Семь известных летчиц-героинь, которые были участницами Великой Отечественной войны

1. Екатерина Буданова — Гвардии старший лейтенант, воевала в составе 586, 437, 296 (73 Гвардейского) истребительных авиаполков. Она была командиром звена. За свою жизнь Екатерина Буданова совершила 266 боевых вылетов. Во время воздушных боев Буданова лично сбила 6 самолетов противника. В группе с товарищами — еще 5 самолетов. 19 июля 1943 года Екатерина Буданова погибла в воздушном бою. 9 мая 1988 года останки летчицы были перезахоронены в селе Бобриково Антрацитовского района Луганской области. В октябре 1993 года, спустя полвека, Екатерине Васильевне посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. В Москве одна из улиц названа ее именем.

Екатерина Буданова — Гвардии старший лейтенант, воевала в составе 586-го, 437-го, 296-го (73-го Гвардейского) истребительных авиаполков

2. Во время войны Буданова познакомилась с Лидией Литвяк. Девушки стали лучшими подругами. А между тем, Лидия Литвяк была признана самой результативной женщиной-авиатором Второй Мировой войны. Она воевала в составе 586, 437, 9 Гвардейского, 296 (73 Гвардейского) истребительных авиаполков. Совершила около 150 боевых вылетов. Лично сбила 6 самолетов и 1 аэростат наблюдения, ещё 6 самолетов противника уничтожила в группе с товарищами. Свою подругу Екатерину Буданову Лидия Литвяк пережила не намного. Литвяк погибла 1 августа 1943 года в воздушном бою. Ее останки были найдены лишь в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Лидия Литвяк посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Лидия Литвяк была признана самой результативной женщиной-авиатором Второй Мировой войны

3. Летчица, получившая звание Героя Советского Союза, Евгения Руднева воевала в 46 женском Таманском авиаполку легких ночных бомбардировщиков 325 авиадивизии. Во всех официальных справочниках, книгах памяти погибших и пропавших в период Великой Отечественной войны о Рудневой написано: Руднева Евгения Максимовна, 1920 года рождения, уроженка Бердянска, Запорожской области, из служащих, Гвардии старший лейтенант, штурман авиаполка. Руднева совершила 645 боевых ночных вылетов на уничтожение переправ, железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника. Воевала на Закавказском, Северо-Кавказском, 4 Украинском фронтах. Участвовала в боях на Северном Кавказе, Таманском и Керченском полуостровах. Отважная летчица погибла смертью храбрых в ночь на 9 апреля 1944 года при выполнении, вместе с Прокопьевой Паной, боевого задания севернее города Керчь Крымской АССР. Похоронена в городе-герое Керчь на Воинском мемориальном кладбище. Кстати, к званию Героя Советского Союза она была представлена еще до гибели.

Евгения Руднева, воевала в 46-м женском Таманском авиаполке легких ночных бомбардировщиков 325-й авиадивизии

4. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в начале октября 1941 года, прославленная летчица, Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова лично обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк. Ее просьба была удовлетворена. Сама Марина Раскова с 1932 года работала в аэронавигационной лаборатории Военно-Воздушной Академии. По окончании Ленинградского института Гражданского Воздушного Флота в 1934 году стала штурманом. Участвовала в полетах на большие расстояния. 24-25 сентября 1938 года вместе с В. С. Гризодубовой и П. Д. Осипенко совершила беспосадочный перелет Москва — Комсомольск-на-Амуре на самолете «Родина». Во время Великой Отечественной войны командовала бомбардировочным полком. Погибла в авиационной катастрофе. Похоронена у Кремлевской стены. Ее имя присвоено 125 Гвардейскому бомбардировочному авиаполку, Тамбовскому ВВАУЛ, пассажирскому теплоходу на Волге. Автор книги «Записки штурмана».

Марина Раскова лично обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк

5. Носаль Евдокия Ивановна — Гвардии младший лейтенант. В авиации с 1940 года. Работала инструктором в Николаевском аэроклубе. Участница Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Начала войну рядовым пилотом. Потом отважную летчицу назначили командиром звена, а затем — заместителем командира эскадрильи. За 20 ночей июня 1942 года она совершила 95 боевых вылетов. 10 раз в стане врага вспыхивал пожар, 18 раз раздавались взрывы, перестала существовать переправа. За эти подвиги Дусю наградили орденом Красной Звезды. После первой награды она совершила ещё 120 боевых вылетов. И снова 14 пожаров и 16 взрывов на территории, окупированной противником. Взлетели на воздух две переправы через реку Терек, а на станции Ардон — железнодорожный эшелон с живой силой и техникой врага. За мужество и отвагу Дусю наградили вторым орденом — Красного Знамени. А потом новые и новые вылеты… В ночь на 23 апреля 1943 года Дуся Носаль в 354-й раз за время войны поднялась в небо. Она бомбила противника юго-западнее Новороссийска. На обратном пути ее атаковал вражеский ночной истребитель. Осколком снаряда, разорвавшегося прямо в кабине, Дуся была убита. До аэродрома самолёт довела штурман Гвардии старшина Ирина Каширина.

Евдокия Ивановна Носаль первой в 46 Гвардейском Таманском полку была удостоена звания Героя Советского Союза посмертно.

Евдокия Носаль первой в 46-м Гвардейском Таманском полку была удостоена звания Героя Советского Союза, посмертно

6. Ольга Лисикова — единственная в годы Второй Мировой войны женщина-командир крупнейших американских транспортных самолетов DC-3 (в СССР более известный под названием «Ли-2») и С-47. Она окончила Батайскую летную школу в 1937 году. Участница войны с белофиннами 1939-1940 годов. С начала Великой Отечественной войны летала на связных самолетах, перевозила раненых, доставляла медикаменты, кровь для переливания и тому подобное. Летала в осажденный Ленинград. Награждена орденом Красного Знамени. Ещё в 1941 году молодая летчица Ольга Лисикова вступила в поединок с «Мессершмиттом». Она не стреляла в него. Стрелять ей просто было нечем, потому что она пилотировала не боевую машину, а санитарный самолет, в котором находилось двое раненых. И все-таки это был поединок. Она затянула «Мессершмитт» к самой земле, заставила его петлять над причудливо извивающейся Метой, а сама, едва не касаясь крыльями обрывистых берегов, летела как в ущелье, изломанными крутыми поворотами. Пулеметная очередь зацепила «санитара» по хвосту, но самолет еще слушался рулей, и борьба продолжалась. В конце концов вражеский летчик увлекся и спикировал так низко, что для набора высоты уже не хватило времени.

Ольга Лисикова — единственная в годы Второй Мировой войны женщина-командир крупнейших американских транспортных самолетов DC-3 (в СССР более известный под названием «Ли-2») и С-47

7. В составе 135 ближнебомбардировочного авиаполка сражалась летчица Екатерина Зеленко — единственная женщина, участвовавшая в советско-финляндской войне и совершившая воздушный таран в годы Великой Отечественной войны. Немногие знают и о подвиге Александры Поляковой — единственной женщины, решившейся на огненный таран. 12 сентября 1941 года она совершила два разведывательных боевых вылета на самолете Су-2. Несмотря на то, что во время второго вылета ее самолет был поврежден, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолета были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолет был подбит и был вынужден выйти из боя. Зеленко смогла сбить один самолет, а когда у нее закончился боезапас, таранила второй немецкий самолет. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сама. Екатерина Зеленко при жизни получила орден Красного Знамени за участие в Советско-Финляндской войне. Также она участвовала в войсковых испытаниях Су-2. На фронтах Великой Отечественной войны она была с первого дня. Воевала в составе 135 ББАП, была заместителем командира эскадрильи. Совершила 40 боевых вылетов, провела 12 воздушных боев. Ее именем названа малая планета Солнечной системы.

Екатерина Зеленко — единственная женщина, участвовавшая в Советско — Финляндской войне и совершившая воздушный таран в годы Великой Отечественной войны

www.vologda.kp.ru

Летчицы-асы Великой Отечественной войны | Военное оружие и армии Мира

Всемирно известны женщины-пилоты легких бомбардировщиков — «ночные ведьмы». Летали женщины и на пикирующих бомбардировщиках, но не многие знают, что только в Красной армии воевали женщины — летчики-истребители.

До войны в аэроклубах ОСОАВИАХИМ летному делу учились сотни девушек. В начале октября 1941 года прославленная летчица, Герой Советского Союза, Марина Раскова обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей создать женский авиационный полк. Желающих оказалось так много, что было решено сформировать не один, а три женских авиаполка: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный.

586-й ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ

586-й иап был сформирован 9 декабря 1941 года. В его состав вошли первые 25 девушек, сдавших строгий экзамен. 28 января 1942 года в полк стали поступать истребители Як-7, а затем — Як-1. Тренировки показали довольно высокий уровень подготовки летчиц.

23 февраля 1942 года полк выполнил первый боевой вылет по прикрытию моста через Волгу. Долгое время летчицам 586-го полка не удавалось сбить ни одного вражеского самолета. Наконец ночью 24 сентября 1942-го заместитель командира эскадрильи лейтенант В. Д. Хомякова одержала первую воздушную победу «женского» 586-го полка, сбив Юнкере Ju 88. В дальнейшем 586-й иап прикрывал тыловые объекты Саратова, Воронежа, Курска, Киева и других городов.

В сентябре 1942-го Лидия Литвяк, Раиса Беляева, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова, Клавдия Нечаева, Антонина Лебедева, Клавдия Блинова и Ольга Шахова по их настоятельной просьбе были переведены из тылового 586-го полка в 437-й и прибыли на фронт под Сталинградом.

Женское истребительное звено 437-го иап просуществовало недолго. Командир звена, старший лейтенант Р. Беляева, вскоре была сбита и после прыжка с парашютом из горящего самолета долго лечилась в госпиталях. Вслед за ней выбыла по болезни из строя М. Кузнецова. В полку остались только две летчицы: Л. Литвяк и Е. Буданова. Именно они достигли наивысших результатов в боях и стали единственными летчицами-асами Второй мировой войны.

«БЕЛАЯ ЛИЛИЯ» СТАЛИНГРАДА

Лучшей летчицей-истребителем Второй мировой войны была младший лейтенант Лидия Литвяк. Она родилась 18 августа 1921 года в Москве. В 14 лет поступила в аэроклуб, в 15 совершила свой первый самостоятельный полет. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу войны, будучи пилотом-инструктором, обучила и выпустила 45 курсантов ВВС.

С первых дней войны Литвяк пыталась попасть на фронт. Приписав себе 100 летных часов и сдав летный экзамен, она была зачислена в авиаполк Марины Расковой. Лидия воевала в составе 586,437-го, 9-го Гвардейского, 296-го (73-го Гвардейского) истребительных авиаполков. Уже во втором боевом вылете 13 сентября 1942 года над Сталинградом она сбила первые два вражеских самолета: бомбардировщик Ju 88 и истребитель Мессершмитт Bf 109. Причем пилотом «мессера» оказался барон Эрвин Майер, одержавший 11 воздушных побед. 27 сентября Литвяк сбила еще два самолета: лично Ju 88, затем в паре с Раисой Беляевой — Bf 109.

К концу 1942 года Литвяк перевели в 9-й гвардейский иап, созданный для завоевания превосходства в воздухе. Лидия продолжила счет своих воздушных побед. 23 февраля 1943 года она получила свою первую боевую награду — орден Красной Звезды.

В конце мая 1943-го Лидия Литвяк сбила вражеский аэростат — корректировщик артиллерийского огня. За эту победу она получила орден Красного Знамени. 21 мая 1943 года в бою погиб муж Лидии, Герой Советского Союза А. Ф. Соломатин, а 18 июля — ее лучшая подруга — ас Екатерина Буданова.

1 августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с боевого вылета. Ее останки были найдены только в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года посмертно Л. В. Литвяк была удостоена звания Героя Советского Союза.

ЕКАТЕРИНА БУДАНОВА

Екатерина Буданова родилась 7 декабря 1916 года в деревне Коноплянка Тумановского района Смоленской области. Окончила семилетку, затем переехала в Москву. Работала слесарем на 22-м Авиационном заводе им. Горбунова.

В 1934 году она завершает курс пилотажа, а в 1936-м — курс обучения на пилота-инструктора. До начала войны Екатерина работает пилотом-инструктором аэроклуба. В 1938 году она осваивает курс высшего пилотажа и начинает обучать курсантов ВВС РККА. Она выпустила 65 пилотов, которые отзывались о ней как о прекрасном инструкторе.

После начала войны в октябре 1941 -го Екатерина завершает переподготовку на истребитель Як-1. С декабря 1941-го она была зачислена в 586-й иап. Под Сталинградом Буданова вела воздушные бои в 9-ом гвардейском полку. Екатерина Буданова сражалась героически, бесстрашно, грамотно, инициативно, профессионально. Гвардии старший лейтенант Екатерина Васильевна Буданова сбила 11 самолетов; шесть лично и пять — в группе.

За отлично выполненные боевые задания и за проявленное мужество и героизм в 1943 году она была награждена орденом Отечественной войны I степени, затем и орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда».

18 июля 1943 года в неравном бою с тремя Bf 109 над деревней Новокрасновка Луганской области Екатерина Буданова погибла. В последнем бою ей удалось сбить один и повредить второй Bf 109, но третий «мессер» подбил истребитель Будановой.

Екатерину похоронил в поле, над которым она сражалась в воздушном бою. Ей было 27 лет.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь