Байден подписал закон о ленд-лизе для Украины: что это значит
Байден подписал закон о ленд-лизе, призванный упростить поставки вооружений на Украину. Американские законодатели возвращают к жизни закон времен Второй мировой войны, позволявший передавать в долгосрочный кредит или сдавать в аренду своим союзникам военное оборудование. Forbes вспоминает, во сколько СССР обошлась помощь союзников в Великой Отечественной войне
6 апреля американские сенаторы проголосовали за «Акт 2022 года о защите украинской демократии с помощью ленд-лиза», а 28 апреля законопроект принял Конгресс США. Проект передан на утверждение президенту Джо Байдену. Это произошло в тот же день, когда Байден обратился в Конгресс за одобрением помощи Украине в размере $33 млрд, включая $20 млрд на вооружение. 10 мая Байден подписал закон о ленд-лизе.
«На 2022 и 2023 финансовые годы президент может разрешить
правительству Соединенных Штатов предоставлять во временное пользование или
стран Восточной Европы, затронутых [«спецоперацией»* — заменено Forbes] на Украине, для оказания помощи в укреплении обороноспособности этих стран и защите их
гражданского населения <.

Украины регулируется <…> законами, касающимися возврата, возмещения и списания
предметов обороны, переданными в долг или сданным в аренду иностранным
правительствам», — говорится в описании документа на сайте Конгресса.
Закон вызвал жесткую критику со стороны России. «Ленд-лиз — это товарный кредит, причем недешевый: за все боеприпасы, технику и продовольствие, которые поставят США, расплачиваться будут многие будущие поколения граждан Украины, — написал в своем Telegram-канале председатель Госдумы Вячеслав Володин. — Зеленский загоняет страну в долговую яму». По его словам, советские выплаты по ленд-лизу завершились только спустя 61 год после победы в Великой Отечественной войне — в 2006 году.
Закон дает президенту США на 2022 и 2023 финансовые годы расширенные полномочия заключать соглашения с украинскими властями о предоставлении оборонных средств во временное пользование или в аренду для укрепления обороноспособности и защиты гражданского населения. Аналогичные решения американские власти могут принять в отношении других стран Восточной Европы, затронутых «спецоперацией»* России на Украине, следует из описания законопроекта.
Материал по теме
Американский закон о ленд-лизе появился после того, как в 1940 году Франция и британский экспедиционный корпус потерпели поражение в борьбе с нацизмом. В январе 1941 года этот закон предложил Конгрессу президент Франклин Рузвельт. Смысл законопроекта был в том, чтобы перевести помощь сражавшимся союзникам на принципы ссуды и аренды.
До этого в США действовал закон, позволявший торговать с воюющей страной только за наличные деньги.
Рузвельт так объяснял законодателям свое предложение: «Предположим, что у моего соседа загорелся дом, а у меня есть садовый шланг за $15, который, если присоединить к его гидранту, потушит огонь. Я же не скажу соседу заплатить $15 — мне они не нужны, мне нужно, чтобы вернули шланг, когда пожар будет потушен». И в марте 1941-го закон о ленд-лизе, позволявший «продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или поставлять иным способом» любую промышленную и сельскохозяйственную продукцию стране, чья оборона признавалась жизненно важной для безопасности Соединенных Штатов, был подписан Рузвельтом.
Поначалу закон касался только Великобритании и Греции. Но к ноябрю 1941 года ленд-лиз распространили и на СССР.
Историк бронетехники Михаил Барятинский посчитал, что Советский Союз получил от США, Англии и Канады 10 395 (по другим данным — 10 876) танков. В итоге доля поставленных США и Великобританией танков составила около 16% от советского производства, боевых самолетов — от 15 до 16%. США, Великобритания и Канада поставили в СССР 477 785 автомобилей — в 2,3 раза больше, чем было произведено в это время в Советском Союзе. Кроме техники, в больших масштабах завозились телефонный кабель и телефоны, радиолокационные станции, нефтепродукты, порох, взрывчатые вещества и их компоненты. США передали СССР 610 000 т сахара и 664 600 т мясных консервов.
«В общей сложности СССР получил за годы войны снабжения из Великобритании, США и Канады на общую сумму около $13 млрд, из них $11,3 млрд приходились на США, — объяснял Forbes историк Олег Будницкий. — При этом кредит был беспроцентным, а военная техника и различные материалы, уничтоженные, утраченные или использованные во время войны, не подлежали оплате. Полностью или частично подлежало оплате имущество, оставшееся после войны и пригодное для использования в гражданских целях».
После Великой Отечественной войны СССР вел долгие переговоры с Соединенными Штатами о выплате долга за ленд-лиз. Американцы рассчитали, что с учетом амортизации за уцелевшую гражданскую технику Советский Союз должен $2,6 млрд, но снизили эту сумму вдвое, до $1,3 млрд. СССР не соглашался. Шел долгий торг, прерывавшийся ухудшением отношений между странами, а затем СССР распался. В обмен на отказ бывших советских республик от доли в активах СССР Россия приняла на себя долги Союза, в том числе и за ленд-лиз.
По мнению историка Будницкого, в конце концов Россия заплатила примерено 7% номинальной стоимости всех поставок ленд-лиза без учета инфляции.
Спустя 77 лет. США возрождают программу ленд-лиза
США свернули программу ленд-лиза, по которой союзникам в годы Второй мировой войны поставлялись боеприпасы, техника и продовольствие, в августе 1945 года. Спустя 77 лет президент Соединенных Штатов Джо Байден вновь возрождает военную кредитную схему — для упрощения поставок оружия и военной техники Украине. Примечательно, что законопроект о ленд-лизе внесли в Конгресс еще до начала спецоперации РФ.
Президент США Джо Байден подписал

Военная операция России на Украине. День 75-й
Зеленский поблагодарил Байдена за ленд-лиз для Украины — первый такой документ после Второй…
10 мая 00:34
«Предоставить Президенту расширенные полномочия для заключения соглашений с правительством Украины о предоставлении или аренде оборонных средств для защиты гражданского населения Украины от российского военного вторжения и для других целей», — говорится в законе.
Теперь не позднее чем через 90 дней после вступления закона в силу Байден должен будет организовать ускоренные процедуры для своевременной поставки военной помощи. Киев станет получать технику и вооружение в кредит, по которому будет расплачиваться уже после окончания конфликта.
Законопроект о ленд-лизе внесли в верхнюю палату Конгресса еще до начала военной операции на Украине, в январе. В апреле обе палаты одобрили его «до конца боевых действий»: голосование в Сенате прошло 7 апреля, а в Палате представителей — 28 апреля.
«Закон позволит нам вновь послужить арсеналом демократии и предоставить Украине оружие поражающего действия против российской угрозы ее суверенитету», — отмечал один из его авторов, сенатор-республиканец от штата Техас Джон Корнин.
Президент Украины Владимир Зеленский назвал подписание законопроекта о ленд-лизе «историческим шагом».
«Благодарен Джо Байдену и народу США за поддержку Украины в борьбе за нашу свободу и будущее», — говорится в его посте в Twitter.
После 24 февраля США уже выделили Украине $3,8 млрд. В конце апреля Байден направил в Конгресс запрос о выделении нового пакета помощи в размере $33 млрд, из них $20,4 млрд должны пойти «на дополнительную помощь в военной сфере и сфере безопасности».
Как на решение Вашингтона реагировали в Москве
Спикер Госдумы Вячеслав Володин ранее выразил уверенность, что программа ленд-лиза приведет Украину к долговой яме, в то время как прибыль американских военных корпораций вырастет в несколько раз. «Ленд-лиз — это товарный кредит, причем недешевый: за все боеприпасы, технику и продовольствие, которые поставят США, расплачиваться будут многие будущие поколения граждан Украины», — отметил политик.
Он напомнил, что долги СССР перед США были погашены лишь спустя 61 год после окончания Второй Мировой войны. «Возвращали долги, ограничивали себя многие годы, поставляя в США по взаиморасчетам платину, золото, лес, бесплатно ремонтировали американские суда и т.п. Но только спустя 61 год после Великой Победы, в 2006 году, были завершены эти выплаты», — написал он в Telegram.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя законопроект, говорила, что страны Запада не решают конфликт тем, что «подбрасывают» оружие» Украине. «До такой степени доподбрасывались, что Берлин заявил, что у них склады уже, с которых можно было бы брать оружие для Украины, иссякли», — сказала она.
Как ленд-лиз помог разгромить гитлеровскую Германию
Последний раз американцы применяли программу ленд-лиза в годы Второй мировой войны. Президент США Франклин Делано Рузвельт подписал акт о ленд-лизе 11 марта 1941 года, до этого странам, воюющим с Третьим Рейхом, оружие поставлялось исключительно по предоплате. Документ разрешал поставки товаров военного назначения союзникам по антигитлеровской коалиции. Изначально грузы шли только в страны Британского содружества и Китай, но позже список импортеров расширился до 48 государств. Поставки в Советский Союз начались во второй половине 1941-го.
США вступили в войну вскоре после запуска программы ленд-лиза.
«Не выиграли бы войну без США»: как ленд-лиз помог СССР
21 августа 1945 года президент США Гарри Трумэн распорядился прекратить поставки в СССР по ленд-лизу. Как…
21 августа 08:43
Штаты отправили в СССР по ленд-лизу более 22 тыс. летательных аппаратов, 10 тыс. танков, 44 тыс. джипов, более 375 тыс. грузовиков, порядка 8 тыс. тракторов, более 12 тыс. пистолетов и 8 тыс. винтовок, 345 тыс. тонн взрывчатых веществ, а также 202 торпедных катера, 105 противолодочных кораблей и 90 грузовых судов. Кроме того, в Советский Союз поставлялось продовольствие, сталь, цветные металлы, нефтепродукты, хлопок, кожа, спирт, одеяла, обувь для военнослужащих и даже пуговицы.
На Тегеранской конференции в 1943 году Иосиф Сталин заявил Уинстону Черчиллю и Франклину Рузвельту, что «без американской продукции война была бы проиграна».
Позже в историографии СССР значимость поставок умалялась, в то время как союзники часто, наоборот, преувеличивали их важность. Программу ленд-лиза свернули в августе 1945 года.
К окончанию Второй мировой СССР был должен США $2,7 млрд. В ходе длительных переговоров сумму снизили до $722 млн. Долг был окончательно погашен страной-преемником, Российской Федерацией, только в августе 2006-го.
Ленд-лиз: мифы и реальность — Парламентская газета
«Поставки США и Англии спасли советский народ, предотвратили его поражение… Россияне должны полностью рассчитаться за ленд-лиз», — так резко отреагировал американский профессор международных отношений Альберт Лорен Уикс на выступление Президента России Владимира Путина в День Победы 9 мая 2021 года на Красной площади. Тогда российский лидер предельно четко расставил точки над «i»:
«В самое трудное время войны, в решающих сражениях, определивших исход борьбы с фашизмом, наш народ был один, один на многотрудном, героическом и жертвенном пути к Победе»… Уикс, кстати, бывший участник программы ленд-лиза, не оригинален. После Великой Отечественной такую «идею» подбросили миру бывшие гитлеровские генералы, доказывающие в своих мемуарах, что именно англо-американские поставки не дали им разгромить Советский Союз. Этих нацистских стратегов давно уж нет, зато предостаточно выросших на этих мифах политиков, просто не знающих, что ленд-лизовские поставки пошли в СССР только в конце 1942-го.
Госпрограмма помощи США своим союзникам во Второй мировой войне (ленд-лиз) была предложена президентом Франклином Рузвельтом, который перед ее утверждением в конгрессе пояснил: «Если у соседа горит дом, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом…» Здесь ключевое слово — «одолжи». Это — суть программы: с английского lend — давать взаймы, lease — сдавать в аренду, внаем.
При этом закон прямо запрещал любую бесплатную передачу товаров, и США поставляло всю ленд-лизовскую продукцию в кредит, правда, на достаточно льготных условиях. СССР, изначально не входивший в программу, в первые же дни войны обратился в Вашингтон с просьбой продать необходимое вооружение, оборудование, материалы и перечислил 92 миллиона долларов. Так что первый арктический конвой, пришедший из Англии в Архангельск 31 августа, не имел отношения к ленд-лизу, доставив оплаченный груз.
В России исследованиями программы ленд-лиза многие годы занимается доктор экономических наук, сенатор Николай Рыжков, выпустивший две монографии. Как глава советского правительства в 1985-1990 годах он имел доступ к различным важным документам.
Так, в исследовании «Великая Отечественная: ленд-лиз», изданной в 2012 году, он подробно рассказал о программе. А также и о том, как американские компании активно обеспечивали фашистский рейх нефтью, горючим, синтетическим каучуком, стратегическим сырьем, деталями для авиазаводов… О таком «ленд-лизе» на Западе вспоминать не принято…
Участником программы ленд-лиза Советский Союз стал 11 июня 1942 года, подписав «Соглашение о принципах, применяемых к взаимной помощи, в ведении войны против агрессии», пишет автор. Также договорились задним числом распространить условия ленд-лиза на поставки с 1 октября 1941 года. Вообще в 1941-м при общем объеме закупленных грузов стоимостью в 741 миллион долларов наша страна получила по ленд-лизу товаров лишь на 541 000 долларов — или менее 0,1 процента.
Это притом что на Восточном фронте гитлеровское командование сосредоточило 600 своих дивизий — 85 процентов вооруженных сил Третьего рейха и его сателлитов. На остальные же фронты, где воевало 15 процентов нацистских войск, пришлось 99,9 процента ленд-лизовской помощи.
Американский истребитель «Аэрокобра» © Mary Evans Picture Library/ALEXA
Уже эти цифры показывают, что вопреки всем мифам о ленд-лизе Советский Союз никто не спасал. 24 июня 1941-го газета в «Нью-Йорк таймс» привела цитату сенатора Гарри Трумэна, заявившего журналистам: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии…»
Кто ковал меч победыЗападные поставки из США, Канады и Великобритании увеличились только после Сталинградской и Курской битв, после коренного перелома в Великой Отечественной. В 1942-м Советский Союз получил уже 27,6 процента от всего объема ленд-лиза, а в 1943-1945 годах — 71,5.
При этом статистика, приведенная в другом исследовании Николая Рыжкова «Великая Отечественная: битва экономик и оружие Победы», изданном в 2011 году, констатирует: уже в 1942 году наши заводы выпустили 24 719 танков и САУ (самоходных артиллерийских установок), что в 10 раз больше, чем в 1940-м, и в четыре раза больше, чем в 1941-м.
Именно такой резкий рост и стал фундаментом будущих побед. Открытие в июне 1944-го второго фронта и увеличение в разы ленд-лизовских поставок лишь ускорили конец Третьего рейха.
Официально программа ленд-лиза была завершена 12 мая 1945 года с приходом в Кольский залив последнего арктического конвоя. Ее общая стоимость по ценам 1940 года составляла 50,1 миллиарда долларов. Главные получатели среди 42 стран, участвующих в программе ленд-лиза, были: Великобритания — 31,4 миллиарда долларов (69 процентов всей помощи), СССР — 11,3 (27,6), Франция — 3,2 (3).
Ущерб, нанесенный во Второй мировой войне (в млрд долларов, в ценах 1938 года)
СССР — 485
Германия — 320
США — 275
Англия и Канада вместе — 127
Япония — 56
Франция — 36,5
(Источник : Б.И. Нигматуллин. «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Жертвы народов. Битва экономик Советского Союза и Германии»)
Впрочем, общее количество полученных Советским Союзом грузов впечатляет: 409 тысяч грузовиков, 13,3 тысячи тягачей и тракторов, 18,7 тысячи самолетов, 12,5 тысячи танков и САУ, 90 грузовых судов, 105 противолодочных кораблей, 1900 паровозов и 11000 вагонов, 4,5 миллиона тонн продовольствия…
Однако важно сравнить эти цифры с общим количеством такой же продукции, произведенной в стране для Красной Армии. Первое такое сравнение сделал председатель Госплана СССР Николай Вознесенский в книге «Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны», изданной в 1947 году. По его оперативным послевоенным расчетам, объем поставок по ленд-лизу составляет всего четыре процента ВВП страны.
С этими расчетами, конечно, не согласны американские эксперты. Бывший руководитель Администрации программы ленд-лиза (был такой орган в Вашингтоне в годы войны) и госсекретарь США Эдвард Стеттиниус в своей книге «Ленд-лиз — оружие победы» (1944 год, на русском — 2000 год) утверждает, что доля западных поставок — 10—12 процентов ВВП Союза. В свою очередь, британские аналитики оценивают ее в семь процентов. Николай Рыжков также считает справедливой цифру ленд-лизовских поставок в семь процентов ВВП СССР.
1942 г. Ящики с тротиловым порохом, доставленным из США, выгружаются в подземный туннель на западе Англии © Granger/TASS
«Поставки по ленд-лизу были, несомненно, существенно весомым, но ни в коем случае не решающим фактором Победы. Ее обеспечили Красная Армия и труженики тыла. Все те, кто ковал меч Победы, которым в самое сердце и поразил коричневую чуму ХХ века», — приводит интернет-сайт Совета Федерации слова Николая Рыжкова на презентации его монографии «Великая Отечественная: ленд-лиз».
Программа ленд-лиза для США была очень выгодным проектом, обеспечившим прорыв в социально-экономическом развитии страны и ее лидерство в послевоенном мире. Министр торговли Джонс, отмечает интернет-газета «Столетие», откровенно признавал: «Поставками в СССР мы не только возвращали свои деньги, но и извлекали большую прибыль». Причем американцы намеревались получать ее и после войны.
В 1947 году США потребовали от СССР оплатить долг по ленд-лизу — 2,6 миллиарда долларов. Это возмутило руководителей Союза и они отказались платить. Америка стала снижать свои требования: в 1948-м запросили уже 1,3 миллиарда, в 1951-м — 800 миллионов, в 1972-м — 722 миллиона долларов.
Эта игра с цифрами, отмечают российские историки, показывает, что за ними нет никаких объективных расчетов. Союзники — как и в 1941-м — оставили СССР один на один, казалось бы, с неминуемой катастрофой. Их интересовало только одно — как забрать надуманные долги по ленд-лизу, за который советский народ уже заплатил миллионами жизней…
Только в 1990 году президенты СССР и США договорились об уплате 674 миллионов долларов ленд-лизовского долга к 2030 году. А уже в 2006 году Россия как правопреемница СССР погасила все свои задолженности, в том числе и по ленд-лизу.
Комментарий
«Для нас война была «священной», для них — «правильной»
О значении и роли арктических конвоев и программы ленд-лиза — первый заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне, Герой России Андрей Красов.
— Последний день лета 1941-го стал особенным для Архангельска, да и для всей страны, когда порт встретил небывалый караван — семь транспортных судов и девять боевых кораблей эскорта. Такая флотилия, получившая название конвой, из Исландии, преодолев почти полторы тысячи миль, доставила в СССР более двадцати тысяч тонн стратегических грузов.
Это было действительно знаменательное событие, поэтому мы и через 80 лет отмечаем его — юбилей первого арктического конвоя. Вспомним трагический 41-й: потери на фронте, утрата территорий, миллионы беженцев… СССР оставался один на один с мощнейшей гитлеровской военной машиной, равной которой тогда в мире не было. И тут происходит прибытие на Север конвоя (в соответствии с подписанным соглашением о совместных действиях против фашистской Германии) с товарами, авиагорючим и самолетами — как подтверждение того, что у СССР есть союзники.
Восьмидесятилетие арктических конвоев — это напоминание о боевом содружестве флотов антигитлеровской коалиции, о самоотверженности и мужестве моряков. Каждый поход, а их было 78 — с учетом возвращающихся из СССР, из Исландии или Шотландии через Атлантический и Северный Ледовитый океаны, мог стать, а нередко и становился последним. Из почти 1400 судов —участников конвоев — фашисты потопили 101 — 85 транспортных и 16 боевых кораблей. Более 3000 тысяч английских моряков навсегда остались в морских глубинах. К чести британских военных, они сумели уничтожить вдвое больше — свыше 30 кораблей и подлодок, 80 фашистских самолетов.
Поэтому для меня ленд-лиз — это не политика и политики, а прежде всего моряки Севера и Тихого океана, доставлявшие стратегическое сырье, вооружение, боевую технику, оборудование, очень нужные Красной Армии и оборонным заводам.
И летчики, перегнавшие более 8000 самолетов по легендарной, невероятно сложной воздушной трассе «Алсиб» — Аляска — Сибирь. Американские специалисты утверждали, что по этой трассе летают только сумасшедшие и русские. Советские асы из специально созданной перегоночной дивизии действительно совершали невозможное. Поэтому меня очень обрадовала информация агентства «Чукотка» о реставрации монумента погибшим летчикам «Алсиба»…
Причина же противоречивости оценок ленд-лиза в том, что в России и на Западе по-разному воспринимают саму великую войну. И, как следствие, ленд-лиз.
Для нас она — народная, священная, унесшая 27 миллионов жизней. В США же, которые очень хотят превратиться в главного героя и победителя во Второй мировой войне, она — «правильная», «хорошая».
Но получается, что по западным же критериям Штаты — не главный герой, главный бенефициар Второй мировой войны. Недавно я познакомился с книгой историка, писателя, лауреата Пулитцеровской премии Стадса Теркела «Правильная война». Автор откровенен: «Для большинства американцев война оказалась забавой. Я не говорю о тех несчастных, которые потеряли своих сыновей и дочерей… Для всех остальных это было чертовски хорошее время…»
Вторит ему и профессор Уилсон из Канзаса: «Только американцы могли назвать Вторую мировую войну «хорошей войной», поскольку она значительно повысила жизненный уровень населения и потребовала от него слишком мало жертв…».
Коммерческий проект ленд-лиз действительно превзошел все ожидания. Реализованы и его стратегические цели. Сошлюсь на Гарри Трумэна, возглавившего США в самом конце войны: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасали множество американских жизней. Каждый русский, английский или австралийский солдат, который получал снаряжение по ленд-лизу и шел в бой, пропорционально сокращал военные опасности для нашей собственной молодежи…»
Значит, правы те исследователи, считающие, что негласная цель ленд-лиза — переложить всю тяжесть борьбы с нацизмом на СССР, затягивая открытие второго фронта. И затянули на два года — за это время безвозвратные и санитарные потери Красной Армии составили почти пять миллионов солдат и офицеров.
Союзники ничем не помогли разгрому фашистов под Москвой и Сталинградом, опасаясь, что поставленные ими оружие и техника достанутся немцам. Ленд-лизовские поставки потоком пошли только после коренного перелома в Великой Отечественной войне во второй половине 1943 года. А второй фронт был открыт еще спустя год.
Еще в советской школе я знал, что помощь союзников была необходима, полезна и значима. Как военный могу добавить, что в тяжелые дни поддержка вдвойне ценна… Союзники действительно внесли свой вклад в победу над фашизмом, но добился ее самоотверженный, мужественный советский народ.
Закон о ленд-лизе (1941 г.) | Национальный архив
Увеличить Ссылка для скачивания
Образец цитирования: Законопроект о ленд-лизе от 10 января 1941 г. Отчеты Палаты представителей США, HR 77A-D13, Record Group 233, Национальный архив.
Просмотреть все страницы в каталоге Национального архива
Просмотреть стенограмму
Этот закон, принятый 11 марта 1941 года, установил систему, которая позволяла Соединенным Штатам предоставлять или сдавать в аренду военные поставки любой стране, которая считается «жизненно важной для обороны Соединенных Штатов».
В июле 1940 года, после того как Великобритания потеряла 11 эсминцев в составе ВМС Германии за 10-дневный период, новоизбранный премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль обратился за помощью к президенту Рузвельту. В ответ Рузвельт обменял 50 эсминцев на 99-летнюю аренду британских баз в Карибском море и на Ньюфаундленде. В результате разгорелись серьезные внешнеполитические дебаты о том, должны ли Соединенные Штаты помогать Великобритании или сохранять строгий нейтралитет.
В 19В ходе президентской предвыборной кампании Рузвельт пообещал удержать Америку от войны. Он заявил: «Я говорил это раньше, но я буду повторять это снова, и снова, и снова: ваших мальчиков не отправят ни на какие иностранные войны». Тем не менее Рузвельт хотел поддержать Великобританию и считал, что Соединенные Штаты должны служить «огромным арсеналом демократии». Черчилль умолял: «Дайте нам инструменты, и мы закончим работу».
В январе 1941 года, следуя своему предвыборному обещанию и призыву премьер-министра к оружию, Рузвельт предложил Конгрессу новый законопроект о военной помощи. План, предложенный Рузвельтом, заключался в том, чтобы «сдавать в аренду или иным образом распоряжаться оружием» и другими припасами, необходимыми любой стране, чья безопасность была жизненно важна для обороны Соединенных Штатов.
В поддержку законопроекта военный министр Генри Л. Стимсон заявил сенатскому комитету по международным отношениям во время дебатов по ленд-лизу: «Мы покупаем… не кредитуем. Мы покупаем нашу собственную безопасность, пока мы готовимся. наша задержка в течение последних шести лет, в то время как Германия готовилась, мы оказываемся неподготовленными и безоружными перед хорошо подготовленным и вооруженным потенциальным противником».
После двух месяцев дебатов Конгресс принял Закон о ленд-лизе, удовлетворив острую потребность Великобритании в поставках и позволив Соединенным Штатам подготовиться к войне, оставаясь при этом официально нейтральными.
Обучение с помощью этого документа.
Этот документ доступен на DocsTeach, онлайн-инструменте для обучения с использованием документов из Национального архива. Найдите обучающие задания, включающие этот документ, или создайте собственное онлайн-занятие.
Стенограмма
A СЧЕТ
Дальнейшее продвижение обороны Соединенных Штатов и для других целей.
Будь то принято Сенатом, добавьте Палату представителей Соединенных Штатов Америки в Конгрессе, чтобы этот закон можно было цитировать как «Закон о содействии обороне Соединенных Штатов».
СЕК. 2. Используемый в настоящем Законе —
(а) Термин «предмет обороны» означает —
(1) Любое оружие, боеприпасы. самолет, судно или лодка;
(2) Любое оборудование, оборудование, инструмент, материал или расходные материалы, необходимые для изготовления, производства, обработки, ремонта, обслуживания или эксплуатации любого изделия, описанного в этом подразделе;
(3) Любой составной материал, часть или оборудование для любого изделия, описанного в этом подразделе;
(4) Любой сельскохозяйственный, промышленный или другой товар или предмет для обороны.
Такой термин «изделие оборонного назначения» включает любое изделие, описанное в этом подразделе: Изготовленное или закупленное в соответствии с разделом 3, или право собственности, владение или контроль над которым Соединенные Штаты или любое иностранное правительство имеют или впоследствии приобретают.
(b) Термин «информация защиты» означает любой план, спецификацию, дизайн, прототип или информацию, относящуюся к любой статье защиты.
СЕК. 3. (a) Несмотря на положения любого другого закона, Президент может время от времени. когда он сочтет это в интересах национальной обороны, уполномочить военного министра, министра военно-морского флота или главу любого другого департамента или агентства правительства —
(1) Производить в арсеналах, на фабриках и верфях, находящихся под их юрисдикцией, или иным образом закупать, в пределах средств, выделяемых для этого, или контрактов, время от времени санкционированных Конгрессом, или и то, и другое, любой защиты Статья для правительства любой страны, защиту которой президент считает жизненно важной для обороны Соединенных Штатов.
(2) Продавать, передавать право собственности, обменивать, сдавать в аренду, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться любому такому правительству любой оборонной вещью, но никакая оборонная вещь, не изготовленная или не закупленная в соответствии с параграфом (1), не должна каким-либо образом распоряжаться в соответствии с настоящим параграфом, кроме как после консультации с начальником штаба армии или начальником военно-морских операций ВМФ, или обоими. Стоимость оборонных изделий, отчужденных каким-либо образом в соответствии с настоящим параграфом и приобретенных из ранее выделенных средств, не должна превышать 1 300 000 000 долларов. Стоимость таких предметов защиты определяется главой соответствующего департамента или агентства или такого другого департамента, агентства или должностного лица, которые будут назначены в порядке, предусмотренном в правилах и положениях, изданных в соответствии с настоящим документом. Предметы обороны, приобретаемые за счет средств, которые впоследствии будут переданы какому-либо департаменту или агентству правительства, за исключением средств, разрешенных для присвоения в соответствии с настоящим Законом. не должны распоряжаться каким-либо образом в соответствии с положениями настоящего параграфа, кроме как в той мере, в какой впоследствии это будет разрешено Конгрессом в актах о выделении таких средств или иным образом.
(3) Тестировать, инспектировать, подтверждать, ремонтировать, оснащать, восстанавливать или иным образом приводить в хорошее рабочее состояние, в пределах средств, выделяемых для этого, или контрактов, время от времени санкционированных Конгрессом, или и то, и другое, любое оборонное изделие для любого такого правительства или закупка любых или всех таких услуг по частному контракту.
(4) Сообщать любому такому правительству любую оборонную информацию, относящуюся к любой оборонной статье, предоставленной такому правительству в соответствии с пунктом (2) настоящего подраздела.
(5) Разрешить экспортировать любое оборонное изделие, уничтоженное каким-либо образом в соответствии с настоящим подразделом, любому такому правительству.
(b) Сроки и условия, на которых любое такое иностранное правительство получает любую помощь, разрешенную в соответствии с подразделом (а), должны быть такими, которые Президент сочтет удовлетворительными, и выгода для Соединенных Штатов может быть уплачена или возмещена натурой или имуществом, или любая другая прямая или косвенная выгода, которую Президент сочтет удовлетворительной.
(в) После 30, 19 июня43, или после принятия обеими палатами одновременной резолюции до 30 июня 1943 г., в которой провозглашается, что полномочия, предоставленные подразделом (а) или в соответствии с ним, более не являются необходимыми для содействия обороне Соединенных Штатов, ни Президент ни глава какого-либо отдела или агентства не может осуществлять какие-либо полномочия, предоставленные подразделом (а) или в соответствии с ним, за исключением того, что до 1 июля 1946 г. любые из таких полномочий могут осуществляться в объеме, необходимом для выполнения контракта или соглашения с такое иностранное правительство сделало до 1 июля 1943, или до принятия такой параллельной резолюции, в зависимости от того, что наступит раньше.
(d) Ничто в настоящем Законе не должно толковаться как санкционирующее или разрешающее санкционирование конвоирования судов военно-морскими судами Соединенных Штатов.
(e) Ничто в настоящем Законе не должно толковаться как санкционирующее или разрешающее санкционировать вход любого американского корабля в зону боевых действий в нарушение раздела 3 Закона о нейтралитете 1939 года.
SEC. 4 Все контракты или соглашения, заключаемые в отношении распоряжения любым предметом защиты или информацией оборонного назначения в соответствии с разделом 3, должны содержать положение, согласно которому иностранное правительство обязуется не передавать без согласия Президента право собственности на такое средство защиты или владение им. статьи или оборонной информации путем дарения, продажи или иным образом, или разрешить их использование кем-либо, кроме офицера, служащего или агента такого иностранного правительства.
СЕК. 5. (a) Военный министр, министр военно-морского флота или глава любого другого вовлеченного департамента или агентства правительства, когда любое такое оборонное изделие или оборонная информация экспортируются, немедленно информирует об этом департамент или агентство, назначенное Президент управляет разделом 6 Закона от 2 июля 1940 г. (54 Stat. 714). количества, характера, стоимости, условий распоряжения и назначения предмета и информации, вывозимой таким образом.
(b) Президент время от времени, но не реже одного раза в девяносто дней, должен передавать Конгрессу отчет о деятельности в соответствии с настоящим Законом, за исключением такой информации, раскрытие которой он считает несовместимым с общественными интересами. Отчеты, предусмотренные настоящим пунктом, передаются Секретарю Сената или Секретарю Палаты представителей, в зависимости от обстоятельств, если Сенат или Палата представителей, в зависимости от обстоятельств, не заседают.
СЕК. 6. (a) Настоящим разрешается время от времени изымать из любых денег в Казначействе, которые не были ассигнованы иным образом, такие суммы, которые могут быть необходимы для выполнения положений и достижения целей настоящего Закона.
(b) Все деньги и все имущество, которые конвертируются в деньги, полученные в соответствии со статьей 3 от любого правительства, с одобрения Директора по бюджету. возвращаются к соответствующим ассигнованиям или ассигнованиям, из которых средства были израсходованы в отношении предмета обороны или оборонной информации, за которые получено такое возмещение, и должны быть доступны для расходования в целях, для которых такие израсходованные средства были выделены законом, в течение финансовый год, в котором были получены такие средства, и следующий финансовый год; но ни в коем случае полученные таким образом средства не могут быть использованы для расходов после 30 июня 19 г. 46.
СПК. 7. Военный министр, министр военно-морского флота и глава департамента или агентства должны во всех контрактах или соглашениях о распоряжении любыми предметами обороны или оборонной информацией полностью защищать права всех граждан Соединенных Штатов, которые патентные права в отношении любой такой статьи или информации, распоряжение которыми настоящим разрешается, и платежи, взимаемые в качестве роялти за такие патенты, выплачиваются владельцам и держателям таких патентов.
СЕК. 8. Военные министры и министры военно-морского флота настоящим уполномочены закупать или иным образом приобретать оружие, боеприпасы и военное снаряжение, произведенное в пределах юрисдикции любой страны, к которой применим раздел 3, всякий раз, когда Президент сочтет такую покупку или приобретение нецелесообразным. необходимо в интересах обороны США.
СЕК. 9. Президент может время от времени издавать такие правила и положения, которые могут быть необходимы и уместны для выполнения любого из положений настоящего Закона; и он может осуществлять любые полномочия или полномочия, возложенные на него настоящим Законом, через такой отдел, агентство или должностное лицо, которое он укажет.
СЕК. 10. Ничто в настоящем Законе не может быть истолковано как изменяющее действующее законодательство, касающееся использования сухопутных и военно-морских сил Соединенных Штатов, за исключением случаев, когда такое использование относится к производству, закупке и ремонту средств обороны, передаче информации. , и другие небоевые цели, перечисленные в этом законе.
SEC 11. Если какое-либо положение настоящего Закона или применение такого положения к каким-либо обстоятельствам будет признано недействительным, это не повлияет на действительность остальной части Закона и применимость такого положения к другим обстоятельствам.
Утвержден 11 марта 1941 г.
Программа ленд-лиза, 1941-1945 гг. — Президентская библиотека и музей Рузвельта
Великобритания на краю пропасти
К концу 1940 г. военные действия Великобритании против Германии достигли критической точки. 23 ноября посол Великобритании в США лорд Лотиан прибыл в нью-йоркский аэропорт Ла Гуардиа, где провел импровизированную пресс-конференцию. «Ну, ребята, — объявил он собравшимся журналистам, — Британия разорилась; Нам нужны ваши деньги». Это замечание широко освещалось американскими средствами массовой информации, и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль поставил под сомнение его дипломатический такт. Тем не менее, это не было преувеличением.
С апреля Великобритания вела бои с Германией на суше, на море и в воздухе. Стоимость этих операций почти истощила британские резервы валюты и золота. Без этих средств Британия больше не могла закупать жизненно важные военные товары американского производства, которые она закупала с начала войны в сентябре 1939 года. Франклин Д. Рузвельт. «Приближается момент, — писал он, — когда мы больше не сможем платить наличными за доставку и другие поставки». Уже хорошо осознавая опасности, связанные с экспансией нацистской Германии, Рузвельт был полон решимости ответить на нужды Британии. Через несколько месяцев этот ответ примет форму программы ленд-лиза.
Сцена, показывающая пожар и разрушения, вызванные бомбардировкой немецкой авиации. Англия, возможно Лондон. Npx 71-117.
Продажа по ленд-лизу Америке
Программа появилась после значительных усилий Рузвельта, направленных на то, чтобы убедить скептически настроенных членов Конгресса и широкую общественность в ее необходимости. Этот скептицизм восходит к участию Америки в Первой мировой войне (1917-1918 гг.), травмы которой заставили многих американцев уйти в изоляцию от мировых дел. В 1930-х годах, когда фашистская агрессия в Европе спровоцировала ряд международных кризисов, изоляционистски настроенные члены Конгресса приняли ряд актов о нейтралитете, резко ограничивших степень реагирования администрации Рузвельта на эти кризисы.
В 1939 году, после вторжения Германии в Польшу, Рузвельт обошел эти ограничения, убедив Конгресс разрешить правительству продавать военные поставки во Францию и Великобританию на условиях наличных денег — другими словами, они могли платить наличными за товары американского производства. припасы, а затем перевозить их на собственных кораблях. Эта система служила двойной цели: она позволяла Рузвельту оказывать материальную поддержку антифашистским союзникам, позволяя США избежать прямого участия в расширяющейся войне. Однако к концу 19В 40 г., когда Франция пала, а Великобритания была на грани банкротства, эта система больше не могла эффективно содействовать сопротивлению немецкой экспансии.
Ноябрь 1939 г. Открытка в поддержку помощи союзникам посредством поправок к Закону о нейтралитете, разосланная членам Конгресса частными группами. Записи Палаты представителей, Национального управления архивов и документации.
В декабре, вскоре после того, как он получил обращение Черчилля, Рузвельт начал работу по убеждению Конгресса и общественности в том, что более прямая помощь Великобритании отвечает жизненно важным интересам Америки. 17 декабря Рузвельт провел пресс-конференцию, на которой представил общественности идею кредитования, а не продажи военных грузов Великобритании. Он сравнил этот план с одолжением садового шланга соседу, чтобы тот мог потушить пожар в своем доме; тогда сосед возвращал шланг «в целости» или, если он «разбился — в нем были дыры — во время пожара», — заменял его новым.
Позже, в своей беседе у камина 29 декабря, Рузвельт более широко представил США как «арсенал демократии», использующий свою промышленную и сельскохозяйственную мощь для помощи странам, противостоящим жестокой нацистской агрессии. Тем временем администрация Рузвельта и ее союзники в Конгрессе активно работали над тем, чтобы заручиться законодательной поддержкой этой новой программы помощи. На протяжении официальных дебатов и закулисных переговоров план Рузвельта столкнулся с серьезным противодействием со стороны изоляционистов и тех, кто утверждал, что план даст Рузвельту слишком много личной власти.
Несмотря на эту оппозицию, Рузвельт и его сторонники в Конгрессе одержали победу, и 8 марта 1941 г., HR 1776, Закон о ленд-лизе (с подзаголовком «Закон о содействии обороне Соединенных Штатов») был принят путем окончательного голосования в Сенат. 11 марта президент подписал закон. (См. пресс-конференцию Рузвельта после подписания). После того как закон был принят, Рузвельт не терял времени даром. Через новое Управление по ленд-лизу Рузвельт приказал доставить припасы из портов США в Великобританию, которая к концу апреля получала огромное количество продовольствия и военных материалов. Кроме того, в последующие месяцы Рузвельт воспользовался своими полномочиями в соответствии с законом, чтобы добавить больше стран в список получателей помощи.
К концу 1942 года в список вошли Советский Союз, Китай, Австралия, Новая Зеландия и правительства в изгнании Польши, Нидерландов и Норвегии. Позже движение «Свободная Франция» под руководством Шарля де Голля получило припасы, как и множество новых латиноамериканских союзников, включая Парагвай, Бразилию и Перу.
Эти припасы принимали всевозможные формы. Они включали военную технику, такую как самолеты, корабли, танки, стрелковое оружие, станки, оборудование для строительства дорог и взлетно-посадочных полос, промышленные химикаты и оборудование связи. США также отправили одежду и продукты питания, такие как сгущенное молоко, мука, крахмал, сушеные бобы, мясные и рыбные консервы и концентрированный апельсиновый сок. Кроме того, получатели ленд-лиза принимали незавершенные товары, в том числе шерсть и кожу для обмундирования.
Управление ленд-лизом
Задача управления такой обширной программой была ошеломляющей. Три администратора программы — Гарри Хопкинс (март-август 1941 г.), Эдвард Стеттиниус (август 1941 г. — сентябрь 1943 г.) и Лео Кроули (сентябрь 1943–1945 гг.) — столкнулись с огромными административными и логистическими проблемами. К ним относятся, как лучше всего подготовить неподходящие марокканские порты для приема припасов для войск союзников в Северной Африке; как кормить американские войска на Тихом океане продовольствием из Новой Зеландии, в котором также нуждалось гражданское население Британии; и как обеспечить гражданское население в различных регионах тем, что они могут лучше всего использовать.
Одной из самых больших проблем было найти баланс между потребностями союзников и отечественной промышленностью военного времени. Например, в ноябре 1941 года Франклин Рузвельт был обеспокоен тем, что программа ленд-лиза отправляла за границу станки, в которых срочно нуждались военные заводы США. Соответственно, он попросил военного министра Генри Стимсона и министра военно-морского флота Фрэнка Нокса провести тщательное изучение этого вопроса.
Сообщение военного министерства относительно надлежащего количества и формы поставок сгущенного молока для гражданских лиц в Северной Африке. Документы комнаты карты, файл: Магазины продовольствия — 1942-1944.
Программа ленд-лиза также должна была решать политические проблемы как дома, так и за рубежом. Дома программа оставалась спорной в течение нескольких месяцев после принятия закона о ленд-лизе. В августе и сентябре 1941 года, например, американские газеты широко публиковали утверждения о том, что британская миссия в США взимала тысячи долларов за дорогую еду и вино с ассигнований по ленд-лизу. Администрация Рузвельта в конечном итоге заставила замолчать обвинения, осудив их как злонамеренную пропаганду, направленную на подрыв усилий США по оказанию помощи. Тем не менее, до тех пор, пока атака на Перл-Харбор официально не привела США к войне, сохраняющиеся подозрения в отношении британских мотивов продолжали усложнять программу ленд-лиза.
Почти столь же сложными были отношения с другими союзниками. Например, зимой 1942 года администрация Рузвельта столкнулась с подозрениями СССР в том, что условия, на которых они получили ленд-лиз, были менее выгодными, чем те, которыми пользовались Британии. Кроме того, в июле 1943 года, когда генералы Шарль де Голль и Анри Жиро боролись за контроль над французскими военными операциями в Северной Африке, чиновники по ленд-лизу должны были объяснить личную неприязнь Рузвельта к де Голлю и его желание укрепить притязания Жиро с помощью ленд-лиза. Арендные перевозки. Превосходные политические навыки де Голля вскоре оттеснили Жиро в сторону, вынудив Рузвельта признать его командование.
Заключение
Какими бы сложными ни были эти испытания, программа ленд-лиза преодолела их все. Поставки продовольствия и военных материалов неуклонно росли каждый месяц после принятия закона о ленд-лизе в марте 1941 года. К концу января 1945 года США потратили 36 555 000 000 долларов, или около 15% своего общего военного бюджета. Эти цифры будут продолжать расти в последние месяцы войны, поскольку военные и гражданское население во всем мире получают то, что им нужно, когда и где им это нужно. С потрясающим организационным мастерством программа ленд-лиза преуспела в реализации идеи Франклина Рузвельта о том, чтобы сделать Соединенные Штаты арсеналом военных усилий союзников.
Первичные источники
- Документы Гарри Хопкинса. Библиотека Рузвельта.
- Международные отношения США: дипломатические документы 1940 г. Том. 3. Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография, 1959.
- Франклин Д. Рузвельт, Документы президента, Файл комнаты карт. Библиотека Рузвельта.
- Франклин Д. Рузвельт, документы президента, дело секретаря президента. Библиотека Рузвельта.
Вторичные источники
- Уоррен Ф. Кимбалл. Закаленные в войне: Рузвельт, Черчилль и Вторая мировая война.
Нью-Йорк Уильям Морроу и Ко., 1997.
- Самый отвратительный акт: ленд-лиз, 1939-1941. Балтимор: Johns Hopkins University Press, 1969.
- Стеттиниус, Эдвард Р. Ленд-лиз: оружие для победы.
Такая программа, как ленд-лиз, означающая трату многих миллиардов долларов, естественно, вызвала критику и непонимание.
Ленд-лиз занимается широкими международными вопросами и обширными, иногда сложными и техническими операциями. Многие люди неправильно поняли его цель; другие, кажется, не знают о его достижениях. Еще 12 ноября 1943 года, почти через три года после начала дебатов о ленд-лизе, опрос Гэллапа показал, что «несмотря на миллиарды, вовлеченные в крупнейший обмен товарами и услугами всех времен, почти 9 из каждых 10 Американцы либо имеют неверное представление об условиях погашения сделки, либо откровенно признаются, что не знают ее основных принципов».
Какие основные критические замечания были высказаны? Какие основные возражения были выдвинуты?
Высказывались опасения, что мы вносим больше, чем нам положено, в расходы на войну.
Другая критика заключается в том, что мы не получаем должного признания за нашу щедрость. Кое-кто считает, что мы не осуществляем должного контроля за использованием некоторых товаров, отправляемых за границу. Также утверждается, что иностранные правительства внушаются, что Соединенные Штаты будут продолжать оказывать там помощь в масштабах, которые обанкротят Соединенные Штаты. А некоторые обвиняют в том, что широкие полномочия, предоставленные Законом о ленд-лизе, наделяют исполнительную власть чрезмерными полномочиями.
Какова наша справедливая доля?
Вопрос о выплате нашей справедливой доли расходов на войну, поскольку он включает в себя объем помощи по ленд-лизу, может быть решен через слова самого Закона о ленд-лизе. Помощь может быть законно оказана любой стране, чья оборона «жизненно важна для обороны Соединенных Штатов». Определить, насколько жизненно важной может быть оказанная помощь, — это задача — и непростая — тех, кто отвечает за наши внешние связи и военные операции.
Решения должны быть взвешены и рассмотрены в свете конкретных политических, экономических и военных проблем. Это должно быть сделано, иногда задолго до, иногда в ответ на внезапную потребность или возможность. Находясь на войне, мы должны быть постоянно готовы к чрезвычайным ситуациям. В различных случаях необходимо консультироваться со всеми ведомствами правительства. Определить, насколько важной для нашей национальной обороны может быть та или иная форма помощи конкретной стране в конкретное время, представляет собой главный тест на государственную мудрость.
Мы вносим больше, чем наша доля, а наши союзники вносят меньше, чем их? Общие цифры военных расходов каждой страны несопоставимы. Мы на войне меньше, чем большинство наших союзников, но в целом наши солдаты лучше оплачиваются, а наше снаряжение дороже. Наши армия и флот больше, как по численности, так и по количеству техники, чем, например, британские. Мы сможем приблизиться к реальному показателю финансовых усилий, если увидим, какую часть своего национального дохода каждая нация вкладывает в военное производство.
Что мы с этого получим?
В начале 1944 года было подсчитано, что Соединенные Штаты производили около половины всего производства боеприпасов Организации Объединенных Наций (корабли, самолеты, танки, пушки, снаряды и т.п.). Нам решать, как и для чего будет использоваться эта половина.
Чтобы выиграть войну, необходимо эффективно использовать все ресурсы Организации Объединенных Наций. Если бы из-за нехватки снабжения военные действия на каком-либо фронте ослабли, то те, кто ворчит из-за нашего счета за ленд-лиз, несомненно, так же быстро, как и все остальные, пожалели бы об этом ослаблении.
Помогая Организации Объединенных Наций сдерживать страны Оси и затем переходить в наступление, ленд-лиз не только помог нашей собственной обороне, но и спас много жизней американцев. Как сказал сенатор Джордж во время рассмотрения четвертого законопроекта об ассигнованиях по ленд-лизу в июне 1943 года:
«Я убежден, что, если бы мы не сделали приготовления, которые мы сделали в те драгоценные месяцы, когда мы выигрывали время, эта война продолжалась бы.
на год дольше. Даже если мы сократили эту войну только на шесть месяцев, мы сократили наши расходы при нынешних темпах на 48 миллиардов; и в крови наших мужчин, в слезах их матерей мы спасли больше, чем можно когда-либо сосчитать».
Не слишком ли тяжела наша жертва?
Сколько наших военных жертв мы отдаем в ленд-лиз? Как мы видели, ленд-лиз составлял 15 процентов всех наших военных расходов до 30 июня 1944 года. Доля британских военных расходов, направленных на помощь ее союзникам, составила около 10 процентов (данные на конец 1943 года). В середине 1944 года Австралия и Новая Зеландия тратили 18 процентов своих военных бюджетов на обратный ленд-лиз только для вооруженных сил Соединенных Штатов.
Равенство жертв среди союзников подразумевает равенство усилий пропорционально ресурсам нации. Британцы, русские и китайцы понесли большие потери, как среди военных, так и среди гражданского населения, и гораздо большие материальные потери от вражеских бомбардировок и вандализма, чем мы.
К концу лета 1944 года русские потеряли более 5 000 000 человек, Великобритания — около 1 000 000, а Соединенные Штаты — более 300 000 человек. Эти ноши тяжелы. Они представляют собой потери рабочей силы, капитала и доходов. Они создают огромные задачи восстановления после войны.
Сравнить все эти потери было бы невозможно. Их нельзя измерять в долларах и центах. И если бы для уравновешивания счетов можно было бы определить денежную оценку потерянных жизней, Соединенные Штаты, несомненно, оказались бы по уши в долгах. Тем не менее, многие наблюдатели считают, что было бы несправедливо не учитывать такие затраты при расчетах по ленд-лизу и оценке вклада каждой из ООН в разгром Оси. Каково твое мнение?
Были ли допущены ошибки?
Поставка британцам, австралийцам и другим странам таких «гражданских» товаров, как грузовики и сельскохозяйственная техника, «в то время как американские фермеры во многих местах обходились без денег», вызвала множество негативных комментариев.
Оправдано ли это замечание?
Сельскохозяйственная техника, а также продукты питания были предоставлены англичанам в то время, когда ситуация с продовольствием на Британских островах была особенно критической из-за подводной войны. Британия была близка к голоду, и отправка дополнительных продуктов в 1941 и 1942 г., вероятно, означало бы увеличение потерь в результате затопления судов пропорционально увеличению используемого судоходного тоннажа. Однако если бы мы отправили сельскохозяйственную технику в Англию, где фабрики были переоборудованы для производства боеприпасов, а доступная рабочая сила остро нуждалась в военных работах, на британской земле можно было бы выращивать больше необходимых продуктов питания. Таким образом, считалось, что судоходная техника имеет явное преимущество.
Британские острова были важной базой для наших военных операций, и наши солдаты в Британии получали большое количество продовольствия по обратному ленд-лизу. Некоторая часть этой пищи поступает с газонов и игровых площадок, где веками не выращивали сельскохозяйственных культур, которые британцы вспахивали с помощью американской техники:
То же самое можно сказать и о наших поставках сельскохозяйственного оборудования в Австралию и Новую Зеландию, поставках, которые фигурировали в критике ленд-лиза.
Что показывает запись?
Учитывая скорость, с которой было обработано огромное количество материалов, а также конкурирующие потребности наших союзников и наши собственные гражданские и военные потребности, мало кто из критиков отрицает, что история ленд-лиза является хорошей. Каждый запрос на помощь по ленд-лизу сначала тщательно расследовался Управлением по ленд-лизу и его преемником, Управлением внешней экономики, или Военным или Военно-морским министерством, Морской комиссией, Управлением военного судоходства или Управлением военного продовольствия. Затем материалы, подпадающие под юрисдикцию Совета по военному производству, должны пройти тест этого агентства на относительную срочность. У других агентств была возможность изучить запросы на товары, которых не хватает в Соединенных Штатах. Ни один запрос не будет одобрен до тех пор, пока не будут изучены потребности всех заявителей, включая наших гражданских лиц.
Были, конечно, случаи, когда по ленд-лизу отправляли не тот товар, не туда отправляли нужный товар, или вещи использовали не по назначению.
Защитники ленд-лиза отмечают, однако, что таких случаев было очень мало по сравнению с теми, когда нужный товар попал в нужное место в нужное время. Большинство из тех, кто изучал администрирование ленд-лиза, считают, что с ним хорошо справились, принимая во внимание стрессы времени. Корабль иногда плывет в спешке; иногда задерживается или вообще не плывет. В какой-то степени такие потери и растраты являются частью ленд-лиза, потому что они являются частью войны.
Что правда, а что вымысел?
Было много честной критики ленд-лиза. Также было много слухов, некоторые забавные и надуманные, другие, возможно, были направлены на то, чтобы посеять семена разногласий между союзниками.
Самые настойчивые слухи связаны с маслом. По мере того, как стоимость сливочного масла росла, слухи становились все более экстравагантными. Говорили, что мы отправили в СССР столько масла, что советские солдаты смазывали им сапоги. Но на самом деле сливочное масло, которое доставалось Советам, — в нем отчаянно не хватало молочных продуктов — было относительно небольшим по объему и использовалось в основном в больницах.
Летом 1943 года в штате Нью-Йорк распространилась история о человеке, который отправился на охоту в Северный лес. В местных магазинах масла не нашел. Однако, когда он пересек границу с Канадой, он мог купить два фунта масла за один раз, согласно рассказу, причем на упаковках было написано «Ленд-лиз». Эта сказка оказалась беспочвенной. Масло по ленд-лизу не поставлялось ни в Канаду, ни в любую другую страну, кроме СССР. к платьям для известной герцогини и званому ужину в фешенебельном вашингтонском отеле для члена союзной миссии. Чтобы сначала отметить последние пункты, все закупки товаров и услуг по ленд-лизу осуществляются по запросу, и никто не может запросить званый ужин или вечернее платье. Иностранные правительства никогда не делали запросов на званые обеды или платья.
Что касается нейлоновых шлангов, то газета Сиднея, Австралия, в ноябре 1943 года сообщила, что американские нейлоновые шланги поступят в продажу в местных магазинах. Однако в ходе расследования выяснилось, что эта история была подброшена политическими оппонентами члена австралийского парламента, который должен был быть переизбран.
На самом деле это не имело никакого основания и было немедленно отвергнуто смущенным австралийским правительством.
Утверждение о том, что виски, дорожные чемоданы и другие предметы роскоши поставлялись по ленд-лизу, имело по крайней мере зерно истины. Такие изделия однажды запросили офицеры британского линкора, проходившего капитальный ремонт на верфи американского флота. Офицеры попросили что-то, что обычно поставлялось на их собственных военно-морских верфях. Поскольку виски и дорожные чемоданы американскому персоналу не выдаются, военно-морское ведомство отклонило запрос.
Одна история, которая всплывает с необычайным упорством, касается бензина. В различных версиях рассказывается, что американские войска в полевых условиях продали британцам большое количество бензина в таком-то месте. Цена была 2 цента за галлон или 9 центов за галлон или около . Позже ситуация с поставками на этом месте изменилась, и нам пришлось покупать газ у англичан. Это стоило нам — иногда история говорит об одном и том же бензине — где-то от 36 до 45 центов за галлон.
То, как в этих рассказах упоминаются точные цифры, заставляет их звучать так, как будто они должны быть правильными. На самом деле заявленные цены — это розыгрыш. Дело в том, что США бензин англичанам не продает и англичане его нам не перепродают. Мы поставляем его им по ленд-лизу бесплатно для них, а они поставляют его по обратному ленд-лизу бесплатно для нас. Каждое правительство ведет учет того, сколько оно изначально потратило на бензин, но деньги никогда не переходят из рук в руки в рамках ленд-лиза.
Еще более зловещим был слух о том, что Советы обменивали некоторые самолеты, полученные от нас по ленд-лизу, у японцев на каучук и что эти самолеты позже использовались — якобы — против наших войск в Тихом океане. Слухи такого рода, часто звучащие в радиопередачах Оси, были расследованы и признаны беспочвенными Государственным департаментом и другими агентствами.
На такие злобные байки правда — хороший и достаточный ответ. Но правда не всегда настигает вовремя, чтобы не повредить межсоюзническому единству.
Однако есть доказательства и с другой стороны. Многие солдаты своими глазами видели эффект ленд-лизовского оружия в руках истребителей союзников против врага. Или он, возможно, знал удобства еды и ношения одежды, поставляемой по обратному ленд-лизу.
Наши союзники неблагодарны?
Ни одно обсуждение ленд-лиза не было бы полным без некоторого внимания к особенно деликатному моменту, иногда поднимаемому в полемике. Взаимное доверие и лояльность «обязательны» между союзниками, но время от времени высказывались предположения, что наши союзники не проявляют достаточной благодарности за помощь, которую мы оказываем им по ленд-лизу. Энергичный американский протест в Москве выразил это мнение в 1943 году, и русские немедленно обратили на это внимание.
Утверждается, что Великобритания наклеивала свои собственные этикетки на товары, поступающие из Соединенных Штатов, и отправляла их в другие страны. Были также жалобы на то, что материалы по ленд-лизу использовались британцами для производства товаров, которые позже продавались за границу или иногда продавались в Соединенных Штатах.
Критика наших союзников должна встречаться в духе справедливости. В случае возникновения ошибок следует устранить их источник и провести расследование. Но отдельные инциденты не должны заслонять установленные принципы сотрудничества. Выводы, основанные на преувеличенном недопонимании, опасны для нынешнего ведения войны и для будущего сотрудничества между Организацией Объединенных Наций для обеспечения мира.
Сами по себе факты не дают оснований для разногласий. Советское правительство расширило место в своей печати и радио для признания американской помощи и соответствующего вклада всех других союзников. Эта оценка подчеркивалась в выступлениях и заявлениях высших советских должностных лиц, в том числе премьер-министра Сталина. Аналогичные выражения благодарности высказывали премьер-министр Уинстон Черчилль, посол Галифакс и другие высокопоставленные британцы.
Над нами долбят?
Как насчет предполагаемой продажи товаров по ленд-лизу нашими союзниками и перепродажи изделий, изготовленных из материалов, импортированных по ленд-лизу? Продажа некоторых предметов, полученных по ленд-лизу, считалась необходимой для ведения войны.
Наиболее важным примером является доставка продуктов питания в Великобританию.
В Великобритании еда, выращенная дома и привезенная из-за границы, находится в ведении Министерства продовольствия. Министерство продает продукты, полученные от нас, переработчикам и дистрибьюторам, а вырученные таким образом деньги идут на ведение войны.
Если бы еда раздавалась бесплатно британцам, это нарушило бы всю систему распределения.
Некоторые критики говорили, что Британия должна передать нам выручку от продажи ленд-лизовского продовольствия. Но это не в духе закона о ленд-лизе. Основная идея ленд-лиза состоит в том, чтобы не привязывать рассмотрение денежных платежей к поставляемым нашим союзникам предметам, имеющим жизненно важное значение для их обороны. Если бы Британия давала нам деньги от продажи продовольствия, а не клала их в свою казну, ее способность финансировать военные расходы была бы намного меньше.
Правительства Организации Объединенных Наций в рамках общего планирования попытались предотвратить использование предметов ленд-лиза таким образом, чтобы это могло нанести ущерб американской торговле и торговле.