Содержание

Братоубийственная война шиитов и суннитов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

В Йемене лицом к лицу сталкивают вооруженные отряды двух лагерей, которые представляют две главные державы-соперницы на Ближнем Востоке: Саудовскую Аравию и Иран. Кроме того, эта война позволяет взглянуть на противостояние шиитов и суннитов. Именно эта давняя братоубийственная война, а не палестино-израильский конфликт, сейчас формирует облик всех войн в этом неспокойном регионе.

Анри Тенк (Henri Tincq)

В Йемене лицом к лицу сталкивают вооруженные отряды двух лагерей, которые представляют две главные державы-соперницы на Ближнем Востоке: Саудовскую Аравию и Иран. Кроме того, эта война позволяет взглянуть на ведущее к кровопролитию по всему региону противостояние шиитов и суннитов. Именно эта давняя и братоубийственная война двух ветвей ислама, а не палестино-израильский конфликт, сейчас формирует облик всех войн в этом неспокойном регионе.

Как же так получилось? Укрепление салафитских и прочих экстремистских движений (ваххабиты в Саудовской Аравии, «Братья-мусульмане» в Сирии и Египте) в 1960-х годах вновь пробудило в суннитских странах застарелую ненависть к шиитскому меньшинству, которое, как они считают, представляет собой сборище еретиков и извращенцев.

Беспокойство суннитов достигло апогея на фоне исламской революции в Иране в 1979 году и стремления аятоллы Хомейни утвердить свою модель по всему мусульманскому миру. В 1980 году ощущавшие угрозу монархии Персидского залива поддержали (с согласия Запада) вторжение в Иран иракского лидера Саддама Хусейна. Война Ирака с Ираном затянулась на восемь лет и унесла жизни более миллиона человек. В Персидском заливе общественно-политическое угнетение шиитского меньшинства стало только острее.

В дальнейшем игра региональных альянсов еще больше усложнила расклад. И хотя Исламской республике не удалось распространить свою революцию, она нашла в ливанской «Хезболле» (шиитское движение), стоявших у власти в Сирии алавитах (ответвление шиизма) и шиитском иракском правительстве надежных союзников для расширения своего влияния в регионе. Причем осуществлялось все в ущерб суннитскому населению этих стран, которое в свою очередь стало объектом дискриминации. Такое глубинное общественное неравенство и стало глубинной причиной вспыхнувших в Сирии и Ираке народных восстаний.

Хотя на шиитов и приходится меньшинство в регионе (к ним относится менее 10% 1,2 миллиарда живущих по всему миру мусульман), «шиитская ось» Ирана, Сирии, Ливана и Ирака стала играть решающую роль во взаимоотношениях на Ближнем Востоке. Шииты составляют 98% населения в Иране, 75% — в Бахрейне, 54% — в Ираке, 30% — в Ливане, 27% в ОАЭ, 25% — в Кувейте, 20% — в Катаре и 10% — в Саудовской Аравии.

Эта война двух главных течений ислама сыграла на руку исламистам ИГ. Экстремисты воспользовались охватившим людей в Сирии и Ираке отчаянием, так что их поначалу встречали как освободителей. В июле 2014 года они провозгласили восстановление «исламского халифата» (он символизирует золотой век суннитского ислама), который исчез в 1924 году вместе с Османской империей. В ИГ постановили упразднить границы Сирии и Ирака, которые унаследованы от послевоенных соглашений французских и британских колонизаторов по разделу Ближнего Востока.

Война за наследие Мухаммеда

В полной мере понять причины нынешнего братоубийственного конфликта шиитов и суннитов невозможно без погружения в историю ислама к корням войны за наследие, которая развернулась после смерти пророка Мухаммеда в 632 году, воспоминаний о проигранных битвах, мечтах о реванше, святых местах окропленной кровью шиитской земли.

Как говорил историк Андре Микель, шиизм — «религия страсти и тайны». Его название образовано от арабского «шиа», что означает «последователи». Речь идет о последователях Али, двоюродного брата и супруга сестры Мухаммеда Фатимы, который после смерти пророка заявил о своем праве на халифат.

Мухаммед был слишком поглощен военными завоеваниями и не успел назначить преемника. Поэтому верующие вцепились друг другу в глотки. У Али было больше всего прав на наследие как у ближайшего кровного родственника, однако первыми халифами (территория государства тогда простиралась от нынешней Саудовской Аравии до Египта) стали более опытные соратники пророка Абу, Умар и Усман.

Али пришел к власти только в 656 году, то есть более четверти века спустя после смерти Мухаммеда. Тем не менее его право на трон сразу же оспорил правитель Дамаска Муавия, обвинив Али и его сторонников в убийстве третьего халифа Усмана.

После продлившейся четыре года борьбы Муавии удалось сместить Али и провозгласить себя халифом: он стал основателем правившей из Дамаска династии Омейядов. Али убили отравленным мечом. Его гробница расположена в Эн-Наджафе (современный Ирак) и почитается как святыня шиитами со всего мира.

Сыновья Али Хасан и Хусейн приняли командование «алидами» (другое название шиитов) и стали вторым и третьим имамами после отца.

Как бы то ни было, на первых порах в истории ислама хватало крови, и Хасана в свою очередь тоже убили в 680 году. Факел борьбы с кланом Омейядов принял его брат Хусейн, однако в знаменитой битве при Кербеле 10 октября 680 года его убили, а тело ужасно искалечили. Последователи из Куфы не успели прийти к нему на помощь, и с тех пор во время процессий в святых городах Эн-Наджаф и Кербела шииты пытаются искупить вину.

Гонимое меньшинство

Трагическая судьба последователей Али и его сыновей (их по сей день почитают как мучеников) породила тот самый протестный шиизм, который мы знаем сегодня. Он все еще ведут борьбу с тираном, одержим революционным насилием мессианского толка, стремлением к чистоте и смерти, экзальтацией мученичества ради триумфа справедливости и подлинного ислама.

Об этом по-прежнему напоминают флаги и одежда паломников в Кербеле и впечатляющие церемонии самобичевания во время Ашуры (ежегодное поминание поражения под Кербелой и убийства имама Хусейна). Такая религиозная экзальтация шиитов (она символизирует сопротивление и жертву) становится антиподом ортодоксальности суннитов, которые называют тех «еретиками».

Шиты неизменно считают себя гонимым избранным меньшинством, и нынешние трагедии в Ираке, Сирии и Йемене воспринимаются ими как возрождение наполненного презрением и насилием прошлого. Они вспоминают о массовом кровопускании, которое устроили им династии Омейядов (VII-VIII век) и Аббасидов (VIII-XIII век).

Но шииты и сами не остались в стороне. На их счету тоже есть массовые убийства, например, в XVI веке при персидской династии сефевидов, которые создали свою империю в ответ на Османскую (преемница аббасидского халифата). Хотя шиизм и оттеснили от политики на восемь столетий, он громко заявил о себе в Персидской империи, хотя та и была суннитской со времен первых арабских нашествий.

На военный и политической раскол наложился также религиозный, сравнимый с тем, что поделил в XVI веке христианский мир на протестантов и католиков. Сунниты придерживались более строгого подхода к следованию сунне (традиции) пророка, толкованию Корана и праву. Шиизм же тоже полагается на веру в единого бога («Нет бога кроме Аллаха, а Мухаммед пророк его»), однако ему свойственно меньше жесткости (это породило немало сект) и больше мистицизма.

Чтобы отмежеваться от суннитов-османов, персидская династия решила сделать шиизм государственной религией, установить персидский официальным языком и сформировать государственное духовенство из юристов и теологов (оно становилось все сильнее, а сейчас вообще управляет страной). «С XVI века Иран стал чем-то вроде Ватикана шиизма», — объясняет исламолог Антуан Сфейр в книге «Ислам против ислама».

Прежде всего, шииты признают лишь линию Али и Фатимы. Али и его потомки считаются законными преемниками Мухаммеда, «имамами» мусульманского мира, которые несут в себе «сокровенный смысл» Корана: в дуалистическом мировоззрении шиитов по-прежнему существует такая тайная и эзотерическая составляющая.

Далее, суннизм — это школа консенсуса, тогда как шиизм — школа «власти», отличающаяся иерархическим и клерикальным характером. В суннизме нет посредника между человеком и богом, то есть нет духовенства. Имамов выбирают власти или сами верующие, и их всего лишь приглашают на пятничную молитву зачитать отрывки из Корана и прокомментировать их. В шиизме же имам наоборот является единственным подлинным вождем общины.

Как пишет Антуан Сфейр, тот факт, что после Али имамы так и не смогли прийти к политической власти, подтолкнул их к «формированию теологического оправдания их отстранения». Так, шииты-двунадесятники (преобладающее направление) считают, что род имамов остановился на двенадцатом имаме Мухаммаде аль-Махди. С 874 года они по-прежнему ждут возвращения этого «скрытого» имама. Он должен стать новым мессией, установить на Земле справедливость и благополучие до конца света и страшного суда.

Двунадесятников не стоит путать с исмаилитами (их главным духовным лидером является Ага-хан), которые остановились на седьмом имаме Исмаиле в 762 году.

Таким образом, для шиитов откровения не закончились с Мухаммедом: он для них — лишь один в цепи пророков. Поэтому они ждут появления скрытого имама, который станет последним и главным пророком. Его имя неразрывно связано с надеждой на очищение мира, ведь шиизм, как и любой мессианизм, ставит борьбу на космический уровень: правоверные против грешников, свет против тьмы.

Шииты и сунниты объединяются против Саудовской Аравии

Публичная перепалка между Тегераном и Эр-Риядом по вопросу организации хаджа и управления двумя святыми местами для мусульман, Меккой и Мединой, набирает обороты. То, что начиналось как религиозный конфликт и выглядело очередным эпизодом раздора между шиитским Ираном и ваххабитской Саудовской Аравией, буквально за несколько дней трансформировалось в геополитическую проблему. Собственно, толчок к этому был дан еще в первоначальном заявлении верховного лидера Исламской революции аятоллы Али Хаменеи, который обвинил саудитов, «маленькую и ничтожную сатану», в боязни поставить «под угрозу интересы великого сатаны — США». Аятолла заявил, что Эр-Рияд создает и вооружает «злых такфиров», вследствие чего мир ислама раздирают гражданские войны, «убивая и раня невинных и проливая кровь в Йемене, Ираке, Леванте, Ливии и других странах». Поэтому «из-за деспотичного поведения саудовских правителей по отношению к гостям Бога мир ислама должен коренным образом пересмотреть проблему управления двумя святыми местами и вопрос о хадже».

islam.ru

Самое трудное в Священных Книгах — это их толкование

После этого в словесный бой стали вступать новые силы. Тегерану ответил министр внутренних дел и председатель Совета по вопросам политики и безопасности Саудовской Аравии, наследный принц Мухаммад бин Наиф. Он попытался свести смысл выступления Хаменеи к тезису об обеспечении безопасности паломников. Принц заявил, что «королевство не позволит возникнуть чему-либо такому, что противоречит обряду паломничества, может нарушить безопасность и затронуть жизнь паломников, будь ими иранцы или кто-то другой». И в свою очередь обвинил иранских паломников в том, что они сами хотят «политизировать хадж», используя его как возможность «нарушить учение Ислама через выкрикивание лозунгов». Возможно, все этим бы и ограничилось, если бы верховный муфтий Саудовской Аравии Абдуль Азиз аль-Шейх не поднял градус полемики на новый уровень. Он сообщил, что иранцы вообще не являются мусульманами, поскольку они — «потомки зороастрийцев», а потому враждебны к мусульманам, «особенно к суннитам». После чего министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф обвинил духовных руководителей Саудовской Аравии в «исповедовании неканоничных религиозных взглядов и потворстве экстремизму».

Эта острая дискуссия проходила на фоне одного знаменательного события в Грозном. В конце августа этого года в Чечню приехало более 100 религиозных деятелей из 30 стран — Сирии, Ливии, Иордании, Великобритании, Индии, Египта, ОАЭ, Турции, ЮАР и других стран. Они приняли участие во Всемирной исламской конференции «Кто они, последователи сунны?». Среди гостей, сообщает портал On Kavkaz, были верховный имам Египта шейх Ахмад ат-Тайеб, муфтий Шауки Ибрагим Абдулькарим Муса Аллям, ректор влиятельного исламского университета Аль-Азхар Ибрагим аль-Худхуд, а также считающийся потомком пророка Мухаммада проповедник Хабиб Али аль-Джифри, уроженец Саудовской Аравии. По итогам конференции были приняты итоговые документы, разъясняющие, кто же может считаться суннитом. Участники встречи объявили, что истинными мусульманами являются только те, кто в теологии придерживается школы калама (ашариты и матуридиты), следует одному из четырех мазхабов, а также идет «по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего, имамами суфиев». Остальные являются заблудшими, утверждается в фетве, называя среди таких «заблудших сект современности» ваххабитов или «салафитов».

По мнению информационного агентства Папского института заграничных миссий AsiaNews, постановление Всемирной исламской конференции является «предвестником важных событий». Хотя издание и полагает, что одного его будет недостаточно. Отец-иезуит Самир Халил Самир, специализирующийся на изучении ислама, считает, что фетва является ответом на запрос, который президент Египта Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси в декабре 2014 года сделал в беседе с богословами влиятельного суннитского университете Аль-Азхар. Напомним, что ас-Сиси тогда призвал своих собеседников принять участие в обновлении учения об исламе и реформировать их учебные программы под нужды современной эпохи. Однако «развод» между суннитским исламом и ваххабизмом должен быть выражен четче. Исламский политолог Камель Абдеррахмани указал в интервью AsiaNews, что внимательный анализ пока что не дает основания говорить о принципиальной разнице между суннизмом и ваххабизмом. За этим виден намек, что работы Всемирной исламской конференции должны быть продолжены, заострены, а также подтверждены на других уровнях — возможно, в фетвах университета Аль-Азхар, к которому многие прислушиваются в мусульманском мире.

В начале этого года специалист по исламу университета Берна Райнхард Шульце, комментируя обострение саудовско-иранского конфликта, связанное с приведением в исполнение Эр-Риядом смертного приговора шиитскому имаму Нимру Бакр аль-Нимру, заявлял о «распаде исламского мира». Вместе с тем он предполагал, что есть шанс купировать потенциальное суннитско-шиитское столкновение, так как, по его мнению, реальным является, скорее, противостояние между шиитами и «радикальным пуританским направлением суннитского толка — ваххабизмом, который стал доминирующим учением в Саудовской Аравии и является государственным вероисповеданием». Таким образом, если мировая общественность окажет давление на Эр-Рияд, возможно, вплоть до введения санкционного режима, то тогда появится надежда потушить религиозную войну в ее зародыше. Иначе последствия трудно будет описать, и не только для одного Ближнего Востока.

Присоединение суннитских авторитетов к этой борьбе шиитского Ирана с ваххабитами Саудовской Аравии, конечно, еще не делает их союзниками Тегерана и не свидетельствует о желании прекратить застарелую вражду с шиизмом. Пока можно говорить о совпадении тактических целей при наличии у каждой из сторон собственной мотивации, от религиозной до геополитической. Но и такой «странный альянс» способен подтолкнуть многие процессы на Ближнем Востоке, связанные с его перестройкой и переделом.

суннитов и шиитов

суннитов и шиитов Сунниты и шииты

Доктор К. Джордж Бори

На боснийском языке: Suniti i šiiti, перевод Амины Дугалич.
По-фински: Sunnit ja shiiat, перевод Эльзы Янссон.
На шведском языке: Sunniter och Shia, перевод Йоханны Теринк.



Главный раскол в исламе произошел между большинством суннитов и меньшинство шиитов. Раскол восходит к событиям 7-го век:

После смерти Мухаммеда в 632 г. руководство исламской общины перешел к Абу Бакру ас-Сиддику, одному из ближайших к Мухаммеду компаньоны. Некоторые в сообщество считало, что это правопреемство было незаконным, и что титул халифа действительно принадлежал Али ибн Аби Талибу. Али претензия была подтверждается тем фактом, что он приходился Мухаммеду двоюродным братом, его приемным сыном, его первый новообращенный (в возрасте девяти лет) и муж его дочери Фатима. Обе стороны считают, что Мохаммед специально назначил их человек: сторонниками Абу стали сунниты, сторонниками ибн Али в Шииты.

Халифат перешел от Абу Бакра к Умару, а от Умара к Ультман. Ультман, наконец, передал эстафету Али. Когда Али был убит в 661 году, халифат перешел к Муавии, который основал знаменитый Омейидский халифат. Али был похоронен в Наджафе в том, что теперь Ирак, и это место остается главной шиитской святыней.

Суннит относится к суннам или устным традициям и толкованиям Коран — собрание сочинений, подобное еврейскому Талмуду. сунниты считают, что положение халифа должно быть положением, на которое избирается религиозными лидерами исламского сообщества, а не зависит от прямого происхождения от Мухаммеда.

Шииты происходят от слова шиит, что означает «партия Али)». В основном они встречаются в Иране и Ираке, а также среди палестинцы. Они считают неких прямых потомков Али — имамы — непогрешимые и истинные наследники Мухаммеда. Али был первым имамом, его сын Хасан вторым, его второй сын Хусейн третий. Сыновья Али были убиты в конфликте с Халиф Муавия. Однако их преемственность закончилась с 12-м Имам, скрывшийся в 940. Большинство шиитов считают, что 12-й имам когда-нибудь снова появится как Махди или Мессия и подтвердит его руководство исламским миром. Тем временем аятоллы избраны служить хранителями веры.

Большинство суннитов и шиитов либеральны, хотя и не по западным стандарты. В мирное и благополучное время мало конфликт между ними. Но у обоих есть более экстремальные фракции, поскольку хорошо. Некоторый Шииты, например, традиция ценить мученичество, вытекающая из их раннего опыта конфликта с суннитами. самая известная суннитская экстремистская фракция — секта ваххабитов, из которых Усама бен Ладен был членом. Он характеризуется радикальный фундаментализм: Коран следует не толковать, а скорее буквально. Не должно быть никаких молитв или других обращается к пророкам, святым или любому существу, кроме Бога. Там не должны быть изображениями или памятниками предполагаемым исламским лидерам, нет даже тщательно продуманных гробниц для известных мусульман. И Коран для быть единственным источником как светского, так и религиозного права.

Другой известной группой является суфийское движение, которое может быть суннитским или шиит. Суфии — мистики, верящие, что Божья любовь сияет через все, даже безобразие и зло, и что, достигнув определенное состояние ума, можно непосредственно испытать это. В этом смысле они напоминают дзен-буддизм. Суфизм также известен своим использование историй которые имеют многоуровневый смысл, очень похожий на притчи Иисуса.

Один подгруппа суфиев — «кружащиеся дервиши», чей мистический практика включает религиозный танец.

Карта из Wikipedia Commons
Зеленый: суннитский
. Синий: шиитский




Ислам: сунниты и шииты — Электронная библиотека ЕНТ

Описание

Большинство мусульманского населения мира исповедует суннитскую ветвь ислама, и примерно 10%-15% всех мусульман исповедуют шиитскую (шиитскую, шиитскую, шиитскую) ветвь. Шииты составляют большинство в Иране, Ираке, Бахрейне и Азербайджане. Сунниты и шииты разделяют большинство основных религиозных принципов. Однако их различия иногда становились основой для религиозной нетерпимости, политических распрей и межконфессионального насилия. Этот отчет включает исторический фон суннитско-шиитского раскола и обсуждает различия в религиозных верованиях и практиках между и внутри каждой исламской секты, а также их сходство. В докладе также упоминаются суннитские и шиитские религиозные убеждения… продолжение ниже

Физическое описание

6 страниц.

Информация о создании

Бланшар, Кристофер М. 9 ноября 2010 г.

Контекст

Этот отчет входит в состав сборника под названием: Отчеты исследовательской службы Конгресса и предоставлено отделом государственных документов библиотек ЕНТ к Электронная библиотека ЕНТ, цифровой репозиторий, размещенный на Библиотеки ЕНТ. Было просмотрено 1398 раз, из них 17 за последний месяц.

Более подробную информацию об этом отчете можно посмотреть ниже.


Сопоставлено
Открытый доступ

ВОЗ

Люди и организации, связанные либо с созданием этого отчета, либо с его содержанием.

Автор

  • Бланшар, Кристофер М. Аналитик по Ближнему Востоку

Издатель

  • Библиотека Конгресса. Исследовательская служба Конгресса.

    Место публикации: Вашингтон, округ Колумбия,

Предоставлено

Библиотеки ЕНТ Отдел государственных документов

Являясь одновременно федеральной и государственной депозитарной библиотекой, отдел государственных документов библиотек ЕНТ хранит миллионы единиц хранения в различных форматах. Департамент является членом Программы партнерства по контенту FDLP и Аффилированного архива Национального архива.

О | Просмотрите этого партнера

Свяжитесь с нами

Исправления и проблемы Вопросы

Что

Описательная информация, помогающая идентифицировать этот отчет. Перейдите по ссылкам ниже, чтобы найти похожие элементы в электронной библиотеке.

Описание

Большинство мусульманского населения мира исповедует суннитскую ветвь ислама, и примерно 10%-15% всех мусульман исповедуют шиитскую (шиитскую, шиитскую, шиитскую) ветвь. Шиитское население составляет большинство в Иране, Ираке, Бахрейне и Азербайджане. Сунниты и шииты разделяют большинство основных религиозных принципов. Однако их различия иногда становились основой для религиозной нетерпимости, политических распрей и межконфессионального насилия. Этот отчет включает историческую справку о суннитско-шиитском расколе и обсуждает различия
в религиозных верованиях и практиках между и внутри каждой исламской секты, а также их сходства. Отчет также связывает суннитские и шиитские религиозные убеждения с дискуссиями о терроризме и межконфессиональном насилии, которые могут представлять интерес для Конгресса.

Физическое описание

6 страниц.

Предметы

Законодательный словарь индексации

  • ислам
  • мусульмане
  • Религии
  • шииты

Язык

  • Английский

Тип вещи

  • Отчет

Идентификатор

Уникальные идентификационные номера для этого отчета в электронной библиотеке или других системах.

  • Номер отчета CRS : РС21745 | Проверить наличие других выпусков
  • Присоединение или местный контроль № : RS21745_2010Nov09
  • Архивный ресурсный ключ : ковчег:/67531/metadc29736

Коллекции

Этот отчет является частью следующей коллекции связанных материалов.

Отчеты исследовательской службы Конгресса

Исследовательская служба Конгресса (CRS) является подразделением Конгресса по исследованию государственной политики. Это агентство законодательной власти работает исключительно для членов Конгресса, их комитетов и их персонала. Эта коллекция включает отчеты CRS с середины 19с 60-х по 2018 год, охватывая самые разные темы: от сельского хозяйства до внешней политики и социального обеспечения.

О | Просмотрите эту коллекцию

Какие обязанности у меня есть при использовании этого отчета?

Цифровые файлы

  • 1 файл (. pdf)
  • API метаданных: описательные и загружаемые метаданные, доступные в других форматах

Когда

Даты и периоды времени, связанные с этим отчетом.

Дата создания

  • 9 ноября 2010 г.

Добавлено в цифровую библиотеку ЕНТ

  • 4 декабря 2010 г., 14:26

Описание Последнее обновление

  • 11 августа 2015 г. , 17:52

Статистика использования

Когда последний раз использовался этот отчет?

Вчера: 0

Последние 30 дней: 17

Всего использовано: 1 398

Дополнительная статистика

Где

Географическая информация о происхождении этого отчета или о его содержании.

Укажите имя

  • Ирак
  • Иран
  • Бахрейн
  • Азербайджан

Место публикации

  • Вашингтон, округ Колумбия (Библиотека Конгресса. Исследовательская служба Конгресса.)

Информация о карте

  • Координаты названия места. (Может быть приблизительно.)
  • Для оптимальной печати может потребоваться изменение положения карты.

Нанесенные на карту местоположения

Взаимодействие с этим отчетом

Вот несколько советов, что делать дальше.

PDF-версия также доступна для скачивания.

    Цитаты, права, повторное использование

    • Ссылаясь на этот отчет
    • Обязанности использования
    • Лицензирование и разрешения
    • Связывание и встраивание
    • Копии и репродукции

    Распечатать/поделиться

    Полезные ссылки в машиночитаемом формате.

    Архивный ресурсный ключ (ARK)

    • ERC Запись: /арк:/67531/metadc29736/?
    • Заявление о стойкости: /ark:/67531/metadc29736/??

    Международная структура совместимости изображений (IIIF)

    • IIIF Манифест: /арк:/67531/metadc29736/манифест/

    Форматы метаданных

    • УНТЛ Формат: /ark:/67531/metadc29736/metadata. untl.xml
    • DC РДФ: /ark:/67531/metadc29736/metadata.dc.rdf
    • DC XML: /ark:/67531/metadc29736/metadata.dc.xml
    • OAI_DC : /oai/?verb=GetRecord&metadataPrefix=oai_dc&identifier=info:ark/67531/metadc29736
    • МЕТС : /ark:/67531/metadc29736/metadata. mets.xml
    • Документ OpenSearch: /арк:/67531/метадц29736/opensearch.xml

    Изображений

    • Миниатюра: /ark:/67531/metadc29736/миниатюра/
    • Маленькое изображение: /арк:/67531/метадц29736/маленький/

    URL-адреса

    • В текст: /ark:/67531/metadc29736/urls.