КОЖЕМЯКИН Иван Иванович (1908–2001)

Герой Советского Союза

Родился 1 октября 1908 года на хуторе Бриллиантов (ныне Белгородского района Белгородской области). Отец – Кожемякин Иван Никитович (1848–1938). Мать – Евдокия Ивановна (1864–1924). Супруга – Александра Андреевна (1909–1993). Сыновья: Александр Иванович Кожемякин, Виктор Иванович Кожемякин.

Детство Ивана Кожемякина типично для мальчишек деревенской глубинки начала минувшего столетия. Родители Ивана были потомственными крестьянами. С малых лет – тяжелый труд, постоянная нужда, особенно в такой многодетной семье: 9 детей, три мальчика и шесть девочек.

Несмотря на материальные тяготы, дети Кожемякиных старались учиться. Ваня оказался наиболее способным из всех. В 1927 году он окончил десятилетку. Вернулся на свой хутор, чтобы помочь «поднять» младших. Как наиболее грамотного среди односельчан, его избрали председателем объединенного из четырех хуторов сельского Совета.

На первых порах помогал отец. Постепенно дела пошли в гору – но пришел срок призыва. В 1929 году Кожемякина, как грамотного,  определили в престижный по тому времени род войск, артиллерию, направили в 163-й стрелковый полк, размещавшийся в Белгороде, и сразу же назначили наводчиком орудия. Иван стал лучшим наводчиком в батарее, что не раз демонстрировал на учебных стрельбах. В 1931 году он вступил в ВКП(б).

По завершении срочной службы Иван изъявил желание остаться в армии и был направлен в Московскую пехотную школу, где готовили и командиров-артиллеристов. Учился с особым прилежанием. Школу окончил «на отлично» и вернулся в свой полк командиром взвода.

Не успел Кожемякин освоиться в новой должности, как в часть поступило указание: отобрать самых здоровых и грамотных командиров для учебы в летной школе. Так в 1935 году молодой лейтенант по разнарядке очутился в знаменитой 3-й военной школе летчиков и летнабов (летчиков-наблюдателей) в Оренбурге. За год он освоил специальность штурмана и был назначен штурманом эскадрильи 25-й авиабригады. В составе этой бригады Кожемякин принял участие в походе по освобождению Западной Украины.

После начала советско-финской войны он написал рапорт с просьбой направить в действующую армию. Просьбу его удовлетворили, и он стал батальонным комиссаром 44-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 55-й бригады армейской авиации ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта, а с 9 декабря 1939 года, после перебазирования всего полка на оперативный аэродром с началом боевых действий, он назначен военкомом 4-й авиаэскадрильи 44-го СБП. Основными задачами экипажей скоростных бомбардировщиков были: прокладывание дороги наземным войскам, уничтожение узлов сопротивления врага.

На Карельском перешейке Кожемякин совершил 73 боевых вылета, из них 36 – в качестве штурмана. Вылеты в основном кончались для него удачно, но последний едва не стал роковым. Эскадрилья под его командованием возвращалась с задания. Она уже подлетала к линии фронта, как вдруг ее атаковала большая группа вражеских истребителей. Кожемякин был ранен, но никому об этом не сообщил и продолжал руководить боем.

После выполнения боевого задания эскадрилья повернула обратно. Но истребители противника продолжали атаковать. Одному из них удалось поджечь самолет летчика Якушева. Кожемякин приказал прикрыть подбитую машину огнем всей группы. Финны, наконец, прекратили атаки; Якушев с трудом посадил горящий самолет на свой аэродром. Кожемякин тоже оказался в трудном положении. От большой потери крови у него кружилась голова. Он почти ничего не видел и делал все интуитивно. А едва самолет коснулся земли, и вовсе потерял сознание. Очнулся уже в госпитале, где пролежал довольно долго.

В наградном листе на присвоение батальонному комиссару Кожемякину звания Герой Советского Союза было написано: «С первого дня борьбы с белофиннами, являясь военным комиссаром двух сборных эскадрилий, личным примером геройства и беззаветной преданностью делу партии Ленина мобилизовал внимание и силы летного состава для нанесения первых ударов с воздуха в особо трудных метеоусловиях.

Партийные и непартийные большевики эскадрильи, первыми вступившие в бой с белофиннами, отлично выполнили боевой приказ по разрушению железнодорожной станции Каувола и аэродрома Утти, несмотря на сильное огневое противодействие в сложных метеоусловиях. Батальонный комиссар т. Кожемякин заражал весь личный состав своим мужеством и упорством в достижении цели.

Эскадрилья в период прорыва укрепленного района без потерь и происшествий в воздухе и на земле отлично выполнила боевую задачу по разрушению опорных пунктов в районе Липпола, Пакина, Сума, Корхуна в условиях сильного огневого противодействия и трудных метеоусловиях.

В дни особо напряженной работы, когда эскадрилья вылетала в день по три-четыре раза (с 11.12.39 г. по 18.02.40 г.) матчасть работала безотказно. Эскадрилья в эти дни отлично выполнила задачу по уничтожению живой силы в укрепленном районе Какаппя и разрушению опорных пунктов на острове Равансаарм и на подступах к Виппури.

Эскадрилья за время борьбы с белофиннами совершила 448 боевых вылетов, проявив при этом мужество и отвагу.

Лично батальонный комиссар Кожемякин имел 36 боевых вылетов в качестве штурмана. За отличное выполнение боевых приказов в борьбе с белофиннами награжден орденом «Красная Звезда».

За пример личного героизма, проявленного в борьбе с белофиннами и воспитании в личном составе мужества и геройства при выполнении боевого задания батальонный комиссар т. Кожемякин достоин высшей правительственной награды Союза ССР – присвоения звания Героя Советского Союза».

В палату к Ивану Кожемякину пришли фронтовые друзья и сообщили радостную новость. Тогда звание Героя присваивали редко, и он не сразу в это поверил. Но 21 марта 1940 года батальонный комиссар Кожемякин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» № 262.

Опыт воздушных боев пригодился в следующей войне. Уже на второй день Великой Отечественной войны командующему бомбардировочным авиаполком подполковнику Кожемякину пришлось начать боевые вылеты. Задачи авиация дальнего действия выполняла самые различные, даже ей несвойственные: например, разведочные полеты. А иногда обстановка вынуждала действовать вопреки инструкции.

8 сентября 1941 года началась одна из страшнейших блокад в истории – длившаяся 872 дня блокада Ленинграда. Позже Кожемякин вспоминал, что осенью в штаб его полка прибыл секретарь ЦК ВКП(б), член Военного совета Ленинградского фронта А.А. Жданов. Он обрисовал сложившую обстановку и в заключение сказал: «Как видите, дело более чем серьезное. Без авиации мы не сумеем отразить атаки фашистов. Так что, товарищ Кожемякин, поднимайте полк и уничтожьте группировку противника». «Сделать я этого не могу, – ответил подполковник. – Последствия будут самые плачевные. Я непременно попаду под трибунал, если, конечно, останусь жив. Использовать бомбардировочную авиацию в подобных погодных условиях категорически запрещено». Жданов по аппарату ВЧ (закрытая система телефонной связи, использующая высокие частоты, была организована в 1930-е годы как оперативная связь органов ОГПУ, – прим. ред.) связался со Ставкой Верховного Главнокомандующего. Сталин внимательно выслушал доводы Жданова и коротко распорядился: «Пусть Кожемякин поднимает полк».

Не выполнить приказ Верховного Главкома было нельзя. На задание Кожемякин решил взять лишь добровольцев. Ими оказались все летчики. Впрочем, иного никто и не ожидал. Кожемякин отобрал наиболее опытные экипажи, умеющие действовать в ночных условиях.

Экипажи сделали за ночь по четыре боевых вылета и разметали вражескую группировку. Наступление врага на этом участке было остановлено. Вскоре Жданов вновь прибыл в полк и вручил каждому участнику бомбардировки ордена. Подполковник Кожемякин был награжден орденом Красного Знамени. Его он всю жизнь считал самой дорогой наградой.

В апреле 1942 года Иван Кожемякин был тяжело ранен в обе ноги. После долгого лечения в госпитале он окончил курсы политсостава при Военно-воздушной инженерной академии и вскоре был назначен заместителем командира 222-й аддд, авиадивизии дальнего действия (авиадивизии тяжелой бомбардировочной авиации, – прим. ред.), включавшей в себя 16-й, 37-й и 125-й авиационные полки дальнего действия. Все полки дивизии имели на вооружении бомбардировщики B-25.

В августе 1942 – апреле 1943 годов дивизия участвовала в операциях Западного, Калининского, Сталинградского, Брянского фронтов. Объектами бомбардировок были войска и скопления техники на станциях и железнодорожных узлах Гомель, Вязьма, Витебск, Орша, Смоленск, Брянск, авиация на аэродромах Курск, Смоленск, Сеща, Витебск, Ново-Дугино.

25 февраля 1943 года полковник Кожемякин был назначен командиром 222-й аддд.

Приказом наркома обороны СССР 26 марта 1943 года 222-я аддд была преобразована в 4-ю гвардейскую авиадивизию дальнего действия.

В апреле-мае 1943 года дивизия наносила удары по крупным административным центрам и железнодорожным узлам Германии и Польши.

Директивой Генштаба в июне 1943 года из состава дивизии были развернуты еще одна дивизия дальнего действия и 4-й гвардейский авиакорпус дальнего действия, в состав которого вошли обе дивизии.

В октябре 1943 года за отличия в боях за освобождение Брянска 4-й гвардейской адд было присвоено почетное наименование «Брянская». Директивой Генштаба 26 декабря 1944 года 4-я гвардейская авиационная Брянская дивизия дальнего действия была преобразована в 14-ю гвардейскую Брянскую бомбардировочную авиадивизию.

14-й гвардейской бомбардировочной авиадивизией Кожемякин командовал до 23 марта 1945 года, примерно тогда он и совершил свой последний боевой вылет на бомбардировку Берлина.

После войны полковник Кожемякин несколько лет командовал авиационной дивизией в Группе советских войск в Германии. Затем по состоянию здоровья он ушел с командной должности и его, как окончившего в прошлом курсы политсостава, назначили заместителем начальника штаба по политчасти 12-й воздушной армии Забайкальского военного округа. Там он одновременно выполнял обязанности помощника маршала Хорлогийна Чойбалсана (политического лидера Монголии с 1930-х годов до своей смерти 26 января 1952 года, – прим. ред.).

В 1953 году Иван Кожемякин вышел в отставку по состоянию здоровья, ввиду обострения последствий тяжелых ранений.

До гражданской пенсии работал начальником отдела кадров одного из научно-исследовательских институтов Москвы.

Герой Советского Союза Иван Иванович Кожемякин награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, орденом маршала Жукова, орденом Красной Звезды, многими медалями, тремя иностранными орденами и многими иностранными медалями.

www.biograph.ru

Кожемякин Иван Иванович

 

 

Полковник Советской Армии, участник польского похода, советско-финской, Великой Отечественной и советско-японской войн, Герой Советского Союза (1940).

Биография

Иван Кожемякин родился 1 октября 1908 года на хуторе Бриллиантов. После окончания семилетней школы работал председателем объединённого сельсовета у себя на родине. В 1929 году Кожемякин был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1935 году он окончил Московскую пехотную школу, в 1936 году — Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётнабов. Участвовал в польском походе.

Особо отличился во время советско-финской войны, будучи военным комиссаром эскадрильи 44-го скоростного бомбардировочного авиаполка 55-й бомбардировочной авиабригады 7-й армии Северо-Западного фронта. В период с декабря 1939 по февраль 1940 года эскадрилья Кожемякина произвела бомбардировки ряда важных финских объектов. Кожемякин лично совершил 36 боевых вылетов, во время последнего из них получил тяжёлое ранение.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года батальонный комиссар Иван Кожемякин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 262.

С начала Великой Отечественной войны — на её фронтах. В апреле 1942 года он получил ранения в обе ноги. Выписавшись из госпиталя, Кожемякин окончил курсы политсостава при Военно-воздушной инженерной академии, после чего был сначала заместителем, а затем и командиром 222-й авиадивизии дальнего действия. После окончания войны Кожемякин продолжал службу в Советской Армии. Некоторое время исполнял обязанности помощника маршала Монгольской Народной Республики Чойбалсана. В 1953 году в звании полковника он был уволен в запас. Проживал в Москве, работал начальником отдела кадров одного из московских НИИ. Скончался 23 июля 2001 года, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Награды

Был также награждён тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды и Жукова, рядом медалей и иностранных наград.

xn--80ada7afn3b.xn--p1ai

Иван Кожемякин — летчик бомбардировщик, герой советского союза, герои советско — финской войны

Родился в многодетной крестьянской семье. Русский. Окончил семилетку. Затем вернулся на хутор. Как наиболее грамотный был избран председателем объединенного сельского Совета.

В РККА с 1929 г. Служил наводчиком орудия полковой батареи 163-го стрелкового полка, дислоцированного в Белгороде. Член ВКП(б) с 1931 г. После окончания срочной службы изъявил желание остаться в армии и был направлен в Московскую пехотную школу.

В 1935 г. окончил Московскую пехотную школу и был назначен командиром взвода 163-го стрелкового полка, но вскоре по разнарядке направлен в авиашколу.

В 1936 г. окончил 3-ю военную школу летчиков и летнабов в г. Оренбурге и был назначен штурманом эскадрильи 25-й авиабригады.

Участвовал в освобождении Западной Украины.

После начала советско-финской войны написал рапорт с просьбой направить в действующую армию.

Участвовал в советско-финской войне. Был военным комиссаром эскадрильи 44-го скоростного бомбардировочного авиаполка 55-й баб ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. Совершил 36 боевых вылетов в качестве штурмана. Награжден орденом Красной Звезды.

В декабре 1939 — феврале 1940 гг. эскадрилья Кожемякина нанесла бомбовые удары по ст. Каувола, аэродрому Утти, по опорным пунктам противника на о. Ревонсаари и на подступах к г. Виипури.

Последний боевой вылет едва не стал для него роковым. Эскадрилья под его командованием возвращалась с боевого задания. Она уже подлетала к линии фронта, как вдруг ее атаковала большая группа вражеских истребителей. Кожемякин был ранен, но никому об этом не сообщил и продолжал руководить боем.

Боевое задание было выполнено, и эскадрилья повернула обратно. Но истребители противника продолжали атаковать. Одному из них удалось поджечь самолет летчика Якушева. Кожемякин приказал немедленно прикрыть подбитую машину огнем всей группы. Финны, наконец, прекратили атаки. Якушев с трудом посадил горящий самолет на свой аэродром.

Кожемякин тоже оказался в трудном положении. От большой потери крови у него кружилась голова. Он почти ничего не видел и делал все интуитивно. А едва самолет коснулся земли, и вовсе потерял сознание. Очнулся уже в госпитале.

В наградном листе на присвоение батальонному комиссару Кожемякину звания Герой Советского Союза указывалось: «С первого дня борьбы с белофинами, являясь военным комиссаром 2-х сборных эскадрилий, личным примером геройства и беззаветной преданностью делу партии Ленина, мобилизовал внимание и силы летного состава для нанесения первых ударов с воздуха в особо трудных метеоусловиях.

Партийные и непартийные большевики эскадрильи первыми вступившие в бой с белофинами доказали на деле свою, преданность социалистической Родине, выполнив отлично боевой приказ по разрушению железнодорожной станции Каувола и аэродрома Утти. Задание было выполнено на отлично, несмотря на сильное огневое противодействие в сложных метеоусловиях. Полет проходил на высоте от 50 до 500 м. Батальонный комиссар т. Кожемякин заражал весь личный состав своим мужеством и упорством в достижении цели.

С 9.12.39 после перебазирования всего полка на оперативный аэродром с началом боевых действий батальонный комиссар Кожемякин является военкомом 4 авиаэскадрильи 44 СБП.

С самого первого дня боевой работы в эскадрилье не перестает биться пульс партийной жизни, стимулируя пример мужества, отваги и геройства со стороны летного и технического состава эскадрильи.

Сила партактива и партийной организации эскадрильи мобилизованы вокруг вопросов высокой боевой подготовки личного состава, высокого качества боевой техники и отличного выполнения боевого задания.

Батальонный комиссар Кожемякин показал образцы партполитработы в эскадрилье, уделяя внимание каждой мелочи боевой жизни.

Эскадрилья в период прорыва укрепленного района без потерь и происшествий в воздухе и на земле отлично выполнила боевую задачу по разрушению опорных пунктов в районе Липпола, Пакина, Сума, Корхуна в условиях сильного огневого противодействия и трудных метеоусловиях.

В дни особо напряженной работы, когда эскадрилья вылетала в день по три-четыре раза (с 11.12.39 г. по 18.02.40 г.) матчасть работала безотказно. Эскадрилья в эти дни отлично выполнила задачу по уничтожению живой силы в укрепленном районе Какаппя и разрушению опорных пунктов на острове Равансаарм и на подступах к Виппури.

Технический состав эскадрильи в условиях сильных морозов напрягал все свои силы и изобретательность для выполнения бесперебойной подготовки матчасти.

Эскадрилья за время борьбы с белофинами имеет 448 боевых вылетов, проявив при этом мужество и отвагу.

Лично батальонный комиссар Кожемякин имеет 36 боевых вылетов в качестве штурмана. За отличное выполнение боевых приказов в борьбе с белофинами награжден орденом «Красная Звезда».

За пример личного героизма, проявленного в борьбе с белофинами и воспитании в личном составе мужества и геройства при выполнении боевого задания батальонный комиссар т. Кожемякин достоин высшей правительственной награды Союза ССР — присвоения звания Героя Советского Союза».

21.03.40 г. батальонный комиссар Кожемякин Иван Иванович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 262.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал бомбардировочным авиаполком.

Осенью 1941 г. фашисты прорвались к пригородам Ленинграда. Советские войска с трудом сдерживали натиск врага. По данным разведки, немецкое командование подтягивало на этот участок свежие силы.

Неожиданно в штаб полка, которым командовал подполковник Кожемякин, прибыл член Военного совета Ленинградского фронта Жданов. Он обрисовал сложившую обстановку и в заключение сказал:

— Как видите, дело более чем серьезное. Без авиации мы не сумеем отразить атаки фашистов. Так что, товарищ Кожемякин, поднимайте полк и уничтожьте группировку противника.

— Сделать я этого не могу, — ответил Кожемякин. — Последствия будут самые плачевные… Использовать бомбардировочную авиацию в подобных погодных условиях категорически запрещено.

Жданов связался со Ставкой ВГК. Сталин внимательно выслушал доводы Жданова и коротко распорядился: «Пусть Кожемякин поднимает полк».

Не выполнить приказ Верховного Главнокомандующего было нельзя. На задание Кожемякин решил взять лишь добровольцев. Ими оказались все летчики. Впрочем, иного никто и не ожидал. Кожемякин отобрал наиболее опытные экипажи, умеющие действовать в ночных условиях.

По четыре боевых вылета сделали экипажи за ночь, и разметали вражескую группировку. Наступление врага на этом участке было остановлено. Вскоре Жданов вновь прибыл в полк и вручил каждому участнику бомбардировки ордена. Подполковник Кожемякин был награжден орденом Красного Знамени.

В апреле 1942 года он был тяжело ранен в обе ноги.

В 1942 г. после излечения в госпитале он окончил курсы политсостава при Военно-воздушной инженерной академии и вскоре был назначен заместителем командира 222-й авиадивизии дальнего действия (16-й, 37-й и 125-й апдд). Все полки дивизии имели на вооружении бомбардировщики B-25.

В августе 1942 — апреле 1943 гг. дивизия участвовала в операциях Западного, Калининского, Сталинградского, Брянского фронтов. Объектами бомбардировок были войска и скопления техники на станциях и железнодорожных узлах Гомель, Вязьма, Витебск, Орша, Смоленск, Брянск, авиация на аэродромах Курск, Смоленск, Сеща, Витебск, Ново-Дугино.

25.02.43 г. полковник Кожемякин был назначен командиром 222-й аддд.

Приказом наркома обороны СССР № 138 от 26.03.43 г. 222-я аддд была преобразована в 4-ю гвардейскую авиадивизию дальнего действия.

В апреле-мае 1943 г. дивизия наносила удары по крупным административным центрам и железнодорожным узлам Германии и Польши.

Директивой Генштаба № 135565 от 19/21.06.43 г. из состава дивиз ии были развернуты еще одна дивизия дальнего действия и 4-й гвардейский авиакорпус дальнего действия, в состав которого вошли обе дивизии.

В октябре 1943 г. за отличия в боях за освобождение г. Брянск 4-й гв. адд было присвоено почетное наименование «Брянская».

Директивой Генштаба № Орг/10/315706 от 26.12.44 г. 4-я гвардейская авиационная Брянская дивизия дальнего действия была преобразована в 14-ю гвардейскую Брянскую бомбардировочную авиадивизию.

Свой последний боевой вылет полковник Кожемякин совершил на бомбардировку Берлина в 1945 г.

14-й гв. бад он командовал до 23.04.45 г.

После войны полковник Кожемякин был заместителем начальника штаба по политчасти 12-й воздушной армии Забайкальского военного округа и одновременно выполнял обязанности помощника маршала Чойбалсана. С 1953 г. — в отставке.

Жил в Москве. Работал начальником отдела кадров одного из научно-исследовательских институтов.

biozvezd.ru

Кожемякин, Иван Иванович — это… Что такое Кожемякин, Иван Иванович?


Кожемякин, Иван Иванович

(01.10.1908—23.07.2001) — летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза (1940), полковник. Участник советско-финляндской войны. Был комиссаром эскадрильи 44 сбап. Совершил 36 боевых вылетов. Во время Великой Отечественной войны командовал полком, был зам. командира дивизии. После войны до 1953 г. служил в ВВС.

Большая биографическая энциклопедия. 2009.

  • Кожемякин, Владимир Николаевич
  • Кожемякин, Леонид Андреевич

Смотреть что такое «Кожемякин, Иван Иванович» в других словарях:

  • Кожемякин — Кожемякин  русская фамилия. Происходит от профессионального прозвища Кожемяка. Известные носители Кожемякин, Александр Дмитриевич (1892 1986)  Герой Социалистического Труда (1966). Кожемякин, Анатолий Евгеньевич (1953 1974) … …   Википедия

  • Кириленко, Иван — Депутат Верховной Рады Украины, член фракции Блок Юлии Тимошенко Батькивщина Депутат Верховной Рады Украины шестого созыва, член фракции Блок Юлии Тимошенко Батькивщина , член партии Батькивщина . С декабря 2007 года по декабрь 2011 года… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Список Героев Советского Союза/К —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари …   Википедия

  • Список Героев Советского Союза (Коваленко — Содержание 1 Примечания 2 Литература 3 Ссылки …   Википедия

  • Орден Жукова — Страна …   Википедия

  • Жукова орден — Орден Жукова Оригинальное название Девиз {{{Девиз}}} Страна …   Википедия

  • 44-й бомбардировочный авиационный полк — 44 й бомбардировочный авиационный полк …   Википедия

  • Верховная рада Украины 5 созыва — Содержание 1 Выборы 2 Результаты 3 Формирование правящей коалиции …   Википедия

  • Верховная Рада Украины V созыва — Содержание 1 Выборы 2 Результаты 3 Формирование правящей коалиции 4 Комитеты …   Википедия

  • Верховная рада Украины V созыва — Содержание 1 Выборы 2 Результаты 3 Формирование правящей коалиции 4 Комитеты …   Википедия

dic.academic.ru

Иван Кожемякин — биография и семья

Биография

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, иностранными орденами и медалями.

Родился в многодетной крестьянской семье. Русский. Окончил семилетку. Затем вернулся на хутор. Как наиболее грамотный был избран председателем объединенного сельского Совета.

В РККА с 1929 г. Служил наводчиком орудия полковой батареи 163-го стрелкового полка, дислоцированного в Белгороде. Член ВКП(б) с 1931 г. После окончания срочной службы изъявил желание остаться в армии и был направлен в Московскую пехотную школу.

В 1935 г. окончил Московскую пехотную школу и был назначен командиром взвода 163-го стрелкового полка, но вскоре по разнарядке направлен в авиашколу.

В 1936 г. окончил 3-ю военную школу летчиков и летнабов в г. Оренбурге и был назначен штурманом эскадрильи 25-й авиабригады.

Участвовал в освобождении Западной Украины.

После начала советско-финской войны написал рапорт с просьбой направить в действующую армию.

Участвовал в советско-финской войне. Был военным комиссаром эскадрильи 44-го скоростного бомбардировочного авиаполка 55-й баб ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. Совершил 36 боевых вылетов в качестве штурмана. Награжден орденом Красной Звезды.

В декабре 1939 — феврале 1940 гг. эскадрилья Кожемякина нанесла бомбовые удары по ст. Каувола, аэродрому Утти, по опорным пунктам противника на о. Ревонсаари и на подступах к г. Виипури.

Последний боевой вылет едва не стал для него роковым. Эскадрилья под его командованием возвращалась с боевого задания. Она уже подлетала к линии фронта, как вдруг ее атаковала большая группа вражеских истребителей. Кожемякин был ранен, но никому об этом не сообщил и продолжал руководить боем.

Боевое задание было выполнено, и эскадрилья повернула обратно. Но истребители противника продолжали атаковать. Одному из них удалось поджечь самолет летчика Якушева. Кожемякин приказал немедленно прикрыть подбитую машину огнем всей группы. Финны, наконец, прекратили атаки. Якушев с трудом посадил горящий самолет на свой аэродром.

Кожемякин тоже оказался в трудном положении. От большой потери крови у него кружилась голова. Он почти ничего не видел и делал все интуитивно. А едва самолет коснулся земли, и вовсе потерял сознание. Очнулся уже в госпитале.

В наградном листе на присвоение батальонному комиссару Кожемякину звания Герой Советского Союза указывалось: «С первого дня борьбы с белофинами, являясь военным комиссаром 2-х сборных эскадрилий, личным примером геройства и беззаветной преданностью делу партии Ленина, мобилизовал внимание и силы летного состава для нанесения первых ударов с воздуха в особо трудных метеоусловиях.

Партийные и непартийные большевики эскадрильи первыми вступившие в бой с белофинами доказали на деле свою, преданность социалистической Родине, выполнив отлично боевой приказ по разрушению железнодорожной станции Каувола и аэродрома Утти. Задание было выполнено на отлично, несмотря на сильное огневое противодействие в сложных метеоусловиях. Полет проходил на высоте от 50 до 500 м. Батальонный комиссар т. Кожемякин заражал весь личный состав своим мужеством и упорством в достижении цели.

С 9.12.39 после перебазирования всего полка на оперативный аэродром с началом боевых действий батальонный комиссар Кожемякин является военкомом 4 авиаэскадрильи 44 СБП.

С самого первого дня боевой работы в эскадрилье не перестает биться пульс партийной жизни, стимулируя пример мужества, отваги и геройства со стороны летного и технического состава эскадрильи.

Сила партактива и партийной организации эскадрильи мобилизованы вокруг вопросов высокой боевой подготовки личного состава, высокого качества боевой техники и отличного выполнения боевого задания.

Батальонный комиссар Кожемякин показал образцы партполитработы в эскадрилье, уделяя внимание каждой мелочи боевой жизни.

Эскадрилья в период прорыва укрепленного района без потерь и происшествий в воздухе и на земле отлично выполнила боевую задачу по разрушению опорных пунктов в районе Липпола, Пакина, Сума, Корхуна в условиях сильного огневого противодействия и трудных метеоусловиях.

В дни особо напряженной работы, когда эскадрилья вылетала в день по три-четыре раза (с 11.12.39 г. по 18.02.40 г.) матчасть работала безотказно. Эскадрилья в эти дни отлично выполнила задачу по уничтожению живой силы в укрепленном районе Какаппя и разрушению опорных пунктов на острове Равансаарм и на подступах к Виппури.

Технический состав эскадрильи в условиях сильных морозов напрягал все свои силы и изобретательность для выполнения бесперебойной подготовки матчасти.

Эскадрилья за время борьбы с белофинами имеет 448 боевых вылетов, проявив при этом мужество и отвагу.

Лично батальонный комиссар Кожемякин имеет 36 боевых вылетов в качестве штурмана. За отличное выполнение боевых приказов в борьбе с белофинами награжден орденом «Красная Звезда».

За пример личного героизма, проявленного в борьбе с белофинами и воспитании в личном составе мужества и геройства при выполнении боевого задания батальонный комиссар т. Кожемякин достоин высшей правительственной награды Союза ССР — присвоения звания Героя Советского Союза».

21.03.40 г. батальонный комиссар Кожемякин Иван Иванович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 262.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал бомбардировочным авиаполком.

Осенью 1941 г. фашисты прорвались к пригородам Ленинграда. Советские войска с трудом сдерживали натиск врага. По данным разведки, немецкое командование подтягивало на этот участок свежие силы.

Неожиданно в штаб полка, которым командовал подполковник Кожемякин, прибыл член Военного совета Ленинградского фронта Жданов. Он обрисовал сложившую обстановку и в заключение сказал:

— Как видите, дело более чем серьезное. Без авиации мы не сумеем отразить атаки фашистов. Так что, товарищ Кожемякин, поднимайте полк и уничтожьте группировку противника.

— Сделать я этого не могу, — ответил Кожемякин. — Последствия будут самые плачевные… Использовать бомбардировочную авиацию в подобных погодных условиях категорически запрещено.

Жданов связался со Ставкой ВГК. Сталин внимательно выслушал доводы Жданова и коротко распорядился: «Пусть Кожемякин поднимает полк».

Не выполнить приказ Верховного Главнокомандующего было нельзя. На задание Кожемякин решил взять лишь добровольцев. Ими оказались все летчики. Впрочем, иного никто и не ожидал. Кожемякин отобрал наиболее опытные экипажи, умеющие действовать в ночных условиях.

По четыре боевых вылета сделали экипажи за ночь, и разметали вражескую группировку. Наступление врага на этом участке было остановлено. Вскоре Жданов вновь прибыл в полк и вручил каждому участнику бомбардировки ордена. Подполковник Кожемякин был награжден орденом Красного Знамени.

В апреле 1942 года он был тяжело ранен в обе ноги.

В 1942 г. после излечения в госпитале он окончил курсы политсостава при Военно-воздушной инженерной академии и вскоре был назначен заместителем командира 222-й авиадивизии дальнего действия (16-й, 37-й и 125-й апдд). Все полки дивизии имели на вооружении бомбардировщики B-25.

В августе 1942 — апреле 1943 гг. дивизия участвовала в операциях Западного, Калининского, Сталинградского, Брянского фронтов. Объектами бомбардировок были войска и скопления техники на станциях и железнодорожных узлах Гомель, Вязьма, Витебск, Орша, Смоленск, Брянск, авиация на аэродромах Курск, Смоленск, Сеща, Витебск, Ново-Дугино.

25.02.43 г. полковник Кожемякин был назначен командиром 222-й аддд.

Приказом наркома обороны СССР № 138 от 26.03.43 г. 222-я аддд была преобразована в 4-ю гвардейскую авиадивизию дальнего действия.

В апреле-мае 1943 г. дивизия наносила удары по крупным административным центрам и железнодорожным узлам Германии и Польши.

Директивой Генштаба № 135565 от 19/21.06.43 г. из состава дивизии были развернуты еще одна дивизия дальнего действия и 4-й гвардейский авиакорпус дальнего действия, в состав которого вошли обе дивизии.

В октябре 1943 г. за отличия в боях за освобождение г. Брянск 4-й гв. адд было присвоено почетное наименование «Брянская».

Директивой Генштаба № Орг/10/315706 от 26.12.44 г. 4-я гвардейская авиационная Брянская дивизия дальнего действия была преобразована в 14-ю гвардейскую Брянскую бомбардировочную авиадивизию.

Свой последний боевой вылет полковник Кожемякин совершил на бомбардировку Берлина в 1945 г.

14-й гв. бад он командовал до 23.04.45 г.

После войны полковник Кожемякин был заместителем начальника штаба по политчасти 12-й воздушной армии Забайкальского военного округа и одновременно выполнял обязанности помощника маршала Чойбалсана. С 1953 г. — в отставке.

Жил в Москве. Работал начальником отдела кадров одного из научно-исследовательских институтов.


facecollection.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *