Сторожевой корабль Балтийского флота ВМФ РФ «Неустрашимый». Справка

СКР «Неустрашимый» был построен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в  Калининграде. Работа над проектом корабля началась еще в середине 1970‑х гг. Главный конструктор  Николай Яковлевский создал корабль, не уступающий по своим боевым возможностям лучшим зарубежным кораблям класса фрегат.

Строительство началось 25 марта 1987 года. На воду корабль был спущен 25 мая 1988 года, в этом же году был сформирован экипаж. Корабль вступил в строй 28 декабря 1990 года и 14 марта 1991 года был  включен в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ).

24 января 1993 года на корабле был поднят военно‑морской флаг России.

2 февраля 1993 года корабль был введен в состав бригады противолодочных кораблей.

Тактико‑технические характеристики корабля. 

Длина корабля ‑ 129, 6 м, ширина ‑ 15.6 м, стандартное водоизмещение  ‑ 3 210 т,  полное водоизмещение  ‑ 4 200 т, максимальное водоизмещение ‑ 4 350 т.  Его полная скорость — 30 узлов (55,5 км/ч), экипаж ‑ 210 человек, в том числе 35 офицеров.

Корпус корабля разбит на 12 отсеков водонепроницаемыми переборками. Корабль имеет две мачты и две дымовые трубы. Корпус и надстройка стальные. При создании корабля использовались технологии по снижению акустической заметности. Корабль имеет на вооружении уникальные ракетные комплексы противолодочного и зенитного оружия, универсальную 100‑мм артиллерийскую установку, торпедные аппараты и реактивные бомбометные установки, шесть противолодочных торпед или ракет «Водопад‑НК». Корабль снабжен радиоэлектронным вооружением: системами радиосвязи, боевой информационно‑ управляющей системой, навигационной системой, системой управления ракетным комплексом, системой управления огнем комплексов ПВО, РЛС дальнего обнаружения.

Судно может нести на борту палубный вертолет «Ка‑27». Главной задачей этой машины является поиск, обнаружение и поражение подводных лодок; вертолет может также использоваться при проведении поисково‑спасательных операций, эвакуации раненых и перевозки срочных грузов.

За 15 лет «Неустрашимый» посетил более десяти иностранных портов в восьми странах Европы. Он регулярно участвует в международных военно‑морских учениях BALTOPS, где отрабатываются навыки проведения миротворческих операций на море. В июне 1995 года корабль участвовал  в праздновании 100‑летия Кильского канала (г. Киль, Германия) и совершил прохождение по каналу в парадном строю участников («Неустрашимый» ‑ первый российский корабль, прошедший Кильский канал во второй половине XX века).

С 1994 года СКР «Неустрашимый» в составе корабельной ударной группы неоднократно завоевывал призы главнокомандующего ВМФ по противовоздушной, противолодочной обороне и артиллерийской подготовке. Неоднократно «Неустрашимый» объявлялся лучшим кораблем на Балтийском флоте (2000, 2005, 2006, 2007). 

Высокую оценку судна подтверждает и тот факт, что в 2003 году именно СКР «Неустрашимый» обеспечивал официальный визит президента РФ, Верховного главнокомандующего ВС РФ Владимира  Путина в порт Лондон. На борту корабля президент подписал ряд международных договоров. В сентябре 2006 года «Неустрашимый» принял участие в церемонии по перезахоронению праха императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери последнего российского императора Николая II.

В 2006 году на  корабле проходили съемки фильма «Параграф 78»; судно можно увидеть в таких фильмах, как «Особенности национальной рыбалки», «Зависть богов».

Командир корабля ‑ капитан 2‑го ранга Алексей Апанович.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все справки>>

ria.ru

Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ.

Водоизмещение; полное 7940, стандартное 6500 т; длина 156,37 м, ширина 17,19 м, осадка 7,79 м.
Мощность ПТУ 2×49 750 л.с.; скорость хода: максимальная 33,4, экономическая 18,4 уз. дальность плавания экономическим ходом 5340 миль.

Вооружение: 2х4 ПУ ПКРК «Москит» (8 ракет), 2 ПУ ЗРК «Ураган» (48 ракет), 2х2 130-мм А-218 и 4х6 30-мм орудия АК-630М орудия, 2х2 533 ТА,
2 РБУ-1000 (48 РГБ-10), 1 вертолет Ка-27. Экипаж 344 человека.

НомерФотоРазмер файла / Контрольная суммаОписаниеИсточник
1. 212k / E92E424EFA534A4A7B0AEBC5C5F0C624 Эскадренный миноносец проекта 956 «Бесстрашный», после 1995 года
(подробнее)
Сергей Мягков
http://community.webshots.com
2. 147k / 5E57C0FAF57C6A4030104A3B7133D004 Эскадренный миноносец проекта 956 «Бесстрашный», после 1995 года
(подробнее)
Сергей Мягков
http://community.webshots.com
3. 150k / 53515B84488BF1882C47AD5A8584FBCF Эскадренный миноносец проекта 956 «Бесстрашный», после 1995 года
(подробнее)
Terence P Jeffrey
No choice but deterrence. Human Events. Washington: Apr 23, 2001. Vol. 57, Iss. 15; pg. 1, 2 pgs
4. 334k / 03A63190E63307B4159D6E664E7DD500 Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков» ставит пассивную помеху на репетиции дня ВМФ в Североморске, 28 июля 2005 года 11:17
(подробнее)
Автор фотографии Мустафин Ренат
Мустафин Ренат
5. 313k / 59A8567C35BB18B50AE46396F1B69252 Эскадренный миноносец проекта 956 «Бесстрашный»
(подробнее)
Набор фотографий «Боевые корабли России». Военный парад, Москва 2002 год
6. 395k / 47BDE075622857347486B44461C95D60 Эскадренный миноносец «Бесстрашный»
(подробнее)
Автор фотографии Андрей Аверин
http://forums.airbase.ru
7. 323k / 46675146765F7E427E46E85F97CCB97E Эскадренный миноносец «Бесстрашный» и тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» на параде в Североморске
(подробнее)
Автор фотографии Андрей Аверин
http://forums.airbase.ru
8. 188k / 118835D1BA5EF575C17060C6C2C5F6A0 Эскадренный миноносец «Бесстрашный»
(подробнее)
SiriusM
http://www.shipspotting.com
9. 160k / ACE3DECD2855D0EDF4E410C33553A9E3 Эскадренный миноносец «Бесстрашный» в Северодвинске на предприятии «Звездочка», начало 2000-х годов
(подробнее)
Автор фотографии Ю.Н.Максимов
Журнал «Судостроение»
Бурменский Андрей
http://forums.airbase.ru
10. 168k / B7CED16DD740D981832FF14299BCB2F5 Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» на рейде Североморска, 29 июля 2006 года 12:56
(подробнее)
Автор фотографии Дмитрий Пономарёв
Дмитрий Пономарёв
11. 171k / 717E535DDD259DAA7C9552D37DDB579D Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» на рейде Североморска в День Флота, 30 июля 2006 года 08:51
(подробнее)
Автор фотографии Дмитрий Пономарёв
Дмитрий Пономарёв
12. 248k / 4E94F1F6CA8F6A02356C8F7BD87037A9 Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» на рейде Североморска в День Флота, 30 июля 2006 года 11:40
(подробнее)
Автор фотографии Дмитрий Пономарёв
Дмитрий Пономарёв
13. 186k / 53F7EC88023B9B0A28E79A747BF9916A Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» на рейде Североморска в День Флота, 30 июля 2006 года 11:41
(подробнее)
Автор фотографии Дмитрий Пономарёв
Дмитрий Пономарёв
14. 380k / 096C1CC40892A63B43CBF84A5F2D686F Эскадренные миноносцы проекта 956 «Адмирал Ушаков» и «Безудержный» в Североморске, 24 мая 2007 года
(подробнее)
Автор фотографии Carpenco
http://photofile.ru
15. 580k / A6AF8E1C10100DF78B471DA4AE722BE9 Эскадренные миноносцы проекта 956 «Адмирал Ушаков» и «Безудержный» в Североморске, 19 августа 2007 года 17:58
(подробнее)
Бпп
http://balancer.ru
16. 409k / 88A7E4C7170B417C7D1D2773DFBF7327 Эскадренные миноносцы проекта 956 «Адмирал Ушаков» и «Безудержный» в Североморске, 19 августа 2007 года 17:53
(подробнее)
Бпп
http://balancer.ru
17. 188k / 590897C91A66E004F88505ADDDF4BF66 Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков» в Североморске на параде, 29 июля 2007 года 11:14
(подробнее)
Mikhail
http://picasaweb.google.com
18. 301k / 2321EFCDBDA43E4AFE3E612C3C9A7698 Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков», 29 августа 2004 года 14:44
(подробнее)
Вованыч_1977
http://balancer.ru
19. 382k / 69363026E183B5509A624701B174CB2E Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков», 9 января 2008 года 12:36
(подробнее)
Andr260380
http://fotki.yandex.ru
20. 607k / 956C7CC56AB3F9B87F73F80B21FECE40 Эскадренные миноносцы проекта 956 «Адмирал Ушаков» и «Безудержный» в Североморске, 9 октября 2007 года 11:26
(подробнее)
Kptelegin
http://fotki.yandex.ru
НомерФотоРазмер файла / Контрольная суммаОписаниеИсточник
21. 1770k / 983959082F898627F74949DEA224BA6B Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» в Североморске, 21 сентября 2008 года
(подробнее)
Shtorm_DV
http://album.foto.ru
22. 889k / E525094B6AFEF042C5C429FB0DA5C182 РКР «Маршал Устинов», ЭМ «Адмирал Ушаков», БМТ «Сергей Осипов» и ТАКР «Адмирал Кузнецов», 17 октября 2004 года
(подробнее)
Shtorm_DV
http://album.foto.ru
23. 790k / 8C47603F710FC65FBADCC6899C513634 ЭМ «Адмирал Ушаков» и РКР «Маршал Устинов», 17 октября 2004 года
(подробнее)
Shtorm_DV
http://album.foto.ru
24. 3806k / BB9E69A9BEF57C54484D3AE2CE96BFD6 Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков», 17 августа 2005 года
(подробнее)
Shtorm_DV
http://album.foto.ru
25. 983k / CE45F77E98AE36BC46DC7A3E15E41716 Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков», октябрь 2004 года
(подробнее)
Shtorm_DV
http://album.foto.ru
26. 940k / 6487757136B6330767B4A145E9B1F0EF Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков», октябрь 2004 года
(подробнее)
Shtorm_DV
http://album.foto.ru
27. 484k / 6413C11AFE09EE4C650CD6156DFD2E9F Эскадренные миноносцы «Бесстрашный» и «Безудержный» в Североморске, зима 1996-1997 годов
(подробнее)
Shtorm_DV
http://album.foto.ru
28. 495k / A24D549F630E556A7783E714FE436C7C Эскадренные миноносцы «Бесстрашный» и «Безудержный» в Североморске, зима 1996-1997 годов
(подробнее)
Shtorm_DV
http://album.foto.ru
29. 2359k / 87FD45B6DDFEA90D488781E4BA159441 Эскадренный миноносец «Бесстрашный» на Мальте, февраль 1996 года
(подробнее)
Shtorm_DV
http://album.foto.ru

navsource.narod.ru

«Ремонт сторожевого корабля «Неустрашимый»» в блоге «Судостроение и судоходство »

Полным ходом идут модернизация и ремонт одного из лучших кораблей Балтийского флота — СКР «Неустрашимый».Уже второй год подряд экипаж встречает день рождения корабля, который отмечается 24 января, у причальной стенки Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь». Дело в том, что в рамках контракта с Министерством обороны калининградские корабелы в течение двух лет проведут большой объем работ по ремонту и модернизации корабля. Существенное обновление коснется оборудования электромеханической, штурманской и радиотехнической боевых частей, а также систем вооружения.

Стоит отметить, что подобных по объему ремонтных работ на заводе не проводилось последние 25 лет, а корабль не проходил такого комплексного обновления с момента своей постройки.О том, что на корабле полным ходом идет ремонт, видно издалека. Корма, борта, надстройки усыпаны выкрашенными маркерной краской заплатками. На палубе громоздятся ящики с ЗИП, сварочные аппараты, лежат отслужившие свой век трубы водяных и паровых магистралей сторожевика.Как рассказал исполняющий обязанности командира БЧ-5 старший лейтенант Артем Сироткин, работа кипит не только на верхней палубе, но и внутри корабля. В прошлом году было проведено предварительное докование корабля, определено его техническое состояние. В настоящее время на «Неустрашимом» идут демонтаж оборудования и отправка его на предприятия и в сервисные организации, а также установка уже отремонтированных систем и агрегатов.— Два маршевых двигателя законсервированы и находятся на корабле, — уточнил офицер. — Представители завода их уже осмотрели. Два форсажных двигателя выгружены и отправлены на ремонт. Из пяти вспомогательных энергетических дизель-электрических установок часть уже отремонтирована и установлена на корабле.Ремонт — это забота не только представителей предприятий. Личный состав СКР «Неустрашимый» обеспечивает проведение всех огневых работ. Рядом с рабочими всегда находится военнослужащий с огнетушителями, сюда же подводится пожарная линия. Члены экипажа также сами участвуют в ремонте корабля. Так, старшина моторной команды мичман Андрей Белинский вместе с подчиненными контролирует выполнение работ на дизель-генераторах. В случае необходимости моряки помогают представителям предприятий-контрагентов. Такое взаимодействие позволяет военнослужащим досконально разобраться в конструктивных особенностях оборудования, изучить особенности его работы. В кормовом машинном отделении, где идет ремонт редукторов, старшим является старшина машинной команды мичман Сергей Пеняев. В дизель-генераторном отсеке корабля личным составом ведется подготовка к приему и установке новых отремонтированных дизелей. Здесь работы выполняются под руководством старшего матроса контрактной службы Антона Мешкова.О масштабах работы свидетельствует и такой факт — например, в системе подачи пресной воды предстоит заменить примерно 200 клапанов. Также меняют участки трубопровода, электронасосные агрегаты. Два пожарных насоса отправлены в ремонт. Два — ждут своей очереди. Будет проведен косметический ремонт всех коридоров и боевых постов, а также большей части кают. Заводчане полностью заменят систему освещения корабля. В соответствии с графиком проводится ремонт систем навигации, связи и вооружения…Конечно, при таких объемах ремонтных работ не бывает без трудностей. Так, по словам командира корабля капитана 3 ранга Евгения Овсянникова, особенность нынешнего ремонта заключается в том, что впервые турбины силовых установок сторожевого корабля ремонтируются на авиационном заводе в Самаре. В январе турбины с «Неустрашимого» были отправлены на предприятие. Туда же прибудут флотская комиссия и корабельные специалисты БЧ-5, чтобы убедиться в полноте и качестве проведенного ремонта. Ведь завод в Самаре впервые выполняет столь необычный заказ. Как известно, раньше ремонтные работы производились на заводе в украинском городе Николаеве. Да и для балтийцев это также первый опыт сотрудничества с авиаремонтным предприятием.Понятно, что наибольший груз ответственности и объемы работ, конечно же, лежат на личном составе электромеханической боевой части корабля, командиром которой является старший лейтенант Вячеслав Опенченко. Много забот у исполняющего обязанности старшего помощника командира корабля капитан-лейтенанта Владислава Галицкого. Добрых слов заслуживает настоящий специалист по корпусным и сварочным работам мичман Андрей Кузьменко. А вообще весь экипаж СКР «Неустрашимый» работает как один целый организм — дружно и слаженно. Впрочем, по-другому на флоте и не бывает.А что касается годового праздника, то капитан 3 ранга Евгений Овсянников сообщил, что он пройдет почти незаметно.— День поднятия Андреевского флага отметим экипажем в узком кругу, — уточнил офицер. — Гостей приглашать не станем. Тем более что показать им пока нечего. На корабле полным ходом ведутся работы. На данный момент план ремонта выполнен примерно на 30%. Многое еще предстоит сделать. Верю, что настоящий праздник на корабле состоится в январе 2016 года, когда СКР «Неустрашимый» после ремонта и модернизации вернется в боевой состав соединения надводных кораблей Балтийского флота.Владимир Дашевский, «Страж Балтики».

sdelanounas.ru

Бесстрашный (миноносец) — это… Что такое Бесстрашный (миноносец)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Бесстрашный.

«Бесстрашный» — эскадренный миноносец Российского Императорского флота типа «Кит».

История корабля

Заказан по судостроительной программе «Для нужд Дальнего Востока». 23 января 1899 года зачислен в списки судов Российского флота, 29 марта 1899 года заложен на судоверфи фирмы «Шихау» в Эльбинге, спущен на воду 12 августа 1899 года, вступил в строй 31 августа 1900 года. После испытаний отправился в Кронштадт, куда прибыл в июле 1902 года, зайдя по пути в Гельсингфорс.

С 31 октября 1900 года по 6 мая 1901 года совершил переход из Кронштадта в Порт-Артур, где вошёл в состав Первого отряда миноносцев Первой Тихоокеанской эскадры[1].

С началом Русско-японской войны «Бесстрашный» принял активное участие в боевых действиях, неся сторожевую службу на внешнем рейде и совершая разведывательные походы. В первую ночь войны миноносец совместно с «Расторопным» находился в дозоре у Порт-Артура, однако не сумел обнаружить японские корабли. За первый месяц войны миноносец выходил в море с различными боевыми заданиями 8 раз[1]. 13 февраля «Бесстрашный» сумел под огнём противника прорваться из бухты Цзинчжоу в Порт-Артур. 26 февраля 1904 года «Бесстрашный» принял участие в бою миноносцев у Порт-Артура. В этом бою четвёрке эскадренных миноносцев русского отряда противостояли четыре японских «истребителя». После обнаружения кораблей противника «Бесстрашный» вслед за флагманским миноносцем в 3 часа 45 минут открыл огонь по ним, из­брав своей целью замыкающий миноносец «Акацуки». Русские снаря­ды повредили на японском «истребителе» машину и перебили главную паровую магист­раль, что привело к потере хода «Акацуки»[1]. После оживлённой пере­стрелки противники потеряли друг друга в темноте. За время боя «Бесстрашный» повреждений не получил.

В мае и июне «Бесстрашный» активно участвовал в поддержке русских войск у Цзиньчжоу. За это время миноносец в составе отряда принял участие в нескольких кратковременных столкновениях с японскими кораблями. Во время боя в Желтом море сумел прорвать блокаду и уйти от преследовавших японских кораблей в Циндао. 2 августа «Бесстрашный» был разоружен и интернирован правительством Китая[1].

4 февраля 1905 года «Бесстрашный» вошёл в состав Сибирской флотилии. В 1912—1913 годах прошёл капитальный ремонт с перевооружением. Кроме того была установлена вторая мачта для антенны радиотелеграфа. В 1917 году совершил переход из Владивостока в Баренцево море, куда прибыл 10 сентября 1917 года и вошёл в состав Флотилии Северного-Ледовитого океана[1].

8 ноября 1917 года вошёл в состав РККФ, в марте 1918 года захвачен в Мурманске интервентами. В море не выходил по причине неисправного состояния. После возвращения в РККФ прошёл капитальный ремонт, а 24 июня 1924 года исключен из списков флота с передачей «Комгосфондов» для реализации.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Н. Н. Афонин, С. А. Балакин «Морская Коллекция» № 5 2000 год, «„Внимательный“ и другие (порт-артурские миноносцы зарубежной постройки)»

Литература

  • Н. Н. Афонин, С. А. Балакин «Морская Коллекция» № 5 2000 год, «„Внимательный“ и другие (порт-артурские миноносцы зарубежной постройки)».
  • Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. — М.: Воениздат МВС СССР, 1948. — 492 с.
  • Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг. — Харвест, 2000. — ISBN 9854338886
  • Афонин Н. Н. Эскадренные миноносцы типа «Касатка» (1898—1925). Серия «Боевые корабли мира». — Самара: АНО «Истфлот», 2005. — 88 с.: илл. ISBN 5-98830-011-1
  • Н. А. Залесский Флотилия Северного Ледовитого океана в гражданскую войну (Исторические записки т.71)

Ссылки

dic.academic.ru

Неустрашимый, Ярослав Мудрый и Туман, Какие Корпус и Вооружение, Как Используются Сейчас

Если у вас есть статья, заметка или обзор, которыми вы хотите поделиться с аудиторией нашего сайта, присылайте информацию на: [email protected]. За статьи платим деньги!

30.04.2019

В истории российского военно-морского флота одно из ведущих мест занимает боевая служба сторожевых кораблей. Этот тип военных кораблей считается самым массовым во флоте. Огромен и круг задач, которые выполняют корабли этого класса. Сторожевики всегда находились на передовых позициях, охраняя безопасность морских коммуникаций и морские рубежи нашей страны.

В Советском Союзе на повестке дня была военно-морская стратегия, предусматривающая активную оборону собственных морских рубежей. Для этой цели лучше всего подходили сторожевики, которые в основном использовались для обороны прибрежных акваторий. Для выполнения боевых задач кораблям не требовалась ни большая автономность плавания, ни мощное вооружение. Однако появление в море большого количества ударных соединений американского флота и кораблей стран НАТО, вынудило советское военно-морское командование искать новые технические средства борьбы. Ответом на усиление военно-морской мощи вероятного противника должны были стать сторожевые корабли проекта 11540.

Основные цели новых сторожевиков Ярослав мудрый и Неустрашимый

Новые сторожевики, которые планировалось передать в состав Балтийского флота, должны были стать самыми сильными и мощными кораблями на Балтийском морском театре. Основная цель, которая ставилась перед ними, заключалась в контроле акватории Балтийского моря. Не исключался выход сторожевиков на океанские просторы для обеспечения безопасности судоходства и перехвата судов противника на дальних рубежах.

Поставленные цели требовали увеличения размеров и водоизмещения боевых кораблей. Необходимо было создать сторожевой корабль, способный длительное время находиться в море и который бы обладал превосходящей огневой мощью. Суда предыдущего проекта 1135 наглядно продемонстрировали конструктивные особенности сторожевых кораблей нового типа, которые нужно было либо улучшить, либо модернизировать. Внесение в проект целого ряда технических новшеств и увеличение водоизмещения кораблей стали поводом перехода кораблей проекта 11540 в класс фрегатов.

Техническое задание на строительство новых сторожевиков поступило в 1981 году. Разработчиком проектной документации

militaryarms.ru

Трагедия корабля «Отважный». ТАСС уполномочен… промолчать

Трагедия корабля «Отважный»

30 августа 1974 года, несмотря на раннее время, на главном командном пункте (ГКП) Черноморского флота было многолюдно. Западнее Севастополя в море проводились учебные зенитно-ракетные стрельбы, и в помещениях штаба рябило в глазах от обилия звезд на погонах – присутствующее почти в полном составе флотское начальство хотело «держать руку на пульсе».

Первым к выполнению учебной задачи приступил большой противолодочный корабль (БПК) «Отважный» с бортовым номером 530. В 9.57 адмиралу Самойлову доложили, что на «Отважном» объявили тревогу и приготовились к стрельбе. Самойлов, временно замещавший убывшего в летний отпуск командующего флотом вице-адмирала Ховрина, удовлетворенно кивнул. Теперь следовало ждать сообщений об обнаружении «Отважным» радиоуправляемой мишени и последующих результатах ракетного залпа.

Но время шло, а новых радиограмм не поступало. Но вот в 10.05 радисты штаба приняли сообщение, повергшее все командование флота в состояние, близкое к шоковому: «Пятьсот тридцатый – ГКП. На корабле взрыв и пожар».

Что же случилось? Доложив на берег о готовности к началу учений, командир «Отважного» капитан 2-го ранга Винник с одобрения стоявшего рядом начштаба флота контр-адмирала Саакяна приказал занести этот факт в вахтенный журнал. Находившийся тут же на мостике корабля вахтенный офицер потянулся за журналом, но в этот момент, в 9.58, БПК слегка встряхнуло. Винник и Саакян с удивлением посмотрели друг на друга. Кавторанг едва успел сказать: «Товарищ контр-адмирал, разрешите разобраться…» – как в корме корабля раздался оглушительный хлопок, за ним еще один, еще… А потом корабль подбросило, как от мощного пинка, и из-под ставшей дыбом кормовой палубы в небо вонзился высоченный огненный столб.

Несмотря на то что «Отважный» к 1974 году уже девять лет находился в строю, он продолжал считаться одним из лучших боевых кораблей Черноморского флота СССР. Он принадлежал к кораблям, построенным по «проекту 61». Корабли этой серии имели водоизмещение 4390 тонн и вооружение, позволявшее успешно бороться с самолетами и подводными лодками противника. Однако главной «изюминкой» «проекта 61» было не сочетание мощного оружия с умеренным водоизмещением, а отличная мореходность и уникальная газотурбинная двигательная установка, дававшая кораблю возможность за считанные минуты в любых погодных условиях развивать скорость до 34 узлов. Недаром американские моряки прозвали новые советские сторожевые корабли «поющими фрегатами» – когда БПК давал полный ход, зрителям оставалось лишь быстро затихающее «пение» турбин умчавшегося вдаль корабля! В советском флоте БПК «проекта 61» гордо называли «гончие океанов».

Естественно, что при проектировании этого корабля отечественные конструкторы не могли не обратить внимания на столь важное для любой боевой машины качество, как живучесть. В числе прочих технических новинок каждый БПК имел противопожарную систему «Карат», которая при скачке температуры до 70 °C через 0,3 секунды автоматически начинала подачу пены и воды в любой подпалубный отсек корабля. Правда, датчики «Карата» оказались настолько чувствительными, что после десятков случаев срабатывали системы на огонь зажигалки или сигареты, и было принято решение перевести «Карат» в режим сигнализации. Теперь вместо мгновенного срабатывания система сначала извещала о месте пожара и только после нажатия дежурным специалистом кнопки на пульте приступала к тушению…

Пока адмирал Самойлов объявлял по флоту боевую тревогу, пока к аварийному кораблю спешили корабли-спасатели, пришедший в себя после взрыва экипаж «Отважного» приступил к борьбе за его спасение. К 10.10 кавторангу Виннику и контр-адмиралу Саакяну стало ясно, что взорвался погреб № 8 – погреб кормовой зенитной установки, в котором хранилось ни много ни мало целых 18 ракет. Удивительно, что после такой катастрофы корабль вообще остался на плаву. Там, где когда-то была кормовая ракетная установка, в палубе образовался громадный провал, из которого валили густые клубы черного и белого дыма. Нарастающий крен подсказывал, что взрыв пробил обшивку корабля ниже ватерлинии и теперь кормовые отсеки «Отважного» стремительно заполняются водой.

Приблизиться к пробоинам мешал бушующий под палубой пожар. Система «Карат» по непонятной причине не сработала, а почти сразу за взорвавшимся 8-м находился погреб № 9 с 1200 артиллерийским снарядами!..

Морякам «Отважного» приходилось делать все сразу: подсчитывать жертвы, спасать раненых, откачивать воду из трюмов, лить воду в полыхающий зев погреба № 8 и пытаться пробиться на отрезанную пожаром корму, к погребу № 9. Паники на корабле не было – паника была на берегу. Командование никак не могло принять решение, что лучше: буксировать корабль к берегу или же тушить пожар в открытом море? Первое выставляло ЧП на обозрение всех севастопольских зевак, но позволяло быстро справиться с аварией силами портовых служб. Второе давало возможность избежать ненужной огласки, но ставило под вопрос возможность быстро погасить пожар.

Пока командование флота пребывало в раздумьях, мечущихся в огне и дыму Винника с Саакяном подбадривали с берега радиограммами, общий смысл которых сводился к слову «держитесь!» Кончилось все тем, что адмирал Самойлов связался с главнокомандующим ВМФ СССР адмиралом флота Советского Союза Горшковым и тот, после пары нецензурных выражений, приказал под свою ответственность «тащить БПК к земле, даже несмотря на опасность детонации корабельных погребов в черте Севастополя». Только после этого к полыхающему «Отважному» подошли эсминцы «Бедовый» и «Сознательный», высадили на борт терпящего бедствие корабля аварийные партии и приступили к его буксировке на восток.

Окончательный приговор «пятьсот тридцатому» вынесла стихия. Постепенно усиливающееся волнение стало рвать не только буксирные канаты, но и поданные с кораблей-спасателей на «Отважный» пожарные шланги.

К 12.00 огонь прорвался в машинное отделение БПК. Еще через два с половиной часа на воздух взлетели расположенные на корме цистерны с вертолетным топливом. Крен увеличился, пропал свет. Языки пламени уже лизали крышу люка погреба № 9, когда в 15.12 командир отдал экипажу приказ покинуть гибнущий корабль. Винник сошел с «Отважного» последним. Спустя полчаса БПК лег на правый бок и затонул на глубину 125 метров.

Последующие результаты работы следственной комиссии со всей неопровержимостью доказали, что главной причиной гибели корабля стала… трусость одного-единственного человека – мичмана Шупортяка. После объявления учебной тревоги в 9.57 мичман, находившийся за пультом поста контроля ракет погреба № 8, как и было предписано наставлениями, подал напряжение в систему. Сразу же после этого произошло короткое замыкание, вызвавшее самопроизвольный запуск двигателя одной из находящихся в погребе зенитных ракет. На пульте перед Шупортяком зажглась сигнальная лампочка «Карата». Мичман повернул голову, увидел через обзорное окошко сильный сноп пламени внутри погреба и, не придумав ничего лучшего, бросил пост. С воплем «Сейчас рванет!». Шупортяк побежал в носовую часть корабля – система «Карат» команды на тушение так и не получила.

Следствие показало, что после появления огня в погребе № 8 и до момента детонации сначала топливных баков, а потом и боеголовок находящихся в нем ракет, прошло не менее 18 секунд. 18 секунд были отпущены судьбой мичману на то, чтобы спасти корабль, но Шупортяк не смог пересилить свой страх. Ценой этого стала гибель не только корабля, но и 24 человек из числа 287 членов экипажа.

Комиссия признала, что после взрыва погреба № 8 экипаж корабля проявил мужество и действовал умело. Но после детонации ракет, находящихся в погребе, «Отважный» получил настолько сильные повреждения, что спасти его оказалось невозможным. Кроме Шупортяка, иных виновных искать особенно не стали. По легенде, к этому невольно приложил руку генсек ЦК КПСС Брежнев. Когда ему доложили о ЧП с «Отважным», он ехал в хорошем настроении с очередного чествования в Новороссийске героев Малой Земли. «Ну, вы там сильно не наказывайте» – этой фразы, сказанной всесильным генсеком Горшкову, оказалось достаточно, чтобы не посыпались звезды с погон. Образцовой была признана живучесть кораблей «проекта 61» – после взрыва погреба БПК продержался на воде почти шесть часов!

«Отважный» погиб, но его история имела неожиданное продолжение. Озабоченный престижем страны, министр обороны маршал Гречко потребовал поднять «Отважный» любой ценой. Приказ министра был отменен лишь после установления факта разлома корпуса затонувшего БПК на несколько частей. Тут стало известно, что в Черном море появился американский корабль, имевший оборудование для глубоководных работ. «Холодная война» была в самом разгаре. «Отважный» лежал на дне в нейтральных водах вместе с секретным оборудованием и боеприпасами. Чтобы все это добро не досталось супостатам, российские водолазы срезали с БПК радиолокационные мачты, а потом корпус «утопленника» взорвали с помощью 80 тонн динамита. У уцелевших членов команды «Отважного» взяли подписку о строжайшем неразглашении произошедшего и «разбросали» дослуживать по другим кораблям.

Несмотря на то что уже осенью 1974 года в иностранных СМИ замелькали сообщения о гибели «пятьсот тридцатого», в СССР все документы на эту тему под грифом «Совершенно секретно» пролежали долгих 17 лет.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Легендарные корабли — Корабли — Общая информация — Assassin’s Creed 4: Black Flag

Легендарные корабли в Assassin’s Creed 4: Black Flag — это плавучие крепости 75 уровня, являются гордостью испанского и британского флота. Они превосходно бронированы и вооружены. Всего в игре предстоит найти и победить пять легендарных кораблей. Расположены они в четырех углах карты. За победу над каждым из них вручается солидная награда от 10000 до 20000 реалов.

Эль-Имполуто (El Impoluto)

Эль-Имполуто (El Impoluto) (199.894) — испанский легендарный корабль в северо-западном районе Карибских островов. В золотой век пиратства наводил ужас на всех «джентельменов удачи» в данном регионе. Как и все легендарные корабли носил груз в 20000 реалов, но был потоплен Эдвардом Кенуэем.

Эль-Имполуто, как и все легендарные корабли, имел более 100 пушек, стреляющих калеными ядрами, был крупнее любого линейного, обладая крепкой броней. Предположительно, не имел мортир, но обладал сокрушительным тараном.

В отличии от других легендарных кораблей Эль-Имполуто обладал невероятной скоростью и маневренностью, в сочетании с тараном это делало его настоящим ужасом, каждая носовая атака сопровождалась еще и калеными снарядами из носовых пушек. Возможно — самый опасный из легендарных кораблей. Но в жарком бою он был потоплен Галкой и её капитаном.

Ла Дама Негра (La Dama Negra)

Ла Дама Негра (La Dama Negra) (289.67) — испанский легендарный корабль в юго-западном районе Карибских островов. В золотой век пиратства наводил ужас на всех «джентельменов удачи» в данном регионе. Как и все легендарные корабли носил груз в 20000 реалов, но был потоплен Эдвардом Кенуэем.

Ла Дама Негра, как и все легендарные корабли, имел более 100 пушек, стреляющих калеными ядрами, был крупнее любого линейного, однако, имел слабо защищенную корму. А также имел огромное количество мортир.

Основной ударной силой этого корабля было большое кол-во мортир. Во время боя, он стремится развернуться боком, чтобы обстрелять своим сокрушительным бортовым залпом, при получении внушительного урона скрывается в тумане, чтобы потом снова резко атаковать мортирным залпом. Отличительной особенностью мортир этого корабля является то, что зона их поражения в виде кругов на воде не отображается. Поэтому, чтобы избежать попадания его снарядов, во время залпа из мортир, важно резко изменять курс «Галки», так как снаряды мортир всегда падают прямо по курсу корабля Кенуэя. Также, Ла Дама Негра отличается своим прочным бортом, неуязвимым для обычных ядер «Галки».

Принц (HMS Prince)

Принц (HMS Prince) (895.64) — британский легендарный корабль в юго-восточном районе Карибских островов. В золотой век пиратства наводил ужас на всех «джентельменов удачи» в данном регионе. Как и все легендарные корабли носил груз в 20000 реалов, но был потоплен Эдвардом Кенуэем.

Принц, как и все легендарные корабли, имел более 100 пушек, стреляющих калеными ядрами, был крупнее любого линейного, обладая крепкой броней. А также имел огромное количество мортир.

Несмотря на свои ужасающие размеры этот корабль всегда прикрывался туманом, поэтому его часто называли «корабль-призрак». Во время боя он стремится развернуться боком, чтобы обстрелять своим сокрушительным залпом и постоянно целится из мортир, при получении внушительного урона скрывается в тумане, чтобы потом снова резко атаковать. Наиболее неподготовленный из легендарных кораблей.

Братья по оружию (The Brothers-In-Arms)

Братья по оружию (The Brothers-In-Arms) (871.808) — два британских легендарных корабля,HMS «Бесстрашный»(HMS Fearless) и«Королевский суверен»(Royal Sovereign), в северо-восточном районе Карибских островов. В золотой век пиратства наводили ужас на всех «джентельменов удачи» в данном регионе. Как и все легендарные корабли носили груз в 10000 реалов каждый, но были потоплены Эдвардом Кенуэем.

Братья размером каждый с обычный линейный, каждый несет около сотни орудий, но при этом не имеют носовых пушек. Обладают весьма крепкой броней и большой маневренностью. HMS «Бесстрашный» (HMS Fearless) ходит под черными парусами и имеет черный корпус с белой полосой, «Королевский суверен» (Royal Sovereign) ходит под белыми парусами и имеет белый корпус с черной полосой, вместе олицетворяют Инь-Янь.

Экипажи «Братьев» используют продуманную тактику, все время пытаются зайти с 2-ух сторон чтобы накрыть вас двойным бортовым залпом, если вы идете прямо на одного из них, то он резко поворачивается к вам бортом и стреляет, пока другой обстреливает вас сбоку. Можно попытаться пристроиться между ними и быстро проплыть мимо, тогда залп из корабля накроет своего союзника. При получении урона они отплывают подальше и разворачиваются: один по часовой, другой против часовой. Когда один из кораблей потоплен, экипаж другого поджигает свой корабль и стремится протаранить «Галку». Если ему это удается, кораблю Кенуэя будет нанесен значительный урон. На этой стадии боя «Галка» может использовать свое преимущество в скорости и зажигательные мины, чтобы не подпустить к себе горящий линкор и расстрелять его издалека.

В целом, оба корабля имеют самый маленький запас здоровья из всех легендарных кораблей, но их двое, поэтому они не менее опасный противник, чем остальные три.

www.playground.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *