КВ-1. Непробиваемый «Клим Ворошилов» | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Судьба тяжелого танка, способного в одиночку останавливать вражеские полки

Этот танк заслужил у падких на мистику гитлеровских солдат прозвище «Призрак» за то, что снаряды 37-миллиметровых противотанковых орудий вермахта не оставляли на его броне даже вмятин. Его появление на поле боя стало неприятной неожиданностью для немецких танкистов, оказавшихся практически беззащитными перед тяжелым КВ. И хотя история этой машины была не столь долгой, как у появившегося почти одновременно с нею Т-34, свой весомый вклад в историю Великой Отечественной войны она внесла. И не стоит забывать, что в конечном счете именно танки КВ стали прародителями тяжелых танков ИС-2 – лучших в своем классе за всю историю Второй мировой войны.

 

Одна башня вместо трех

Своим появлением на свет танк, который еще не носил индекса КВ, обязан двум другим советским тяжелым танкам, оставшимся в статусе экспериментальных – СМК (то есть Сергей Миронович Киров) и Т-100. Оба тяжеловеса проектировались по классической для того времени многобашенной схеме. Этого требовала теория применения тяжелых танков: предназначенные для прорыва вражеских укреплений, они должны были иметь орудие для борьбы с ДОТами, орудие для борьбы с вражескими танками и пулеметы для борьбы с живой силой противника. Поэтому и СМК, и Т-100 сначала получили по три башни, которые потом превратились в две. Как гласит легенда, во время рассмотрения макетов у Сталина тот снял одну из башен и спросил главного конструктора Кировского завода Жозефа Котина, сколько она весит. Узнав, что три тонны, советский руководитель потребовал избавиться от лишней башни и нарастить за ее счет бронирование.

Был ли такой диалог в действительности, сегодня установить уже трудно. Однако после того как с СМК была убрана одна из трех башен, конструкторский коллектив Кировского завода попробовал убрать еще одну – в качестве эксперимента. При таком условии стал не нужен длинный корпус, и его сократили на два опорных катка, что сразу же сделало экспериментальный танк более подвижным. Вдобавок к этому решено было установить на новой машине и другой тип двигателя – дизельный В-2, производство которого только-только осваивали в Харькове.

Первый экспериментальный образец нового тяжелого танка, носивший условное название У-0, получил очень необычный с нынешней точки зрения комплект вооружения. В единственную башню втиснули оба орудия, которые приличествовали танку прорыва: и 76-миллиметровое основное орудие, и 45-миллиметровую пушку для борьбы с танками. При этом боекомплект «главного» орудия составлял больше сотни снарядов, а «вспомогательного» – всего полсотни. На полигонных испытаниях быстро стало понятно, что преимущества в бою такой дуплекс танку не дает, зато осложняет жизнь экипажу, вынужденному тесниться в небольшой башне.

Рождение КВ

В конце ноября 1939 года будущий КВ вместе с «прародителем» СМК и тяжелым танком Т-100 отправили воевать на Карельский перешеек – проверить теоретические выкладки конструкторов в реальном бою. Из трех этих танков с Зимней войны только один вернулся не просто со славой, а еще и со статусом принятого на вооружение. И это был У-0, которому 19 декабря, то есть через два дня после его первого боя, присвоили индекс КВ – «Клим Ворошилов» – в честь тогдашнего наркома обороны.

Проверка боем доказала безусловное преимущество однобашенного короткого тяжелого танка перед длинными многобашенными. Получивший за счет уменьшения габаритов более тяжелое бронирование, У-0 не получил ни одного сквозного пробития корпуса или башни во время прорыва Хоттиненского укрепрайона. Единственное сквозное попадание пришлось на пушку – то самое, оставленное в распоряжении танкистов, 76-миллиметровое орудие. 45-миллиметровое сняли еще до отправки танка на фронт, и это оказалось совершенно справедливое решение. Обитаемость трехместной башни повысилась, а отсутствие противотанкового орудия никак не мешало У-0 отбиваться от вражеских танков. Зато для борьбы с вражескими укреплениями, то есть для выполнения своей основной функции, орудие Л-11 оказалось слабовато.

И все равно результат боевых испытаний был триумфальным. С отремонтированным стволом и после устранения других повреждений танк У-0 вернулся на фронт и успел еще некоторое время повоевать против белофиннов. Его действиями был весьма впечатлен командующий 7-й армией командарм 2-го ранга Кирилл Мерецков, будущий маршал Советского Союза. Даже через пять лет, в 1944-м, когда Карельский фронт готовился переходить в наступление, командовавший им Мерецков настоял, чтобы в его распоряжение передали все имевшиеся на тот момент в действующей армии танки КВ.

Опасная спешка

Торопливое принятие КВ на вооружение Красной армии сыграло двоякую роль. С одной стороны, к началу Великой Отечественной войны в распоряжении РККА оказалось достаточно новых машин, превосходящих по боевым возможностям любые танки противника. Это блестяще доказали несколько знаменитых эпизодов полного разгрома многочисленных колонн гитлеровцев всего одним (!) танком КВ. Конечно, противниками преимущественно были легкие чешские Pz. 35(t), но и средние «тройки» и «четверки» первых модификаций не были серьезным соперником КВ, которые могли расстреливать их с гораздо большей дистанции.

С другой стороны, страдающая многочисленными «детскими болезнями» бронированная машина принесла много головной боли самим советским танкистам. Неслучайно самые результативные бои Великой Отечественной, о которых говорилось выше, КВ вели из танковых засад. Низкая надежность трансмиссии этих танков стала притчей во языцех, да и боевая подвижность тоже была невысокой. Машина получилась крепкой и сильной, но переутяжеленной, она зачастую даже не могла взять с лету откос, на который легко взбирались другие танки.

Если бы КВ, прежде чем его приняли на вооружение и начали массово выпускать, прошел традиционный для других танков путь, с длительными полигонными испытаниями, с неоднократными доводками и доделками выявленных на них недостатков, возможно, его дальнейшая судьба сложилась бы иначе. Но страна в спешке готовилась к приближающейся войне, и крепкая, способная выдержать огонь почти любых орудий противника машина нужна была ей немедленно. Впрочем, похожим образом принимали на вооружение и Т-34, который до конца карьеры так и не избавился, например, от трудностей с переключением передач, отчего механики-водители предпочитали идти в бой исключительно на второй скорости.

Серийное производство КВ, который к тому времени в связи с появлением КВ-2, вооруженного 152-миллиметровой гаубицей, получил индекс КВ-1, началось уже в феврале 1940 года на Кировском заводе. Темпы производства были запланированы колоссальные, но выдержать их не удалось. Поэтому Великую Отечественную войну советские танкисты встретили, имея на вооружении меньше трехсот машин этого типа. Как показали первые бои, и при таком небольшом насыщении войск танками КВ они способны приносить немало неприятностей немцам. Проблема была в другом: эти танки не предназначались для встречных или засадных танковых боев или для применения в качестве машин сопровождения пехоты. Их стихией был прорыв укрепленных рубежей обороны, а летом 1941-го если кто и прорывал такие линии, то это были только немцы. В итоге КВ приходилось выполнять несвойственные им задачи и покрывать сотни километров, чтобы добраться до места, где им предстояло пойти в бой. Из-за этого быстро изнашивались механизмы, особенно трансмиссия, и многие «кавэшки», как их стали называть в армии, были потеряны не в бою, а на марше.

Бронированный скороход

Многочисленные претензии военных привели к тому, что в конце весны – начале лета 1942 года под руководством Жозефа Котина, теперь уже главного конструктора Челябинского тракторного завода – Танкограда, была разработана более легкая и подвижная модификация КВ, проиндексированная как КВ-1с, то есть тяжелый танк «скороходный». Танк существенно «похудел» как в прямом, так в переносном смысле. Чтобы придать ему большую подвижность, конструкторы рискнули снизить бронирование, прежде всего на бортах и на верху кормы. Снижение было небольшим, от нескольких миллиметров до полутора сантиметров, но это кардинально – на пять тонн! – изменило вес танка.

Этим изменения, внесенные в конструкцию КВ-1с, не исчерпывались. Машина получила новую литую башню, более обтекаемую и с более рациональными углами наклона брони. Она стала чуть больше прежней, что наряду с изменением расположения рабочих мест экипажа в ней прибавило удобств наводчику, заряжающему и командиру танка. Последний, кстати, получил еще и командирскую башенку, что позволило избавиться от самого главного недостатка КВ-1 – изрядной «слепоты» в бою. Заменили на «скоростном» КВ и коробку передач; новая вызывала гораздо меньше нареканий и отличалась большей надежностью, что сразу отметили в войсках.

Тяжелый танк КВ-1с появился в один из самых драматических моментов Великой Отечественной войны – накануне Сталинградской битвы. Именно на Волге и Дону ему довелось сыграть важную роль в разгроме противника и еще раз доказать свою малую уязвимость. Все резко изменилось после того, как на вооружение вермахта стали массово поступать новые тяжелые и средние танки с длинными пушками крупных калибров – «Тигры» и «Пантеры». Теперь уже советские танкисты попали в то положение, в котором находились их враги летом 1941 года: чтобы пробить «кошачью» броню, требовалось подойти к цели на 300-500 метров, а их могли расстреливать с дистанции вдвое большей.

Все это поставило точку в судьбе танков КВ: армии требовались машины с совсем другими возможностями. Попытка глубокой модернизации «кавэшек» привела к появлению тяжелого танка ИС-1, на базе которого вскоре был создан легендарный ИС-2. Вооруженный 122-миллиметровым орудием, с формами, напоминающими КВ, но более приземистый и длинный, он стал по-настоящему грозным противником для тех же «Тигров» и «Пантер». Прародитель некоторое время даже сражался бок о бок с потомком: к концу 1944 года на фронте еще воевали почти две сотни КВ-1 и КВ-1с из 4775 танков всех модификаций, выпущенных всего за четыре с небольшим года.

Тяжелый танк КВ-85Г («Объект 238»)

Опытный экземпляр

Боевая масса,т46
Двигатель:тип — V -образный, четырёхтактный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, дизель В-2К
Максимальная скорость, км/ч42
Запас хода, км230
Бронирование, мм:
корпус75
башня100
Экипаж, чел4
Вооружение:
Орудие85 мм пушка С31
максимальная дальность стрельбы, м12500
скорострельность, выстр.
/мин
6-8
Пулеметы, кол х тип3 х 7,62 мм ДТ
Боекомплект:
выстрелов, шт76
патронов, шт3276
Средства связи:радиостанция 71 ТК-3 или 10Р

Описание:

Танки КВ состояли на вооружении танковых бригад и тяжелых танковых полков прорыва, до конца 1942 года оставались сильнейшими танками. И только с появлением у противника тяжелых танков PzVI «Тигр», танки КВ, вооруженные 76-мм пушками, утратили свое преимущество. 

5 мая 1943 года на заседании ГКО (Государственный Комитет Обороны) было принято постановление № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения самоходных установок и танков». Постановление ставило перед конструкторами задачи по разработке самоходных и танковых 85-миллиметровых пушек, имеющих зенитную баллистику.

В целях повышения огневой мощи танка «КВ-1С» весной 1943 года в СКБ-2 под руководством Г.Н.Москвина был разработан тяжелый танк «КВ-85Г». Общее руководство осуществлял Ж.Я.Котин. Ведущим инженером машины был Н.Ф. Шашмурин. При создании машина имела заводское обозначение «Объект 238».

Особенностью конструкции танка «КВ-85Г» стала установка пушки С-31. У танка КВ-1С со штатной башней заменили 76-мм пушку ЗИС-5 на 85-мм орудие С-31, созданное под руководством конструктора артиллерийского вооружения В.Г. Грабина на базе пушки Д-5. Индекс «Г» в названии танка расшифровывается как фамилия конструктора орудия.

Дульная энергия пушки позволяла бронебойному снаряду на дистанции 1000м пробивать 83-мм броневой лист, установленный под углом 30 градусов от вертикали. Основное орудие дополняли три пулемета ДТ, один из которых был спарен с пушкой.

В Челябинске на Опытном заводе №100 в июле 1943 года были собраны два опытных образца танка «Объект 238». Один из них совместно с опытным танком «Объект 239» с 21 по 24 августа 1943 года прошел полигонные испытания на Гороховецком полигоне. После сравнительных испытаний, выбор для серийного производства был сделан в пользу «Объекта 239», вооруженного 85-мм пушкой Д-5Т-85 конструкции Ф.Ф. Петрова. «Объект 239» 8 августа 1943г. был принят на вооружение под маркой КВ-85 и выпускался до начала производства тяжелых танков ИС-1.

Опытный тяжелый танк КВ-85Г был отправлен на НИБТ полигон в Кубинку.

В экспозиции «Огненная дуга» на Музейной площадке №1 парка «Патриот»  представлен опытный танк КВ-85Г из коллекции Центрального музея БТВТ. Реставраторами музея танк восстановлен до ходового состояния.

 

Все экспонаты парка патриот

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ

© Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот», 2015-2023

Информация представленная на данном веб-сайте носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации

Одинокий танк КВ-1 сдерживал наступление немцев во время битвы при Расейняй

22 июня 1941 года Германия начала операцию «Барбаросса» — вторжение в Советский Союз во время Второй мировой войны. Несмотря на подписание германо-советского пакта о ненападении в 1939 году, немцы всегда намеревались вторгнуться; растущее недоверие к советскому руководству привело к переносу этой даты.

Одним из первых столкновений во время операции «Барбаросса» стала битва при Расейняй, которая произошла в Литве между Красной армией и немецкими войсками. Обе стороны выдвинули танки на фронт, но у Советов было явное преимущество со своими танками Климента Ворошилова (КВ).

Советский танк КВ

В битве при Расейняй немецкие войска впервые столкнулись с советскими танками КВ. Они, наряду со средним танком Т-34, были недавно разработаны, а это означает, что вермахта не знали об их существовании, пока не начали вторжение в 1941 году. Вместо этого немецкие солдаты ожидали столкнуться с Т-26 и БТС, которые составляли большую часть танковых чинов Красной Армии.

Различные варианты советского танка КВ. (Фото: NotLessOrEqual/Wikimedia Commons/CC0 1.0)

В годы Второй мировой войны выпускались разные варианты танка КВ. КВ-1 и КВ-2 производились одновременно, но КВ-1 использовался чаще из-за его меньшего веса и скорости. Другие варианты были разработаны позже во время войны, наряду с усовершенствованиями КВ-1 и КВ-2.

Превосходная прочность танка КВ

Все танки КВ были хорошо бронированы, что давало им преимущество перед другими бронетанковыми подразделениями. Особенно это было актуально в первые годы войны, когда силы противника были не готовы к встрече с ними. Впервые КВ были испытаны во время Зимней войны, где они оказались устойчивыми к финским противотанковым средствам. Они также превосходили советские танки, такие как прототип СМК и Т-100. 900:03 Подбитый в бою советский танк КВ-1 проезжает Кремль на обратном пути после ремонта на Восточный фронт. (Фото: Sovfoto / Universal Images Group / Getty Images)

Их броня также оказалась чрезвычайно эффективной против танков Вермахта Panzer III и IV, на которые были установлены орудия 3,7 cm KwK 36 и 7,5 cm KwK 37. Как оказалось, именно на эти танки сильно рассчитывали немецкие войска во время вторжения в Советский Союз.

Битва при Расейняй

Происходившая 23-27 июня 1941 г. битва при Расейняй ознаменовалась боем между немецкой 4-й танковой группой и 6-й танковой дивизией и советскими 3-м и 12-м механизированными корпусами. При приближении немцев к городу танки Красной Армии вышли на их сдерживание и уничтожение. Мы надеемся, что это предотвратит их дальнейшее продвижение в Россию.

Немецкий танк Panzer, подбитый танком Красной Армии во время боевых действий в России во время Второй мировой войны. (Фото: Daily Mirror Library/Mirrorpix/Getty Images) 900:02 Когда немецкие танки пытались прорвать оборону, один советский танк, описанный как КВ-1, двинулся в тыл. Он остановился посреди дороги и предотвратил продвижение примерно 5000 солдат, отрезав их от товарищей.

По немецким донесениям, «Обойти танк было невозможно, так как везде были болота. Мы не могли получить боеприпасы или эвакуировать наших раненых — они умирали».

Последний бой танка КВ-1

Поскольку КВ-1 и его экипаж находились посреди главной дороги, они были в отличном месте для повторных атак на немцев. Они захватили 12 грузовиков и всю ночь атаковали из орудий. Хотя их положение было удобным, оно также делало их легкой мишенью для противотанковых средств и тяжелых орудий. В том числе и из 50-мм противотанковых орудий противотанкового дивизиона 6-й танковой дивизии.

К счастью, конструкция КВ позволяла подавляющему большинству видов вооружения пробить его броню.

Российские танки выдвигаются на фронт для защиты советской территории в первый день операции «Барбаросса». (Фото: Hulton-Deutsch/CORBIS/Getty Images)

Немцы пытались использовать бронебойные снаряды, ранцевые заряды и зенитные орудия, но ни один из них не пробил танк. Единственным эффективным оружием оказалась 88-мм противотанковая пушка. Как показал впечатляющий последний бой КВ-1, танк был неуязвим для большинства немецких орудий.

Однако, несмотря на тяжелую броню, окружавшую их, экипаж не был так неуязвим для атак. Они были уничтожены, когда немецкие солдаты бросили гранаты в люк танка.

Завершение битвы при Расейняй

Поступком, выходящим за рамки их характера, немцы вытащили экипаж танка из КВ-1 и закопали в близлежащем лесу. Один из немецких полковников вспоминал, что, поскольку они были «глубоко потрясены этим героизмом, мы похоронили их со всеми воинскими почестями. Они сражались до последнего вздоха».

Их останки были эксгумированы в 1965 году и перезахоронены на советском воинском кладбище в Расейняй.

Брошенный советский танк КВ-2 осматривают любопытные немецкие солдаты. (Фото предоставлено: Bundesarchiv, Bild/Nägele/Wikimedia Commons CC-BY-SA 3.0)

Еще от нас: Все пять «тройных асов» Второй мировой войны за один день летали для немецких люфтваффе

В то время как одинокий советский танк вызвал впечатляющую задержку, заблокировав немецкое наступление на 22 часа, Силы Вермахта в конечном итоге смогли продвинуться вперед. Несмотря на выдающийся подвиг, совершенный экипажем танка, битва завершилась уничтожением многих советских бронетанковых войск на фронте и победой немцев.

90-мм бронированные сварные башни КВ-1

Пабло Берро связался со мной еще в 2015 году с некоторыми интересными замечания относительно длины 90-мм бронесварной башни на КВ-1. Исследование Пабло подняло вопрос о том, башни на самом деле имели более короткую суету, чем более ранние 75-мм башни. В то время я не мог найти какой-либо окончательной доказательства в любом случае, поэтому, с разрешения Пабло, я представил его электронную почту и поддерживающие фото здесь.

С тех пор я наткнулся на документацию, в которой указано, что 90-мм бронированные сварные башни производства Ижорского завода для ЛКЗ с июля по начало сентября 1941 г., а ЧТЗ в августе-сентябре 1941 г. имел более короткую заднюю суету. Упрощенные сварные башни производства Завод №371 ЛКЗ с середины августа по октябрь 1941 г. имел такая же особенность. Обращенные назад эпископы не были перемещены назад; вместо этого задняя часть башни была сдвинута вперед, чтобы сразу в кормовой части эпископов.

*****

Я только что купил KV1 «Small Turret» от Trumpeter и хочу воспроизводит LKZ 1940 с 90-мм броневой башней.

 

Я следил за набором руководств по моделированию [здесь, на 4bogreen], специально «Модель КВ-1 1940 г. с усиленной сварной башней (август/сентябрь 1941 г.)»

о торре. Во многих гайдах от моделистов и на вашем сайте это предложено сдвинуть «назад» крышки эпископов, обращенные назад (детали P5) до касания края крыши, как в реальном резервуаре, курс.

 

На этом фото КВ1 ЛКЗ 1940 г. с 90 мм броня                                               

по данным http://www.kv1ehkranami.narod.ru/     

 

Кировская башня КВ1 (90мм модернизированная башня по http://www.kv1ehkranami.narod.ru/)

 

 

 

  Старая 75-мм башня (как в модели Trumpeter), показывающей относительное расстояние до крыши компоненты

 

Если вы сделаете это на модели, вы изменить относительное расстояние между задним краем крышек и Командирское кольцо связки, которое, как вы можете видеть на картинке выше, делает в реальном танке не бывает.