Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт | Azərbaycan Respublikasının Nazirlər Kabineti

Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт

Нагорный Карабах, являясь неотъемлемой составной частью всего Карабаха, представляет собой один из древнейших населенных пунктов и центров культуры Азербайджана. В 1923 году при советской власти в нагорной части Карабаха на территории в 4,4 тыс. км² была создана Нагорно-Карабахская Автономная Область (НКАО), что способствовало зарождению сепаратистских устремлений. По сути, в корне проблемы лежало желание армян, переселенных в Карабах с XVIII в., присвоить азербайджанские земли.

Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт разгорелся в 1988 году с открытых притязаний армян на исконные земли Азербайджана и провокаций на этнической почве. Воспользовавшись слабостью центральной советской власти, армяне в руководстве СССР, правящая верхушка Армянской ССР и армянская диаспора с начала 80-х годов развернули бурную деятельность с целью присоединения НКАО к Армении.

В 1987-89 гг. свыше 250 тысяч проживавших в Армении азербайджанцев были насильственно изгнаны со своих исконных земель, 216 из них были жестоко убиты, 1154 человек получили ранения.

20 февраля 1988 года на заседании Совета народных депутатов НКАО представители армянской общины направили в Верховные Советы Азербайджанской и Армянской ССР ходатайства об отделении НКАО от Азербайджанской ССР и присоединении к Армянской ССР.

22 февраля 1988 года близ Аскерана армяне открыли огонь по мирным азербайджанцам, протестовавшим против решения, вынесенного Советом Народных Депутатов НКАО. В результате погибли два молодых азербайджанца, став первыми жертвами этого конфликта.

1 декабря 1989 года Верховный Совет Армянской ССР принял решение о «воссоединении» Армянской ССР и Нагорного Карабаха. 10 января 1990 года Президиум Верховного Совета СССР принял решение «О несоответствии Конституции СССР решений в отношении Нагорного Карабаха, принятых Верховным советом Армянской ССР от 1 декабря 1989 года и 9 января 1990 года», в котором подчеркивалась незаконность присоединения Нагорного Карабаха к Армянской ССР без согласия Азербайджанской ССР.

30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана провозгласил восстановление государственной независимости. 18 октября 1991 года был принят Конституционный Акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики».

26 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджанской Республики принял закон «О ликвидации Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджанской Республики».

В конце 1991 – начале 1992 года начался этап вооруженного противостояния армяно-азербайджанского конфликта. Воспользовавшись политической нестабильностью, возникшей вследствие развала СССР и внутренних раздоров в Азербайджане, Армения при военном содействии из-за рубежа приступила к боевым действиям в Нагорном Карабахе.

В феврале 1992 года в Ходжалы была учинена невиданная по своей жестокости резня азербайджанского населения. В результате кровавой трагедии, вошедшей в историю под названием Ходжалинский геноцид, были убиты и пропали без вести тысячи азербайджанцев, а сам город был стерт с лица земли.

В мае 1992 года армяне оккупировали Шушу и Лачинский район, расположенный между Нагорным Карабахом и Арменией. В 1993 году вооруженные силы Армении захватили еще шесть районов вокруг Нагорного Карабаха – Кельбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джебраильский, Губадлинский и Зангеланский.

30 апреля 1993 года Совет безопасности ООН принял резолюцию №822, требующую безотлагательно вывести оккупационные войска с территории  Кельбаджарского и других оккупированных районов Азербайджана.

29 июля 1993 года Совет безопасности ООН принял резолюцию №853, содержащую требование о полном, незамедлительном и безоговорочном выводе оккупационных войск с территории Агдамского и других оккупированных районов Азербайджана.

14 октября 1993 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию №874, в которой содержалось требование предпринять срочные, обоюдные и необходимые действия в соответствии с графиком урегулирования Минской группы СБСЕ, в том числе вывести войска с недавно оккупированных территорий.

11 ноября 1993 года Совет безопасности ООН принял резолюцию №884, в которой осуждались оккупация Зангеланского района и поселка Горадиз, нападение на мирное население и бомбардировка территории Азербайджанской Республики, требовался односторонний вывод оккупационных сил из Зангеланского района, поселка Горадиз и других недавно оккупированных территорий Азербайджана.

В результате военной экспансии Армении было оккупировано 20% территории Азербайджанской Республики – Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов – город Ханкенди, Ходжалы, Шуша, Лачин, Ходжавенд, Кельбаджар, Агдам, Физули, Джебраил, Губадлы, Зангелан, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и 1 село Садаракского района Нахчывана.

В результате армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта свыше 1 миллиона азербайджанцев стали вынужденными переселенцами, 20 тыс. человек были убиты в ходе боевых действий, 50 тыс. человек стали инвалидами, около 4 тысяч азербайджанцев пропали без вести, среди них 67 детей, 265 женщин и 326 стариков. По сей день ничего неизвестно об их судьбах. Свыше двух тысяч азербайджанцев были взяты армянами в плен и заложники.

В 1988-1993 гг. в Карабахе было разрушено 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч зданий общественного назначения, 693 школы, 855 детских садов, 695 медучреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятников, дворцов и музеев, уничтожены 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов.

На оккупированных территориях Азербайджана располагались памятники всемирной значимости, среди которых средневековые 11-ти и 15-ти арочные Худаферинские мосты и относящиеся к бронзовому веку Нифталинские курганы в Джебраиле, средневековые Ганджасарский и Худавангский монастыри в Кельбаджаре, датируемый XIV веком мавзолей Гутлу Муса оглу и относящийся к бронзовому веку жилой массив Узерликтепе в Агдаме, датируемые эпохой палеолита Азыхская и Тагларская пещеры в Ходжавенде, курганы бронзового и железного веков в Ходжалы.

Посредничество в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта началось в феврале 1992 года в рамках Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ). На дополнительном заседании Совета министров иностранных дел СБСЕ, проведенном 24 марта 1992 года в Хельсинки, было принято решение о созыве в Минске конференции по Нагорному Карабаху в целях обеспечения форума для ведения переговоров по мирному урегулированию с целью скорейшего разрешения кризиса на основе принципов, обязательств и положений CБСЕ.

12 мая 1994 года между Арменией и Азербайджаном было достигнуто Соглашение о режиме прекращения огня. 5-6 декабря 1994 года на саммите СБСЕ в Будапеште для координирования посреднических усилий в рамках СБСЕ было принято решение об учреждении института сопредседательства Минской конференции. На Будапештском саммите действующему председателю СБСЕ было поручено вести переговоры для достижения политической договоренности о прекращении вооруженного конфликта. Указанная политическая договоренность была призвана устранить последствия конфликта и позволить созвать Минскую конференцию.

23 марта 1995 года действующий председатель ОБСЕ выдал мандат сопредседателям Минского процесса. На состоявшемся 2-3 декабря 1996 года саммите в Лиссабоне сопредседатели Минской группы ОБСЕ и действующий председатель ОБСЕ рекомендовали основополагающие принципы нагорно-карабахского урегулирования, которые отвергла Армения, став единственной из 54 стран-членов ОБСЕ, проголосовавших против выдвинутого предложения.

Азербайджан надеется на более решительную и последовательную позицию международного сообщества в вопросе справедливого урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, которая будет способствовать установлению долгосрочного мира, стабильности и атмосферы сотрудничества в регионе, а также заставит Армению начать работу над итоговым мирным соглашением на основе принципов, предложенных сопредседателями Минской группой ОБСЕ.

Многочисленные документы, принятые множеством международных организаций, подчеркивают необходимость решения нагорно-карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана. Принятая 14 марта 2008 года Генассамблеей ООН резолюция охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта, вновь подтвердив принципы его урегулирования. Эти принципы сводятся к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана, незамедлительному, полному и безоговорочному выводу армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана, обеспечению прав лиц, ставших в результате конфликта вынужденными переселенцами, на возвращение к родным очагам, обеспечение условий совместного проживания обеих общин на территории со статусом автономии в составе Азербайджана и незаконности ситуации, возникшей вследствие оккупации.

Нагорно-карабахский конфликт неоднократно обсуждался в Организации Исламского Сотрудничества (ОИС). Руководствуясь нормами и принципами международного права, ОИС объявила Азербайджан жертвой военной экспансии. Принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел стран-членов ОИС в Карачи резолюция осудила армянскую оккупацию азербайджанских территорий, потребовав безотлагательно вывести армянские войска с оккупированных территорий Азербайджана. Резолюция требовала у Армении уважительно относиться к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, призывала к справедливому, мирному урегулированию конфликта, исходя из принципов территориальной целостности и неприкосновенности границ. В очередных резолюциях ОИС по нагорно-карабахскому конфликту организация призывала Совбез ООН к активному участию в политическом урегулировании конфликта, полностью обеспечить исполнение четырех резолюций и признать факт совершенной против Азербайджана агрессии.

В 2016 году в рамках саммита ОИС в Стамбуле была создана «Контактная группа в связи с агрессией Армении в отношении Азербайджана». В ее состав вошли 7 стран – Турция, Саудовская Аравия, Пакистан, Малайзия, Марокко, Джибути и Гамбия.

Евросоюз призвал исполнить четыре известные резолюции Совбеза ООН по нагорно-карабахскому конфликту, вывести армянские войска с оккупированных территорий, стороны уважать территориальную целостность и международно признанные границ государств, отказаться от нелегитимного, сложившегося силовым путем положения. Совместное заявление, принятое на саммите стран Восточного партнерства 24 ноября 2017 года, вновь выразило поддержку территориальной целостности, суверенитету и независимости государств, продемонстрировав решительность всех партнеров ЕС в этих вопросах. В начале 2016 года в то время как велись обсуждения конкретных планов урегулирования конфликта, Армения прибегла к военной провокации, подвергнув 2 апреля территории компактного проживания мирного населения вдоль всей линии соприкосновения войск массированному обстрелу из тяжелых артиллерийских орудий. В результате погибли 6 мирных жителей из числа азербайджанского населения, среди которых были и дети, 33 человека получили тяжелые ранения. Дав достойный отпор врагу, вооруженные силы Азербайджана в результате контрнаступления освободили стратегические высоты. В ходе апрельских боев из-под армянской оккупации было полностью освобождено село Джоджуг Мерджанлы Джебраильского района. На основе соответствующих распоряжений Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева о мероприятиях по восстановлению села Джоджуг Мерджанлы была проведена огромная работа по восстановлению и благоустройству освобожденной территории, восстановлена нормальная жизнь в селе.

Политические и военные провокации Армении продолжились и в 2017 году. Армянская армия обстреляла из тяжелой артиллерии позиции азербайджанских войск и места проживания мирного населения вдоль всей линии фронта. В результате 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты 2 мирных жителя, один человек был тяжело ранен.

Несмотря на миротворческие старания Азербайджана, Армения своей деструктивной политикой препятствует поэтапному решению конфликта, посредством политических и военных провокаций стремится нарушить переговорный процесс, сохранив нынешний статус-кво, основанный на оккупации территорий Азербайджана. Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт должен быть решен в рамках международно признанных границ и территориальной целостности Азербайджана. Мировое сообщество однозначно признает и поддерживает суверенитет и территориальную целостность Азербайджана. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев открыто заявил, что «Территориальная целостность не является и никогда не станет предметом дискуссий. Азербайджан не отступит от этой позиции. В вопросе территориальной целостности никаких уступок не будет».

Оккупированные Арменией территории Азербайджана

Нагорный Карабах

Территория  — 4388 км2

Население (1989 г.)  — 189.085 чел.

Шушинский район Нагорного Карабаха

Территория  — 312 км2

Население   — 20579 чел.

Азербайджанское население  — 19.036 чел. (92,5%)

Армянское население  — 1.377 (6,7%)

Дата оккупации  — 8 мая 1992 года

Сопредельные районы    Даты оккупации              

Лачинский район             18 мая 1992 года             

Кельбаджарский район   2 апреля 1993 года         

Агдамский район              23 июля 1993 года           

Физулинский район         23 августа 1993 года      

Джебраильский район    23 августа 1993 года      

Губадлинский район       31 августа 1993 года      

Зангиланский район       29 октября 1993 года     

 

Документы международных и региональных организаций по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту:

cabmin.gov.az

Что нужно знать о конфликте в Нагорном Карабахе – Мир – Коммерсантъ

В зоне армяно-азербайджанского противостояния произошли самые серьезные столкновения с 1994 года — с того момента, когда стороны договорились о перемирии, остановив горячую фазу войны за Нагорный Карабах.


В ночь на 2 апреля ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась. «Я распорядился не поддаваться провокациям, однако враг вконец распоясался», — объяснил происходящее президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Минобороны Армении заявили о «наступательных действиях с азербайджанской стороны».

Обе стороны заявили о значительных потерях в живой силе и бронетехнике у противника и минимальных — со своей стороны.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Однако Армения и Азербайджан неоднократно обвиняли друг друга в нарушении перемирия.

История конфликта

20 февраля 1988 года совет депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), преимущественно заселенной армянами, обратился к руководству СССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, а также к погромам среди как армянского, так и азербайджанского населения.

В декабре 1989 года власти Армянской ССР и НКАО подписали совместное постановление о включении области в состав Армении, на что Азербайджан ответил артиллерийским обстрелом карабахской границы. В январе 1990 года Верховный совет СССР объявил чрезвычайное положение в зоне конфликта.

В конце апреля — начале мая 1991 года в НКАО была проведена операция «Кольцо» силами ОМОНа Азербайджана и войск МВД СССР. В течение трех недель депортации подверглось армянское население 24 карабахских сел, более 100 человек были убиты. Силы МВД СССР и советской армии проводили акции по разоружению участников столкновений до августа 1991 года, когда в Москве начался путч, приведший к развалу СССР.

2 сентября 1991 года в Степанакерте была провозглашена Нагорно-Карабахская республика. Официальный Баку признал данный акт незаконным. В ходе начавшейся войны между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и поддерживающей его Арменией стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. С апреля по ноябрь 1993 года Совбез ООН принял четыре резолюции с требованием о прекращении огня в регионе.

5 мая 1994 года три стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом. Официальный Баку до сих пор считает регион оккупированной территорией.


Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской республики

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория НКР является частью Азербайджанской Республики. В марте 2008 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция «Пол

www.kommersant.ru

Карабахский конфликт: страшная трагедия для азербайджанцев и армян

Мамикон  Бабаян специально для «Вестника Кавказа»

Усиление этнического сепаратизма эксперты считают одним из основных факторов, негативно влияющих на обеспечение региональной и международной безопасности. Ярким тому примером на постсоветском пространстве уже почти три десятилетия остается конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Изначально конфликт между Арменией и Азербайджаном был искусственно спровоцирован извне, причем рычаги давления на ситуацию находились в разных руках, которым противостояние было необходимо сначала для развала СССР, а потом для прихода к власти карабахского клана. Кроме того, разгорающийся конфликт сыграл на руку тем крупным игрокам, которые намеревались упрочить свое присутствие в регионе. И, наконец, противостояние позволяло давить на Баку для заключения с ним более выгодных нефтяных контрактов. По разработанному сценарию, события начались в НКАО и в Ереване – азербайджанцев увольняли с работы, и люди были вынуждены уезжать в Азербайджан. Затем начались погромы в армянских кварталах Сумгаита и в Баку, который, к слову, был самым интернациональным городом Закавказья.

Политолог Сергей Кургинян рассказывал, что когда зверски убивали армян вначале в Сумгаите, издеваясь над ними и совершая некие ритуальные действия, то делали это не азербайджанцы, а люди со стороны, нанятые представители международных частных структур. «Мы этих представителей знаем по именам, знаем, к каким структурам они принадлежали тогда, к каким структурам они принадлежат теперь. Эти люди убивали армян, подключали к этому делу азербайджанцев, потом убивали азербайджанцев, подключали к этому делу армян. Потом сталкивали армян и азербайджанцев, и начиналась эта управляемая напряженность. Мы это все видели, мы видели, что за этим стоит», — рассказывало политолог.

По данным Кургиняна, в то время «не имеющие никакого к этому отношения демакратоидные и либероидные мифы уже воспринимались как истина в последней инстанции, как нечто самоочевидное, как нечто абсолютно правильное, они уже управляли сознанием. Все эти вирусы уже вгрызались в сознание, и толпы бежали в нужном направлении, в направлении к собственному концу, к собственной беде, к собственному предельному неблагополучию, в котором они и оказались в последствии». Позднее такая тактика была использована для разжигания и других конфликтов.

Пути урегулирования конфликта ищет обозреватель «Вестника Кавказа» Мамикон Бабаян.

Карабахская война стала одной из самых кровопролитных на постсоветском пространстве. Народы близкими языками и культурой, веками жившие рядом, оказались разделены на два враждующих лагеря. За многолетний период конфликта погибло более 18 тысяч человек, и эта цифра постоянно растет.

Население с обеих сторон живет в постоянным напряжении в связи с частыми перестрелками, и опасность возобновления крупномасштабный войны сохраняется до сих пор. Причем речь идет не только о войне с применением огнестрельного оружия. Конфликт проявляется в разделе общего исторического и культурного наследия, в том числе национальной музыки, архитектуры, литературы, кухни.

С момента заключения перемирия в Карабахе прошло уже 25 лет, и азербайджанскому руководству с каждым годом все труднее и труднее объяснять своему обществу, по какой причине самая богатая страна региона продолжает испытывать трудности в решении вопроса восстановления территориальной целостности. Сегодня в регионе разворачивается настоящая информационная война. Хотя полномасштабные военные действия уже не ведутся (за исключением эскалации в апреле 2016), война стала явлением ментальным. Армения и Карабах живут в напряжении, которое поддерживается силами, заинтересованными в дестабилизации региона. Атмосфера милитаризации заметна на примере воспитательных программ школьных и дошкольных учреждений Армении и непризнанной «Нагорно-Карабахской Республики». СМИ не перестают заявлять об угрозе, которую они усматривают в заявлениях азербайджанских политиков.

В Армении карабахский вопрос разделяет общество на два лагеря: тех, кто настаивает на принятии ситуации де-факто без каких-либо уступок, и тех, кто соглашается на необходимость принятия болезненных компромиссов, благодаря которым удастся преодолеть кризисные послевоенные последствия, в том числе экономическую блокаду Армении. Стоит заметить, что ветераны карабахской войны, которые сейчас находятся у власти в Ереване и «НКР», не рассматривают условие сдачи занятых районов. Правящие элиты страны понимают, что попытка передать под прямой контроль Баку хотя бы часть спорных территорий приведет к митингам в армянской столице, а, может, и к гражданскому противостоянию в стране. Тем более, многие ветераны категорически отказываются возвращать «трофейные» территории, которые им удалось отвоевать в 1990-е годы.

Несмотря на очевидный кризис в отношениях, и в Армении, и в Азербайджане существует общее осознание негативных последствий происходящего. До 1987 года мирное сосуществование поддерживалось межнациональными браками. Не может быть и речи о «вечной войне» армян и азербайджанцев, так как за всю историю в самом Карабахе не существовало условий, из-за которых азербайджанское население могло покидать НКАО (Нагорно-Карабахскую автономную область

Между тем, представители армянской диаспоры, которые родились и выросли в Баку не льют негатива на своих друзей и знакомых из Азербайджана. «Народ врагом быть не может», — часто можно услышать из уст старшего поколения азербайджанцев, когда  речь идет о Карабахе.

Тем не менее карабахский вопрос остается рычагом давления на Армению и Азербайджан. Проблема накладывает отпечаток на ментальном восприятии армян и азербайджанцев, которые живут за пределами Закавказья, что, в свою очередь, служит поводом для складывания негативного стереотипа взаимоотношений двух народов. Проще говоря, карабахская проблема мешает жить, мешает вплотную заняться проблемами энергетической безопасности региона, а также реализовывать выгодные для всего Закавказья совместные транспортные проекты. Но совершить первый шаг к урегулированию не решается ни одна власть, опасаясь конца своей политической карьеры в случае уступок в карабахском вопросе.

В понимании Баку начало мирного процесса – это конкретные шаги по освобождению части земель, которые в данный момент отторгнуты. Эти территории Азербайджан считает оккупированными, ссылаясь на резолюции Совета безопасности ООН времен карабахской войны 1992-1993 годов. В Армении перспектива возврата земель – крайне болезненная тема. Это связано с вопросом безопасности местного гражданского населения. За послевоенные годы, занятые территории превратились в «пояс безопасности», потому сдача стратегических высот и территорий для армянских полевых командиров немыслима. Но именно после захвата территорий, которые не входили в состав НКАО, произошло самое массовое изгнание мирного населения. Почти 45% азербайджанских беженцев происходят из Агдамского и Физулинского районов, а сам Агдам и сегодня остается городом-призраком.

Чья это территория? Прямо ответить на этот вопрос невозможно, так как археология, памятники архитектуры дают все основания полагать, что и армянское и тюркское присутствие в регионе исчисляется веками. Это общая земля и общий дом многих народов, включая и тех, которые сегодня конфликтуют. Карабах для азербайджанцев — вопрос национальной важности, так как было осуществлено изгнание и отторжение. Карабах для армян — идея борьбы народа за право на землю. В Карабахе сложно найти человека, готового согласиться на возвращение прилегающих территорий, ведь эта тема увязана с вопросом безопасности. В регионе не устранена межнациональная напряженность, преодолев которую будет возможно говорить, что карабахский вопрос в скором времени будет разрешен.

vestikavkaza.ru

Карабахский конфликт и Россия. Прошлое и настоящее…

На линии соприкосновения сторон в Нагорном Карабахе продолжаются спорадические перестрелки. Между тем, ряд экспертов полагает, что большой войны все-таки удастся избежать. Хотя периодические обострения неизбежны, учитывая сложный характер армяно-азербайджанского конфликта – самого длительного и одного из самых кровавых в государствах-наследниках Советского Союза.

С точки зрения международного права этот конфликт является примером противоречий между двумя фундаментальными принципами: с одной стороны, права народа на самоопределение, а с другой стороны, принципа территориальной целостности, согласно которому возможно только мирное изменение границ по соглашению.

Напомним, что Нагорный Карабах – историческая область в Закавказье. Армянские и азербайджанские источники имеют различные точки зрения на историю региона. По данным армянских источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название – Арцах) в начале первого тысячелетия до н.э. входил в политико-культурную сферу Ассирии и Урарту. Впервые упоминается в клинописи Сардура II, царя Урарту (763-734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Персией, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус. В XVII-XVIII веках арцахские князья (мелики) возглавляли освободительную борьбу армян против шахской Персии и султанской Турции.

По данным азербайджанских источников, Карабах – одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина “Карабах” относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов “гара” (черный) и “баг” (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI веке входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России.

В начале прошлого века территория нынешней непризнанной республики дважды (с 1905 по 1907 и с 1918 по 1920 годы) становилась ареной кровавых межнациональных конфликтов между армянами и азербайджанцами. Весной 1918 года в связи с революцией и распадом Российской Империи в Закавказье провозгласили независимость три новых государства: Грузинская Демократическая РеспубликаАзербайджанская Демократическая Республика (АДР) и республика Армения. Однако армянская часть населения Зангезура и Карабаха изначально отказалась подчиняться указаниям властей АДР.

Проведенный в июле 1918 года Первый съезд армянского народа Карабаха торжественно провозгласил Народный Карабах самостоятельной административно-политической территорией и избрал собственное правительство. Последовавшее за этим вооруженное противостояние между правительственными азербайджанскими войсками и отрядами армянского народного ополчения с переменным успехом продолжались до прихода в Азербайджан советской власти.

В начале мая 1920 года в Карабахе была установлена Советская власть.

4 июля 1921 года так называемое Кавказское бюро (Кавбюро) Центрального комитета Российской коммунистической партии проголосовало за включение Нагорного Карабаха в состав Армении. Но на следующий день, 5 июля, было созвано новое заседание Кавбюро, на котором первое его решение было пересмотрено в пользу передачи спорной территории Азербайджану. Кавбюро постановило также, что Нагорному Карабаху предоставляется территориальная автономия в составе Азербайджанской Республики. Эта часть резолюции Кавбюро была проведена в жизнь через несколько лет с образованием НКАО.

Сторонники армянской позиции по проблеме Нагорного Карабаха часто подчеркивают, что резолюция Кавбюро от 5 июля 1921 года, явно принятая под давлением Иосифа Сталина, со всей очевидностью противоречит принципу самоопределения и, в любом случае, не может рассматриваться как имеющая законную силу: вопрос следует решить странам, которые он непосредственно затрагивает, а не комитетом, созданным специально для этого случая внутри правящей партии третьей страны.

7 июля 1923 года все регионы Азербайджанской ССР с преимущественным проживанием армянского населения были объединены в одно автономное административное образование – Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) с административным центром в селении Ханкенды (ныне – Степанакерт). Однако границы НКАО не везде совпадали с этническим распределением населения и в Ханларском и Шаумяновском районах, не вошедших в автономную область, в большинстве своем проживали армяне.

Вопрос об окончательной передаче Нагорного Карабаха под эгиду Армении периодически зондировался армянским руководством, однако в союзном центре поддержки не встретил. В середине 60-х годов прошлого века социальная обстановка в НКАО на основе национальных разногласий несколько раз накалялась, что находило свое выражение в массовых беспорядках.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение “О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР”.

Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

Армянский погром в Сумгаите 27 – 29 февраля 1988 года (фактически, первый взрыв этнического насилия в новейшей советской истории), стал поворотным пунктом в развитии межнационального конфликта. По официальным данным, в ходе этих событий погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Согласно армянским источникам, число жертв среди армян во много раз превосходило эти данные. Существуют явные свидетельства того, что разгул насилия в Сумгаите предопределили неспособность или нежелание местных и центральных властей своевременно вмешаться в конфликтную ситуацию.

Сумгаитские события кардинально изменили умонастроения жителей Армении, вызвали кризис доверия к власти. В требованиях и призывах армянских объединений стали заметны критические по отношению к партии мотивы. Нежелание либо неспособность властей применить решительные меры для защиты мирных граждан имела серьезные последствия для развития этнических конфликтов на Кавказе и в Средней Азии: создав впечатление, что насилие оправдывает себя, она сформировала условия для повторения бесчинств.

К концу 1988 года насильственные действия и акты мести в армяно-азербайджанском конфликте достигли апогея, так что тысячи азербайджанцев были вынуждены бежать из Армении и Нагорного Карабаха. Таким образом, политика этнических чисток стала обоюдной.

В январе 1989 года центральное правительство попыталось сдержать насилие передачей Нагорного Карабаха под прямое управление Москвы. Чрезвычайное положение было также введено и на части территории Армении (но не в Азербайджане). Вместе с тем, принадлежность области Азербайджану не ставилась под вопрос. Более того, центральному правительству не удалось предотвратить или остановить азербайджанскую блокаду Нагорного Карабаха и Армении, введенную летом 1989 года. В ноябре так называемая «особая форма управления» (прямое управление) была отменена, и Нагорный Карабах был возвращен под юрисдикцию Баку. Верховный Совет Армении ответил принятием в декабре резолюции об объединении Нагорного Карабаха с Арменией.

2 сентября 1991 года Сессия областного Совета провозгласила бывшую автономную область Республикой Нагорного Карабаха (РНК), включив в нее также населенный армянами Шаумянский район Азербайджана. 26 ноября Азербайджан ответил на это аннулированием автономного статуса Нагорного Карабаха. 10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения – 99,89% – высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более четырех тысяч человек.

В результате конфликта Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и – полностью или частично – семью прилегающими к нему районами.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке представители Азербайджана, Армении, азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха подписали протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая. Этот документ вошел в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский протокол.

Соглашение вступило в силу 12 мая 1994 года.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.

С 1999 года проходят регулярные двусторонние и трехсторонние встречи лидеров стран. Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в рамках переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахской проблемы состоялась 19 декабря 2015 года в Берне (Швейцария).

Несмотря на окружающую переговорный процесс конфиденциальность, известно, что их основой являются так называемые обновленные Мадридские принципы, переданные Минской группой ОБСЕ сторонам конфликта 15 января 2010 года. Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемые Мадридскими, были представлены в ноябре 2007 года в столице Испании.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

В 2016 году тлеющий конфликт, как видим, вновь вспыхнул. Надо отметить, что экспертами подобное развитие событий ожидалось уже давно. С 2013 года столкновения на границе увеличились как минимум в 20 раз. Например, если в 2012-ом режим прекращения огня нарушался 3000 раз в год (примерный подсчет Минобороны Армении), то в 2015-ом число выстрелов достигло шестидесяти тысяч.

Ряд аналитиков полагает, что нынешний формат переговоров зашел в тупик. Все дело в том, что стороны поставлены в неравное положение: Армения контролирует Карабах, несмотря на то, что международным сообществом он признан территорией Азербайджана. В то же время международное сообщество настаивает на мирном разрешении конфликта, отказывая Азербайджану в праве восстановления своей юрисдикции силовым путем. При этом с течением времени положение для Баку только ухудшается, поскольку мировое сообщество постепенно теряет интерес к проблеме.

Эксперты полагают, что в этом кроется причина готовности Азербайджана раскачать ситуацию, подогреть конфликт, перезапустить, в конце концов, мирный процесс (если не удастся решить проблему сугубо военным путем). По мнению аналитиков, Азербайджан может победить только в случае блицкрига. Но стремительный захват Карабаха трудноосуществим, несмотря на хорошо вооруженную и подготовленную азербайджанскую армию. Карабахские армяне готовы к активному сопротивлению, они превратили свою территорию в крепость, да и география местности способствует обороне. Так что на быстротечную победу Баку вряд ли может рассчитывать. А на длительные боевые действия у Азербайджана не хватит ни экономических, ни моральных, ни дипломатических ресурсов.

Отсюда следует вывод: военные действия на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе вряд ли будут продолжаться долго. Подобное развитие событий не в интересах конфликтующих сторон, и тем более – не в интересах региональных игроков.

Фильм Армена Петросяна Посвящается 200-летию Гюлистанского договора Карабахский конфликт и Россия. Прошлое и настоящее. 1 серия. Фильм рассказывает о причинах, предыстории и истории Карабахского конфликта, о роли в нем России, а также об армяно-русской боевой дружбе. В фильме участвуют члены Комитета российской интеллигенции «Карабах», сокращенно «КРИК»: известные писатели, публицисты и правозащитники. Они делятся своими воспоминаниями и рассказывают зрителю о событиях конца 80-х и начала 90-х годов, поскольку сами неоднократно бывали в Карабахе, а затем правдиво и объективно информировали общество о том, что там происходило. В самом начале советской истории большевицкие вожди отдали туркам всю отвоеванную российской Кавказской армией в Первой мировой войне Западную Армению, а вместе с ней и почти половину восточной — Карабах и Нахиджеван. Это сделали для того, чтобы Турция имела связь и общую границу с родственным ей Азербайджаном, так как через Турцию думали экспортировать мировую революцию на Восток. В итоге “революция” оказалась полной фикцией, Азербайджан стал вторым турецким государством на территории Советского Союза, а армянам в конце 20 века пришлось опять воевать с турками, чтобы не дать им поглотить после Нахиджевана еще и Карабах. Причем в 1991 году Горбачев еще и бросил на помощь туркам советскую армию, с чего собственно и началась настоящая война и развал СССР.

nashaarmenia.info

Кавказский Узел | Кто в итоге победит в Карабахском конфликте?

Кто в итоге победит в Карабахском конфликте?

10:15, 30 марта 2018

Часто доводится слышать мнение о том, что мол армяне и азербайджанцы долго воюют и накопили большие потенциалы, а вечно такое длиться не может. Все придет к итоговой войне, где вопрос наконец решится. Это так сказать аналитическая позиция. Есть эмоциональная позиция, согласно которой, к примеру, в Армении считают, что Азербайджан — антиармянское государство, построено целиком на платформе отрицания армян и на этом же оно строит этническую идентичность собственного населения. Терпеть такое бесконечно невозможно, это является прямой угрозой безопасности и рано или поздно надо покончить этому конец. Именно государству как структуре, которая реализует эту политику. В Азербайджане тоже есть мнение, что Армению нужно уничтожить, чтобы сделать армян беззащитными и реализовать собственные комплексы в их отношении. И это произойдет в оконачательной, большой войне.

Все три позиции, несмотря на разный взгляд (извне региона и изнутри), разные вводные и разные принципы, имеют много общего — они апеллируют к окончательному решению Карабахского конфликта. Вчера я услышал это мнение (первую его версию) на одном из мероприятий и подумал, что мой ответ можно представить здесь развернуто.

Для начала отвечу коротко: простого военного решения Карабахского конфликта не существует. То есть, если вы ждете ответ на вопрос, заданный в заголовке поста «Кто в итоге победит в Карабахском конфликте», то мой ответ — никто.

Теперь пойдем по порядку. Почему никто не победит в этом конфликте? С одной стороны, в той Карабахской войне, которая была в 1992-1994 гг. НКР и Армения победили с достаточно солидным перевесом. Азербайджан же проиграл. В той микровойне, или же суперэскалации, которая была в апреле 2016 года, победил Азербайджан с микроскопическим перевесом. Но можно ли это все считать победами?

Технически — да. Стрельба закончилась, в первом случае расширилась территория армянской стороны, во втором — азербайджанской. Политически — нет, поскольку конечным актом войны должна быть капитуляция проигравшей стороны или мирный договор на тех или иных условиях, который фиксирует окончание войны. Поскольку такого акта не было, то война де-факто не закончилась. Не могу не признать, что с этим я становлюсь на позицию азербайджанцев, которые об этом говорили уже 20 лет, а армяне это не хотели признавать. Но азербайджанцы доказали, что война не окончена. То есть, пока вопрос не урегулирован, окончательного победителя нет, а есть ситуативный победитель.

Чтобы понять сценарий завершения Карабахской войны, рассмотрим несколько плоскостей, в которых можно рассматривать суть Карабахского конфликта, как противостояния:

  • Между Россией и Западом (полный бред, но такие точки зрения есть)
  • Между Россией и Турцией и их кавказскими прокси (тоже совершенно нерелевантно)
  • Между армянами и турками (которые один народ, два государства)
  • Между Арменией и Азербайджаном
  • Между Азербайджаном и НКР

Итак, в зависимости от того уровня, на котором существует проблема, можно понимать и ее окончательное решение. Более-менее реалистичные парадигмы — это последние три. Если рассматривать конфликт в стандартной для международного сообщества, парадигме «Армения-Азербайджан», то единственный реальный способ его решить это полностью ликвидировать одну из сторон конфликта. Но это совершенно нереально, учитывая, что есть военный баланс, который, впрочем, Азербайджан как раз и пытается нарушить.

Но пока баланс есть, ни одна из сторон, не может добиться решающей победы. И в итоге произойдет то, что даже если будет война, то это будет просто бессмысленное разорение экономик и человеческого капитала Южного Кавказа, не более. То есть такое взаимное ослабление без всякого к тому смысла.

Если даже баланс нарушится, это не значит, что Азербайджан может добиться своих целей (а они декларированы уже на высшем уровне — фактически полная победа в войне с армянами, где ни граница бывшей НКАО, ни граница РА, ни даже Ереван не будут для него точкой, на которой следует остановиться), между полной победой Азербайджана и нарушением баланса огромная дистанция. Может так случиться, что вложив все усилия в войну, Азербайджан сможет захватить, к примеру, один или два района, что однозначно не будет стоить вложенных усилий. По сути усилия могут окупиться только если Азербайджан сможет ликвидировать НКР как минимум, а желательно — пробить коридор к Нахичевану через Мегри. Все это с сегодняшней перспективы невозможно себе представить.

Посмотрим с другой стороны. Если все пойдет успешно для армян, то даже тогда представить полную победу с капитуляцией Азербайджана практически невозможно. Естественно, имея сценарий Эритреи и Эфиопии, можно надеяться на это, но в данном случае Азербайджан совершенно не в той позиции. К тому же, пока армяне брали в 1993 году районы, это были географически очень локальные операции, тогда как выйти за этот квадрат будет нереально, ибо это уже оперативный простор, на котором все преимущества у Азербайджана. А значит, принудить Азербайджан к принятию собственных условий, либо ликвидировать его как государство не удастся.

Но если рассматривать проблему на армяно-турецком уровне, что как минимум частично оправдано, то здесь встает еще более сложная проблема — даже ликвидация Азербайджана не решит конфликт, поскольку Турция вмешается для спасения своего создания. Таким образом, единственное силовое решение конфликта, которое существует, это ликвидация Армении, но и тут высока вероятность, что Россия вмешается.

Сказав все это, я могу снова вернуться к выводу — окончательного военного решения Карабахский конфликт не имеет. С другой стороны, гипотеза о неизбежной большой войне тоже очень сложно проверяема на практике. Существует довольно много конфликтов по всему миру, подобных, в той или иной мере, Карабахскому. Их насчитывают от 17 до 50, но с определенной мерой допущения (если не иметь в виду только горячие войны), их еще больше. Многие из них существуют даже не десятилетия, а дольше. В конце концов, Карабахский конфликт тоже можно растягивать под определенной оптикой вплоть до 1722 или 1748 года. Или до 1905, или до 1918, или до 1987, или до 1992 и так далее. То есть, он может длиться очень долго. Имеющиеся потенциалы очень велики, но поскольку сохраняется баланс, они будут продолжать существовать в балансе, сохраняя систему сдерживания.

Поэтому, какими бы ни были цели сторон, необходимо понять, что война проблему не решит, если даже она состоится, что может не происходить очень долго, а значит, нужно учиться жить нормально, как если бы мы не были врагами. Может быть действительно перестанем враждовать и тогда решение будет найти гораздо легче.

Другие посты по Карабаху из моего блога:

www.kavkaz-uzel.eu

Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха

Армения / Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха

Характер политических процессов в Армении и Азербайджане в конце 1980-х годов и на протяжении 1990-х годов в значительной мере определялся конфликтом с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха.

Благодаря перестройке и политике гласности во второй половине 1980-х годов в армянском национальном сознании на первый план вышли проблемы национальной идентичности. Большинство армян воспринимало как несправедливость тот факт, что международные договоры начала 1920-х годов, определившие границы в регионе, в конечном итоге ущемляли интересы армянского народа в целом. Такая установка в национальном самосознании усиливала решимость армян «держаться» за Нагорный Карабах (армянское название — Арцах), рассматриваемый как часть исторической Армении за пределами республики, населённая армянским большинством (в 1979 году всё население НКАО составляло 162 тысячи человек, из них 123 тысяч армян и 37 тысяч азербайджанцев). Таким образом, Карабах представлял собой важную часть армянского национального проекта, появившегося у националистически настроенной части армянского общества в ходе преобразований второй половины 1980-х годов.

Целью же Азербайджана было недопущение присоединения НКАО к Армении. Следует отметить, что и в Армении, и в Азербайджане национальные движения начинались не как антисоветские, а изначально включали требования к советскому руководству признать законность их притязаний на НКАО. Неспособность советских руководителей удовлетворительным образом разрешить на начальной стадии армяно-азербайджанский конфликт стала одной из основных причин, толкнувших национальные движения на путь независимости с полным выходом из СССР Нагорно-Карабахская автономная область в составе Азербайджанской ССР была образована 7 июля 1923 года. Её созданию предшествовали более трёх лет ожесточённых споров между центральным руководством в Москве, а также советскими руководителями Армении и Азербайджана. Первая стадия этого спора ознаменовалась декларацией Азревкома от 30 ноября 1920 года, признававшей спорные районы Зангезур и Нахичевань частью советской Армении и предоставлявшей Нагорному Карабаху, большую часть населения которого составляли армяне, право на самоопределение. Такую позицию поддерживали, в частности, И. В. Сталин и Серго Орджоникидзе. Однако окончательное решение было принято на внеочередном заседании Кавказского бюро ЦК РКП(б), состоявшемся 5 июля 1921 года, в резолюции которого содержалось требование включить Нагорный Карабах в состав Азербайджана, «предоставив ему широкую областную автономию».

В отечественной историографии существуют различные точки зрения относительно причин изменения подхода советского руководства в 1921 году. В качестве таковых чаще ссылаются на изменение позиции И. В. Сталина. Более обоснованной представляется точка зрения о том, что решение Кавбюро о включении Нагорного Карабаха в состав Азербайджана отражало широкие стратегические устремления большевиков заручится доверием и поддержкой лидера Турции Кемаля Ататюрка и успокоить ропот мусульманского населения, которое в то время Советская Россия пыталась «революционизировать». Азербайджан с его большим, чем в Армении, населением и жизненно важными нефтяными ресурсами рассматривался большевиками, подобно кемалистской Турции, как «маяк революции на Востоке» и казался важнее Армении с точки зрения интересов мировой революции.

Автономная область Нагорный Карабах была образована в 1923 году только на части территории края, при этом за пределами автономии остался ряд карабахских районов с преимущественно армянским населением (Лачинский, Кельбаджарский, Шаумянский) и значительные территории, включённые в состав Ханларского, Физулинского, Агдамского, Дашкесанского, Кедабегского, Бардинского, Джебраильского, Кубатлинского районов Азербайджана. Образование НКАО не удовлетворило ни армян, ни азербайджанцев. Армяне считали ненормальным образование отдельной автономной области, почти целиком населённой армянами, вне Армении. Азербайджанцы возражали против того, что в пределах территории их республики будет создано отдельное образование с ранее не существовавшими административными границами и правами автономии и тормозили выполнение решения Кавбюро. Оставшаяся часть Нагорного Карабаха была включена в состав Азербайджанской ССР, и только Шаумянский район сохранился в виде отдельной административной единицы. Кроме того, во время определения административной границы автономной области была исключена возможность непосредственного соприкосновения с Арменией.

В латентном состоянии межэтнические противоречия существовали здесь на протяжении всего советского периода. Однако армянская сторона периодически просила решить проблему Карабаха, а в самом Карабахе имели место незначительные межнациональные столкновения задолго до 1988 года. Кроме того, в советский период руководство Азербайджана стремилось изменить национальный состав в НКАО, увеличив долю этнических азербайджанцев.

В 1987 — начале 1988 годов в Ереване проходили митинги, на которых выдвигались требования передачи НКАО Армении. Действия армянской стороны в условиях отсутствия чёткой реакции со стороны высших советских руководителей спровоцировали азербайджанские власти на репрессии против армян.

В конце 1987 года в НКАО произошло массовое избиение протестующих армян. Армянские националисты использовали данный повод для провоцирования национальной розни и проводили с 18 октября бессрочные митинги в Ереване. В ноябре 1988 г. произошли первые межнациональные столкновения, что привело к выдавливанию азербайджанского населения из Армении.

26 февраля 1988 года в Ереване прошёл митинг, в котором участвовали около 1 миллиона человек. Эскалация конфликта в Карабахе привела к возрастанию насилия в других районах массового проживания армян в Азербайджане. В конце февраля 1988 года в Сумгаите (25 км от Баку) были организованы (при непосредственном участии властей) армянские погромы, которые отличались особой жестокостью (по официальным данным, в ходе этих событий погибли 26 армян и 6 азербайджанцев). Армянскому населению НКАО на всех уровнях оказывалась поддержка в Армении. Верховный Совет Армении в июне 1988 года принял решение о включении Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР, что вызвало резкие протесты со стороны Верховного Совета Азербайджана, настаивавшего на том, что Нагорный Карабах должен остаться в составе республики. Президиум Верховного Совета СССР признал невозможным изменение границ и национально-территориального деления Азербайджанской ССР и Армянской ССР.

Разгул насилия привёл к массовому бегству азербайджанцев из Армении. Одновременно по Азербайджану прокатилась волна армянских погромов. Вслед за этим последовало массовое изгнание (по ряду оценок, до 360 тысяч человек) армянского национального меньшинства с мест постоянного проживания в Азербайджане, а также северной части Нагорного Карабаха (не вошедшей в НКАО).

11 февраля 1989 года советское руководство ввело в НКАО прямое управление с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством А. И. Вольского.

Развитие армяно-азербайджанского кризиса резко радикализировало национальные движения в обеих республиках, националистические настроения охватили и коммунистическое руководство обеих республик. В Нахичевани была организована массовая кампания по разрушению советско-иранской границы, части Советской Армии стали насильственно выдворяться из Нахичеванской АССР, а в Баку вновь начались армянские погромы, которые по жестокости превзошли погромы в Сумгаите.

Вступление частей Советской Армии в Баку было отмечено многочисленными провокациями. В условиях массового нарушения прав человека в дни «чёрного января» 1990 года десятки тысяч азербайджанских коммунистов сожгли свои партбилеты. С избранием осенью 1990 года Верховным Советом Азербайджана лояльного Москве А. Муталибова на пост президента Азербайджана союзный центр стал склоняться в вопросе карабахского урегулирования к поддержке позиции Азербайджана, которая получила конкретное выражение после того, как в марте 1991 года Азербайджан проголосовал за сохранение СССР, а Армения отказалась участвовать в общесоюзном референдуме по вопросу о сохранении СССР.

Стратегия, совместно разработанная азербайджанскими руководителями и высокопоставленными советскими военно-политическими деятелями, предусматривала депортацию, по крайней мере, части населения из НКАО и прилегающих к ней армянских деревень. В ходе операции, получившей название «Кольцо», в течение апреля — мая 1991 года (по другим данным, продолжалась до конца августа) из Карабаха в Армению были депортированы порядка 10 тысяч человек. Воинские части и ОМОН опустошили 24 деревни, убив при этом более 150 мирных армянских жителей. Жители азербайджанских сел НКАО, выступая перед независимыми наблюдателями, также говорили о массовых нарушениях прав человека со стороны армянских боевиков.

Попытка вовлечённых в конфликт сторон разрешить его мирным путём оказалась безрезультатной. 28 августа 1991 года Азербайджан провозгласил независимость. В свою очередь, в Степанакерте, столице Нагорного Карабаха, 2 сентября на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного Советов была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах НКАО и Шаумянского района. В ответ на этот шаг азербайджанские формирования подвергли Степанакерт обстрелу из противоградовых систем «Алазань».

23 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджана аннулировал автономный статус Нагорного Карабаха, а 27 ноября Госсовет СССР принял постановление об антиконституционном характере этого решения. 10 декабря 1991 года на территориях бывшей НКАО, контролируемой армянами, состоялся референдум, подавляющее большинство (более 99 %) участников которого поддержали независимость Нагорно-Карабахской Республики. 6 января 1992 года избранный в конце декабря 1991 года Верховный Совет НКР принял Декларацию о государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики.

С января 1992 года, после начавшегося вывода частей бывшей Советской Армии из Карабаха, развернулись широкомасштабные военные действия на территории НКР. Азербайджанские формирования к тому времени частично захватили склады с разнообразным вооружением Закавказского военного округа (до этого времени использовалось нелегально приобретаемое или расхищаемое оружие). Подобные действия были осуществлены и Арменией, но отсутствовала возможность широкомасштабной переброски вооружений для армян Карабаха, которая открылась только в мае 1992 года с образованием Лачинского коридора.

Военные действия, в ходе которых широко применялась авиация и танки, тяжёлые артиллерийские системы, с небольшими перерывами шли в Карабахе до весны 1994 года. Обе стороны использовали наёмников. Весной 1994 года в силу тяжёлых поражений и больших потерь в живой силе и технике положение азербайджанской армии стало критическим. 5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке три стороны конфликта в Нагорном Карабахе — Азербайджан, власти самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республики и Армения — подписали протокол о прекращении огня с 12 мая. В зоне конфликта установилось перемирие, в целом соблюдаемое до сих пор, хотя периодически происходят перестрелки с человеческими жертвами.

По ряду оценок, за годы конфликта погибли около 18 тысяч армян и около 360 тысяч стали беженцами.

С середины 1994 года процессами мирного урегулирования занимались Межпарламентский Союз СНГ, а также созданная по решению Будапештского саммита в конце 1994 года специальная группа ОБСЕ. В соответствии с решениями глав государств СНГ Россия готова была под своим командованием разместить в зоне конфликта 1800 миротворцев, выделяемых странами СНГ. Однако Азербайджан заблокировал данное решение под предлогом несогласия с размером российского военного участия в миротворческой операции. В свою очередь, Россия не поддержала решение Будапештского саммита ОБСЕ под предлогом отсутствия опыта подобных операций у этой организации и необходимости одобрения такой деятельности со сторон СБ ООН.

Хотя в последние годы стороны воздерживаются от применения силы в конфликте, их позиции вряд ли можно охарактеризовать как конструктивные и способствующие разрешению конфликта. Стороны отклоняют предложение ОБСЕ о придании Нагорному Карабаху автономного статуса в составе Азербайджана. В нынешнем армянском руководстве (как и в азербайджанском) преобладают сторонники «жёсткой линии», которые по-прежнему не исключают возможности аннексии Нагорного Карабаха при благоприятных условиях.

Заметную активность на карабахском направлении проявляют США, пытающиеся добиться подвижек в разрешении конфликта. Заинтересованность Вашингтона продиктована его стремлением исключить любую возможность дестабилизации обстановки в регионе с учётом весьма реальных перспектив его использования для давления на Иран, обезопасить функционирование вступившего в строй нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. США опасаются, что по мере приближения выборов в Армении перспективы позитивных подвижек в урегулировании могут оказаться менее благоприятными, чем в настоящее время. План Вашингтона предусматривает, в частности, подписание на самом высоком уровне соглашения, основанного на технологии «шаг за шагом» (поэтапное освобождение оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, возвращение переселенцев, создание системы безопасности и гарантии невозобновления боевых действий с привлечением миротворческих сил, поэтапное восстановление экономических связей и коммуникаций). Статус Нагорного Карабаха предлагается решить в последующем, после укрепления доверия. Однако встреча Р. Кочаряна и И. Алиева в конце мая 2006 года в Бухаресте в рамках саммита «Чёрное море для партнёрства и диалога», состоявшаяся по инициативе США, не привела к компромиссу и подписанию соглашения даже об общих рамках политического урегулирования. Аналогичная встреча в феврале того же года в замке Рамбуйе (Франция) за закрытыми дверями также не привела к достижению каких-либо договорённостей.

В декабре 2006 года на общенародном референдуме принята конституция непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а в июле 2007 года её третьим президентом был избран Бако Саакян.

В марте 2008 года на линии соприкосновения в Мардакертском районе произошли вооружённые столкновения, признанные самыми крупными с момента заключения перемирия (погибло несколько военнослужащих). В то же время на 62-й сессии Генассамблеи ООН была принята декларация «О положении на оккупированных территориях Азербайджана», в которой повторялись положения резолюции ПАСЕ № 1416 (2005 года): осуждалась оккупация территории Азербайджана и признавалась его территориальная целостность. В августе 2008 года американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ раскрыл условия конфиденциального проекта по урегулированию конфликта. Предлагается провести референдум, на котором и определится будущее Нагорного Карабаха — независимость или переход под юрисдикцию Азербайджана. Официальный Баку, не отрицая такого варианта, заявил лишь, что проведение подобного мероприятия возможно только через 15 или 20 лет.

Важным событием в деле урегулирования этого конфликта стало подписание 2 ноября 2008 года президентами Азербайджана, Армении и России так называемой Майендорфской декларации по Нагорному Карабаху. Главы двух конфликтующих сторон подтвердили, что будут «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности путём политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов». Главная ценность декларации представляется в том, что она стала первой с 1994 года договорённостью в области урегулирования конфликта, заключённого напрямую между двумя конфликтующими сторонами. В мае 2009 года в Праге переговоры между президентами Азербайджана и Армении по вопросам урегулирования нагорно-карабахского конфликта были продолжены.

←   Назад  |   Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха   |   Вперёд   →


www.hyno.ru

Почему идет вражда между Арменией и Азербайджаном — Записки историка

Принято считать, что обострение обстановки вокруг Нагорного Карабаха началось с сессии областного Совета, где было принято решение об отделении НКАО от Азербайджанской ССР и присоединении ее к Армянской ССР. Решение это противоречило Конституции СССР. Но суть даже не в этом. Почему было принято такое решение — вот в чем вопрос.

В Нагорном Карабахе положение осложнялось тем, что «территория» населена преимущественно армянами, а «начальство», Баку — это азербайджанцы. И вот уже претензии территории к центру обретают вид национальных претензий. Экономика оказалась густо перемешана с политикой. Прежнее руководство Азербайджанской ССР не желало этого замечать. Неконструктивную позицию занимало и прежнее руководство Армении. Как отметил в своем выступлении представитель ЦК КПСС в Нагорно-Карабахской автономной области А. И. Вольский, «истоки кризиса кроются прежде всего в грубейших извращениях национальной политики, которая осуществлялась прежним руководством республики. Сегодня друг против друга, по сути дела, стоят поколения, многие представители которых слова о дружбе двух народов начали воспринимать чуть ли не как лицемерие. И в этом корень всего драматизма обстановки».

Именно в такой ситуации стала возможной трагедия Сумгаита. А бездействие местных партийных, советских и, главное, правоохранительных органов лишь усугубило ее. Но после этой трагедии по Армении поползли слухи о том, что в Сумгаите погибли минимум сотни армян. В то же время Азербайджан был наводнен другими слухами: мол, в Нагорном Карабахе и в Армении были массовые избиения и даже убийства азербайджанцев, и Сумгаит — лишь «ответ» на бесчинства «той стороны».

Кому были нужны эти слухи, причем заведомо ложные? Прав оказался А. И. Вольский, заявивший на сессии: «Последние события особенно наглядно показали, что в руках разного рода кланов в Азербайджане и Армении по-прежнему остаются многие рычаги власти. Воспитанные и расставленные нами кадры до сих пор продолжают влиять на общую атмосферу, закулисно оказывать воздействие на принятие многих решений. И вывод напрашивается такой: Нагорный Карабах для них — лишь удобный повод, образно говоря, разменная монета…».

Такой монетой могла служить не только проблема Нагорного Карабаха. Например, митинги в Баку, начавшиеся в ноябре 1988 года, стали возможны потому, что на щит была поднята проблема Тапханы — исторического памятника природы, бастиона героической борьбы азербайджанского народа против иранских поработителей. И в вольном или невольном покушении на нее люди справедливо видели посягательств на дорогие сердцу ценности, на свою историческую память.

Дело в том, что в местечке под таким названием, расположенном в Нагорном Карабахе, началось было строительство кооперативного филиала Канакерского алюминиевого завода (завод расположен в Армении). Неправда, — тут же заявили в Армении, — Хачин Тан (армянское название Топханы) никогда не был никаким памятником. И в ход пошли доказательства, что вообще эта местность никакого отношения к азербайджанцам не имеет.

Не суть, у кого больше прав на это место — у азербайджанцев или армян. Важнее другое: обе стороны сегодня не хотели уступить друг другу ни слова, ни пяди.

Положение усугублялось тем, что и в Азербайджан, и в Армению с середины ноября 1988 года начали поступать сначала десятки, потом сотни, а затем уже тысячи беженцев. Всего за две недели «конца ноября — начала декабря из Азербайджана в Армению переселилось свыше 70 тысяч человек. Примерно в таких же масштабах шло переселение азербайджанцев из Армении. И там, и там переселенцам оказывали помощь, куда-то поселяли, устраивали на работу. И — обвиняли «противоположную сторону» в политике насильственной депортации. 5 декабря Центральному Комитету КПСС и Совету Министров СССР пришлось принять специальное постановление о прекращении ущемления прав с той и другой стороны. И только после этого постановления в Азербайджане и в Армении правоохранительные органы «очнулись от спячки» — стали привлекать к ответственности за нарушения закона, по сути дела — за проведение политики национальной розни.

Не снижалась напряженность и во многих районах обеих республик. Опять же при нерешительности правоохранительных органов в Азербайджане проходили столкновения между азербайджанцами и армянами, были во время этих столкновений и раненые, и жертвы. В Армении таких столкновений было меньше, но зато обстреливались колонны беженцев-азербайджанцев, покидающих города и села, где люди десятилетиями и веками жили вместе, в мире и добрососедстве. Причем каждая сторона старалась обвинить в этих инцидентах своих противников. Но и там, и там обвинения сыпались в адрес «гонителей» — там, в другой республике. А злость вымещали и даже стреляли у себя дома — в «гонимых».

Так продолжалось до 7 декабря, дня, который, казалось, разделил все события на «до» и «после». До — можно было выяснять отношения, враждовать и спорить, хотя лучше, конечно, было бы находить близкие позиции, начинать диалог. Но после 7 декабря оказалось: споры и раздоры должны, обязаны отойти в прошлое — столь страшное горе пришло на землю Армении. Землетрясение. Почти трое суток, по крайней мере на территории Армянской ССР, не было слышно ни одного националистического лозунга. Проблема взаимоотношений двух соседних республик, двух народов, казалось, отошла на самый задний план, и время поможет ее сгладить.

Не произошло. Уже 10 декабря в Ереване, у здания Союза писателей, собрались несколько сотен человек на митинг, где снова зазвучали слова проклятия в адрес соседей. Почему?

Сложно в этом разобраться. Видимо, потому, что чересчур велико было наше общее желание немедленно помирить два народа. Захотелось увидеть сусальную картинку, как азербайджанцы и армяне, забыв вчерашние раздоры, немедленно бросаются друг другу в объятья и клянутся в вечной дружбе. А понимания ситуации, простого такта не хватило ни идеологическим работникам, ни средствам массовой информации.

Ведь как развивались события? Вечером 7 декабря по радио и телевидению было передано соболезнование ЦК Компартии, правительства и народа Азербайджана армянскому народу, попавшему в беду. Это соболезнование было принято в Армении нормально. Более того: люди ждали реакции Азербайджана, и она оказалась адекватной ожиданиям. Затем стали поступать сообщения о том, что азербайджанский народ готов оказать помощь братскому армянскому народу — и эти сообщения тоже воспринимались как должное. Но поток таких сообщений нарастал. Потом пошла чуть ли не лавина комментариев к событиям, где усиленно педалировались «братские чувства обоих народов друг к другу».

А братских чувств-то не было. Еще не было. И пропагандистский пережим привел к обратной реакции. Более того. Понятно, что разные люди по-разному восприняли беду, свалившуюся на армянский народ. Очень многие искренне сочувствовали соседям. Но нашлись и злорадствующие. В Армении и особенно в Ереване мгновенно стало известно и о поступивших телеграммах «поздравительного» характера, и о телефонных звонках, и о надписях, с которыми приходили в охваченную горем республику поезда, пересекавшие соседний Азербайджан.

Наверное, такие факты были неизбежны. Но на них нужно было верно реагировать — предавать огласки и пытаться отыскать виновных, чтобы привлечь их к ответственности за разжигание межнациональной розни. «Негативные факты» замалчивались — и немедленно обрастали слухами. Говорилось уже не о единичных телеграммах, а о десятках и чуть ли не сотнях. Распускались слухи о том, что азербайджанцы собираются прислать для пострадавших зараженную кровь и отравленные продукты. Отпора эти сочинители небылиц не получали.

Но если бы дело было только в слухах. Не без помощи прежних активистов разжигания межнациональной вражды на границах с Азербайджаном выставлялись заслоны и пикеты, заворачивавшие назад колонны с медикаментами, техникой. А в это время в Спитаке, Ленинакане, Кировакане, в селах, разрушенных страшным землетрясением, каждый дополнительный подъемный кран мог принести спасение десяткам погребенных под обломками. Добровольные пикетчики в первые дни могли не знать о масштабах разрушений, о том, что, отвергая азербайджанскую технику, они обрекают на гибель своих соотечественников, ожидающих помощи. Ведь каждый час промедления в той ситуации приносил дополнительные двадцать смертей на тысячу замурованных заживо. Но об этом должны, обязаны были подумать те, кто выводил людей в пикеты. На их руках кровь неспасенных.

Должны были принять меры, навести порядок, разъяснить людям ситуацию местные партийные и советские органы. Обязана была четко и оперативно действовать милиция. Увы… Далеко не везде такие меры были приняты. А теперь уже умершим не поможешь. Но тогда своевременное разоблачение псевдопатриотов могло бы образумить тех, кто потом снова пошел за комитетом «Карабах», который выставил лозунг: «Не примем помощь из Азербайджана!»

Они и потом не упускали ни одной возможности сыграть на слабой информированности людей, на ошибках пропаганды, на плохой работе и некомпетентности некоторых руководителей, командовавших спасательными работами. Вот что было сказано о комитете «Карабах» в армянской республиканской газете «Коммунист»: «Лидеры комитета «Карабах», выискивая неизбежные в столь экстремальной обстановке промахи и неувязки, стремятся продемонстрировать трудящимся республики, что они и только они играют главную роль в ликвидации последствий землетрясения. Недостойная шумиха поднята комитетчиками в защиту детей-сирот, якобы вывозимых из региона для воспитания в неармянских семьях. Играя на самых гуманных чувствах людей, комитетчики пытаются внушить населению провокационную мысль, что вывоз детей якобы является частью некой «программы по переселению армян». И делают все, чтобы дестабилизировать обстановку, хотя прекрасно понимают, что лишь в условиях спокойствия и согласия можно на практике, а не на словах решать сложнейшие проблемы, вставшие перед нашим народом…».

В 1991—1994 годах конфликт спровоцировал глобальные военные действия. В 1994 году было подписано перемирие, но конфронтация обеих сторон де-факто продолжается до сих пор.

histnote.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *