Веймарская республика в Германии в 1919-1933 г.г. (история, кризис и причины падения)

В Германии в период с 1919 по 1933 гг. была установлена Веймарская республика, которая была попыткой перейти от имперского прошлого к демократической форме правления. Недолгое существование этого государства проходило под лозунгом борьбы с последствиями Первой мировой войны, в попытках восстановить экономику и политическое развитие, стабилизировать социальные отношения, снизить риск недовольства властью. Но правительства, которые по очереди меняли друг друга, часто не могли договориться по ключевым вопросам, что только усугубляло кризис, и сводило на нет большинство предпринятых реформ. Определённый период стабильности наблюдался в течение 1924-1929 гг., когда Германия стала постепенно восстанавливаться, но мировой кризис не дал преодолеть существующие внутренние и внешние проблемы.

Послевоенное положение страны

Поражение в Первой мировой войне стало национальной трагедией, немцы сложно перенесли проигрыш, потерю статуса великой державы и нации, что сказалось на моральном и состоянии общества. Спокойствия, как ожидало население, не наступило. Страны, которые одержали победу, требовали от Германии извинений, репараций, погашения долгов, возврат захваченных территорий. В результате чего, в обществе стали постепенно зарождаться и формироваться реваншистские настроения. Причинами утверждения Веймарской республики были:

  • Сложное внутриполитическое положение в стране, которое возникли после ликвидации Германской империи;
  • Разрушения в экономическом секторе;
  • Потеря колоний и 10% европейских территорий;
  • Сокращение армии до минимальных размеров;
  • Неустойчивое положение населения;
  • Усталость от войны.

В таких условиях в феврале 1919 года в Веймаре было открыто заседание Национального собрания. В это время по всей стране происходили забастовки, активизировались выступления левых независимых сил и коммунистической партии. В апреле того же года коммунисты сумели захватить власть в Мюнхене – столицы Баварии. Там они сразу же провозгласили создание Баварской советской республики. Их действия поддерживал Коминтерн, но попытка оказалась неудачной. Немцы не поддерживали коммунистов. После того, как туда вошли правительственные войска, Коммунистическая партия Германия была устранена от власти.

Республиканская форма правления

Одним из главных вопросов на Национальном собрании стало принятие нового конституционного закона Германии. Его проект создала специальная комиссия. Обсуждение по будущей Конституции длились с 28 февраля по 31 июля 1919 года, когда и состоялось ее утверждение. Подобное компромиссное решение позволило установить в стране республику. Интересно, что в Конституции сохранили официальное название страны – Германская империя. Вступил документ в действие в августе 1919 года. Среди ее основных положений стоит отметить такие, как:

  • Новое государственное деление Германии на пятнадцать земель и три независимых города;
  • Установлен восьмичасовой рабочий день;
  • Немцы получили право выбора, в том числе и представителей в государственные органы власти;
  • Упрощен намного рабочий режим;
  • Каждый немец в возрасте от 35 лет мог стать президентом республики, количество раз выборов на эту должность не ограничивалось. Президент возглавлял армию, назначал выборы в рейхстаг, принимал или отклонял законы, которые утверждал парламент;
  • Страной руководило правительство, которое возглавлял рейхсканцлер. В обязанности этого органа власти входила разработка законов и законодательных актов;
  • Рейхстаг выбирали на четыре года на всеобщих выборах. Этот орган принимал законы и утверждал госбюджет, рейхстаг принимал каждый год отчет правительства;
  • Существовал и рейхсрат. Его формировали из представителей германских земель;
  • Установлен принцип разделения и равновесия властей, равноправия госорганов;
  • Федеральная земля не имела самостоятельно выходить из состава федерации;
  • Создана система социального страхования, которая предусматривала выплату пенсий, пособий при потере работы и безработицы;
  • Введено обязательное восьмилетнее школьное образование, которое предусматривало обучение на бесплатной основе;

В целом, новая Конституция узаконила основные результаты итоги Ноябрьского восстания, была ориентирована на то, чтобы Германия стала демократическим государством. Но все вышло наоборот. Заложенные в закон принципы компромисса и консенсусной политики стали бомбой замедленного действия. В связи с этим, в стране постоянно менялись кабинеты и правительства, что мешало проводить до конца реформы, радикальные изменения в различных сферах страны, вести продуманную внешнюю и внутреннюю политику. Поэтому неудивительно, что в обществе стали возникать радикальные группировки, радикализовались настроения людей, которые требовали изменения формы власти и восстановления Германии как великой державы, все чаще звучали требования к правительству провести ревизию условий Версальского мирного договора.

Экономическое и социальное развитие

В течение длительного времени Германия не могла выйти из кризисного положения, в которое попала из-за огромных репарационных выплат. Основными чертами экономического развития в республике были:

  • Резкое сокращение объемов производства;
  • Гиперинфляция;
  • Продовольственная и продуктовая проблема;
  • Падение курса марки;
  • Постоянно увеличивалось количество безработных, происходило обнищание народа, цены менялись по несколько раз в течение одного дня;
  • Распространения получили спекуляции на валюте, что позволяло промышленникам скупать все объекты промышленности и инфраструктуры за бесценок.

С 1924 года стали предприниматься попытки стабилизировать экономику страны. Толчком к этому стало утверждение в Лондоне документа, который был направлен на проведение финансовой и экономической санации Германии. Теперь репарационные платежи Германия должна была осуществлять, учитывая собственную платежеспособность. Инвестиции позволили провести модернизацию и рационализацию промышленности, начать проводить экономические реформы. В частности, было значительно ограниченно вмешательство страны в экономику. Регулирование происходило через налоги, установление торговых тарифов, выплату кредитов, формирование бюджета.

Правительство провело политику уменьшения государственных расходов и повышения доходов, вследствие чего был значительно сокращен государственный аппарат чиновников, увеличены налоги с физлиц, поощрялся процесс инвестирования. Была введена рентная марка, что позволило снизить инфляцию.

Радикальные изменения коснулись внутреннего рынка, который стал привлекательным для отечественного производителя. Правительство стало защищать собственного производителя, установило льготы на экспорт, что позволило внешней торговле выйти на уровень мировой торговли с положительным сальдо.

Серьезным прорывом в экономической жизни Германии в конце 1920-х гг. стало обновление технической и производственной базы предприятий. На заводах, фабриках стали применяться новые технологии. Быстро стало развиваться производство чугуна и стали, добыча угля, химическая, газовая, машиностроение, электротехническая отрасль. Благодаря этому, возникли крупные промышленные корпорации.

Политическое развитие Веймарской республики

Уже первые массовые беспорядки начались в стране весной 1920 года, когда в армии появилась идея избавиться от условий Версальского соглашения, сбросить республиканский строй. Антигосударственный строй возглавил генерал В. фон Лютвиц, который выступил против власти 10 марта 1920 года. Путчисты вошли в Берлин, восстания и беспорядки начались в других регионах страны – Восточной Пруссии, центральных и северных областях.

Руководство Германии – президент и правительство бежали из Берлина, начав собирать силы для защиты республиканского строя. Ключевая роль в отстаивании принципов Конституции и законной власти сыграли рабочие и немецкие профсоюзы. В ответ на действия путчистов в Германии стали происходить массовые забастовки, которые вскоре перешли в тяжелые бои. Путч был подавлен 17 марта, через несколько месяцев в стране состоялись выборы в первый рейхстаг (6 июня 1920 г.).

До 1924 года коалиции в парламенте возникали постоянно, продолжительность их политической деятельности зависела от вопроса по выплате репараций. В течение 1923-1928 гг. кризис в государстве то обострялся, то приходил в состоянии стагнации. Можно отметить следующие ключевые моменты политической жизни государства в указанный период:

  • Отсутствие согласия между партиями, правительством и президентом, что постоянно провоцировало углубление кризиса;
  • В 1922 году правительство отказалось выплачивать репарации, поскольку они были непосильными для страны. Из-за этого Бельгия и Франция оккупировали большую часть Рурского угольного бассейна;
  • Возникновение центробежных тенденций, которые угрожали целостность Германии;
  • Активизировалась Коммунистическая партия Германии, которая готовила восстания в республике. Но революция не удалась, после чего коммунисты стали постепенно терять свое влияние в Германии;
  • Серьезные проблемы правительству причиняли радикалы, которые 1919 г. сформировали Национал-демократическую немецкую рабочую партию (НСДАП). В ее состав вошли националистические организации, участники Первой мировой войны, представители средних слоев города, сел, маргинальные элементы общества. НСДАП возглавил в 1921 году Адольф Гитлер, который стал быстро превращать партию в массовую и дисциплинированную с сильным вождем. НСДАП поддерживали крупные финансисты Баварии, создавался аппарат пропаганды, военизированные штурмовые отряды. Постепенно Гитлер стал готовить захват власти, чтобы установить рейх. Национал-социалистов стали называть фашистами из-за схожести с идеологией итальянской партии Б. Муссолини;
  • 8 ноября 1923 года была предпринята попытка захвата власти. Это событие получило в историографии название «Пивной путч». Но уже 16 ноября Гитлер и его сторонников арестовали, его партию запретили по всей Германии. Под влиянием внешних и внутреннкой санации Германии. Теперь репарационные платежи Германия должна была осуществлять, учитывая собственную платежеспособность. Инвестиции позволили провести модернизацию и рационализацию промышленности, начать проводить экономические реформы. В частности, было значительно ограниченно вмешательство страны в экономику. Регулирование происходило через налоги, установление торговых тарифов, выплату кредитов, формирование бюджета.

    Правительство провело политику уменьшения государственных расходов и повышения доходов, вследствие чего был значительно сокращен государственный аппарат чиновников, увеличены налоги с физлиц, поощрялся процесс инвестирования. Была введена рентная марка, что позволило снизить инфляцию.

    Радикальные изменения коснулись внутреннего рынка, который стал привлекательным для отечественного производителя. Правительство стало защищать собственного производителя, установило льготы на экспорт, что позволило внешней торговле выйти на уровень мировой торговли с положительным сальдо.

    Серьезным прорывом в экономической жизни Германии в конце 1920-х гг. стало обновление технической и производственной базы предприятий. На заводах, фабриках стали применяться новые технологии. Быстро стало развиваться производство чугуна и стали, добыча угля, химическая, газовая, машиностроение, электротехническая отрасль. Благодаря этому, возникли крупные промышленные корпорации.

    Политическое развитие Веймарской республики

    Уже первые массовые беспорядки начались в стране весной 1920 года, когда в армии появилась идея избавиться от условий Версальского соглашения, сбросить республиканский строй. Антигосударственный строй возглавил генерал В. фон Лютвиц, который выступил против власти 10 марта 1920 года. Путчисты вошли в Берлин, восстания и беспорядки начались в других регионах страны – Восточной Пруссии, центральных и северных областях.

    Руководство Германии – президент и правительство бежали из Берлина, начав собирать силы для защиты республиканского строя. Ключевая роль в отстаивании принципов Конституции и законной власти сыграли рабочие и немецкие профсоюзы. В ответ на действия путчистов в Германии стали происходить массовые забастовки, которые вскоре перешли в тяжелые бои. Путч был подавлен 17 марта, через несколько месяцев в стране состоялись выборы в первый рейхстаг (6 июня 1920 г.).

    До 1924 года коалиции в парламенте возникали постоянно, продолжительность их политической деятельности зависела от вопроса по выплате репараций. В течение 1923-1928 гг. кризис в государстве то обострялся, то приходил в состоянии стагнации. Можно отметить следующие ключевые моменты политической жизни государства в указанный период:

    • Отсутствие согласия между партиями, правительством и президентом, что постоянно провоцировало углубление кризиса;
    • В 1922 году правительство отказалось выплачивать репарации, поскольку они были непосильными для страны. Из-за этого Бельгия и Франция оккупировали большую часть Рурского угольного бассейна;
    • Возникновение центробежных тенденций, которые угрожали целостность Германии;
    • Активизировалась Коммунистическая партия Германии, которая готовила восстания в республике. Но революция не удалась, после чего коммунисты стали постепенно терять свое влияние в Германии;
    • Серьезные проблемы правительству причиняли радикалы, которые 1919 г. сформировали Национал-демократическую немецкую рабочую партию (НСДАП). В ее состав вошли националистические организации, участники Первой мировой войны, представители средних слоев города, сел, маргинальные элементы общества. НСДАП возглавил в 1921 году Адольф Гитлер, который стал быстро превращать партию в массовую и дисциплинированную с сильным вождем. НСДАП поддерживали крупные финансисты Баварии, создавался аппарат пропаганды, военизированные штурмовые отряды. Постепенно Гитлер стал готовить захват власти, чтобы установить рейх. Национал-социалистов стали называть фашистами из-за схожести с идеологией итальянской партии Б. Муссолини;
    • 8 ноября 1923 года была предпринята попытка захвата власти. Это событие получило в историографии название «Пивной путч». Но уже 16 ноября Гитлер и его сторонников арестовали, его партию запретили по всей Германии. Под влиянием внешних и внутренних факторов, в основном, социально-экономического характера, НСДАП быстро вернули себе влияние в обществе, что и позволило Гитлеру быстро захватить власть;
    • Почти пять лет у власти находились буржуазные партии – с конца 1923 по май 1928 гг. Политические силы между собой договориться не могли, что и провоцировало постоянную смену коалиций и правительственных кабинетов;
    • Сформировалась мощная оппозиция к власти, которая противилась реформам президента;
    • Постоянная политическая борьба и междоусобицы, выборы только ухудшали ситуацию.

    Кризис Веймарской республики в 1929-1933 гг.

    Несмотря на то, что стабилизировать к 1929 году экономику, социальную сферу удалось в Германии, но мировой финансовый кризис положил всем успехам правительства конец.

    Экономический кризис был в республике более тяжелым, чем в соседних странах Западной Европы. Пика кризис достиг в 1932 году, когда промышленное производство в Германии упало на 40%. Количество безработных достигло 7 миллионов человек, сократилась в два с половиной раза зарплата, снизился жизненный уровень немцев. В экономической сфере прекратился приток инвестиций из-за рубежа, пришло время возвращать иностранные кредиты, снова острой и актуальной стала проблема репараций, что парализовало финансовую систему.

    Попытки правительства, в состав которого входили социал-демократы, в отношении кризиса оказались неэффективными, противоречивыми. На первый план было постановлено решение социальных вопросов, а не экономических проблем.

    Невозможность коалиции и оппозиции договориться, спровоцировало правительственный кризис в 1930 г. В результате чего, пришел конец принципу политического компромисса, распалась большая коалиция, начался кризис государственной системы Веймарской республики.

    Большинство населения поддерживало отказ от парламентской демократия, требуя установления сильной авторитарной власти с президентской формой правления. Несколько выборов и формирование президентских кабинетов вызвало только ухудшение ситуации, обострило кризис в экономике и обществе. На фоне этого и произошел крах республики.

    Причины падения

    • Дискредитация и унижение условий мирного договора, подписанного в Версале;
    • Неспособность политических сил объединиться, чтобы справиться с кризисными явлениями. Каждая партия демонстрировала собственный эгоизм в политической деятельности, что мешало эффективной работе правительства;
    • Немецкая буржуазия не была заинтересована в решении политического кризиса, поскольку в органах власти партии от этой категории населения не были представлены. В результате чего, буржуазия не смогла выступить против нацистской угрозы;
    • В обществе преобладали антиреспубликанские и антидемократические настроения;
    • Постоянное давление на Германию со стороны Франции в вопросе решения репарационного вопроса. Это демонстрировало слабость правительства;
    • Стремление интеллигенции к консервативной революции;
    • Кризис в экономике и политической сфере искусственно подавлялся, что не решало проблемы, а только вызвало экономическую катастрофу.

    На этих факторах удачно играл Гитлер и его партия, идеология которой рассматривалась населением, как альтернативный инструмент в восстановлении порядка. В республике к 1933 году НСДАП позиционировала себя как левая партия, которая выражала социальный протест против власти, ее неспособности бороться эффективно с проблемами. Партию поддерживали торговцы, предприниматели, ремесленники, которые выступали против влиятельных торгово-финансовых групп населения. Важным было и то, что Гитлер призывал провести национальное обновление общества, что поддержали консерваторы и представители среднего класса.

    Веймарская республика распалась, у власти оказался в 1933 году Адольф Гитлер, партия которого победила на очередных выборах в июле 1932 г. Фактический конец республики, как считают историки, наступил 30 января 1933 года, когда Гитлер был назначен на пост рейхсканцлера.

     

germanexpert.ru

Возникновение фашизма в Германии. Кризис Веймарской республики. — История

      Возникновение фашизма в Германии. Веймарское правительство. НСРПГ. Адольф Гитлер (1880—1945). Пивной путч. Кризис Веймарской республики. Приход фашистов к власти. Поджог рейхстага.

       Возникновение фашизма в Германии. По окончании войны Германия оказалась в состоянии полного экономического хаоса. Совсем истощились запасы сырья, топлива. Сельское хозяйство пришло в упадок.


      В стране начались эпидемии, голод. Длительная война, дороговизна уничтожили личные сбережения граждан. Поражение в войне, подписание Версальского договора, признание Германии единственной виновницей войны воспринимались населением вопиющей несправедливостью. В стране возник острый социально-психологический кризис. Массовое сознание немецкого общества было заражено идеями болезненного реваншизма и воинственного политического экстремизма. Поражение Германии многие немцы объясняли происками марксистов и евреев. Страшная дороговизна еще больше накаляла обстановку в стране.

      Веймарское правительство должно было выполнять условия Версальского договора. Ему противостояла большая группировка консервативных, националистических партий и организаций, выступавших против выполнения договора. Большой активностью отличались экстремистские движения в Баварии.

      Одной из организаций, способной противостоять влиянию идей «еврейского социализма» (марксизма), стала Немецкая рабочая партия, образованная в январе 1919г. под руководством отставного ефрейтора А. Гитлера. Она рассматривалась как важный канал для распространения идей «немецкого социализма» в Баварии. Вскоре она была переименована в Национал-социалистическую рабочую партию Германии (НСРПГ). Началась разработка программных установок партии.

      В начальный период НСРПГ была небольшой группой в Мюнхене. Но постепенно положение партии круто меняется в лучшую сторону.

      В 1920—1923 гг. вокруг А. Гитлера формируется группа лиц из мира баварской промышленности.

      Адольф Гитлер (1880—1945) родился в австрийском городе Браунау. Его отец, служащий таможни, умер, когда А. Гитлеру было 14 лет. Он не смог закончить среднюю школу в г. Линце. После смерти отца поступает в Венскую академию художеств, но не выдерживает вступительных экзаменов. После смерти матери в 1913 г. Гитлер переехал в соседнюю Германию, в г. Мюнхен, где и застала его Первая мировая война. Он добровольно пошел в германскую армию и пробыл на Западном фронте все четыре года войны. Он был дважды ранен и получил ефрейторские нашивки. Поражение Германии Гитлер объяснял происками марксистов и евреев. А. Гитлер был блестящим оратором. После демобилизации он вступил в партию националистов и стал ее лидером.

      В 1923 г. он со своими единомышленниками пытался захватить власть в Мюнхене («Пивной путч»). Решение о путче было принято в пивном баре Мюнхена. Суд приговорил его к пяти годам тюрьмы. Находясь в тюрьме, Гитлер написал книгу «Майн кампф» («Моя борьба»), где изложил свои политические и расовые идеи. Через год он был освобожден и стал активно заниматься политической деятельностью.

      Кризис Веймарской республики. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. еще более усугубил социально-экономическое положение Германии. Падение промышленного производства составило 58%, в 2,5 раза уменьшился объем внешней торговли.

      Государственный бюджет не мог выплачивать репарации, установленные Версальским договором. Численность безработных составила 9 млн. человек.

      Кризис охватил тысячи фермеров и ремесленников. Лишение Германии богатых колоний еще более усугубило экономическое положение Германии. Промышленные магнаты несли большие потери. Немецкие промышленники были недовольны социальной политикой Веймарской республики. Республиканская форма правления не была гарантом сильного правительства, сильной власти.

      Весной 1930 г. коалиционный кабинет был распущен. Это событие положило конец Веймарской республике в Германии.
Приход фашистов к власти. Во время выборов в ноябре 1932 г. ни фашисты, ни левые партии не получили преобладающего большинства в парламенте для формирования однопартийного кабинета. В парламенте сложилась ситуация правительственного кризиса.

      Под напором военно-бюрократической элиты президент Гинденбург предложил пост рейхсканцлера А. Гитлеру и поручил ему формирование правительства (30 января 1933 г.). Гитлеру пришлось сформировать формальное коалиционное правительство с участием представителей буржуазных партий и социал-демократов. Перед лицом внешнего мира нацисты хотели доказать, что происходящие перемены — обычная смена одного правительства другим.

      А между тем правительство Гитлера приняло решение о проведении новых выборов в рейхстаг для устранения коммунистов и других сил, препятствовавших принятию чрезвычайного законодательства. 27 февраля 1933 г. фашисты устроили провокационный поджог рейхстага, обвинив в этом акте коммунистов. Через несколько дней после поджога нацисты арестовали лидера коммунистов Э. Тельмана и заключили его в тюрьму Моабит. Затем был организован политический процесс против руководителя Коминтерна болгарского коммуниста Георгия Димитрова, который в 1933 г. оказался в Германии.

      На этом фоне проводились новые выборы в рейхстаг в марте 1933 г. Опираясь на поддержку буржуазных партий, нацисты утвердили закон о чрезвычайных полномочиях правительства.


      Чрезвычайные полномочия дали правительству право на издание любых законов без одобрения рейхстага. Были распущены политические партии, профсоюзы, ликвидировано местное самоуправление. В середине 1933 г. был принят закон, окончательно запретивший существование любых политических организаций, кроме НСРПГ. Исключительные функции нацистской партии в системе германского государства были закреплены Законом «Об обеспечении единства партии и государства». В соответствии с этим законом рейхсканцлер как фюрер {вождь) единственной законной партии получил право лично формировать состав рейхстага и назначать высших должностных лиц.

      После смерти Гинденбурга 2 августа 1934 г. в руках Гитлера были сосредоточены полномочия рейхсканцлера, президента и главнокомандующего.

new-history.name

3. Крах Веймарской системы (1929-1933)

Экономический кризис и «большая коалиция»

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. западная цивилизация оказалась в состоянии глубокого экономического кризиса. Порожденная им массовая безработица и резкое падение жизненного уровня огромного числа людей вызвали широкий размах социального протеста. В Германии экономический кризис начался чуть позже, чем в большинстве европейских стран, но затем набрал высокие темпы и принял тяжелый и разрушительный характер. Наивысшей точки он достиг в 1932 г., когда уровень промышленного производства упал по сравнению с 1929 г. на 40 %. Доля Германии в мировом промышленном производстве упала с 15 % в 1928 г. до 9 % в 1932. Число безработных достигало 7 млн человек. Средняя заработная плата сократилась более чем в 2,5 раза. Упал жизненный уровень значительной части населения. Прекратился приток иностранных инвестиций, наступили сроки выплаты долгов по зарубежным кредитам, обострилась репарационная проблема. В состоянии глубокого паралича оказалась финансовая система.

Германия вступила в мировой экономический кризис, имея правительство «большой коалиции» (СДПГ, Центр, НДП, ННП) во главе с социал-демократом Германом Мюллером (1876-1931). Оно было сформировано после майских 1928 г. выборов в рейхстаг, которые зафиксировали слабость позиции буржуазных партий и укрепление роли СДПГ. Социал-демократы получили еще один шанс для активного влияния на формирование государственной политики и укрепления демократических институтов.

Антикризисная политика правительства «большой коалиции» опиралась на механизмы государственного регулирования экономики, но оказалась малоэффективной и противоречивой. Буржуазные партии требовали защитить «национального производителя». В декабре 1929 г. Имперский союз промышленности опубликовал меморандум под названием «Подъем или спад?». В ультимативной форме промышленники предлагали правительству снизить налог на капитал и активизировать инвестиционную политику. Но министры-социалисты на первый план выдвигали решение социальных проблем.

Большие надежды на финансовую стабилизацию коалиционный кабинет связывал с решением репарационного вопроса. В январе 1930 г. был утвержден новый репарационный план, подготовленный специальным комитетом международных экспертов под председательством американца Оуэна Янга (1874-1962). План Янга отменял иностранный контроль над германской экономикой. На 1931-1934 гг. аннуитеты снижались до 1,65 млрд марок. В последующие 30 лет аннуитеты устанавливались в размере 2 млрд марок. По истечении этого срока объем ежегодных платежей устанавливался заново и зависел от платежеспособности Германии. Для осуществления принятых решений в Базеле создавался специальный Банк международных расчетов. Однако исполнение плана Янга не могло сразу же дать позитивных результатов. В условиях финансового кризиса репарации продолжали висеть над Германией, как «Дамоклов меч». К тому же, в самой Германии план Янга вызвал резко отрицательную реакцию со стороны национал-патриотов. Нацисты и коммунисты называли его планом «нового закабаления Германии».

В марте 1930 г. назрел правительственный кризис. В его основе оказались социальные проблемы. Социал-демократы предложили повысить социальные пособия за счет увеличения отчислений работодателей в фонд по безработице с 3,5 до 4 %. Для них пособия по безработице служили мерилом социальной политики партии. ННП, которая ориентировалась на интересы промышленников, категорически отказалась поддержать предложение социал-демократов. Под давлением свободных профсоюзов, требовавших защитить безработных, СДПГ настаивала на своем предложении. Она не приняла и компромиссного варианта, предложенного Центром. Оказавшись в изоляции, фракция СДПГ вышла из коалиции, и 27 марта кабинет Мюллера прекратил существование.

Некоторые историки считают, что произошел «самоотказ» социал-демократов от политического компромисса, который прежде лежал в основе веймарской системы. Возможно, лидеры СДПГ проявили в марте 1930 г. политическую близорукость, решившись ответственность за провал своей политики возложить на буржуазные партии. Но, скорее, ННП и Центр «выдавливали» социал-демократов из правительственной коалиции. В экстремальных условиях начавшегося кризиса, буржуазные партии стремились реализовать свои взгляды на пути его преодоления. В марте 1930 г. произошел не просто полный развал «большой коалиции». Началась первая фаза распада веймарской государственной системы. Правительство Мюллера стало последним парламентским правительством Германии. Экономический кризис стал катализатором краха парламентской системы.

Отказ от парламентской демократии в конце 1920-х — начале 1930-х гг. оказался широким политическим явлением и скорее отвечал общим настроениям германского общества, чем был исключением. Правительственные кризисы, длительные и нередко бесплодные парламентские споры, межфракционная борьба и отстаивание партийных интересов дискредитировали идею парламентаризма в глазах многих немцев. Они считали, что «партийное государство» обанкротилось, что президентская система в условиях кризиса более приемлема и, безусловно, обеспечит экономическое и политическое оздоровление. Новые политические настроения уловили и форсировали буржуазные политические партии, промышленно-финансовые круги, Гинденбург и его окружение. Они не хотели больше иметь дела ни с социал-демократами, ни вообще с парламентским правительством. Формировалась точка зрения, утверждающая, что настала пора заменить оказавшуюся бессильной парламентскую систему авторитарной властью, президентским правлением.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Образование Веймарской республики в Германии. Кризис 1923г.

Параллельно событиям революции в Германии в провинциальном городке Веймаре начало свою работу Национальное собрание. Летом 1919г. оно приняло конституцию, по которой Германия становится республикой с сильной президентской властью и ответственным перед парламентом правительством. Источником власти провозглашался народ.

Главный принцип Веймарской конституции: провозглашение народного суверенитета, народное единство, свобода, социальная справедливость, возможность проведения референдума; закрепляла возможность передачи за выкуп в государственную собственность отдельных предприятий, право рабочих на организацию фабрично-заводских советов.

Узаконенный политический строй в Германии назывался Веймарская Республика, он сохранился до 1933г.

Ноябрьская революция 1918г. ускорила выход Германии из войны, после которой Германия находилась в экономическом кризисе. Большие средства ушли на войну, были утрачены экономические связи, разрушена транспортная инфраструктура, истощились запасы сырья и топлива, упали сборы зерновых, что привело к убыткам в с/х. Недоедание привело к уменьшению производительности труда, все это отразилось и на психике народа – он перестал уважать закон.

Инвестиций в страну не было. Чтобы стабилизировать положение Германия подписала 28.06.1919г. в Версале мирный договор. Объявленная виновницей войны – Германия лишилась колоний в Африке и на Тихом океане, потеряла Восточную Пруссию, Эльзас, районы граничащие с Бельгией и Данией, богатые источниками промышленного сырья; большую часть морского и ж/д транспорта. Версальский договор запретил Германии производство и использование новейших видов вооружения, обязывал сократить армию и выплатить репарации.

Подписав Версальский мирный договор германские политические силы пытались стабилизировать положение в стране, и в 1919г. в у власти закрепилась «Веймарская коалиция».

Правительство коалиции было связано с предпринимателями и финансистами, правительство призывало ликвидировать Брестско-Литовский договор с СССР и урегулировать отношения с другими странами и интегрировать германскую экономику в мировую. Их попытка отказа от жесткого государственного регулирования и перехода к либерализации рыночных отношений привели к катастрофе. Правительство было вынуждено увеличить налоги, эмиссии ценных бумаг и денежной массы, что в короткий срок увеличило государственный долг. Началось бегство капитала за границу, спекуляция товаров внутри страны. Это привело к наступлению на конституционный строй.

Октябрь 1923г. был насыщен острыми классовыми столкновениями. Вся Германия была охвачена массовыми стихийными волнениями и голодными бунтами. КПН, готовясь к борьбе, пошла на создание рабочих правительств с участием левых социал-демократов и коммунистов. Формировались организации самозащиты. Повсюду возникали комитеты действия, которым отводилась роль Советов.

Компартия ориентировалась на 2 этапа борьбы: сначала мобилизация широких пролетарских масс для отпора натиску монополий, защиты завоеваний революции, затем – переход в наступление, к битве за политическую власть. Эта программа не была реализована. Лидеры СДПГ, находясь в правительстве, были активными участниками буржуазных партий в удушении революции. Полную несостоятельность продемонстрировали и левые социал-демократы, сотрудничавшие с коммунистами, они ничего не сделали для самозащиты и капитулировали без борьбы.

Нанеся удар «врагу слева», германская монополистическая буржуазия стала терять интерес к «большой коалиции», т.е. к открытому сотрудничеству с СДПГ. С другой стороны, и руководство социал-демократической партии, дискредитировав себя сотрудничеством с буржуазией, понимало необходимость, перейдя в оппозицию, укрепить свое влияние в массах. 2 ноября СДПГ заявило о выходе из правительства.

Поражение революционных выступлений 1923г. создавало важные предпосылки стабилизации и упрочения капиталистических отношений в Германии.

studfiles.net

Веймарская республика (кратко)


Веймарская республика как последствия поражения Германии в Первой мировой войне.
Первая мировая война имела для Германской империи фатальные последствия. Поражение в войне тяжело далось для немецкого общества как в моральном плане, так и в экономическом отношении. Жители страны за тяжелые четыре военных года привыкли ко многим лишениям, но и с наступлением мира долгожданного спокойствия не наступило. Страны победительницы вели себя очень высокомерно по отношению к Германии, что стало одной из важных причин появления в стране очень сильных реваншистских настроений. Как империя Германия прекратила свое существование, как впоследствии Австро-Венгрия и Российская Империя. Революция 1918 года стала ответной реакцией на усталость общества от кровопролитнейшей мясорубки фронтов войны. Германия оказалась в числе проигравших стран и это ужасающим образом сказалось на внутриполитических настроениях в обществе. Огромные репарации, наложенные на государство, разруха в экономическом секторе, потеря одной десятой части Европейской территории и всех колониальных приобретений, миллионов соотечественников, сокращение армии до мизерных размеров, а также неустойчивое социальное положение большинства граждан – вот неполный перечень проблем, доставшийся новому государственному образованию от некогда мощнейшей империи. В 1919 году на территории проигравшей и ослабленной Германии образовалась Веймарская республика, названная в честь принятой в одноименном городе конституции. В государственном устройстве земля Германии делилась на 15 земель и 3 независимых города. Конституция страны была разработана законодательным органом – учредительным собранием и вступила в силу в августе 1919 года. Данный документ являлся демократическим и прогрессивным по своей сути, многие права и свободы человека были задействованы для Германии впервые, к ним относились: сокращенный до 8 часов рабочий день, что являлось для того времени прогрессивным нововведение, для граждан страны введены выборные права, для трудящихся был упрощен рабочий режим. Политические и экономические дрязги мешали устойчивой деятельности правительства государства, поэтому частая смена кабинетов министров стала повседневной обыденностью. Перманентные мятежи и восстания, как, к примеру, образование Баварской советской республики в 1919 году постоянно дестабилизировали и без того шаткую обстановку и отнимали ценные ресурсы на восстановление правопорядка. Подавление данного мятежа стоило тысяч погубленных жизней и многих экономических потерь и в без того ослабленном государстве.

Веймарская республика установила своеобразный мировой антирекорд по степени инфляции, которая измерялась сотнями тысяч процентов. Пик экономического коллапса пришелся на 1923 год, что очень сильно отразилось на немецкой промышленности, только начавшей выходить из затянувшегося кризиса. Мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 году также не обошел стороной Веймарскую республику. Правительство не могло справиться с растущей безработицей и обнищанием многих слоев населения. Экономические меры были недостаточно эффективны. Именно в этот период набирает силу нацистское движение, главной идеологией которого были реваншистские настроения и превосходство немецкого общества над всеми остальными. Правительства сменялись каждые несколько лет, к власти приходили представители различных политических курсов, однако меры, предпринимаемые для стабилизации экономической ситуации, не приносили ощутимого эффекта, хотя Германия с каждым годом постепенно выбиралась из экономической ямы. Главной проблемой в экономике являлся огромный внешний долг, странам победительницам составлявший более сотни миллиардов марок. В отношении репараций политика правительства в различные периоды была неоднозначна: в начале 20 годов это безоговорочное погашение всех сумм, в конце десятилетия уход от выплаты репараций. Вообще центральная власть по сравнению с другими Европейскими государствами в Германии периода Веймарской Республики была относительно слаба – это объясняется федеративным устройством государства и отсутствием ярких политических личностей, что в итоге привело к ликвидации Республики и приходу к власти национал-социалистов. Как ранее отмечалось, граждане германии получили право голоса на очередных выборах. В высший законодательный орган Германии рейхстаг выборы проходили каждые четыре года, президента страны избирали сроком на семь лет. По политическому устройству германия представляла собой республиканскую федерацию с относительно слабой центральной властью, что являлось как достоинством государства, так и его недостатком, поскольку в тот исторический период сильная центральная власть была намного предпочтительней для успешного социального развития. Положительной стороной данного явления являлось более самостоятельное развитие отдельных регионов страны.

Веймарская республика просуществовала вплоть до 1933 и оставила значительный след в современной немецкой истории, заложив фундамент демократических основ и современного государственного обустройства, однако, на смену республике пришел нацистский режим, нивелировавший все демократические завоевания революции и породивший самый ужасный общественный порядок за всю историю человечества. Произошло это, когда престарелый рейхсканцлер Гинденбург добровольно передал всю полноту власти будущему фюреру Адольфу Гитлеру, впоследствии упразднившему Веймарскую республику и основавшему третий рейх.

www.istmira.com

от Веймарской республики к Третьему рейху. Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события]

Германия: от Веймарской республики к Третьему рейху

Конституирование Веймарской республики еще не означало стабилизации ситуации в немецком обществе. Положение в экономике было исключительно тяжелым. Инфляция достигла гигантских размеров. Если в 1914 г. за 1 доллар давали 4,2 марки, то к концу 1922 г. – 4 тысяч марок. Процветала спекуляция и «черный рынок». Естественно, жизненный уровень большинства населения катастрофически упал. К этому надо добавить огромный психологический шок, который продолжали испытывать немцы от поражения и унизительных условий Версальского мира.

Хотя революция закончилась, ее отзвуки на протяжении еще нескольких лет будоражили Германию. И широкие слои населения, и элита общества не могли определиться относительно того, по какому пути следует двигаться Германии. Одна часть (ее интересы отражали Немецкая народная партия и Немецкая национальная народная партия) упорно не желала мириться с условиями Версальского мира, резко критиковала социальные статьи Веймарской конституции, делала ставку на консолидацию нации на основе идей реванша и возрождения рейха.

Их оппоненты справедливо возражали: как разбитая, разоренная, расколотая на враждебные группировки Германия собирается противостоять державам-победительницам? Наоборот, Германии необходимо быстрее интегрироваться в Версальскую систему и уже там добиваться постепенной реставрации своих позиций как великой державы. Для успешного решения этой задачи необходимо как можно скорее выбираться из полосы кризиса, в котором увязла страна, а для этого надо резко усиливать регулирующие функции государства в сфере экономики и развивать линию на налаживание социального партнерства между предпринимателями и рабочими. Подобный политический курс отстаивала Немецкая демократическая партия, ХДП, СДПГ.

Наконец, Компартия утверждала, что лишь переустройство общества на социалистических началах способно вывести Германию на столбовую дорогу прогресса.

Каждая из этих трех группировок не стремилась к налаживанию диалога со своими оппонентами, к укреплению консенсусных начал в политическом процессе. Наоборот, в политическом спектре тогдашней Германии было немало экстремистских организаций, стремившихся к реализации своих программно-целевых установок исключительно силовым путем. В марте 1920 г. группа правых экстремистов во главе с Каппом, сумев привлечь на свою сторону часть армейских соединений, находившихся в районе Берлина, подняла мятеж. Войска путчистов в ночь с 12 на 13 марта вошли в Берлин. Законное правительство бежало. Капп распустил парламент и объявил себя рейхсканцлером. Мятежники рассчитывали восстановить в стране довоенные порядки. Однако планам этим не суждено было сбыться.

В Германии вспыхнула всеобщая забастовка, в которой участвовало около 12 миллионов человек. Она показала, что у новоявленного диктатора нет серьезной поддержки в обществе. Политический маятник, качнувшийся вправо, теперь стал быстро сдвигаться влево. Компартия, потерпевшая в 1919 г. несколько тяжелых поражений, вновь встала на ноги. В одной только Рурской области под ее контролем находилась 100-тысячная Красная Армия. Правящей элите стало очевидно, что, во-первых, дальнейшие подобные авантюристические эксперименты неизбежно ввергнут страну в новую революцию с непредсказуемым исходом, а во-вторых, что инициативу в восстановлении порядка надо передать социал-демократам.

27 марта 1920 г. было создано правительство во главе с правым социал-демократом Г. Мюллером, которому удалось на время стабилизировать ситуацию. Однако передышка была недолгой. В мае 1921 г. державы-победительницы в жесткой форме потребовали от Германии выплаты репараций. Для не оправившейся от последствий войны немецкой экономики это было равносильно краху. Вновь разразился острейший политический кризис. В центре его был вопрос о том, как строить отношения с державами-победительницами. Правонационалистические организации попытались использовать эту ситуацию для реставрации своих пошатнувшихся после провала капповского путча позиций. Они яростно критиковали «политику выполнения», т. е. выплаты репараций, утверждая, что она обрекает страну на катастрофу. Однако, хотя в правящей элите у этой точки зрения было немало сторонников, возобладало мнение тех, кто полагал, что любая политика сопротивления требованиям держав-победительниц может обернуться еще более катастрофическими последствиями – утерей суверенитета.

В результате, в конце июня 1921 г., было сформировано правительство, которое возглавил И. Вирт, сторонник интеграции Германии в Версальскую систему. Одновременно он всячески стремился упрочить пока еще весьма хрупкие республиканские институты. Сделать это было непросто, ибо демократическая политическая система, гражданское общество функционирует эффективно только, если опирается на стабильный экономический фундамент, а его-то как раз в Германии и не было.

Среди магнатов немецкой тяжелой промышленности постепенно нарастало недовольство внешней и внутренней политикой правительства Вирта. Там бытовало мнение, что правительство, в угоду державам-победительницам и левым в самой Германии, не заботится должным образом о восстановлении и оздоровлении немецкой экономики. Стремясь свалить правительство Вирта, эти круги не жалели средств на финансирование пропагандистской кампании по дискредитации его политики, а с лета 1922 г. в тесном сотрудничестве с реваншистскими организациями перешли к политике саботажа в выплате репараций. В ноябре 1922 г. правительство Вирта пало.

За развитием событий в Германии внимательно наблюдали во Франции. Там было немало влиятельных политиков, которые полагали, что, сохранив пусть серьезно ослабленную, но единую Германию, Франция совершила страшную ошибку, которую, пока не поздно, следует исправить. Иными словами, речь шла о том, чтобы найти повод для нанесения превентивного удара по Германии с последующей ликвидацией ее как единого государства. Саботаж с выплатами репараций, сопровождавшийся всплеском националистических и реваншистских настроений в Германии, создавал благоприятную обстановку для осуществления этих замыслов.

11 января 1923 г., сославшись на то, что Германия саботирует выплату репараций, франко-бельгийские войска вошли в Рейнско-Рурскую область. Правительство призвало немцев к «пассивному сопротивлению» и к сплочению нации. Это, однако, ничего не решало, за исключением того, что экономика стала разваливаться буквально на глазах. Обстановка в Германии быстро накалялась. Резко активизировались ультраправые, развернувшие массированную атаку на Веймарскую республику за то, что она не способна защитить национальные интересы Германии. Они всячески пропагандировали идею сильной власти, которая якобы только и способна вывести страну из кризиса. С другой стороны, катастрофическое падение жизненного уровня основной части населения вызвало подъем забастовочного движения. Начавшаяся в августе 1923 г. всеобщая стачка привела к отставке правительства.

Было сформировано новое правительство «большой коалиции» (от СДПГ до Немецкой народной партии) во главе с, пожалуй, самым талантливым политическим деятелем Веймарской Германии Г. Штреземаном. Ему досталось тяжелое наследство: Рурский кризис зашел в тупик, экономика находилась на грани краха, страну потрясали острейшие социальные конфликты (кульминацией их стало восстание под руководством Э. Тельмана в Гамбурге 23–25 октября 1923 г.), вера в эффективность демократических институтов быстро падала.

И все же Веймарская республика пережила этот острейший кризис и выстояла. В ее пользу сработала комбинация из нескольких факторов. США и Англия, всерьез обеспокоенные развитием событий в Германии, сумели найти его развязку. На Лондонской конференции по инициативе США был одобрен «план Дауэса», согласно которому Германии предоставлялся очень крупный заем (преимущественно за счет США) в размере 800 миллионов золотых марок для восстановления немецкой промышленности. Эти средства позволили вновь привести в движение весь экономический механизм Германии. Удалось сбить инфляцию, снизить безработицу, предприятия стали получать прибыли и, соответственно, платить налоги. Государство же из полученных поступлений в казну вновь стало выплачивать репарации. От Франции потребовали вывести ее войска из Рура. Это позволило выбить почву у ультранационалистов, резко сузить массовую базу тех, кто требовал от правительства решительных мер по улучшению положения трудящихся, и открыло дорогу для интеграции Германии в Версальскую систему в качестве ее полноправного члена.

Стабилизации обстановки в Германии способствовала деятельность СДПГ, которая стала одной из важнейших опор Веймарской республики. Она прочно интегрировалась в ее политическую систему, стала «государственной партией». В ее программных документах четко проводилась мысль о том, что движение по пути общественного прогресса может осуществляться только в рамках «демократической политической системы» путем ее постепенного реформирования в сторону большей социализации. Революционное насилие объявлялось «детской болезнью» рабочего движения, неким атавизмом прошлой эпохи. Задача партии заключалась в том, чтобы «встраиваться во власть», стимулировать развитие «хозяйственной демократии». Деятельность СДПГ способствовала снижению того заряда радикализма, который имелся в немецком обществе.

Вопреки собственной воле, стабилизации Веймарской республики способствовала и КПГ. Постоянные фракционные разборки, метания в поисках оптимального курса, догматизм в решении тактических вопросов вели к падению престижа КПГ в массах, а это автоматически укрепляло устои Веймарской республики.

Все это в комплексе помогло преодолеть острейший кризис. Начиная с 1924 г. Германия наконец вступила в полосу стабильного развития. Правда, этот период оказался недолговечным, а сама стабилизация непрочной. Она продолжалась до осени 1929 г., когда на Германию, как и на другие западные страны, обрушился экономический кризис, в одночасье перечеркнувший все успехи стабилизации и поставивший под вопрос дальнейшую судьбу Веймарской Германии.

Германия относилась к числу стран, на которые кризис оказал самое разрушительное воздействие. Это и понятно. И без того еще не полностью оправившаяся от последствий войны и революционных потрясений 1918–1923 гг., отягощенная грузом репараций, немецкая экономика не имела серьезных резервов для сопротивления напору мощнейшего кризиса. Масштабы его действительно были огромны. В стране насчитывалось 7,5 миллионов безработных, и лишь 15–20 % из них получали пособия по безработице. Катастрофически упала заработная плата тех, кто сохранил работу. Обанкротилось более 30 тысяч мелких и средних предприятий. Серьезно пострадали даже крупные корпорации. Например, в 1932 г. такой гигант, как фирма Крупп, закончила год, не имея прибылей, – уникальная ситуация.

Когда разразился кризис, у власти находилось правительство «большой коалиции» во главе с лидером СДПГ Г. Мюллером. Однако «большая коалиция» могла эффективно функционировать только в условиях стабильности. Кризис вызвал серьезные противоречия между участниками коалиции относительно того, какими методами бороться с ним. Это привело к тому, что в марте 1930 г. коалиция распалась и правительство ушло в отставку. Новое правительство возгласил Брюнинг. Его кабинет не имел большинства в рейхстаге и существовал лишь «доверием президента», т. е. осуществлял оперативное управление государством с помощью чрезвычайных декретов. Законодательные функции парламента были сведены почти на нет. С этого момента и вплоть до прихода Гитлера к власти немецкое общество неуклонно дрейфовало вправо.

Правительство Брюнинга стремилось переложить последствия кризиса на плечи рядовых немцев. Принятая летом 1930 г. чрезвычайная программа борьбы с кризисом предусматривала значительное сокращение пособий по безработице, снижение зарплаты работникам бюджетной сферы, рост налогов на физических лиц. Понятно, что это не способствовало росту популярности правительства, но, самое главное, это вело к дискредитации демократических институтов в глазах избирателей. Это подтвердили проходившие в 1930 г. выборы в рейхстаг, принесшие неожиданно крупный успех партии, находившейся до этого на периферии политического процесса. Речь идет о национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), или нацистской партии. Она возникла еще в 1919 г. У истоков ее стояли Гитлер, Гесс, Штрассер и др. Однако ее влияние вплоть до описываемых событий было незначительным. В 1927 г. ее численность составляла всего 40 тысяч человек. А на выборах 1930 г. за нее проголосовало уже 6,5 миллионов немцев, и она стала второй по численности партией в рейхстаге. Что же позволило нацистам совершить такой рывок?

Национал-социалисты были в полном смысле слова «буржуазной партией нового типа». Жестко централизованная, со строгой внутрипартийной дисциплиной, построенная по принципу «вождизма» (фюрерства), эта организация превратилась в мощную, мобильную силу, способную, как таран, сокрушить своих противников. Однако успех нацистов объяснялся не только и не столько особенностями оргструктуры их партии. Гитлер предложил немцам собственную программу развития общества, у которой, с одной стороны, не было аналогов, а с другой, в ней находились мотивы, привлекательные для самых различных социальных групп. В центре мировоззрения нацистов было несколько идей. Они исходили из того, что мир разделен не по классовому признаку, как утверждали последователи Маркса, а по национальному. Нация является той основной единицей, из совокупности которых формируется мировое сообщество. Нации не равноценны: есть высшие, а есть и низшие. Немцы, естественно, относятся к числу высших, у них была, по мнению будущего фюрера немецкого народа, особая историческая миссия – стать главной движущей силой создания «нового мирового порядка».

Для реализации этой установки необходимо было пересмотреть итоги войны, уничтожить Версальскую систему. Это могла сделать только сильная, монолитная Германия, направляемая к великим свершениям волей фюрера. Отсюда идея «тотального государства», контролирующего и регулирующего все сферы жизни общества: экономику, политику, идеологию, культуру, мораль и т. д. Только так можно преодолеть раскол общества, мобилизовать все его ресурсы на выполнение той исторической миссии, которая возложена на немцев. Эти общие идеи конкретизировались применительно к запросам каждой социальной группы немецкого общества, и в целом получалась привлекательная для самых широких слоев населения, измученного кризисом, политическая платформа.

В правящей элите Германии, поначалу настороженно отнесшейся к нацистам, постепенно начинается поворот в настроениях в сторону поддержки этой партии, как единственной силы, способной предотвратить революцию, экономический крах и обеспечить возрождение великой Германии. Важной вехой в этом процессе стало создание в октябре 1931 г. «Гарцбургского фронта», когда на встрече националистически настроенных представителей финансово-промышленных кругов было признано, что национал-социалисты – самая перспективная партия с точки зрения этих сил. Следствием этого стало усиление финансовой и иной поддержки этой партии.

В апреле 1932 г. проходили выборы президента Германии. Хотя на них победил Гинденбург, Гитлер отстал от него не намного – 13,5 миллионов немцев отдали ему свои голоса. Вскоре после выборов пало правительство Брюнинга. Его сменил Папен. Дрейф вправо продолжался. Эту тенденцию закрепили итоги парламентских выборов, проходивших в июле 1932 г., когда за национал-социалистов проголосовало почти 14 миллионов и они смогли сформировать самую крупную парламентскую фракцию в рейхстаге. Выборы продемонстрировали, что нацисты поглотили почти весь электорат буржуазных партий, которые переживали в это время глубочайший кризис. Из серьезных оппонентов национал-социалистам осталось лишь две партии – СДПГ и КПГ.

Если бы эти две партии объединили свои усилия в борьбе с правой опасностью, то у них был бы шанс остановить марш нацистов к власти. Однако этого не произошло. Взаимная неприязнь социал-демократов и коммунистов помешала им организовать совместные действия по отпору нацистам. В историографии не прекращался спор о том, кто из них несет большую ответственность за то, что в Германии не удалось создать единый антифашистский фронт. Сейчас можно смело утверждать – СДПГ и КПГ несут за это равную ответственность. Вскоре и тем, и другим пришлось заплатить дорогую цену за свой догматизм и идеологическую зашоренность.

Пока СДПГ и КПГ занимались взаимными обвинениями, нацисты активно рвались к власти. Общая обстановка благоприятствовала их планам. Кабинет Палена не имел опоры ни в рейхстаге, ни в обществе. Он слабо контролировал ситуацию. В начале ноября 1932 г. проходили внеочередные парламентские выборы. Они не дали решающего перевеса ни одной из партий. Такая нестабильная ситуация не могла долго продолжаться. Веймарская Германия была больше не нужна правящей элите этой стране. В этой среде интенсивно обсуждались планы передачи всех рычагов управления страной Гитлеру.

Решающий шаг в этом направлении был сделан 30 января 1933 г., когда президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером. Тот сразу же приступил к тотальной перестройке политической системы Германии, а затем и других сфер жизни немецкого общества. Первое правительство, возглавляемое Гитлером, было не чисто нацистским, а коалиционным. В нем было всего 4 представителя национал-социалистической партии, остальные 11 были хотя и весьма правыми деятелями, но не входили в эту партию. Гитлер убедил Гинденбурга распустить рейхстаг, т. к. его состав, по его утверждениям, не отражал реального положения в стране. На 5 марта 1933 г. были назначены новые выборы. Предвыборная кампания проходила в обстановке жесточайшего прессинга против всех оппонентов нацистов. Специальным указом были запрещены все «антиправительственные демонстрации и митинги». Отрядам СС и СА (штурмовикам) были даны функции вспомогательной полиции.

Однако полной уверенности в решающем успехе на выборах у руководства национал-социалистов не было. Тогда они пошли на откровенную провокацию. 27 февраля 1933 г. они организовали поджог здания рейхстага. Нацистская пропаганда обвинила в этом коммунистов, которые якобы готовили государственный переворот. На них был обрушен град репрессий. В такой обстановке прошли выборы. 2/3 от общего числа мандатов, необходимых для того, чтобы получить от парламента чрезвычайные полномочия, нацисты не завоевали. За них проголосовало 17 миллионов человек, но это дало им лишь 43,9 % депутатских мест. Тогда Гитлер поставил вопрос о лишении депутатов-коммунистов их мандатов (81 мандат). Они были переданы национал-социалистам, которые, таким образом, стали доминировать в рейхстаге.

24 марта 1933 г. рейхстаг наделил Гитлера чрезвычайными полномочиями. Правительство было выведено из-под контроля парламента, оно могло издавать любые законы, в том числе и изменять Конституцию. К лету 1933 г. были распущены или самоликвидировались все нефашистские организации и политические партии. Под контроль государства была поставлена пресса. Органы нацистской партии стали выполнять государственные функции, а сама партия была объявлена «носительницей немецкой государственной мысли». Наконец, после смерти Гинденбурга 2 августа 1934 г. Гитлер стал одновременно выполнять обязанности президента и канцлера, а чуть позднее был провозглашен пожизненным канцлером и фюрером немецкого народа. В Германии сложилось новое государство – тотально контролируемый нацистами Третий рейх.

Параллельно с перестройкой политической системы шла модификация всей сферы социально-экономических отношений. И здесь государство взяло на себя контролирующие и регулирующие функции: в 1933–1935 гг. была создана всеобъемлющая система государственного регулирования этой сферы. Летом 1933 г. был образован Генеральный Совет немецкого хозяйства, который определял основные параметры экономической политики. Его рекомендации имели силу закона. В феврале 1934 г. была учреждена Организация промыслового хозяйства, объединявшая предприятия и предпринимателей по отраслям. Создавалось 7 групп, руководство которых контролировало и регулировало все стороны развития своей отрасли. Была введена всеобщая трудовая повинность, и в короткий срок удалось ликвидировать безработицу. Наконец, в 1936 г. был принят четырехлетний план, по которому в Германии должен был быть построен экономический фундамент, опираясь на который рейх рассчитывал вступить в решающую схватку в борьбе за установление «нового мирового порядка».

Экономика Германии действительно не только вышла из кризиса, но и развивалась благодаря государственному патернализму быстрыми темпами. Правда, не во всех отраслях прогресс был одинаковым. Лидировала тяжелая индустрия и военная промышленность. Тем не менее позитивные сдвиги в сфере экономики были очевидны, и это не могло не сказаться на социальной обстановке. Вместо профсоюзов был создан подконтрольный нацистской партии Немецкий трудовой фронт, который должен был проводить в жизнь идею социального партнерства рабочих и работодателей. Действительно, Третий рейх по существу не знал открытых конфликтов в сфере трудовых отношений. Но дело здесь не только в наличии мощного репрессивного аппарата и тотального контроля за всеми сторонами жизни населения. При нацистах заметно расширились социальные функции государства. В обмен на политическую лояльность оно готово было идти на многие неординарные шаги (строительство домов отдыха, поощрение народного туризма, помощь молодым семьям и т. д.). В результате уровень и качество жизни большей части населения заметно улучшился, и в их сознании это ассоциировалось с политикой национал-социалистов и прежде всего «гениального фюрера», авторитет которого в то время в немецком обществе был очень высок.

Его престиж укрепляла и успешная внешняя политика, позволявшая нацистской пропаганде утверждать, что Гитлер восстанавливает попранное достоинство немцев и уверенно ведет страну к вершинам процветания и могущества. Уже в 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций, продемонстрировав этим шагом, что не считает себя связанной условиями мирного урегулирования. В 1935 г. она установила без особых проблем контроль над Саарской областью. В том же году, вопреки условиям мирного договора, в стране была введена всеобщая воинская повинность. Германия начала форсированными темпами создавать военную авиацию и военно-морские силы. Используя противоречия в стане великих держав, искусно играя на антисоветских настроениях, широко распространенных на Западе, Гитлер уверенно шел к поставленной цели.

Цель эта была предельно откровенно сформулирована в его книге «Майн Кампф» – мировое господство. До поры до времени на этом пути Гитлеру сопутствовал успех, и у немцев с каждым днем крепло убеждение, что они действительно избранная нация и, ведомые фюрером, они уже в ближайшем будущем утвердят в мире «новый порядок». Какую цену придется за это заплатить остальному миру, да и самим немцам, тогда в Германии почти никого не волновало. В Третьем рейхе все откровеннее готовились к новой мировой войне.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

65. Кризис веймарской республики установление фашистской диктатуры, ее механизм в 1933–1945 гг

В 1923 г. провалилась первая попытка национал-социалистической рабочей партии Германии (национал-социалистов, нацистов, фашистов) захватить государственную власть («пивной путч» в Мюнхене). Тогда сторонники Адольфа Гитлера решили прийти к власти законным путем, что им удалось 30 января 1933 г., когда президент Гинденбург назначил их лидера рейхс-канцлером, после уверенной победы фашистской партии на выборах в рейхстаг в 1932 г. Использовав провокационный поджог рейхстага, в котором обвинили коммунистов, фашисты ввели в действие ряд чрезвычайных мер, фактически отменив демократические положения Веймарской конституции, хотя формально этот документ действовал вплоть до падения нацистского режима в 1945 г. Земли были поставлены под прямой контроль имперского правительства, представленного в лице имперских наместников. В 1934-35 г. был ликвидирован орган представительства земель на имперском уровне – рейхсрат, а также местное самоуправление.

Уже 24 марта 1933 г. рейхстаг принимает Законы «Об устранении бедственного положения народа и государства», «О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств», на основании которых правительство получает законодательные права; устанавливалась цензура и запрещалось всякое инакомыслие. Теперь имперские законы фактически принимала канцелярия национал-социалистической (фашистской) партии Германии. Рейхстаг стал формироваться лично А. Гитлером В декабре 1933 г. был издан Закон «Об обеспечении единства партии и государства»: функции партийных и государственных органов тесно переплетались, ими руководил один человек (рейхсканцлер и рейхсфюрер А. Гитлер).

В 1934 г. умер президент Гинденбург, выборы нового главы государства не проводились (сама должность имперского президента была упразднена) страну возглавил рейхсфюрер и пожизненный рейхсканцлер Гитлер, он же стал верховным главнокомандующим и военным министром.

Важным звеном механизма фашистской диктатуры стали органы, осуществлявшие идеологическую обработку немецкого народа: было создано Министерство общественного просвещения и пропаганды во главе с Геббельсом. Партийно-государственный контроль распространился на культуру, литературу, искусство и науку. Особую роль играли специальные партийные «штурмовые отряды» (СА), служба безопасности (СС), специальная служба порядка (СД)тайная государственная полиция (гестапо). Нацистскими спецслужбами руководил рейхсфюрер СС Гиммлер. Войска СС охраняли концентрационные лагеря, создававшиеся с 1936 г. В 1939 г. Гиммлер возглавил вновь созданное Главное управление имперской безопасности.

Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии. Судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан В 1933 г. были созданы особые суды для расправы с антифашистами. С 1934 г. начал работу Народный трибунал по вопросам государственной измены.

66. Образование фрг. Конституция 1949 г

В 1949 г. для Западной Германии были приняты Оккупационный статут и Основной закон Федеративной Республики Германии (ФРГ). «Боннская» конституция объявила Германию парламентской республикой, построенной на принципе федерализма. ФРГ определяется как демократическое, социальное и федеративное государство. Первый раздел Конституции посвящен правам человека, что подчеркивает их приоритет перед всеми другими положениями. Федерация в целом и каждая земля в отдельности «самостоятельны в своем бюджете и независимы друг от друга». Выделяются широкая сфера исключительного федерального законодательства; сфера конкурирующего законодательства федерации и земель; сфера «рамочного» федерального законодательства; все остальное отнесено к законодательным полномочиям земель.

Основным законодательным органом ФРГ является нижняя палата парламента – бундестаг, избираемый на четыре года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина – по партийным спискам (пропорциональное представительство). Интересы земель представлены в бундесрате. Количество представителей земли (представителями земли в бундесрате являются члены земельного правительства) зависит от количества населения земли, но не менее трех человек. Согласие бундесрата необходимо при принятии законов, относящихся к конкурирующей сфере, затрагивающих интересы земель.

Для выборов главы государства – президента республики – создается особое собрание (федеральное собрание), состоящее из равного количества депутатов бундестага и лиц, избранных ландтагами на пропорциональной основе. Срок полномочий президента – пять лет. Президент назначает канцлера, который утверждается бундестагом. Обычно канцлером становится лидер победившего на выборах в бундестаг избирательного блока. Канцлер формирует правительство. Президент выступает в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя. Однако командует немецкими вооруженными силами (бундесвером) министр обороны (в мирное время) либо федеральный канцлер (во время войны). Распоряжения президента требуют контрасигнации федеральным канцлером Президент формально назначает и увольняет федеральных судей, некоторых федеральных чиновников, промульгирует федеральные законы. Предусматривается процедура отрешения президента от должности (через Федеральный конституционный суд)

Основная власть находится у правительства, возглавляемого федеральным канцлером. На практике именно федеральный канцлер определяет основные направления внутренней и внешней политики Германии, представляет страну в международных отношениях. Правительство в своей деятельности ответственно перед федеральным парламентом.

Федеральный конституционный суд (орган конституционного контроля) толкует Основной закон ФРГ, разрешает споры об объеме и пределах компетенции федеральных и земельных органов государственной власти, проверяет принимаемые федеральные законы и иные акты на предмет их соответствия Конституции.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *