Содержание

Крейсер «L» » Военное обозрение

В один из будних дней апреля 1958 года, портовые буксиры развернули огромный корпус списанного на металл крейсера носом в сторону Морского канала и неторопливо повели его к последнему причалу — на Кронштадтское кладбище кораблей. Яркое весеннее солнце ласково грело борта, отражалось в многочисленных иллюминаторах, остатки демонтированных надстроек отбрасывали причудливые тени на палубу, где из-под содранной шаровой краски, местами тускло отсвечивала броня марки «Вотан». Боевая служба одного из самых необычных кораблей Советского ВМФ закончилась.


В начале 30-х годов большинство ведущих морских держав вступили в так называемую «крейсерскую гонку» — строительство хорошо бронированных крейсеров, не попадающих под ограничения «вашингтонских соглашений». 16 марта 1935 года Адольф Гитлер объявил о денонсации мирного договора, подписанного поверженной Германией после окончания Первой Мировой войны, и приступил к спешному вооружению Третьего Рейха. Руководство Кригсмарине ясно отдавало себе отчёт, что догнать основного потенциального противника на море — Великобританию по численности и мощи боевых надводных кораблей не удастся. Поэтому вместо строительства чудовищно дорогих и ресурсозатратных дредноутов, немцы разработали концепцию постройки тяжёлых крейсеров и «карманных линкоров», способных к длительным походам и действиям в качестве одиночных рейдеров. Официально Германия не была скована рамками «вашингтонского договора» в тоннаже кораблей и калибре артиллерии, однако, чтобы не вызывать раздражения ведущих западных государств, фюрер и глава Кригсмарине Гроссадмирал Эрих Рёдер официально объявили о планах строительства 5 крейсеров типа «Admiral Hipper» водоизмещением в 10 000 тонн с орудиями главного калибра в 150 мм. Разработка данного типа судов была начата осенью 1934 , однако при воплощении замысла стало ясно, что в заявленные рамки уложиться не удаётся. Установка более лёгких «стопятидесятимиллиметровок» не давала большого уменьшения тоннажа, однако заметно снижала параметры бронепробиваемости, также периодически возникали вопросы по поводу выбора типа и способов монтажа главной силовой установки, оставалась неразрешённой масса других мелких, но не менее существенных, технических проблем. Окончательно наплевав на разные соглашения и ограничения, руководство Рейха приняло соломоново решение строить суда водоизмещением в 15-20 тысяч тонн, вернуться к классическому калибру в 203 мм с компоновкой по два орудия в 4 орудийных башнях, минимальная толщина брони главного пояса 80 мм. Головное судно данного проекта (условное обозначение «крейсер Н») было заложено в июле 1935 года на верфи «Блум энд Фосс» в Гамбурге, в августе «Дойче Верке» в Киле приступила к постройке второго корабля из этой же серии (крейсер G), третий заказ (крейсер J) взяла на себя компания «Германия», принадлежащая семейству Круппов. Четвёртый (K) и пятый (L) крейсера начали собирать на фирме «Дешимаг АГ Вессер» в Бремене соответственно в декабре 1936 и в августе 1937 года.

С приходом Гитлера к власти, тесное сотрудничество в экономической и военной сфере, бывшее между молодым Советским государством и Веймарской республикой, пошло на спад. Чтобы разрядить возникшую напряжённость между двумя державами, СССР начал искать пути сближения с Германией, путём заключения ряда торгово-экономических контрактов. В результате приложенных усилий, 9 апреля 1935 года было подписано «Соглашение между правительством СССР и правительством Германии о дополнительных заказах СССР в Германии и финансировании этих заказов Германией». В соответствии с ним советская сторона получила право разместить под гарантию правительства Рейха заказы германским промышленникам на 200 млн. марок. Эти заказы должны были представлять собой оборудование для фабрик, машины, аппараты, изделия электропромышленности, оборудование нефтяной и химической индустрии, транспортные средства, оборудование лабораторий и т.д. Сюда же входила и техническая помощь. Реально по этому кредиту СССР получил из Германии заводского оборудования и других товаров на 151,2 млн. марок. Поставки советских товаров в покрытие кредита должны были начаться с конца 1940 года, а закончиться в 1943 году.

19 августа 1939 года, за несколько дней до визита Иоахима фон Риббентропа в Москву на подписание знаменитого «Пакта о ненападении», советским правительством было получено принципиальное соглашение германской стороны на выделение ещё одного кредита на сумму около 200 млн. марок, предусматривающего, в том числе, возможность закупки в Германии самого современного вооружения. В конце сентября для ознакомления с новейшими образцами немецкой военной техники, в Берлин прибыла представительная делегация из 48 человек, включавшая в себя не только дипломатов, но и множество ведущих специалистов в области танкостроения, авиастроения и других отраслей. Возглавлял делегацию нарком И.Ф. Тевосян. Следуя весьма разумному решению Сталина, что «Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага», особое внимание уделялось попыткам приобрести большие боевые корабли. Рассматривалось множество вариантов, однако немецкая сторона неохотно шла на уступки и после длительных переговоров Германия поступилась только одним кораблём — тяжёлым крейсером «Лютцов», строящимся на судоверфи Бремена. В результате Советский Союз получил, пусть и в 50 % готовности, но вполне современную боевую единицу. И вот 11 февраля 1940 года состоялось подписание договора о покупке «Лютцова», получившего от советской стороны название «Проект 53», за 104 млн. марок. 15 апреля «покупка» в сопровождении двух морских буксиров медленно отвалила от достроечной стенки фирмы «Дешимаг» и 31 мая ошвартовалась в Ленинграде у причала Балтийского завода №189. Вместе с крейсером прибыла команда немецких специалистов инженеров и техников, численностью около 70 человек под руководством контр-адмирала Отто Фейге.

По германо-советским планам окончательный ввод крейсера в строй был запланирован на 1942 год, однако, намеченные графики работ неожиданно стали нарушаться из-за срыва поставок оборудования и материалов германской стороной, а также фактами прямого неисполнения своих обязанностей и умышленной волокиты немецких технических специалистов. В советской и российской историографии неоднократно утверждалось, что немцы сознательно шли на нечестную игру. Война с Советской Россией была практически решена, и помогать вооружаться будущему врагу Германия явно не собиралась. На умышленный саботаж со стороны немцев указывают многочисленные свидетели и очевидцы. Заместитель начальника цеха Балтийского завода Б.П.Фаворов, в своей книге воспоминаний «На стапелях под огнём» пишет следующее: «Вот так, постепенно, день за днём, выполнение работ на корабле задерживалось, плановые сроки срывались. Такая тактика представителей немецких фирм, естественно, наводила нас на мысль, что всё это делается с определённым умыслом, чтобы как можно больше задержать достройку и ввод крейсера в строй. Расчёт при этом был такой: без немцев мы сами, дескать, не справимся с достройкой «Лютцова». Ему вторит бывший старшина С.Я Прикот, служивший до июля 1941 года на корабле котельным машинистом: «Немцы недопоставили ряд важных деталей. Например, стыки на трубопроводах гофрированные. А давление пара там было 52 кг. На наших заводах такие стыки изготовить в короткие сроки было невозможно. А пар не дать! Значит, корабль без хода. Один насос для питания котлов не был поставлен, насос был со старого крейсера, мы это обнаружили, и насос отослали обратно в Германию. Нового так и не поставили. Значит, они делали это умышленно». Документальные свидетельства германской стороны говорят об обратном. Так, например, курировавший советско-германские экономические связи, чиновник МИД Германии Карл Юлиус Шнуре, в подготовленном для своего начальства меморандуме от 15 мая 1941 года, сообщал следующее: «Строительство крейсера “L” в Ленинграде продолжается в соответствии с планом, германские поставки приходят по расписанию» (Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне.) Т.1. Накануне. Книга 2. «1 января — 21 июня 1941 г». Случающиеся перебои в снабжении немцы вполне обоснованно объясняли объективными причинами: продолжающейся войной с Англией, из-за чего возникли трудности с материалами, поток которых был срочно перенаправлен на нужды фронта, и дефицитом квалифицированной рабочей силы из-за массового призыва промышленных рабочих в армию.

Тем не менее, работы по вводу корабля в строй продолжались. В носовой и кормовой башнях на штатные места были установлены 203 мм орудия, из Германии прибыли 20 и 37 мм зенитные автоматы, постепенно вводилось в строй необходимое силовое оборудование. Несмотря на массовый отъезд немецких специалистов и недостаток необходимых деталей, рабочие завода и команда, во главе с капитаном 2 ранга А.Г. Вонифатьевым, прилагала все усилия, чтобы привести крейсер в боеспособное состояние. К 22 июня 1941 крейсер находился в 70% готовности, к этому времени над корпусом возвышался первый уровень надстройки, носовая и кормовая нижние башни, основание ходового мостика, труба и нижняя часть грот-мачты. На август были намечены ходовые испытания. «Петропавловск» был укомплектован на 100% офицерским составом и на 60-70% старшинами и матросами, общая численность экипажа составляла около 1000 человек.

В ночь с 21 на 22 июня команду корабля подняли по тревоге: было объявлено о необходимости принять и разместить на крейсере 50 человек с затонувшего эсминца «Гневный». С прибывших грузовиков стали спускаться измученные люди, многие полураздеты, некоторые не могли идти сами, и товарищи вели их под руки. На вопросы встревоженных моряков, о том, что случилось, кто-то из вновь прибывших коротко выдохнул: «Война..».

С первых дней Балтийский флот активно включился в борьбу с захватчиками. В Ленинграде, по приказу Народного Комиссара ВМФ Н.Г. Кузнецова, 5 июля 1941 года был организован штаб Морской обороны Ленинграда и Озёрного района, командующим был назначен контр-адмирал Ф.И.Челпанов. Были приняты энергичные меры к оборудованию дополнительных позиций береговых батарей, ускоренному вводу в строй стоящих на ремонте боевых кораблей, формированию отрядов морской пехоты. В ряды морских пехотинцев влились две роты «петропавловцев». Старшина С.Я.Прикот вспоминал об этом так: « Итак, приняли решение крейсер законсервировать. Главный калибр приготовить для ведения стрельбы, специалистов электромеханической части — на фронт. И тут же во дворе зачитывают: «…Список батальона крейсера «Петропавловск». Командир батальона — капитан-лейтенант Сочейкин. Три шага из строя! Первая рота: командир роты старший инженер-лейтенант Шефер. Три шаги из строя! Первый взвод. Командир взвода лейтенант Ершов!…» Буквально так нам читали приказ, и так все выходили. «Первое отделение, помкомвзвода — старшина Прикот!» Вышел, встал. Моих матросов, подчиненных тоже зачитали. Двенадцать человек под моим началом. Все друг друга знали, поэтому и держались вместе. Со следующего дня мы ходили на завод, консервировали крейсер, все маслом заливали, бирки прикрепляли. А вечером — с учебными винтовками к дворцу имени Кирова, к тому, куда на танцы ходили — на сухопутную подготовку. Это длилось до июля месяца, дней двадцать. И после этого выдали оружие: на 12 человек отделения 2 ручных пулемёта, остальные все, кроме командира отделения, получили винтовки СВТ плюс гранаты. У меня, как командира отделения, ППД, как на финской». Разумеется, отправка высококлассных специалистов, на подготовку которых флот затратил не один год, рядовыми в пехоту — верх расточительности, однако у советского командования не было выбора: враг рвался к Ленинграду. На крейсере остались лишь артиллеристы и немного моряков из различных судовых служб, необходимых для поддержания жизнеобеспечения судна. Спешно монтировалась судовая электростанция, продолжалась доделка механизмов подачи снарядов и прочие необходимые работы для ведения успешного артиллерийского огня. 15 августа 1941 года на крейсере, получившем наименование «Петропавловск», был поднят Военно-морской флаг РККФ и, в соответствии со своим состоянием, судно включили в отряд строящихся кораблей КБФ вместе с эсминцами «Опытный», «Строгий» и «Стройный».


Рис. Эсминец «Опытный» ведёт огонь по врагу

Штабом обороны города было принято решение перевести «Петропавловск» на позицию для стрельб в район Угольной гавани. Так как крейсер не имел высоких надстроек, его удалось относительно хорошо замаскировать: корпус судна «терялся» среди различных береговых сооружений. Корабль подвели к причалу и подключили к береговой электростанции, потому что к началу активной фазы боёв за город, до предела сокращённому экипажу судна удалось полностью ввести в строй только одну дизель-генераторную станцию.

Когда в первых числах сентября немцы приблизились к Ленинграду, нашлась работа и для 203 мм орудий крейсера. На берег заблаговременно были отправлены артиллерийские наблюдатели, и вот 7 сентября на крейсере получили первое целеуказание: перед фронтом 21-ой дивизии НКВД отмечено большое скопление немецких войск и техники. Орудия «Петропавловска» впервые открыли огонь, посылая на врага 122 килограммовые снаряды. Немцы заметались и в панике начали отступать. Новая цель: в районе станции Урицк разгружается состав с войсками. Снова рявкнули крупповские орудия крейсера. В течение нескольких минут состав был уничтожен. Наверное, солдаты 36-ой моторизованной дивизии Вермахта были бы немало удивлены, узнав, что разгром им учиняет бывший немецкий крейсер «Лютцов» из немецких орудий немецкими же снарядами. Всего за первую неделю боёв крейсер выпустил 676 снарядов, нанеся войскам 18-ой германской армии существенный ущерб, в частности «Петропавловск» очень эффективно вёл контрбатарейную борьбу, его огнём были сорваны несколько попыток германских войск прорвать оборону в районе железной дороги на Ленинград и по кратчайшему пути войти в город. Как вспоминал в своей книге «Курсом к победе» Адмирал флота Н.Г. Кузнецов: «Очень досаждал фашистам своим артиллерийским огнем недостроенный крейсер «Петропавловск»». 11 сентября на корабле произошёл несчастный случай: во время боевой стрельбы, на 22 выстреле взрывом снаряда в канале ствола, разорвало ствол левого орудия башни № 1. При осмотре места происшествия, был обнаружен дефект: тщательно заделанная и закрашенная немцами раковина на стволе. Умышленная диверсия или заводской брак? Точный ответ вряд ли будет когда-нибудь получен. 10 сентября войска группы армий «Север» вышли на берег Финского залива, что дало им возможность более тщательно корректировать огонь своей дальнобойной артиллерии, а полевым орудиям насквозь простреливать главный водный путь между Кронштадтом и Ленинградом – Морской канал. Взбешённые успешными действиями моряков «Петропавловска», немцы решили, во что бы то ни стало уничтожить крейсер. Последовала серия воздушных налётов, которые были успешно отражены зенитчиками корабля. Однако, от сброшенных бомб, которые хоть и не причинили «экс-Лютцову» никакого вреда, загорелись прикрывающие его от вражеских глаз портовые постройки, была выведена из строя питающая береговая электроподстанция. Положение лишённого хода и находившегося теперь в прямой видимости противника крейсера стало угрожающим. Командир корабля, капитан 3 ранга А. К. Павловский, срочно вызвал буксиры, а пока всю ночь крейсер продолжал вести огонь.

17 сентября тяжёлые 210 мм гаубицы 768-го моторизованного дивизиона Вермахта обрушили на неподвижный корабль первые снаряды. Комендоры «Петропавловска» пытались отвечать, однако немцы прекрасно видели цель и стреляли очень точно. Практически одним из первых снарядов было выведено из строя помещение генераторов № 3 – последний оставшийся источник энергии и судно было полностью обесточено. Крейсер превратился в беззащитную мишень, которую начала беспощадно избивать вражеская артиллерия. В течение дня «Петропавловск» получил более 50 попаданий снарядов различного калибра, в основном 210 мм, что вполне достаточно для потопления практически любого судна. На крейсере возник пожар, потушить который из-за многочисленных повреждений в пожарных магистралях не представлялось возможным. Через пробоины начала поступать забортная вода. Команда спешно покинула тонущее судно, предварительно эвакуировав всех раненых. 19 сентября, приняв огромную массу воды, боевой корабль сел на грунт, тяжело навалившись бортом на причальную стенку. Экипаж потерял 10 человек убитыми и 30 ранеными. Однако крейсер не сдавался. Ночью, соблюдая все меры предосторожности, на борт поднялись оставшиеся члены команды вместе с прибывшими специалистами судоремонтного завода № 189. Скрытно ими был произведён демонтаж зенитного вооружения, крайне необходимого для оснащения судов Ладожской военной флотилии.

Тяжёлое положение на фронте заставило Советское командование ещё больше сократить экипаж, из моряков-петропавловцев была сформирована ещё одна рота морской пехоты, спешно отправленная на передовую, в десант на Петергоф..

Штаб обороны города решил не бросать на произвол судьбы расстрелянный крейсер, было принято решение произвести работы для подъёма и буксировки его в безопасное место. Немногочисленный экипаж и специалисты ЭПРОНа в течение года боролись за спасение корабля. Особенно тяжело людям приходилось зимой: холод, голод, да ещё до переднего края германских войск было всего три километра. Заметив малейшее шевеление в районе вынужденной стоянки судна, немцы открывали массированный артиллерийско-миномётный огонь. Сохраняя все меры свето- и шумомаскировки, в затопленных помещениях крейсера шла невиданная борьба. Слабенькими переносными насосами моряки-балтийцы откачивали воду из отсеков, водолазы заделывали пробоины снаружи корпуса, механики восстанавливали трубопроводы и электропроводку. Дело пошло быстрее, когда судовым специалистам удалось «оживить» часть корабельных насосов. И вот 10 сентября 1942 года железная махина длиной в 212 и шириной в 22 метра наконец-то всплыла. Появилась возможность заделать повреждения в той части корпуса, которая упиралась в причал, к утру был заведён пластырь, на пробоины установлены цементные ящики. Начало рассветать, немцы могли заметить, что боевой корабль ожил и снова засыпать его снарядами, поэтому последовало распоряжение открыть кингстоны и снова притопить крейсер.

Следующую попытку повторили через несколько дней. Мощные корабельные помпы быстро откачали почти 1600 тонн воды, незаметно подкравшийся буксир подцепил стальную громадину и споро потащил её в Неву. Однако и здесь краснофлотцев поджидала неудача: за год сильно изменился фарватер и крейсер сел на мель. Работы по снятию с мели продолжались до рассвета, а утром перед глазами германских наблюдателей снова была привычная картина: накренившийся крейсер спокойно стоял на прежнем месте. Безлунной ночью 17 сентября 1942 очередная попытка по спасению судна удалась. Утром оторопелые немцы увидели пустой причал, а надёжно пришвартованный «Петропавловск» уже стоял у пирса Балтийского завода.

В декабре 1942 года ремонт на судне был завершён, и за день до нового, 1943 года, крейсер был отбуксирован к железной стенке Торгового порта, откуда снова открыл огонь по врагу. «Петропавловск» ввели в состав 2-й артиллерийской группы флота, куда были также включены линкор «Октябрьская революция», крейсера «Киров», и «Максим Горький», а так же несколько эсминцев. Артиллерией крейсера командовал старший лейтенант Я.К.Грейс. Орудия боевого корабля продолжали громить врага, оказывая помощь сухопутным соединениям. Германская техника не подводила, огонь велся исключительно точно. «КП противника на высоте 112 (восточнее Красного Села). Два прямых попадания в бетонный дот. Снесен угол дота, разрушено верхнее перекрытие. В радиусе 100 метров 31 воронка. Стрельба крейсера «Петропавловск»» — свидетельствует в книге «Советские надводные корабли в Великой Отечественной войне» Г.И. Хорьков. «Петропавловск» принял участие в Красносельско-Ропшинской наступательной операции, выпустив в первый же день, 15 января 1944 года, 250 снарядов. С 15 по 20 января это число увеличилось до 800 при заводской гарантии «живучести» ствола в 300 выстрелов. А всего за 31 обстрел по врагу было выпущено 1036 снарядов. Орудия искалеченного корабля не слишком жалели: на его счет пришлось около трети проведенных стрельб и выпущенных 2-й артиллерийской группой флота снарядов, тем более немцы по какой-то причине перед войной поставили чуть ли не двойной боекомплект. «По донесениям береговых наблюдательных групп и наших войск действия артиллерии «Петропавловска» оказалось весьма эффективным. Только за 19 января на счет крейсера-батареи записали 3 орудия, 29 автомобилей, 68 повозок и 300 убитых солдат и офицеров противника» цитирует сводку КБФ В. Кофман в книге «Принцы Кригсмарине». Но постепенно фронт отдалялся, и ведение огня становилось все более затруднительным. Последние залпы корабль произвёл 24 января 1944 года. На этом боевая служба «Петропавловска» закончилась. 19 сентября 1944 года крейсер переименовали в «Таллин».


Рис. Тяжёлый крейсер «Зейдлиц» в Пиллау

После войны рассматривалось несколько вариантов достройки корабля, один из которых был весьма оригинальным. В 1945 году в бухте Пиллау (ныне Балтийск, Калининградская область РФ) советскими войсками был захвачен подорванный немцами «одноклассник» «Лютцова» крейсер «Зейдлиц». Появилась возможность, используя один корабль в качестве «склада запчастей» довести начатое 5 лет назад дело до логического конца. Однако, рассмотрев все варианты, командование ВМФ посчитало затраты на восстановление иностранного и уже морально устаревшего крейсера чрезмерными. К тому же гибридная силовая установка, стоявшая на данном типе судов, оказалась сложной в эксплуатации и ремонте, и не отвечала требованиям послевоенного отечественного судостроения.

После войны «Таллин» стал использоваться в качестве несамоходного учебного судна до 11 марта 1953 года, когда его в очередной раз переименовали в «Днепр». Крейсер превратили в плавучую казарму, в которой проживали экипажи ремонтирующихся в ленинградских доках военных кораблей. Очередная волна переименований не заставила себя ждать, 27 декабря 1956 года бывшее боевое судно получило наименование ПКЗ-112.
3 апреля 1958 года бывший «Лютцов» был исключён из списков флота.


Рис. Ориентиры для стрельбы германской артиллерии

В некоторых работах современных авторов по данной теме, часто встречается порицание правительства СССР за закупку недостроенного крейсера, мол, цена слишком высока, а на затраченную валюту можно было купить или построить что-то более необходимое. Это суждение показывает лишь одно: поверхностное знание ими реалий начала войны. В 30-е годы по злому умыслу или по некомпетентности, ныне записанный в «невинные жертвы сталинских репрессий» маршал Тухачевский, непосредственно отвечавший за вооружения, волевым решением сосредоточил усилия КБ и направил средства и мощности оружейных заводов на воплощение разных фантастических идей типа «универсальной противотанковой зенитки» или авиапушки калибром под 250 мм. Развитие дальнобойной артиллерии им было остановлено, и к началу войны СССР подошёл со считанными единицами полевых орудий, стрелявшими на расстояние свыше 30 км. Артиллерийские системы, бывшие тогда в составе Ленинградского фронта, имели максимальную дальность стрельбы 20-25 км, штатные германские орудия пехотных и моторизованных дивизий уверенно поражали цели на 25-30 км. Получалось, что немцы могли совершенно безнаказанно сровнять город с землёй действиями одной артиллерии. Однако вышло так, что заблокированный в сентябре 1941 года в Маркизовой луже флот оказался спасителем Ленинграда: к примеру, пушки линкоров дореволюционной постройки могли послать тяжёлый снаряд на дистанцию до 44 км. Восьмидюймовки «Лютцова» стреляли на 33,5 км, что позволяло эффективно вести контрбатарейную борьбу против любого типа немецких орудий. За войну крейсер выпустил по врагу снарядов больше, чем любой другой корабль Балтийского флота, сохранив тем самым многие тысячи, не имеющих денежного эквивалента жизней советских солдат и мирных жителей героического города на Неве.

topwar.ru

Сталинский «Мистраль» — Colonel Cassad — ЖЖ


Недостроенный «Лютцов» ведет огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам

В 1940 году в рамках активного товарообмена с Третьим Рейхом, СССР прикупил за 104млн. рейхсмарок недостроенный тяжелый крейсер класса «Адмирал Хиппер». У немцев он назывался «Лютцов» (достаточно популярное у них название — в Первую мировую войну это имя носил линейный крейсер погибший в Ютландском сражении, во Вторую мировую — это имя уже после продажи тяжелого крейсера, получил карманный линкор «Дойчланд). У нас этот корабль назвали сначала «Таллин», а затем переименовали в «Петропавловск».


По достижению 100% готовности, «Лютцов» должен был бы обладать следующими ТТХ:

Водоизмещение стандартное 13900 т, 3 гребных винта, мощность трех турбозубчатых агрегатов 132 000 л.с., скорость хода 32 узла, Длина между перпендикулярами 200 м, ширина 21,6. среднее углубление 4,57 м. Дальность плавания 18-узловым ходом 6800 миль. Бронирование: пояс 127 мм, палуба 102 мм, башни 127 мм. Вооружение: 8 — 203 мм орудий, 12 — 105-мм зениток, 12 — 37-мм, 8 — 20-мм зениток, 12 торпедных аппаратов, 3 самолета.
www.battleships.spb.ru/0980/tallinn.html


Систершип «Лютцова», тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер». В ходе войны оба корабля оказались по разные стороны баррикад.
В соответствии со вполне разумными соображениями Сталина: «Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага», особое внимание уделялось попыткам закупить большие боевые корабли. Дебатировались чуть ли не все единицы германского флота, однако реально немцам пришлось поступиться только одним — «Лютцовым». Выбор этот еще раз показывает, что тяжелые крейсера представляли наименьший интерес для Гитлера, уже втянутого в войну с сильными морскими противниками и потерявшего надежду добиться морского паритета с Британией в традиционных сбалансированных флотах. Так что потеря корабля, не слишком пригодного для индивидуальных рейдерских действий вследствие своей энергетической установки, не могла сильно сказаться на планах немецкого флота, явно неспособного на прямое столкновение в бою с английским. С другой стороны, СССР получал один из самых современных и совершенных в техническом отношении крейсеров, хотя и в незаконченном состоянии.
www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Hipper/11.htm

Немного о состоянии корабля:
К лету 1941 года крейсер уже находился в 70-процентной готовности. Однако ни одно из его помещений окончательно не было достроено. Из вооружения корабля были установлены лишь 1-я и 4-я двухорудийные башни главного калибра да малокалиберная зенитная артиллерия.
www.shipandship.chat.ru/military/c031.htm
немцы обязались достроить его в Советском Союзе и в согласованные сроки укомплектовать недостающим оборудованием, вооружением и боеприпасами. Недостроенный крейсер был переведен в Ленинград. Поставки недостающего оборудования в 1940 году вначале шли исправно, по согласованному графику, но с начала 1941 года начались перебои. До нападения Германии на Советский Союз фирма поставила лишь половину артиллерии главного калибра, но при этом — полный боезапас к орудиям.
www.kriegsmarine.ru/lutzov_tallin.php


Стоимость.

Собственно, что мы видим, за солидные деньги (об этом чуть позже) у потенциального противника покупается дорогостоящий недостроенный корабль. Ничего не напоминает? Касательно цен — 104млн. рейхсмарок — много это или мало? 
Скажем постройка одного из самых известных кораблей Второй мировой войны, линкора «Бисмарк» обошлась казне Рейха в 196,8млн. рейсхмарок. 
Дорогостоящая игрушка Гитлера — линкор «Бисмарк»

Один тяжелый танк «Тигр» обходился в среднем в 800тыс. рейхсмарок. То есть, не трудно заметить, сколь дорогим игрушками были крупные боевые корабли основных классов. Собственно, в случае с пресловутым «Мистралем» не трудно установить, что цена покупки одного корабля — это десятки единиц той же бронетехники современных образцов
Разумеется, надо помнить, что стоимость постройки такого корабля в стране производителе и стоимость продажи его другой стране — это несколько разные вещи, поэтому не исключено, что в стоимости «Лютцова» есть некий торговый процент. Как собственно весьма вероятно такой процент заложен и в предлагаемом нам «Мистрале». Само собой, в этом отношение целиком и полностью понятно желание наших адмиралов строить эти корабли у себя — в этом случае помимо прочих выгод, можно избежать излишней переплаты.

Необходимость


Вопрос о том, зачем Сталину понадобился «Лютцов» весьма интересен. При всей слабости Кригсмарине, ВМФ СССР уступал ему по целому ряду показателей и даже покупка «Лютцова» мало что меняла. Тем более корабль был в средней степени готовности. Ход событий на Балтике, где Балтфлот был почти всю войну заперт на своих базах, это отлично показал — тяжелые корабли больше проявили себя в защите Ленинграда, нежели в сугубо морских операциях.
Крейсер «Максим Горький»
В результате этого, недостроенный крейсер использовался в ходе войны как плавучая батарея методично расстреливая по немцам поставленный ими же боезапас. 

Когда противник вплотную приблизился к Ленинграду, нашлась работа для 8-дюймовок новой единицы. 7 сентября «Петропавловск» впервые открыл огонь по германским войскам. Очевидно, немцы сочли в свое время, что снаряды без орудий не слишком опасны, и поставили весь боекомплект, нанеся себе двойной удар, сократив резерв боезапаса для своих тяжелых крейсеров и дав возможность вести стрельбу из четырех орудий советского корабля практически без ограничений. Только в течение первой недели с момента подключения «Петропавловска» к действиям против войск, он выпустил 676 снарядов. Однако 17 сентября снаряд с немецкой батареи попал в корпус и вывел из строя единственный источник энергии крейсера — помещение генераторов №3. Команде пришлось не только прервать стрельбу; она оказалась беспомощной против огня от последующих попаданий, поскольку прекратилась подача воды в пожарные магистрали. В течение несчастного дня 17 сентября беспомощный корабль получил около 50 попаданий снарядами разных калибров. В корпус поступило много воды и 19 августа крейсер сел на фунт. От опрокидывания его уберегла только стенка набережной, на которую «Петропавловск» навалился бортом. Команда потеряла 30 человек, в том числе 10 убитыми.
www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Hipper/11.htm

В строй, как полноценный тяжелый крейсер «Таллин/Петропавловск» так и не вошел — ни в ходе войны, ни после ее окончания. 
Использовался в дальнейшей для различных не профильных задач, а потом логично разобран. Вот так вот — вроде бы купили дорогостоящий «недострой» весьма сомнительной ценности, достроить к войне не успели, по назначению не использовали. Это да, но ведь если посмотреть с другой стороны — ведь была от корабля и значительная польза, как оценить арт.поддержку оказанную в период обороны Ленинграда, когда судьба города висела на волоске? Во сколько обошлись те снаряды, которыми забрасывал немцев недостроенный крейсер? Вопрос риторический. 

Сейчас идет много споров, зачем России «Мистраль». Надо понимать, что мы не Нострадамусы, и как пойдет история, мы с вами не знаем. Само собой, не исключен вариант, что вбухают в корабль массу денег, а отдачи от него будет с гулькин нос. Но надо так же и понимать, что возможны так же и ситуации, когда подобная покупка окупится с лихвой. Я не говорю, что покупка «Мистраля» однозначно правильная, но надо понимать, что такие весьма сомнительные покупки даже с точки зрения специалистов, в определенных обстоятельствах могут принести пользу. Ведь разумеется, когда брали у немцев «Лютцов» вряд ли могли себе представить, что пользу он принесет весьма неожиданным образом.
Касательно «Мистраля», важен конечно не только сам корабль, но и прилагающаяся к нему технологическая база, которую можно будет освоить (если нам конечно дадут) в ходе постройки кораблей этого класса на отечественных верфях. Собственно, можно вспомнить, что в 1939-1940 годах Советский Союз интересовался чертежами линкоров типа «Бисмарк», так как вопрос постройки крупных боевых кораблей был весьма актуален, как собственно и интерес к зарубежным аналогам. То есть интерес к иностранным кораблям, не есть прерогатива нынешнего правительства. Широко известны факты таких же дорогостоящих контрактов до 1917 года. Как видим, были такие факты и после Революции.


Дорогостоящий «кот в мешке»
Куда и как будут гонять наши адмиралы «Мистраль» вопрос конечно интересный — это уже от них зависит, как извлечь наибольшую пользу из дорогостоящей покупки. Собственно, лично я не вижу ничего криминального в таких закупках для наших ВМФ, особенно если удастся пробить контракт на постройку этих кораблей на наших верфях и доступ к технологиям французов.
В самом худшем случае, эти корабли позволят перебиться в период безвременья, пока у нас снова не запустят программы строительства крупных кораблей — уж лучше иметь хоть такие, чем вообще никаких. А серьезных крупных надводных кораблей до гипотетической реализации проектов по созданию АУГ и попыткам модернизации и ввода в строй атомных крейсеров типа «Орлан» у нас не предвидится. На безрыбье как говорится и рак рыба.
PS. Можно конечно попенять на развал нашей судостроительной промышленности, для которой по нынешним временам и постройка фрегатов с корветами почти подвиг, но это малопродуктивно. Корабли от этого не появятся, а они нужны уже сейчас, чтобы восполнять растущие дыры связанные с устареванием остатков советских ВМС. Так что лично я по поводу покупки испытываю осторожный оптимизм.

colonelcassad.livejournal.com

«Лютцов». Принцы Кригсмарине. Тяжелые крейсера Третьего рейха

Последний из заложенных германских тяжелых крейсеров ждала наиболее странная судьба. После спуска на воду, состоявшегося спустя два года после закладки, 1 июля 1939 года, его достройка значительно замедлилась. Причиной стал недостаток рабочей силы и первые сбои доныне работавшей как часы германской промышленности. С большими задержками поступили лопатки для турбин, что замедлило установку всех главных механизмов. Но судьбу корабля решила не техника, а политика. 23 августа 1939 года Германия и Советский Союз подписали пакт о ненападении, предусматривавший, в частности, интенсивный экономический обмен. СССР поставлял большое количество продовольствия и сырья, собираясь в ответ получить современную военную технику. В соответствии со вполне разумными соображениями Сталина: «Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага», особое внимание уделялось попыткам закупить большие боевые корабли. Обсуждалось приобретение чуть ли не всех крупных единиц германского флота, однако реально немцам пришлось поступиться только одним — «Лютцовом». Выбор этот еще раз показывает, что тяжелые крейсера представляли наименьший интерес для Гитлера, уже втянутого в войну с сильными морскими противниками и потерявшего надежду добиться морского паритета с Британией в традиционных сбалансированных флотах. Так что потеря корабля, не слишком пригодного для индивидуальных рейдерских действий вследствие своей энергетической установки, не могла сильно сказаться на планах немецкого флота, явно неспособного на прямое столкновение в бою с английским. С другой стороны, СССР получал один из самых современных и совершенных в техническом отношении крейсеров, хотя и в незаконченном состоянии.

11 февраля 1940 года состоялось подписание соглашения о закупке «Лютцова». За 104 млн. рейхсмарок СССР получал корабль, законченный по верхнюю палубу, имевший часть надстроек и мостика, а также две нижние башни главного калибра (впрочем, орудия были установлены только в носовой). На этом, собственно, заканчивается история немецкого тяжелого крейсера «Лютцов» и начинается история советского боевого корабля, сначала получившего обозначение «проект 53», а с 25 сентября и название «Петропавловск». 15 апреля «покупка» при помощи буксиров покинула верфь «Дешимаг» и 31 мая была отбуксирована в Ленинград, на Балтийский завод. Для продолжения работ вместе с кораблем прибыла целая делегация в составе 70 инженеров и техников, под руководством инженер-контрадмирала Фейге. Далее началась игра с нечестными намерениями. По германско-советским планам предполагалось ввести «Петропавловск» в строй к 1942 году, однако уже осенью работы заметно замедлились — по вине немецкой стороны. Война с Советским Союзом уже была решена, и усиливать противника немцы не хотели. Поставки сначала затягивались, а затем вовсе прекратились. Объяснения германского правительства заключались в многочисленных ссылках на затруднения в связи с войной с Англией и Францией. Но и после падения Франции постройка ничуть не ускорилась, даже еще более замедлилась. Целые вагоны с грузами для «Петропавловска» «по ошибке» попадали вместо Ленинграда на другой конец Европы.

Игра без правил продолжалась. Весной 1941 года контр-адмирал Фейге отправился в Германию в «отпуск по болезни», из которого уже не вернулся. Затем стали уезжать остальные специалисты; последний из них покинул Советский Союз 21 июня, всего за несколько часов до германского нападения. Неудивительно, что к началу Великой Отечественной войны тяжелый крейсер находился лишь в 75 %-й готовности, причем отсутствовала большая часть оборудования. Орудия имелись только в поставленных вместе с кораблем носовой и кормовой пониженных башнях; кроме того, из Германии прибыло несколько легких зениток (установлены 1 спаренная 37-мм установка и восемь 20-мм автоматов). Тем не менее, рабочие завода и команда во главе с капитаном 2 ранга А. Г. Ванифатьевым прилагали все усилия, чтобы привести крейсер хотя бы в условно боеспособное состояние. К июню 1941 года корабль полностью укомплектовали офицерским и старшинским составом и примерно на 60 % — рядовыми. После начала войны и угрожающего выдвижения противника к северной столице с 17 июля по приказу командующего Морской обороной Ленинграда силами экипажа и рабочих спешно вводилась в строй имевшаяся артиллерия и необходимое для ее функционирования силовое оборудование — дизельные генераторы. Одновременно корабль, которому явно не грозил выход в море, лишился значительной части экипажа. Из его состава сформировали и отправили на фронт 2 роты морпехоты. На крейсере остались только самые необходимые люди — артиллеристы, механики дизелей, электрики. Им приходилось круглосуточно работать со своим оборудованием, вводя его в действие. Помогали команде рабочие Балтийского завода, число которых едва ли не сравнялось с численностью оставшихся военных моряков.

15 августа на «Петропавловске» был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав советского флота. В соответствии со своим состоянием крейсер включили в отряд вновь строящихся военных кораблей КБФ. К этому времени над корпусом возвышался первый уровень надстройки, основание носового и кормового мостиков, труба и временная нижняя часть грот-мачты.

Когда противник вплотную приблизился к Ленинграду, нашлась работа для 8-дюймовок новой единицы. 7 сентября «Петропавловск» впервые открыл огонь по германским войскам. Очевидно, немцы сочли в свое время, что снаряды без орудий не слишком опасны, и поставили весь боекомплект, нанеся себе двойной удар, сократив резерв боезапаса для своих тяжелых крейсеров и дав возможность вести стрельбу из четырех орудий советского корабля практически без ограничений. Только в течение первой недели с момента подключения «Петропавловска» к действиям против войск, он выпустил 676 снарядов. 16 сентября первые снаряды разорвались у борта крейсера. На берегу загорелись деревянные постройки, до того прикрывавшие «Петропавловск». Неприятельские снаряды разрушили и береговую подстанцию, питавшую корабль электроэнергией. Положение лишившегося энергии и находившегося теперь в прямой видимости противника крейсера стало угрожающим. Его командир, капитан 3 ранга А. К. Павловский, вызвал буксиры, а пока всю ночь крейсер продолжал вести огонь.

17 сентября с раннего утра немцы начали обстрел «своего» корабля. Один из первых снарядов попал в корпус и вывел из строя единственный источник энергии крейсера — помещение генераторов № 3. Команде пришлось не только прервать стрельбу; она оказалась беспомощной против огня от последующих попаданий, поскольку прекратилась подача воды в пожарные магистрали. Между тем в результате прямого попадания возник пожар в цистерне с соляром. Огонь начал распространяться по крейсеру. В течение несчастного дня 17 сентября беспомощный корабль получил 53 попадания снарядами разных калибров, преимущественно 210-мм — «норма», вполне достаточная для потопления даже полностью боеготового тяжелого крейсера. Экипажу пришлось покинуть корабль; первым делом на берег передали раненых. В корпус поступило много воды, и 19 августа крейсер сел на грунт. От опрокидывания его уберегла только стенка набережной, на которую «Петропавловск» навалился бортом. Повреждения оказались очень существенными; площадь отдельных пробоин достигала 25 кв.м. Команда потеряла 30 человек, в том числе 10 убитыми.

С корабля начали снимать легкую зенитную артиллерию; его автоматы установили на кораблях Ладожской флотилии. Тяжелейшее положение на фронте побудило командование еще больше «урезать» экипаж, который подвергся переформированию. На борту осталась небольшая группа специалистов-техников, в основном из состава электромеханической боевой части и несколько офицеров. После обследования было решено, что крейсер все же можно будет поднять и привести в боеспособное состояние его артиллерию, представлявшую значительную ценность для осажденного города.

Работы приходилось вести в основном ночью в обстановки максимальной скрытности и маскировки, поскольку противник находился всего в 4 км. К борту незаметно подошли корабли-спасатели ЭПРОНа, но, поскольку пришлось ограничиться самыми мелкими единицами, мощности их водоотливных средств не хватило для подъема «Петропавловска». Затем залив покрыл лед, и спасатели оказались вынужденными уйти. Между тем немногочисленный экипаж не прекращал борьбу. Было решено откачивать воду последовательно из каждого отсека, предварительно герметизируя его. Первоначально использовались только маломощные переносные насосы, но после осушения кормового машинного отсека удалось ввести в действие электростанцию № 1. Постепенно в ход пошли стационарные штатные насосы, расположенные в отсеках. Германская техника оказалась достойной этих поистине героических усилий (работы по-прежнему велись только в темное время суток), и корабль стал всплывать. Для маскировки каждое утро в часть осушенных отсеков вновь набирали воду, чтобы скрыть от немцев изменения в осадке. Корабельные насосы могли работать в полностью затопленных помещениях и осушали их достаточно быстро для того, чтобы ночью сделать очередной шаг к спасению корабля. Все эти работы велись в разгар холодной блокадной зимы 1941/1942 года. Личный состав страдал не только от холода и сырости, но и от нехватки еды: хотя паек на флоте оставался в приемлемых для поддержания жизни размерах, людям требовалось еще и много работать физически. Тем не менее, в течение зимы и весны в строй удалось ввести еще 2 дизель-генератора.

В полностью небоеспособном состоянии «Петропавловск» находился ровно год. Только 10 сентября 1942 года удалось полностью восстановить водонепроницаемость корпуса, а на следующий день произвести пробное всплытие. Утром его опять посадили на грунт. Операцию удалось провести настолько скрытно, что большинство личного состава находившейся рядом на берегу в окопах пехотной части ничего не заметило. Наконец, в ночь с 16 на 17 сентября крейсер окончательно всплыл и с помощью буксиров проследовал к стенке Балтийского завода.

По всем правилам ремонт следовало бы продолжить в доке, но довести крейсер до Кронштадта по полностью простреливаемому противником Морскому каналу оказалось невозможным. Пришлось проводить работы по старинке, как почти 40 лет назад в Порт-Артуре. На заводе изготовили огромный кессон размером 12,5 х 15 х 8 м, который поочередно подводили к пробоинам, откачивали воду и заделывали раны, нанесенные неприятельскими снарядами. Одновременно в помещениях и на палубе продолжались работы по восстановлению артиллерийского вооружения, электрооборудования и механики. А после их завершения оборудование пришлось ставить на консервацию: работы по корпусу велись слишком медленно.

Ремонт продолжался в течение всего следующего года, и уже в январе 1944 году с новой стоянки у Торговой гавани заговорили три оставшихся 203-мм орудия (левая пушка в носовой башне была полностью выведена из строя в 1941-м). Крейсер вошел в состав 2-й артиллерийской группы флота вместе с линкором «Октябрьская революция», крейсерами «Киров» и «Максим Горький» и двумя эскадренными миноносцами. Его артиллерией командовал старший лейтенант Я. К. Грейс. «Петропавловск» принял участие в Красносельско-Ропшинской наступательной операции, выпустив в первый же день, 15 января 1944 года, 250 снарядов. С 15 по 20 января это число увеличилось до 800. А всего за 31 обстрел по врагу было выпущено 1036 снарядов. Орудия корабля-калеки не слишком жалели: на его счет пришлось около трети проведенных стрельб и выпущенных 2-й артиллерийской группой флота снарядов. На окончательном вводе его в строй поставили крест, так что сбережение орудий и боезапаса уже не имело никакого смысла.

По донесениям береговых наблюдательных групп и наших войск действия артиллерии оказалось весьма эффективным. Только за 19 января на счет крейсера-батареи записали 3 орудия, 29 автомобилей, 68 повозок и 300 убитых солдат и офицеров противника. Но постепенно фронт отдалялся, и вести огонь становилось все более затруднительным. Последние залпы корабль выпустил 24 января 1944 года.

Так по сути дела закончилась боевая жизнь «русского немца». 1 сентября «Петропавловск» переименовали в «Таллин». Война приближалась к концу, но в судьбе многострадального корабля никаких изменений не происходило. После победы появилась принципиальная возможность завершить начатое пять лет назад дело, поскольку советские кораблестроители получили в свои руки поврежденный и недостроенный «Зейдлиц». Однако благоразумие возобладало, и чужеродный, уже устаревший крейсер так и не достраивался. Его некоторое время использовали в качестве несамоходного учебного судна, а затем — плавучей казармы (11 марта 1953 года переименован в «Днепр», а 27 декабря 1956-го получил обозначение ПКЗ-112).

3 апреля 1958 года бывший «Лютцов» исключили из списков флота и отбуксировали на корабельное кладбище в Кронштадте, где в течение 1959–1960 годов его разобрали на металл.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Петропавловск (крейсер) Википедия

«Петропавловск»,
«Таллин»
Lützow

Буксировка крейсера «Лютцов» в СССР, апрель 1940 года
Служба
Германия Германия
СССР СССР
Класс и тип судна Тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер»
Изготовитель DeSchiMAG, Бремен,
«Балтийский завод», Ленинград
Строительство начато 2 августа 1937 года
Спущен на воду 1 июля 1939 года
Введён в эксплуатацию 15 августа 1941 года[1]
Статус 11 февраля 1940 года продан СССР, не достроен,
3 апреля 1958 года исключён из списков ВМФ
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное — 14 240 т,
полное — 19 800 т
Длина 199,5 м (по ватерлинии)
212,5 м (между перпендикулярами)
Ширина 21,8 м
Осадка 5,9—7,2 м
Бронирование борт — 40…80…70 мм,
траверсы — 80 мм,
палуба — 30 + 30 мм (скосы 50),
башни — 160…50 мм,
рубка — 150…50 мм,
барбеты — 80 мм
Двигатели 3 ТЗА, 9 паровых котлов
Мощность 132 000 л. с.
Скорость хода 32 узла
Дальность плавания 6800 морских миль на скорости 16 узлов
Экипаж 1400—1600 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 — 203-мм/60 SK C/34
Зенитная артиллерия 6 × 2 — 105-мм/65,
6 × 2 — 37-мм/83,
10 × 1 — 20-мм/65
Минно-торпедное вооружение 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 катапульта,
3—4 гидросамолёта[2]
 Медиафайлы на Викискладе

«Лютцов» — пятый и последний тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер», планировавшийся к принятию на вооружение Кригсмарине. Назван в честь прусского генерала Адольфа фон Лютцова.

Заложен в 1937 году, спущен на воду в 1939 году. В феврале 1940 года недостроенный корабль был продан Советскому Союзу, где получил название «Петропавловск», в августе 1941 года в условно боеготовом состоянии включён в состав ВМФ СССР. Участвовал в обороне Ленинграда от немецких войск.

В сентябре 1944 года переименован в «Таллин», в 1953 году — «Днепр», в 1956 году — «ПКЗ-12». Достройка его закончена не была, в 1958 году корабль исключён из списков советского флота, а в 1959—1960 годах разобран на металлолом.

История создания и особенности конструкции

В июне 1936 года произошло утверждение начала постройки двух дополнительных больших крейсеров, аналогичных первым трём единицам типа «Адмирал Хиппер», но вооружённых 12-ю 150-мм орудиями. Это был политический шаг, призванный продемонстрировать стремление Германии к нахождению в рамках правового поля международных морских договоров. В июле последовал заказ как на сами корабли, так и на башни и орудия к ним.
Конструкции оснований башен ГК были спроектированы согласно специальному требованию с диаметром, аналогичным таковому для 203-мм артустановок первых трёх кораблей типа «Хиппер». Особым требованием предлагалось спроектировать основания башен таким образом, чтобы они имели тот же диаметр, что и двухорудийные 203-мм установки тяжёлых крейсеров. Это делалось для того, чтобы при необходимости провести быстрое перевооружение на 203-мм орудия. Но уже в 1937 году крейсера, получившие литерные обозначения «К» и «L», было решено строить в качестве тяжёлых, изначально с 203-мм артиллерией[3].

Строительство

Пятый, и последний крейсер типа «Адмирал Хиппер» был заложен 2 августа 1937 года на верфи фирмы DeSchiMAG в Бремене, где уже находился в постройке его собрат «Зейдлиц». При постройке корабль имел литерное обозначение «L», при спуске на воду 1 июля 1939 года получил имя «Лютцов». До этого это же имя в германском флоте носил линейный крейсер типа «Дерфлингер», погибший в ходе Ютландского сражения 31 мая 1916 года. Оба корабля были названы в честь Адольфа фон Лютцова — немецкого национального героя, барона, возглавившего партизанскую войну в тылу войск Наполеона, оккупировавшего Германию.

После спуска корабля на воду его достройка замедлилась, причиной чему послужил недостаток рабочей силы и некоторые сбои в германской промышленности. В частности, с большими задержками поступили лопатки для турбин, что замедлило установку всех главных механизмов.

После заключения Пакта о ненападении между Германией и СССР 23 августа 1939 года, активизировалось военно-техническое сотрудничество двух стран. СССР поставлял в Германию много сырья и продовольствия, в обмен же желал получить образцы новейшей военной техники. 11 февраля 1940 года крейсер «Лютцов», будучи в недостроенном состоянии (корабль был закончен по верхнюю палубу, имел часть надстроек и мостика, а также две нижние башни главного калибра с орудиями, установленными только в носовой из них), был продан Советскому Союзу за 104 миллиона рейхсмарок. Крейсер, получивший обозначение «проект 53», c 15 апреля по 31 мая был отбуксирован в Ленинград, на Балтийский завод. Вместе с крейсером прибыла инженерная делегация из Германии для продолжения работ. Однако в связи с планировавшейся войной с СССР Германия не желала усиливать своего будущего противника и поэтому всячески затягивала поставку основных комплектующих. Весной 1941 года И. В. Сталин дал поручение председателю Комитета обороны при СНК СССР К. Е. Ворошилову и его доверенному лицу, инженеру-капитану 3-го ранга Грачеву Василию Семеновичу обеспечить поставку комплектующих для крейсера до состояния боеготовности. С этой целью в Берлин была направлена миссия под руководством Грачева В. С. Особенностью работы миссии была невозможность использования официальных каналов. Было необходимо использовать личные связи. В результате работы миссии Германия поставила на крейсер системы управления артиллерийской стрельбой. К началу Великой Отечественной войны корабль находился в 70 % готовности[3].

Великая Отечественная Война

15 августа 1941 года на «Петропавловске» был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав советского флота (в условно боеготовом состоянии, на самом деле корабль продолжал оставаться недостроенным). Командир — капитан 2 ранга А. Г. Ванифатьев[3].

В ходе войны крейсер применял установленные на нём 4 203-мм орудия по береговым целям. 17 сентября 1941 потоплен, получив за несколько часов 53 попадания снарядов, из них более 20 — 210 мм, для избежания полного затопления корабль завели на мель. 4 апреля 1942 года получил прямое попадание авиабомбы. 17 сентября 1942 года поднят и отбуксирован вверх по Неве для восстановления. 1 сентября 1944 года «Петропавловск» переименовали в «Таллин»[3].

После войны

После окончания Великой Отечественной Войны крейсер «Таллин» так и не был достроен. Некоторое время он использовался в качестве несамоходного учебного судна, а затем — плавучей казармы (11 марта 1953 года переименован в «Днепр», а 27 декабря 1956-го получил обозначение «ПКЗ-112»). 3 апреля 1958 года исключён из списков флота в течение 1959—1960 годов разобран на металлолом[3].

Примечания

  1. ↑ ВМФ СССР, введён в условно боеготовом состоянии
  2. ↑ С. В. Патянин Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 1
  3. 1 2 3 4 5 В. Кофман «Тяжёлые крейсера типа „Адмирал Хиппер“» (редактор — С. В. Сулига)

Литература

  • Кофман В. Тяжёлые крейсера типа «Адмирал Хиппер» (редактор — С. В. Сулига).

wikiredia.ru

Петропавловск (крейсер) Википедия

«Петропавловск»,
«Таллин»
Lützow

Буксировка крейсера «Лютцов» в СССР, апрель 1940 года
Служба
Германия Германия
СССР СССР
Класс и тип судна Тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер»
Изготовитель DeSchiMAG, Бремен,
«Балтийский завод», Ленинград
Строительство начато 2 августа 1937 года
Спущен на воду 1 июля 1939 года
Введён в эксплуатацию 15 августа 1941 года[1]
Статус 11 февраля 1940 года продан СССР, не достроен,
3 апреля 1958 года исключён из списков ВМФ
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное — 14 240 т,
полное — 19 800 т
Длина 199,5 м (по ватерлинии)
212,5 м (между перпендикулярами)
Ширина 21,8 м
Осадка 5,9—7,2 м
Бронирование борт — 40…80…70 мм,
траверсы — 80 мм,
палуба — 30 + 30 мм (скосы 50),
башни — 160…50 мм,
рубка — 150…50 мм,
барбеты — 80 мм
Двигатели 3 ТЗА, 9 паровых котлов
Мощность 132 000 л. с.
Скорость хода 32 узла
Дальность плавания 6800 морских миль на скорости 16 узлов
Экипаж 1400—1600 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 — 203-мм/60 SK C/34
Зенитная артиллерия 6 × 2 — 105-мм/65,
6 × 2 — 37-мм/83,
10 × 1 — 20-мм/65
Минно-торпедное вооружение 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 катапульта,
3—4 гидросамолёта[2]
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Немецкий крейсер Краснознаменной Балтики… — — LiveJournal


Недостроенный немецкий тяжелый крейсер «Лютцов» во время буксировки в СССР

17 сентября 1942 года советские моряки и рабочие Балтийского завода провели уникальную операцию по скрытому подъему тяжелого крейсера «Петропавловск», потопленного немецкой артиллерией ровного год назад, 17 сентября 1941 года при первом штурме Ленинграда.


Прямо под носом у гитлеровцев «Петропавловск» был поднят и отбуксирован вверх по Неве в безопасное место. С помощью кессонов рабочие-судоремонтники заварили корпус корабля, получивший пробоины от 53 прямых попаданий 210-миллиметровых снарядов, восстановили основные и вспомогательные механизмы, пожарную, водоотливную и осушительную системы крейсера. Одновременно была введена в строй и артиллерия корабля. Уже в конце декабря 1942 года «Петропавловск» под командованием капитана II ранга С. Глуховцева вновь открыл огонь по гитлеровским укреплениям.

Тяжелый крейсер «Петропавловск», изначально носивший имя «Лютцов», был заложен 2 августа 1937 года на верфи фирмы «Дешимаг АГ Вессер» в Берлине и спущен на воду 1 июля 1939 года. Готовый лишь на 70% корабль был в конце 1939 года был продан СССР за 106,5 млн. золотых марок. 31 мая 1940 года германские буксиры привели корабль к верфи Балтийского завода, который приступил к его достройке. Несмотря на то, что немцы, не желая усиливать своего будущего противника, всячески задерживали поставки механизмов и вооружения для крейсера, а затем и вовсе отозвали инженерно-технический персонал, осуществлявший монтаж оборудования, к лету 1941 года корабль уже был практически закончен, хотя ни одно из его помещений не было окончательно достроено. Из вооружения корабля были установлены лишь 1-ая и 4-ая 203-мм орудийные башни и 1×2 – 37-мм и 8 – 20-мм зенитных автоматов. Крейсер хода не имел, но и в таком состоянии уже мог вести огонь. 15 августа 1941 года на «Петропавловске» был поднят советский военно-морской флаг. К этому времени его экипаж составлял 408 человек. 7 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска подошли к Ленинграду, «Петропавловск», как и все корабли Краснознаменной Балтики, стал оказывать артиллерийское содействие сухопутным войскам.


Немецкий тяжелый крейсер «Лютцов» во время его осмотра советской приемной комиссией

11 сентября 1941 года во время боевой стрельбы на 22-ом выстреле взрывом снаряда в канале разорвало ствол левого орудия башни № 1. С каждым днем возрастала напряженность боев. В ночь на 17 сентября «Петропавловск» вел непрерывный огонь по войскам противника, которые вплотную подошли к Ленинграду. Утром 17 сентября гитлеровская артиллерия с дистанции три километра стала расстреливать неподвижный крейсер прямой наводкой. Не имея возможности маневрировать, корабль в этот день получил 53 прямых попадания 210-миллиметровых снарядов. Через пробоины площадью до 30 квадратных метров внутрь корпуса начала проникать вода. Медленно затопляясь, «Петропавловск» крепился на левый борт и через 6 часов с дифферентом на нос лег на грунт.

После подъема крейсер вернулся в состав Балтийского ВМФ. 1944 году крейсер участвовал в снятии блокады Ленинграда, когда 10 дней подряд сокрушал оборону врага. Им была проведена 31 артиллерийская стрельба и выпущено 1036 203-мм снарядов.

11 марта 1953 года крейсер был переклассифицирован в несамоходное учебное судно и переименован в «Днепр», а в конце 50-х годов пущен на слом.


Плавказарма «Днепр» (бывший крейсер «Петропавловск/Таллин») в середине 50-х годов.

Если у Вас есть дополнительная информация или фотоснимки, связанные с этим событием, просим публиковать их в комментариях этого поста.

Информация о фотоснимках: «Военный альбом».

Если вам понравился этот репортаж, то Давайте дружить. Для перепоста воспользуйтесь кнопкой «Поделись с друзьями» и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!

army-reporter.livejournal.com

Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ.

Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ.

Реклама


Тяжелый крейсер «Петропавловск»

(до 25 сентября 1940 года — немецкий тяжелый крейсер «Лютцов»[«Lutzow»])

(после 1 сентября 1944 года — плавучая батарея «Таллин»)

(после 11 марта 1953 года — несамоходный корабль «Днепр»)

(после декабря 1956 года — плавказарма «ПКЗ-112»)

1937 — 1958

Заложен 2 августа 1937 года, спущен 1 июля 1939 года. Куплен 11 февраля 1940 года недостроенным.
Отбуксирован в Ленинград (завод им. Орджоникидзе) 15 апреля 1940 года
для достройки под наблюдением немецких специалистов. С началом подготовки к вторжению в СССР участие
немецких специалистов в достройке корабля было свернуто,
так что готовность на июнь 1941 года составляла около 70%, ни одно из помещений на корабле не было достроено полностью.
Тем не менее башни A и D (1-я и 4-я) главного калибра и некоторые из зенитных установок могли вести огонь, корабль был укомплектован командой
и введен в строй 15 августа 1941 года в качестве плавучей батареи. Участвовал в обороне Ленинграда.
17 сентября 1941 года поврежден при артобстреле и затонул.
10 сентября 1942 года поднят и 16-17 сентября 1942 года отбуксирован на ремонт. Частично отремонтирован
(огонь могли вести только 3 орудия главного калибра)
и снова введен в строй. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда в январе 1944 года. С 1 сентября 1944 года — «Таллин».
С декабря 1956 года перестроен в плавучую казарму. Исключен из списков в апреле 1958 года.

Водоизмещение стандартное 12000 т, полное 19042 т. Размерения 199.5 х 21.2 х 4.7 м.
ГЭУ котлотурбинная, 3-вальная, 132000 л.с. Скорость 32/12 узлов, дальность 7600 миль.
Бронирование: главный пояс 80 мм, угол наклона 12 °, палуба 12 — 50 мм, башни 50 — 150 мм,
боевая рубка 150 мм. Вооружение по проекту: 4 х 2 х 203/55 мм, 6 х 2 х 105/65 мм; 6 х 2 х 37/83 мм,
6 х 20/65 мм, 4 х 3 х 533 мм торп аппарата, 1 катапульта, 4 самолета; фактически 2 х 2 х 203 мм,
1 х 2 х 37 мм, 8 х 20 мм. Экипаж 830 — 1600 человек.

На страницу «Крейсера, БПК»

На страницу со списком кораблей

На главную страницу


navsource.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *