Содержание

Красота спасет мир — это… Что такое Красота спасет мир?


Красота спасет мир
Красота спасет мир

Из романа «Идиот» (1868) Ф. М. Достоевского (1821 — 1881).
Как правило, понимается буквально: вопреки авторскому толкованию понятия «красота».
В романе (ч. 3, гл. V) эти слова произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина и иронизируя над последним: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, — закричал он громко всем, — князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен.
Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пересказал… Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему».
Ф. М. Достоевский был далек от собственно эстетических суждений — он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечает главному замыслу романа — создать образ «положительно прекрасного человека». Поэтому в своих черновиках автор называет Мышкина «князь Христос», тем самым себе напоминая, что князь Мышкин должен быть максимально схож с Христом — добротой, человеколюбием, кротостью, полным отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит князь (и сам Ф. М. Достоевский), — это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека».
Такое, сугубо личностное, толкование красоты характерно для писателя. Он считал, что «люди могут быть прекрасны и счастливы» не только в загробной жизни. Они могут быть такими и «не потеряв способности жить на земле».
Для этого они должны согласиться с мыслью о том, что Зло «не может быть нормальным состоянием людей», что каждый в силах от него избавиться. И тогда, когда люди будут руководствоваться лучшим, что есть в их душе, памяти и намерениях (Добром), то они будут по-настоящему прекрасны. И мир будет спасен, и спасет его именно такая «красота» (то есть лучшее, что есть в людях).
Разумеется, в одночасье это не произойдет — нужен духовный труд, испытания и даже страдания, после которых человек отрекается от Зла и обращается к Добру, начинает ценить его. Об этом писатель говорит во многих своих произведениях, в том числе и в романе «Идиот». Например (ч. 1, гл. VII):
«Генеральша несколько времени, молча и с некоторым оттенком пренебрежения, рассматривала портрет Настасьи Филипповны, который она держала перед собой в протянутой руке, чрезвычайно и эффектно отдалив от глаз.
Да, хороша, — проговорила она, наконец, — очень даже. Я два раза ее видела, только издали. Так вы такую-то красоту цените? — обратилась она вдруг к князю.
Да… такую… — отвечал князь с некоторым усилием.
То есть именно такую?
Именно такую.
За что?
В этом лице… страдания много… — проговорил князь, как бы невольно, как бы сам с собою говоря, а не на вопрос отвечая.
Вы, впрочем, может быть, бредите, — решила генеральша и надменным жестом откинула о себя портрет на стол».
Писатель в своем толковании красоты выступает единомышленником немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804), говорившего о «нравственном законе внутри нас», о том, что «прекрасное — это сим-
вол морального добра». Эту же мысль Ф. М. Достоевский развивает и в других своих произведениях. Так, если в романе «Идиот» он пишет, что мир красота спасет, то в романе «Бесы» (1872) логически заключает, что «некрасивость (злоба, равнодушие, эгоизм. — Сост.) убьет…»

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.

.

  • Красная опасность
  • Красота — это страшная сила!

Смотреть что такое «Красота спасет мир» в других словарях:

  • КРАСОТА — (прекрасное), в понятиях Святой Руси божественная гармония, внутренне присущая природе, человеку, некоторым вещам и изображениям. В красоте выражается божественная сущность мира. Источник ее в самом Боге, Его целостности и совершенстве. «Красота… …   Русская история

  • КРАСОТА — одно из центральный понятий рус. философской и эстетической мысли. Слово К. происходит от праславянского краса . Прилагательное красный в праславянском и древнерус. языках имело значение красивый , прекрасный , светлый (отсюда, напр., Красная… …   Русская философия: словарь

  • Красота —    одно из центральный понятий рус. философской и эстетической мысли. Слово К. происходит от праславянского краса . Прилагательное красный в праславянском и древнерус. языках имело значение красивый , прекрасный , светлый (отсюда, напр., Красная… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • СИМВОЛИЗМ —         худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… …   Энциклопедия культурологии

  • ПРЕКРАСНОЕ — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями утилитарными (польза), познавательными (истина),… …   Философская энциклопедия

  • ДОСТОЕВСКИЙ —         Фёдор Михайлович [30.10 (11.11).1821, Москва, 28.1 (9.2).1881, Петербург], рус. писатель, мыслитель, публицист. Начав в 40 х гг. лит. путь в русле «натуральной школы» как преемник Гоголя и поклонник Белинского, Д. в то же время впитал в… …   Философская энциклопедия

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …   Философская энциклопедия

  • СОЛОВЬЕВ — Владимир Сергеевич (род. 16 янв. 1853, Москва – ум. 31 июля 1900, там же) – крупнейший рус. религиозный философ, поэт, публицист, сын С. М. Соловьева, ректора Московского ун та и автора 29 томной «Истории России с древнейших времен» (1851 – 1879) …   Философская энциклопедия

  • ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… …   Философская энциклопедия

  • Сазонова, Валентина Григорьевна — Валентина Сазонова Сазонова Валентина Григорьевна Дата рождения: 19 марта 1955(1955 03 19) Место рождения: Червоне …   Википедия

Книги

  • Красота спасет мир 4 класс Альбом художественных задач по изобразительному искусству, Ашикова С., Альбом художественных задач «Красота спасет мир» входит в УМК «Изобразительное искусство. 4 класс». Он расширяет и углубляет материал учебника для 4 класса (автор С. Г. Ашикова).. Содержание… Категория: Другие дисциплины Подробнее  Купить за 449 руб
  • Красота спасет мир. Альбом художественных задач по изобразительному искусству. 4 класс. ФГОС, Ашикова Светлана Геннадьевна, Основная задача альбома художественных задач Красота спасёт мир, 4 класс, помочь детям видеть и любить окружающий их мир и его краски. Альбом необычен тем, что в нем содержится еще одна… Категория: Учебники для школьников Серия: Система Л.В. Занкова. 4 класс Издатель: Федоров, Производитель: Федоров, Подробнее  Купить за 342 грн (только Украина)
  • Красота спасет мир Духовно-нравственное воспитание школьников Методическое пособие, Ашикова Светлана Геннадьевна, Данное учебно-методическое пособие создано с целью:.. ориентации педагогов и школьников на духовно-нравственное, патриотическое, семейное и музыкально-эстетическое воспитание;. восстановления… Категория: Христианство Подробнее  Купить за 258 руб
Другие книги по запросу «Красота спасет мир» >>

dic.academic.ru

Мир спасет красота? «Красота спасет мир»

«…что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Так писал поэт Н. Заболоцкий в стихотворении «Красота спасет мир». А крылатая фраза, вынесенная в название, известна практически каждому человеку. Она наверняка не раз касалась ушек прекрасных женщин и девушек, слетая с уст очарованных их красотою мужчин.

Это замечательное выражение принадлежит знаменитому русскому писателю Ф. М. Достоевскому. В своем романе «Идиот» писатель наделяет мыслями и рассуждениями о красоте и о ее сути своего героя — князя Мышкина. В произведении не указано, как сам Мышкин говорит о том, что мир спасет красота. Эти слова принадлежат ему, но звучат они опосредованно: «Правда, князь, — спрашивает Мышкина Ипполит, — что мир спасет «красота»? Господа, — крикнул он громко всем, — князь говорит, что мир спасет красота!» В другом месте романа во время встречи князя с Аглаей та говорит ему, как бы предупреждая: «Слушайте, раз навсегда, если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что «мир спасет красота», то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза! Слышите: я серьезно говорю! На этот раз я уж серьезно говорю!»

Как понять известное высказывание о красоте?

«Красота спасет мир». Как понять это высказывание? Этот вопрос вам может задать школьник любого возраста, независимо от класса, в котором он обучается. И каждый родитель ответит на этот вопрос совершенно по-своему, абсолютно индивидуально. Потому что красота воспринимается и видится для каждого различным образом.

Всем, наверное, известно высказывание о том, что можно смотреть на предметы вместе, а видеть их совершенно по-разному. После прочтения романа Достоевского внутри образуется чувство некоторой неясности того, что же есть красота. «Красота спасет мир», — Достоевский произнес эти слова от имени героя как свое собственное понимание способа спасения суетливого и бренного мира. Тем не менее, автор дает возможность ответить на этот вопрос каждому читателю самостоятельно. «Красота» в романе представляется как неразгаданная загадка, сотворенная природой, и как сила, способная свести с ума. Простоту красоты и ее утонченное великолепие видит и князь Мышкин, он говорит, что в мире много вещей на каждом шагу столь прекрасных, в которых их великолепие может увидеть даже самый потерявшийся человек. Он просит посмотреть на ребенка, на зарю, на траву, в любящие и смотрящие на вас глаза…. Действительно, сложно представить наш современный мир без загадочных и внезапных природных явлений, без притягивающего как магнит взгляда любимого человека, без любви родителей к детям и детей к родителям.

Чем же тогда стоит жить и в чем черпать свои силы?

Как представить мир без вот этой чарующей красоты каждого жизненного мига? Это просто невозможно. Существование человечества немыслимо без этого. Почти каждый человек, занимаясь повседневным трудом или любым другим обременяющим делом, не раз задумывался, что в привычной жизненной суете, как бы неосторожно, почти не заметив, пропустил что-то очень важное, не успел заметить красоту моментов. Все же красота имеет некое божественное происхождение, она выражает истинную сущность Создателя, давая возможность каждому приобщиться к Нему и быть подобным Ему.

Верующие люди постигают красоту через общение посредством молитв с Господом, через созерцание сотворенного Им мира и через совершенствование своей человеческой сути. Конечно, понимание и видение красоты христианином будет отличаться от привычных представлений людей, исповедующих другую религию. Но где-то между этими идейными противоречиями все же есть та тонкая ниточка, соединяющая всех в одно целое. В таком божественном единстве тоже таится молчаливая красота гармонии.

Толстой о красоте

Красота спасет мир… Толстой Лев Николаевич высказал свое мнение по этому поводу в произведении «Война и мир». Все явления и предметы, присутствующие в окружающем нас мире, писатель мысленно разбивает на две основные категории: это содержание или форма. Деление происходит в зависимости от большего преобладания в природе предметов и явлений этих элементов.

Писатель не отдает предпочтение явлениям и людям с присутствием в них главного в виде формы. Поэтому в своем романе он так отчетливо демонстрирует нелюбовь к высшему свету с его навсегда установленными жизненными нормами и правилами и отсутствие симпатии к Элен Безуховой, которую, согласно тексту произведения, все считали необыкновенно красивой.

Общество и общественное мнение не оказывают никакого влияния на его личное отношение к людям и жизни. Писатель смотрит на содержание. Это важно для его восприятия, и именно это пробуждает в его сердце интерес. Он не признает отсутствия движений и жизни в оболочке роскоши, зато безгранично любуется несовершенством Наташи Ростовой и некрасивостью Марии Болконской. Опираясь на мнение великого писателя, можно ли утверждать, что мир спасет красота?

Лорд Байрон о великолепии красоты

Для другого знаменитого, правда, зарубежного, писателя, Лорда Байрона, красота видится как пагубный дар. Он рассматривает ее как непреодолимую силу, способную соблазнить, опьянить и совершить с человеком злодеяние. Но ведь это не совсем так, красота имеет двойственную природу. И нам, людям, лучше замечать не ее пагубность и коварство, а жизнетворящую силу, способную оздоравливать наше сердце, разум и тело. Ведь во многом наше здоровье и правильное восприятие картины мира складывается в результате нашего прямого психического отношения к вещам.

И все же, спасет ли красота мир?

Наш современный мир, в котором существует сколько социальных противоречий и неоднородностей… Мир, в котором есть богатые и бедные, здоровые и больные, счастливые и несчастные, свободные и зависимые… И что, вопреки всем невзгодам, мир спасет красота? Возможно, и так. Но понимать красоту надо не дословно, не как внешнее выражение яркой природной индивидуальности или ухоженности, а как возможность делать красивые благородные поступки, помогая этим другим людям, и как смотреть не на человека, а на его красивый и богатый по содержанию внутренний мир. Очень часто в своей жизни мы произносим привычные нам слова «красота», «красивый», или же просто «красиво».

Красота как оценочный материал окружающего мира. Как понять: «Красота спасет мир» — в чем смысл высказывания?

Все интерпретации слова «красота», являющегося первоначальным источником для других образованных от него слов, наделяют говорящего необычной способностью практически простейшим образом оценивать явления окружающего нас мира, умением восхищаться произведениями литературы, искусства, музыки; желанием высказывать комплименты другому человеку. Столько приятных моментов, скрытых лишь в одном слове из семи букв!

У каждого свое понятие красоты

Безусловно, красота понимается каждым индивидуумом по-своему, и каждое поколение имеет свои критерии красоты. В этом нет ничего плохого. Всем давно уже известно, что благодаря противоречиям и спорам между людьми, поколениями и нациями, может родиться только истина. Люди по своей природе абсолютно различны в понятиях мироощущения и мировосприятия. Для одного хорошо и красиво, когда он просто опрятно и модно одет, для другого плохо зацикливаться только на внешнем виде, он предпочитает развивать свой внутренний мир и повышать интеллектуальный уровень. Все то, что каким-то образом относится к пониманию красоты, звучит из уст каждого, исходя из его личного восприятия окружающей действительности. Романтические и чувственные натуры чаще всего восторгаются явлениями и предметами, созданными природой. Свежесть воздуха после дождя, осенний лист, упавший с веток, огонь костра и чистый горный ручей – все это красота, которой стоит постоянно наслаждаться. Для более практичных натур, опирающихся на предметы и явления материального мира, красота может заключаться в результате, например, заключенной важной сделки или выполнения определенного ряда строительных работ. Ребенка несказанно порадуют красивые и яркие игрушки, женщина обрадуется красивому ювелирному изделию, а мужчина увидит красоту в новых литых дисках на его машине. Кажется, одно слово, а сколько понятий, сколько различных восприятий!

Глубина простого слова «красота»

Красоту также можно рассматривать и с глубинной точки зрения. «Красота спасет мир» — эссе на эту тему может быть написано каждым абсолютно по-разному. И мнений о красоте жизни будет уйма.

Одни люди действительно считают, что мир держится на красоте, а другие скажут: «Красота спасет мир? Кто сказал вам такую глупость?» Вы ответите: «Как кто? Русский великий писатель Достоевский в своем знаменитом литературном произведении «Идиот»!» А вам в ответ: «Ну и что, может быть, тогда красота и спасала мир, сейчас же главное другое!» И, возможно, даже назовут, что именно для них главное. И все — доказывать свое представление о прекрасном не имеет смысла. Потому что вы можете, видите это, а ваш собеседник в силу своего образования, социального статуса, возраста, пола или другой расовой принадлежности никогда не замечал и не задумывался о наличии красоты в том и или другом предмете или явлении.

В заключение

Мир спасет красота, а мы, в свою очередь, должны суметь спасти ее. Главное — это не разрушить, а сохранить данную Создателем красоту мира, его предметов и явлений. Радуйтесь каждому мгновению и возможности видеть и чувствовать прекрасное так, как будто это ваш последний жизненный миг. И тогда у вас даже не возникнет вопроса: «Почему красота спасет мир?» Ответ будет ясен как само собой разумеющееся.

fb.ru

Красота спасает. Счастливые женщины ходят медленно!

Красота спасает

Красота спасет мир. Это знают все. Но почему бы ей не спасти человечество в размере одной маленькой семьи?

Многие девушки – прекрасные домохозяйки. Они чистят квартиру до блеска перед приходом мужа. Они так красиво и аппетитно подают на стол, что мужчина бежит домой, сломя голову. Они рисуют, вышивают, вяжут, выращивают, лепят произведения искусства. Но о собственной красоте зачастую забывают.

Поверь, уже лучше где-то не домыть, где-то заказать готовую еду, но быть при макияже, прическе, маникюре и успеть посетить фитнес.

Красивая женщина приносит счастье в семью.

Ничто так не скрепляет любовный союз, как счастливая красивая женщина. Верно, на одной красоте далеко не уедешь. Но без нее ты и не тронешься с места. Все-таки в нашем материальном мире встречают по одежке. И только потом заглядывают в душу. Уж мужчины-то точно.

Сначала путь к мужчине лежит через его глаза, и только потом через сердце и желудок. Но даже с годами, имея самую добрую жену на свете, он хочет по-прежнему наслаждаться ее красотой. Потому что красота – это любовь.

В древние времена женщины это прекрасно понимали. Поэтому на улицу они одевались не броско, не желая растрачивать свою любовь на незнакомцев, которые своими вожделенными взглядами просто «растаскивали» бы ее женскую красоту. Но дома они встречали семью при всем параде. Родные смотрели и радовались ее чудным локонам, осиной талии и пухлым губкам.

В наше время чаще все наоборот. Дома – как попало. На улицу – как на праздник. Не пойдет! Дари свою красоту любимым.

Ходить на шопинг, крутиться по полчаса у зеркала, посещать салоны красоты – это не женские прихоти, а необходимость. Обязательная задача в жизни каждой особы женского пола! Так и девушка довольна собой, и ее близкие наверху блаженства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Классный час «Красота спасает мир»

Разделы: Внеклассная работа


Методическая цель: показать методику проведения внеклассного мероприятия с использованием активных форм обучения, технических средств обучения, произведений поэзии, живописи, музыки.

Цели проведения классного часа:

Воспитательная: формировать познавательную потребность, эмоциональное представление и восприятие красоты природы, человека, способствовать формированию экологической культуры.

Развивающая: развитие ассоциативного мышления, умений удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее “разумом”.

Оформление и оборудование: Плакаты с изображением цветов, фотогазета “Мы хранители красоты”, слайды, цветущие цветы.

Ход мероприятия

Этапы

Методы

1. Организационный момент. Взаимное приветствие.  
2. Актуализация. Мотивация. Входная рефлексия – ассоциация.
3. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы классного часа Сообщение преподавателя.
4. Сценарий.
  • рассказ преподавателя;
  • выразительное чтение стихов;
  • информационные технологии – показ слайдов;
  • музыкальное сопровождение;
  • беседа.
5. Подведение итогов. Обобщение преподавателя, презентация фотогазеты.

Сценарий

Красота окружающего мира
станет могучим источником
веры в доброту.

В. Сухомлинский

Студентам раздаются чистые листы бумаги.

Задаётся задание: Какие у вас возникают ассоциации, когда вам говорят слово “красота”. Напишите одно слово, которое вам первое приходит в голову. По результатам ответов преподаватель обобщает ответы и делает общие выводы о представлении красоты студентами.

Рассказ преподавателя: Красота спасает мир уже давно, поскольку помогает растениям, животным и человеку приспособиться к окружающей среде.

Красота – сильный раздражитель, имеющий сферу влияния на все стороны жизни. Она не всегда бросается в глаза, ее надо уметь разглядеть, тем белее, что сегодня вообще наблюдается дефицит красоты, а то и ещё страшнее – влечение к жестокости, порой неосознанной, но, увы, это так.

Любовь к красоте природы и человека, как ее частице – важная тема в произведениях поэтов и художников. На примерах из их книг можно убедиться, что любовь к живой природе должна быть всемирной, тогда не будет войны, не будет угрозы всем живущим на Земле.

Читает студент (чтение сопровождается показом слайда):

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён.

Ф. Тютчев

Объявляется тема классного часа “Красота спасает мир”.

Мы познакомимся с красотой природы через поэзию и искусство, конечно со всеми произведениями искусства сегодня невозможно познакомиться, т.к. их огромное количество.

Настоящая красота начинается с цветковых растений. Еще Ч. Дарвин говорил: “Цветы считаются самыми прекрасными произведениями природы, но они резко отличаются от зелёной листвы и тем самым прекрасны только ради того, чтобы обращать на себя внимание насекомых”

Красотой Цветов можно восхищаться бесконечно.

Читают 2 студента (чтение сопровождается показом слайдов “Цветы”):

В блеске огней, за зеркальными стёклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

И. Бунин

Рассказ преподавателя:

С древних времён человек верил в божественное происхождение растений. Об этом свидетельствуют мифы и легенды, пришедшие к нам из глубины веков. Очень многие цветковые растения по мифам и легендам имеют неземное происхождение. Японцы, например, считают, что в растении запечатлена вся Вселенная и через него можно постичь гармонию.

Хризантема

В Японии чтят хризантему не только как вестницу уходящего лета. С магическими свойствами цветка связывают предание о происхождении страны. В давние времена правил будто бы в Китае жестокий император, и однажды ему стало известно, что на одном из ближних островов есть растение хризантема, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок было под силу лишь человеку с чистым сердцем и добрыми намерениями. Император, его свита были людьми грешными и не рискнули сами отправиться на заветный остров, а послали туда триста молодых юношей и девушек. Те нашли хризантему, но не вернулись к жестокому императору: очарованные благодатной природой острова, основали они новое государство – Японию.

Хризантема изображена на государственном флаге Японии, на печатях, денежных знаках. Высшая награда в этой стране – Орден Хризантемы. До недавнего времени даже одежду из тканей с изображением хризантемы, по существующим законам, имели право носить лишь члены императорского дома. Горе тому, кто вздумал бы ослушаться: его ждала за это смертная казнь. В Японии в свое время был принят закон: преступников, подделывающих деньги или почтовые марки с эмблемой в виде шестнадцатилепестковой хризантемы, тоже приговаривали к смертной казни.

Правда, однажды этот закон оказался бессильным, несмотря на явную подделку.

Задание студентам: Предположите, как художники сумели обойти закон? (В соцветии императорской хризантемы – шестнадцать краевых цветков, а преступники стали рисовать с четырнадцатью или пятнадцатью цветками. Так ловко был обойден суровый закон.)

Красота растений, цветов необходима как приспособленность для продолжения вида. Но растения и украшают Землю, очищают воздух, лечат людей и животных.

С цветами по красоте соперничают птицы. Жизнь птиц, как и многих других животных разнообразна и прекрасна. Пение птиц можно сравнить лишь с цветением растений. Цветы поражают бесчисленными оттенками красок, птицы – разнообразием издаваемых звуков. Поют в основном самцы. Пение птиц имеет адаптивное значение. У одних песня состоит из скрипучих выкриков, у других – из мелодичных трелей. Но не возможно этого не замечать. Например, своей песней самец соловья демонстрирует, что он вырос в благородной среде и обучался нотной грамоте у лучших профессоров в лучших консерваториях своей популяции.

Звучит фрагмент записи “Песня жаворонка” П.И. Чайковского, сопровождается слайдами образов птиц.

Наблюдая за образом жизни и поведением многих птиц, человечество может многому научиться (красоте звучания голосов, красоте поведения, общения, ухаживания). Например, самцы некоторых видов, чтобы очаровать даму сердца, танцуют, причём демонстрируя при этом удивительное изящество и грациозность. Мастера таких ритуальных танцев – журавли. Некоторые птицы многие годы живут парами, у них есть песня-дуэт несомненно объединяющая их (журавли).

Во многих произведениях поэтов и композиторов воспета внешняя красота, особенности поведения птиц.

Читает студент:

Глухарь

Выдь на зорьке и ступай на север
По болотам, камушкам и мхам.
Распустив хвоста колючий веер,
На сосне красуется глухарь.
Тонкий дух весенней благодати,
Свет звезды – как первая слеза…
И глухарь, кудесник бородатый,
Закрывает желтые глаза.
Из дремотных облаков истории
Яркий блеск, холодная заря,
И звенит, чумная от восторга
Заревная песня глухаря.
Счастлив тем, что чувствует и дышит,
Красотой восхода упоен,
Ничего не видит и не слышит,
Ничего не замечает он!

Дм. Кедрин.

Задание студентам: Создайте мысленный образ по произведению. (Обсуждение нескольких образов).

Рассказ преподавателя:

Красота у человека играет примерно ту же роль, что и красота животных. При выборе партнера обычно преимущества получает красивый и сильный. Красота человека тоже адаптивна. Представления о красоте у разных народов разные. С точки зрения пигмеев, крупные белые женщины безобразны: белая кожа кажется им ужасной, а размеры тела разорительными (прокормить такую жену очень дорого). У народов, населяющих пустыни Африки, красивыми считаются толстые невесты (перед свадьбой их специально откармливают). Красотой человека восхищались художники, скульпторы выражая это в своих работах.

Показ слайдов с изображением работ Леонардо да Винчи, Огюста Родена – скульптора, Рафаэля и др.

К сожалению со временем у человека при выборе партнера, кроме красоты физической и душевной, большую роль стали играть факторы искусственного отбора, в первую очередь материального благополучия (марка автомобиля, величина счета в банке, наличие недвижимости и.д.). Понятно, что поскольку между физической и душевной красотой и уровнем материальной обеспеченности прямой связи нет, то такой искусственный отбор может оказать отрицательное влияние на красоту человечества.

Искусство, которое отражало красоту природы и человека и помогало делать более гармоничными отношения человека с природой и отношения между людьми. Однако в современном мире искусство и культура становятся, к сожалению, факторами разрушения природы, а значит и разрушения человечества.

Подведение итогов

Почему же красота спасает мир?

Красота – всё, что радует нас, очаровывает, радует. Уверена, что красивое окружение испускает благостные вибрации, позволяя жить более спокойно и счастливы, при этом сохраняя наш мир природы.

Даже живя в центре мегаполиса, можно искать и находить красоту пробивающегося через асфальт росточка, красоту полёта птиц в небесах, небывалую красоту рассвета и заката. Хочешь стать красивым – стремись к красоте во всех ее проявлениях. Можно окружить себя красивыми вещами, посещать музеи в поисках красоты произведений искусства, выезжая на природу в поисках нетленной и бесконечной красоты жизни.

Даже очень красивое от природы лицо со временем станет непривлекательным, если оно не имеет внутренней красоты добра, любви.

Демонстрируется фотогазета с фотографиями студентов группы.

Посмотрите на свои изображения на фотографиях какие вы все красивые, добрые и нежные черты лица. Вы наполнены красотой, но со временем может все измениться – можно потерять душевную и физическую красоту, тогда в вашей жизни большую роль станет играть фактор искусственного отбора, а это ведет к разрушению.

Сохраните свою красоту, красоту Земли. Расширяйте пространство красоты в своей жизни. И красота продолжит спасать мир!

Читает преподаватель:

Обрати глаза твои вверх.
Сумей увидеть великое небо.
Своими руками глаза себе
Не закрой.

Н. Рерих

“В тексте рассказа преподавателя использована информация из статьи “Для чего нужна красота”, Б.М. Миркин и др. Научно-методический журнал “Биология в школе”, №8, 2006, с.69.”

Презентация

23.03.2009

urok.1sept.ru

Сочинение на тему Красота спасёт мир

Очень часто мы употребляем в общении фразу Ф. Достоевского «Красота спасет мир», но вряд ли кто-нибудь задумывался хоть раз над ее значением. Хотелось бы разобраться в этом сочинении, как же все-таки работает такой механизм спасения.

Для каждого человека любая красота измеряется по – своему и очень индивидуально. По моему мнению, например, красивым человека можно назвать не только за его внешность, а, в первую очередь, за его внутренний мир. Если люди будут придерживаться правильного поведения в обществе и дома, следовать общепринятым принципам морали и нравственности, нести в себе положительный заряд эмоций, дарить добро окружающим, то их с полной уверенностью можно будет назвать красивыми. А в случае большинства таких людей в нашем обществе, в мире будет обязательно царить радость и позитив.

Важными также, на мой взгляд, для гармонии в мире будут и красивые поступки людей, приносящие помощь нуждающимся в любом виде. Никто не отменял принцип «протяни руку помощи близкому». Живущие по такому принципу люди, делают мир чище, добрее и лучше. Понятно ведь всем, что агрессия, злоба, зависть, предательство, вражда не только губят личность человека, но и тем самым включают разрушительный механизм в мире. Почему же не начать с себя спасать мир!?

Хорошо бы каждому из нас выделять в окружающей действительности и видеть красоту, уметь радоваться ей и делиться своим позитивом с близкими. Чем больше мы станем обращать внимания на красоту вокруг нас, замечать незначительные положительные детали, тем красивее будем становиться и сами. И так мы сможем сделать красивее весь мир.

Все это, по-моему, должно привести к духовному развитию и совершенствованию личности, что неизбежно повлечет за собой и гармонию в обществе. Чем чаще люди будут наводить порядок в себе, в своих мыслях, поступках с целью сделать себя красивее, тем лучше, сплоченнее и могущественнее будет наш мир!

Вариант 2

Почти все говорят о том, что красота спасет мир. Но любой человек воспринимает это выражение со своей точки зрения. Я считаю все, что нас окружает не просто знаменитые люди, например певицы актеры и модели. Они естественно очень шикарно выглядят. Но сделать так, что бы все люди на земле были счастливы, они не смогут. Мы смотрим  телевизор на красивых и ухоженных людей, и нам становится приятно на душе. Но есть такие государства, у которых просто нет электричества, такие элементарные потехи не доступны.  

Красота окружает людей везде, но они не обращают на это внимание. Взрослые люди, всегда бегут, спешат на работу или по другим своим делам. Бегут и не видят красоту своей природы. Они замечают лишь тогда, когда на улице плохая погода, и в тот момент люди считают природу не красивой.

Подростки, и маленькие детки считают что, истинная красота в мобильных телефонах, планшетах, новых вещах. Они всегда смотрят только на виртуальный мир, а на красоту вокруг себя просто не обращают внимания. Эти люди могут рассматривать фото животных  из интернета, но когда на улице нужна будет помощь бездомным животным они пройдут мимо. Мир был бы добрым, если бы к этому прилаживали люди все усилия. Если задаться вопросом, почему во всей вселенной идут войны? У меня только один ответ. Потому что люди, не обращают свое  внимание, на красоту, которая его окружает. Бойцы абсолютно не обращают своего внимания на мирных жителей. Кидают бомбы, где им захочется, не щадя ни кого. Внутри людей вселилось зло и ненависть ко всему окружающему, и эти качества не дают проникнуть внутрь человека. Все реже люди ходят на спектакли в музеи, что бы получит удовольствие шикарными произведениями искусства.

На ночь маленьким малышам уже не читают добрые книжки,  а включают телевизор, с мультфильмом который, ничему хорошему не учит, ребенка, а наоборот. Я пришла к выводу, что нужно любить и ценить  все, что тебя окружает.

Сочинение Красота спасёт мир рассуждение

Это выражение очень популярно и известно, и каждый человек его знает. Пошло это все от писателя Ф. М. Достоевскому, никто не догадывался, что именно это выражение останется и до нашего времени.

Допустим, ученик проходит медкомиссию у психиатра и у него спросили, как же он понимает это выражение. Ведь многих и поставит в тупик, да и у всех разное понимание, но стоит помнить, что оно и имеет более общее понимание. Да и все воспринимают «красоту» по-своему, ведь она может быть и в человеке, или же в природе, а может кто-то где-то еще увидит. Это понятие очень широкое и индивидуальное для каждого. Хотелось бы заметить, что «красота» окружает нас очень даже близко, потому что она вокруг нас. Если бы мы замечали, начиная с мелочей, то поняли бы. Но так как все происходит каждый день, и для нас становится это обычным, мы просто проходим мимо. Ведь небо, так же очень красивое и всегда необычное. И многие просто спеша по своим делам не замечают голубое чудо, и его легко увидеть, стоит только поднять голову. Когда же идет дождь, большинство людей наоборот отрицательно относятся к этому, и не видят эту «красоту».

Сейчас же многие считают, что красота это что-то наподобие новых технологий. И так происходит, когда человек смотрит в телефон, он пропускает всю настоящую «красоту». Они смотрят разные картинки, но не что их окружает. Эту же можно воплотить в реальность, но многие любят только смотреть. Я считаю, что это совершенно не правило, когда люди так поступают. Ведь наш мир еще существует и в нем много прекрасного, но люди это пропускают.

Так же происходят войны, а все это из-за того, что люди не видят «красоту». Вот если бы они видели — прекратили, ведь они рушат ее. А как же улыбка маленького ребенка, это же настолько красиво. Эти все ежедневные случаи становятся рутинными для нас, а стоило бы наслаждаться ими. Так как эта жизнь не бесконечна, и никогда не сможем повторить. Мне кажется, если человек станет хоть немного внимателен к этому миру, то станет намного лучше. Ведь если сделать один, то люди увидят и поменяют свое мнение. И именно «красота» и спасет этот мир своей добротой. Добро в нашем мире не хватает, его нужно больше.

Сочинение 4

Красота спасет мир, только в том случае, когда человечество вспомнит, что есть истинная красота. Красота нашей планеты неописуема, но мы так часто забываем о ней, о том, что все зависит только от нас. Земля нуждается в нашей любви и поддержке, чтобы продолжать радовать наш глаз и дарить нам длинную и здоровую жизнь. Мы должны вступить с ней в контакт заботится о чистоте воды и земли уже сейчас, иначе может быть поздно.

«Красота спасет мир» если мы вспомним о чистоте своей души по отношению к себе и близким, дарить тепло окружающим значительно проще, чем всем нам кажется. Помочь в сложную минуту нуждающемуся, это то, что по настоящему нас украсит.

Быть осторожным со своими словами очень важно, слова это то что формирует общение и связь между людьми, слово может нанести не поправимые последствия каждому из нас. Но мы слишком увлечены самими собой своими желаниями и чувствами, но если мы позволяем себе неосторожность к чувствам близким, мы слишком близко подходим к черте, где могут обидеть нас. И с этого момента мы забываемся, на обиде и закрываемся от мира.

А ведь мир так прекрасен, так не превзойден и он готов на взаимодействие стоит только открыть глаза.

Взрослые и даже дети фиксируются на материальных радостях, меряются дорогими игрушками в независимости от возраста, а ведь все это, только пыль, метал, пластик, мусор. Нужно осознать это как можно скорее, уже сегодня вернуться домой и обнять крепко своих родителей, позвонить бабушке и сказать как много они для вас значат. Это все действительно просто, и мы увидим как их улыбки и блестящие глаза украшают мир.

Мы застряли в гаджетах, перелистывая картинки успешных людей, а ведь за окном прекрасный мир, там жизнь. Зачем нам следить за чужой.

Мир спасет любовь — не потому что так говорят красавицы с телеэкранов, по большей части они не знают о чем говорят. А потому, что любовь это то что может объединить все народы и даже виды, даже животные привязываются к человеку и проявляют свою нежность.

Ведь на самом деле у нас есть все, чтобы быть счастливым уже сейчас, взращивать в себе красоту души, любить каждый момент в своей жизни. Если сегодня что-то идет не так, это лишь сегодня, все изменится, если ты готов меняться. И тогда твоя красота и красота таких как ты — спасет мир!

4, 5, 8 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Красота спасёт мир

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Семейная реликвия (описание реликвии)

    В каждой семье существуют памятные и дорогие сердцу вещи, доставшиеся от предыдущих поколений. Это могут быть старые фотографии, письма, открытки и другие памятные предметы.

  • Известные люди

    Сочинения про Великих людей

  • Анна Каренина. Сочинение по роману Толстого

    Наверное, это знакомо каждому человеку, что Анна Каренина является самой главной героиней произведения Толстого. И благодаря этому оно является популярным и знаменитым. Частенько можно увидеть не только спектакли, но и мюзиклы и фильмы.

  • Сочинение на тему Приход весны 3, 7 класс

    Весна – это одно из лучших времен года. Самая замечательная и удивительная пора. Как много счастья приносит она людям. Весна – это как глоток воздуха, которого катастрофически не хватает суровой лютой зимой.

  • Анализ рассказа Шолохова Семейный человек

    В рассказе М. А. Шолохова «Семейный человек» война становится беспощадным противоборством двух сторон. Она способствует деградации моральных качеств героев, которые ранее были обычными людьми.

sochinimka.ru

Красота спасет мир — Каллист Уэр

«Красота спасет мир» — эта загадочная фраза Достоевского часто цитируется.

 

Гораздо реже упоминается о том, что эти слова принадлежат одному из героев романа «Идиот» — князю Мышкину1.

 

Автор не обязательно соглашается со взглядами, приписываемыми различным персонажам его литературных произведений.

 

Хотя в этом случае князь Мышкин, по-видимому, действительно озвучивает собственные убеждения Достоевского, в других романах, скажем, в «Братьях Карамазовых», выражается гораздо более настороженное отношение к красоте.

 

 

 

Каллист Уэр — Красота спасет мир

 

Metropolitan Kallistos of Diokleia, «Beauty will save the world», in: Sobornost, Vol. 30 (2008), 7-20.

 

«Страшная и таинственная»

 

 «Красота — это страшная и ужасная вещь, — говорит Дмитрий Карамазов. — Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоре-чья вместе живут». Дмитрий добавляет, что в поисках красоты человек «начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским». И приходит к такому заключению: «Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей»2.

1    Достоевский Ф. Идиот, ч. 3, гл. 5.

2    Достоевский Ф. Братья Карамазовы, кн. 3, гл. 3.

 

Возможно, что правы оба — и князь Мышкин, и Дмитрий Карамазов. В падшем мире красота носит опасный, двойственный характер: она не только спасительна, но и может ввести в глубокий соблазн. «Скажи, откуда ты приходишь, Красота? Твой взор — лазурь небес иль порожденье ада?» — вопрошает Бодлер. Еву прельстила именно красота плода, предложенного ей змием: она увидела, что он приятен для глаз (ср. Быт 3:6).

Эту двойственность подчеркивает автор Книги Премудрости Соломона. Красота сотворенных вещей, говорит он, ведет нас к Богу, «Виновнику красоты»,

ибо от величия красоты созданий (…) познается Виновник бытия их.

 

Однако, продолжает он, это происходит не всегда. Красота может также сбить нас с пути, так что мы довольствуемся «видимыми совершенствами» временных вещей и уже не ищем их Творца (Прем 13:1-7). Само очарование красотой может оказаться западней, которая изображает мир как нечто непонятное, а не ясное, превращая красоту из таинства в идол. Красота перестает быть источником очищения, когда становится самоцелью вместо того, чтобы направлять ввысь.

 

Лорд Байрон был не совсем неправ, говоря о «даре пагубном чудесной красоты». Однако он не был и полностью прав. Ни на мгновение не забывая о двойственной природе красоты, нам лучше сосредоточиться на ее жизнетворящей силе, чем на ее соблазнах. Интереснее смотреть на свет, чем на тень. На первый взгляд, утверждение о том, что «красота спасет мир», может действительно показаться сентиментальным и далеким от жизни. Есть ли вообще смысл говорить о спасении через красоту перед лицом бесчисленных трагедий, с которыми мы сталкиваемся: болезней, голода, терроризма, этнических чисток, жестокого обращения с детьми? Тем не менее, слова Достоевского, возможно, предлагают нам очень важный ключ к разгадке, указывая на то, что страдания и скорби падшего создания могут быть искуплены и преображены. В надежде на это рассмотрим два уровня красоты: первый — божественную несотворенную красоту, а второй — сотворенную красоту природы и людей.

 

БОГ КАК КРАСОТА

 

«Бог добр; Он — Сам Доброта. Бог правдив; Он — Сам Правда. Бог прославлен, и Его слава — сама Красота»3. Эти слова протоиерея Сергия Булгакова (1871-1944), возможно, величайшего православного мыслителя двадцатого столетия, дают нам подходящую отправную точку. Он работал над известной триадой греческой философии: добро, истина и красота. Эти три качества достигают у Бога совершенного совпадения, образуя единую и нераздельную реальность, но в то же время каждое из них выражает конкретную сторону божественного бытия. Тогда что означает божественная красота, если рассматривать ее отдельно от Его доброты и Его истины?

 

Ответ дает греческое слово kalos, что значит «красивый». Это слово можно также перевести как «добрый», но в упомянутой выше триаде для обозначения «доброго» используется другое слово — aga-thos. Тогда, воспринимая kalos в значении «красивый», мы можем, следуя Платону, отметить, что этимологически оно связано с глаголом kaleo, означающего «я зову» или «призываю», «я молю» или «взываю»4. В этом случае налицо особое качество красоты: она призывает, манит и притягивает нас. Она выводит нас за пределы самих себя и приводит к отношениям с Другим. Она пробуждает в нас eros, ощущение сильного желания и томления, которые К. С. Льюис в своей автобиографии называет «радостью»5. В каждом из нас живет тоска по красоте, жажда чего-то, запрятанного глубоко в нашем подсознании, того, что было известно нам в далеком прошлом, однако сейчас почему-то нам не подвластно.

 

Тем самым красота как объект или субъект нашего ems’ а непосредственно влечет и тревожит нас своим магнетизмом и очарованием, так что не нуждается в оправе добродетели и истины. Одним словом, божественная красота выражает притягательную силу Бога. Сразу же становится очевидным, что существует неотъемлемая связь между красотой и любовью. Когда святой Августин (354-430)

 

3    «Religion and Art», in E.L. Mascall (ed.), The Church of God, An Anglo-Russian Symposium by Members of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius (London: SPCK, 1934), 175.

4    Cratylus, 416.

5    Surprised by Joy: The shape of my early life (London: Geoffrey Bles, 1956), 22-24.

 

начал писать свою «Исповедь», то более всего его терзало то, что он не любил божественную красоту: «Слишком поздно я возлюбил Тебя, о Божественная Красота, столь древняя и столь юная!»6

Эта красота Царства Божьего является лейтмотивом Псалтири. Единственным желанием Давида является созерцание красоты Бога:

Одного просил я у Господа, того только ищу,

чтобы пребывать мне в доме Господнем

во все дни жизни моей,

созерцать красоту Господню (Пс 27/26:4).

Обращаясь к мессианскому царю, Давид утверждает: «Ты прекраснее сынов человеческих» (Пс 45/44:3).

Если Бог сам красив, то так же красиво Его святилище, Его храм: «…сила и великолепие во святилище Его» (Пс 96/95:6). Таким образом, красота ассоциируется с богослужением: «…поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс 29/28:2).

 

Бог являет себя в красоте: «С Сиона, который есть верх красоты, является Бог» (Пс 50/49:2).

 

Если красота, таким образом, имеет теофаническую природу, то Христос — высшее самопроявление Бога — познается не только как добро (Мк 10:18) и истина (Ин 14:6), но в равной степени как красота. При преображении Христа на горе Фавор, где в высшей степени раскрылась божественная красота Богочеловека, святой Петр многозначительно говорит: «Хорошо (kalori) нам здесь быть» (Мф 17:4). Здесь надо вспомнить о двойном значении прилагательного kalos. Петр не только утверждает сущностное благо небесного видения, но и провозглашает: это место красоты. Тем самым слова Иисуса: «Я есмь пастырь добрый (kalos)» (Ин 10:11) можно с такой же, если не с большей точностью истолковать так: «Я есмь пастырь красивый (hopoemen ho kalos)». Этой версии придерживался архимандрит Лев Жилле (1893-1980), чьи размышления над Священным Писанием, часто публиковавшиеся под псевдонимом «монах Восточной церкви» , столь высоко оцениваются членами нашего братства.

Двойное наследие Священного Писания и платонизма давало возможность греческим отцам церкви говорить о божественной

 

6   Confessions 10:27.

 

красоте как о всеобъемлющей точке притяжения. Для святого Дионисия Ареопагита (ок. 500 г. от P. X.) красота Бога — это первопричина и одновременно цель всех сотворенных существ. Он пишет: «Из этой красоты исходит все существующее… Красота объединяет все вещи и является источником всех вещей. Это великая созидающая первопричина, которая пробуждает мир и хранит бытие всех вещей посредством присущей им жажды красоты»7. По словам Фомы Аквинского (около 1225-1274), «omnia… ex divinapulchritudine procedunt» — «все вещи возникают из Божественной Красоты»8. Будучи, согласно Дионисию, источником бытия и «созидающей первопричиной», красота в то же время является целью и «конечным пределом» всех вещей, их «конечной причиной». Отправная точка одновременно является конечной точкой. Жажда (eros) несо-творенной красоты объединяет все сотворенные существа и соединяет их в одном прочном и гармоничном целом. Рассматривая связь между kalos и kaleo, Дионисий пишет: «Красота «призывает» все вещи к себе (по этой причине она называется «красотой»), и собирает все в себе»9.

 

Божественная красота является, таким образом, первоисточником и осуществлением как формирующего начала, так и объединяющей цели. Хотя в Послании к Колоссянам святой апостол Павел не пользуется словом «красота», то, что он говорит, касаясь космического значения Христа, точно соответствует божественной красоте: «Им создано все… все Им и для Него создано. …и все им стоит» (Кол 1:16-17).

 

Ищите Христа повсюду

 

Если таков всеобъемлющий масштаб божественной красоты, то что сказать о красоте сотворенной? Она существует, главным образом, на трех уровнях: вещей, людей и священнодействий, иными

 

On the Divine Names 4:7, PG 3:704A; ed. B.R. Suchla, Corpus Dionysiacum I, Patristische Texte und Studien 33 (Berlin/New York: Walter de Gruyter,1990), 151-152; tr. Colm Luibheid and Paul Ro-rem, Pseudo-Dionysius: The Complete Works, The Classics of Western Spirituality (New York /Mahwah: Paulist Press, 1987), 77.

8    In Librim Beati Dionysii De Divinis Nominibus Expositio, ed. Ceslaus Pera (Turin/ Rome: Marietti, 1950), §349, 114.

9    On the Divine Names 4:7, PG 3:701C; ed. B.R. Suchla, 151; tr. Luibheid and Rorem, 76.

 

словами — это красота природы, красота ангелов и святых, а также красота литургического богослужения.

 

Красота природы особенно подчеркивается в завершении рассказа о сотворении мира в Книге Бытия: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1:31). В греческой версии Ветхого Завета (Септуагинте) выражение «очень хороший» передается словами kala Пап, поэтому в силу двойного значения прилагательного kalos слова Книги Бытия могут быть переведены не только как «хорошо весьма», но и как «весьма красиво». Несомненно, есть веский довод для того, чтобы воспользоваться вторым толкованием: для современной светской культуры основным средством, благодаря которому большинство наших западных современников достигают отдаленного представления о трансцендентном, является именно красота природы, так же как и поэзии, живописи и музыки.

 

Для русского писателя Андрея Синявского (Абрама Терца), далекого от сентиментального ухода от жизни, поскольку пять лет он провел в советских лагерях, «природа — леса, горы, небеса — это бесконечность, данная нам в самом доступном, осязаемом виде»10.

 

Духовная ценность природной красоты проявляется в суточном круге богослужения Православной церкви. В литургическом времени новый день начинается не в полночь и не на рассвете, а на закате солнца. Так понимается время в иудаизме, что проясняет история сотворения мира в Книге Бытия: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт 1:5) — вечер наступает перед утром. Этот древнееврейский подход сохранился в христианстве. Значит, вечерня — это не завершение дня, а вступление в новый день, который только начинается. Это первая служба в суточном круге богослужения. Как же тогда начинается вечерня в Православной церкви? Она всегда начинается одинаково, за исключением пасхальной седмицы. Мы читаем или поем псалом, который является гимном восхваления красоты творения: «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием… Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал ты премудро» (Пс 104/103: 1,24).

 

Начиная новый день, мы прежде всего думаем о том, что окружающий нас сотворенный мир — это четкое отражение несотво-ренной красоты Бога. Вот что говорит о вечерне отец Александр Шмеман (1921-1983):

10  Unguarded Thoughts (London: Collins/Harvill, 1972), 66.

 

«Она начинается с начала, это значит, в переоткрытии, в благоволении и в благодарении мира, сотворенного Богом. Церковь словно приводит нас к первому вечеру, в который человек, призванный Богом к жизни, открыл глаза и увидел то, что Бог в Своей любви давал ему, увидел всю красоту, все великолепие храма, в котором он стоял, и вознес благодарение Богу. И, воздавая благодарение, он стал самим собой… И если Церковь — во Христе, то первое, что она делает — воздает благодарение, возвращает мир Богу»11.

 

Ценность сотворенной красоты в равной степени подтверждается троичным построением христианской жизни, о чем неоднократно говорили духовные авторы христианского Востока, начиная с Оригена (ок. 185-254) и Евагрия Понтийского (346-399). Сокровенный путь различает три стадии или уровня: practici («активная жизнь»), physiki («созерцание природы») и theologia (созерцание Бога). Путь начинается с активных аскетических усилий, с борьбы за то, чтобы избегать греховных поступков, искоренять порочные мысли или страсти и таким образом достичь духовной свободы. Путь завершается «богословием», в этом контексте означающим видение Бога, единение в любви с Пресвятой Троицей. Но между двумя этими уровнями находится промежуточная стадия — «природное созерцание», или «созерцание природы».

 

«Созерцание природы» имеет два аспекта: отрицательный и положительный. Отрицательная сторона — это познание того, что вещи в падшем мире обманчивы и преходящи, и поэтому необходимо выйти за их пределы и обратиться к Создателю. Однако с положительной стороны это означает видеть Бога во всех вещах и все вещи в Боге. Еще раз процитируем Андрея Синявского: «Природа прекрасна, потому что на нее смотрит Бог. Молча, издалека Он смотрит на леса, и этого достаточно»12. То есть природное созерцание — это видение мира природы как тайны божественного присутствия. До того как мы сможем созерцать Бога таким, каков Он есть, мы учимся открывать Его в Его творениях. В теперешней жизни созерцать Бога таким, каков Он есть, может очень мало людей, но открывать Его в Его творениях может каждый из нас без исключения. Бог гораздо более досягаем, гораздо ближе к нам, чем мы обычно представляем. Каждый из нас может взойти к Богу

 

11   Sacraents and Orthodoxy (New York: Herder & Herder, 1965), 73-74.

12   Unguarded Thoughts, 76.

через Его творение. По словам Александра Шмемана, «христианином является тот, кто, куда бы он ни смотрел, везде найдет Христа и возрадуется с Ним»13. Разве каждый из нас не может быть христианином в этом смысле?

 

Одним из мест, где особенно легко практиковать «созерцание природы», является святая гора Афон, что может подтвердить любой паломник. Русский пустынник Никон Карульский (1875-1963) говорил: «Здесь каждый камень дышит молитвами». Рассказывают, что другой афонский отшельник, грек, чья келья находилась на вершине скалы, обращенной на запад, к морю, каждый вечер сидел на выступе скалы, наблюдая за закатом солнца. Затем он шел в свою часовню для совершения ночного бдения. Однажды у него поселился ученик, молодой, практически настроенный монах с энергичным характером. Старец велел ему каждый вечер сидеть рядом с ним, пока он наблюдает за закатом. Через какое-то время ученик стал проявлять нетерпение. «Это прекрасный вид, — сказал он, — но мы любовались им вчера и за день до этого. В чем смысл ежевечернего наблюдения? Что вы делаете, пока сидите здесь, наблюдая за тем, как садится солнце?» И старец ответил: «Я собираю топливо».

 

Что он имел в виду? Несомненно, вот это: внешняя красота видимого создания помогала ему готовиться к ночной молитве, во время которой он стремился к внутренней красоте Царства Небесного. Обнаруживая присутствие Бога в природе, он мог потом без труда найти Бога в глубинах собственного сердца. Наблюдая за закатом, он «собирал топливо», материал, который будет придавать ему силы в предстоящем вскоре тайном богопознании. Такой была картина его духовного пути: через создание к Создателю, от «физики» к «богословию», от «созерцания природы» к созерцанию Бога.

 

Есть такая греческая поговорка: «Если хочешь узнать правду, спроси глупца или ребенка». Действительно, часто юродивые и дети чувствительны к красоте природы. Раз речь зашла о детях, западный читатель должен вспомнить примеры Томаса Траэрна и Уильяма Вордсворта, Эдвина Мюира и Кэтлин Райн. Замечательным представителем христианского Востока является священник Павел Флоренский (1882-1937), который погиб как мученик за веру в одном из сталинских концлагерей.

Sacraments and Orthodoxy, 142.

 

«Признаваясь, как сильно он любил природу в детстве, отец Павел далее поясняет, что для него все царство природы делится на две категории феноменов: «пленительно благодатных» и «крайне особенных». Обе категории привлекали и восхищали его, одни -своей утонченной красотой и духовностью, другие — загадочной необычностью. «Благодать, поразившая великолепием, была светла и чрезвычайно близка. Я любил ее со всей полнотой нежности, восхищался ею до судорог, до острого сострадания, спрашивая, почему я не могу полностью слиться с нею и, наконец, почему я не могу навсегда вобрать ее в себя или поглотиться в ней». Это острое, пронзительное стремление детского сознания, всего существа ребенка полностью слиться с прекрасным предметом должно было с тех пор сохраниться у Флоренского, приобретая завершенность, выражающуюся в традиционно православном стремлении души слиться с Богом»14.

 

Красота святых

 

«Созерцать природу» означает не только находить Бога в каждой сотворенной вещи, но также, что гораздо глубже, обнаруживать Его в каждом человеке. Благодаря тому что люди созданы по образу и подобию Бога, все они причастны божественной красоте. И хотя это относится к каждому человеку без исключения, несмотря на его внешнюю деградацию и греховность, изначально и в высшей степени это истинно по отношению к святым. Аскетизм, согласно Флоренскому, создает не столько «доброго», сколько «красивого» человека»15.

Это подводит нас ко второму из трех уровней сотворенной красоты: красоте сонма святых. Они красивы не чувственной или физической красотой, не красотой, которая оценивается светскими «эстетическими» критериями, а абстрактной, духовной красотой. Эта духовная красота прежде всего проявляется у Марии, Матери Божьей. По словам преподобного Ефрема Сирина (ок. 306-373), она является наивысшим выражением сотворенной красоты:

 

14   Victor Bychkov, The Aesthetic Face of Being: Art in the Theology of Pavel Florensky (Crestwood, NY: St
Vladimir’s Seminary Press, 1993), 18.

15   Bychkov, The Aesthetic Fase, 32.

 

«Ты един, о Иисус, с Твоей Матерью прекрасны во всех отношениях. Нет в Тебе ни одного недостатка, Господь мой, нет ни единого пятна на Матери Твоей»16.

После Пресвятой Девы Марии олицетворением красоты являются святые ангелы. В своих строгих иерархиях они, по словам святого Дионисия Ареопагита, представляются «символом Божественной Красоты»17. Вот что сказано об Архангеле Михаиле: «Твой лик сияет, о Михаил, первый среди ангелов, а красота твоя полна чудес»18.

 

Красота святых подчеркивается словами из книги пророка Исайи: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир» (Ис 52:7; Рим 10:15). Она ярко акцентируется также в описании святого преподобного Серафима Саровского, данном паломницей Н. Аксаковой:

«Все мы, бедные и богатые, ждали его, столпившись у входа в храм. Когда он появился в дверях церкви, взоры всех присутствующих устремились на него. Он медленно спустился по ступенькам, и, невзирая на легкую хромоту и горб, он казался и действительно был чрезвычайно красив»19.

Несомненно, нет ничего случайного в том, что знаменитое собрание духовных текстов XVIII века под редакцией святого Мака-рия Коринфского и святого Никодима Святогорца, где канонически описывается путь к святости, названо «Phibkalia» — «Любовь к красоте».

 

Литургическая красота

 

Именно красота божественной литургии, проходившей в великом храме Святой Премудрости в Константинополе, обратила русских в христианскую веру. «Мы не знали, где находимся — на небесах или на земле, — отчитывались посланники князя Владимира по возвращении в Киев, — «…поэтому мы не в силах забыть эту

16   Carmina Nisibena, ed. G. Bickell (Leipzig, 1866), 122.

 

17   On the Celestial Hierarchy 3:2, PG 3: 165B; ed. G. Neil and A.M. Ritter, 18; tr. Luibheid and Rorem, 154.

18   8 November, Great Vespers, sticheron 2 on Lord, I have cried, tr. Isaac E. Lambertsen, The Minaion of
the Orthodox Church, vol. 3, November (Liberty, T.N.: St John of Kronstadt Press, 1998), 59.

19   Цит. no: Archimandrite Lazarus Moore, St Seraphim of Sarov: A Spiritual Biography (Blanco, TX: New
Sarov Press, 1994), 144.

 

красоту»20. Эта литургическая красота выражается в нашем богослужении посредством четырех основных форм:

«Годовая последовательность постов и праздников — это время, представляемое красивым.

Архитектура церковных зданий — это пространство, представляемое красивым.

Святые иконы — это образы, представляемые красивыми. По словам отца Сергия Булгакова, «человек призван быть творцом не для того только, чтобы созерцать красоту мира, но и для того, чтобы выражать ее»; иконография — это «участие человека в преображении мира»21.

 

Церковное пение с различными напевами, построенными на восьми нотах, — это звук, представляемый красивым: по словам святого Амвросия Медиоланского (ок. 339-397), «в псалме наставление соперничает с красотой… мы заставляем землю откликаться на музыку небес»22.

 

Все эти формы сотворенной красоты — красоты природы, святых, божественной литургии — обладают двумя общими качествами: сотворенная красота является диафаничной и тео-фаничной. В обоих случая красота делает вещи и людей ясными. Прежде всего, красота делает вещи и людей диафаничными в том смысле, что она мотивирует особую правду каждой вещи, ее неотъемлемую суть, чтобы светиться сквозь нее. Как говорит Булгаков, «вещи преображаются и светятся красотой; они раскрывают свою абстрактную суть»23. Однако здесь было бы точнее опустить слово «абстрактный», поскольку красота не является неопределенной и обобщенной; наоборот, она «крайне особенная», что очень ценил молодой Флоренский. Во-вторых, красота делает вещи и людей теофаничными, так что через них светится Бог. По словам того же Булгакова, «красота — это объективный закон мира, открывающий нам Божественную Славу»24. Таким образом, красивые люди и красивые вещи указывают на то, что лежит за их пределами, — на Бога. Через видимое они свидетельствуют о присутствии невидимого.

 

20   The Russian Primary Chronicle, tr. S.H. Cross and O.P. Sherbowitz-Wetzor (Cambridge,
MA: Mediaeval Academy of America, 1953) ,111.

21   «Religion and Art», 191.

22   Commentary on the Psalms 1:10-11 (PL 14:925-6).

23   «Religion and Art», 177.

24   «Religion and Art», 176.

 

Красота — это трансцендентное,ставшее имманентным; по словам Дитриха Бонхеффера, она «и запредельна, и пребывает среди нас»25. Примечательно, что Булгаков называет красоту «объективным законом». Способность постигать красоту, как божественную, так и сотворенную, подразумевает нечто гораздо большее, чем наши субъективные «эстетические» предпочтения. На уровне духа красота сосуществует с истиной.

 

С теофанической точки зрения, красоту как проявление присутствия и силы Бога можно назвать «символической» в полном и буквальном смысле этого слова. Symbolon, от глагола symballo — «свожу вместе» или «соединяю», — это то, что приводит в правильное соотношение и объединяет два различных уровня реальности.

 

Таким образом, святые дары в евхаристии греческие отцы церкви называют «символами», но не в слабом смысле, как если бы они были просто знаками или визуальным напоминанием, а в сильном смысле: они непосредственно и действенно представляют истинное присутствие тела и крови Христа. С другой стороны, святые иконы также являются символами: они передают молящимся ощущение присутствия изображенных на них святых. Это относится и к любому проявлению красоты в сотворенных вещах: такая красота является символической в том смысле, что она олицетворяет божественное. Таким путем красота приводит Бога к нам, а нас — к Богу; это двусторонняя входная дверь. Поэтому красота наделяется священной силой, выступая проводником Божьей благодати, действенным средством очищения от грехов и исцеления. Вот почему можно просто провозгласить, что красота спасет мир.

 

Кенотическая (умаляющаяся) и жертвенная красота

 

Однако мы до сих пор не ответили на вопрос, выдвинутый в начале. Разве афоризм Достоевского не сентиментален и не далек от жизни? Какое решение может быть предложено посредством призывания красоты перед лицом угнетения, страданий невинных людей, мучений и отчаяния современного мира?

Вернемся к словам Христа: «Я есмь пастырь добрый» (Ин 10:11). Сразу же после этого Он продолжает: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

Letters and Papers from Prison: The Enlarged Edition, ed. Eberhard Bethge (London: SCM Press), 282.

 

Миссия Спасителя как пастыря облечена не только красотой, но мученическим крестом. Божественная красота, олицетворенная в Богочеловеке, — спасительная красота именно потому, что это жертвенная и умаляющаяся красота, красота, которая достигается через самооггустошение и уничижение, через добровольные страдания и смерть. Такая красота, красота страдающего Раба, сокрыта от мира, поэтому о нем говорится: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис 53:2). Тем не менее для верующих божественная красота, хотя она и сокрыта от взора, все динамически присутствует в распятом Христе.

 

Мы можем без всякой сентиментальности и бегства от жизни сказать, что «красота спасет мир», исходя из крайней важности того, что преображение Христа, Его распятие и Его воскресение по существу связаны друг с другом, как аспекты одной трагедии, нераздельной тайны. Преображение как проявление несотворенной красоты тесно связано с крестом (см. Лк 9:31)26. Крест, в свою очередь, никогда не должен отделяться от воскресения. Крест выявляет красоту боли и смерти, воскресение — красоту за пределами смерти. Итак, в служении Христа красота объемлет и тьму, и свет, и уничижение, и славу. Красота, воплощенная Христом Спасителем и переданная Им членам тела Его, — это, прежде всего, сложная и ранимая красота, и именно по этой причине это красота, которая действительно может спасти мир. Божественная красота, так же как и красота сотворенная, которой Бог наделил свой мир, не предлагает нам путь в обход страданий. На самом деле она предлагает путь, проходящий через страдания и, таким образом, за пределами страданий.

 

Несмотря на последствия грехопадения и невзирая на нашу глубокую греховность, мир остается созданием Божьим. Он не перестал быть «совершенно красивым». Несмотря на отчуждение и страдания людей, среди нас все еще присутствует божественная красота, по-прежнему действенная, постоянно исцеляющая и преображающая. Даже сейчас красота спасает мир, и она всегда будет продолжать делать это. Но это красота Бога, который полностью объемлет боль сотворенного Им мира, красота Бога, который умер на кресте и на третий день победоносно воскрес из мертвых.

 

Перевод с английского Татьяны Чикиной

 

26 См.: Kallistos Ware, uLa transfiguration du Christ et la souffrance du monde», Service Orthodoxe dePresse 322, (November 2007), 33-37

 

esxatos.com

Красота спасает жизнь | Warspot.ru

13 декабря информационное агентство российского Первого канала опубликовало сообщение о небывало резком увеличении количества россиянок, стремящихся попасть на военную службу. Только по данным из Южного военного округа за неполный 2014 год контракты с Вооруженными силами России подписали более 500 представительниц прекрасного пола. Для сравнения, в 2013 году таких желающих было 70, а в 2012 году – только 3. Пока остается только догадываться о причинах небывалого бума среди представительниц прекрасной половины человечества в стремлении надеть форму и получить профессию в потенциально опасной военной сфере. Возможно, это стало следствием негативных экономических тенденций, вынуждающих искать новую работу. Кроме того, из списка причин нельзя исключать такие тренды как маскулинизация женщин и рост феминистских настроений.

Военный парад ВС РФ 9 мая 2012 года
blognews.am

На какие военные специальности претендуют женщины сегодня? Привычно видеть их среди медицинского персонала, военнослужащих подразделений связи или тылового обеспечения. Однако новое время приносит и новую практику. В современных армиях женщины уже служат едва ли не наравне с мужчинами почти на всех армейских должностях от рядового до министра обороны. В армиях стран Америки, Европы и Азии девушки служат пулеметчиками, танкистами, летчиками, а в Швеции, Германии, Норвегии и Нидерландах должности министра обороны сегодня занимают женщины, успешно совмещая заботы о семейном очаге с мужской карьерой. К примеру, министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен является матерью семерых детей.

Министры обороны Швеции, Нидерландов, Норвегии и Германии
politforums.net

В современных армиях как в силу новых социальных тенденций, так и благодаря новым технологиям, женщины все чаще занимают ранее непривычные для них воинские специальности: пулеметчик, пилот военного самолета, танкист. Спецслужбы с особой охотой используют женщин в качестве тайных агентов, обучая их специфическим навыкам. Но особенное место в этом ряду занимает не совсем военная, но безусловно воинственная специальность – телохранитель.

На соревнованиях бодигардов
expert.ru

При обзаведении телохранителем женского пола, безусловно, важны и соображения эстетического характера – гораздо приятнее видеть возле себя привлекательную молодую особу, чем угрюмого неразговорчивого громилу. Кроме того, женственная спутница важной персоны может не восприниматься нападающим как значимое препятствие, что сделает оборону весьма неожиданной для нападающего. Кроме того, считается, что женщины обладают более развитой интуицией, а потому способны раньше мужчин почувствовать опасность и распознать злоумышленника. Не исключено, что этим убеждением руководствовались древние правители и жрецы Азии и Африки, содержавшие в своих дворцах и храмах отряды специально обученных молодых женщин. В некоторых случаях предпочтения отдавалось девственницам или даже особам с нетрадиционной лесбийской ориентацией, так как почему-то считалось, что такие женщины более воинственны и нетерпимы к представителям противоположного пола.

Китайские девушки-бодигарды: отработка приема против нападающего с холодным оружия
tinmoi.vn

Каким же образом женщины становятся телохранительницами и где их готовят? В современном мире любое полезное умение быстро становится профессией и обрастает комплексом правил, законов и традиций — точно так же дело обстоит и с профессией телохранителя. Почти во всех странах мира существуют целые школы и специальные курсы, где тайнам профессии обучают современных секьюрити. Курсанты осваивают и развивают навыки стрельбы, владения холодным оружием, приемы рукопашного боя, изучают правила поведения при различных чрезвычайных ситуациях и основы психологии, развивают зрительную и слуховую память, тренируют наблюдательность. Хорошего бодигарда отличает развитая интуиция, умение мгновенно просчитывать варианты и предвидеть события.

Отработка навыка стрельбы одновременно с защитой охраняемого
icpress.cn

Получить требуемую подготовку телохранитель может и в армии, пройдя обучение по программе бойца специального назначения. Для компаний, нанимающих людей на охранную работу, армейская специальность и опыт претендента являются хорошей рекомендацией. И все же существуют отличия военной подготовки от профессиональных приемов секьюрити. В отличие от военнослужащего, телохранитель не сможет вызвать поддержку артиллерии, не имеет права бросить гранату навстречу нападающему, открыть огонь из пулемета на оживленной улице или спрятаться от вражеских пуль, позабыв про своего клиента. Очевидно, что некоторые армейские навыки не просто бесполезны, но и вредны для работы бодигарда, поэтому даже кадровому военному необходимо многому научиться, если он решит стать телохранителем.

Армейская тренировка пригодится бодигарду
kaiakombat.wordpress.com

Содержать личную охрану из «прекрасных амазонок» могут позволить себе лишь весьма состоятельные люди, так как подобные услуги стоят очень дорого. Так, женщины-телохранительницы были у президента Ирака Саддама Хусейна. Известна и история с отрядом личных телохранительниц лидера Ливийской Джамахирии полковника Муаммара Каддафи, которого в дипломатических визитах неизменно сопровождал живописный эскорт из пятнадцати привлекательных девушек, обученных приемам рукопашного боя и стрельбы. Во время покушения на Каддафи в 1998 году, когда кортеж руководителя страны был обстрелян террористами, одна из телохранителниц по имени Айша спасла его ценою собственной жизни, закрыв своим телом от пуль. В результате покушения Каддафи получил лишь легкое ранение, однако при этом погибли семь человек из его охраны.

Свита личных телохранителей руководидителя Ливийской Джамахирии Муаммара Каддафи
bisilahani.blogspot.com

warspot.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *