Исторический экскурс — Корабли и суда мира

Говорят, что старые корабли никогда не умирают, они лишь воскрешают в другом образе. Наш рассказ о грузовом судне «Арендзее» (MS Arendsee) серии «Рудольф Дизель», построенный на немецкой верфи «Нептун» в городе Росток. … Далее »

 

Во Владивостоке и Мурманске, Севастополе и Балтийске, Измаиле и Киеве, Новороссийске и Петропавловске-Камчатском и во многих других городах на пьедесталах и вечных якорях застыли, опалённые пламенем былых сражений боевые корабли — памятники истории. Среди них легендарный крейсер «Аврора». … Далее »

 

Лично я не знаю ни одного военного корабля, который был бы так известен. В начале XX века крупнейшие мировые державы соревновались в строительстве более совершенных и все более крупных боевых кораблей. … Далее »

Недавно возле известного города-курорта Варна были обнаружены обломки одного из самых легендарных кораблей времен Первой мировой войны — миноносца «Лейтенант Пущин». Он участвовал во многих боевых походах, но в 1916 году затонул. Спасти удалось только 15 членам его команды. … Далее »

 

Спустя несколько лет после окончания первой мировой войны в военно-морских ведомствах разных стран заговорили о
лин
корах. Бытовало мнение, что эти боевые корабли все еще являются основной силой любого флота. … Далее »

В 1893 году британская судоходная компания Cunard Liner вывела на трансатлантические линии два своих новейших пассажирских судна — «RMS Campania» и «RMS Lucania». … Далее »

Гидрографические суда, как отдельный класс, появились в классификации кораблей и судов флота лишь в 1915 году. Однако первое гидрографическое судно специальной постройки вошло в строй семью годами ранее. … Далее »

Океанский лайнер «SS America» построен в 1940 году для судоходной компании «United States Lines» под руководством известного архитектора Уильяма Фрэнсиса Гиббса. … Далее »

В меморандуме британского Адмиралтейства 8 августа 1892 года впервые появилось определение «охотник за торпедами». … Далее »

В 1960-х годах выход советского военно-морского флота в Мировой океан потребовал расширить не только гидрографические работы, но и начать организацию изучения морей и океанов, расположенных вдали от прибрежной зоны. … Далее »

korabley.net

История кораблей | История вещей

← История сокса

Путешествовать по воде люди начали еще в глубокой древности. По-видимому, еще в каменном веке человек начал использовать плоты для преодоления водных пространств, несколько позже появились челны, изготовленные из выдолбленных стволов деревьев. Но настоящие корабли появились, когда возникла необходимость пересечения морей.

Современные исследователи пришли к выводу, что первыми мореходами и судостроителями были древние египтяне. Первые корабли, появившиеся около 5 тысяч лет до н.э., изготавливались из папируса. Представление о внешнем виде этих судов, можно получить, посмотрев на папирусные лодки Ра, известного норвежского путешественника Тура Хейердала, прообразом которых являлись корабли древних египтян. Для изготовления судов папирус скрепляли в пучки, связывавшиеся на носу и корме, также папирус стягивался тросами поперек корпуса. Помимо весел на судах древних египтян был и парус. Эти корабли в основном использовались для плавания по Нилу, но возможно они совершали и более длительные путешествия. Тур Хейердал, пересекший на судне Ра-2 Атлантический океан, показал, что корабли египтян могли быть использованы для морских плаваний.

Необычайно искусными кораблестроителями были финикийцы, строящие свои суда из кедра, обильно произраставшего в их стране. Финикийцам приписывается изобретение шпангоутов — поперечных ребер жесткости, резко повысивших прочность корабельных корпусов. Впрочем, многие исследователи считают, что финикийцы позаимствовали это изобретение у кораблестроителей с острова Крит, также как и применение киля.

Так или иначе, но примерно за 3 тысячи лет до н.э. суда уже приобрели черты строения, сохранившиеся по наши дни. Так они имели корпуса с каркасом из поперечных элементов — шпангоутов и продольных — стрингеров, а устойчивость кораблей обеспечивалась килем. Первоначально киль изготавливали из двух соединенных под определенным углом бревен, современная конструкция киля появилась позднее. Суда имели мачты и примитивное парусное снаряжение.

Несовершенство парусов обуславливало их преимущественно вспомогательное применение, таким образом, основным двигателем корабля являлись гребные весла. Скорость судна напрямую зависела от количества гребцов. Первоначально строили длинные суда, способные вместить много гребцов, однако затем стали размещать их на нескольких (до пяти) уровнях в пределах судна.

xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

древний Египет, Греки, Римляне, Финикийцы, Венецианцы, Китайцы и Викинги — на каких кораблях они воевали

С появлением первых достаточно устойчивых и надёжных плавсредств сражения стали проводиться не только на суше, но и на воде. И  побеждал здесь тот, чьи корабли быстрее двигались и были лучше оснащены. Ещё до наступления нашей эры по водам Средиземноморья и Южно-Китайского моря бороздили в большом количестве военные суда, которые серьёзно отличались по конструкции от торговых. В данной статье расскажем о нескольких разновидностях военных кораблей древнего мира, упоминания о которых содержатся в исторических документах.

Военное древнеегипетское судно с рейковым парусом

Скандинавский историк Лундстрем смог восстановить в деталях облик военного корабля египтян XIII столетия до н. э. Длина данного судна составляла от 30 до 40 метров. Его основой был корпус в виде набора балок, которые опирались на прочный килевой брус и располагались поперёк него. Такое конструктивное решение позволяло обойтись без канатной стяжки, использовавшейся во многих  торговых древнеегипетских судах. Нос килевого бруса увенчивался металлическим мощным тараном в виде головы какого-нибудь зверя.

Рулевое весло здесь закреплялось на сильно выступающем в сторону ахтерштевне — оно было всего одно, но зато очень крупное. Дополнительную прочность корпус получал за счёт банок, расположенных по его длине. Гребцы, сидящие на этих банках, были прикрыты от стрел противника толстым фальшбортом. По краям корабля крепились площадки для лучников с ограждением. Ещё несколько лучников находились в своеобразной плетёной корзинке в верхней части мачты.

Стоит отметить, что египетские лучники были действительно серьёзной угрозой для противника. Они были вооружены дальнобойными луками, и с помощью этого оружия могли поражать цели на расстоянии до 160 метров.

Военные корабли греков, римлян и финикийцев

Самыми ранними из древнегреческих судов считаются так называемые пентеконторы. Они имели длину от 28 до 33 метров, а ширина их составляла около 4 метров. В движение пентеконторы приводились вёслами. Впрочем, в некоторых случаях на них всё же ставили мачту с парусом. Количество гребцов на этих не слишком больших кораблях порой достигало пятидесяти, и это могло обеспечивать ход со скоростью более 9 узлов. Главным предназначением этих кораблей была транспортировка войск к местам грядущих сухопутных битв. Причём функции гребцов нередко выполняли сами воины. Пентеконторы были описаны в «Илиаде», и именно на пентеконторе, если верить известному мифу, аргонавты отправились за золотым руном. Впоследствии данные судна стали дополнительно снабжаться таранами — это устройство позволяло топить вражеские суда до того, как они смогут пристать к берегу.

Вскоре появился более современный военный древнегреческий корабль — бирема. На этом судне было уже целых два яруса гребцов. Наличие ярусов позволяло не делать корабли слишком длинными, увеличивало их скорость, повышало защищённость. Судно противника, осуществляющее таран, сталкиваясь с двойным частоколом вёсел, теряло значительную часть своей энергии, прямой удар превращался в касательный, борт атакуемого судна в результате оставался в целым. Бирема, помимо тарана, могла обладать боевой башней и специальным дополнительным блоком для пробивания корпуса корабля противника. Диапазон длины бирем –- от 30 до 38 метров, а водоизмещение таких судов в некоторых случаях достигало 100 тонн.

Здесь надо сказать, что лучшими мореплавателями в период от 1500 до 1000 года до н. э. Были не греки, а финикийцы, жившие на восточном берегу Средиземного моря (территория современного Ливана и Сирии). Произраставший на местных горных склонах ливанский кедр давал финикийцам великолепный материал для постройки надёжных судов. И в целом они внесли большой вклад в морское дело: ввели деление горизонта на 360 градусов, составили карту надёжных ориентиров на звёздном небе и т. д. Если верить историкам, финикийские биремы появились даже раньше, чем греческие, то есть греки позаимствовали этот вид военного корабля  для своих нужд. Но только греки создавали свои суда из древесины дубов и буков, а не из кедра.

Трирема — ещё один формат боевых кораблей, использовавшийся древними римлянами, финикийцами и греками. Триремы так назывались, потому что здесь было три весельных яруса, расположенных одно над другим. Длина трирем принципиально не отличалась от длины бирем. Триремам не было равных в Средиземноморье с VII по IV век до н. э. — они в это время являлись наиболее быстрыми и манёвренными военными судами. В частности, они сыграли огромную роль в расширении Афинской империи и её падении после поражения в Пелопоннесской войне.

Следующий шаг в деле военного кораблестроения сделали римляне. В сражении при Акциуме, случившемся в I веке до н. э., они продемонстрировали новую разновидность судна — либурну. Данное судно было гораздо меньше уже описанной триеры. Либурна имела лишь один ярус вёсел, один прямоугольный парус и один таран.

Ключевые достоинства либурн — отличная манёвренность и поворотливость, а также высокая скорость. На основе конструкций триер и либурн в конечном счёте была создана итальянская гребная галера.

Легендарные военные галеры венецианцев

Венецианцы основали своё государство в V веке на болотистых островах в Адриатическом море. А два века спустя именно в Венеции создают ту самую галеру. Главное новшество этого судна заключалось в его двухчастной конструкции. Галера состояла из корпуса, играющего роль несущей конструкции, и постицы — большой платформы из дерева, уложенной поверх корпуса. Постица превосходила корпус по ширине, на ней располагались скамейки для гребцов и уключины. Таким образом, гребцов впервые расположили не в самом корпусе, а на нём. И чтобы защитить их от солнца, над палубой зачастую растягивали лёгкий тканевый навес.

На передней части носовой платформы галеры и вдоль боковых ходов размещались воины и всевозможные метательные механизмы. Корпус галеры по форме напоминал веретено — он был весьма протяжённый, узкий и имел малую осадку. Подобная конструкция делала его идеально приспособленным именно для плавания на вёслах.

Периодически подвергаясь изменениями и улучшениям, галера использовалась в качестве реального военного судна до позднего Средневековья – галерами комплектовали свои флотилии многие страны и государства.

Джонки в древнем Китае

В старинных легендах говорится, что первый плот изобрёл, наряду с другими важными вещами, легендарный император Китая Фу Си, который правил в третьем тысячелетии до н. э. и якобы имел божественную природу. И так сложилось, что прототипом здешних древних кораблей была не выдолбленная лодка, а плот. В южной части Китая произрастал бамбук — отличный материал для плотов, кроме того, для их создания применяли овечьи и козьи шкуры.

Первый дошедший до нас рисунок китайского боевого корабля был обнаружен на вазе из бронзы, датированной IV веком до н. э. Если говорить конкретней, на вазе нарисовано двухэтажное судно: на первом этаже находятся гребцы, а на втором — воины с топориками и мечами. Также на верхнем этаже можно разглядеть развевающиеся флаги. Возле этого изображения имеется подпись, говорящая о том, что судно относится к так называемому Периоду Сражающихся царств (463–221 года до н. э.).

Другое схожее изображение относят к периоду 202–209 гг. до н. э. Но здесь на нарисованном судне явно больше лучников, а ещё некий воин стучит в барабан, чего нет на более ранней вазе.

Один из самых популярных кораблей Китая — джонка. По мнению исследователей, джонки появились ещё за 1000 лет до н. э. Древняя военная джонка обладала немного опущенным, по сравнению с другими судами тех времён, прямоугольным носом и широкой кормой, которая, наоборот, была  сильно приподнята. А роль киля на подобных суднах выполнял весьма  внушительных размеров руль. Паруса для джонок (как правило, здесь было три или пять мачт) делались из циновок и закреплялись на реях из бамбука. Вся эта конструкция напоминала веер, и при необходимости паруса можно было быстро свернуть в свиток.

Массивная циновка из тростника, применяемая для изготовления парусов джонки, конечно, значительно уменьшала возможную скорость движения судна по реке или морю. Но зато она позволяла выдерживать сильнейшие ветры. Позже на смену циновке пришли ткани, и это увеличило скорость китайских джонок. На многих судах имелись дополнительные мачты, на которые  поднимались, если это имело смысл, дополнительные паруса. Джонка также оснащалась большим числом лебёдок и механизмов, которые облегчали управление всеми имеющимися парусами, даже весьма малочисленная команда корабля могла справиться с этой задачей.

Скандинавские драккары и снеккары

Военные судна викингов — снеккары и драккары — появились значительно позже, чем судна, описанные выше, примерно в VIII веке н. э. Но они действительно достойны упоминания. Викинги были очень продвинутыми мореплавателями своего времени и даже смогли побывать в Америке гораздо раньше Колумба (сегодня это считается достоверным фактом).

Длинные и изящные драккары отличал небольшой вес, что означало лёгкость при гребле. Если возникала необходимость, их даже можно было перенести вручную, «волоком». Драккары идеально подходили для заплыва с моря в неглубокие реки, к тому же они могли тихо и незаметно причалить к любым пологим берегам, что давало возможность викингам застать противников врасплох. Как правило, драккары делались из ясеня, их длина составляла от 35 до 60 метров, а ширина — до 6 метров. На самых больших таких кораблях могли находиться до 70 гребцов (например, на такое количество гребцов был рассчитан драккар «Великий Змей», построенный по приказу правителя Олафа I Трюггвассона в 1000 году). Во многих случаях по бортам располагались ещё и достаточно объёмные щиты. Другая особенность драккаров заключалась в том, что вёсла вдевались не в уключины, а продевались в особые «гребные люки». Развивали драккары скорость до 12 узлов, что для тех времён было отличным показателем.

Снеккары имели практически аналогичное строение, но были меньше по габаритам (и размер команды тоже был меньше — до шестидесяти человек). Это, кстати, позволяло снеккарам развивать ещё более высокую скорость.

knowhistory.ru

Исторический экскурс — Корабли и суда мира

Пятьдесят лет назад первый в мире атомное грузопассажирское судно вышло из Америки в рекламное турне по Европе. Оно должно было убедить мир принять эру атома. Однако все сложилось иначе. … Далее »

К началу XIX века Великобритания обладала самым мощным линейным флотом в истории, который господствовал на океанах всего мира. … Далее »

Ютландская битва не принесла победу ни одному флоту, но стало выражением огневой мощи. После этой битвы Британия продолжила контролировать морские коммуникации. … Далее »

 

Захват сигнальной книги с крейсера «Магдебург» — было определено крупнейшей военно-морской потерей, которую понес флот кайзера Вильгельма. … Далее »

 

Истории легендарных морских катастроф продолжают будоражить воображение людей даже многие десятилетия спустя. Не менее трагическая гибель пассажирского лайнера «Императрица Ирландии». Это событие было отражено в сотнях заголовков, так как шокировало весь мир. … Далее »

 

Скапа-Флоу на Оркнейских островах. В двух мировых войнах эта обширная глубоководная гавань была северной базой Британского военно-морского флота. Ее считали неприступной, но в холодную октябрьскую ночь 1939 года немецкая подводная лодка вошла в гавань и выпустила четыре торпеды по линейному кораблю «HMS Royal Oak». У экипажа не было шансов на спасение. … Далее »

 

Японское пассажирское судно «Hikawa Maru» является одним из немногих кораблей, который пережил Вторую мировой войну. Известно, что во время войны лайнер использовался в качестве госпитального судна и в результате морских походов три раза подрывался на морских минах, но к счастью, во всех случаях сумел своим ходом добраться до порта назначения. … Далее »

 

Сто сорок тысяч человек, четыре тысячи четыреста кораблей, самый захватнический флот в истории и все это исчезло бесследно. Но почему он исчез? Саботаж, халатность, а может ужасные силы природы? С помощью древних находок раскрывается этническая трагедия, которая погубила величайшую империю мира. … Далее »

 

 

 

 

1944 год начался успехами Красной армии на северно-западном направлении. Советские войска на широком фронте сломали немецкую оборону, сняли блокаду Ленинграда, отбросили противника на 250 км. … Далее »

 

В водах Тихого океана на глубине 360 метров покоятся останки величайшего военного корабля из всех, когда-либо построенных. Чуть более шестидесяти лет назад в этих водах американские ВВС уничтожили японский линкор «Ямато». Его тайны были скрыты до сегодняшнего дня. … Далее »

korabley.net

5 самых известных кораблей в истории

Отдельные эпизоды историй известных кораблей обросли легендами и домыслами, однако факты о них продолжают будоражить человеческие умы, навсегда увековечив названия легендарных судов.

«Титаник»

Без сомнения, название этого британского лайнера на слуху даже у маленьких детей — всем известна трагедия вековой давности, произошедшая в ледяных ночных водах Атлантики 14-15 апреля 1912 года. Грандиозный лайнер был своего рода вавилонской башней кораблестроения — он стал вызовом всемогущей стихии, ведь «Титаник» был объявлен непотопляемым и «самым-самым» во всем: начиная от размеров и заканчивая убранством. Тем не менее, человек не смог доказать свое всемогущество перед Провидением. Ценой этой дерзости стали полторы тысячи жизней, оборвавшихся в результате столкновения гордого супер-лайнера с айсбергом. В течение нескольких часов разворачивалась беспрецедентная страшная драма, во время которой люди погибали не только от собственно утопления, но по большей части от длительного нахождения в ледяной воде и переохлаждения. Трагедия имеет много художественных трактовок в литературе и кинематографе, а обломки корабля побуждают исследователей к новым расследованиям причин затопления судна.

«Санта-Мария»

Маленький парусный корабль имел всего лишь одну палубу и был длиной около 25 метров, а вместить он мог не более 40 человек. Чем же прославилось это крохотное судно? Именно на нем Христофор Колумб совершил свой исторический трансокеанский вояж из Европы в доселе неведомую Америку. Корабль был приписан к испанскому порту и имел первое название «Галисийка». Во время своего эпохального плавания «Санта-Мария» была уже ветераном судоходства — за ее плечами было 32 года на плаву. К сожалению, до нынешних дней достоверно не известен ее внешний вид, однако исследователи не сдаются и отчаянно пытаются восстановить вид древнего судна по описаниям современников. Доподлинно установлено, что корабль имел три мачты и мог развивать относительно медленную скорость, однако был стойким во время штормов. Известно, что корабль также сменил немало названий, прежде чем стал «Санта-Марией». Во время плавания Колумба «Санта-Мария» была флагманом экспедиционной флотилии. Печально, но первое путешествие Колумба стало последним для «Санта-Марии», которая, совершив эпохальную экспедицию, не вернулась из нее, сев на рифы близ островов Карибского бассейна.

«Мария Целеста»

За полтора века история этой канадской бригантины настолько обросло слухами, легендами и поэтическими домыслами, что даже невозможно понять, где заканчивается правда и начинаются фантазии. Самый известный корабль-призрак первоначально именовался «Амазонка». С самого начала своей судоходной активности в 1862 году корабль завоевал дурную славу — первое же плавание унесло жизнь капитана корабля, затем судно неоднократно перепродавалось. В 1869 году корабль вынесло на родной берег волнами, и новый владелец попытался избавиться от череды неудач, переименовав «Амазонку» в «Марию Целесту». Однако очередное плавание стало для изящной бригантины роковым, принеся ей мировую славу. В 1872 году «Мария Целеста» повезла груз коньячных спиртов в Геную, однако уже через 4 недели после начала пути было найдено опустевшим — все члены команды, а также жена и двухлетняя дочь капитана попросту исчезли с корабля. Судно не было тронуто штормами и пиратами: все вещи были на своих местах, не пропал ни ценный товар, ни драгоценности, ни судовой журнал, записи которого не вносили ясности в ситуацию. На воду была спущена одна шлюпка, однако по какой причине и куда могли отправиться в открытом море все обитатели корабля — предмет толков и пересудов вот уже не первый век! После обнаружения судно прослужило еще 12 лет, после чего разбилось о рифы у берегов Америки.

«Аврора»

Русский военный крейсер является уже не первым кораблем с таким именем — до легендарного символа революции имя «Аврора» носил не менее прославленный парусный фрегат, отличившийся в Крымской войне. Бронепалубный крейсер был спущен на воду в 1900 году, а уже спустя 4 года «Аврора» участвовала в русско-японской войне, героически держа удары перекрестного огня противника в морском бою. Получив свои первые повреждения, «Аврора» отправилась оправляться от ран в Манилу. Следующий свой боевой поход русский крейсер совершил в 1914 году. Вернувшись со сражений в Кронштадт, крейсер отправился на капитальный ремонт. Длительная стоянка в порту приписки сказалась на настроениях команды, чем был обеспокоен верный императору капитан Никольский. Несмотря на жесткую дисциплину, он не смог уберечь своих подчиненных от революционных настроений и погиб во время Февральской революции. «Аврора» сыграла важную роль в захвате Зимнего дворца, с помощью матросов-бунтарей обеспечивая наступление со стороны Невы, однако в ходе революции крейсер совершил лишь один холостой выстрел, ставший историческим. Впоследствии «Аврора» приняла участие в Великой Отечественной Войне, получив значительные повреждения в результате обстрелов. Сразу после войны «Аврора» снялась в кино в роли крейсера «Варяг», а после этого и по сей день стала выполнять исключительно функцию памятника всенародного значения.

«Виктория»

Самым эпичным эпизодом британских морских сражений является, без сомнений, Трафальгарская битва. Корабль с победным именем вначале был призван осуществлять гражданскую службу, однако в 1778 году, спустя 13 лет после спуска на воду, он перепрофилировался в военный корабль. Франция, признав независимость Америки от Британии, активно устанавливала с ней торгово-экономические отношения, что подрывало экономику и перспективы развития дипломатических отношений с Новым Светом. В связи с этим флот Туманного Альбиона наращивал силу как только мог. Командующий Флотом пролива Ла-Манш Кеппель избрал «Викторию» флагманом и не прогадал: победное имя-таки принесло перевес в противостоянии с Францией. Первое сражение, где «Виктория» получила свое боевое крещение, показало, что флот и тактика ведения морских боев Британии не усовершенствовалась. Неопределенный итог битвы заставил Наполеона снова помериться силами с британскими военно-морскими силами. На борту флагмана в сражении у испанского мыса Трафальгар был уже ставший известным вице-адмирал Горацио Нельсон, который не только мудро рассчитал тактику боя, но и уделял большое внимание моральному состоянию своих подопечных, подбадривая их и поднимая боевой дух. Ценой своей жизни он одержал победу на «Виктории». Теперь легендарный корабль навечно возвращен в Портсмут, служа музеем в своем порту приписки.

oeru.ru

Легендарные корабли-призраки и их загадочные истории

Корабли-призраки, или корабли-фантомы, возникающие на горизонте и быстро исчезающие, по поверью моряков, предвещают беду (и раннюю седину). Так же называют и корабли, оставленные экипажем при различных, нередко загадочных, обстоятельствах.

«Мария Целеста»

Второй по популярности после «Летучего голландца» корабль-призрак — правда, в отличие от него, действительно существовавший. «Амазонка» (так сначала назывался корабль) пользовалась дурной славой. Судно много раз меняло владельцев, первый капитан погиб во время первого же плавания, затем корабль выбрасывало на мель во время шторма, и, наконец, его купил предприимчивый американец. Он и переименовал «Амазонку» в «Марию Целесту», считая, что новое название избавит корабль от неприятностей.

В 1872 году корабль, следовавший из Нью-Йорка в Геную с грузом спирта на борту, был обнаружен судном «Деи Грация» без единого человека на борту. Все личные вещи экипажа были на своих местах, в капитанской каюте стояла шкатулка с драгоценностями его жены и ее же швейная машинка с неоконченным шитьем. Правда, исчез секстант и одна из шлюпок, что позволяет предполагать, что команда покинула судно.

«Леди Ловибонд»

По преданию, капитан корабля Саймон Рид вопреки морскому поверью взял на корабль женщину, свою молодую жену. По одной из версий, его помощник был тайно влюблен в молодую миссис Рид и ночью направил корабль на песчаную отмель. По другой — члены команды возжелали прелестей жены капитана и, повесив его самого, три дня насиловали женщину и пьянствовали. В итоге корабль разбился. Так или иначе, виновата оказалась женщина.

Ровно через пятьдесят лет после крушения «Леди Ловибонд» несколько команды торговых кораблей утверждали, что видели «Леди» на месте крушения. Туда были отправлены шлюпки, но спасателям не удалось никого обнаружить.

«Октавиус»

Один из первых кораблей-призраков. «Октавиус» стал таковым, потому что его экипаж замерз в 1762 году (по крайней мере, этим годом датирована последняя запись в бортовом журнале), а корабль дрейфовал еще в течение 13 лет и завершил плавание с мертвецами на борту. Капитан пытался найти короткий путь из Китая в Англию через Северо-Западный проход (морской путь через Северный Ледовитый океан), но корабль был затерт льдами.

«Бэйчимо»

Грузовой корабль был построен в 1911 году и перевозил шкуры на северо-запад Канады. В 1931 году судно во время очередного рейса застряло во льдах. Только через неделю лед раскололся под весом корабля, и плавание было продолжено. Однако спустя 8 дней история повторилась. Экипаж сошел на берег, планируя дождаться оттепели. Но на следующий день корабль исчез. Экипаж решил, что судно утонуло, но береговая охрана сообщила, будто видела «Байчимо» в 60 километрах от берега во льдах. Компания-владелец приняла решение оставить корабль, так как он был изрядно поврежден, но он вновь вырвался из ледяного плена и бороздил Берингов пролив еще 38 лет. В 2006 году правительство Аляски начало кампанию по поимке «Байчимо», но успехом поиски не увенчались.

«Керрол А. Диринг»

Американская грузовая пятимачтовая шхуна была покинута командой при неизвестных обстоятельствах у мыса Хаттерас в Северной Каролине (США). Корабль возвращался из Рио-де-Жанейро, куда он отвозил уголь.

9 января 1921 года шхуна покинула Барбадос, где сделала промежуточную остановку. После этого спустя несколько дней ее видели в районе Багамских островов, затем — мыса Канаверал, а 31 января была найдена у мыса Хаттерал севшей на мель. На судне не оказалось ни одного человека. Не было и спасательных лодок, однако на камбузе была приготовлена еда. Также спасатели нашли на палубе серого кота, которого забрали с собой.

«Уранг Медан»

В июне 1947 года судно Silver Star получило сигнал бедствия с голландского корабля Ourang Medan, находившегося в Малаккском заливе. Вместе с сигналом было получено сообщение «Все мертвы. Скоро оно придет за мной». Вдохновленный этим жизнеутверждающим посланием, Silver Star отправился на поиски. Корабль был найден, но вся команда, включая корабельного пса, была мертва. Несмотря на то что смерть наступила около 8 часов назад, трупы были еще теплые. На телах не было никаких признаков насилия, но руки всех погибших были вытянуты вперед, будто они защищались.

Судно было решено отбуксировать в порт, но на нем начался пожар, и затем оно взорвалось. Как позже выяснилось, Ourang Medan не был приписан к какому-либо порту. По одной из версий, причиной гибели экипажа и самого корабля стала контрабанда нитроглицерина или нервно-паралитического газа, оставшегося со времен Второй мировой войны.

«Валенсия»

Пассажирский лайнер «Валенсия» затонул у берегов Ванкувера в 1906 году. Спасательных лодок хватило не на всех (такое чувство, что мы не только слышали нечто подобное, но даже смотрели фильм с Леонардо Ди Каприо…), и большая часть пассажиров погибла. Это, разумеется, привело к тому, что трагическая история обросла мифами, и «Валенсию» регулярно видят перед штормом местные моряки. А в 1970 году к берегу прибило абсолютно пустую спасательную шлюпку с «Валенсии» в отличном состоянии.

Источник: Maxim

Смотрите также:

cameralabs.org

История корабля | Корабли античности | Флот — ХLegio 2.0

Греческая бирема (вариант)

 

Посмотрите на глобус. Необозримые водные пространства занимают более двух третей поверхности земного шара. Неудивительно, что человек в самые отдаленные времена стремился преодолеть водные преграды. Первыми средствами для этого были, по всей вероятности, примитивные плоты, которые существовали уже в каменном веке. История судостроения и судоходства насчитывает около 8 тысяч лет, что соответствует эпохе неолита (около 8—3 тысячелетий до н. э.). Именно этот возраст приписывают челну, найденному в заливе Фев-оф-Форт в Шотландии. С течением времени и с дальнейшим развитием производительных сил лодки становились лучше и надежнее.

До сих пор наука не может утвердительно сказать, в какой стране зародилось судостроение и где впервые вышел человек в море. Основываясь на новейших исследованиях, можно предположить, что это произошло в Египте. Египтяне — народ, живущий на реке и рекой — с доисторических времен использовали Нил как удобнейшую транспортную магистраль. По Нилу и морям, омывающим Египет, с незапамятных времен ходили разнообразные плавучие средства, в частности, торговые корабли со стройным корпусом, приводимые в движение веслами, а при попутном ветре — с помощью узкого прямоугольного паруса. Египетские военные суда были очень похожи на торговые, но имели таран.

Большими мастерами-судостроителями и искусными мореплавателями древности считались финикийцы. В технологии судостроения они многое переняли у критян, которые, по утверждению исследователей древности, первыми применили киль и шпангоуты, что увеличило прочность корпуса судна. Предполагают, что отчасти благодаря именно этим техническим усовершенствованиям Крит стал первой морской державой на Средиземном море.

Постепенно другие народы — этруски, греки, карфагеняне и римляне начинают оспаривать у финикийцев господствующее положение в судостроении. Стремление повысить скорость, маневренность, силу удара тарана о вражеский корабль привело к появлению судов с двумя, тремя, четырьмя и пятью ярусами весел. Несколько столетий Рим не имел соперников на море. Сотни гребцов мускульной силой приводили в движение биремы, триремы (греки называли эти суда триеры), квантиремы и пентеры. Истории известны суда Древнего мира и с большим числом ярусов весел.

Изобретение паруса намного улучшило маневренность кораблей и позволило покрывать большие расстояния. Однако первое парусное вооружение вначале состояло из прямого рейкового паруса, который мог использоваться только при попутном ветре. Потребовалось длительное время, чтобы человек изобрел паруса, которые позволяли двигаться против ветра. Приблизительно в VIII—IX веках в районе Средиземноморья входит в употребление латинский парус (latina vela).

 

Продолжение >>>

Публикация:
История корабля. Вып. 1, М., 1986

xlegio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *