История отношений США и КНДР. Досье

11 июня 2018, 09:00

Встреча Трампа и Ким Чен Ына в Сингапуре

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 июня 2018 года на острове Сентос в Сингапуре состоится встреча президента США Дональда Трампа и председателя Госсовета КНДР Ким Чен Ына. Это будет первая встреча лидеров США и КНДР. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории отношений двух стран.

Образование корейских государств

В конце Второй мировой войны Корейский полуостров, с 1910 года находившийся во владении Японии, был разделен на зоны влияния США и СССР. Территория к югу от 38-й параллели перешла под контроль США, 15 августа 1948 года там была образована Республика Корея (РК). В северной части полуострова, подконтрольной СССР, в сентябре 1948 года было сформировано просоветское коммунистическое правительство и образована Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). США признают законным государством только Республику Корею и не имеют дипломатических отношений с КНДР, их интересы там представляет Швеция. Вашингтон не использует официальное название КНДР, именуя страну Северной Кореей.

Корейская война

Во время Корейской войны 1950-1953 годов США поддерживали Южную Корею. Американские военные участвовали в боевых действиях в составе войск ООН, объединявших контингенты 17 стран общей численностью около 1 млн человек (2/3 из них — американцы) и действовавших с санкции СБ ООН (резолюция 84 была принята в отсутствии представителя СССР). Военные действия закончились 27 июля 1953 года заключением соглашения о перемирии (подписали КНДР и коалиция стран ООН во главе с США), мирный договор между участниками конфликта подписан не был, и формально КНДР остается в состоянии войны с США.

Напряженность в связи с развитием ядерной программы КНДР (1950-е — 2000-е годы)

После окончания войны США оставили на территории РК часть войск (в н. в. — 28,5 тыс.), а в 1958 году в нарушение соглашения 1953 года разместили на южнокорейской территории ядерное оружие (выведено в 1991 году). В этот период северокорейское руководство приняло решение развивать собственную атомную инфраструктуру.

В 1986 году американские спутники обнаружили на территории КНДР ядерный реактор, не учтенный МАГАТЭ (КНДР вступила в МАГАТЭ в 1974 году), а в начале 1990-х годов США поставили под сомнение утверждение Пхеньяна о мирном характере его ядерной программы. Началось противостояние КНДР и МАГАТЭ. Попытки Вашингтона оказать давление на Пхеньян усугубили кризис.

Его удалось урегулировать только в октябре 1994 года, когда в Женеве было подписано рамочное американо-северокорейское соглашение. По этому документу КНДР фактически остановила развитие своей ядерной программы, в обмен администрация президента Билла Клинтона (1993-2001) обещала построить в КНДР два легководных реактора, а до их ввода в действие поставлять в страну мазут. Для реализации этого соглашения была создана Организация содействия развитию энергетики Кореи (КЕДО), участниками которой стали США, Южная Корея, Япония и Евросоюз.

В 2001 году президент Джордж Буш — младший (2001-2009) подверг критике политику предыдущей администрации по отношению к КНДР. Он назвал эту страну составной частью «оси зла» наряду с Ираном и Ираком, чем вызвал откат в отношениях между Пхеньяном и Вашингтоном. В Обзорном докладе по ядерной политике США в 2002 году КНДР была выделена в качестве одной из целей превентивного ядерного удара. В том же году, обвинив Пхеньян в обогащении урана в военных целях, США прекратили поставки топлива в КНДР и добились замораживания программы КЕДО. Итогом нового витка противостояния США и КНДР стал выход Пхеньяна в 2003 году из МАГАТЭ и ДНЯО (КНДР присоединилась к нему 1985 году). Тогда же Вашингтон стал участником шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова (КНДР, Южная Корея, США, Япония, Китай и Россия). Его требование к Пхеньяну согласиться с «жестким режимом проверок» ядерных объектов и отказ от компромиссного решения привели к выходу КНДР из переговорного процесса в 2009 году.

В 2011 году президент Барак Обама (2009-2017) предпринял попытку возобновить шестисторонние переговоры, но уже в 2013 году заявил, что в случае агрессии Северной Кореи США, при необходимости, готовы применить не только обычное, но и ядерное оружие. В том же году КНДР законодательно зафиксировала формулировку: «Ядерное оружие КНДР является справедливым оборонительным средством, поскольку его получение было вынужденной мерой в связи с необходимостью ответа на постоянный рост враждебности политики США и угрозами ядерного характера». В 2016 году Барак Обама отклонил предложения КНДР о моратории на ядерные испытания в обмен на приостановку ежегодных совместных учений США и Южной Кореи.

Кризис 2017 года

В 2017 году произошло резкое обострение ситуации на Корейском полуострове. Северная Корея провела ряд пробных запусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР), в связи с чем президент США Дональд Трамп (вступил в должность в январе 2017 года) развернул кампанию с обвинениями в адрес КНДР и ее лидера Ким Чен Ына (с 2011 года). Словесные выпады президент подкрепил отправкой в апреле 2017 года к берегам КНДР эскадры во главе с авианосцем Carl Vinson. КНДР продолжила испытательные ракетные пуски, на что 8 августа американский президент пригрозил ответить ей «огнем и яростью, каких мир еще не видел». На следующий день северокорейцы объявили о планах нападения на базы США на Гуаме. Очередной виток напряженности спровоцировали проведенные КНДР испытание компактного водородного заряда (в сентябре 2017 года), который может быть установлен на межконтинентальную баллистическую ракету, и запуск МБР «Хвасон-15» (в ноябре), способной достичь континентальной части США. Развитие конфликта привело к повторному внесению КНДР в список стран — спонсоров терроризма (впервые Вашингтон поместил Северную Корею в этот перечень в 1988 году после взрыва южнокорейского авиалайнера в 1987 году; исключил в 2008 году) и ужесточению санкций.

Санкции

Режим американских санкции в отношении КНДР в той или иной степени действует уже почти 70 лет. Впервые они были введены в 1950 году, когда Вашингтон ввел в отношении этой страны почти полное экономическое эмбарго, а в 1951 году отказал ей в статусе наибольшего благоприятствования в торговле. Впоследствии торговые санкции были смягчены, но при этом были введены другие ограничения. Так, в 1988 году был запрещен экспорт и реэкспорт в КНДР товаров и технологий двойного назначения, произведенных в США. В 1992 году введены санкции против северокорейских компаний за деятельность, связанную с ракетной программой. С 2006 года применяются меры в отношении зарубежных компаний, сотрудничающих с КНДР в военной области. С 2016 года действуют меры против северокорейских лиц и организаций, причастных к разработке ядерного оружия, торговле оружием, нарушениям прав человека. Гражданам и компаниям США запрещено иметь деловые связи с фигурантами черных списков, их собственность и счета в США замораживаются. В 2017 году правительство США запретило американцам посещать КНДР. В январе 2018 года вступил в силу Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций, который закрепил принятые ранее ограничительные меры в отношении Северной Кореи.

Шаги к нормализации отношений (2018)

В начале 2018 года Ким Чен Ын начал кампанию по нормализации отношений с Республикой Корея, в апреле — мае состоялось два межкорейских саммита. Южнокорейский президент Мун Чжэ Ин выступил с инициативой проведения встречи на высшем уровне между США и Северной Кореей. В мае для обсуждения деталей предстоящего саммита в Пхеньян приезжал госсекретарь США Майк Помпео.

12 июня Дональд Трамп и Ким Чен Ын, как ожидается, обсудят перспективы денуклеаризации Корейского полуострова. Из заявлений, предваряющих встречу, следует, что КНДР предлагает поэтапный процесс с предварительным снятием санкций и оказанием экономической помощи, а США настаивают на полном и необратимом закрытии ядерной программы КНДР. Ранее президент США допустил, что по итогам саммита может быть подписан документ, окончательно завершающий Корейскую войну. 

Теги:

Встреча Трампа и Ким Чен Ына в Сингапуре

Третья мировая война может начаться с конфликта в Корее / В мире / Независимая газета

Тэги: кндр, конфликт, южная корея, межкорейские соглашения, пандемия, короанвирус

Младшая сестра – надежная опора лидера КНДР Ким Чен Ына. Фото Reuters

Пентагон заявил, что США готовы защищать Южную Корею. Это предупреждение было сделано после того, как сестра лидера КНДР Ким Чен Ына пригрозила возмездием Сеулу за то, что он позволяет перебежчикам запускать через демилитаризованную зону воздушные шары с пропагандистскими материалами и едой. В Пхеньяне это считают нарушением межкорейских соглашений. По мнению экспертов, слухи о перестановках в верхах Северной Кореи лишены оснований.

В ответ на вопрос репортера представитель американского Министерства обороны Джон Сапл сказал, что если понадобится, то США дадут ответ на угрозу своему союзнику – Республике Корея – со стороны Севера. Этот комментарий был явно адресован Пхеньяну. Ведь главный орган Трудовой партии КНДР – газета Rodong Sinmun – сообщил, что вооруженные силы страны готовят акт возмездия за то, что с Юга на Север посылают провокационные листовки и пищевые продукты. А ранее на эту тему сделала заявление младшая сестра руководителя страны Ким Е Чжон, занимающая пост заместителя заведующего отделом ЦК Трудовой партии.

По ее словам, все отношения с южнокорейской стороной должны быть прерваны. А дальнейшее слово принадлежит армии. Конкретным результатом выступления влиятельной женщины стала блокировка линий связи с Республикой Корея; были отключены канал для общения военных двух стран, а также горячая линия между ЦК Трудовой партии и резиденцией президента Южной Кореи.

В воскресенье ситуацию обсудил Национальный совет безопасности Южной Кореи. Министерство обороны и Министерство объединения опубликовали заявления, в которых содержится просьба к КНДР соблюдать межкорейские соглашения, подписанные ранее. Как отмечает Reuters, эскалация напряженности возникла накануне 20-й годовщины первого межкорейского саммита, участники которого – Ким Чен Ир и Ким Дэ Чжун – обещали укрепить сотрудничество двух государств. А в 2018 году их нынешние лидеры подписали декларацию, где говорилось о необходимости начать работу ради полного освобождения Корейского полуострова от ядерного оружия.

Как пишет пресса на Западе, угрозы со стороны Северной Кореи не только развеивают надежды на разрядку на полуострове, но и могут послужить прологом к третьей мировой войне. А английская газета Express утверждает, что столь агрессивные заявления на деле, вероятно, представляют собой попытку скрыть, что высший руководитель серьезно болен. В апреле Ким Чен Ын исчез из поля зрения СМИ на три недели. 1 мая его сфотографировали на церемонии открытия завода по производству удобрений. Но эти снимки могли легко быть «отредактированы». И вот теперь сестра вождя участвует в важных мероприятиях и делает от имени государства заявления, чего раньше никогда не было.

В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов отметил: «Есть несколько версий того, как толковать предупреждение в адрес Южной Кореи. При худшем варианте можно ожидать разрыва отношений в военной сфере между Севером и Югом, усиления военной активности Севера в приграничной зоне или запуска ракеты, дальность действия которой превышает малый радиус.

При наилучшем варианте КНДР может ограничиться пуском ракеты малой дальности или демонстрацией подводной лодки, которая может нести баллистические ракеты. Но скорее всего стрелять подводные лодки особенно не будут. Нужно иметь в виду, что северные корейцы, как и китайцы, сначала предупреждают, а потом дают более чем жесткий ответ. Перебежчики из КНДР трижды в этом году запускали листовки на Север, хотя соглашения двух государств предусматривают прекращение всех враждебных действий. Тут есть еще один осложняющий момент. Официального подтверждения нет, но есть сообщения, что с Юга на шарах в КНДР пытались забросить COVID-19»

Как бы то ни было, листовки всегда запускают из приграничной зоны Юга. Туда требуется специальный допуск. Местные жители пытались этих активистов оттуда прогнать, а власти делали это очень редко.

Нужно иметь в виду, что свобода действий у Сеула и Пхеньяна не безгранична. На фоне обострения американо-китайского противостояния и на Сеул, и на Пхеньян давят, чтобы они встали на сторону одной из двух держав, полагает эксперт.

Южнокорейцы виляют, ведь они зависят от экономических связей с Китаем. Но у американцев хватка сильнее. «Поэтому президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин в конце концов сядет на американский стул. А Северная Корея – это все-таки союзник Китая. И северокорейская пресса стала критиковать США за вмешательство в дела Китая, Гонконга. Раньше этого не было. Иными словами, нынешний всплеск напряженности на Корейском полуострове в какой то мере связан с действиями двух великих держав», – заключил Асмолов. 

Стратегический треугольник США— Япония — Южная Корея: возникающие угрозы и перспективы сотрудничества

События последних двух десятилетий осложнили трёхстороннее сотрудничество Соединенных Штатов с их партнерами из Северо-Восточной Азии— Японией и Южной Кореей. Вашингтону необходимо содействовать формированию важных инициативных предложений для улучшения трехсторонних отношений.

Два основных альянса

Северо-Восточная Азия в какой-то момент оказалась одним из наиболее динамичных и опасных мест планеты. Её основные экономики – Японии, Китая и Республики Корея – увеличили в совокупности общий показатель внутреннего валового продукта более чем в 130 раз за последние 50 лет, удвоив его лишь за последние 10 лет. Военные силы упомянутых стран насчитывают более трёх миллионов человек на регулярной службе, не считая значительных группировок передового развертывания США и сил резерва, насчитывающих свыше 11 миллионов военнослужащих. Помимо США в регионе сосредоточены ещё три ядерные державы (Россия, Китай и Северная Корея) и две страны, имеющие потенциал стать ядерными (Япония и Южная Корея). Быстро растут и возможности основных стран для проецирования военной мощи, включая ракетные силы.

С начала 1950-х годов США поддерживали в Северо-Восточной Азии важные двусторонние союзнические связи, как с Японией, так и с Южной Кореей, оформив их в виде ряда основных договоров взаимной безопасности. Функциональные роли двух давних союзников Соединенных Штатов в общей структуре национальной безопасности Тихоокеанского региона исторически несколько отличаются: Южная Корея участвовала в прямой конфронтации с Северной Кореей, чьи войска пересекли зону перемирия в районе 38-й параллели, статус которой не был подтверждён официально мирным договором. Сдерживающая роль сухопутных и воздушных сил США к югу от демилитаризованной зоны была ключевой для сохранения мира с северокорейским режимом, который, несмотря на слабеющие экономические возможности, остаётся ощутимо агрессивным, свидетельством чему является потопление южнокорейского военного судна, морского корвета «Чхонан», и недавний артиллерийский обстрел принадлежащего Южной Корее острова Ёнпхёндо.

В Японии, напротив, вооружённые силы США постоянно выполняли менее заметную, однако жизненно важную функцию стратегического резерва. С начала 1970-х в Японии пребывает единственная авианосная ударная группа США, находящаяся за границей, а также одна из трёх заграничных экспедиционных дивизий морской пехоты США постоянного базирования. Во время основных вооруженных операций от «Лисы пустыни» (1998) до «Бури в пустыне» (1991) и катастроф в мирное время от Суматры (2004) до Сэндая (2011), военные силы США, базирующиеся в Японии, сыграли важнейшую роль в сохранении безопасности, не говоря о функции защиты Японии в окружающей страну нестабильной политической среде.

Расхождения в основных задачах национальной безопасности

Полвека назад вызов коллективной безопасности Японии, Южной Кореи и США был относительно прямолинейным и концентрировался вокруг необходимости воспрепятствовать Северной Корее повторить Корейский конфликт 1950-1953 гг. И хотя сложности исторических процессов в Северо-Восточной Азии в XX веке продолжают отзываться горечью в отношениях между Кореей и Японией, а различия в политических системах осложняют сотрудничество, обе эти нации оказались перед лицом непосредственной и, в целом, общей для обеих стран угрозы со стороны Северной Кореи, позволившей им образовать тихий «фактический союз», координируемый Соединенными Штатами. Однако за последние 20 лет три события стали причиной опредёленного расхождения союзников в вопросах государственной безопасности, из-за чего поддержание трёхстороннего сотрудничества стало одновременно более важным и более трудным как для США, так и для их партнёров по обеспечению безопасности в Северо-Восточной Азии.

Одним из этих событий стал стремительный подъём Китая и его растущая вовлечённость в события на Корейском полуострове. До 1992 года между Сеулом и Пекином не было дипломатических связей, а двусторонняя торговля между странами сводилась к минимуму. Сегодня, напротив, Китай является крупнейшим торговым партнёром Южной Кореи, импортируя 25% корейских товаров, при том, что США, второй крупнейший торговый партнёр, импортирует всего 10% товаров. Китай также является, фактически, единственным благожелателем Северной Кореи, где китайские компании играют роль основных посредников в политико-экономических связях Северной Кореи с остальным миром, включая даже Южную Корею. Растущая политическая, экономическая и военная мощь Китая, а также серьезная вовлеченность в корейские вопросы, включая как северную, так и южную часть полуострова, становится важным косвенным ограничивающим фактором для трёхсторонних связей между США, Японией и Южной Кореей, несмотря на то, что эти ограничения касаются в основном политико-экономической сферы, а не непосредственно вопросов безопасности.

Вторым важным событием для треугольника безопасности США — Япония — Южная Корея стали трансформационные процессы в самой Северной Корее. Экономически Север становится всё слабее, и оттягивает свой крах исключительно с помощью крайне репрессивного политического режима. Несмотря на экономическую слабость, военные технологии Пхеньяна становятся всё совершеннее, и де-факто Северная Корея является ядерной державой с серьёзным потенциалом для проецирования военной мощи за пределы своих границ. По мере усовершенствования ракет «Тэпходон», Север становится серьезной угрозой для Японии, при том, что слабеющая северокорейская экономика отзывается всё большими проблемами для Южной Кореи. Внезапный крах Северной Кореи может привести к резкому объединению или, как минимум, необходимости широкомасштабной помощи со стороны Юга собратьям по северную сторону демилитаризованной зоны. Принимая во внимание природу будущих северокорейских проблем, взгляды на ситуацию и побудительные причины к действию у Южной Кореи и Японии, таким образом, будут различаться.

Третьим важным изменением в регионе Северо-Восточной Азии стали экономические связи между Японией и Южной Кореей. С начала 2013 года скорость преобразования экономических взаимоотношений между этими двумя странами значительно возросла. Япония и Корея являются непосредственными конкурентами во многих важных секторах экономики, особенно в области индустрии потребительских товаров длительного пользования, таких как автомобили и электроника. Две первые стрелы Абэномики (монетарная и фискальная экспансия) начали оживлять японскую экономику, одновременно подавляя перспективы Кореи, особенно посредством непрямого механизма изменения валютного курса. По мере того как йена становилась дешевле по отношению к доллару и другим основным валютам, что было результатом внутренне-ориентированной монетарной экспансии Токио, экспортные операции, основанные на южнокорейских вонах, стали неконкурентоспособными на третьих рынках, увеличив раздражение Сеула.

Три основных инициативы

По мере усиления Китая и роста угрозы безопасности со стороны Северной Кореи, стабильность японо-корейских отношений и трёхсторонние связи сотрудничества между Японией, Южной Кореей и США оказываются однозначно важны для Вашингтона. Такое трёхстороннее сотрудничество, несмотря на все политические разногласия, представляет стратегический интерес для партнеров США по безопасности в Северо-Восточной Азии. Для улучшения трёхсторонних связей в срочном порядке потребуются три ведущих инициативы.

В первую очередь, Соединенные Штаты должны максимально поддерживать расширяющееся вовлечение, как Японии, так и Южной Кореи в масштабные многосторонние мероприятия по обеспечению безопасности, особенно в военно-морской сфере, организация которых имеет место во время трёхсторонних переговоров по безопасности, которые проводятся ежегодно с 2008 года. Трёхсторонние учения по отработке проведения поисково-спасательных операций, которые в последний раз проводились в октябре 2013 года, должны быть продолжены и усилены. Параллельное участие Японии и Кореи должно быть распространено и на другие мероприятия, особенно те, где задействуется военно-морской и военно-воздушный контингент, в случае необходимости – совместно с американскими базами в Японии. Многосторонние учения с большим количеством участников, такие как RIMPAC (учения стран Азиатско-Тихоокеанского региона), также могут использоваться в качестве контекста для создания доверительной атмосферы и партнёрских отношений между Кореей и Японией.

Во-вторых, необходимо разрабатывать дополнительные сферы сотрудничества между Японией и Кореей в области содействия развитию зарубежных стран. За последние 50 лет Япония предоставила свыше 1/3 всех ОПР (официальная помощь развитию), полученных участниками Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), и продолжает выступать в роли одного из ведущих доноров для четырёх участников АСЕАН – Камбоджи, Лаоса, Мьянмы и Вьетнама – продолжающих получать значительную поддержку. Помощь со стороны Кореи в Юго-Восточной Азии также существенна, поэтому тщательно подобранные, неконкурирующие проекты по оказанию помощи могут улучшить взаимное сотрудничество как на многосторонней, та и на двусторонней основе. Бюджетные секторы, такие как инфраструктура, где риск велик, а выгода распространяется среди большого количества частных компаний, могут быть прекрасной точкой старта.

Наконец, необходимо активно поддерживать трехсторонний диалог между США, Японией и Южной Кореей в области обороны. Приоритетные области могут включать ПВО, особенно в том, что касается угрозы со стороны Северной Кореи, и безопасность на море. Диалог в области обороны должен дополняться трёхсторонними обсуждениями по соответствующим дипломатическим вопросам, особенно в том, что касается Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, а также Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Свобода мореплавания и противостояние произвольным и внезапным объявлениям новых опознавательных зон ПВО также являются вопросами, по которым у трёх стран существует общая озабоченность и меры воздействия.

Исторические события, конечно, продолжают бросать тень на треугольник США — Япония — Корея, особенно на его японско-корейскую сторону. Вопрос нуждается в активном решении, чтобы нейтрализовать возможные негативные последствия, которые могут стать помехой трёхстороннему сотрудничеству. Тем не менее, это не означает необходимости какого-либо официального посредничества со стороны США, так как такое вовлечение может поставить Вашингтон под угрозу мощного перекрёстного давления со стороны Токио и Сеула, что лишь причинит вред одному или обоим важным двусторонним альянсам в регионе Северо-Восточной Азии. Принимая во внимание вышесказанное, спокойная официальная поддержка Вашингтона в области усиления японско-корейских связей, в сочетании с инициативами «запасной дорожки» (гражданской дипломатией), включающими привлечение опытных бывших политиков из США, может оказаться крайне полезной, особенно в сочетании с инициативами «запасной дорожки» третьих сторон, представленных дружественными союзными нациями, такими как Канада, Германия и Австралия, или, возможно, участниками АСЕАН. Учитывая хрупкость нынешних японско-корейских экономических отношений, провокационные выпады, основанные на исторических событиях, как в Японии, так и в Корее, могут особенно навредить и должны быть исключены.

Подводя итоги, Япония, Корея и Соединенные Штаты объединены важными вопросами безопасности, которые становятся более острыми с ростом мощи Китая и продолжающейся нестабильностью в Северной Корее. Союзники Америки в Северо-Восточной Азии действительно имеют все более разнящиеся мотивы для принятия мер в области безопасности, особенно в том, что касается природы и интенсивности угрозы со стороны Северной Кореи. По мере роста возможностей проецирования военной мощи Пхеньяна, они становятся проблемой и для США. У Вашингтона есть все причины настаивать на расширенном трёхстороннем сотрудничестве, причем время для вынесения этих вопросов на повестку дня уже наступило.

(Оригинал на английском языке написан 4 декабря 2013 года. Заглавное фото: Секретарь Госбезопасности США Чак Хэйгел с Министром обороны Японии Онодера Ицунори (слева) и Министром обороны Южной Кореи Ким Гван Джином (справа) перед началом трёхсторонней встречи в Сингапуре 1 июня 2013 года. [Wong Maye-E/AP Photo/Aflo])

вех: 1945–1952 гг. — Управление историка

вехи: 1945–1952 гг. — Управление историка
  1. Дом
  2. Вехи
  3. 1945-1952
  4. Корейская война и восстановление Японии

ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
«Вехи истории международных отношений США» был выведен из эксплуатации и больше не поддерживается. Для получения дополнительной информации см. полное уведомление.

Когда холодная война стала доминировать во внешней политике США, Америка расширила меры безопасности обязательства перед двумя странами Северо-Восточной Азии — Республикой Корея и Японией. Государственный департамент при госсекретаре Дине Ачесоне заключил ряд соглашений о создании постоянного американского присутствия в региона и поддерживать эти две страны, создавая союзы, которые просуществовали до Cегодня.

25-я пехотная дивизия готовится отправиться на Корейскую войну из Японии

После безоговорочной капитуляции Японии перед союзными державами в августе 1945 г. Военные США оккупировали побежденную нацию и начали серию далеко идущие реформы, призванные построить мирную и демократическую Японию путем сокращение мощи вооруженных сил и раздробление крупнейшего японского бизнеса конгломераты. Однако растущее беспокойство по поводу коммунистической власти в Восточной Азии, особенно успех Коммунистическая партия Китая в борьбе против Чан Националистические силы Кай-ши привели Соединенные Штаты к остановке реформы в 1947 и 1948, чтобы сосредоточиться на восстановлении экономики и политическая реабилитация Японии. В этом «обратном курсе» Верховный главнокомандующий союзных держав генерал Дуглас Макартур сосредоточил внимание на укрепление, а не наказание того, что станет ключевым союзником в холодной войне.

Растущее беспокойство по поводу безопасности Японии напрямую связано с войной в Корее. Во время Второй мировой войны Соединенные Штаты и Советский Союз договорились о временном разделить Корею по 38-й параллели, чтобы наблюдать за удалением японцев силы. Однако вскоре стало ясно, что ни один из противников холодной войны позволит своему союзнику Корее оказаться под угрозой объединения.

Советы поддерживал Ким Ир Сена в Корейской Народно-Демократической Республике на севере; Соединенные Штаты поддержали Ли Сын Мана в Республике Корея на юге. Тем не менее Соединенные Штаты не сделали Корею ключевой частью своей оборонительной системы. стратегии для Восточной Азии, и американские войска ушли с юга в конце 1940с. Если предположить, что Соединенные Штаты не считают Южную Корею жизненно важным интерес, армия Кима напала на юг в июне 1950 года, почти захватив весь полуостров. Американские военные вернулись, возглавив Соединенные Уполномоченные нацией силы оттеснили армию Севера выше 38-й параллели. и не только. После вступления КНР в войну в конце 1950-х гг. Государственный департамент работал над изоляцией Пекина и сохранением единства Коалиция во главе с США.
Только в 1953 обе стороны достигли непростого перемирия, таким образом кристаллизуя разделение между Севером и Югом, которое существует сегодня. В 1953 году США и Южная Корея подписали договор о взаимной безопасности, призванный защитить эту новую нацию от ее северного соседа.

Усилия США по спасению Южной Кореи от коммунистического вторжения ускорены Департаментом государственных попыток вернуть Японии уважаемое международное положение, и сделать эту страну процветающим союзником Соединенных Штатов. Обсуждается в первую очередь Джон Фостер Даллес в 19 лет50 и 1951 г. Сан-Францисский договор положил конец государству. войны между Японией и 47 союзниками (большинство стран-союзников Советского Союз отказался подписать), заключил американскую оккупацию и извинил Японцы от репараций за войну.

Ачесон подписал Сан-Францисский договор. 8 сентября 1951 г., в тот же день, когда он и премьер-министр Японии Ёсида Сигэру подписал американо-японский Договор безопасности. Договор разрешал США размещать войска в Японии и превратил Японские острова в важный аспект глобального защитная конструкция. Для американских лидеров Япония превратилась из мировой войны II из врага в жизненно важного союзника, а Корея из периферийного региона превратилась в ключевую битву земля в холодной войне.

Организация Объединенных Наций в Корее

Изображение

Предыстория

Создание Организации Объединенных Наций стало ответом на растущее отчаяние людей в мире и процветании после двух мировых войн. Первая попытка создания международного органа была предпринята в 1919 году с Лигой Наций. Лига Наций должна была стать собранием, где страны могли бы встречаться и вырабатывать мирные решения мировых конфликтов. Провал Лиги и еще одна мировая война побудили мировых лидеров еще раз попытаться организовать международный форум.

Организация Объединенных Наций возникла из ранних коалиций союзных войск во время Второй мировой войны. Три ключевые встречи заложили основу для будущего руководящего органа, поскольку союзники подписали декларации об объединении сил, чтобы положить конец подъему и расширению держав Оси. Декларация Сент-Джеймсского дворца (1941 г.) была первой межсоюзнической декларацией, и она объединила несколько европейских, азиатских и африканских стран в борьбе против немецких войск Адольфа Гитлера и японских войск императора Хирохито. В том же году Великобритания и Соединенные Штаты подписали Атлантическую хартию, которая стала совместной декларацией премьер-министра Уинстона Черчилля и президента Франклина Д. Рузвельта о совместной работе над построением лучшего будущего. В январе 1942, 26 стран (включая Соединенные Штаты) собрались вместе, чтобы подписать Декларацию Организации Объединенных Наций, сформировав коалицию стран, которые победят державы Оси. Три декларации заложили бы основополагающие принципы того, что впоследствии станет Уставом Организации Объединенных Наций.

По мере развития войны основные мировые лидеры осознали необходимость развития международной организации, которая обеспечила бы форум, который позволил бы отслеживать и посредничать в конфликтах между странами. Организация будет иметь несколько направлений деятельности, включая гуманитарную помощь, образование и защиту своих членов от агрессивных действий, угрожающих их образу жизни. Московская декларация и Тегеранская конференция 1943 представил первоначальные планы по прекращению войны и обеспечению форума для сохранения мира. Структура Организации Объединенных Наций была официально определена в следующем году в Вашингтоне, округ Колумбия, когда лидеры Китая, СССР, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов разработали модель Организации Объединенных Наций.

Когда война в Европе подошла к концу, лидеры 50 стран, представляющих 80% населения мира, встретились в Сан-Франциско, штат Калифорния, чтобы разработать и утвердить официальный устав Организации Объединенных Наций. В течение двух месяцев лидеры обсуждали направленность и организационную модель, которые определят международную организацию. Структура Организации Объединенных Наций будет включать Международный Суд, Совет Безопасности и Генеральную Ассамблею, а также второстепенные ассамблеи, подотчетные более крупному органу. Перед вновь сформированным собранием будет поставлена ​​задача сохранения мира и построения лучшего мира. 26 июня 1945, 50 стран единогласно одобрили Устав Организации Объединенных Наций.

Окончание Второй мировой войны привело к возникновению двух новых сверхдержав: Соединенных Штатов и Советского Союза. Обе нации стремились расширить свое влияние и защитить свои интересы во всем мире. Холодная война не была войной в традиционном смысле; вместо этого с ним боролись с помощью пропаганды, гонки ядерных вооружений, космической гонки, тайных операций и опосредованных войн. Президент Гарри С. Трумэн разработал политику «сдерживания», согласно которой Соединенные Штаты обещали военную, экономическую и политическую помощь любой стране, которой угрожают коммунистические движения, поддерживаемые Советским Союзом.

Организация Объединенных Наций была создана в критический исторический период, когда ее миссия по поддержанию мира и международному сотрудничеству могла предотвратить переход холодной войны в «горячую». Организация Объединенных Наций впервые вышла на мировую арену с заметными успехами, такими как публикация Всеобщей декларации прав человека и переговоры о прекращении огня между новым государством Израиль и арабскими государствами. Однако первым настоящим испытанием силы и эффективности ООН стала война в Корее.

В конце Второй мировой войны Советский Союз и Соединенные Штаты оккупировали половину Кореи и приняли капитуляцию японцев в этом регионе, фактически разделив страну на две части вдоль 38-й параллели. Под влиянием Советского Союза в Северной Корее было создано коммунистическое правительство. Южная Корея, возглавляемая Ли Сын Маном, поддерживала тесные связи с Соединенными Штатами.

25 июня 1950 года северокорейские войска вторглись в Южную Корею, перейдя 38-ю параллель при поддержке Советского Союза. Соединенные Штаты немедленно потребовали от Организации Объединенных Наций действовать. 25 и 27 июня Организация Объединенных Наций приняла директивы, призывающие к прекращению огня и ко всем государствам-членам оказать помощь южнокорейцам. Совет Безопасности ООН смог принять эти меры, потому что Советский Союз недавно бойкотировал Совет Безопасности и предпочел не участвовать. Президент Гарри С. Трумэн не настаивал на объявлении Конгрессом войны. Вместо этого он классифицировал корейский конфликт как «полицейскую операцию под руководством ООН», действующую под руководством Совета Безопасности.

Решения Трумэна во время Корейской войны имели далеко идущие последствия. Трумэн хотел, чтобы Корея оставалась ограниченной войной, любой ценой избегая Третьей ядерной мировой войны. Без всеобщих усилий для победы война зашла в тупик. Избежав объявленной войны, Трумэн создал прецедент, которому последовали другие президенты. Впоследствии нация участвовала в нескольких конфликтах, но никогда официально не находилась в состоянии «войны». Все еще находящийся в зачаточном состоянии, корейский конфликт стал первым серьезным испытанием способности ООН достичь своих целей. Повысит или уменьшит ли ее обращение с кризисом способность ООН играть важную роль в мире холодной войны?

Частично ответ заключается в характере самой реакции ООН. Смогла ли Организация Объединенных Наций отреагировать таким образом, чтобы это соответствовало ее видению и цели? Может ли Организация Объединенных Наций действовать, не отдавая предпочтение одной стороне? Такие вопросы были проверены в Корее.

Ключевой вопрос

Кто на самом деле руководил корейским конфликтом: Организация Объединенных Наций или Соединенные Штаты?

Маршруты

UnitedNations_LessonProcedures.pdf (откроется в новом окне)

Материалы

Документы для изучения:

  1. Выдержка из Устава ООН, ок. 1945
  2. Выдержка из воскресного выпуска New York Times с изложением организационной структуры ООН от 20 октября 1946 г.
  3. Заметки о встрече в Блэр Хаус, 26 июня 1950 г.
  4. Резолюции 82 и 83 Совета Безопасности ООН от 25 и 27 июня 1950 г.
  5. Меморандум, сводка событий в Корее, 26 июня 1950 г.
  6. Заявление Министра иностранных дел СССР Андрея Громыко, 4, 19 июля50
  7. Пресс-релиз президента Трумэна, 1 сентября 1950 г.
  8. Доклад, «Состояние предложений Организации Объединенных Наций о помощи для Кореи», 6 октября 1950 г.
  9. Содержание заявлений, сделанных на конференции острова Уэйк, 15 октября 1950 г.

Раздаточные материалы

  1. Справочная информация Организации Объединенных Наций (откроется в новом окне)

  2. Документы Организации Объединенных Наций для изучения (открывается в новом окне)

  3. Графический органайзер Организации Объединенных Наций (открывается в новом окне)

  4. Видео: История Корейской войны (внешняя ссылка)

Скачать раздаточный материал

Дополнительные ресурсы

  1. Переписка между Кларком М. Клиффордом (открывается в новом окне)

  2. Меморандум Объединенного комитета начальников штабов (откроется в новом окне)

  3. Письмо с несогласием по поводу корейского конфликта Гарри С. Трумэну (открывается в новом окне)

  4. Письмо поддержки Гарри С. Трумэну в разрешении корейского конфликта (открывается в новом окне)

Скачать ресурсы

Корея и США: послевоенное восприятие

Годовщины крупных исторических событий дают возможность для размышлений. В случае Корейской войны шестидесятая годовщина начала войны в 2010 году побудила историков и журналистов задать новые вопросы о том, что пошло правильно, что пошло не так и что «могло быть». В конце концов, в отличие от предшествовавшей Второй мировой войны, война в Корее не принесла решающей победы ни одной из сторон. Это привело к шестидесятипятилетнему тупику, который продолжается и по сей день. Стоило ли?

Недавние события внушают оптимизм, в том числе совместное участие Северной Кореи и Южной Кореи в Олимпийских играх 2018 года в Пхенчхане и саммит президента Дональда Трампа с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном. Однако де-факто две страны все еще находятся в состоянии войны, и неясно, закончится ли она и когда. Ситуация продолжает дестабилизировать весь восточноазиатский регион и представляет серьезную угрозу миру во всем мире.

В дополнение к ужасам, которые пережили американские и корейские солдаты с обеих сторон, корейские гражданские лица, особенно женщины и дети, вынесли основную тяжесть войны. Ветеран Чарльз Фаулер вспоминал: «Самое ужасное было, когда наши самолеты начали стрелять напалмом. Люди, которых он ударит, будут просто мертвы, сожжены, мертвы. Однажды наши авиаудары поразили [одно из наших подразделений] и по ошибке уничтожили почти половину из них». [Видео: Чарльз Фаулер – Ужасный напалм] В своей важной книге, опубликованной в 2010 году под названием Корейская война: История . Брюс Камингс утверждал, что война не стоит того количества пролитой крови мирных жителей. Между 1950 и 1953 годами Соединенные Штаты сбросили на Корею больше бомб, чем за весь Тихоокеанский театр военных действий во время Второй мировой войны. 32 557 тонн напалма подожгли деревни и сожгли заживо как солдат, так и мирных жителей. [Видео: Кит Фэннон — Напалм]

Когда напалм обрушился на южнокорейскую деревню Даньянг, семьи, избежавшие других атак, собрались вместе в пещере. Ом Хан Вон, которому в то время было пятнадцать лет, вспоминает: «Когда напалм попал в вход, взрыв и дым выбили керосиновые и касторовые лампы, которые у нас были в пещере. Это был кромешный хаос — люди кричали друг на друга, давились, задыхались. Одни говорили, что надо залезть поглубже, закрыв лица мокрой тряпкой. Некоторые говорили, что мы должны бежать сквозь пламя. Те, кто не сгорел, задохнулись».

Поскольку каждая из сторон пережила так много боли, страданий и смертей, вполне естественно, что многие корейцы питают глубокую обиду на американцев и что многие американцы считают своих северокорейских и китайских врагов жестокими и недочеловеками. Но война действительно совершила нечто замечательное, на что многие историки не обращают внимания. Это позволило американцам лучше понять культуру, людей и историю Кореи, а также побудило многих южнокорейцев оценить усилия Америки по их защите от коммунистических агрессоров. Хотя война закончилась тупиком, и хотя полуостров не воссоединился в одну единую страну, Южная Корея появилась со своим собственным демократическим правительством и союзом с Соединенными Штатами. Этот союз с годами только укреплялся и сохраняется по сей день. Удивительно, но Корея восстала из пепла и стала 11-й по величине экономикой в ​​мире, а к 2030 году рассчитывает стать седьмой.

В течение трех лет американцы, силы Организации Объединенных Наций и южнокорейцы бок о бок сражались за сохранение Республики Корея. Вместе они потеряли 150 000 человек. Американские военные обрели новое уважение к своим южнокорейским солдатам, которые составляли более 70 процентов передовых подразделений командования ООН. Армия Южной Кореи также понесла более чем в три с половиной раза больше смертей на полях сражений, чем американские войска — реальность, которая не ускользнула от внимания американских командиров.

После войны южнокорейцы осознали, что хотя присутствие иностранной державы не является идеальным, американские военные могут защитить страну от дальнейших вторжений с севера и позволить экономике страны восстановиться. Действительно, вскоре после окончания войны Соединенные Штаты и Южная Корея подписали договор о взаимной обороне, в котором говорится, что в случае нападения на одну из стран другая страна вмешается, чтобы защитить своего союзника.

В результате после войны некоторые южнокорейцы стали относиться к Соединенным Штатам как к «старшему брату» или «далекому, но хорошему другу». Ветераны Брюс Акерман и Кеннет Диллард вспоминают, как со временем эти отношения укрепились. [Видео: Брюс Акерман – Укрепление отношений] [Видео: Кеннет Диллард – Укрепление отношений] Дорис Порпилья объясняет, почему она считает корейцев такими хорошими друзьями: «Я встречала многих корейцев. Они очень щедрые люди, самые щедрые люди, которых я когда-либо видел, потому что они благодарны… и мы рады, что они [все еще] здесь».