СУ-152 — почему «Зверобой»? — парк Патриот

14 февраля с некоторых пор ассоциируется со Днем всех влюбленных. Для советского танкостроения эта дата ассоциируется с другим. 14 февраля 1943 года на вооружение Красной Армии была принята тяжелая самоходная установка КВ-14. С апреля 1943 года обозначение поменяли на СУ-152.

Первоначально такой машины, как СУ-152, в системе вооружения Красной Армии не предполагалось. По опыту войны с Финляндией требовалась совсем другая САУ. Она должна была иметь вооружение в виде 152-мм пушки особой мощности БР-2, в качестве альтернативы рассматривалось 130-мм морское орудие Б-13. В экспозиции парка «Патриот» можно увидеть самоходные установки Т-100Y и СУ-14-БР-2 как раз с такими системами. Планировалось, что на базе удлиненного шасси КВ будет выпускаться похожая на них машина, имевшая индекс 212. По разным причинам дальше изготовления корпуса дело по 212 не продвинулось.

В конце 1941 года, по заданию Сталина, в Челябинске был спроектирован штурмовой танк КВ-7.

Он имел неподвижную башню (рубку), в которой поставили строенную установку двух 45-мм пушек и 76-мм пушки Ф-34. Испытания показали, что идея КВ-7 была неудачной, но рубка вполне подходит для установки 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. Впервые идею создания такой версии КВ-7 озвучили в конце января 1942 года, а в середине апреля она превратилась в официальное задание. Работы по проектированию САУ велись в Свердловске. КБ УЗТМ под руководством Л.И. Горлицкого разработало проект У-18, но его быстро отклонили. Совсем иначе поступили со вторым проектом, имевшим обозначение ЗИК-20. Эту САУ разработали в КБ завода №8 под руководством Ф.Ф. Петрова. Именно эта машина находилась поначалу в приоритете. В конце 1942 года был построен полноразмерный деревянный макет рубки.

В виду затягивания работ по ЗИК-20, а также перехода выпуска с КВ-1 на КВ-1с, возникла идея разработать похожую машину силами СКБ-2 ЧКЗ. Работы по «истребителю ДОТ-ов» возглавил Л.С. Троянов. За считанные недели в Челябинске разработали проект, получивший обозначение КВ-14 и чертежный индекс 236.

3 января прошел смотр проектов, победу одержал КВ-14. Эта машина получилась более легкой и меньше всего требовала переделок базового шасси. На следующий день Сталин подписал постановление ГКО №2692 «Об изготовлении образца 152-мм самоходной пушки на базе танка КВ-1С». К утру 24 января опытный образец был готов. Он успешно прошел огневые испытания, пробег также не выявил серьезных проблем.

Это стало основанием для принятия КВ-14 на вооружение, которое и случилось 14 февраля 1943 года.

Из самоходной троицы СУ-12 (СУ-76), СУ-122 и СУ-152 последняя оказалась наименее проблемной. Несмотря на наличие вполне ожидаемых «детских болезней», машина оказалась лишена принципиальных недостатков, требующих серьезной переделки конструкции. В виду производственных проблем поначалу выпуск СУ-152 оказался далек от планов. Поставки СУ-152 в войска начались с апреля 1943 года, а боевой дебют состоялся в июле, на Курской Дуге.

Первоначально СУ-152 разрабатывалась как средство борьбы с вражескими укреплениями. Бронебойных снарядов для МЛ-20 к началу боевого применения не было в принципе. Тем не менее, наибольшую славу СУ-152 получила как истребитель танков. Выяснилось, что даже отсутствие бронебойных снарядов не мешало превращать новейшие немецкие танки и САУ в металлолом. Именно на Курской Дуге СУ-152 получила прозвище «Зверобой». Низкая скорострельность и не самая высокая подвижность компенсировались поистине чудовищной огневой мощью орудия МЛ-20.

Уже в августе 1943 года в боекомплекте СУ-152 появились бронебойные снаряды. О том, насколько эффективным противотанковым средством были СУ-152, говорят отчеты с фронтов. Как докладывали экипажи, на дистанции 1,5 километра что бронебойные, что осколочно-фугасные снаряды сносили немецким «Тиграм» башни. Доводилось воевать СУ-152 и с «Фердинандами».

Производство СУ-152 закончилось в декабре 1943 года. Всего сдали 670 машин данного типа. На производство встала ИСУ-152, созданная на базе тяжелого танка ИС-1. Что же касается СУ-152, то они активно применялись на фронте вплоть до начала 1945 года. Одной из последних операций стало освобождение польского города Познань. До наших дней дожило всего 3 СУ-152.

В экспозиции парка «Патриот» представлена машина выпуска июля 1943 года. В настоящий момент экспонат можно посмотреть на площадке № 2 музейного комплекса. 

Материал и архивные фотографии представил историк бронетанковой техники Юрий Пашолок.

САУ СУ-152 Зверобой, обзор боевой мощи самоходной установки, технических характеристик ТТХ, история создания и применения

Вторую мировую войну не зря называют «войной моторов», во время этого конфликта именно танки и самоходные установки определяли исход всех крупнейших боевых операций. Особенно справедливо это для Восточного фронта. Существует целый ряд легендарных боевых машин того периода, мы прекрасно их знаем благодаря книгам и кинофильмам.

Наиболее известными самоходными установками Великой Отечественной войны является немецкая САУ «Фердинанд» и советская СУ-152. Любопытнее всего, что эти боевые машины не являлись самыми массовыми: советская промышленность выпустила всего 670 единиц СУ-152, а количество изготовленных САУ «Фердинандов» равнялось 91 штуке. Этим стальным гигантам впервые довелось сойтись на Курской дуге, и для обеих машин это сражения было боевым дебютом.

В 1943 году выпуск обеих самоходок был прекращен. Однако до самого конца войны советские танкисты называли «Фердинандами» практически все немецкие САУ, а в любом советском или российском учебнике истории можно встретить упоминание о «Зверобое», которым советские солдаты прозвали СУ-152.

СУ-152 применялся до самого окончания войны, хотя количество этих машин в войсках постепенно уменьшалось из-за боевых потерь и износа двигателя и ходовой части. Оставшиеся «Зверобои» после войны практически все были порезаны на металл. Сегодня осталось лишь несколько единиц этой легендарной самоходки, все они находятся в различных музеях.

Содержание

История создания

Историю самоходной установки СУ-152 часто начинают с декабря 1942 года, когда на Кировском заводе (г. Челябинск) начались работы по созданию этой боевой машины. Но это не совсем правильно. Проектирование и создание первой СУ-152 были проведены в рекордно короткие сроки, для этого конструкторам понадобилось всего 25 (!!!) дней.

Конечно же, шла война, и фронт испытывал острую необходимость в новой мощной бронетехнике, способной эффективно уничтожать немецкие танки. Однако, несмотря на это, самоходная установка не могла быть создана так быстро без использования наработок, сделанных советскими конструкторами еще в начале сороковых годов.

Первые САУ появились еще во время Первой мировой войны, однако они не получили широкого распространения. В период между двумя войнами работами над созданием САУ активнее всего занимались в Германии и СССР. В Советском Союзе осознали острую потребность в мощной самоходной артиллерийской системе после начала Зимней войны. Преодоление линии Маннергейма очень дорого стоило Красной армии. Именно в этот период начались работы над созданием САУ на базе танков Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были доведены до конца.

Вместо САУ была создана модификация тяжелого танка КВ (КВ-2), вооруженная 152-мм гаубицей М-10.

Совсем по-другому складывалась ситуация в Германии. На начальном этапе войны германская армия имела на своем вооружении большое количество устаревших и трофейных танков, которые можно было быстро и сравнительно дешево переделать в САУ.

Советские танки КВ-2 создавались для уничтожения вражеских полевых и долговременных укреплений, практически все они были потеряны в первые месяцы войны. К тому же стоимость производства танка КВ-2 была очень высокой, его скорострельность – низкой. Да и надежность КВ-2 оставляла желать лучшего: большинство этих танков на начальном периоде войны были потеряны не из-за огня противника, а по причине технических неисправностей (экипажи просто бросали свои машины). Производство танка было прекращено.

Уже в конце 1941 года советскому руководству стали приходить многочисленные обращения из действующей армии с просьбами создать самоходное орудие для артиллерийской поддержки танков и пехоты в бою. Эти голоса были услышаны и ЧКЗ получил задание разработать новую САУ на базе танка КВ.

Дополнительным стимулом для активизации работ стало начало советского наступления под Сталинградом. В его ходе Красной армии приходилось штурмовать укрепления противника, что было очень тяжело делать без артиллерийской поддержки. Однако вся ствольная артиллерия советских войск была буксируемой, что значительно ограничивало ее мобильность и повышало уязвимость к средствам поражения противника. Вопрос о создании штурмовой самоходной установки с пушкой большого калибра встал, как никогда остро.

Из имеющихся вариантов для реализации был выбран проект самоходки Жозефа Котина. Для новой САУ было выбрано шасси тяжелого танка КВ-1С и 152-мм гаубица МЛ-20. Сборка первого опытного образца боевой машины проводилась на ЧКЗ, 25 января 1943 года начались ее испытания на полигоне, а 14 февраля новая самоходка была принята на вооружения под обозначением СУ-152.

Производство новой самоходки было развернуто на Челябинском кировском заводе. В мае 1943 года первая партия СУ-152 (12 машин) была передана войскам. Серийный выпуск самоходной установки был недолгим. Уже в сентябре 1943 года КВ-1С, на базе которого изготавливалась САУ, был снят с вооружения. Было принято решение о производстве новой САУ с 152-мм пушкой, но уже на базе танка ИС-85 (ИС-1). Она получила название ИСУ-152, эту машину в исторической и популярной литературе также часто называют «Зверобоем».

Последние СУ-152 сошли с конвейера ЧКЗ в начале 1943 года.

Существует весьма распространенный миф о том, что советские самоходные установки с орудиями большой мощности (СУ-152, ИСУ-152) – это ответ отечественных танкостроителей на появление у гитлеровцев танков Pz Kpfw VI «Тигр». Это не совсем верно. Разработка подобных машин в СССР началась еще до первого контакта Красной армии с новой бронетехникой гитлеровцев. Однако после него работы были активизированы, так как стало понятно, что только машины, подобные СУ-152, могут эффективно бороться с новым немецким танком на всех дистанциях боя.

Но, даже принимая во внимание это обстоятельство, не следует считать СУ-152 истребителем танков. Данная САУ проектировалась в первую очередь, как штурмовое орудие.

Описание конструкции

Самоходная установка СУ-152 имела компоновку, подобную остальным советским САУ военного периода (исключение – СУ-76). Машина была выполнена на базе танка КВ-1С, имела полностью бронированный корпус и была оснащена 152-мм гаубицей. Экипаж самоходки состоял из пяти человек.

Броневая рубка располагалась в передней части корпуса, она совмещала в себе боевое отделение и отделение управления. В рубке находились места членов экипажа, весь боезапас и орудие. В кормовой части машины располагался двигатель и трансмиссия.

В рубке три члена экипажа находились слева от орудия: механик-водитель, наводчик и заряжающий. Места еще двух членов экипажа, командира и замкового, располагались справа от пушки. В рубке самоходки находился один из топливных баков машины, что значительно уменьшало шансы экипажа выбраться живыми из машины при ее подбитии.

Корпус и рубка САУ сваривались из броневых катаных плит. Броневая защита машины была дифференцированной (толщина брони от 20 до 75 мм), противоснарядной, корпус имел рациональные углы наклона.

Рубка и кормовое отделение разделяла перегородка. Для посадки и высадки членов экипажа на крыше боевой рубки находился круглый люк, еще один двустворчатый люк располагался на стыке крыши рубки и ее задней стенки. Еще один круглый люк на крыше предназначался для вывода наружу оборудования машины (удлинитель панорамного прицела), но в экстремальных случаях и через него возможна была эвакуация экипажа САУ. Еще один люк для аварийного покидания машины находился в днище.

Основным оружием СУ-152 являлась 152-мм нарезная гаубица МЛ-20С образца 1937 года. Пушка, установленная на самоходке, мало чем отличалась от буксируемого варианта. Маховики вертикальной и горизонтальной наводки были перенесены на левую сторону орудия (у буксируемого варианта пушки они находятся по обе стороны), чтобы обеспечить большее удобство работы экипажа.

Углы вертикального наведения составляли от −5 до +18°, горизонтального – 12°.

Прямой наводкой СУ-152 могла стрелять на дистанцию 3,8 км, максимальная дальность стрельбы – 13 км. Заряжание раздельно-гильзовое, боекомплект – 20 выстрелов.

Для обеспечения кругового обзора использовался перископ ПТК-4 и пять смотровых приборов на крыше рубки. Обзор механику-водителю обеспечивал смотровой прибор, защищенный броневой заслонкой.

СУ-152 оснащалась дизельным двигателем В-2К с мощностью 600 л. с. Ходовая часть самоходной установки была полностью идентична танку КВ-1С. Трансмиссия СУ-152 – механическая с главным фрикционом сухого трения и четырехступенчатой коробкой передач.

Боевое применение

Боевым дебютом и «звездным часом» СУ-152 стала Курская дуга. Самоходка не сыграла решающей роли в этом сражении, по причине небольшого количества машин, которым располагали советские войска. Всего под Курск были направлены 24 единицы СУ-152.

Самоходную установку в основном использовали в качестве противотанкового средства. СУ-152 оказалась, чуть ли не единственным образцом советской бронетехники, которая могла гарантировано поражать все номенклатуру немецких танков и САУ на всех дистанциях боя.

Следует отметить, что серьезным противником для советских танкистов были не только всем известные «Тигры» и «Пантеры» (их было не так уж и много), не меньшую опасность представляли и модернизированные немецкие средние танки PzKpfw III и PzKpfw IV с лобовой броней, доведенной до 70 мм. Советские бронебойные калиберные снаряды могли пробить ее только с минимальных дистанций (менее 300 метров).

152-мм снаряд СУ-152 был практически смертелен для любого типа немецкой бронетехники. Бронебойный снаряд буквально разбивал немецкие средние танки, не могла противостоять им и броня «Тигров» и «Пантер». При недостатке бронебойных снарядов, использовали бетонобойные и даже осколочно-фугасные. Последние не пробивали броню, однако они уничтожали прицелы, орудие и другое оборудование боевых машин. Энергия снаряда была настолько велика, что башни вражеских танков часто срывало с погона.

На Курской дуге СУ-152 была единственной советской боевой машиной, которая могла противостоять немецкой САУ «Фердинанд».

СУ-152 были переброшены на самые танкоопасные направления. Солдаты с восторгом встречали появление нового сверхмощного противотанкового оружия и вскоре прозвали новую самоходку «Зверобоем». Хотя, количество этих боевых машин на Курской дуге было сравнительно небольшим, их появление оказало большое психологическое действие и на немцев, и на советских бойцов. Чтобы поднять боевой дух войск, о новых самоходках советским бойцам рассказывали в листовках, показывали о них фильмы.

СУ-152 действовали в основном из засад, уверенно уничтожая гитлеровскую бронетехнику. Количество танков и САУ противника, уничтоженных СУ-152, отличается в различных источниках. «Фердинандами» в Красной армии часто называли любую немецкую самоходку, а за «Тигры» принимали модернизированные варианты PzKpfw IV. Однако эффективность СУ-152 в качестве противотанкового средства не вызывает сомнений.

Во время Курской битвы немцам удалось захватить одну СУ-152.

САУ СУ-152 воевала до самого конца войны и находилась на вооружении советской армии до 1958 года.

Характеристики

Ниже указаны характеристики САУ СУ-152:

  • масса – 45,5 т;
  • длина – 6750 мм;
  • ширина – 3250 мм;
  • высота – 2450 мм;
  • экипаж – 5 человек;
  • вооружение – 152,4-мм орудие МЛ-20С;
  • боекомплект – 20 шт.;
  • двигатель – дизель В-2К;
  • макс. мощность – 600 л. с.;
  • запас хода – 165 км;
  • макс. скорость – 43 км/ч.

История СУ и ИСУ-152 | История

командира!

В этом месяце вы сможете испытать мощь советских истребителей танков благодаря нашей новой Вершине дерева. Обычно мы посвящаем статью последней машине выбранного Дерева развития, но в этом месяце мы решили поближе познакомиться с двумя знаковыми машинами: СУ-152 и ИСУ-152, орудиями советских побед в Великой Отечественной войне.

II. Наслаждаться!

Развитие СУ-152 в 1942. В то время большинство советских заводов занимались производством самого известного танка Красной Армии: Т-34. Но, несмотря на свои многочисленные таланты, эта машина не могла атаковать на поле боя в одиночку. Инженеры боролись за бункеры и доты, которые в конечном итоге окажутся на пути бронетанковых полков. Для борьбы с этими укреплениями идеальным выглядело сочетание 152-мм орудия МЛ-20 и прочного корпуса КВ-1.

Но машине будущего предстояло выдержать экстремальные боевые условия, проехать до 200 километров, отстрелять более 300 снарядов без ремонта и выдержать самые холодные условия. Несмотря на эти трудности, СУ-152 достойно зарекомендовала себя и поступила в серийное производство.

От Фортификации до ПТ-САУ

Поначалу конструкция СУ-152 не отличалась от конструкции других танков. Однако, поскольку эти машины понадобились Красной Армии как можно скорее, многим заводам пришлось пропустить некоторые этапы производства. Это привело к довольно странным танкам. Зачастую бортовая броня не была прорезана должным образом и выходила за пределы крыши машин или даже в поле зрения приборов наблюдения!

Но, несмотря на грубость производства, СУ-152 была отправлена ​​в первую очередь. Первым боем этих машин был не кто иной, как Курск, где эти истребители укреплений показали себя неплохими охотниками за танками. Например, 1541-й самоходно-артиллерийский полк сообщил о 11 САУ, 39средних танков и 7 «тигров», уничтоженных с 8 по 18 июля 1943 г. прозвище «Зверобой» или «Охотник на зверей» в связи с окрещенными немецкими танками на животной основе. Тем не менее, истребитель танков не был идеальным транспортным средством. На самом деле далеко не так. Плохая конструкция перископических приборов привела к большим потерям машин. Боевое отделение также было непродуманно: очень маленькое пространство (см. галерею ниже), едва хватило места для 30 снарядов и горючее в баке, готовое взорваться, сжигая вместе с ним всех членов экипажа.

Но советские танкисты научились укротить «Зверобой», а некоторые командиры сделали его еще опаснее. Так было с гвардии лейтенантом С. А. Стычинским, который в июле 1944 года сражался с целой немецкой танковой группой, используя холмистую местность и тактику преследования, чтобы максимально использовать свои сильные стороны СУ-152.

Принятие на вооружение танка ИС-85 и вообще популярность семейства танков ИС в Красной Армии свидетельствовали о том, что эра машин на базе КВ-1 подходит к концу. Да, СУ-152 неплохо себя зарекомендовали во время Курской битвы, но позже, летом 1943, Советы начали предлагать машину с аналогичными орудиями, на этот раз установленными на прочном корпусе машины ИС.

Так родилась ИСУ-152. И младший брат многому научился у своего предшественника. Советские инженеры действительно учли отзывы экипажей СУ-152 при проектировании новой машины, которая была несколько просторнее. Плюс наконец-то вынесли из боевого отделения пресловутый топливный бак! Наблюдение все же было болезненным, а места командира или наводчика считались в лучшем случае неудобными. Но, несмотря на свои недостатки, ИСУ-152 выпускалась быстро.

Массовое производство

На разработку и постройку ИСУ-152 ушло всего несколько месяцев. В ноябре 1943 года сам Иосиф Сталин заказал производство этого танка, и несколько указов обязательно подкрепили его волю. Некоторые заводы также прекратили производство танков Т-34 в пользу новой ИСУ-152. Всего с 1943 по 1947 год было выпущено 2815 машин. Это более двух ИСУ-152 в сутки, что делает эту машину самой производимой самоходкой в ​​истории.

Почему ИСУ-152 оказалась такой успешной? Что ж, он был задуман с учетом трех основных задач: разрушение полей и укреплений, борьба с танками на дальних дистанциях и поддержка пехоты при штурме. Совсем другие задачи, и тем не менее, ИСУ-152 решала все эти задачи.

Грядет буря

Одной из самых полезных особенностей ИСУ-152 была ее броня. Это позволяло машине выдерживать обстрелы с позиций противника и отвечать огнем прямой наводкой. Жестокая и в то же время эффективная боевая доктрина, когда дело доходит до уничтожения укреплений и рубежей, которые не может поразить артиллерия.

Настолько эффективны, что ИСУ-152 штурмовали десятки городов и укреплений во время Великой Отечественной войны. Их подвижность, хорошая броня и разрушительная сила осколочно-фугасных снарядов оказались опасным союзом, который не могла остановить лучшая оборона Кенигсберга и Берлина. Даже гордая Квантунская армия из Японии бросится сдаваться, когда эти танки дадут свои последние залпы на другой стороне Евразии.

1 / 10

Советская тяжелая самоходная гаубица СУ-152 (ранняя)

Сталинградское контрнаступление (операция «Уран») показало острую потребность Красной Армии в мобильных тяжелых орудиях. Огневой мощи советских танков, как моторизованных, так и с пехотными частями, не хватало для борьбы с немецкими дотами и укрепрайонами. В ноябре 1942 года была начата разработка тяжелой самоходной артиллерийской установки, вооруженной 152,4-мм пушкой-гаубицей МЛ-20 под названием КВ-14, а первый опытный образец «Объект 236» был построен за 25 дней. На шасси танка КВ-1с серийное производство СУ-152 началось в середине февраля 1943, и около 700 штук было произведено до тех пор, пока в декабре 1943 года не была заменена ИСУ-152. В ходе боевых действий выяснилось, что СУ-152 является отличным противотанковым орудием, способным поразить истребитель танков «Тигр» или «Элефант» с помощью 107 пушек. фунт кумулятивный снаряд. Во время Курской битвы отсутствие вентиляционных отверстий на крыше приводило к тому, что экипажи теряли сознание, поэтому в более поздней серийной модели были добавлены вентиляционные отверстия и корпусной пулемет. Этот комплект представляет собой СУ-152

Звербой (Убийца Зверей) раннего или начального производства.

Этот комплект является еще одним из длинной линейки комплектов для тяжелого танка Trumpeter KV. В прошлом месяце я собрал и рассмотрел их комплект КВ-85, и этот комплект был в основном таким же, за исключением того, что в нем была заменена башня на фиксированную надстройку. Комплект состоит из 451 детали на 24 литниках, 180 из которых — траки на 12 литниках. В наборе 25 деталей с фототравлением, буксировочный трос из латунной проволоки и металлический ствол. В инструкции есть 12 шагов, а на листе декалей есть маркировка для четырех или пяти разных автомобилей. Трудно сказать, какие декали использовать, так как есть лист со схемой окраски, но на этом листе вообще нет декалей. Есть четыре набора цифр, два набора патриотических лозунгов, четыре красные звезды с белым контуром и две обычные красные звезды.

Первое, что нужно сделать, это распилить корпус КВ, чтобы поместилась надстройка. Просто следуйте линиям формы на корпусе и боковой обшивке, чтобы получить чистый срез. С левой стороны нужно просверлить два отверстия для крышки люка и еще два спереди для детали WY9. На выбор пластиковый дефлектор выхлопа или фототравление. Фототравление требует многократных изгибов и четырех скоб, прикрепленных к днищу. Я выбираю пластиковую часть, так как она мне показалась прекрасной. Выхлопной экран с фототравлением прилагается, но его действительно не видно. Два воздухозаборных экрана двигателя в верхней части моторного отсека отлиты из пластика. Было бы хорошо, если бы они поставлялись в фототравление, так как их можно увидеть. Люк двигателя имеет внутренние детали и шарнир, поэтому его можно открыть, если установлен двигатель вторичного рынка.

Инструкция для гусениц требует 88 звеньев, что дает небольшое провисание, но увеличение этого числа до 90 дало бы более реалистичное провисание гусеницы. Как и в других комплектах Trumpeter KV, я установил гусеницы перед покраской, так как звездочка фиксируется деталью WC6, демпфером или направляющей гусеницы. На резку, чистку и сборку траков ушло около 3 часов.

При креплении крыльев последовательность установки креплений фототравления была обратной. Я установил вертикальные крепления (детали B5 и B7), а затем прикрепил детали с плоскими болтами (B4 и B9). ), чтобы предотвратить зазор между этими двумя частями. Деталь WY4 прикреплена сверху к правому крылу и к корпусу, но для установки этой детали необходимо снять заклепки крыла. В инструкции не сказано делать это. При установке передней бронекрышки корпуса, деталь WC2, имеется зазор, в котором два монтажных кронштейна входят в корпус. У меня была эта проблема на Трубаче КВ-85.

Не делайте четыре отверстия на крыше для вентиляционных отверстий. Эти вентиляционные отверстия предназначены для более поздних моделей СУ-152. На оранжевой наклейке написано, что нельзя устанавливать вентиляционные отверстия, но и не нужно пропускать отверстие. На люках есть детали интерьера, но неприятные следы от форсунок. Других внутренних деталей нет, поэтому внутри он кажется больше, чем снаружи. Смотровое окно водителя слишком велико для отверстия, поэтому мне пришлось увеличить это отверстие и сделать его более прямоугольным. На выбор предлагается металлический или пластиковый ствол, состоящий из двух частей. Не вижу смысла использовать пластик. Дульный разрыв, часть WN23, был отформован с неприятным зазором посередине, а на некоторых боковых канавках было много заусенцев. Надстройка имеет очень красивую текстуру катаной стали. Оружейная маска также имеет отличные детали литья. У меня был большой зазор между надстройкой и лобовым листом брони. Я использовал кусок литника, чтобы сделать внутреннюю распорку, чтобы поднять броневой лист примерно на 2-3 мм, чтобы закрыть этот зазор. Латунная проволока для буксирного троса великолепна. С ним так легко работать, и он соответствует контуру корпуса.

Наклейки тонкие и отлично ложатся с небольшим количеством растворителя. Мне все еще любопытно, почему нет никаких инструкций по нанесению наклеек. Я только что сделал свою схему из некоторых интернет-фотографий.

В целом подгонка и сборка этого комплекта были великолепны, и он собирается очень быстро, за исключением гусениц.

Спасибо Stevens International за образец для обзора и IPMS за возможность ознакомиться с ним.