карьеру в светской администрации королевства. Для Братьев Рыцарей существовала иерархия должностей, некоторые более желательные, чем другие, которые могли формировать лестницу продвижения внутри ордена. Командующий Таллинном, например, был довольно заманчивой должностью, которая могла открыть путь для избрания следующим ливонским магистром. В свою очередь, хорошей ступенькой к Таллинну была адвокатская позиция в северо-эстонской крепости Раквере (Везенберг).

Членами Тевтонского ордена были не местные жители Ливонии или Пруссии, а иммигранты из Германии. Ливонская ветвь обычно привлекала мелкую знать Нижней Саксонии и Рейнланда, и в ее состав, в частности, входило большое количество людей из Вестфалии. В 15 веке вестфальцы и рейнландцы сформировали две основные фракции внутри тевтонских рыцарей Ливонии, и часто один кандидат от любой из них представлялся Великому магистру, чтобы он мог выбрать, кого назначить ливонским магистром. Однако к началу XVI века явно доминировали братья из Вестфалии.

Для немецкой низшей знати Тевтонский орден предоставил возможность для жизни, достойной своего положения, если семейное наследство не могло содержать нескольких сыновей. Естественно, существовала и решающая перспектива спасения после смерти. Идеальный брат-рыцарь был молодым дворянином с хорошим здоровьем и обучен фехтованию — такие члены были ценны в бою и, поскольку они родились в семье средневековой элиты, также подходили в качестве правителей командорств.

Как профессиональные воины, тевтонские рыцари по понятным причинам играли важную роль в защите Ливонии. Рижскому архиепископу и другим местным епископам приходилось полагаться на вассалов или наемников, но сам орден представлял собой постоянную военную силу. Следовательно, на его плечи легла основная тяжесть войн с литовцами, русскими или другими врагами. Монастырские монастыри располагались в замках, покрывая землю сетью укреплений с постоянным гарнизоном. Основные силы тевтонских рыцарей были сосредоточены в центре Ливонии, откуда при необходимости их можно было направить в любом направлении. Руины их самых больших замков до сих пор можно увидеть во внутренних районах Эстонии и Латвии.

Реконструкция орденского замка в Вильянди (Феллин), Эстония. Это была одна из крупнейших крепостей тевтонских рыцарей в Ливонии.

Изменение порядка

Тевтонские рыцари прибыли на берега Балтийского моря во времена священных войн и христианизации. Хотя крестовые походы 13 в. носили в основном форму религиозных завоеваний, они оправдывались необходимостью защиты молодых церковных провинций Ливонии и Пруссии от набегов языческих народов. На протяжении XIV века все более могущественное и все еще языческое Великое княжество Литовское бросало вызов католическим владыкам этих земель, и тевтонские рыцари могли выступать в качестве щита, защищавшего христианский мир от этого врага. Но все изменилось с обращением великого князя литовского в 1386 г.

В обмен на польскую корону великий князь литовский принял христианство и обратил свои владения в католицизм. Это означало, что тевтонские рыцари потеряли свой raison d’ être – если в Северо-Восточной Европе больше не было языческих правителей, от кого был орден, защищающий христианский мир, и почему они должны сохранять обширные земли, которые им были нужны для поддержания борьбы? Эмиссары объединенной Польши и Литвы, по-прежнему видевшие в Ордене главного политического и военного врага, позаботились о том, чтобы эти вопросы находили отклик во всем католическом мире.

Позднесредневековая Ливония. Земли Тевтонского ордена окрашены в розовый цвет, земли Рижского архиепископа — в серый. Оранжевым, желтым и зеленым отмечены другие ливонские епископства, коричневым — владения города Риги.

Тевтонские рыцари, естественно, яростно сопротивлялись всем попыткам подорвать их устоявшиеся позиции в северной Европе. Они были неоспоримыми хозяевами Пруссии и к позднему средневековью часто брали верх в конфликтах с рижским архиепископом. В целом внутренняя политика Ливонии к середине 15 века стала несколько более стабильной. Раньше орден и местные епископы часто сотрудничали, но, тем не менее, обычно действовали как независимые князья. Начиная с 1430-х годов, стало традицией, что лорды Ливонии со своими поместьями собирались на региональном сейме (9).0025 Landestag ), для обсуждения острых политических проблем как своего рода конфедерация. Тевтонские рыцари, как сильнейшая ливонская держава, могли надеяться возглавить этот союз.

К 15 веку сам Тевтонский орден приобрел аристократический характер, который сильно отличался от первоначального религиозного братства благочестивых воинов. Как уже упоминалось, он предлагал надлежащий образ жизни для сыновей низшей знати, которые принесли с собой свой элитный статус, присоединившись к ордену. Как правители внушительных владений, члены ордена не так уж отличались от своих светских родственников.

Ливонский магистр определенно напоминал светского принца, а то, как его командиры и сторонники управляли землей, мало чем отличалось от графов или других дворян в их вотчинах. Тевтонские рыцари также переняли многие традиции светских рыцарских орденов (об этом см. в другой нашей статье: https://tallinnmuseum.com/2018/08/02/interchange-of-traditions-between-religious-and- светские порядки в позднем средневековье/). Внешне эти процессы сделали тевтонских рыцарей более похожими на светское дворянское братство, но внутри они увеличили потребность в средствах, необходимых для содержания членов.

Тем временем экономическая конъюнктура складывалась не в пользу тевтонских рыцарей. Большая часть доходов ордена поступала от продажи зерна, выращенного на больших полях их ливонских владений, но цены на зерно упали после великой эпидемии чумы в середине 14 века. Кроме того, добыча, полученная в результате грабежей во время крестовых походов против литовцев, больше не поступала после христианизации Великого княжества. В военном деле тяжелая кавалерия рыцарей как таковая постепенно заменялась крупными отрядами наемников, но их вербовка стоила немалых денег.

Таким образом, тевтонские рыцари оказались в затруднительном положении, но они, безусловно, хотели удержать свои балтийские земли, которые теперь подверглись идеологической атаке. Поскольку литовцы были обращены в христианство, существовали планы переселения ордена из Северной Европы в Средиземное море, где он мог бы сражаться против турок-османов. Однако ливонская ветвь тевтонских рыцарей нашла новое оправдание тому, чтобы оставаться там, где они были. Они утверждали, что русские — раскольнические сторонники православной церкви — угрожают всему католическому христианскому миру и должны быть отброшены. Объем пропаганды поначалу превышал реальную опасность, но «русская угроза», как ее стали называть в приказе, в течение XV в. все-таки оформилась реально.

Художественное изображение Великого магистра, брата-рыцаря и сводного брата (слуги с квазичленством) ок. 1420 г.

«Русская угроза» и Реформация

Хотя восточная граница Ливонии также обозначив религиозную границу — или даже цивилизационный водораздел — между католическим и православным миром, немцы и русские в этом регионе фактически имели глубоко переплетенные и в основном мирные отношения. Новгород и Псков были главными торговыми партнерами ганзейских купцов, и, несмотря на периодические войны, Ливония и северо-западная Русь образовывали нечто вроде единого коммуникационного пространства.

Реконструированное изображение надгробия выдающегося ливонского мастера Вольтера фон Плеттенберга (в должности 1494–1535).

Однако после христианизации Литвы русские все чаще изображались ливонскими князьями древними врагами и опасными раскольниками. Первоначально эта риторика была в значительной степени пропагандистской, но интенсивность этой риторики росла по мере усиления власти великого князя Московского. В ответ на захват москвичами одной русской земли за другой, в том числе Новгорода прямо за ливонской границей, Тевтонский орден активно искал поддержки католического христианства в борьбе с этим вполне реальным врагом.

В первые годы 16 века наконец вспыхнула Ливонско-московская война. Конфликт завершился битвой при Смолино в сентябре 1501 года, когда превосходящие по численности войска тевтонских рыцарей и ливонских епископов под предводительством «величайшего ливонского магистра» Вольтера фон Плеттенберга сумели удержать поле боя против более сильных русских сил. Несмотря на то, что технически битва зашла в тупик, битва религиозно отмечалась как великий триумф в Ливонии 16-го века. Сама война закончилась без особых последствий в 1503 г.

Перемирие между Ливонией и Московией продлилось несколько десятилетий, хотя изначально опасались, что оно продлится недолго, поэтому тевтонские рыцари продолжали лоббировать средства для крестовых походов против России. Но вместо священной войны на границах христианского мира вскоре должно было быть расколото единство самой церкви. В 1517 году Мартин Лютер начал движение Реформации, которое вскоре оказало глубокое влияние и на тевтонских рыцарей.

В 1525 году великий магистр ордена Альбрехт фон Гогенцоллерн обратился в протестантскую веру, а поскольку после этого он уж точно не мог возглавить католическую организацию, секуляризировал все прусские территории тевтонских рыцарей, провозгласив себя первым герцогом Пруссии. Это означало, что филиал ордена в Ливонии технически стал независимым. Ливонский магистр теперь официально принял на себя полную власть над северной Эстонией (которой он и так правил почти 200 лет), а город Таллинн устроил грандиозные торжества по случаю присяги на верность своему новому господину.

Эта новая ситуация также означала, что ливонская ветвь тевтонских рыцарей теперь имела гораздо меньше поддержки и должна была справляться в основном самостоятельно. Но изначально королевству не угрожали никакие иностранные враги. В эпоху с 1520-х по 1550-е годы доминировала Реформация, которая в значительной степени преобладала среди ливонской элиты и даже завоевала сердца многих тевтонских рыцарей. Борьба за власть между орденом и Рижским архиепископом также продолжалась, часто с участием видных князей Северной Европы.

Конец правления Ордена в Ливонии

В 1550-х годах тевтонские рыцари и рижский архиепископ снова были втянуты в вооруженный конфликт, на этот раз из-за участия княжеского рода Мекленбургов в делах Ливония. Хотя это противостояние разрешилось без особого кровопролития, на горизонте маячила война гораздо больших масштабов.

Руины Цесисского замка (Венден) в Латвии. Он служил постоянной резиденцией ливонского магистра с 149 г. 4 и далее.

К середине XVI века Мусковия оправилась от внутренних потрясений предыдущих десятилетий, а ее честолюбивый великий князь Иван IV (Грозный) возжелал территориальной экспансии. В 1554 году он предъявил требование о дани немцам Ливонии. Орден и епископы остались неясными в своем ответе, но не предприняли никаких усилий для сбора необходимых денег. Кроме того, хотя теперь нависла вполне реальная угроза российского вторжения, они в основном сосредоточились на ослаблении друг друга. Ливонско-московские переговоры сорвались в 1557 г., и в начале следующего года великий князь объявил войну.

Конфликт с самого начала был односторонним – массивные московские силы быстро одолели и захватили несколько стратегически важных замков ордена, а тевтонские рыцари неоднократно были разбиты на поле боя. Внутри ордена эти события привели к импичменту правящего ливонского магистра и его замене Готхардом Кеттлером, который должен был стать последним лидером тевтонских рыцарей в Ливонии.

Поскольку у ордена было мало шансов противостоять московскому нападению в одиночку, были предприняты попытки просить помощи у соседних правителей. Готхард Кеттлер выступал за обращение к Польше-Литве, и его переговоры в конечном итоге привели к передаче ливонских земель тевтонских рыцарей под защиту польского короля.

Художественное изображение московских войск в царствование Ивана IV.

По сути, это вскоре означало расформирование Тевтонского ордена в Ливонии. Его члены стали мирянами, а Кеттлер был награжден положением герцога Куронского как вассала короля Польши. Только город Таллинн и северные эстонские вассалы тевтонских рыцарей, имевшие замечательные привилегии и автономию уже под властью короля Дании, протестовали против такого развития событий и обратились за помощью к Швеции. Летом 1561 года флот шведских военных кораблей прибыл в Таллиннский залив, и город отказался от своей верности распадающемуся Тевтонскому ордену, вместо этого присягнув на верность королю Швеции.

Ревельская крепость в Таллинне раньше была резиденцией командующего Тевтонского ордена. В настоящее время там находится эстонский парламент.

324-летняя история тевтонских рыцарей в средневековой Ливонии подошла к концу в 1561 году. Хотя орден существует и по сей день, как благотворительная религиозная организация, ныне базирующаяся в Вене, он утратил свои последние обширные владения в середине 16 века. . След, который она оставила на эстонских и латвийских землях, когда-то завоеванных под крестным знамением, тем не менее осталась на века. Тевтонские рыцари сыграли важную роль в интеграции восточного побережья Балтийского моря в средневековый католический христианский мир и в европейский мир.

Хотя местные жители, основавшие независимые национальные государства на землях, где когда-то правил орден, часто осуждали насильственное порабощение своей родины, многие буквальные основы сегодняшних политических символов были заложены тевтонскими рыцарями. Здание эстонского парламента расположено на том самом месте, где в средние века стоял замок Таллиннского полководца, и каждое утро государственный флаг торжественно поднимается на вершину внушительной башни над ним – Высокого Германа, построенной Тевтонский орден в 14 веке.