Краснокожие индейцы. Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все
Краснокожие индейцы
Беседует индеец с коренным жителем Hью-Йоpка.
Житель Hью-Йоpка:
– Hy, как вам наш город?
Индеец:
– Просто пpекpасно! А как вам наша страна?
С подачи первых американских колонистов индейцев принято называть краснокожими. Однако индейцы никогда таковыми не являлись по той простой причине, что кожного пигмента, окрашивающего тело в красный цвет, вообще не существует в природе. Некоторые группы индейцев имеют бронзовый цвет кожи, некоторые – коричнево-желтый.
Почему же все-таки индейцев стали называть краснокожими? Этим оттенком индейцы обязаны племени апачей. Именно боди-арт апачей, любивших раскрашиваться как можно ярче, первые белые приняли за их цвет кожи. Тем более что предпочтение индейцы отдавали охре. Эта краска, смешанная с жиром, одновременно заменяла им и одежду, которую апачи носили совсем не часто.
К заблуждениям можно отнести и представление об индейцах как об очень неразговорчивых людях, молчание которых прерывается лишь изредка короткими фразами. Этот миф об индейцах родился потому, что при общении с белыми они и по сей день действительно не слишком разговорчивы и предпочитают держать язык за зубами. Но при контактах с соплеменниками индейцы не только разговорчивы, но и подчас болтливы. Умение красиво говорить очень ценится среди них и считается большим искусством.
Во многих романах об индейцах отмечается, что стрелками они были неважными. Как отмечал Фенимор Купер, «не было у них таланта к этому оружию». На самом же деле талант тут ни при чем. Стрельба из ружей во времена освоения Дикого Запада была делом довольно-таки хлопотным.
Хорошим стрелком был тот, кто:
1) не подмочил порох;
2) не забыл проверить кремень;
3) насыпал порох в меру, а не по принципу «чем больше, тем лучше»;
4) не забыл вставить пыжи, при этом зная куда и в каком порядке их вставлять;
5) не сломал шомпол;
6) не забыл прочистить ствол, запальное отверстие и замок.
Для того чтобы помнить обо всем этом, нужна была тренировка. Но индейцы не могли себе позволить много упражняться по той простой причине, что порох и пули стоили очень дорого. Именно отсутствие тренировки, а не отсутствие таланта было главной причиной того, что из ружей они стреляли намного хуже, чем из луков.
Авторы фильмов на индейскую тему вводят в заблуждение зрителей и когда показывают, как коренные жители Америки ведут боевые действия, не снимая плюмажей из перьев. Характерно это было только для племен прерий, в частности апачей. Огромные плюмажи из орлиных перьев, которые носили вожди, заменяли апачам знамена и позволяли рядовым воинам видеть своих командиров. Но, к примеру, ирокезы использовали эти головные уборы только, как теперь говорят, в представительских целях. На тропе войны, которая у них шла лесом, эти плюмажи только бы мешали, цепляясь за ветки и демаскируя.
Малопривлекательный ритуал скальпирования поверженного врага также издавна считают занятием, присущим коренным жителям Америки. Об индейском происхождении этого обычая писали многие, и в частности знаменитый Фенимор Купер. В одной из своих книг он утверждает (цитируем): «Белый человек цивилизован, а краснокожий приспособлен к тому, чтобы жить в пустыне. Так, например, белый считает преступлением снимать скальп с мертвеца, а для индейца – это подвиг».
Позволим себе не согласиться с автором «Зверобоя» и «Последнего из могикан». Он заблуждался сам и вводил в заблуждение множество своих поклонников. До появления европейцев в Северной и в Южной Америке скальпирование осуществлялось лишь в исключительных случаях и только из религиозных соображений. К тому же этот ритуал практиковался далеко не всеми племенами.
В то же время белому человеку обычай снимать кожу с головы врага в качестве трофея был присущ с незапамятных времен. О том, что скифы срезали кожу с голов убиенных, сообщал еще Геродот. К подобной процедуре частенько прибегали и древние персы, и народы Западной Сибири.
Что же касается краснокожих, то их к этому занятию приобщили именно бледнолицые. Начали процесс голландские колонисты в XVI веке, а в XVIII его продолжили англичане, подстрекавшие своих союзников из числа индейцев к нападению на французских колонистов, а также к ведению межплеменных войн. Кстати, у американских аборигенов в вопросе того, что сделать боевым трофеем, был широчайший выбор. Например, испанец, убивший врага, брал себе на память его левое ухо, француз – кисть правой руки, а англичанин и голландец – скальп. Индейцы предпочли скальпирование. Не в последнюю очередь потому, что скальп и места занимал мало и, при соблюдении определенных правил, довольно долго не портился…
Первое время скальпирование было известно индейцам только на востоке Северной Америки и в Гран-Чако в Южной Америке, и уже оттуда это явление распространилось на Центральную и Северо-Западную Америку.
За каждый скальп белые союзники платили индейцам твердо установленную цену. Чаще всего рассчитывались «огненной водой», что, кроме всего прочего, способствовало и развитию среди индейцев хронического алкоголизма. Давно известно, что в организме ряда народов, к которым относятся и североамериканские индейцы, отсутствуют ферменты, расщепляющие алкоголь, что и приводит к их слабости перед «зеленым змием». Спаивание индейцев – это геноцид, проводимый белыми покорителями Америки.
Вопреки искусственно сформированному мнению, самыми жестокими и алчными собирателями скальпов были не «дикие» индейцы, а вполне цивилизованные белые поселенцы. Особенно в этом отношении прославились мародерские банды майора Квантрилла времен войны Севера и Юга, которые убивали не только мужчин, но и женщин и детей. В литературе упоминается один из главарей бандитов, Кровавый Билл, хваставшийся тем, что за один день смог заполучить шестьдесят скальпов, причем принадлежавших не индейцам, а белым.
Отметим и то, что даже в 2000 году нашей эры в канадской провинции Новая Шотландия еще можно было получить награду за скальп индейца. Согласно одному из указов властей от 1756 года, белым поселенцам полагалась награда за каждого убиенного краснокожего. О том, сколько денег было выплачено за 244 года, статистика умалчивает.
Распространено мнение, что у индейцев никогда не кружится голова. Якобы поэтому они монтировали стальные скелеты небоскребов в начале ХХ века. И действительно, многие американские небоскребы сооружены индейскими рабочими, прежде всего ирокезами, точнее говоря, мохавками из резервата Канаваке. Да и сегодня среди строителей высотных зданий довольно много молодых индейцев. Но дело вовсе не в особом строении их голов. Как показал опрос индейцев-высотников, они точно так же, как и другие люди, испытывают страх падения, и у них точно так же может закружиться голова. Тренировка и личное мужество – вот главные факторы успешной работы индейцев на высоте. У индейцев сохранились многовековые традиции преодоления страха, и в данном случае работают именно они.
И еще об одном мифе. Согласно общепринятой версии, первые люди пришли на Американский континент из Азии через Берингов пролив 12 тысяч лет назад. Однако не так давно были обнаружены гораздо более древние следы материальной культуры на этом континенте.
Неподалеку от городка Клоувис в штате Нью-Мексико ученые обнаружили четырех мамонтов, убитых, как показал анализ, уже 13 тысяч лет назад. А чуть позже профессор Хиббен открыл в горах, в районе Сандии, пещерную стоянку первобытного человека. Помимо грубых каменных орудий в пещере было несколько десятков костей вымерших животных, возраст которых колебался в пределах от 20 до 25 тысяч лет.
Но на этом открытия ученых не закончились. Подобные находки были сделаны не только в штате Нью-Мексико, но и за Полярным кругом Аляски, в Канаде, Южной Аризоне, Вайоминге. А в калифорнийской пустыне Юта, неподалеку от границы с Мексикой, археолог Чайлдерс обнаружил древнейшее из известных в Западном полушарии захоронений: возраст скелета в нем, по заключению экспертов, превышал 21 тысячу лет.
Эти открытия привели к тому, что была пересмотрена сама теория заселения Северной Америки. Большинство современных ученых считают, что она заселялась последовательно несколькими волнами примерно 30–35 тысяч лет назад через Берингов пролив (в то время на месте Берингова пролива существовал естественный перешеек) и Аляску.
Есть и более экстравагантные гипотезы. Например, бывший директор отдела антропологии Смитсоновского института (Вашингтон) археолог Деннис Стенфорд считает, что первыми ступили на землю Америки, переплыв океан, европейцы эпохи неолита, пришедшие с территории современных Испании и юга Франции за 18 тысяч лет до Христофора Колумба. По мнению ученого, Американский континент заселялся волнообразно племенами самого разного происхождения. Некоторые пришли по суше, другие же – морским путем через Атлантический или Тихий океаны.
Надо сказать, что теория Стенфорда не такая уж и голословная. Одно из ее доказательств – находка древнего человека из Кенновика, одного из старейших американских скелетов, которому более 9 тысяч лет. Его обнаружили в 1996 году на берегу реки Колумбия в штате Вашингтон. При исследованиях черепа этого древнего жителя Америки было замечено, что он вовсе не обладает теми характерными морфологическими чертами, которые свойственны современным индейцам. По мнению ученых, этот человек не являлся потомком монголоидных племен (которые, как принято считать, и были предками индейцев), а скорее был выходцем с юго-востока Азии, полинезийцем или японским аборигеном с острова Хоккайдо.
Подлили масло в огонь и генетики. Если ранее они утверждали, что в Америке существует четыре типа людей, происходящих от одного «корня» из Центральной Азии, то недавно были открыты две новые генетические метки, которые не содержат черт, присущих «азиатским» генам. Деннис Стенфорд комментирует открытия генетиков: «Одна из них (генетических меток. – С. М.), названная «U», появляется только в скелетах доисторического времени. Другая, окрещенная «X», присутствует у некоторых индейцев Новой Мексики, но также и в Европе, в останках доисторических людей солютрейской культуры. Они были обнаружены на Иберийском полуострове и на юге Франции. Техника обработки камня, свойственная этой культуре, странным образом похожа на ту, что отмечена учеными на наконечниках стрел, найденных на самых древних американских стоянках, таких как Кактус-Хилл. Моя гипотеза следующая: эти инструменты, не имеющие ничего общего с культурой Clovis, были произведены людьми того же генетического типа «X», относящегося к солютрейской культуре».
Он же объясняет, как 20 тысяч лет назад европейцы могли попасть в Америку: «В то время большая часть Северного полушария была покрыта льдами. И уровень моря был гораздо более низким, чем сегодня: расстояние между берегами Ирландии (где были найдены останки солютрейских людей) и берегами Американского континента составляло тогда всего лишь две с половиной тысячи километров! Участки земли и пакового льда, в которых жили многочисленные морские животные, располагались тогда на севере современного Атлантического океана. Охотникам было относительно легко плавать с места на место вдоль этой линии, становясь лагерем прямо на льду. Многим моим коллегам не нравится эта идея, потому что до сих пор в Америке не обнаружены следы каких-нибудь доисторических лодок. Но, возможно, речь идет о пирогах, и шкуры, которыми они были обтянуты, давным-давно сгнили. Известно также, что те, кто заселил Австралию 50 тысяч лет тому назад, пришли туда морским путем. Но никаких материальных следов, доказывающих это, не обнаружено».
Следующая глава >
document.wikireading.ru
Прозвище «краснокожие» индейцы получили из-за цвета кожи и другие «детские» заблуждения о североамериканских индейцах.
Что первое приходит на ум, когда заходит разговор об индейцах? Обычно — это молчаливый краснокожий дикарь со связкой скальпов на поясе. В действительности коренные жители Америки были совсем не такими, какими их показывают в голливудских фильмах.
1. Прозвище «краснокожие» индейцы получили из-за цвета кожи
Прозвище «краснокожие» индейцы получили из-за цвета кожи.С подачи первых американских колонистов индейцев стали называть «краснокожими». Но это вовсе не означает, что цвет кожи аборигенов был красным, хотя бы потому, что подобного пигмента в природе просто не существует. Дело в том, что индейцы любили окрашивать лицо и грудь в красный цвет. Для этого они применяли специальную краску из охры и жира. Особенно любили подобный боди-арт воинственные племена апачи. Раскраска тел служила некой магической защитой для воина и показывала его статус. На самом деле цвет кожи индейцев в зависимости от регионов варьировался от желто-коричневого до бронзового.
2. Снимание скальпов было индейским обычаем
Скальпирование как бизнес.Со скальпированием среди североамериканских индейцев связано немало заблуждений. Самым распространенным является то, что индейцы коллекционировали скальпы своих врагов. Конечно, эти случаи имели место, но в целом это не было всеобщей традицией. Часто индейцы снимали скальпы только в ответ на подобное оскорбление со стороны врага. Более того, колонисты платили индейцам за снятые скальпы «огненной водой». Еще существует ошибочное мнение, что все скальпированные люди обязательно погибали. Известно немало случаев, когда после этого жестокого обряда люди не только выживали, но и продолжали вести нормальную жизнь.
3. Последний из могикан
Последний из магикан. В историческом романе Джеймса Купера рассказывается драматическая история жизни и смерти индейца Ункаса — последнего из племени могикан. Действия романа происходят в середине 18 века. Ункас — реально существовавший человек, только жил он на 150 лет раньше, чем описываются события в книге. На самом же деле племя могикане не вымерло до сих пор и в 2003 году насчитывало 1611 жителей. В книге Купера делавары выступают в роли положительных персонажей, а ирокезы — антагонистов. Причина этого до смешного банальная. Первые были союзниками США, а вторые — Великобритании.
4. Томагавки — это метательные топорики
Томагавки — это метательные топорики.Томагавк — верное оружие индейца. В фильмах и книгах показываются удивительные способности аборигенов метать эти топоры во врагов с приличного расстояния. В действительности, об этом «факт» не упоминается ни в одном достоверном источнике, что свидетельствует об отсутствии такой практики у индейцев. Более того, к рукояткам топоров обычно привязывалась петля, которая одевалась на руку. Да и если подумать рационально — какой смысл кидать свое основное оружие во врага и остаться после этого беззащитным. Скорее всего, это не более чем выдуманный киноштамп, от которого любая сцена сражения будет выглядеть намного эффектнее.
5. Индейцы — хорошие, а белые — плохие
Индейцы — хорошие, а белые — плохие. Образ коренного североамериканского народа сильно романтизировала художественная литература и кинематограф. Практически всегда индеец представляется благородным дикарем, защищавшим свои земли. На самом деле «краснокожие» были жестокие. Существовали как мирные племена, так и воинствующие. Последние не щадили никого. Они убивали мужчин и брали в плен детей и женщин, вырезали весь скот и сжигали дома. Войны среди индейцев были обычным явлением. На Диком Западе действовал только один закон — кот сильнее, тот и прав.
homsk.com
Почему краснокожие индейцы снимают скальп?. Все обо всем. Том 5
Почему краснокожие индейцы снимают скальп?
Многие из нас думают, что только краснокожие индейцы снимали скальпы, а у «бледнолицых» не было такой практики. Но существует несколько интересных фактов, связанных со скальпированием. Снятие скальпа означает полное или частичное снятие кожи головы с волосами. Жертва может остаться живой или умирает. Снятие скальпов началось в древние времена. Это делали варварские племена Азии и Европы раньше, чем этим стали заниматься краснокожие американские индейцы. Среди индейцев снятием скальпов занимались не все племена.
Например, индейцы канадского северо-запада и всего Тихоокеанского побережья никогда не снимали скальпы. Некоторые краснокожие индейцы собирали скальпы, потому что это было символом их мужества и боевых умений.
В некоторых племенах индейцев скальпы использовались в религиозных церемониях. Когда американские колонизаторы боролись с краснокожими индейцами, они давали денежное вознаграждение за скальпы индейцев. В 1724 году Массачусетс предлагал 500 долларов за скальп краснокожего индейца.
В 1755 тот же штат предлагал 200 долларов за мужской скальп краснокожего старше 12-ти лет, а за скальп краснокожей женщины или ребенка 100 долларов. В связи с таким вознаграждением за скальпы, те племена, которые никогда не занимались этим, начали снимать скальпы.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Что любили есть краснокожие индейцы?. Все обо всем. Том 5
Что любили есть краснокожие индейцы?
Мы говорим о краснокожих индейцах, объединяя их всех вместе, как будто у них у всех одни и те же традиции и образ жизни. Но существовало много племен, проживавших в разных частях Северной Америки и имевших не одинаковый образ жизни. Некоторые были охотниками, другие занимались собиранием плодов и ягод, рыболовством или сельским хозяйством. Поэтому естественно, что пища, которую они ели, различалась. Давайте рассмотрим некоторые примеры.
В той местности, что мы называем районом Бизонов (от Саскатчван до Техаса и от центрального течения реки Миссури до Скалистых Гор), индейцы охотились на бизонов. Мясо и жир бизонов, а также ягоды измельчались, этот продукт составлял основную пищу индейцев в этом районе. Она могла долго храниться. Там, где водились канадские олени, индейцы охотились на них. Это составляло их любимую пищу, также как лоси, медведи, бобры и дикобразы. Эти индейцы ловили в озерах форель, белорыбицу, а также водоплавающую дичь. Существовали такие племена — алгонкины.
В Новой Англии они были фермерами, в других местностях рыболовами и охотниками. В тех местах, где жили алгонкины, в диком виде росли ягоды, фрукты, коренья, орехи. Женщины и дети собирали дикую клубнику, чернику, яблоки, виноград, коренья. В летнее время жители охотились на уток, гусей, цапель и журавлей. Некоторые индейцы собирали и ели дикий рис. Поэтому вы видите, что пища индейцев была разнообразна. Она зависела от того, где жили индейцы и чем они главным образом занимались: рыболовством, охотой или сельским хозяйством.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Правда ли, что индейцы «краснокожие»?

С подачи американских колонистов, индейцев принято называть краснокожими. Однако индейцы никогда таковыми не являлись по той простои причине, что кожного пигмента, окрашивающего тело в красный цвет, просто не существует в природе. Некоторые группы индейцев имеют бронзовый цвет кожи, некоторые — коричнево-желтый. В том, что индейцев стали называть краснокожими, повинны первые белые, повстречавшие индейцев и принявшие их боевую раскраску за натуральный цвет кожи.

Несправедливо и представление об индейцах, как об очень неразговорчивых людях, молчание которых прерывается лишь изредка короткими фразами. Этот миф об индейцах родился потому, что при общении с белыми они, действительно, не слишком разговорчивы и предпочитают держать язык за зубами. Но при контактах с соплеменниками индейцы не только разговорчивы, но подчас и болтливы. Умение красиво говорить очень ценится среди них и считается большим искусством.

Широко распространено в литературе и фильмах об индейцах такое название племенного союза дакотов, как сиу. Однако индейцы, входящие в этот союз, были бы чрезвычайно оскорблены, если бы их так назвали. Так называть дакотов научили белых их враги из племени одживбеев, которые на вопрос, что представляют собой их соседи, отвечали: «Сиу», что на их языке означало «негодяй», «мерзавец», «еще хуже змеи». Белые приняли слово «сиу» за название племени и в конце концов оно превратилось в общеупотребительное название, закрепившееся в сознании всех любителей индейских романов.
В тех же романах и фильмах индейцы представлены как люди с довольно примитивным уровнем цивилизации. К сожалению, все, что не соответствовало европейским представлениям о культуре и цивилизации, раньше называли, а где-то и до сих пор называют, примитивным, что, конечно, не так. Но об этом чуть ниже.
Интересные факты об индейцах
1. Индейцы племени тараумара считают, что их создал бог из чистой глины, а белых людей создал дьявол из смеси глины с золой, и потому рай для белых — это ад для тараумара.
2. Валлийский принц Мадог ап Оуайн Гвинед, согласно легендам, в 1170 году плавал в Новый Свет и встречался с индейскими племенами.
3. Среди предков Джонни Деппа, Квентина Тарантино, Кевина Костнера, Кэмерон Диас, Томми Ли Джонса, Тори Амос и Чака Норриса были индейцы племени чероки.
4. Пирамиды-святилища Тукуме имеют природное происхождение.

5. Принцесса Анджелина зарабатывала на жизнь стиркой белья и плетением корзин.
6. В финале каждого представления драмы «Рабиналь-ачи» индейцы майя убивали одного из актёров на жертвеннике.
7. Католик Сиэтл в своей знаменитой речи ссылался на авторитет индейских богов.
8. Жители Таос-Пуэбло до сих пор проживают в многоэтажных глинобитных крепостях, построенных около 1000 лет тому назад.
9. Ряд действующих решений Верховного суда США предполагают, что правом на землю обладает правительство «открывшей» её страны, а не местное население.

10. Коренные жители Патагонии в торговле нередко использовали валлийский язык.
11. Охранники, захороненные вместе с жившим 1800 назад правителем Сипана, подверглись ампутации ног, чтобы не сбежали из могилы.
12. Индеец, поднявший флаг США на Иводзиме, скончался из-за алкоголизма.
13 В народе квакиутль член племени, беря в долг у другого индейца, может оставить в залог своё имя. Пока долг не будет возвращён к должнику нельзя обращаться по-имени.
14. У десантников Армии США существует традиция выкрикивать имя Джеронимо (вождя апачей) в момент прыжка с парашютом.

15. Немецкий принц Максимилиан и художник Карл Бодмер в 1832-1834 годах совершили путешествие вверх по Миссури и провели лето в племени черноногих.
16. Исследования Л. Морганом матриархата у ирокезов стали важным звеном при создании марксистской концепции эволюционизма.
17. Индейцы Чероки так же были рабовладельцами (крупнейшими среди индейцев) и на их территории нередко происходили восстания, крупнейшее из которых произошло в 1842 году.
18. Индейцы-пауни, служившие скаутами в армии США, часто надевали американские мундиры и шляпы, чтобы спровоцировать нападение на себя враждебных сиу, шайеннов, арапахо или каких-то других индейцев.
19. Так как те предпочитали избегать сражений со скаутами-пауни, которые были вооружены револьверами и многозарядными ружьями, но не боялись атаковать такое же количество американских кавалеристов.

20. У команчей существовала традиция, по которой они, после каждого набега, наряжались в трофейную одежду. Нередко ей оказывались женские корсеты, котелки, фраки, цилиндры и т.п., что сильно контрастировало с боевым раскрасом и вооружением воинов команчей.
21. У некоторых групп «краснокожих» цвет кожи может иметь голубоватый оттенок.
22. 99% индейцев имеют первую группу крови (80% у индейцев Северной Америки) и положительный резус-фактор.
23. У некоторых индейских народов (салиши, чинуки, кутанаи на западе и чокто и билокси на востоке) существовала практика — уплощение головы. Такая же практика существовала в Древнем Египте.
intofact.ru
Индейцы — 9 племён
Ирокезы — это индейские племена Северной Америки и Канады, которые проживали в средние века и Новое время. Данные племена были враждебными ко всем остальным и больше вели независимый образ жизни. Проживающие рядом схожие соседи, такие как: кайюга, мохоки, онайда, онондага и сенека, cвоим сплочённым объединением образовали Лигу (Конфедерацию) Ирокезов в 1570 году.Жилища представляли из себя большие, вытянутые в ширину дома, похожие на переплетённые длинными ветками здания. Они изготавливались из коры вяза, стволов деревьев и верёвок. Поселения надёжно ограждались защитными преградами в виде палисадов и частоколов в длину 4,5 метра.
Главными занятиями ирокезов являлось рыболовство, охота и земледелие. На плодородных полях высаживали кукурузу, маис, бобы и тыкву. Индейские жители были искусными мастерами по дереву. Талантливые умельцы конструировали различные деревянные атрибуты и плели корзины.
Одежда ирокезов изготавливалась из оленьих шкур и дублёных кож. Толстый материал прекрасно согревал в холодную погоду меняющегося климата. На ногах носили собственно изготовленную обувь под названием мокасины. После контактов с европейцами одежда незначительно стала меняться на западноевропейскую. Её завозили купцы и торговцы, которые успешно производили обмен с индейскими племенами. В скором времени в состав одежды входил сукно и ситец, а позднее шёлк и бархат. Последние два материала использовали в качестве украшений и одевались чаще всего в праздники.
Арсенал вооружения ирокезов состоял из луков, дротиков, cтрел, ножей, томагавков и металлических топоров. Рукоятки украшались резьбой и другими расписными узорами. В ранний исторический период племена одевали деревянные доспехи и щиты. Необходимость таких доспехов отпала, когда появилось огнестрельное оружие. Ирокезы первыми из всех американских племён поняли преимущество мушкетных ружей и пушек. Поэтому они успешно восприняли в свой состав вооружения данное пополнение этих грозных орудий.
Племена ирокезов были хорошими танцорами. На торжественных церемониях, для плясок, собиралось огромное количество людей. Для музыкального ритма использовали различные инструменты. Ими служили погремушки, палки, флажолеты, трубки, свистки и барабаны. Все они изготавливались из панцирей, копыт и перьев животных, а также из различных фруктов растений.
Невероятным отличием ирокезов служила их причёска. Собранный пучок волос в центре головы взъерошивали и украшали различными яркими перьями. Характерный имидж в более поздний период мог измениться и длинными волосами.
Первыми европейцами, вошедшие в контакт с ирокезами являлись англичане и французы в XVI веке, которые проводили исследования земель. Но самые хорошие торговые отношения у племён сложились с голландцами в XVII веке. Бобровые шкуры пользовались огромным спросом в Европе, тем самым наставляя ирокезов на войну с другими территориями для пополнения запасов данной добычи. Голландцы снабдили ирокезов хорошим огнестрельным вооружением, благодаря которому они приобрели мощную силу в составе содружества.
Ирокезы очень хорошо ориентировались в лесных местностях, могли хорошо маскироваться и бесшумно передвигаться. В любой стычке с врагом, где был лес, они выигрывали. Тихое отступление и внезапное нападение, являлось самым распространённой тактикой для боя. Многие историки описывают ирокезов как самых злобных и агрессивных воинов, незнающих пощады к своим врагам.
В VIII столетии эти индейские племена вытеснили французов с Нового Света, переняв сторону англичан. Это одна из причин проигрыша Франции в борьбе за колонии в Северной Америке. В войне за независимость ирокезы также были на стороне Англии, но проиграли её, уступив место новой нации бледнолицых американцев.srednyvek.ru
Как поступали индейцы со своими жертвами (34 фото) » Триникси
После открытия Американских континентов и освоения новых земель, которое зачастую сопровождалось порабощением и истреблением коренного населения, европейцы были поражены методами борьбы индейцев. Племена индейцев старались запугать чужеземцев, и потому в ход шли самые жестокие способы расправы над людьми. Более подробно об изощренных методах умерщвления захватчиков расскажет этот пост.«Боевой клич индейцев представляют нам как нечто настолько ужасное, что его невозможно выдержать. Его называют звуком, который заставит даже самого отважного ветерана опустить свое оружие и покинуть шеренгу.
Он оглушит его слух, от него застынет душа. Этот боевой клич не позволит ему услышать приказ и почувствовать стыд, да и вообще сохранить какие-либо ощущения, кроме ужаса смерти».
Но пугал не столько сам боевой клич, от которого стыла кровь в жилах, сколько то, что он предвещал. Европейцы, сражавшиеся в Северной Америке, искренне чувствовали: попасть живыми в руки чудовищных раскрашенных дикарей означает судьбу пострашнее смерти.
Это вело к пыткам, человеческим жертвоприношениям, каннибализму и снятию скальпов (и все имело ритуальное значение в культуре индейцев). Это особенно способствовало возбуждению их воображения.

Самым ужасным было, вероятно, зажаривание заживо. Одного из британцев, выживших в Мононгахела в 1755 г., привязали к дереву и сжигали заживо между двумя кострами. Индейцы в это время танцевали вокруг.
Когда стоны агонизирующего человека стали слишком настойчивыми, один из воинов пробежал между двумя кострами и отсек несчастному гениталии, оставляя его истекать кровью до смерти. Тогда завывания индейцев прекратились.


Руфус Путмен, рядовой из провинциальных войск Массачусетса, 4 июля 1757 г. записал в своем дневнике следующее. Солдата, схваченного индейцами, «нашли зажаренным самым печальным образом: ногти на пальцах были вырваны, губы отрезаны до самого подбородка снизу и до самого носа сверху, его челюсть обнажилась.
С него сняли скальп, грудь рассекли, сердце вырвали, вместо него положили его патронную сумку. Левая рука оказалась прижатой к ране, томагавк оставили у него в кишках, дротик пронзил его насквозь и остался на месте, был отрезан мизинец на левой руке и маленький палец на левой ноге».

В том же году иезуит отец Рубо встретил группу индейцев племени оттава, которые вели через лес несколько пленных англичан с веревками вокруг шеи. Вскоре после этого Рубо догнал боевой отряд и поставил свою палатку рядом с их палатками.
Он увидел большую группу индейцев, которые сидели вокруг костра и ели жареное мясо на палочках, словно это был барашек на небольшом вертеле. Когда он спросил, что это за мясо, индейцы оттава ответили: это зажаренный англичанин. Они указали на котел, в котором варились остальные части разрубленного тела.
Рядом сидели восемь военнопленных, перепуганных до смерти, которых заставили наблюдать за этим медвежьим пиром. Люди были охвачены неописуемым ужасом, подобным тому, который испытывал Одиссей в поэме Гомера, когда чудовище Сцилла уволокло с борта корабля его товарищей и бросило их перед своей пещерой, чтобы сожрать на досуге.
Рубо, пришедший в ужас, пытался протестовать. Но индейцы оттава не захотели его даже выслушать. Один молодой воин грубо сказал ему:
— У тебя французский вкус, у меня — индейский. Для меня это хорошее мясо.
Затем он пригласил Рубо присоединиться к их трапезе. Похоже, индеец обиделся, когда священник отказался.

Особую жестокость индейцы проявляли к тем, кто сражался с ними их же методами или почти усвоил их охотничье искусство. Поэтому нерегулярные лесные караульные патрули подвергались особому риску.
В январе 1757 г. рядовой Томас Браун из подразделения капитана Томаса Спайкмена рейнджеров Роджерса, одетых в зеленую военную форму, получил ранение в бою на заснеженном поле с индейцами племени абенаков.
Он ползком выбрался с поля боя и встретился с двумя другими ранеными солдатами, одного из них звали Бейкер, вторым был сам капитан Спайкмен.
Мучаясь от боли и ужаса из-за всего происходящего, они подумали (и это была большая глупость), что могут безопасно развести костер.
Почти мгновенно появились индейцы-абенаки. Брауну удалось уползти от костра подальше и спрятаться в кустарнике, из которого он наблюдал за развернувшейся трагедией. Абенаки начали с того, что раздели Спайкмена и сняли с него скальп, пока тот был еще жив. Затем они ушли, прихватив с собой Бейкера.

Браун говорил следующее: «Видя эту ужасную трагедию, я решил уползти по возможности дальше в лес и умереть там от полученных ран. Но так как я был близко к капитану Спайкмену, он меня увидел и умолял, ради всего святого, дать ему томагавк, чтобы он мог покончить с собой!
Я отказал ему и уговаривал его молиться о милосердии, так как он мог прожить всего еще несколько минут в этом ужасающем состоянии на замерзшей земле, покрытой снегом. Он просил меня передать его жене, если я доживу до того времени, когда вернусь домой, о его страшной гибели».
Вскоре после этого Брауна схватили индейцы-абенаки, вернувшиеся на место, где они сняли скальп. Они намеревались насадить голову Спайкмена на шест. Брауну удалось выжить в плену, Бейкеру — нет.
«Индейские женщины раскололи сосну на мелкие щепки, подобные небольшим вертелам, и вонзили их в его плоть. Затем сложили костер. После этого приступили к совершению своего ритуального обряда с заклинаниями и танцами вокруг него, мне приказали делать то же самое.
По закону сохранения жизни пришлось согласиться… С тяжелым сердцем я изображал веселье. Они перерезали на нем путы и заставили бегать вперед и назад. Я слышал, как несчастный молил о милосердии. Из-за непереносимой боли и мучений он бросился в огонь и исчез».

Но из всех индейских практик самое большое внимание ужасающихся европейцев привлекало снятие скальпов, которое продолжалось еще и в девятнадцатом столетии.
Несмотря на ряд нелепых попыток некоторых благодушных ревизионистов утверждать, будто снятие скальпов зародилось в Европе (возможно, среди вестготов, франков или скифов), совершенно понятно: оно практиковалось в Северной Америке задолго до того, как там появились европейцы.
Скальпы играли серьезную роль в североамериканской культуре, так как они использовались в трех различных целях (а возможно, служили всем трем): для «замещения» мертвых людей племени (вспомним, как индейцы всегда беспокоились о тяжелых потерях, понесенных на войне, следовательно, об уменьшении численности народа), чтобы умилостивить духов погибших, а также для смягчения скорби вдов и других родичей.


Французские ветераны Семилетней войны в Северной Америке оставили много письменных воспоминаний об этой страшной форме увечья. Приведем отрывок из записей Пушо:
«Сразу после того, как солдат падал, они подбегали к нему, коленями вставали ему на плечи, в одной руке зажав прядь волос, а в другой — нож. Они начинали отделять кожу от головы и отрывать ее одним куском. Это они делали очень быстро, а затем, демонстрируя скальп, издавали крик, который называли «кличем смерти».
Приведем и ценный рассказ очевидца-француза, который известен только по своим инициалам — Ж.К.Б.: «Дикарь немедленно схватил свой нож и быстро сделал надрезы вокруг волос, начиная с верхней части лба и заканчивая затылком на уровне шеи. Затем он встал ногой на плечо своей жертвы, лежащей лицом вниз, и двумя руками стащил скальп за волосы, начиная с затылка и перемещаясь вперед…
После того как дикарь снимал скальп, если он не боялся, что его начнут преследовать, он вставал и начинал соскребать с него кровь и плоть, оставшиеся там.
Затем он делал обруч из зеленых ветвей, натягивал на него скальп, словно на тамбурин, и какое-то время ждал, чтобы он подсох на солнце. Кожу красили в красный цвет, волосы собирали в узел.
Затем скальп прикрепляли к длинному шесту и триумфально несли на плече в деревню или в то место, которое выбиралось для него. Но при приближении к каждому месту на своем пути он издавал столько криков, сколько у него было скальпов, извещая о своем прибытии и демонстрируя свою отвагу.
Иногда на одном шесте могло оказаться до пятнадцати скальпов. Если их было слишком много для одного шеста, то индейцы украшали скальпами несколько шестов».

Невозможно ничем приуменьшить значение жестокости и варварства североамериканских индейцев. Но их действия следует рассматривать и в рамках контекста их воинственных культур и анимистических религий, и в рамках более крупной картины общей жестокости жизни в восемнадцатом столетии.
Жители городов и интеллектуалы, которые испытывали благоговейный ужас от каннибализма, пыток, человеческих жертвоприношений и снятия скальпов, с удовольствием посещали публичные казни. А при них (до введения гильотины) приговоренные к казни мужчины и женщины умирали мучительной смертью в течение получаса.
Европейцы не возражали, когда «предателей» подвергали варварскому ритуалу казней через повешение, утопление или четвертование, как в 1745 г. казнили повстанцев-якобитов после восстания.
Они особенно не протестовали, когда головы казненных насаживали на колы перед городами в качестве зловещего предупреждения.
Они терпимо переносили повешение на цепях, протаскивание матросов под килем (обычно это наказание завершалось фатальным исходом), а также телесные наказания в армии — настолько жестокие и суровые, что многие солдаты умирали под плетью.


Европейских солдат в восемнадцатом столетии заставляли повиноваться военной дисциплине плетью. Американские туземные воины вели борьбу за престиж, славу или за общее благо клана или племени.
Более того, массовые грабежи, мародерство и общее насилие, следовавшие за большинством успешных осад в европейских войнах, превосходили все, на что оказывались способны ирокезы или абенаки.
Перед холокостами террора, подобного разграблению Магдебурга в Тридцатилетней войне, бледнеют зверства в форте Уильям-Генри. В том же 1759 г. в Квебеке Вульф был полностью удовлетворен обстрелом города зажигательными ядрами, не беспокоясь о том, какие страдания пришлось переносить невинным мирным жителям города.
Он же оставлял после себя опустошенные районы, применяя тактику выжженной земли. Война в Северной Америке была кровавым, жестоким и ужасающим делом. И наивно рассматривать ее как борьбу цивилизации с варварством.


Помимо сказанного, специфический вопрос снятия скальпов содержит в себе и ответ. Прежде всего, европейцы (особенно — группы нерегулярных войск, подобные рейнджерам Роджерса) отвечали на снятие скальпов и причинение увечий по-своему.
Тому, что они смогли опуститься до варварства, содействовало щедрое вознаграждение — 5 фунтов стерлингов за один скальп. Это была ощутимая добавка к денежному жалованию рейнджера.
Спираль зверств и встречных зверств головокружительно вознеслась ввысь после 1757 г. С момента падения Луисбурга солдаты победоносного Хайлендерского полка отрубали головы всем индейцам, попавшемся им на пути.
Один из очевидцев сообщает: «Мы убили огромное количество индейцев. Рейнджеры и солдаты Хайлендерского полка никому не давали пощады. Мы снимали скальпы повсюду. Но нельзя отличить скальп, снятый французами, от скальпа, снятого индейцами».


Эпидемия снятия скальпов европейцами стала настолько безудержной, что в июне 1759 г. генералу Амхёрсту пришлось выпустить чрезвычайный приказ.
«Всем разведывательным подразделениям, а также всем остальным подразделениям армии под моим командованием, несмотря на все представившиеся возможности, запрещается снимать скальпы у женщин или детей, принадлежащих противнику.
По возможности их следует забирать с собой. Если такой возможности нет, то их следует оставлять на месте, не причиняя им никакого вреда».
Но какая польза могла быть от такой военной директивы, если все знали, что гражданские власти предлагают премию за скальпы?
В мае 1755 г. губернатор Массачусетса Уильям Шерл и назначил 40 фунтов стерлингов за скальп индейца-мужчины и 20 фунтов — за скальп женщины. Это, казалось, находилось в согласии с «кодексом» дегенеративных воинов.
Но губернатор Пенсильвании Роберт Хантер Моррис проявил свою склонность к геноциду, нацелившись на детородный пол. В 1756 г. он назначил вознаграждение, равное 30 фунтам стерлингов, за мужчину, но 50 фунтов — за женщину.


В любом случае, презренная практика назначения вознаграждения за скальпы аукнулась самым отвратительным образом: индейцы пошли на мошенничество.
Все началось с очевидного обмана, когда американские туземцы приступили к изготовлению «скальпов» из лошадиных шкур. Затем была введена практика убийства так называемых друзей и союзников только для того, чтобы делать деньги.
В достоверно документированном случае, произошедшем в 1757 г., группа индейцев чероки убила людей из дружественного племени чикасави только ради получения вознаграждения.
И, наконец, как отмечал почти каждый военный историк, индейцы стали экспертами в «размножении» скальпов. Например, те же чероки, по общему мнению, сделались таким мастерами, что могли изготовить четыре скальпа с каждого убитого ими солдата.
















Отсюда
trinixy.ru
