Авианосец Лэнгли (USS Langley, 1912)- описание американского авианосца IV уровня World of Warships
В связи с полной переработкой класса авианосцев в обновлении 0.8.0 содержимое данной статьи может быть частично или полностью неактуально
12345678910
12345678910
IV
1 000 000
Langley (Лэнгли) — американский авианосец IV уровня. Как первый представитель класса авианосцев он обладает небольшим количеством авиагрупп и ударные эскадрильи не столь живучи как на более высоких уровнях. Однако, для противников, не привыкших к угрозе с воздуха и обладающим слабой ПВО, он может быть очень опасен.be03b75cc7da458280f3bb1007d5096e
Модули
Возможные модернизации
Слот 1 | ||
---|---|---|
Слот 2 |
Исследование и прокачка
Данный раздел находится на переработке в связи с кардинальными изменениями обновления 0.8.0
Американский авианосец Langley исследуется на Wyoming за 9400 .
Боевая эффективность
Данный раздел находится на переработке в связи с кардинальными изменениями обновления 0.8.0
- Langley — самый медленный авианосец в игре. Если Вас обнаружили, то Вы не сможете убежать от кого угодно — даже от линкора.
- Всегда держите карту в поле зрения и начинайте движение задолго до подхода врагов к дальности обнаружения.
- Малое количество самолетов на Langley быстро научит Вас, что каждый самолет на счету.
- В топовом корпусе добавляются четыре 127-мм пушки, которые помогут затопить сильно поврежденный вражеский корабль, но это оружие последнего шанса, т.к. урон и точность оставляют желать лучшего.
- Настоятельно рекомендуется держаться подальше от врагов и прятаться, или попробовать двигаться за командой.
- большое количество самолетов в авиагруппах;
- мощные и быстрые истребители..
- низкая скорость и маневренность корабля;
- отсутствует выбор тактических сетапов.
Выбор оптимальной конфигурации
Данный раздел находится на переработке в связи с кардинальными изменениями обновления 0.8.0
У этого авианосца есть единственный пресет с группой истребителей, торпедоносцев и бомбардировщиков.
Для этого авианосца есть 2 основных варианта оснащения:
- Усиление урона истребителей и борстрелков;
- Усиление живучести установок ПВО и ПМК
Но рабочий вариант, только первый, так как ПВО и ПМК очень слабое.
Данный авианосец позволяет научиться использовать различные виды авиационного вооружения.
Рекомендуемый выбор навыков командира таков:
Данный раздел находится на переработке в связи с кардинальными изменениями обновления 0.8.0
0
Рекомендуемые навыки | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ОЧКИ | СТОЙКОСТЬ | АТАКА | ПОДДЕРЖКА | СМЕКАЛКА | |||||
| |||||||||
1 | |||||||||
| |||||||||
2 | |||||||||
| |||||||||
3 | |||||||||
| |||||||||
4 | |||||||||
|
1
Рекомендуемые навыки | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ОЧКИ | СТОЙКОСТЬ | АТАКА | ПОДДЕРЖКА | СМЕКАЛКА | |||||
| |||||||||
1 | |||||||||
| |||||||||
2 | |||||||||
| |||||||||
3 | |||||||||
| |||||||||
4 | |||||||||
|
0
Минимальный рекомендуемый набор1
Оптимальный наборПримеры установки модернизаций:
Данный раздел находится на переработке в связи с кардинальными изменениями обновления 0.8.0
Langley имеет 2 слота модернизаций. Оптимальный набор модернизаций будет следующим:
Модернизация
1
2
Выбор оптимального снаряжения:
Рекомендуется устанавливать улучшенное снаряжение, которое быстрее перезаряжается и может быть использовано на один раз больше — увеличит живучесть. Стоимость — 22500 .
На авианосце доступно несколько видов камуфляжа на выбор: (кликабельно):
0
Тип 1
Пятнистая окраска, которая снижает заметность корабля на 3%.
Стоимость — 8000 на один бой;1
Тип 2
Полосатая волнистая окраска, которая увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%.
Стоимость — 12000 на один бой;2
Тип 5
Окраска с ломанными под произвольными углами линиями, которая снижает заметность корабля на 3% и увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%.
Стоимость — 22500 на один бой;3
Тип 6
Окраска с наклонными линиями, которая снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4% и увеличивает опыт за бой на 100%.
Стоимость — 50 на один бой.Флажные сигналы
Данный раздел находится на переработке в связи с кардинальными изменениями обновления 0.8.0
Так как на авианосцах могут быть вывешены до четырёх флажных сигналов, то выбор конкретной комбинации будет зависеть от ваших целей. Так могут выглядеть основные наборы:
2
ЭкономическийСправочные материалы
Галерея скриншотов
Рендер (февраль 2013 г.)
USS Langley (клиент вер. 0.4.0.109509)
USS Langley (клиент вер. 0.4.0.109509)
USS Langley вид слева(клиент вер. 0.4.0.109509)
Видео
Ссылки
Игровые статьи про World of Warships Корабли СШАВидеообзоры
wiki.wargaming.net
Первый авианосец Соединённых Штатов | Warspot.ru
В отличие от других типов кораблей, рождение авианосца оказалось почти мгновенным. Он появился в начале 20-х годов почти таким же, каким выглядит сейчас — с полётной палубой, «островом», ангарами и аэрофинишерами. С тех пор сменилось немало типов авианесущих кораблей, но принципы компоновки и даже их внешний вид во многом остались прежними.
Угольщик «Юпитер»
Американский флот первым поставил эксперимент по взлёту самолёта с корабельной палубы — это произошло ещё в ноябре 1910 года. Сразу после экспериментов Юджина Эли на крейсере «Бирмингем» многие американские боевые корабли были оснащены специальными платформами для взлёта колёсных самолётов либо гидросамолётов (со специальных тележек). Однако во время Первой мировой войны платформы для самолётов с кораблей были сняты, так как мешали стрельбе главного калибра. Гидроавиатранспортами руководство американского флота в то время также не увлекалось, зато сразу после войны, в апреле 1919 года, было решено создать «настоящий» палубный авианосец. Как и англичане, американцы решили переоборудовать для этих целей вспомогательное судно — флотский угольный транспорт AC-3 «Юпитер».
Угольный транспорт «Юпитер». План трюма и верхней палубы.The Marine Review. September 1912 Угольный транспорт «Юпитер». Поперечный разрез корпуса.
The Marine Review. September 1912
Транспорт был заложен на верфи Мэйр-Айленд в Калифорнии 18 октября 1911 года, спущен на воду 24 августа следующего года и вступил в строй 7 апреля 1913 года — вся постройка заняла чуть менее полутора лет. «Юпитер» стал последним в серии из четырёх однотипных угольных транспортов, строительство которых было санкционировано военно-морским актом 13 мая 1908 года: первый, «Циклоп», был построен в 1910 году верфью Крампа в Филадельфии, причём строительство заняло всего полгода. «Протеус» и «Нереис» были заложены в 1911 году фирмой «Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг» и вошли в строй летом и осенью 1913 года. Расчётная стоимость каждого судна составляла 900 000 долларов, 4 марта 1911 года Конгресс увеличил её до 1 200 000 долларов, в реальности же «Юпитер» обошёлся казне в 1 326 111 долларов.
Угольный транспорт «Юпитер». Вид сбоку и сверху.Booklets of General plans, United States Navy Department (hnsa.org)
navsourse.org
Конструкция и вооружение
Изначально «Юпитер» был экспериментальным судном: его отличительной особенностью стала турбоэлектрическая силовая установка — на военном корабле она использовалась впервые. Судно имело три котла и две паровых турбины «Мелвилл – Мак-Альпин» мощностью по 3600 л.с. с генераторами; вырабатывавшаяся ими энергия подавалась на два реверсивных электродвигателя мощностью по 2700 кВт, каждый из которых вращал свой винт. Скорость достигала 15,5 узла — на тот момент этого вполне хватало для сопровождения эскадры боевых кораблей.
Максимальная длина судна составляла 165,2 м, между перпендикулярами — 158,5 м, максимальная ширина — 19,9 м, высота корпуса — 11,2 м. Полное водоизмещение достигало 19 360 т, из них 10 050 т приходилось на груз угля и 2043 т — на собственный запас топлива. Осадка при полной загрузке доходила до 8,4 м, при этом начальная метацентрическая высота по проекту не должна была превышать 61 см.
«Юпитер» на верфи Мэйр-Айленд, 16 октября 1913 года.history.navy.mil
Слегка седловатый корпус имел двойное дно, одну сплошную палубу, полубак и ярко выраженный полуют. Ходовой мостик находился в задней части полубака, две длинных трубы — попарно в передней части полуюта. Между ними располагалось шесть трюмов для насыпного груза с двумя люками каждый. Передний трюм имел герметизацию и коффердамы для возможной перевозки жидкого груза (в первую очередь нефти). Над трюмами располагались устройства для погрузки и выгрузки угля, причём имелась возможность на ходу перегружать уголь из одного трюма в другой для более равномерного распределения груза по длине корабля. Предусматривалась возможность погрузки угля на другое судно в море (как с носа, так и с кормы, с обоих бортов одновременно), а также обработка угля в мешках. Как и другие однотипные корабли, «Юпитер» получил артиллерийское вооружение — четыре открыто стоящих 102-мм орудия.
Идея лейтенанта Уайтинга
Во время Первой мировой войны «Юпитер» служил угольным транспортом в Атлантике, а также часто использовался для перевозки пехоты. В июне 1917 года именно он доставил во Францию первый американский авиационный отряд под командованием лейтенанта Кеннета Уайтинга, автора первых в Америке проектов авианосцев с полётной палубой.
«Юпитер» на переоборудовании в авианосец. Норфолк, 14 мая 1921 года.collections.naval.aviation.museum
В начале 1919 года вернувшийся из Франции Уайтинг был назначен начальником Управления морской авиации, и сразу же начал заниматься разработкой авианесущих кораблей для американского флота. Уже в апреле 1919 года под его настоянию Генеральный Совет флота дал рекомендацию переоборудовать в палубный авианосец один из больших угольных транспортов. Было решено, что им должен стать «Юпитер», обладавший самой современной турбоэлектрической силовой установкой. Считалось, что в случае повреждения полётной палубы авианосец с помощью реверса электродвигателей сможет легко сменить передний ход на задний и выпускать самолёты с кормы. 11 июля Конгресс одобрил переоборудование «Юпитера».
Кеннет Уайтинг в качестве командира авианосца «Саратога».navsourse.org
Лишь 12 ноября угольщик был переведён для переоборудования в Норфолк (штат Вирджиния), а работы по его переоборудованию начались только в марте 1920 года. 11 апреля корабль получил новое имя — «Лэнгли», в честь Самюэля Пирпонта Лэнгли, американского астронома и изобретателя, конкурента братьев Райт (его «Аэродром» взлетел на несколько дней раньше «Флайера», но потерпел крушение). Одновременно с переименованием первый американский авианосец получил обозначение CV-1.
Переоборудование и устройство авианосца
Мачты, стрелы и часть надстроек были срезаны, а по всей длине корпуса на тринадцати высоких решётчатых пилонах установили полётную палубу. По её центральной линии стояли две телескопические мачты, которые в случае необходимости убирались в специальные колодцы; такой же убирающийся флагшток стоял на носовом срезе полётной палубы.
«Лэнгли» в сентябре 1922 года. По левому борту всего одна откидная труба.Norman Friedman. U.S. Aircraft Carriers
Корабль не имел «острова»: рубка и ходовой мостик остались на том же месте в носовой части корабля, теперь накрытые полётной палубой. Всё пространство между верхней и полётной палубами оставалось открытым, сама верхняя палуба выполняла роль ангарной и ремонтной. Из шести угольных трюмов «Юпитера» первый (предназначавшийся для нефти) теперь использовался для хранения авиационного бензина, в четвёртом размещался боезапас и были установлены механизмы подъёмника. В остальных четырёх трюмах могло храниться от 30 до 40 самолётов в разобранном виде.
Авианосец CV-1 «Лэнгли», вид по состоянию на 1930 год.Norman Friedman. U.S. Aircraft Carriers
Первоначально «Лэнгли» оснащался одной откидной дымовой трубой по левому борту, вскоре она была заменена двумя трубами меньшего диаметра (с правого и левого бортов). Труба правого борта представляла собой простое отверстие в борту, снабжённое форсунками для охлаждения дыма; труба левого борта располагалась вертикально за краем полётной палубы и во время полётов могла опускаться, отводя дым вниз. Специальный клапан переключал выпуск дыма между трубами в зависимости от направления ветра. Со временем дымоход правого борта убрали, а слева добавили вторую откидную трубу.
Важной деталью корабля стал гиростабилизатор системы Сперри, служивший для уменьшения бортовой качки и действовавший по тому же принципу, что и изобретённые Сперри гирокомпас и автопилот. Первоначально авианосец оснастили голубятней с почтовыми голубями, предназначавшейся для связи с военно-морской станцией в Норфолке.
«Лэнгли» в июне 1927 года.catalog.archives.gov
Полное водоизмещение корабля снизилось до 13 900 т, при этом стандартное выросло до 11 500 т. В качестве оборонительного вооружения авианосец получил четыре 127-мм орудия, расположенные на верхней палубе попарно в носу и на корме. Зенитное вооружение отсутствовало — ставить его оказалось негде; по некоторым данным, позднее корабль всё-таки получил два 12,7-мм пулемёта. Всё переоборудование обошлось сравнительно недорого — в 400 000 долларов (менее трети от исходной стоимости угольщика).
Авиационное оборудование
Всё оборудование для полётов проектировалось и устанавливалось на корабле впервые, поэтому далеко не всегда оказывалось удачным. По центру корпуса был устроен большой самолётоподъёмник — в верхнем положении его платформа составляла часть полётной палубы, а в нижнем находилась на высоте 2,4 м над палубой ангара. Под полётной палубой размещались продольные направляющие, по ним передвигались два 3-тонных мостовых крана, при помощи которых самолёты могли подниматься из трюма, перемещаться по ангару или ставиться на платформу подъёмника. Таким образом, для сборки и подготовки самолёта к вылету его приходилось перемещать несколько раз с помощью разного оборудования, а подъём всех машин из ангара на верхнюю палубу занимал очень много времени. В итоге при штатной вместимости в 42 самолёта «Лэнгли» мог принимать даже больше, но на практике обычно нёс около 30 единиц.
127-мм носовые орудия «Лэнгли».navsourse.org
Самолёты 20-х годов были маленькими, лёгкими и имели малую взлётную скорость, поэтому на авианосцах катапульты для запуска машин с колёсным шасси применялись очень редко. Для взлёта было достаточно полусотни метров разбега, а время взлёта составляло 30 секунд, в то время как рабочий цикл катапульты достигал 45 секунд (то есть, взлёт с её помощью занимал больше времени).
«Лэнгли» также рассматривался как база для гидросамолётов-корректировщиков с линкоров и крейсеров, поэтому на верхней палубе (под полётной) были установлены две катапульты Mk I — 29-м стационарные направляющие с салазками, на которые ставились не имевшие колёс гидропланы. Запас энергии для запуска создавался раскручиванием массивного маховика. Для подъёма гидросамолётов с воды на каждом борту корабля была установлена стрела.
Самолёты в ангаре «Лэнгли», 20-е годы. На переднем плане — торпедоносец «Дуглас» DT со снятыми крыльями, также видны истребители «Воут» VE-7 из эскадрильи VF-2.navsourse.org
В дальнейшем катапульты были заменены на экспериментальные пневматические Mk III. Но постепенно вес самолётов рос, после 1925 года катапульты не использовались, а в 1928 году были и вовсе демонтированы. Взлёт колёсных машин осуществлялся с носовой части на полном ходу, поэтому в боевой обстановке в задней части полётной палубы запрещалось развёртывать более половины авиагруппы.
Во время переоборудования корабля в авианосец устоявшейся конструкции аэрофинишера ещё не существовало, поэтому с ним тоже пришлось экспериментировать. Первоначально на «Лэнгли» использовался продольный аэрофинишер английского образца. Он представлял собой набор параллельных тросов, расположенных на расстоянии 30 см друг от друга и подвешенных на стойках в 25 см от палубы. Самолёт цеплялся за эти тросы несколькими крюками, расположенными на оси шасси. Тросы одновременно и останавливали самолёт за счёт трения крюка, и надёжно удерживали его на палубе, не позволяя соскользнуть в сторону.
Испытывался и поперечный аэрофинишер, представлявший собой пять тросов, последовательно натянутых поперёк палубы на той же высоте. За них должен был цепляться тяжёлый крюк, свободно болтавшийся в хвосте фюзеляжа на металлических стропах. К концам тросов крепились 25-кг мешки с песком, которые волочились по палубе вслед за самолётом. В дальнейшем была создана система блоков и металлических грузов, которые поднимались при натяжении троса и опускались в исходное положение после отцепления крюка.
Самолёт-разведчик «Воут» O2U «Корсэр» в ангаре «Лэнгли».navsourse.org
Первоначально опоры для тросов не закреплялись и при посадке каждого самолёта разлетались в стороны — их было около пятисот, поэтому сборка аэрофинишера для новой посадки являлась трудоёмким занятием и занимала полчаса. К концу 20-х годов опоры были заменены на стационарные, которые крепились к палубе и могли одновременно подниматься и опускаться при помощи механического привода.
Служба, эксперименты и достижения
«Лэнгли» изначально рассматривался американским флотом как экспериментальный корабль, эксплуатация которого даст опыт, необходимый для создания полноценных авианосцев. В январе 1922 года Кеннет Уайтинг писал:
«Лэнгли» предоставит нашему военно-морскому флоту опытный „авианосец”, пусть и не идеальный, но достаточно пригодный для проведения любых экспериментов, необходимых для проектирования будущих „авианосцев” и создания морской воздушной тактики, а также для разработки различных типов самолётов… В будущем „авианосец” будет удачным и абсолютно необходимым приобретением для любого серьёзного военно-морского флота, в этом у меня нет ни малейшего сомнения. Мы запрашиваем у Конгресса средства на постройку первого специально разработанного „авианосца”. На его строительство потребуется от трёх до четырёх лет».
1 июля 1922 года было принято решение о переделке в авианосцы гигантских недостроенных линейных крейсеров «Лексингтон» и «Саратога». На их переоборудование ушло несколько больше времени, чем предполагал Уайтинг: оба корабля были спущены на воду лишь в 1925 году, а вступили в строй в конце 1927 года как CV-2 и CV-3 — второй и третий американские авианосцы.
«Лэнгли» с самолётами на верхней палубе. Хорошо видно устройство ангара.navsourse.org
Что же касается «Лэнгли», то он был введён в строй 20 марта 1922 года. Его командиром стал сам Кеннет Уайтинг. Скорость корабля была слишком мала, чтобы взаимодействовать с крейсерами и линкорами, поэтому авианосец использовался в первую очередь как экспериментальный. 17 октября 1922 года лейтенант Вирджил С. Гриффин на истребителе «Воут» VE-7 совершил первый взлёт с палубы авианосца, а 26 октября капитан-лейтенант Годфри Шевалье на учебном двухместном биплане «Аэромарин» 39B совершил первую посадку на него. Наконец, 18 ноября сам Уайтинг стартовал с подпалубной катапульты на поплавковом биплане «Наваль Эйркрафт Фэктори» PT — это был первый в мире катапультный взлёт с авианосца.
Весь 1923 год «Лэнгли» провёл в Атлантике, проводя испытательные и демонстрационные полёты. В 1924 году он впервые принял участие в манёврах Атлантического флота, а затем после ремонта и дооборудования в Норфолке был отправлен на Тихий океан. 29 ноября 1924 года корабль прибыл в Сан-Диего и вошёл в состав Тихоокеанского флота, в котором прослужил следующие двенадцать лет — но уже без Уайтинга. В июле 1924 года первый командир первого американского авианосца получил назначение на должность заместителя начальника Бюро Аэронавтики американского флота, с сентября 1926 года был наблюдающим за строительством авианосца «Саратога» в Кэмдене, а в ноябре 1927 года стал его первым командиром.
Переделка в гидроавиатранспорт
На Тихом океане «Лэнгли» активно использовался для боевой учёбы пилотов, а также как база для экспериментов в области палубной авиации. Однако к середине 30-х годов корабль уже безнадёжно устарел: скорости в 15 узлов было недостаточно для взаимодействия с эскадрой, а неудачная конструкция подъёмника не позволяла пользоваться ангаром в боевой обстановке — всю авиагруппу корабля приходилось держать на палубе, что затрудняло полёты и резко снижало боевую ценность авианосца. Поэтому было принято решение переоборудовать «Лэнгли» из авианосца в транспорт для обслуживания гидросамолётов.
Сравнительный вид «Лэнгли» по состоянию на 1929 год и после переоборудования в авиатранспорт.Mark Stille. US Navy Aircraft Carriers 1922-45
Существует мнение, что из авианосцев «Лэнгли» исключили для «высвобождения» тоннажа: по Вашингтонскому договору суммарный лимит водоизмещения кораблей этого класса для Соединённых Штатов был ограничен показателем в 135 000 т. Действительно, после вступления в строй «Рейнджера» (CV-4) и закладки в том же 1934 году однотипных «Йорктауна» и «Энтерпрайза» (CV-5 и CV-6) общее стандартное водоизмещение всех шести американских авианосцев превысило 135 000 т. С другой стороны, американцы вполне могли объявить «Лэнгли» учебным кораблём, не входящим в боевой состав флота. Наконец, после вступления в строй седьмого американского авианосца (CV-7 «Уосп», заложенного в апреле 1936 года) общее стандартное водоизмещение американских авианосцев даже без учёта «Лэнгли» должно было перевалить за 143 000 т.
Так или иначе, 25 октября 1936 года «Лэнгли» был отправлен для капитального ремонта и переоборудования на свою родную верфь Мэйр-Айленд. Перестройка была минимальной и много времени не заняла: на корабле сняли переднюю треть верхней палубы, а на её месте разместили краны для подъёма с воды гидросамолётов. Заодно корабль получил зенитное вооружение — четыре 76-мм зенитные пушки на старой полётной палубе и четыре 12,7-мм пулемёта, установленных вокруг мостика.
Гибель «Лэнгли»
Переоборудование завершилось 26 февраля 1937 года, а 11 апреля корабль получил новое обозначение — AV-3, перестав быть авианосцем. Затем «Лэнгли» был переведён в Разведывательные силы Тихоокеанского флота, в 1939 году короткое время действовал в Атлантике, а затем отправился на Филиппины. Здесь в базе Кавите он и встретил начало войны.
Гидроавиатранспорт «Лэнгли» в Пёрл-Харборе, 29 июля 1938 года.collections.naval.aviation.museum
8 декабря 1941 года «Лэнгли» покинул Кавите, отправившись на остров Баликпапан в голландской Ост-Индии. 1 января 1942 года он прибыл в австралийский порт Дарвин, где вошёл в состав союзных военно-морских сил (ABDA). До 11 января самолёты с «Лэнгли» вели противолодочное патрулирование, а затем авиатранспорт отправился в австралийский Фримантл, где принял на борт 32 истребителя Кёртисс Р-40 «Вархаук» из состава 13-й эскадрильи американской Дальневосточной авиации для переброски их в Чилачап (остров Ява).
«Лэнгли» в Дарвине (Австралия) перед выходом в Перт, 19 февраля 1942 года.navsourse.org
После этого «Лэнгли» и транспорт «Си Вич», также загруженный истребителями, присоединились к американо-австралийскому конвою MS.5, шедшему с войсками и снаряжением на Цейлон. 22 февраля оба транспорта вместе с конвоем покинули Фримантл, а в ночь с 26 на 27 февраля отделились от него и в сопровождении эсминцев «Уиппл» и «Эдсолл» направились к Чилачапу.
В 11:40, когда до Чилачапа оставалось около 75 миль, маленький конвой подвергся нападению японских базовых самолётов — это были 16 двухмоторных бомбардировщиков «Мицубиси» G4M из флотского кокутая «Такао», возглавляемые лейтенантом Дзиро Адати и вылетевшие с аэродрома Денпасар (остров Бали). Бомбардировщики шли под прикрытием 15 истребителей A6M.
Повреждённый и горящий «Лэнгли», рядом с ним — эсминец «Эдсолл». Фото сделано с эсминца «Уиппл».navsource.org
Главной целью японцев стал «Лэнгли» — на нём была хорошо видна полётная палуба, поэтому его приняли за авианосец. Горизонтальные бомбардировщики атаковали со средней высоты и с одного направления, поэтому от первых двух атак авиатранспорту удалось уйти отчаянным маневрированием. Но третья атака велась с двух направлений: на этот раз корабль получил пять бомб весом в 250 и 60 кг (возможно, последние были с истребителей), а также три близких разрыва. Это произошло в 12:12.
Потопление «Лэнгли». Фото сделано с эсминца «Уиппл» (обычно оно ошибочно публикуется в зеркальном виде).history.navy.mil
Было убито 16 моряков, повреждено рулевое управление, на верхней палубе вспыхнул пожар. В отсеки начала поступать вода — постепенно она залила машинное отделение, и «Лэнгли» остановился. В 13:25 был отдан приказ покинуть корабль, а около половины третьего бывший авианосец был потоплен двумя торпедами с эсминцев эскорта. 485 человек с «Лэнгли» перешли на эсминцы.
Гибель «Лэнгли».history.navy.mil
Эсминцы довели «Си Вич» до Чилачапа, а затем вступили в охранение танкера «Пекос», шедшего из Чилачапа за топливом в Индийский океан. Спасённых с «Лэнгли» передали на него; всего на танкере оказалось около 700 моряков с потопленных судов. Увы, через два дня возле острова Рождества танкер вместе с «Эдсоллом» был потоплен японскими пикировщиками с авианосцев «Кага», «Хирю» и «Сорю»; уцелевшему «Уипплу» удалось спасти всего 232 человека. Погибли почти все пилоты истребителей, которые были на «Лэнгли» — 31 из 33. Транспорту «Си Вич» удалось добраться до Чилачапа и выгрузить там самолёты, но вскоре их пришлось уничтожить, чтобы они не остались японцам.
«Лэнгли» не довелось поучаствовать в боевых действиях в качестве авианосца, но он погиб в бою, от удара вражеской морской авиации и с самолётами на борту. Это произошло в самый тяжёлый для американского флота период, когда на море господствовали вражеские авианосцы.
Источники и литература:
- C. Роскилл. Флот и война. М.: Воениздат, 1968
- Norman Friedman. U.S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. Naval Institute Press, 1983
- Mark Stille. US Navy Aircraft Carriers 1922-45: Prewar classes. Osprey Publishing, 2005 (New Vanguard 114)
- Dwight Messimer. Pawns of War: The Loss of the USS Langley and the USS Pecos. Annapolis, MD: United States Naval Institute (1983)
- 1920-30.com
- uscarriers.net
- history.navy.mil
- catalog.archives.gov (NARA)
- collections.naval.aviation.museum (NNNAM)
- hnsa.org
- navsourse.org
warspot.ru
«Лэнгли» — первый авианосец ВМС США
Летом 1919 года Конгресс США принял «Акт о военно-морских ассигнованиях», согласно которому выделялись средства на работы по переоборудование судна вспомогательного флота в авианосец. Для перестройки был выбран угольный транспорт ВМФ США «Юпитер».
Корабль «Юпитер» (Jupiter, АС-3) был заложен 18 октября 1911 года на верфи Мэри-Айленд и вступил в строй 7 апреля 1913 года. Это было первое судно, оснащенное двухвальной турбоэлектрической двигательной установкой мощностью 6500 л. с, которая давала возможность развивать скорость хода в 14 узлов. В Первую мировую войну его шесть угольных трюмов использовались для снабжения топливом судов.
РОЖДЕНИЕ АВИАНОСЦА
11 июля 1919 года было решено переоборудовать «Юпитер» в первый американский авианосец. Проект реконструкции был рассчитан на минимальные изменения в конструкции корабля. Над палубой на 13 стальных пиллерсах установили полетную палубу длиной 165,3 м и шириной 19,9 м. Мостик корабля, расположенный под полетной палубой, остался без изменений. Первый трюм «Юпитера» стали использовать для хранения авиационного бензина (до 950 000 л), в четвертом разместили арсенал и механизмы элеватора. Остальные четыре трюма приспособили для хранения в разобранном виде 40 самолетов.
Палубой ангара авианосца служили крышки бывших угольных трюмов, а потолком — полетная палуба. Под потолком по направляющим перемещались два трехтонных мостовых крана, при помощи которых самолеты из трюма подавались в ангар или на платформу элеватора, где собирались. Элеватор находился в средней части полетной палубы, его платформа в верхнем положении составляла часть полетной палубы. Дым отводился из котельного отделения через две трубы (по одной трубе с левого и правого бортов). Специальный клапан позволял переключаться между левой и правой трубой в зависимости от направления ветра.
Поскольку в состав авиагруппы, которая должна был базироваться на «Лэнгли», входили гидросамолеты, то на верхней палубе корабля были установлены две катапульты. Для подъема гидропланов с поверхности воды на палубу на «Лэнгли» имелись два подъемных крана. В 1928 году катапульты демонтировали.
11 апреля 1920 года корабль получил наименование CV-1 «Лэнгли», а 20 марта 1922 года вошел в состав военно-морского флота США. CV-1 был вооружен четырьмя 127-мм орудиями и двумя пулеметами, базировалось на нем до 55 самолетов.
Первый взлете палубы авианосца на истребителе Воут VE-7SF совершил 17 октября 1922 года капитан-лейтенант Вирджил Гриффин, а 26 октября капитан 3 ранга Джеффри Де Шевалье совершил первую посадку на корабль на учебном самолете Аэромарин 39В. Своеобразным тормозом при посадке самолета служил обычный крюк, а также маленькие крючки, укрепленные на шасси летательного аппарата. Эти крючки цеплялись за ряды натянутой вдоль палубы проволоки. 18 ноября 1922 года капитан 2-го ранга Кеннет Уитинг, управляя самолетом РТ, впервые взлетел с авианосца с катапульты. В 1923 году в состав авиагруппы «Лэнгли» вошли истребители КертиссТР-1 (первый специализированный палубный самолет) и разведчики Воут U0-1. В 1924 году на нем появились бомбардировщики-торпедоносцы Дуглас DT-2.
В СОСТАВЕ ФЛОТА
15 января 1923 года «Лэнгли», находясь в Карибском море, начал серию тренировочных полетов и испытаний. В 1924 году он участвовал в маневрах и показательных выступлениях, а затем отправился на Западное побережье США и 29 ноября 1924 года вошел в состав Тихоокеанского флота. Последующие 12 лет он ходил у побережья Калифорнии и Гавайских островов, участвуя в учениях, экспериментальных полетах, использовался для обучения и тренировки пилотов морской авиации.
«Лэнгли» оставался в строю до тех пор, пока США не исчерпали лимит суммарного водоизмещения авианосцев, установленный Вашингтонской конференцией 1922 года. Когда в начале 1936 года в США был заложен новый авианосец CV-7 «Уосп», было решено переоборудовать «Лэнгли» в авиатранспорт.
25 октября 1936 года на военно-морской верфи Мэри Айленд он прошел переоборудование. 11 апреля 1937 года «Лэнгли» переклассифицировали в AV-3 и приписали к Воздушным разведывательным силам (Aircraft Scouting Force). Он приступил к транспортировке самолетов в районах Сиэтла, Перл-Харбора и Сан-Диего.
ГИБЕЛЬ «ЛЭНГЛИ»
С началом Второй мировой войны «Лэнгли» участвовал в противолодочном патрулировании около австралийского порта Дарвин, а 22 февраля 1942 года отправился в Голландскую Ост-Индию, имея на борту 32 истребителя Кертисс Р-40. В 11:40 27 февраля, находясь в 100 милях к югу от Чилачапа, «Лэнгли» был атакован девятью двухмоторными японскими бомбардировщиками. Благодаря умелому маневрированию и сильному зенитному противодействию две первые атаки отбили, но во время третьей авиатранспорт получил пять попаданий. Рулевое управление вышло из строя, самолеты на полетной палубе охватило пламя. Корабль получил крен в 10° на левый борт. Командир корабля капитан 1 ранга Макконнел попытался спасти корабль. Выбросив горящие самолеты за борт и уменьшив крен контрзатоплением, он направил «Лэнгли» к Яве. Однако вскоре вода затопила машинное отделение, и корабль потерял ход.
27 февраля 1942 года в 13:32 капитан приказал команде покинуть авиатранспорт. Экипаж, кроме 16 погибших, был спасен эсминцами эскорта. Покинутый корабль добили собственные эсминцы, выпустив по «Лэнгли» девять снарядов из 102-мм орудий и две торпеды. AV-3 затонул в 75 милях к югу от порта Чилачапа.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА «ЛЭНГЛИ»
- Водоизмещение, т:
— стандартное: 11500
— полное: 15150 - Размерения, м:
— длина: 165,3
— ширина: 19,9
— осадка: 6,27 - ГЭУ: двухвальный турбоэлектрической двигатель мощностью 6500 л. с.
- Скорость, узлы: 14
- Запас топлива, т: нефть — 2000
- Вооружение:
— Авиационная группа (1924 г.): 12 истребителей, 12 разведчиков, 4 торпедоносца, 6 гидросамолетов.
— Артиллерия: 4 x 127-мм /51 пушки - Экипаж, чел.: 468
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
3556warfor.me
Авианосец «Langley» | Энциклопедия военной техники
Авианосец LANGLEY – 1 ед.
Langley (CV-1) 18.10.1911 / 24.8.1912 / 7.4.1913 (переоб. 22.3.1922) – погиб 27.2.1942
Заложен как угольщик «Джюпитер» для ВМС США, вступил в строй в 1913 г. Особенностью судна являлась необычная для того времени двухвальная турбоэлектрическая ЭУ. На испытаниях угольщик развил ход 15 уз. В июле 1919 г. по заказу Генерального совета флота был подготовлен проект переоборудования ТР «Джюпитер» в авианосец, Работы проводились на верфи в Норфолке с марта 1920 г.; 22.3.1922 корабль вошел в состав ВМС под названием «Лэнгли». Он получил номер CV-1 и стал первым представителем нового класса боевых кораблей в американском флоте (все последующие авианосцы ВМС США обозначались как CV). «Лэнгли» был оснащен прямоугольной полетной палубой размером 162,7х 19,5 м. Пространство между ней и ВП можно было назвать ангаром с некоторой долей условности. т.к. он был открытым с обоих бортов. Для подъема самолетов служил один лифт. Кроме того, имелись краны для подъема гидросамолетов на ангарную палубу (ВП угольщика). В бывших грузовых трюмах разместили цистерны для авиабензина и погреба боезапаса. Полетная палуба была оборудована двумя пневматическими катапультами, способными разгонять летательные аппараты массой в 2800 кг до скорости 55 узл. Они предназначались для старта гидросамолетов: обычные самолеты с колесным шасси взлетали с разбега без каких-либо приспособлений. Поскольку взлет гидросамолетов с полетной палубы осуществлялся крайне редко, в 1928 г. катапульты демонтировали. Система торможения аэропланов при посадке была подобна примененной англичанами на «Фьюриесе»; в 1929 году ее заменили аэрофинишерами. Будучи экспериментальным кораблем, «Лэнгли» использовался для отработки различных технических решений, с которыми ранее судостроителям сталкиваться не приходилось. Так, первоначально авианосец оснастили одной дымовой трубой по левому борту, но из-за сильного задымления полетной палубы ее пришлось заменить на две, откидывающиеся вниз. Другое “новшество” можно отнести к разряду курьезов: на юте «Лэнгли» имелась вместительная голубятня для почтовых птиц – те служили для связи с пилотами самолетов! В 1934 г. американцы приняли решение строить очередной авианосец («Уосп»), для чего им было необходимо «освободить» занятый тоннаж, отведенный под авианосцы Вашингтонским соглашением 1922 г. С «Лэнгли» демонтировали треть полетной палубы, а сам корабль официально переклассифицировали в гидроавиатранспорт (AV-3).
ТТХ по состоянию на 1922 г.
11500/15150 т, 165,2 х 19,96 х 6,3 м. ПТ/ЭЛ-2 General Electric, 3 ПК, 6500 л.с. = 15 уз. 2300 т угля. Экипаж 468 чел. 4 – 127 мм/51, пул.
Состав авиагруппы:
1924: 12 истр. TS, 12 разв. UO, 4 торп. SC. 6 гса.
1933: ок. 15 истр. F4B, ок. 15 разв. SU.
war-book.ru
Авианосец «Лэнгли» Википедия
«Лэнгли» | |
---|---|
CV-1 Langley | |
Авианосец «Лэнгли», Сан-Диего, 1928 г. | |
Служба | |
США США | |
Назван в честь | Лэнгли, Сэмюэл Пирпонт |
Класс и тип судна | Авианосец |
Изготовитель | Mare Island NSY[1] |
Строительство начато | 18 октября 1911 года |
Спущен на воду | 14 августа 1912 года |
Введён в эксплуатацию | 7 апреля 1913 года («Юпитер») 20 марта 1922 года («Лэнгли») |
Выведен из состава флота | 24 марта 1920 года («Юпитер») 26 февраля 1937 года («Лэнгли») |
Статус | Потоплен 27 февраля 1942 года |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 11 500 т (стандартное) 13 990 т (нормальное) 15 150 т (полное) |
Длина | 158,5 м (по в/линии) 165,3 м (макс.) |
Ширина | 19,9 м |
Осадка | 6,27 м (норм. в/и) 6,73 м (полное в/и) |
Бронирование | нет |
Мощность | 7150 л. с. (5,3 МВт) |
Скорость хода | 14 узлов (25,93 км/ч) |
Экипаж | 468 человек (53 офицера) |
Вооружение | |
Артиллерия | 4 × 127-мм/51 |
Авиационная группа | до 55 самолётов |
Медиафайлы на Викискладе | |
ru-wiki.ru
Авианосец «Лэнгли» Википедия
«Лэнгли» | |
---|---|
CV-1 Langley | |
Авианосец «Лэнгли», Сан-Диего, 1928 г. | |
Служба | |
США США | |
Назван в честь | Лэнгли, Сэмюэл Пирпонт |
Класс и тип судна | Авианосец |
Изготовитель | Mare Island NSY[1] |
Строительство начато | 18 октября 1911 года |
Спущен на воду | 14 августа 1912 года |
Введён в эксплуатацию | 7 апреля 1913 года («Юпитер») 20 марта 1922 года («Лэнгли») |
Выведен из состава флота | 24 марта 1920 года («Юпитер») 26 февраля 1937 года («Лэнгли») |
Статус | Потоплен 27 февраля 1942 года |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 11 500 т (стандартное) 13 990 т (нормальное) 15 150 т (полное) |
Длина | 158,5 м (по в/линии) 165,3 м (макс.) |
Ширина | 19,9 м |
Осадка | 6,27 м (норм. в/и) 6,73 м (полное в/и) |
Бронирование | нет |
Мощность | 7150 л. с. (5,3 МВт) |
Скорость хода | 14 узлов (25,93 км/ч) |
Экипаж | 468 человек (53 офицера) |
Вооружение | |
Артиллерия | 4 × 127-мм/51 |
Авиационная группа | до 55 самолётов |
Медиафайлы на Викискладе | |
«Лэ́нгли» (англ. CV-1 Langley) — первый авианосец ВМС США. Переоборудован в 1920 году из угольщика «Юпитер» (AC-3). Перед Второй мировой войной переоборудован в авиатранспорт (AV-3). 27 февраля 1942 года во время транспортировки самолётов на остров Ява был тяжело повреждён японскими бомбардировщиками и потоплен кораблями эскорта.
Предыстория
До вступления США в Первую мировую войну американская морская авиация не получила сколько-нибудь серьёзного развития[2]. Американские специалисты изучали английский опыт строительства авианосцев, но флот не предпринимал никаких шагов в этом направлении. Даже несмотря на то, что вступление США в Первую мировую войну вызвало быстрый рост численности морской авиации (с 54 самолётов в апреле 1917 года до 2107 в марте 1919 года), к концу войны США не имели ни одного авианосца.
Одним из сторонников строительства авианосцев был адмирал У. Симс, командующий ВМС США в Европе, который предлагал строить гидроавианосцы, однако скептически относился к авиации как серьёзной боевой силе. Авиация воспринималась как вспомогательное средство, которое не могло оказать решающего влияния на ход боевых действий. С учётом крайне низких боевых возможностей существовавших тогда самолётов, это мнение было небезосновательным.
В сентябре 1918 года Генеральный совет американского флота, проведя опрос среди наиболее опытных морских лётчиков, принял решение построить 6 авианесущих кораблей с полётной палубой длиной 200 м, скоростью 35 узлов и дальностью плавания 10 000 миль, однако 2 ноября министр флота Джозеф Даниэлс наложил вето на проект, мотивируя это крайне неудовлетворительными характеристиками боевых самолётов. Через месяц, когда война в Европе кончилась, этот вопрос потерял актуальность.
Единственными авианесущими кораблями американского флота оставались линкоры, на вращающихся башнях которых в экспериментальных целях устанавливались деревянные платформы для взлёта лёгких самолётов. Всего платформами было оборудовано 6 линкоров, с которых взлетали английские самолёты «Кэмэл», французские «Ньюпор-28», американские «Анрио HD-1» и «Воут VE-7». Эксперименты продлились до марта 1920 года, после чего началась серия экспериментов с гидросамолётами. В качестве носителей гидросамолётов выступали эсминцы, патрульные корабли и минные заградители. В 1921 году в состав флота вошла база гидросамолётов «Райт», переоборудованная из торгового судна.
Сочтя проведённые эксперименты удачными, Конгресс летом 1919 года принял «Акт о военно-морских ассигнованиях», где выделялись средства на переоборудование в настоящий авианосец вспомогательного судна. Для перестройки был выбран угольщик ВМС США «Юпитер»
История угольщика «Юпитер»
«Юпитер» в 1921 г. «Юпитер» на переоборудовании, Норфолк, 1921 г.Угольщик «Юпитер» (Jupiter, AC-3) был заложен 18 октября 1911 года на верфи Маре Айленд, спущен на воду 14 августа 1912 года, вступил в строй 7 апреля 1913 года под командованием капитана 2-го ранга Джозефа Ривза (Comdr. Joseph M. Reeves)[3].
«Юпитер» стал первым кораблем ВМС США, оснащенным турбоэлектрической двигательной установкой.
После успешных испытаний «Юпитер» 27 апреля 1914 года был направлен в Масатлан на тихоокеанском побережье Мексики для усиления американского флота во время инцидента в Веракрусе. Он оставался на тихоокеанском побережье до 10 октября 1914 года, а затем отбыл в Филадельфию. Пройдя через Панамский канал, «Юпитер» стал первым судном, прошедшим его с запада на восток.
Перед вступлением США в Первую мировую войну 6 апреля 1917 года он был приписан к вспомогательному подразделению Атлантического флота в Норфолке, и действовал в Атлантике и Мексиканском заливе. Кроме перевозки угля, он в рамках NOTS (Naval Overseas Transport Service) совершил в июне 1917 и октябре 1918 года два грузовых рейса во Францию. 23 января 1919 года он возвратился в Норфолк, откуда 8 марта 1919 года отбыл в Брест (Франция) для снабжения углем кораблей, которые перевозили в США американские подразделения, участвовавшие в Первой мировой войне. По возвращении в Норфолк 17 августа 1919 года судно было переведено на западное побережье США. 11 июля 1919 года было решено переоборудовать «Юпитер» в авианосец, 12 декабря 1919 года он отбыл в Хэмптон-Роудс, где 24 марта 1920 года был выведен из состава флота.
Тактико-технические характеристики угольщика «Юпитер»:
- Водоизмещение — 19 360 т
- Длина – 165,2 м
- Ширина – 19,8 м
- Осадка – 8,43 м
- Скорость максимальная – 15 уз.
- Экипаж — 163 чел.
- Артиллерийское вооружение – 4 × 102-мм АУ
Конструкция
Самолёты VE-7SF в ангаре авианосца «Лэнгли», 1920-е гг. Посадка истребителя Vought VE-7 на авианосец «Лэнгли», 1923 г. Видны крюки продольного аэрофинишёра на оси шасси и крюк поперечного аэрофинишёра, подвешенный под фюзеляжем на двух стропахВ 1920-х годах в США не было опыта строительства авианосцев, поэтому проект изобиловал техническими нестыковками, с которыми приходилось мириться или устранять в процессе проведения работ[4].
В целом проект реконструкции был достаточно примитивен и рассчитан на минимальные изменения в конструкции корабля. Всё оборудование для погрузки угля с верхней палубы было демонтировано, и над ней на 13 стальных пиллерсах была установлена полётная палуба размером 160×20 м. Мостик «Юпитера» остался на «Лэнгли» без изменений и располагался под полётной палубой, в результате чего видимость была крайне ограниченной. Из шести угольных трюмов «Юпитера» первый (передний) был использован для хранения авиационного бензина, в четвёртом размещался арсенал и механизмы элеватора. В остальных четырёх трюмах в разобранном виде хранилось от 30 до 40 самолётов.
Ангара в современном понимании на «Лэнгли» не было. Палубой ангара служили крышки угольных трюмов, а подволоком – полётная палуба. Под подволоком по продольным направляющим перемещались два 3-тонных мостовых крана, при помощи которых самолёты из трюма перемещались в ангар или на платформу элеватора, где собирались. Единственный элеватор находился в средней части полётной палубы. Платформа элеватора в верхнем положении составляла часть полётной палубы, а в нижнем находилась на высоте 2,4 м над палубой ангара.
Дым отводился из котельного отделения через две трубы – по одной трубе с левого и правого борта. Специальный клапан позволял переключаться между левой и правой трубой в зависимости от направления ветра. Труба правого борта представляла собой отверстие в борту, снабжённое форсунками для охлаждения отработанных газов и уменьшения задымления; труба левого борта располагалась вертикально за краем полётной палубы и во время полётов могла опускаться, отводя дым вниз. Со временем от трубы правого борта отказались, а слева сделали две шарнирно закреплённые трубы, которые во время полётов опускались в горизонтальное положение.
На полётной палубе «Лэнгли» имелись две телескопические мачты, которые в случае необходимости опускались в специальные колодцы.
Во время переоборудования корабля в авианосец ещё не существовало устоявшейся конструкции аэрофинишёра, поэтому эксперименты по его усовершенствованию проводились параллельно с переоборудованием. В первоначальном варианте посадочное устройство представлял собой совокупность продольного аэрофинишёра, используемого в Англии, и поперечного аэрофинишёра, который применялся во время первых посадок американских самолётов на палубы крейсеров.
Продольный аэрофинишёр представлял собой множество продольных параллельных тросов на расстоянии 30 см друг от друга, которые поддерживались на высоте 25 см специальными опорами. Эти тросы захватывались крюками на оси шасси и останавливали самолёт за счёт трения крюка о трос. Кроме торможения продольный аэрофинишёр удерживал самолёт на посадочной полосе в случае неудачного манёвра или порыва бокового ветра.
Поперечный аэрофинишёр представлял собой пять поперечных тросов, натянутых над палубой на той же высоте. Тросы цеплялись тяжёлым крюком, прикреплённый к фюзеляжу металлическими стропами и свисавшим под хвостовой частью самолёта. Первоначально к тросам крепились 25-кг мешки с песком, которые волочились по палубе вслед за самолётом. В дальнейшем тросы через систему блоков натягивались металлическими грузами, которые после отцепления крюка опускались вниз, приводя аэрофинишёр в исходное положение.
Тросы поддерживались на нужной высоте большим количеством (около 500) незакреплённых опор, которые при посадке разлетались в разные стороны, поэтому приведение аэрофинишёра в рабочее состояние требовало около получаса ручного труда. В дальнейшем опоры были закреплены на палубе и могли одновременно подниматься/опускаться при помощи механического привода.
Поскольку авианосец рассматривался также как база для гидропланов, размещённых на линкорах и крейсерах, на верхней палубе «Лэнгли» были установлены две катапульты Mk I, представлявшие собой направляющие длиной 29 м с салазками, на которые ставились для разгона бесколёсные гидросамолёты. Запас энергии для запуска создавался раскручиванием массивного маховика. В дальнейшем катапульты Mk I были заменены на пневматические Mk III. После 1925 года катапульты не использовались, а в 1928 году были демонтированы.
До второй мировой войны, когда аэропланы были достаточно лёгкими и имели малую взлётную скорость, катапульты для запуска самолётов на колёсном шасси применялись очень редко. Для взлёта самолёта было достаточно разбега 45–60 м, а время взлёта составляло 30 с, тогда как рабочий цикл катапульты составлял около 45 с.
Для подъёма гидросамолётов с поверхности воды на палубу на «Лэнгли» были установлены побортно два подъёмных крана.
История авианосца «Лэнгли»

Угольщик «Юпитер» был перестроен в экспериментальный авианосец на Военно-морской верфи в Норфолке (Norfolk, шт. Вирджиния)[3]. 11 апреля 1920 года он был переклассифицирован и переименован в CV-1 «Лэнгли» и 20 марта 1922 года вошёл в состав флота под командованием капитана 2 ранга К. Уитинга (Cdr. Kenneth Whiting).
Как первый авианосец ВМС США, «Лэнгли» стал участником многих знаменательных событий. 17 октября 1922 года капитан-лейтенант В. Гриффин (Lt. Virgil C. Griffin) на самолёте Vought VE-7SF совершил первый взлёт с палубы авианосца. Несмотря на то, что ранее самолёты взлетали со специально оборудованных платформ на кораблях других классов, это события имеет особое значение для США, где авианосцы являются предметом национальной гордости и основной боевой силой флота. Через девять дней капитан 3 ранга Г. Шевалье (Lt. Cdr. G. De C. Chevalier) совершил первую посадку на самолёте Aeromarine 39B. 18 ноября 1922 года капитан 2 ранга К. Уитинг, управляя самолётом PT, впервые взлетел с авианосца при помощи катапульты.
В 1923 году в состав авиагруппы «Лэнгли» входили истребители Curtiss TS-1 (первый специализированный палубный самолёт) и разведчики Vought UO-1. В 1924 году на нём появились бомбардировщики-торпедоносцы Douglas DT-2, придав составу авиагруппы функциональную законченность[5].
15 января 1923 года «Лэнгли», находясь в Карибском море, начал серию тренировочных полётов и испытаний. В июне он отбыл в Вашингтон для проведения показательных выступлений перед высокопоставленными военными и гражданскими лицами. 13 июня 1923 года он отбыл в Норфолк, а затем до конца года продолжил тренировочные полёты в Атлантике и Карибском море.
В 1924 году он участвовал в манёврах и показательных выступлениях, летом прошёл ремонт и модернизацию в Норфолке, затем отправился на Западное побережье США в Сан-Диего и 29 ноября 1924 года вошёл в состав Тихоокеанского линейного флота.
Последующие 12 лет он действовал у побережья Калифорнии и Гавайских о-вов, участвуя в тренировках, экспериментальных полётах, обучении пилотов, тактических учениях флота. 25 октября 1936 года на военно-морской верфи Маре Айленд (Mare Island Navy Yard, шт. Калифорния) он прошёл реконструкцию и переоборудование в авиатранспорт. Хотя его служба в качестве авианосца закончилась, подготовленные на нём пилоты составили ядро авиагрупп новых американских авианосцев CV-2 «Лексингтон» и CV-3 «Саратога».
26 февраля 1937 года «Лэнгли» закончил реконструкцию, был переклассифицирован в AV-3, 11 апреля приписан к Воздушным разведывательным силам (Aircraft Scouting Force) и приступил к транспортировке самолётов в районах Сиэтла, Ситки (Sitka), Перл-Харбора и Сан-Диего. С 1 февраля по 10 июля 1939 года он был кратковременно откомандирован в Атлантический флот, затем вернулся на Тихоокеанский флот и 24 сентября 1939 года прибыл в Манилу.
В момент начала Второй мировой Войны «Лэнгли» находился в порту Кавите (Cavite, Филиппины). 8 декабря 1939 года он отбыл в Баликпапан (Balikpapan, о. Борнео), а затем в Дарвин (Австралия), куда прибыл 1 января 1942 года. До 11 января 1942 года он совместно с австралийскими ВВС участвовал в противолодочном патрулировании Дарвина, а затем приписан к международным американо-англо-голландско-австралийским силам в Голландской Ост-Индии, созданным с целью остановить продвижение Японии в этом районе. 22 февраля 1942 года он отбыл из Фримантла (Freemantle, Австралия) чтобы доставить в Чилачап (Tjilatjap, о. Ява) 32 самолёта P-40.
Гибель «Лэнгли»
Место гибели «Лэнгли»В феврале 1942 года началось японское вторжение на остров Ява[2]. Чтобы противостоять японской авиации, необходима была срочная переброска истребителей. До 20 февраля американские истребители перелетали на Яву из Австралии, делая промежуточную посадку с дозаправкой на о. Тимор, однако 20 февраля он оказался в руках японцев. После этого доставка самолётов на Яву стала возможна только морским путём.
22 февраля, имея на борту 32 истребителя P-40E, пилотов и 12 механиков, «Лэнгли» вышел из Фримантла вместе с транспортом «Си Уитч», который вёз 27 истребителей в разобранном виде. Единственным портом на Яве, куда можно было зайти относительно свободно, был Чилачап. Вечером 26 февраля «Лэнгли» соединился со своим противолодочным эскортом в составе эсминцев DD-217 «Уиппл» (Whipple) и DD-219 «Эдсолл» (Edsall) и утром 27 февраля на скорости 14 узлов направился в Чилачап, находясь в 100 милях к югу от него. В 11.40 он был атакован девятью двухмоторными японскими бомбардировщиками. Корабль открыл огонь из двух 76-мм зенитных орудий. Благодаря умелому маневрированию две первых атаки оказались безрезультатными, но во время третьей атаки бомбардировщики добились 5 попаданий и 2 близких разрывов. Рулевое управление и гирокомпас вышли из строя, самолёты на полётной палубе охватило пламя. Корабль получил крен 10° на левый борт. Затем его начали обстреливать 6 японских истребителей «Зеро».
Несмотря на безнадёжное положение, командир корабля капитан 1 ранга Макконнел сделал попытку спасти корабль. Выбросив горящие самолёты за борт и уменьшив крен контрзатоплением, он направил «Лэнгли» к Яве, чтобы выброситься на берег. Однако вскоре оказались затопленными машинные отделения, и корабль потерял ход. В 13.32 командир приказал команде покинуть корабль. Армейские лётчики и экипаж, кроме 16 погибших, были спасены эсминцами эскорта. После этого эсминцы выпустили по «Лэнгли» 9 снарядов из 102-мм орудий и две торпеды, и авиатранспорт затонул в 75 милях к югу от Чилачапа.
Рано утром 1 марта 1942 года эсминцы «Эдсолл» и «Уиппл» передали спасённых с «Лэнгли» на танкер «Пекос», находившийся недалеко от острова Рождества. В тот же день в 15:48 танкер был потоплен японской авиацией. Ночью 2 марта эсминец «Уиппл» спас 232 человека, многие из которых были с «Лэнгли», и сумел добраться до Австралии.
8 марта 1942 года японцы захватили Чилачап, а 9 марта полностью оккупировали о. Ява.
Интересные факты
- «Лэнгли», соответственно его необычному для боевого корабля внешнему виду, имел на флоте прозвище «Старый крытый вагон» (Old Covered Wagon)[5].
- При переоборудовании угольщика «Юпитер» в авианосец «Лэнгли», часть угольных погребов для балласта была залита бетоном. Ходили слухи, что для увеличения веса в бетон опустили 406-мм орудия, снятые с линейных крейсеров «Лексингтон» и «Саратога». По этому поводу на флоте шутили, что самыми большими орудиями в США вооружён «Лэнгли»[6].
- Пионер американского авианосного флота и первый командир «Лэнгли» Кеннет Уитинг (Kenneth Whiting) был кадровым подводником. Он первым вышел из подводной лодки через торпедный аппарат, доказав тем самым, что экипаж потопленной лодки имеет возможность спастись (кроме одного человека, который должен открывать и закрывать крышки торпедного аппарата). Вернувшись на лодку после всплытия, он сказал: «Это легко!»[6]
- На каждом самолёте, базировавшемся на «Лэнгли», были голуби для посылки сообщений на авианосец. Для них в кормовой части ангара была построена голубятня и дважды в день под руководством квартирмейстера (специалиста по связи) проводились тренировки. Со временем голубей заменила беспроводная связь, а голубятню перестроили в каюту старшего помощника[6].
- Как углевоз, «Юпитер» был построен в числе серии из четырех однотипных кораблей по проекту «Протеус». Что примечательно, все три его систершипа: «Протеус», «Нереус» и «Циклоп» — в разное время пропали без вести в Бермудском Треугольнике.
См. также
Примечания
- ↑ USS Langley (CV-1) // NavSource Naval History
- ↑ 1 2 Весь материал данного раздела, кроме абзацев, где источник указан особо, взят из Полмар Н. Авианосцы, т. 1. — М.: АСТ, 1999.
- ↑ 1 2 Весь материал данного раздела, кроме абзацев, где источник указан особо, взят из Dictionary of American Fighting Ships, Vol. IV, p. 45–47.
- ↑ Весь материал данного раздела, кроме абзацев, где источник указан особо, взят из Tate J.R. Covered Wagon Days // Naval Aviation News. — 1970. — № 12. — P. 28—37.
- ↑ 1 2 Chester G. Hearn. Carriers in Combat: The Air War at Sea. — Stackpole Books, 2007. — 317 с. — ISBN 081173398X, 9780811733984..
- ↑ 1 2 3 Tate J.R. Covered Wagon Days (англ.) // Naval Aviation News. — 1970. — No. 12. — P. 28—37.
Ссылки
wikiredia.ru
Вторая мировая война: Американский авианосец CV-1 «Лэнгли»
Первый американский авианосец. Экспериментальный корабль, полученный в результате достаточно примитивного переоборудования в 1920 году угольщика AC-3 «Юпитер». Применялся для тренировки лётчиков морской авиации, отработки технологий строительства авианосцев и взаимодействия морской авиации с линейными силами флота. В 1937 году переоборудован в авиатранспорт (AV-3).
Угольщик «Юпитер» был
перестроен в экспериментальный авианосец на Военно-морской верфи в
Норфолке (Norfolk, шт. Вирджиния). 11 апреля 1920 года он был
переклассифицирован и переименован в CV-1 «Лэнгли» и 20 марта 1922 года
вошёл в состав флота под командованием капитана 2 ранга К. Уитинга (Cdr.
Kenneth Whiting).
Как первый авианосец ВМФ США, «Лэнгли» стал
участником многих знаменательных событий. 17 октября 1922 года
капитан-лейтенант В. Гриффин (Lt. Virgil C. Griffin) на самолёте Vought
VE-7SF совершил первый взлёт с палубы авианосца. Несмотря на то, что
ранее самолёты взлетали со специально оборудованных платформ на кораблях
других классов, это события имеет особое значение для США, где
авианосцы являются предметом национальной гордости и основной боевой
силой флота. Через девять дней капитан 3 ранга Г. Шевалье (Lt. Cdr. G.
De C. Chevalier) совершил первую посадку на самолёте Aeromarine 39B. 18
ноября 1922 года капитан 2 ранга К. Уитинг, управляя самолётом PT,
впервые взлетел с авианосца при помощи катапульты.
В 1923 году в состав авиагруппы «Лэнгли» входили истребители Curtiss TF-1 (первый специализированный палубный самолёт) и разведчики Vought UO-1. В 1924 году на нём появились бомбардировщики-топедоносцы Douglas DT-2, придав составу авиагруппы функциональную законченность.
15 января 1923
года «Лэнгли», находясь в Карибском море, начал серию тренировочных
полётов и испытаний. В июне он отбыл в Вашингтон для проведения
показательных выступлений перед высокопоставленными военными и
гражданскими лицами. 13 июня 1923 года он отбыл в Норфолк, а затем до
конца года продолжил тренировочные полёты в Атлантике и Карибском море.
В
1924 году он участвовал в манёврах и показательных выступлениях, летом
прошёл ремонт и модернизацию в Норфолке, затем отправился на Западное
побережье США в Сан-Диего и 29 ноября 1924 года вошёл в состав
Тихоокеанского линейного флота.
Последующие 12 лет он действовал у
побережья Калифорнии и Гавайских о-вов, участвуя в тренировках,
экспериментальных полётах, обучении пилотов, тактических учениях флота.
«Лэнгли»
с его максимальной скоростью 14 узлов обладал чрезвычайно ограниченными
возможностями для поддержки быстроходных сил флота. Он оставался в
строю до тех пор, пока США не исчерпали лимит суммарного водоизмещения
авианосцев, установленный Вашингтонской конференцией 1922 года. Когда в
начале 1936 года в США был заложен новый авианосец «Уосп» (CV-7 Wasp),
было решено переоборудовать «Лэнгли» в авиатранспорт.
25 октября 1936 года на военно-морской верфи Маре Айленд (Mare Island Navy Yard, шт. Калифорния) он встал на реконструкцию. Хотя его служба в качестве авианосца закончилась, подготовленные на нём пилоты составили ядро авиагрупп новых американских авианосцев CV-2 «Лексингтон» и CV-3 «Саратога».
26 февраля 1937 года «Лэнгли» закончил реконструкцию, был переклассифицирован в AV-3, 11 апреля приписан к Воздушным разведывательным силам (Aircraft Scouting Force) и приступил к транспортировке самолётов в районах Сиэттла, Ситки (Sitka, Алеутские о-ва), Перл-Харбора и Сан-Диего. С 1 февраля по 10 июля 1939 года он был кратковременно откомандирован в Атлантический флот, затем вернулся на Тихоокеанский флот и 24 сентября 1939 года прибыл в Манилу.
В момент начала Второй мировой Войны «Лэнгли» находился в порту Кавите (Cavite, Филиппины). 8 декабря 1939 года он отбыл в Баликпапан (Balikpapan, о. Борнео), а затем в Дарвин (Австралия), куда прибыл 1 января 1942 года.
Статья об авианосце здесь:
http://vladfotki.narod.ru/__navy/SHIPS/USA/CV/CV01/_i..
stph-world-war-ii.blogspot.com