«Войска дяди Васи». Почему генерала Маргелова называют отцом ВДВ
https://ria.ru/20181227/1548755763.html
«Войска дяди Васи». Почему генерала Маргелова называют отцом ВДВ
«Войска дяди Васи». Почему генерала Маргелова называют отцом ВДВ — РИА Новости, 27.12.2018
«Войска дяди Васи». Почему генерала Маргелова называют отцом ВДВ
Сражался на Великой Отечественной, четверть века командовал Воздушно-десантными войсками, удостоился множества госнаград и, что не менее важно, доброго прозвища РИА Новости, 27.12.2018
2018-12-27T08:00
2018-12-27T08:00
2018-12-27T08:03
безопасность
воздушно-десантные войска россии
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/154874/96/1548749643_352:190:1835:1024_1920x0_80_0_0_ac2c16b024f806c44930e365af3aa286.jpg
МОСКВА, 27 дек — РИА Новости, Николай Протопопов. Сражался на Великой Отечественной, четверть века командовал Воздушно-десантными войсками, удостоился множества госнаград и, что не менее важно, доброго прозвища Дядя Вася среди своих подопечных — 27 декабря исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося советского военачальника, основателя современных ВДВ Василия Маргелова.
О том, как он вошел в историю, — в материале РИА Новости.Дорога солдатаНа службу в Красную армию Маргелова призвали в сентябре 1928-го и сразу направили учиться в Объединенную белорусскую военную школу в Минске. С отличием окончив ее в 1931-м, Василий получил в командование пулеметный взвод в Могилеве. К концу 1938-го он уже был комбатом и возглавлял дивизионную разведку.В Советско-финскую войну Маргелов отличился тем, что взял в плен офицеров шведского Генштаба (официально Швеция не участвовала в войне, но добровольцев было немало). Великую Отечественную встретил командиром стрелкового полка. От начальника штаба и заместителя командира дивизии к 1944-му Маргелов дорос до комдива Украинского фронта. Со своей 49-й дивизией форсировал Днепр и освобождал Херсон, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Его бойцы освобождали Румынию, Болгарию, Чехословакию, Венгрию, Австрию. Новый десантПервые боевые парашютные подразделения появились в Красной армии в середине 1930-х, еще до Маргелова.
То, что десантники называют его основателем ВДВ, в первую очередь говорит об их бесконечном уважении к заслугам «дяди Васи» перед этим самостоятельным родом войск. Попробовать себя в новой роли ему предложили в 1948-м. После окончания Академии Генштаба Маргелову передали под командование 76-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию в Пскове. Сложность заключалась в том, что во время войны дивизия сражалась как стрелковая и ей только предстояло «приделать крылья». И с этого момента начинается новый этап в истории ВДВ. Маргелов, несмотря на высокую должность и боевые заслуги, наравне с подчиненными осваивал мастерство десантника, узнавал у бывалых солдат детали новой для себя профессии и нюансы специальной подготовки. Совершил первый в жизни прыжок с парашютом, научился его укладывать. Позже в одном из интервью он признавался, что до сорока лет смутно представлял себе, что такое парашют. За время службы Маргелов более 60 раз прыгал с парашютом, последний — в 65 лет.В 1954-м его назначили командующим Воздушно-десантными войсками.
Тогда в военной стратегии СССР в случае крупномасштабной войны десантникам отводилась роль поддержки высоких темпов наступления при массированном использовании ракетно-ядерного вооружения. Поэтому ВДВ требовалась соответствующая авиационная и бронированная техника. «Чтобы выполнять свою роль в современных операциях, надо, чтобы наши соединения и части были высокоманевренными, укрытыми броней, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления. Вот, по большому счету, идеал, к которому мы должны стремиться», — так Маргелов определял задачи ВДВ. Свои возможности и способность молниеносно и эффективно действовать ВДВ проявили уже в 1956-м в ходе венгерского восстания.Командующий тесно сотрудничал с оборонно-промышленным комплексом. Большинство разработок создавались при его непосредственном участии, причем некоторые виды вооружений он проверял лично. Благодаря усилиям Маргелова ВДВ получили революционную по тем временам боевую машину десанта БМД-1, бронетранспортер БТР-Д, плавающую бронетехнику, современные транспортные самолеты Ан-8 и Ан-12.
А позже — «рабочие лошадки» Ан-22 и Ил-76. В войска направляли новейшее стрелковое оружие, переносные зенитные комплексы, гранатометы, системы связи и инженерную технику. Десантников оснастили более надежными парашютами. А в связи с принятием на вооружение бронетехники для ВДВ разработали многокупольные и парашютно-реактивные системы десантирования.Именно под началом Василия Филипповича ВДВ научились десантировать технику с экипажем внутри. Причем на испытаниях в составе экипажа БМД был сын генерала Александр, также связавший жизнь с десантными войсками. Он экстерном окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище и Военную академию бронетанковых войск. Зимой 1973-го Александр десантировался с самолета Ан-12 внутри боевой машины БМД-1. Такого еще не делал никто в мире. Выброской лично руководил отец, Василий Маргелов. Позже сослуживцы вспоминали, что «дядя Вася» на протяжении всей операции непрерывно курил и держал наготове заряженный пистолет — застрелиться, если с сыном что-то случится.
На этот шаг Маргелов пошел для того, чтобы убедить министра обороны СССР маршала Андрея Гречко в безопасности десантирования техники с людьми на борту.В январе 1976-го сын Маргелова поставил еще один рекорд: выброшенная из самолета БМД-1 с экипажем впервые в истории совершила мягкую посадку на парашютно-реактивной системе «Реактавр». Майор Маргелов-младший находился в машине вместе подполковником Леонидом Щербаковым. БМД десантировали с большим риском для жизни, без индивидуальных средств спасения. Через двадцать лет за подвиг обоим членам экипажа присвоили звание Героя России.С ВДВ на всю жизньВасилий Маргелов командовал Воздушно-десантными войсками до 1979-го. За годы его руководства ВДВ превратились в действительно самостоятельный род войск и одно из самых боеготовых воинских формирований в мире. ВДВ участвовали во всех войнах и локальных конфликтах СССР и России.Основные традиции десантников зародились и укрепились в войсках как раз при Маргелове. Даже неотъемлемый атрибут каждого десантника — голубой берет — появился в ВДВ с подачи командующего.
До этого десантники носили малиновые береты. И в отставке генерал армии, лауреат Государственной премии СССР, кандидат военных наук Маргелов не оставил свое детище, продолжив работу генеральным инспектором Генеральной инспекции при министре обороны СССР, курирующим Воздушно-десантные войска. С его уст слетало множество крылатых фраз и выражений, которые большинство десантников знают назубок. Пожалуй, наиболее полно отражает характер этого человека и всех Воздушно-десантных войск такой его афоризм: «Сбит с ног — сражайся на коленях, идти не можешь — лежа наступай». В августе этого года к 88-летию ВДВ Маргелову установили памятник у станции метро «Беговая» в Москве. Идею еще в 2016-м озвучил бывший командующий ВДВ Владимир Шаманов. Автор проекта, скульптор студии военных художников имени Грекова Алексей Чебаненко постарался «прочувствовать» образ легендарного «дяди Васи» и тщательно изучил его мемуары. «Я читал записки Маргелова, смотрел хронику с его участием, и за это время родился образ — дерзкого, волевого, но в то же время заботливого отца, всегда подбадривавшего солдат, которых он считал своими детьми», — рассказал Чебаненко журналистам.
Он уверен, что монумент станет новой традиционной точкой сбора «голубых беретов» в День ВДВ.
https://ria.ru/20181113/1532706233.html
https://ria.ru/20181206/1543457829.html
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2018
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.
img.ria.ru/images/154874/96/1548749643_0:0:2243:1683_1920x0_80_0_0_2e6c01e27799b949704e598ec0cbda24.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
безопасность, воздушно-десантные войска россии
Безопасность, Воздушно-десантные войска России
МОСКВА, 27 дек — РИА Новости, Николай Протопопов. Сражался на Великой Отечественной, четверть века командовал Воздушно-десантными войсками, удостоился множества госнаград и, что не менее важно, доброго прозвища Дядя Вася среди своих подопечных — 27 декабря исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося советского военачальника, основателя современных ВДВ Василия Маргелова.
О том, как он вошел в историю, — в материале РИА Новости.
Дорога солдата
На службу в Красную армию Маргелова призвали в сентябре 1928-го и сразу направили учиться в Объединенную белорусскую военную школу в Минске. С отличием окончив ее в 1931-м, Василий получил в командование пулеметный взвод в Могилеве. К концу 1938-го он уже был комбатом и возглавлял дивизионную разведку.
© РИА Новости / Лев Поликашин / Перейти в медиабанкВоздушные десантники с командующим ВДВ генералом армии Василием Филипповичем Маргеловым (в центре)
Воздушные десантники с командующим ВДВ генералом армии Василием Филипповичем Маргеловым (в центре)
В Советско-финскую войну Маргелов отличился тем, что взял в плен офицеров шведского Генштаба (официально Швеция не участвовала в войне, но добровольцев было немало). Великую Отечественную встретил командиром стрелкового полка. От начальника штаба и заместителя командира дивизии к 1944-му Маргелов дорос до комдива Украинского фронта. Со своей 49-й дивизией форсировал Днепр и освобождал Херсон, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.
Его бойцы освобождали Румынию, Болгарию, Чехословакию, Венгрию, Австрию.
Новый десант
Первые боевые парашютные подразделения появились в Красной армии в середине 1930-х, еще до Маргелова. То, что десантники называют его основателем ВДВ, в первую очередь говорит об их бесконечном уважении к заслугам «дяди Васи» перед этим самостоятельным родом войск.
Попробовать себя в новой роли ему предложили в 1948-м. После окончания Академии Генштаба Маргелову передали под командование 76-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию в Пскове. Сложность заключалась в том, что во время войны дивизия сражалась как стрелковая и ей только предстояло «приделать крылья». И с этого момента начинается новый этап в истории ВДВ.
13 ноября 2018, 17:35
«Успел перерезать стропы». Рассекреченные страницы истории ВДВ
Маргелов, несмотря на высокую должность и боевые заслуги, наравне с подчиненными осваивал мастерство десантника, узнавал у бывалых солдат детали новой для себя профессии и нюансы специальной подготовки.
Совершил первый в жизни прыжок с парашютом, научился его укладывать. Позже в одном из интервью он признавался, что до сорока лет смутно представлял себе, что такое парашют. За время службы Маргелов более 60 раз прыгал с парашютом, последний — в 65 лет.
© Фото : Минобороны РФАрхивное фото из проекта Минобороны РФ, посвященного созданию и становлению Воздушно-десантных войск
© Фото : Минобороны РФ
Архивное фото из проекта Минобороны РФ, посвященного созданию и становлению Воздушно-десантных войск
В 1954-м его назначили командующим Воздушно-десантными войсками. Тогда в военной стратегии СССР в случае крупномасштабной войны десантникам отводилась роль поддержки высоких темпов наступления при массированном использовании ракетно-ядерного вооружения. Поэтому ВДВ требовалась соответствующая авиационная и бронированная техника.
«Чтобы выполнять свою роль в современных операциях, надо, чтобы наши соединения и части были высокоманевренными, укрытыми броней, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления.
Вот, по большому счету, идеал, к которому мы должны стремиться», — так Маргелов определял задачи ВДВ. Свои возможности и способность молниеносно и эффективно действовать ВДВ проявили уже в 1956-м в ходе венгерского восстания.
© РИА Новости / Алексей Мальгавко / Перейти в медиабанкСлужащие Воздушно-десантных войск в Парке культуры и отдыха имени Юрия Гагарина в Симферополе
Служащие Воздушно-десантных войск в Парке культуры и отдыха имени Юрия Гагарина в Симферополе
Командующий тесно сотрудничал с оборонно-промышленным комплексом. Большинство разработок создавались при его непосредственном участии, причем некоторые виды вооружений он проверял лично. Благодаря усилиям Маргелова ВДВ получили революционную по тем временам боевую машину десанта БМД-1, бронетранспортер БТР-Д, плавающую бронетехнику, современные транспортные самолеты Ан-8 и Ан-12. А позже — «рабочие лошадки» Ан-22 и Ил-76. В войска направляли новейшее стрелковое оружие, переносные зенитные комплексы, гранатометы, системы связи и инженерную технику.
Десантников оснастили более надежными парашютами. А в связи с принятием на вооружение бронетехники для ВДВ разработали многокупольные и парашютно-реактивные системы десантирования.
6 декабря 2018, 07:29
Легковес с тяжелым ударом. ВДВ ждут новую противотанковую пушку
Именно под началом Василия Филипповича ВДВ научились десантировать технику с экипажем внутри. Причем на испытаниях в составе экипажа БМД был сын генерала Александр, также связавший жизнь с десантными войсками. Он экстерном окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище и Военную академию бронетанковых войск. Зимой 1973-го Александр десантировался с самолета Ан-12 внутри боевой машины БМД-1. Такого еще не делал никто в мире. Выброской лично руководил отец, Василий Маргелов. Позже сослуживцы вспоминали, что «дядя Вася» на протяжении всей операции непрерывно курил и держал наготове заряженный пистолет — застрелиться, если с сыном что-то случится. На этот шаг Маргелов пошел для того, чтобы убедить министра обороны СССР маршала Андрея Гречко в безопасности десантирования техники с людьми на борту.
В январе 1976-го сын Маргелова поставил еще один рекорд: выброшенная из самолета БМД-1 с экипажем впервые в истории совершила мягкую посадку на парашютно-реактивной системе «Реактавр». Майор Маргелов-младший находился в машине вместе подполковником Леонидом Щербаковым. БМД десантировали с большим риском для жизни, без индивидуальных средств спасения. Через двадцать лет за подвиг обоим членам экипажа присвоили звание Героя России.
© РИА Новости / Николай Хижняк / Перейти в медиабанкВыброска боевых машин десанта во время учений на военном полигоне Раевский под Новороссийском
Выброска боевых машин десанта во время учений на военном полигоне Раевский под Новороссийском
С ВДВ на всю жизнь
Василий Маргелов командовал Воздушно-десантными войсками до 1979-го. За годы его руководства ВДВ превратились в действительно самостоятельный род войск и одно из самых боеготовых воинских формирований в мире. ВДВ участвовали во всех войнах и локальных конфликтах СССР и России.
Основные традиции десантников зародились и укрепились в войсках как раз при Маргелове. Даже неотъемлемый атрибут каждого десантника — голубой берет — появился в ВДВ с подачи командующего. До этого десантники носили малиновые береты.
© РИА Новости / Владимир Астапкович / Перейти в медиабанкВоеннослужащий почетного караула на церемонии открытия памятника генералу Василию Маргелову
Военнослужащий почетного караула на церемонии открытия памятника генералу Василию Маргелову
И в отставке генерал армии, лауреат Государственной премии СССР, кандидат военных наук Маргелов не оставил свое детище, продолжив работу генеральным инспектором Генеральной инспекции при министре обороны СССР, курирующим Воздушно-десантные войска. С его уст слетало множество крылатых фраз и выражений, которые большинство десантников знают назубок. Пожалуй, наиболее полно отражает характер этого человека и всех Воздушно-десантных войск такой его афоризм: «Сбит с ног — сражайся на коленях, идти не можешь — лежа наступай».
В августе этого года к 88-летию ВДВ Маргелову установили памятник у станции метро «Беговая» в Москве. Идею еще в 2016-м озвучил бывший командующий ВДВ Владимир Шаманов. Автор проекта, скульптор студии военных художников имени Грекова Алексей Чебаненко постарался «прочувствовать» образ легендарного «дяди Васи» и тщательно изучил его мемуары.
«Я читал записки Маргелова, смотрел хронику с его участием, и за это время родился образ — дерзкого, волевого, но в то же время заботливого отца, всегда подбадривавшего солдат, которых он считал своими детьми», — рассказал Чебаненко журналистам. Он уверен, что монумент станет новой традиционной точкой сбора «голубых беретов» в День ВДВ.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в медиабанкПарадный расчет Воздушно-десантных войск на военном параде, посвященном 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (1941— 1945)
Парадный расчет Воздушно-десантных войск на военном параде, посвященном 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (1941— 1945)
Как Маргелов создавал ВДВ — Газета.
Ru2 августа Россия празднует День ВДВ. «Крылатая пехота», самый элитный и одновременно самый народный род войск страны, отметит свой праздник встречами ветеранов и купанием в фонтанах. В этот день «голубые береты» можно будет увидеть не только на действующих военных, но и на политиках, бизнесменах, артистах певцах и всех, кто когда-либо служил в ВДВ.
«Десантник — это навсегда, я никогда не забываю это, и даже на лобовом стекле моего минивэна портрет генерала Василия Филипповича Маргелова, создателя ВДВ. Всегда помню девиз: «Никто, кроме нас». Это очень помогает в жизни», — рассказывает «Газете.Ru» столичный предприниматель Александр Прохоров, в прошлом тоже десантник.
В день праздника ВДВ многие бывшие и нынешние десантники помянут легендарного командующего Воздушно-десантных войск генерала Василия Маргелова, который руководил десантом с 1954 по 1959 год. Благодаря Маргелову, немало сделавшему для становления десанта, ВДВ иногда в шутку расшифровывают как «Войска дяди Васи».
Боевой генерал Маргелов участвовал в советско-финляндской войне, во время Великой Отечественной войны принимал участие в обороне Ленинграда, Сталинградской битве, боях за Украину и Крым, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии и Австрии.
«Благодаря генералу Маргелову воздушный десант оснащался самой современной техникой, испытывались новые способы его применения. Железная воля, организаторский талант и фронтовая закалка командующего позволили сформировать непобедимый дух «голубых беретов», превратили их в мобильную и грозную ударную силу, не знающую равных в мире», — сказал глава Минобороны Сергей Шойгу на открытии памятника генералу в августе 2018 года.
В настоящее время десантные войска насчитывают более 45 тыс. солдат и офицеров. ВДВ — отдельный род войск Вооруженных сил России. Благодаря высокому уровню боевой подготовки cлужба в ВДВ считается престижной, войска находятся в составе резерва Верховного главнокомандующего.
При этом бывалые десантники не стесняются признаваться в страхе перед первым прыжком.
«В пустоту шагнуть страшновато… Мужчины часто не признаются, что им страшно. Но страшно всем, и признаваться в этом не стыдно, только если ты этому страху не поддашься. А второй страх — оказаться трусом в глазах товарищей»,
— так вспоминал в интервью изданию «Собеседник» свой первый прыжок десантник, депутат Госдумы и бывший спикер Совета Федераций Сергей Миронов.
Во времена СССР на десантников ложилось выполнение наиболее сложных задач — таких как военная кампания в Афганистане. Через эту войну прошли сотни военнослужащих ВДВ, среди них — будущий глава Минобороны Павел Грачев, кандидат в президенты генерал Александр Лебедь и будущий главком ВДВ Георгий Шпак. Он командовал знаменитым 350-м гвардейским парашютно-десантным полком, который первым вошел на территорию Афганистана 25 декабря 1979 года.
«Я приобрел колоссальное количество друзей, с которыми до сих перезваниваюсь и переписываюсь. Многие бывшие десантники сегодня посещают Афганистан и говорят о необычайно добром отношении к русским, к «шурави», которых уважают за их благородство, за то, что они много сделали для страны», — говорит он.
Праздновать День ВДВ и вспоминать генерала Маргелова будут 2 августа не только в России, но и в других республиках бывшего СССР. Войска славились своим интернационализмом, в них служило немало представителей других народов СССР. В 2018 году день ВДВ отмечали на Украине, что, правда, произошло вопреки желанию тогдашних властей, которые постановили отмечать праздник украинского десанта 21 ноября, — эту дату своим указом установил экс-президент Украины Петр Порошенко, переименовав Воздушно-десантные войска в Десантно-штурмовые.
Любители военной истории в США и европейских странах активно интересуются историей десанта — формой беретов, значками десанта, связанными с ВДВ артефактами.
«У России самая большая десантная сила в мире. Хорошо обученные и оснащенные воздушно-десантными бронемашинами для мобильности и огневой мощи, Воздушно-десантные войска — это экспедиционные десантные подразделения Кремля», — писал о ВДВ в октябре 2018 года американский журнал The National Interest.
Популярностью у зарубежных поклонников ВДВ пользуется и песня «Синева». Эта композиция группы «Голубые береты» хорошо известна многим в России: «Расплескалась синева, расплескалась., // По петлицам разлилась по погонам. // Я хочу, чтоб наша жизнь продолжалась // По суровым, по десантным законам».
Главное отличие десанта от других родов войск — «голубые береты», которые бережно хранят многие бывшие десантники. Правда, вначале головные уборы десантников были темно-бордовыми. В 1967 году этот цвет утвердил «отец ВДВ» Василий Маргелов. Советский художник иллюстратор Александр Жук сначала подготовил проекты двух вариантов беретов: малинового и защитной расцветки, однако последний остался только на бумаге. А вот малиновый решили внедрить в десантные войска, а сам Маргелов поставил на нем резолюцию: «Оставить для парадов в Москве!»
Однако просуществовали они недолго, поскольку такие береты носили служащие многих зарубежных стран. Уже в 1969 году цвет головных уборов изменили на голубой.
В День ВДВ многие десантники купаются в фонтанах, и хотя эту традицию разделяют не все, она фактически стала атрибутом праздника. О том, почему это происходит, существует много версий, одна из которых довольно романтическая: десантники рассказывают, что вода отражает их любимое небо.
Как у десантников появилась своя тельняшка и почему малиновый берет стал голубым? История элиты российской армии
Ни одни войска в составе российской армии не увенчаны таким ореолом славы, как ВДВ – Воздушно-десантные войска, они же «Войска дяди Васи» (по имени их самого знаменитого командующего, Героя Советского Союза Василия Маргелова). Именно он добился того, чтобы Воздушно-десантные войска стали настоящей элитой вооруженных сил, и именно он создал саму систему «С неба сразу в бой». С тех пор тактика молниеносных побед – главная отличительная черта «крылатой пехоты», без которой уже много десятков лет не обходится ни один военный конфликт, в том числе локальный, с участием вооруженных сил нашей страны.
А ведь воздушно-десантные войска едва ли не самые молодые в отечественных вооруженных силах. Первый групповой прыжок был совершен 2 августа 1930 года (эта дата и стала датой профессионального праздника десантников), а первое подразделение ВДВ появилось только в 1931 году.
Как первые десантники взяли город впятеромТрадиционное представление о высадке воздушного десанта – это небо, в котором раскачиваются белые купола парашютов. Но десантники высаживаются далеко не только так: существует еще посадочный десант, при котором бойцов, переброшенных к точке назначения на самолетах, высаживают уже на земле. Именно посадочными и были два первых воздушных десанта в истории СССР. Оба проводились в конце 1920-х годов во время борьбы с басмачами в Средней Азии.
В 1928 году в Кара-Кумах на трех пассажирских самолетах высадили группу разведчиков, которые после выполнения задачи таким же воздушным путем вернулись домой. А в апреле 1929 года состоялся более крупный посадочный десант, силами которого был освобожден от басмачей город Гарм в Таджикистане.
22 апреля басмаческий отряд численностью около 450 человек перешел границу Северного Афганистана и двинулся к городу.
Поблизости от Гарма не оказалось никаких серьезных сил Красной армии, и тогда решено было перебросить к городу группу бойцов на самолетах. Первые два аэроплана смогли перевезти всего пять красных командиров, которые должны были оценить обстановку и наметить план атаки. Но оценив силы противника, десантники решили с ходу атаковать басмачей. На взятых в ближайшем ауле лошадях они перебросили к Гарму пулеметы и начали атаку.
Бойцы под белыми куполамиУдар был настолько неожиданным, что противник принял пятерку смельчаков за авангард основных сил и начал отступать. Так что когда подоспели остальные четыре десятка красноармейцев, им оставалось только завершить разгром басмачей и полностью освободить город.
Опыт Гармского десанта показал командованию РККА, насколько полезными могут стать специальные войска, предназначенные для высадки и ведения боя в тылу противника.
Но транспортные самолеты того времени, способные нести достаточно большое количество бойцов, не были приспособлены для посадки на любую подходящую площадку. Стало понятно, что гораздо большую мобильность десанту могут обеспечить парашюты, которые тогда стали уже достаточно распространены – правда, в основном в качестве средств спасения летчиков.
Новый парашют для новых войскЧтобы проверить теоретические выкладки и продемонстрировать руководству СССР возможности воздушных десантников, решено было провести показательную парашютную высадку во время учений войск Московского военного округа под Воронежем в начале августа 1930 года. За неделю до этого начались тренировочные прыжки 30 отобранных бойцов под руководством одного из первых советских парашютистов – комбрига ВВС Леонида Минова. А 2 августа двенадцать парашютистов совершили групповой прыжок с самолета «Фарман-Голиаф», став первыми бойцами советских парашютно-десантных войск.
Первые прыжки десантники совершали на пилотских парашютах американского производства – своих к тому времени еще не было.
Их только-только начинали выпускать: 18 апреля 1930 года начала работу парашютная фабрика в московском Тушино. Она начала выпускать парашюты, сконструированные специальным парашютным отделом НИИ ВВС Красной армии. Отделом руководил Михаил Савицкий – летчик с огромным опытом, хорошо представлявший себе, каким должен быть современный парашют. Но только в 1931 году Савицкому и его коллегам удалось спроектировать и запустить в производство ПД-1 – парашют десантный первой модели, ставший первым специальным парашютом для советских десантников. В 1933 году ПД-1 был официально принят на вооружение Красной армии, и почти сразу после этого начали появляться более совершенные модели: к началу войны уже насчитывалось пять типов парашютов.
Где взять инструкторов
Хотя днем рождения ВДВ считается день первого показательного прыжка 2 августа 1931 года, официально первое воздушно-десантное подразделение было создано лишь весной 1931 года. Тогда в составе 1-й авиабригады Ленинградского военного округа появился опытный авиамотодесантный отряд численностью 164 человека.
На вооружении это подразделение имело не только легкое стрелковое оружие, но и две танкетки Т-27 и три бронемашины: бойцов отряда планировалось высаживать посадочным способом. А чуть позже в той же бригаде появился и нештатный парашютно-десантный отряд.
В августе и сентябре 1931 года десантники активно участвовали в учениях Ленинградского и Украинского военных округов, высаживаясь в тылу условного противника и выполняя тактические задачи. А 11 декабря 1932 года Реввоенсовет СССР принял решение сформировать к марту следующего года по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах.
Когда эти отряды уже были созданы, 31 мая 1933 года в Москве открылась Высшая парашютная школа ОСОАВИАХИМ, главной задачей которой стала подготовка инструкторов-парашютистов и укладчиков парашютов: новорожденным советским воздушно-десантным войскам катастрофически не хватало именно этих специалистов.
Халхин-Гол и Измаил: первые бои небесной пехоты
Предвоенное развитие советских ВДВ шло очень быстро.
В 1933 году были созданы первые штатные авиадесантные отряды, а пять лет спустя началось формирование авиадесантных бригад. Каждая из них имела численность от 1500 (в мирное время) до 1800 (во время войны) человек.
На вооружении десантников стояли не только автоматические винтовки, но и 45-миллиметровые пушки, легкие минометы, мотоциклы и даже тракторы!
Первое боевое крещение бойцы-парашютисты получили во время вооруженного конфликта на Халхин-Голе. Тогда высаженная в тыл японских войск группа бойцов 202-й бригады внесла большой вклад в разгром противника. Их коллегам из 201-й бригады тогда повезло меньше: их использовали без всяких высадок, просто в качестве пехоты. Зато через год, во время Бессарабского похода бойцы этой бригады получили возможность продемонстрировать свои умения в полной мере: 30 июня 1940 года их выбросили с парашютами в окрестностях города Измаил, который бригада заняла к исходу дня.
Обожженные в огне Великой Отечественной
Великую Отечественную войну советские воздушно-десантные войска встретили в ходе преобразования.
23 апреля 1941 года началось формирование пяти воздушно-десантных корпусов численностью свыше 8000 человек каждый. Два таких корпуса дислоцировались в Киевском особом военном округе и по одному в Западном, Прибалтийском и Одесском. Бойцы всех пяти корпусов участвовали в первых, самых тяжелых боях Великой Отечественной войны. И хотя чаще всего десантники воевали как обычные пехотинцы, за время войны советским ВДВ довелось участвовать в нескольких крупных десантных операциях.
«Войска дяди Васи»Самыми знаменитыми стали Вяземская и Днепровская воздушно-десантные операции, а также Майкопский десант. Заслуги воинов-десантников Родина оценила высоко: все воздушно-десантные подразделения получили почетное звание «гвардейских», а 296 бойцов и командиров были удостоены звания Героя Советского Союза.
Среди десантников, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, был и Василий Маргелов – будущий знаменитый командующий ВДВ, «дядя Вася», как любовно называли его подчиненные.
Десантником, правда, Маргелов стал далеко не сразу – и не сразу воздушным. Поначалу ему довелось командовать 1-м Особым лыжным полком моряков-балтийцев. К концу войны Василий Маргелов носил звание генерал-майора, командовал стрелковой дивизией и удостоился звания Героя Советского Союза.
Только в 1948 году генерал-майор Маргелов получил назначение на должность командира знаменитой 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии – старейшего из ныне существующих соединений российских ВДВ. Через два года он уже был командиром 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознаменного корпуса, а в 1954 году стал командующим ВДВ. Эту должность Василий Маргелов занимал до начала 1979 года (с небольшим перерывом в 1959-61 годах, когда он был заместителем главкома).
Командуя советскими десантниками, генерал Маргелов сделал все, чтобы превратить эти войска в настоящую воинскую элиту. При нем ВДВ обзавелись собственной бронетехникой и специальными средствами ее десантирования, получили особую систему подготовки личного состава и собственные военно-транспортные самолеты.
Именно тогда Маргелов, который всегда отстаивал интересы своих подчиненных, получил у них уважительно-ласковое прозвище «дядя Вася», а аббревиатуру ВДВ десантники стали в шутку расшифровывать как «войска дяди Васи».
Как у десантников появилась своя тельняшкаС именем Василия Маргелова связана история появления одного из самых главных символов отечественных воздушно-десантных войск – тельняшки с бело-голубыми полосами. К полосатому символу мужества морских десантников Маргелов питал уважение со времен своего командования полком моряков-балтийцев и мечтал о том, чтобы у его подопечных из ВДВ тоже появилась своя тельняшка.
Ему помогли подчиненные, а точнее, офицеры штаба, которые в 1959 году, после учений по массовому десантированию на воду, по своей инициативе выдали их участникам тельняшки – в знак того, что они прошли крещение не только воздухом, но и водой.
С тех пор стало традицией вручать тельняшки тем, кто, кроме обычного десантирования, провел прыжок и на воду.
А в середине 1960-х Василию Маргелову удалось убедить командование Советской армией в том, что у десантников должна быть своя тельняшка. 6 июля 1969 года министр обороны СССР своим приказом утвердил новую форму частей ВДВ, в состав которой включили и тельняшку. А чтобы десантников никто не путал с моряками, полосы на ней сделали бело-голубыми – под цвет неба.
Василию Маргелову принадлежит «авторство» еще одного знаменитого атрибута воздушных десантников – голубого берета. Маргелов, стремившийся подчеркнуть особый статус доверенных ему войск, в середине 1960-х добился разрешения на введение в них уникального для советской армии головного убора. Правда, появившийся в 1967 году берет изначально был совсем другого цвета – малинового. Этот выбор был обусловлен тем, что в большинстве других стран именно так выглядели головные уборы парашютистов. Но малиновый берет, который впервые появился «на публике» во время парада 7 ноября 1967 года, резко контрастировал с голубым цветом петлиц и других элементов формы десантников.
Тогда по предложению заместителя главкома ВДВ генерала Ивана Лисова, служившего в десанте еще с 1930-х годов, сменили на голубой и цвет берета.
Именно такой головной убор был официально введен для советских десантников вместе с тельняшкой в 1969 году. Но неофициально в войсках его начали носить годом раньше. Из-за этого, кстати, во время высадки подразделений ВДВ СССР в Чехословакии весной 1968 года возник забавный казус. Одно из них носило уставные малиновые береты, другое – «экспериментальные» голубые, отчего поначалу и было принято чехами за миротворческие войска ООН.
Шестая рота и марш-бросок на ПриштинуНачиная со времен войны в Афганистане, отечественные воздушно-десантные войска стали основными участниками локальных конфликтов. В истории двух чеченских кампаний нашлось место множеству примеров героизма и мужества десантников. Самым знаменитым из них стал подвиг десантников 6-й роты 104-го гвардейского полка 76-й дивизии ВДВ. После боя на высоте 776 двадцати двум десантникам было присвоено звание Героя России, а 68 солдат и офицеров награждены орденами Мужества.
А одной из самых дерзких и успешных операций российских ВДВ стал знаменитый «Приштинский марш-бросок». В ночь на 12 июня 1999 года сводный батальон десантников из состава Миротворческих сил ООН всего за сутки преодолел расстояние в шесть сотен километров и занял аэропорт в косовской столице Приштине. Наши бойцы опередили силы НАТО, рассчитывавшие взять аэродром под свой контроль, и не только изменили баланс сил в регионе, но и серьезно подняли престиж России на международной арене.
И сегодня служить в Воздушном Десанте мечтают многие мальчишки нашей страны. Не зря конкурс при поступлении в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное училище имени генерала армии Маргелова ежегодно составляет не менее 5 человек на место.
Первая воздушно-десантная операция армии США | Статья
1 / 5 Показать заголовок + Скрыть заголовок – Douglas C-47 командования авианосцев был рабочей лошадкой воздушно-десантных войск и использовался для перевозки десантников или для буксировки десантников на планерах.
На этом изображении показан C-47 с планером на буксире, тренировка в Уджде, Французское Марокко, Северная Африка,…
(Фото предоставлено армией США)
ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ
2 / 5
Показать заголовок +
Скрыть заголовок –
Знак армейского парашютиста (слева) был разработан капитаном Уильямом П. Ярборо из 501-го парашютно-пехотного батальона и утвержден 10 марта.41. Были опасения, что значок слишком мал, поэтому Ярборо разработал овальный тканевый фон для тр…
(Фото предоставлено армией США)
ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ
3 / 5
Показать заголовок +
Скрыть заголовок –
(Фото предоставлено армией США)
ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ
4 / 5
Показать заголовок +
Скрыть заголовок –
Генерал-майор Мэтью Б.
Первоначально парашюты были разработаны в первую очередь для наблюдателей за воздушными шарами, которые были вынуждены выпрыгивать из своих наблюдательных корзин при нападении. К сожалению, ранние парашюты были слишком тяжелыми и громоздкими для большинства небольших самолетов, и многие пилоты погибли в своих горящих самолетах, мрачно прозванных «пылающими гробами». войска в бой. Планеры также были разработаны для доставки войск, артиллерии и припасов. Начало Второй мировой войны в 1939 дали возможность реализовать и доработать доктрины ВДВ. Немецкие военные добились заметных первых успехов в воздухе в Норвегии, Бельгии и на Крите; уроки, не упущенные из виду армейскими планировщиками. Признавая потенциал воздушно-десантных войск, армия приступила к созданию воздушно-десантных подразделений незадолго до вступления Америки во Вторую мировую войну. В июне 1940 года был сформирован испытательный взвод для разработки тактики и оборудования десантников. 82-я пехотная дивизия была переименована, а 101-я была активирована 15 августа 19 г.
42 в качестве первых двух армейских воздушно-десантных дивизий. К 1943 году были задействованы 11-я, 13-я и 17-я воздушно-десантные дивизии. Типичная воздушно-десантная дивизия включала в себя смесь парашютно-десантных и планерных пехотных полков с артиллерийскими, инженерными и вспомогательными частями.
Планированием первого крупномасштабного воздушного десанта в истории армии, вторжения на итальянский остров Сицилия, руководил генерал-майор Мэтью Б. Риджуэй, командующий 82-м полком. Стратегические цели вторжения под кодовым названием «Операция «Хаски»» заключались в удалении базы Оси, которая действовала против кораблей союзников в Средиземном море, и в оказании давления на итальянцев, чтобы они вышли из войны. Совместная операция американских, британских и канадских военно-воздушных, сухопутных и военно-морских сил началась с четырех воздушных десантов, двух британских и двух американских, вскоре после полуночи в ночь на 9 сентября.-10 июля. Американский контингент состоял в основном из 505-го парашютно-пехотного полка 82-й воздушно-десантной дивизии, совершившего свой первый боевой прыжок.
К сожалению, плохая связь между союзниками привела к трагическому инциденту с дружественным огнем 11 июля. Зенитчики на кораблях союзников, взволнованные немецкими воздушными атаками, ошибочно опознали американские самолеты, летевшие с заданием подкрепления, и 33 из 144 транспортных С-47 были сбиты, потеряв более 300 десантников. Несмотря на эти потери, 16 августа Сицилия в конце концов перешла к союзникам. В сочетании с потерей Ливии и Пантеллерии и 19 июляПосле бомбардировки Рима сицилийская кампания способствовала бескровному перевороту, свергнувшему итальянского диктатора Бенито Муссолини. Италия вышла из Оси в сентябре и со временем даже внесла некоторый вклад в военные действия союзников.
Достижения и уроки, извлеченные в ходе операции «Хаски», были использованы при планировании последующих воздушно-десантных операций на Европейском и Тихоокеанском театрах военных действий.
Сегодня воздушно-десантные подразделения остаются мощной силой в наземных силах сухопутных войск.
американских десантников | Airborne Museum
82-я воздушно-десантная дивизияПроисхождение 82-й воздушно-десантной дивизии можно проследить до Первой мировой войны. двойного значка «А» «Все американцы». Дивизия была отправлена во Францию в 1917 г. и участвовала в боях в Лотарингии, Маасе, затем в Аргонне, во время наступления на Сен-Михель в 1918 г. 82-я дивизия была демобилизована 27 мая 1919 г.19 по возвращении с фронта и вошла 24 июня 1921 года в состав армейского резерва.
25 марта 1942 года 82-й DI был реактивирован в Кэмп-Клэйборн, штат Луизиана, под командованием генерал-майора Омара Н. Брэдли. 15 августа того же года она стала первой американской воздушно-десантной дивизией (82-я воздушно-десантная дивизия) во главе с генерал-майором Мэтью Б. Риджуэем. В октябре 1942 года новая воздушно-десантная дивизия перебралась в Форт-Брэгг, Северная Каролина, и продолжила обучение в составе 504-го и 505-го PIR (парашютно-пехотных полков) и 325-го GIR (планерного пехотного полка), которые стали костяком 82-го AB.
В мае 1943 года 82-я АВ была первой и единственной воздушно-десантной дивизией, высадившейся на лодке в Касабланке, Марокко, прежде чем отступить к тунисской границе. В июле 1943 года 82-я АВ участвовала в первом в военной истории США воздушно-десантном вторжении во время вторжения на Сицилию (операция «Хаски»). Вернувшись в Тунис, 82-я АВ начала подготовку ко второй боевой операции, начавшейся в сентябре 1943 года в Италии (операция «Лавина»). 1 октября 505-й ПИР первым вошел в Неаполь. 19 декабря43-го полковник Джеймс М. Гэвин получил звание бригадного генерала и стал командиром 82-й АВ.
Члены 82-й АБ
В январе 1944 г. полки 82-й АВ остались в Италии (504-й ПИР, 376-й ПФАБ, 307-й АЭБ) для участия в штурме Анцио (операция «Шингл»), остатки дивизии присоединился к Северной Ирландии. В середине февраля 1944 года 82-я АВ перебазировалась в Ноттингем в Англии, чтобы принять участие в операции «День Д» в ночь с 5 на 6 июня 1944 года во Франции (операция «Нептун»), прелюдии к операции «Оверлорд».
82-я АВ была усилена двумя новыми полками, 507-м ПИР и 508-м, 504-й остался в Италии. После 33 дней боев 82-я АВ вернулась в Англию, 13 июля 19 г.44.
Генерал Гэвин принял командование 82-й АВ, а генерал Риджуэй возглавил XVIII воздушно-десантный корпус и стал командиром 17-й, 82-й и 101-й АВ
В середине сентября 1944 г. 82-я АВ участвовала в воздушно-десантной операции на Голландии (операция Рынок-Гарден) и 13 ноября был освобожден канадцами после 56 дней боев. Дивизия двинулась под Реймс во Франции в качестве резерва. В декабре 1944 года немцы предприняли свое последнее крупное наступление в Арденнах, пройдя через Люксембург и Бельгию. Это ночь с 17 на 19 декабря.44, когда 82-я AB вернулась на дорогу к Арденнскому лесу, чтобы помочь союзным войскам. Зима была объявлена самой суровой и смертоносной для 82-й АВ, которая должна была быть освобождена 19 февраля 1945 года и вернуться во Францию в Сиссон.
30 марта 1945 года 82-я АВ направилась в район Бонна и реки Рейн в Германии.
4 мая 1945 года патруль выходит на связь с русскими после капитуляции Германии. 82-я AB становится основной оккупационной силой в Берлине, где она получила прозвище «Почетный караул Америки».
101-я воздушно-десантная дивизия
101-я дивизия создана в ноябре 1918 года, но в Первой мировой войне участия не принимала. В июне 1921 года 101-я пехотная дивизия в основном состояла из людей, призванных на федеральную службу и помещенных в резерв. Эта дивизия стала 101-й воздушно-десантной дивизией (101-я AB) в августе 1942 года под командованием генерал-майора Уильяма К. Ли в Кэмп-Клэйборн, штат Луизиана.
Первоначально в состав новой воздушно-десантной дивизии входили 327-й и 401-й ГИР (планерно-пехотные полки) и 502-й ППР (парашютно-пехотный полк). В течение 1942 к 101-му АВ присоединились два новых полка: 501-й и 506-й ПИР.
В 1943 году дивизия приняла участие в своих первых крупных маневрах в США и после этих учений вернулась в расквартирование Форт-Брэгг.
В середине августа 1943 года 101-я АВ получила приказ об отбытии в Англию. 5 февраля 1944 г. 101-я АВ потеряла своего командира генерала Ли, пострадавшего от сердечного приступа, и 14 марта 1944 г. его заменит бригадный генерал Максвелл Д. Тейлор, бывший командир дивизионной артиллерии 82-й АВ.
В Англии 101-я АВ продолжила тренировки и участвовала в трех маневрах, объявив о первой боевой операции дивизии. 5 июня 1944 года генерал Эйзенхауэр посетил 101-ю АВ, чтобы попрощаться с ними и пожелать им удачи, потому что в ночь с 5 на 6 июня 1944 года 101-я дивизия вместе с 82-й АВ высадилась в Нормандии и начала писать первые линии своей истории.
Парашютисты 501-й ПИР, 101-й АБ
Утром 6 июня дивизия потеряла своего первого офицера: бригадный генерал Дональд Ф.Пратт, командир дивизии, мгновенно погиб при крушении своего планера (Боевой сокол недалеко от Хисвилля). В битве за Нормандию потери дивизии значительны: более 2000 человек убитыми, около 8000 ранеными и 350 пленными.
Дивизия вернулась в Англию для отдыха и перевооружения в рамках подготовки к дальнейшим операциям. 17 сентября 1944 года 101-я АВ десантировалась в Голландии (Маркет-Гарден) с основными задачами захватить мосты и защитить район Эйндховена. Планеры приземлились в LZ (Зоне приземления) 18 и 19 сентября 1944 г.
Дивизия вернулась во Францию в ноябре 1944 г. в Мурмелон. Генерал Тейлор был срочно вызван в Вашингтон и передал временное командование дивизией бригадному генералу Энтони Маколиффу.
18 декабря 1944 года 101-й АВ отправился на помощь своим товарищам, окруженным в Бастони в бельгийских Арденнах. Оборона Бастони 101-й АВ позволила замедлить и остановить продвижение немцев на этом участке.
18 января 1945 года дивизия до конца февраля перебазировалась в Эльзас в сектор Сарбур. 1 марта 1945 года 101-я АВ вернулась в Мурмелон и получила от генерала Эйзенхауэра «Отличник отличия» за свою роль в Бастони.
Начиная с апреля 1945 года 101-я АВ заняла позиции в Германии, на берегу Рейна и часть дивизии направилась к Берхтесгадену (Орлиное Гнездо Адольфа Гитлера).
Дивизия осталась в Германии в поисках нацистов, пытающихся спрятаться, и 1 августа 1945 года она будет освобождена, прежде чем вернуться во Францию и подготовиться к прыжку в Японию.
Прыжок отменяется после капитуляции Японии 2 сентября 1945 года, а дивизия была выведена из строя во Франции 30 ноября 1945.
Следопыты
Первые оперативные прыжки, совершенные 82-й воздушно-десантной дивизией на Сицилии (9 июля 1943 г.), были обречены на большие потери в основном из-за того, что сбросы происходили слишком далеко от ДЗ (Drop Zone).
Было решено создать группы следопытов, заранее десантироваться с парашютом, чтобы обезопасить районы и отметить зоны высадки.
Эти люди будут оснащены новым специальным оборудованием, передатчиком маяка «Эврика» (AN/PPN-1A) в паре с приемником, расположенным на C-47 под названием «Rebecca» (APN-2), которые должны были улучшить рабочий процесс. и точные прыжки.
Первые группы следопытов были сброшены в Италию (Салерно – 13 сентября 1943 г.
).
В феврале 1944 года новый аэродром в Северном Уитмене, Англия, был создан как школа следопытов в Школе следопытов 9-го авианосца .
В то время образ Следопытов не имел этой элитной репутации, 82-я и 101-я отправляли на обучение 300 десантников. Одни были добровольцами, другие были переведены из-за дисциплинарных проблем.
Каждой команде Следопытов был назначен C-47 и его конкретный экипаж.
Десантники этих частей прыгали 5-7 раз в неделю, минимум два раза ночью.
В мае 44 для операции «Нептун» формируется 18 групп, по три на каждую зону высадки (ДЗ А, Н, С, О, Д, Т).
Состав группы:
- Командир группы офицеров, (лейтенант),
- Помощник командира группы офицеров
- Два оператора тега «ЭВРИКА»
- Тег для 2 помощников оператора
- Налобный фонарь с секцией А Holophane
- 7 человек, каждый оснащен двумя лампами из холофана
- От 4 до 6 человек для защиты ДЗ.

Во время ночного прыжка 7 следопытов прыгнули с двумя холлофановыми лампами, также называемыми лампами Алдиса. 7 из них располагаются на земле в форме буквы Т, основание которой указывает направление прыжка, перекладину, вылет прыжка.
Загораются, когда воспринимается гул двигателей ведущего самолета. Они размещены на телескопических штативах так, чтобы их было хорошо видно с самолета, но почти не было видно с земли.
Последняя лампа активируется оператором, она мигает буквой Морзе DZ, должна была помочь лидерам определить свои зоны соответствующего прыжка, обозначенные лампами разных цветов (зеленый, красный и желтый), следующие за зонами и юнитами.
Во время перерыва следопыты используют фосфоресцирующие оранжевые панели, которые выравнивают землю, образуя букву, дымовые шашки и маяк, а также защищают зону высадки от возможных атак.
История 82-й воздушно-десантной дивизии – Битва за Нормандию
82-я воздушно-десантная дивизия История (страница 1/2) Нашивка 82-й воздушно-десантной дивизии, две белые буквы «АА» («Все американцы») на синем круге в красном квадрате.
Рождение 82-й воздушно-десантной дивизии
Первоначально 82-я дивизия была регулярной пехотной дивизией, которая была основана 25 августа 1917 года в Кэмп-Гордоне, штат Джорджия. Дивизия была отправлена во Францию во время Первой мировой войны и участвовала не менее чем в трех крупных наступлениях, которые ускорили падение немецких армий.
15 августа 1942 года армия США впервые создала воздушно-десантную дивизию, преобразовав 82-ю пехотную в 82-ю воздушно-десантную. Он находится под командованием генерала Омара Брэдли и его заместителя бригадного генерала Мэтью Риджуэя и базируется в Кэмп-Клэйборн, штат Луизиана, вместе со 101-й воздушно-десантной дивизией.
Первоначально состоящая из пехотного полка (PIR) и двух полков планерной пехоты (GIR), 82-я воздушно-десантная дивизия была усилена после размещения в новом помещении в Форт-Брэгге в штате Каролина, чтобы окончательно состоять из 504-го и 505-го PIR, 325-я ГИР, 319-я3-й и 320-й планерные дивизионы полевой артиллерии (GFAB), 376-й и 456-й дивизионы парашютной полевой артиллерии (PFAB), 80-й воздушно-десантный зенитный дивизион (AAAB), 370-й воздушно-десантный инженерный батальон (AEB) и различные вспомогательные подразделения.
После многих учений 82-я воздушно-десантная дивизия была отправлена из Форт-Брэгга в Касабланку, Марокко, куда она прибыла 10 мая 1943 года. Ее предстояло усердно тренировать для вторжения на Сицилию, операция «Хаски».
Операция «Хаски»
Эту операцию возглавляет полковник Джеймс Гэвин, командир 505-го полка. Это первое воздушно-десантное наступление в военной истории Соединенных Штатов Америки: 9 июля1943 г., десантники 505-го полка десантируются над Сицилией. Разделенные на различные боевые группы, парашютисты готовят почву перед десантной операцией, которая должна последовать в Геле. 504-й ПИР должен был десантироваться 11 июля над Сицилией. Но когда американские летчики пролетели над флотом союзников, моряки перепутали их с вражескими бомбардировщиками и открыли огонь из своих зенитных орудий: было уничтожено 23 самолета C-47 Dakota. Погиб 81 десантник, в том числе помощник командующего бригадный генерал Чарльз Киранс.
На сицилийской земле операция «Хаски» прошла успешно: за 5 дней 82-я прошла почти 94 километра и взяла в плен около 23 000 человек.
Операция «Лавина»
Генерал Кларк, командующий 5-й армией США, должен начать морскую атаку под названием «Операция «Лавина»» в Салерно. 9 сентября 1943 года началась высадка и в течение четырех дней американский плацдарм находился под угрозой. Поэтому Кларк вызывает 82-ю воздушно-десантную дивизию, все еще находящуюся на Сицилии. 13 сентября организован десантный рейд под командованием полковника Рубена Такера и части 504-го полка на город Пестум южнее Салерно. На следующий день настала очередь десантироваться с парашютом 505-го полка. Десантники 82-го полка отбивают силы противника.
В течение следующих двух месяцев 82-й бой в районе Салерно и Неаполя, в который первой вступает воздушно-десантная дивизия. Он продолжил продвижение к реке Вольтурно и был отправлен в Англию в рамках подготовки к операции «Оверлорд».
Тем не менее, 504 ПИР остался в районе Анцио, где продолжает сражаться с противником (в рамках операции «Шингл») и заставлять его отступать.
День «Д» – Нормандия
82-я сейчас находится в Англии, но ампутирована из одного парашютно-пехотного полка. Было решено, что эта воздушно-десантная дивизия должна быть усилена двумя новыми полками, 505-м и 507-м ПИР.
82-я воздушно-десантная дивизия должна была захватить различные цели в ночь с 5 на 6 июня 1944 года в рамках операции «Нептун», приданной операции «Оверлорд».
Таким образом, рано утром 6 июня 1944 года десантники 82-й воздушно-десантной дивизии высадились в Нормандии: они отвечали за захват различных целей к западу от зоны десантного вторжения союзников, таких как город Сент-Мер-Эглиз или Мост Ла Фьер.
Парашюты, как и 101-й воздушно-десантной дивизии, неясны и часто американские солдаты приземляются за много километров от цели. Утром 6 июня парашютисты соединились с высадившимися из Юта-Бич десантниками 4-й пехотной дивизии.
9 июня 1944 года в секторе Ла-Фьер солдаты 82-й дивизии, и в особенности бойцы 325-й ГИР, яростно защищали мост, который снова хотели взять под контроль немецкие танки.


