«Могильщики авианосцев» и «космический перехватчик»: Российское вооружение, так и не пошедшее в серию

Комсомольская правда

Результаты поиска

ПолитикаАрмия и безопасностьКАРТИНА ДНЯ

Владимир ДЕМЧЕНКО

5 декабря 2018 17:31

«Комсомолка» представляет десятку самых интересных разработок, которым не суждено было стать массовыми

Ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» скользил над водой со скоростью 550 километров в час и оставался почти невидимым для радаров .

1. НЕРОДИВШИЙСЯ МАМОНТ

Машина, получившая имя царь-танка, строго говоря танком не являлась. Это изделие разрабатывалось в 1914-1915 годах конструктором Николаем Лебеденко. А помогали ему профессор Николай Жуковский с племянниками — будущими академиками Борисом Стечкиным и Александром Минулиным.

Масштаб чудо-танка конструктора Лебеденко поражает воображение. Прежде всего за счет огромных колес. ФОТО http://armedman.ru

Танк Лебеденко называли нетопырем, летучей мышью и даже мамонтом. Любого, кому довелось увидеть эту махину, поражал прежде всего размер колес — целых 9 метров (три этажа) в диаметре. В ширь машина была еще больше — 12 метров. Во вращающейся башне стояли две пушки и столько же пулеметов. Правда, скоростной эту махину не назовешь: два трофейных двигателя Maybach по 240 лошадиных сил каждый (их удалось добыть со сбитого немецкого дирижабля) разгоняли танк лишь до велосипедных 17 километров в час.

Царь-танк на испытаниях, 1915 год. ФОТО wikipedia

Николай Лебеденко признавался, что на идею его натолкнули азиатские повозки-арбы, которые, благодаря большим колесам, легко преодолевали ухабы и канавы. Чтобы убедить Николая II выделить средства Лебеденко подарил государю деревянную модель с двигателем на базе граммофонной пружины. Придворные вспоминали, как царь и инженер «аки малые дети» катали ее по полу, возводя на пути препятствия из книг. И модель, и построенный позже танк легко справлялись с ухабами и оврагами. Стальной гигант даже деревья ломал, словно зубочистки.

А вот в болоте увяз так, что долго вытащить не могли. К тому же машина оказалась весьма уязвимой в бою. Залп шрапнели по спицам колёс гарантированно выводил танк из строя, а при удачном попадании в ступицу колеса машины вообще складывались как карточный домик. В результате от проекта было решено отказаться.

Максимальная скорость, на которую был способен «Царь-танк» — 17 км/ч. ФОТО http://armedman.ru

Предполагалось, что экипаж махины составит полтора десятка человек.

2. НЕБЕСНЫЙ КРЕЙСЕР С БОМБАМИ В КРЫЛЕ

Семь двигателей по 750 лошадей каждый, 8 пушек и столько же пулеметов, почти 17 тонн боевой нагрузки… Для тридцатых годов прошлого века бомбардировщик К-7 Харьковского авиастроительного бюро был настоящим самолетом будущего. Огромное летающее крыло формы эллипса в поперечном сечении по праву называли летающей крепостью.

Кроме сброса бомб на врага К-7 мог также выполнять функции десантного или даже пассажирского самолета. Вместимость — 128 пассажиров и 12 членов экипажа — по сравнению с нынешними лайнерами, конечно, не велика. Но тогда это впечатляло, тем более что проектная дальность полета превышала 5 тысяч километров.

Авиаконструктор Калинин с экипажем опытной машины перед полетом, 1933 год.

К-7 — настоящий небесный крейсер. На борту были предусмотрены кают-компания, буфет, кухня и радиорубка. Для пилота конструктор Константин Калинин специально разработал электроусилитель штурвала. До тех пор такой диковины не было, но без усилителя управление сорокатонной махиной по нагрузкам можно было бы сравнить с соревнованиями штангистов.

Летные испытания бомбардировщика К-7 имели место в 1933 году. ФОТО wikipedia

В 1933 году опытный образец К-7 впервые поднялся в воздух. Однако 21 ноября 1933 года во время испытаний на максимальную скорость самолет разбился из-за флаттера — колебаний элементов конструкции, с которыми в те времена бороться не умели. В 1935 году командование ВВС решило отказаться от концепции тяжелых бомбардировщиков, и строительство еще двух опытных образцов так и не было завершено.

Схема экспериментального бомбардировщика К-7. ФОТО almanacwhf.ru

Опытный образец К-7 потерпел крушение, через два года после которого работу над машиной прекратили.

3. САМАЯ БЫСТРАЯ — САМАЯ ДОРОГАЯ

Атомную подлодку К-222 проекта 661 «Анчар», вступившую в строй в 1969 году, до сих пор называют «Золотой рыбкой». Дело не в окраске — и рубку, и борта лодки традиционно покрывали черным. Да и желаний субмарина не исполняла.

Единственная подводная лодка, построенная по проекту 661 «Анчар». ФОТО wikipedia

Свое прозвище К-222 получила из-за своей дороговизны. Ее корпус был изготовлен из титана, что позволило снизить массу и увеличить скорость. Действительно, по быстроходности с К-222 не мог сравниться никто: в подводном положении лодка развивала рекордные 44 узла (82 километра в час). Но на этом плюсы заканчивались — в купе с дороговизной, «Золотая рыбка» была слишком шумной. Шумы в центральном посту доходили до 100 децибел, что не только приводило к дискомфорту экипажа, но и лишало лодку скрытности. В результате проект был заморожен. Но единственная построенная лодка — на Северном флоте ее назвали К-162 — служила почти 30 лет. Только в 1989 году «рыбка» была выведена из состава ВМФ, а в 2010 году утилизирована.

4. МОГИЛЬЩИК АВИАНОСЦЕВ

Ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 «Лунь» задумывался как могильщик авианосцев. В отличие от большинства подобных машин «Лунь» отличался весьма немалыми размерами — 74 м в длину и 44 м в ширину. Он мог нести на борту шесть противокорабельных ракет P-270 «Москит» с трехсоткилограммовой боеголовкой на каждой. Половины этого боезапаса было достаточно, чтобы пустить ко дну любой из имевшихся на вооружении вероятного противника авианосцев. «Лунь» скользил прямо над водой со скоростью 550 километров в час и оставался почти невидимым для радаров вплоть до дистанции точного пуска ракеты.

Пуск ПКР «Москит» с борта экраноплана. ФОТО wikipedia

Конструкция «Луня» была основана на более раннем прототипе, известном в западных странах как «Каспийский монстр». Первый опытный образец «Луня» был построен в 1987 году. Но позже из-за развала СССР и экономических трудностей собрать средства для серийного производства не удалось, от проекта пришлось отказаться.

Экраноплан, прозванный за океаном «Каспийским монстром», в 1994 году. ФОТО ТАСС

Примечательно, что, в отличие от почивших в бозе разработок, крест на судьбе проекта 903 ставить не стоит. В 2015 году прошли сообщения со ссылкой на командование ВМФ о том, что после 2020 года Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами.

Экраноплан «Лунь» мог нести на борту шесть противокорабельных ракет P-270 «Москит».

5. БРОНИРОВАННЫЙ КРАСАВЕЦ

«Черный орел» («Объект 640») многие считают самым красивым танком за всю историю бронетехники. Его разрабатывало в 1990-е годы Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения. В 1997 году «Черный орел» впервые представили публике. Это машина с 1500-сильным газотурбинным двигателем, башней новой конструкции и удлиненным корпусом, что усилить лобовую часть.

Проект предусматривал вооружение танка 125-мм пушкой, спаренным с ней 7,62-мм пулемёта и дистанционной зенитной установкой с 12,7-мм пулемётом «Корд».

Впервые танк представили публике в 1997 году. ФОТО militaryarms.ru

Динамические характеристики «Объекта 640» должны были значительно превосходить показатели западных танков третьего поколения. «Черный орел» имел более высокую боевую живучесть, лучшую защиту экипажа, более мощное вооружение, современный информационный комплекс. Однако в Минобороны сочли, что отличия этого танка от имеющихся Т-72 и Т-80 слишком незначительны, чтобы затевать перевооружение. Поэтому серийное производство даже не начиналось. Впрочем, как и в других случаях, наработки «Черного орла» пригодились конструкторам при проектировании других танков. В том числе знаменитой «Арматы».

«Объект 640» многие считают самым красивым танком за всю историю бронетехники. ФОТО militaryarms.ru

6. КОСМИЧЕСКИЙ ПЕРЕХВАТЧИК

Прозвище «Лапоть» экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет МиГ-105 получил благодаря своему внешнему виду — его нос сильно затуплен и действительно чем-то напоминал крестьянскую обувь. На самом же деле это было высокотехнологическое изделие, сочетающее в себе функции самолёта, ракетоплана и космического корабля.

МиГ-105 на колесном шасси.

Разработка МиГ-105 началась в середине 60-х, ракетоносец-космоплан с помощью гиперзвукового самолета-разгонщика и специальной ракеты должен был выводиться в космос. А оттуда, согласно задумке конструкторов, «Лапоть» мог вести фото- и радиоразведчику, атаковать ракетами авианосцы и даже перехватывать космические цели. Для подготовки его пилотов в Центре подготовки космонавтов была сформирована специальная группа, в которую вошли такие космонавты как Герман Титов, Анатолий Куклин, Василий Лазарев и другие.

Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет МиГ-105 опередил своё время. ФОТО wikipedia

Испытания орбитального самолета на дозвуковой скорости начались в 1975 году и шли вплоть до 13 сентября 1978 года, когда сброшенный с самолета-носителя Ту-95 «Лапоть» при посадке повредил шасси. В дальнейшем приоритет был отдан проекту многоразового космического корабля «Буран», а «Лапоть» был забыт. Однако специалисты считают, что идеи, которые легли в основу МиГ-105, обязательно будут востребованы в будущем.

7. МАЛ ДА УДАЛ

Пистолет-пулемет ОЦ-39 — классический вариант принципа, когда яйцо идет впереди курицы. Поскольку на российских воинских складах скопились колоссальные запасы патронов 7,62×25 от ТТ, тульские оружейники в 90-х годах прошлого века разработали под этот патрон компактный пистолет-пулемёт. Со сложенным прикладом длина этого оружия составляла всего 350 мм, а вес — 1,8 кг. Мал, как говорится, да удал. Темп автоматического огня, правда, был сравнительно невысок — всего 540 выстрела в минуту. Но это даже способствовало более прицельной стрельбе.

Пистолет-пулемет ОЦ-39.

Пистолет-пулемет предназначался для спецподразделений милиции и других силовых ведомств. Но при всех плюсах вариант оружия с патроном ТТ не прижился и уступил место более современным разработкам под девятимиллиметровые боеприпасы. В кратчайшие сроки оружие было переоборудовано под новые патроны. Но и этот вариант широкого распространения не получил. Тем не менее специалисты считают, что перспективы у этого изделия весьма неплохие.

8. «БЕРКУТ» С ПЛАСТИКОВЫМИ КРЫЛЬЯМИ

Экспериментальный образец перспективного истребителя Су-47 так и остался экспериментальным. Разработка этого самолета с крылом обратной стреловидности началась еще в 1983 году, тогда он назывался Су-27. В первый раз проект закрыли через 5 лет — в 1988-м, однако вскоре опытно-конструкторские работы возобновились по заказу ВМФ. Су-27КМ (корабельный модифицированный) должен был стать одним из самолетов для авианесущих крейсеров. Но в 90-х прекратилось финансирование как самих авианосцев, так и самолетов для них.

Су-47 «Беркут» в небе. ФОТО topwar.ru

Впрочем, проект казался многообещающим, и ОКБ «Сухой» продолжило разработки на собственные средства. Планер истребителя изготавливался с широким использованием композиционных материалов. К примеру, в крыле нашли применение композиционные материалы на основе углепластика, применение которых делает детали легче на 20—25% и одновременно в 1,5-3 раза повышает их ресурс.

Су-47 на МАКС-2001. ФОТО wikipedia

В 1997 году был построен первый летающий экземпляр самолета. На выставке МАКС-1999 он был впервые представлен публике под именем С-37 «Беркут». А к МАКС-2001 переименован в Су-47. Тем не менее в серийное производство Су-47 так и не пошел. Но многие решения Су-47 были использованы при создании истребителя пятого поколения Т-50(Су-57), на который ныне наши ВКС делают основную ставку.

9. ЖЕРТВА БОРЬБЫ КОНСТРУКТОРОВ

Разведывательный бомбардировщик-ракетоносец Т-4 (изделие 100) — одна из первых попыток СССР создать противоядие против авианосцев. Сверхзвуковой Т-4 должен был уничтожать целые авианосные группы — в самолет закладывалась возможность полета на высоте в 25 километров при скорости 3000 километров в час. Благодаря этому бомбардировщик в перспективе мог преодолеть любую систему ПВО.

Ударно-разведывательный самолет Т-4 в авиамузее «Монино», 2004 год. Фото ИТАР-ТАСС/ Борис Кавашкин

Кроме бомб, Т-4 мог нести две крылатые ракеты Х-45. Его корпус был выполнен с применением титановых сплавов, на борту была новейшая на тот момент электроника, использовались новые принципы управления. Одних изобретений в конструкции Т-4 было больше шестисот.

Самолет Т-4 во время испытаний в Жуковском, 1972 год.

Впервые самолет поднялся в воздух в августе 1972 года. Первоначальные испытания прошли успешно, Минобороны СССР заказало ОКБ Сухого гигантскую партию в 250 машин — их планировалось построить за пятилетку. Но вскоре проект был приостановлен — в борьбу за проект бомбардировщика вступило конструкторское бюро Туполева. В результате Туполев и одержал победу: в 1976 разработка «изделия 100» была закрыта, а силы и средства сосредоточены на создании Ту-160. А единственный экземпляр Т-4 был отправлен в Центральный музей Военно-воздушных сил в подмосковном Монино.

10. НЕВИДАННЫЕ СКОРОСТИ И УГЛЫ АТАКИ

2 апреля 1996 года в небо впервые поднялся опытный образец сверхманевренного истребителя Су-37. В том же году этот самолет произвел настоящий фурор на авиасалоне в Фарнборо. В ходе лётных испытаний Су-37 сумел продемонстрировать невиданные ранее маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости.

Если бы Су-37 удалось принять на вооружение в конце 1990-х, это могло стать серьезным вызовом для ВВС стран НАТО. Ведь Су-37 по боевым возможностям явно превосходил американские истребители F-15, F-16 и F/A-18. Даже известные своим скепсисом в отношении российской техники западные эксперты очень хвалебно отзывались об этом истребителе.

Многоцелевой самолет Су-37 с двигателями изменяемого вектора тяги в 1997 году. Фото Алексея Михеева /ИТАР-ТАСС/.

Однако 19 декабря 2002 года самолет потерпел аварию в 80 километрах от аэродрома Раменское. Летчик удачно катапультироваться, но проект это не спасло. Сама по себе авария не могла стать причиной закрытия программы, но в купе с финансовыми трудностями и параллельной работой над самолетом Су-35 оказалась последней каплей. Су-35 в итоге был принят на вооружение, а для конструкторов Су-37 утешением стал тот факт, что многие удачи Су-37 «нашли себя» в ходе разработки более поздних истребителей поколений 4++ и 5.

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru

«ЦИТАДЕЛЬ» [Wiki Fortoved — Вики Фортовед]

  • «ЦИТАДЕЛЬ»

      • «Цитадель» № 1 (1995)

      • «Цитадель» № 2 (1 – 1996)

      • «Цитадель» № 3 (2 – 1996)

      • «Цитадель» № 4 (1 – 1997)

      • «Цитадель» № 5 (2 – 1997)

      • «Цитадель» № 6 (1 – 1998)

      • «Цитадель» № 7 (2 – 1998)

      • «Цитадель» № 8 (3- 1998)

      • «Цитадель» № 9 (1 – 2000)

      • «Цитадель» № 10 (2002)

      • «Цитадель» № 11 (2004)

      • «Цитадель» № 12 (2005)

      • «Цитадель» № 13 (2006)

      • «Цитадель» № 14 (2008)

      • «Цитадель» № 15 (2009)

      • «Цитадель» № 16 (2009)

      • «Цитадель» № 17 (2010)

      • «Цитадель» № 18 (2011)

«Цитадель» № 1 (1995)

С.А.Хмельков. Борьба за Осовец — 3
М.Свечников, В.Буняковский. Оборона крепости Осовец — 31
А.В.Платонов. Гибель лидера «Москва» — 40
В.А.Кучер, Ю.В.Мануйлов, В.П.Семенов. Подводные лодки типа «Д»- 54
Л.И.Амирханов. Башни для «Измаила»- 63
А.О.Александров. Гидроаэропланы Кертисса на Черном море — 78
С.Н.Полторак. Есаул в генеральских погонах — 100

«Цитадель» № 2 (1 – 1996)

Крепости Балтики
Лейтенант Новиков. Морские укрепления Ревельского порта за первые сто лет его существования — 7
Российскому флоту.
А.О. Александров "Русалка", "Самоед", "Кобчик" и другие — 13
В.И. Лепко. Из записок старого штурмана — 18
A.В. Платонов. Советские эсминцы в Рижском заливе — 29
Белые пятна истории
Операции английского флота на Балтике в гражданскую войну — 37
Оружие и оружейники
Н. В. Гаврилкин. Судьба артиллерии линкоров — 51
В.А. Иванов, И. П. Суханов. Комбинированное оружие корабельных абордажных партий — 56
Зарубежное обозрение
Л. И. Амирханов Расстрел броненосца "Сан Маркое" — 61
Господа офицеры
Е. Карпович. Генерал Моро в русской службе — 65
B.Г.Смирнов. Могилы русских моряков на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа — 71

«Цитадель» № 3 (2 – 1996)

СВ. Тиркельтауб, Т.С. Федорова. Ништадтский мир. Взгляд из России — 5
Крепости Балтики
К.К. Михаленя. Форт Ино. Строительство и разрушение — 17
П. Сильваст (Финляндия). Сооружения крепости Императора Петра Великого на полуострове Ханко — 26
Российскому флоту
С.Н. Ирютин. Гангутское сражение — 43
С.Е. Виноградов. Линейный корабль в программах развития Российского флота 1911-1914 гг — 45
А.В. Платонов. Одесский треугольник — 67
В.А. Кучер. Судоподъемная операция «Ступень» — 73
Оружие и оружейники.
А.О. Александров. Первые пушки русской морской авиации — 79
И.П. Суханов. Боевые топоры с бота «Эсперн» — 84
Б.Б. Лебедев, Н.В. Гаврилкин. Динамо-реактивная артиллерия Л.В. Курчевского — 85
Версии, гипотезы, мнения
С.Н. Полторак. Неосознанная победа — 97
В.Г. Андриенко. Гибель парохода «Беркут» — 100
Зарубежное обозрение
Н.О. фон Эссэн. Перестройка броненосца «Хаген» — 107
Господа офицеры
В.Г. Смирнов. Могилы русских моряков на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа — 110
Редкая фотография
К.П. Губер. Сделано в Америке — 112

«Цитадель» № 4 (1 – 1997)

Вопрос — ответ — 5
Крепости Балтики
К.К. Михаленя. Форт Ино. Строительство и разрушение (окончание) — 7
В.Ф. Ткаченко. Дневник коменданта форта Тотлебен — 14
Российскому флоту
С.Е. Виноградов. Неизвестный линкор — 17
А. В. Федечкин. Крейсер для эскадренных сражений — 45
А.В. Платонов. Перевозки отечественных подводных лодок железнодорожным транспортом — 55
А.И. Гапонов. Главная флотская библиотека — 60
Оружие и оружейники
Л. И. Амирханов. Барбетные установки русских броненосцев — 63
И.П. Суханов. Сабля со змеей — 78
Забытое и неизвестное
А.О. Александров. Битва за Ангерн, 31 июля – 5 августа 1916 г — 81
А.В. Лукошков. Флот великого княжества Финляндского в Выборгском сражении — 93
С.Н. Полторак. Из личного архива резидента Кента. Советские подводники в республиканской Испании — 97
Господа офицеры
Ю.М. Жуковский. С именем Екатерины — 103
В.Г. Андриенко. Финны в русском флоте — 106
Фотографические редкости
К.П. Губер. «В случае тумана или темноты операцию продолжать» — 108
В.Г. Андриенко. Возвращение Б.А. Вилькицкого — 110
Summary — 111

«Цитадель» № 5 (2 – 1997)

Вопрос — ответ — 4
SOS — 5
Крепости Балтики
Р. В. Кондратенко. Военный порт Императора Александра III в Либаве — 7
A.В. Лукошков. Подводный музей истории кораблестроения — 18
Российскому флоту
Ф. В. фон Раден. Журнал событий русской десантной роты команд броненосцев Наварии и Сисой Великий в г. Пекине от 18 мая по 2 августа 1900 г. — 31
Н. Н. Кутейников. Из боевого опыта корабельного инженера под Порт-Артуром — 40
К. П. Губер. Оправа для Алмаза — 49
B.Ю. Грибовский. Моонзундское сражение — 52
В. А. Дуксльский. «Телеграфный», до места — 64
Э. П. Игнатьев. Маскировка подводных лодок — 75
Л. Д. Бурим. 275 лет «Ижорским заводам» — 78
Оружие и оружейники.
Александров. Исторический очерк подводных оборонительных мин — 83
Зарубежное обозрение
Р. Шеер. Операции в Хуфдене. Обстрел Ярмута и Лоустофта — 99
Господа офицеры
B.Г. Андриенко. О службе и достоинстве (И. И. фон Шанц) — 109
C.Е. Виноградов. Кораблестроитель Юркевич — 116
A.В. Платонов. Командиры, не разделившие судьбы своих подлодок — 120
B.Г. Смирнов. Могилы русских моряков на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа — 128
От Петербурга к Петербургу
Л. И. Амирханов. Пропавшая Слава — 133

«Цитадель» № 6 (1 – 1998)

Вопрос — ответ — 4
SOS – 6
Крепости Балтики
Р.В. Кондратенко, Военный порт Императора Александра III в Либаве (окончание) — 9
К.В. Назаренко, В.И. Смирнов. Полевые укрепле¬ния первой половины XVIII в. на Карельском перешейке — 19
В.П. Соколов. Записки черного следопыта — 24
Российскому флоту
Разбор боя 28 июля 1904 г. и исследование причин неудачи действий 1-й Тихоокеанской эскадры — 31
A.Н. Щеглов. Предисловие к материалам истории Морского Генерального Штаба — 56
А.А. Тронь. Морская форма русской смуты 1917 г — 64
Э.П. Игнатьев. В сугубо внутренних водах — 68
С.В. Тиркельтауб. Бой у маяка Бенгтшер — 70
Иностранный отдел
О. Гроос. Основы морской стратегии — 81
Оружие и оружейники
А.В. Платонов. Отечественные приборы управле¬ния артиллерийской стрельбой — 93
И.П. Суханов. Colt — абордажный револьвер русских моряков — 116
Фотографические редкости
К. П. Губер. Фотография с четырьмя неизвестными — 119
От Петербурга к Петербургу
Ю.М. Пирютко. Утраченный монумент — 124
Господа офицеры
В.Г. Андриенко »… о службе и достоинстве» (окончание) — 129
В.Г. Андриенко. Капитан 1 ранга Ф.В. Раден — 140
А.Н. Мотрохов. Маршал Г.К. Жуков на крейсере «Куйбышев» — 142
В.Г. Смирнов. Судьба библиофила — 147
Summary — 151

«Цитадель» № 7 (2 – 1998)

SOS
В.Н. Степаков. ДОТы в городе — 4
Крепости Балтики
А.Н. Витмер. 1878 год в Свеаборге — 7
С.В. Тиркельтауб. Ветераны Ханко открыли памятную доску на маяке Бенгтшер — 17
Российскому флоту
В.Г. Андриснко. «Дабы произволу быть не могло…» — 19
А.В. Борисов. Еще о мифах и синдромах Цусимы — 23
Д.Я. Самус. На мостике «Стойкого» (первые дни войны) — 28
Оружие и оружейники
В.И. Калинин. «Ворошиловская батарея» — 35
Н.В. Гаврилкин. Порох линкора Императрица Мария (все-таки диверсия?) — 41
В. Г. Андриенко. Тайны Императрицы Марии (от редакции) — 46
Иностранный отдел
А.В. Платонов. О германских вспомогательных крейсерах во второй мировой войне — 55
Господа офицеры Н.В. Костенко. Владимир Полиевктович Костенко (воспоминания дочери) — 65
От Петербурга к Петербургу
Н.А. Год. Николо-Богоявленский Морской собор в С.Петербурге — 81
С. Н. Полторак «КЛИО» — Исторический журнал для ученых — 85
Из фондов ЦВМА
Т.В. Полухина. Центральный военно-морской архив — 87
Фрегаты НАТО на Неве — 92
Summary — 98

«Цитадель» № 8 (3- 1998)

Вопрос — ответ — 5
Крепости Балтики
В.Н. Степаков. «Котел» (Из истории советско-финляндской войны 1939—1940 гг.) — 7
В.И. Смирнов. Один из «миллионеров» — 14
Российскому флоту
В.Г. Андриенко. Этот славный Атис — 21
Г.Т. Черненко. Летающие корабли профессора В.И. Левкова — 28
В.Л. Зарембовский, Ю.И. Колесников. Рота особого назначения — 48
В.В. Щедролосев. Один день войны в Заполярье — 53
Л.А. Толстов. К истории морского сотрудничества Великобритании с советским Северным флотом — 57
Л.И. Буслова. Комиссия по описанию дел архива Морского министерства — 61
А.Ю. Емелин, Ю.О. Дружинин. Человек, влюбленный в небо — 68
Оружие и оружейники
И.П. Суханов, Н.И. Журавлев. Скорострельная винтовка лейтенанта Баранова — 78
Иностранный отдел
А.В. Платонов. Конференции и соглашения по ограничению морских вооружений 1921 — 1939 гг — 83
Господа офицеры
В.Ю. Грибовский. Флагманские специалисты штаба С.О. Макарова — 93
Ю.М. Жуковский. Гатчинский военно-исторический фестиваль — 98
Книжные новинки — 101
Summery — 103

«Цитадель» № 9 (1 – 2000)

Крепости Балтики
К.Б. Стрельбицкий. Бой за остров Вормси в 1941 году — 3
Л.И. Амирханов. И снова Тотлебен — 13
Российскому флоту
B. C. Свенторжецкий. Корабль Poccия во время бомбардирования Свеарборга 28 июля 1855 года — 15
В.Г. Смирнов. Секретное плавание Скобелева — 25
Б.А. Ежов. Балтийские купели лейтенаната Ежова — 33
С.А. Балакин. Боевой путь эсминца Страшный — 41
Иностранный отдел
А.В. Платонов. Доктрины ведущих военно-морских держав перед второй мировой войной — 49
А.А. Печенкин. Постоянные многонациональные формирования объединенных военно-морских сил НАТО — 64
Оружие и оружейники
II морской тяжелый артиллерийский дивизион в 1916 году — 69
Н.В. Гаврилкин. Краткое описание 305-мм гаубицы обр. 1915 г — 76
Господа офицеры
Ю.С. Куликов Не человек — кремень — 81
Ю.М. Жуковский. Майский фестиваль в Александрино — 85
К.П. Губер. Военно-морской музей в Карлскруне — 87
Summary — 90

«Цитадель» № 10 (2002)

У. Энквист. Форт Куйвасаари — прошлое и настоящее — 3
Я. Лескинен. Тайное военное сотрудничество Финляндии и Эстонии против СССР — 11
Л. И. Амирханов. Форт Константин — 25
Р.В. Кондратенко. Адмирал С.О. Макаров и планы Босфорской операции — 27
А.Ю.Емелин, А.А.Бочаров. Легенды крейсера «Магдебург» — 33
М.В. Котов. Дело мичмана Денвера — 45
В.М. Лурье. Морские агенты на службе России — 53
Ю.Л. Коршунов. По местам стоять, параваны ставить! — 57
Г.Т. Черненко. Гироскопы П.П. Шиловского — 59
Р. Бернотти. Итальянский военно-морской флот при фашистах — 69
А.В. Платонов. Состояние военно-морских вооружений к началу второй мировой войны — 77
Топмачтовое бомбометание с самолета «Бостон» — 93
Л.И. Амирханов. 11-я штурмовая авиационная новороссийская дважды краснознаменная дивизия (страницы истории) — 99
А.А. Бочаров. Принять участие в коронационных торжествах — 106
Д.Ю. Козлов Операция «Грог» — 111
В.Ю. Грибовский. Линейный корабль «Императрица Мария» — 123
Документы о гибели линкора «Императрица Мария» — 139
Summary — 160

«Цитадель» № 11 (2004)

Л. В.Матвеев. Выборгский замок — 3
С.Д.Прямицкий. Приморская крепость Выборг (1710-1918) — 10
В.В.Дмитриев. Крепость Корон-Санкт-Анна в Выборге — 21
Л.А.Бочаров. «Передать Соловецкий лагерь Наркомату ВМФ» — 41
Н.М.Петров. По следам двух войн — 53
В.Н.Соколов. Магистр Бол вспоминает — 57
К.Б Стрельбицкий. Советская артиллерия на Моонзунде в 1941 году — 60
A.A.Никитин. Где же произошел Гангутский бой 27 июля 1714 года? — 67
С.О.Макаров. Плавание корвета «Витязь» в Филиппинском архипелаге — 73
Р.В.Кондратенко. Русский флот и Афганский кризис 1885 года — 81
Д.М.Васильев. Об участии немцев в Цусимском сражении — 91
И.И.Ренгартен. Смерть адмирала Эссена — 97
В.П.Маркелов. Создание защиты советских линкоров в предвоенные годы — 103
В.Ф.Ткаченко. Что тебе снится, крейсер «Аврора» — 130
М.А.Яковлев. Краткая история ПВО крепости Кронштадт — 137
В.М.Лурье. Морские агенты на службе России (окончание) — 141

«Цитадель» № 12 (2005)

В. Ф. Ткаченко. Кронштадт: Будет ли форт «Красная Горка» опять красным? — 3
Н.В. Гаврилкин, Д.Ю. Стогний. Севастополь: Батарея № 30: 70 лет в строю (часть I История постройки) — 20
Н.Б. Аюшин. Владивосток: Мортирные батареи № I и II — 37
С.А. Пивоварчик. Гродненская фортификация XIX- начало XX вв. От укрепленной позиции к первокласной крепости — 47
В.И. Калинин, Н.П. Крадин. Охранные блокгаузы на линии Китайско-восточной железной дороги — 60
А.Н. Осипов. Каменец-Подольский укрепленный район: история одной поездки — 68
С.А. Воровьев. Огневая группа на сопке Заозерная 113-го Хасанского укрепрайона — 76
С.А. Воробьев, Ю.В. Иванов. Несколько слов о танковых огневых точках Дальнего Востока — 88
И.В. Гаврилкин. 76-мм казематная артиллерийская установка Л-17 — 91
Д.М. Васильев. Дело о башне броненосца «Император Николай I» — 96
А.А. Никитин. Заметки по поводу книги Н.И. Барышникова «Блокада Ленинграда и Финляндия 1941-1945» — 100
С.В. Малахов. Финская 10-дюймовая батарея у деревни Келломяки на Карельском перешейке. 1942-1944 г — 117

«Цитадель» № 13 (2006)

Л. И. Амирханов. На острове Ореховом — 3
А. А. Никитин. Возвращаясь «К вопросу о происхождении названия острова Котлин» — 12
A.А. Никитин. Оборотная сторона медали — 16
М. Бородкин. Дело при Гангеудде — 18
Крепость Владивосток. Фотографии из отчета комиссии П. А. Петряева о состоянии крепости на 1 марта 1923 г. — 22
Н. В. Гаврилкин, Д. Ю. Стогний. Батарея № 30. 70 лет в строю (окончание) — 31
П. В. Петров. Строительство военно-морских баз и береговой обороны в Выборгском заливе и Биеркском архипелаге в 1940—1941 гг. — 46
B. Ф. Ткаченко. Взрыв на форту Ино — 60
В. Ф. Ткаченко. К вопросу о реабилитации 10-дм береговой пушки длиной 45 калибров образца 1895 года — 73
И. П. Суханов. Российский Императорский герб из фондов ЦВММ — 84
В. И. Глушенко. На Амуре и Сунгари — 87
В. Я. Киновский. «Леонид Демин» в опасности — 111
М. Я. Яковлев. Краткая история ПВО крепости «Кронштадт» (продолжение) — 113
Summary — 118

«Цитадель» № 14 (2008)

П. С. Сапунов. Форт 1-й Северный. Эволюция Кронштадтской крепости на примере одного из её укреплений — 3
С. А. Гладких. Падение Порт-Артура: кризис командования — 9
Т. Ю. Хмельник. Строительство-200 — 23
В. Е. Лукин «..Для приведения в порядок нашу артиллерию» — 29
П. В. Петров. Строительство военно-морской базы Ханко в 1940—1941 гг. — 45
И. М. Хомяков. Лужский оборонительный рубеж — 67
В. Ф. Ткаченко. 6-дм орудие Канэ в береговой обороне России — 79
В. Ф. Ткаченко. К вопросу о перемещении орудий крепости Кронштадт 1914—1944 годы — 97
В. Ф. Ткаченко. Возвращаясь к 10-ди пушке — 105
А. А. Никитин. Бой за остров Гогланд 15 сентября 1944 года — 109

«Цитадель» № 15 (2009)

В.Ф. Ткаченко. Осада форта Самтер — 3
В.Ф. Ткаченко. Корабельная башенная артиллерия на вооружении крепости Кронштадт (1925-1955 — 21
О введении скорострельных пушек системы Канэ в вооружение флота. Из отчета о занятиях МТК за 1891 г. — 39
М.А. Яковлев. Краткая история ПВО крепости Кронштадт (окончание) – 49
А.А. Никитин. Бой за остров Гогланд (окончание) — 65

«Цитадель» № 16 (2009)

Л.И. Амирханов. Легендарный Севастополь — 3
Г.А. Гребенщикова. Персидский поход Екатерины II — 15
В.А. Андреев. Приборы управления групповым огнём береговых батарей системы К. де-Шарьера — 33
Н.В. Гаврилкин. Артиллерийская башенная батарея № 35 — 45
Г.И. Колевид. Военное Краснознамённое училище береговой артиллерии — 71
А.В. Платонов. Корабли Черноморского флота у берегов Румынии. 1942 г — 77
А.Д. Парфёнов. Воспоминания главного конструктора — 91
Л.И. Амирханов. Немного о терминах — 102
С.Д. Прямицкий. Крепость Свеаборг — 103
В.Ф. Ткаченко. Нарвская артиллерийская позиция крепости Кронштадт. 1915-1918 г — 127
П.В. Петров. Расширение системы базирования и Береговой обороны КБФ в Прибалтике весной 1940-весной 1941 гг. Часть 1 — 155
Л. И. Амирханов. Военно морская база Порклаудд. 1944-1956 гг — 175
В.А. Андреев, П.С. Сапунов. Определитель отечественных орудий — 193
С.В. Малахов. Восстановление сестрорецкого полукапонира № 1 — 199
В.Ф. Ткаченко. Крепостные рассказы — 203
А.А. Никитин. Бой за остров Гогланд (приложение) – 212

«Цитадель» № 17 (2010)

Л.И.Амирханов. Кронштадтские форты сегодня – 3
Л.И. Амирханов. Отчет о состоянии крепости Кронштадт с боевой точки зрения. 1889 г. – 13
Г.А.Гребенщикова. Черноморский флот и крепости Черного моря в начале XIX века – 29
Л.И.Амирханов. Стреляющие невидимки – 71
В.Ф.Ткаченко. Основной строительный материал в бетонной фортификации – 105
Ю.Зайцев (Владивосток). Формирование теории базирования сил в императорском российском и в советском ВМФ – 117
П.В.Петров. Расширение системы базирования в береговой обороне КБФ в Прибалтике весной 1940 – весной 1941 годов (продолжение) – 133
Л.И.Амирханов. Могли ли предки ошибатьcя? – 159
В. Е.Лукин. «Морское экспериментальное дальнобойное» — 161
А.Гайдук. Акционерное общество Финлянского лёгкого пароходства – 177
Н.И.Слесаревский. Эх Ладога, родная Ладога… — 207

«Цитадель» № 18 (2011)

М.Ю.Данков. «Зело желали исполнить…» (Об атаке шведской цитадели Нотебург в октябре 1702 года) — 3
Г.А.Гребенщикова. Азовская флотилия и южные крепости России при Екатерине II — 13
Г.А.Гребенщикова. Русско-турецкая война 1787-1791 годов: Кинбурн и Очаков. — 59
Л.И.Амирханов. Бомбардировка Александрии 11 июля 1882 года — 79
С.А.Пивоварчик. Из истории Гродненской крепости. Четвертый форт — 99
В.Ф.Ткаченко. Основной материал в бетонной фортификации. Ч.2. Бетон — 111
Е.А.Балашов. Линия Энкеля — 129
П.В.Петров. Расширение системы базирования в береговой обороне КБФ в Прибалтике весной 1940 – весной 1941 годов (окончание) — 139
Ю.М.Зайцев. Опыт Великой Отечественной войны и эволюция теории базирования сил флота в 1941 — 1945 гг. — 153
Н.В.Гаврилкин. 107-мм пушка образца 1910/30 гг.
В.Н.Прямицин. Артиллерийский метеорологический взвод 8-й армии Волховского фронта — 187
И.М.Хомяков. Объект «Zeppelin» — 193
А.Б.Иванов. Плавучий маяк «Ирбенский» — 207
В.Ф.Ткаченко. Крепостные рассказы — 210

———————-
miall

Гигантский бомбардировщик 30-х годов — Калинин К-7

Несмотря на то, что скорость, огневая мощь и выносливость считались важными факторами для самолета, есть одна особенность, которая всегда считалась более крутой, чем большинство других — размер. С тех пор, как мы были маленькими, мы всегда хотели, чтобы все было как можно больше: большие игрушки и большие куски торта, и это лишь некоторые из них. А Советам особенно нравились размеры. Но поскольку в этой статье мы обсуждаем самолеты, темой статьи будут самолеты, которые были, по крайней мере, в то время, одними из самых больших и разрушительных. Этот конкретный самолет на самом деле является самым большим самолетом, который когда-либо взлетал с использованием винтовых двигателей.

К-7 в воздухе (обработано на компьютере).

Самолет, о котором пойдет речь в этой статье, — российский К-7, или, как его настоящее название, Калининский К-7. Он был построен в Советском Союзе и совершил свой первый полет в 1933 году, всего через 30 лет после того, как братья Райт совершили свой первый полет. Его предполагалось использовать в качестве тяжелого бомбардировщика или гражданского транспорта, хотя в режиме бомбардировщика он также имел пушки, что делало его боевым кораблем / бомбардировщиком. Он имел необычную конструкцию с большими подкрыльевыми отсеками, в которых размещались неподвижные стойки шасси. Внутри этих контейнеров также было установлено несколько пулеметов.

Различные перспективы тяжелого бомбардировщика Калинин К-7

Он был разработан русским летчиком времен Первой мировой войны Константином Калининым, который сменил профессию на авиаконструктора и возглавил авиационное конструкторское бюро в Харькове. Он разработал К-7 с огромным размахом крыла 53 метра и площадью крыла 454 квадратных метра, что даже больше, чем у В-52 (370 квадратных метров). У него было семь двигателей, по три с каждой стороны основного крыла и один сзади. Но вес, который считался максимальным для К-7, был превышен, и поэтому пришлось добавить еще два двигателя, в результате чего на основном крыле стало восемь двигателей.

Как упоминалось ранее, в зависимости от миссии он мог иметь разные конфигурации. Двумя основными типами задач, для которых мог использоваться этот самолет, были войсковой / гражданский транспорт и боевой корабль / бомбардировщик. Конфигурации для каждого из них показаны в таблице:

Миссия Войска перевезены Оружие Бомб Другие
Гражданский/войсковой транспорт 120 гражданских + 11 (экипаж) или 112 десантников + 11 экипаж (минимум) нет нет 7 тонн почты
Бомбардировщик/боевой вертолет 11 человек экипажа + человек для обращения с пулеметами 8×20 мм8×7,62 мм 9,6 тонны бомб Полное снаряжение и вооружение для переносимых десантников

(Конфигурации, конечно, могли быть немного изменены, но выше показаны основные планы. )

Экипаж Калининской К-7 стоит рядом с одной из гондол шасси.

Но это был особенный самолет, характеристики которого превосходили все остальное. Имейте в виду, что в то время большинство других самолетов были намного меньше. Например, очень популярный американский тяжелый бомбардировщик Martin B-10, совершивший первый полет в 1932 году (построено 342 единицы), имел размах крыла всего 21,5 м по сравнению с 53 м (!) у К-7. Дополнительные номера и цифры Калининской К-7 смотрите в таблице:

Скорость: 225 км/ч
Длина: 28 м
Высота: 12,4 м
Размах крыла: 53 м
Двигатели: 7x Milukin AM-34F V-12 (750 л.с. каждый)
Рабочий потолок: 4000 м
Пустой вес: 24 400 кг
Вес в снаряженном состоянии: 38 000 кг

Но, несмотря на то, что он был построен очень прочно, во время своего первого полета он показал серьезную нестабильность из-за конструкции планера, резонирующей с частотой двигателя. Это физическое явление, означающее, что планер начинает (сильно) колебаться из-за вибрации двигателя. Другим примером этого является катастрофа моста Такома (ссылка ниже), когда весь мост начинает резонировать в результате ветра, имеющего определенную частоту, которая соответствует частоте строительного материала моста. Из-за малой осведомленности об этом явлении на момент постройки «Калинина» для решения проблемы просто укоротили и усилили хвостовые балки. Но он по-прежнему страдал от сильных вибраций (по-прежнему вызванных вибрациями огромных пропеллеров), а во время его одиннадцатого полета одна из хвостовых балок сломалась, что привело к заклиниванию руля высоты, и самолет разбился. Во время аварии погибли 14 человек экипажа и один на земле.

Немного фактов о Калининской К-7:

Это был один из первых самолетов с двухбалочной компоновкой.

Говорят, что на К-7 были пилот, 18 членов экипажа и один пассажир, когда он разбился, в результате чего погибли все члены экипажа, кроме пяти.

Изначально предполагалось, что двигатели будут располагаться в спонсонах шасси. В завершенном виде вместо этого у бомбардировщика были артиллерийские позиции, бомбовая нагрузка и внутренняя лестница.

Самолет был не только большим и обладал большой огневой мощью, но и играл важную роль в политике, поскольку большая часть используемой хромомолибденовой стали поступала из СССР. Из-за этого большого шага, который означал, что Россия построила самолет полностью (почти) самостоятельно, вместо того, чтобы импортировать большую часть стали, возникло много подозрений вокруг аварии, которая привела к крушению самолета. Но расследование так и не завершилось (по крайней мере, оно не было обнародовано), и, хотя были заказаны еще два прототипа, они так и не были завершены, поскольку программа была отменена в 19 году.35, всего через четыре года после начала строительства оригинальной К-7.

Детальный масштаб Радиоуправляемая модель К-7!

Существует не так много фотографий К-7, и многие из них были отредактированы и/или улучшены с помощью компьютеров.