Корабельные крысы — Жизнь коротка, потерпите немного 🙂 — LiveJournal

Первый раз с корабельными крысами я столкнулся через полгода после того, как одел морскую форму. Неведомо почему, но первую корабельную практику нам устроили посреди первого курса. Хотя подозреваю, что на эсминце «Пламенный» просто были нужны лишние рабочие руки. Он стоял в ремонте и мы практиковались в надраивании плит настила и очистке нагара на оборудовании в машинно-котельных отделениях.

Поселились в одном из кормовых кубриков и матросы сразу предупредили нас: носки и форменные воротники-гюйсы на ночь кладите под подушку, иначе крысы обязательно утащат для обустройства уютных гнёздышек своим крысятам.

Полной темноты в кубриках не бывает, включается ночное освещение в виде синих плафонов. Не успели мы ещё заснуть, как по воздуховодам вентиляции и кабельным трассам заскользили горбатые тени — крысы вышли на ночной дозор. А между крайними койками и бортом было отгороженное пространство, наверно, чтобы теплее было.

Там была устроена крысиная «волейбольная площадка. Что-нибудь съедобное подвешивалось на кончике (верёвочке:) так, чтобы непросто было оторвать, и крысы азартно гоняли этот «мяч», периодически издавая противный свиристящий визг.

Среди ночи я проснулся, что было редчайшим случаем по тем временам. Моя койка была на первом ярусе, напротив ног как раз располагался трап, ведущий наверх к входному люку. На одной из его ступеней на уровне койки сидела здоровенная крысища и внимательно меня рассматривала. Её хвост свисал до следующей ступени. Я схватил свой «гад» и не вставая метнул в неё. Не попал, конечно, она тут же растворилась в темноте под трапом.

Вообще, корабельные крысы бываютсерые, наши европейские, они же пасюки и чёрные, завезённые когда-то из Юго-Восточной Азии, Цейлона и тому подобных мест. На земле бывает, они уживаются, деля ареалы, но на корабле кормовая база ограничена и обычно соперник выживается, всё зависит от того, кто более многочислен.

Жрут они в том числе и некоторые виды изоляции кабелей. Как-то, пригнав в Севастополь очередной новый катер для поставки арабским заказчикам, мы ждали отправления, команда жила в казармах, никакой еды на обесточенном запертом катере не было. Тем не менее предприимчивая крыса решила проверить, так ли это. По утрам я приходил на катер проверить, всё ли в порядке. Включаю автомат на щите питания с берега, чтобы заработало освещение и спускаюсь в машину.

В кормовом машинном отделении почуял какой-то гнусный запах, смесь горелого мяса и шерсти. Ходил-ходил, вынюхивал и понял, что смердит из главного распределительного щита №2. Вскрыл его — так и есть, между оголёнными токоведущими шинами сети 380 вольт зажат обугленный трупик. Она как раз шла по ним, когда я включил автомат. Снял питание и долго при свете переноски на 24 вольта удалял останки. Тьфу, зараза!

А на катере в Черноморском, где тоже довелось послужить, жили в кубриках, работал камбуз и молодой котик Васька периодически приволакивал в кают-компанию крысят для своих жестоких игр. Хотя известны легенды, что взрослые крысы оставляли от самых боевых котов жалкие останки. Коллектив — страшная сила.

Травить их на кораблях неразумно, перед смертью они забиваются в труднодоступные места и отравляют атмосферу смрадом разложения. Хотя сейчас, слыхал, есть химикаты, которые наоборот, побуждают их перед гибелью выбираться на открытые пространства.

В старые же времена с ними боролись всякими ловушками и особо удачливые ловцы поощрялись отпуском. Предъявил, скажем, сто хвостов или какая там норма была — можешь съездить домой. Один старый мичман рассказывал, как матросы подвесили под иллюминатором старпома брезент. Кандидат на отпуск приносил необходимое число хвостов, старпом после визуального подсчёта приказывал выбросить их в иллюминатор. Матросик аккуратно отправлял их в улавливатель и очередной претендент, добавив для правдоподобия энное количество, тащил их предъявлять довольному начальнику по второму кругу.
Не помню, как афера вскрылась, но вечно это продолжаться не могло:)

Ходили также страшные рассказы о «крысиных волках», когда в железную бочку кидали несколько крыс и не кормили. В итоге выживал один, свирепейший каннибал, и ничем другим, кроме собратьев, после того, как его выпускали, он питаться не желал. В итоге крысы в ужасе покидали корабль.

Предчувствуют ли крысы гибель корабля? В Йемене я был свидетелем, как со старого тральщика, назначенного быть мишенью во время ракетных стрельб, крысы среди бела дня массово бежали по трапу и швартовым концам, не обращая внимание на людей. Но там производился демонтаж кое-какого оборудования, выносили кое-что из жилых помещений. Как крысы связали это с предстоящим потоплением тральщика, остаётся загадкой.

А вот за 13 лет работы на гражданских судах я крыс не встречал. Возили мы уголь, металлолом и зерно. На угольных причалах и в грудах металлолома крысам делать нечего, а на элеваторах жрачки столько, что нет смысла в поисках её лезть на судно.

Это мой канал в Ядекс-дзен, посвящённый исключительно морской тематике: https://zen.yandex.ru/amico
В этом месте собраны все мои морские истории, каждый день по одной:)


amico-di-amici.livejournal.com

Борьба с хвостатой нечистью на флоте. Или старый морской волк о корабельных крысах.

Бывало, соберутся старые моряки и начинают травить байки о дальних походах, сильных штормах, аварийных ситуациях и о борьбе с вражинами-супостатами. И обязательно вспомнят о древней флотской забаве — борьбе с корабельными крысами. Историй на эту тему – огромное множество. Они вызывают неподдельный интерес у слушателей мужского пола, и омерзение с тошнотой – у женской половины. Однажды много лет назад, во время моей службы на Северном Флоте я отправил письмо своей любимой девушке (будущей жене). Она с влюблённым нетерпением и нежным трепетом вскрыла пухлый конверт, стала читать… а там, вместо слов любви… подробное описание карательной акции против корабельных крыс, воровавших у экипажа варёные куриные яйца. Письмо с леденящими кровь подробностями на пяти листах мелким почерком. Вы же знаете, как женщины реагируют на пробегающую мимо мышку!? Вот так же моя милая отреагировала на то письмо – завизжала и брезгливо отбросила его в сторону, будто вместо бумаги в руках крысу подержала. Настолько красочно всё было описано.


Спустя годы эти воспоминания вылились в две моих заметки: «Дело о пропавших яйцах» и «Боевой кот Васька». Если кто ещё не читал, то настоятельно рекомендую. Даже впечатлительные женщины читают с большим интересом и без всяких рвотных рефлексов. Говорят, что смешно написано. С шутками юмора. Единственное, о чем я там забыл упомянуть — так это о трёх забавных фактах.

  •  


Первый факт. На военном гидрографе Северного Флота «Андрей Вилькицкий» хвостатые твари очень любили грызть антенный кабель ТВ. То ли он был особенно вкусным, то ли крысы не любили наше телевидение, то ли они так изощрённо издевались над радистами. И каждый раз грызли его в разных местах. И попробуй – отыщи, где именно разрыв!? Кабель же проходит через множество переборок и почти везде скрыт за обшивкой. Слышали бы вы как матерились радисты, когда искали место повреждения кабеля: от антенны на мачте до телевизора в кают-компании! Боцман и матросы заслушивались! И даже запоминали эти тирады для дальнейшего их применения.

  •  


Факт второй. Однажды нам привезли дымовые шашки для борьбы с грызунами. Химическое оружие против крыс. Расставили мы их во всех отсеках, кубриках и каютах. Одновременно подожгли и покинули судно. Погуляли по свежему воздуху несколько часов. Вернулись. Закашлялись. Кашляли долго. Стали проветривать… Покашляли… Проветрили… Покашляли… Не проветрилось! Снова покашляли… Громче всех кашлял боцман. Потому как 130 кило весом организм. Кашля крыс мы не слышали. Жалоб от них тоже не поступало. Сдохли они там, или нет – мы так и не поняли. Но зато все наши личные вещи, одежда, матрасы и одеяла настолько пропитались едким вонючим дымом, что мы ещё очень долго после той газовой атаки пахли как дихлофосные тараканы. Верите или нет, но когда кто-нибудь из нашего экипажа появлялся в общественном месте (магазин, транспорт, кинотеатр и т.д.) то все окружающие начинали шмыгать носами и вертеть головами. В поисках вонючки. Даже спустя несколько недель, когда я приехал домой в отпуск, и мать обняла меня на пороге, то первое, что она сказала: «Боже мой! Чем ты так противно пахнешь!?»… А пах я сложным букетом флотских запахов «маслопупа» из БЧ-5: смесью теплого дыхания машинного отделения, настоянного на солярке и разных маслах-смазках, и поверх этого главенствовал ядрёно-густой оттенок дуста.

  •  


Факт третий.

С незапамятных времён на флоте гуляет байка о том, что если сдать командованию определённое количество крысиных хвостов – цифры называются разные (то 50, а то и целых 100 штук) то можно получить внеочередной отпуск. И якобы, особо хитрые матросы подкладывали к своим настоящим трофеям хвостики…. от свеклы. Ведь они очень похожи на крысиные! Но бдительные боцманА пресекали это мошенничество. Вы можете вообразить себе такую картину: сидит, значит, бывалый боцман и перебирает в руках мерзость, разглядывает – настоящий ли это хвост грызуна или свекольный отросток. И пересчитывает:… девяносто пять, девяносто шесть…Особо впечатлительные натуры тут могут прекратить читать эту заметку. А зря! Потому как впереди довольно таки интересная информация.
Прислал мне её товарищ по интернет-переписке Сергей Смирнов – старый морской волк, бывший военный моряк, капитан-лейтенант в отставке. Сергей Смирнов – человек с очень интересной биографией (в том числе и боевой), многогранная личность, обладающая различными дарованиями. Сегодня он — публицист, писатель, военный историк и даже художник.

  •  


Моё знакомство с Сергеем Смирновым началось после прочтения двух его книг — «Там, где кончается организация, там – начинается флот!» и «Адмирал Колчак. Неизвестное об известном». Первая книга – это взрыв искромётного военно-морского юмора. А вторая, о Колчаке – серьёзный научный труд. Очень советую отыскать их в Сети и прочесть! Если понравится (а вам таки понравится) то прочтёте и всё остальное. Сергей написал развёрнутый комментарий после моей заметки «Дело о пропавших яйцах», который, я думаю, будет весьма интересен и вам, мои дорогие читатели.

Итак, цитирую Сергея Смирнова:

Крысиное племя — бич моряка. Борьба с ними давно превратилась в перманентный и непрекращающийся процесс. Причём всячески поощряемый командованием – это и борьба с антисанитарией, и личный состав при деле, опять же.
Историй — масса! Все они интересные, на грани невероятности и сухопутной частью мужского населения воспринимаются с недоверием, а женского — с затаённым ужасом. Конус на швартовах «основанием» к берегу — это крысоотбойник, да. Во всяком случае у нас, в 128-ой бригаде, так их называли. Эффективность его не стопроцентна и вообще сомнительна — ведь эти твари, сорвавшись с крысоотбойника… плывут! А плавают эти «моряки» — изумительно! Как упорно прущий к цели десантный мотобот!!! И цель у этих «мотоботов» всегда одна — борт корабля. Причём не существует такой поверхности любой степени гладкости и угла наклона, по которой этим тварям не удалось бы забраться.


Поэтому верхней вахте в ночное время всегда было чем заняться — ориентируясь на «всплеск воды во тьме ночной», вахтенные поджидали этих карабкающихся «боевых пловцов и диверсантов» у фальшбортов, лееров и шпигатов ватервейсов. Вооружённые, как правило, обрезками пластиковых гофрированных шлангов или обрезками резиновой изоляции толстых кабелей (толщиной миллиметров 30). Внутренний диаметр этой резиновой трубы был миллиметров 20. Так вот если туда, на всю длину обрезка, натолкать шариков от подшипника чуть меньшего диаметра (при стоянке в заводе это добра — навалом), капнуть малёк маслица (машинного, непременно машинного!), плотно и надёжно закупорить оба конца обрезка, получалось оружие, перед которым полицейская дубинка выглядит детской шалостью в песочнице. Оно, конечно, тяжеленым получалось это оружие, но исключало всякое контузящее воздействие. Только смерть!


И если у крысы, задумавшей перемахнуть через фальшборт или преодолеть ватервейс под леерами, ещё была хоть какая-то свобода манёвра, то у усатой морды, вылезающей через решётку шпигата, шансов — не было никаких…


Был в моей практике и кубрик в нижних палубах крейсера «Дзержинский» (причём во всех смыслах практики — это была летняя курсантская практика на кораблях). Кубрик был вообще без иллюминаторов, с дурацкой системой вентиляции, при работе которой вообще дышать нечем становилось (вытяжная ещё как-то работала, а вот втяжная — практически нет), и с толстенной кабель-трассой на переборке как раз вдоль моей верхней коечки. Так вот по ночам эта кабель-трасса превращалась в «дорогу жизни» для этих хвостатых тварей. И если по ней одновременно перемещалась больше двух тварей одновременно, то третьей на кабель-трассе места уже не хватало и часть пути она совершала непосредственно… по мне!!! Ощущения — НЕПЕРЕДАВАЕМЫЕ!!!… А если встречались две группы, двигающиеся встречными курсами — вообще караул!


Очень скоро я прекратил эти ночные бдения: сворачивал койку в матрас и вместо сна в кубрике устраивался спать на верхней палубе. Или где-нибудь за барбетом, или в «люльке» чехла спасательной шлюпки.

Ой, да тут рассказывать и рассказывать! И про случаи полного (но всегда — временного) избавления корабля от крыс вообще. И про матросскую смекалку с целью получения отпуска за убийство грызунов… Отпуск за это — не байка, кстати. В 30-ой дивизии КЧФ вещь это была довольно распространённая — это я точно знаю. А у нас на Балтике отпуска эти больше сулили, чтоб подогреть энтузиазм матросских масс. Но вот чтоб кого-то и вправду за это в отпуск отпустили — такого действительно не припомню…


Конец цитаты.

polzam.ru

Корабельная крыса — это… Что такое Корабельная крыса?

Чё́рная кры́са, также корабе́льная кры́са (по классификации Линнея Rattus rattus) — млекопитающее рода крыс отряда грызунов.

Внешний вид

Чёрная крыса в среднем мельче пасюка. Взрослые особи имеют длину тела 15—22 см и массу 132—300 г. Хвост густо покрыт волосами; обычно он длиннее тела, до 28,8 см (133 % длины тела). Мордочка у неё уже, а ушные раковины больше и круглее, чем у пасюка. Для чёрных крыс Европы характерен естественный полиморфизм окраски меха; чаще всего встречаются два варианта окраски:

  • верх тела тёмно- или чёрно-коричневый с зеленоватым металлическим блеском остевых волос; на боках окраска светлеет; брюшная сторона пепельно- или грязно-серая;
  • окраска верха тела как у серой крысы, но обычно светлее и желтее; брюшная сторона беловатая, иногда желтоватая.

Чешуйчатый хвост равномерно окрашен сверху и снизу. Южные формы в целом крупнее и светлее северных. Череп хорошо отличается от черепа пасюка дугообразной изогнутостью теменных гребней. Кариотипических форм четыре (см. ниже), гибриды между ними обладают пониженной плодовитостью.

Распространение и формы

Чёрная крыса распространена космополитично: обитает в Европе, в большинстве стран Азии, Африке, Америке, Австралии. Распространение вне тропической и субтропической Азии и Средиземноморья, однако, не сплошное, а связано преимущественно с портовыми городами. Ключ к пониманию истории её расселения дало изучение кариотипа. Были выявлены 4 основных кариотипических формы чёрной крысы:

  • азиатская — 42 хромосомы,
  • цейлонская — 40 хромосом,
  • океанийская — 38 хромосом,
  • маврикийская — 42 хромосомы.

Считается, что азиатская форма, широко распространённая в Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в Индии и Афганистане (изолированная популяция в 1982 была найдена в Мексике), является исходной. От неё, путем слияний хромосомных пар произошли сначала цейлонская, затем океанийская формы. Первая из них сейчас обитает на острове Шри-Ланка; вторая с помощью человека расселилась практически по всему свету. Центром её происхождения считают Южную Индию. Маврикийская форма, обнаруженная на острове Маврикий, возникла от завезённых на остров океанийских чёрных крыс в результате разделения двух пар метацентрических хромосом.*

Судя по ископаемым остаткам, этот (или близкий) вид крыс уже в плейстоцене обитал на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. В отношении времени появления чёрных крыс в Европе нет единого мнения, однако они были уже достаточно известны в античный период. К началу XVII века стали обычным видом во многих странах Европы, включая центральные районы России. Чёрная крыса не смогла в полной мере освоить территории умеренной Азии и Северной Америки, так как здесь её теснила серая крыса. (В Австралии, напротив, климат оказался благоприятен для чёрной крысы и неблагоприятен для серой). Южные популяции Евразии, где чёрная крыса может круглогодично жить в природе (в том числе южный Крым, черноморское побережье Кавказа, Закавказье) считаются не результатом вторичного заселения, а плейстоценовым реликтом.

Чёрная крыса на территории России (СССР)

В пределах России распространена в Европейской части России, исключая север, а также на побережье Тихого океана; имеются единичные находки в Восточной Сибири. На европейской части ареала распространена от Архангельска до Кавказа. Встречается не повсеместно, отсутствует на больших территориях, включая большую часть Московской, Ленинградской областей. Восточнее Урала не встречается; лишь на восточном берегу Каспия отмечена в портах Мангышлака (Форт-Шевченко, Баутино) и в Красноводске, куда, видимо, завозится из восточного Закавказья. Чёрные крысы отлавливались в портовых городах Дальнего Востока, Сахалина, Камчатки, Шикотана и Командорских о-вов. По железным дорогам проникает в Уссурийск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск и Благовещенск. Независимых от человека поселений чёрной крысы в России не описано.

Образ жизни

Этот теплолюбивый, по происхождению тропический вид, на большей части ареала связан с жилищами человека, причём предпочитая приморские города и населённые пункты по берегам крупных рек. Природные биотопы в течение круглого года населяет только в условиях мягкого климата (включая черноморское побережье Кавказа). В отличие от пасюка менее связан с водой, населяет леса, сады и заросли кустарников до 1500 м над уровнем моря (Закавказье). Временных переселений в природные биотопы, как пасюк или домовая мышь, не совершает.

Способность к активному расселению у неё ниже, чем у серой крысы. Обычно пассивно расселяется с помощью водного транспорта. Для чёрных крыс очень типично постоянное обитание на морских и речных кораблях; здесь она преобладает над пасюком, составляя не менее 75 % от общего числа корабельных крыс. На суда проникает как активно, по швартовым и трапам, так и пассивно — с грузами. В жилищах человека, в отличие от пасюка, придерживается верхних этажей вплоть до чердачных помещений; таким образом, при совместном обитании эти виды разобщены территориально. Раньше, когда в деревнях крыши делали из соломы, чёрные крысы очень часто поселялись в них; отсюда одно из названий вида — кровельная крыса. В канализации встречается редко. Является естественным компонентом природных экосистем Кавказа и Крыма. В условиях синантропного проживания никакого влияния на природную среду не оказывает.

В природе нор, как правило, не роет, а обитает в дуплах или устраивает на деревьях шарообразные гнёзда из веток, похожие на гнёзда сорок. Очень хорошо лазает, в природе нередко ведёт полудревесный образ жизни, но плавает редко. Активна преимущественно ночью. Подобно серым крысам, чёрные крысы живут группами, в которые входят взрослые особи обоего пола и молодняк. Внутри группы устанавливаются иерархические отношения с доминированием одного самца. Две или три самки обычно доминируют над остальными членами группы за исключением старшего самца. Чёрные крысы менее агрессивны, чем пасюки; самки агрессивней самцов. В случае опасности они стараются скрыться от преследователя и лишь, будучи пойманы, пускают в ход зубы.

Питание

В природе в питании чёрных крыс преобладают растительные корма (семена, орехи, плоды). Животная пища (беспозвоночные) играет небольшую роль. А на кораблях и в постройках человека питаются тем же, что и люди. В день одна крыса съедает 15 г пищи и выпивает 15 мл воды.

Размножение

Плодовитость чёрной крысы несколько ниже, чем у пасюка, что сказывается на её конкурентоспособности. Самки приносят не более 5 помётов в год; в природных стациях, даже в условиях тёплого климата, чёрные крысы зимой не размножаются, поэтому в природе число помётов ограничено 2-3. Величина выводка колеблется от 2 до 11 детёнышей, она выше у крыс, живущих в постройках. Пик размножения приходится на лето-осень; в октябре число беременных самок резко падает. Беременность длится 21-29 дней; новорожденные слепые и голые. Глаза у них открываются на 15 день. Самостоятельными крысята становятся на 3-4 неделю; половой зрелости достигают в 3-5 месяцев. Значительная часть прибылых крыс ранних помётов успевает дать 1 приплод в год своего рождения.

Продолжительность жизни в природе — всего год, со смертностью 91-97 %. В неволе доживают до 4 лет.

Статус популяции и значение для человека

Чёрная крыса — широко распространенный и многочисленный вид, достигший процветания благодаря хозяйственной деятельности человека, которая обеспечила этого грызуна укрытиями, кормом и возможностью расселения. Тем не менее, за последние 200 лет ареал чёрной крысы в умеренной полосе Европы резко сократился и фрагментировался. Считается, что чёрную крысу вытесняет более плодовитый и выносливый пасюк; однако конкурентные отношения между двумя видами крыс возникают только при совместном обитании внутри человеческих построек. В природных условиях они из-за несовпадения экологических ниш не конкурируют. Отрицательного влияния на природные сообщества не оказывает; численность не подвержена вспышкам. В природе чёрные крысы служат добычей некоторых хищных млекопитающих, дневных хищных птиц и сов; в постройках их уничтожают кошки, собаки и человек.

Экономический вред сходен с тем, который приносит серая крыса: она уничтожает и портит продукты питания, повреждает здания, мебель и т. п. К ядам более стойка, чем серая крыса. Благодаря привычке жить на кораблях чёрная крыса широко разносила разные инфекции, в том числе чуму. Кроме чумы переносит лептоспирозы, висцеральный лейшманиоз, сальмонеллёз, трихинеллёз, иерсиниоз и другие болезни.

Источники

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Корабельные крысы — Санитарка — Андрей Валентинович Красильников — rutlib5.com

Студенты медицинского института после пятого курса проходили военные сборы на кораблях Северного флота. Предполагалось, что мы рядом с боевыми офицерами осваиваем специфику военно-морской медицины. Принимаем присягу. И получаем вдобавок к гражданскому диплому специальность «врач-хирург корабельный». На всё про всё отводился месяц. Срок небольшой и вполне приемлемый, если учесть, что мы становились офицерами запаса. К тому же это был июль. А что может быть лучше летнего приключения с морским уклоном в компании своих однокурсников? Так нам казалось вначале, когда вся мужская половина курса грузилась в вагоны. Кто-то пел «Прощание славянки», кто-то выпивал на посошок, а кого-то провожали грустно-влюблённые подруги. Дух военной романтики, пусть и посреди мирного времени, незримо витал в воздухе.

Веселье закончилось, когда поезд прибыл в Мурманск. На перроне лежал мокрый снег. Первого июля. Откровенная грусть навалилась, когда на сортировочном пункте забрали гражданскую одежду. Не добавила оптимизма новость, пущенная матросом-интендантом, что в прошлом году вот так же студенты собирались на месяц, а, попав на подводную лодку, загремели вместе с основным экипажем в автономное плавание на полгода.

 

 

Мне относительно повезло. Участь подводника благополучно миновала. В составе пяти человек нас отправили на артиллерийский крейсер. Это был огромный корабль времен Второй мировой войны. В жерло пушек главного калибра свободно влезала голова самого умного студента, что мы проверили впоследствии экспериментально. Сопровождавший нас мичман доверительно сообщил, что, несмотря на своё героическое прошлое и боевой потенциал, корабль уже давно на приколе и нам вряд ли грозит выход в море.

Хорошая новость согревала недолго. Оказалось, что нас никто не ждал. Мы были обузой для героического экипажа, который вынужден нас терпеть. Но устраивать нам курорт не обязан. Напротив, то, что матрос узнаёт за три года, мы должны понять за тридцать дней.

Уже на трапе мы грубо нарушили дисциплину, устроив давку. На верхней палубе, куда мы всё же попали, нас с неподдельным интересом ожидал дежурный офицер.

Из приветственной речи, состоящей из мата и непереводимого морского сленга, мы смутно уловили, что, вообще-то, командование не в курсе о прибытии на судно какой-то «зелени подкильной». На военном корабле могло быть только три категории военнослужащих: матросы, мичманы и офицеры. Мы не подходили ни к одной. На робкое блеяние кого-то из нас, что мы студенты-медики и после принятия присяги должны стать офицерами запаса, дежурный с нежностью садиста поведал, что до этого надо ещё дожить. А судя по нашему вызывающе наглому поведению, шансов у нас немного. В чём заключалась наглость, спрашивать уже никто не решился.

Очень скоро стало понятно, что подобные речи – просто специфическое изложение материала, базирующееся на незыблемой доктрине абсолютной тупости нижестоящего по званию, и что это не желание оскорбить и унизить, а лишь стремление в максимально доступной форме донести информацию.

Чтобы понять военно-морское мироустройство нам хватило недели. За это время мы искали ключи от ватерлинии. Выясняли, сколько мичманов живёт в шпигате. Продували макароны – не могут же моряки варить их с пылью. Драили до бл

rutlib5.com

Корабельная Крыса — Далеко и близко — LiveJournal

Про этих «серых кардиналов» наверняка любой моряк сможет поведать кучу историй, ведь эти твари — неотъемлемая часть любого корабля.
Крысы — существа очень сообразительные, тонко чувствуют, если среда их обитания изменяется. Нашу подводную лодку поставили в сухой док на ремонт и после осушения дока весь день выгружали боезапас и провизию. На любой ПЛ всегда имеется запас провизии на весь срок автономности (консервированные продукты, хлеб и т.д.).
Ночью, находясь на вахте в центральном отсеке, сквозь шум вентиляции вдруг услышал какое-то цоканье. Пойдя на шум и выглянув в вертикальную шахту рубочного люка, вижу следующую картину: по скобам трапа из ПЛ гуськом выбираются крысы, одна за другой.

Ну как они разобрались, что на этом корабле им без продуктов уже нечего делать и нужно искать другое пристанище?
Верхний вахтенный не меньше был поражён этой процессией. Как он рассказывал: в свете прожекторов во главе колонны звёрьков шествовал совсем «заматеревший» крыс. Вахтенный даже уточнил, что звание у него было не ниже «кап-два». Следом шли «боевики», зорко оглядывая периметр вокруг колонны. Следом шли кормящие «мамы» и весёлая ватага молодняка, которую, призывали к порядку «мамки», покусывая и подгоняя тычками.
Интересно, что эта «эвакуация» имела и продолжение. Через несколько дней услышали историю о мичмане, который заведовал «перекладным складом», на который поступало всё, что выгружалось с ремонтируемых подлодок. Так вот: мичман, придя утром на свой объект, обнаружил кучу тушек мёртвых крыс. Обрадовавшись, что на этих вредителей напал какой-то мор, мичман вознадеялся, что порче вверенного имущества пришёл конец. И тот процент, который сваливал на серую нечисть, можно будет «отписать» на свой желудок и карман. Но напрасно радовался: думаю, что вы догадались, что просто место местных, зажравшихся и обленившихся крыс, заняли настоящие «морские волки» с подлодки. Для мичмана настали тяжёлые будни — «новички» не только усилили порчу обычных продуктов, но начали покушаться даже на «святое» — флаги, портреты и замполитовские «первоисточники».

Хитрый-скрытный

Эту черту крыс мы часто использовали в своих шутках. Например, самым распространённым приколом на нашей подлодке было: спящему матросу смазать «лычки» на погонах салом или сыром…
Утром он просыпается уже «разжалованным» в рядовые.
Повстречаться воочию с крысой на подлодке было трудно, они обычно существовали в своём «параллельном» мире. Но встречи бывали… Вспоминаю, как отдыхая в своём шестом отсеке после вахты, проснулся от того, что кто-то копошится у меня на груди…
Было зимнее время, стояли мы на отдельном пирсе, где пар для обогрева был не подключен (нет, не так, пара вовсе не было!). Поэтому отдыхали полностью одетыми, под двумя-тремя одеялами, и ещё положив с обоих боков по включенной «переноске».
Не поняв спросонья, что происходит, вытаскиваю переноску и встречаюсь глазами с крысой, которая доедает мой «боевой номер», пришитый на рабочем бушлате, сквозь аккуратно проделанное отверстие в двух одеялах. В этот раз боевой номер был кем-то пропитан действительно «вкуснотищей»: смотря мне в глаза, крыса не спешила убегать. Лишь только ускорила движения челюстями. Так некоторое время мы и следили друг за другом: крыса жуёт, а я соображаю, не решит ли она и меня на вкус попробовать.
Но обошлось — дожевав, крыса с достоинством постоянного посетителя Vip-зала удалилась…

«Крысолов»

С корабля на корабль издревле ходит байка, что для охоты на крыс лучше выращенного по специальной методе «крысолова» не отыскать. Наш трюмный Бонифаций решил попробовать. Насадил в 50 литровую бочку несколько крыс и стал ждать, пока из-за голода они не пережрут друг-друга. Оставшаяся самая крупная крыса и будет «крысоловом». Останется только закрепить у неё любовь к мясу своих сородичей, подкармливая её ещё некоторое время крысами, а затем следует выпустить «крысолова» на свободу и ждать, пока он всех не сожрёт. Когда, по мнению Бонифация, процесс уже был завершён, пришло время выпускать «крысолова» на свободу, случился конфуз: «крысолов» вместо того, чтобы оправиться на охоту, сразу же набросился на Бонифация и сильно его покусал (наверное, вынашивал план отмщения всё время, пока сидел в бочке). По возвращению из госпиталя (курс очень болючих уколов в живот от бешенства в количестве 40 штук) Бонифаций дополнительно заработал смену прозвища на «Крысолов».

Засада

Сами мы крыс просто уничтожали. Но, находясь в военной базе в Лиепае, услышали, что на надводных кораблях за определённое количество отловленных крыс можно получить даже отпуск домой. Был выходной день, и за неимением на вахте другого развлечения, мы изловили пару крыс. Но чтобы «добро» не пропадало, решили отнести кому-нибудь из команды СКР, пришвартованного к соседнему пирсу. Подходим к трапу, с трапа сбегает толпа матросов в спортивных костюмах (видимо, решили в воскресенье мяч погонять, пока у берега находятся). Подхожу к тому, кто с мячом, и начинаю презентовать «подарок». Он вдруг стал расспрашивать, кто ещё таскает крыс на СКР. Ну, думаю, достал!
Отвечаю: раз тебе не нужно, ну и свободен — может, другому понадобится! Но к удивлению, от «подарка» все отказались очень дружно и убежали гонять футбол. Вечером к нам на ПЛ пришёл матрос с СКР и поведал, что тот, кому мы предлагали крыс, был их старпом, просто он ещё молодой, и от матросов его в спортивной форме не отличить. «Подарок» забрал, сказал — пригодится…

От себя могу добавить слухи о том, что когда за определенное количество пойманных крыс стали давать отпуск, то их стали специально выращивать. Поэтому тему быстро прикрыли.

el-tolstyh.livejournal.com

И все ж без крысы флот не тот…

И все ж без крысы флот не тот…

Михайлов Андрей29.05.2019 в 12:00

То, что крысы бегут с корабля, которого ожидает погибель — чистая правда. Во всяком случае, с некоторых атомных подлодок, которым предстояла полная утилизация, умные и длиннохвостые зверюшки дисциплинированно сходили прямо-таки строем — сам видел. Хоть крыс и не любят, они все же стали неотъемлемой частью бессмертного флотского фольклора. Как минер, старпом или тараканы.

Собственно, не любить крыс — это одна из древнейших флотских традиций, причем очень сильных. Легенды о живучести хвостатой нечисти и былины о борьбе с ней не умрут в веках. До сих пор гуляет на флоте такая байка: матрос, предоставивший начальству 10 крысиных хвостов, имеет право на 10-дневный отпуск. Так вот: это не байка, в чистая правда.

Будучи на закате перестройки комдивом живучести на одной из стратегических атомарин в заполярном гарнизоне Оленья Губа, автор этих строк с благословения командира корабля лично сам отправлял в отпуск трюмного старшину-армянина, признанного охотника, предоставившего требуемое количество хвостов. Потом почти сразу же поехал в отпуск еще один матросик-армянин, потом очень быстро еще… Командование корабля радовалось успешным итогам в «дератизации», то есть в уничтожении крыс.

Но потом оказалось, те самые 10 крысиных хвостов были в нашем экипаже как переходящий приз. Отпускники умудрялись передавать хвосты друг другу, скрыв это от начальства. Самое интересное, что они назад из отпусков все они не вернулись: как раз тогда развалился СССР, и они автоматически стали иностранцами, гражданами независимой Армении. Ну да ладно, это так, лирика. А вот, так сказать, «физика», которая заключена в парочке флотских баек, связанных с крысами. Все чистая правда. Ну, или почти правда. Во всяком случае, мне так это запомнилось…

Лет несколько назад, когда тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» ошвартовался у дебаркадера «Печора» на Севмаше в Северодвинске, вспомнилась такая история, связанная с хвостатой нечистью, рассказанная одним из ветеранов корабля. Крейсер стоял у дремучего 16-го причала в Североморске, далеко от города, от штаба и, естественно, от высокого начальства. Что не мешало этому самому начальству всех пошибов и калибров бывать на его борту так часто, что главным оружием экипажа стала швабра.

Огромный «Нахимов» блестел. В общем, в один из летних дней 1997 года по кораблю пронеслась весть: едет аж сам Патриарх всея Руси! К приезду главного православного священника подготовились восхитительно. Железо блестит, медь сверкает, стекла иллюминаторов играют на свету. Матросы, даже выходцы с мусульманских окраин, выдрессированы истово креститься по-православному, мичманы проинструктированы на все вопросы бодро отвечать только «Никак нет!» и «Так точно!», а с офицерами проведено занятие на тему «Атеизм — опиум для народа».

Читайте также: В Белом море водился Ихтиандр

Только вот что делать с корабельными крысами? Вдруг сатанинское отродье, к которому моряки всех флотов мира привыкли, как к родному, Патриарха вспугнет? Ведь она, крыса, даром что на лучшем корабле Северного флота «служит», а все равно ведь дура дурой. Еще прыгнет кому-нибудь из иерархов на голову или под ноги бросится… Решили провести целый ряд профилактических мероприятий. С корабельными котами была проведена убедительная беседа.

Вахтенные в помещениях четко проинструктированы: когда Патриарх будет на борту, при появлении хвостатых зверей не делать резких движений. Авось, не обратит на них внимания. Боцману на всякий случай дано указание: снять со швартовых так называемые «крысоотбойники», кольцеобразные железяки — предназначенные, как указано в инструкции по эксплуатации, для «воспрепятствования схода животных на берег». Это чтобы у Патриарха вдруг вопросов не возникло — зачем, мол, железки то?

А мичману, ответственному за приборку на причале, приказано выставить спецвахтенных у кнехтов, чтобы отгонять гадов какой-нибудь лопатой, если те, не осознав важности момента, рискнут воспользоваться этой «дорогой жизни» для променада… Патриарх со свитой прошли по кораблю, освятили посты и кубрики, прочли положенную молитву. Корабль понравился, экипаж тоже. Злодейки-крысы, проникшись важностью момента, ни разу не показали даже кончика хвоста.

Началось приготовление крейсера к выходу в море. И никто из командования корабля не заметил, как к вахтенному «противокрысиного» поста, забытому начальством на причале у кнехта, подошел молоденький священник из свиты Патриарха и затеял беседу, надо думать, душеспасительную. А через некоторое время с борта крейсера могли наблюдать, как священник, подобрав полы рясы, размахивает лопатой, показывая ошалевшему матросику, как бороться с врагами Отечества и корабля. Потом выяснилось, что священник до обращения в сан служил срочную на древнем крысообильном крейсере «Мурманск» здесь же, в Североморске, и в борьбе с корабельными грызунами премного умудрен…

А вот еще одна история, только связанная скорее не с самими крысами непосредственно, а с борцами с ними… Прибытия этой атомной подводной лодки на утилизацию многие на верфи «Звездочка» в Северодвинск Архангельской области ожидали с содроганием: древняя по флотским меркам «азуха» (атомная подлодка проекта 667А) славилась в заполярной базе подводников Гаджиево наглостью и кровожадностью… проживающих на ней грызунов.

Читайте также: Легенды жизни гарнизонной

Слава о крысах-подводниках докатилась и до Северодвинска, обрастая леденящими душу подробностями. Слухи почву под собой имели. Военморы находили в трюме даже здоровенные консервные банки с корабельными припасами, вскрытые страшными зубами хвостатых пиратов. Говорят, когда лодка на буксире подошла к одному из заводских причалов, даже рука крановщика, ставившего металлический трап на ее борт, дрожала.

Оказалось, зря. Массового схода по трапу грызунов не наблюдалось. Прочного корпуса они не покидали до самой постановки лодки на разделку в 15-й цех, доедая в трюмах и провизионках оставшиеся припасы. А уже в док-камере началось! Морские крысы потихоньку стали вылезать на свет божий, удивленно озираться и растворяться в просторах ГРЦАС.

Бригада сварщиков, предвидя неприятности от встреч с грызунами при разделке отсеков, решила объявить им беспощадную войну. Был мобилизован десяток (по числу отсеков АПЛ) бездомных ягринских котов. Их принесли прямо на заказ. Исход первых боев был трагический: новобранцы бесследно исчезли в сумрачных трюмных недрах…

Откуда в 15-м цехе взялся этот кот — толстый, словно бочонок, и полосатый, словно боцман в тельняшке, никто не знал. Но сразу же он был поименован как Боцман. Этот боец принялся за дело по своему кошачьему стратегическому разумению. Почавкав принесенной моряками наваги, он брезгливо отворотил усатую морду и спустился вниз с достоинством хорошего корабельного старпома. С этого момента на лодке началась битва…

Читайте также: В День флота улыбнуться охота

По утрам, когда на цеховых стапелях еще только проводился развод на работы, в недрах корпуса лодки уже раздавался боевой клич Боцмана. Так охотник за грызунами докладывал о результатах проводимой им работы. Через две недели на заказе не осталось ни одной крысы. Боцман навел строгий уставный порядок на корабле… И после этого сгинул! Продолжение этого военно-морского триллера неожиданно обнаружилось на одном из дачных участков дачного кооператива «Спектр».

Оказалось, Боцмана втихаря унес с предприятия один из сварщиков, мой знакомый. Он потом признался, что такого боевого кота давно искал. Совсем недавно пригласил он меня в гости на дачу, в баньке попариться. Прочапав к его дачному участку, я действительно встретился с котом диковинных размеров. Мне показалось, полосатый хищник облизывался как-то особенно плотоядно и пристально присматривался ко мне. Такое впечатление, что искал у меня крысиный хвост…

Кстати, множество мудрейших афоризмов сочинено о крысах и кораблях. Ну вот, например. Крысы побежали с корабля, едва узнав, кто будет капитаном (Андрей Вансович). Когда тонет корабль, сначала разбегаются крысы; когда тонет государство — капитаны (Веселин Георгиев). Крысы бегут с тонущего корабля, трусы — при резкой смене курса (Борис Крутиер). Ну что ж, может быть, когда-нибудь во флотском фольклоре и что-нибудь доброе о крысах появится…

Рисунок Александра Шаурова, специально для «Правды.Ру».

nasledie.pravda.ru

Корабельная Крыса — dm_tolstyh — LiveJournal

Про этих «серых кардиналов» наверняка любой моряк сможет поведать кучу историй, ведь эти твари — неотъемлемая часть любого корабля.
Крысы — существа очень сообразительные, тонко чувствуют, если среда их обитания изменяется. Нашу подводную лодку поставили в сухой док на ремонт и после осушения дока весь день выгружали боезапас и провизию. На любой ПЛ всегда имеется запас провизии на весь срок автономности (консервированные продукты, хлеб и т.д.).
Ночью, находясь на вахте в центральном отсеке, сквозь шум вентиляции вдруг услышал какое-то цоканье. Пойдя на шум и выглянув в вертикальную шахту рубочного люка, вижу следующую картину: по скобам трапа из ПЛ гуськом выбираются крысы, одна за другой.

Ну как они разобрались, что на этом корабле им без продуктов уже нечего делать и нужно искать другое пристанище?
Верхний вахтенный не меньше был поражён этой процессией. Как он рассказывал: в свете прожекторов во главе колонны звёрьков шествовал совсем «заматеревший» крыс. Вахтенный даже уточнил, что звание у него было не ниже «кап-два». Следом шли «боевики», зорко оглядывая периметр вокруг колонны. Следом шли кормящие «мамы» и весёлая ватага молодняка, которую, призывали к порядку «мамки», покусывая и подгоняя тычками.
Интересно, что эта «эвакуация» имела и продолжение. Через несколько дней услышали историю о мичмане, который заведовал «перекладным складом», на который поступало всё, что выгружалось с ремонтируемых подлодок. Так вот: мичман, придя утром на свой объект, обнаружил кучу тушек мёртвых крыс. Обрадовавшись, что на этих вредителей напал какой-то мор, мичман вознадеялся, что порче вверенного имущества пришёл конец. И тот процент, который сваливал на серую нечисть, можно будет «отписать» на свой желудок и карман. Но напрасно радовался: думаю, что вы догадались, что просто место местных, зажравшихся и обленившихся крыс, заняли настоящие «морские волки» с подлодки. Для мичмана настали тяжёлые будни — «новички» не только усилили порчу обычных продуктов, но начали покушаться даже на «святое» — флаги, портреты и замполитовские «первоисточники».

Хитрый-скрытный

Эту черту крыс мы часто использовали в своих шутках. Например, самым распространённым приколом на нашей подлодке было: спящему матросу смазать «лычки» на погонах салом или сыром…
Утром он просыпается уже «разжалованным» в рядовые.
Повстречаться воочию с крысой на подлодке было трудно, они обычно существовали в своём «параллельном» мире. Но встречи бывали… Вспоминаю, как отдыхая в своём шестом отсеке после вахты, проснулся от того, что кто-то копошится у меня на груди…
Было зимнее время, стояли мы на отдельном пирсе, где пар для обогрева был не подключен (нет, не так, пара вовсе не было!). Поэтому отдыхали полностью одетыми, под двумя-тремя одеялами, и ещё положив с обоих боков по включенной «переноске».
Не поняв спросонья, что происходит, вытаскиваю переноску и встречаюсь глазами с крысой, которая доедает мой «боевой номер», пришитый на рабочем бушлате, сквозь аккуратно проделанное отверстие в двух одеялах. В этот раз боевой номер был кем-то пропитан действительно «вкуснотищей»: смотря мне в глаза, крыса не спешила убегать. Лишь только ускорила движения челюстями. Так некоторое время мы и следили друг за другом: крыса жуёт, а я соображаю, не решит ли она и меня на вкус попробовать.
Но обошлось — дожевав, крыса с достоинством постоянного посетителя Vip-зала удалилась…

«Крысолов»

С корабля на корабль издревле ходит байка, что для охоты на крыс лучше выращенного по специальной методе «крысолова» не отыскать. Наш трюмный Бонифаций решил попробовать. Насадил в 50 литровую бочку несколько крыс и стал ждать, пока из-за голода они не пережрут друг-друга. Оставшаяся самая крупная крыса и будет «крысоловом». Останется только закрепить у неё любовь к мясу своих сородичей, подкармливая её ещё некоторое время крысами, а затем следует выпустить «крысолова» на свободу и ждать, пока он всех не сожрёт. Когда, по мнению Бонифация, процесс уже был завершён, пришло время выпускать «крысолова» на свободу, случился конфуз: «крысолов» вместо того, чтобы оправиться на охоту, сразу же набросился на Бонифация и сильно его покусал (наверное, вынашивал план отмщения всё время, пока сидел в бочке). По возвращению из госпиталя (курс очень болючих уколов в живот от бешенства в количестве 40 штук) Бонифаций дополнительно заработал смену прозвища на «Крысолов».

Засада

Сами мы крыс просто уничтожали. Но, находясь в военной базе в Лиепае, услышали, что на надводных кораблях за определённое количество отловленных крыс можно получить даже отпуск домой. Был выходной день, и за неимением на вахте другого развлечения, мы изловили пару крыс. Но чтобы «добро» не пропадало, решили отнести кому-нибудь из команды СКР, пришвартованного к соседнему пирсу. Подходим к трапу, с трапа сбегает толпа матросов в спортивных костюмах (видимо, решили в воскресенье мяч погонять, пока у берега находятся). Подхожу к тому, кто с мячом, и начинаю презентовать «подарок». Он вдруг стал расспрашивать, кто ещё таскает крыс на СКР. Ну, думаю, достал!
Отвечаю: раз тебе не нужно, ну и свободен — может, другому понадобится! Но к удивлению, от «подарка» все отказались очень дружно и убежали гонять футбол. Вечером к нам на ПЛ пришёл матрос с СКР и поведал, что тот, кому мы предлагали крыс, был их старпом, просто он ещё молодой, и от матросов его в спортивной форме не отличить. «Подарок» забрал, сказал — пригодится…

От себя к этим байкам могу добавить слухи о том, что когда за определенное количество пойманных крыс стали давать отпуск, то их стали специально выращивать. Поэтому тему быстро прикрыли.

dm-tolstyh.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *