Содержание

характеристики, особенности конструкции и история создания

Крейсеры Второй мировой войны — большие многоцелевые быстроходные артиллерийские корабли, которые выполняли самые разные задачи в нападении и обороне. Данные цели они осуществляли самостоятельно и в рамках корабельных соединений. Широкое разнообразие выполняемых крейсерами задач привело к появлению целого подкласса специализированных кораблей.

Например, в годы Второй мировой войны выделяли легкие, тяжелые линейные крейсеры, бронепалубные и броненосные, учебные и авианосные корабли. Менее трети из них были построены во время самой войны, еще часть — в 20-30 годы ХХ века, а оставшиеся единицы военно-морского флота участвовали еще в Первой мировой войне

Количество

Крейсеры в Второй мировой войне играли важную роль в противостоянии. В настоящее время исследователи и военные историки подсчитали, что всего противоборствующими сторонами было использовано 346 крейсеров, 138 из которых погибли.

Абсолютным лидером по этому показателю являлась Великобритания, на вооружении которой находились 108 крейсеров. 37 из них были уничтожены. Больше всего у англичан было так называемых легких крейсеров.

В тройку стран по количеству крейсеров в Второй мировой войне также входят США (84 корабля) и Япония (51 крейсер). При этом японский флот понес в процентном и абсолютном соотношении самые существенные потери. К концу войны на вооружении остались только четыре крейсеры.

Статистика по остальным странам следующая:

  1. Италия — 25 крейсеров.
  2. Франция — 19 крейсеров.
  3. Германия — 12 крейсеров.
  4. Советский Союз — 10 крейсеров.
  5. Аргентина — 7 крейсеров.
  6. Испания — 6 крейсеров.
  7. Нидерланды — 5 крейсеров.
  8. Швеция — 4 крейсеры.
  9. Турция — 3 крейсеры.
  10. Бразилия, Греция, Перу, Польша — 2 крейсеры.
  11. Югославия — 1 крейсер.

Линейные

Рассмотрим в этой статье основные типы крейсеров периода Второй мировой войны, которые принимали участие в боях и сражениях.

Важное место занимали линейные крейсеры — это класс артиллерийских кораблей, вооружение которых было максимально приближено к линкорам, однако они обладали более высокой скоростью за счет легкого бронирования.

Данный тип крейсеров Второй мировой войны появился при развитии броненосцев. Предполагалось, что они станут авангардом морских сил, а в сражениях начнут исполнять функцию быстроходного судна. По сути, линейные крейсеры оказались в переходном положении между тяжелыми крейсеры ми и линкорами.

Им было поручено выполнять следующие задачи:

  • содействие и поддержка небольшим крейсеры м-разведчикам;
  • разведка;
  • экспедиции в тыл вражеских сил;
  • преследование врага, который решил отступать в сражении;
  • окружение врага во время боевых действий.

Те корабли, которые были построены до войны, считались несбалансированными по тактико-техническим характеристикам, поэтому становились фактически ненужными для флота. Линейные крейсеры представляли собой вымирающий класс судов, который не оказал какого-либо влияния на итог войны.

Тяжелые

Намного большее значение оказали тяжелые крейсеры во Второй мировой войне. Они были предназначены для ведения боевых действий на значительных расстояниях, участвовали в установке минных заграждений, обеспечивали высадку морского десанта. У этих кораблей была развитая бронированная защита, которая могла эффективно противостоять артиллерии противника.

Став важной силой для всех крупных флотов, участвовавших в войне, они интенсивно использовались армией Великобритании, Японии, США, Франции, Италии и Германии. Но при этом результаты их деятельности считались весьма неоднозначными. Например, английские крейсеры результативно проявили себя при обороне коммуникаций, за счет своей автономности могли на протяжении длительного времени оставаться на океанских просторах, нанося существенный урон вражескому флоту.

Полезными оказались эти корабли и при эскортировании полярных конвоев. Но были и существенные минусы. При столкновении с серьезным противником примитивная система управления огнем и слабая защита значительно ограничивали их боевые возможности. Например, они были крайне уязвимы при атаках с воздуха из-за слабо развитой системы противовоздушной обороны.

Американские тяжелые крейсеры были эффективны в качестве огневой поддержки при осуществлении десантных операций, при этом несли существенные потери, сталкиваясь с японскими эсминцами. Итальянские тяжелые крейсеры были не в состоянии добиваться успеха на больших дистанциях, а на сближение умышленно не шли из-за слабого бронирования. Более того, они вообще редко выходили в море из-за недостатка топлива, поэтому никаких успехов не добились в принципе.

Не лучшим образом во время войны чувствовали себя и тяжелые крейсеры Гитлера. Только в начале они имели определенный успех, а затем были практически полностью уничтожены британской авиацией.

Японские суда превосходно себя показали на первом этапе войны. Но когда в дело вступили подводные лодки и авиация, они не смогли им противостоять.

Легкие и бронепалубные

На таких крейсерах бронированная палуба защищала орудии и механизмы самого корабля. Броневым поясом они были оснащены по ватерлинии. Однако такие суда были устаревшими для начала Второй мировой войны. Как правило, их использовали только в качестве вспомогательных кораблей.

Другое дело — легкие крейсеры Второй мировой войны. У них была развитая броневая защита, значительное артиллерийское вооружение. В разные периоды противостояния они принимали участие практически во всех значимых операция, однако и их эффективность была противоречивой. Немецкие легкие крейсеры в Второй мировой войне демонстрировали низкую мореходность, поэтому были переведены на Балтику. Там они действовали до самого конца войны без особых успехов.

Итальянские корабли обладали высокой скоростью, но не могли пользоваться этим преимуществом из-за низкой броневой защиты. К тому же, их артиллерия была несовершенной. После первых существенных поражений они начали действовать предельно осторожно. Но и тогда несли потери, в том числе от английских эсминцев.

Японские легкие крейсеры считались устаревшими, что не позволяло им претендовать на успех непосредственно в бою. Поэтому их применяли для эскортирования десантных кораблей. Основные потери, как и немцы, они потерпели от авиации и подводных лодок.

Легким крейсерам британского флота удавалось успешно противостоять даже противнику, который значительно превосходил их в силе. При определенных обстоятельствах они несли существенную угрозу даже для кораблей более высокого класса. По соотношению «цена-качество» корабли типа «Фиджи» многими считались идеальными судами. Основные потери им нанесла авиация.

Американские легкие крейсеры были весьма современными и вступали даже в ночные сражения с тяжелыми крейсерами императорского флота Японии. В некоторых случаях даже выходили победителями за счет своей высокой огневой производительности.

Советским Союзом этот тип судов также использовался. Однако не в том смысле, который закладывался при их строительстве. На Балтийском флоте на протяжении всей Великой Отечественной эти суда выполняли функции плавучих батарей, которые поддерживали защитников Ленинграда. На Черном море их применяли для решения самых разных задач, например, для высадки десанта. Главной опасностью для них были фашистские бомбардировщики. С середины войны они не участвовали в крупных операциях, опасаясь существенных потерь.

Минные заградители и специализированные крейсеры

Минные заградители получили наибольшее распространение во Франции и Великобритании. Например, английские корабли этого типа были вооружены универсальной артиллерией, а легкобронированные французские суда были способны поднимать на борт до двухсот мин.

Военно-морские силы других участников войны не строили специальных крейсеров, становившихся минными заградителями. Однако они часто предусматривали вероятность перевозки большого количества мин на корабле в случае необходимости.

С 1930-х годов некоторыми странами начали использоваться специализированные крейсеры, которые в результате стали именоваться крейсерами противовоздушной обороны. Их строили на базе небольших бронированных судов, которые были способны противостоять бомбардировщикам, выступали в качестве лидера эсминцев. Например, в Великобритании такими кораблями были крейсеры типа «Дидо», а на американском континенте — типа «Атланта».

Эксперты отмечают, что этот принципиально новый класс себя все-таки не оправдал. Он был слаб для морского боя с серьезным противником, при этом не показал себя в качестве эффективного оплота флотской противовоздушной обороны. Британским кораблям этого типа не хватало скорости наводки и огневой мощи, а американские испытывали постоянные трудности с надежностью систем управления.

Флот Советского Союза

Крейсеры СССР в Второй мировой войны были задействованы на Черном и Балтийском морях. Уже в первый день нападения Гитлера на Советский Союз с крейсера «Киров» был открыт огонь по фашистским самолетам, направлявшимся на Ригу.

С 4 сентября, когда фашистские войска вышли к Ленинграду, и до января 1944 года они регулярно обстреливались с крейсеров, стоявших в Балтийском море.

На Черном море немецкие войска рассчитывали захватить порты с суши на протяжении от Туапсе до Одессы. Какие в этом районе советские суда использовались во Второй мировой войне? Крейсеры СССР назывались «Красный Кавказ» и «Червона Украина». Весной 1942 года вместе с мощным судном под названием «Ворошилов» они устроили успешный прорыв к Севастополю, доставив в город, который находился в осаде, такие необходимые в то время артиллерию, войска и боеприпасы.

Регулярно успешно прорывался в Севастополь и черноморский крейсер «Слава», который был единственным, оснащенным опытной радиолокационной станцией. Громоздкое сооружение из металлических прутьев с вращающейся антенной было еще далеко от совершенства, но регулярно сообщало о приближающихся вражеских самолетах.

В середине 1942 года во время боя у побережья Крыма у крейсера «Слава» оторвало корму. Работники морского завода, вовремя эвакуированного из Севастополя, позаимствовали эту часть судна с незавершенного крейсера «Фрунзе», приделав ее к поврежденному судну. Так оно вернулось в строй.

В ноябре 1944 году Севастополь, наконец, был освобожден. На Графской пристани сегодня установлена мемориальная доска в память о крейсерах СССР периода Второй мировой войны.

Японские суда

Япония прославилась успешным использованием легких крейсеров. «Носиро», «Агано», «Сакава» и «Яхаги» активно участвовали в сражениях практически с самого начала войны. Они стали основой для следующей серии, из которой в строй успели ввести только «Оедо».

В самом начале Второй мировой войны японские крейсеры (их числилось 39) были на вооружении императорского флота. Из них 21 легких и 18 тяжелых. Уже после начала войны в строй успели ввести еще четыре японских легких крейсера. Вторая мировая война могла завершиться победой нацистов.

Однако если поначалу ситуация для японского флота складывалась благополучно, то к концу войны начались существенные потери. В 1944 году в течение буквально четырех дней отправились ко дну десять кораблей.

Что произошло за год до окончания Второй мировой войны? Японский тяжелый крейсер «Наки» в ноябре, находясь в Филиппинском море под командованием вице-адмирала Сима, попытался вырваться из Манильской бухты. Начался ожесточенный бой с американской авиацией, в ходе которого он продемонстрировал выдающиеся качества, после чего даже стал считаться непотопляемым. Американцам все-таки удалось его потопить, но для этого им потребовалось 16 ракет, 6100-килограммовых и 13 полутонных бомб, 9 торпед.

Уже затопленный «Наки» обследовали американские водолазы, обнаружившие на нем множество секретных документов и два миллиона иен. Уникальность ситуации заключалось в том, что это был единственный случай в истории, когда за один раз было обнаружено столько секретных сведений, представлявших огромное значение. В течение месяца после этого американская авиация потомила еще два японских тяжелых крейсеры — «Кисо» и «Кумано».

В общей сложности, к концу война противники потопили 38 кораблей этого типа, еще три были полностью выведены из строя. Из всей армады уцелели только «Касима» — японский легкий крейсер. В Второй мировой войне его использовали для перевозки японских военных после окончательной капитуляции. А также «Сакава», затонувший у атолла Бикини во время испытаний американцами атомной бомбы.

ВМС США

Строительство американских крейсеров началось только в 1918 году. За несколько лет были созданы несколько легких судов типа «Омаха», после чего последовал продолжительный перерыв длиною в шесть лет.

Легкие крейсеры США были в дефиците к 1939 году, что побудило начать срочное проектирование недостающих боевых единиц. Для борьбы с японскими эсминцами предназначались корабли типа «дидо». Следующим этапом стали сразу семь крейсеров противовоздушной обороны.

При проектировании американских крейсеров для Второй мировой войны обращали внимание на их возможность совершать дальние переходы, воевать на значительном расстоянии от своих морских баз. При этом крупные корабли у США всегда получались удачнее малых. Так что тяжелые крейсеры США в Второй мировой войне представляли для противников существенную угрозу.

Например, именно на вооружении ВМС США находился крейсер «Балтимор». Его многие называли сильнейшим тяжелым крейсером Второй мировой войны.

Немецкие силы

Крейсеры Германии для Второй мировой войны начали формироваться в составе немецкого флота только с 1925 года. Именно тогда, по Версальскому договору, стране, проигравшей в Первой мировой войне, было разрешено получить 6 легких крейсеров. Одним из них стало судно «Эмден».

С 1935 года Германия отказалась признавать какие-либо ограничения Версальского мирного договора, приступает в постройке мощных тяжелых крейсеров. Все, что касалось этих проектов, немцы тщательно скрывали, занижали цифры по водоизмещению и другие показатели.

Судьба фашистских тяжелых крейсеров поначалу складывалась весьма удачно, особенно если не учитывать гибели «Блюхера». Известен корабль «Принц Ойген», который с 1940 года был на рейде в Северной Атлантике, сопровождал линкор «Бисмарк», который потопили англичане, сам же он сумел оторваться и зайти во французский порт Брест.

Отсюда он уже выступил вместе с линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау», направившись в воды Норвегии. Здесь он был подбит английской торпедой, после чего встал на ремонт на Балтике.

Судьба его оказалась печальной. Вместе с «Нюрнбергом» был вынужден сдаться в Копенгагене. Оказался в плену у американцев, которые потопили его возле атолла Бикини.

Британские ВМС

Англичане приступили к строительству так называемых «вашингтонских крейсеров» еще в 1922 году. При этом прототипом для этих кораблей послужил британский океанский лайнер «Хокинс».

Это были быстроходные и весьма мощные суда, которые при стандартном для того времени водоизмещении могли перевозить восемь мощных орудий, при этом развивать скорость более тридцати узлов. От вашингтонской формулы англичане стали отходить только в самом конце 20-х годов ХХ столетия, тогда и у них начали появляться тяжелые крейсеры. К тому же англичане еще со времен Первой мировой войны стремились создать универсальный крейсер, который сочетал бы в себе свойства океанского крейсера и эскадренного разведчика. Проводившиеся постоянно опыты, позволили им к 1929 году получить несколько удачных образцов — «Нептун», «Линдер», «Акилес», «Орион» и «Эйджекс».

Ради экономии веса, которая в то время имела большое значение, на них было решено использовать линейное размещение котельных установок. Четыре котла были сосредоточены в отделениях, расположенных по соседству. Эти технические новинки значительно снижали живучесть корабля, так как смертельно опасной для него теперь становилась одна-единственная торпеда. Попав в отделение между котельными, она моментально выводила из строя все котлы без исключений.

В будущем английские конструкторы начали применять иное расположение установок, максимально разнося котельные по судну.

На развитие английского судостроения большое влияние оказало так называемое морское соглашение 1930 года, подписанное в Лондоне. Оно определило предельное водоизмещение для легких крейсеров. При этом были введены не только качественные, но и количественные ограничения. Документ подписали, помимо Англии, США и Япония. Заключенные соглашения побудили англичан перейти к судам с минимальным водоизмещением, чтобы на практике получить максимальное количество кораблей. В результате проектирование крейсеров серии «Линдер» было решено прекратить.

С началом противостояния против фашистской Германии стали развивать легкие крейсеры Англии периода Второй мировой войны. Например, это были корабли типа «Фиджи», которые оказались намного быстроходнее, чем предшествующие им крейсеры проекта «Саутгемптон».

Боевой опыт продемонстрировал невысокую потребность в кораблях такого типа. Зато значительное развитие получили легкие крейсеры «Аретьюза».

Особняком при этом стоят английские крейсеры Второй мировой войны, которые выполняли функции минных заградителей. Конструктивно это были увеличенные эсминцы с силовой установкой и без брони, что позволяло им развивать внушительную скорость в сорок узлов, имея на борту по 160 мин и шесть 120-миллиметровых орудий.

С самого начала Второй мировой войны на крейсеры королевского флота Великобритании легла значительная нагрузка. Об этом, например, свидетельствует тот факт, что из 73 судов, которые были построены после окончания Первой мировой войны, погибли треть. Максимальные потери британского флота пришлись на 1942 год, когда королевские ВМС лишились десяти крейсеров. Годом ранее погибли еще девять кораблей этого же типа.

Окончательно в прошлое английские крейсеры ушли в конце 1960-х годов, когда три последних корабля этого типа были переоборудованы для других целей.

fb.ru

Первая морская битва Второй мировой

«Адмирал граф Шпее» стал третьим немецким «карманным линкором», построенным после крейсеров «Дойчланд» («Лютцов») и «Адмирал Шеер». В первые месяцы Второй мировой он безнаказанно топил британские торговые суда, став самым знаменитым кораблём своего типа. А итоги его первого и последнего боя дают богатый материал для анализа эффективности артиллерийского вооружения и броневой защиты немецких тяжёлых крейсеров. Почему же бой при Ла-Плате и его результаты до сих пор вызывают столь жаркие споры?

На момент начала Второй мировой войны тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» под командованием капитана-цур-зее Ганса Лангсдорфа находился в Центральной Атлантике. Приказ на открытие крейсерской войны он получил только 25 сентября 1939 года – до этого момента Гитлер ещё рассчитывал мирно уладить конфликт с Великобританией. Война должна была вестись строго по призовым правилам, поэтому о неожиданных артиллерийских или торпедных атаках речи не шло.

Почти два с половиной месяца «Шпее» и «Дойчланд» вместе с несколькими судами снабжения безнаказанно действовали в Атлантическом и Индийском океанах. Для их поиска англичанам и французам пришлось выделить 3 линейных крейсера, 3 авианосца, 9 тяжёлых и 5 лёгких крейсеров. В конце концов, группа «G» коммодора Генри Хэрвуда (тяжёлый крейсер «Эксетер», лёгкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес») перехватила «Шпее» у берегов Южной Америки, недалеко от устья реки Ла-Плата.

Этот бой стал одним из немногих классических артиллерийских морских сражений Второй мировой войны, дав наглядную иллюстрацию к старому спору о том, что эффективнее – калибр орудий или вес залпа?

«Адмирал граф Шпее» проходит через Кильский канал, 1939 год
Источник – johannes-heyen.de

По суммарному водоизмещению три британских крейсера превосходили «Шпее» примерно вдвое, по весу минутного залпа – более чем в полтора раза. Чтобы превознести достижения своей стороны, некоторые британские исследователи сравнивали вес разового залпа кораблей без учёта темпа стрельбы – эти цифры дошли до советской печати и некоторое время дезориентировали любителей военно-морской истории. Согласно этим данным, корабль стандартным водоизмещением 12 540 т оказывался вдвое мощнее трёх крейсеров общим стандартным водоизмещением 22 400 т.

Схема тяжёлого крейсера «Адмирал граф Шпее», 1939 год
Источник – А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии, 1939–1945. СПб, 1995

«Шпее» нёс всего шесть орудий, зато 283-мм калибра, выпускавших в минуту 4500 кг металла. Кроме того, у него имелось восемь 150-мм орудий в лёгких установках, размещённых по четыре на борт (ещё 2540 кг металла в минуту, по 1270 кг на борт).

Кормовая башня «Адмирала графа Шпее»
Источник – commons.wikimedia.org

«Эксетер» также нёс шесть орудий, но лишь 203-мм, так как первоначально считался скаутом класса «B», а не «А». Вес его минутного залпа составлял всего 2780 кг – в два с лишним раза меньше, чем у противника. Однотипные «Аякс» (флаг Хэрвуда) и «Ахиллес» имели по восемь 152-мм орудий в двухорудийных башнях и при максимальной скорострельности (8 выстрелов в минуту) могли выпускать в минуту по 3260 кг металла (больше, чем флагман). Таким образом, суммарный бортовой залп британской эскадры составлял 9300 кг, то есть, превосходил залп «Шпее» если не в два, то минимум в полтора раза (с учётом того, что средний калибр «немца» мог вести огонь на борт лишь половиной орудий). Несомненно, «Шпее» был гораздо лучше защищён, зато имел на 5 узлов меньшую скорость. Таким образом, имел место классический пример «несимметричного» боя, в котором каждая сторона имела свои преимущества.

Один против трёх

Противники обнаружили друг друга утром 13 декабря 1939 года, почти одновременно (около 5:50 по Гринвичу), однако немцы быстрее поняли, что перед ними – боевые корабли. Правда, лёгкие крейсера они приняли за эсминцы, поэтому рейдер охотно двинулся на сближение. В первые минуты огня никто не открывал, хотя дистанция составляла чуть больше сотни кабельтовых.

В 6:14 коммодор Хэрвуд отдал приказ разделиться, чтобы взять противника в «клещи». Тяжёлый «Эксетер» двинулся прямо на «немца», заходя слева от него, в то время как оба лёгких крейсера пошли по широкой дуге, обходя противника справа и держась на большом расстоянии от него. Этот манёвр выглядит странно: держась на расстоянии в сотню кабельтовых, англичане имели мало шансов попасть в противника, в то время как вражеские 283-мм пушки оставались для них весьма опасными. Напротив, наиболее эффективной тактикой для них было быстро сократить дистанцию и приблизиться на такое расстояние, когда 152-мм снаряды смогут пробить борт «Шпее». К тому же, это позволило бы британцам использовать торпедные аппараты – немцы такой возможности побаивались (свидетельством этому является поведение «Лютцова» и «Хиппера» в «Новогоднем бою» 31 декабря 1942 года). «Эксетер» действительно стрелял торпедами в начале боя, а вот «Аякс» использовал их только в конце боя (около 7:30), когда дистанция сократилась до 50 каб; чуть ранее одну торпеду выпустил «Шпее». Даже если бы торпеды не попали в немецкий крейсер, уклонение от них, так или иначе, понизило бы точность его стрельбы.

Английские крейсера «Аякс» и «Эксетер» (на заднем плане). Монтевидео, ноябрь 1939 года
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

В свою очередь, «Эксетер», с его более дальнобойными орудиями, не имел никакой необходимости сокращать дистанцию. Единственное объяснение его манёвра состоит в том, что англичане преувеличивали защиту «Адмирала графа Шпее» и постарались подойти к нему поближе. Однако это никак не оправдывает разделения сил: в одиночку тяжёлый крейсер существенно уступал «карманному линкору». Вдобавок, заходя с разных сторон, англичане позволил противнику ввести в действие все восемь 150-мм орудий вместо четырёх.

Первая фаза боя: сокрушительный удар по «Эксетеру»

В 6:18 «Шпее» открыл огонь по «Эксетеру» из носовой башни главного калибра с дистанции примерно 90 каб. «Эксетер» ответил в 6:20 – сначала из двух носовых башен, затем, чуть довернув влево, ввёл в действие кормовую башню. В 6:21 начал стрельбу «Аякс», в 6:23 – «Ахиллес». Все британские корабли вели огонь полубронебойными снарядами («коммон») – для 203-мм орудий это было вполне оправданно, но 152-мм снаряды не имели шанса пробить броню «немца». Логичнее было бы использовать фугасные снаряды, имевшие больший поражающий эффект, но в начале войны англичанам их попросту не хватало.

Немцы стреляли «лесенкой» – давали следующий залп, не ожидая падения предыдущего – но для большей точности сначала вели огонь из башен поочерёдно, и перешли на полные шестиорудийные залпы только после того, как добились первого накрытия. Сначала «Шпее» стрелял полубронебойными снарядами, но после первых накрытий перешёл на фугасные мгновенного действия: главный артиллерист немецкого крейсера Пауль Ашер рассчитывал добиться максимального поражения, считая защиту «Эксетера» слабой и неполной.

Тяжёлый крейсер «Эксетер» в 1941 году
Источник – С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012

«Эксетер» был накрыт уже третьим залпом, получив существенные осколочные повреждения незащищённого оборудования (в частности, был уничтожен самолёт на катапульте). Четвёртый залп дал одно попадание в носовую часть, но полубронебойный 283-мм снаряд пронизал корпус насквозь, не успев взорваться. Следующее попадание было столь же малорезультативным – возможно, немцы заметили это и поэтому перешли на стрельбу фугасными снарядами.

Первый же попавший в «Эксетер» 283-мм фугасный снаряд (в 6:25) взорвался, ударившись о вторую башню – её лёгкая 25-мм броня пробита не была, но башня всё равно вышла из строя до конца боя. Осколки выкосили людей на мостике (командир корабля кэптен Фредерик Белл чудом уцелел), и крейсер на некоторое время лишился управления, а главное – вышла из строя система управления артиллерийским огнём. Вряд ли даже бронебойный снаряд мог нанести больший ущерб.

После этого «Шпее» разделил огонь, перенацелив носовую башню на лёгкие крейсера – тем более что после 6:30 «Эксетер» укрылся дымовой завесой. Расстояние до новой цели в этот момент составляло около 65 каб. В 6:40 283-мм снаряд взорвался у форштевня «Ахиллеса», повредив командно-дальномерный пункт и ранив командира корабля Эдварда Перри (некоторые источники пишут о ранении артиллерийского офицера), а также выведя из строя радиостанцию, что нарушило связь с самолётом-корректировщиком. Вскоре после этого в «Эксетер» попало ещё два снаряда: один из них вывел из строя первую башню (причём в прибойнике загорелся заряд, и во избежание взрыва англичанам пришлось затопить её погреба), а второй пронизал корпус над поясом, уничтожил радиорубку и взорвался под палубой у левого борта. Второе попадание вывело из строя 102-мм орудие и вызвало пожар в кранцах первых выстрелов.

Бой у Ла-Платы 13 декабря 1939 года
Источник – С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967

В 6:42 в «Эксетер» попал последний снаряд – место попадания неизвестно, но, судя по всему, оно было в носовой части в районе ватерлинии, так как к концу боя крейсер имел метровый дифферент на нос и крен на левый борт, а его скорость снизилась до 17 узлов, хотя машины остались неповреждёнными. Наконец, в 7:30 вода замкнула кабели электропитания кормовой башни и вывела её из строя – крейсер лишился всей своей артиллерии.

В ответ «Шпее» получил с «Эксетера» только два 203-мм снаряда. Один из них насквозь пробил высокую башенноподобную надстройку и не взорвался. Зато второй с дистанции примерно 65 каб вошёл в борт почти под прямым углом (в этот момент «Шпее» резко отвернул влево, с 6:22 до 6:25 сменив курс почти на 90°), прошил 100 мм брони верхней части пояса над броневой палубой, затем пробил 40-мм верхнюю продольную переборку и под очень острым углом соприкоснулся с 20-мм броневой палубой, где и взорвался в продуктовой кладовой. Была перебита главная пожарная магистраль, возник локальный пожар, но в целом немецкому кораблю повезло: повреждения оказались незначительными. Сработала «разнесённая» система бронирования – можно утверждать, что она обеспечивала защиту от 203-мм бронебойных снарядов на дистанции как минимум в 65 каб и при попаданиях под углами, близкими к 90°.

Вторая фаза боя: «Шпее» против лёгких крейсеров

Примерно в 6:45 «Шпее» перенёс весь свой огонь на лёгкие крейсера, которые уже давно стреляли по нему и добились нескольких попаданий (правда, практически не нанеся повреждений). До них в этот момент было около 90 каб, и эта дистанция увеличивалась, так как «Шпее» уходил от англичан точно на траверз. Видя это, Хэрвуд, находившийся на «Аяксе», приказал своим кораблям разворачиваться и догонять противника, всё ещё держась правее него.

В 6:55 корабли Хэрвуда отклонились на 30° левее, чтобы ввести в действие все свои башни. На этот момент дистанция между противниками составляла 85–90 каб. По заверениям англичан, после этого уже второй залп дал попадания, но немецкий корабль начал маневрировать, сбивая прицел. После 7:10 «Шпее» некоторое время опять стрелял по появившемуся из дыма «Эксетеру» с дистанции в 70 каб, однако попаданий не добился.

Действия немецкого командира были крайне неудачными – маневрируя, Лангсдорф мешал стрелять не только противнику, но и собственным комендорам. В то же время Хэрвуд, пользуясь преимуществом в скорости, неуклонно сокращал дистанцию, а это приносило больше выгоды лёгким крейсерам, все 152-мм орудия которых сейчас были введены в действие.

Лёгкий крейсер «Аякс» в 1939 году
Источник – С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Благодаря высокой скорости стрельбы и наличию самолёта-корректировщика англичане уже с дистанции в 80 каб начали добиваться всё большего количества попаданий. К 7:10 в «Шпее» попало от 4 до 6 снарядов. Один угодил в 150-мм установку №3, уничтожив её вместе с расчётом, другой попал в корму за броневой цитаделью, убил двух человек, но не разорвался (по английским данным, это была учебная болванка). Ещё два снаряда попали в башенноподобную надстройку: один взорвался над верхним директором главного калибра (погибло три человека, но повреждения опять оказались минимальными), другой уничтожил правый дальномер и нанёс повреждения директорам зенитного и главного калибров (на некоторое время была нарушена связь последнего с башнями). Взрывом была выведена из строя слабо защищённая система подачи снарядов к носовой группе 150-мм орудий.

Чтобы сблизиться с противником, после 7:10 Хэрвуд изменил курс, и теперь у его крейсеров могли стрелять только носовые башни. В это время немецкий корабль также находился к англичанам строго кормой. В результате, несмотря на сокращение дистанции, попадания прекратились. Однако в 7:16 «Шпее» начал маневрировать, введя в действие обе башни и добившись накрытия. Расстояние между противниками стало быстро сокращаться.

Англичане снова пристрелялись: один их снаряд попал в кормовую часть «Шпее» и вывел из строя аппаратуру дистанционного управления торпедными аппаратами, ещё один вывел из строя 105-мм универсальную установку, а третий взорвался у основания катапульты, уничтожив стоявший на ней самолёт. Ещё два снаряда попали в кормовую башню, не причинив ей вреда. Наконец, известно, что один из 152-мм снарядов попал в надводную часть броневого пояса (толщина – 100 мм) в районе кормовой башни, но не пробил её.

В 7:25 немецкий 283-мм снаряд с дистанции около 50 каб насквозь пробил барбет третьей башни «Аякса» и ударился в барбет четвёртой башни, выведя из строя обе (при этом непонятно, произошёл ли взрыв). Одновременно вышла из строя подача к одному из орудий во второй башне. На крейсере осталось всего три целых орудия, но Хэрвуд не вышел из боя.

Взаимные манёвры опять на некоторое время сбили наводку обеим сторонам, но в 7:34 с дистанции в 40 каб «Шпее» опять добился накрытия: осколки от близкого разрыва снесли на «Аяксе» верхушку мачты вместе с антеннами (С. Роскилл описывает это как попадание и относит на 7:38).

«Адмирал граф Шпее» входит на рейд Монтевидео после боя
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

В этот период боя «Шпее» получил сразу три попадания в надстройку, уничтожившие камбуз, но опять не нанёсшие серьёзных повреждений. Ещё один снаряд попал в носовую башню, не пробив её брони, но, по некоторым данным, заклинив среднее орудие – возможно, временно.

На кораблях обеих сторон стали подходить к концу боеприпасы, стреляли они медленнее и осторожнее, поэтому попаданий больше никто не добился. На «Аяксе» имелось 7 убитых и 5 раненых, на «Ахиллесе» – 4 убитых и 7 раненых. В 7:42 Хэрвуд поставил дымовую завесу, и под её прикрытием британские корабли описали зигзаг, чтобы резко увеличить расстояние до противника. Англичане постарались не выпускать немецкий корабль из вида, но при этом держаться от него на дистанции в полтораста кабельтовых, и в итоге «проводили» противника почти до самого Монтевидео.

Итоги сражения

За всё время боя в «Шпее» попало два 203-мм и до восемнадцати 152-мм снарядов. Последнее объясняется большим количеством и высокой скорострельностью шестидюймовых орудий: за минуту британские крейсера могли выпустить свыше сотни снарядов и к концу боя почти исчерпали боезапас. А вот 203-мм снарядов «Эксетер» мог выпустить лишь два десятка в минуту, да и в огневом бою он участвовал не до конца столкновения.

Далеко не все 152-мм снаряды оказали на «Шпее» хоть какое-то воздействие. Часть их не взорвалась, а некоторые просто прошли через высокую надстройку без особого вреда для корабля.

Повреждения, полученные «Адмиралом графом Шпее» во время боя у Ла-Платы
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Известны места и последствия попаданий 14 снарядов из 18 (они описаны выше). Как минимум один снаряд (возможно, больше) попал в главный пояс, не пробив его. Три снаряда попали в башни главного калибра, имевшие 140-мм лоб (один – в носовую, два – в кормовую), также не пробив брони и лишь временно выведя из строя одно 283-мм орудие. Более-менее серьёзный эффект произвело попадание только двух 152-мм снарядов: один из них уничтожил 150-мм орудие, другой вывел из строя подачу 150-мм снарядов и на некоторое время нарушил управление огнём главного калибра. Известно, что «Шпее» имел две пробоины площадью около 0,5 м2 каждая (над ватерлинией и на уровне неё), вполне устранимых в море. Таким образом, основное воздействие шестидюймовых снарядов сказалось лишь на палубе и надстройках немецкого корабля.

Воздействие 203-м снарядов оказалось ещё менее существенным. Один из них также прошёл навылет через надстройку, поскольку англичане использовали полубронебойные снаряды. Другой (скорее всего, не «коммон», а чисто бронебойный) попал в «Шпее» под очень удачным углом, пробил пояс и внутреннюю переборку, но взорвался на 20-мм броневой палубе.

На попадания 152-мм снарядов пришлась и большая часть немецких потерь в людях: 36 человек убиты (в том числе, один офицер), ещё 58 – ранены (правда, в большинстве своём легко). Однако повреждения самого корабля практически не снизили его живучесть и очень слабо повлияли на его боеспособность. В то же время факт почти полного пробития брони говорит о том, что реальную опасность для живучести «карманного линкора» (хотя бы в теории) представляли лишь 203-мм снаряды.

Воздействие немецких 283-мм снарядов на британские корабли было куда более ощутимым. Хотя «Шпее», даже ведя огонь всем бортом, мог выпускать в минуту не более двенадцати снарядов главного калибра, в «Эксетер» попало шесть таких снарядов (правда, два из них прошили оконечности и не взорвались). В итоге британский тяжёлый крейсер лишился всей артиллерии, снизил ход и принял значительное количество воды, причём её поступление не удавалось остановить довольно долго. На корабле погиб 61 человек (включая 5 офицеров), а ещё 34 моряка были ранены. Если бы Лангсдорф действовал решительнее, не «дёргал» свой корабль из стороны в сторону и постоянно не менял цели, ему бы не составило особого труда настичь и потопить «подранка» (в крайнем случае, торпедами).

Взорванный и горящий «Шпее»
Источник – Illustrated London News, Dec. 30, 1939

Стрельба «Шпее» по лёгким крейсерам оказалась куда менее удачной – фактически, немцы добились лишь одного попадания главным калибром в «Аякс» и двух очень близких падений, в основном, причинивших ущерб системам управления и связи обоих крейсеров (в частности, на некоторое время нарушилась связь с корректировщиком). Зато всего один удачно попавший 283-мм снаряд вывел из строя половину артиллерии флагманского «Аякса», вынудив Хэрвуда фактически прекратить артиллерийский бой. Примечательно, что 150-мм орудия «Шпее» не произвели ни одного попадания – отчасти потому, что система управления их огнём действовала гораздо хуже (во многом, из-за того, что они имели ограниченные углы наводки и при маневрировании корабля были вынуждены постоянно менять цели).

В целом, вторую половину сражения (бой с лёгкими крейсерами) «Шпее» провёл заметно хуже, чем первую. Англичане добились вдвое большего процента прямых попаданий – и это притом, что на дистанции в 70–80 каб немецкие 283-мм орудия должны были значительно превосходить в точности 152-мм орудия противника. Столь плохая стрельба отчасти объясняется неудачным и непродуманным маневрированием. С другой стороны, единственный попавший прямо в цель немецкий 283-мм снаряд нанёс противнику больше ущерба, чем два десятка английских 152-мм снарядов – самому «Шпее».

Затопленный «Шпее». Фото, сделанное англичанами в 1940 году
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Ошибочное решение Лангсдорфа идти в Монтевидео, ставшее заведомой ловушкой, было принято не из-за потерь и повреждений, а после того, как командир «Шпее» получил сообщение о том, что израсходовано 60% снарядов. Возможно, сыграл свою роль и психологический эффект от неудачного хода второй фазы боя, начинавшегося столь многообещающе для немцев. Вечером 17 декабря 1939 года «Шпее» был взорван и затоплен его же командой в нейтральных водах в четырёх километрах от уругвайского берега. Командир корабля Лангсдорф застрелился. Это также свидетельствует об эмоциональной неустойчивости немецкого командира, помешавшей ему адекватно руководить боем и добиться победы.


Список литературы:

  1. В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эскмо, 2012
  2. С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967
  3. http://www.navweaps.com

warspot.ru

Новости дня: 5 легендарных кораблей Второй мировой войны — Свободная Пресса

14 февраля 1939 года в Гамбурге на верфи «Блом & Фосс» был спущен германский линкор «Бисмарк». Этот корабль был назван в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка и по праву считается одним из самых известных кораблей периода Второй Мировой Войны. «Бисмарк» знаменит тем, что во время своего единственного выхода в бой в мае 1941 года потопил сильнейший британский крейсер «Худ» (HMS Hood). Британский флот отомстил «Бисмарку» лишь спустя трое суток погони. Во время своей службы он был крупнейшим линкором в мире, а класс «Бисмарк» остается третьим по величине (после японского «Ямато» и американского «Айова») классом линкоров за всю историю.

Мы решили рассказать о других знаменитых боевых кораблях второй Мировой Войны:

1.Линкор «Худ».

HMS «Hood» — линейный крейсер британского флота. Назван в честь английского адмирала Сэмюэля Худа. При строительстве линкора планировалось учесть горький опыт, приобретенный после Ютландского сражения, когда британцы потеряли три линейных крейсера. Правда, несмотря на все усовершенствования, корабль погиб 24 мая 1941 года в бою с германским линкором «Бисмарк».

2. Линкор «Северная Каролина» (США)

Строительство этого линкора было начато на верфи ВМФ США в Нью-Йорке 27 октября 1937 года. На воду корабль был спущен 13 июня 1938 года, но в эксплуатацию вошел лишь в 1942 году по причине некоторых технических неисправностей. Когда, наконец, все работы были завершены, линкор был направлен в Тихий Океан.

«Северная Каролина» должен был прикрывать три авианосца в составе авианесущей группы. 24 августа 1942 года линкор успешно защитил авианосную группу от налетов японских ВВС, но 15 сентября «Северная Каролина» была атакована подводной лодкой «I-15» и получила пробоину. Отремонтировать корабль не удалось. Весной 1962 года линкор был выкуплен администрацией штата Северная Каролина на пожертвования патриотично настроенных граждан, и превращен в музей боевой славы.

3. Линкор «Королева Елизавета» (Великобритания)

«Queen Elizabeth» относится к классу супердредноутов Royal Navy. Головной корабль серии из пяти линкоров был названо в честь английской королевы Елизаветы I. Первый и последний линкор броненосной эпохи, названный в честь представителя династии Тюдоров, заметно превосходил современные ему германские корабли по огневой мощи, бронезащите и скорости.

Линкор «Queen Elizabeth» отличился в сражениях Первой Мировой, с февраля по май 1915 года бомбардировал турецкие позиции у Дарданелл. В декабре 1941 корабль был сильно поврежден итальянскими боевыми пловцами (операция Александрия), и ремонтировался до 1943 года. Тем не менее, даже не участвуя в сражениях, супердредноут «Queen Elizabeth» стал символом уходящей эпохи, задав основные направления развития линейных кораблей.

4. Линкор «Айова» (США)

«Айова» вошел в состав ВМС США в 1943 году. Головной линкор серии, в которую вошли также корабли «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин», стал легендой благодаря своим исключительным успехам в сражениях с флотом императорской Японии. Продуманное сочетание скоростных характеристик, огневой мощи и бронирования сделали этот корабли образцом «плавучей крепости», затмившей славу прежних дредноутов. Неудивительно, что свою боевую вахту корабли серии «Айова» закончили только в 1990-м году.

5. Крейсер «Тонэ» (Япония)

Этот корабль считается едва ли не лучшим тяжелым крейсером своего времени. Два японских крейсера типа «Тонэ» («Тонэ» и «Чикума») вошли в строй в 1937и 1938 годах. Критики проекта отмечали сильную перегруженность этих кораблей, и невыносимые условия службы для их экипажей: тесные жилые отсеки крейсеров можно было с полным на то основанием назвать «стальными гробами». Тем не менее, броневая защита, вооружение корабля и его ходовые качества делали «Тонэ» самым совершенным крейсером кануна Второй мировой войны.

svpressa.ru

Крейсер — Традиция

Крейсер «Аврора» Крейсер «Варяг» после сражения Крейсер «Михаил Кутузов»

Крейсер (голл. kruiser, от kruisen — плавать морем) — корабль, способный выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба с легкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений кораблей и конвоев, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие. Со второй половины XX века тенденция к укрупнению боевых соединений для обеспечения защиты от авиации противника и специализация кораблей для выполнения конкретных задач привела к практическому исчезновению кораблей общего назначения, какими являются крейсеры, из флотов многих стран. Только военно-морские силы США, России, Франции и Перу используют их в настоящее время.

Термин «крейсер» впервые стал широко использоваться в XVII столетии.

Тогда под «крейсером» подразумевали независимо действующий корабль. Название «крейсер» подразумевало скорее предназначение корабля, чем его класс. Крейсерами обычно были некрупные мореходные, но относительно быстрые суда. В XVII веке линейные корабли обычно были слишком большими, неповоротливыми и дорогостоящими, чтобы посылать их в длительное плавание, например, к другим континентам, и они были слишком стратегически важными, чтобы рисковать ими в патрульных миссиях. Поэтому для крейсерских целей (разведки, передачи донесений, прерывания вражеских морских коммуникаций, охоты на торговые суда и одиночных действий в отрыве от основных сил и на удаленных театрах военных действий) использовались меньшие пор размерениям корабли.

В течение XVIII столетия основными кораблями, используемыми в качестве крейсеров, становятся фрегаты — относительно небольшие быстрые и маневренные корабли, оснащенные для дальних походов, со сравнительно слабым вооружением, размещенным на только одной орудийной палубе. Кроме фрегатов в качестве крейсеров использовались шлюпы, а также ряд других типов судов.

Первые паровые крейсера[править]

В 1860—1870-х гг появился новый тип кораблей — быстроходные парусно-винтовые рейдеры. Наиболее известным кораблем того времени является корабль флота конфедератов «Алабама», построенный в Англии винтовой военный шлюп. С 1862 по 1864 им было захвачено более 60 судов, потоплен корабль флота США «Гаттерас» (канонерская лодка). 11 июня 1864 года в ходе битвы у французского порта Шербур «Алабама» была потоплена кораблем флота США «Кирсардж».

Тогда же появились первые броненосцы — корабли, защищенные железной бронёй. Из-за того, что у первых броненосцев была одна орудийная палуба, их классифицировали как броненосные фрегаты, не смотря на то, что они были тактически сильнее деревянных линейных кораблей. К 1870-м гг быстрое развитие судостроения позволило создавать быстроходные броненосные суда, предназначенные для самостоятельного рейдерского плавания и патрулирования. Эти суда переняли у предшественников название — их стали называть броненосными крейсерами, а их ещё более бронированные собратья переняли у деревянных предшественников название «линейный корабль». До 1890-х гг броненосные крейсера обычно обладали помимо парового двигателя ещё и парусами, что позволяло им действовать вдали от своих угольных станций.

В России первыми крейсерами этого типа стали построенные в Архангельске винтовые клипера «Разбойник», «Джигит», «Пластун», «Стрелок», «Опричник» и «Наездник» (1855—1857) и броненосный крейсер «Генерал-адмирал» (1873).

Крейсера на рубеже XIX—XX веков[править]

К концу XIX века сложилось деление на броненосные и бронепалубные крейсера. Бронепалубные крейсера были менее защищёнными, по сравнению с броненосными, бронёй у них защищалась только палуба, а не борта. Дополнительную защиту бортов от снарядов обеспечивали «угольные ямы», составляющие часть корпуса, слой угля толщиной 2 фута являлся примерным эквивалентом 1 дюйма стальной брони.

В конце XIX века технические новации внедрялись так быстро, что новые крейсера вполне могли превосходить линейные корабли предыдущего поколения, построенные всего несколько лет назад. Так, например, американский «Великий Белый Флот» устарел спустя всего несколько лет после своего создания.

Крейсера в Первой Мировой войне[править]

К началу Первой мировой войны крейсера занимали важное место в системе морских вооружений. На крейсерские силы возлагалось большое количество задач:

  • Нарушение неприятельских коммуникаций;
  • Борьба с вражескими рейдерами;
  • Ведение дальней разведки в интересах главных сил флота;
  • Поддержка лёгких сил;
  • Проведение торпедно-артиллерийских атак в ходе генерального сражения;
  • Блокадные действия;
  • Набеговые операции.

Наиболее крупными и современными крейсерскими силами обладали Великобритания в силу своей зависимости от морских коммуникаций и Германия, собиравшаяся эти коммуникации прервать. Вместе с тем, дредноутная гонка привела к ситуации при которой ряд солидных морских держав не мог уделить должное внимание строительству адекватных крейсерских сил.

Крейсерские силы на начало Первой Мировой войны:

Великобритания: Линейные крейсера — 10 Броненосные крейсера — 34 Лёгкие крейсера — 36 Бронепалубные крейсера — 22 (плюс около 40 старых).

Германия: Линейные крейсера — 7, Броненосные крейсера — 9, Лёгкие крейсера — 6, Бронепалубные крейсера — 33, (плюс 13 старых).

Франция: Броненосные крейсера — 19, Бронепалубные крейсера — 13,

Россия: Броненосные крейсера — 6, Бронепалубные крейсера — 8.

Италия: Броненосные крейсера — 10, Лёгкие крейсера — 3, Бронепалубные крейсера — 9.

Австро-Венгрия: Броненосные крейсера — 3, Лёгкие крейсера — 3, Бронепалубные крейсера — 7.

Япония: Линейные крейсера — 2, Броненосные крейсера — 13, Лёгкие крейсера — 3, Бронепалубные крейсера — 10.

Турция: Бронепалубные крейсера — 2.

США: Броненосные крейсера — 12, Лёгкие крейсера — 6, Бронепалубные крейсера — 16.

Будучи относительно многочисленными и гораздо менее ценными боевыми единицами, нежели дредноуты, крейсера активно использовались всеми воюющими сторонами. К числу наиболее ярких крейсерских сражений Первой Мировой можно отнести бои у мыса Коронель, Фолклендских островов, Гельголандской бухты, Доггер-банки.

В последних трёх отлично проявили себя английские линейные крейсера. Однако в Ютландском сражении 1916 г. они понесли тяжёлые потери в силу конструктивных недостатков и неграмотной тактики, после чего доверие к этому типу кораблей резко упало[1].


В качестве блокадных сил английские крейсера показали себя вполне успешно. Германские крейсера не смогли, несмотря на отдельные успехи, нарушить британские коммуникации и их полезность свелась к отвлечению некоторых сил противника с главного ТВД[2].

Массовое строительство крейсеров в годы войны вели лишь Великобритания и Германия. Британский флот за годы войны пополнился 4 линейными и 42 лёгкими крейсерами, немецкий — 12 лёгкими и 2 бронепалубными. В остальных странах крейсерские силы увеличились незначительно: Япония построили 2 линейных крейсера, Австро-Венгрия — 1 бронепалубный. В России перед войной заложили 4 линейных крейсера типа «Измаил» и 8 лёгких типа «Светлана», но не успели достроить ни одного.

Развитие класса крейсеров между мировыми войнами[править]

Дальнейшее развитие класса предопределили Вашингтонские соглашения 1922 г. создавшие тип вашингтонских крейсеров. Стандартное водоизмещение ограничивалось 10000 тонн, главный калибр артиллерии — 203 мм. Их строительство велось в США, Великобритании, Японии, Франции, Италии, Испании, но количество боевых единиц было ограничено. Эти крейсера стали называться тяжелыми.

Характерными представителями «вашингтонских» крейсеров считались английские типа «Графство» (англ. County).[3] Обычно тяжелый крейсер 20-30-х гг. имел водоизмещение близкое к договорному, вооружение из 6-10 203 мм орудий, относительно слабое и неполное бронирование и скорость хода 31-37 узлов. В процессе строительства выявилось несоответствие необходимых характеристик заданному водоизмещению. Для действий в составе эскадры эти корабли были слишком слабы, особенно в плане защищенности, а для действий на коммуникациях их вооружение являлось избыточным. Лучшим крейсерами этого типа, построенными до Второй Мировой войны, считались японские типа «Такао», созданные специально для уничтожения тяжелых крейсеров других стран.[4]

Крейсер «Белфаст» на вечной стоянке.

Результатом Лондонского договора 1930 г. стало появление легких крейсеров водоизмещением 10000 тонн, но с главным калибром не более 152 мм. Их количество не ограничивалось, что привело к масштабному строительству таких кораблей во многих странах. Первоначально лидерство здесь задавали англичане, построившие серию крейсеров типа «Леандр» (англ. Leander).[5] В ходе последовавшей затем гонки вооружений ведущие державы перешли к строительству более мощных и лучше защищенных единиц. Количество орудий главного калибра достигло 12 и даже 15, заметно усилилось бронирование. К числу лучших кораблей этого класса относят американский «Бруклин» (англ. Brooklyn)[6] и английский «Белфаст» (англ. Belfast).[7]

Появились также крейсера ПВО, например английские типа «Дидо» (англ. Dido) и американские типа «Атланта» (англ. Atlanta)[8]. Эти относительно небольшие корабли вооружались 8-12 универсальными орудиями калибра 127—133 мм и предназначались для зенитного прикрытия эскадр.

В некоторых странах получил дальнейшее развитие класс скаутов. Их представителями стали «Аретьюза» (англ. Arethusa) (Великобритания)[9] и «Капитани Романи» (итал. Capitani Romani) (Италия).[10] Скорость последних превысила 40 узлов.

Страны, не участвовавшие в международных соглашениях, вырабатывали свои крейсерские типы. В Германии появились карманные линкоры с артиллерией калибра 280 мм. В конце 1930-х гг. в Германии появились и «вашингтонские» крейсера, но построенные с грубым нарушением договорных лимитов.[11]

В СССР строили крейсера с артиллерией калибра 180 мм.[12] В 1939 г. началась постройка 6 крейсеров проекта 68, но с началом войны строительство было законсервировано. Эти корабли должны были нести артиллерию калибра 152 мм, но иметь заметно лучшую бронезащиту. Кроме того, в том же году в Советском Союзе были заложены два крейсера типа «Кронштадт» вооруженные 305 мм орудиями. В советском ВМФ они считались тяжелыми, фактически являлись линейными. В связи с началом войны их постройка была прекращена.

Крейсера во Второй Мировой[править]

Перед началом войны основные державы — участники конфликта имели в составе своих флотов следующее количество крейсеров: Великобритания — 65 (18 тяжелых, 47 легких) , США — 37 (18 тяжелых, 19 легких) , Франция — 19 (7 тяжелых, 12 легких), Германия — 11 (6 тяжелых, 5 легких), Италия — 20 (7 тяжелых, 13 легких), Япония — 38 (18 тяжелых, 20 легких), Голландия — 4 легких, СССР — 7 легких крейсеров.

Во Второй Мировой войне крейсера, являвшиеся важным компонентом флотов, использовались очень активно. К числу наиболее ярких и характерных боевых столкновений с участием крейсерских сил можно отнести бой в устье Ла-Плата 13 декабря 1939 г., сражение в Яванском море 27 февраля 1942 г., бой у острова Саво 9 августа 1942 г., боевые действия в районе острова Гуадалканал в сентябре — декабре 1942 г. и ряд других.

Строительство новых крейсеров в годы войны велось в больших масштабах в США и в Великобритании. Американцы успели построить до окончания войны 47 крейсеров − 2 больших, 12 тяжелых и 25 легких и 8 крейсеров ПВО. Англичане обзавелись 35 крейсерами — 19 легкими и 16 ПВО. Япония ограничилась достройкой 4 легких крейсеров, Италия ввела в строй 3 крейсера-скаута.

Начавшаяся война аннулировала международные договоренности и позволила создать действительно гармоничные и мощные крейсера. Венцом развития артиллерийских крейсеров стали американские «Балтимор» (англ. Baltimore) [13]. В США появился также класс «больших» крейсеров типа «Аляска» (англ. Alaska) [14], но они не получили дальнейшего развития.

Развитие класса крейсеров в первый послевоенный период[править]

В первый послевоенный период строительство новых крейсеров было весьма ограниченным. Флоты США и Великобритании и без этого обладали огромными флотами, намного превосходящими любого возможного противника. В частности, американский ВМФ насчитывал 83 крейсера, британский 62. На кораблестроительных программах других стран сказывалось тяжёлое экономическое положение, а для побеждённых — и неясный военно-политический статус. Также большое влияние на развитие флотов того времени оказывала неопределённость, связанная с появлением новых средств борьбы — ядерного оружия и управляемых ракет.

США в первый послевоенный период ограничились достройкой ряда крейсеров, находившихся в высокой степени боевой готовности. Были введены в строй 8 тяжёлых крейсеров типов «Балтимор» (Baltimore), «Орегон» (Oregon City)[15] и «Де Мойн» (Des Moines)[16], 3 лёгких крейсера типа «Атланта» (Atlanta, в 1949 году переклассифицированы в крейсера ПВО), 1 типа «Кливленд» (Cleveland), 2 типа «Фарго» (Fargo)[17] и 2 типа «Ворчестер» (Worcester)[18]. Одновременно была прекращена постройка 23 крейсеров, а значительная часть оставшихся выведена в резерв. 6 крейсеров типа «Кливленд» были проданы латиноамериканским странам.

Великобритания, находившаяся в сложном экономическом положении, стала на путь крупномасштабного сокращения флота. В 1945—1955 были пущены на слом 32 крейсера, переданы Индии 2 крейсера, гоминьдановскому Китаю — 1. Строительство 3 крейсеров типа «Тайгер» (Tiger)было заморожено.

Французский флот насчитывал после войны 9 крейсеров, 2 из них были списаны в 1945—1955 годах. Строительство крейсера «Де Грасс» (De Grasse), заложенного ещё в 1939 году, было продолжено по изменённому проекту и закончено в 1956. Голландский флот имел к концу 1945 года 2 крейсера в боевом составе и ещё два достроил в 1950—1953 годах по изменённому проекту (De Zeven Provincien). Италия располагала к 1946 году 9 крейсерами. Из этого количества в строю осталось 4, 1 был сдан на слом и 4 переданы по репарациям (Франции — 2, Греции — 1, СССР — 1).

СССР располагал к концу 1945 года 8 крейсерами и ещё два крейсера были получены по репарациям из Германии и Италии. Два крейсера («Красный Кавказ», «Красный Крым») были списаны в 1953 году. Тем не менее, крейсерские силы советского ВМФ могли рассчитывать на великое будущее, поскольку И. В. Сталин был поклонником крупных кораблей и мечтал о ведении крейсерской войны против бывших союзников.

Предварительный вариант первой послевоенной кораблестроительной программы СССР предусматривал, в частности, постройку 92 крейсеров различных типов. Ввиду явной неадекватности подобных проектов, в программе строительства «Большого флота» на 1945—1955 годы было запланировано строительство 34 крейсеров — 4 тяжёлых и 30 лёгких. К 1950 году были достроены по скорректированному проекту, заложенные до войны крейсера типа «Чапаев» (проект 68К). В 1953—1957 годах вступили в строй 15 крейсеров проекта 68-бис, ещё 6 крейсеров этого типа были сданы на слом в высокой степени готовности. По своим основным характеристикам они соответствовали американским кораблям 1940-х годов[19]. Три тяжелых крейсера типа «Сталинград» (проект 82) были заложены в 1951-52 годах, но в 1953 году их строительство было прекращено. Кроме того велась и интенсивная разработка новых проектов артиллерийских крейсеров.

Крейсера США

С появлением к середине 50-х годов пригодных к использованию ЗРК начались работы по установке этих систем на боевые корабли. Первоначально ракетное оружие появилось на переоборудованных артиллерийских крейсерах. В 1955-56 годах были введены в строй два крейсера типа «Балтимор» на которых, за счёт снятия кормовых орудийных башен разместили две спаренные пусковые установки ЗРК «Терьер» (Terrier). В 1957-60 гг. под ракетные комплексы «Терьер» и «Тэйлос» (Talos) были переоборудованы четыре крейсера типа «Кливленд», а ещё три крейсера типа «Балтимор» получили комбинацию из ЗРК «Тэйлос» и «Тартар» (Tartar).

USS Columbus in 1965. Перестроенный крейсер типа «Балтимор», ставший ракетным крейсером типа «Олбани».

Первым американским ракетным крейсером специальной постройки стал «Лонг-Бич» (Long Beach) вступивший в строй в 1961 г., ставший также и первым в мире атомным крейсером.

Ввиду крайне высокой стоимости проект «Лонг-Бич» не получил развития. В 1960-70-х годах американский ВМФ предпочитал строить менее крупные крейсера. В 1962-64 гг. были введены в строй 9 кораблей типа «Леги»(Leahy). Атомный вариант этого проекта был назван «Бейбридж» (Bainbridge) и построен в единственном экземпляре. В 1964-67 гг. американский флот получил 9 несколько более крупных крейсеров типа «Белкнап» (Belknap). Этот тип имел свою атомную версию «Тракстан» (Truxtun), который также остался единственным. Впоследствии они были перевооружены ЗРК «Стандарт» (Standart) различных модификаций.

В 1974-75 гг. были построены два атомных крейсера типа «Калифорния» (California) и наконец в 1976-80 гг. закончены постройкой 4 атомных крейсера типа «Вирджиния» (Virginia). Эти серии изначально вооружались ЗРК «Стандарт». Основной задачей американских ракетных крейсеров того времени было обеспечение ПВО авианосных соединений. До 1980 г. эти корабли не имели противокорабельного ракетного оружия.

Следует отметить, что в силу особенностей национальной классификации все американские ракетные крейсера специальной постройки до 1975 г. числились фрегатами.

Крейсера европейских стран

Строительство ракетных крейсеров в европейских странах было крайне ограниченным. Франция в 1972 г. переоборудовала крейсер «Кольбер» в ракетный с установкой спаренной ПУ «Мазурка». Италия ввела в строй два крейсера типа «Андреа Дориа». В составе британского флота появилось 8 лёгких ракетных крейсеров типа «Каунти», но большинство источников классифицирует их как эсминцы.


Крейсера СССР

На развитие крейсерских сил советского ВМФ наложило большой отпечаток неприятие Н. С. Хрущёвым крупных надводных кораблей. Первой жертвой волюнтаристской политики стали недостроенные крейсера проекта 68-бис. Попытки руководства флота спасти 7 недостроенных крейсеров с помощью переоборудования их в ракетные по проектам 64, 67, 70 и 71 успеха не имели. Фактически был переоснащён в экспериментальных целях крейсер «Дзержинский», получивший одну спаренную ПУ ЗРК М-2 «Волхов-М». Что касается последних проектов «классических» крейсеров — лёгкого 84 и тяжёлого 66, то эти программы были остановлены ещё на стадии эскизного проектирования. Также было прекращено проектирование атомного крейсера проекта 63.

Таким образом, единственными советскими ракетными крейсерами специальной постройки в 60-х гг. стали 4 корабля типа «Грозный» (проект 58)[20] заложенные как эсминцы. Кроме того в 1977 г. в ракетные крейсера были переклассифицированы БПК проекта 1134[21] (4 единицы), ввиду недостатков их противолодочного вооружения. Отметим, что западные военные эксперты причисляли к ракетным крейсерам БПК типов 1134-А и 1134-Б (всего 17 единиц)[22].

Крейсера-вертолётоносцы[править]

Бурное развитие подводных сил после Второй Мировой войны вызвало необходимость усиления противолодочных сил. Особое значение это приобрело к началу 60-х гг., когда на боевое патрулирование стали выходить атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Одним из путей решения вопроса считался ввод в боевой состав флотов специальных вертолётоносных кораблей способных вести эффективный поиск ПЛ на большом удалении от берега. США располагавшие большим количеством специализированных противолодочных авианосцев не нуждались в постройке специальных кораблей такого типа, поэтому крейсера-вертолётоносцы появились во флотах европейских стран и СССР.

Европейские крейсера-вертолётоносцы

Первым кораблём — противолодочным вертолётоносцем стал французский крейсер «Jeanne d’Ark», вступивший в строй в 1964 г. и способный также действовать в качестве десантного вертолётоносца и учебного корабля. В том же году итальянский флот получил два крейсера типа «Caio Duilio», а позднее их увеличенную версию «Vittorio Veneto». Последний мог принимать на борт до 9 противолодочных вертолётов. Британский флот в 1964-69 гг. перестроил три чисто артиллерийских крейсера типа «Tiger» в крейсера-вертолётоносцы принимавших 4 вертолёта. Оценка этого типа кораблей оказалась столь высока, что и будущие лёгкие авианосцы типа «Invincible» первоначально тоже должны были стать крейсерами-вертолётоносцами с авиагруппой из шести тяжёлых машин[23].

Советские крейсера-вертолётоносцы

Первые предложения по строительству крейсеров-вертолётоносцев были выдвинуты в 1958 г. как попытки спасти от разделки почти готовые крейсера проекта 68-бис за счёт их перестройки в корабли ПЛО с противолодочным вооружением. Однако размеры крейсеров показались тогда командованию ВМФ чрезмерными и разработка проекта 1123 «Кондор» началась в 1960 г. с «чистого листа»[24]. Первый крейсер проекта «Москва» вступил в строй в 1967 г. и оказался достаточно эффективным для целей ПЛО благодаря наличию 14 противолодочных вертолётов и мощной ГАС. Второй крейсер «Ленинград» вошёл в состав флота спустя два года. Всю свою службу корабли провели в составе Черноморского флота, действуя обычно в акватории Средиземного моря. Первоначально предполагалось построить серию из 12 крейсеров данного типа, но резкий рост боевых возможностей атомных ракетных подводных лодок, особенно в плане дальности стрельбы баллистическими ракетами вынудил ограничиться двумя кораблями. Строительство третьего крейсера проекта 1123 было отменено в 1968 г. ещё до закладки. Тем не менее, «Кондоры» сыграли важную роль в развитии отечественных авианесущих кораблей.

Современные крейсера[править]

Американские крейсера

Новейшими на сегодняшний день крейсерами ВМФ США являются корабли типа «Тикондерога»(Ticonderoga). Головной в серии из 27 единиц вступил в строй в 1981 г. став первым кораблём оснащённым многофункциональной системой оружия «Иджис» (Aegis), резко повысившей возможности ПВО и ПРО. Начиная с шестого корабля серии «Банкер Хилл» (Bunker Hill) крейсера получили установки вертикального пуска Mk41 для ракет «Стандарт», «Томагавк» (Tomahawk) и ASROC на 122 единицы оружия.

Крейсера участвовали в операциях против Ирака (1991, 2003) и Югославии (1999) в качестве кораблей ракетно-артиллерийской поддержки. В 90-е годы первые пять кораблей серии выведены из боевого состава флота. Оставшиеся 22 единицы начиная с 2006 г. проходят модернизацию, включающую приспособление кораблей к новым зенитным ракетам, замену артиллерии и электронного оборудования.

Предположительно с 2016—2019 г. эти крейсера будут заменяться 19-24 новыми кораблями CG(X), созданными на базе проекта Zumwalt DD(X). В настоящей момент проект находится на стадии исследований.

Советские/Российские крейсера

Своеобразной визитной карточкой советского ВМФ в последний период его существования стали тяжёлые атомные ракетные крейсера типа «Киров» (проект 1144 «Орлан»). Головной корабль вступил в строй в 1980 г. В 1984 и 1989 к нему добавились ещё два, последний из заложенных кораблей вступил в строй уже после распада СССР под именем «Петра Великого». Это самые крупные надводные боевые корабли (кроме авианосцев)построенные после Второй Мировой войны, что дало повод западным экспертам именовать их линейными крейсерами. На крейсерах представлена практически вся номенклатура современного морского вооружения выпускавшегося советским ВПК, в силу чего все корабле серии существенно различаются между собой по боевым системам.

Каждый из четырех атомных ракетных крейсеров пр.1144 («Орлан») имел настолько существенные отличия по вооружению, что головной «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров») и последний — «Петр Великий» (бывший «Андропов») — можно без перебора считать разными кораблями. Такая практика имела и своих идеологических обоснователей. Один из влиятельных адмиралов ГУК называл это «модернизацией в ходе строительства» и искренне считал оную объективной потребностью внедрения плодов «научно-технического прогресса». Однако то обстоятельство, что из-за таких квази-прогрессивных решений флот в результате становился «винегретом» из кораблей различных проектов и «подвариантов», высшие эшелоны, по-видимому, сильно не беспокоило[25].

На 2007 г. единственным действующим крейсером этого типа оставался «Пётр Великий». Крейсер «Адмирал Нахимов» находится на ремонте, окончание которого намечено на 2011 г., «Адмирал Лазарев» законсервирован и его возвращение в строй представляется маловероятным.

По поводу кораблей проекта «Орлан» существуют различные мнения, от восторженных до резко критических:

Как видим, крейсер пр.1144 чисто меха­нически и стихийно получился (именно получился) многоцелевым. Это потребо­вало корректировки его задач (заметим, что процесс идет по принципу «телега впереди лошади»: сначала «получается» корабль, а потом ему изобретаются зада­чи). Таковые дополнились требованием поражения группировок НК противника или, точнее — авианосных ударных со­единений (АУС). Но никому тогда и в го­лову не приходило, как «растащить» ре­шение новой задачи с сохранившейся ста­рой. В конце концов, не может же даже «самоновейший» крейсер, вобравший в себя фактически ВСЮ номенклатуру ору­жия и вооружения для НК (кроме, пожа­луй, минно-трального), одновременно громить и гонять вражеские ПЛАРБ и громить АУС. Иными словами: хорошо, что корабль многоцелевой, но неясно, чем хорошо-то?[26]

Было также возобновлено строительство ракетных крейсеров с газотурбинной силовой установкой[27]. Предполагалось построить 6 единиц проекта 1164. С 1979 по 1990 гг. в состав флота вошли три корабля типа «Слава». Четвёртый корабль серии «Адмирал Лобов» в 1991 г. при 75 % готовности перешёл в собственность Украины, переименован в «Галитчину», затем в «Украину», остаётся недостроенным. Попытки продать крейсер успеха не имели. Оставшиеся два корабля не закладывались.

Основным назначением этих крейсеров стала борьба с авианосными соединениями НАТО с помощью противокорабельных ракет «Базальт» в силу чего они именовались «убийцами авианосцев». В качестве основного зенитного вооружения крейсера получили ЗРК «Форт».

Крейсерский состав флотов мира на 2007 г[править]

Современный крейсер — дорогостоящий продукт кораблестроительных, ракетных и электронных технологий. Позволить себе корабль такого типа могут лишь немногие государства. Значительными крейсерскими силами располагают только две страны — США и Россия. Крейсера остальных держав построены в 50—60-х гг. ХХ века и уже устарели.

Крейсера флотов мира на 2007 г.:

США — 22 крейсера УРО типа «Тиконденрога»,
Россия — 2 атомных крейсера УРО типа 1144 (Орлан) и 1 на консервации, 3 крейсера УРО типа 1164,
Перу — 1 крейсер-вертолетоносец «Адмирал Грау» (Admiral Grau) типа «Де Рейтер»,
Франция — 1 крейсер-вертолетоносец типа «Jeanne d’Ark» (используется как учебный).

Кроме того, из-за все больше увеличивающейся размытости современной классификации боевых кораблей под определение «крейсер» подпадают корабли, официально классифицируемые по-другому. Так, например, в настоящий момент некоторыми зарубежными источниками «крейсерами» именуются:

Эсминцы типа «Сарыч» (проект 956) Россия — 10 единиц (2006 г.)

Эсминцы типа «Адмирал Чабаненко» (проект 1155.1) Россия — 1 единица (2006 г.)

Эсминцы типа «Дели» Индия — 5 единиц. (2006 г.)

и т. д. Это связано с тем, что, например, первые два типа официально классифицируются как корабли первого ранга.

В современных ВМС России термин «крейсер» в силу сохранившейся со времен ВМФ Советского Союза классификации также применяется к авианесущим кораблям и атомным ударным подводным лодкам.

Русские и советские крейсера[править]

  • Патянин С. В., Дашьян А. В. и др. Крейсера Второй Мировой. Охотники и защитники. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — 362 с.
  • Jane’s. Боевые корабли. — М.: АСТ, 2002.

traditio.wiki

Крейсера Второй мировой войны » Страница 2 » Литература. Вторая мировая война

В книге рассматриваются корабли как воевавших, так и нейтральных государств. Материал энциклопедии структурирован по странам в алфавитном порядке, а внутри стран — в хронологическом. При этом для каждой страны сначала рассмотрены тяжелые крейсера, затем — легкие, в завершение — специализированные (крейсера-заградители, учебные крейсера) и устаревшие. Из последних в энциклопедию включены только те, которые в годы войны числились в боевом составе флотов в классе крейсеров. Именно поэтому в книге представлены, например, турецкий «МеЫсйуе» или чилийский “О’Шарпа», но не вошли советская «Аврора” или японский «ТоМша». При этом корабли, передававшиеся из одного флота в другой, упоминаются только один раз — в той стране, которой принадлежали к началу войны. Из нереализованных проектов в энциклопедию включены только тс, по которым началось строительство кораблей.

Все схемы даны в одном масштабе — 1:1100. Тактико-технические характеристики приводятся, если это не оговорено отдельно, на момент начала войны или (для кораблей, построенных позже) вступления в строй. В графе «размерения» длина указывается наибольшая, если два значения — то между перпендикулярами/наибольшая. После калибра артиллерийских орудий через дробь указывается длина ствола в калибрах.

Список сокращений помешен на с. 351.

Названия кораблей приводятся в оригинальном написании или в общепринятой латинской транскрипции. Греческие названия даны в соответствии со справочником С. Пайзиса-Параде-лиса. Для правильного прочтения японских названий следует иметь в виду, что буква «ем всегда читается как «э», “г» — как твердый звук «дз» (чистого звука «з», как и “л”, в японском языке нет), буква У — как мягкое дребезжащее «дз». Сочетание «ьЬ» обозначает японский мягкий шепелявый звук «сь», «с11″ — ”ть». Встречающееся в отечественной литературе прочтение звуков и «ей» как «дж” и «ш» некорректно хотя бы потому, что в русском языке звук, обозначаемый буквой «и», после «ж» и «ш» читается как «ы»; в японских же словах следующий за и «ай» звук «Г должен быть мягким.


КРЕЙСЕРА И ДОГОВОРЫ

В начале XX века новая волна научно-технического прогресса, вызвавшая эскалацию гонки морских вооружений, стремительно изменила облик не только линейного корабля, но и крейсера. Появление линейных крейсеров окончательно осложнило и без того запутанное деление крейсеров на ранги. К тому же Первый морской лорд адмирал Джон Фишер высказал мнение, что в существующем виде крейсерам нет места в новой иерархии классов.

Действительно, столь универсальные корабли, как линейные крейсера, способные вести разведку и проводить самостоятельные крейсерские операции по защите коммуникаций, выглядели самодостаточно, но отказ в тот момент от «промежуточных» крейсеров имел и другие причины. Во-первых, Великобритании пришлось всецело сконцентрироваться на строительстве сначала дредноутов, а затем и сверхдредноутов. Во-вторых, Королевский флот уже обладал обширными крейсерскими силами. И, в-третьих, в лице Фишера «промежуточные» крейсера имели сильного противника, считавшего, что будущее принадлежит линейным крейсерам и эсминцам. Все эти факты и привели к ситуации, в которой в Королевском флоте распространение получили скауты, чьей прерогативой, кроме разведки, была защита линейных сил от атак вражеских эсминцев. Бурное развитее легких сил требовало постоянной коррекции проектов скаутов, но среди прочих изменений (увеличения размеров и усиление вооружения) особняком стоит введение броневого пояса. Подобная защита для крейсеров время от времени применялась и раньше, но стандартной стала только в связи с желанием обеспечить защиту от огня эсминцев противника на ближних дистанциях или крейсеров во время скоротечных столкновений разведотрядов.

Одной из проблем в истории крейсеров является их классификация, которая зачастую очень сильно зависела от мнения официальных лиц. Наглядным тому подтверждением могут служить корабли типа «Arethusa». По аналогии с прототипом (тип «Active”) их относили к классу скаутов или крейсеров III класса. Однако наличие бортовой брони позволило охарактеризовать новые корабли еще и как «легкие броненосные крейсера», причем данный термин распространили не только на английские, но и на иностранные крейсера, имевшие защиту в виде бортового пояса1. В ходе обсуждений из термина было изъято слово «броненосные», после чего решено было переклассифицировать все крейсера Королевского Флота, разделив их на линейные крейсера, крейсера и легкие крейсера.

Развитие британских легких крейсеров во время Первой мировой войны происходило поэтапно, так как важнейшим фактором был срок постройки, а все вносимые изменения сводились к двум главным направлениям: усиление вооружения и улучшение мореходных качеств. За кораблями типа «Arethusa» *последовали многочисленные представители типа «С» (их обычно разделяют на три большие группы: «ранние «С» — тип «Caroline»; «средние «С» — тип «Cambrian» и «поздние «С» — типы «Caledon». «Ceres» и «Capetown»), затем «D», наконец, «Е». Последние вобрали в себя весь накопленный опыт, и их можно считать почти идеальным легким крейсером Первой мировой войны, с одной только поправкой — слишком дорогим для серийной постройки.

 

www.istmira.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *