Арийцы | Энциклопедия Холокоста
- Цитировать страницу
- Share
- Распечатать
Происхождение термина «арийцы»
Европейские ученые девятнадцатого века называли арийцами индоевропейские или индогерманские народы, несколько тысяч лет назад расселившиеся на территории Индии, Персии (Ирана) и Европы. Изначально эта классификация характеризовала сходство большинства европейских языков, санскрита и персидского языка (фарси). В то же время европейские ученые относили евреев и арабов к категории семитов, которые также говорили на схожих языках Ч иврите, арабском и других. Позже эти лингвистические категории начали некорректно применяться для обозначения этнической или расовой принадлежности.
Использование в нацистской Германии
В начале двадцатого века ученые и другие лица продолжали использовать термин арийцы применительно к группе людей, выделенной по принципу расы, несмотря на то, что первоначально это определение носило лингвистический характер. Некоторые мыслители, к примеру, Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855-1927), продвигали идею расового и культурного превосходства арийцев над другими группами людей.
Пропагандой этой же идеи с момента появления нацистской партии в 1920-х годах занимались Адольф Гитлер и идеологи национал-социализма. В своих идеологических и политических целях они путем адаптации, манипуляции и радикализации распространяли безосновательное представление о существовании «арийской расы» и ее превосходстве.
Нацистские власти положили эту концепцию в основу идеи о принадлежности немцев к «высшей расе». Более того, они постановили, что термин «неарийцы» должен применяться в первую очередь к евреям, которых считали главной угрозой расовой чистоте немецкого общества. Также неарийцами считались рома, синти (цыгане) и темнокожие люди.В первые годы после назначения Гитлера канцлером в 1933 году термин «арийцы» использовался в ряде сфер общественной жизни нацистской Германии, включая законодательство. Первым значимым законом, поражающим еврейских граждан в правах, стал «Закон о восстановлении профессиональной гражданской службы». Принятый 7 апреля 1933 года закон о гражданской службе включал параграф под названием
Однако определение категории «неарийцы» было слишком широким, размытым и совершенно ненаучным. Согласно закону о гражданской службе, немец мог быть признан неарийцем, если хотя бы один человек из числа его бабушек или дедушек был евреем. Как это ни парадоксально, в Нюрнбергских расовых законах 1935 года приводилось значительно более узкое юридическое определение понятия «еврей». «Полными» евреями признавались люди с тремя или четырьмя еврейскими бабушками и дедушками. В некоторых случаях лица, имевшие двух еврейских дедушек и бабушек, также считались «полными» евреями, если при этом они принадлежали к еврейской общине.
Чтобы доказать свое «арийское» происхождение, гражданин должен был предоставить сведения о своей родословной до 1800 года, а в случае членов СС — до 1750 года. Многие немцы нанимали специалистов по генеалогии для поиска жизненно важных записей о рождении, крещении и смерти в архивах церквей, синагог и государственных учреждений. По завершении этих кропотливых исследований информация подавалась на рассмотрение в Имперское ведомство по изучению родства (Reichsstelle für Sippenforschung).
Выяснилось, что понятие «ариец» плохо поддается точному определению с расовой точки зрения. Оно характеризовало лингвистическое подобие языков, а не наследственные физические или интеллектуальные характеристики, поэтому нацистские расологи не одобряли использование этого термина. Нацистские власти перестали применять термины
Несмотря на размытое определение, термин «ариец» оставался в неофициальном обороте. Некоторые нацисты использовали его применительно к народам Северной Европы. И все же в общественном сознании на территории Германии и за ее пределами это слово использовалось для обозначения не только немцев, но и представителей других национальностей Европы: итальянцев, норвежцев и хорватов. Поляки, русские и некоторые другие славяне подвергались жестоким преследованиям при нацистском режиме, однако они считались «арийцами». Расологи и антропологи также признавали происхождение славян и немцев от одних и тех же рас, включая нордическую. Считалось, что славяне имеют родственную кровь.
Помимо термина «ариец», применявшегося в отношении людей, существовало прилагательное «арийский», синонимом которого было «нееврейский».
От слова «ариец» был произведен другой термин: Arisierung («ариизация»). Под этим подразумевался процесс конфискации и передачи еврейских предприятий и собственности неевреям в нацистской Германии и оккупированных странах Европы.
Современное использование
Понятие «ариец» можно считать примером развития терминов и концепций во времени. В странах Европы и Америке термин «арийский» появился в качестве научного обозначения древних народов, говоривших на родственных языках. Однако с ходом времени значение слова «арийский» сместилось к расовым категориям. Нацистский режим положил эту концепцию в основу своей расистской идеологии.
В последние десятилетия термин «арийцы» появился в лексиконе сторонников превосходства белой расы во всем мире как общее обозначение белых людей, не являющихся евреями.
Также этот термин свидетельствует о том, что представители движения разделяют расистские представления и одобряют геноцид, развязанный нацистской Германией.Last Edited: May 26, 2021
Как по версии нацистов должны выглядеть настоящие арийцы
Согласно германской расовой теории носители арийской крови имели биологическое превосходство над остальным нациями. Эталонный ариец практически всем отличен от других: ростом, цветом кожи, волос и глаз, и даже пропорциями тела.
Фото: Русская СемеркаРусская Семерка
Расовая лестница
Видео дня
Расовая теория – краеугольный камень фундамента Третьего рейха, она собственно и отличает немецкий национал-социализм от итальянского фашизма. Для нацистов принципиально было разделение рас на «высшие», способные к самоорганизации и прогрессу, и «низшие», не способные ни к чему.
На верхушке иерархической лестницы, согласно немецкой расовой доктрине, расположилась нордическая раса (германцы и скандинавы), дальше следовали восточно-балтийская, адриатическая и романская расы. Интересно, что французов немцы считали «выродившимися, негроидизированными, испорченными», и как следствие – неполноценными.
Еще ниже по расовой лестнице находились метисы (помесь белых и цветных народов), в самом подвале нашлось место для представителей «черной» (негроидной) и «желтой» (монголоидной) рас. Последних, равно как славян, евреев и цыган нацисты пренебрежительно называли «untermensch» («недочеловеками»).
В июле 1941 года рейхсфюрер Генрих Гиммлер, выступая перед бойцами СС, охарактеризовал европейский конфликт как «войну идеологий и борьбу рас». «На одной стороне стоит национал-социализм: идеология, основанная на ценностях нашей германской, нордической крови. На другой стороне стоит 180-миллионный народ, смесь рас и народов, чьи имена непроизносимы и чья физическая сущность такова, что единственное, что с ними можно сделать — это расстреливать без всякой жалости и милосердия», – провозглашал Гиммлер.
«Истинный ариец»
Немцы часто подменяли понятия нордической и арийской расы, хотя они имеют отличия. Термин «нордическая раса» Третий рейх позаимствовал из книги французского писателя Жозефа Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1855 г.), где автор характеризовал нордический подтип белой расы, как светловолосых и голубоглазых людей. Там же Гобино утверждал, что именно «нордическая раса» является высшей ступенью развития человечества.
Термин «ариец» изначально использовался для обозначения народов, говорящих на языках индоиранской группы, и происходит от самоназвания исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии. На русский язык это слово может переводиться как «уважаемый», «достойный», «благородный». Понятие «ариец» было вырвано немецкими идеологами из традиционного контекста и использовано исключительно в целях пропаганды расового неравенства.
Теория об общем арийском происхождении немцев и иранцев – это продукт работы идеологов рейха, в первую очередь, Альфреда Розенберга, который на этой основе создал стройную картину истории с древнейших времен до настоящего времени: от арийской Индии и Персии через дорическую Элладу и италийский Рим к «германской Европе». С 1933 года расовая теория стала обязательной дисциплиной в школах и университетах Германии.
Специальным указом иранцы даже были освобождены от действия «расовых» законов. В 1934 году, чтобы подчеркнуть роль Персии, как прародины арийской расы, она при содействии немецкой дипломатии была официально переименована в Иран.
К популяризации мифа об арийских корнях германской расы приложили руку и немецкие архитекторы, спроектировав здание Национального банка в Тегеране в неоперсидском стиле. А расовое управление СС всерьез рассматривало браки немецких девушек с видными представителями военно-политической и экономической элиты Ирана, чтобы «освежить» кровь иранского руководства.
Расовый стандарт
Антропологический, биологический аспект – определяющий и наиболее наглядный в нацистской расовой теории. Для его выражения немцы опирались на благодатный методологический материал. В частности, на труды австрийского католического монаха и публициста Адольфа Ланца, который подразделял человечество на два племени – арийцев и людей-животных. Согласно взглядам Ланца, арийцы воплощали в себе ангелов, а люди-обезьяны символизировали демонов.
Нашлось место в идеологии рейха и взглядам американских египтологов Глиддона и Нотта, которые в книге «Типы человечества» доказывали, что негры стоят ближе к обезьянам, чем к другим человеческим расам, а также суждениям итальянского врача Чезаре Ломброзо, утверждавшего, что черепа дегенеративных личностей отличаются от черепов высших существ.
Увлеченная подобными идеями нацистская пропаганда выводит свой расовый стандарт. В средствах информации вещалось, что у истинных представителей арийской расы должен быть особый череп: с удлиненным, выпуклым затылком, продолговатым лицом, небольшим лбом, узким носом и чуть угловатым подбородком. В районе висков череп должен быть сужен, а скулы – распложены практически вертикально.
В качестве антропологического и биологического образца «истинного арийца» был взят коренной голубоглазый житель северных областей Германии, который отличается высоким ростом (женщины не менее 170, мужчины не менее 175 см. ), светлой, практически белоснежной кожей, густыми волосами, цвет которых варьируется от абсолютно белых до золотистых. Считалось, что на тех участках тела, где проступают вены, кожа имеет чуть голубоватый оттенок, и ей не должно вредить солнечное облучение.
Мужчины-арийцы обладают узкими бедрами и широкими плечами, в женской фигуре преобладают «длиннотные» параметры, кроме того, у нее должны быть узкими шея, руки и утонченные черты лица. У идеальных мужчин и женщин размах рук должен составлять 94-97% длины тела.
Кроме этого, у арийца вес должен быть пропорционален росту, а поясница – находиться примерно на высоте 52-53% от общей длины тела. Спина и ноги должны быть лишены волос, на остальных частях тела, кроме головы, их проявления должны быть слабо выражены. А еще – симметрично посаженные глаза, ровные и здоровые зубы, отсутствие подверженности наследственным заболеваниям, позднее половое созревание и позднее старение.
Новая генерация
Неотъемлемой составляющей нацистской расовой теории была евгеника, распространенная в Германии под названием расовой гигиены. Согласно этой теории, строгие правила воспроизводства должны привести к улучшению германской расы и остановить рост низших представителей человеческой породы, которые размножались гораздо быстрее.
Так в Третьем рейхе появилась программа «Lebensborn» («источник жизни»), которой руководил лично Генрих Гиммлер. Основной задачей этой программы была подготовка расово чистых матерей, а также рождение и воспитание здоровых детей – будущую гордость арийской нации. В качестве отцов выступали исключительно представители элитных немецких подразделений.
Требования к родителям обновленной расы были выставлены жесткие: безупречное здоровье, отсутствие судимостей и чистота крови. Женщины, отобранные для участи в программе улучшения генофонда, помещались в приюты – «гиммлеровские фабрики детей», где в комфортных условиях рожали и воспитывали детей. Если у рожденных детей волосы были недостаточно светлыми, их облучали ультрафиолетом до получения нужного оттенка.
Вскоре нацистские идеологи решили не ограничиваться матерями из Германии и обратили свои взоры на норвежек: белокурые и голубоглазые скандинавки как нельзя лучше подходили для «производства» чистокровных арийцев. Существуют сведения, что на роль «арийских матерей» подбирались и славянские женщины.
За весь период существования программы «Lebensborn» в Германии на свет появилось около 8 тысяч детей, в Норвегии еще больше – порядка 12 тысяч. В 1938 году Гиммлер посчитал, что воспроизводство супердетей идет слишком медленно. Было внесено новое предложение, отбирать беременных женщин с подходящей внешностью. В обмен на денежное вознаграждение им предлагали отдавать младенцев государству.
После окончания войны женщинам, участвовавшие в программе «Lebensborn», пришлось несладко. В Германии и Норвегии они стали настоящими изгоями: их унижали, избивали, заставляли выполнять самую грязную работу. Норвегия попыталась избавиться от детей, рожденных по немецкой программе, отправив их в Германию. Но там открестилась о них. Несколько сот «норвежских» арийцев приняла Швеция, среди них – будущая солистка группы ABBA Анни-Фрид Лингстад, отец которой был сержантом СС.
Краткая история
Древнейший период
Арии
Арийские племена (арьи) — название древних индоиранских племён, которые в начале II тысячелетия до нашей эры отделились от индоевропейских племён и переселились в Центральную Азию («Айиряна Ваеджа»(авест. — арийский простор, страна). В конце II тыс. до нашей эры они переселились в земли современого Ирана и Северной Индии. В исторических источниках арийцы (арьи) упоминаются как предки народов государств Ариана, Туран, Бактрия, Согд, Хорезм, Персия, Мидия и Хорасан.
Ариец (арья) — от авестийского слова «aria» и иранского «ariya» означает «благородный», «чистый». От арийцев произошли современные нации — индоарийские народы, персы, таджики, пуштуны, курды, белуджи, осетины, таты, талыши и др.
Авестийский период
Айиряна Ваэджа (авест. «Airyanem Vaejō») — «арийский простор», легендарный Airyanəm Vaējō «Аирьяна Ваэджа», «Эранвеж» (ср. также название горы airyō.xšuθa- «арийское удовлетворение»). — которое охватывало территории современных российского Причерноморья, Поволжье, Урал, современных государств Казахстан, Киргизию,Узбекистан, Таджикистан и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Здесь расселились индоиранские племена известные по «Авесте» как арийские племена.
Династии Пешдадидов и Каянидов — первые царские династии, которые правили в Центральной Азии в конце III — в течение II тыс. до н.э. На основе исторических источников, книг «Авеста», «Шахнаме» А. Фирдоуси, «Таърихи Табари» («История Табари»), основателями династии Пешдодов (авест. Парадата) был Хушанг, а династии Каянидов (авест. Кави) был Кай Кубад. Эти царские династии правили в Ариане (Иране).[1][2]
Ариана (от имени племени Айирья) — во II тыс. до н.э. территория левобережья реки Сырдарья, затем Амударьи-Вахша, то есть южная часть Центральной Азии, Восточный Иран и Афганистан.
Туран (от имени племени Туйирья) — Во II тыс. до н.э. территория сначала правобережья Сырдарьи, позднее в середине или конце II тыс. до н. э. правобережья Амударьи-Вахша. Включающая территории степных районов Южного Урала, Казахстана, Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая до Алтайских гор на севере и до побережья Амударьи-Вахша на юге. Позднее сакские племена и др. завоевали Согд, Бактрию и Хорезм и все междуречье Амударьи и Сырдарьи которое впоследствии стало обобщенно называться Тураном.
Древний период
Первые государственные образования в Центральной Азии
Бактрия
Бактрия (Бактриана) страна, расположенная по обе стороны верхнего течения реки Амударьи-Вахша. Бактрия упоминается в источниках начиная с IX—VI вв. до н. эры до создания государства Кушан (I век н. э.). Бактрия находилась на соврем. территории Южного Таджикистана и Узбекистана, Северного Афганистан. Бактрийцы говорили на бактрийском — иранском языке индо-иранской подгруппыиндоевропейской языковой семьи.
Согд (Согдиана) «Согд» — означает от общеиранского корня — «блестеть», «гореть», тадж.- «сухтан» и другое толкование «низменность где собирается вода, — тадж. — «куль». Согд рабовладельческая, затем феодальная страна. В VII в.Согд был конфедеративным государством. Он состоял из четырёх частей: Северного Согда (на левобережье Сырдарьи до Ферганы),Самаркандского Согда (в среднем и верхнем течении р. Заравшан), Бухарского Согда (в низовьях р. Заравшан), и южного Согда (в бассейне Кашкадарьи). Административный центр город Самарканд. Согд упоминается в источниках начиная с IX—VI вв. до н. эры до завоевания страны Арабским Халифатом (VIII век н. э.). Согд — находился на соврем. территории Сев. Таджикистана, Заравшанской и Кашкадарьинской области Узбекистана. Согдийцы говорили на согдийском — иранском языке индо-иранской подгруппы индоевропейской языковой семьи.
Хорезм — рабовладельческая страна, расположенная в бассейне реки Амударья (в средние века), современная территория Хорезмской области Узбекистана. Хорезм упоминается в источниках начиная с IX—VI вв. до н. эры до создания Кушанского гос-ва. Хорезмийцы говорили на древнехорезмийский — иранском языке индо-иранской подгруппы индоевропейской языковой семьи.
Сакские племена кочевали в степных и предгорных землях Центральной Азии. Они подразделялись на две конфедерации Саков- тигрохауда -(«остроконечные шапки») и Саков хаомаварга -(«хаома» — эфир, растение, напиток). Саки — прямые потомки кочевников Турана, в древнегреческих источниках они названы — «скифами», «массагетами», «дахами» и «савроматами». В частности, сакские племена Хотана разговаривали на хотано-сакском — иранском языке индо-иранскойподгруппы индоевропейской языковой семьи.
Основные статьи: Ахемениды, Империя Ахеменидов
Ахеменидская империя (550—330 до нашей эры
550-330 гг. до н. э. — годы правления Ахеменидской империи в Центральной Азии, в состав которой входили Бактрия, Согд, Великий Хорезм, Маргиана и земли сако-массагетских племен.
Греко-Бактрийское царство (250—125 до нашей эры]
Парфянская династия Аршакидов (250 до нашей эры — 224 нашей эры)
Кушанское царство (I—IV вв.)
Государство эфталитов (IV—VI вв.)
Сасанидская империя (224 — 651 гг.)
Арийский | Энциклопедия Холокоста
- Цитировать
- Делиться
- Распечатать
Происхождение арийского термина
Европейские ученые девятнадцатого века использовали термин арийцы для обозначения индоевропейских или индогерманских народов, населявших Индию, Персию (Иран) и Европу тысячи лет назад. Классификация изначально описывала сходство между большинством европейских языков, а также санскритом и персидским (фарси). В то же время европейские ученые также определили евреев и арабов как семитов, чтобы описать сходство между ивритом, арабским и другими родственными языками. Позднее эта лингвистическая категория была неверно истолкована как относящаяся к этнической или расовой принадлежности. Такие писатели, как французский расовый теоретик Артур Гобино (1816–1882), специально использовали термин «арийцы» как расовую категорию. Они также утверждали, что арийцы превосходили другие народы. Это расовое использование термина способствовало широко распространенной, но ложной концепции существования «арийской расы».
Использование в нацистской Германии
В начале двадцатого века ученые и многие другие продолжали использовать термин арийцы как расовую группу народов, хотя исходное определение было основано на изучении языковой структуры. Некоторые мыслители, такие как Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855–1927), продвигали идею о превосходстве арийцев над другими группами людей в расовом и культурном отношении.
С самого начала нацистской партии в 1920-х годах эту концепцию продвигали Адольф Гитлер и идеологи национал-социализма. Они адаптировали, манипулировали и радикализировали необоснованную веру в существование «арийской расы» и ее превосходства, чтобы она соответствовала их идеологии и политике. Нацистские официальные лица использовали эту концепцию для поддержки идеи о том, что немцы принадлежат к «высшей расе». Кроме того, они уточнили, что «неарийцы» в первую очередь относятся к евреям, которые были определены как главная расовая угроза немецкому обществу. Этот термин также применялся к рома и синти (цыганам) и чернокожим.
В первые годы после назначения Гитлера рейхсканцлером в 1933 году термин арийский использовался в различных сферах общественной жизни нацистской Германии, в том числе в законодательстве. Первым крупным законом, лишившим еврейских граждан прав, был «Закон о восстановлении профессиональной государственной службы». Закон о государственной службе, изданный 7 апреля 1933 года, включал пункт, именуемый Arierparagraph (Арийский параграф). Это была первая юридическая формулировка, использовавшаяся для исключения евреев (а зачастую и других «неарийцев») из организаций, профессий и других аспектов общественной жизни. Согласно закону, «государственные служащие неарийского происхождения должны быть отправлены на пенсию». Другие организации, в том числе частные или религиозные, последовали их примеру, введя арийскую оговорку для членства.
Определение же неарийского было широким, неточным и вовсе не «научным». Согласно Постановлению о государственной службе, немец мог быть классифицирован как «неарийец», если только один дедушка и бабушка были евреями. По иронии судьбы, Нюрнбергские законы о расах от сентября 1935 года давали гораздо более узкое юридическое определение термину еврей. «Полнокровными» евреями считались те, у кого было трое или четверо бабушек и дедушек-евреев. В некоторых случаях «чистокровным» можно было считать человека, имеющего двух бабушек и дедушек-евреев, а также принадлежавшего к еврейской общине.
Чтобы подтвердить свой «арийский» расовый статус, люди должны были проследить свою родословную до 1800 года или, для членов СС, до 1750 года. записи о крещении и свидетельства о смерти. После того, как все эти трудоемкие исследования были завершены, информация была отправлена в Имперское управление исследований родства ( Reichsstelle für Sippenforschung ) для проверки.
Слово арийский оказалось трудно определить точно в расовых терминах. Нацистские ученые-расисты не одобряли его использование, потому что оно было основано на языковом сходстве, а не на наследственных физических или интеллектуальных характеристиках. Нацистские официальные лица перестали использовать термины арийцы и неарийцы в законодательстве после принятия Нюрнбергских расовых законов. Вместо этого они заменили фразу «те, кто немецкой или родственной крови». Официально лицами «родственной крови» считались лица европейского происхождения. Министр внутренних дел Вильгельм Фрик заявил, что национальные меньшинства в Германии, такие как поляки и датчане, имеют родственную кровь и, таким образом, имеют право быть гражданами. Согласно нацистской расовой терминологии, евреи, чернокожие, а также рома и синти (цыгане) считались «неевропейцами». Таким образом, им было запрещено становиться гражданами Германии. Кроме того, им запрещалось вступать в сексуальные отношения или жениться на «лицах немецкой или родственной крови».
Несмотря на туманное определение, термин Арийский продолжал использоваться неофициально. Некоторые нацисты использовали его для обозначения северных европейцев. Однако в народе он продолжал использоваться внутри и за пределами Германии для обозначения не только немцев, но и других европейских национальностей, таких как итальянцы, норвежцы и хорваты. Хотя поляки, русские и некоторые другие славяне жестоко преследовались нацистами, их считали «арийцами». Ученые-расисты и антропологи тоже считали славян состоящими из тех же рас, в том числе нордических, что и немцы. Они считались родственными по крови.
В дополнение к термину арийский , который использовался как существительное для обозначения людей, это слово также использовалось как прилагательное, подразумевающее «нееврейский». в народе называют «арийской стороной».
Слово арийское также послужило основой для другого родственного термина: Arisierung («арианизация»). Этот термин описывал процесс конфискации и передачи еврейского бизнеса и имущества неевреям в нацистской Германии и оккупированной немцами Европе.
Современное использование
Слово Арийский является примером того, как слова и понятия развиваются с течением времени. В европейском и американском контексте термин «ариец» возник как научная концепция, используемая для описания древних людей, говорящих на родственных языках. Однако со временем арийцев стали относить к расовой категории. Нацистский режим принял это как ключевую концепцию своей расистской идеологии.
В последние десятилетия сторонники превосходства белой расы по всему миру начали использовать слово «ариец» в качестве общего ярлыка для белых людей нееврейского происхождения. Это слово также означает их поддержку расистских убеждений и практики геноцида нацистской Германии.
Последнее редактирование: 29 сентября 2020 г.
Нацистский расизм | Энциклопедия Холокоста
- Цитировать
- Делиться
- Распечатать
Нацистский расизм Нацистская Германия была обществом, построенным на определенных убеждениях и представлениях о расе. Этот набор идей называют «нацистским расизмом» или «нацистской расовой идеологией». Нацистская расовая идеология не имеет под собой реальной основы. Как и другие формы расизма, нацистский расизм коренился в предрассудках.
Нацистская расовая идеология была основана на антисемитских, расистских идеях Адольфа Гитлера. В своей книге Mein Kampf (1925) Гитлер объяснил свое расистское мировоззрение. Он идеализировал расовую чистоту и расовую борьбу. После прихода к власти в Германии нацистов эти идеи стали движущей силой государственной политики. Идеи Гитлера о расе были широко дискредитированы как неправильные и аморальные.
Нацистский расизм привел к преследованиям и массовым убийствам шести миллионов евреев и миллионов других людей.
Введение в нацистский расизм
Адольф Гитлер и нацисты считали, что мир разделен на отдельные расы.
По мнению нацистов, каждая раса имела свои особенности. Эти характеристики, с точки зрения нацистов, передавались из поколения в поколение. Предполагалось, что все представители расы имеют одни и те же унаследованные черты. Затем эти черты предположительно определяли внешний вид, интеллект, креативность и силу расы.
Некоторые расы, по мнению нацистов, имели лучшие черты, чем другие. Согласно нацистскому представлению, расы с лучшими чертами доминировали над другими расами.
Нацистские представления об арийской расе
Гитлер и нацисты идентифицировали немцев как представителей «арийской» расы. По мнению нацистов, арийцы находились на вершине расовой иерархии. Вот почему нацисты называли немецких арийцев «высшей расой».
Нацисты идеализировали арийцев как блондинов, голубоглазых, атлетичных и высоких. Нацистские пропагандистские плакаты, фотографии и фильмы изображали людей, соответствующих этому идеалу. Однако многие люди, которых нацисты считали немцами-арийцами, так не выглядели. Например, у Адольфа Гитлера были каштановые волосы и средний рост. Нацисты не преследовали и не убивали людей исключительно из-за цвета волос или глаз.
Нацисты считали, что должны защищать немцев от низших рас. Чтобы оставаться сильными, они считали, что должны оставаться расово чистыми. Для Гитлера и нацистов евреи представляли самую большую угрозу арийской расе.
Нацистская расовая дискриминация евреев
Нацисты определяли евреев по расе, а не по религии. Они утверждали, что евреи принадлежат к отдельной расе. Они также утверждали, что евреи уступают всем другим расам. Нацистское определение евреев включало людей, которые не исповедовали иудаизм.
Гитлер и нацисты утверждали, что «еврейская раса» особенно опасна. Он якобы эксплуатировал и вредил другим расам. Таким образом, нацисты называли евреев «паразитической расой». В частности, они считали евреев паразитами, уничтожающими арийскую расу. Это ложное и предвзятое мнение было причиной преследований евреев нацистами. Они хотели разделить евреев и арийских немцев. Они пытались заставить евреев покинуть Германию.
Неудачные попытки нацистов измерить и определить расу
Нацисты пытались использовать науку для доказательства своих расовых теорий. Они наняли врачей и других ученых, чтобы помочь им. Эти чиновники пытались разделить людей на расы. Они измеряли и описывали физические черты людей, такие как носы, черепа, глаза и волосы.
Эти попытки категоризации не смогли доказать нацистские расовые теории. На самом деле, их усилия показали, что люди не могут быть научно разделены на расы. Человечество просто слишком естественно разнообразно. Однако эта реальность не остановила нацистов. Они даже создали диаграммы, чтобы рассказать людям о расах.
Нацистская расовая политика
Нацистский расизм определял отношение нацистов к людям в Германии. Люди, которых нацисты идентифицировали как арийцев, получали льготы. Те, кого нацисты идентифицировали как неарийцев (включая евреев), подвергались дискриминации. Например, Нюрнбергские расовые законы лишили евреев права гражданства. Законы также запрещали так называемое расовое смешение. Нацисты проводили принудительную стерилизацию определенных групп. Они не позволяли инвалидам, цыганам и чернокожим немцам иметь детей.
Нацистская расовая война
Нацистский расизм привел ко Второй мировой войне (1939-1945). Война была частью нацистской расовой теории. Нацисты считали, что расам суждено вести войну. Для них война была способом для арийской расы получить землю и ресурсы. В частности, нацисты хотели завоевать территорию в Восточной Европе. Они планировали удалить, доминировать или убить людей, которые там жили. Они считали, что арийские немцы должны контролировать эту землю, потому что они были предполагаемой расой господ. Нацисты называли эту территорию «жизненным пространством» ( Lebensraum ). На службе этой цели гитлеровцы вели себя с крайней жестокостью. Они угнетали и убивали мирных жителей по всей восточной Европе. Их расистская идеология также привела нацистов к осуществлению геноцида европейских евреев.
Ключевые даты
Июль 1925
Первый том «Майн кампф» Адольфа Гитлера «Майн кампф» опубликован
Адольф Гитлер пишет книгу под названием «Майн кампф» за свержение немецкого правительства . Название означает «моя борьба». Эта книга является частично автобиографией и частично политическим манифестом. Первый том выходит 19 июля.25 издательства нацистской партии. Второй том выходит в следующем году. В Mein Kampf Гитлер излагает свое расистское, антисемитское мировоззрение. Эти идеи составляют основу нацистской идеологии. Они имеют смертельные последствия после того, как Гитлер стал канцлером Германии в 1933 году.
7 апреля 1933 года
Закон о восстановлении профессиональной гражданской службы
В апреле 1933 года нацисты принимают свой первый национальный антиеврейский закон. Этот закон называется «Закон о восстановлении профессиональной гражданской службы». Это позволяет правительству увольнять некоторых государственных служащих, в том числе евреев и политических оппонентов. Нацисты утверждают, что закон сделает правительство более надежным и эффективным. На самом деле этот закон является чисткой. Это первая попытка нацистов исключить евреев из экономической, социальной и политической жизни Германии.
14 июля 1933 г.
Закон о стерилизации
14 июля 1933 г. нацистский режим Германии принимает закон о стерилизации. Этот закон называется «Закон о предупреждении потомства с наследственными заболеваниями». Это позволяет правительству принудительно стерилизовать некоторых немцев. В частности, закон распространяется на лиц с диагнозом девять наследственных заболеваний, включая наследственную глухоту, наследственную слепоту и шизофрению. По этому закону нацисты стерилизуют около 400 000 человек.
Последнее редактирование: 24 мая 2022 г.
Может ли генетика помочь нам понять социальную историю Индии?
Недавно были предприняты попытки определить принадлежность так называемых «арийцев» как составной части индийского населения с помощью анализа ДНК. Это в основном для того, чтобы установить, были ли они коренными жителями Индии или прибыли из-за границы. Были предприняты аналогичные попытки проследить происхождение кастовых групп на основе идентичности варн и зафиксировать их распространение. Результаты до сих пор были противоречивыми и, следовательно, не очень помогли социальным историкам. Существуют проблемы в определении категорий и методов анализа. Арийцы — это лингвистическая и культурная категория, а не биологическая. Кастовые группы не имеют четко определенных и неизменных границ, несмотря на брачные кодексы. Различные другие категории были ассимилированы в определенные касты как часть эволюции социальной истории на субконтиненте. Обсуждаются несколько таких примеров. Также затронуты проблемы с использованием анализа ДНК.
Основная часть текста касается того, как современные историки исследовали свидетельства расы и касты в индийской истории. Они отбросили первое и обнаружили, что прежнее определение второго основано на теории без должного внимания к касте в том виде, в каком она фактически функционировала. Кастовая идентичность, особенно среди высших каст, всегда считавшаяся контролируемой строгими правилами брачного кодекса, на самом деле была открыта для ассимиляции различных групп по историческим причинам. Ни одна из этих идентичностей не была свободна от биологической примеси.
Рассматривая человеческое население Индии с ранней истории, предполагается, что генетический анализ может предоставить некоторые доказательства их происхождения и их социальной истории. Но категории, используемые в этих анализах, возникли из исторической обусловленности и, следовательно, имеют тенденцию возвращать аргумент к историческому. Нынешняя классификация индийцев по кастам почти полностью определяется социальными факторами, если не считать единственного исключения биологических различий пола. Обычно используются следующие категории: раса, каста, язык, регион и некоторые изолированные места обитания. Из них раса была доминирующей категорией в колониальной науке в течение последних двух столетий, а каста восходит к гораздо более ранним временам. Язык был частью большей дифференциации. Регион и местообитание относятся к недавнему урожаю.
Раса как категория неизвестна традиционным индийским классификациям. Он был импортирован из Великобритании и использовался в основном европейцами, пишущими об индийском обществе, хотя впоследствии он стал использоваться и индийцами. То, что мы называем кастой, упоминается в санскритских источниках двумя понятиями — варна и джати. Они оба обретают идентичность, рождаясь в группе и занимаясь определенной профессией. Первое буквально означает цвет и использовалось скорее метафорически, когда речь шла о четырех основных кастовых группах — брахманах, кшатриях, вайшьях и шудрах, иногда называемых белыми, красными, желтыми и черными. Социологи иногда интерпретируют концепцию варны как ритуальный или статусный рейтинг или, поочередно, как более широкие подразделения общества. В последнем случае значение можно проследить до «покрытия». Слово джати происходит от корня ja , что означает «родиться». Это относится непосредственно к идентичности, основанной на рождении, а также распространяется на занятие, но это более узкая категория, чем варна, и существуют сотни джати, соблюдающих различные правила эндогамии и экзогамии.
Брахманские нормативные тексты, такие как Дхармашастры , которые включают в себя социальные кодексы, проектировали общество, которое строго соблюдает правила и допускает небольшую гибкость. Это может быть одной из причин, почему считалось, что кастовое общество поддается генетическому анализу. Однако работа социальных историков показала, что это не было описанием того, как на самом деле функционировало общество, потому что ряд других текстов свидетельствует о том, что кодексы могли формально соблюдаться, но на самом деле нарушались. По сути, каста будет соответствовать своему рангу в иерархии каст, но группа, составляющая касту, может измениться.
Начало индийской истории сопровождалось противоречивыми теориями о происхождении народов, создавших основные культуры Индии. Эти противоречия сосредотачиваются на вопросе о происхождении «арийцев», а впоследствии и «дравидов» (Долгин 2009). Были ли арийцы народом из Центральной Азии, имеющим культурное сходство с жителями Западной Евразии, которые мигрировали и поселились в северо-западной Индии, откуда они распространились по всему субконтиненту? Или арийцы были коренными жителями Индии и, по мнению некоторых, распространили свою культуру из Индии на запад? Были предприняты попытки использовать генетический анализ для определения идентичности различных групп населения и попытки ответить на эти вопросы. Однако проблема остается, поскольку ни одна из таких групп не сохранилась как отдельная сущность с того периода. Кроме того, категории были и постоянно переопределяются историками и социологами, и переопределения больше не допускают беспрепятственного существования на протяжении столетий.
Исторические данные о населении того периода — второго тысячелетия до нашей эры — зависят от археологии и истории. Были предприняты попытки сопоставить археологические культуры в Центральной Азии с текстовыми ссылками из Авесты , составленной на древнеиранском языке, и Ригведы , составленной на индоарийском языке. Ближайшим из них является Бактро-Маргианский археологический комплекс (BMAC), иногда называемый цивилизацией Окса, датируемый 2300–1900 гг. до н.э., но даже это проблематично (Staal 2008). Скелетный материал из археологических раскопок не может быть идентифицирован как «арийский», потому что это не биологическая концепция.
Реконструкция индийской истории западными востоковедами начинается с арийцев как основателей индийской цивилизации. Это, конечно, не повествование в ранних индийских пуранических «историях», в которых не упоминаются какие-либо арийцы в этой роли. Таким образом, изобретение арийских основ — это способ прочтения истоков индийской истории в 19 веке. Раньше ведические тексты почитались как тексты религиозных верований и практик, а не как запись начала индийской истории.
Слово «арья» имеет два социально-культурных значения, широко используемых в истории, но разделенных промежутком в 3000 лет. Во-первых, это его значение из индийских текстов (Thapar 2008), но это значение претерпевает изменения на протяжении веков. Первоначально это довольно расплывчатое слово использовалось для описания тех, кто считался социально и культурно приемлемым и достойным уважения, кто использовал индоарийский/ведический санскрит в качестве своего языка и был относительно обеспечен. В Ригведе арийец отличается от даша, слово, используемое для собирательного описания другого компонента населения. Даша связан с чужой культурой и речью, незнакомыми ритуалами, злом и тьмой. Некоторые, однако, были богаты скотом и подвергались набегам ариев. Предположительно, именно эти богатые даса, кроме арийцев, время от времени были покровителями ритуалов брахманов. Постепенно использование этого слова расширилось до обозначения человека, которого нужно уважать, и поэтому оно использовалось для обозначения буддийских монахов и членов королевской семьи. На рубеже христианской эры оно стало использоваться для высших каст двиджа/дваждырожденных, тогда как низшие касты описываются как не-арьи (Ману 19).91).
Это было прочитано западными востоковедами XIX века как относящееся к двум расам — арийской и дравидийской, — представленным даша. Оба были языковыми ярлыками, которые стали использоваться взаимозаменяемо с расой. Правильное использование — арийско-говорящие и дравидийско-говорящие народы, но арийцы и дравидийцы, используемые в качестве сокращений, приобрели значение расы, этнической принадлежности и культуры, причем отпечаток расы был сильнее. Сходство между индоарийскими и раннеевропейскими языками послужило основанием для утверждения, что существовал первоначальный индоевропейский язык, на котором говорили в Центральной Азии, и что носители разделились на две части: одна ветвь шла на запад, а другая в конце концов достигла Индии. Язык и культура последних стали основой индуистской культуры. Арийцы неизбежно были прародителями высших каст, а даша, которые, как говорят, подчинялись арийцам, — низших каст (Trautmann 19).97; Тапар 2008).
Построение терминов арийский и дравидийский выросло из изучения санскрита и древнетамильского. Было признано, что санскрит родственен персидскому и греческому языкам, а сэр Уильям Джонс в конце 18 века выдвинул теорию лингвистического моногенеза. Несколько десятилетий спустя Эллис и Колдуэлл выступили за параллельную группу дравидийских языков. Австро-азиатская группа, в основном мунда, считалась непохожей на обе другие. Картина представляла собой многоязычие, где каждый язык приравнивался к расе. Уравнение было усилено теориями того, что в Европе стали называть «расовой наукой», которые утверждали, что идентификация по расе основана на научной истине. На классификацию по расе повлияли биологические исследования того времени и в некоторой степени социальный дарвинизм. Колониализм усвоил представление о том, что колонизаторы выше, а колонизаторы ниже.
Изучение филологии в Европе в 19 веке, которое быстро развивалось после включения санскрита в качестве сравнительного языка, произвело особое впечатление на немецкий романтизм (Schwab 1984). Теперь о санскрите говорили как о языке предков, и эту теорию также выдвинули те теософы, которые сделали Индию своим домом. Это привело к поиску индоевропейской родины в Центральной Азии, которая позже стала считаться источником протоиндоевропейской речи. Многие европейцы XIX века искали «чистых» арийцев, и среди них был граф де Гобино.
Это отчасти вызвало изменение взглядов на родину в Европе и представление о том, что первоначальный арийец мог быть светловолосым нордиком (Поляков, 1974). Измерения носового и головного индексов стали решающими для доказательства расовой чистоты. Это превратилось в крупное мероприятие в Индии, где разрабатывался проект по подтверждению классификации рас по этим измерениям (Risley and Crooke 1915).
Изучение Вед Максом Мюллером во второй половине XIX века и его реконструкция раннего индийского прошлого наложили авторитет на теорию арийской расы. Хотя он прекрасно понимал, что нельзя смешивать расу и язык, он, тем не менее, продолжал делать именно это, как и другие ученые того времени. Он утверждал, что слово варна, используемое для обозначения касты в ведических текстах и означающее цвет, относится к светлокожим арийцам и темнокожим даша. Особое внимание уделялось касте как различию между высшей кастой арийцев и низшей кастой дравидов. Один из эпитетов, используемых для даша, был a-nas , который он читал как без носа, и это было в то время, когда измерение носовых индексов считалось твердым доказательством, хотя альтернативное чтение и — как без рта (т.е. не говорит на понятном языке). Упоминаются ситуации конфликтов между ними, и это было воспринято как доказательство того, что арии вторглись в северо-западную Индию и утвердились в качестве завоевателей в середине второго тысячелетия до нашей эры. Эта идея теперь отброшена, и предпочтение отдается постепенной миграции и большому смешению с существующими жителями — за исключением тех немногих, кто продолжает настаивать на том, что арийцы были коренными жителями. Различия в языке и ритуалах были очевидны. Структура дравидийских языков не была такой же, как у индоарийских, поэтому подчеркивалось и расовое различие (Рамасвами 19).97; Траутманн 2006).
Реакцией Индии на эти теории в конце XIX века было принятие их основных идей, которые соответствовали идентичности, к которой стремился зарождающийся средний класс. Но эти идеи были переформулированы и в конечном итоге стали использоваться политически. Категория расы постепенно заменялась кастовой. Поскольку на санскрите не было слова для обозначения расы, термин джати, который вместе с варной использовался для обозначения касты, стал использоваться для обозначения расы. Предпочтение отдавалось джати, потому что его корень происходил от джа, рождение. Отчасти это стало причиной изменений.
Каста как категория исключения или как часть социальной стратификации была способом упорядочения социальных характеристик Индийского субконтинента в течение последних 2000 лет. В основе стратификации лежит разделение общества на привилегированные и непривилегированные группы, первую из которых составляют высшие касты, а вторую — низшие касты. Нормативным условием было недопущение социальной мобильности в первом, тогда как контроль над вторым фактически был невозможен. Три широкие группы находились вне кастовой структуры и часто назывались «млеччха»: неприкасаемые/далиты, считавшиеся ритуально оскверненными, физически обособленные и формировавшие отдельную социальную систему, племенные сообщества лесных мест обитания и те, кто которые пришли из других стран и культур. Существовало убеждение, что неподвижное, замороженное общество может быть создано и функционировать без изменений за счет соблюдения кодекса функционирования касты, особенно правил брака и наследования.
Сопоставлены две системы кастовой организации. Одной из них была варна, где общество было разделено на четыре иерархических компонента или касты. Нормативные тексты, такие как Дхармашастра Ману, были социальными кодами, которые теоретически определяли идентичность и функции. Отношения одного к другому имеют решающее значение для системы, и конформация, по крайней мере теоретически, необходима. Другой связанной системой была джати, в которой снова было иерархическое разделение. Здесь правила рождения и брака наводили на мысль о функционировании родовых обществ, но с упором на род занятий, а письменные кодексы в основном отсутствовали. Были некоторые попытки найти эквиваленты с категориями варн, но это было проблематично, поскольку иерархии джати преобладали в основном в двух нижних варнах, и поэтому они были более гибкими. Ни одна из систем не была такой жесткой, как предполагалось в нормативных текстах. Смешение каст считалось социальной деградацией, однако многие касты, высокие и низкие, возникли в результате такого смешения. Среди наиболее влиятельных из них была каста писцов и администраторов Каястха. Исключительность касты сохранялась, но доступ к статусу высшей касты не мог быть запрещен для других каст, о чем свидетельствуют противоречия в текстах. Некоторые королевские семьи имели неясное происхождение, но генеалогия, составленная для них, связывала их с высшими кастами, например, правителем маратхов 18-го века Шиваджи. Однако и востоковеды, воспитанные на диете из нормативных текстов, и индийский средний класс, черпая вдохновение у первых, верили в чистоту происхождения каждой варны.
Индийские интерпретации теории арийской расы бросались из одной крайности в другую и меняли идентичность арийцев. Джотиба Пхуле в Махараштре как бы перевернул теорию с ног на голову (Deshpande 2002). Он интерпретировал это как указание на то, что первоначальные жители были низшими кастами, которые были обращены в рабство из-за вторжения брахманов / арийских пришельцев. Последний хитростью отнял землю у первого. Он опирался на различные мифы в поддержку своих идей. Таким образом, культуры, существовавшие до прихода арийцев, были созданием низших каст. Этот аргумент был полезен для идентичности низших каст, особенно после открытия цивилизации Инда в начале 20 века, с которой они заявляют о тесных связях. Чтение Фуле сместило акцент с расы на касту, где каста стала отличительной чертой.
Авторы высших каст проигнорировали Пхуле. Таким образом, Б.Г. Тилак, например, утверждал, что арийцы пришли из Арктики, откуда они произошли, и одна ветвь пришла в Индию. Позже, когда стали настаивать на том, что арийцы были коренными жителями Индии, теория Тилака продолжала приниматься, но положение Северного полюса пришлось переместить на территорию Британской Индии (Das 1920)!
Обратная сторона теории Пхуле была выдвинута Даянандой Сарасвати, основателем Арья Самадж — общества арийской расы. Подчеркивая точку зрения брамина, он заявил, что арийцы были лингвистически и расово чистыми и мигрировали из Тибета в Индию (Сарасвати 19).35). Он утверждал, что они создали самую чистую и прекрасную культуру в Индии и что ее следует возродить. Высшими кастами были арийцы, из культуры которых были исключены неприкасаемые/далиты. Последние могли быть включены после того, как они прошли ритуал очищения. Были некоторые общие идеи между Арья Самадж и Теософским обществом, также активно действовавшим в Южной Индии в конце 19 века.
В начале 20 века произошел еще один сдвиг в идентичности арийца. Х.В. Саваркар и М.С. Голвалкар изменил идентификацию с касты на религию. Индусы теперь определялись не только как основные граждане Индии, но и как арийцы в индийском населении. Все остальные были инопланетянами. Термин «ариец» теперь получил религиозный оттенок. Индия (т. е. территория Британской Индии) должна была быть землей предков, pitribhumi , и земля, где зародилась религия, punyabhumi . Таким образом, только индусы имели право. Это должно было стать основополагающим аргументом в пользу более радикального индуистского национализма 20-го века, часто называемого хиндутва. Понятие арийца теперь запутывалось во множестве интерпретаций и определений, сильно отличавшихся от его прежнего значения.
Открытие цивилизации Инда/культуры Хараппы в 1920-х годах с помощью еще не прочитанного сценария изменило картину. Арии больше не были основой индийской истории. Начало теперь восходит к цивилизации Инда. Какова была его личность? Отличается ли оно от агро-скотоводческого общества из ведических текстов? Ядрами были города, и они были неизвестны Ведам. Поскольку язык остался непрочитанным, претензии были сделаны как сторонниками индоарийской, так и протодравидийской точек зрения. Одним из решений проблемы было утверждение, что индская цивилизация идентична ведической и представляет собой ее археологический аналог. Это было впервые предложено Л. А. Уоделлом в 1925, когда о городах было мало что известно. Идеологи хиндутвы в последние десятилетия говорят почти то же самое, но встречают сопротивление со стороны многих археологов и историков, которые считают это неприемлемым в отсутствие доказательств.
Последние вообще дистанцировались от вариантов теории. Первоначальный аргумент состоял в том, что хараппские города пришли в упадок из-за вторжения арийцев. Это было поставлено под сомнение из-за отсутствия доказательств и снижения, связанного с факторами окружающей среды. Обширные археологические работы на равнине Инда и прилегающих территориях выявили большое количество поселений различных археологических культур, современных хараппским городам. Некоторые из них сохранились и в постхараппские времена. Это привело к переоценке процесса распространения индоарийского языка в северной Индии. Представляется более вероятным, что имели место мелкомасштабные миграции на северо-запад и поселения в окрестностях более ранних поселений или даже слияние с ними. Ригведа , самый ранний из ведических текстов, обычно датируется между 1500 и 1000 годами до нашей эры. Он показывает лингвистические элементы и словарный запас дравидийских языков и языков мунда, что может указывать на двуязычие, что, в свою очередь, указывает на достаточную степень смешения населения (Kuiper 1991; Witzel 1999). Это произойдет через смешанные браки и ассимиляцию образов жизни друг друга.
Ученые утверждают, что даже когда культура приходит в упадок, всегда существует вероятность того, что некоторые из их мифов, ритуалов и систем верований будут продолжены через устную традицию. Это относится к вопросу о том, какая из двух культур была раньше. Археология обычно предоставляет надежные даты. Данные для хараппских городов указывают на начало примерно в 2650 г. до н.э. для городов на северо-западе и несколько более позднее начало для городов в западной Индии. Упадок наступает примерно через тысячу лет, примерно в 1750 г. до н.э. Текстовые свидетельства труднее датировать. Дата Ригведа связана с свидетельствами из других источников, такими как родственные слова и понятия в Авесте из Ирана, и имена божеств в митаннийско-хеттском договоре 14 века до н.э. Договор имеет архаичные формы индоарийского языка и, следовательно, может быть немного старше Ригведы . Фактически это датирует Ригведу более поздним периодом, чем 1500 г. до н.э. В любом случае, она не может быть современницей цивилизации Инда. Сложная городская культура городов Инда не находит отражения в агроскотоводстве 9 в.0021 Ригведа . Вопрос о хронологии занимает центральное место, если хараппцев следует описывать как арийцев, как это пытаются сделать некоторые. Это скорее аргумент современной политической идеологии, чем анализ текстовых и археологических свидетельств.
Большая часть этого конкретного аргумента проистекает из стремления определить коренные и иностранные группы населения. Но надо помнить, что картографических границ в те времена не было. Границы Британской Индии, которые использовались в этих дискуссиях, были гораздо более поздним детищем британского колониализма. В доколониальный период фактические границы основывались на общих языках, обычаях, обычаях и политическом контроле, последний из которых был размыт по краям. Они часто предполагались и не обязательно были четко определены. В этих обстоятельствах группы могут быть определены только как соответствующие определенной культуре, а не как четко разграниченные либо коренные, либо иностранные.
Я попытался проследить мутации термина арья и понятия арийцев как исключительной категории. Его применение менялось на протяжении столетий, и были введены новые обороты значений даже в том виде, в котором его использовали колониальные и националистические ученые. Очевидно, коннотация расы не применяется. Утверждать, что они были исключительной и самовоспроизводящейся группой, бессмысленно. Исторически имеет больший смысл признать, что со второго тысячелетия и далее происходило смешение потомков хараппцев, живших в различных частях севера и запада, с другими популяциями того времени, а впоследствии и с теми, кто мигрировал в субконтинент в разное время, начиная с индоарийских носителей. На окраинах, в частности, было смешанное население. Некоторые из этих народов затем двинулись на восток в долину Ганга, смешиваясь с местным населением. Та же процедура применялась при движении на юг вглубь полуострова. Степень смешения установить невозможно, но лингвистические следы других языков в данном языке можно использовать в качестве меры предосторожности.
Сейчас мы обращаемся к генетическим данным как к источнику для мониторинга групп мигрантов и иммигрантов и доводов в пользу четкого происхождения некоторых из них. Намерение в Индии также состоит в том, чтобы применить результаты для установления личности арийцев. Но, как я пытался показать, арийцы — это социальный конструкт, и поэтому генетическая информация вряд ли будет полезной, если параметры, определяющие группы для анализа, не подвергнуться некоторому переосмыслению. Генетические данные и анализ в рамках процедуры сбора и классификации образцов, возможно, должны учитывать альтернативные критерии. Поскольку данные связаны с социальной историей, существует очень большой промежуток времени не только для новых вариаций, но и для ассимиляции из других источников.
Генетические профили часто предполагают, что заявления о неизменности и исключительности категорий варны/касты верны. Но будучи социально созданными без врожденных естественных правил, идентичность варны претерпела изменения. В ведических текстах есть подтверждение этому. Наиболее поразительной является категория, называемая даси-путра-брахманами. Это брамины, идентифицированные как сыновья даси. Это слово могло означать либо женщин из группы даша, либо рабыню из низшей касты. В любом случае этот ярлык противоречит высокому статусу брахмана, заявляющего о чистоте происхождения. Нам говорят, что сначала их оскорбляли обычные брамины, но когда раскрылась их превосходящая ритуальная сила, они охотно ассимилировались с ортодоксией. Их потомство было бы браминами, но со смешанным происхождением. Среди наиболее известных представителей этой категории был уважаемый провидец Какшивант ( Брихад — девата 4.11-15; Айтарейя Брахмана 8.23). Подобная вербовка в варну брахманов имеет место в более поздние века с распространением санскритской придворной культуры на отдаленные районы. Для проведения ритуалов были наняты священники из местных джати, которые немного владели санскритом. Состав их надписей на санскрите показывает их скудные знания. Но через несколько поколений семья станет опытной и будет претендовать на высокий статус в варне браминов.
Другая варна, связанная с чистотой происхождения, — это варна кшатриев. Как воинская аристократия эпических времен и множество правителей, разбросанных по субконтиненту с конца первого тысячелетия нашей эры, они также рассматривались как каста, которая сохраняла целостность в течение долгих периодов. Но, как выясняется, они относятся к числу наиболее открытых групп, возможно, потому, что политическая власть была открыта сама по себе. Упоминания о кшатриях встречаются в более поздних ведических текстах и в Пураны (Уилсон, 1961). В обоих есть длинные списки преемственности и происхождения. Тем не менее, даже самый уважаемый кшатрий среди них, Пуру, сын Яяти и предок главных героев Махабхараты , как говорят, имеет ошибочную речь, мридхра-вач (что дисквалифицирует его как арью) и произошли от демонов, асура ракшасы (серьезная дисквалификация родословной).
В конце первого тысячелетия нашей эры авантюристы неясного происхождения или феодалы, достигшие независимого статуса, при создании независимых королевств заявляли, что они кшатрии. Поддержка исходила от браминов, которые составляли для них генеалогии, которые иногда были сфабрикованы, и выполняли необходимые ритуалы для их легитимации как кшатриев в обмен на плату, которая часто представляла собой дар земли. Такие пожалования стали ядром тех семей браминов, которые несколькими поколениями ниже утверждали, что являются независимыми правителями предоставленных земель, и эти семьи составили новую категорию брахма — кшатра , смесь обоих (Fleet 1970). В Пуранах упоминаются цари, создающие касту новых кшатриев, иногда из числа тех, кто считается вне кастового общества. Династии периода от ок. Говорят, что с 500 г. до н.э. по 400 г. н.э. они принадлежали к касте шудр или браминов. Иностранные правители, такие как индо-греки, описываются как вратья или выродившиеся кшатрии. Категория кшатриев была открыта для различных каст, которые могли захотеть претендовать на нее, как это произошло во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Те, кто претендовал на этот статус, просто должны были продемонстрировать свою власть на открытой политической арене.
Каста шудр, как низшая из четырех, также была известна тем, что занималась различными профессиями, от ремесленников до королевских санов. Те, кто руководил администрацией во многих королевствах, были каястхами, которые, как говорят, принадлежали к смешанным кастам, иногда связанным с одним родителем-шудрой. Среди этих групп грамотность была в большом почете. Каястхи в некоторых случаях известны как авторы текстов на санскрите и столь же блестящие, как и их коллеги-брахманы.
Таким образом, может показаться, что принятие варны как последовательной и контролируемой генетической группы может противоречить историческим данным. Кастовые коды также не могут быть изложены в нормативных текстах — Дхармашастры — следует понимать буквально. Это были идеализированные нормы, но, очевидно, они широко не соблюдались, хотя ярлыки варны продолжали использоваться. На самом деле структура общества джати больше отражает социальную реальность. Но эта сеть, возможно, слишком сложна, чтобы правильно отследить ее для генетического анализа.
Категории групп населения иногда используются в качестве единиц социального анализа. Но популяции не остаются навсегда на одном месте, и некоторые из них часто мигрируют. Это более характерно для скотоводов в поисках пастбищ и водопоя, чем для оседлых земледельцев. Но последние также зависят от плодородной почвы и воды, и поэтому известно, что они переселились во многие части субконтинента в поисках лучших условий. Высыхание равнины Инда привело к миграции на равнину Ганга, а оттуда со временем в западную и восточную Индию. В обеих этих областях раньше жили земледельцы, с которыми пришельцы вступали в смешанные браки и перенимали некоторые из их культурных черт. Посягательства на лесные массивы, усилившиеся с конца первого тысячелетия нашей эры, также предполагали взаимодействие с лесными обитателями. Частота появления в генеалогиях апсар, небесных дев, наводит на мысль о браке с женщинами вне касты. Деятельность, связанная с торговлей, по самой своей природе требует путешествий и проживания в районах, выходящих за пределы обычных, с некоторой долей смешанных браков.
Все это создает смешение популяций. Приграничные районы субконтинента были домом для самых разных народов. Северо-западные границы принимали большие группы мигрантов из Средней Азии, Ирана и Афганистана. Северо-восток стал домом для групп, прибывающих из Тибета, Китая и Бирмы. Специалисты по ритуалам и наиболее образованные члены варны брахманов были особенно мобильны с середины первого тысячелетия нашей эры. То же самое было и с низкостатусными джати архитекторов и скульпторов. Архитектурные стили королевских храмов гималайских королевств отражают работу ремесленников из отдаленных уголков равнин. Это удовлетворило спрос на специалистов различного профиля в новых королевствах. Брахманы из Гауды (восточная Индия), Канауджа (центральная равнина Ганга) и Кашмира работали в судах, удаленных от их домов. Некоторые из них основали новые готры и правары, подразделения касты, названия которых предполагают набор из местных джати.
Еще одной категорией, предлагаемой для идентификации групп, является язык. Если это используется, то точность можно предположить только для носителей текущего языка. Языки также мигрируют, путешествуют и используются носителями, отличными от оригинала. Те, которые связаны с ритуалом и с социальным и политическим статусом, такие как санскрит, часто пользуются наибольшим спросом. Распространение санскрита в Южной Индии, которая была территорией, говорящей на тамильском языке, указывает на элитные группы, стремящиеся к статусу посредством принятия этого языка, совершенно независимо от его использования в ритуалах. Это также поднимает вопрос о том, как группа должна быть определена через язык, потому что язык также отражает социальную иерархию. Например, как мы определяем носителей английского языка в Индии? Однако исследования языка могут дать некоторые подсказки. Миграцию языка или его пересечение с другими языками можно приблизительно проследить с помощью сравнительных исследований синтаксиса, морфологии и фонетики — методов, используемых в языкознании, но методы должны использоваться с тщательным контролем.
Социальная изоляция и сдерживание связаны не с кастами, а с теми, которые были исключены. Возможно, было бы полезнее рассмотреть образец ДНК среди зарегистрированных каст, которые на протяжении всей истории считались неприкасаемыми и чье смешение с другими группами было поэтому ограничено. Эти группы, теперь называемые далитами, были изолированы, потому что брамины считали их загрязняющими. У них был свой социальный код, отличный от остальных. Другими изолированными группами были зарегистрированные племена, чья среда обитания в лесах способствовала их изоляции. Лучшим примером этого были бы Джаравы Андаманских островов. Другие, такие как ангами-наги и мурии-гонды, возможно, перестали быть изолированными некоторое время назад. Сравнительные исследования таких групп как между собой, так и по отношению к кастовым группам могут оказаться полезными. Нижняя часть социального спектра, вероятно, будет более значимой в исследованиях ДНК с исторической точки зрения.
Для историка, и особенно для историка древней Индии, существуют проблемы с использованием результатов так называемой древней ДНК. Образцы, собранные на археологических раскопках, могут вызывать подозрения по разным причинам. Они могут заразиться, пролежав несколько тысяч лет в земле, как в случае захоронений, или в пористых емкостях, таких как урны или деревянные гробы. Там может быть разложение и рост бактерий, которые могут повлиять на результат. Кроме того, ДНК со временем химически модифицируется. Казалось бы, древняя ДНК может потребовать новых методов сбора образцов и их анализа. Однако методы совершенствуются, и вполне могут появиться более надежные формы оценки доказательств.
Результаты генетических исследований, проведенных до сих пор, были противоречивыми, и историкам, по крайней мере, трудно использовать их с какой-либо уверенностью. В настоящее время дискуссия включает не только выяснение того, являются ли одни группы коренными, а другие мигрантами, но и вопрос о том, в какой степени существуют смешанные общины. Вопрос о том, были ли «арийцы» коренными жителями Индии или какую из каст следует считать наследниками земли, — это вопросы, затрагивающие современные политические идеологии. Существует тенденция брать только те результаты, которые подходят для конкретной теории. Можно возразить, что даже если ответы на такие вопросы будут найдены, они не обязательно прояснят картину того, что происходило в древний период индийской истории. Вопросы, обычно задаваемые генетическим данным, в основном основывались на подтверждении общепринятых взглядов на течение социальной истории. Противоречия, которые могут возникнуть, могут быть использованы для поиска иного рода анализа.
Мой не является попыткой сопротивляться генетическому анализу популяций в Индии. Я бы, однако, утверждал, что там, где используются идентичности, основанные на исключениях или дифференциациях, важно признать, что они не даны природой, а социально сконструированы. Социальные конструкции также должны быть приняты во внимание и, при необходимости, должны быть перенастроены единицы анализа. Следует помнить, что было время, когда считалось, что наука обладает уверенностью, и что «расовая наука» основывалась на этом.