Атомный эсминец «Лидер»: как Россия получит превосходство в Мировом океане

  • Главная
  • Новости
  • Видео
  • Аналитика/Мнения
  • Форум
  • Информвойна
  • ТВ
  • Контакты
  • Помочь сайту
  • Партнёры
  • О нас
Главная > Мнения 30.07.2017 — 8:00

rusvesna.su

Превосходя американский тип: перспективный атомный эсминец «Лидер»

Атомный эсминец «Лидер» — это перспективный эсминец дальней морской зоны проекта 23560, реализуемый с ядерной энергетической установкой (экспортное название «Шквал»). Подробнее — в материале Федерального агентства новостей.

В задачи перспективного эсминца будет входить обеспечение защиты морских и океанских коммуникаций, уничтожение важных береговых объектов потенциального противника крылатыми ракетами большой дальности, огневая поддержка десантных групп, а также проведение противодесантных операций. Кроме того, «Лидер» сможет самостоятельно действовать в составе ударных групп, в том числе авианосных.

«Лидер» должен стать универсальным кораблем, который будет способен заменить сразу три класса: большие противолодочные судна, ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» и собственно эсминцы. Корабль будет оснащен элементами противоракетной и противокосмической обороны.

Имея неограниченную автономность плавания, эти корабли проекта 23560 станут опорными точками в океане. Корабль будет обеспечивать боевую устойчивость Военно-Морского флота Российской Федерации в области противоракетной и противовоздушной обороны во всех зонах Мирового океана.

По своим параметрам (многофункциональность, использование самого широкого спектра вооружений) «Лидер» превзойдет американский тип Arleigh Burke class destroyers. Вероятно, российский эсминец будет включать в себя эшелонированную ПВО и мощные противокорабельные ракетные комплексы.

Предположительно, эсминец «Лидер» получит до четырех пусковых установок «Калибр» с ракетами «Калибр-НК» и «Оникс» (всего около 200 ракет различного назначения). Зенитное ракетное вооружение дальней зоны представит корабельный вариант комплекса С-500 «Прометей».

Облик эсминца «Лидер» в конечном счете может измениться, но в настоящий момент уже известно, что его длина будет составлять 200 метров, ширина — 23 метра, осадка — 6,6 метра, скорость полного хода — 32 узла, экипаж — до 300 человек. Более того, срок службы эсминца составляет не менее 50 лет.

Начало строительство «Лидера» запланировано на 2025 год. Однако резка металла для восьми эсминцев проекта 23560 начнется уже в следующем году.

riafan.ru

Эсминец «Лидер» или «Аутсайдер»? » Православный воин

США обзавелись фантастическим «Замволтом». А российскому ВМФ обещан новый корабль лет через десять. 

Наш сильно ослабевший за два десятка последних лет Военно-Морской флот ждет весомое пополнение. Но не завтра, а в 2023-2025 годах. Именно к тому времени, по сообщению ТАСС, планируется построить 12 крупных надводных многоцелевых кораблей дальней океанской зоны. Шесть собираются отправить на Северный флот, столько же — на Тихоокеанский. 

Корабли эти — перспективные эсминцы типа «Лидер», о которых адмиралы и промышленники поговаривают уже лет пять. Потому что каждому понятно, что к 2025 году у наших причалов кораблей дальней океанской зоны почти не останется. К тому времени, скорее всего, будут списаны в утиль все эсминцы проекта 956 типа «Современный» (их, правда, в боевом составе ВМФ и так осталось — кот наплакал, лишь семь), большие противолодочные корабли проекта 1155 типа «Удалой» (девять единиц — четыре на Тихом океане и пять — на Севере), ракетные крейсера проекта 1164 типа «Москва» (три единицы — по одной на Черноморском, Северном и Тихоокеанском флотах). 

Из крупных надводных кораблей имеют шансы протянуть до этого срока разве что тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144.2 «Петр Великий» и вставший на модернизацию «Адмирал Нахимов», да еще наш единственный авианосец «Адмирал Кузнецов». Но без боевого охранения в море этих гигантов отправлять не принято. Кто способен в океане составить им компанию? 

Перспективы давно строящейся в Санкт-Петербурге серии фрегатов 22350 туманны. Первый из них — «Адмирал Горшков» — на воду спущен еще в 2010 году, однако так пока ни на день и не сумел оторваться от достроечной стенки. Основная причина — отсутствие новой артиллерийской установки, создание которой сильно затянулось. Но понятно, что поскольку таких кораблей мы давно не строили, на испытаниях выявят еще кучу других недостатков. Поэтому говорить о том, когда флот получит готового к бою «Адмирала Горшкова», сложно. Тем более — когда войдут в строй следующие корабли этого проекта «Адмирал Касатонов», «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков». Хотя строительство их уже началось. 

Более или менее благополучно выглядят перспективы новых фрегатов другого проекта — 11356. Главным образом, потому, что они будут сильно походить на те, что мы давно спроектировали и построили для Индии. И завод тот же — калининградский «Янтарь». 

Пока речь идет о серии в шесть кораблей. Все — для Черноморского флота, который по известным причинам не пополнялся корабельным составом уже четверть века. Первый фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» заканчивает испытания, в Севастополе его ожидают в начале 2015 года. Следующий — «Адмирал Эссен». Его спуск на воду намечен на нынешнюю осень. 

Но и тут все непросто. Из-за конфликта с Украиной на завод «Янтарь» перестали поступать давно заказанные нашей страной газотурбинные двигатели для этих фрегатов с расположенного в городе Николаеве завода «Зоря-Машпроект». Калининградцы успели получить комплекты только для трех кораблей. Для трех оставшихся решено осваивать производство подобных двигателей в российском Рыбинске. Только неизвестно, сколько на это потребуется времени и денег. 

Тем не менее, не исключено: из-за многолетней волокиты с «Адмиралом Горшковым» будет принято решение продолжить строительство в Калининграде кораблей проекта 11356. Вооружением они послабее «Горшкова», но все же это лучше, чем ничего. Тем более что в пополнении нуждаются не одни только черноморцы. 

В общем-то, это все, с чем мы, скорее всего, будем способны выходить в Мировой океан лет через 10-12. Если, конечно, не сумеем организовать еще и производство перспективного эсминца типа «Лидер». Что должен представлять собою этот корабль? 

Прежде всего, понятно, что по мощности вооружения это будет, скорее, полноценный многоцелевой крейсер. По водоизмещению уж точно — что-то около 12 тысяч тонн (у нынешних ракетных крейсеров проекта 1164 полное водоизмещение 11 тысяч тонн). По вооружению — тоже. Высокоточные крылатые ракеты большой дальности типа «Калибр» и сверхзвуковые «Ониксы», еще только создающаяся зенитная ракетная система ПРО С-500, спаренная установка калибра 152 миллиметра на основе перспективной самоходной артустановки «Коалиция». И это еще далеко не весь перечень оружия. 

Но главное — «Лидер» решено проектировать в двух вариантах — атомном и обычном. Зачем в атомном? Видимо, еще жива среди российских адмиралов мечта об эскадре с ядерными энергетическими установками. Такой, которая практически не имела бы ограничений по дальности плавания, которая способна была бы пересекать моря и океаны лихим 30-узловым ходом. Обычным кораблям подобная скорость тоже доступна, но только на час-два, дальше в этой дикой скачке по волнам машины, как правило, скисают. 

Считается, что инициатором идеи об «атомной эскадре» был советский еще главнокомандующий Военно-Морским флотом адмирал Сергей Георгиевич Горшков. Во второй половине прошлого века, на пике нашего океанского могущества, мечта Горшкова стала воплощаться в жизнь. Собственно, еще остающиеся в строю тяжелые атомные ракетные крейсера типа «Орлан», (самый известный из которых сегодня «Петр Великий») и стали ее воплощением. К выходу в океан был близок и первый советский атомный авианосец «Ульяновск». Но он на стапеле в Николаеве угодил под развал Союза и украинцы, которым большой флот ни к чему, его радостно порезали на металл. 

Однако в этой так и неродившейся фантастической эскадре должна была быть и еще одна составляющая — атомные эсминцы. Им даже название придумали романтическое — типа «Анчар». Помните, у Пушкина: «Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной»? По боевым возможностям советские атомные эсминцы ПВО-ПЛО и должны были быть грозными часовыми. В 1974 году Невское ПКБ приступило к их проектированию. Но ничего не вышло. Атомный реактор диктовал конструкторам огромные размеры корабельного корпуса. Как ни крутили — получался крейсер. А зачем он, если уже строились «Орланы»? И проект атомного эсминца надолго лет на пыльную полку. 

Понадобятся ли наработки этого проекта теперь, когда страна берется за создание абсолютно нового «Лидера»? Не постигнет ли «Лидер» судьба «Анчара»? Хватит ли у страны денег и желания довести до ума задуманный суперсовременный боевой корабль, каждый из которых будет, по самым скромным прикидкам стоить порядка 2 миллиардов долларов? Об этом «СП» поговорила с экспертами. 

Бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко вспоминает, что бывший главком ВМФ РФ Высоцкий обещал: строительство «Лидера» может начаться уже в 2012 году. Но долго не было проекта, который соответствовал современным требованиям. 

— Да, сроки строительства этих кораблей постоянно откладываются. Однако учитывая, что за последнее время Военно-Морской флот России активно начал действовать в Средиземном море, Аденском заливе, а корабельного состава катастрофически не хватает, то логично, что делается ставка на появление у нас новых эсминцев океанской зоны. Однако в программе кораблестроения до 2020 года не заложены работы по созданию таких эсминцев. Хотя, может быть, какая-либо корректировка и производилась. Но от нынешних руководителей Военно-Морского флота о планах по созданию эсминцев я пока не слышал. 

Причем, надо учитывать, что атомных эсминцев в мире нет вообще. Атомная силовая установка, как правило, ставится на корабли с большим водоизмещением. А что такое эскадренный миноносец? Это класс многоцелевых, быстроходных, маневренных кораблей с водоизмещением до десяти тысяч тонн. А если поставить на эсминец все современное вооружение: две зенитные ракетные пусковые установки ближней зоны противовоздушной обороны, две пусковые установки корабельного варианта комплекса С-500, от двух до четырех пусковых установок противокорабельных крылатых ракет «Калибр-НК», устроить посадочную площадку с ангаром для двух палубных вертолетов и т.д., то вполне возможно, что получится не эсминец, а крейсер с водоизмещение под 20 тысяч тонн. 

Кстати, сейчас существует тенденция, когда эсминцы как класс практически «сливаются» с крейсерами. Возможно, это произойдет и российскими разработками. Я не исключаю, что при создании эсминца проекта «Лидер» руководствуются работами, которые шли в Советском Союзе при разработках эсминцев типа «Анчар». К сожалению, так и не построенных. 

Заместитель директора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев замечает: понятно, что корабли такого проекта будут состоять на вооружении ВМФ РФ долгие десятилетия, поэтому затянувшаяся полемика по поводу того, какую выбрать силовую установку — атомную или газотурбинную, — это совершенно нормально. 

— Ведь практика существенных сдвигов по срокам составления технического задания на амбициозный проект характерна не только для России, но и для нашего геополитического оппонента — Соединенных Штатов. Некоторые их проекты на стадии технической разработки находятся годами и даже десятилетиями, особенно, если это касается Военно-Морского флота. 

— Но основной американский эсминец типа Arleigh Burke (их у США 62 единицы) оснащены мощнейшей системой ПВО с системой Aegis. К тому же у них появился новейший эскадренный миноносец типа Zumwalt — первый и пока единственный из современных крейсеров и эсминцев, где на вооружении стоят пушки калибра выше пять дюймов. 

— Вот они и просчитались с Zumwalt. Этот эсминец оказался настолько дорогим в производстве, что американцы возобновили строительство эсминцев предыдущего поколения — Arleigh Burke . Поэтому на стадии окончательной выработки технического задания сдвиги сроков некритичны. Другое дело, если бы уже была достигнута определенность с техзаданием… Тогда — да, надо жестко спрашивать за нарушение сроков. 

— Однако во всех сообщениях подчеркивалось, что крайний срок выбора силовой установки для эсминцев проекта «Лидер» — 2014 год. Но, как мы видим, до сих пор этот выбор не сделан. А учитывая, что у России нет баз за рубежом, и что атомная силовая установка дает преимущества и в автономности, и в дальности плавания, то выбор очевиден. Может, существуют проблемы с разработкой атомной силовой установки? 

— Атомная силовая установка позволяет экономить эксплуатационные расходы. Почему? Потому что устанавливается на весь срок эксплуатации корабля, а другие силовые установки периодически требуют дорогостоящего техобслуживания, постановки в док и т.д. Но учитывая, что у нас нет баз за рубежом (и вряд ли будут), атомная силовая установка все-таки лучше. Хотя ее производство обходится гораздо дороже, чем газотурбинной. И, по сути, разницы в боевом применении между ними нет. 

Военный эксперт Владимир Щербаков говорит, что главная проблема, с которой сталкивается Военно-Морской флот РФ, — отсутствие внятной, грамотно разработанной и утвержденной программы долгосрочного развития кораблестроения и развития ВМФ вообще. 

— Не на пять или десять, а на тридцать лет. А потом — каждые два-три года ее нужно корректировать. Если необходим атомный авианосец, реально оцените сроки его строительства. Заранее создавайте флот сопровождения и обеспечения. И не надо раскрывать каких-то секретов по характеристикам техники, не надо раскрывать замыслов — против кого конкретно с ней можно воевать. Можно ведь ограничиться сухой формулировкой: для того, чтобы вести войну на океанском ТВД. А там пусть трактуют, как хотят. Может, мы такой техникой с сомалийскими пиратами будем бороться… 

А если такой программы нет, если мы не знаем, нужны ли нам авианосцы или нет, если мы не решили, кто для нас главный противник, то мы так и будем метаться из стороны в сторону. Просто надо определиться и принять, наконец, программу долгосрочного развития — до 2050 года. В начале 2014-го речь об этом шла. Однако, как я понимаю, в связи с событиями на Украине, программу задвинули на дальнюю полку. 

Что касается оснащения эсминцев атомной энергоустановкой, то несмотря на огромные преимущества, которые она дает кораблю, это очень спорный вопрос. Когда американцы только двигали атомную энергию на надводный флот (с подводным — все понятно), то у них шла очень серьезная дискуссия — каким кораблям нужны атомные силовые установки. Даже адмиралы склонялись к идее, что реакторы нужны не авианосцам (где в конечном итоге появились), а фрегатам, крейсерам, эсминцам. Ведь тогда не надо будет постоянно пополнять запас топлива танкерами. А авианосец большой — он и сам себе топливо довезет. 

Но в итоге, после тщательного анализа, американцы пришли к выводу, что атомные энергоустановки избыточны на мелких кораблях. 

Тем временем 

В Соединенных Штатах спущен на воду первый «эсминец 21-го века» DDG-1000 «Замволт». Названный в честь адмирала, командовавшего флотом США во время вьетнамской войны, этот корабль поражает своим внешним видом. Полное отсутствие мачт, скошенные борта, рубленый корпус с пирамидальной надстройкой из композитных радиопоглощающих материалов — все это должно сделать корабль малозаметным для врага. На экранах радиолокационных станций противника «Замволт» будет казаться чем-то вроде безобидной рыболовецкой шхуны. В Пентагоне его уже назвали «суперневидимой серебряной пулей». 
«Эсминец будущего» позиционируется как корабль огневой поддержки наземных сил и морской пехоты. Поэтому имеет могучую артиллерию: две 155-мм артустановки с дальностью стрельбы свыше 150 километров (за счет активно-реактивных управляемых боеприпасов повышенной точности LRLAP). Скорострельность — 10 выстрелов в минуту. 

А еще есть 80 ячеек для крылатых ракет «Томагавк» (дальность стрельбы до 2400 километров), зенитные управляемые ракеты «Стандарт», два противолодочных вертолета. 

Вначале предполагалось построить 32 таких эсминца. Однако из-за высокой стоимости (каждый корабль с учетом затрат на разработку и проектирование обойдется Пентагону в 7 миллиардов долларов) решено ограничится тремя. Все они будут направлены на Тихий океан. Поближе к Китаю, который американцы считают своим главным противником в океанах в ближайшие десятилетия.

pravoslav-voin.info

как Россия получит превосходство в Мировом океане

Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»

Военно-морской флот России все же получит новые надводные корабли дальней океанской зоны. В российском Минобороны прошел согласование эскизный проект эскадренного миноносца «Лидер» Северного проектно-конструкторского бюро (город Санкт-Петербург).

Техническое проектирование корабля нового поколения включено в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы. Начало строительства запланировано на 2025 год, однако резка металла для восьми эсминцев начнется уже в 2018 году.

Проект «Лидер» предусматривает строительство уникальных кораблей с учетом всех современных технологий и тенденций в области систем вооружения, средств связи, навигации и радиоэлектронного противодействия. Эсминец водоизмещением 15—18 тысяч тонн будет иметь ядерную энергетическую установку и, вероятно, в ближайшие десятилетия станет ключевым элементом системы обеспечения военно-морской мощи России в Мировом океане.

Эсминцы — это многоцелевые боевые корабли, предназначенные для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями и летательными аппаратами противника. Современные тенденции таковы, что эсминцы становятся, по сути, ракетными крейсерами. Ставка делается на усиление боевых возможностей и огневой мощи, применение боевых информационно-управляющих систем нового поколения, введение в конструкцию элементов «невидимости», увеличение мореходности и повышение мощности. Автономность плавания при наличии ядерной энергетической установки не имеет ограничений. «Лидер» будет строиться уже по технологии снижения электромагнитной заметности за счет особой конструкции корпуса и благодаря применению специальных материалов.

Лучшие черты

Задачи перспективного эсминца — защита морских и океанских коммуникаций, уничтожение важных береговых объектов крылатыми ракетами большой дальности, огневая поддержка десантных и противодесантных операций. При этом «Лидер» сможет действовать самостоятельно и в составе ударных групп, в том числе авианосных.

В «Лидере» впервые воплощена концепция эсминца действительно нового поколения, и ключевая роль принадлежит Крыловскому государственному научному центру, где десятилетиями создается соответствующий научно-технический задел.

Советник генерального директора центра, доктор технических наук Валерий Половинкин отметил, что новый корабль совместит в себе качества сразу нескольких проектов: «Лидер» станет универсальным кораблем, способным заменить сразу три класса кораблей в составе ВМФ России — собственно эсминцы, большие противолодочные корабли и ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан». Эсминец будет меньше кораблей 1144-го проекта, но лучше вооружен и оснащен элементами противоракетной и противокосмической обороны. Эти корабли с неограниченной автономностью плавания станут опорными точками в океане. Основным предназначением их станет борьба с наземными целями для поддержки десанта и с надводными силами противника, а также исключительно мощная противовоздушная и противолодочная оборона. В целом, корабль будет обеспечивать боевую устойчивость ВМФ России в области противовоздушной и противоракетной обороны во всех зонах Мирового океана».

По вооружению «Лидер» превзойдет ракетные крейсера ХХ века, и станет во всех отношениях станет прорывным кораблем, обладающим к тому же 7-бальной мореходностью и комфортными условиями для экипажа.

По своим параметрам (многофункциональность, использование самого широкого спектра вооружений) эсминец превзойдет и американский тип Arleigh Burke class destroyers. Вероятно, «Лидер» позаимствует многие удачные черты отечественного проекта 1144 (атомный ракетный крейсер «Орлан»), включая эшелонированную ПВО и мощные противокорабельные ракетные комплексы — основное оружие.

Предположительно, корабль получит до четырех пусковых установок «Калибр» с ракетами «Калибр-НК» и «Оникс» (всего около 200 ракет различного назначения). Зенитное ракетное вооружение дальней зоны представит корабельный вариант комплекса С-500 «Прометей».

Облик корабля и его вооружение могут измениться в ходе выполнения технического проекта, однако уже известны основные характеристики: длина 200 метров, ширина 23 метра, осадка 6,6 метров, скорость полного хода 32 узла, экипаж — до 300 человек, срок службы — не менее 50 лет.

Аналоги и перспективы

Принципиально новый корабль не может появиться на пустом месте. Он обязательно возьмет все лучшее от предшественников. В нашем случае это тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан», которые не имеют зарубежных «однокласников». Это закономерно, в американском флоте крейсеры предназначены в основном для сопровождения многоцелевых авианосцев. Отечественные атомные надводные «монстры» создавались как самостоятельные единицы с высокой боевой устойчивостью. Вероятно, «Лидер» будет следовать той же традиции.

Основное оружие крейсеров проекта 1144 — сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) третьего поколения П-700 «Гранит».

При стартовой массе 7 тонн эти ракеты развивают скорость до 2,5 Махов, и доставляют на расстояние более 550 километров обычную боевую часть массой 750 кг (в ядерном оснащении — заряд-моноблок мощностью до 500 килотонн). Главное оружие «Лидера» — тоже ПКР.

Основа ПВО крейсера проекта 1144 — зенитный ракетный комплекс С-300Ф с боекомплектом из 96 зенитных ракет. На «Петре Великом» дополнительно установлен уникальный носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М» (поражает цели на расстоянии до 120 км, включая ПКР противника на высотах до 10 метров). Для «Лидера» в качестве основного комплекса ПВО и ПРО выбрали корабельный вариант С-500 «Прометей» с боекомплектом в 128 ракет. И здесь наблюдается преемственность.

Второй эшелон ПВО проекта 1144 — ЗРК «Кинжал», который поражает твердотопливными, одноступенчатыми, телеуправляемыми ракетами (128 единиц) воздушные цели, прорвавшиеся сквозь первую линию обороны. Дальность обнаружения целей в автономном режиме (без участия личного состава) — 45 километров. И новому эсминцу без второго эшелона не обойтись.

Третий рубеж ПВО — от 8000 до 50 метров — защищает комплекс ближней обороны «Кортик», который обеспечивает в телевизионно-оптическом и радиолокационном режимах полную автоматизацию боевого управления от обнаружения цели до ее поражения. Боезапас — 192 ракеты и 36 тысяч снарядов. Ближнюю зону «Лидера» будут прикрывать два модуля корабельной версии ЗРПК «Панцирь».

Возможно, новый эсминец получит от «Орлана» и достаточно современный противолодочный комплекс «Водопад», ракето-торпеды которого сжатым воздухом выстреливаются стандартными торпедными аппаратами. Под водой запускается ракетный двигатель, ракето-торпеда взлетает и доставляет боевую часть к цели по воздуху — на расстояние до 60 километров от корабля-носителя. Можно много интересного рассказать о системе бронирования и водонепроницаемых переборках проекта 1144 «Орлан». Возможно, эсминец «Лидер» станет еще более защищенным.

Безусловно, по-настоящему эффективный и универсальный атомный эсминец океанской зоны окажется дорогим, но даже небольшая серия таких кораблей позволит России наравне с передовыми странами последовательно отстаивать национальные интересы и осваивать ресурсы в самых удаленных районах Мирового океана.

https://ria.ru/analytics/20…

https://cont.ws/@contemplator/676018

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

Эсминец типа «Лидер»: характеристика

Строительство и содержание военного флота – дело дорогостоящее. Видимо, поэтому российский ВМФ долгое время финансировался в недостаточном объеме. На протяжении двух с лишним десятилетий новые корабли почти не спускались на воду, а советское «наследство» слишком часто отправлялось на металлолом или за гроши продавалось за границу. Но вот настал черед крепить оборону, на это появились деньги, а внешнеполитическая обстановка явственно указывает на необходимость подобной меры. Не так давно в прессе появилась информация о том, что в двадцатых годах (скорее, к их середине) на вооружение будет прият новый эсминец. Лидер или аутсайдер? На этот вопрос можно ответить, лишь проанализировав те достаточно скудные сведения, которые доступны в настоящий момент. Их немного, но они есть. Об амбициозности проекта говорит его название. Знакомьтесь, эсминец типа «Лидер».

Текущее состояние флота

Корабли служат долго, но не бесконечно. Они устаревают морально и изнашиваются физически под натиском океанских волн и усталости металла. Истираются подшипники, выходит из строя электрооборудование, мощные двигатели, как бы бережно за ними не ухаживали, вырабатывают свой моторесурс. Через десятилетие боевых кораблей дальнего радиуса плавания у России останется мало, считаные единицы. Проекты 956 («Современный»), 1155 («Удалой») и 1164 («Москва») отслужат свое. Останутся «Петр Великий», «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Кузнецов» (авианосец), однако без сопровождающей эскадры их применение представляется проблематичным и даже авантюрным. Задачу боевого патрулирования, конечно, смогут выполнять подводные ракетоносцы, но специфика их службы состоит в скрытности, и пресловутую «демонстрацию флага» им поручать, по известным причинам, нельзя. В такой ситуации строительство перспективного эсминца типа «Лидер» представляется важнейшей задачей.

Что происходит в США?

После распада СССР развитие американских вооруженных сил сопровождалось некоторыми диспропорциями, связанными с эйфорией по поводу ухода со сцены главного вероятного противника. Следствием этого стало отставание (возникшее как-то неожиданно) в области стратегических ударных сил, но флоту в США по прежнему уделялось большое внимание. Бюджет Пентагона огромен, он в разы превышает объем финансирования ВС любой другой страны (России, например), и на долговременные и масштабные проекты денег американское руководство не жалеет. Спуск на воду «эсминца XXI века» типа «Замволт» ознаменовал возрастание глобальных притязаний США. Этот корабль построен с учетом всех современных и перспективных требований, он малозаметен для радаров и имеет очень мощное вооружение. Сможет ли российский эсминец типа «Лидер» противостоять этой мощи? Какими преимуществами он будет обладать как более современный?

Впрочем, и переоценивать достоинства американских эсминцев было бы несколько преждевременно. «Замволт» оказался слишком дорогим даже для гипергигантского военного бюджета США. К тому же есть множество примеров неэффективного расходования средств Пентагоном. Новейший суперэсминец отвечает всем требованиям, предъявляемым к американской технике: он большой, устрашающе угловатый, стоит огромных денег, но какова будет его эффективность в условиях реального морского театра военных действий, говорить очень сложно.

Почему эсминец?

До сих пор при классификации кораблей учитывался их тоннаж. Однако данные американского «Замволта» свидетельствуют о смещении понятий в направлении укрупнения. Водоизмещение эсминца нового поколения типа «Лидер» также соответствует скорее классу ракетного крейсера (примерно 11-12 тыс. тонн). Такое утяжеление обусловлено несколькими факторами, в том числе увеличенным оперативным радиусом (дальние корабли маленькими не бывают), обилием электронного оборудования и антенных систем, а также особенностями энергетической силовой установки. Почему же его назвали эсминцем, а не крейсером? Дело в самой идеологической концепции. Назначение «Лидера» состоит в борьбе с береговыми очагами сопротивления (при высадке десанта) и кораблями противника разного класса, а также с воздушными и подводными целями. Такая универсальность характерна именно для эсминцев.

Силовая установка

Эскизный проект эсминца типа «Лидер» (а именно на этой стадии сейчас он находится) предусматривает возможность оснащения корабля реакторным ядерным или газотурбинным двигателем. Преимущества атомной силовой установки очевидны: она обеспечивает практически неограниченную дальность плавания, высокую автономность и, как ни странно, большую экономичность, выраженную в снижении эксплуатационных и логистических расходов (доставлять мазут в отдаленные точки мирового океана нет нужды). Достоинство обычной газотурбинной установки – относительная ее дешевизна. Какая из концепций одержит верх, пока неясно, но возможно, что новый эсминец типа «Лидер» будет выпущен в двух вариантах, в зависимости от пунктов базирования. Корабли Северного и Тихоокеанского флотов, по всей видимости, потребуют большей автономности, а на Черноморском хватит и газотурбинной силовой установки.

Предполагаемые характеристики

Технические данные современного боевого корабля, как правило, не разглашаются, а так как речь идет только о его проекте, то тем более. Однако некоторые характеристики эсминца типа «Лидер» все же известны. Кроме упомянутого ориентировочного водоизмещения в 12 тыс. тонн, на основании доступной информации можно предположить, что скорость в атомном исполнении составит устойчивые 30 узлов, а с газотурбинной установкой — несколько менее. Нет сомнений в том, что при проектировании и строительстве будут учтены самые современные достижения в области скрытности, а потому следует ожидать угловатости силуэта корабля, что подтверждается опубликованными фотографиями эскизных макетов. Впрочем, на утюг он похож не будет, обводы сохранят изящность, характерную для кораблей Российского Флота.

Электронное оборудование

Современность корабля определяется в первую очередь возможностями его боевой информационно-управляющей системы. Какой она будет у перспективного эсминца типа «Лидер» — неизвестно, и в ближайшие десятилетия этот пробел в знаниях вряд ли будет восполнен. Навигационное оборудование и аппаратура наведения совершенствуются постоянно, а так как корабль в следующем году только закладывается, то прогнозируемый прогресс электронной техники позволяет предполагать, что и она будет совсем другой, чем сейчас. Что касается активных систем подавления средств связи и управления противника, то сегодняшние успехи российских конструкторских бюро позволяют надеяться на самые впечатляющие показатели ее эффективности.

Вооружения

Ракетные и артиллерийские системы также меняются, и очень быстро, но если опираться на современный уровень российской техники, можно предполагать, что эсминец типа «Лидер» будет оснащен высокоточными крылатыми ракетами большой дальности «Калибр» и сверхзвуковыми «Ониксами». В настоящий момент в стадии доводки находится ракетная зенитная противоракетная система С-500, и она, скорее всего, найдет свое место в оборонительном комплексе корабля. Артиллерия, вероятно, будет представлена спаренной 152-мм установкой (типа «Коалиция»). Разумеется, не обойдется эсминец и без торпед. Авиакрыло – два вертолета. А что будет еще, пока широкой общественности неизвестно.

Сложности и перспективы

Осложнения в российско-украинских отношениях внесли коррективы и в проект этого корабля. Вместо николаевских турбин, производство которых предполагалось разместить на заводе «Зоря-Машпроект», придется ставить рыбинские двигатели (технологию их изготовления предстоит еще освоить). Стоимость каждого эсминца приблизительно оценивается в два миллиарда долларов в сопоставимых ценах. Пока планируется строительство шести единиц. Вот, собственно, и все, что известно про эсминец типа «Лидер». Не подлежит сомнению одно: он, безусловно, поступит на вооружение Российского Флота.

fb.ru

ВМФ России: эсминец «Лидер» или «Аутсайдер»?

Наш сильно ослабевший за два десятка последних лет Военно-Морской флот ждет весомое пополнение. Но не завтра, а в 2023-2025 годах. Именно к тому времени, по сообщению ТАСС, планируется построить 12 крупных надводных многоцелевых кораблей дальней океанской зоны. Шесть собираются отправить на Северный флот, столько же – на Тихоокеанский.

Корабли эти – перспективные эсминцы типа «Лидер», о которых адмиралы и промышленники поговаривают уже лет пять. Потому что каждому понятно, что к 2025 году у наших причалов кораблей дальней океанской зоны почти не останется. К тому времени, скорее всего, будут списаны в утиль все эсминцы проекта 956 типа «Современный» (их, правда, в боевом составе ВМФ и так осталось – кот наплакал, лишь семь), большие противолодочные корабли проекта 1155 типа «Удалой» (девять единиц — четыре на Тихом океане и пять – на Севере), ракетные крейсера проекта 1164 типа «Москва» (три единицы — по одной на Черноморском, Северном и Тихоокеанском флотах).

Из крупных надводных кораблей имеют шансы протянуть до этого срока разве что тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144.2 «Петр Великий» и вставший на модернизацию «Адмирал Нахимов», да еще наш единственный авианосец «Адмирал Кузнецов». Но без боевого охранения в море этих гигантов отправлять не принято. Кто способен в океане составить им компанию?

Перспективы давно строящейся в Санкт-Петербурге серии фрегатов 22350 туманны. Первый из них – «Адмирал Горшков» — на воду спущен еще в 2010 году, однако так пока ни на день и не сумел оторваться от достроечной стенки. Основная причина – отсутствие новой артиллерийской установки, создание которой сильно затянулось. Но понятно, что поскольку таких кораблей мы давно не строили, на испытаниях выявят еще кучу других недостатков. Поэтому говорить о том, когда флот получит готового к бою «Адмирала Горшкова», сложно. Тем более – когда войдут в строй следующие корабли этого проекта «Адмирал Касатонов», «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков». Хотя строительство их уже началось.

Более или менее благополучно выглядят перспективы новых фрегатов другого проекта — 11356. Главным образом, потому, что они будут сильно походить на те, что мы давно спроектировали и построили для Индии. И завод тот же – калининградский «Янтарь».

Пока речь идет о серии в шесть кораблей. Все – для Черноморского флота, который по известным причинам не пополнялся корабельным составом уже четверть века. Первый фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» заканчивает испытания, в Севастополе его ожидают в начале 2015 года. Следующий – «Адмирал Эссен». Его спуск на воду намечен на нынешнюю осень.

Но и тут все непросто. Из-за конфликта с Украиной на завод «Янтарь» перестали поступать давно заказанные нашей страной газотурбинные двигатели для этих фрегатов с расположенного в городе Николаеве завода «Зоря-Машпроект». Калининградцы успели получить комплекты только для трех кораблей. Для трех оставшихся решено осваивать производство подобных двигателей в российском Рыбинске. Только неизвестно, сколько на это потребуется времени и денег.

Тем не менее, не исключено: из-за многолетней волокиты с «Адмиралом Горшковым» будет принято решение продолжить строительство в Калининграде кораблей проекта 11356. Вооружением они послабее «Горшкова», но все же это лучше, чем ничего. Тем более что в пополнении нуждаются не одни только черноморцы.

В общем-то, это все, с чем мы, скорее всего, будем способны выходить в Мировой океан лет через 10-12. Если, конечно, не сумеем организовать еще и производство перспективного эсминца типа «Лидер». Что должен представлять собою этот корабль?

Прежде всего, понятно, что по мощности вооружения это будет, скорее, полноценный многоцелевой крейсер. По водоизмещению уж точно – что-то около 12 тысяч тонн (у нынешних ракетных крейсеров проекта 1164 полное водоизмещение 11 тысяч тонн). По вооружению – тоже. Высокоточные крылатые ракеты большой дальности типа «Калибр» и сверхзвуковые «Ониксы», еще только создающаяся зенитная ракетная система ПРО С-500, спаренная установка калибра 152 мм на основе перспективной самоходной артустановки «Коалиция». И это еще далеко не весь перечень оружия.

Но главное – «Лидер» решено проектировать в двух вариантах – атомном и обычном. Зачем в атомном? Видимо, еще жива среди российских адмиралов мечта об эскадре с ядерными энергетическими установками. Такой, которая практически не имела бы ограничений по дальности плавания, которая способна была бы пересекать моря и океаны лихим 30-узловым ходом. Обычным кораблям подобная скорость тоже доступна, но только на час-два, дальше в этой дикой скачке по волнам машины, как правило, скисают.

Считается, что инициатором идеи об «атомной эскадре» был советский еще главнокомандующий Военно-Морским флотом адмирал Сергей Георгиевич Горшков. Во второй половине прошлого века, на пике нашего океанского могущества, мечта Горшкова стала воплощаться в жизнь. Собственно, еще остающиеся в строю тяжелые атомные ракетные крейсера типа «Орлан», (самый известный из которых сегодня «Петр Великий») и стали ее воплощением. К выходу в океан был близок и первый советский атомный авианосец «Ульяновск». Но он на стапеле в Николаеве угодил под развал Союза и украинцы, которым большой флот ни к чему, его радостно порезали на металл.

Однако в этой так и неродившейся фантастической эскадре должна была быть и еще одна составляющая – атомные эсминцы. Им даже название придумали романтическое – типа «Анчар». Помните, у Пушкина: «Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной»? По боевым возможностям советские атомные эсминцы ПВО-ПЛО и должны были быть грозными часовыми. В 1974 году Невское ПКБ приступило к их проектированию. Но ничего не вышло. Атомный реактор диктовал конструкторам огромные размеры корабельного корпуса. Как ни крутили – получался крейсер. А зачем он, если уже строились «Орланы»? И проект атомного эсминца надолго лет на пыльную полку.

Понадобятся ли наработки этого проекта теперь, когда страна берется за создание абсолютно нового «Лидера»? Не постигнет ли «Лидер» судьба «Анчара»? Хватит ли у страны денег и желания довести до ума задуманный суперсовременный боевой корабль, каждый из которых будет, по самым скромным прикидкам стоить порядка 2 миллиардов долларов? Об этом «СП» поговорила с экспертами.

Бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко вспоминает, что бывший главком ВМФ РФ Высоцкий обещал: строительство «Лидера» может начаться уже в 2012 году. Но долго не было проекта, который соответствовал современным требованиям.

— Да, сроки строительства этих кораблей постоянно откладываются. Однако учитывая, что за последнее время Военно-Морской флот России активно начал действовать в Средиземном море, Аденском заливе, а корабельного состава катастрофически не хватает, то логично, что делается ставка на появление у нас новых эсминцев океанской зоны. Однако в программе кораблестроения до 2020 года не заложены работы по созданию таких эсминцев. Хотя, может быть, какая-либо корректировка и производилась. Но от нынешних руководителей Военно-Морского флота о планах по созданию эсминцев я пока не слышал.

Причем, надо учитывать, что атомных эсминцев в мире нет вообще. Атомная силовая установка, как правило, ставится на корабли с большим водоизмещением. А что такое эскадренный миноносец? Это класс многоцелевых, быстроходных, маневренных кораблей с водоизмещением до десяти тысяч тонн.

А если поставить на эсминец все современное вооружение: две зенитные ракетные пусковые установки ближней зоны противовоздушной обороны, две пусковые установки корабельного варианта комплекса С-500, от двух до четырех пусковых установок противокорабельных крылатых ракет «Калибр-НК», устроить посадочную площадку с ангаром для двух палубных вертолетов и т.д., то вполне возможно, что получится не эсминец, а крейсер с водоизмещение под 20 тысяч тонн.

Кстати, сейчас существует тенденция, когда эсминцы как класс практически «сливаются» с крейсерами. Возможно, это произойдет и российскими разработками. Я не исключаю, что при создании эсминца проекта «Лидер» руководствуются работами, которые шли в Советском Союзе при разработках эсминцев типа «Анчар». К сожалению, так и не построенных.

Заместитель директора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев замечает: понятно, что корабли такого проекта будут состоять на вооружении ВМФ РФ долгие десятилетия, поэтому затянувшаяся полемика по поводу того, какую выбрать силовую установку – атомную или газотурбинную, — это совершенно нормально.

— Ведь практика существенных сдвигов по срокам составления технического задания на амбициозный проект характерна не только для России, но и для нашего геополитического оппонента – Соединенных Штатов. Некоторые их проекты на стадии технической разработки находятся годами и даже десятилетиями, особенно, если это касается Военно-Морского флота.

— Но основной американский эсминец типа Arleigh Burke (их у США 62 единицы) оснащены мощнейшей системой ПВО с системой Aegis. К тому же у них появился новейший эскадренный миноносец типа Zumwalt — первый и пока единственный из современных крейсеров и эсминцев, где на вооружении стоят пушки калибра выше пять дюймов.

Вот они и просчитались с Zumwalt. Этот эсминец оказался настолько дорогим в производстве, что американцы возобновили строительство эсминцев предыдущего поколения — Arleigh Burke . Поэтому на стадии окончательной выработки технического задания сдвиги сроков некритичны. Другое дело, если бы уже была достигнута определенность с техзаданием… Тогда — да, надо жестко спрашивать за нарушение сроков.

— Однако во всех сообщениях подчеркивалось, что крайний срок выбора силовой установки для эсминцев проекта «Лидер» — 2014 год. Но, как мы видим, до сих пор этот выбор не сделан. А учитывая, что у России нет баз за рубежом, и что атомная силовая установка дает преимущества и в автономности, и в дальности плавания, то выбор очевиден. Может, существуют проблемы с разработкой атомной силовой установки?

Атомная силовая установка позволяет экономить эксплуатационные расходы. Почему? Потому что устанавливается на весь срок эксплуатации корабля, а другие силовые установки периодически требуют дорогостоящего техобслуживания, постановки в док и т.д. Но, учитывая, что у нас нет баз за рубежом (и вряд ли будут), атомная силовая установка все-таки лучше. Хотя ее производство обходится гораздо дороже, чем газотурбинной. И, по сути, разницы в боевом применении между ними нет.

Военный эксперт Владимир Щербаков говорит, что главная проблема, с которой сталкивается Военно-Морской флот РФ, — отсутствие внятной, грамотно разработанной и утвержденной программы долгосрочного развития кораблестроения и развития ВМФ вообще.

— Не на пять или десять, а на тридцать лет. А потом – каждые два-три года ее нужно корректировать. Если необходим атомный авианосец, реально оцените сроки его строительства. Заранее создавайте флот сопровождения и обеспечения. И не надо раскрывать каких-то секретов по характеристикам техники, не надо раскрывать замыслов – против кого конкретно с ней можно воевать. Можно ведь ограничиться сухой формулировкой: для того, чтобы вести войну на океанском ТВД. А там пусть трактуют, как хотят. Может, мы такой техникой с сомалийскими пиратами будем бороться…

А если такой программы нет, если мы не знаем, нужны ли нам авианосцы или нет, если мы не решили, кто для нас главный противник, то мы так и будем метаться из стороны в сторону. Просто надо определиться и принять, наконец, программу долгосрочного развития — до 2050 года. В начале 2014-го речь об этом шла. Однако, как я понимаю, в связи с событиями на Украине, программу задвинули на дальнюю полку.

Что касается оснащения эсминцев атомной энергоустановкой, то, несмотря на огромные преимущества, которые она дает кораблю, это очень спорный вопрос. Когда американцы только двигали атомную энергию на надводный флот (с подводным — все понятно), то у них шла очень серьезная дискуссия – каким кораблям нужны атомные силовые установки. Даже адмиралы склонялись к идее, что реакторы нужны не авианосцам (где в конечном итоге появились), а фрегатам, крейсерам, эсминцам. Ведь тогда не надо будет постоянно пополнять запас топлива танкерами. А авианосец большой – он и сам себе топливо довезет.

Но в итоге, после тщательного анализа, американцы пришли к выводу, что атомные энергоустановки избыточны на мелких кораблях.

Тем временем

В Соединенных Штатах спущен на воду первый «эсминец 21-го века» DDG-1000 «Замволт». Названный в честь адмирала, командовавшего флотом США во время вьетнамской войны, этот корабль поражает своим внешним видом. Полное отсутствие мачт, скошенные борта, рубленый корпус с пирамидальной надстройкой из композитных радиопоглощающих материалов – все это должно сделать корабль малозаметным для врага.

На экранах радиолокационных станций противника «Замволт» будет казаться чем-то вроде безобидной рыболовецкой шхуны. В Пентагоне его уже назвали «суперневидимой серебряной пулей».

«Эсминец будущего» позиционируется как корабль огневой поддержки наземных сил и морской пехоты. Поэтому имеет могучую артиллерию: две 155-мм артустановки с дальностью стрельбы свыше 150 км (за счет активно-реактивных управляемых боеприпасов повышенной точности LRLAP). Скорострельность – 10 выстрелов в минуту.

А еще есть 80 ячеек для крылатых ракет «Томагавк» (дальность стрельбы до 2400 км), зенитные управляемые ракеты «Стандарт», два противолодочных вертолета.

Вначале предполагалось построить 32 таких эсминца. Однако из-за высокой стоимости (каждый корабль с учетом затрат на разработку и проектирование обойдется Пентагону в 7 миллиардов долларов) решено ограничится тремя. Все они будут направлены на Тихий океан. Поближе к Китаю, который американцы считают своим главным противником в океанах в ближайшие десятилетия.

/Сергей Ищенко, Антон Мардасов, svpressa.ru/

army-news.ru

Минобороны России решило заказать восемь атомных эсминцев «Лидер»

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Вооружение
  • Образцы
  • Участники
  • www.arms-expo.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *