Содержание

Линкор-крейсер — Викитака

Материал из Викитаки

Линкор-крейсер «Худ»

Линкор-крейсер (англ. battleship-cruiser) — специфический подкласс линейных кораблей, по своим характеристикам промежуточный между линкорами и линейными крейсерами. Подкласс возник во второй половине Первой мировой войны, номинально единственным его представителем был линкор-крейсер «Худ» (HMS Hood), три его систершипа так и не были построены, также, как и последующие проекты британских линкоров-крейсеров.

Корабль имел сочетание ТТЭ, достаточно непривычное для английских военных моряков, не сразу свыкшихся с мыслью, что хорошо вооруженный и сильно бронированный корабль может развивать скорость в 31 узел. Поэтому на этапе строительства долго не могли прийти к единому мнению по поводу того, к какому же классу отнести этот корабль — к линейным крейсерам (как предполагалось при проектировании) или же к линкорам. Являясь самым крупным кораблем британского флота на момент постройки (и сохраняя этот статус до 1930 года), он сочетал в себе высокую огневую мощь, как у линкоров типа «Куин Элизабет» и «Ривендж», относительно мощное бронирование, хоть и несколько уступавшее современным линкорам, и высокую скорость хода. По этому параметру «Худ» превосходил почти все как линкоры, так и линейные крейсера. Таким образом англичанам наконец-то удалось создать относительно сбалансированный проект корабля, который превосходил по защите и вооружению все корабли, которые могли держать такой же или больший ход, и был быстроходнее более мощных кораблей, что позволяло устанавливать выгодную для себя дистанцию боя. Все эти обстоятельства привели к тому, что в результате для корабля был выделен отдельный подкласс в британской классификации.

Недостатки даже столь сбалансированного проекта, созданного как «работа над ошибками» по проектам британских линейных крейсеров, были также типично британскими — чрезвычайно слабое горизонтальное бронирование, доставшееся «по наследству» от линейных крейсеров недостаточное бронирование барбетов башен и траверзов, а также малоэффективные ПТЗ и ПМЗ.

Сравнение ТТЭ британских линейных крейсеров, легких линейных крейсеров и линкоров-крейсеров
Линейный крейсер
«Ринаун»
Лёгкий линейный крейсер
«Фьюриос»
Линкор-крейсер
«Худ»
Полное водоизмещение, т 30 835 22 890 45 200
Артиллерия главного калибра 6х381-мм/42 2х457-мм/40 8х381-мм/42
Противоминный калибр 17х102-мм/44,3 11х140-мм/50 12х140-мм/50
Бортовое бронирование, главный пояс мм 152 51-76 130-305
Бронирование палуб, мм 76 20-76 51-102
Бронирование башен ГК, мм 280 229 380
Энергетическая установка паротурбинная,
112 000 л.с.
паротурбинная,
90 000 л.с.
паротурбинная,
144 000 л.с.
Максимальная скорость, узлов 30 31 31

Из сопоставления этих данных становится очевидно, что отнесение «Худа» к линейным крейсерам явно неправомерно.

Развитие класса

Линкор «Шарнхорст»

Принято считать, что логическим развитием этого класса кораблей стал подкласс быстроходных линкоров, к созданию которых фактически приступили еще до Первой мировой войны в России (линейные крейсера типа «Измаил»), и которые в межвоенный период появились во флотах всех ведущих морских держав. Единственный же существовавший линкор-крейсер в разных справочниках классифицировали то как линкор, то как линейный крейсер.

В действительности прямыми продолжателями развития идеологии этого класса стали немецкие кораблестроители. Своего рода эрзацем линкора-крейсера были германские «карманные линкоры» (они также превосходили по вооружению любой крейсер из числа «вашингтонских», и имели скорость выше, чем у большинства линкоров), а свое логическое завершение класс получил в серии германских кораблей типа «Шарнхорст» (развитие «карманных линкоров» на новом уровне), которые также, как и ранее «Худ», классифицировали то как линкоры (благодаря «линкоровскому» бронированию), то как линейные крейсера (из-за относительно высокой скорости хода и сбалансированного артиллерийского вооружения).

В Англии был разработан проект «G-3», представлявший собой дальнейшее развитие концепции линкора-крейсера, но из-за ограничений, наложенных Вашингтонским соглашением, он так никогда и не был реализован. В период разработки проекта эти корабли также иногда классифицировались как линейные крейсера.

Ошибочной является попытка рассматривать «большие крейсера» (американские «Аляски», советские «Кронштадты») второй половины 1930-х как продолжение линии развития данного класса — скорее они были попыткой совместить линейные крейсера и линкоры на принципиально новом уровне технологий. При этом их разработчики двигались изначально от разных концепций: американские — от несостоявшихся американских линейных крейсеров, советские — от «облегченных» линкоров, но в результате были спроектированы корабли, у которых крейсерские элементы явно преобладали.

itaka.pw

Соперничество линейных крейсеров. Нереализованные проекты » Военное обозрение

В этой статье мы рассмотрим последние проекты линейных крейсеров, которые создавались в США, Японии и Англии.

Соединенные Штаты Америки


История создания линейных крейсеров США хорошо началась и… как ни странно, хорошо закончилась, хотя следует отметить, что заслуги американских адмиралов и конструкторов в этом нет никакой.

Собственно говоря, идея линейного крейсера была сформулирована в США еще в 1903 г., когда Военно-Морской Колледж в Ньюпорте выдвинул идею броненосного крейсера, имевшего сопоставимые с эскадренным броненосцем вооружение и бронирование, но превосходящего последний в скорости. Предполагалось, что такие корабли должны догнать и связать броненосцы противника боем до подхода своих главных сил, поэтому крейсера следовало вооружить 305-мм артиллерией и предусмотреть защиту от таковой. В подобных взглядах очень хорошо просматривался опыт испано-американской войны, когда броненосцы США не поспевали за главными силами адмирала Серверы. В то же время, успех броненосного крейсера «Бруклин», который догнал и расстрелял вражеские корабли, во многом объяснялся не качеством его конструкции, а неумением испанских артиллеристов попадать в цель. Будь у испанцев подготовка, сравнимая с их американскими «коллегами», то… нет, в битве при Сантьяго-де-Куба они и в этом случае вряд ли одержали бы победу, но вполне могли сильно повредить или даже потопить «Бруклин» и спасти как минимум половину своей броненосной эскадры от уничтожения. Ну а американским морякам следует воздать должное — замечательный успех на море не ослепил их, и не затмил недостатков материальной части броненосных крейсеров США.

Выводы специалистов Военно-Морского колледжа можно было только приветствовать – американцы изначально видели линейный крейсер как корабль для участия в бою главных сил, их взгляды оказались весьма близки к германским, а ведь именно немцам в период до Первой мировой войны удавалось создавать наиболее удачные линейные крейсера мира. В то же время первые проекты США оказались, пожалуй, еще более продвинутыми, нежели их немецкие аналоги.

В то время, как германские кораблестроители и адмиралы добивались высокой скорости своих линейных крейсеров путем некоторого ослабления защиты и уменьшения главного калибра в сравнении с одновременно строившимися линейными кораблями, и некоторое время не могли решиться на равенство водоизмещения линкоров и линейных крейсеров, в США ничего такого не было. Их первый проект линейного крейсера представлял собой аналог дредноута «Вайоминг» (26 000 т, 12*305-мм орудий в шести двухорудийных башнях, 280-мм броня и скорость 20,5 уз)

Наверное, самое известное фото линкора «Вайоминг»

Но с более узким и длинным, для получения высокой скорости корпусом, при этом длина линейного крейсера должны была достигать 200 м, что на 28,7 м превышало таковую у «Вайоминга». Вооружение было ослаблено, но вполне достаточно для боя с линкорами — 8*305-мм орудий в четырех башнях, а скорость должна была достигнуть 25,5 уз. При этом бронирование не просто сохранялось на уровне «Вайоминга», но, пожалуй, можно даже сказать, что превосходило его. Хотя толщины бронепояса, палуб, барбетов и т.д. оставались на уровне линкора, но длина и высота главного бронепояса должна была превосходить таковые у «Вайоминга». При этом водоизмещение линейного крейсера должно было составлять 26 000 т, то есть быть равным соответствующему ему линкору.

Концептуально проект оказался чрезвычайно удачным для своего времени (точная дата разработки автору неизвестна, но вероятно это 1909-1910 гг.), но в те годы в США отдавали приоритет строительству дредноутов, поэтому «американский «Дрефлингер»» так и не был заложен. Впрочем, этот проект быстро устарел, однако не по вине его создателей – просто на смену «305-мм» линкорам шла эпоха сверхдредноутов…

Следующий проект линейного крейсера США, будь он воплощен в металле, однозначно претендовал бы на звание лучшего в мире линейного крейсера – предполагалось сделать его аналогом линкора «Невада», сохранив бронирование последнего, но уменьшив вооружение до 8*356-мм пушек и обеспечив кораблю скорость в 29 узлов. С учетом того, что ТЗ на такой корабль было представлено еще в 1911 г, а закладывать его предполагалось в 1912 г, подобный линейный крейсер однозначно оставил бы далеко позади все британские, германские и японские линейные крейсера.

Разумеется, за подобные ТТХ следовало чем-то заплатить: ценой стал рост водоизмещения свыше 30 000 т (для тех лет – чрезвычайно много), а также не самая большая, по американским меркам, дальность хода – «всего» 5 000 миль экономическим ходом. И если с первым (рост водоизмещения) американцы готовы были согласиться, то второе оказалось для них совершенно неприемлемым. С одной стороны, конечно, можно попенять на это адмиралам США – для их европейских коллег дальность в 5 000 миль выглядела более-менее нормальной, но американцы, уже тогда присматриваясь к Японии, как к будущему противнику на море, хотели получить корабли с по настоящему океанской дальностью хода и на меньшее, чем 8 000 миль были не согласны.

В результате изложенных выше резонов, на рассмотрение были представлены несколько вариантов проекта линейного крейсера, у которых, при прочих равных ТТХ, толщина брони последовательно снижалась с 356 мм до 280 и 203 мм., и лишь в последнем случае дальность 8 000 миль была достигнута. В итоге американские моряки предпочли именно последний вариант и… опять отложили дело в долгий ящик, посчитав строительство дредноутов более приоритетным делом. Однако именно здесь, сделав выбор в пользу дальности хода за счет критического ослабления бронирования, американцы навсегда ушли от проектов лучших для своего времени кораблей этого класса, к удивительному «нечто» под названием линейный крейсер типа «Лексингтон».

Все дело в том, что в 1915 г., когда американский флот вновь вернулся к идее строительства линейных крейсеров, адмиралы совершенно изменили свои взгляды на роль и место этого класса кораблей в структуре флота. Интерес к линейным крейсерам подогрело сражение у Доггер-Банки, продемонстрировавшее потенциал кораблей этого класса, но удивительно, что теперь американцы приняли новую концепцию линейного крейсера, совершенно не схожую ни с английской, ни с германской. По замыслам адмиралов США линейные крейсера должны были стать становым хребтом «35-узловых» соединений, включавших в себя также легкие крейсера и эсминцы, способные развивать указанную выше скорость.

Вне всякого сомнения, тогдашний технологический уровень позволял приблизить скорость больших кораблей к 35 узлам, но, конечно, только ценой огромных жертв прочими боевыми качествами. Но ради чего? Это совершенно неясно, потому что сколько-то вменяемой концепции применения «35-узловых» соединений так и не родилось. В целом же получилось следующее- стремясь получить сверхскорость в 35 узлов, американцы не были готовы жертвовать огневой мощью и дальностью хода: поэтому пришлось низводить почти до нуля бронирование и живучесть линейного крейсера. Корабль получил 8*406-мм пушек, но при этом его корпус был очень длинным и узким, что исключало сколько-то серьезную ПТЗ, а бронирование не превышало 203 мм!

Но удивительно другое. Уже зная, что англичане заложили «Худ» и представляя его боевые возможности (проектная документация последнего линейного крейсера Великобритании была передана для ознакомления в США), и получив от англичан анализ повреждений их кораблей, полученных в ходе Ютландского сражения, американцы упорно продолжали цепляться за британскую концепцию линейного крейсера – максимум скорости и огневой мощи при минимуме защиты. В сущности, проектировщики США лишь в одном пошли на попятный – понимая ничтожность подводной защиты, они увеличили ширину корпуса до 31,7 м, предусмотрев более-менее приличную для тех лет ПТЗ. Скорость при этом пришлось уменьшить до 33,5 уз., но корабль оставался донельзя несуразным – при водоизмещении свыше 44 000 т (больше «Худа» примерно на 3 000 т!) и вооружении в 8*406-мм, его борта защищались всего в 178 мм броня! Лоб башен достигал 279 мм, барбеты – 229 мм, рубка – 305 мм. Подобный уровень бронирования несколько превосходил «Рипалс» и «Ринаун» до их модернизаций, но, конечно, был совершенно недостаточным для действий против любого тяжелого корабля мира, и не приходится сомневаться, что «Лексингтоны» (именно так была названа серия американских линейных крейсеров) категорически уступали «Худу» как в части защиты, так и по общей сбалансированности проекта. В целом строительство шести линейных крейсеров типа «Лексингтон» было совершенно не оправдано никакими тактическими соображениями, противоречило мировому опыту, полученному в ходе Первой мировой войны, и стало бы огромной ошибкой американского кораблестроения… если бы эти корабли были достроены по своему первоначальному предназначению.

Вот только этого не произошло. В сущности, получилось следующее – узнав тактико-технические характеристики послевоенных британских и японских кораблей, американцы поняли, что их новейшие линкоры и линейные крейсера, в общем, уже не находятся на пике прогресса. Требовались еще более совершенные и крупные корабли, но это стоило дорого, а кроме того, они уже не смогли бы проходить Панамским каналом и все это создавало огромные проблемы даже для первой экономики мира, каковой после Первой мировой войны являлись США. Поэтому пришедший к власти в 1920 г президент США У. Гардинг инициировал конференцию по сокращению морских вооружений, ставшей знаменитым Вашингтонским морским соглашением, в ходе которой США, в числе прочих обязательств, отказались также от достройки шести «Лексингтонов». На тот момент средняя техническая готовность первых и последних американских линейных крейсеров составляла в среднем порядка 30%.

Сам по себе отказ от постройки огромных и чрезвычайно дорогих, но совершенно не соответствующих требованиям современной морской войны линейных крейсеров США уже можно считать удачей, но мы назвали конец истории «Лексингтонов» успешным не поэтому. Как известно, два корабля этого типа все же были введены в состав американского ВМФ, но уже кораблями совершенно другого класса – авианосцами. И, надо сказать, «леди Лекс» и «леди Сара», как называли американские моряки авианосцы «Лексингтон» и «Саратога», стали, пожалуй, наиболее удачными в мире авианосцами, перестроенными из других крупных кораблей.

Демонстрация переделки авианосца из линейного крейсера типа «Лексингтон»

Этому способствовали некоторые конструкторские решения, выглядевшие несколько странно на линейных крейсерах, но вполне уместные на авианосцах, что позволило некоторым историкам даже выдвинуть версию, что американцы еще на этапе проектирования заложили в проект возможность такой перестройки. По мнению автора настоящей статьи, подобная версия выглядит весьма сомнительной, потому что на этапе проектирования «Лексингтона» вряд ли можно было предположить успех Вашингтонского соглашения, но совершенно отрицать эту версию все же нельзя. В общем, эта история еще ждет своих исследователей, ну а мы можем только констатировать, что несмотря на совершенно абсурдные ТТХ линейных крейсеров типа «Лексингтон», история проектирования линейных крейсеров США привела к появлению двух замечательных, по довоенным меркам, авианосцев.

Превосходная пара: «Леди Лекс» и «Леди Сара«

С чем мы и поздравляем ВМС США.

Япония

После того, как Объединенный флот пополнили четыре линейных крейсера типа «Конго», три из которых были построены на японских же верфях, японцы сосредоточили свои усилия на строительстве линейных кораблей. Однако же после того, как в 1916 г. американцы озвучили свою новую кораблестроительную программу, в составе 10 линкоров и 6 линейных крейсеров, подданные микадо противопоставили ей свою, в которой, впервые за последние годы, присутствовали линейные крейсера. Не будем сейчас заострять внимание на особенностях кораблестроительных программ Японии, отметим только, что в 1918 г была окончательно принята так называемая программа «8+8», согласно которой сынам Ямато предстояло построить 8 линкоров и 8 линейных крейсеров («Нагато» и «Муцу» включались в нее, а ранее построенные 356-мм линкоры и линейные крейсера – нет). Первыми предстояло заложить два линкора типа «Кага» и два линейных крейсера типа «Амаги».

«Амаги»

Что можно сказать об этих кораблях? Линкоры «Тоза» и «Кага» стали усовершенствованным вариантом «Нагато», в котором было улучшено «все по немножко» — огневая мощь усилилась путем добавления пятой башни главного калибра, так что общее количество 410-мм орудий было доведено до 10. Бронирование также получило некоторое усиление – хотя бронепояс «Кага» был тоньше такового у «Нагато» (280 мм против 305 мм), но он был расположен под наклоном, что вполне уравнивало его приведенную бронестойкость, а вот горизонтальная защита стала несколько лучше.

Однако же по совокупности своих боевых качеств «Кага» представлял собой довольно странное зрелище для послевоенного линкора. Его бронезащита в чем-то соответствовала, а в чем-то уступала таковой на линейном крейсере «Худ». Однако, как мы уже писали ранее, «Худ» строился в эпоху 380-381-мм дредноутов и, хотя его бронирование было для своего времени очень совершенно, оно лишь в ограниченной степени защищало корабль от снарядов этих орудий.

В то же время ко времени проектирования линкоров «Кага» и «Тоза» военно-морской прогресс сделал следующий шаг, перейдя на еще более мощные 16-дюймовые пушки. Великолепная британская 381-мм артсистема разгоняла 871 кг снаряд до начальной скорости 752 м/сек., но американская 406-мм пушка, устанавливаемая на линкоры типа «Мериленд», стреляла 1 016 кг снарядом с начальной скоростью 768 м/сек., а японское 410-мм орудие выстреливало снаряд весом ровно в тонну с начальной скоростью 790 м/сек., то есть превосходство в мощности 406-мм пушек составляло 21-26%. Но с ростом дистанции британская пятнадцатидюймовка все более ощутимо проигрывала японскому и американском орудиям в бронепробитии – дело в том, что более тяжелый снаряд медленнее теряет скорость, а ведь эта скорость у шестнадцатидюймовых орудий изначально была выше…

Выстрел 410-мм орудий линкора «Нагато». Такие же пушки планировалось ставить на «Кага» и «Амаги»

Иными словами, бронирование «Худа» в ограниченной степени защищало от 380-381-мм снарядов, и (в лучшем случае!) очень ограниченно – от 406-410 мм. Можно смело утверждать, что, хотя в определенных обстоятельствах «Худ» мог выдерживать попадания 406-мм снарядов, но все же его защита не предназначалась и была слишком слабой для этого. И с учетом того, что «Кага» был бронирован хуже «Худа», можно констатировать некий паритет наступательно-оборонительных качеств этих кораблей. «Худ» хуже вооружен, но несколько лучше защищен, хотя и не способен выдержать длительного обстрела 410-мм снарядами. В то же время бронирование его оппонента (280 мм бронепояс под наклоном, 102-160 мм бронепалуба при 76-102 мм скосах) вполне уязвимо для британских 381-мм «гринбоев». То есть защита обоих кораблей от снарядов их «оппонентов» выглядит одинаково слабой, но японский линкор все же, за счет большего количества стволов главного калибра и более тяжелых снарядов, имел больше шансов быстрее нанести критические для «Худа» удары. Зато британский корабль был намного более быстроходным (31 уз против 26,5 уз), что давало ему определенные тактические преимущества.

В целом можно констатировать, что японские линкоры типа «Кага» сочетали очень мощное вооружение и бронирование, неспособное этому вооружению противостоять. Сами англичане признавали защиту «Худа» совершенно недостаточной для возросшего уровня угроз, и видели необходимость всемерно усилить ее (что и было сделано в послевоенных проектах, до которых мы еще дойдем). И нельзя забывать, что «Худ» все-таки был кораблем военной постройки. Но на что рассчитывали японцы, закладывая линкор с более слабой защитой уже после войны? Ответа на этот вопрос у автора настоящей статьи нет.

По большому счету, линкоры типа «Кага» представляли собой некий вариант линейного крейсера, с очень мощным вооружением, совершенно недостаточным бронированием и весьма умеренной для своего времени скоростью, за счет чего удалось избежать «гигантизма» — корабль удалось уложить менее чем в 40 тыс. тонн водоизмещения (хотя неясно, идет ли речь о стандартном или же нормальном водоизмещении, автор, впрочем, склоняется к последнему варианту). Конечно, «Кага» получался лучше вооруженным и куда более быстроходным, чем американский «Мэриленд», но отсутствие вменяемой защиты от 406-мм снарядов сильно портило дело. К тому же все-таки аналогом «Кага» следует считать не «Мэриленд», а линкоры типа «Саут Дакота» (1920 г., разумеется, а не предвоенные) с их дюжиной 406-мм пушек, 23 узлами скорости и 343 мм бортовой брони.

Так вот, к чему это столь длинное предисловие о линкорах, если статья посвящена линейным крейсерам? Все очень просто – при создании линейных крейсеров типа «Амаги» японцы прилежно скопировали британскую концепцию – имея немного большее водоизмещение в сравнении с линкорами «Кага» (по различным данным 41 217 – 42 300 т против 39 330 т), японские линейные крейсера обладали столь же мощным вооружением (все те же 10*410-мм пушек), более высокой скоростью (30 уз против 26,5 уз) и значительно ослабленным бронированием. Главный бронепояс получил «понижение» с 280 до 254 мм. Скосы – 50-80 мм против 76 мм (по другим данным «Кага» имел скосы 50-102 мм). Толщина бронепалубы составила 102-140 мм против 102-160 мм. Максимальная толщина барбетов башен главного калибра «съехала» с 356 до 280 мм.

Схема бронирования линейного крейсера «Амаги»

Линейные крейсера типа «Амаги» великолепно смотрелись бы в Ютландском сражении, и не приходится сомневаться, что будь у адмирала Битти подобные корабли, 1-ой разведгруппе Хиппера пришлось бы солоно. В сражениях с линейными крейсерами хохзеефлотте, «Амаги» обладали бы подавляющей огневой мощью, при этом их защита была, в общем, вполне достаточной против 305-мм снарядов, хотя в принципе, у «Дерфлингера» с «Лютцовым» оставался некоторый шанс огрызнуться напоследок. Все же бронирование японских линейных крейсеров не гарантировало абсолютной защиты от 305-мм бронебойных снарядов и в некоторых ситуациях могло быть ими пробито (хотя и с большим трудом, но шансы на это все-таки были).

Однако возможности защиты «Амаги» против полноценных 343-356-мм бронебойных снарядов в высшей степени сомнительны, против 380-381-мм – ничтожны, против 406-мм – отсутствовали совершенно. Так что, как ни странно, но сравнивая бронирование японских линейных крейсеров с американскими «Лексингтонами», можно говорить о некоем паритете – да, формально японская броня чуть толще, но фактически ни та, ни другая от 406-410-мм снарядов «оппонентов» не защищала совершенно. Исключительно тонкая яичная скорлупа, вооруженная отбойными молотками…

Вне всякого сомнения, строительство подобных кораблей не было оправдано для Японии, которая, как известно, была изрядно стеснена в средствах и возможностях в сравнении с основным своим конкурентом – США. Поэтому японцам следует рассматривать Вашингтонское морское соглашение как дар Аматерасу, предохранившее сынов Ямато от создания совершенно никчемных боевых кораблей.

«Акаги» и «Амаги» должны были быть переоборудованы в авианосцы, но «Амаги» сильно пострадал при землетрясении, будучи еще недостроенным и пошел на слом (вместо него был переоборудован недостроенный линкор «Кага»). Оба этих корабля снискали себе славу в сражениях начального этапа Тихоокеанской войны, но все же следует признать, что технически эти корабли уступали «Лексингтону» и «Саратоге» — впрочем, это уже совсем другая история…

Германия

Надо сказать, что все проекты «сумрачного тевтонского гения» после «Эрзац Йорка» представляют собой не более чем предэскизные наброски, осуществляемые без особого энтузиазма. В феврале-марте 1918 г абсолютно все в Германии понимали, что никаких закладок тяжелых кораблей до окончания войны уже не состоится, а что будет после ее окончания, предсказать никто не мог, однако ситуация на фронтах становилась все хуже и хуже. Потому уже не было никакого «борения мнений» адмиралов и конструкторов, проекты в значительной мере создавались «на автомате»: возможно, поэтому последние эскизы германских линейных крейсеров имели много общего.

Так, например, все они вооружались сверхмощными 420-мм пушками главного калибра, но количество орудий различалось – 4; 6 и 8 орудий в двухорудийных башнях. Вероятно, наиболее сбалансированным был проект на 6 таких орудий – интересно, что две башни располагалось в корме, и лишь одна – в носу. Несмотря на кажущуюся экстравагантность, такое расположение башен имело свои плюсы – в корме две башни разделяли машинные отделения, и они не могли быть выведены из строя попаданием одного снаряда, к тому же подобное расположение башен давало наилучшие углы обстрела в сравнении со схемой «две в носу – одна в корме».

Вертикальное бронирование было традиционно мощным – в проектах «Макензена» и «Эрзац Йорка» немцы, по большому гамбургскому счету, копировали защиту «Дрефлингера», ограничиваясь незначительным ее улучшением (а кое в чем — и ухудшением), и только сейчас, наконец-то, сделали давно напрашивающийся шаг и довели толщину бронепояса до 350 мм, утончавшегося к нижней кромке до 170 мм. Выше 350 мм участка располагался 250 мм, и предусматривался второй бронепояс 170 мм. Барбеты башен главного калибра имели толщину брони 350 мм над верхней палубой, 250 мм – за 170 мм вторым поясом и 150 мм – за 250 мм участком главного бронепояса. Интересно, что 350 мм бронепояс представлял собой единственную защиту борта в том плане, что он продолжался в нос и корму много дальше барбетов башенных установок главного калибра, но там, где он завершался, борт не имел никакой защиты. Нормальное водоизмещение этого линейного крейсера приближалось к 45 000 т и предполагалось, что он сможет развить 31 узел.

Вроде бы и можно говорить о том, что у немцев «вырисовывался» очень хорошо сбалансированный корабль, но, к сожалению, у проекта присутствовала «ахиллесова пята», имя ей – горизонтальная защита корабля. Дело в том, что (насколько известно автору) ее основу все еще составляла броневая палуба толщиной 30 мм без скосов, лишь в районе погребов доходившая до 60 мм. Конечно, с учетом прочих палуб горизонтальная защита была несколько лучше (у «Эрзац Йорка» она составляла 80-110, возможно – 125 мм, хотя последнее сомнительно) но, оставаясь на уровне предыдущих линейных крейсеров, она, конечно, была совершенно недостаточна.

В целом же можно говорить о том, что разработка линейных крейсеров, которые должны были последовать за «Эрзац Йорком», застыли на стадии, не позволяющей как следует оценить направление военно-морской мысли Германии. Видно стремление усилить вертикальную защиту, скорость и мощь главного калибра, но если бы Германия не проиграла Первую мировую войну и возобновила после нее строительство линейных крейсеров, то вероятнее всего, итоговый проект сильно отличался бы от приведенных нами предэскизных вариантов, разработанных в начале 1918 г.

Великобритания

Увы, но объемы статьи не оставили нам места для анализа линейных крейсеров проекта «G-3». Впрочем, быть может оно и к лучшему, потому что последний проект британского корабля этого класса вполне достоин отдельного материала.

Продолжение следует…

topwar.ru

Четыре линкора и крейсер Второй мировой

Линейные корабли появились в составе европейских флотов в XVII столетии из-за развития линейной тактики, господствовавшей на суше и море вплоть до начала XX века. После завершения эры парусного флота в середине XIX века на полстолетия основой ВМФ стали тихоходные броненосцы. Но в первое десятилетие XX века в Великобритании был создан «Дредноут» — корабль, вернувший линкорам ключевой статус на море. Новая реинкарнация линкоров совмещала в себе главные достижения корабельного строительства тех лет: маневренность, защищенность, вооружение крупнокалиберной артиллерией. Чуть позже появился линейный крейсер — тип линейного корабля, преимуществом которого было сочетание высокой скорости и мощного вооружения.

Линкоры первого поколения создавались для участия в Первой мировой. На море в 1914—1918 годы удалось создать аналог окопной войны, заполнив акватории Северного и Балтийского морей минными полями. По-настоящему все свои недостатки и преимущества линкорам удастся показать во время Второй мировой войны. Именно в эти годы были созданы самые совершенные типы этого морского вооружения.

После 1945 года из-за развития авиации, подводного флота и ракетного вооружения линкоры окончательно устарели и были отправлены на металлолом.

«Русская планета» рассказывает о самых крупных линейных кораблях, которые участвовали во Второй мировой войне.

«Бисмарк», Германия

Единая Германия, появившаяся во второй половине XIX века, опоздала к колониальному разделу мира, но была полна решимости это упущение исправить. Для этих целей неизбежно требовался современный большой военно-морской флот. В Германии его назвали Флотом открытого моря, намекая, что он не будет довольствоваться акваторией Северного и Балтийского морей, а нацелен на океан. Но в результате Первой мировой войны уцелевший по большей части Флот открытого моря в полном составе с экипажами был перебазирован в Великобританию. Здесь немецкие моряки, не желая отдавать корабли врагу, их затопили.

Третий рейх в 1935 году начал воссоздавать ВМФ почти с нуля. Его флагманом стал линкор «Бисмарк» — один из крупнейших когда-либо построенных кораблей. Водоизмещение этого судна при максимальном снаряжении составляло 50,9 тысячи тонн. Общая длина — 251 метр. Вооружен «Бисмарк» был восемью 380-милиметровыми орудиями и двенадцатью 150-милимитровыми пушками. На немецком флагмане службу несли 2200 офицеров и матросов.

Появление этого корабля в составе германского ВМФ и добавление к нему позже построенного по такому же плану линкора «Тирпиц» серьезно взволновало британское руководство. Поэтому, когда «Бисмарк» в составе небольшой эскадры начал участие в Битве за Атлантику, для его уничтожения был брошен едва ли не весь британский флот. В результате многодневной погони «Бисмарк» после тяжелых повреждений в безвыходной ситуации был затоплен самой командой.

Гибель капитана «Бисмарка» Эрнста Линдеманна документально не засвидетельствована. По одной версии, он погиб во время боя, по другой — остался на затапливаемом судне, не желая сдаться врагу. Из экипажа «Бисмарка» спаслось около 200 человек.

«Тирпиц» — аналог «Бисмарка» был потоплен британцами в 1944 году.

«Калифорния», США

Военно-морской флот США в период между двумя мировыми войнами стал одним из самых сильных в мире. Американские адмиралы и конструкторы учли уроки Первой мировой войны, и поэтому приступили к созданию так называемых постютландских линкоров (по названию крупнейшего морского сражения Первой мировой).

Одним из них был линкор «Калифорния», спущенный на воду в июне 1920 года. Водоизмещение линкора равнялось 40,9 тысячи тонн. Длина составляла 222 метра. Основу вооружения составляли 12 стандартных для линкоров орудий калибра 356 миллиметров. В команду входили 2220 матросов и офицеров.

Линкор «Калифорния», 1921 год. Источник: wikimedia.org

Впервые принять участие в войне «Калифорнии» довелось только через двадцать лет после введения в эксплуатацию. В декабре 1941 года база американского ВМФ на Гавайях — Перл-Харбор — подверглась воздушной атаке Японии, в ходе которой «Калифорния» получила значительные повреждения и пошла на дно. Однако уничтожить линкор полностью японцам не удалось. Корабль был поднят и отремонтирован. Это имело не только большое военное, но и символическое значение.

«Калифорния» прошла всю Вторую мировой, сыграв важную роль в сражениях в заливе Лейте и за остров Окинава. В 1947 году корабль был распилен на металлолом.

«Принц Уэльский», Великобритания

Королевский военно-морской флот Великобритании к началу Второй мировой войны оставался сильнейшим в мире. Но США, Япония и Германия все настойчивее пытались отнять у него этот статус. Это заставляло правительство Великобритании принимать неотложные меры по модернизации военно-морских сил. В частности, были построены линейные корабли нового поколения.

В их числе был линкор «Принц Уэльский», заложенный на верфи компании «Кэммел-Лэрд» (англ. Cammell Laird) в январе 1937 года. В мае 1939 года новый линкор был спущен на воду. Его длина составляла 227 метров, водоизмещение достигало 43,7 тысяч тонн. Основным вооружением были десять орудий калибра 356 миллиметров. В состав экипажа входило 1422 человека.

Линкор «Принц Уэльский», 1941 год. Источник: Imperial War Museums

«Принцу Уэльскому» довелось недолго пробыть в составе Королевского флота. В течение 1940—1941 годов он участвовал в битве за Атлантику, был ударной силой эскадры, брошенной для уничтожения немецкого линкора «Бисмарк».

Но погиб он в другой части света — у берегов Малайи. Осенью 1941 года «Принц Уэльский» был включен в состав Восточного флота и перебазировался в Тихий океан. В первые дни войны с Японией в декабре 1941 года вышел в боевой поход совместно с крейсером «Рипалс» и несколькими эсминцами для перехвата вражеского флота. Во время боя 10 декабря был торпедирован и затонул. Погибли 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса — командующего Восточным флотом.

Гибель «Принца Уэльского» и «Рипалса» означала завоевание морского господства Японией в Южно-Китайском море накануне вторжения в Индокитай.

«Ямато», Япония

В силу островного характера территории страны флот был жизненно необходим Японии. С конца XIX века Токио прикладывал максимальные усилия по увеличению своей военно-морской мощи. После победы в Русско-японской войне в 1905 году Императорский ВМФ стал сильнейшим в регионе. Но в период между двумя мировыми войнами США удалось не только потеснить, но и превзойти по некоторым показателям японцев. Токио вступил в гонку морских вооружений, в ходе которой был создан «Ямато» — крупнейший линкор в истории.

Его полное водоизмещение достигало 72,8 тысячи тонн. Но длина не сильно его выделяла на фоне других кораблей аналогичного класса — 263 метра. Вооружен «Ямато» был нестандартными для линкоров орудиями крупного калибра 460 миллиметров. На линкоре несли службу 2500 человек.

Линкор «Ямато», 1941 год. Источник: wikimedia.org 

Спущен на воду «Ямато» был в декабре 1941 года уже после начала войны с США. Долгое время японское командование берегло корабль для предполагаемого решающего сражения с американским флотом. Но в декабре 1943 года в линкор попала торпеда, после чего почти невоевавший «Ямато» был отправлен на ремонт. В боевой обстановке кораблю удалось открыть огонь только в июне 1944 года. Как оказалось, решение беречь крупные линейные корабли для генерального морского сражения было ошибочным — американцам удалось значительно снизить боевой потенциал японского флота в мелких стычках.

На протяжении оставшегося года войны «Ямато» участвует в оборонительных сражениях. Летом 1945 года основной тактикой японской армии и флота стали самоубийственные атаки на противника. После начала сражения за Окинаву корабль было решено использовать для атаки на десантные корабли противника, несмотря на полное доминирование США на море и в воздухе. «Ямато» был быстро обнаружен и подвергся массированной атаке. Крупнейший в мире линкор смог оказывать сопротивление только два с половиной часа. После взрыва носового погреба артиллерийских снарядов 7 апреля 1945 года линкор пошел ко дну. Из трех тысяч человек, находившихся на борту, в живых остались только 269 человек. Потери США составили 12 человек.

Линейный крейсер «Шарнхорст», Германия

В 1930-е годы для Германии имело большое значение не просто восстановление былой морской мощи, но и символическое возвращение к прежнему «Флоту открытого моря». Многим новым суднам присваивались названия кораблей времен Первой мировой. Среди них был и линейный крейсер «Шарнхорст». Его предшественник был в декабре 1914 года уничтожен у Фолклендских островов.

Новый корабль был спущен на воду в 1936 году и стал одной из флотских легенд Второй мировой войны. На нем служили 1968 человек. Максимальное водоизмещение «Шарнхорста» 38,9 тысячи тонн. Длина составляла 229 метров. Вооружен был типичными для линейных крейсеров пушками калибра 283 миллиметров — всего их было на борту девять.

Линейный крейсер «Шарнхорст», 1939 год. Источник: Deutsches Bundesarchiv

С осени 1939 года крейсер активно участвует в операциях против британского флота. Прикрывает с моря вторжение вермахта в Норвегию. Во время Битвы за Атлантику совершил эффективный рейд, в ходе которого потопил четыре британских судна.

С начала 1942 года участвовал в нападении на британские арктические конвои, следовавшие в Советский Союз. В течение почти двух лет «Шарнхорст» расстреливал британские судна в Норвежском море. Уничтожить его удалось только в ходе специально спланированной операции в конце декабря 1943 года. Такие попытки предпринимались и до этого, но были неудачным. Но в этот раз британцам удалось расшифровать немецкие коды. «Шарнхорст» попал в ловушку у мыса Нордкап на севере Норвегии. Спаслось только 36 матросов, ни одного офицера.

Гибель «Шарнхорста» вошла в историю как самое северное морское сражение. Британские моряки, участвовавшие в этой операции, получили награды от Советского правительства.

rusplt.ru

Линейный крейсер — история создания и развития военных морских судов на wiki.wargaming.net

Линейный крейсер (англ. Battlecruiser или англ. Large cruiser, нем. Schlachtkreuzer) — класс бронированных артиллерийских военных кораблей. Отличается применением орудий крупного калибра, высокой скоростью и ослабленной по сравнению с линкорами защитой.
Линейные крейсера применялись в обеих мировых войнах. Опыт их использования в Первой мировой войне сделал очевидным их основной недостаток — слабое бронирование, и после окончания Первой мировой большая часть основных морских держав прекратили строительство линейных крейсеров.
Однако в 30-х и 40-х годах на свет появились несколько проектов линейных крейсеров, которые фактически представляли увеличенные тяжелые крейсера. HMS Hood — венец развития британских линейных крейсеров

История появления

Своим появлением линейные крейсера были обязаны идеям адмирала Фишера, задумавшего создать корабль, который будет обладать вооружением линкора и скоростью бронированного крейсера. Эти корабли должны были стать быстроходным крылом тяжелого флота и выполнять следующий набор задач:

  • разведка (поиск тяжелых соединений противника)
  • маневренные операции в генеральных сражениях — охват колонн противника, атака связанных боем тяжелых сил, отражение атак крейсеров и т.д.
  • преследование отходящего противника
  • защита торгового судоходства и уничтожение вражеских рейдеров

Для выполнения этих задач корабли должны были обладать высокой скоростью, максимально мощным вооружением и броней, достаточной для защиты от огня крейсеров и непродолжительного нахождения под огнем линкоров.


Первым кораблем этого класса стал британский HMS Invincible — первый из трех кораблей одноименного типа, спущенный на воду в 1907 году, за ним в течение следующих восьми лет были спущены на воду еще тринадцать британских линейных крейсеров. С 1908 года линейные крейсера начала строить Германия — основной конкурент Великобритании в морской гонке вооружений, успев ввести в строй семь кораблей. Также свои корабли этого класса проектировали и строили Япония, США и Россия, но лишь японские линейные крейсера типа Kongo были достроены в соответствии с первоначальными проектами.

Линейные крейсера в Первой мировой войне

Линейные крейсера Германии и Великобритании сыграли важную роль в морских сражениях Первой мировой войны — Фолклендском бою, Сражении у Доггер-банки, Ютландском сражении. Именно Ютландское сражение, в котором погибли три британских и один германский линейных крейсера, наглядно продемонстрировало основной недостаток этого класса — слабое бронирование, которое не позволяло линейным крейсерам на равных участвовать в сражениях с другими тяжелыми артиллерийскими кораблями.

Между двумя войнами

Вашингтонское морское соглашение 1922 года фактически поставило крест на эволюции линейных крейсеров. Большая часть уже построенных кораблей была разобрана на металл, британцы оставили в строю лишь HMS Hood (рус. линкор Худ) и два линейных крейсера типа Renown, японцы — четыре типа Kongo. Еще три британских, два американских и один японский линейный крейсер были перестроены в авианосцы.

В 30-х годах XX века класс линейных крейсеров чуть было не пережил второе рождение — у разных морских держав появилось несколько проектов, отнесенных к линейным крейсерам (хотя иногда их называли «сверхтяжелыми крейсерами»). Идея линейного крейсера была скорректирована — теперь это был не быстрый линкор со слабым бронированием, а скорее очень большой тяжелый крейсер. Однако из всех проектов был реализован только один — американских «больших крейсеров» Alaska, первый из которых вошел в строй в 1944 году, и то из шести запланированных было построено всего лишь два корабля.

Линейные крейсера во Второй мировой войне

В ходе Второй мировой войны линейные крейсера использовались достаточно активно, но уже не играли ключевой роли. Опыт их применения еще раз показал слабость их защиты, и до конца Второй мировой дожил только один из участвовавших в ней предвоенных линейных крейсеров — британский HMS Renown

Типы линейных крейсеров разных стран

Линейные крейсера Австралии

Линейные крейсера Великобритании

Линейные крейсера Германии

Линейные крейсера Нидерландов

Линейные крейсера России/СССР

Линейные крейсера США

Линейные крейсера Турции

Линейные крейсера Японии

Примечания

Литература

  • Муженников В.Б. Линейные крейсера Англии (часть 1). — СПб: 1999.
  • Муженников В.Б. Линейные крейсера Англии (часть 2). — СПб: 2000.
  • Муженников В.Б. Линейные крейсера Англии (часть 3). — СПб: 2001.
  • Муженников В.Б. Линейные крейсера Англии (часть 4). — Самара: Истфлот, 2006. — ISBN 5-98830-015-4
  • Муженников В.Б. Линейные крейсера Германии. — СПб: Корабли и сражения, 1998. — 196 с.
  • Рубанов О.А. Линейные крейсера Японии. — Самара: Истфлот, 2005. — ISBN 5-98830-004-9
на английском языке
  • John Roberts Battlecruisers. — London: Chatham Publishing, 1997. — 134 с. — ISBN 1-86176-006-X
  • Robert Gardiner Battle Cruisers. — Warship Special 1. — Greenwich: Maritime, 1978. — ISBN 0-85177-130-0
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906—1921. — London: Conway Maritime Press, 1985. — ISBN 0-85177-245-5
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7
  • Garzke W., Dulin R. British, Soviet, French and Dutch Battleships of World War II. — London: Jane Publising Company Ltd, 1980. — ISBN 71-106-0078-X

См. также

Галерея

  • Самый крупный боевой корабль ВМС Австралии своего времени — линейный крейсер HMAS Australia

  • Британский линейный крейсер HMS Inflexible

  • Британский линейный крейсер HMS Repulse

  • Британский линейный крейсер HMS Renown

  • Британский линейный крейсер HMS Princess Royal

  • Германский линейный крейсер SMS Fon der Tann

  • Германский линейный крейсер Moltke

  • Японский линейный крейсер IJN Kirishima

  • Японский линейный крейсер IJN Hiei

  • Проект американского линейного крейсера типа Lexington (рисунок)

  • Американский линейный (большой) крейсер USS Guam (CB-2) — последний построенный линейный крейсер

  • Турецкий линейный крейсер Yavuz (бывший SMS Goeben)

wiki.wargaming.net

Четыре линкора и крейсер Второй мировой

Гибель «Бисмарка», возрождение «Калифорнии» и невостребованность «Ямато» — «Русская планета» вспоминает линейные корабли Второй мировой войны

Линейные корабли появились в составе европейских флотов в XVII столетии из-за развития линейной тактики, господствовавшей на суше и море вплоть до начала XX века.

После завершения эры парусного флота в середине XIX века на полстолетия основой ВМФ стали тихоходные броненосцы. Но в первое десятилетие XX века в Великобритании был создан «Дредноут» — корабль, вернувший линкорам ключевой статус на море. Новая реинкарнация линкоров совмещала в себе главные достижения корабельного строительства тех лет: маневренность, защищенность, вооружение крупнокалиберной артиллерией. Чуть позже появился линейный крейсер — тип линейного корабля, преимуществом которого было сочетание высокой скорости и мощного вооружения.


Линкоры первого поколения создавались для участия в Первой мировой. На море в 1914—1918 годы удалось создать аналог окопной войны, заполнив акватории Северного и Балтийского морей минными полями. По-настоящему все свои недостатки и преимущества линкорам удастся показать во время Второй мировой войны. Именно в эти годы были созданы самые совершенные типы этого морского вооружения.

После 1945 года из-за развития авиации, подводного флота и ракетного вооружения линкоры окончательно устарели и были отправлены на металлолом.

«Русская планета» рассказывает о самых крупных линейных кораблях, которые участвовали во Второй мировой войне.

«Бисмарк», Германия

Единая Германия, появившаяся во второй половине XIX века, опоздала к колониальному разделу мира, но была полна решимости это упущение исправить. Для этих целей неизбежно требовался современный большой военно-морской флот. В Германии его назвали Флотом открытого моря, намекая, что он не будет довольствоваться акваторией Северного и Балтийского морей, а нацелен на океан. Но в результате Первой мировой войны уцелевший по большей части Флот открытого моря в полном составе с экипажами был перебазирован в Великобританию. Здесь немецкие моряки, не желая отдавать корабли врагу, их затопили.

Третий рейх в 1935 году начал воссоздавать ВМФ почти с нуля. Его флагманом стал линкор «Бисмарк» — один из крупнейших когда-либо построенных кораблей. Водоизмещение этого судна при максимальном снаряжении составляло 50,9 тысячи тонн. Общая длина — 251 метр. Вооружен «Бисмарк» был восемью 380-милиметровыми орудиями и двенадцатью 150-милимитровыми пушками. На немецком флагмане службу несли 2200 офицеров и матросов.

Появление этого корабля в составе германского ВМФ и добавление к нему позже построенного по такому же плану линкора «Тирпиц» серьезно взволновало британское руководство. Поэтому, когда «Бисмарк» в составе небольшой эскадры начал участие в Битве за Атлантику, для его уничтожения был брошен едва ли не весь британский флот. В результате многодневной погони «Бисмарк» после тяжелых повреждений в безвыходной ситуации был затоплен самой командой.

Гибель капитана «Бисмарка» Эрнста Линдеманна документально не засвидетельствована. По одной версии, он погиб во время боя, по другой — остался на затапливаемом судне, не желая сдаться врагу. Из экипажа «Бисмарка» спаслось около 200 человек.

«Тирпиц» — аналог «Бисмарка» был потоплен британцами в 1944 году.

«Калифорния», США

Военно-морской флот США в период между двумя мировыми войнами стал одним из самых сильных в мире. Американские адмиралы и конструкторы учли уроки Первой мировой войны, и поэтому приступили к созданию так называемых постютландских линкоров (по названию крупнейшего морского сражения Первой мировой).

Одним из них был линкор «Калифорния», спущенный на воду в июне 1920 года. Водоизмещение линкора равнялось 40,9 тысячи тонн. Длина составляла 222 метра. Основу вооружения составляли 12 стандартных для линкоров орудий калибра 356 миллиметров. В команду входили 2220 матросов и офицеров.

 

Линкор «Калифорния», 1921 год. Источник: wikimedia.org

Впервые принять участие в войне «Калифорнии» довелось только через двадцать лет после введения в эксплуатацию. В декабре 1941 года база американского ВМФ на Гавайях — Перл-Харбор — подверглась воздушной атаке Японии, в ходе которой «Калифорния» получила значительные повреждения и пошла на дно. Однако уничтожить линкор полностью японцам не удалось. Корабль был поднят и отремонтирован. Это имело не только большое военное, но и символическое значение.

«Калифорния» прошла всю Вторую мировой, сыграв важную роль в сражениях в заливе Лейте и за остров Окинава. В 1947 году корабль был распилен на металлолом.

«Принц Уэльский», Великобритания

Королевский военно-морской флот Великобритании к началу Второй мировой войны оставался сильнейшим в мире. Но США, Япония и Германия все настойчивее пытались отнять у него этот статус. Это заставляло правительство Великобритании принимать неотложные меры по модернизации военно-морских сил. В частности, были построены линейные корабли нового поколения.

В их числе был линкор «Принц Уэльский», заложенный на верфи компании «Кэммел-Лэрд» (англ. Cammell Laird) в январе 1937 года. В мае 1939 года новый линкор был спущен на воду. Его длина составляла 227 метров, водоизмещение достигало 43,7 тысяч тонн. Основным вооружением были десять орудий калибра 356 миллиметров. В состав экипажа входило 1422 человека.

 

Линкор «Принц Уэльский», 1941 год. Источник: Imperial War Museums

«Принцу Уэльскому» довелось недолго пробыть в составе Королевского флота. В течение 1940—1941 годов он участвовал в битве за Атлантику, был ударной силой эскадры, брошенной для уничтожения немецкого линкора «Бисмарк».

Но погиб он в другой части света — у берегов Малайи. Осенью 1941 года «Принц Уэльский» был включен в состав Восточного флота и перебазировался в Тихий океан. В первые дни войны с Японией в декабре 1941 года вышел в боевой поход совместно с крейсером «Рипалс» и несколькими эсминцами для перехвата вражеского флота. Во время боя 10 декабря был торпедирован и затонул. Погибли 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса — командующего Восточным флотом.

Гибель «Принца Уэльского» и «Рипалса» означала завоевание морского господства Японией в Южно-Китайском море накануне вторжения в Индокитай.

«Ямато», Япония

В силу островного характера территории страны флот был жизненно необходим Японии. С конца XIX века Токио прикладывал максимальные усилия по увеличению своей военно-морской мощи. После победы в Русско-японской войне в 1905 году Императорский ВМФ стал сильнейшим в регионе. Но в период между двумя мировыми войнами США удалось не только потеснить, но и превзойти по некоторым показателям японцев. Токио вступил в гонку морских вооружений, в ходе которой был создан «Ямато» — крупнейший линкор в истории.

Его полное водоизмещение достигало 72,8 тысячи тонн. Но длина не сильно его выделяла на фоне других кораблей аналогичного класса — 263 метра. Вооружен «Ямато» был нестандартными для линкоров орудиями крупного калибра 460 миллиметров. На линкоре несли службу 2500 человек.

 

Линкор «Ямато», 1941 год. Источник: wikimedia.org

Спущен на воду «Ямато» был в декабре 1941 года уже после начала войны с США. Долгое время японское командование берегло корабль для предполагаемого решающего сражения с американским флотом. Но в декабре 1943 года в линкор попала торпеда, после чего почти невоевавший «Ямато» был отправлен на ремонт. В боевой обстановке кораблю удалось открыть огонь только в июне 1944 года. Как оказалось, решение беречь крупные линейные корабли для генерального морского сражения было ошибочным — американцам удалось значительно снизить боевой потенциал японского флота в мелких стычках.

На протяжении оставшегося года войны «Ямато» участвует в оборонительных сражениях. Летом 1945 года основной тактикой японской армии и флота стали самоубийственные атаки на противника. После начала сражения за Окинаву корабль было решено использовать для атаки на десантные корабли противника, несмотря на полное доминирование США на море и в воздухе. «Ямато» был быстро обнаружен и подвергся массированной атаке. Крупнейший в мире линкор смог оказывать сопротивление только два с половиной часа. После взрыва носового погреба артиллерийских снарядов 7 апреля 1945 года линкор пошел ко дну. Из трех тысяч человек, находившихся на борту, в живых остались только 269 человек. Потери США составили 12 человек.

Линейный крейсер «Шарнхорст», Германия

В 1930-е годы для Германии имело большое значение не просто восстановление былой морской мощи, но и символическое возвращение к прежнему «Флоту открытого моря». Многим новым суднам присваивались названия кораблей времен Первой мировой. Среди них был и линейный крейсер «Шарнхорст». Его предшественник был в декабре 1914 года уничтожен у Фолклендских островов.

Новый корабль был спущен на воду в 1936 году и стал одной из флотских легенд Второй мировой войны. На нем служили 1968 человек. Максимальное водоизмещение «Шарнхорста» 38,9 тысячи тонн. Длина составляла 229 метров. Вооружен был типичными для линейных крейсеров пушками калибра 283 миллиметров — всего их было на борту девять.

 

Линейный крейсер «Шарнхорст», 1939 год. Источник: Deutsches Bundesarchiv

С осени 1939 года крейсер активно участвует в операциях против британского флота. Прикрывает с моря вторжение вермахта в Норвегию. Во время Битвы за Атлантику совершил эффективный рейд, в ходе которого потопил четыре британских судна.

С начала 1942 года участвовал в нападении на британские арктические конвои, следовавшие в Советский Союз. В течение почти двух лет «Шарнхорст» расстреливал британские судна в Норвежском море. Уничтожить его удалось только в ходе специально спланированной операции в конце декабря 1943 года. Такие попытки предпринимались и до этого, но были неудачным. Но в этот раз британцам удалось расшифровать немецкие коды. «Шарнхорст» попал в ловушку у мыса Нодркап на севере Норвегии. Спаслось только 36 матросов, ни одного офицера.

Гибель «Шарнхорста» вошла в историю как самое северное морское сражение. Британские моряки, участвовавшие в этой операции, получили награды от Советского правительства.

 

Автор Сергей Простаков

Первоисточник http://rusplt.ru/world/chetyire-linkora-i-kreyser-vtoroy-mirovoy-12121.html

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

TARGET&ЗВО

TARGET&ЗВО
МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ «МК»

ПОСЛЕДНИЕ КАТАСТРОФЫ ЛИНЕЙНЫХ КРЕЙСЕРОВ

Г.Смирнов
В.Смирнов
11 декабря 1941 года Уинстона Черчилля разбудил ранний телефонный звонок первого лорда Адмиралтейства. Прерывающийся от волнения голос сказал:
— Господин премьер-министр, я должен сообщить вам, что «Принц Уэльский» и «Рипалс» потоплены японцами. Предположительно торпедами. Том Филипс погиб…
Искушенный политик, Черчилль сразу же оценил масштабы катастрофы: после гибели новейшего линкора «Принц Уэльский» и недавно модернизированного линейного крейсера «Рипалс» падение крепости Сингапур — главной базы английского флота на Дальнем Востоке — становилось вопросом времени. Не потому ли в этот день большая часть парламентской речи Черчилля была посвящена… победам Красной Армии, разгромившей фашистов под Москвой? Вряд ли британскому премьеру было приятно говорить об этом, но в декабре 1941 года у него не было другого повода отвлечь внимание своих соотечественников от удручающих неудач английского оружия на фронтах второй мировой войны.
Хотя после гибели костяка дальневосточной эскадры участь Сингапура и всего Малаккского полуострова Черчиллю была ясна, он все-таки надеялся, что крепость падет не сразу: Сингапур считался теоретически неприступным.
Новый удар не замедлил последовать: японский генерал Ямасита силами всего трех дивизий заставил капитулировать 100-тысячный сингапурский гарнизон спустя всего 70 дней после начала осады! Ямасита и сам был ошеломлен своим успехом: «Моя атака на Сингапур была блефом… Я имел тридцать тысяч человек, а перевес противника составлял три к одному. Я знал, что если мне придется всевать за Сингапур долго, то меня разобьют».
После столь скандального провала сингапурской обороны британский парламент в феврале 1942 года выразил недоверие кабинету Черчилля, и последнему удалось удержаться у власти лишь ценой публичного признания ошибок и промахов возглавляемой им администрации.
Думается, не последнюю роль о падении Сингапура, по словам Черчилля, «самой гибельной и самой большой капитуляции в английской истории», сыграла деморализация осажденных в крепости войск, потрясенных известием о гибели британских кораблей. Вот почему среди многих событий 40-х годов, вызвавших важные стратегические и политические перемены на Дальнем Востоке следует назвать и гибель «Рипалса»…
Первые сражения, казалось, подтвердили боевые достоинства линейных крейсеров. Так, 28 августа 1914 года появление пяти английских линейных крейсеров решило исход сражения легких морских сил у острова Гельголанд. 8 декабря 1914 года в битве у Фолклендских островов решающую роль в уничтожении немецких броненосных крейсеров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» сыграла быстроходность и артиллерийская мощь «Инвинсибла» и «Инфлексибла». После этих успехов Адмиралтейство уверовало в дальновидность своего первого морского лорда адмирала Фишера, который не уставал повторять, что мощь артиллерии и скорость — лучшая защита, что после «Инвинсибла» развитие английских линейных крейсеров пошло по неправильному пути и что главный упор надо было делать не на утолщение поясной брони со 152 мм до 229 мм, а на увеличение скорости хода и калибра орудий. «Ничего меньше 15-дюймового (381-мм) калибра не должно предусматриваться для всех линейных кораблей и линейных крейсеров, — твердил Фишер, — установка таких пушек равнозначна большой победе на море».
Идеи адмирала восторжествовали: сразу после сражения у Фолклендских островов Адмиралтейство решило отказаться от постройки трех очередных линкоров типа «Ройал Соверен» и срочно перепроектировало их в линейные крейсеры. Это знаменовало отход от наметившихся тенденций и возврат к первоначальному проекту «Инвинсибла». Война подгоняла как моряков, так и конструкторов. Разработка новых кораблей велась столь стремительно, что их общие виды были вычерчены и утверждены за десять дней! 25 января 1915 года — всего через семь недель после сражения у Фолклендских островов — на английских верфях были заложены «Рипалс» и «Ринаун» — первые в истории линейные крейсеры, вооруженные 381-мм орудиями и развивавшие невиданную для таких крупных кораблей скорость — 31-33 узла. В полном соответствии с концепцией Фишера бронирование этих кораблей было таким же, как у родоначальника класса линейных крейсеров «Инвинсибла», — 152мм.
Тем временем неугомонный первый морской лорд разработал еще одну разновидность линейных крейсеров, вошедших в историю кораблестроения под названием «легких линейных крейсеров», или «больших легких крейсеров».
Быстрая стабилизация Западного фронта, превратившая первую мировую войну из маневренной в позиционную, натолкнула Фишера — апологета наступательных действий — на мысль, что именно флот может вывести английскую сухопутную армию из застоя окопной войны. Адмирал счел, что крупная амфибийная операция на побережье Померании, угрожающая самой столице Германии, может решить исход войны уже в 1915 году. Но для проведения вторжения требовались корабли таких типов, о которых английские моряки и не слыхивали. И самыми таинственными, самыми секретными из них оказались знаменитые впоследствии так называемые «белые слоны» — линейные крейсеры «Корейджес», «Глориэс» и «Фьюриэс».
Первые два были однотипными: при очень легком бронировании (максимальная толщина брони 76 мм) они развивали высокую скорость — около 30 узлов — и несли всего несколько, но зато самых тяжелых орудий — четыре 381-мм пушки. Малая осадка — не более 6м — позволяла этим кораблям входить в прибрежные районы мелководного Балтийского моря. Третий из «белых слонов» — «Фьюриэс» — был несколько крупнее по водоизмещению и предназначался для установки двух 456-мм орудий.
Заложенные в 1915 году «Корейджес», «Глориэс» и «Фьюриэс», по замыслу Фишера, должны были вступить в строй через год. Срок этот оказался нереальным: в 1916 году, когда «белые слоны» только сошли на воду, настало самое неподходящее для их предназначения время. В памяти англичан были еще живы впечатления от кровавых событий Ютландского боя, в ходе которого три английских линейных крейсера взлетели на воздух именно из-за слабости броневой защиты. Доверие британских моряков к кораблям этого типа пошатнулось, и как раз с это время Адмиралтейство превозносит «Рипалс» и «Ринаун» с заведомо ослабленным бронированием и обещает поставить еще три корабля с броней, вдвое более тонкой, чем у «Рипалса»…
Поскольку об экстренном утолщении броневого пояса говорить не проходилось, по настоянию моряков но «Рипалсе» и «Ринауне» усилили лишь горизонтальное бронирование, а «Корейджес» и «Глориэс» ввели в строй без переделок. Предубеждение английских моряков против новых линейных крейсеров было таково, что адмирал Битти старался не допускать «Рипалс» и «Ринаун» до активных боевых действий, а «Корейджес» и «Глориэс» вообще отказался включить в состав Гранд Флита. Адмирал оказался прав: в первой же случайной стычке с немцами «Корейджес» получил сквозную пробоину от снаряда легкого немецкого крейсера.
Ютландский бой, положив конец экстравагантным крейсерским экспериментам адмирала Фишера, подтвердил предположения американского кораблестроителя В. Ховгарда, который еще в 1905 году заявил о необходимости создания «эскадренных крейсеров». Имея вооружение и бронирование линкоров, эти корабли должны были развивать скорость на 20% выше. Такое условие автоматически влекло за собой следствие: «эскадренный крейсер» должен быть на несколько тысяч тонн тяжелее линкора. В свое время англичане не решились на такое увеличение водоизмещения. Теперь их привела к нему объективная логика развития линейных крейсеров.
Зная, что немцы в ответ на «Рипалс» и «Ринаун» заложили в 1915 году линейный крейсер «Макензен» (31 000 т, 8 — 350-мм орудий и скорость 28 узлов), англичане еще до Ютландского боя заказали четыре гигантских корабля типа «Худ». При водоизмещении 36 700 т и скорости хода 32 узла эти корабли должны нести восемь 381-мм орудий. Катастрофические для английских линейных крейсеров последствия Ютландского боя заставили Адмиралтейство приостановить постройку уже заложенных кораблей и приступить к основательной переработке их проекта. Утолщение броневого пояса и палуб увеличило водоизмещение «Худа» до 42000 т и сделало его самым крупным в те годы в мире боевым кораблем. И тем не менее англичан одолевали сомнения в том, что в конструкции этого корабля в полной мере учтен опыт первой мировой войны. Поэтому было решено достроить только головной корабль серии «Худ» и разработать проект еще более крупного и совершенного «Супер-Худа». Эти корабли уже были заложены, но события, последовавшие за окончанием первой мировой войны, привели к аннулированию заказа. Вскоре на слом пошли все уцелевшие линейные крейсеры довоенной постройки, а «Корейджес» и «Глориэс» были переделаны в авианосцы. В строю британского флота остались линейные крейсеры «Рипалс», «Ринаун» и «Худ», последний настолько необычный и выходящий из ряда вон, что его порой называли линкором-крейсером.
Само название было весьма симптоматичным. В начале 1930-х годов кораблестроители еще не знали, сохранится ли разделение на линейные крейсеры и линейные корабли, или они сольются в один класс линкоров-крейсеров, появление которых предвидел Ховгард. Считалось, что линейный крейсер и быстроходный линкор не одно и то же, что при прочих равных условиях линейный крейсер должен быть уже и длиннее быстроходного линкора. Благодаря этому он потребует менее мощных установок и будет более экономично расходовать топливо, но зато из-за уменьшения остойчивости станет более уязвимым в бою.
Жизнь показала, что прав оказался Ховгард. Быстрое совершенствование силовых установок положило конец разделению на линейные крейсеры и линейные корабли и породило линкоры второй мировой воины, по вооружению и бронированию превосходившие старые линкоры, а по скорости не уступавшие линейным крейсерам первой мировой войны. Такой поворот в развитии главной ударной силы флота побудил англичан произвести модернизацию оставшихся в строю трех линейных крейсеров. Но, увы, она не исправила присущих им недостатков, и вторая мировая война вынесла этому классу кораблей суровый приговор…
21 мая 1940 года английская воздушная разведка обнаружила в одном из норвежских фьордов немецкий линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Евгений».
23 мая в условиях непогоды и плохой видимости радиолокатор патрулировавшего в Датском проливе английского крейсера «Саффолк» засек немецкие корабли, о чем немедленно сообщил адмиралу Голланду, державшему свой флаг на «Худе». Отряд британских кораблей сразу же бросился на перехват, но, как ни старался Голланд, англичанам пришлось догонять немцев на параллельных курсах. Перестрелка началась 24 мая в 5.35 утра на дистанции около 25 км. Причем если пристрелочные залпы англичан давали перелет, то немецкие сразу же накрывали цель. Всего через минуту после начала боя 203-мм снаряды «Принца Евгения» разорвались на палубе «Худа», а спустя еще пять минут два снаряда с «Бисмарка», прошив все три броневые палубы «Худа», угодили в пороховые погреба.., Ослепительное огромное пламя охватило корабль, и спустя четыре минуты на его месте остался лишь столб поднимающегося к небу дыма…
«Бисмарк» был потоплен в результате объединенных усилий многих английских кораблей разных классов и типов. В этой операции участие принял и другой линейный крейсер времен первой мировой войны — «Ринаун». Как и его собрат «Рипалс», он в 1919-1922 годах был модернизирован, получив более основательную бортовую броню, новый ходовой мостик и дополнительное торпедное вооружение. В 1932-1936 годах его вторично основательно модернизировали: усилили зенитное вооружение, установили катапульту и краны для гидросамолета.
«Ринауну» повезло: он оказался единственным линейным крейсером, уцелевшим во вторую мировую войну; корабль пошел на слом в 1948 году. По-иному сложилась судьба «Рипалса». Начало войны застало его при несении конвойной службы в Северной Атлантике и Северном море. Но когда к концу 1941 года политическая обстановка на Дальнем Востоке стала внушать английскому правительству опасения, командир «Рипалса» получил приказ следовать на Цейлон, встретиться там с линкором «Принц Уэльский» — свидетелем гибели «Худа» — и вместе с ним идти в Сингапур.
Атака началась в 11 часов утра 10 декабря 1941 года. «Рипалс» был поражен первым: бомба уничтожила катапульту. Затем еще три бомбы почти одновременно разорвались на палубе. Почти тут же три торпеды угодили в «Принца Уэльского», разбив ему рулевое управление и оба левых гребных винта. После этого торпедоносцы вплотную занялись «Рипалсом». Они атаковали его веерообразно, сбрасывая группы торпед, от которых тяжелый корабль не мог увернуться… Взрывы то и дело сотрясали корпус крейсера. Потом звено бомбардировщиков, пройдя над кораблем на высоте в тысячу метров, сбросило на него весь свой бомбовый груз. «Рипалс» горел, его рулевое управление вышло из строя, корма была снесена взрывами бомб. Крейсер стал медленно валиться на борт и вскоре исчез под водой.
«Принц Уэльский» держался на плаву около часа. Но вот в артиллерийских погребах корабля прогрохотали два взрыва, и через считанные секунды ушел на дно и он. На поверхности моря в черном озере разлившегося мазута барахтались уцелевшие английские моряки, которых подбирали спущенные с эсминцев шлюпки. Адмирал Филипс и командир «Принца Уэльского» Лич погибли, командира «Рипалса» Теннанта удалось спасти…
Известие о гибели «Принца Уэльского» произвело в военно-морских кругах впечатление разорвавшейся бомбы: впервые в истории новейший линейный корабль, находившийся в боевом походе и не захваченный врасплох, оказался не в состоянии защитить сам себя от вражеских атак, и причем только с воздуха. Не менее многозначительной для Англии была и гибель «Рипалса». Она и положила конец эпохе линейных крейсеров. За всю историю своего существования британский флот получил в свое распоряжение 15 таких кораблей, и семь из них (включая переделанные в авианосцы «Корейджес» и «Глориэс») погибли в боях при самых драматических обстоятельствах. Сами японцы настолько были поражены своим непредвиденным успехом, что он оказал влияние на всю последующую тактику японского флота во второй мировой войне. С этого момента линейные корабли и линейные крейсеры перестали быть главной ударной силой флотов, их роль перешла к кораблям нового класса — ударным авианосцам. По иронии судьбы решающую роль в становлении нового класса кораблей сыграли сходившие со сцены линейные крейсеры…

Линейный крейсер «РИПАЛС», Англия, 1916 год. Водоизмещение 37400 тонн, мощность силовой установки 120000 л.с., скорость полного хода 31.7 узла ( к 1939 году 30.75 ). Длина 240 м, ширина 31.1 м, среднее углубление 7.8 м, максимальная осадка 9.3 м. Бронирование : борт 38-228 мм, палуба 12-127 мм, башни 228 мм. Вооружение ( на 1941 год): 6 381-мм орудий, 13 102-мм орудий, 3×8 40-мм зенитных автомата («пом-пом»), 8 20-мм зенитных автоматов, 4×4 12-мм зенитных пулемета, 2×4 533-мм торпедных аппарата. Всего построено два: «Ринаун» и «Рипалс».

Линейный крейсер «КОРЕЙДЖЕС», Англия, 1916 год. Водоизмещение 22690 т, мощность силовой установки 90000 л.с., скорость полного хода 32 узла, дальность плавания до 5800 миль. Длина 239 м, ширина 24.7 м, осадка 7.6 м. Бронирование: борт 51-76 мм, палуба 19 мм, башни 330 мм (лоб). Вооружение: 4 381-мм орудия, 18 102-мм орудий, 2 76-мм зенитных орудия, 2 533-мм торпедных аппарата. Построено два — «Корейджес» и Глориес». В 1924-28 годах переобуродованы в авианосцы, оба погибли в ходе второй мировой войны. «Корейджес» потоплен немецкой ПЛ U-29 17 сентября 1939 года, «Глориес» немецкими тяжелым крейсерами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» 8 июня 1940 года.

Линейный крейсер «ХУД», Англия, 1918 год. Водоизмещение полное 48360 т, стандартное 43360 т, мощность силовой установки 151280 л.с., максимальная скорость 32 узла, дальность плавания до 5950 миль. Длина 262.3 м, ширина 31.7 м, осадка максимальная 10.2 м. Бронирование: борт 102-305 мм, палуба 19-76 мм, башни 280-305 мм. Вооружение (на 1941 год): 8 381-мм орудий, 10 спаренных 102-мм зенитных орудий, 3×8 40-мм зенитных автомата, 4×4 12-мм зенитных пулемета, 4 533-мм торпедных аппарата.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI

commi.narod.ru

Чем отличаются линкор и крейсера?

Основное отличие в том, что у них разное назначение и потому разная конструкция. Крейсер предназначен, главным образом, для действий в одиночку или в составе малых групп на вражеских коммуникациях: он топит транспорты и может противостоять конвою. Поэтому он шустрый и хорошо вооружен, но не слишком. Линкор — «battleship», корабль войны, его задача — топить вражеские военные корабли. Любые. Поэтому он очень хорошо вооружен и защищён мощной бронёй. Соответственно, крейсер меньше линкора, слабее вооружен и хуже защищён, зато имеет более высокую скорость. Всё это относится к периоду ВМВ и раньше, в наше время линкоры потеряли значение и уже давно не строятся: слишком они дорогие, а в век авианосцев, большие пушки — уже не то.

У линкора больше размер, большее количество орудий, сильнее бронирование. А сейчас крейсеры вооружены ракетами, тогда как линкор артиллерийский корабль.

Хотел бы уточнить. В послевоенный период основным оружием линкоров стало ракетное. Например, на время войны в заливе «Айова» несла * 9 × 406 мм/50 Mk 7 (2 носовые, 1 кормовая трёхорудийные башни) * 20 × 127 мм/38 Mk 12 (10 двухорудийных башен) * 32 × BGM-109 КР «Томагавк» * 16 × RGM-84 ПКР «Гарпун» * 4 × 20 мм/76 «Фаланкс» и была фактически сильно бронированной платформой для ракет. Орудия могли действовать по целям невдалеке от берега, а ракеты перекрывали всю территорию Ирака. Под вооружением нынешних крейсеров понимают, в основном, ракетное. Однако это не совсем так. Бывают крейсера УРО-управляемого ракетного оружия, ПВО- противовоздушной обороны, ПЛО-противолодочные и некоторые другие. До сих пор в строю некоторых стран находятся модернизированные артиллерийские крейсера.

В чем различие между Эсминцем, Крейсером, Фрегатом, и Линкором? От небывалого разнообразия различных видов вооружения, обычному человеку порой сложно отличить, к примеру, автомат от штурмовой винтовки (хотя второе здесь является подвидом первого). Классификацию сейчас имеет каждый тип вооружения — самолеты (истребитель, штурмовик, тактический бомбардировщик и т. д), стрелковое оружие (винтовки, пистолеты-пулеметы, штурмовые винтовки и т. д), ракеты (крылатые, баллистические и т. д). Вооружение флота также поддается классификации и сегодня вы узнаете разницу между эсминцем, крейсером, фрегатом и линкором. Фрегат Российский фрегат «Ярослав Мудрый» Фрегат — класс военно-морских кораблей, предназначенных для поиска и уничтожения атомных подводных лодок в море, противолодочного охранения, противовоздушной и противоракетной обороны авианосцев. Это корабль водоизмещением 3000-6000 тонн, оснащенный управляемым ракетным оружием. Основное назначение, как уже сказано выше — борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо важных конвоев. Универсальный эскортный корабль, способный действовать на любом удалении от берега. Американский фрегат «Оливер Х. Перри» Эсминец Российский эсминец проекта 956 «Сарыч» (ближе) и американский эсминец типа «Спрюэнс» DD-987 «О’Бэннон» (дальше) Эскадренный миноносец (сокр. эсминец) — класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной службы, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений, а также дымовых завес. Крейсер Российский крейсер «Петр Великий» Крейсер — класс боевых надводных кораблей, способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба с лёгкими силами флота противника, оборона соединений боевых кораблей и конвоев судов, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие. Это универсальный тип кораблей, отличающийся внушительными размерами и большим количеством многоцелевого вооружения. Автономность крейсера на самом высшем уровне. Американский крейсер USS Bunker Hill (CG-52) Линкор Американский линкор «Айова» Линейный корабль (сокр. Линкор) — класс тяжёлых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280—460 мм, с экипажем в 1500—2800 человек. Линкоры активно использовались в 20 веке, но ближе к началу века 21 стали морально устаревать. На сегодняшний день ни в одном флоте крупных мировых держав линкоров не числится. Они либо стоят в портах в роли музеев, либо в буквальном смысле разрезаются для переплавки металла и изготовления новых перспективных типов кораблей.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *