Байдуков Георгий Филиппович | Новосибирский Краеведческий портал

Cоветский летчик-испытатель, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации.

 

Родился 26 мая 1907 года в населенном пункте – разъезд Тарышта (ныне Чановский район Новосибирской области) в семье железнодорожника. В 9 лет Байдуков остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. В 1922–1925 гг. учился в Омской профтехшколе.

 

В 1926 г. Байдуков добровольцем пошел в Красную Армию, был зачислен курсантом  в Ленинградскую военно-теоретическую школу Военно-Воздушных Сил, затем переведен в Севастополь в военную школу летчиков. В начале 1930-х гг. он  был направлен в авиационную бригаду научно-испытательного института ВВС. Затем отшлифовывал  мастерство  летчика-испытателя в военно-Воздушной академии им. Н.Е. Жуковского.

 

Маршруты многих его полярных полетов проходили над территорией Кольского полуострова, над Баренцевым морем. Так, в начале августа 1935 г. в составе экипажа С.А. Леваневского он участвовал в попытке трансарктического перелета на самолете АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого он продолжил  дальнейшие испытания АНТ-25.

 

20–22 июля 1936 г. на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота (командир В.П. Чкалов, штурман А.В. Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне остров Чкалова в устье Амура) протяженностью 9 374 км (полетное время 56 ч 20 мин). За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелета, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 г.  было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

 

18–20 июня 1937 г. на самолете АНТ-25 в составе того же экипажа Г.Ф. Байдуков совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (штат Вашингтон, США) протяженностью 8 504 км.

 

Г.Ф. Байдуков участвовал и в советско-финляндской, и в Великой Отечественной войне, командовал авиакорпусом, был заместителем командующего воздушной армией. После войны – на командных должностях в ВВС. В 1947–1949 – начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота . В 1949–1952 – заместитель начальника НИИ ВВС по лётной части. В 1951 окончил Военную академию Генштаба. С 1952 – заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957–1972 – начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С 1972 – научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C 1988 генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков – в отставке.

 

Жил в Москве. Член Союза писателей. Автор книг: «Наш полёт в Америку» (М., 1937), «Записки пилота» (М., 1938), «Рассказы разных лет» (М., 1983), «Чкалов» (М., 1991) и др. Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937–1946 гг.). Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

 

Его имя носят улицы в Новосибирске, Москве, Витебске, Могилеве и Донецке. В его честь перименован остров Лангр в Охотском море (возле острова Чкалова). Почетный гражданин города Николаевск-на Амуре. В Новосибирске имя Героя Советского Союза Георгия Филипповича Байдукова увековечено на Аллее Героев у Монумента Славы.

 

ИСТОЧНИК: Новосибирцы — герои Отечества. С. 65-66.

 

СПИСОК ВЫДАЧИ:

  1. Герои нашего времени : [об откр. мемор. доски Г.Ф. Байдукову на здании аэропорта Толмачёво (Новосибирск)] // Ведомости Законод. собрания Новосиб. обл.- 2011, (18 февр.). — С. 2 ~ Крат. заметка. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\0000244964
  2. Орлов, В. Сибирский сокол : [о жизни Героя (1907-1994 гг.)] / В. Орлов // Совет. Сибирь. — 2002, (25 май). — С. 2. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000340082
  3. Чтобы знали и помнили : [Информ. о наименовании новых улиц Новосибирска и переименовании существующих в т.ч. ул. Снежная (Заельцовский р-н) — в ул.Байдукова] // Вечер. Новосибирск. — 2001, (17 июль). — С. 7. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000412777
  4. Бичикова, Н. А. Они были рядом — Чкалов и Байдуков : [интервью с жительницей Новосибирска, двоюрод. сестрой Г.Ф. Байдукова, о его родителях, детстве и юности, семье, связях с Новосибирском] / Н.А. Бичикова; Л. Кузменкина // Вечер. Новосибирск. — 2007, № 96 (26 май). — С. 5 : ил. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000689888
  5. Сибирский Колумб воздушного океана : [о жизни и деятельности Героя и увековечении памяти в Новосибирске и в Новопокровке] / подгот. Г. Черезова // Совет. Сибирь. — 2007, (16 июнь). — С. 8-9 : ил., портр., карта. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000699738
  6. Кузменкина, Л. Полет «куда подальше» стал «полетом века» : [к 70-летию перелета совет. летчиков Чкалова, Байдукова, Белякова в Америку о перелете, встрече летчиков в Америке] / Л. Кузменкина // Вечер. Новосибирск. — 2007, № 157 (18 авг.). — С. 5 : ил. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000705805

kraeved.ngonb.ru

летчик | Новосибирский Краеведческий портал

Cоветский летчик-испытатель, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации.

 

Родился 26 мая 1907 года в населенном пункте – разъезд Тарышта (ныне Чановский район Новосибирской области) в семье железнодорожника. В 9 лет Байдуков остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. В 1922–1925 гг. учился в Омской профтехшколе.

 

В 1926 г. Байдуков добровольцем пошел в Красную Армию, был зачислен курсантом  в Ленинградскую военно-теоретическую школу Военно-Воздушных Сил, затем переведен в Севастополь в военную школу летчиков. В начале 1930-х гг. он  был направлен в авиационную бригаду научно-испытательного института ВВС. Затем отшлифовывал  мастерство  летчика-испытателя в военно-Воздушной академии им. Н.Е. Жуковского.

 

Маршруты многих его полярных полетов проходили над территорией Кольского полуострова, над Баренцевым морем. Так, в начале августа 1935 г. в составе экипажа С.А. Леваневского он участвовал в попытке трансарктического перелета на самолете АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого он продолжил  дальнейшие испытания АНТ-25.

 

20–22 июля 1936 г. на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота (командир В.П. Чкалов, штурман А.В. Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне остров Чкалова в устье Амура) протяженностью 9 374 км (полетное время 56 ч 20 мин). За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелета, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 г.  было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

 

18–20 июня 1937 г. на самолете АНТ-25 в составе того же экипажа Г.Ф. Байдуков совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (штат Вашингтон, США) протяженностью 8 504 км.

 

Г.Ф. Байдуков участвовал и в советско-финляндской, и в Великой Отечественной войне, командовал авиакорпусом, был заместителем командующего воздушной армией. После войны – на командных должностях в ВВС. В 1947–1949 – начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота . В 1949–1952 – заместитель начальника НИИ ВВС по лётной части. В 1951 окончил Военную академию Генштаба. С 1952 – заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957–1972 – начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С 1972 – научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C 1988 генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков – в отставке.

 

Жил в Москве. Член Союза писателей. Автор книг: «Наш полёт в Америку» (М., 1937), «Записки пилота» (М., 1938), «Рассказы разных лет» (М., 1983), «Чкалов» (М., 1991) и др. Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937–1946 гг.). Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

 

Его имя носят улицы в Новосибирске, Москве, Витебске, Могилеве и Донецке. В его честь перименован остров Лангр в Охотском море (возле острова Чкалова). Почетный гражданин города Николаевск-на Амуре. В Новосибирске имя Героя Советского Союза Георгия Филипповича Байдукова увековечено на Аллее Героев у Монумента Славы.

 

ИСТОЧНИК: Новосибирцы — герои Отечества. С. 65-66.

 

СПИСОК ВЫДАЧИ:

  1. Герои нашего времени : [об откр. мемор. доски Г.Ф. Байдукову на здании аэропорта Толмачёво (Новосибирск)] // Ведомости Законод. собрания Новосиб. обл.- 2011, (18 февр.). — С. 2 ~ Крат. заметка. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\0000244964
  2. Орлов, В. Сибирский сокол : [о жизни Героя (1907-1994 гг.)] / В. Орлов // Совет. Сибирь. — 2002, (25 май). — С. 2. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000340082
  3. Чтобы знали и помнили : [Информ. о наименовании новых улиц Новосибирска и переименовании существующих в т.ч. ул. Снежная (Заельцовский р-н) — в ул.Байдукова] // Вечер. Новосибирск. — 2001, (17 июль). — С. 7. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000412777
  4. Бичикова, Н. А. Они были рядом — Чкалов и Байдуков : [интервью с жительницей Новосибирска, двоюрод. сестрой Г.Ф. Байдукова, о его родителях, детстве и юности, семье, связях с Новосибирском] / Н.А. Бичикова; Л. Кузменкина // Вечер. Новосибирск. — 2007, № 96 (26 май). — С. 5 : ил. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000689888
  5. Сибирский Колумб воздушного океана : [о жизни и деятельности Героя и увековечении памяти в Новосибирске и в Новопокровке] / подгот. Г. Черезова // Совет. Сибирь. — 2007, (16 июнь). — С. 8-9 : ил., портр., карта. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000699738
  6. Кузменкина, Л. Полет «куда подальше» стал «полетом века» : [к 70-летию перелета совет. летчиков Чкалова, Байдукова, Белякова в Америку о перелете, встрече летчиков в Америке] / Л. Кузменкина // Вечер. Новосибирск. — 2007, № 157 (18 авг.). — С. 5 : ил. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000705805

kraeved.ngonb.ru

Байдуков, Георгий Филиппович — Википедия. Что такое Байдуков, Георгий Филиппович

Гео́ргий Фили́ппович Байдуко́в (1907—1994) — советский лётчик-испытатель; военачальник, один из руководителей создания системы ПВО СССР в 1950-х—1970-х годах, генерал-полковник авиации (09.05.1961), Герой Советского Союза (24.07.1936), Полный кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» (25.05.1987), Лауреат Государственной премии СССР (1970), кавалер наибольшего числа орденов СССР (21 орден СССР и 1 орден РФ)[1], писатель.

Биография

Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта Омской железной дороги (ныне Татарский район, Новосибирская область) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1920—1924 годах учился в Омской профтешколе.

В марте 1926 года добровольцем вступил в Красную Армию. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 — Первую военную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. С июня 1928 года служил младшим лётчиком и старшим лётчиком в 20-м отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округа.

С июля 1930 года служил в Научно-испытательном институте ВВС — лётчик-инструктор испытательного отдела боевого применения, с мая 1931 — старший инструктор-лётчик, с июня 1933 — командир корабля авиабригады при институте. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С ноября 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, но уже в феврале 1935 года после досрочного окончания первого курса отобран для осуществления рекордного перелёта и приступил к тренировкам, прекратив учёбу. 20 августа 1935 года вторым пилотом в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке трансарктического перелёта на самолёте АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.

20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9,374 км (полётное время 56 ч. 20 мин).

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.

18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон , США) протяжённостью 8 504 км.

С ноября 1937 — лётчик-испытатель авиационного завода № 22 в Москве, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А.

Участвовал в советско-финской войне с 27 декабря 1939 по март 1940 году командиром авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта. После подписания перемирия с Финляндией вернулся к испытательной работе на том же авиационном заводе.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов. С ноября 1941 года — заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии.

С ноября 1941 — в действующей армии: заместитель командира 31-й САД (Калининский фронт), в феврале — марте 1942 — командир 31-й САД, с марта 1942 — командующий ВВС 4-й ударной армии, с мая 1942 — командир 211-й смешанной авиационной дивизии (с июня 1942 — 212-я штурмовая авиационная дивизия, с мая 1943 — 4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия) на Калининском, Степном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. С января 1944 — командир 4-го штурмового авиационного корпуса на 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах.

В годы Великой Отечественной войны участвовал в:

  • Ржевско-Сычёвская операция с 30 июля 1942 года по 23 августа 1942 года,
  • Великолукская наступательная операция с 24 ноября 1942 года по 20 января 1943 года,
  • Ржевско-Вяземская операция с 2 по 13 марта 1943 года,
  • Белгородско-Харьковская наступательная операция в августе 1943,
  • в освобождении Киева в ноябре 1943,
  • Житомирско-Бердичевская операция в декабре 1943 — январе 1944,
  • Корсунь-Шевченковская операция в феврале 1944,
  • Проскуровско-Черновицкая операция в марте — апреле 1944,
  • Белорусская операция «Багратион» с 23 июня 1944 года по 29 августа 1944 года,
  • Бобруйская операция с 24 июня 1944 года по 29 июня 1944 года,
  • Минская операция с 29 июня 1944 года по 4 июля 1944 года,
  • Барановичская операция с 5 июля 1944 года по 16 июля 1944 года,
  • Люблин-Брестская операция с 18 июля 1944 года по 2 августа 1944 года,
  • Осовецкая операция с 6 августа 1944 года по 14 августа 1944 года,
  • Белградская операция с 28 сентября 1944 года по 20 октября 1944 года,
  • Восточно-Прусская операция с 13 января 1945 года по 25 апреля 1945 года,
  • Восточно-Померанская операция с 10 февраля 1945 года по 4 апреля 1945 года,
  • Кенигсбергская операция с 6 апреля 1944 года по 9 апреля 1945 года,
  • Берлинская операция с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.

После войны — на командных должностях в ВВС. В первые послевоенные месяцы командовал тем же корпусом, с декабря 1945 года — заместитель командующего 13-й воздушной армией Ленинградского военного округа, с июля 1946 года — заместитель начальника по лётной части Государственного Краснознамённого НИИ ВВС. В декабре 1947 — декабре 1949 — начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота СССР.

В 1951 окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. С февраля 1952 — заместитель, с мая 1953 — заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. С июня 1955 — первый заместитель начальника, с апреля 1957 — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР — член Военного совета Войск ПВО страны. С сентября 1972 — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C мая 1988 генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков — в отставке.

Жил в Москве. Член Союза писателей. Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937—1946 гг.) Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Воинские звания

Награды

Г. Ф. Байдуков — кавалер наибольшего количества орденов СССР (22 ордена):[1]

Награды СССР и России
Иностранные награды

Почётные звания и премии

Сочинения

  • «Наш полёт в Америку», 1937
  • «Записки пилота», 1938
  • «Последний прорыв», 1938
  • «Через полюс в Америку» — Москва, Ленинград: Издательство детской литературы, 1938 (Рис. А. Дейнека)
  • «Встречи с товарищем Сталиным» — Москва, Ленинград: Издательство детской литературы, 1938 (Рис. Б. Дехтерёва)
  • «Разгром фашистской эскадры», 1938
  • «Первые перелёты через Ледовитый океан», 1977
  • «Рассказы разных лет» , 1983
  • «Чкалов», 1991
  • «Командарм крылатых. Документальное повествование о Якове Алкснисе.» — М.: Звонница-МГ, 2002 ISBN 5-88093-111-0

Память

  • Остров Лангр в Охотском море переименован в Байдуков, село, расположенное на этом острове, носит название Байдуково.
  • Именем Байдукова названы улицы в городах Новоалтайске, Москве, Екатеринбурге, Чебоксарах, Витебске, Могилёве, Донецке, Пензе, Гурьевске, Лисичанске, Омске и Бельцах (до 1991 года, прилегающий рынок до сих пор носит это название).
  • Банк России в 1995 году, выпустил памятные монеты «Трансарктический перелёт В. П. Чкалова» с портретом, в том числе, Г. Ф. Байдукова.
  • Пик Байдукова — Богосский хребет (Дагестан).
  • Мемориальная доска установлена 15 февраля 2011 года на старейшем здании аэропорта Толмачёво в Новосибирске.
  • В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва — остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам[2].
  • Самолёт Ан-74, авиации МЧС России (RF-31350), назван Георгий Байдуков.

Примечания

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  • Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 403 — 404. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.

Ссылки

wiki.sc

Байдуков Георгий Филиппович | Библиотека сибирского краеведения

Годы жизни: 1907г. — 1994г.

Cоветский летчик-испытатель, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации.

 Родился 26 мая 1907 года в населенном пункте – разъезд Тарышта (ныне Чановский район Новосибирской области) в семье железнодорожника. В 9 лет Байдуков остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. В 1922–1925 гг. учился в Омской профтехшколе.

 В 1926 г. Байдуков добровольцем пошел в Красную Армию, был зачислен курсантом  в Ленинградскую военно-теоретическую школу Военно-Воздушных Сил, затем переведен в Севастополь в военную школу летчиков. В начале 1930-х гг. он  был направлен в авиационную бригаду научно-испытательного института ВВС. Затем отшлифовывал  мастерство  летчика-испытателя в военно-Воздушной академии им. Н.Е. Жуковского.

 Маршруты многих его полярных полетов проходили над территорией Кольского полуострова, над Баренцевым морем. Так, в начале августа 1935 г. в составе экипажа С.А. Леваневского он участвовал в попытке трансарктического перелета на самолете АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого он продолжил  дальнейшие испытания АНТ-25.

 20–22 июля 1936 г. на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота (командир В.П. Чкалов, штурман А.В. Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне остров Чкалова в устье Амура) протяженностью 9 374 км (полетное время 56 ч 20 мин). За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелета, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 г.  было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

 18–20 июня 1937 г. на самолете АНТ-25 в составе того же экипажа Г.Ф. Байдуков совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (штат Вашингтон, США) протяженностью 8 504 км.

 Г.Ф. Байдуков участвовал и в советско-финляндской, и в Великой Отечественной войне, командовал авиакорпусом, был заместителем командующего воздушной армией. После войны – на командных должностях в ВВС. В 1947–1949 – начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота . В 1949–1952 – заместитель начальника НИИ ВВС по лётной части. В 1951 окончил Военную академию Генштаба. С 1952 – заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957–1972 – начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С 1972 – научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C 1988 генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков – в отставке.

 Жил в Москве. Член Союза писателей. Автор книг: «Наш полёт в Америку» (М., 1937), «Записки пилота» (М., 1938), «Рассказы разных лет» (М., 1983), «Чкалов» (М., 1991) и др. Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937–1946 гг.). Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

 Его имя носят улицы в Новосибирске, Москве, Витебске, Могилеве и Донецке. В его честь перименован остров Лангр в Охотском море (возле острова Чкалова). Почетный гражданин города Николаевск-на Амуре. В Новосибирске имя Героя Советского Союза Георгия Филипповича Байдукова увековечено на Аллее Героев у Монумента Славы.

 ИСТОЧНИК: Новосибирцы — герои Отечества. С. 65-66.

 СПИСОК ВЫДАЧИ:

Герои нашего времени : [об откр. мемор. доски Г.Ф. Байдукову на здании аэропорта Толмачёво (Новосибирск)] // Ведомости Законод. собрания Новосиб. обл.- 2011, (18 февр.). — С. 2 ~ Крат. заметка. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\0000244964

Орлов, В. Сибирский сокол : [о жизни Героя (1907-1994 гг.)] / В. Орлов // Совет. Сибирь. — 2002, (25 май). — С. 2. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000340082

Чтобы знали и помнили : [Информ. о наименовании новых улиц Новосибирска и переименовании существующих в т.ч. ул. Снежная (Заельцовский р-н) — в ул.Байдукова] // Вечер. Новосибирск. — 2001, (17 июль). — С. 7. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000412777

Бичикова, Н. А. Они были рядом — Чкалов и Байдуков : [интервью с жительницей Новосибирска, двоюрод. сестрой Г.Ф. Байдукова, о его родителях, детстве и юности, семье, связях с Новосибирском] / Н.А. Бичикова; Л. Кузменкина // Вечер. Новосибирск. — 2007, № 96 (26 май). — С. 5 : ил. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000689888

Сибирский Колумб воздушного океана : [о жизни и деятельности Героя и увековечении памяти в Новосибирске и в Новопокровке] / подгот. Г. Черезова // Совет. Сибирь. — 2007, (16 июнь). — С. 8-9 : ил., портр., карта. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000699738

Кузменкина, Л. Полет «куда подальше» стал «полетом века» : [к 70-летию перелета совет. летчиков Чкалова, Байдукова, Белякова в Америку о перелете, встрече летчиков в Америке] / Л. Кузменкина // Вечер. Новосибирск. — 2007, № 157 (18 авг.). — С. 5 : ил. RU NOVOSIBIRSK\BIBL\2000705805

http://kraeved.ngonb.ru/node/3311

bsk.nios.ru

Байдуков, Георгий Филиппович — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Байдуков.

Гео́ргий Фили́ппович Байдуко́в (1907—1994) — советский лётчик-испытатель; военачальник, один из руководителей создания системы ПВО СССР в 1950-х—1970-х годах, генерал-полковник авиации (09.05.1961), Герой Советского Союза (24.07.1936), Полный кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» (25.05.1987), Лауреат Государственной премии СССР (1970), кавалер наибольшего числа орденов СССР (21 орден СССР и 1 орден РФ)[1], писатель.

Биография

Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта Омской железной дороги (ныне Татарский район, Новосибирская область) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1920—1924 годах учился в Омской профтешколе.

В марте 1926 года добровольцем вступил в Красную Армию. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 — Первую военную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. С июня 1928 года служил младшим лётчиком и старшим лётчиком в 20-м отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округа.

С июля 1930 года служил в Научно-испытательном институте ВВС — лётчик-инструктор испытательного отдела боевого применения, с мая 1931 — старший инструктор-лётчик, с июня 1933 — командир корабля авиабригады при институте. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С ноября 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, но уже в феврале 1935 года после досрочного окончания первого курса отобран для осуществления рекордного перелёта и приступил к тренировкам, прекратив учёбу. 20 августа 1935 года вторым пилотом в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке трансарктического перелёта на самолёте АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.

20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9,374 км (полётное время 56 ч. 20 мин).

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.

18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон , США) протяжённостью 8 504 км.

С ноября 1937 — лётчик-испытатель авиационного завода № 22 в Москве, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А.

Участвовал в советско-финской войне с 27 декабря 1939 по март 1940 году командиром авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта. После подписания перемирия с Финляндией вернулся к испытательной работе на том же авиационном заводе.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов. С ноября 1941 года — заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии.

С ноября 1941 — в действующей армии: заместитель командира 31-й САД (Калининский фронт), в феврале — марте 1942 — командир 31-й САД, с марта 1942 — командующий ВВС 4-й ударной армии, с мая 1942 — командир 211-й смешанной авиационной дивизии (с июня 1942 — 212-я штурмовая авиационная дивизия, с мая 1943 — 4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия) на Калининском, Степном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. С января 1944 — командир 4-го штурмового авиационного корпуса на 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах.

В годы Великой Отечественной войны участвовал в:

  • Ржевско-Сычёвская операция с 30 июля 1942 года по 23 августа 1942 года,
  • Великолукская наступательная операция с 24 ноября 1942 года по 20 января 1943 года,
  • Ржевско-Вяземская операция с 2 по 13 марта 1943 года,
  • Белгородско-Харьковская наступательная операция в августе 1943,
  • в освобождении Киева в ноябре 1943,
  • Житомирско-Бердичевская операция в декабре 1943 — январе 1944,
  • Корсунь-Шевченковская операция в феврале 1944,
  • Проскуровско-Черновицкая операция в марте — апреле 1944,
  • Белорусская операция «Багратион» с 23 июня 1944 года по 29 августа 1944 года,
  • Бобруйская операция с 24 июня 1944 года по 29 июня 1944 года,
  • Минская операция с 29 июня 1944 года по 4 июля 1944 года,
  • Барановичская операция с 5 июля 1944 года по 16 июля 1944 года,
  • Люблин-Брестская операция с 18 июля 1944 года по 2 августа 1944 года,
  • Осовецкая операция с 6 августа 1944 года по 14 августа 1944 года,
  • Белградская операция с 28 сентября 1944 года по 20 октября 1944 года,
  • Восточно-Прусская операция с 13 января 1945 года по 25 апреля 1945 года,
  • Восточно-Померанская операция с 10 февраля 1945 года по 4 апреля 1945 года,
  • Кенигсбергская операция с 6 апреля 1944 года по 9 апреля 1945 года,
  • Берлинская операция с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.

После войны — на командных должностях в ВВС. В первые послевоенные месяцы командовал тем же корпусом, с декабря 1945 года — заместитель командующего 13-й воздушной армией Ленинградского военного округа, с июля 1946 года — заместитель начальника по лётной части Государственного Краснознамённого НИИ ВВС. В декабре 1947 — декабре 1949 — начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота СССР.

В 1951 окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. С февраля 1952 — заместитель, с мая 1953 — заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. С июня 1955 — первый заместитель начальника, с апреля 1957 — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР — член Военного совета Войск ПВО страны. С сентября 1972 — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C мая 1988 генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков — в отставке.

Жил в Москве. Член Союза писателей. Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937—1946 гг.) Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Воинские звания

Награды

Г. Ф. Байдуков — кавалер наибольшего количества орденов СССР (22 ордена):[1]

Награды СССР и России
Иностранные награды

Почётные звания и премии

Сочинения

  • «Наш полёт в Америку», 1937
  • «Записки пилота», 1938
  • «Последний прорыв», 1938
  • «Через полюс в Америку» — Москва, Ленинград: Издательство детской литературы, 1938 (Рис. А. Дейнека)
  • «Встречи с товарищем Сталиным» — Москва, Ленинград: Издательство детской литературы, 1938 (Рис. Б. Дехтерёва)
  • «Разгром фашистской эскадры», 1938
  • «Первые перелёты через Ледовитый океан», 1977
  • «Рассказы разных лет» , 1983
  • «Чкалов», 1991
  • «Командарм крылатых. Документальное повествование о Якове Алкснисе.» — М.: Звонница-МГ, 2002 ISBN 5-88093-111-0

Память

  • Остров Лангр в Охотском море переименован в Байдуков, село, расположенное на этом острове, носит название Байдуково.
  • Именем Байдукова названы улицы в городах Новоалтайске, Москве, Екатеринбурге, Чебоксарах, Витебске, Могилёве, Донецке, Пензе, Гурьевске, Лисичанске, Омске и Бельцах (до 1991 года, прилегающий рынок до сих пор носит это название).
  • Банк России в 1995 году, выпустил памятные монеты «Трансарктический перелёт В. П. Чкалова» с портретом, в том числе, Г. Ф. Байдукова.
  • Пик Байдукова — Богосский хребет (Дагестан).
  • Мемориальная доска установлена 15 февраля 2011 года на старейшем здании аэропорта Толмачёво в Новосибирске.
  • В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва — остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам[2].
  • Самолёт Ан-74, авиации МЧС России (RF-31350), назван Георгий Байдуков.

Примечания

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  • Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 403 — 404. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.

Ссылки

wikipedia.green

Георгий Байдуков — летчик-легенда — биография, фото, видео, новости

Георгий Байдуков относится к числу летчиков — первых Героев Советского Союза. В отличие от многих представителей этой опасной профессии он прожил долгую жизнь, был награжден рекордно большим числом советских и иностранных орденов, участвовал в исторических перелетах и боевых действиях, испытывал новые модели самолетов и занимал руководящие должности в министерстве обороны. А начался его жизненный путь 13 (или 26 по старому стилю) мая 1907 года, на разъезде Тарышта Томской губернии, где его отец работал на железной дороге. В девять лет Георгий остался без матери, ушел из дома и долго бродяжничал. Попав в Барабинский интернат, продержался там всего два года, и после исключения снова был предоставлен самому себе. Однако такая жизнь его не прельщала, и едва достигнув 14 лет, Георгий стал строительным рабочим на железной дороге, а затем поступил в Омскую профессиональную железнодорожную школу и в 1926 году успешно ее окончил. Когда подошел призывной возраст, Георгий ушел в Красную армию. Здесь судьба ему дала шанс, который молодой человек сумел полностью реализовать. Он был направлен в школу ВВС, а после ее успешного окончания – в Качинскую школу военных летчиков, после чего стал служить летчиком-истребителем.

В 1931 году Георгий Байдуков был прикомандирован к НИИ ВВС на должность летчика-испытателя. Он специализировался по ‘слепым’ полетам и посадкам, испытывал новые истребители, совершенствовал фигуру ‘плоского штопора’. В это же время летчиком-испытателем в НИИ служил легендарный советский ас Валерий Чкалов, с которым до конца его жизни Байдукова связывали дружеские отношения. В 1934 году Георгий поступил на инженерный факультет Военно-воздушной академии им. Жуковского. Этому не помешало даже то обстоятельство, что в 1933 году отец летчика был осужден на длительный срок за аварию на железной дороге. Забегая вперед, в 1936 году, став Героем Советского Союза, Георгий Филиппович добился помилования для своего отца. Весной 1934 года, сразу же после сдачи экзаменов за первый курс, Байдуков был откомандирован для участия в подготовке организованного С. Ляпидевским трансарктического перелета Москва-Сан-Франциско через Северный полюс. Георгий не имел опыта полетов на самолете АНТ-25, на котором ему предполагалось быть сменным пилотом и штурманом, а также сменным радиотелеграфистом. Из-за технических неполадок самолет развернулся назад, достигнув Баренцева моря. Байдукову удалось совершить посадку в очень сложных условиях, и, несмотря на то, что самолет сгорел, экипаж остался цел. После этого Георгий, хотя и был невысокого мнения о самолете АНТ-25, по указанию руководства продолжил его испытания уже в должности шеф-пилота авиационного завода, и сумел добиться существенного улучшения конструкции и повышения безопасности экипажа.

В 1935 году Байдуков, понимая, что его, как участника неудавшегося перелета, вряд ли утвердят на должность начальника экспедиции, предложил возглавить новый трансарктический перелет Валерию Чкалову. Однако по решению Сталина сначала стали готовить беспосадочный перелет Москва — Петропавловск-Камчатский, который состоялся в июле 1936 года. Экипаж в составе Чкалова, Байдукова и Белякова пробыл в воздухе 56 часов 37 минут, преодолев за это время на самолете АНТ-25 расстояние от Москвы до острова Удд в устье Амура, и был награжден званиями Героев Советского Союза и орденами Ленина. Трансарктический перелет Москва-Ванкувер состоялся ровно через год, в том же составе и на таком же самолете.

После знаменательных перелетов Георгий Байдуков продолжал работать летчиком-испытателем. После начала советско-финской войны он командовал авиагруппой, а затем 85 бомбардировочным авиаполком, и на бомбардировщике ДБ-3 осуществил 80 боевых вылетов. После начала Второй мировой войны Г.Ф. Байдуков занимался вопросами приобретения военных самолетов производства США, а с 1942 года служил на командных должностях в действующей армии. Он непосредственно участвовал в операции ‘Багратион’, а также в Бобруйской, Минской, Белградской, Восточно-Прусской, Берлинской и других операциях, закончив войну генерал-лейтенантом авиации. После войны Байдуков занимал должность заместителя командующего 13 воздушной армией. В 1947-48 гг. он возглавил Главное управление Гражданского воздушного флота, впоследствии стал заместителем руководителя НИИ ВВС, где сам когда-то был летчиком-испытателем. В 1951 году, окончив Военную Академию при Генеральном штабе, Георгий Байдуков работал заместителем начальника Главного штаба ПВО, впослед ствии руководил одним из управлений Минобороны, а в 1972 году стал научным консультантом главнокомандующего войск ПВО страны. На заслуженный отдых Г.Ф. Байдуков вышел 1988 году, имея звание генерал-полковника авиации. 28 декабря 1994 года легендарный летчик скончался и был захоронен на Новодевичьем кладбище.

Рассказ о Георгии Байдукове был бы неполным без упоминания его литературной деятельности. В 1937 году вышла его первая книга –’Наш полет в Америку’, которая стала бестселлером того времени. В 1938 году вышли еще три книги Байдукова о военных и полярных летчиках, во многом основанные на личных наблюдениях и воспоминаниях. Свою литературную деятельность Г. Ф. Байдуков продолжил через много лет. В 1977 году вышла книга его ‘Первые перелеты через Ледовитый океан’, а в 1983 ‘Рассказы разных лет’ (1983). Впоследствии были изданы его мемуары о Валерии Чкалове и Якове Алкснисе — ‘Чкалов’ (1991) и ‘Командарм крылатых’ (2002).

cumir.ru

Байдуков, Георгий Филиппович — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Байдуков.

Гео́ргий Фили́ппович Байдуко́в (1907—1994) — советский лётчик-испытатель; военачальник, один из руководителей создания системы ПВО СССР в 1950-х—1970-х годах, генерал-полковник авиации (09.05.1961), Герой Советского Союза (24.07.1936), Полный кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» (25.05.1987), Лауреат Государственной премии СССР (1970), кавалер наибольшего числа орденов СССР (21 орден СССР и 1 орден РФ)[1], писатель.

Биография

Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта Омской железной дороги (ныне Татарский район, Новосибирская область) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1920—1924 годах учился в Омской профтешколе.

В марте 1926 года добровольцем вступил в Красную Армию. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 — Первую военную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. С июня 1928 года служил младшим лётчиком и старшим лётчиком в 20-м отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округа.

С июля 1930 года служил в Научно-испытательном институте ВВС — лётчик-инструктор испытательного отдела боевого применения, с мая 1931 — старший инструктор-лётчик, с июня 1933 — командир корабля авиабригады при институте. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С ноября 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, но уже в феврале 1935 года после досрочного окончания первого курса отобран для осуществления рекордного перелёта и приступил к тренировкам, прекратив учёбу. 20 августа 1935 года вторым пилотом в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке трансарктического перелёта на самолёте АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.

20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9,374 км (полётное время 56 ч. 20 мин).

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.

18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон , США) протяжённостью 8 504 км.

С ноября 1937 — лётчик-испытатель авиационного завода № 22 в Москве, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А.

Участвовал в советско-финской войне с 27 декабря 1939 по март 1940 году командиром авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта. После подписания перемирия с Финляндией вернулся к испытательной работе на том же авиационном заводе.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов. С ноября 1941 года — заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии.

С ноября 1941 — в действующей армии: заместитель командира 31-й САД (Калининский фронт), в феврале — марте 1942 — командир 31-й САД, с марта 1942 — командующий ВВС 4-й ударной армии, с мая 1942 — командир 211-й смешанной авиационной дивизии (с июня 1942 — 212-я штурмовая авиационная дивизия, с мая 1943 — 4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия) на Калининском, Степном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. С января 1944 — командир 4-го штурмового авиационного корпуса на 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах.

В годы Великой Отечественной войны участвовал в:

  • Ржевско-Сычёвская операция с 30 июля 1942 года по 23 августа 1942 года,
  • Великолукская наступательная операция с 24 ноября 1942 года по 20 января 1943 года,
  • Ржевско-Вяземская операция с 2 по 13 марта 1943 года,
  • Белгородско-Харьковская наступательная операция в августе 1943,
  • в освобождении Киева в ноябре 1943,
  • Житомирско-Бердичевская операция в декабре 1943 — январе 1944,
  • Корсунь-Шевченковская операция в феврале 1944,
  • Проскуровско-Черновицкая операция в марте — апреле 1944,
  • Белорусская операция «Багратион» с 23 июня 1944 года по 29 августа 1944 года,
  • Бобруйская операция с 24 июня 1944 года по 29 июня 1944 года,
  • Минская операция с 29 июня 1944 года по 4 июля 1944 года,
  • Барановичская операция с 5 июля 1944 года по 16 июля 1944 года,
  • Люблин-Брестская операция с 18 июля 1944 года по 2 августа 1944 года,
  • Осовецкая операция с 6 августа 1944 года по 14 августа 1944 года,
  • Белградская операция с 28 сентября 1944 года по 20 октября 1944 года,
  • Восточно-Прусская операция с 13 января 1945 года по 25 апреля 1945 года,
  • Восточно-Померанская операция с 10 февраля 1945 года по 4 апреля 1945 года,
  • Кенигсбергская операция с 6 апреля 1944 года по 9 апреля 1945 года,
  • Берлинская операция с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.

После войны — на командных должностях в ВВС. В первые послевоенные месяцы командовал тем же корпусом, с декабря 1945 года — заместитель командующего 13-й воздушной армией Ленинградского военного округа, с июля 1946 года — заместитель начальника по лётной части Государственного Краснознамённого НИИ ВВС. В декабре 1947 — декабре 1949 — начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота СССР.

В 1951 окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. С февраля 1952 — заместитель, с мая 1953 — заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. С июня 1955 — первый заместитель начальника, с апреля 1957 — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР — член Военного совета Войск ПВО страны. С сентября 1972 — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C мая 1988 генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков — в отставке.

Жил в Москве. Член Союза писателей. Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937—1946 гг.) Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Видео по теме

Воинские звания

Награды

Г. Ф. Байдуков — кавалер наибольшего количества орденов СССР (22 ордена):[1]

Награды СССР и России
Иностранные награды

Почётные звания и премии

Сочинения

  • «Наш полёт в Америку», 1937
  • «Записки пилота», 1938
  • «Последний прорыв», 1938
  • «Через полюс в Америку» — Москва, Ленинград: Издательство детской литературы, 1938 (Рис. А. Дейнека)
  • «Встречи с товарищем Сталиным» — Москва, Ленинград: Издательство детской литературы, 1938 (Рис. Б. Дехтерёва)
  • «Разгром фашистской эскадры», 1938
  • «Первые перелёты через Ледовитый океан», 1977
  • «Рассказы разных лет» , 1983
  • «Чкалов», 1991
  • «Командарм крылатых. Документальное повествование о Якове Алкснисе.» — М.: Звонница-МГ, 2002 ISBN 5-88093-111-0

Память

  • Остров Лангр в Охотском море переименован в Байдуков, село, расположенное на этом острове, носит название Байдуково.
  • Именем Байдукова названы улицы в городах Новоалтайске, Москве, Екатеринбурге, Чебоксарах, Витебске, Могилёве, Донецке, Пензе, Гурьевске, Лисичанске, Омске и Бельцах (до 1991 года, прилегающий рынок до сих пор носит это название).
  • Банк России в 1995 году, выпустил памятные монеты «Трансарктический перелёт В. П. Чкалова» с портретом, в том числе, Г. Ф. Байдукова.
  • Пик Байдукова — Богосский хребет (Дагестан).
  • Мемориальная доска установлена 15 февраля 2011 года на старейшем здании аэропорта Толмачёво в Новосибирске.
  • В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва — остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам[2].
  • Самолёт Ан-74, авиации МЧС России (RF-31350), назван Георгий Байдуков.

Примечания

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  • Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 403 — 404. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.

Ссылки

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *