5. Международные кризисы в период «Холодной войны»

Берлинский кризис 1948 – 1949 гг.

Наступательный характер американской политики к середине 1948 г. продолжал нарастать. США не опасались реакций Москвы, полагая, что И.В.Сталин скован пониманием ядерного превосходства Вашингтона и сосредоточен на консолидации своих позиций в Восточной Европе. Признаков агрессивности вне этой зоны СССР не обнаруживал. Американские эксперты считали, что собственную атомную бомбу Советский Союз сможет создать только к середине 50-годов. Кроме того, было известно, что у СССР не было стратегических бомбардировщиков, радиус действий которых позволял бы достигать территории США и возвращаться обратно. Военные аналитики СНБ США указывали и на отсутствие в Советском Союзе аэродромов, способных принимать тяжелые боевые машины необходимого класса, и нехватку высокооктановых бензинов для их заправки. В общем, военная готовность СССР к конфликту с Западом оценивалась низко.

Денежная реформа 18 июня 1948 г. в западных зонах предполагала введение в них новых денежных знаков и последующее их распространение в Западном Берлине, хотя юридически последний, находясь в центре советской зоны оккупации, в финансово-экономическом смысле являлся ее частью, то есть имел общие с ней источники снабжения, транспортные коммуникации и т.д. Меры западных держав вызвали наплыв в советскую зону обесцененных старых денежных знаков, которые продолжали иметь хождение в Восточной Германии. Это вызвало угрозу экономического хаоса на востоке, и Москва прореагировала на ситуацию резко. 24 июня 1948 г. Советский Союз ввел запрет на передвижение и перевоз товаров из западных зон в восточную. Одновременно были прекращены и поставки из советской оккупационной зоны в западные секторы Берлина. Западная часть города оказалась отрезанной от источников снабжения в советской оккупационной зоне и лишилась возможности получать товары по суше из западных. Эта ситуация получила в литературе название «блокады Западного Берлина».

Сохранение такого положения означало экономическое удушение и гражданского населения города, и дислоцированных там служащих вооруженных сил США, Британии и Франции. В ответ на советские меры США и Великобритания, используя имеющийся в Западном Берлине аэродром, организовали воздушный мост между западными оккупационными зонами и Западным Берлином, по которому силами военно-транспортной авиации в город стало доставляться все необходимое для обеспечения его жизнедеятельности. Западные военные самолеты нарушали воздушное пространство над советской оккупационной зоной и пролетали над расположением советских частей на восточногерманской территории. Все сопровождалось жесткой риторикой и взаимными угрозами, которыми обменивались Москва и Вашингтон. Ни СССР, ни США не были готовы воевать. Но война могла начаться случайно, если бы один из самолетов оказался сбит, упал на какой-то из советских военных объектов и т.п. Вероятность столкновения была высока, обе державы 

балансировали на грани войны.

Описанная ситуация в литературе называется берлинским кризисом, под которым понимается резкое обострение международно-политической ситуации из-за обстановки вокруг города, при котором стала расти вероятность военного столкновения Советского Союза с западными державами. Берлинский кризис по счастью не перерос в войну. Западные державы получили возможность осуществлять поставки по воздуху беспрепятственно, СССР не пытался сбивать самолеты или иным образом препятствовать их навигации. Пик кризиса продолжался с 24 июня по 30 августа 1948 г. После переговоров послов четырех держав в Москве было достигнуто частичное соглашение о мерах для урегулирования ситуации. Оно не было выполнено, и ситуация оставалась напряженной. Но было уже ясно, что она по-своему устойчива и противостоящие стороны не стремятся к эскалации. Конфронтация вокруг Берлина по нисходящей продолжалась до 23 мая 1949 г. (VI сессия СМИД в Париже), после чего СССР отменил ограничения на транспортировку грузов с запада и ситуация нормализовалась.

В западных столицах события вокруг Берлина были оценены как поражение сталинской дипломатии и признак слабости Советского Союза. В Вашингтоне победа казалось полной. Г.Трумэн окончательно уверился в правильности наступательной линии и стал форсировать решение вопроса о прекращении режима оккупации в Западной Германии и о создании отдельного западногерманского государства. В ноябре 1948 г. Г.Трумэну предстояло пройти через президентские выборы. Берлинская ситуация дала ему серьезный козырь.

В Москве случившееся вызвало большое раздражение И.В.Сталина, который предпочел найти виноватых. В 1949 г. В.М.Молотов был удален с поста министра иностранных дел. Его место занял А.Я.Вышинский.

Берлинский кризис 1961 года

После того как Советский Союз фактически передал свою часть Берлина ГДР, западный сектор по-прежнему оставался под властью оккупационных войск США, Англии и Франции. С точки зрения СССР эта ситуация ставила под сомнение государственную самостоятельность ГДР и тормозила вхождение Восточной Германии в международное правовое пространство.[1]

В связи с этим СССР потребовал окончания четырёхдержавного управления Берлина и превращение Западного Берлина в демилитаризированный свободный город. В противном случае, согласно ультиматуму, Советский Союз был намерен передать контроль доступа к городу властям ГДР и заключить с ней сепаратный мирный договор.

Удовлетворение этого требования привело бы в перспективе к присоединению Западного Берлина к ГДР. США и Франция отвергали советские требования, в то время как правительство Великобритании возглавляемое Гарольдом Макмилланом было готово к компромиссу. После безуспешных переговоров с США в Кемп-Дэвиде 1959 и в Вене 1961 Советский Союз отказался от своего ультиматума, но поощрял руководство ГДР к усилению контроля за границей между Восточным и Западным Берлином и в конце концов к строительству Берлинской стены.

Германский вопрос продолжал оставаться камнем преткновения в отношениях между СССР и странами Запада. В этот период он сводился в основном к проблеме статуса Западного Берлина. В феврале 1958 г. Хрущёв предложил созвать конференцию «четырёх великих держав» и пересмотреть статус Западного Берлина, объявив его демилитаризованным вольным городом. После отрицательной реакции Запада он согласился отодвинуть сроки и в сентябре 1959 г. во время визита в США добился принципиальной договорённости с Эйзенхауэром о созыве такой конференции в Париже в мае 1960 г. Однако конференция оказалась сорвана из-за того, что 1 мая 1960 г. над СССР был сбит американский самолёт-разведчик

17 апреля 1961 г. Хрущёв выдвинул новый ультиматум по берлинскому вопросу, объявив, что СССР ещё до конца года заключит мирный договор с ГДР и передаст ей всю полноту власти над восточной частью Берлина. В развитии этой идеи Политический Консультативный Комитет ОВД 5 августа 1961 г. призвал ГДР принять меры против «подрывной деятельности» Западного Берлина.

25 июля 1961 г. президент Кеннеди в своем выступлении перечислил ряд мер по повышению боеспособности американских вооруженных сил, а 28 июля выступил с заявлением, подтверждавшим решимость США защищать Западный Берлин. 3 августа Конгресс США одобрил выделение дополнительных средств на закупку вооружений и призыв 250 тыс. резервистов. 16 августа 113 частей Национальной гвардии США и резерва были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

Уровень жизни в Западном Берлине не шёл ни в какое сравнение с социалистической частью города, эмиграция из Восточного Берлина усиливалась. 12 августа было запрещено свободное перемещение между Западным и Восточным Берлином. Немецкие коммунисты действовали решительно: по тревоге были мобилизованы все рядовые члены партии, которые создали живое оцепление вдоль границы Восточного и Западного Берлина. Они стояли до тех пор, пока весь Западный Берлин не был окружён бетонной стеной с контрольно-пропускными пунктами. Это было нарушение Потсдамского соглашения, предусматривавшего свободное передвижение по городу.

Начались переговоры между Хрущевым и авторитетными западными политиками (Дж. Кенанном, Д. Раском и др.) для того, чтобы заключить неформальное соглашение по Западному Берлину.

24 августа в ответ на возведение стены вдоль неё было развернуто около тысячи американских военнослужащих, поддерживаемых танками. 29 августа советское правительство объявило о временной задержке увольнения в запас из советских Вооруженных Сил.

12 сентября Ф. Козлов, выступая в Пхеньяне, заявил о том, что срок ультиматума для подписания мирного договора с ГДР продлен. На следующий день два советских истребителя произвели предупредительные выстрелы по двум американским транспортным самолетам, летевшим в Западный Берлин.

17 октября в докладе на XXII съезде КПСС Хрущев заявил о том, что ультимативный срок для подписания сепаратного мирного договора с ГДР (31 декабря) не так уж важен, если Запад продемонстрирует реальную готовность разрешить берлинский вопрос.

В сентябре — октябре 1961 г. американская военная группировка в ФРГ была увеличена на 40 тыс. человек и был проведен целый ряд учений.

26–27 октября в Берлине возник конфликт, известный как «инцидент у КПП «Чарли»». Советская разведка донесла Хрущеву о готовившейся американской попытке снести пограничные заграждения на Фридрихштрассе. К КПП «Чарли» прибыли три американских джипа с военными и гражданскими лицами, за ними шли мощные бульдозеры и 10 танков. В ответ на Фридрихштрассе прибыла 7-я танковая рота капитана Войтченко 3-го батальона 68-го советского гвардейского танкового полка. Советские и американские танки стояли друг против друга всю ночь. Советские танки были отведены утром 28 октября. После этого были отведены и американские танки. Это означало окончание Берлинского кризиса.

Карибский кризис 1962

Кризис возник в обстановке конфронтации из-за строительства Берлинской стены. Непосредственной причиной кризиса явилось тайное размещение на Кубе советских ракет с ядерными боеголовками. Операция проводилась скрытно, по личному указанию Н. С. Хрущева и с согласия Ф. Кастро. Хрущев, вероятно, желал таким образом уравновесить ядерное превосходство США, как численное (по оценкам министра обороны в правительстве Дж. Кеннеди примерно 17-кратное), так и тактическое (американские ракеты были размещены в то время в непосредственной близости от границ СССР — в Турции). Важную роль играло стремление советского лидера защитить от возможного американского нападения Кубу, в апреле 1961 отразившую высадку десанта на Плайя — Хирон. Очевидно, этот рискованный шаг во многом объясняется импульсивным и непредсказуемым характером Н. С. Хрущева, его декларируемым стремлением к соревнованию с США, готовностью пренебречь безопасностью своего и чужого народов ради «торжества социализма» в Западном полушарии. Решение о размещении ракет было принято летом 1962 во время визита на Кубу советской делегации, в состав которой входил под вымышленной фамилией маршал С. С. Бирюзов. Наличие ракет, категорически отрицавшееся Хрущевым в сентябрьском личном послании Кеннеди и А. А. Громыко при аудиенции у Кеннеди 18 октября, было неопровержимо установлено разведывательными органами США с помощью аэрофотосъемки. 22 октября президент Кеннеди выступил по телевидению и объявил о начале военно-морской блокады Кубы, куда отныне не допускались советские корабли. В Совете Безопасности ООН, в который обратились с запросами СССР, Куба и США, были проведены слушания. 23 октября Советское правительство выступило с заявлением, осуждающим действия США как агрессивные. Обе стороны обсуждали варианты нападения. Однако президент Кеннеди не пошел на поводу у амбиций военных и взял на себя инициативу в личных переговорах с Н. С. Хрущевым по прямой телефонной связи между Москвой и Вашингтоном.

Уже 28 октября Хрущев в послании к Кеннеди, «чтобы успокоить американский народ», заявил о демонтаже ракет, не называя их прямо (факт размещения именно ракет отрицался в советской печати вплоть до объявленной М. С. Горбачевым «гласности»). По результатам проведенных негласно личных переговоров между лидерами, Соединенные Штаты согласились на демонтаж своих установок в Турции, а также отказались официально от каких-либо попыток сменить вооруженным путем режим Ф. Кастро.

studfiles.net

Первые конфликты и кризисы «холодной войны» — Студопедия.Нет

 

Тип урока: комбинированный;

Метод: лекция с элементами беседы;

Цель: раскрыть причины и последствия

«холодной войны», закрепить полученные

ранее знания, стимулировать

творческую активность студентов.

 

Межпредметные связи: обществознание, география.

ХОД УРОКА,

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания

— устный опрос

1. Какие основные изменения произошли в международных отношениях после войны?

2. Причины «холодной войны».

— исторический диктант

3. Изучение нового материала;

4. Закрепление нового материала и задание на дом.

ПЛАН

Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).

Берлинский кризис 1948 г.

Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».

Карибский кризис.

1. Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).4 апреля 1949 г. страны Запада сформировали военно-политическую организацию Североатлантического договора (НАТО). Её учредителями стали США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия , Дания, Исландия и Португалия. Договор о создании НАТО был дополнен договорами о взаимопомощи между её членами. В 1952 г к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ.

Ответом на вступление ФРГ в НАТО в 1955 г. стало создание Организации Варшавского договора, военно-политического союза СССР с дружественными ему странами Восточной Европы.

Возникновение в Европе двух противостоящих друг другу военно-политических союзов было не просто порождением борьбы СССР и США за мировое лидерство. Каждый из них отстаивал определённую модель миропорядка, образ жизни народов, связывая с их утверждением реализацию своих национально-государственных интересов.

Соперничество «двух лагерей» протекало в разных формах – идеологической, экономической. Но поскольку стороны не исключали возможности прямого военного столкновения, особое значение придавалось наращиванию военных сил.

2. Берлинский кризис 1948 г.После войны была достигнута договорённость, что Германия должна стать миролюбивым, демократическим государством. Однако в условиях , когда территория Германии и её столицы была поделена на зоны оккупации США, Великобритании, Франции, СССР –вопрос так и не нашёл решения. Поэтому на территории Германии началось формирование двух германских государств. В 1948 г. на территории Западной Германии была проведена валютная реформа. В ответ на это СССР закрыл границу между зонами оккупации, опасаясь потока в Восточную Германию обесцененной валюты. Западный Берлин оказался блокированным. Руководство СССР предполагало, что страны Запада пойдут на уступки в германском вопросе, но этого не произошло. Берлинский кризис заморозил вопрос о единой Германии более чем на 40 лет. В 1949 г. были созданы два германских государства ФРГ и ГДР, вошедшие соответственно в НАТО и ОВД.

3. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны.Второй конфликт произошёл в Азии. В 1949 г. гражданская война в Китае закончилась победой коммунистов. Остатки антикоммунистических сил под прикрытием ВМС США эвакуировались на остров Тайвань. В этих условиях коммунистический режим Северной Кореи предпринял попытку объединить страну, на юге которой у власти находился режим, ориентирующийся на союз с США. Дипломатия США воспользовалась тем, что СССР бойкотировал работу ООН, протестуя против непризнания Западом коммунистического правительства Китая. В отсутствие представителя СССР Совет Безопасности ООН признал Северную Корею агрессором. Это дало США и их союзникам правовое основание для посылки войск в Корею.

В войне 195-=1953 гг. силы США и их союзников вступили в прямое столкновение с войсками Китая, пришедшими на помощь Северной Корее. В воздушных боях произошла проба сил советской и американской авиации. Командование США рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. Но в конечном итоге фронт стабилизировался.

Аналогичная ситуация сложилась в Индокитае, где Франция , утратившая прямой контроль над Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей, стремилась сохранить у власти во Вьетнаме прозападный диктаторский режим. Национально –освободительным

силам, принявшим коммунистическую ориентацию, оказали помощь Китай и СССР. К 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться успеха.

4. Карибский кризис.Наиболее острым конфликтом был Карибский кризис 1962 г. Победа в 1959 г на Кубе революционного движения, возглавляемого Ф.Кастро, и выбор им курса на социалистическое развитие вызвали беспокойство США.

СССР разместил на территории Кубы ракеты средней дальности с ядерными боеголовками. Этот шаг (предпринятый втайне от мировой общественности), стал известен правительству США благодаря воздушной разведке. Ответные меры – введение морской блокады Кубы и подготовка к ударам по советским базам на острове поставили мир на грань ядерной войны.

Урегулирование конфликта стало возможным благодаря выдержке и здравомыслию Кеннеди и Хрущёва. Ракеты были вывезены с Кубы, США отменили блокаду.

Домашнее задание.

Заполнить таблицу в тетради для д/з.

 

 

Ответить на вопрос.

1. Почему осознание бесперспективности военного пути разрешения международных кризисов в середине 1950-х гг. не подтолкнуло СССР и США к отказу от политики «холодной войны»?

 

 

studopedia.net

Первые конфликты и кризисы «Холодной войны»

Лекция 3

Тема 1.2. Первые конфликты и кризисы «холодной войны».

  1. Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).

  2. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».

А)Высадка войск ООН в Корее.

Б) Перемирие и раскол Кореи.

Создание военного блока НАТО

После завершения Второй мировой войны выяснилось, что бывшие союзники СССР и США представляют себе принципы послевоенного политического устройства по-разному. Каждая из этих стран готова была бороться за военное и политическое влияние на страны Европы. Соперничество привело к тому, что СССР стал интенсивно поддерживать коммунистические партии в европейских государствах, а США, вместе с Бельгией, Великобританией, Данией, Исландией, Италией, Канадой, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Францией,

 4 апреля 1949 года в Вашингтоне создали Международную организацию по обороне — крупнейший в мире военно-политический блок, названный НАТО, которому подчинялись огромные военные силы этих стран.

Причины появления НАТО в первую очередь политические, а также экономические и социальные. Страны — участники таким образом стремились обеспечить совместную безопасность, оградить себя от возможной войны и ее последствий, противодействовать СССР, а позже всем странам Варшавского оговора.

Некоторые историки считают дату образования НАТО датой началом противостояния и противодействия двух сверхдержав — СССР и США, возникновению так называемой холодной войны.

За период существования к НАТО присоединились другие страны, особенно этому способствовал развал СССР. На сегодняшний день в состав блока входит 28 стран. Политика, проводимая Североатлантическим альянсом, в последнее время стала выходить за рамки зоны ответственности и географические границы (фактическое одобрение нападения Северной Кореи на Южную, участие в войне против Ирака, войнах на территории бывшей Югославии, в Афганистане и др.), по сути это напоминает претензии на мировое господство.

Создание НАТО углубило раскол мира и являлось шагом на пути перерастания конфронтации между двумя мировыми системами из идеологической и политической области в военную, что существенным образом обостряло международную напряженность.

Важнейшей формой противостояния двух великих держав и их союзников становится гонка вооружений. Обе стороны сделали ставку на военную силу как основу своей политики. Взрыв атомной бомбы над Хиросимой в августе 1945 г. положил начало гонки ядерных вооружений. Советский Союз форсирует создание собственного ядерного оружия. Остановить гонку ядерных вооружений в самом ее начале не удалось.

24 января 1946 г. первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН постановила учредить Комиссию ООН по атомной энергии и поручила ей разработать предложения об «исключении из национальных вооружений атомного оружия», и о «контроле над атомной энергией в объеме, необходимом для обеспечения использования ее только в мирных целях». Однако обеспечить выполнение возложенных на Комиссию задач оказалось невозможным. Представители США в Комиссии Б. Барух представил американский проект установления международного контроля над атомной энергией. Всем государствам мира запрещалось создавать национальную атомную промышленность и проводить научные исследования в этой области. Предлагалось учредить международный орган по атомной энергии с весьма широкими полномочиями и который находился бы вне контроля Совета Безопасности ООН. В этой международной организации Соединенным Штатом должно было принадлежать постоянное большинство.

«План Баруха» фактически закреплял монополию США на атомное оружие, открывал возможность для постоянного вмешательства во внутренние дела других стран и в конечном счете способствовал бы превращению США в мирового руководителя в области атомной науки и практической разработки атомной энергии.

В противовес американскому плану, Советский Союз предложил проект конвенции о запрещении производства и применения атомного оружия под строгим международным контролем, включая обязательство уничтожить существующие его запасы. США и поддерживающие их страны, отклонили советские предложения. В итоге СССР вынужден был форсировать создание собственного ядерного оружия. 29 августа 1949 г. полигоне в Семипалатинской области было проведено первое испытание советской атомной бомбы. Она поступила на вооружение Советской Армии в 1954 г. Тогда же, в сентябре 1954 г. Советский Союз провел крупное войсковое учение с реальным взрывом атомной бомбы на Тоцком полигоне в Оренбургской области.

Между сверхдержавами развернулась гонка ядерных вооружений и средств их доставки. В 1952 г. в США появилась водородная бомба. СССР ее создал в следующем 1953 году. С 1948 г. США начали строить межконтинентальные бомбардировщики, в СССР они появились в 1955 г. Используя большой технический задел, созданный немецкими специалистами в годы второй мировой войны, СССР и США развернули масштабные работы по созданию дальнобойных баллистических ракет.

Образование блока НАТО подстегнуло гонку вооружений. За пять лет, (в 1949—1953 гг). военные расходы членов организации возросли более чем в 3,5 раза, с 18,5 млрд долл. до 65 млрд. Советский Союз, сократив свою армию в 1945—1948 гг. с 11365 тыс. человек до 2874 тыс., с 1949 снова начал ее увеличивать и в начале 50х годов она достигла почти 6 млн человек. Прямые военные расходы СССР поглощали около 25 % годового бюджета страны — всего лишь в два раза меньше, чем в 1944 г. Крупные советские силы, находились в странах Восточной Европы и в случае войны могли быстро овладеть значительными территориями к западу от Эльбы, выйти к ЛаМаншу. НАТО приходилось считаться с такой возможностью.

Рост международной напряженности в конце 40х годов вызвало серьезную озабоченность самых известных людей планеты. В 1948 г. несколько сотен авторитетнейших ученых, писателей, художников, артистов из многих стран обратились к международной общественности с призывом организовать широкое движение в поддержку мира. Возникли национальные и международные организации сторонников мира. А в апреле 1949 г. одновременно в Париже и Праге (французское правительство не дало виз на въезд во Францию ряду участников движения) состоялся Первый Всемирный Конгресс сторонников мира, объединивший представителей 72 государств. Он завершился избранием Постоянного комитета во главе в выдающимся французским ученым-физиком Ф. Ж. Кюри. Советское правительство поддерживало это движение. Через три месяца в Москве была созвана Всесоюзная конференция сторонников мира и учрежден Советский комитет защиты мира.

В марте 1950 г. в Стокгольме Постоянный комитет Всемирного конгресса принял воззвание, требовавшее запрещения атомного оружия и осуждавшее его применение как преступление против человечества. В Советском Союзе Стокгольмское воззвание подписало все взрослое население — 115, 5 млн человек, а на планете — 503 млн Стремясь перевести общественную инициативу в плоскость официальной дипломатии, Советское правительство заявило о готовности сотрудничать с законодательными органами других государств в практической реализации предложений сторонников мира, а в марте 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира. Пропаганда войны объявлялось тягчайшим преступлением против человечества.

На Втором Конгрессе сторонников мира, проходившем в ноябре 1950 г. в Варшаве Постоянный комитет был преобразован во Всемирный совет мира (ВСМ).

Берлинская сессия ВСМ (февраль 1951 г.) приняла обращение о заключении Пакта мира между пятью великими державами. Под этим обращением было собрано 620 млн подписей. Движение сторонников мира являлось общественным движением. Вместе с тем, оно полностью совпадало с официальной внешнеполитической линией Советского Союза, и поэтому СССР оказывал движению постоянную помощь. Движение отражало мнение значительного числа жителей планеты и являлось заметным фактором международной жизни.

Адаптация НАТО к новым историческим реалиям

С концом холодной войны и распадом Варшавского договора в 1991 году роль НАТО в военных делах Европы стала неопределенной. Направление деятельности НАТО в Европе сместилось по направлению к  сотрудничеству  с Европейскими  организациями, как к примеру Организация по сохранности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с целью планировать политику 

   Также НАТО работает в направлении включения в  свой  состав  бывших государств-участников  Варшавского  договора  и  государств СНГ. С каждым годом организация планирует расширение с целью окружить Россию кольцом из собственных баз и диктовать свои условия, а  также скупать русское сырье по заниженным ценам.

   Расширение НАТО послужило поводом закреплению соглашения меж НАТО и Россией, в котором  заключены главные принципы сотрудничества и сохранности меж РФ и НАТО от 27 мая 1997г. «Партнерство ради мира»:

— Развитие на базе стабильного, длительного и равноправного партнёрства и сотрудничества с целью укрепления сохранности в Североатлантическом регионе.

— Отказ от внедрения силы и опасности силой друг против друга.

— Уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех стран.

— Поддержание в каждом конкретном случае миротворческих операций. 

   На встрече на высшем уровне была также отмечена 50-я годовщина существования Североатлантического союза. Руководители НАТО вновь подтвердили непреходящую ценность трансатлантических связей и определенные фундаментальные цели союза – гарантии свободы и сохранности членов союза, приверженность принципам Устава ООН, поддержание демократии и неизменная борьба за мирное урегулирование споров.

   Вашингтонская встреча стала также событием, закрепившим перемены, происшедшие в НАТО в девяностых годах, в процессе адаптации к требованиям современного мира. К ним относятся процесс расширения членства в организации; придание новой формы военным структурам НАТО для выполнения новейших функций в области управления кризисными ситуациями, миротворчества и поддержания мира в европейско-атлантическом регионе; а также более активное роль европейских государств в деле обеспечения сохранности.

      В рамках Средиземноморского диалога НАТО также осуществляется программа особенного сотрудничества с семью странами Средиземноморья, не входящими в НАТО (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис). Целью Средиземноморского диалога является упрочение сохранности и стабильности в Средиземноморском регионе. Сохранность и стабильность на Средиземноморье соединены с сохранностью в Европе.

   В рамках НАТО также ведется активное сотрудничество меж государствами-членами и их партнерами в таковых областях как гражданское чрезвычайное планирование, оказание помощи при стихийных бедствиях, научные и экологические программы. Хотя планирование действий при чрезвычайных ситуациях является, до этого всего, обязанностью самих стран, деятельность НАТО способствует, при необходимости, обеспечению более эффективного использования гражданских ресурсов Североатлантического союза.

   Участники Североатлантического контракта обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтоб не были  поставлены под опасность интернациональный мир, сохранность и справедливость. Они воздерживаются в собственных интернациональных отношениях от опасности силы либо применение силы, каким бы то ни было методом, несопоставимым с целями ООН.

   НАТО в настоящее время играет важную роль

Этот блок, в основном в лице США,  не имеет в мире достаточно  мощного политического и военного противовеса и, следовательно, фактически не ограничены в собственных действиях. Часто НАТО подменяет ООН, и ее решения.  Что ясно видно на  примере военного конфликта на Балканах, в котором США проводили политику односторонней поддержки Хорватов и истребления сербов, как в будущем возможных союзников России. В будущем может быть противовесом НАТО в интернациональных отношениях станет активно развивающаяся сейчас Япония в блоке с соседними странами (к примеру, Китай, Корея …)

Россия имело постоянное представительство в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, которое до 23 декабря 2011 года возглавлял известный российский политик, Чрезвычайный и Полномочный Посол Дмитрий Рогозин.[1] С 2012 года до 1 апреля 2014 пост занимал Александр Грушко

В рамках контактов «Россия — НАТО функционировало ряд рабочих групп по следующим направлениям сотрудничества:

  • в воздушном пространстве

  • в области тыла и материально-технического обеспечения

  • в области противоракетной обороны

1 апреля 2014 года НАТО объявила о приостановлении сотрудничества с Россией

История

Логотип представительства России при НАТО

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году. Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года — Совет евроатлантического партнерства).[6]

В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнёрство ради мира.[6]

После подписания в Париже в мае 1997 года «Основополагающего акта Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности»[7] действовал Совместный постоянный совет (СПС). Встречи совета проходили в двустороннем формате «НАТО+1»[8]. Согласно «Основополагающего акта Россия-НАТО» альянс принял обязательство не размещать войска вдоль российских границ на постоянной основе.

Дипломатическое представительство России при НАТО учреждено в 1998 году.[6]

В 2002 была подписана так называемая Римская декларация «Отношения Россия-НАТО: новое качество». В соответствии с ней 28 мая 2002 года был создан Совет Россия-НАТО[.

8 февраля 2003 года Министром обороны России и Генеральным секретарём НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ «Россия — НАТО» о сотрудничестве в области поиска и спасения экипажей подводных лодок.

На 2004 год Россия не только участвует в совместных учениях, но и проводит совместные с НАТО миротворческие операции. С некоторыми членами НАТО у России есть договоры о военно-техническом сотрудничестве и совместной разработке различных продуктов военного назначения. Министерством обороны России решается задача повышения степени оперативной совместимости подразделений российских Вооружённых сил и войск НАТО для успешного осуществления совместных мероприятий.

В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости», А. И. Солженицын заявил:

«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат — на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, и парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета.»

7 июня 2007 года президент России подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами-участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнерство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему».]Оппозиция считает, что этот документ позволяет НАТО размещать свои войска на территории России.

19 августа 2008 года — по инициативе Альянса, в связи с грузино-югоосетинским конфликтом была приостановлена деятельность совета Россия-НАТО. Заседания СРН были возобновлены на разных уровнях в декабре 2009 — январе 2010 года.

22 августа 2008 года — российской стороной было прекращено сотрудничество с НАТО. По заявлению постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина, это решение носит временный характер и будет оставаться в силе «до принятия политическим руководством России особого решения на этот счет».Решение о восстановлении сотрудничества было принято в марте 2009 года

26 августа 2008 года — Генштаб Вооруженных сил РФ выразил недоумение по поводу высокой активности военно-морских сил НАТО в акватории Чёрного моря и наращивании группировки до 18 кораблей.

Рост наркотрафика с территории Афганистана вызывает в России крайнюю обеспокоенность: производство наркотиков в этой стране растет. С критикой в адрес объединенного командования силами альянса, а также США выступал директор Федеральной службы России по наркоконтролю Виктор Иванов. По его заявлению, афганский героин становится все более дестабилизирующим фактором. В частности афганские опиаты занимают 90 % рынка наркотиков в России. А плантации в Афганистане сегодня продуцируют в два раза больше наркотиков, чем весь мир 10 лет назад. При этом, как отметил Виктор Иванов, заявление США об отказе уничтожать плантации опийного мака в Афганистане стало своеобразной гарантией неприкосновенности источников наркопроизводства в этой стране[]. Тем не менее в 2007 году директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Сергей Рябков заявил, что борьба с наркотрафиком — это то немногое, что реально объединяет Россию с НАТО и даже может служить своего рода «визитной карточкой» сотрудничества России с Альянсом].

Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США (в 2009 г.) и Германией (в 2008 г.) соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности[22][23] (См Северная распределительная сеть). До июня 2012 года через территорию России наземным и воздушным путем было транспортировано 379 000 военнослужащих и 45 000 военных контейнеров в поддержку операции в Афганистане[24]. В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику.

В начале февраля 2012 года в российских СМИ появилась информация о переговорах по созданию в Ульяновске перевалочного пункта (логистической базы) НАТО.

Возможна ли война между Россией и Нато?

Сценарии возможной войны между Россией и НАТО

  • Российский политолог Александр Храмчихин, разбирая предыдущие военные агрессии стран НАТО последнего времени и приводя примеры низкой психологической готовности военнослужащих НАТО, сомневается в возможности войны между Россией и НАТО : «ни о какой агрессии со стороны НАТО против России не может быть и речи, ни по каким параметрам НАТО на неё не способно. Единственный вариант военной угрозы для России с Запада — возможность нанесения США обезоруживающего удара по нашим стратегическим ядерным силам».

  • Российский политолог А.А.Пионтковский высказал мнение о значительном техническом превосходстве вооруженных сил стран НАТО. По мнению автора, для преодоления указанного превосходства, Россия может прибегнуть к применению ядерного оружия для атаки некоторых европейских столиц[. Теория Пионтковского вызвала пристальное внимание в странах Запада

План НАТО по защите стран Прибалтики от «российской агрессии»[]

В связи со ставшими известными планами НАТО по защите Прибалтийских стран от предполагаемого альянсом «российского нападения» возникли серьёзные вопросы у российского МИДа. Глава МИД РФ отметил, что подобные обстоятельства позволяют ставить вопрос о том, когда представители НАТО были искренними: когда договаривались о партнерстве или когда обсуждали планы защиты от России. «Мы задали эти вопросы и ожидаем на них ответа», — заключил С.Лавров.

Современные отношения

В марте 2014 года отношения между Россией и НАТО накалились из-за присоединения Крыма к России. НАТО расценила это, согласно Андерс Фог Расмуссен (датский политик, с 2009 по 2014 год генеральный секретарь НАТО. В 2001—2009 гг. был главой правительства Дании.), как угрозу суверенитета Украины в частности, и как угрозу европейской безопасности в целом.

1 апреля на встрече министров иностранных дел стран-членов НАТО в Брюсселе альянс объявил о приостановке любого гражданского и военного сотрудничества с Россией.

СОСТАВ НАТО В 2015

В организацию Североатлантического договора НАТО входят 28 государств Европы и Северной Америки. НАТО является стратегическим военно-политическим блоком, призванным обеспечивать коллективную безопасность стран-участниц.

Вот полный список стран, которые состоят в НАТО по состоянию на 2014 год:

  • Албания (входит в НАТО с 2009 г.)

  • Бельгия (входит в НАТО с момента основания альянса)

  • Болгария (входит в НАТО с 2004 г.)

  • Великобритания (входит в НАТО с момента основания альянса)

  • Венгрия (входит в НАТО с 1999 г.)

  • Германия (входит в НАТО с 1955 г.)

  • Греция (входит в НАТО с 1952 г.)

  • Дания (входит в НАТО с момента основания альянса)

  • Исландия (входит в НАТО с момента основания альянса)

  • Испания (входит в НАТО с 1982 г.)

  • Италия (входит в НАТО с момента основания альянса)

  • Канада (входит в НАТО с момента основания альянса)

  • Латвия (входит в НАТО с 2004 г.)

  • Литва (входит в НАТО с 2004 г.)

  • Люксембург (входит в НАТО с момента основания альянса)

  • Нидерланды (входит в НАТО с момента основания альянса)

  • Норвегия (входит в НАТО с момента основания альянса)

  • Польша (входит в НАТО с 1999 г.)

  • Португалия (входит в НАТО с момента основания альянса)

  • Румыния (входит в НАТО с 2004 г.)

  • Словакия (входит в НАТО с 2004 г.)

  • Словения (входит в НАТО с 2004 г.)

  • США (входит в НАТО с момента основания альянса)

  • Турция (входит в НАТО с 1952 г.)

  • Франция (входит в НАТО с момента основания альянса)

  • Хорватия (входит в НАТО с 2009 г.)

  • Чехия (входит в НАТО с 1999 г.)

  • Эстония (входит в НАТО с 2004 г.)

Война в Корее

Корея с 1910 г. являлась японской колонией. Впервые вопрос об освобождении Кореи был поставлен в 1943 г. на Каирской конференции, в которой участвовали США, Англия и Китай. На Ялтинской конференции, в Декларации Потсдамской конференции, заявлении СССР об объявлении войны Японии это требование было подтверждено. В августе 1945 г. между СССР и США была достигнута договоренность, что для принятия капитуляции японских войск советские войск войдут в северную часть Кореи, американские — в южную. Линией раздела полуострова являлась 38 параллель. Впоследствии СССР и США не смогли прийти к согласию по вопросу о будущем правительстве Корее. Американская сторона исходила из необходимости последующего единства страны, советская — из наличия двух отдельных административных единиц. Таким образом, воспользовавшись моментом, советское руководство решило закрепить за собой северную часть Кореи.

14 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН, несмотря на сопротивление СССР, образовала временную Комиссию ООН по Кореи, для наблюдения за проведением свободных выборов. СССР не допустил членов комиссии в свою зону, поэтому по решению ООН выборы прошли только на юге Кореи, т. е. там, где могли работать члены комиссии. По результатам, прошедших на юге Кореи 10 мая 1948 г. выборов, была образована Республика Корея. В противовес, 9 сентября 1948 г. на севере полуострова была провозглашена Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР). Комиссия ООН охарактеризовала ее как «оккупационный и антидемократический режим». Таким образом, раскол Кореи по 38 параллели стал прямым результатом бескомпромиссной позиции СССР, создавшего «железный занавес» не только в Европе, но и в Азии. Главной опорой Советского Союза в Северной Кореи был Ким Ир Сен. Сталин и советская пропаганда сотворили миф об этом человеке, сделав из рядового партизана вождя целой страны.

После образования двух корейских государств встал вопрос о выводе иностранных войск из обеих частей Кореи. СССР это сделал 25 октября 1948 г., США за период с сентября 1948 г. по 29 июня 1949 г. Одновременно США предоставили Южной Кореи значительную экономическую и военную помощь.

Предложение начать войну на Корейском полуострове, т. е. «прощупать Южную Корею штыком» исходило от северокорейского лидера Ким Ир Сена, который в 1949—1950 гг. неоднократно приезжал к Сталину на переговоры по поводу увеличения военной помощи КНДР. Сталин колебался. Была опасность американского вмешательства в войну, что могло привести к глобальному конфликту. Ким Ир Сен заверил Сталина, что уже в самом начале войны в Южной Кореи повсеместно вспыхнет народное восстание, что позволит достичь быстрой победы. В конечном итоге, после консультаций с Мао Цзэдуном, который поддержал северокорейский план, Сталин через некоторое время одобрил замысел Ким Ир Сена.

Здесь следует отметить, что агрессивность и намерение силовым путем объединить страну, проявляли также и южнокорейские руководители. Президент Южной Кореи Ли Сын Ман и его министры неоднократно говорили о реальной возможности в считанные дни захватить столицу КНДР Пхеньян.

Северная Корея тщательно готовилась к войне. Советский Союз поставил необходимую военную технику и другие средства ведения войны. С 8 июня на всех железных дорогах КНДР было введено чрезвычайное положение — перевозились только военные грузы. Из пятикилометровой зоны вдоль 38й параллели было вывезено все население. За несколько дней до вторжения в приграничных районах КНДР в целях оперативной маскировки будущей акции было разыграно крупное войсковое учение, в ходе которого было осуществлено сосредоточение войсковых группировок на направлениях предстоящих действий. Утром 25 июня 1950 г. армия КНДР вторглась на Юг страны. Республика Корея оказалась в крайне затруднительном положении.

В тот же день спешно созванный Совет Безопасности (Советский Союз с января 1950 г. бойкотировал его заседания в знак протеста против участия в нем представителя Тайваня, вместо представителя КНР) принял резолюцию квалифицировавшую КНДР как агрессора и потребовал отвода ее войск обратно за 38ю параллель. Продолжавшееся наступление северокорейских войск способствовало переходу США к более решительным действиям. 30 июня президент Трумэн распорядился послать в Корею сухопутные войска. 7 июня Совет Безопасности принял решение об образовании сил ООН. США были уполномочены назначить главнокомандующего. Им стал генерал Макартур. Кроме США свои войска в Корею послали 15 других государств, но 2/3 всех сил ООН составляли американские части.

Вмешательство войск ООН привело к перелому в войне на Корейском полуострове. В конце октября 1950 г. южнокорейские части и войска ООН вышли к пограничным с Китаем рекам Ялу и Тумынь. Это обстоятельство предопределило вмешательство в военный конфликт КНР. 25 октября 1950 г части китайских добровольцев численностью около 200 тыс. человек вступили на территорию Кореи. Это привело к изменению военной ситуации. Войска ООН начали отступать. В январе 1951 г. наступление армии КНДР и китайских добровольцев было остановлено в районе Сеула. Впоследствии инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. События на фронте развивались с переменным успехом и без решающих последствий. Выход из кризиса лежал через дипломатические переговоры. Они начались 10 мая 1951 г., проходили очень сложно, неоднократно прерывались, но в конечном итоге привели к подписанию

27 июля 1953 г. соглашения о прекращении огня. Окончилась военная фаза межкорейского противостояния. Война унесла жизни 400 тыс. южнокорейцев, 142 тыс. американцев, 17 тыс. солдат из 15 других стран, входивших в армию ООН. Большие потери понесли КНДР и КНР: по разным данным от 2 до 4 млн человек.

Советский Союз, хотя во многом не прямо, а посредственно, принимал самое активное участие в событиях на Корейском полуострове. СССР снабжал армию КНДР и китайских добровольцев оружием, боеприпасами, транспортными средствами, горючим, продовольствием, медикаментами. По просьбе КНР Советское правительство перебросило на аэродромы Северного, СевероВосточного, Центрального и Южного Китая истребительную авиацию (несколько авиационных дивизий), которая в течение двух с половиной лет участвовала в отражении налетов американской авиации на Китай. Советский Союз помог КНР в создании собственной авиации, танковых, зенитноартиллерийских и инженерных войск, подготовив кадры и передав необходимую технику. Большая группа советских военных советников (по некоторым данным около 5 тыс. офицеров) находилась в Корее, оказывая помощь северокорейским войскам и китайским добровольцам. Всего за войну в Корее советские авиационные соединения, участвовавшие в отражении налетов авиации США, потеряли 335 самолетов и 120 летчиков, а общие потери Советского Союза составили 299 человек, в т. ч. 138 офицеров и 161 сержант и солдат. На случай нового ухудшения обстановки СССР готовился отправить в Корею пять дивизий для непосредственного участия в войне. Они были сосредоточены в Приморье, вблизи границы с КНДР.

Корейская война породила серьезнейший кризис в международных отношениях, превратилась в схватку сверхдержав эпохи «холодной войны». В советско-американской конфронтации стали обнаруживаться элементы прямого военного столкновения. Существовала опасность применения в ходе этой войны сверхмощного оружия и превращения ее в полномасштабную мировую войну. Война в Корее показала непримиримость двух противоборствующих систем.

infourok.ru

от Берлинского до Карибского кризиса

 

5 марта 1946 года У. Черчилль, во время своего официального визита в США произнес знаменитую речь, которая привела к кардинальным изменениям в международных отношениях.

Начало холодной войны

Вначале своего выступления английский отставной лидер подчеркнул восхищение героизмом советского народа и мудрой политикой своего друга товарища Сталина. После такой преамбулы, Черчилль приступил к осуждению политики коммунистов и диктаторского режима в СССР.

Заканчивалась речь пламенными призывами к объединению англосаксонской нации для борьбы со сталинским произволом. Спустя несколько дней И. В. Сталин назвал Черчилля вторым Гитлером, восприняв осуждения Запада как угрозу новой войны. С этого момента капиталистические и социалистические государства вступили в пассивное противостояние, получившее свое название холодная война.

Берлинский кризис

Берлинский кризис, длившийся 4 года (1958-1962), стал одним из наиболее острых моментов хода холодной войны. В начале 1958 года, Генсек СССР Н. С. Хрущев выдвинул ультиматум США, требуя немедленного вывода из территории Западного Берлина американских вооруженных сил, на что правительство США ответило категорическим отказом, так как войска советского союза не собирались покидать восточную часть города.

Особой остроты кризису предавало то, что жизнь в капиталистическом Западном Берлине была на много лучше, нежели у восточных соседей, наблюдалась непрерывная миграция горожан из социалистического лагеря к капиталистам ФРГ.

Пиком Берлинского кризиса стал август 1961 года, когда, не согласившись на обоюдные компромиссы, правительства враждующих государств инициировали возведение стены, которая разделяла город на восточную и западную часть

Берлинская стена на долгие годы стала символическим занавесом между враждующими лагерями. Падение стены стало результатом усилий Р. Рейгана, который выступая в Западном Берлине, обратился к М. Горбачеву с призывом доказать гласность в СССР на практике и разрушить Берлинскую стену.

Просьба президента Америки была услышана Генеральным секретарем, и уже через несколько месяцев стена рухнула, ознаменовав объединение Германии.

Карибский кризис

После относительной стабилизации кризиса в Берлине, театром новых противостояний США и СССР стал бассейн Карибских островов. Американский самолет разведчик, совершая очередной облет коммунистической Кубы, заметил на территории острова советские ракеты дальнего поражения.

Правительство США выступило со срочным обращением к народу Кубы с просьбой не поддаваться попыткам милитаризировать государство Советским Союзом. Советская сторона начала хаотично оправдываться, сначала уверяя США в том, что никакого оружия на Кубе нет, затем, что ядерные ракеты размещены на острове исключительно с мирными целями.

Армия США создала военную блокаду острова. Дипломаты СССР не спешили предпринимать активные действия по демонтажу ракет. Карибский кризис продолжался всего 14 дней, однако это время стало наиболее тяжелым периодом для всего человечества: мир стоял перед реальной угрозой ядерной войны.

Разрешения Карибского кризиса внесло ощутимое потепление в отношениях США и СССР. Некоторое время в противостояниях между государствами наблюдалось затишье.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Становление двухполюсного мира после войны: причины формирования
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПериод партнерства и соперничества: разрядка напряженности, конфликты

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Часть вторая.. Кризисы «холодной войны»: теория. «Советский Союз в локальных войнах и конфликтах» | Лавренов Сергей

 

Глава 1.

Понятие военно-политического кризиса

Конфликтность как общая черта межгосударственных отношений основана на объективно существующих социально-экономических, политических и иных противоречиях между государствами и является показателем, «индикатором» степени межгосударственной напряженности.

Кризис возникает вследствие предшествующего развития межгосударственного конфликта, как его острейшая фаза, означающая, что в своем развитии конфликт приобрел опасный характер, а использование широкого спектра экономических, политико-дипломатических, политико-психологических, идеологических, международно-правовых средств для разрешения противоречий не привело к успеху. В отличие от межгосударственных конфликтных отношений, которые имеют, как правило, длительный характер, кризис воспринимается как ряд событий, развивающихся нередко настолько стремительно, что это создает для военно-политического руководства впечатление неожиданности.

Кризис представляет собой поворотный пункт, своеобразный критический рубеж в эволюции межгосударственного конфликта, но не является его обязательной неизбежной фазой. Развитие конфликта доходит до нее далеко не всегда: его течение может длительное время оставаться латентным, не порождая непосредственно кризисных ситуаций. Не всегда является кризис и завершающей фазой конфликта: кризис преодолен, а межгосударственный конфликт на прежней причинной основе в целом сохраняется и возвращается к скрытому состоянию. При определенных обстоятельствах данный конфликт может вновь обнаружиться в кризисах разной степени остроты и масштабности. Соответственно в развитии межгосударственного конфликта иногда присутствует своеобразная цикличность.

Основные характеристики кризиса в решающей степени обусловлены его уникальным положением в системе межгосударственных конфликтных отношений, которое с известной долей условности можно обозначить как состояние «между миром и войной». Этот переходный характер кризиса определяет его сложное комбинированное содержание: кризисная ситуация является своего рода нервным узлом, в котором перекрещиваются различные поведенческие типы, характерные как для войны, так и для мирной дипломатии. С одной стороны, в основных своих чертах (причинность, острота протекания, возможные последствия) кризис остается во многом производным от соответствующих характеристик межгосударственного конфликта. С другой стороны, он приобретает, как правило, собственную логику развития, которая в дальнейшем может изменить все течение конфликта и перевести его в вооруженное противостояние.

В отличие от предкризисных конфликтных отношений в кризисе в наибольшей степени выявляются объективные и субъективные противоречия, существующие между государствами, причем экономические, политико-идеологические, территориальные, национальные, правовые, военно-стратегические и иные противоречия, лежащие в основе международного кризиса, приобретают ярко выраженный политический характер. Именно в фазе кризиса основное политическое противоречие достигает наибольшей остроты, раскрывая глубокие (нередко уже забытые) исторические корни разногласий и споров. Соответственно процесс исследования кризисов предполагает всесторонний исторический анализ докризисного развития конфликтных отношений.

Относительная самостоятельность межгосударственного военно-политического кризиса обусловливается также тем, что он в большей степени, чем любая другая фаза международного конфликта, развивается под воздействием субъективных факторов (личность лидеров; степень профессионализма политиков; их способность оценить кризисные события, адекватно прогнозировать возможное развитие ситуации). Важной его особенностью является и активная интернационализация меж

litresp.ru

теория. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах

Межгосударственным отношениям свойственна постоянная конфликтность, которая является выражением, своего рода функцией межгосударственной напряженности, вызываемой очередь столкновением национально-государственных интересов в различных сферах деятельности на международной арене. Каждая из исторически существовавших систем международных отношений развивалась под своим особым «знаком» межгосударственной напряженности.

Так, доминирующим мотивом конфликтного поведения государств и основной причиной кризисов и войн в системе межгосударственных отношений XVI-XVII в. был религиозный евангелизм, в системе XVII-XVIII в. – династическая власть, в системе XIX в. – национализм, после 1917 г., наряду с национальной враждой, главенствующим мотивом становится политико-идеологическая конфронтация[390].

Во многом, однако, эти мотивы являлись производными от коренной, глубинной причины жесткого поведения государств – геополитического соперничества. Большая часть истории человечества развертывалась в ситуации борьбы за контроль над неосвоенными или уже захваченными территориями, за их недра и богатства.

Вторая половина XX в. проходила преимущественно на фоне противостояния двух беспрецедентных по своей мощи военно-политических блоков, возглавлявшихся СССР и США. Противоборство этих военно-блоковых группировок перестало быть осью основных событий мировой политики лишь после завершения «холодной войны».

Нынешний этап в развитии конфликтных международных отношений во многом напоминает ситуацию, сопровождавшую распад крупных военно-политических империй. Отличием нынешнего исторического времени от процесса распада, к примеру, Австро-Венгерской или Османской империй, является сверхстремительный и во многом управляемый характер.

После того как феномены социалистического содружества и Советского Союза отошли в историческое прошлое, в освободившемся геополитическом пространстве возник целый ряд суверенных государств, которые с присущей молодым социальным организмам политической энергией стали отстаивать свои национальные интересы, часто несовместимые с интересами других государств. Это явилось предпосылкой возникновения целого ряда военно-политических кризисов.

Спектр этих кризисов настолько широк, что имеет в своей основе все известные причины военно-политических кризисов послевоенного периода: межгосударственное геополитическое соперничество, сепаратистские и автономистские движения, территориальные притязания, а также внутригосударственные конфликты и гражданские войны.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Периоды «холодной войны» И международные кризисы. — МегаЛекции

В «хо­лодной войне» выделяют два периода. Период 1946-1963 П. ха­рактерен нарастанием напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского кри­зиса в начале 60-х гг. хх в. Это период создания военно-полити­ческих блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух соци­ально-экономических систем. Значительными событиями были война Франции во Вьетнаме (1946-1954), подавление СССР вос­стания в Венгрии в 1956 Г., Суэцкий кризис 1956 Г., Берлинский кризис 1961 г. и Караибский кризис 1962 г. Решающее событие войны произошло под местечком Дьенбь­енфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставила капитулировать главные силы французского экспедиционного корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе с коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вьет­нам), а на юге — проамериканские силы.

США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его ре­жим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там разверну­лось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнама, а B 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с парти­занами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществ­ляли массовые расправы с мирными жителями, но движение со­противления ширилось. Американцы и их местные подручные не­сли все большие потери. Американские войска действовали столь же безуспешно в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американ­ские войска были выведены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу Сайгон. Появилось новое государство — Социалисти­ческая Республика Вьетнам.

Война в Афганистане.

В апреле 1978 г. в Афганистане произошла революция. Новое руководство страны заключило договор с Со­ветским Союзом и неоднократно просило его о военной помощи. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Граж­данская воина между сторонниками и противниками нового ре­жима в Афганистане все более разгоралась. В декабре 1979 г. СССР принял решение о вводе в Афганистан Ограниченного контин­гента войск. Присутствие советских войск в Афганистане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР действовал в рамках соглашения с руководством Афганистана и ввел войска по его просьбе. Позже советские войска оказались втяну­тыми в гражданскую войну в Афганистане. Это отрицательно ска­залось на престиже СССР на мировой арене.



Ближневосточный конфликт.

Особое место в международных отношениях занимает конфликт на Ближнем Востоке между госу­дарством Израиль и его арабскими соседями.

Международные еврейские (сионистские) организации выб­рали территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира. ООН в ноябре 1947 г. приняла решение о создании на терри­тории Палестины двух государств: арабского и еврейского. Иеру­салим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено государство Израиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Нача­лась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более по­ловины территории, предназначенной для арабского государства и западную часть Иерусалима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан получила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек.

С тех пор противостояние еврейского и арабского народов в Палестине остается одной из острейших проблем. Неоднократно возникали вооруженные конфликты. Сионисты приглашали евре­ев всего мира в Израиль, на историческую родину. Для их разме­щения продолжалось наступление на арабские территории. Наи­более экстремистские группировки мечтали о создании «Велико­го Израиля» от Нила до Евфрата. Союзником Израиля стали США и другие западные страны, СССР поддержал арабов.

В 1956 г. объявленная президентом Египта Г. Насером национа­лизация Суэцкого канала ударила по интересам Англии и Фран­ции, которые решили восстановить свои права. Эта акция получи­ла название тройственной англо-франко-израильской агрессии против Египта. 30 октября 1956 г. израильская армия внезапно пе­решла египетскую границу. В зоне канала высадились английские и французские войска. Силы были неравны. Интервенты готови­лись к наступлению на Каир. Лишь после угрозы СССР применить атомное оружие в ноябре 1956 г. военные действия были прекра­щены, а войска интервентов покинули Египет.

5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против араб­ских государств в ответ на деятельность Организации освобожде­ния Палестины (ООП) по главе с Я.Арафатом, созданной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине арабского государ­ства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продви­гались в глубь Египта, Сирии, Иордании. Во всем мире раздава­лись протесты и требования немедленного прекращения агрессии. Военные действия остановились к вечеру 10 июня. За 6 дней Из­раиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, запад­ный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима, Голан­ские высоты на сирийской территории.

В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действовали более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полу­острова. В 1970 и 1982 гг. израильские войска вторгались на терри­торию Ливана.

Все попытки ООН, великих держав добиться прекращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1979 г. при посредничестве США удалось подписать мирный договор между Египтом и Израилем. Израиль выводил войска с Синайского по­луострова, но палестинская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных территориях Палестины началась «интифада» ­восстание арабов. В 1988 г. было объявлено о создании Государства

Палестина. Попыткой разрешить конфликт стала договоренность между лидерами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестинской автономии на части оккупированных территорий.

Разрядка.

С середины 50-х гг. хх в. СССР выступал с инициати­вами всеобщего и полного разоружения. Крупным шагом был до­гoвop о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Однако важнейшие шаги по смягчению международной обстановки были сде­ланы B 70-e гг. ХХ в. И В США, и в СССР росло понимание, что дальнейшая гонка вооружений становится бессмысленной что во­енные расходы могут подорвать экономику. Улучшение отношений между СССР и Западом получило название «разрядка между­народной напряженности» или «разрядка».

Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация от­ношении СССР с Францией и ФРГ. Важным пунктом договора между СССР и ФРГ было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ. Во время визита в СССР в мае 1972 г. президента США Р. Никсона были подписаны соглашения об ог­раничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-l). В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который был подписан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокраще­ние баллистических ракет.

В августе 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопас­ности и сотрудничеству глав 33 европейских стран, США и Кана­ды. Его итогом стал Заключительный акт совещания, в котором были зафиксированы принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной цело­стности государств, отказ от применения силы и угрозы ее при­менения.

В конце 70-х гг. хх в. снизилась напряженность в Азии. Прекра­тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях света в начале 80-х г. ХХ в. вновь привели к усилению гонки вооружений и росту напряженности.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *