Содержание

Первая русская подводная лодка

Первая русская подводная лодка

Первая подводная лодка на плаву

Первая русская подводная лодка появилась еще при Петре I в начале 18-го века. Проектировщиком подлодки был крестьянин Ефим Прокопьевич Никонов из села Покровское, работавший на верфи. В 1718 году он писал Петру I, что может соорудить “потаенное судно”, которое будет ходить под водой и заплывать под самое дно к вражеским  кораблям, а там уже можно разбивать дно корабля снарядом.

Копия подлодки Никонова в Сестрорецке возле собора Петра и Павла

 

Петру предложение понравилось и он приказал немедленно приступить к работе, а самого Никонова повысить до “мастера потаенным судов”. И Никонов приступил. Так как до наших дней не дошли ни чертежи, ни описание приходится по маленьким крупицам собирать информацию о строении подлодки. Сохранились данные, что для постройки судна были привлечены бочары, отсюда следует, что форма лодки была скорее всего бочкообразной. И есть свидетельства о выдаче “пятнадцати железных полос шириной в два дюйма и две четверти”, скорее всего для изготовления обручей стягивающих бочкообразную лодку. Во всем строительстве подлодки использовалось дерево, железо, кожа. Размеры лодки были шесть метров длинной и два шириной.

Примерный рисунок работы над подлодкой

 

Система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днище корабля. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Подлодка работала на весельной тяге и весь экипаж состоял из четырех человек, сам Никонов был командиром пробных погружений и руководил всем процессом.

Подлодка Никонова во время погружения

 

Изначально предполагалось вооружить лодку орудиями, но в процессе постройки планы изменились и Никонов решил соорудить шлюзовую камеру через которую из находящейся под водой подлодки мог выйти водолаз и нанести повреждения вражескому кораблю. Для водолаза конструктор изобрел скафандр с герметичным шлемом и грузами на спине. О истории водолазных костюмов написано вот здесь. Но позднее Никонов все таки вооружил лодку “огненными медными трубами”, к сожалению сведения о принципе их работы до нас не дошли.

Рисунок «Петр на первом испытании подлодки»

 

Наконец конструктор добрался до тестирования своего детища. Осенью 1724 года недалеко от Петербурга, на озере Разлив в присутствии самого Петра I состоялись первые испытания “потаенного судна”. Подлодка под командованием Никонова опустилась под воду на несколько метров, но из-за неправильных расчетов глубины, стукнулась днищем о камни на дне и треснула. Судно подняли и Петр приободряя изобретателя велел укрепить корпус лодки железными обручами, а чиновникам велел, чтобы “никто конфуз в вину не ставил” по отношении к Никонову. Весной 1725 года, после ремонта судна, конструктор снова попытался испытать его в воде, но обнаружилась течь и погружение отменилось.

Схема судна

 

1 — проницаемая часть корпуса со шпагатами

2 — рабочий отсек

3 — шлюзовой отсек

4 — прочная надстройка

5 — входной люк

6 — люк входа в шлюзовой отсек

7 — люк выхода в море

8 — цистерна главного балласта с доской равномерного ее заполнения

9 — арматура заполнения и вентиляция ЦГБ

10 — помпа осушения ЦГБ

11

— твердый балласт

12-14 — клапаны заполнения и осушения шлюзового отсека

15 — вёсла

16 — смотровые окна

17 — руль

18ракеты

 

После смерти Петра I подлодкой Никонова перестали интересоваться, на его требования предоставить рабочую силу и материалы не реагировали или умышленно задерживали ответ. В конце концов коллегия Адмиралтейства свернула работы по подлодке, а изобретателя обвинила в “недействительных строениях” и разжаловала его из мастера в работники. А в 1728 году сослали его в отдаленное Астраханское адмиралтейство. На этом история первого подводного судна заканчивается, но не все так грустно. Есть данные, что сам Никонов, уже после смерти Петра, без финансовой поддержки государства, на одном своем энтузиазме совершил несколько удачных погружении на своем “потаенным судне”.

Вид снаружи на весло

fofoi.ru

Подводная лодка Петра I

Идея использования подводных судов в военных целях была выдвинута ещё Леонардо да Винчи. Но первый опытный образец построили лишь в XVII веке в Англии. Однако эта лодка не могла быть использована на войне.

Первую военную подлодку, названную потаённым судном, построили при Петре I. И автором её стал безграмотный плотник Никонов. Что представляла собой легендарная подлодка Петра Великого?

«Потаённое судно» по проекту Ефима Прокопьевича Никонова

Челобитная о потаённом судне

При Петре I русский флот достиг небывалого величия. Чего только стоили корабли, сходившие с архангельских верфей! При этом император уделял большое внимание развитию военного дела. Во времена его правления учёным и изобретателям давали зелёный свет на самые смелые эксперименты. Вот и безграмотному плотнику Ефиму Никонову удалось продвинуть свою смелую идею о «потаённом судне».

На стол Петра I в 1719 году легла челобитная от Ефима Прокопьевича Никонова из Подмосковья. Писать сам тот не умел, поэтому заплатил писарю, чтобы тот изложил его идею императору. В челобитной говорилось об «угодном военному делу» судне, способном топить чужие корабли. Рассказывал Ефим Прокопьевич и о том, что судно будет «потаённым» и сможет пробираться к кораблям под водой. Охочий до всего нового Пётр I вызвал Ефима Никонова в Петербург.

Создание и испытание первой русской подлодки

В январе 1720 года Ефим Прокопьевич прибыл в Петербург. Встретившись с императором с глазу на глаз, он более подробно рассказал о своей подводной лодке. Император же повелел никому о ней не говорить, но немедленно начать строить. Назначив Никонова «мастером потаённых судов», Пётр I дал ему в помощники лучших мастеровых с петербургских верфей. И в начале февраля того же года закипела работа.

Уже в марте было создано первое потаённое судно. Длина его была не более шести метров, а высота — не более двух. Своей формой подлодка напоминала плоскодонку, но имеющую герметичную верхнюю палубу. Сверху корпуса располагалась шлюзовая камера. Предполагалось, что через неё смогут выходить водолазы для совершения диверсий. Кстати, Никонов разработал и конструкцию водолазного костюма — одного из первых в мире. На борту лодки должна была располагаться «огненная труба» — огнестрельное оружие. Но первый экземпляр обошёлся без установки оружия. Двигателя подводная лодка на тот момент не имела. В движение она приводилась вёслами. Однако первое испытание подлодки Петра I пришлось отложить на целых три года.

Наконец в 1724 году подлодку спустили на воду. Перекрестившись, Никонов и четыре его помощника задраили люк. Подлодка погрузилась в пучину Невы, набрав в специальные кожаные мешки воды. Пару минут всё шло хорошо, но вскоре едва не случилась катастрофа.

Так и не случившийся триумф изобретателя из низов

Едва подводная лодка Никонова погрузилась под воду, как случилась неприятность. Скорость её погружения была слишком велика. За считанные секунды деревянная подлодка погрузилась на дно. В её днище образовалась огромная пробоина. Не иначе как чудом Никонову и помощникам удалось выбраться из подлодки и всплыть самим. Казалось, всё кончено.

Но Пётр I был снисходителен. Он сказал Никонову, что удачи не приходят сразу и в крушении он не виноват. Воодушевлённый Ефим Прокопьевич взялся за строительство второго потаённого судна. Кстати, император тогда дал ему дельный совет. Послушавшись его, Никонов опоясал вторую подлодку железными обручами. Но и второе, и третье испытания успехом не увенчались. Подводная лодка времён Петра I никак не хотела нормально функционировать. К тому же, сам император начал часто болеть и уделял всё меньше внимания Никонову.

Вскоре после смерти благоволящего к неграмотному изобретателю Петра I за верфи взялась Екатерина II. Но до неё дошли слухи о растратах Никонова, да и в Адмиралтейств-коллегии были им недовольны. В 1728 году все работы над русскими подлодками были прекращены. Ефима Никонова разжаловали в плотники и отправили в Астрахань под стражей.

Читайте также: Царь-танк — шедевральное изобретение капитана Лебеденко

18.01.2019

www.factroom.ru

Потаённое судно Никонова — история создания первой подводной лодки

Служба


Российская Империя

Исторические данные

1720 Заложен
осенью 1724 Спущен на воду
осенью 1724 Выход на испытания
не достроено Сдан
1724 затонула, поднято Гибель

Общие данные

6 / 2 / м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
/ 4-5 м. Глубина погружения
(рабочая/предельная)

Энергетическая установка

мускульная (весла) . Тип энергетической установки

Экипаж

4 чел. Общая численность

История создания

История создания «Потаённого судна» началась в 1719 году, когда 29-летний безграмотный крестьянин из села Покровское-Рубцово Ефим Прокопьевич Никонов подал «написанную за малую мзду» челобитную на имя Петра I. Суть челобитной заключалась в том, что:
сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли, хоты бы десять или двадцать и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием своего живота, ежели будет неугодно.
В том же документе было отмечено, что судно это «будет ходить в воде потаенно». Петр I, прочитав челобитную, принял 13 января 1720 г. Никонова у себя в кабинете, где они наедине беседовали. В результате, заинтересовавшись проектом, царь приказал «таясь чужого глаза», немедленно приступить к постройке. Так, 31 января 1720 г. Адмиралтейств-коллегия оформила указ:
Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина велеть образцовое судно делать…
.

Таким образом, Никонов, получив звание «мастера потаенных судов», официально приступил к строительству опытного «судна-модели» на специальном участке Галерного двора. 3 марта 1720 года прототип судна был заложен.

Описание конструкции

1. Проницаемая часть корпуса со шпигатами. 2. Рабочий отсек. 3. Шлюзовой отсек. 4. Прочная надстройка. 5. Входной люк. 6. Люк входа в шлюзовой отсек. 7. Люк выхода в море. 8. Цистерна главного балласта с (8*) доской равномерного ее заполнения. 9. Арматура заполнения и вентиляции ЦГБ. 10. Помпа осушения ЦГБ. 11. Твердый балласт. 12, 13, 14. Клапана заполнения и осушения шлюзового отсека. 15. Весла. 16. Смотровые окна. 17. Руль.

Так как ни чертежей, ни подробного описаний этого судна не сохранилось, можно лишь только предполагать, что «Потаённое судно» было бочкообразной формы. Основанием к этому служит участие в ее строительстве бочаров, а также распоряжение об отпуске пятнадцати железных полос, вероятнее всего предназначавшихся для обручей, с помощью которых стягивали деревянный корпус субмарины. Приблизительно можно сказать, что длина его была не более 6 метров, высота 1,5-2 метра. В корпус были вделаны 10 оловянных пластин со сквозными отверстиями для приема воды при погружении. В процессе всплытия вода откачивалась за борт вручную с помощью поршневого насоса. В корпусе была сделана шлюзовая камера с люком для выхода водолаза из лодки, находящейся в подводном положении. Предполагалось, что, в случае успешных испытаний, на лодке будут установлены “огненная труба” и движитель, вероятнее всего, в виде весел. Параллельно постройке лодки, Никоновым был разработан один из первых водолазных костюмов для выхода человека из судна в подводном положении для разрушения днища неприятельского корабля (прообраз современного боевого пловца-диверсанта).

Постройка и испытания

В процессе строительства, Петр I часто лично посещал Никонова, интересовался ходом работ, подсказывал, как и что лучше сделать. Так, в конце января 1721 года строительство судна-модели было закончено, а в марте Никонов доложил об этом царю. Однако испытания задержались и были проведены только весной 1724 года на Неве. Никонов отвесил всем поклон, перекрестился и спустился в люк своего “потаенного судна”. Началось погружение лодки. Неожиданно для всех, лодка быстро провалилась на глубину и от удара о грунт дала течь и стала наполняться водой. Петр I лично организовал спасение Никонова и его судна. Веря в идею “потаённого судна” Петр объявил всем присутствующим, чтобы изобретателю “никто конфуза в вину не ставил”. Изобретатель же приступил к укреплению корпуса лодки и подготовки новых испытаний.

Дальнейшая судьба

Между тем здоровье Петра I ухудшилось. Он стал реже посещать Никонова, чем и не преминули воспользоваться недоброжелатели. В адрес Никонова посыпались обвинения в перерасходе материалов и средств, а также требования ограничивать затраты на строительство и его сроки.

Уже после смерти Петра Великого, в апреле 1725 года в присутствии президента Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирала Ф.М. Апраксина были проведены повторные испытания “потаенного судна”. Трижды Ефим Никонов погружался в воды Невы, но каждый раз вынужден был всплывать на поверхность: “…пробовано-жь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течькою воды”.

7 сентября 1725 года Екатерина I приказала продолжить работы над “потаенным судном”. Можно предположить, что очередные испытания судна были проведены весной 1727 года, однако результаты испытаний опять не удовлетворили членов Адмиралтейств-коллегии. 29 января 1728 года в Адмиралтейств-коллегии было принято решение о прекращении работ над “потаенным судном”. Никонов был обвинен в «недействительных строениях», разжалован в «простые адмиралтейские работники» и сослан в отдаленное Астраханское адмиралтейство, где в тот момент строились корабли для Каспийской флотилии. «Потаённое судно» было заперто в амбар , где и сгнило.

Этот корабль в искусстве

Памятник первой подводной лодке установлен в городке Сестрорецк, в 11 километрах от Санкт-Петербурга.

Ссылки

Литература и источники информации

  • А.Е. Тарас История подводных лодок 1624-1904. — Харвест, 2002.
  • Л.С. Шапиро Самые нелегкие пути к нептуну.

Примечания

Галерея изображений

  • Памятник испытаниям потаённого судна Никонова в Сестрорецке

  • Изображение из книги А.Е. Тараса «История подводных лодок 1624-1904»

  • Модель «Потаённое судно» СТК «Юный Корабел» (г.Вилючинск)

wiki.wargaming.net

Первые русские подводные лодки — Всё самое интересное в одном журнале — ЖЖ




11 февраля 1720 года русский изобретатель плотник Ефим Никонов, опередив на два столетия инженерные решения ХХ века, начинает строить «потаенное судно» — предшественницу субмарин. Сначала по распоряжению Петра I Никонов разработал уменьшенную модель, а затем в 1721–1724 годах и полноразмерное подводное «потаенное судно», от которого принято вести историю российского подводного кораблестроения.


ПОТАЕННОЕ СУДНО

Для сооружения «потаенного судна» Ефим Никонов использовал доски, железные полосы, медные листы, кожу и другие материалы. Предположительно, подлодка Никонова имела бочкообразную форму. Ни чертежей, ни описаний судна не сохранилось, однако привлечение к сборке судна бочаров, а также требование о выдаче «пятнадцати железных полос шириной в два дюйма и две четверти», возможно для изготовления обручей, которые стягивали деревянный корпус подводной лодки, свидетельствуют об этом. Носовая часть имела архитектуру надводного корабля, кормовая была оснащена рулем. Судно работало на весельной тяге, экипаж состоял из четырех человек. Сам Никонов был командиром экипажа и руководил пробными погружениями. Предполагалось, что судно будет вооружено «огненными» зажигательными трубами. Кроме подводной лодки, Никонов придумал схему водолазного скафандра, с герметичным шлемом и грузами на спине: предполагалось, что в таких костюмах можно будет выйти из судна и под водой нанести повреждения неприятельским кораблям.
Испытания подлодки проходили осенью 1724 года в присутствии Петра I на озере Разлив, недалеко от Петербурга. Никонов на подлодке опустился под воду на несколько метров, но не рассчитал глубину, и днище «потаенного судна» треснуло, ударившись о камни. Судно подняли из-под воды, и после ремонта весной 1725 года оно вновь было спущено на воду, но обнаруженная течь не позволила провести погружение. После смерти Петра I Адмиралтейств-коллегия распорядилась работы над проектом прекратить, а изобретателя определить на верфи в Астрахань, разжаловав из мастеров в рядового плотника.



Макет потаенного судна Ефима Никонова.
Фото: Serguei Fadeev/Wikimedia Commons

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ШИЛЬДЕРА

Следующую попытку создать подводную лодку предпринял известный русский фортификатор, изобретатель генерал-адъютант Карл Шильдер через 110 лет после Ефима Никонова: в 1834 году на Александровском литейном заводе он построил подводный корабль водоизмещением 16 тонн — судно длиной 6 метров и шириной 1,5 метра с металлическим корпусом, с двумя высокими башенками с иллюминаторами. Через крышу носовой башни проходила вертикальная «оптическая труба» — прообраз современного перископа. Через кормовую — вентиляционная труба. В движение лодка приводилась четырьмя гребцами с помощью двух пар бортовых гребков, выполненных в виде лап водоплавающих птиц. При движении вперед гребки складывались, а при движении назад раскрывались. Каждый гребок приводился в действие качанием рукоятки привода изнутри корабля. Конструкция привода давала возможность изменять угол качания гребков и не только обеспечивать прямолинейное движение лодки, но и ее всплытие и погружение. По расчетам максимальная скорость под водой могла составить 2,15 км/ч. Однако испытания выявили значительно меньший КПД гребков, чем в теории. На самом деле скорость оказалась в 3,2 раза меньше, она не превышала 670 м/ч. Подложка была оснащена электроминой, а также примитивными ракетными снарядами, пуск которых производился с двух трехтрубных установок на каждом борту. Лодка могла стрелять ракетными залпами из всех позиций.
Первые испытания состоялись 29 августа 1834 года в присутствии императора Николая I. Подводная лодка Шильдера с экипажем из восьми человек во главе с мичманом Шмелевым маневрировала под водой и останавливалась в погруженном состоянии. Было испытано и оружие: с подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях. В целом опыты показали удовлетворительные результаты, продемонстрировав прочность корпуса, удачные погружения и всплытия. Однако боевое применение подводных лодок осталось проблематичным из-за крайне низкой скорости, неудовлетворительной маневренности, а также ненадежности оружия.


Фото:epizodsspace.no-ip. org

ЗЕЕТОЙФЕЛЬ

«Зеетойфель», или «Морской черт», — так называлась подводная лодка немецкого инженера Вильгельма Бауэра, построенная по заказу великого князя Константина Николаевича в 1855 году в Санкт-Петербурге. Корпус подлодки изготавливался из 15-миллиметровых железных листов, для скрепления которых использовались толстые эллиптические железные шпангоуты. В носовой части находилась водолазная камера, отделенная перегородкой, — для выхода водолаза из подлодки ее заполняли водой, после его возвращения продували воздухом. По мнению Бауэра, скорость подводной лодки должна была составлять до семи узлов, однако на испытаниях не удалось развить скорость более одного узла, поскольку матросы, которые вращали четыре ступенчатых колеса, приводивших лодку в движение, быстро утомлялись. Лодка погружалась в воду с помощью накачивания воды в четыре цилиндрические цистерны: при погружении три цистерны заполнялись полностью, а четвертая, регуляторная, имеющая меньший размер, была предназначена для удержания подлодки на заданной глубине. Во время всплытия воду откачивали ручными насосами.
26 мая 1856 года «Морской черт» отправился в первое плавание. Экипаж подводной лодки состоял из десяти матросов и самого изобретателя. Испытания лодки продолжались четыре месяца: за это время лодка 133 раза погружалась в воду. Во время 134-й погрузки случилась авария и лодка села на грунт.


Фото:omop. su

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА АЛЕКСАНДРОВСКОГО

Подводная лодка, изобретенная русским инженером Иваном Федоровичем Александровским в 1866 году, стала первой в отечественном флоте подводной лодкой с механическим приводом. Лодка водоизмещением 352 тонны имела железный корпус с толщиной обшивки 9–12 миллиметров, смотровую рубку с иллюминаторами, две пневматические машины, два винта, вертикальный и кормовые горизонтальные рули. Впервые сжатый воздух использовался для продувания 11-тонной цистерны главного балласта. Лодка была оснащена единой для надводного и подводного хода двухвальной энергетической установкой, состоявшей из двух пневматических двигателей мощностью 117 лошадиных сил каждый с приводом на свой гребной винт. Запас сжатого воздуха хранился в 200 баллонах — по расчету Александровского, данное количество должно было обеспечить плавание подлодки в течение трех часов. Поперечные сечения подводной лодки имели форму обращенного вершиной вверх треугольника с выпуклыми сторонами. Такую форму корпуса изобретатель предложил для замедления погружения. Александровский впервые в России использовал на своей подлодке магнитный компас. Для исключения влияния окружающего железа компас расположили в носовой части судна, изготовленной из красной меди. Лодка была оснащена двумя связанными между собой тросами плавучими минами; всплывая, мины должны были охватывать киль корабля противника. Взрыв осуществлялся электрическим током от батареи гальванических элементов после того, как подлодка отходила на безопасную дистанцию от объекта атаки.
Летом 1866 года подлодку начали испытывать в Кронштадте. Из-за недостатков, выявившихся в ходе испытаний, она испытывалась шесть лет, в течение которых в конструкцию были внесены существенные изменения. Но некоторые недостатки устранить не удалось. Скорость подлодки в подводном положении не превышала 1,5 узла, а дальность плавания составляла около 3 миль. Подводную лодку Александровского приняли в казну и зачислили в минный отряд. Однако вскоре было вынесено решение о ее непригодности для военных целей и нецелесообразности проведения дальнейших работ по устранению недостатков.


Фото:рустрана. рф

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ДЖЕВЕЦКОГО

Серия боевых подводных аппаратов, построенных в 1878–1881 годах инженером-изобретателем Степаном Карловичем Джевецким. Первую подлодку Джевецкий построил на собственные средства на одесском заводе Бланшара. Лодка, длина которой составляла всего около 5 метров, в движение приводилась гребным винтом, вращение которого осуществлялось ножным приводом, по типу велосипедного. Для дыхания в закрытой лодке имелся запас воздуха в баллоне. Сжатый воздух использовался и для продувания водяного балласта из цистерны при всплытии лодки. В верхней части лодки имелась небольшая башенка-рубка с иллюминаторами на уровне глаз человека, управляющего лодкой. На высоте плеч в башенке были прорезаны два круглых отверстия, к которым снаружи прикреплялись резиновые рукава с перчатками для прикрепления мины к неприятельскому кораблю. Мина подрывались при помощи электропровода после отхода подлодки на достаточное расстояние. Лодка в течение пяти месяцев испытывалась на одесском рейде специальной комиссией, в присутствии которой лодка подошла в подводном положении к плашкоуту, стоявшему на якоре, прикрепила к его днищу мину и, отойдя на некоторое расстояние, взорвала. Известно, что сам изобретатель чуть не погиб во время испытаний.
Вторую подлодку Джевецкого построили в 1879 году на Невском заводе в Санкт-Петербурге. Эта подлодка была рассчитана на четыре человека и имела два гребных винта — по одному спереди и сзади. Винты являлись поворотными и использовались как рули, задний винт двигался в горизонтальной плоскости, передний — в вертикальной. Испытания ее производились в Гатчине на Серебряном озере, которое отличалось особой прозрачностью воды, и дали удовлетворительные результаты. На испытаниях присутствовал Александр III, он находился в шлюпке и мог наблюдать за всеми передвижениями под водой.
Учтя все недостатки, выявленные испытаниями, Джевецкий разработал третий вариант проекта, по которому в 1879–1881 годах построили 50 подводных лодок, которые немногим отличались от предыдущего варианта. Лодка третьего варианта имела длину 6 метров. Ее экипаж, состоявший из четырех человек, помещался в середине лодки на скамейке. Кормовой винт приводился в действие ножным педальным приводом. Для регенерации воздуха применялась его прокачка через раствор едкого натрия. Также по мере надобности использовался сжатый воздух из запаса для продува балластной цистерны. Это позволяло пребывать под водой до 50 часов. Система погружения на этой лодке была такой же, как и на ее прототипе. Вода принималась в балластную цистерну через приемный клапан, расположенный в нижней ее части. Для всплытия лодки вода удалялась из цистерны через тот же клапан сжатым воздухом. Рабочей глубиной погружения считались 8 метров, допустимой — 12,5 метра. Вооружение составляли две мины, размещенные в углублениях на корпусе лодки. Все 50 подлодок были построены в 1881 году. 16 судов оставили в Кронштадте, 32 судна направили в Одессу, одно оставили Джевецкому для дальнейших доработок и модернизации и одну передали в распоряжение инженерного ведомства. После модернизации несколько экземпляров лодок использовались во время Русско-японской войны 1904–1905 годов.



источник

Поддержи автора — Добавь в друзья!

vova-91.livejournal.com

История подводной лодки от петровских времен до наших дней

Научно-техническая революция оказала большое влияние на развитие боевых кораблей всех классов, в том числе и подводных лодок. Широкое внедрение ракетно-ядерного оружия, различных средств радиоэлектроники, а также атомной энергетики, в первую очередь на подводных лодках, привело к существенной переоценке классов боевых кораблей, их роли и боевого предназначения. Основу боевой мощи флотов крупных морских держав стали составлять атомные подводные лодки. Расширился круг боевых задач, которые они могут решать. Новую направленность развития получили, вместе с этим, почти все классы надводных кораблей и подклассы подводных лодок.

Прообраз современной подводной лодки

Замечательное творение человеческого разума и рук — современная подводная лодка — творит многовековую историю. Можно гордиться тем, что творцом первого подводного корабля был русский человек и что история развития мирового, подводного кораблестроения связана со многими русскими именами.

Идея создания и военного применения подводных лодок, по сохранившимся сведениям, впервые была использована казаками, которые в 1643 году на своих сорока «подводных лодках» из воловьих шкур напали в Черном море на турецкий военный корабль. Об устройстве «подводных лодок» казаков ничего не известно, но появление самой идеи создания и боевого применения таких кораблей знаменательно.

Разработки XVIII века

Первая в мире подводная лодка («потаенное судно»)

Потаенное судно

Была построена и успешно испытана в городе на Неве в 1720 году русским умельцем крестьянином Ефимом Никоновым. Построенное им же по приказанию Петра I «потаенное огненное судно большого корпуса» (больших размеров), предназначенное для уничтожения неприятельских кораблей, было спущено на воду в 1724 году. Испытания этой военной подводной лодки и ее окончательная доводка не были осуществлены из-за смерти императора. Спустя довольно большой отрезок времени с подобными проектами выступили англичанин Симонс (1747 г.) и американец Бюшнель (1773 г.). Последнему историки и приписывают заслугу создания первого боевого подводного корабля.

Первые качественно новые суда

В XIX веке русские изобретатели предложили ряд проектов подводных лодок, при разработке или осуществлении которых, по существу, были выдвинуты и решены многие технические проблемы, связанные с созданием специальных устройств, послуживших впоследствии прототипом аналогичных устройств на современных подводных лодках. Так, в проекте узника Шлиссельбургской крепости Казимира Черновского (1829 г.) было разработано устройство перископа. Практически он впервые появился на подводной лодке, построенной и успешно испытанной русским военным инженером К. А. Шильдером в 1834 году.

 

 

Отечественная лодка Шильдера

Отечественная лодка Шильдера

Была первым кораблем, корпус которого был сделан из стали. На этом же судне были воплощены такие технические идеи, как использование выдвижной вентиляционной трубы, для поступления свежего воздуха при нахождении лодки в подводном положении (прототип устройства РДП, предложенного в 1915 году лейтенантом Гудимом и впервые установленного на лодках «Волк» и «Леопард») и применение установки для стрельбы из подводного положения ракетно-зажигательными снарядами, которые детонировались гальваническим током от источника, находившегося внутри лодки. Во время одного из погружений подводная лодка Шильдера затонула, и Николай I прикрыл финансирование проекта. Крупнейшее изобретение того времени было заброшено, сложнейшие технические задачи, решение которых было начато изобретателем, остались незавершенными до конца XIX — первой половины XX столетия.

Судно будущего

Первым подводным кораблем России с официально назначенной военной командой была лодка, построенная в 1866 году на Балтийском заводе в Питере по проекту русского изобретателя И. А. Александровского.

Лодка, построенная в 1866 году на Балтийском заводе в Питере по проекту русского изобретателя И. А. Александровского

Ее водоизмещение составляло 360 тонн, длина — 33 метра. Поперечное сечение имело форму треугольника с основанием, равным примерно четырем метрам. Два механических двигателя судна Александровского работали от сжатого воздуха (пневматические машины), размещавшегося в баллонах. Также впервые в мире балластная вода вытеснялась из цистерн сжатым воздухом, как это делается и ныне, но, разумеется, на базе новых технических средств. Однако дальнейшее совершенствование подводной лодки Александровского было прекращено, так как правительство опять же прекратило финансирование проекта.

Развитие подводного кораблестроения в Российской империи продолжалось на энтузиазме русских изобретателей. Большой вклад в это дело внес русский инженер С. К. Джевецкий — создатель первых боевых, «карликовых», подводных лодок (1879 г.). На его лодках более поздней постройки впервые в истории применялись электродвигатели, питавшиеся от аккумуляторной батареи (1884 — 1886 гг.), а регенерация воздуха осуществлялась путем его прокачки насосом через специальный раствор. Важно отметить, что применение электромоторов и электрических аккумуляторов на лодках Джевецкого

карликовые подводных лодок

решало вопрос о движении подводной лодки под водой.

Век XX открыл новую страницу в истории подводного флота. Уже первая война, во многом давшая толчок техническому прогрессу, подняла отрасль на принципиально новый уровень.

Автор: admin

 

investbrok.ru

Старейший в Мире подводный флот. Русские подводные лодки с 1718 года. Фото.: viktoriiako — LiveJournal

История русского Подводного Флота в картинках с 1718 года. Сейчас первая Субмарина стоит в Сестрорецке у храма подводников. (Санкт-Петербург)
О том, каким был только подводный флот русских. Алкаши и лапотники построили.

Историю подводного кораблестроения в России принято вести от постройки «потаенного судна» Ефимом Никоновым. Плотник Никонов, родом из подмосковного села Покровское, подал в 1718 году челобитную царю: «…сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец…» Спустя несколько лет, в 1724 г., на Галерном дворе в присутствии Его Императорского Величества Петра I «образец» был испытан — «опускиван в воду, и при спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынято на берег…» В 1728 году Адмиралтейств-коллегия распорядилась работы прекратить, а неграмотного изобретателя определить на работу по специальности на верфи в Астрахань.

Несмотря на то, что в последующие сто лет не производилось строительства каких-либо подводных судов, интерес к подводному мореплаванию в русском обществе сохранялся особый. Свидетельством к тому служат статьи, напечатанные в журнале «Московский телеграф» за 1825 год. В № XII и XIII под рубрикой «Новые изобретения и открытия» первым номером помещен исторический обзор «Подводный корабль», подробно и со знанием дела рассказывающий о работах изобретателей подводных лодок, в том числе Фултона и Монжери. Репликой на этот обзор стала статья В.Н. Берха в XXIII номере этого же журнала «Об изобретении подводных судов в России в 1719 году», явившаяся первым печатным трудом по истории русского подводного кораблестроения. В 1827 году журнал «Славянин» публикует статью уже упоминавшегося Монжери «О подводном мореплавании и войне». Нет сомнения, что создатель первой железной подводной лодки К.А. Шильдер был знаком с этими статьями.

В 1834 году была построена подводная лодка К.А. Шильдера. Последующий период, вплоть до разработки И.Г. Бубновым совместно с М.Н. Беклемишевым в мае 1901 года проекта первой боевой русской подводной лодки «Дельфин», характерен исключительно интенсивным интересом широких слоев русского общества к созданию подводных лодок. Крымская и русско-турецкая войны вызвали к жизни огромное число предложений о создании подводных лодок. В Морское министерство и инженерное ведомство, к членам императорской семьи и другим высокопоставленным лицам обращались инженеры и ученые, офицеры армии и флота, малограмотные крестьяне и гимназисты, актеры, купцы, обыватели, российские граждане и иностранцы. Некоторые из идей, высказанных этими энтузиастами, впоследствии воплотились в реальные, ныне существующие конструкции, хотя в то время они еще не могли быть воплощены в жизнь, но больше было технически несостоятельных и просто безграмотных предложений.

«Не можем не упомянуть еще об изобретении г. П. Зарубина, редактора «Петербургского листка», известного другими своими изобретениями. П. Зарубин заявляет, что он составил проект подводной лодки, действующей силой, вдесятеро большей, чем сжатый воздух, что проект его выработан до мельчайших деталей на основании научных данных и математического анализа и что сила, им предлагаемая, не есть плод фантазии, а есть сила действительно существующая.

Об устройстве своей лодки г. Зарубин сообщает следующее:
«Длина лодки должна быть около 30 футов, а наибольший поперечный диаметр около восьми футов. Лодка может принять в себя от пяти до десяти человек экипажа и будет двигаться под водою по желаемому направлению и на желаемой глубине без всякого сообщения с наружным воздухом. Экипаж будет снабжаться в достаточном количестве чистым воздухом во все время действия лодки над водой. Направление лодки будет зависеть от рулевого, а предназначенная глубина будет регулироваться сама собою посредством так называемого самодействующего регулятора. Регулятор этот может быть поставлен, известным образом, на какую угодно глубину, и он будет удерживать лодку именно на этой глубине, не позволяя ей ни подниматься, ни опускаться.
Движение подводной лодки будет совершаться известною, определенного рода силою, величина которой обратно пропорциональна тому времени, в продолжение которого она будет работать».
…Это все, что сообщил г. Зарубин о своем изобретении».

(«Сборник морских статей и рассказов». Ежемесячное приложение к газете «Яхта». Июнь 1878 года.)

В эти годы перед изобретателями стоял целый ряд нерешенных теоретических и практических проблем, поэтому даже наиболее талантливые из них зачастую руководствовались достаточно наивными соображениями. Например, И.Ф. Александровский корпус лодки выполнил в виде треугольника с круглым основанием, исходя из формы тела рыб с острой спинкой. Тем не менее, именно в этот период были построены первые подводные лодки. Идя трудным путем проб и ошибок, русские изобретатели к началу XX века накопили необходимый опыт для создания боевых подводных лодок, первой из которых стала подводная лодка «Дельфин».

01. Подводная лодка типа АГ на одном из стапелей Балтийского завода. 1910-е

02. Спуск на воду подводной лодки типа АГ , созданной на заводе

03. Спуск минного заградителя «Ерш» со стапелей Балтийского судостроительного и механического завода

04. Подводная лодка «Ерш», спущенная на воду со стапелей завода

05.Спуск на воду подводной лодки «Дельфин» (проект И.Г.Бубнова , И.С.Горюнова, М.Н.Беклемишева), построенной на Балтийском судостроительном и механическом заводе

06. Подводная лодка «Дельфин» (1901 — 1904 гг.)

07. Император Николай II принимает доклад командира подводной лодки «Дельфин» капитана II ранга М.К.Беклемишева на Балтийском судостроительном и механическом заводе

08. Подводная лодка «Дельфин» до модернизации, Балтика, 1904

09. Подводная лодка «Дельфин» после модернизации у стенки Балтийского завода, 1904

10. Подводная лодка «Дельфин». На втором плане — ПЛ«Касатка»

11. Подводная лодка «Дельфин» после аварии 05.05.1905

13. Подводная лодка «Акула»

14. Подводная лодка «Акула» на стапеле. Рядом корабельный инженер Бубнов

15. Подводная лодка «Львица»

16. Подводная лодка АГ

17. Подводная лодка АГ

18. Подводная лодка «Аллигатор»

19. ПЛ «Барс» и «Гепард» перед спуском на воду

20. Подводная лодка «Барс»

21. Подводная лодка «Барс»

22. Подводная лодка «Барс»

23. Подводная лодка «Камбала»

24. Подводная лодка «Камбала» в Южной бухте Севастополя

25. Подводная лодка «Пантера»

26. Подводная лодка «Карп»

27. Подводная лодка «Рысь»

28. Подводная лодка «Морж»

29. Подводная лодка «Морж»

30. Подводная лодка «Морж»

01. Подводная лодка Судак

02. Подводная лодка Судак

03. Подводная лодка Судак

04. Подводная лодка Макрель

05. Подводная лодка Краб

06. Подводный минный заградитель Краб

07. Подводная лодка Краб

08. Подводная лодка Краб в акватории завода Руссуд 1 мая 1913

09. Подводная лодка Нарвал

10. Подводная лодка Нарвал

11. Подводная лодка Нарвал

12. Император Николай II сходит с вступающей в строй ПЛ Нарвал. Второй план — строящийся ЛК Император Александр III

13. Подводная лодка Белуга

14. Подводная лодка Орлан на Мортоновом эллинге, 1917

15. Подводная лодка Орлан в акватории завода Наваль. 1917

16. Подводная лодка Орлан. Пробное погружение

17. Подводная лодка Форель. 1907

18. Подводная лодка Форель

19. Подводная лодка Святой Георгий

20. Подводные лодки Лосось, Судак, Карп и Карась

21. Подводные лодки Барс и Гепард

22. Подводные лодки Волк и Барс

23. Подводная лодка Нерпа в доке

24. Подводная лодка

25. Подводная лодка

26. Подводная лодка Скат

27. Подводная лодка лейтенанта Боткина транспортируется на Дальний Восток

28. Подводная лодка Осётр

29. Подводная лодка Осётр

30. Подводная лодка Дракон

31. Подводная лодка Дракон

32. Подводная лодка Почтовый

33. Севастополь. Монтаж подводной лодки Карась, после ее прибытия на флот
Основные Фотогрфии взяты отсюда http://www.stena.ee/blog/podvodnyj-flot-tsarskoj-rossii-dok-film

Подводная лодка Акула и броненосный крейсер Рюрик, 1913 год нашла: https://ru.wikipedia.org/wiki/Акула_(подводная_лодка,_1909):



.

viktoriiako.livejournal.com

Первая подводная лодка в России

Самая первая подводная лодка в России, построенная в 1721 году называлась «Потаенное судно», и по внешнему виду была больше похоже на бочку для хранения вина, нежели на подводную лодку.

Идея создания первой подводной лодки пришла в голову подмосковному крестьянину и по совместительству изобретателю-самоучке Ефиму Прокопьевичу Никонову. Предприняв несколько попыток он смог таки достучаться до Петра Первого и убедить царя в надобности герметичной лодки — «…сделаю к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли… потаенно под самое дно…» — писал Никонов челобитную Петру.

В 1720 году после личной беседы с царем изобретателю было велено — «таясь от чужого глазу», смастерить вначале действующую модель первой подводной лодки: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания».

По приказу Петра Первого Адмиралтейств-коллегия в первых числах января произвела Ефима Никонова в «мастера потаенных судов», а уже 31 января 1720 года в соответствии с распоряжением царя, Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать,  а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы».

Модель первой подлодки в России строили в Санкт-Петербурге на площадке Обер-Сарваерской верфи. К работе приступили в феврале 1720 года, а спустя тринадцать месяцев, в марте 1721, модель была готова.

Так как ни чертежей, ни подробного описаний этого судна не сохранилось, можно лишь только предполагать, что «Потаенное судно» было бочкообразной формы. Основанием к этому служит участие в ее строительстве бочаров, а также распоряжение об отпуске пятнадцати железных полос, вероятнее всего предназначавшихся для обручей, с помощью которых стягивали деревянный корпус субмарины. Носовая часть первой российской подлодки повторяла строение обычного  для тех времен надводного корабля, а кормовая была оснащена рулем. Рубка на верхней палубе играла роль перископа и имела плотные смотровые стекла.

В качестве двигателя использовались обычные весла, а экипаж судна состоял из четырех членов.  Для испытаний было предоставлено пятьдесят свечей, это позволяет предположить, что время нахождения под водой предусматривалось порядка десяти часов.

Первое испытание состоялись в присутствии Петра летом этого же года на озере «Разлив», и назвать их удачными было нельзя — у примитивного сооружения лопнуло дно. Однако, несмотря на это Никонову было дано указание, приступить к строительству «потаенного огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерной верфи в Санкт-Петербурге.

К осени 1724 года первая подводная лодка было построена в полном масштабе. Однако и на этот раз испытание закончились неудачно. Лодка камнем пошла на дно, ударилась о грунт и проломила днище.  Биография Петра 1 говорит, что он велел изобретателю укрепить корпус судна, исправить недочеты, а также во всеуслышание объявил — «Ефиму Прокопьевичу, чтобы никто конфуза в вину не ставил».

Никонов исправил все повреждения, однако 25 января 1725 Петр Первый умер. Так изобретатель лишился покровительства. Но, несмотря на это он все же довел ремонт до конца, и весной 1725 года первая русская субмарина была спущена на воду повторно. Но в корпусе лодки вновь была выявлена течь, и ее опять вытащили на берег.

Последние спуск подводной лодки на воду состоялся в 1727 году и ничем хорошим не закончился. В итоге морское начальство, удрученное подобным исходом, приказало поместить подлодку под замок в сарай. Там оно долгие годы хранилось, пока со временем не сгнило. Никонова же зимой 1728 разжаловали до рядового плотника и направили на Астраханскую верфь.

Сегодня памятник самой первой подводной лодки в России, изготовленный на петербургском бондарном производстве, установлен в Сестрорецке, возле храма Святых апостолов Петра и Павла.

samoe-samaya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *