Содержание

Президентом Узбекистана избран Шавкат Мирзиёев | Центр-1 / Centre1.com

Кандидат от УзЛиДеП – премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев набрал 88 процентов голосов избирателей, сообщил ЦИК страны.

Шавкат Мирзиёев; фото: РИА «Новости»

Об этом заявил на прошедшем брифинге, подводя итоги выборов, председатель Центризбиркома Узбекистана Мирза-Улугбек Абдусаломов.

«На президентских выборах в Узбекистане 4 декабря победил Шавкат Миромонович Мирзиёев. Выборы прошли гласно и открыто», – отметил он.

По итогам подсчетов в ЦИК, Шавкат Мирзиёев набрал 88,61% голосов избирателей. За него проголосовали 15 906 724 человека.

Вторым стал кандидат от Народно-демократической партии Узбекистана Хотамжон Кетмонов (3,73% – 669 187 человек).

На третьей строчке расположился Нариман Умаров, делегированный Социал-демократической партией «Адолат» (3,46% – 619 972 человека).

Сарвар Отамуратов, представлявший Демократическую партию «Миллий тикланиш», стал лишь четвертым. У него в активе 2,35% голосов избирателей (421 055).

Кто вы, господин президент?

Шавкат Миромонович Мирзиёев родился 24 июля 1957 года в Зааминском районе Джизакской области Узбекской ССР. По другим данным, он родился в селении Яхтан Уратюбинской области Таджикской ССР, а в Джизакскую область переехал вместе с семьей в 60-е годы. В таджикских СМИ высказывалась мысль, что Мирзиёев имеет таджикские корни.

По образованию второй президент Узбекистана – инженер-механик. В 1981 году он окончил Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства. В родном вузе Мирзиёев дослужился до должности первого проректора.

В 1990 году его избрали депутатом Верховного совета Узбекистана. В 1992-м он был назначен хокимом Мирзо-Улугбекского района Ташкента.

В 1996 году по инициативе главы государства Ислама Каримова Мирзиёев стал хокимом Джизакской области, являясь депутатом Олий Мажлиса. Ненадолго встав у руля Самаркандской области в 2001 году, он уже в 2003 году занял пост премьер-министра Узбекистана.

В сентябре текущего года после смерти Ислама Каримова Шавкат Мирзиёев стал временно исполняющим обязанности президента.

По некоторым данным, Каримов ценил Мирзиёева за решительность и исполнительность. Президент якобы закрывал глаза на жесткие и порой жестокие методы работы подопечного.

При этом Мирзиёев, как показали последние дни, – примерный семьянин. В компании большой семьи он впервые появился на публике 4 декабря, в день выборов президента.

Некоторые СМИ связывают Мирзиёева с российским бизнесменом узбекского происхождения Алишером Усмановым. Якобы племянница будущего президента Узбекистана замужем за покойным племянником Усманова, которого пресса называла наследником его империи.

Поделиться в Facebook

Поделиться в Twitter

Поделиться ВКонтакте

centre1.com

Кто стал президентом Узбекистана | Милли Фирка

Назначенный временно исполняющим обязанности президента Узбекистана после смерти Ислама Каримова премьер-министр Шавкат Мирзиёев в своем первом выступлении рассказал о приоритетах внешней политики Ташкента.

 

С Россией, как подчеркнул новый глава государства, Узбекистан продолжит «укреплять дружественные отношения».

Как и полагается по неписаным правилам игры в политической жизни республики, раньше он делал все, чтобы его выступления ничем не выделялись. Никогда не попадал в скандалы. У него образцовая биография и впечатляющие достижения — при его правительстве Узбекистан сумел изменить структуру экономики.

 

«Лента.ру» попыталась понять, кто он — временный, а, возможно, и будущий президент Узбекистана.

 

Необходимость сохранения стабильности

 

Само назначение на должность исполняющего обязанности президента показало, что в Ташкенте продолжают руководствоваться прагматизмом и процедурные вопросы решают в соответствии со здравым смыслом. По Конституции пост главы государства до выборов должен был занять председатель Сената Нигматулла Юлдашев (Йулдошев). Однако государственные мужи, очевидно, рассудили, что из-за чрезмерной щепетильности народные массы и часть элит могут не разобраться, кто же настоящий правитель.

 

Поэтому Юлдашев попросил занять кресло президента действующего премьера, указав, что тот обладает «многолетним опытом работы на руководящих должностях в органах государственной власти и управления», а также пользуется уважением населения. Депутаты обеих палат парламента единодушно поддержали это предложение, «принимая во внимание необходимость сохранения стабильности, обеспечения общественной безопасности и правопорядка».

 

У Шавката Миромоновича отличный послужной список. По официальной информации, Мирзиёев родился в Джизакской области Узбекской ССР. Несколько лет назад журналисты попытались проверить слухи о том, что премьер на самом деле уроженец узбекского поселка в Ура-Тюбинской области. Слухи не подтвердились. Выяснилось, что у главы правительства Узбекистана в этом поселке жил дед.

 

Из вуза — на производство

 

В 1981-м году Мирзиёев окончил Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства. Вуз считался престижным — сельское хозяйство и, в частности, хлопководство были профильными для советского Узбекистана. После 1991 года власти начали менять структуру экономики страны — развивать промышленность. Этот курс в 2000-х проводил в жизнь кабмин выпускника института ирригации Мирзиёева.

 

К слову, тот же вуз окончил Рустам Азимов — первый зампред правительства и министр финансов Узбекистана, которого наравне с Мирзиёевым называли возможным преемником Каримова.

 

Выпускник остался в вузе и сделал карьеру по партийной линии, поднявшись до поста проректора. В 1990-м был избран в Верховный совет Узбекской ССР. А затем резкий поворот — Мирзиёев уходит из вуза, чтобы возглавить один из районов Ташкента — бывший Куйбышевский, ныне Мирзо-Улугбекский.

 

В 1994-м Мирзиёев — депутат Олий Мажлиса (парламента) Узбекистана, в 1996-м — хоким (глава) Джизакской области. Регион преимущественно сельскохозяйственный, производит хлопок и зерновые. И вместе с Сырдарьинской областью лежит на пути из столицы к крупным Бухарской, Навоийской, Кашкадарьинской, Сурхандариьинской областям и Каракалпакистану. Через два года Мирзиёев возглавил Самаркандскую область — родную для президента Каримова.

 

К слову, Мирзиёева многочисленные эксперты из узбекского политикума относят к так называемому самаркандскому клану, к которому принадлежал и покойный Каримов. С 2003-го нынешний врио главы государства — глава правительства. Бессменный, хотя первый президент Узбекистана отличался крутым нравом и экономическая ситуация в стране была непростой.

 

Партия деловых людей

 

В 2000-х в республиках Центральной Азии решили частично реанимировать хорошо зарекомендовавшую себя партийную систему. Ташкент принял в этом участие: была учреждена… либерально-демократическая партия. Чтобы сразу все было ясно, партию еще именовали «Движением деловых людей».

 

Либерал-демократы в ту пору ассоциировались с политическими эскападами российского политика Владимира Жириновского, к тому же право на «либерализм» и «демократию» резервировалось за партией власти. (В то же время в соседнем Казахстане пропрезидентскую партию с явным перехлестом назвали народно-демократической).

 

Мирзиёев вошел в политсовет либерал-демократов. Более того, как уверяли всезнающие источники, он и был там реальным руководителем. В ходе предвыборной кампании представители партии в целом именно так деловым людям и разъясняли: партия наша помогает предпринимателям решать вопросы. Предприниматели, в свою очередь, послушно скидывались в партийный фонд.

 

Либерал-демократы стабильно занимали треть мест в парламенте, а в 2015-м впервые (вместо президента) выдвинули Мирзиёева на пост премьер-министра. В том был символизм — формально главу правительства страны ставила «партия деловых людей». Шавкат Миромонович курировал сельское хозяйство. Руководил, как сообщали СМИ, достаточно жестко.

 

И добивался своего — структура экономики менялась. Узбекистан превращался в индустриальную страну, доля городского населения перевалила за 50 процентов, в республику пришли мировые технологические лидеры с масштабными проектами. С 1991 года вклад промышленности в ВВП увеличился с 14 до 34 процентов, причем в течение предыдущих 11 лет темпы роста экономики сохранялись на уровне не ниже восьми процентов.

 

Эти данные на заседании парламента сообщил сам Мирзиёев, подводя итоги правления Каримова. Причем сразу после перечисления заслуг Ислама Абдуганиевича перед страной Мирзиёев напомнил кабинету министров о стоящих перед правительством конкретных задачах. Правда, врио президента не уточнил, почему при таких темпах роста, например, в России на заработках находится около 1,7 миллионов граждан республики. Ташкент всегда обходит эту тему стороной в официальных заявлениях.

 

Столь же скрупулезно, с четко обозначенными акцентами временно исполняющий обязанности президента назвал основные направления внешней политики Ташкента. Отношения с соседями — странами Центральной Азии — будут «доброжелательными и прагматичными». Вместе с тем в приоритете — страны СНГ, в первую очередь Россия, с которой Узбекистан намерен устанавливать «дружественные связи». Также в подчеркнуто благожелательном тоне были упомянуты США, Китай, Япония, Корея, Германия, Франция и Великобритания.

 

Общий политический портрет Мирзиёева таков: технократ и хозяйственник, который прошел все ступени административной лестницы — руководил районом, областью, экономикой страны. Обладает обширными связями среди предпринимателей (благодаря «партии деловых людей»).

 

Мирзиёев в качестве премьера не запомнился громкими заявлениями по простой причине: соблюдая правила игры чопорной узбекистанской политики, он таких заявлений не делал.

 

Открытым остается только один вопрос — какие заявления прозвучат от него теперь?

 

Ахмед Сейидов

Источник: https://lenta.ru

 

milli-firka.org

Кто стал президентом Узбекистана: в лидерах – бывший премьер страны. Екатеринбург

Выборы в Узбекистане 2016 были назначены после смерти действующего президента Ислама Каримова. Он правил республикой с 1990 года и скончался в возрасте 78 лет. В борьбу за пост президента вступили четыре кандидата: исполняющий обязанности президента Шавкат Мирзиеев, баллотирующийся от Либерально-демократической партии Узбекистана, Хатамжон Кетмонов от Народно-демократической партии, Нариман Умаров от социал-демократов и Сарвар Отамуратов от национально-демократической партии «Миллий тикланиш».

Итоги выборов президента Узбекистана 2016 еще официально не оглашены. Местный ЦИК заявил: имя нового президента Узбекистана станет окончательно известно после подсчета всех голосов на всех избирательных участках. Это должно случиться примерно в 14.00 по московскому времени.

Лидером предвыборной гонки в Узбекистане считается Шавкат Мирзиеев, передает «КоммерсантЪ». Во времена президентствования Ислама Каримова он был премьер-министром страны. В этой должности он проработал 13 лет, а после смерти Каримова стал исполняющим обязанности главы государства.

«Трое других кандидатов не являются серьезными противниками для Мирзиёева, несмотря на то, что двое из них выдвигали свои кандидатуры на прошлых президентских выборах в 2015 году — тогда еще против Каримова.Кроме того, тот факт, что Нигматилла Юлдашев, председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, назначенный и.о. президента после смерти Каримова, совершил самоотвод в пользу Мирзиёева, также говорит многое о расстановке сил в стране», — отмечают журналисты издания Сa-news.org.

Стоит отметить, выборы в Узбекистане проходили под надзором наблюдателей из ЕС и США. Присутствовали и российские наблюдатели. Все они отметили, что никаких нарушений в ходе голосования выявлено не было.

Напомним, инаугурация нового президента Узбекистана должна пройти в течение двух месяцев после оглашения официальных итогов голосования.

Справка DK.RU. Шавкат Мирзиеев

Шавкат Миромонович Мирзиёев родился в Зааминском районе Джизакской области Узбекистана.

В 1981 году Мирзиёев окончил Ташкентский институт ирригации и мелиорации (Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства (ТИИМСХ, с 2004 года), получил образование по специальности «инженер-механик».

С 1981 по 1992 год Мирзиёев работал в ТИИМСХ — был сначала младшим научным сотрудником, секретарём комсомольской организации, позднее — парторгом института. В том же вузе Мирзиёев получил степень кандидата технических наук. Самой высокой должностью, которую он занимал в институте до 1992 года, стала должность первого проректора ТИИМСХ.

В 1990 году Мирзиёев был избран депутатом Верховного совета Узбекистана, а в 1994 году он был избран и в новый парламент страны (Олий Мажлис). В 1992 году Мирзиёев стал хокимом (главой администрации) Мирзо-Улугбекского района Ташкента.

В 1996 году указом президента Узбекистана Ислама Каримова Мирзиёев был назначен хокимом Джизакской области Узбекистана. В 1999 году он переизбирался в Олий Мажлис второго созыва от Джизакской области, и сохранял мандат до 2004 года. В 2001 году Мирзиёев стал хокимом Самаркандской области Узбекистана. Занимал этот пост в течение двух лет до перехода на работу в правительство.

ekb.dk.ru

В двух словах. Кто стал новым президентом Узбекистана

Главред портала «Фергана.ру» Даниил Кислов рассказал Sobesednik.ru всё самое важное о новом лидере Узбекистана.

4 декабря в Узбекистане прошли президентские выборы. Новым главой государства стал 59-летний премьер-министр республики — за него проголосовали 88,6% избирателей.

– Шавкат Мирзиёев.

Имя новоизбранного лидера Узбекистана произносится именно так, хотя в России его часто именуют Мирзияевым.

Что это за человек и чего от него ждать? Об этом Sobesednik.ru рассказал Даниил Кислов – главный редактор портала «Фергана.ру», первым сообщившего ранее о смерти экс-президента Узбекистана Ислама Каримова:

– Мирзиёев – это человек, который уже 15 лет находится в высших эшелонах власти. 15 лет назад он был губернатором Джизакской области Узбекистана, а с 2003 года он премьер-министр и правая рука покойного президента Каримова. После президента Каримова это был самый влиятельный человек, обладающий конкретной властью. Он руководил экономическим сектором, он хозяйственник и менеджер. Это человек, который плоть от плоти режима Каримова и который, конечно, не будет устраивать разоблачения [режима Каримова] и свой «XX съезд», а в большей части будет проводить ту же политику, что проводил Каримов.

Но это человек, который понимает, что в каримовскую эпоху накопилось много проблем, много всего нужно менять. В обществе есть большая надежда, что какие-то позитивные перемены в политике и экономике Узбекистана могут произойти – такой отход от авторитарного государственного управления, понижение уровня политических репрессий, – говорит Кислов.

/

– Если говорить о той системе политического управления, которую построил Каримов и на которую он опирался, то она остаётся. Это последнее, что будет меняться, – уверен журналист. – Это очень серьёзная система. Она является на самом деле президентом: могут поменяться люди, но система, основанная на Службе национальной безопасности (аналог ФСБ), которая проникла во все поры общества, живёт, эффективно работает и будет дальше жить.

«Экономические послабления», по словам Кислова, необходимы, и в Узбекистане ожидают «большей открытости миру, причём не только России, но и Западу»:

– В Узбекистане очень хотят налаживать отношения, которые были утрачены Каримовым, с Европой и Америкой. Поэтому Мирзиёев выпустил узбекского Нельсона Манделу, который отсидел 23 года и был политическим заключённым, – Самандара Куканова, депутата парламента, личного врага Каримова. Тот сразу выступил и призвал голосовать за Мирзиёева.

С точки зрения высшего руководства России отношения РФ и Узбекистана имеют потенцию улучшаться, – уверен Кислов. – Мирзиёев во многом пророссийский человек, нацеленный на сотрудничество со всем окружающим миром. Каримов был изоляционист и консерватор, Мирзиёев уже показывает, что он гораздо более мобильный и более договороспособный. Один из ярких признаков того, что отношения с Россией будут хорошими, – это то, что [глава Минобороны РФ Сергей] Шойгу и министр обороны Узбекистана на днях подписали договор о военно-техническом сотрудничестве, который уже много лет лежал под спудом, потому что Каримов отказывался его подписывать. Это очень серьёзный признак, – заключил Даниил Кислов в разговоре с Sobesednik.ru.

sobesednik.ru

Кто крайний в президенты Узбекистана?

Весной этого года СМИ фактически «похоронили» 75-летнего президента Узбекистана Ислама Каримова, объявив о том, что он якобы перенес инфаркт и находится в предсмертном состоянии. Распространению подобных слухов способствовало и то, что узбекский лидер долгое время не появлялся на публике.

Позже президент «воскрес», однако поток прогнозов и предположений по поводу того, кто сменит Каримова, занимающего свою должность с 1990 года, было уже не остановить. Все последние месяцы Узбекистан живет в ожидании неизбежных и, возможно, весьма радикальных перемен. Очевидно, что борьба за место преемника входит в решающую стадию.

Специфика современного Узбекистана состоит в том, что из-за системы тотального контроля над СМИ (включая и иностранные) из страны приходит крайне мало объективной информации, которая позволяла бы делать корректные прогнозы о реальном развитии политической ситуации. По оценке российского информационного агентства «Ostkraft», имеющего собственные источники в Ташкенте, с конца 2012 года борьба между потенциальными преемниками Каримова приобрела характер информационных войн, причем с упором на зарубежное общественное мнение.

И первый удар вполне ожидаемо был нанесен по старшей дочери Ислама Каримова Гульнаре (или, как принято называть ее в Узбекистане, Гугуше — по ее сценическому псевдониму). Формальным поводом стала атака структур, контролируемых Гугушей, на узбекскую «дочку» МТС «Уздунробиту». По факту произошел рейдерский захват этой компании, после чего Каримова была подана российскому и западному общественному мнению (и весьма успешно) как олицетворение узбекской провластной коррупции.

Шум в прессе вокруг деятельности президентской дочки был поднят изрядный, и во многом из-за него в Узбекистане была сорвана намеченная на 2013 год конституционная реформа. В Ташкенте планировали передать больше полномочий парламенту (нижнюю палату которого, по оценкам местных экспертов, должна была возглавить Гугуша) и правительству. В настоящий момент, как известно, реальными властными полномочиями в Узбекистане обладает только один человек — сам Ислам Каримов.

Ответ Гугуши не заставил себя долго ждать: удар был нанесен по одному из главных представителей ташкентского клана, первому вице-премьеру Рустаму Азимову. Его также неофициально рассматривают в качестве одного из возможных преемников Каримова.

В своих твитах и через контролируемые сайты Гугуша заявила, что состояние Азимова достигает 4 миллиардов долларов. Помимо этого, Гульнаре Каримовой удалось убедить отца начать атаку на подконтрольные Рустаму Азимову банки, прежде всего банк «Ипак Йули». После разговора Каримова с Азимовым тотальную проверку банков первого вице-премьера прекратили, но позиции Азимова как возможного преемника были серьезно подорваны.

Между тем, по оценкам экспертов из Узбекистана, открытое столкновение между Гугушей и Рустамом Азимовым было спровоцировано еще одним соискателем президентского поста — главой Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана Рустамом Иноятовым. Два года назад его называли в числе самых вероятных кандидатов в преемники Каримова. Но сейчас уже ясно, что самостоятельно Иноятов не сможет претендовать на высший пост в стране: в следующем году шефу СНБ исполнится уже 70 лет, к тому же он болен сахарным диабетом.

Однако это ни в коей мере не означает, что Рустам Иноятов не намерен участвовать в дележке власти после ухода нынешнего президента. Сейчас его основная задача — столкнуть друг с другом всех возможных кандидатов в преемники, чтобы удержать под своим контролем процесс передачи власти.

При этом Иноятов, рассчитывая заручиться поддержкой Москвы, пытается предстать в образе «пророссийского политика», который сможет обеспечить интересы Кремля в посткаримовском Узбекистане. Но если проанализировать предыдущие инициативы шефа СНБ, можно прийти к выводу, что, апеллируя к российскому руководству, Иноятов, мягко говоря, лукавит. В нынешнем руководстве Узбекистана именно глава спецслужбы занимает наиболее жесткие антироссийские позиции: он не только изгнал из СНБ всех сотрудников, в той или иной мере симпатизирующих России, но и устроил показательный процесс по поиску «российских агентов» в министерстве обороны. А в 2012 году именно Рустам Иноятов был ответственным за проведение учений силовых ведомств Узбекистана по отражению «российской агрессии».

В то же время Иноятов через аппарат СНБ и свои контакты в российских властных структурах отслеживает любую активность потенциальных кандидатов в преемники Каримова в Москве. Еще одна любопытная деталь: западные аналитики не раз обращали внимание на тот факт, что резкий рост активности исламистских группировок в Узбекистане («Хизб-ут-Тахрир», Исламского движения Узбекистана) происходил в те моменты, когда Иноятов добивался для себя новых полномочий и средств. В этой связи все чаще говорят о том, что глава СНБ может использовать «карманных исламистов» как повод для введения чрезвычайного положения, если передача власти от Каримова пойдет не по сценарию Иноятова.

Наконец, теоретически существует еще один кандидат в преемники — нынешний премьер Узбекистана Шавкат Мирзияев. Теоретически — так как для того, чтобы у «верного Шавката» не появилось президентских амбиций, Ислам Каримов сделал все возможное. Так, Мирзияев лишен возможности напрямую общаться с силовиками (это прерогатива непосредственно Каримова), уже упоминавшийся первый вице-премьер Рустам Азимов по факту проводит отдельную политику, всем государственным СМИ Узбекистана даны указания позиционировать Мирзияева как «чистого хозяйственника». В связи с этим крайне ограничена и международная активность Мирзияева.

Кроме того, через систему осведомителей Каримов имеет практически полную информацию о финансовых злоупотреблениях премьера, что позволяет ему не просто в любой момент отстранить Мирзияева от должности, но и возбудить против него уголовное дело. Пока же «верный Шавкат» нужен Каримову как управленец, который способен более или менее эффективно решать оперативные вопросы и может выступить в качестве некоего громоотвода в условиях все ухудшающейся экономической ситуации в Узбекистане. Поэтому крайне маловероятно, что Каримов захочет видеть преемником именно Мирзияева, который в силу своего крутого нрава пользуется в народе весьма дурной славой.

Если говорить о процессе передачи власти в Узбекистане в целом, то начало операции «преемник» будет зависеть в первую очередь от двух факторов: состояния здоровья Ислама Каримова и экономической ситуации в Узбекистане, включая колебание цен на продукты, способное спровоцировать социальный взрыв. Пока же все потенциальные кандидаты в преемники Каримова заняли выжидательную позицию и надеются на фальстарт конкурентов. Баланс сил кандидатов, в свою очередь, будет напрямую зависеть от количества наличности, в связи с чем сейчас в стране идет массовая распродажа собственности и острая борьба за средства государственного бюджета.

Но даже состарившийся и, видимо, серьезно больной Ислам Каримов остается мастером политической интриги и готов смешать карты претендентов в любой момент. Когда нужное время так или иначе настанет, вполне возможно повторение уже известного сценария: преемник Каримова выйдет из политической тени — так же, как это произошло в 2006 году в Туркмении, когда на смену, казалось бы, вечному Сапармурату Ниязову пришел никому неизвестный Гурбангулы Бердымухамедов.

Иннокентий Адясов,

специально для «Ленты.ру»

Источник: http://lenta.ru

 

milli-firka.org

Президент Узбекистана — Википедия

Президент Республики Узбекистан — должность главы государства, установленная Конституцией Республики Узбекистан.

С момента учреждения должности 24 марта 1990 года[уточнить], президентом Узбекистана является Каримов Ислам Абдуганиевич.

Конституционный статус[править]

Президент Республики Узбекистан является главой государстваУзбекистан. Высшее должностное лицо и Верховный главнокомандующий Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Его полномочия определяются специальным разделом конституции Республики Узбекистан.

Президент Республики Узбекистан:

  • выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан;
  • принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства;
  • представляет Республику Узбекистан внутри страны и в международных отношениях;
  • ведёт переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических и иных представителей;
  • представляет сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры для назначения дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах;
  • имеет право обращаться в Олий Мажлис Республики Узбекистан по важнейшим вопросам реализации внутренней и внешней политики страны;
  • формирует аппарат исполнительной власти и руководит им; обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики; образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
  • представляет сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру для избрания на должность Председателя сената;
  • представляет для рассмотрения и утверждения палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру Премьер-министра Республики Узбекистан;
  • утверждает по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан членов Кабинета Министров Республики Узбекистан;
  • назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей с последующим утверждением их сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
  • представляет сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры на должности председателя и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;
  • назначает и освобождает от должности судей областных, межрайонных, районных, городских, военных и хозяйственных судов;
  • назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента с последующим утверждением их соответствующими Кенгашами народных депутатов. Президент вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима;
  • приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики, а также хокимов;
  • подписывает и обнародует законы Республики Узбекистан; вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис Республики Узбекистан для повторного обсуждения и голосования;
  • объявляет состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения Договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и в течение трёх суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
  • в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан и в течение трёх суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Условия и порядок введения чрезвычайного положения регулируются законом;
  • является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Узбекистан, назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания;
  • награждает орденами, медалями и грамотой Республики Узбекистан, присваивает квалификационные и почётные звания Республики Узбекистан;
  • решает вопросы гражданства Республики Узбекистан и предоставления политического убежища;
  • вносит в сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан представления о принятии актов об амнистии и осуществляет помилование лиц, осужденных судами Республики Узбекистан;
  • формирует Службу национальной безопасности Республики Узбекистан. Назначает и освобождает от должности председателя Службы национальной безопасности с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Узбекистан.

Президент не вправе передавать исполнение своих полномочий государственным органам или должностным лицам.

Порядок избрания и вступления в должность[править]

Требования к кандидатам в Президенты[править]

Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд.

Не подлежат регистрации кандидатами в Президенты Республики Узбекистан:

  • граждане, ранее судимые за умышленные преступления;
  • граждане, преследуемые законом в связи с возбуждением в отношении них уголовного дела;
  • профессиональные служители религиозных организаций и объединений.

Право на выдвижение кандидатов в Президенты[править]

Право на выдвижение кандидата в Президенты Республики Узбекистан имеют политические партии и непосредственно граждане. Политическая партия может выдвигать кандидата в Президенты Республики Узбекистан при условии, что она зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее, чем за шесть месяцев до дня объявления о начале избирательной кампании. Каждый гражданин или группа граждан, обладающие избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее трехсот избирателей для выдвижения кандидата в Президенты Республики Узбекистан.

Порядок выдвижения[править]

Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан начинается за шестьдесят пять дней до выборов и заканчивается за сорок пять дней до выборов. Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан осуществляется высшими органами политических партий, собранием инициативной группы избирателей. Высший орган политической партии, инициативна группа избирателей может выдвинуть одного кандидата в Президенты Республики Узбекистан.

Политическая партия правомочна выдвинуть кандидата в Президенты Республики Узбекистан только из числа членов своей партии или беспартийного, а инициативная группа избирателей вправе выдвинуть кандидата в Президенты Республики Узбекистан при условии, если он не является членом той или иной политической партии. Кандидат может дать согласие баллотироваться только от одной инициативной группы избирателей.

Избрание президента[править]

Президент Республики Узбекистан избирается гражданами страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет. Сенатом Узбекистана 5 декабря 2011 года принят Закон «О поправках в статью 90 Конституции Республики Узбекистан», предусматривающий сокращение полномочий Президента Республики Узбекистан с семи до пяти лет.[1]

Выборы Президента Республики Узбекистан проводятся в год истечения конституционного срока их полномочий — в первое воскресенье третьей декады декабря. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие восемнадцати лет.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Республики Узбекистан, производятся за счет государственных средств Республики Узбекистан. Финансирование и иная материальная поддержка кандидатов в президенты Республики Узбекистан за счет других средств запрещается. Политические партии, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и граждане Республики Узбекистан могут добровольно передавать свои средства для проведения выборов. Эти средства принимаются Центральной избирательной комиссией для их использования в ходе избирательной кампании.

Порядок вступления в должность[править]

Президент Республики Узбекистан вступает в должность с момента принесения присяги на заседании Олий Мажлиса не позднее двух месяцев со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов Президента Республики Узбекистан.

Торжественно клянусь верно служить народу Узбекистана, строго следовать Конституции и законам республики, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на Президента Республики Узбекистан обязанности

Содержание присяги Президента Республики Узбекистан

Действующий Президент Республики Узбекистан исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента Республики Узбекистан.

Порядок замещения должности[править]

Если Президент Республики Узбекистан по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, образуемой совместным решением палат, не может исполнять свои обязанности, в десятидневный срок на чрезвычайном совместном заседании палат Олий Мажлиса из числа депутатов, сенаторов на срок до трех месяцев избирается временно исполняющий обязанности Президента Республики Узбекистан. В этом случае в трехмесячный срок должны быть проведены всенародные выборы Президента Республики Узбекистан.

Резиденция Президента Узбекистана — Аксарай в Ташкенте. Загородная резиденция — Дурмень (расположена в Кибрайском районе Ташкентской области).

Обеспечение деятельности президента[править]

Президенту Узбекистана:

  • Полагается медицинское и санаторно-курортное обеспечение.
  • Предусматриваются резиденции в городе Ташкенте и Ташкентской области.
  • Обеспечивается всеми видами связи.
  • Предоставляется автотранспорт специального назначения, а также специально оборудованные самолет и вертолет для осуществления поездок внутри страны и за границу. Право пользования служебным автотранспортом предоставляется также членам семьи Президента Республики Узбекистан.
  • Предоставляются бесплатное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, а также членам его семьи, проживающим совместно с ним.

Статус экс президента[править]

Президент, ушедший в отставку по истечении своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Сената (верхняя палата законодательного органа Олий Мажлис).

Экс-президент Узбекистана обладает неприкосновенностью и иммунитетом в течение всей его жизни, не может быть привлечен к уголовной или иной ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий главы государства.

Экс-президент Узбекистана также не может подвергаться задержанию, допросу, обыску или личному досмотру. Кроме того, на период всей жизни экс-президента и членам его семьи предоставляется государственная охрана в местах постоянного или временного пребывания.

Государственная охрана и обеспечение безопасности экс-Президента Республики Узбекистан возлагаются на Службу национальной безопасности.

Президенту Республики Узбекистан предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью тридцать шесть рабочих дней также он независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 70 процентов месячного должностного оклада действующего Президента Республики Узбекистан. Жизнь и здоровье экс-Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств государственного бюджета на сумму, равную годовому должностному окладу действующего Президента Республики Узбекистан. Вдова экс-Президента вправе получать пенсию по случаю потери кормильца независимо от наличия у неё других источников средств к существованию.

Экс-Президенту за счет государства передается в собственность служебная квартира (жилье) и загородная резиденция в Ташкентской области с соответствующим обслуживанием и охраной (расположенная в урочище Кайнарсай Ташкентской области). Также экс-Президент имеет право бесплатно пользоваться на территории Республики Узбекистан специальной, правительственной и другими видами связи, которыми располагают государственные органы. Помимо этого предоставляется за счет государства персональный автомобиль с двумя водителями, служебное транспортное обслуживание. Право на пользование служебным транспортом имеют также члены семьи экс-Президента Республики Узбекистан, проживающие совместно с ним или сопровождающие его. Экс-Президенту и членам его семьи пожизненно сохраняются льготы и привилегии по медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению, которые они имели на день прекращения исполнения конституционных полномочий Президента.

Список президентов УзССР и Узбекистана[править]

Примечание:

1) Ислам Абдуганиевич Каримов находится во главе Узбекистана с 23 июня 1989 года, когда был избран первым секретарём ЦК Компартии Узбекской ССР.

www.wikiznanie.ru

Президент Узбекистана — Википедия

Президент Республики Узбекистан — должность главы государства, установленная Конституцией Республики Узбекистан.

С момента учреждения должности 24 марта 1990 года[уточнить], президентом Узбекистана является Каримов Ислам Абдуганиевич.

Конституционный статус[править]

Президент Республики Узбекистан является главой государстваУзбекистан. Высшее должностное лицо и Верховный главнокомандующий Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Его полномочия определяются специальным разделом конституции Республики Узбекистан.

Президент Республики Узбекистан:

  • выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан;
  • принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства;
  • представляет Республику Узбекистан внутри страны и в международных отношениях;
  • ведёт переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических и иных представителей;
  • представляет сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры для назначения дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах;
  • имеет право обращаться в Олий Мажлис Республики Узбекистан по важнейшим вопросам реализации внутренней и внешней политики страны;
  • формирует аппарат исполнительной власти и руководит им; обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики; образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
  • представляет сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру для избрания на должность Председателя сената;
  • представляет для рассмотрения и утверждения палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру Премьер-министра Республики Узбекистан;
  • утверждает по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан членов Кабинета Министров Республики Узбекистан;
  • назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей с последующим утверждением их сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
  • представляет сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры на должности председателя и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;
  • назначает и освобождает от должности судей областных, межрайонных, районных, городских, военных и хозяйственных судов;
  • назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента с последующим утверждением их соответствующими Кенгашами народных депутатов. Президент вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима;
  • приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики, а также хокимов;
  • подписывает и обнародует законы Республики Узбекистан; вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис Республики Узбекистан для повторного обсуждения и голосования;
  • объявляет состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения Договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и в течение трёх суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
  • в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан и в течение трёх суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Условия и порядок введения чрезвычайного положения регулируются законом;
  • является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Узбекистан, назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания;
  • награждает орденами, медалями и грамотой Республики Узбекистан, присваивает квалификационные и почётные звания Республики Узбекистан;
  • решает вопросы гражданства Республики Узбекистан и предоставления политического убежища;
  • вносит в сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан представления о принятии актов об амнистии и осуществляет помилование лиц, осужденных судами Республики Узбекистан;
  • формирует Службу национальной безопасности Республики Узбекистан. Назначает и освобождает от должности председателя Службы национальной безопасности с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Узбекистан.

Президент не вправе передавать исполнение своих полномочий государственным органам или должностным лицам.

Порядок избрания и вступления в должность[править]

Требования к кандидатам в Президенты[править]

Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд.

Не подлежат регистрации кандидатами в Президенты Республики Узбекистан:

  • граждане, ранее судимые за умышленные преступления;
  • граждане, преследуемые законом в связи с возбуждением в отношении них уголовного дела;
  • профессиональные служители религиозных организаций и объединений.

Право на выдвижение кандидатов в Президенты[править]

Право на выдвижение кандидата в Президенты Республики Узбекистан имеют политические партии и непосредственно граждане. Политическая партия может выдвигать кандидата в Президенты Республики Узбекистан при условии, что она зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее, чем за шесть месяцев до дня объявления о начале избирательной кампании. Каждый гражданин или группа граждан, обладающие избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее трехсот избирателей для выдвижения кандидата в Президенты Республики Узбекистан.

Порядок выдвижения[править]

Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан начинается за шестьдесят пять дней до выборов и заканчивается за сорок пять дней до выборов. Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан осуществляется высшими органами политических партий, собранием инициативной группы избирателей. Высший орган политической партии, инициативна группа избирателей может выдвинуть одного кандидата в Президенты Республики Узбекистан.

Политическая партия правомочна выдвинуть кандидата в Президенты Республики Узбекистан только из числа членов своей партии или беспартийного, а инициативная группа избирателей вправе выдвинуть кандидата в Президенты Республики Узбекистан при условии, если он не является членом той или иной политической партии. Кандидат может дать согласие баллотироваться только от одной инициативной группы избирателей.

Избрание президента[править]

Президент Республики Узбекистан избирается гражданами страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет. Сенатом Узбекистана 5 декабря 2011 года принят Закон «О поправках в статью 90 Конституции Республики Узбекистан», предусматривающий сокращение полномочий Президента Республики Узбекистан с семи до пяти лет.[1]

Выборы Президента Республики Узбекистан проводятся в год истечения конституционного срока их полномочий — в первое воскресенье третьей декады декабря. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие восемнадцати лет.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Республики Узбекистан, производятся за счет государственных средств Республики Узбекистан. Финансирование и иная материальная поддержка кандидатов в президенты Республики Узбекистан за счет других средств запрещается. Политические партии, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и граждане Республики Узбекистан могут добровольно передавать свои средства для проведения выборов. Эти средства принимаются Центральной избирательной комиссией для их использования в ходе избирательной кампании.

Порядок вступления в должность[править]

Президент Республики Узбекистан вступает в должность с момента принесения присяги на заседании Олий Мажлиса не позднее двух месяцев со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов Президента Республики Узбекистан.

Торжественно клянусь верно служить народу Узбекистана, строго следовать Конституции и законам республики, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на Президента Республики Узбекистан обязанности

Содержание присяги Президента Республики Узбекистан

Действующий Президент Республики Узбекистан исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента Республики Узбекистан.

Порядок замещения должности[править]

Если Президент Республики Узбекистан по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, образуемой совместным решением палат, не может исполнять свои обязанности, в десятидневный срок на чрезвычайном совместном заседании палат Олий Мажлиса из числа депутатов, сенаторов на срок до трех месяцев избирается временно исполняющий обязанности Президента Республики Узбекистан. В этом случае в трехмесячный срок должны быть проведены всенародные выборы Президента Республики Узбекистан.

Резиденция Президента Узбекистана — Аксарай в Ташкенте. Загородная резиденция — Дурмень (расположена в Кибрайском районе Ташкентской области).

Обеспечение деятельности президента[править]

Президенту Узбекистана:

  • Полагается медицинское и санаторно-курортное обеспечение.
  • Предусматриваются резиденции в городе Ташкенте и Ташкентской области.
  • Обеспечивается всеми видами связи.
  • Предоставляется автотранспорт специального назначения, а также специально оборудованные самолет и вертолет для осуществления поездок внутри страны и за границу. Право пользования служебным автотранспортом предоставляется также членам семьи Президента Республики Узбекистан.
  • Предоставляются бесплатное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, а также членам его семьи, проживающим совместно с ним.

Статус экс президента[править]

Президент, ушедший в отставку по истечении своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Сената (верхняя палата законодательного органа Олий Мажлис).

Экс-президент Узбекистана обладает неприкосновенностью и иммунитетом в течение всей его жизни, не может быть привлечен к уголовной или иной ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий главы государства.

Экс-президент Узбекистана также не может подвергаться задержанию, допросу, обыску или личному досмотру. Кроме того, на период всей жизни экс-президента и членам его семьи предоставляется государственная охрана в местах постоянного или временного пребывания.

Государственная охрана и обеспечение безопасности экс-Президента Республики Узбекистан возлагаются на Службу национальной безопасности.

Президенту Республики Узбекистан предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью тридцать шесть рабочих дней также он независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 70 процентов месячного должностного оклада действующего Президента Республики Узбекистан. Жизнь и здоровье экс-Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств государственного бюджета на сумму, равную годовому должностному окладу действующего Президента Республики Узбекистан. Вдова экс-Президента вправе получать пенсию по случаю потери кормильца независимо от наличия у неё других источников средств к существованию.

Экс-Президенту за счет государства передается в собственность служебная квартира (жилье) и загородная резиденция в Ташкентской области с соответствующим обслуживанием и охраной (расположенная в урочище Кайнарсай Ташкентской области). Также экс-Президент имеет право бесплатно пользоваться на территории Республики Узбекистан специальной, правительственной и другими видами связи, которыми располагают государственные органы. Помимо этого предоставляется за счет государства персональный автомобиль с двумя водителями, служебное транспортное обслуживание. Право на пользование служебным транспортом имеют также члены семьи экс-Президента Республики Узбекистан, проживающие совместно с ним или сопровождающие его. Экс-Президенту и членам его семьи пожизненно сохраняются льготы и привилегии по медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению, которые они имели на день прекращения исполнения конституционных полномочий Президента.

Список президентов УзССР и Узбекистана[править]

Примечание:

1) Ислам Абдуганиевич Каримов находится во главе Узбекистана с 23 июня 1989 года, когда был избран первым секретарём ЦК Компартии Узбекской ССР.

www.wiki-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *