Горе побежденным | ОБО ВСЕМ
Тит Ливий и «История от основания города»
Началась эта история в 387, а по некоторым данным в 390 году до нашей эры. Известна она нам благодаря самой известной фундаментальной работе по истории Древнего Рима под общепринятым названием «История от основания города», автором которой является древнеримский историк Тит Ливий (59 – 17 гг. до н.э.). Надо сказать, что настоящее название этого исторического труда, охватывающий период от основания Рима в 753 году до нашей эры до начала нашей эры, неизвестно. Так Тит Ливий называл свое произведение «Летописью», а Плиний Старший – «Историей». Так или иначе, в историю это произведение вошло как «История от основания города». Тит Ливий над этим произведением работал с 30 г. до н.э. вплоть до своей смерти. Оно включило в себя 142 тома. К сожалению, до наших времен дошло всего лишь 35 книг, но рассматриваемая история уцелела.
«Право сильного»
Как уже говорилось ранее, эта история началась в 387 году до н.э., когда галльское племя под предводительством рассудительного и решительного вождя сенонов Бренна перейдя Альпы, вторглись в северную часть Апеннинского полуострова. Без особых проблем галлы завоевали север Италии и покорили этрусков, дружественный римлянам народ, и встали лагерем близ города Клузей, находящегося недалеко от Рима.
Встревоженные жители города обратились за помощью к римлянам. Рим направил к Бренну трех послов, людей уважаемых из почтенного рода Фабиев, желая узнать причину конфликта, о его дальнейших планах и уладить всё мирным путем. Бренн ответил, что делает и будет делать, что захочет по «праву сильного» и что, не сами ли римляне точно также поступали со своими врагами и более слабыми народами. Вот как комментирует этот момент писатель и философ Древней Греции Плутарх (46 -127 гг.) в «Сравнительных жизнеописаниях» при жизнеописании Камилла:
«Клузийцы тем чинят нам несправедливость, что вспахать и засеять могут мало, иметь же хотят много и ни клочка земли не уступают нам, чужеземцам, хотя мы и многочисленны и бедны. Не так ли точно и вам, римляне, чинили несправедливость прежде альбанцы, фиденаты, ардейцы, а в последнее время — жители Вейи, Капены и многих городов фалисков и вольсков?! И если они не желают уделить вам части своего добра, вы идете на них походом, обращаете в рабство, грабите, разрушаете города и при всем том не делаете ничего ужасного или несправедливого, но следуете древнейшему из законов, который отдает сильному имущество слабого и которому подчиняются все, начиная с бога и кончая диким зверем. Да, ибо даже звери от природы таковы, что сильные стремятся владеть большим, нежели слабые. Бросьте-ка лучше жалеть осажденных клузийцев, чтобы не научить галлов мягкосердечию и состраданию к тем, кто терпит несправедливости от римлян!».
Также Бренну приписывается выражение, ставшее в дальнейшем крылатым:
«Право своё ношу на конце меча своего. Сильным принадлежит весь мир!».
Поняв, что мира не будет, послы отправились в осажденный город и стали уговаривать клузеийцев, выступить вместе с ними против галлов. Клузийцы сделали вылазку, и в завязавшейся стычке один из Фабиев убил мелкого галльского вождя.
Падение Рима
Узнав об этом, Бренн пришел в ярость, прекратил осаду этрусского города и двинулся на Рим. Чтобы не думали, что галлы ищут войны с Римом и рады любому поводу, Бренн выдвинул ультиматум, при котором Рим должен был выдать виновника инцидента.
Сенат и жрецы осудили действия Фабия, но народ встал на защиту, по их мнению, героя. Собрав довольно внушительную сорокатысячную армию, римляне стали готовиться к обороне своего города. Однако армия была плохо обучена, многие новобранцы вообще впервые держали оружие в руках. К тому же она была разобщена, так как единого полководца не имела. Все это привело к полному и безоговорочному поражению римской армии у реки Аллии невдалеке от впадения ее в Тибр. Галлы легко сломили сопротивление римского войска и обратили его в позорное бегство, остатки армии разбежалось по округе или вернулась в город.
Вместо того чтобы сразу захватить Рим, галлы принялись грабить доставшиеся военные трофеи и безудержно радоваться заслуженной победе. Это дало возможность мирным жителям города с их семьями беспрепятственно покинуть обреченный город, а оставшимся в городе патриотически настроенным гражданам, сенаторам, жрецам, знати собрать все святыни города, самое ценное, оружие, продовольствие и укрыться в самом защищенном месте в Риме на Капитолийском холме.
Через три дня галлы во главе с Бренном вошли в Рим. Их удивлению не было предела – их ждал пустынный город. Попытки с ходу взять Капитолий не увенчались успехом. От злобы и гнева, что не удается взять последний рубеж и из-за ощутимого урона, нанесенного галлам обороняющимися, Рим был практически полностью разграблен, сожжён и разрушен.
Началась длительная осада, во время которой большой проблемой для галлов стало отсутствие продовольствия. Поэтому часть войска находилась под стенами Капитолия, а другая, разбившись на небольшие отряды, рыскала в поиске продовольствия по ближайшей округе. Постепенно круг поисков расширился, а осторожность и бдительность притуплялась, так как никакого сопротивления в деревнях галлы не встречали.
Марк Фурий Камилл
Во время одного из такого продовольственного набега близ города Ардея произошел знаменательный и можно сказать переломный момент всего противостояния между галлами и римлянами.
На беду галлам в городе находился искусный римский полководец Марк Фурий Камилл (447 – 365 гг. до н.э.). Дело в том, что 10 лет назад после захвата этрусского города Вейи Камилл был обвинен в несправедливости при разделе добычи. Не став дожидаться решения сената, Камилл уехал в город Ардея в добровольное изгнание.
Видя, что в принципе сил у ардейцев хоть и достаточно для отпора, но они мало обучены и нет надлежащего руководства, Камилл призвал не сдаваться на милость галлам, а также предложил свои услуги в роли командующего. Старейшины города «дали добро» на вылазку, которую возглавил Камилл. Ночью отряд Камилла неожиданно напал на расположенный неподалеку лагерь галлов. Без особых потерь галлы были истреблены, а оружие и продовольствие достались ардейцам как трофеи.
Весть о разгроме галлов быстро распространилась по округе, и в Ардею хлынул поток добровольцев из других городов и разбежавшихся по округе римлян.
«Какого полководца отняло у Рима божество, — жаловались они друг другу, — чтобы подвигами Камилла украсить и прославить Ардею, тогда как город, родивший и воспитавший этого мужа, исчез с лица земли! Оставшись без начальников, мы укрываемся в чужих стенах и смотрим, как погибает Италия. Вот что, пошлем-ка к ардейцам да потребуем назад их полководца, или же возьмем оружие и пойдем к нему сами!».
Плутарх (46-127 гг.), «Сравнительные жизнеописания», «Фемистокл и Камилл».
Камилл согласился возглавить постоянно увеличившееся войско с условием, что римский сенат даст ему полномочия диктатора. Чтобы получить согласие сената требовалось пробраться в осажденную галлами Капитолийскую крепость, а затем вернуться обратно.
Добровольцем вызвался некто Понтий Коминий.
Хоть Капитолийский холм и почти полностью был окружен отвесными неприступными скалами, но имелась одна неприметная тропка, по которой Понтий Коминий и добрался на холм, предстал перед сенатом, рассказал о победе Камилла, о воле народа выступить только под предводительством Камилла и об условии самого Камилла, которое, недолго думая, сенаторы утвердили. Тем же путем Понтий вернулся в Ардею и поведал о решении римского сената. После провозглашения Камилла диктатором, он стал собирать войско и готовиться выступить против галлов.
Как гуси спасли Рим
Тем временем один из караульных галлов обнаружил в том самом месте, где поднимался и спускался Понтий Коминий, вырванную траву, множество следов и осыпавшуюся землю, о чем незамедлительно доложил Бренну, который, собрав самых ловких и проворных воинов, приказал им взобраться по хитрой тропинке на Капитолий.
Ночью галлы потихоньку стали карабкаться по скале и когда первый из них уже почти добрался до края, тревогу подняли священные гуси храма Юноны. Чуткие от природы гуси, почувствовав приближение галлов, подняли шум и своим гоготаньем перебудили защитников Капитолия.
Ближе всех к месту подъема галлов находился римский консул Марк Манлий, который первый дал отпор варварам. Марк столкнул одного из галлов в обрыв, тот, падая вниз, увлек за собой и своих товарищей. Так атака была отражена, Манлий стал героем, а гусей в Риме стали почитать пуще прежнего.
В 1875 году Л. Н. Толстой написал небольшой детский рассказ «Как гуси Рим спасли».
«С тех пор, римляне в память этого дня завели у себя праздник. Жрецы идут наряженные по городу; один из них несет гуся, а за ним на веревке тащат собаку. И народ подходит к гусю и кланяется ему и жрецу: для гусей дают дары, а собаку бьют палками до тех пор, пока она не издохнет».
Л.Н.Толстой (1828-1910 гг.), «Как гуси Рим спасли», 1875 г.
Происхождение фразеологизма «горе побежденным»
После этого наступило затишье. Шел седьмой месяц осады. Галлы, как и защитники крепости, испытывали острую нужду в продовольствии. Одни не покидали Рим из-за боязни встречи с войском Камилла, а другие из-за невозможности покинуть Капитолий.
Поэтому, постепенно противоборствующие стороны перешли к переговорам. Сначала стали переговариваться стражники, а затем с одобрения властей была назначена встреча между предводителем галлов Бренном и военным трибуном Рима Сульпицием.
Было решено, что римляне заплатят тысячу фунтов золота, а галлы незамедлительно покинут город и римские владения. Скрепив договор клятвой, стороны приступили к выполнению своих обещаний.
Когда римляне принесли золото и стали его взвешивать, выяснилось, что гири галлов тяжелее запланированных, а на справедливое возмущение римлян Бренн подошел к весам, на чашу весов положил свой меч и произнес легендарную фразу: «Vae victis!», что значит «Горе побежденным!».
«Эта сделка, омерзительная и сама по себе, была усугублена другой гнусностью: принесённые галлами гири оказались фальшивыми, и, когда трибун отказался мерять ими, заносчивый галл положил ещё на весы меч. Тогда-то и прозвучали невыносимые для римлян слова: горе побеждённым!»
Тем самым Бренн давал понять, что побежденный не имеет никаких прав, а в спорной ситуации лучше смиренно покориться и не перечить, иначе будет только хуже и участь проигравшего будет еще тяжелее.
Значение фразеологизма «горе побежденным»
С тех пор выражение «горе побежденным» стало означать обреченность человека или группы лиц, которые зависят от кого-то. Их мнение ничего не значит и веса не имеет и будет все так, как решит власть имущий, а недовольство только усугубит и осложнит ситуацию только для зависящих от сильного мира сего, но никак для власть держащего.
Фразеологизм характеризует, что сильный всегда прав, а несогласие слабого приведет только ухудшению положения слабого и как бы слабый не сопротивлялся, все равно будет так, как пожелал сильный.
Изгнание галлов и второй основатель Рима
Вернемся к нашей истории. После наглого и нескрываемого обмана галлов мнения римлян разделились. Одни предлагали повиноваться галлам и отдать столько золота, сколько они хотят, лишь бы галлы ушли из родного города и не считать это позором. Другие напротив считали, что необходимо отменить сделку, забрать золото обратно, укрыться в крепости и дальше держать осаду, уповая на армию Камилла.
Уж не знаю, как было на самом деле, но по легенде во время этих препирательств как по волшебству и появилось многочисленное войско Камилла. Камилл предложил Бренну забрать свой меч, весы и гири и убираться из Рима.
«У римлян искони заведено спасать отечество железом, а не золотом».
Бренн ответил, что по заключенному соглашению он уйдет из Рима только с золотом. На что Камилл сказал, что договор не имеет силы, так как только он диктатор имеет право заключать или не заключать договор, поэтому сделка аннулируется.
«Договор незаконный и потому не имеет силы. С избранием диктатора полномочия всех прочих должностных лиц прекращаются, стало быть, договор заключен с теми, кто не имел на это права. Пусть выскажется теперь же, кто желает: закон облек меня властью миловать тех, кто просит о прощении, и карать виновных, если они не раскаиваются».
Разгневанный Бренн подал сигнал к бою. В завязавшейся схватке на узких улочках Рима было невозможно как-либо развернуться в боевой строй, поэтому Бренн вывел войска из города, расположился неподалеку от Рима и стал ждать атаку Камилла, которая не заставила себя долго ждать. В ожесточенной и продолжительной схватке победу праздновала армия Камилла, полностью разбившая войска Бренна, а уцелевших и разбежавшихся по округе галлов истребляли жители Рима и близлежащих деревень.
Что касается Бренна, то его участь осталась неизвестна, скорее всего, погиб в бою. А вот Марка Камилла за изгнание галлов стали называть «вторым основателем Рима».
Взятие Рима для самих римлян стало большой неожиданностью, как, впрочем, и его спасение спустя семь месяцев. После этого восемь веков больше никто не смог захватить Рим, хотя попытки были.
Другие статьи:
o-vsem.ru
Горе побеждённым | Warspot.ru
Римский способ ведения войны отличался целенаправленной жестокостью. Сражения, в которых участвовали римляне, сопровождались гибелью десятков тысяч людей. Ещё большее количество невозбранно истреблялось конницей во время преследования. Мужчин, захваченных с оружием в руках, убивали или калечили. Стариков, женщин и детей убивали, угоняли в плен или выгоняли в поле. Охваченная войной местность опустошалась, города и сёла разорялись, постройки сжигались, скот и имущество жителей расхищались. Почему же «цивилизованные» римляне во время войн использовали такие варварские методы вооружённой борьбы?
Сознательная жестокость
Осуществляя тактику террора, римляне преследовали две основные цели. Во-первых, уничтожая на корню ресурсы противника, они лишали его дальнейшей возможности организованно сопротивляться. Во-вторых, запугивая врагов проявлениями жестокости, римляне стремились сломать или подавить их волю к сопротивлению.
Грек Полибий, живший в Риме в качестве заложника между 168 и 151 гг. до н.э. и описавший особенности политического устройства римского общества, организации военного дела и вооружения римлян, рассказывал об этой поразившей его воображение черте на страницах написанной им «Всеобщей истории»:
«Когда Публий [Сципион] увидел, что в город [Новый Карфаген] вошло уже достаточно войска, он, согласно обычаю римлян, послал большинство солдат против жителей города и отдал приказание убивать без пощады всякого встречного и воздерживаться от грабежа, пока не будет дан к тому сигнал. Мне кажется, римляне поступают так целью навести ужас на врагов. Вот почему часто можно видеть в городах, взятых римлянами, не только трупы людей, но и разрубленных пополам собак и отсеченные члены других животных».
Насколько сильное впечатление эта тактика террора производила на их противников, мы можем узнать из сообщения римского историка Тита Ливия. Он в своём изложении этого материала опирался на ещё один, не дошедший до нас, оригинальный текст Полибия. Дело происходило весной 199 г. до н.э. на начальном этапе II Македонской войны, когда друг с другом внезапно столкнулись два отряда разведчиков из римской и македонской армии. Они вступили в схватку, которая продолжалась в течение длительного времени, а затем разошлись каждый в свою сторону, потеряв какое-то количество своих людей.
Рельеф с триумфального монумента Луция Эмилия Павла в Дельфах. Сцена избиения римлянами побеждённых македонян«Филипп [македонский царь] решил позаботиться о погребении всадников, погибших в этой схватке… Зрелище похорон должно было пробудить в солдатах боевой пыл и готовность не щадить своей жизни, а вместо этого преисполнило их страха и уныния. До сего времени приходилось им видеть лишь раны от копий или стрел, изредка — от пик, да и воевать привыкли они только с греками и иллирийцами; теперь, увидев трупы, изуродованные испанскими мечами, руки, отсеченные одним ударом вместе с плечом, отрубленные головы, вывалившиеся кишки и многое другое, столь же страшное и отвратительное, воины Филиппа ужаснулись тому, с какими людьми, с каким оружием придется им иметь дело».
Сегодня невозможно сказать, были ли эти раны нанесены в самом бою, который, по словам Ливия, носил весьма упорный и ожесточённый характер, или же трупы павших македонских солдат были намеренно изуродованы римлянами после схватки, чтобы внушить ужас противнику. Как бы ни обстояло дело, практика нанесения увечий мёртвым телам врагов была довольно характерна для римлян. Особенно часто трофеем победителей становилась голова, которая, как доказательство мужества, преподносилась военачальнику.
В 214 г. до н.э. это едва не привело римлян к поражению. Многие из римских воинов, участвовавших в одной из битв, происходили из бывших рабов. Командовавший ими Тиберий Семпроний Гракх, чтобы воодушевить своих солдат перед боем, пообещал свободу каждому, кто принесёт голову врага. Что было дальше, красноречиво описывал Ливий:
Шокирующая своим натурализмом сцена с рельефа Колонны Траяна: римский воин в зубах держит отрубленную голову, в то время как его руки заняты оружием«В течение четырех часов сражение оставалось нерешенным. Победе римлян больше всего мешало обещание свободы за голову врага. Храбрец, убивший врага, во-первых, терял время, отрезая голову в суматохе и беспорядке боя; а затем правая рука у него была занята этой головой, и он не мог проявить себя в полной мере; воевать предоставлялось вялым трусам. Военные трибуны доложили Гракху: никто не нападает на врага, стоящего на ногах, воины, будто палачи, кромсают лежащих и отрубают им головы, не мечи у них в руках, а человеческие головы. Гракх немедленно приказал бросить головы и ринуться на врага».
В «Записках о войне в Испании», принадлежавших перу кого-то из младших офицеров армии Юлия Цезаря, нашёл отражение любопытный эпизод, произошедший после победы, одержанной над войсками помпеянцев в битве при Мунде 17 марта 45 г. до н.э.:
«Неприятель нашел себе убежище в городе, наше войско приступило к его осаде. Трупы неприятельские, оружие, щиты и дротики, найденные на поле сражения – вот из каких материалов состоял вал. Сверху были поставлены отрубленные головы неприятелей, с одной стороны, как свидетельство победы, и с другой – для внушения страха осаждающим. Таким образом, мы со всех сторон окружили неприятеля валом. Потом, по примеру галлов, окружив город стеной из неприятельских тел, из-за нее осыпали мы неприятеля градом стрел и дротиков».
Не были римляне чужды и практике скальпирования своих жертв. Описывая сражение при Верцеллах в 101 г. до н.э., Павел Орозий упоминает, что римляне отсекали у погибших кивров «макушки голов с волосами», внушая ужас оставшимся в живых столь безобразной раной.
Погребальная стелла, обнаруженная в 2004 г. в Ланкастере. На ней изображён Инсус, сын Водулла, служивший в римской кавалерии. Он изображён в виде торжествующего героя. Обезглавленное тело его противника мы видим под копытами его коня. Отрубленную голову Инсус держит в своей правой рукеОхота за головами
Охота за головами имеет широкие параллели в военных обычаях других эпох и народов. Голова является важнейшим источником идентификации. Отрубленные и выставленные публично головы врагов использовались как надёжнейшее доказательство их смерти. Демонстрация голов или тел наиболее известных противников, или, по крайней мере, их символические изображения, являлись важнейшим элементом церемонии римского триумфа. Отрубленная голова, как указывалось выше, также использовалась для доказательства подвига, прославлявшего совершившего его воина. Обычай сохранять головы убитых врагов был особенно известен у кельтов. Знаменитое описание этого обычая оставил греческий историк и географ Страбон:«К их глупости присоединяется еще варварский экзотический обычай, свойственный большинству северных народов, возвращаясь после битвы, вешать головы врагов на шеи лошадям и, доставив эти трофеи домой, прибивать их гвоздями напоказ перед входом в дом. Посидоний говорит, что ему самому пришлось наблюдать подобное зрелище во многих местах. Хотя сначала он чувствовал отвращение, но потом, привыкнув, спокойно переносил его. Головы знатных врагов галлы сохраняли в кедровом масле, показывали чужеземцам и не соглашались отдавать их за выкуп даже на вес золота».
В 216 г. до н.э. галлы уничтожили попавшие в засаду два римских легиона вместе с командующим ими консулом-десигнатом Луцием Постумием. «С его головы, – как сообщает Ливий, – счистили мясо и обделали череп в золото, из него, как из священной чаши, совершали по праздникам возлияния и пили жрецы и предстоятели храма».
Использование отрубленной головы врага в качестве трофея объясняется значением, которое голова имела в кельтской и других мифологиях, где она являлась средоточием силы человека. Отделение головы от тела и выставление её напоказ, с точки зрения современной антропологии, является перформативным действием, в котором заявлена претензия на власть и могущество.
Отрубленные головы врагов являются важнейшим визуальным символом войны и победы в римском монументальном искусстве. В этом качестве они представлены среди трофейного оружия и знамён, изображённых на рельефах триумфальной арки из Оранжа. Этот памятник был воздвигнут, наиболее вероятно, в правление Августа в честь побед, одержанных в Галлии Юлием Цезарем.
В ещё большем числе эти образы встречаются на рельефах фриза Колонны Траяна, который датируется 113 г. н.э. Здесь изображены римские головы, выставленные на стене дакийского города, головы самих даков на кольях, установленных на валу римского лагеря, а также знаменитая сцена, в которой воины демонстрируют головы даков Траяну и получают за них награды.
Рельеф римской триумфальной арки в Оранже с изображением отрубленных голов среди захваченного у варваров оружияОтрубленные головы в центре Лондона
Похоже, что отрубленные головы были просто брошены в яму почти в самом центре римского города. Здесь их обглодали собаки, поскольку на одном из черепов найдены следы клыков. Учёные полагают, что головы принадлежат варварам, захваченным во время мятежей или пограничных столкновений. Все они были приведены в Лондон и здесь обезглавлены. Изображение подобных сцен мы можем видеть на рельефах Колонны Траяна и Марка Аврелия в Риме. Находка датируется периодом между 120 и 160 гг. н.э.
Знаменитая сцена с рельефа Колонны Траяна, на которой воины демонстрируют императору отрубленные головы даковПытки военнопленных
При раскопках 1987–2002 гг. на территории археологического центра в Алмоине, в исторической части Валенсии, были найдены следы, относящиеся к Серторианской войне в Испании 79–72 гг. до н.э. Согласно сообщению Саллюстия, Флора и Плутарха, в 75 г. до н.э. Гней Помпей разбил в сражении при Фурии войска серториевых полководцев Перпенны и Геренния, причём последний пал на поле боя вместе с 10 000 своих воинов. Валенсия, являвшаяся оплотом Сертория в восточной части Испании, была взята штурмом и разрушена.
В юго-восточной части Алмоины археологи обнаружили следы пожара и разрушений, которые, по сопутствующим находкам, датируются первой четвертью I в. до н.э. и, соответственно, могут быть связаны с описываемыми событиями. Среди обнаруженных здесь находок были представлены предметы вооружения: 4 наконечника копий, 4 пилума (2 тяжёлых и 2 лёгких), 2 умбона, кинжал в ножнах, нащёчник от шлема, а также два виноградных ножа, которые использовались в качестве оружия местными ополченцами.
Однако наиболее интересными находками стали целые и фрагментированные останки 14 человек, принадлежавшие молодым мужчинам в возрасте от 19 до 25 лет, высокого роста (ок. 175 см), с крепкими костями и развитыми мышцами. У двоих из них наблюдались специфические микроповреждения позвоночника в пояснично-крестцовой области, которые бывают при интенсивных занятиях верховой ездой. Все останки содержали следы изощрённых издевательств и пыток, включая удары мечом, обезглавливание и ампутацию рук и ног.
У человека, которому принадлежали эти останки, были отрублены обе ноги и обе руки, после чего его тело обгорело в пламени пожараХарактер повреждений говорит о том, что эти люди погибли не в бою, а были жестоко замучены, не имея возможности оказать сопротивление. Одно из тел принадлежало человеку 35 лет, который лежал лицом вниз, со связанными за спиной руками и петлёй на шее. Его тело было буквально насажено на пилум, который прошёл через прямую кишку и вышел наружу у правой ключицы. К тому же у него была отсечена правая нога. Параллельные зазубрины на костях говорят о нацеленных повторных ударах, когда жертва была уже связана или обездвижена. Очевидно, у палачей было достаточно времени, чтобы совершить эти злодеяния, и они чувствовали себя в полной безопасности.
Возможно, в данном случае речь идёт о спланированном действии, когда отобранную группу пленных подвергли мучительной экзекуции, чтобы внушить остальным ужас постигшей их участью.
Литература:
- Альвар Х. Поверженные испанцы. Отношения римлян с побеждёнными. // Вестник древней истории – 2005. – № 2. – С. 94–113.
- Kristensen Т. М. Maxentius’ Head and the Rituals of Civil War. // Civil War in Ancient Grece and Rome Contexts of Disintegration and Reintegration. Eds. H. Börm, M. Mattheis & J. Wienand. Stuttgaert, 2015, p.321–346.
- Llorenç Alapont Martín, Matías Calvo Gálvez y Albert Ribera i Lacomba, La Destruccione de la Valentia por Pompeyo (75 a.C.). // Quaderns de Difusió Arqueològica 6. Valencia, 2003.
warspot.ru
Горе побежденным! (Vae victis): откуда эта фраза?
В 388 или 390 году до нашей эры Древний Рим был захвачен галлами во главе с вождем Бренном, которые вторглись через Альпы на Апеннинский полуостров. Они разграбили и сожгли большую часть города и осадили Капитолий, где в крепости укрылись римские воины и магистраты. Осада затянулась. Среди защитников Капитолия начался голод.
Состоявшиеся переговоры между противоборствующими сторонами привели к тому, что консулы договорились с Бренном о выкупе в тысячу фунтов (327 кг) золота. Как отметил Тацит, «Народ, которому предстояло править всем миром, был оценен в тысячу фунтов золота».
Взвешивать золото, как сообщает Тит Ливий в своей книге «История Рима от основания Города», пришлось фальшивыми гирями врага. Когда римляне стали возмущаться и отказываться мерить золото такими гирями, Бренн положил на весы свой тяжёлый меч и воскликнул: «Горе побежденным!».
Во время затянувшегося спора в воротах города появилась армия римского диктатора Камилла, который объявил решение консулов недействительным. Его армия очистила город от галлов.
С тех пор крылатое выражение «Vae victis!» («Горе побежденным!») стало означать, что условия мира диктуют победители, а побеждённые должны быть готовы к более худшему повороту событий и подчиняться любому решению победителей.
Галлы не могли предполагать, какими окажутся долгосрочные последствия захвата Рима и унижения великого римского народа. Как известно, позднее Юлий Цезарь со своими легионами успешно провел Галльскую войну в 58-50 годах до нашей эры, разгромил превосходящие по численности военные силы галлов, подавил их освободительные восстания и, в конечном итоге, подчинил всю Галлию. В результате его побед к Римской республике была присоединена территория площадью около 500 тысяч кв. км, которую населяло несколько миллионов человек. Военные компании Древнего Рима против галлов на основе книги Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне» до сих пор изучают военные теоретики и практики.
Сегодня многие люди знают о Галлии благодаря французским комиксам про Астерикса, а также снятому по их мотивам фильму «Астерикс и Обеликс против Цезаря».
yvision.kz
Крылатое выражение «горе побежденным»
Так уж заведено в нашем мире, что балом правят власть имущие. Часто они решают, как жить простому народу. В таких случаях используется крылатое выражение «горе побежденным». В этой статье мы рассмотрим, что означает это устойчивое словосочетание, откуда оно появилось и как применяется в речи.
Значение выражения «горе побежденным»
Фразеологизм имеет негативное толкование. Оно означает угрозу человека, группы лиц или системы ухудшить положение тех, кто от них зависит. Горе побежденным – тем, кто находится под властью кого или чего-либо. Они теряют свой голос, свои права, им приходится подчиняться другим. Откуда же пошло столь жестокое выражение? Этот вопрос мы рассмотрим далее.

История происхождения выражения
Большой фразеологический словарь под редакцией Розе Т. В. раскрывает этимологию этого устойчивого выражения.
Существует предание, которое поведал миру римский историк Тит Ливий. По его словам, в 390 году до нашей эры один из галльских вождей завоевал Рим. Он заставил всех жителей платить ему тысячу фунтов золота. Римлянам ничего не оставалось делать, как платить этому алчному вождю. Однако многие усомнились в том, что гири, взвешивающие приносимое ими золото, показывают правильный вес. Тогда Бренн в отместку положил на прибор еще и свой меч, воскликнув: «Горе побежденным!» Таким поведением он показал народу, что с власть имущими не спорят. А препинания ведут к плачевным последствиям для самих побежденных.

Отсюда также пошло выражение «положить меч на чашу весов».
Много раз повторялись и повторяются эти несправедливые слова свирепыми завоевателями, которые привыкли заставлять других подчиняться их воле силой.
Примеры использования выражения
Многие писатели, журналисты и публицисты применяют в своих работах, выступлениях идиому «горе побежденным». Она показывает всю безысходность положения тех, кто оказался под чьим-либо гнетом. В качестве примера приведем отрывок из юношеского романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Вадим». «Люди, когда страдают, обыкновенно покорны. Но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягненок превращается в тигра, притесненный делается притеснителем и платит сторицею – и тогда горе побежденным».
В печатных СМИ это выражение часто применяется для заголовков. Оно способно привлечь читателей, показать основную проблему, которая затрагивается в публикации. Особенно часто это выражение используется в материалах, рассказывающих о военных преступлениях и захватнических действиях.
fb.ru
Толкование фраз и крылатых выражений
Афоризмы — letter.com.ua
- Афоризмы по темам
- АДВОКАТ
- АЛЬТРУИЗМ
- АРМИЯ
- АРХИТЕКТУРА
- АСТРОНОМИЯ
- АФОРИЗМ
- БАНКИ
- БЕДНОСТЬ
- БЕРЕМЕННОСТЬ
- БИБЛИЯ
- БИЗНЕС
- БЛАГОДАРНОСТЬ
- БОГАТСТВО
- БОГИ
- БРАК
- БУДУЩЕЕ
- БЮДЖЕТ
- БЮРОКРАТИЯ
- ВДОХНОВЕНИЕ
- ВЕЖЛИВОСТЬ
- ВЕЛИКИЕ
- ВЕРА
- ВЕРНОСТЬ
- ВЗЯТКА
- ВИНО
- ВЛАСТЬ
- ВНЕШНОСТЬ
- ВОЗРАСТ
- ВОЙНА
- ВОЛЯ
- ВОПРОС
- ВОСПИТАНИЕ
- ВОСХИЩЕНИЕ
- ВРАЖДА
- ВРЕМЯ
- ВХОД_ВЫХОД
- ВЫБОР
- ГЕНИЙ
- ГЕРОИЗМ
- ГИГИЕНА
- ГЛУПОСТЬ
- ГНЕВ
- ГОРДОСТЬ
- ГОРЕ
- ГОРОД
- ГОСТЕПРИИМСТВО
- ГОСУДАРСТВО
- ГРЕХ
- ГУМАНИЗМ
- ДЕЛО
- ДЕМОКРАТИЯ
- ДЕНЬГИ
- ДЕТИ
- ДИЕТА
- ДИПЛОМАТИЯ
- ДОБРО
- ДОВЕРИЕ
- ДОЛГ
- ДРУЖБА
- ДУША
- ЖАДНОСТЬ
- ЖАЛОБА
- ЖАЛОСТЬ
- ЖЕЛАНИЕ
- ЖЕНЩИНА
- ЖЕСТОКОСТЬ
- ЖИВОПИСЬ
- ЖИВОТНЫЕ
- ЖИЗНЬ
- ЖУРНАЛИСТИКА
- ЗАВИСТЬ
- ЗАКОНЫ
- ЗАПРЕТ
- ЗАРПЛАТА
- ЗДОРОВЬЕ
- ЗЕРКАЛО
- ЗЛО
- ЗНАНИЕ
- ИГРА
- ИДЕАЛ
- ИДЕЯ
- ИЗМЕНА
- ИЗОБРЕТЕНИЯ
- ИНТЕРНЕТ
- ИНТУИЦИЯ
- ИНФЛЯЦИЯ
- ИРОНИЯ
- ИСКУССТВО
- ИСКУШЕНИЕ
- ИСТИНЫ
- ИСТОРИЯ
- КАПИТАЛИЗМ
- КАРЬЕРА
- КИНО
- КЛЕВЕТА
- КЛЯТВА
- КНИГА
- КОМПЛЕКСЫ
- КОМПЛИМЕНТЫ
- КОМПРОМИСС
- КОРЫСТЬ
- КРАСОТА
- КРИЗИС
- КРИТИКА
- КРУГОЗОР
- КУЛИНАРИЯ
- КУЛЬТУРА
- КУРЕНИЕ
- ЛЕНЬ
- ЛЕСТЬ
- ЛИТЕРАТУРА
- ЛИЦЕМЕРИЕ
- ЛОГИКА
- ЛОЖЬ
- ЛЮБОВЬ
- МАГИЯ
- МАТЕМАТИКА
- МЕДИЦИНА
- МЕСТЬ
- МЕЧТА
- МИЛОСЕРДИЕ
- МИР
- МНЕНИЕ
- МОДА
- МОЛИТВА
- МОЛЧАНИЕ
- МОРАЛЬ
- МУДРОСТЬ
- МУЖЕСТВО
- МУЖЧИНЫ
- МУЗЕЙ
- МУЗЫКА
- МЫСЛЬ
- НАГРАДА
- НАДЕЖДА
- НАКАЗАНИЕ
- НАЛОГИ
- НАРОД
- НАСЛЕДСТВО
- НАСТРОЕНИЕ
- НАУКА
- НЕВЕЖЕСТВО
- НЕДОСТАТКИ
- НЕЗАВИСИМОСТЬ
- НЕКРОЛОГИ
- НЕНАВИСТЬ
- НОВОСТИ
- НРАВСТВЕННОСТЬ
- ОБЕЩАНИЕ
- ОБИДА
- ОБМАН
- ОБРАЗОВАНИЕ
- ОБЩЕНИЕ
- ОБЩЕСТВО
- ОГОНЬ
- ОДЕЖДА
- ОДИНОЧЕСТВО
- ОПАСНОСТЬ
- ОПТИМИЗМ
- ОПЫТ
- ОРАТОРЫ
- ОРУЖИЕ
- ОСТОРОЖНОСТЬ
- От_Козьмы
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- ОТДЫХ
- ОХОТА
- ОШИБКИ
- ПАМЯТНИКИ
- ПАМЯТЬ
- ПАТРИОТИЗМ
- ПЕЧАЛЬ
- ПИЩА
- ПОБЕДА
- ПОДАРОК
- ПОДЛОСТЬ
- ПОЗОР
- ПОИСК
- ПОКРОВИТЕЛЬСТВО
- ПОЛИТИКА
- ПОЛЬЗА
- ПОМОЩЬ
- ПОНИМАНИЕ
- ПОРОКИ
- ПОХВАЛА
- ПОЦЕЛУЙ
- ПОЭЗИЯ
- ПРАВА
- ПРАВДА
- ПРАВИЛО
- ПРАВИТЕЛЬ
- ПРАВОСУДИЕ
- ПРАЗДНИКИ
- ПРЕДАТЕЛЬСТВО
- ПРЕСТУПЛЕНИЕ
- ПРИВЫЧКИ
- ПРИКАЗ
- ПРИМЕТЫ
- ПРИНЦИП
- ПРИРОДА
- ПРИСЛАННЫЕ
- ПРОБЛЕМА
- ПРОГНОЗ
- ПРОГРЕСС
- ПРОСЬБА
- ПРОФЕССИЯ
- ПРОШЛОЕ
- ПРОЩЕНИЕ
- ПСИХОЛОГИЯ
- ПУНКТУАЛЬНОСТЬ
- ПУТЕШЕСТВИЕ
- ПУТЬ
- ПЬЕДЕСТАЛ
- РАБОТА
- РАБСТВО
- РАДОСТЬ
- РАЗВОД
- РАЗЛУКА
- РАЗНОЕ
- РАЗУМ
- РАСИЗМ
- РЕВНОСТЬ
- РЕВОЛЮЦИЯ
- РЕЗУЛЬТАТ
- РЕКЛАМА
- РЕЛИГИЯ
- РЕПУТАЦИЯ
- РЕСТОРАН
- РЕЧЬ
- РИСК
- РОДИНА
- РОДИТЕЛИ
- САМООЦЕНКА
- СВАДЬБА
- СВИДАНИЕ
- СВОБОДА
- СЕКС
- СЕМЬЯ
- СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ
- СЕРДЦЕ
- СКЕПТИЦИЗМ
- СКРОМНОСТЬ
- СКУКА
- СЛАВА
- СЛЕЗЫ
- СЛОВО
- СЛУЧАЙНОСТЬ
- СМЕРТЬ
- СНОВИДЕНИЯ
- СОВЕСТЬ
- СОВЕТЫ
- СОМНЕНИЯ
- СОСЕДИ
- СОСТРАДАНИЕ
- СОЦИАЛИЗМ
- СОЧУВСТВИЕ
- СПЛЕТНИ
- СПОР(ССОРА)
- СПОРТ
- СПРАВЕДЛИВОСТЬ
- СТАТИСТИКА
- СТИМУЛ
- СТРАДАНИЯ
- СТРАСТЬ
- СТРАХ
- СТЫД
- СУДЬБА
- СУЕВЕРИЕ
- СЧАСТЬЕ
- ТАЙНЫ
- ТАКТ
- ТАЛАНТ
- ТАНЕЦ
- ТВОРЧЕСТВО
- ТЕАТР
- ТЕЛЕВИДЕНИЕ
- ТЕЛО
- ТЕРПЕНИЕ
- ТЕРРОРИЗМ
- ТЕХНИКА
- ТИРАНИЯ
- ТОРГОВЛЯ
- ТРАДИЦИЯ
- ТРУД
- ТЩЕСЛАВИЕ
- УВАЖЕНИЕ
- УВОЛЬНЕНИЕ
- УДАЧА
- УДОВОЛЬСТВИЕ
- УМЕНИЕ
- УПРАВЛЕНИЕ
- УСЕРДИЕ
- УСЛУГИ
- УСПЕХ
- ФАКТЫ
- ФАНТАЗИЯ
- ФАШИЗМ
- ФИЛОСОФИЯ
- ФИЛЬМЫ
- ФЛИРТ
- ФОТОГРАФИЯ
- ХАРАКТЕР
- ХИТРОСТЬ
- ХОЛОСТЯКИ
- ХРАБРОСТЬ
- ЦЕЛЬ
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- ЦИНИЗМ
- ЧЕЛОВЕК
- ЧЕСТНОСТЬ
- ЧЕСТЬ
- ЧУВСТВА
- ЧУДО
- ШУТКА
- ЩЕДРОСТЬ
- ЭГОИЗМ
- ЭКОНОМИКА
- ЭКСПЕРТ
- ЭНТУЗИАЗМ
- ЭРУДИЦИЯ
- ЭТИКА
- ЭТИКЕТ
- ЮМОР
- ЯЗЫК
- Современные авторы
- АБДИНОВА
- АГАЦАРСКИЙ
- АЛЕКСАНДРОВ
- АНКА
- АРКАДИН
- АСАДУЛЛАЕВ
- АФОНЧЕНКО
- БАЛАКИН
- БАЛАХОН
- БИЛИЦА
- БЛАГУТИН
- БЛОХА
- БОГОРОДСКИЙ
- БОРИСОВ
- БРЯНЦЕВ
- ВАРФОЛОМЕЕВ
letter.com.ua
Значение фразеологизма «горе побеждённым» ?
Значение фразеологизма «горе побеждённым» можно понимать в самом прямом смысле. Поражение в борьбе с врагом, приносит несчастье и беду.
История возникновения словосочетания следующая.
Бренн, вождь сенонов (галльское племя) в далеком 387 году до нашей эры захватил Рим.
Предводитель захватчиков установил свои правила для осажденного города – каждый житель должен был выплатить дань золотом – одну тысячу фунтов.
У Римлян не было выбора, они несли золото для взвешивания. Однако горожане засомневались в исправности весов.
Бренн, на правах сильного, не стал даже слушать роптания поверженных.
Положив меч на чашу весов поверх драгоценностей, с ухмылкой воскликнул: «Горе побеждённым!»
Смысл фразы следующий – кто победил, тот и прав. Остальным остается только подчиниться, не соглашаться бесполезно. Иначе возможен трагический исход.
Значение выражения «горе побеждённым» — ухудшение положения потерпевших поражение, потеря элементарных льгот, своего голоса. Беспрекословное подчинение победителю.
Аналогичное выражение «положить меч на чашу весов».
Поделиться ссылкой:
(Visited 1 times, 1 visits today)
Просмотрели 0
Автор публикации
2 220 Комментарии: 41Публикации: 301Регистрация: 29-09-2018Регистрация
Достижение получено 29.09.2018Достижение выдаётся единожды за регистрацию на сайте
lisotvet.ru
Что означают эти крылатые выражения? «Горе побеждённым», и «Пиррова победа»?
1) В 390-м году до н. э. галльский царь Бренн, победивший Рим, наложил на римлян контрибуцию в 1000 фунтов золота. Римляне стали протестовать против слишком тяжелых гирь царя, тогда он бросил на чашу весов свой тяжелый меч и воскликнул: «Горе побеждённым! » Смысл: проиграл — не жалуйся, терпи. 2) Успех, достигнутый слишком дорогой ценой. Царь Пирр, после победы (279 г. до н. э. ) над Римом, воскликнул: «Ещё одна такая победа, и я останусь без войска! «
спасибо, помогли
обычно те кто проигрывает войну тепяют очень многое. Их дома разрушают и все их достопромечательности тоже, убивают всю семью никого не жалея и вообще эта страна или город могут быть стерты с лица земли например, как Карфаген
плохо написано и неправельно
спасибо! я тоже так думаю
— И сюда же вписывается (по теме) «Прокрустово ложе».
В 390-м году до н. э. галльский царь Бренн, победивший Рим, наложил на римлян контрибуцию в 1000 фунтов золота. Римляне стали протестовать против слишком тяжелых гирь царя, тогда он бросил на чашу весов свой тяжелый меч и воскликнул: «Горе побеждённым! » Смысл: проиграл — не жалуйся, терпи. 2) Успех, достигнутый слишком дорогой ценой. Царь Пирр, после победы (279 г. до н. э. ) над Римом, воскликнул: «Ещё одна такая победа, и я останусь без войска! «
1) В 390-м году до н. э. галльский царь Бренн, победивший Рим, наложил на римлян контрибуцию в 1000 фунтов золота. Римляне стали протестовать против слишком тяжелых гирь царя, тогда он бросил на чашу весов свой тяжелый меч и воскликнул: «Горе побеждённым! » Смысл: проиграл — не жалуйся, терпи. 2) Успех, достигнутый слишком дорогой ценой. Царь Пирр, после победы (279 г. до н. э. ) над Римом, воскликнул: «Ещё одна такая победа, и я останусь без войска! «
1) В 390-м году до н. э. галльский царь Бренн, победивший Рим, наложил на римлян контрибуцию в 1000 фунтов золота. Римляне стали протестовать против слишком тяжелых гирь царя, тогда он бросил на чашу весов свой тяжелый меч и воскликнул: «Горе побеждённым! » Смысл: проиграл — не жалуйся, терпи. 2) Успех, достигнутый слишком дорогой ценой. Царь Пирр, после победы (279 г. до н. э. ) над Римом, воскликнул: «Ещё одна такая победа, и я останусь без войска! «
1) В 390-м году до н. э. галльский царь Бренн, победивший Рим, наложил на римлян контрибуцию в 1000 фунтов золота. Римляне стали протестовать против слишком тяжелых гирь царя, тогда он бросил на чашу весов свой тяжелый меч и воскликнул: «Горе побеждённым! » Смысл: проиграл — не жалуйся, терпи. 2) Успех, достигнутый слишком дорогой ценой. Царь Пирр, после победы (279 г. до н. э. ) над Римом, воскликнул: «Ещё одна такая победа, и я останусь без войска! «
1) В 390-м году до н. э. галльский царь Бренн, победивший Рим, наложил на римлян контрибуцию в 1000 фунтов золота. Римляне стали протестовать против слишком тяжелых гирь царя, тогда он бросил на чашу весов свой тяжелый меч и воскликнул: «Горе побеждённым! » Смысл: проиграл — не жалуйся, терпи. 2) Успех, достигнутый слишком дорогой ценой. Царь Пирр, после победы (279 г. до н. э. ) над Римом, воскликнул: «Ещё одна такая победа, и я останусь без войска! «
touch.otvet.mail.ru