Содержание

Круиз смерти. Крушение «Адмирала Нахимова» стало «советским Титаником» | История | Общество

Гибель парохода «Титаник» после столкновения с айсбергом в 1912 году на десятилетия вперёд стала символом всех крупных морских катастроф, произошедших в мирное время. К концу XX столетия у людей вновь стала появляться иллюзия, что трагедии подобного рода ушли в историю. Расплата за подобные заблуждения всегда получается жестокой.

31 августа 1986 года в Цемесской бухте близ Новороссийска произошла катастрофа, которую впоследствии стали называть «советским Титаником». Но, в отличие от истории 1912 года, в данном случае не было никакого айсберга — крушение явилось исключительно делом человеческих рук.

Трофейный «Берлин»

Советский круизный пароход «Адмирал Нахимов» был спущен на воду в марте 1925 года в немецком Лоббендорфе, получив название «Берлин». В первые годы своего существования «Берлин» совершал рейсы из Германии в Нью-Йорк. К концу 1930-х годов трансатлантические рейсы стали невыгодными, и судно перевели на круизы по Средиземному морю.

С началом Второй мировой войны «Берлин» был переоборудован в госпитальное судно и в таком качестве использовался вплоть до 1945 года. В январе 1945 года он подорвался на мине близ порта Свинемюнде и затонул на небольшой глубине. В 1947 году судно было поднято советскими водолазами и отправлено на частичный ремонт в доки Кронштадтского порта. Ставший трофеем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», после чего отправился на Родину, в Германию. В ГДР пароход подвегся капитальному ремонту и в 1957 году вошёл в состав Черноморского морского пароходства.
«Берлин», 1920-е годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Престижный отдых и специальные операции

«Адмирал Нахимов» стал в СССР символом престижного круизного отдыха, доселе незнакомого советским гражданам. Впрочем, иногда он использовался и в других целях. Так, во время Карибского кризиса на его борту перебрасывали на Кубу советских военнослужащих, а в 1979 году — кубинских военнослужащих для выполнения секретной миссии в Африке.

В истории «Адмирала Нахимова» были и рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, и плавание с участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Пароход обладал исключительной репутацией — за почти три десятка лет его эксплуатации в СССР с его участием не было зафиксировано ни одного серьёзного происшествия.

Время, однако, давало о себе знать — в 1980-х годах «Адмирал Нахимов» сменил дальние рейсы на круизы по Чёрному морю. Круизы эти пользовались бешеным успехом у неизбалованных жителей СССР.

Прогулочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Рейс Одесса – Батуми – Одесса

29 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» выходил в очередной рейс по маршруту Одесса – Батуми – Одесса с заходами в Ялту, Новороссийск и Сочи. Завершиться круиз должен был 5 сентября. Покинув Одессу, пароход благополучно добрался до Ялты, а затем в 14:00 31 августа прибыл в Новороссийск. В 22:00 лайнер должен был покинуть порт и взять курс на Сочи. На его борту находилось 1243 человека: 346 членов экипажа и 897 пассажиров.

Капитаном «Адмирала Нахимова» с 1984 года являлся Вадим Марков, опытный моряк, имевший за плечами работу на линиях загранплавания. Свой корабль капитан Марков знал отлично, да и никаких опасностей выход из порта не сулил.

Согласно сообщению поста регулирования движения судов (ПРДС), в этот момент к порту Новороссийска подходил единственный корабль — сухогруз «Пётр Васёв», вёзший канадский ячмень. Командовал сухогрузом капитан
Виктор Ткаченко
, который сообщил, что пропустит выходящий из бухты пароход.

«Пётр Васёв» идёт навстречу

С задержкой в 10 минут от расписания «Адмирал Нахимов» отшвартовался и устремился к выходу из порта. Пароход прошёл ворота порта, вышел на курс 154,2 и стал следовать по направлению к буям Пенайских банок, которые находились на выходе из бухты.

На борту царило спокойствие. Часть пассажиров отправилась спать, кто-то собирался на киносеанс, молодёжь была на дискотеке в музыкальном салоне, часть людей находилась в барах.

В это время капитан Ткаченко ещё раз подтвердил, что «Пётр Васёв» пропустит «Адмирала Нахимова». Ту же информацию по радиосвязи Ткаченко передал второму помощнику капитана «Адмирала Нахимова» Александру Чудновскому, который в 23:00 принял вахту у капитана Маркова. Ткаченко и Чудновский договорились о том, что суда разойдутся правыми бортами. Капитан Ткаченко ориентировался на показания САРП — системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса. Данные этого устройства говорили о том, что суда благополучно разойдутся.

Но находившийся на «Адмирале Нахимове» Чудновский, наблюдавший за ситуацией визуально, уже примерно в 23:05 обнаружил, что суда идут на опасное сближение. Вахтенный снова связался с Ткаченко, уточнив: «Пётр Васёв» точно пропускает пароход? Капитан Ткаченко подтвердил: да, всё в порядке.

«Пётр Васёв». Фото: Commons.wikimedia.org

«Работать немедленно назад!»

Тем временем и на «Петре Васёве» были те, кто видел, что ситуация развивается в опасном направлении. Помощник капитана Зубюк обращал внимание Ткаченко на то, что пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. При этом Зубюк указывал на огни парохода, говорившие о том, что суда приближаются к столкновению.

Капитан Ткаченко ещё несколько минут с необъяснимым упрямством смотрел только на прибор. И лишь затем, наконец посмотрев туда, куда указывал Зубюк, с ужасом понял — «Пётр Васёв» на большой скорости летит прямо на «Адмирала Нахимова».

Капитан Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение — «средний вперёд», «малый вперёд». Эти полумеры уже не помогали, и последней командой Ткаченко стала: «Стоп, полный назад!». Однако тяжёлый сухогруз не может изменить направление движения моментально. «Пётр Васёв» продолжал идти на «Адмирала Нахимова». На пароходе вахтенный помощник капитана Александр Чудновский передал по радио на сухогруз: «Работать немедленно назад!». Рулевому «Адмирала Нахимова» была отдана команда: «Лево на борт!».

«Нахимов» ушёл на дно за 8 минут

Это не помогло — в 23:12 произошло столкновение. «Пётр Васёв» на скорости 5 узлов вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая в итоге составила около 80 квадратных метров.

Огромная пробоина привела к стремительному затоплению парохода. Всего за 30 секунд водой было заполнено машинное отделение. Корабль стал валиться на правый борт. Аварийное освещение, включившееся взамен отключившегося основного, проработало всего две минуты. Многие люди были заблокированы в каютах внутри гибнущего судна. Всё, что успели члены команды, — спустить на воду надувные плоты. Через 8 минут после столкновения, в 23:20, «Адмирал Нахимов» ушёл под воду, оставив на поверхности сотни борющихся за жизнь людей. Среди них не было помощника капитана Александра Чудновского. Моряк, понимая, что судно гибнет, вынес себе смертный приговор — спустившись в свою каюту, он заперся в ней и вместе с «Адмиралом Нахимовым» ушёл на дно.

Гибнущих людей спасали более 60 судов

Первым к месту катастрофы подошёл небольшой лоцманский катер ЛК-90, направлявшийся к «Петру Васёву» для проводки его к причалу. «Адмирал Нахимов» затонул на глазах членов экипажа катера.

В 23:35 ЛК-90 приступил к спасению людей. На борт маленького судёнышка подняли 118 человек, что значительно больше допустимой нагрузки. Потом спасённых стали передавать на другие подошедшие корабли. В это время капитан порта Новороссийск Попов отдал приказ всем плавсредствам следовать в район катастрофы для спасения людей. Буксиры, малые и рейдовые катера, катера погранвойск, «кометы» на подводных крыльях — всего 64 судна приняли участие в спасательной операции.

Работать приходилось в сложных условиях — сильный ветер, волны до двух метров. Но моряки делали всё возможное и невозможное. Курсанты Новороссийского высшего инженерно-морского училища, поднятые по тревоге, выходили в море на яликах, сами рискуя погибнуть.

В спасательной операции участвовала и команда сухогруза «Пётр Васёв», поднявшая на борт 36 человек. Из 1243 человек, находившихся на борту, погибли 423: 359 пассажиров и 64 члена экипажа. Среди погибших было 23 ребёнка.

Кто виноват?

Из Москвы прибыла большая правительственная комиссия во главе с первым зампредом Совета министров СССР Гейдаром Алиевым, а вместе с ней и многочисленная следственная группа.

Под суд в итоге пошли оба капитана — Виктор Ткаченко и Вадим Марков получили по 15 лет лишения свободы. Маркову, чудом уцелевшему в катастрофе, поставили в вину отсутствие на мостике. В момент катастрофы капитан находился в каюте начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора Крикунова, куда был приглашён на ужин. В отличие от Маркова, генерал Крикунов погиб вместе с семьёй.

За тридцать лет в катастрофе «Адмирала Нахимова» кого и чего только ни обвиняли — и аномальную зону, и советский строй, и ветхость судна, и диверсантов… История про обычный «человеческий фактор» многим резала слух. «Адмирал Нахимов» забрал ещё две человеческие жизни уже после крушения — два водолаза погибли, поднимая тела жертв на поверхность. После этого работы на судне были прекращены, и тела 64 человек так и остались внутри корпуса «Адмирала Нахимова».

Капитан «Петра Васёва» уехал в Израиль и погиб в кораблекрушении.

В 1992 году, после распада СССР, президенты России и Украины помиловали осуждённых капитанов.

Вадим Марков после освобождения вернулся в Одессу, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником. Из-за преследований со стороны родственников погибших его семье несколько раз приходилось менять место жительства. В 2007 году капитан «Адмирала Нахимова» скончался от рака.

Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко, взяв фамилию жены — Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль, надеясь, что там история гибели «Адмирала Нахимова» перестанет мешать ему жить. В 2003 году яхта, которой управлял Виктор Тальор, потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда. Обломки яхты и останки людей нашли на побережье Канады.

Район Цемесской бухты, где на глубине 47 метров лежит «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены.

aif.ru

Адмирал Нахимов (лайнер) Википедия

«Адмирал Нахимов» — советский пассажирский пароход. В течение 29 лет совершал круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии. 31 августа 1986 года в 23 часа 20 минут потерпел крушение в 15 км от Новороссийска и 4 км от берега. Погибли 423 из 1234 человек[1].

История парохода

«Берлин», 1920-е годы

Пароход «Берлин» был построен в Лоббендорфе (Германия) и спущен на воду 24 марта 1925 года, а уже 26 сентября 1925 года вышёл в свой первый рейс в Нью-Йорк. Корпус парохода был традиционно клёпаный. Отделка была сделана под руководством Пауля Людвига Трооста. «Берлин» участвовал в спасательной операции, когда 13 ноября 1928 года неподалёку от Нью-Йорка затонул английский пассажирский пароход «Вестрис». Тогда на его борт было поднято 23 человека. Переоборудование и модернизация пассажирских помещений была проведена на судне в 1932 году. Последний линейный рейс «Берлин» совершил летом 1938 года. Трансатлантические переходы стали невыгодными, и с этого времени пароход «Берлин» стал использоваться как круизное судно в рейсах на Шпицберген или в Средиземное море.

До Второй мировой войны он использовался как пассажирский лайнер, но с началом Второй мировой войны его переоборудовали в плавучий госпиталь.

15 июля 1939 года на судно пришёл секретный приказ командования военно-морских сил следовать в Восточную гавань Свинемюнде, для доставки в Мемель (ныне Клайпеда) подразделения «трудовой армии». После этого, 12 сентября 1939 года «Берлин» взял курс на Данциг, чтобы там использоваться по новому назначению. Всю Вторую мировую войну, до 31 января 1945 года пароход прошёл в качестве госпитального судна. В январе 1945 года пароход «Берлин» под большой охраной подошёл к Либаве (ныне Лиепая) для эвакуации части войск из окружённой немецкой курляндской группировки. 31 января 1945 года в «Поморской бухте», на рейде Свинемюнде «Берлин» подорвался на мине. Несмотря на пробоину 6×8 м, судно продолжало двигаться. Вскоре он получил вторую пробоину от повторного подрыва и судно оказалось подтопленным на глубине 13 метров (осадка равнялась 9 метрам). По словам водолаза Н. М. Тюрикова, пробоины в корпусе были большими, а сам корпус был очень крепким. При попытке судоподъёма в начале 1947 года снова произошёл взрыв, и судно опять погрузилось на дно, придавив водолаза Тимофея Старченко, который по счастливой случайности оказался в донном углублении. Водолаза спасли его товарищи. Вторично судоподъём был осуществлен 17 сентября 1947 года, после чего пароход был переименован в «Адмирал Нахимов» и позже был отведен в док Кронштадтского завода для частичного ремонта, проведения освидетельствования и составления «Технического проекта восстановительных работ». С 1949 по 1957 год п/х «Адмирал Нахимов» проходил капитально-восстановительный ремонт на верфях в ГДР. С 1957 года в составе пассажирского флота СССР, судовладелец — Черноморское морское пароходство. Первый капитан под советским флагом — Николай Антонович Соболев. Н. Соболев сравнивал внутреннее убранство судна с «дворцом или музеем».

Один из первых рейсов «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Ялта. Шлюпочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Вентиляционная труба затянута сеткой Прогулочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Видна мачта

В первом же рейсе, который состоялся 8 июня 1957 года, капитану Соболеву посыпались жалобы на плохую вентиляцию, духоту, отсутствие притока свежего воздуха. Пожарные заслонки постоянно падали, перекрывая вентиляцию. В каюты 3-го класса воздух вообще не поступал. Лишь спустя некоторое время удалось обнаружить, что воздух в эти каюты просто был не подведён. Задыхающиеся пассажиры раскрывали настежь иллюминаторы, в результате чего при малейшем крене или колебании моря вода захлёстывала иллюминатор и попадала в каюту. Быстро решить проблему вентиляции нижних палуб не удалось, и экипаж ограничивался полумерами — создавали по судну сквозняки. Большая осадка судна не позволяла принимать «Адмирал Нахимов» в мелководных портах прямо к причалу, поэтому приходилось производить посадку и высадку пассажиров на рейде и с помощью катеров доставлять на берег. Существовала проблема пополнения пресной водой, отсутствие буксиров и тяжёлая маневренность судна. Однако, спустя некоторое время, стараниями капитана Н. А. Соболева многие из перечисленных проблем были решены. В первую очередь решился вопрос с вентиляцией в каюты 3-го класса на палубе «Е». По прибытии судна после первого рейса в Одессу бригада жестянщиков с завода № 2 изготовила из оцинкованной жести новые каналы и рукава и смонтировала их в коридорах и каютах; судовые электромеханики установили вентиляторы. К концу третьего рейса оборудование вентиляции в каютах 3-го класса на палубе «Е» было завершено. По словам Соболева, в дальнейшие 2 года система вентиляции на судне модернизировалась, а через 10 лет труда судно было полностью кондиционировано и стало отвечать всем современным требованиям.

В течение всего времени эксплуатации на судне постоянно проводились учебные пожарные и шлюпочные тревоги. Широкая реклама и безупречная репутация обеспечивали пароходу «Адмирал Нахимов» стабильный пассажиропоток каждый год. Более того, экипаж парохода в одном из рейсов выступил с инициативой проведения 3—4 часовых морских прогулок во время дневных стоянок судна в порту во время круиза. Впоследствии морские прогулки стали массовым явлением и оказались очень популярными среди местного населения. Экипаж проводил морские прогулки в каждом порту, и пароход постоянно имел полную загрузку. Имя парохода «Адмирал Нахимов» становилось известно во многих городах Советского Союза, часто упоминалось на страницах местных газет.

С лета 1960 года постоянным фрахтователем парохода на время навигации и круизных рейсов по Крымско-Кавказской линии стал Украинский республиканский совет по туризму и экскурсиям. За одну только навигацию 1960 года экипаж судна получил сотни благодарностей. Руководство Черноморского пароходства, отмечая трудовую деятельность молодёжного коллектива парохода «Адмирал Нахимов», присвоило ему почётное в те времена звание «Экипаж коммунистического труда». В 1962 году одесский режиссёр Ковальчук снял телефильм, героями которого были члены небольшой семьи, решившие провести свой отпуск на пассажирском лайнере «Адмирал Нахимов». Фильм вышел под названием «15 дней одного года»[2]. Фильм обошёл экраны страны, вызвал большой интерес к морским путешествиям и способствовал пропаганде нового вида отдыха.

В 1962 году, во время Карибского кризиса, «Адмирал Нахимов» был привлечён для перевозки солдат на Кубу. 13 августа 1962 «Адмирал Нахимов» вышел из Севастополя в рейс на Кубу.[3] В газете «Правда» была опубликована статья о круизе парохода на Кубу с «сельскохозяйственными рабочими». По словам Н. А. Соболева, на борт парохода было передано два пакета с секретными указаниями. За два дня до прибытия в Гавану проходу парохода препятствовал американский эсминец. По окончании Карибского кризиса «Адмирал Нахимов» вернулся к мирным круизным рейсам. В 1965 году Академия наук СССР организовала на борту «Адмирала Нахимова» Всесоюзное совещание учёных по вопросу автоматического управления[4]. Несколько раз, в конце 1960-х и в 1970-х годах «Адмирал Нахимов» совершал рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, совершал рейсы с молодёжью с участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.

В 1979 году состоялись два секретных рейса Одесса — Куба (Матанзас) — Эфиопия (Ассэб) — Куба (Матанзас) — Эфиопия (Ассэб) — Ильичевск — общей продолжительностью около полугода по доставке кубинских военнослужащих для участия в военных действиях в Африке[5].

В летние месяцы на судне проходили практику студенты высших и средних специальных морских учебных заведений. Круглогодично на судне стажировались курсанты ШМО и ПТУ, многие из них работали на штатных должностях. В 1977 году экипаж судна во главе с бессменным капитаном отпраздновали 20-летие безаварийного плавания. В 1978 году капитан Соболев вынужден был покинуть судно по состоянию здоровья. В 1980 году на борту парохода «Адмирал Нахимов» проходили съёмки художественного фильма «Дамы приглашают кавалеров». В 1984 году капитаном «Адмирала Нахимова» становится 56-летний Вадим Георгиевич Марков, перешедший на пароход с линий загранплавания и возглавлявший до этого экипажи таких судов как «Леонид Брежнев», «Фёдор Достоевский», «Армения».

Крушение

Балкер «Подольск» (в 1986 году — «Пётр Васёв»).

31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов», в соответствии со своим круизным расписанием, прибыв из Ялты, пришвартовался в 14:00 у 34 пассажирского причала Новороссийского порта. Согласно расписанию, судну предстояло стоять в Новороссийске до вечера. В 22:00, приняв пассажиров на борт, пароход отдал концы и медленно отплыл от причальной стенки, сопровождаемый двумя буксирами[6]. Всего на его борту в этот момент находилось 1243 (по официальной версии) человека: 346 членов экипажа и 897 (по учёту выданных путёвок) пассажиров. На этот рейс опоздали Лев Лещенко и Владимир Винокур, у которых «затянулась» дегустация в Абрау-Дюрсо[7]. Во время разворота судна в акватории порта капитан парохода Марков запросил по УКВ у поста регулирования движения судов (ПРДС) информацию об обстановке на створах и на рейде. Пост ответил, что на пути судна и на рейде движения в настоящее время нет.

Единственное судно, которое подходит со стороны Босфора — это сухогруз «Пётр Васёв», следующий в порт под выгрузку канадского ячменя. «Пётр Васёв» предупреждён о выходе пассажирского парохода и обещал уступить дорогу «Адмиралу Нахимову» на выходе из бухты. Тем временем пассажиры «Адмирала Нахимова» начинали уходить на вечеринку в честь Дня шахтёра, кто-то лёг спать или укладывал детей. По расписанию в кинозале должен начаться фильм «Я любил вас больше жизни»[8].

САРП на мостике сухогруза «Пётр Васёв»

В это же время к порту Новороссийск на скорости 12,5 узлов приближался сухогруз «Пётр Васёв». В 21 час 30 минут (по судовому времени) на мостик сухогруза поднялся капитан Виктор Ткаченко и принял управление судном на себя. На мостике в это время также находился 3-й помощник капитана Пётр Зубюк, который вёл визуальное наблюдение за обстановкой. Виктор Ткаченко по УКВ передал станции Новороссийск-17 (ПРДС) и Новороссийск-5 (портнадзор) информацию о судозаходе и подтвердил, что уступит дорогу выходящему из бухты пассажирскому пароходу. Позже Ткаченко подтвердил ту же информацию вахтенному второму помощнику капитана парохода Чудновскому. Судоводители обоих судов вели между собой переговоры на 9 канале УКВ и договорились разойтись на выходе правыми бортами. Капитан сухогруза Виктор Ткаченко включил монитор системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП) для ввода информации и анализа обстановки ситуации сближения двух судов.

В 23 часа капитан парохода Марков, задав обороты и курс судна 160°, покинул мостик (и, по его словам, направился в свою каюту; по другой версии он ушёл в каюту к генералу Крикунову), оставив старшим на мостике вахтенного второго помощника Чудновского. Кроме него, на мостике парохода находились матросы Е. Смирнов, Ю. Вышаренко, Р. Фахретдинов. Александр Чудновский постоянно вёл визуальное наблюдение за приближающимся по правому борту сухогрузом. Минут через пять, обнаружив опасное сближение судов, Чудновский вышел на связь с «Петром Васёвым» и ещё раз уточнил порядок расхождения, на что получил подтверждение, что «Пётр Васёв» пропускает пароход «Адмирал Нахимов».

Капитан Ткаченко продолжал работать с САРП. Третий помощник капитана П. Зубюк, наблюдая огни парохода визуально, неоднократно указывал капитану, что машина переведена в манёвренный режим, а пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. Свои доклады Зубюк одновременно записывал в бортовой журнал. И уже после столкновения капитан Ткаченко стёр показания в бортжурнале, вписал новые и нажал на Зубюка, чтобы тот согласился с изменёнными данными, но тот отказался[источник не указан 712 дней]. Ткаченко, передоверившись показаниям САРП, который на мониторе показывал благополучное расхождение, на замечания своего помощника не обращал внимания. Лишь под действием настойчивых просьб с «Адмирала Нахимова» он поднял глаза и увидел, что его судно на полном ходу идёт прямо на пассажирский пароход. Через некоторое время Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение — сначала «средний вперёд», «малый вперёд», «стоп» и сразу «полный назад». Несмотря на то, что гребной винт уже работал на задний ход, сухогруз по инерции продолжал движение вперёд, следуя на опасное сближение с «Адмиралом Нахимовым».

Схема столкновения

На мостике «Адмирала Нахимова» в это же время Чудновский, наблюдая за приближением балкера, приказал изменить курс на малые углы, таким образом пытаясь уклониться от надвигающегося на него сухогруза. Чудновский отдал команду «Лево на борт!». Рулевой только успел переложить руль лево на борт, как в 23:12 произошло столкновение. Услышав три гудка и предположив, что подавать их может только «Пётр Васёв», капитан Марков посмотрел в иллюминатор, но судна справа не увидел. Капитан решил вернуться на мостик и выяснить обстановку. Удар сухогруза застал его по пути наверх. Оказавшись на мостике, капитан Марков отдал команду «Лево на борт!», с целью выбросить судно на мелководье, однако рулевой штурвала доложил, что судно руля не слушается. В этот момент у парохода затопило электрогенератор, и по всему кораблю погас свет. Капитан Марков, не имея возможности передать общесудовой сигнал тревоги и сигнал «SOS» по радио, приказал голосом объявлять по судну «шлюпочную тревогу».

«Пётр Васёв», успев снизить скорость лишь до 5 узлов, вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая, по оценке экспертов, после расцепления судов составила около 80 м². Машинное отделение было полностью заполнено через полминуты после столкновения. Пароход стал крениться на правый борт. Основное освещение через некоторое время погасло и людей охватила паника. Через короткий промежуток времени запустился аварийный дизель-генератор (АДГ) на шлюпочной палубе — заработало аварийное освещение, которое работало всего 2 минуты. «Адмирал Нахимов» тонул толчками. Крен на правый борт уже был около 45°, люди держались за леера и всё, за что можно было ухватиться. Многие перелезали на левый борт и по нему сползали в воду. Многие люди оказались заблокированными в своих каютах. С тонущего парохода матросам, под командованием боцмана Вильяма Лабоды, удалось сбросить большинство надувных спасательных плотов, которые стали единственными средствами спасения для утопающих. Через 8 минут после столкновения, в 23:20, имея крен на правый борт около 60°, «Адмирал Нахимов» затонул. На месте крушения на поверхности воды оказалось около 1000 человек, перепачканных краской и мазутом. 2-й помощник капитана «Адмирала Нахимова» Александр Чудновский, который управлял судном в момент столкновения, сразу после удара спустился в свою каюту, заперся и утонул вместе с кораблём. Чтобы извлечь его тело, водолазам впоследствии пришлось взламывать дверь[источник не указан 712 дней].

В это время из порта навстречу «Петру Васёву» шёл лоцманский катер ЛК-90 с лоцманом М. Карповым для проводки сухогруза к причалу. Увидев накренившийся на правый борт пароход, капитан катера О. Лях немедленно прокричал в эфир: «„Нахимов“ лёг на борт!». В 23 часа 35 минут ЛК-90 подошёл к месту катастрофы и приступил к спасению людей, одновременно передав по радио, что понадобятся буксиры и спасательные катера. О столкновении судов было немедленно доложено капитану порта Новороссийск Г. Л. Попову, который тут же, по телефону отдал указание всем плавсредствам следовать в район аварии для спасения людей. Первыми на место катастрофы снялись буксиры портофлота, рейдовые катера, малые пассажирские катера типа «Радуга», пассажирские суда на подводных крыльях «Комета». Одновременно команда сниматься и следовать в район катастрофы поступила на пограничные катера. ЛК-90 уже работал на месте крушения, приняв на борт со значительным перегрузом около 118 человек. Часть пассажиров позже были пересажены на другие суда, подоспевшие к тому времени в район аварии. Рейдовый катер РК-34, приняв на борт пострадавших людей (в том числе и капитана парохода Маркова), стал выходить из опасной зоны, но намотал на винт полипропиленовый конец, размотавшийся с затонувшего «Адмирала Нахимова» и всплывший к поверхности.

Пограничный катер типа «Гриф» под командованием мичмана А. Гусева на полном ходу подошёл к месту катастрофы и приступил к подъёму пострадавших на борт. Всего в спасательной операции приняло участие 64 плавательных единицы. Команда спасать людей была также отдана и команде сухогруза «Пётр Васёв». Капитан Ткаченко приказал следовать малым ходом в район аварии. Ветер к тому времени разогнал волну до высоты в 2 м. Пострадавших людей ветром и течением стало относить прямо на сухогруз и через некоторое время по обоим бортам плавало несколько десятков человек. Ткаченко приказал спустить на воду вёсельную шлюпку и мотобот, а также опустить парадный трап для приёма пострадавших на борт. Однако парадный трап заклинило и его спустить не удалось. В полночь 31 августа капитан Ткаченко доложил капитану порта, что «Адмирал Нахимов» затонул. Всего за эту ночь экипажем сухогруза было поднято 36 человек и 1 труп.

Сигнал тревоги прозвучал также и в Новороссийском высшем инженерно-морском училище (НВИМУ). Курсанты, узнав о трагедии, немедленно вышли в море на ялах[9][10], едва выгребая против ветра. Но к моменту их прихода на место крушения спасать уже было некого.

Из Москвы была направлена правительственная комиссия во главе с первым зампредом Совета министров СССР Гейдаром Алиевым. Украинскую группу возглавлял секретарь ЦК Компартии Украины Яков Погребняк. Для расследования причин катастрофы из Москвы прибыла группа из 50 человек. В том числе несколько следователей прокуратуры и заместителей председателя КГБ, замминистра внутренних дел, министры морского флота, транспорта и торговли, ответственные работники ЦК и других ведомств. С 1 сентября 1986 года на месте катастрофы работали водолазы. Они проникали внутрь корпуса парохода через отверстия, вырезанные в борту. Судно легло на грунт почти полностью на правый борт. Продольные коридоры превратились в узкие лазы, поперечные — в шахты. Повсюду была разбросана мебель, в коридорах образовались целые завалы из ковровых покрытий, мебели и трупов. Большинство дверей кают заклинило и водолазам пришлось извлекать из кают тела людей, предварительно взломав двери. Всего, по официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 человека (359 пассажиров и 64 члена экипажа). Однако найти и поднять на поверхность удалось не всех. 64 погибших навсегда остались под водой.

10 сентября, работая в помещениях затонувшего судна, погиб военный водолаз. 19 сентября попал в завал и не смог самостоятельно выбраться второй водолаз. После этого поисковые работы на затонувшем пароходе «Адмирал Нахимов» решением Правительственной комиссии были прекращены.

Статистические данные

Данные о пассажирах и членах экипажа круизного рейса парохода «Адмирал Нахимов» с 29 августа по 05 сентября 1986 г.

Пассажиры Экипаж Всего
Всего людей на борту 897 346 1243
Всего погибло 359 64 423
Погибло мужчин 138 34 172
Погибло женщин 221 30 251
в том числе погибшие дети до 16 лет 22 1 (сын чл. экипажа) 23
Погибших из:
Белорусская ССР 1 2 3
Латвийская ССР 24 0 24
Литовская ССР 25 0 25
Молдавская ССР 17 3 20
РСФСР 66 6 72
Узбекская ССР 10 0 10
Украинская ССР 216 51 267
Грузинская ССР 0 1 1
Киргизская ССР 0 1 1

Дальнейшие события

Модель парохода «Адмирал Нахимов»

В марте 1987 года в Одессе в доме культуры железнодорожников после почти полугодового следствия состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по статье 85 УК РСФСР и приговорили к 15 годам тюрьмы. В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана, один из которых отбывал срок наказания в России, другой на Украине — были освобождены. Капитан Виктор Ткаченко, сменив фамилию на фамилию жены — Тальор, эмигрировал в Израиль. В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже останки яхты и погибших людей, в том числе капитана, нашли у канадского берега. Похоронен В. Ткаченко в Тель-Авиве. Капитан Вадим Марков остался жить в Одессе. Сразу после освобождения работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником на пассажирских судах. После тяжёлой болезни В. Г. Марков умер 31 мая 2007 г. в Одессе.

Пароход «Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 м в Цемесской бухте. Экологической и навигационной опасности судно не представляет. Проектов судоподъёма в настоящее время не существует. Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, центром которой является место затонувшего парохода «Адмирал Нахимов», официально признан местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены. Теплоход «Пётр Васёв»[11] (ИМО 7932599) после ремонта в 1986 году в Ильичёвске был переименован. Названия судна после 1986 года[12][13]:

  • «Подольск» — 1986—1995 г.
  • «Langeron» — 1995—2000 г.
  • «An an» — 2000—2003 г.
  • «Myroessa» — 2003—2006 г. 31 августа 2006 года, сухогруз Myroessa снова зашёл в порт Новороссийск[14].
  • «Orbit» — 2006—2010 г.
  • «Jiajiaxin 1» 2010—2012 (списан, разделан на металлолом в Бангладеш)

В городе Павлограде в честь одной из геройски погибших бортпроводниц парохода Татьяны Фёдоровой названа улица[15]. В 1987 году, к первой годовщине трагедии, на мысе Дооб был сооружён памятный знак в память погибшего парохода и его пассажиров. Катастрофа легла в основу фильма «Армавир» 1991 года. Ежегодно 31 августа на место катастрофы приходит катер с родственниками погибших. Они опускают на воду венок и бросают цветы. Организатором поездок в Новороссийск родственников с 1997 года является благотворительный фонд «Нахимовец» в лице директора Г. В. Андриевской (до 1 декабря 2005 г.). После смерти Г. В. Андриевской фонд возглавила её дочь — Наталия Рождественская. Под её руководством фонд «Нахимовец» также устраивал ежегодные пресс-конференции, выставки, посвящённые памяти судна, его экипажа и пассажиров, содействует в организации съёмок документальных фильмов о катастрофе[16][17].

В 2006 году, в двадцатую годовщину гибели судна, служителем Свято-Успенского храма Новороссийска отцом Алексеем было совершено заупокойное богослужение, на борту затонувшего судна был закреплён освящённый деревянный крест. Отец Алексей стал первым и единственным в мире священником, совершившим поминальную службу под водой[18][19]. В 2007 году новосибирским архитектором С. Моржаковым была изготовлена точная копия парохода «Адмирал Нахимов» в масштабе 1:150. Модель судна была безвозмездно передана в собственность благотворительного фонда «Нахимовец» в августе 2007 года. В 2007 году экспонат выставлялся на выставках «Русский „Титаник“ — трагедия XX столетия» в городах Одессе и Новороссийске, где проходили мероприятия, посвящённые 21-й годовщине кораблекрушения. В марте 2008 года экспонат выставлялся в рамках выставки «Боль сквозь годы», проходившей в Одессе.

Факты о судне

  • По версии профессора В. Чуева, капитан сухогруза «Пётр Васёв» В. И. Ткаченко наблюдал на экране САРП некое третье судно, на которое делал расчёт расхождения, а переговоры по радио вёл с «Адмиралом Нахимовым».
  • В момент отшвартовки парохода от причала № 34 судно было остановлено на 10 минут для принятия на борт начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора КГБ А. Крикунова, опоздавшего к отходу. Генерал и вся его семья погибли в каюте-люкс № 9, находившейся на верхней палубе А с правого борта[20].

Документальные фильмы

  • "Черный круиз. История советского «Титаника»// Ассоциация «Экран Века», 1993
  • «Тайна гибели „Адмирала Нахимова“», реж. Ф. Лебедев // 2008 г.,
  • «Курсом поиска», авт. Е. Рожанский // телекомпания «Новая Россия», 1997
  • «Русский Титаник. Семь минут между жизнью и смертью», авт. О. Барковская // телекомпания «Рен-ТВ», 2001
  • «Гибель „Адмирала Нахимова“», авт. А. Габнис // телекомпания «НТВ», 2001
  • «Лайнер „Нахимов“ — спасите наши души», авт. А. Габнис. Расширенная версия фильма «Гибель „Адмирала Нахимова“». // телекомпания «Первый канал», 2006
  • «Русский Титаник, дожить до рассвета», авт. И. Чернова // телекомпания «Россия», 2006
  • «Сны „Адмирала Нахимова“» // АННПО «Подводные экспедиции», 2005
  • «Роковой день. Последний рейс.» НТВ
  • «Тайна крушения. Проклятый „Адмирал…“», телекомпания «Рен-ТВ», 2011[21]

Примечания

Литература

  • Чапкис, Давид Тойвович. Гибель «Адмирала Нахимова». — Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 1995. — 608 с. — (Чёрная картотека). — 20 000 экз. — ISBN 5-88475-022-6.
  • Черкашин Н. А. Последний рейс «Нахимова». — М.: Советская Россия, 1988. — 126, [2] с. — (Писатель и время). — 50 000 экз. — ISBN 5-268-00791-2, ББК 66.3(2)61 Ч-48.
  • Соболев Н. А. Море ошибок не прощает. Воспоминания капитана. — Одесса: Маяк, 1991. — 206, [2] с. — ISBN 5-7760-0420-9, РУБ 627.2.08, УДК 629.12 С54.
  • Коптюх Н. Немецкий «Берлин» — советский «Адмирал Нахимов». — Ставрополь, 2005.
  • Кулишкина И. В. Пароход «Адмирал Нахимов» от А до Я. — Одесса: Оптимум, 2011. — 105 с. — ISBN 978-966-344-446-8.
  • Морозов Б. Б. Горькая правда катастрофы. — Одесса: Оптимум, 2011. — 236 с. — ISBN 978-966-344-456-7.
  • Книга А. И. Анненского «Фанера над Парижем. Эпизоды», (глава «Конец семидесятых. Москва, Одесса, весь мир») ISBN 978-3-941953-26-0.

Ссылки

wikiredia.ru

Адмирал Нахимов (лайнер) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Адмирал Нахимов.
«Адмирал Нахимов»
SS Berlin III (1925—1949)
Флаг Германия Германия
Германия Германия
СССР СССР
Назван в честь Берлин и Павел Степанович Нахимов
Класс и тип судна

Пассажирское судно

класса Регистр СССР
Порт приписки Бремен, Одесса
Номер ИМО 5002986
Позывной QMBT → DOCL → UKDD
Оператор Северогерманский Ллойд
Черноморское морское пароходство
Изготовитель Bremer Vulkan
Спущен на воду 25 марта 1925
Введён в эксплуатацию 17 сентября 1925
Выведен из состава флота 31 августа 1986
Статус затонул
Основные характеристики
Водоизмещение 23 500 мт
Длина 174,30 м
Ширина 21,02 м
Высота 11,81 м
Осадка 9,00 м
Двигатели Паровая машина
Движитель 2 винта
Скорость хода 16 узлов (30 км/ч)
Экипаж 276 чел.
Пассажировместимость 1 500 чел.
Регистровый тоннаж 4142 т
 Медиафайлы на Викискладе

«Адмирал Нахимов» — советский пассажирский пароход. В течение 29 лет совершал круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии. 31 августа 1986 года в 23 часа 20 минут потерпел крушение в 15 км от Новороссийска и 4 км от берега. Погибли 423 из 1234 человек[1].

Содержание

  • 1 История парохода
  • 2 Крушение
  • 3 Статистические данные
  • 4 Дальнейшие события
  • 5 Факты о судне
  • 6 Документальные фильмы
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

ru-wiki.ru

Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов»

В течение почти трех десятилетий флагманом пассажирского флота СССР считался лайнер «Адмирал Нахимов». И не только потому, что он был самым крупным и комфортабельным кораблем на Черном море, способным успешно конкурировать с французским и британскими атлантическими лайнерами. у «Нахимова» особая и очень непростая история. Он был построен в Германии в 1925 г. и до 1939 г. совершал трансатлантические рейсы из германских портов к берегам США. В период Второй мировой войны лайнер использовался в качестве госпитального судна и затонул в Балтийском море на глубине 18 м, подорвавшись на мине. После поражения Гер -мании судно досталось в качестве трофея Советскому Союзу. В 1947 г. лайнер был поднят со дна. Почти десять лет потребовалось, чтобы отремонтировать и восстановить его оборудование на верфях ГДР, после чего корабль получил новое имя - «Адмирал Нахимов». С тех пор он исправно служил в качестве круизного лайнера на Крымско-Кавказских линиях, а в период Карибского кризиса участвовал в переброске советских военнослужащих на Кубу.

В июле 1986 г. Авторитетная морская комиссия, осмотрев корабль, пришла к заключению, что он отслужил свой срок. Однако еще некоторое время «Адмирал Нахимов» продолжал ходить по Черному морю.

Пропустите адмирала!

31 августа 1986 г. лайнер пришвартовался в Новороссийске. В 22 ч, приняв на борт пассажиров, он медленно отвалил от причальной стенки. На борту «Адмирала Нахимова» находилось 1 243 человека, из них 897 пассажиров и 346 членов экипажа.

Когда судно разворачивалось, капитан В. Марков запросил у портовой службы информацию об обстановке. Ему ответили, что единственное судно, которое приближается к порту со стороны Босфора,- зерновоз «Петр Васев». Согласно правилам, «Адмирал Нахимов» должен был пропустить входящее в порт судно, но вмешался диспетчер, который отдал «Петру Васеву» команду пропустить лайнер. Капитаны кораблей связались по радио и договорились разойтись на выходе из Цемесской бухты не левыми, как обычно, а правыми бортами.

В 23 ч капитан «Нахимова», задав курс вахтенным, покинул мостик, оставив вместо себя второго помощника. Тот постоянно вел наблюдение и, обнаружив опасное сближение судов, еще раз уточнил порядок расхождения. С «Васева» подтвердили, что пропускают пассажирский корабль.

Зерновоз идет на таран

Капитан только что построенного в Японии зерновоза В. Ткаченко наблюдал за положением судов с помощью монитора системы радиолокационной прокладки курса, на экране которой реальные суда выглядят как светящиеся точки. Уже не впервые явление, известное как «радиолокационный гипноз», сыграло свою роковую роль. Оторвавшись от экрана, пораженный капитан увидел, что его судно полным ходом идет прямо на лайнер.

В 23 ч 12 мин «Петр Васев» протаранил «Адмирала Нахимова». Образовалась гигантская пробоина ниже уровня ватерлинии, и лайнер сразу же начал крениться на правый борт. С тонущего корабля матросам удалось сбросить надувные плоты, которые и стали единственным средством спасения. Через 7 мин после столкновения «Адмирал Нахимов» пошел на дно. На месте крушения в воде оказалось около тысячи человек, цепляющихся за плоты и обломки судна. Несмотря на героические усилия спасателей, в результате катастрофы погибло 423 пассажира и члена экипажа. В операции по спасению участвовали 64 корабля и катера, 20 вертолетов и 80 водолазов.

Наибольшее число пассажиров с погибшего «Адмирала Нахимова» спас пограничный катер «Гриф» с 8 моряками на борту под командованием мичмана А. Гусева. На катер, дежуривший у причала, поступил звонок: «В 15 километрах от порта терпит бедствие пароход „Адмирал Нахимов". Нужна помощь...» Уже через 6 мин суденышко летело по волнам Цемесской бухты. Спустя 11 мин военные моряки были на месте катастрофы и начали принимать на борт людей, плававших в воде среди досок, бочек и мусора. Всего ими было спасено 146 человек.

Затонувший «Адмирал Нахимов» до сих пор остается на дне у входа в Цемесскую бухту на глубине 43 м.

Самое интересное на сайте: Буйство Пятого океана , На рубеже двух стихий, Африканская страна Бенин, Оползни, Из ниоткуда в никуда, Стихия

inokhbeh.org

Трагедия Адмирала Нахимова | Интересные новости

Loading...

трагедия Адмирала Нахимова

«Об этом страшно вспоминать до сих пор»
Сегодня исполняется 25 лет со дня гибели лайнера «Адмирал Нахимов». Среди жертв трагедии больше всего оказалось украинцев

Круиз теплохода «Адмирал Нахимов» по ​​маршруту «Одесса – Батуми – Одесса» на пересечении лета и осени 1986-го должен был стать последним в богатой истории действительно легендарного судна, на котором, кстати, снимался и известный фильм «Дамы приглашают кавалеров». После этого корабль, построенный в Германии в 1925 году, собирались порезать на металлолом. По другим данным, на «Мосфильме» планировали использовать корабль Адмирал Нахимов для съемок фильма-катастрофы. Однако катастрофа произошла не в кино, а в реальной жизни …

Еще в 1996 году я был первым журналистом, который поинтересовался судьбами всех пассажиров «Адмирала Нахимова», что покупали путевку в Днепропетровске. Мистика, но у каждого из них, даже у тех, кто спасся, жизнь сложилась трагически …

Круиз смерти унес жизнь 423 человек

Днепропетровчанка Наталья Терехова общаться на тему гибели корабля Адмирала Нахимова со мной категорически не захотела. «Об этом страшно вспоминать до сих пор», – только и объяснила по телефону. Хотя через десять лет после трагедии мы с ней общались. В 1986-м девушка как раз закончила школу. Путевку на круиз на теплоходе «Адмирал Нахимов» приобрела за день до отправления. Натали досталась нижняя каюта, с которой за считанные минуты паники выбраться было крайне сложно, однако ее жизнь во многом спасло то, что с подругой Валентиной Жердев в тот роковой вечер они засиделись на верхней палубе в баре. И хотя Наталья плавать не умела вообще, оказавшись в воде, каким-то чудом смогла ухватиться за один из плотик, падающие с гибнущего судна. Самое страшное, по ее признанию, было видеть то, как мужчины срывали спасательные жилеты из женщин и детей…

Адмирал Нахимов

Для мужчины Екатерины Уманской ее гибель стала непоправимым ударом – через девять месяцев после трагедии скончался и он сам. Он очень не хотел отпускать жену в ту поездку, как вспомнила Алла Буксова, Катя до этого все время плакала, но все же поехала…

Достать путевки на круиз было весьма непросто. Как вспомнил тогдашний директор Днепропетровского бюро путешествий и экскурсий Петр Кармазин, у него эту поездку один из заместителей председателя Октябрьского райисполкома в областном центре буквально вымаливал для молодоженов – дочери и зятя, которые только поженились. Так вместе они и погибли …

Супруги – пенсионеры Светлана и Абрам Левин – в эту поездку, наоборот, плыть не хотели. Однако дочь, работавшая в «Днепртурист», на «Адмирал Нахимов» их буквально вытолкала. Затем гибель родителей стала для нее настолько страшным ударом, что всего за год умерла и она, вследствие неожиданной болезни.

Погибла на «Нахимове» и сотрудница «Днепртурист» Людмила Ильина. Ее пятилетняя дочь осталась круглой сиротой, поскольку отца девочка потеряла ранее.

В трагедии есть нечто мистическое

Даже с течением времени трагедия Адмирала Нахимова, которая стала одной из самых масштабных за все годы существования советского водного транспорта, воспринимается как нечто непостижимое и даже мистическое. Ведь историки показали довольно красноречивую статистику. С семи кораблей, которые носили имя легендарного адмирала, по меньшей мере четыре потерпели катастроф. 

В частности, в 1897 году ушел на морское дно у берегов Турции грузовой пароход «Нахимов». В 1941-м такая же участь постигла легкий советский крейсер «Червона Украина» (его первое название – «Адмирал Нахимов»). И даже сухогрузный корабль «Таврия-7» в 1992 году перевернулся у берегов Болгарии – после гибели «Нахимова» его позывные перешли именно к этому судну. Через это известный писатель-маринист Н. Черкашин даже находит основания считать виновным самого адмирала, который затопил Черноморский флот во время Крымской войны. Вот судьба и наказывает все, что связано с его именем!

Поскольку теплоход, как мы уже указывали, должны были отправить на «пенсию», были и проблемы с формированием экипажа корабля, с которым никто не хотел связывать свое будущее. И очевидцы трагедии, которые уже сталкивались с водным транспортом, утверждают, насколько бросалась в глаза не профессионализм команды теплохода. Но капитан – 56-летний Вадим Марков – бывалый морской волк. И уже это должно было стать успокаивающим фактором. Хотя тогда никто из пассажиров в плохое даже не мог подумать. Тем более предсказать, что не смогут разойтись восвояси крошечные на фоне необъятных морских просторов корабли.

И действительно, когда корабль Адмирал Нахимов в 22 часов 31 августа 1986 отдал концы с 34-го причала морского порта Новороссийск, на запрос капитана Маркова с поста регулирования судов ответили, что на рейде никаких препятствий не существует, кроме сухогрузного корабля «Петр Васьов» с канадским ячменем на борту, который движется со стороны Босфора. Капитан последнего Виктор Ткаченко сообщил о готовности уступить дорогу пассажирскому лайнеру. Около 23-ти часов Марков со спокойной душой покинул капитанский мостик и отбыл в свою каюту.

Виктор Ткаченко между тем вполне доверился информации системы автоматизированной радиолокационной прокладке курса, хотя пеленг с Теплохода Нахимова говорил об угрозе столкновения. Когда же гребной винт “Петра Васьова» заработал на попятную, уменьшить скорость удалось только на 5 узлов, и под углом 110 градусов сухогрузный корабль в 23-м часу 12 минут врезался в середину правого борта пассажирского лайнера, образовав пробоину площадью около 80 (! ) квадратных метров.

«Адмирал Нахимов» мгновенно стал исчезать под водой. Ошеломленных пассажиров судна охватила паника, усиленная тем, что погасло основное освещение. К счастью, минуты на две удалось включить аварийное освещение, что спасло многие жизни.

За семь минут легендарный теплоход скрылся под водой полностью, а около тысячи человек в ужасе болтались в полной темноте в воде в условиях сильного шторма, будоражило волны на высоту до двух метров.

Уже в 23.35 первых пострадавших стал подбирать катер ЛК-90, который сам оказался на грани катастрофы, вызванной неумеренной перегрузкой – одновременно на судне оказались 118 человек. К счастью, подоспели другие корабли, куда пересадили жертв аварии.

36 человек подобрал «Петр Васьов». Всего же в спасении пострадавших принимали участие 64 плавсредства, которые свезли всех потерпевших к стеклянной стене новороссийского морского вокзала, что действительно превратилась в стену плача. Ведь отовсюду в город начали съезжаться  потрясенные трагедией родственники погибших.

После этого за работу взялись водолазы, которые пытались найти все тела. Но сделать это в огромном лайнере оказалось непросто. После гибели двух водолазов поисковые работы прекратили. 64 человека навсегда остались под водой, как и некогда могучий лайнер…

Виновные в трагедии Адмирала Нахимова

Капитаны «Адмирала Нахимова» и «Петра Васьова» предстали перед судом в Одессе уже в следующем, 1987-м, году. Вадим Марков получил четыре года лишения свободы, Виктор Ткаченко – десять. По другим данным, осудили на 15 лет каждого. Как бы то ни было, оба капитаны были помилованы в 1992 году указами Президентов Украины и России. Виктор Ткаченко после этого уехал в Израиль, где сменил свою фамилию на Тальор. Там продолжили работать на небольших кораблях. В сентябре 2003 года яхта под командованием Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Похоронен Виктор Ткаченко (Тальор) в Тель-Авиве. Вадим Марков после освобождения из мест лишения свободы продолжил работать в Одессе капитаном-наставником на пассажирских кораблях. Умер 31 мая 2007 года.

Сегодня в Новороссийск традиционно съедутся родные и близкие тех, кому трагедия на корабле Адмирала Нахимова сломала жизнь, а поверхность моря на месте трагедии традиционно покроется венками и цветами. Пережитое не отпускает …

автор Сергей Довгаль

УКРАИНСКИЙ СЧЕТ

Всего же с Днепропетровска на «Адмирале Нахимове» отправились 30 туристов, 16 из которых погибли. Эту трагедию на территории России, по количеству погибших наших соотечественников можно назвать украинской. Ведь из 423 погибших 267 были украинцами (216 пассажиров и 51 член экипажа).

p.s. Рады, что вы читаете Интересные-новости в нашем издании. Предлагаем поделиться ссылкой на наш сайт, пусть друзья узнают интересное от ledilid.com

www.ledilid.com

Последний рейс «Адмирала Нахимова». История страшного кораблекрушения | ДОСУГ И ОТДЫХ

31 августа 1986 года круизный лайнер «Адмирал Нахимов» прибыл в Новороссийск из Ялты четко по расписанию в 14.00. Согласно регламенту ему  предстояло здесь находиться до самого вечера. В 22.00, взяв пассажиров на борт, пароход должен был отчалить от берега. Исходя из количества проданных путевок, на борту находились 897 пассажиров и 346 членов экипажа - всего 1243 человека. Следующая плановая остановка предполагалась рано утром в Сочи.

Пароход не прибыл

«Моя супруга на тот момент работала экскурсоводом, и 1 сентября у нее с утра была запланирована прогулка по Сочи с отдыхающими с парохода «Адмирал Нахимов», - рассказывает Игорь Сизов, журналист, писатель. - Однако в назначенное время туристы не явились. Она стала выяснять, что случилось, и оказалось, что круизный лайнер в порт не заходил. Через какое-то время стало известно, что «Нахимов» затонул близ Новороссийска. Я быстренько оформил «командировку» и на  морской комете отправился в город-герой».

Корабль, ставший впоследствии «Адмиралом Нахимовым», был построен в 20-х годах прошлого века в Германии и получил имя «Берлин». В свой первый рейс он отправился из Бремерхафена в Нью-Йорк 26 сентября 1925 года. До Второй мировой в основном использовался как трансатлантический лайнер. Во время войны был переоборудован под плавучий госпиталь, а в конце ее затонул на мелководье в устье реки Свине. В полузатопленном виде он и достался победителям. После восстановления, завершившегося в 1957 году, он продолжил свою карьеру под именем «Адмирал Нахимов».

Казалось, город погрузился в траур. Море в одночасье опустело - отдыхающие перестали купаться. Школьникам, которые 1 сентября все-таки отправились в школу, больше всего запомнились вертолеты, которых в небе было несметное количество.  Шли спасательные работы, почти сразу на место крушения прибыл первый заместитель председателя Совета министров СССР, генерал-майор КГБ Гейдар Алиев. Стали вырисовываться подробности.

Модель теплохода «Адмирал Нахимов». Фото: Commons.wikimedia.org

Теплоход вышел из порта с задержкой в 10 минут. Причиной стало то, что на борт с опозданием явился один из пассажиров - начальник управления КГБ по Одесской области, генерал-майор Крикунов с семьей.

Договорились. Но не разошлись

«Адмирал Нахимов». Фото: Commons.wikimedia.org

 

Согласно открытым документам, «во время разворота судна в акватории порта, капитан парохода В. Г. Марков запросил у поста регулирования движения судов (ПРДС) информацию об обстановке на створах и на рейде. Пост ответил, что на пути судна и на рейде движения в настоящее время нет. Единственное судно, которое подходит со стороны Босфора, - это сухогруз «Петр Васев», следующий в порт под выгрузку канадского ячменя. «Петр Васев» предупрежден о выходе пассажирского парохода и обещал пропустить «Адмирала Нахимова» на выходе из бухты. Постепенно набирая обороты,  пароход шел со средней скоростью около 9 узлов.

В это же время к порту Новороссийск на скорости 11,5 узла приближался сухогруз «Петр Васев». В 21 час 30 минут (по судовому времени) на мостик сухогруза поднялся капитан Виктор Ткаченко, принял управление судном на себя  и подтвердил, что уступит дорогу «Адмиралу Нахимову». Судоводители обоих судов вели между собой переговоры и договорились разойтись на выходе правыми бортами. Между тем, как позже выяснилось, на капитанском мостике «Адмирала Нахимова» в тот момент находился второй помощник Чудновский, рулевой Смирнов и впередсмотрящий Вышаренко. Сам капитан Марков, который по всем правилам судовождения должен был во время расхождения судов находится на мостике, почему-то отсутствовал.

Ко дну

Позже Геннадий Царев, пожарный матрос с «Нахимова», расскажет:

«Мы постепенно сближались, наш помощник говорил: «Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение». Капитан «Васева» в ответ уверял, мол, не волнуйтесь, разойдемся. Наш помощник начал делать самостоятельные отвороты, никого не предупреждая. Потом опять говорит в эфир: «Мы же идем на столкновение». Затем сделал еще один поворот и в результате повернул «Нахимова» боком к «Васеву».

Ошибочными посчитали и действия руководства «Петра Васева», которые полностью доверились средствам автоматической радиолокации и не обратили внимание на приближающееся  море огней. Японский прибор оказался с дефектом и мог искажать расстояние до сотни метров. 

В итоге, несмотря на переговоры, а также предупреждения диспетчеров, что суда движутся пересекающимися курсами, произошло столкновение. В 23 часа 12 минут «Петр Васев» подводной частью носа врезался в правый борт пассажирского парохода. Эксперты потом установили, что образовалась пробоина размером 9 на 10 метров. «Нахимов» ушел ко дну в течение 7 минут…

Вести с моря

Найти людей, которые в момент катастрофы находились на самом судне, к сожалению, не удалось. Из воспоминаний Сергея Данченко из Геленджика:

«Адмирал Нахимов» был один из флагманов Черноморского морского пароходства. Водоизмещение - 23 360 тонн, длина - 174 метра, ширина - 21 метр, скорость - 16 узлов. На борту свободно размещались 1050 пассажиров, которым предлагались высококлассные, по советским, естественно, меркам, сервис и комфорт. В носовой части прогулочной палубы располагался просторный, отделанный полированным деревом салон. Его украшали картины и отлитые из бронзы барельефы полководцев.

«Я был в составе отряда милиции.  Мы охраняли тела погибших, которые находились в ж/д рефрижераторах. Несли службу в ночное время с 20.00 до 8.00 4 - 24 сентября 1986 года на 15 причале Новороссийского порта. Примерно около полуночи рыболовный сейнер «Михаил Корницкий» доставлял тела с места затопления «Адмирала Нахимов». Следственная группа распределяла детей, женщин и мужчин по отдельным вагонам-рефрижераторам. Мы непосредственно отвечали за вагоны, принимали тела - на них могли быть кроме одежды, другие личные вещи и драгоценности. Было важно, чтобы родственники  могли их по ним опознать».

Прогулочная палуба теплохода в 1957 году. Фото: Commons.wikimedia.org

«На протяжении почти двух месяцев, пока шли спасательные работы. в Доме моряка ежевечерне отчитывались о проделанной работе, - рассказывает Игорь Сизов. - Здесь же собирались родственники погибших, приехавшие в Новороссийск со всей страны. Они по фотографиям обнаруженных трупов пытались найти близких. Каждый раз со своего места поднималась женщина и задавала один и тот же вопрос: «Мы с мужем стояли вместе на палубе. Я спаслась и нахожусь здесь вместе с вами. Ответьте, где мой муж?» Было понятно, что она не может прийти в себя после случившегося, но помочь ей, увы, никто не мог. Ни среди спасенных, ни среди обнаруженных тел мужчины не было».

Искать родственников, находившихся на затонувшем лайнере, приехали почти со всех концов страны. В гостиницах не хватало мест. Они были забиты, ведь начинался бархатный сезон. Но! Отдыхающие с большим сочувствием и пониманием относились к случившемуся. Они без разговоров и, что важно, уговоров, собирали чемоданы и переезжали в соседние курортные города.

«Первое время на причале ежедневно толпилось около 1000 человек, - продолжает Сизов. – Конечно же, все они ждали вестей с моря. Обезумевшие от горя родители, дети… все надеялись, что их родные найдутся. Особенно запомнился один мужчина, приехавший из Одессы. Он  никак не мог поверить в случившееся. Несколько дней назад сын с невесткой попросили его присмотреть за внуками - мальчишками трех  и пяти лет. Сами отправились в романтическое путешествие. Так были счастливы, что им достались путевки, мечтали о красивом отдыхе, обещали малышам привезти подарки. Те каждый день интересовались  у деда: «Когда пойдем на пристань папу с мамой встречать?» И тут как гром среди ясного неба - известие о крушении прохода… «Как я без них поеду домой, что скажу внукам?» - причитал  он.

Но больше всего запомнился журналисту другой случай.

Как всегда, на причале толпились люди и  высматривали спасательную шлюпку. Вдруг подъехал  Гейдар Алиев и, чеканя шаг, прошел к берегу, к которому в этот момент причалила лодка.  В толпе пронесся шепот: «Капитанов привезли»… И тут все как один стали стучать каблуками по бетону и скандировать: «Кровь… Вся кровь на них». Зрелище было жуткое. Если бы в этот момент им попались капитаны, люди запросто могли устроить самосуд. Но, конечно же, этого не допустили.

Живыми с парохода «Адмирал Нахимов» вернулись  820 человек, погибли 423. Оба капитана, допустившие столкновение, были осуждены на 15 лет, спустя 6 лет их помиловали.

kuban.aif.ru

Пароход Адмирал Нахимов – великое крушение

В сентябре 1986 года Советский Союз был потрясен случившейся на Черном море катастрофой. Ночью 31 августа 1986 года большой круизный пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», некогда принадлежавший Германии и переданный СССР после Великой Отечественной войны в виде огромной кучи металла, потерпел крушение близ портового города Новороссийск.

На «Адмирале Нахимове», отремонтированном и поставленном для пассажирских и грозовых перевозок в состав Черноморского флота имелись 12 водонепроницаемых перегородок, огромные резервуары для заполнения водой в таком порядке, чтобы корабль оставался максимальное количество времени на плаву, сотни шлюпок и спасательных жилетов.

Пароход «Адмирал Нахимов» у батумского причала

Полагаясь на надежность и крепость судна, его капитан и команда со временем перестали обращать внимание на безопасность, уделяя ей минимум внимания, все свое время посвящая удобству пассажиров, размещенных в красивых, комфортабельных каютах.

Вечером 31 августа корабль отшвартовался от причала в Новороссийске и направился, имея более 1000 пассажиров на борту, по направлению к Сочи. Едва корабль подошел к выходу из Цемесской бухты, как на его радаре появился значок о приближающемся корабле, следовавшем по отношению к «Адмиралу Нахимову», что называется, нос к носу.

Капитан «Нахимова» немедленно связался по рации с капитаном встречного корабля, которым оказался балкер «Петр Васев» — следовавший с грузом зерна в порт прибытия. Согласно правилам судоходства встречный корабль в этой ситуации имел право первенства при проходе в бухту, тогда как «Адмирал Нахимов» обязан был, не сбавляя скорости пройти в отношении него по левому борту, повернув при этом вправо. Но капитан «Нахимова» почему-то решил не следовать правилам судоходства и вступил с капитаном «Петра Васева» в переговоры по поводу изменения маневра, предложив ему уступить пальму первенства ему, и пропустить пассажирский пароход. В дискуссию вступил офицер береговой охраны, собственно и разрешивший опасный маневр.

Переговоры велись долго, второй помощник на «Нахимове» пытаясь понять, действительно ли грузовой балкер готов уступить дорогу несколько раз переспрашивал капитана «Петра Васева» по рации об его уверенности в принятом решении, и только получив неоднократное подтверждение начал маневр.

Пароход «Адмирал Нахимов» при ночных огнях

В 5 минут 12-го вечера суда приступили к осуществлению задуманного, но по непонятным причинам на «Петре Васеве» вышла заминка, наблюдая за которой второй помощник капитана на «Адмирале Нахимове» при

sea-man.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *