Су-27 самолет истребитель, вооружение, скорость полета и технические характеристики ТТХ, обзор двигателя и расход топлива, боевой радиус
Су-27 – это советский (российский) многоцелевой истребитель четвертого поколения, созданный в ОКБ Сухого в 70-х годах прошлого столетия. Основная задача этой машины – завоевание господства в воздухе.
Прототип Су-27 впервые поднялся в воздух в 1977 году, а в 1984 году серийные истребители начали поступать в войска. Официально эксплуатация Су-27 началась в 1985 году, она продолжается и в наши дни. Более того, на основе этой замечательной машины разработана целая линейка модификаций. Всего существует более десяти разновидностей этого истребителя.
Сегодня самолет Су-27 — это один из основных истребителей российских ВВС, кроме того, эта машина эта машина стоит на вооружении военно-воздушных сил стран СНГ, Индии, Китая, Вьетнама, Анголы и других стран.
Истребитель Су-27 – одна из наиболее удачных машин, созданных конструкторами ОКБ Сухого, и один из лучших истребителей четвертого поколения в мире. А еще можно сказать, что это просто очень красивый самолет, завораживающий своим изяществом и особой грацией. Авиаконструкторы говорят, что только красивый самолет хорошо летает, и истребитель Су-27 – наглядное подтверждение этого правила.
Также следует отметить, что эта машина обладает великолепными летно-техническими характеристиками: на счету Су-27 несколько мировых рекордов.
Содержание
История крылатой машины
В начале 60-х годов появилось новое поколение истребителей, имевших в своей компоновке ряд сходных признаков, что определяло весьма близкие характеристики этих машин. Они имели максимальную скорость примерно в два раза превышающую звуковую, потолок – 18-20 км, оснащались довольно совершенными бортовыми РЛС и мощным ракетным вооружением.
В то время считалось, что боевые реактивные самолеты все больше будут походить на скоростные многоразовые ракеты, боестолкновения в воздухе будут проходить на средних и дальних дистанциях, а воздушные свалки времен прошедшей войны окончательно канули в Лету. Эти истребители имели крыло с тонким профилем и высокой удельной нагрузкой, что давало ощутимые преимущества на сверхзвуке, однако значительно снижало маневренность и увеличивало взлетную и посадочную скорость. Основной упор делался на использование ракетного вооружения.
Американцы очень быстро поняли ошибочность данной тенденции, их опыт использования авиации во Вьетнамской войне показал, что ближний маневренный бой рано списывать со счетов. «Фантомы» имели определенное преимущество на средних и дальних дистанциях, но гарантировано проигрывали более манёвренным истребителям МиГ-21 в ближнем бою.
Примерно с середины 60-х годов на Западе началась гонка к созданию истребителя четвертого поколения. Лидером в ней были американцы. Новый истребитель должен был заменить надежные, но устаревшие «Фантомы». В 1966 году было принято решение о развертывании в США программы FX (Fighter Experimental).
Первые чертежи новой машины появились в 1969 году, в будущем она получила наименование F-15 «Игл». В 1974 году в войска стали поступать первые серийные самолеты F-15A и F-15B.
За ходом американских разработок внимательно следили в Советском Союзе. Информация, поступавшая по разным каналам, тщательно анализировалась. Работа над советским истребителем четвертого поколения началась еще в 1969 году — но она велась в инициативном порядке. Только в 1971 году последовал соответствующий приказ о начале государственной программы разработки нового истребителя, который должен был стать советским ответом американскому F-15.
Был объявлен конкурс, участие в котором приняли ведущие авиационные КБ Советского Союза. Любопытно, что генеральный конструктор Сухой изначально не планировал заниматься новой машиной, потому что его ОКБ и так было перегружено работой: в то время испытывались первые предсерийные образцы Су-24, шла разработка ракетоносца Т-4, штурмовика Су-25, разрабатывались новые модификации Су-17 и Су-15.
Кроме того, Павел Осипович считал, что существующий уровень развития отечественной радиоэлектроники не позволяет создать истребитель с требуемыми характеристиками. При этом следует отметить, что именно конструкторы ОКБ Сухого первыми в инициативном порядке начали работать над обликом нового истребителя.
Первый вариант нового самолета был создан в КБ Сухого еще в 1970 году. Это был истребитель с интегральной компоновкой, крылом умеренной стреловидности и выраженными корневыми наплывами. Самолет изначально проектировался как статически неустойчивый , его устойчивость в полете должна была обеспечиваться ЭДСУ.
В 1971 году военные сформулировали требования к новому истребителю. Они не стали оригинальничать: просто взяли основные характеристики F-15 и добавили к ним по 10%. Машина должна была обладать высокой маневренностью, скоростью, иметь мощное вооружение и большую дальность полета, иметь совершенный комплекс БРЭО.
В 1972 году состоялись два технических совета, на которых ОКБ Яковлева, Сухого и Микояна представили свои наработки по новой машине. По их результатам ОКБ Яковлева выбыло из конкурса. В то же время микояновцы предложили разрабатывать не один, а сразу два истребителя: легкий и тяжелый — но при этом максимально унифицировать их оборудование. Это должно было ускорить производство и удешевить серийные машины.
В это же время в США была принята аналогичная концепция: в качестве легкого истребителя выступал F-16, а тяжелого – F-15. Поэтому и в СССР решили поступить так же.
Эскизное проектирование истребителя было завершено в 1975 году, прототип машины получил обозначение Т-10, его первый полет состоялся в мае 1977 года.
До 1979 года было построено несколько предсерийных самолетов. Летные испытания и отработка оборудования показали, что летно-технические характеристики Т-10 значительно уступают ТТХ своего потенциального противника – американского истребителя F-15. Кроме того, было много проблем с радиоэлектронным оборудованием нового самолета, нормально не работала его РЛС. Т-10 не соответствовал техническому заданию. Создатели самолета столкнулись с нелегкой дилеммой: либо попытаться «довести» существующий самолет и начать его серийное производство, либо полностью переделать машину. При этом решение нужно было найти в максимально сжатые сроки. Конструкторы остановились на втором варианте.
В кратчайшее время был создан практически новый самолет, он получил обозначение Т-10С, и уже в апреле 1981 года он поднялся в небо. Эта машина имела крыло трапециевидной формы со скругленными корневыми наплывами и другим расположением двигателей. Было изменено также расположение носовой стойки шасси и тормозных щитков, проведены другие доработки.
Серийное производство нового самолета началось в 1981 году на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, хотя государственные испытания машины официально завершились только в 1985 году. Официально на вооружение этот самолет был принят в 1990 году, после окончательной доработки и устранения всех дефектов, выявленных в ходе эксплуатации.
Устройство Су-27
Су-27 выполнен по интегральной аэродинамической схеме – его крыло плавно сопряжено с фюзеляжем, образуя единое целое. На самолетах с подобной компоновкой фюзеляж отсутствует как таковой: подъемную силу создают не только крылья, но и корпус машины.
Крыло самолета оснащено корневыми наплывами с большой стреловидностью, это значительно улучшает аэродинамические характеристики истребителя на больших углах атаки, по передней кромке стреловидность крыла — 42°. Крыло Су-27 оснащено флаперонами и двухсекционными носками крыла.
Горизонтально оперение самолета цельноповоротное, вертикальное – двухкилевое.
Фюзеляж Су-27 можно разделить на три части: переднюю, среднюю и хвостовую.
В передней части самолета находится бортовая РЛС, кабина пилота, носовая стойка шасси и некоторые системы электронного оборудования. Полностью герметизированная кабина пилота содержит кресло-катапульта К-36 ДМ, в двухместных модификациях истребителя кресла пилотов расположены тандемом.
Средняя часть фюзеляжа содержит центроплан крыла, топливные баки, отсек вооружения и тормозной щиток. Здесь же находятся стойки основного шасси. В хвостовой части истребителя находятся два двигателя, отсек оборудования, центральная балка с топливным баком и тормозные парашюты.
Шасси самолета трехопорное, с передней стойкой. Все три стойки имеют по одному колесу. Передняя стойка шасси убирается в фюзеляж, а основные – в центроплан крыла.
Силовая установка истребителя состоит из двух двухконтурных ТРДДФ АЛ-31Ф с форсажной камерой.
Топливная система истребителя состоит из пяти баков, в которые вмещается 9400 кг топлива. Благодаря внушительному объему топлива Су-27 обладает значительным боевым радиусом, максимальная дальность полета составляет 3900 км.
В состав пилотажно-навигационного комплекса Су-27 входят: система инерциальной курсовертикали ИКВ-72, доплеровский измеритель скорости, радиокомпас, система навигации «Радикал», самолетный ответчик СО-72, вычислитель «Маневр», а также система автоматического управления, пилотажные приборы и радиовысотомер.
Бортовой комплекс обороны самолета состоит из станции предупреждения об облучении и системы выброса помех.
На самолете установлен комплекс РЛПК-27 «Меч», система единой индикации СЕИ-31, комплекс распознавания воздушных объектов и система управления оружием. Цели типа «истребитель» могут обнаруживаться в передней полусфере до 100 км, в задней – до 40 км. Су-27 может одновременно вести до десяти целей и атаковать одну из них. РПЛК-27 дополняет оптико-электронной прицельной системой ОЭПС-27, которая состоит из лазерного дальномера и теплопеленгатора.
Су-27 вооружен автоматической пушкой ГШ-301 калибра 30 мм (боекомплект 150 снарядов), а также различным ракетным вооружением. Пушка установлена в правом наплыве крыла. Самолет имеет десять узлов подвески. Ракетное вооружение самолета включает в себя ракеты различных классов. Максимальная боевая нагрузка самолета – 6 тыс. кг.
Применение Су-27
Су-27 начали поступать в строевые части в 1984 году, на Западе об этом самолете заговорили в 1987 году после инцидента, который едва не закончился трагедией. Су-27 ВВС СССР столкнулся с норвежским патрульным самолетом «Орион» над Баренцевым морем. Оба самолета получили незначительные повреждения и смогли вернуться на базы.
До распада Советского Союза большая часть Су-27 находилась на вооружении войск ПВО. Долгое время эта машина считалась одной из самых маневренных в мире, истребитель регулярно демонстрировался на различных авиасалонах и шоу. Фигуры высшего пилотажа (например, всемирно известная «Кобра Пугачева»), которые может исполнять Су-27, неизменно приводят зрителей в восторг и изумление.
После распада СССР Су-27 стал одним из основных истребителей российских ВВС. Сегодня в составе военно-воздушных сил РФ примерно 400 подобных машин. На базе Су-27 создано множество модификаций, последние из которых намного совершеннее базовой модели. Истребитель Су-27СМ относится уже к поколению 4++.
В отличие от своего американского аналога F-15, истребитель Су-27 практически не применялся в реальных боевых действиях.
Один Су-27 ВВС РФ был сбит зенитной ракетой в ходе грузино-абхазского конфликта в 1993 году.
Су-27 ВВС Эфиопии использовались во время эфиопо-эритрейского конфликта, где они записали на свой счет три МиГ-29 противника.
Российские Су-27 участвовали в российско-грузинском конфликте 2008 года.
Истребителю Су-27 так и не удалось сойтись в настоящем воздушном бою со своим основным конкурентом — F-15. Однако между этими самолетами неоднократно проводились учебные поединки. В ближнем бою Су-27 имеет значительное преимущество: российская машина более маневренна и отличает высокой тяговооруженностью. А вот авионика у «американца» лучше, поэтому на дальних дистанциях шансы F-15 выглядят предпочтительней.
Во время учений «Коуп Индия 2004» в учебных поединках участвовали американские F-15 и Су-27 ВВС Индии. Американцы проиграли более двух третьих боев. Индийские пилоты старались приблизиться к противнику на максимально близкое расстояние, на дистанцию пушечного залпа.
Характеристики
Длина, м | 21,935 |
Высота, м | 5,932 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 16300 |
нормальная взлетная | 22500 |
максимальная взлетная | 30000 |
максимальная | 9400 |
Двигатель | 2 ТРДД АЛ-31Ф |
Максимальная тяга, кН | |
бесфорсажная | 2 х 74,53 |
форсажная | 2 х 122,58 |
Макс. скорость, км/ч: | 2500 |
Практический потолок, м | 18500 |
Практическая дальность, км | 3680 |
Вооружение: | 30-мм пушка ГШ-301; боевая нагрузка – 6 тыс. кг, 10 узлов подвески. |
Минобороны США показало видео, как российский истребитель Су-27 атакует дрон Reaper над Черным морем
Командование сил США в Европе опубликовало видео момента и расшифровку случившегося, когда российский истребитель Су-27 атаковал американский дрон-разведчик Reaper над Черным морем.
00:00: [Начало видео] Российский Су-27 приближается к тылу MQ-9 ВВС США.
00:05: Российский Су-27 во время прохождения начинает производить топливо. 00:09 Российский Су-27 пролетает над MQ-9 ВВС США во время выброса топлива. Когда Су-27 пролетает над MQ-9, это нарушает передачу видео.
00:11: Пропеллер MQ-9 ВВС США виден и остается невредимым.
00:22: Российский Су-27 начинает второе мероприятие на MQ-9. 00:27: Российский Су-27 начинает сбрасывать топливо на подходе к MQ-9. Су-27 идет еще поближе.
00:29: российский Су-27 столкнулся с MQ-9, и трансляция с камеры MQ-9 потеряна примерно на 60 секунд.
00:39: Подача камеры MQ-9 вернулась в рабочее состояние. В это время пропеллер снова виден, а одна из опор видна поврежденной.
00:42: [Конец видео]
Российский истребитель Су-27 14 марта совершил попытку перехватить в международном воздушном пространстве над Черным морем американский разведывательно-ударный БПЛА MQ-9 Reaper, в результате чего беспилотник получил повреждение и его пришлось затопить.
В USAREUR-AF объяснили, что их воздушные силы совершают полеты по всей Европе в соответствии с действующим законодательством принимающей страны и международным правом. Агрессивные действия российского авиационного экипажа «опасны и могут привести к просчетам и непреднамеренной эскалации», резюмировало Командование.
Американский разведывательно-ударный БПЛА MQ-9 Reaper создан на основе БПЛА MQ-1 Predator. Оснащен турбовинтовым двигателем, позволяющим развивать скорость более 400 км/ч. Крейсерская скорость — 250 км/ч. Практический потолок — 13000 метров. Максимальная продолжительность полета равна 24 часам. Дальность — 5920 км.
- Военно-воздушные силы США 14 марта выступили с заявлением, в котором сообщили, что российский истребитель Су-27 во время перехвата повредил над Черным морем американский разведывательно ударный БПЛА MQ-9 Reaper, в результате чего беспилотник пришлось затопить.
- Американское командование отметило, что MQ-9 выполнял рутинные операции в международном воздушном пространстве, когда его перехватил и сбил российский самолет, что привело к катастрофе и полной потере MQ-9. «Фактически этот опасный и непрофессиональный поступок россиян едва не привел к катастрофе обоих самолетов. Самолеты США и членов Альянса будут продолжать действовать в международном воздушном пространстве, и мы призываем россиян вести себя профессионально и безопасно», — заявил генерал ВВС США Джеймс Хеккер, командующий ВВС США в Европе и Африке.
- Министерство обороны России заявило, что их истребители Су-27 не имеют отношения к падению американского беспилотника MQ-9 Reaper в Черном море, а еще приблизился к оккупированному Крыму и летел с нарушениями.
Теги: MQ-9 Reaper, Reaper, ВВС США, воздушное пространство, перехват, российский истребитель, столкновение, Су-27, Черное море
Сухой Су-27 разрабатывался как дальний перехватчик и истребитель сопровождения для ИА-ПВО, чтобы заменить Су-15 и МиГ-23 , у которых не было дальности полета, возможностей обзора / сбития. и способность работать независимо от управления GCI. Сухой получил контракт на разработку дальнего перехватчика на базе Су-27 для обслуживания на борту советских авианосцев нового поколения, а Микояну была поручена разработка меньшего многоцелевого ударного истребителя на базе их МиГа. -29. Получившийся Су-27К был во многих отношениях версией базового серийного Су-27 с минимальными изменениями, с той же авионикой и системой вооружения, оптимизированной для перехвата. Он был оснащен передним оперением, усиленной конструкцией, складными крыльями и хвостовым оперением, стопорным гаком и антикоррозийной защитой. Окончание холодной войны и распад Советского Союза оставили в России только один авианосец из запланированных четырех, и было решено оснастить этот корабль одним типом самолета. По необъяснимым причинам в качестве этого типа был выбран Су-27К, несмотря на его большие размеры (ограничение количества, которое можно перевозить), высокую стоимость и отсутствие универсальности. Су-27М (переименованный в Су-35 в 1992 г.) разрабатывался как преемник Су-27 на вооружении ПВО и фронтовой авиации. Имея тот же базовый планер, что и стандартный «Фланкер», с небольшими улучшениями, включая более высокие хвостовые плавники с квадратными концами. Су-27М внес множество изменений под кожу. Были приняты новый радар и система управления огнем, а также современная стеклянная кабина с тремя многофункциональными ЭЛТ-дисплеями. Электронная система управления также была переработана. Критические экономические проблемы привели к отказу от предназначенного для Су-27М меньшего радиуса действия, более дешевого и более универсального аналога МиГ-29.М, оставив его единственной российской программой тактических истребителей на 1990-е годы.
| КОМПАНИЯ ПРОФИЛЬ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
MILAVIA Aircraft — Sukhoi Su-27 Flanker Технические характеристики
МИЛАВИЯ > Самолеты > Су-27 > Технические характеристики Последнее обновление: 28 августа 2008 г.
Су-27С Су-27П | Су-27УБ | Су-27СК | Су-27СКМ | Су-30 (Су-27ПУ) | Су-30КН | Су-33 (Су-27К) | Су-35 (Су-27М) | Су-34 (Су-32) | Су-30МКИ | Су-30МКК | Су-30МК2 | Су-35 (Су-27БМ) | |
Силовая установка (2 шт.) | АЛ-31Ф | АЛ-31Ф | АЛ-31Ф | АЛ-31Ф | АЛ-31Ф | АЛ-31Ф | АЛ-31Ф3 | АЛ-31ФМ | АЛ-31Ф | АЛ-31ФП | АЛ-31Ф | АЛ-31Ф | АЛ-41Ф |
Тяга на двигатель — на форсаже, кН — на форсаже, кгс — максимальная сухая, кгс | 122,58 12 500 7 770 | 122,58 12 500 7 770 | 122,58 12 500 7 770 | 122,58 12 500 7 770 | 122,58 12 500 7 770 | 122,58 12 500 7 770 | 125,5 13 300 . .. | 142 … … | 122,58 12 500 7 770 | 130 … … | 122,58 12 500 7 770 | 122,58 12 500 7 770 | 142,2 14 500 8 800 |
Длина габаритная, м | 21.935 | 21.935 | 21.935 | 21.935 | 21.935 | 21.935 | 21.185 | 22.18 | 23.34 | 21.935 | 21.935 | 21.935 | 21,9 |
Размах крыла, м — в сложенном виде, м | 14,7 — | 14,7 — | 14,7 — | 14,7 — | 14,7 — | 14,7 — | 14,7 7,4 | 14,7 — | 14,7 — | 14,7 — | 14,7 — | 14,7 — | 15,3 — |
Площадь флигеля, кв. м | 62.04 | 62.04 | 62.04 | 62.04 | 62.04 | 62.04 | 67,8 | 62.04 | 62.04 | 62.04 | 62.04 | 62.04 | … |
Высота, м | 5,932 | 6.357 | 5,932 | 5,932 | 6.357 | 6.357 | 5,72 | 6,43 | 6,36/6,09 | 6.357 | 6,43 | 6,43 | 5,9 |
Вес пустого, кг | 16 300 | 17 500 | 16 870 | … | 17 700 | … | … | 18 400 | 22 500 | 18 400 | … | … | … |
Нормальная взлетная масса, кг | 23 000 | 24 000 | 23 430 | 24 000 | … | 24 780 | 25 000 | 25 700 | 38 240 | 25 700 | 24 900 | . .. | 25300 n |
Максимальная взлетная масса, кг Предельная, кг | 28 000 | 30 500 | 30 450 | 33 000 | 30 450 | 33 000 | 33 000 | 34 000 | 44 360 | 34 000 | 34 500 38 800 | 34 500 38 000 | 34 500 |
Внутреннее топливо, кг Емкость, л | 9400 11975 | 9 400 11 975 | 9 400 11 975 | 9 400 11 975 | 9 400 11 975 | 9 400 11 975 | 9 500 12 100 | 10 250 13 055 | 12 100 15 400 | 10 000 12 780 | 9 640 90 277 12 280 | 9 720 12 380 | 11 500 14 650 |
Максимальная боевая нагрузка, кг | 4000 | 4000 | 8000 | 8000 | 4000 | . .. | 6 500 | 8000 | 8000 | 8000 | 8000 | 8000 | 8000 |
Максимальная скорость, км/ч — на большой высоте — на уровне моря | 2500 1400 | 2 125 90 277 1 400 | 2 500 1 400 | … 1400 | 2 125 90 277 1 400 | 2 300 1 300 | 2 500 1 400 | 1 900 1 400 | 2 125 90 277 1 400 | 2 120 90 277 1 350 | 2 100 1 400 | 2400 1400 | |
Максимальное число Маха | 2,35 | 2,0 | 2,35 | 2,15 | 2,0 | 2,0 | 2,165 | 2,35 | 1,8 | 2,0 | 2 | 2 | 2,25 |
Время разгона, с от 600 до 1100 км/ч от 1100 до 1300 км/ч | 13,8 ч 8,0 ч | ||||||||||||
Скороподъемность максимальная, м/с | . .. | … | 330 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | >280 h |
Практический потолок, м | 18 500 | 17 500 | 18 500 | 17 750 | 17 500 | … | 17 000 | 18 000 | 15 000 | 17 300 | 17 300 | 17 300 | 18 000 |
Максимальная перегрузка | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 8 | 8 | 9 | 7 / 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Дальность, км — на большой высоте — на уровне моря — перегоночная дальность — с одной ППП | 3 900 1 400 … — | 3000 1300 … — | 3680 1370 . .. — | 3 530 … … — | 3 000 1 300 … 5 200 | 3000 … … 5200 | 3000 1000 … … | 3 200 1 450 … 6 500 | 4000 … … 7000 | 3000 1300 … 5200 | 3000 1300 … 5200 | 3000 1300 … 5600 | 3 600 90 277 1 580 4500 т … |
Разбег, м | 650 | 750 | 450 | 450 | 750 | … | 105 р | 750 | 1 260 | 550 | 550 | 550 | 400-450 |
Длина пробега, м | 620 | 650 | 620 | 700 | 650 | … | 90 а | 600 | 950 | 650 | 750 | 750 в | 650 в |
Скорость захода на посадку, км/ч | 240 | ||||||||||||
Экипаж | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Примечания | |||||||||||||
* базовый Су-27П/Су-27С а с задержанной посадкой с с развернутым тормозным парашютом ч на высоте 1000 м n с 2х РВВ-АЕ + 2х Р-73Э r взлет с аппарели авианосца t с 2х подвесными баками ПТБ-2000 | |||||||||||||
Источники 90 005 | |||||||||||||
|