«Ушла за минуты»: выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ «Комсомолец»

https://ria.ru/20190407/1552427815.html

«Ушла за минуты»: выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ «Комсомолец»

«Ушла за минуты»: выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ «Комсомолец» — РИА Новости, 03.03.2020

«Ушла за минуты»: выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ «Комсомолец»

Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море… РИА Новости, 03.03.2020

2019-04-07T08:00

2019-04-07T08:00

2020-03-03T13:55

безопасность

северный флот вмф россии

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152892/69/1528926912_0:148:2964:1815_1920x0_80_0_0_3ac464a4fbb9f202495717fecc7cdf9b.jpg

МОСКВА, 7 апр — РИА Новости, Николай Протопопов. Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». В России этот день объявлен Днем памяти всех подводников, не вернувшихся из походов. О последних минутах «Комсомольца» — в материале РИА Новости.Титановый рекордсменПодлодку К-278 проекта 685 «Плавник» спустили на воду в 1983-м. На тот момент это была одна из самых совершенных разработок советских кораблестроителей. Субмарина имела титановый корпус и могла погружаться на рекордную глубину — 1027 метров. Давление воды было такой силы, что корпус лодки на полметра уменьшался в диаметре. При этом, даже находясь на предельных глубинах, «Комсомолец» мог наносить торпедные удары. Так, на испытаниях в 1984-м К-278 произвела успешный пуск нескольких торпед с глубины 800 метров. Под водой лодка могла находиться до 90 суток. Ее практически невозможно было засечь имеющимися на тот момент средствами обнаружения. За баснословную по сравнению с другими субмаринами стоимость разработки К-278 получила прозвище «Золотая рыбка». Почетное название «Комсомолец» ей присвоили за месяц до последнего похода. Лодка вышла на боевую вахту в конце февраля 1989-го. Моряки должны были три месяца дежурить без всплытия — обнаруживать и скрытно следить за кораблями потенциального противника. На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек.Сгоревшие заживоСедьмого апреля АПЛ «Комсомолец» патрулировала в Норвежском море, в 700 километрах от берега. Шли 37-е сутки похода. Подводная лодка двигалась на глубине 380 метров со скоростью восемь узлов. Около 11 утра на борту взревел сигнал аварийной тревоги — в седьмом отсеке по неустановленной причине возник пожар. Вахтенный старший матрос Нодари Бухникашвили, находившийся рядом с очагом, погиб.Командир приказал всплывать, но на глубине 150 метров сработала аварийная защита атомного реактора, из-за чего корабль начал резко терять ход и пошел на дно. Чтобы остановить погружение, Ванин решает продуть цистерны главного балласта. Лодка всплыла, но, как потом выяснилось, продувка балласта только усугубила положение моряков. «Прозвучал сигнал пожарной тревоги, я прибыл на боевой пост в третьем отсеке, занял свое место, — вспоминает член экипажа «Комсомольца» Андрей Степанов. — Почти сразу же на корабле вышла из строя связь. Мы не знали, что происходит в корме. В таких условиях очень сложно было принимать решение. Только когда люди вышли из четвертого, пятого отсеков, они рассказали о сложившейся ситуации».Огонь на корабле сначала попытались потушить с помощью системы химического пожаротушения ЛОХ. Однако при продувке балласта прогорел трубопровод, в отсеки начал поступать воздух под высоким давлением. Из-за этого резко увеличились площадь и интенсивность пожара. Огонь перекидывался из помещения в помещение. С притоком огромного количества кислорода система пожаротушения не справлялась.»Сразу объявили общий подъем по кораблю, — рассказывает РИА Новости командир реакторного отсека Андрей Махота. — Я оделся, взял портативное дыхательное устройство и побежал в свой четвертый отсек. Пожара у нас пока не было. Мы загерметизировали все переборки, подготовили средства тушения и стали ждать команду на дальнейшие действия. Но в этот момент по всем отсекам пошли короткие замыкания. Пропала вся связь, в том числе и аварийная. Средства защиты хранить рядом с реактором нельзя, они набирают радиацию. А индивидуальные рассчитаны только на десять минут. Самолично покинуть отсек я не имел права. Поэтому я и мичман Валявин укрылись в герметичной аппаратной выгородке над реактором, где не было задымления, и стали дожидаться, когда нам принесут средства защиты из смежных отсеков».Ядовитый дым распространялся по всей лодке. Температура в охваченных пламенем отсеках была настолько высокой, что плавился металл. «Мы пошли на разведку, — рассказывает Степанов. — Когда дошли до переборки между пятым и шестым отсеком, там была слишком высокая температура, пожар потушить уже было невозможно. В пятом отсеке обнаружили обгоревших людей, ну а в шестом и седьмом, конечно, все были мертвы. Матрос в седьмом даже не успел сообщить о начале пожара. В шестом отсеке погиб мичман Колотилин. Его последние слова были: «Что-то черное надвигается». И все — связь прервалась».В это время Андрей Махота и мичман Михаил Валявин выбрались наружу, чтобы отдышаться. Им поручили вскрыть пятый отсек. «У нас это получилось, хотя дверь тамбура шлюза перекосило, — рассказывает офицер. — Ее мы выбили ногами. В отсеке было темно, светильники выгорели, кругом дым. Сразу увидели людей, лежащих на палубе. Кто-то смог встать, кому-то помогали выйти. На руках выносили матроса Кулапина, не знали тогда, что он уже мертв. В это время я зацепился маской дыхательного аппарата за какой-то выступ, маска сдвинулась, я глотнул дыма. Сразу стало плохо, затошнило, голова закружилась, начало рвать. Я остался внутри ограждения выдвижных устройств. Ненадолго отключился и не услышал команды покинуть корабль».Последнее погружениеПервый сигнал об аварии на берегу приняли только через час после начала пожара. «Радиограмма прошла, но были сильные помехи. Сначала на берегу не могли понять и точно определить, какая лодка и где горит. Мы дали повторно. Только после этого к месту аварии полетели самолеты и направились ближайшие корабли», — вспоминает Степанов. На помощь аварийной подлодке вылетели несколько бортов и выдвинулась плавбаза «Алексей Хлобыстов». Все это время экипаж ни на минуту не прекращал борьбу за живучесть, моряки пытались ликвидировать пожар и сохранить лодку на плаву. Через несколько часов в кормовые отсеки «Комсомольца» хлынула вода — лодка дала дифферент. «Мы знали, что к нам подходит плавбаза, — говорит Степанов. — Поступила команда на эвакуацию. Но мы готовились к эвакуации не в воду, а планировали просто перейти на судно. То есть мы не надевали спасательные средства, а ограничились теплой одеждой. Лодка затонула очень быстро, минут за 15-20. Многие не успели надеть жилеты. Спасательные плоты развернули, но поймать удалось только один из них. Он потом тоже перевернулся».Андрей Махота был одним из последних, кто успел покинуть тонущую лодку: «Мне неожиданно по ногам ударила вода. Уровень начал резко подниматься, сначала по колено, потом по грудь. Вода ледяная — дыхание сдавило. Когда выплыл наверх, лодка уже свечкой стоит. За корпус подержался недолго, и она стала уходить вниз. Думаю, сейчас воронка будет, меня затянет, но крутануло несильно. Удалось отплыть в сторону, увидел, что все направляются к плоту. На плот мне удалось залезть только на полкорпуса, руки и ноги свело. В таком положении и ждали помощь».Командир корабля Ванин и еще четверо подводников укрылись внутри всплывающей спасательной камеры (ВСК). Но выжил только мичман Виктор Слюсаренко. Командир и еще два члена экипажа отравились угарным газом, не успев надеть дыхательные аппараты. Люк капсулы моряки успели закрыть только на одну защелку. Его выбило из-за разности давлений, когда камера всплыла на поверхность. В люк выбросило мичмана Сергея Черникова, он тяжело травмировался и погиб. Всего в аварии погибли 42 подводника. Большинство из них утонули или замерзли в ледяной воде Норвежского моря, несколько человек умерли уже в госпитале. Всех членов экипажа подводной лодки «Комсомолец» позже наградили орденом Красного Знамени.»Комсомолец» затонул на глубине 1658 метров. Он до сих пор лежит на дне. В период с 1989 по 1998 год к месту гибели АПЛ отправлялись семь глубоководных экспедиций. С помощью аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» исследователи изучили состояние корпуса, атомного реактора и торпед с ядерными зарядами. В итоге специалисты пришли к выводу, что лодка не представляет радиационной опасности для окружающей среды.

https://ria.ru/20181209/1547626692.html

https://ria.ru/20181108/1532278282.html

https://ria.ru/20180524/1521191140.html

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152892/69/1528926912_174:0:2790:1962_1920x0_80_0_0_2ffa9e28ce14cad606d96c779b8b747c.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, северный флот вмф россии, россия

Безопасность, Северный флот ВМФ России, Россия

МОСКВА, 7 апр — РИА Новости, Николай Протопопов. Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». В России этот день объявлен Днем памяти всех подводников, не вернувшихся из походов. О последних минутах «Комсомольца» — в материале РИА Новости.

Титановый рекордсмен

Подлодку К-278 проекта 685 «Плавник» спустили на воду в 1983-м. На тот момент это была одна из самых совершенных разработок советских кораблестроителей. Субмарина имела титановый корпус и могла погружаться на рекордную глубину — 1027 метров. Давление воды было такой силы, что корпус лодки на полметра уменьшался в диаметре. При этом, даже находясь на предельных глубинах, «Комсомолец» мог наносить торпедные удары.

Так, на испытаниях в 1984-м К-278 произвела успешный пуск нескольких торпед с глубины 800 метров. Под водой лодка могла находиться до 90 суток. Ее практически невозможно было засечь имеющимися на тот момент средствами обнаружения. За баснословную по сравнению с другими субмаринами стоимость разработки К-278 получила прозвище «Золотая рыбка».

Почетное название «Комсомолец» ей присвоили за месяц до последнего похода. Лодка вышла на боевую вахту в конце февраля 1989-го. Моряки должны были три месяца дежурить без всплытия — обнаруживать и скрытно следить за кораблями потенциального противника. На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек.

© Фото : public domainАПЛ К‑278 «Комсомолец»

© Фото : public domain

АПЛ К‑278 «Комсомолец»

Сгоревшие заживо

Седьмого апреля АПЛ «Комсомолец» патрулировала в Норвежском море, в 700 километрах от берега. Шли 37-е сутки похода. Подводная лодка двигалась на глубине 380 метров со скоростью восемь узлов. Около 11 утра на борту взревел сигнал аварийной тревоги — в седьмом отсеке по неустановленной причине возник пожар. Вахтенный старший матрос Нодари Бухникашвили, находившийся рядом с очагом, погиб.

Командир приказал всплывать, но на глубине 150 метров сработала аварийная защита атомного реактора, из-за чего корабль начал резко терять ход и пошел на дно. Чтобы остановить погружение, Ванин решает продуть цистерны главного балласта. Лодка всплыла, но, как потом выяснилось, продувка балласта только усугубила положение моряков.

«Прозвучал сигнал пожарной тревоги, я прибыл на боевой пост в третьем отсеке, занял свое место, — вспоминает член экипажа «Комсомольца» Андрей Степанов. — Почти сразу же на корабле вышла из строя связь. Мы не знали, что происходит в корме. В таких условиях очень сложно было принимать решение. Только когда люди вышли из четвертого, пятого отсеков, они рассказали о сложившейся ситуации».

Огонь на корабле сначала попытались потушить с помощью системы химического пожаротушения ЛОХ. Однако при продувке балласта прогорел трубопровод, в отсеки начал поступать воздух под высоким давлением. Из-за этого резко увеличились площадь и интенсивность пожара. Огонь перекидывался из помещения в помещение. С притоком огромного количества кислорода система пожаротушения не справлялась.

9 декабря 2018, 08:00

Канувшие в бездну. Самые загадочные исчезновения кораблей

«Сразу объявили общий подъем по кораблю, — рассказывает РИА Новости командир реакторного отсека Андрей Махота. — Я оделся, взял портативное дыхательное устройство и побежал в свой четвертый отсек. Пожара у нас пока не было. Мы загерметизировали все переборки, подготовили средства тушения и стали ждать команду на дальнейшие действия. Но в этот момент по всем отсекам пошли короткие замыкания. Пропала вся связь, в том числе и аварийная. Средства защиты хранить рядом с реактором нельзя, они набирают радиацию. А индивидуальные рассчитаны только на десять минут. Самолично покинуть отсек я не имел права. Поэтому я и мичман Валявин укрылись в герметичной аппаратной выгородке над реактором, где не было задымления, и стали дожидаться, когда нам принесут средства защиты из смежных отсеков».

Ядовитый дым распространялся по всей лодке. Температура в охваченных пламенем отсеках была настолько высокой, что плавился металл. «Мы пошли на разведку, — рассказывает Степанов. — Когда дошли до переборки между пятым и шестым отсеком, там была слишком высокая температура, пожар потушить уже было невозможно. В пятом отсеке обнаружили обгоревших людей, ну а в шестом и седьмом, конечно, все были мертвы. Матрос в седьмом даже не успел сообщить о начале пожара. В шестом отсеке погиб мичман Колотилин. Его последние слова были: «Что-то черное надвигается». И все — связь прервалась».

8 ноября 2018, 08:00

«Мы бредим от удушья». Как АПЛ «Нерпа» едва не убила свой экипаж

В это время Андрей Махота и мичман Михаил Валявин выбрались наружу, чтобы отдышаться. Им поручили вскрыть пятый отсек. «У нас это получилось, хотя дверь тамбура шлюза перекосило, — рассказывает офицер. — Ее мы выбили ногами. В отсеке было темно, светильники выгорели, кругом дым. Сразу увидели людей, лежащих на палубе. Кто-то смог встать, кому-то помогали выйти. На руках выносили матроса Кулапина, не знали тогда, что он уже мертв. В это время я зацепился маской дыхательного аппарата за какой-то выступ, маска сдвинулась, я глотнул дыма. Сразу стало плохо, затошнило, голова закружилась, начало рвать. Я остался внутри ограждения выдвижных устройств. Ненадолго отключился и не услышал команды покинуть корабль».

© РИА Новости / В. Кузнецов / Перейти в медиабанкЖенщина плачет у портрета сына. Похороны моряков подводной лодки «Комсомолец»

Женщина плачет у портрета сына. Похороны моряков подводной лодки «Комсомолец»

Последнее погружение

Первый сигнал об аварии на берегу приняли только через час после начала пожара. «Радиограмма прошла, но были сильные помехи. Сначала на берегу не могли понять и точно определить, какая лодка и где горит. Мы дали повторно. Только после этого к месту аварии полетели самолеты и направились ближайшие корабли», — вспоминает Степанов.

На помощь аварийной подлодке вылетели несколько бортов и выдвинулась плавбаза «Алексей Хлобыстов». Все это время экипаж ни на минуту не прекращал борьбу за живучесть, моряки пытались ликвидировать пожар и сохранить лодку на плаву.

24 мая 2018, 08:00

Облученная лодка. Как экипаж К-27 оказался один на один с радиацией

Через несколько часов в кормовые отсеки «Комсомольца» хлынула вода — лодка дала дифферент. «Мы знали, что к нам подходит плавбаза, — говорит Степанов. — Поступила команда на эвакуацию. Но мы готовились к эвакуации не в воду, а планировали просто перейти на судно. То есть мы не надевали спасательные средства, а ограничились теплой одеждой. Лодка затонула очень быстро, минут за 15-20. Многие не успели надеть жилеты. Спасательные плоты развернули, но поймать удалось только один из них. Он потом тоже перевернулся».

Андрей Махота был одним из последних, кто успел покинуть тонущую лодку: «Мне неожиданно по ногам ударила вода. Уровень начал резко подниматься, сначала по колено, потом по грудь. Вода ледяная — дыхание сдавило. Когда выплыл наверх, лодка уже свечкой стоит. За корпус подержался недолго, и она стала уходить вниз. Думаю, сейчас воронка будет, меня затянет, но крутануло несильно. Удалось отплыть в сторону, увидел, что все направляются к плоту. На плот мне удалось залезть только на полкорпуса, руки и ноги свело. В таком положении и ждали помощь».

© РИА Новости / Сергей Компанийченко / Перейти в медиабанкРепродукция рисунка «Норвежское море. Атомная лодка «Комсомолец», отображающего момент исследования специалистами затонувшей атомной подводной лодки с помощью глубоководного аппарата «МИР-1»

Репродукция рисунка «Норвежское море. Атомная лодка «Комсомолец», отображающего момент исследования специалистами затонувшей атомной подводной лодки с помощью глубоководного аппарата «МИР-1»

Командир корабля Ванин и еще четверо подводников укрылись внутри всплывающей спасательной камеры (ВСК). Но выжил только мичман Виктор Слюсаренко. Командир и еще два члена экипажа отравились угарным газом, не успев надеть дыхательные аппараты. Люк капсулы моряки успели закрыть только на одну защелку. Его выбило из-за разности давлений, когда камера всплыла на поверхность. В люк выбросило мичмана Сергея Черникова, он тяжело травмировался и погиб.

Всего в аварии погибли 42 подводника. Большинство из них утонули или замерзли в ледяной воде Норвежского моря, несколько человек умерли уже в госпитале. Всех членов экипажа подводной лодки «Комсомолец» позже наградили орденом Красного Знамени.

«Комсомолец» затонул на глубине 1658 метров. Он до сих пор лежит на дне. В период с 1989 по 1998 год к месту гибели АПЛ отправлялись семь глубоководных экспедиций. С помощью аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» исследователи изучили состояние корпуса, атомного реактора и торпед с ядерными зарядами. В итоге специалисты пришли к выводу, что лодка не представляет радиационной опасности для окружающей среды.

© РИА Новости / В. Кузнецов / Перейти в медиабанкТраурная процессия во время похорон моряков подводной лодки «Комсомолец»

Траурная процессия во время похорон моряков подводной лодки «Комсомолец»

история гибели, почему большая часть экипажа не спаслась

Кто не знает выражения «Куда ты денешься с подводной лодки?» В наши дни оно стало анахронизмом, так как давно разработаны достаточно эффективные средства спасения. Именно они помогли спастись части экипажа после гибели АПЛ «Комсомолец».

Александр Плеханов

В годы Второй мировой и десятилетие после нее если субмарина терпела аварию и ложилась на грунт на глубине до ста метров, спастись можно было только покинув лодку через торпедный аппарат. При этом должен был остаться один член экипажа, который обеспечивал выход других подводников, но сам спастись не мог. Впоследствии были разработаны более эффективные средства спасения, например, специальные спасательные подлодки и батискафы, но лишь советские конструкторы смогли придумать всплывающую спасательную камеру (ВСК), которая могла сохранить жизнь всему экипажу. Такие технологии спасения позволили при аварии АПЛ «Комсомолец» спастись части экипажа.

Гибель АПЛ «Комсомолец»

Инженеры спроектировали ВСК в рубке, фактически сделав её составной частью подлодки, что лишь немного увеличило размер рубки субмарины, не нарушая плавности обводов корабля и не влияя на его мореходные качества. К сожалению, ещё в советское время пришлось испытать всплывающую спасательную камеру не на учениях, а при весьма трагических обстоятельствах. 7 апреля 1989 года в седьмом отсеке атомной подводной лодки (АПЛ) «Комсомолец», находящейся в Норвежском море, произошел пожар, который начал быстро распространяться по другим отсекам субмарины. Лодка всплыла, но справиться с огнем не удалось, более того, пожар вывел из строя системы жизнеобеспечения, и судно начало принимать воду.

Командиром «Комсомольца» Евгением Ваниным был отдан приказ команде покинуть корабль, а сам он спустился обратно в лодку за оставшимися членами экипажа. В этот момент пожар на АПЛ «Комсомолец» вывел из строя множество систем и судно начало тонуть. Найдя четырех членов экипажа и отправив их в всплывающую спасательную камеру, Ванин приказал отсоединить её от корпуса, но сделать это не удалось. Ситуацию усугублял тот факт, что в ВСК попали продукты горения, давление внутри камеры было выше допустимого, и только после того, как «Комсомолец» опустился на глубину более километра, и произошло частичное разрушение лодки, ВСК отстыковалась и всплыла.

К тому времени три члена экипажа, включая командира, находились без сознания, так как не воспользовались индивидуальными приборами дыхания. При открытии люка на поверхности избыточное давление сорвало его и выкинуло в море одного подводника, второй смог выбраться самостоятельно, но буквально за несколько секунд ВСК набрала воды и затонула, унеся на дно капитана и двух моряков. 

Для экипажа «Комсомольца» затопление ВСК имело трагические последствия: морякам пришлось немало часов провести в ледяной воде, ожидая прибытия спасателей, которых многие так и не дождались, утонув или умерев от переохлаждения. Но если бы ВСК отстыковалась от лодки и всплыла в штатном режиме, то экипаж мог бы перебраться на неё и спокойно дожидаться спасателей. Так как этого не произошло, из 69 членов экипажа погибли 42, большинство в холодной воде, ожидая спасения. Тем не менее, всплывающая спасательная камера свое предназначение частично выполнила, сохранив жизни двоих членов экипажа, которых она подняла с глубины более одного километра.

АПЛ «Комсомолец» сейчас

В настоящее время атомная подводная лодка АПЛ К-278 «Комсомолец» лежит на глубине более 1700 метров, и долгие годы решается вопрос о её подъеме. Место гибели АПЛ «Комсомолец» известно, и самая большая проблема заключается в подъеме этого груза со дна. Год назад норвежский Институт морских исследований провел очередное обследование затонувшей субмарины и перепугал мировую общественность заявлением, что радиационный фон около лодки превышен в 100 тысяч раз. Затем была названа цифра превышения фона в 800 тысяч раз, и хотя норвежцы всех успокоили, сказав, что такой фон зафиксирован лишь в непосредственной близости от подлодки и он ничем не угрожает ни морским обитателям, ни людям, ясно, что нахождение на дне ядерного реактора рано или поздно может закончиться экологической катастрофой. Усугубляет ситуацию ещё и то обстоятельство, что на АПЛ «Комсомолец», катастрофа на которой унесла жизни десятков людей, имеются две торпеды с ядерной боевой частью, которые также подвержены коррозии.

Так что с затонувшей лодкой однозначно надо что-то делать в обозримом будущем.

В 1993 году была предпринята попытка подъема всплывающей спасательной камеры «Комсомольца», где остались три члена экипажа. ВСК удалось поднять над дном на 200 метров, но нагрузка на трос оказалась такой сильной, что он не выдержал и лопнул. Так что ВСК до сих пор находится на дне Норвежского моря и неизвестно, когда будет поднята и будет ли поднята вообще.

Авария АПЛ «Комсомолец»: похожие случаи

К сожалению, не помогла ВСК и экипажу атомной подводной лодки «Курск», которая погибла 12 августа 2000 года. Судя по всему, разрушения лодки было таким масштабным, что уцелевшие члены экипажа просто не смогли добраться до ВСК. Хотя лодка затонула на относительно небольшой глубине и всплыть в спасательной камере можно было без особых проблем. Эта катастрофа похожа на гибель АПЛ «Комсомолец», однако ее причина была во взрыве на боевом судне.

Из последних примеров использования всплывающих спасательных камер можно отметить проведенные в ноябре 2014 года испытания данного спасательного средства. Атомная подводная лодка «Северодвинск» проекта «Ясень» провела испытания ВСК, погрузившись на глубину 40 метров и отстыковав камеру с пятью членами экипажа и балластом, имитирующим вес экипажа подлодки. Камера без проблем всплыла на поверхность за десять секунд, а моряки сравнили всплытие с обыкновенным лифтом. Такой технология очень помогла бы экипаж АПЛ «Комсомолец», трагедия на которой потрясла сердца множества людей. Хочется верить, что использовать ВСК по прямому назначению нашим подводникам никогда не придется, однако в случае возникновения аварийной ситуации есть вполне реальный шанс спастись. Причем не отдельным подводникам, а всему экипажу.

Кстати, лодке принадлежит рекорд по глубине погружения. Угадайте, насколько глубоко ей удалось погрузиться?

ПЛ «КОМСОМОЛЕЦ». Советские атомные подводные лодки

ПЛ «КОМСОМОЛЕЦ»

Код НАТО: «МАЙК».

Технические данные см. ПРОЕКТ 945 «БАРРАКУДА».

ПРОИСШЕСТВИЕ В НОРВЕЖСКОМ МОРЕ

– Это не только боль и досада, но и позор наш! – так выразил свои чувства один из подводников, участвовавший в работе правительственной комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели «Комсомольца». Действительно, в мирное время погиб новейший боевой корабль, причем в ходе спасательных работ погибло 42 моряка из 69, входивших в его экипаж. Как же такое могло произойти?

Давайте же восстановим события того апрельского дня.

11.54. Командиру самолета майору Г. Петроградскому сообщили, что в районе острова Медвежий возник пожар на нашей подлодке. Она всплыла, экипаж пытается спасти корабль. Надо выйти в район бедствия, связаться с командиром субмарины и доложить в штаб обстановку и просьбы моряков.

12.43. Петроградский оторвал тяжелую машину от взлетной полосы. На подготовку к вылету положено I ч 20 мин. Летчики уложились в 49 мин. – сняли вооружение и взяли аварийно-спасательные средства.

14.20. Достигнув Медвежьего, что примерно в 980 км от берега, Петроградский связался с подлодкой и транслировал на базу сообщение: «Пожар контролируется экипажем. Просьб нет».

14.40. Пробив нижнюю кромку облачности, авиаторы увидели «Комсомолец». Лодка стояла с небольшим креном на правый борт, из боевой рубки тянулся белый дым, слева, у 6-7-го отсеков морская вода пенилась. Петроградский передал на берег метеосводку: видимость 5-6 км, нижняя кромка облачности в 400 м от моря, волнение 2-3 балла, зыбь, временами налетают снежные заряды.

14.50. В воздухе уже три самолета, их экипажи транслируют переговоры командира «Комсомольца» Е. Ванина со штабом флота, наводят на лодку надводные корабли. Расчетное время их подхода – 18.00.

15.20. Ванин просит буксиры, поскольку лодка потеряла ход, ведь из-за пожара пришлось заглушить реактор.

16.00. Ванин неожиданно запросил фреон. Петроградский связался с идущими на помощь кораблями – пообещали найти.

16. 35. Летчики заметили, что лодка садится кормой.

16.38. Дифферент на корму и крен на правый борт возрастают.

16.40. Из воды показался форштевень.

16.44. Волны омывают уже основание рубки.

16.47. Рубка наполовину в воде.

16.50. Радиограмма Ванина: «Готовлю к эвакуации 69 человек».

17.00. Рядом с лодкой плавают два спасательных плота, вмещающие по 20 человек. Петроградский сбросил им контейнер с надувной шлюпкой (приводниться на сухопутной машине не мог), подводники начали садиться в нее. При следующем заходе летчики не увидели эту лодку, один плот оказался перевернутым. Со второго самолета сбросили контейнеры, но ими уже никто не мог воспользоваться.

17.08. Подводная лодка затонула.

Еще примерно через час первую группу подводников подняла рыболовная плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая, форсируя двигатели, спешила на помощь военным морякам. Остальных поодиночке извлекали из холодной воды. Спасти удалось 27…

Трагедия у острова Медвежий вызвала бурную и весьма разноречивую реакцию. Быстрее всех отреагировали военные и газетчики – погибшим воздали почести, экипаж «Комсомольца» наградили, заместитель начальника аварийно-спасательной службы ВМФ лишился поста. Начала работать Государственная комиссия, в которую включили министра обороны Д. Язова, секретаря ЦК КПСС О. Бакланова, заместителя Председателя Совета Министров СССР И. Белоусова. А на страницах печати бушевали страсти.

Все началось, пожалуй, с того, что бывший командир атомной подлодки А. Горбачев поведал читателям, что подобный случай – отнюдь не первый, только раньше все это укрывалось завесой секретности. В ответ, по поручению уцелевших членов экипажа «Комсомольца», по поручению командования, боровшегося за честь мундира, четверо моряков написали (или подписали) открытое письмо, отметая предположения, что пожар завершился трагедией из-за неважной выучки экипажа и сместив акценты на конструктивные недостатки корабля. «Отсутствие комплексной системы оценки обстановки в аварийном отсеке на основе объективных данных, – утверждали подводники, – особенно при отсутствии или выходе из строя личного состава, не позволило в первую минуту оценить обстановку в аварийном отсеке. Потеря управления с центральных пультов систем и оборудования средствами движения корабля и выход из строя связи с аварииными отсеками привели к осложнению обстановки на корабле».

Е.А.Ванин, командир ПЛ «Комсомолец»

…Теперь мы вряд ли узнаем, отчего вспыхнул пожар. Ничего не скажут стоявшие на вахте в злополучном 7-м отсеке трюмный машинист старший матрос Н. Бухникашвили и техник группы дистанционного контроля мичман В. Колотилин – они так и остались на постах. Однако многое может проявиться из анализа опубликованных данных.

Комсостав – а на борту, кроме командира, был еше и начальник политотдела соединения капитан 1-го ранга Т. Буркулаков, допустил несколько ошибок. Иначе не оценить факты, выявленные Государственной комиссией.

Чтобы локализовать пожар в 7-м отсеке, у командира было, по крайней мере, 15 минут. Но тревогу объявили с опозданием, экипаж несвоевременно занял места по аварийному расписанию, не загерметизировал отсеки и не полностью сделал то, что положено выполнять без команды, но по инструкции. Это промедление предопределило дальнейшее…

Как сообщал «Морской сборник», погибшая лодка была оборудована пороховыми газогенераторами для экстренного всплытия со «стопа» и частично обесточенным электрооборудованием. Но в центральном посту решили всплывать обычным способом, при этом воздух высокого давления подали в кормовые цистерны по трубопроводам, проходившим через горящий отсек. Раскаленные стенки трубопроводов не выдержали давления, и сжатый воздух рванул в горящий отсек, создав там эффект доменной печи! В результате 40-минутного наддува температура достигла 800- 1000 «С. Не удивительно, что отсек разгерметизировался, а потом сдал и прочный корпус в корме…

Однако возлагать вину за случившееся на экипаж «Комсомольцами было бы неверно. Как выяснилось, некоторые подводники только к концу срочной службы осваиваются на боевых постах. Не случайно на подплаве стараются удержать моряков на сверхсрочной, то есть стремятся перейти к той самой профессиональной армии, против которой возражают многие генералы и адмиралы. А пока на подводные атомоходы приходят вчерашние выпускники ПТУ, причем не подвергаются профотбору. А психологи дальний поход под водой сравнивают с космическим полетом. Но космонавтов долго и тщательно готовят. Командир атомохода рассказывал:

– Выхожу с новобранцами в море, погружаюсь и начинаю ползать под перископом у родного берега. Глядишь, у одного- другого клаустрофобия обнаружится, а то и приступ эпилепсии…

Капитан 1-го ранга Е. Селиванов, ныне начальник школы подготовки младших специалистов, а в прошлом командир атомохода, на котором 18 июля 1984 года был пожар, приведший к жертвам, исследовал происшествия такого рода и пришел к выводу: необходимо еще на уровне проекта исключать возможность появления огня в отсеках. На «Комсомольце» так не сделали, а ведь это корабль новейшей конструкции, способный действовать на глубине до 1 тыс. м!

Теперь он лежит на полуторакилометровой глубине. Другой атомоход, по данным нашей печати, погиб летом 1983 года у Камчатки, в октябре 1986 года мы потеряли лодку в Атлантике, в 1989 году, после гибели «Комсомольца», в том же районе потерпела аварию еше одна субмарина. И у всех на борту было ядерное оружие!

Любопытно узнать, почему на борту опытного «Комсомольца» находились боевые ядерные торпеды?

ПЛ «Комсомолец». Отчетливо видно как пенится вода в районе горящих 6-го и 7-го отсеков.

ПОРОХОВОЙ ПОГРЕБ

Подводники никогда не бравировали опасностью своей службы. Это считалось само собой разумеющимся. Средства же массовой информации предпочитали рассказывать о том, как уютно чувствуют себя покорители глубин в «зонах отдыха» с канарейками, искусственной травой и бассейнами.

Александр Фадеев, впервые спустившись в подводную лодку, заметил: «Логично носить часы в кармане, но жить в часовом механизме противоестественно». Для приближения к истине надо было бы добавить – в часовом механизме бомбы замедленного действия.

Это отнюдь не гипербола. Современная атомарина – узилище чудовищных энергий – электрической, ядерной, тепловой, химической, заключенных в броню прочного корпуса. Никому не придет в голову размещать пороховой погреб в бензоскладе. Но именно так, с такой степенью пожаровзрывоопасности устроены подводные лодки, где кислород – в убийственном соседстве с маслом, электрощиты – с соленой водой, регенерация – с соляркой. И это не от недомыслия, а от жестокой необходимости плавать под водой глубоко, быстро, скрытно.

В таком жизнеопасном пространстве, выгороженном в жизнеопасной среде, подводники вынуждены жить так, как живут солдаты на передовой. Даже если лодка у причала, она все равно «зона повышенной опасности».

Опасность эту умножает общегосударственная наша беда – проблема качества. Всепроникающая как радиация, ей и прочный корпус, увы, не преграда.

Повторю известную истину: подводники не ходят в штыковую атаку и никогда не видят противника в лицо. Но они в любую секунду готовы схватиться врукопашную со взбесившейся от раны машиной, с беспощадным в слепой ярости агрегатом, мечущим электромолнии, бьющим струями кипящего масла, крутого пара, огня… Этот враг не берет в плен. Он не знает ни выгоды, ни милосердия. Его не остановит победа. У него нет инстинкта самосохранения. Он безумен и готов погибнуть вместе со своей жертвой…

В этом стальном чреве человек, протискивающийся, пригибающийся, извивающийся, выглядит как червяк, забравшийся внутрь исполинского машинного организма. Любой пожарный инспектор, из тех, кто жучит домоуправов за загроможденные лестницы, сошел бы с ума при виде того, как «заставлены» огнеопасной техникой отсеки, в какой тесноте, в каком неудобстве должны тушить подводники свои «объемные пожары».

Гибель «Комсомольца» ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с Чернобылем, взрывом в Арзамасе, трагическим столкновением «Нахимова». Там дорогу смерти открывала преступная халатность. Здесь – жребий испытателей… Смею утверждать, что утрата этой лодки для нашей страны равнозначна потере многоразового космического корабля «Челенджер» для США.

УРОК НА ЗАВТРА

О том, как спасали подводников, написано немало. И все же многих людей тревожит вопрос – могли ли спасти всех, кто оказался на воде? Ведь большая часть моряков погибла не в отсеках, а на волнах. Так ли их спасали, как надо? Почему не обратились к норвежцам? Почему не вылетели гидросамолеты?

К норвежцам не обращались, потому что реальная необходимость в их помощи возникла не с первых минут после всплытия, а лишь примерно в 17 часов, когда подводная лодка, поджидавшая буксировщик, неожиданно для всех стала уходить в воду и в 17 часов 08 минут затонула. Если бы в этот момент норвежцы получили международный «SOS», то их вертолеты смогли бы поспеть к месту катастрофы только к 19.30, то есть на полтора часа позже советских рыбаков.

Почему не вылетели наши гидросамолеты Бе-12? Командиры этих амфибии рассказали в своем горьком письме, адресованном в «Правду» (копия – главному конструктору): тактико- технические данные нашего спасательного самолета таковы, что спасти в открытом море экипаж терпящей бедствие подводной лодки невозможно. Этот самолет может спасать людей только в идеальных условиях. Гидросамолет может выполнить взлет и посадку при высоте волны 0,6-0,8 метра. И даже при таких условиях взлет и посадка в заливе или на море составляет большую трудность для командира корабля. Убедительно просим поставить вопрос о разработке настоящего спасательного гидросамолета для оказания помощи в открытом море при волнении не менее пяти баллов…

Коллеги гидроавиаторов – летчики-противолодочники на своих ИЛ-38 оказались технически более подходящими для выполнения несвойственной им задачи. Однако беда в том, что подводников спасали так, как спасают летчиков. Летчик же приводняется вместе с автоматически надувающейся лодочкой и на ней подгребает к сброшенному на парашюте спасательному контейнеру.

Из лодки же тянет он пусковой шнур раскрытия большого спасательного плота. Ничего этого люди, окоченевшие в воде, проделать не могли. Их, подводников, всегда готовились спасать прежде всего из тисков глубины. Для этого построены специальные суда и подводные лодки. Но в этот раз подводники оказались в положении пассажиров злосчастного «Адмирала Нахимова». Так же, как и та трагедия, эта, новая, еще раз показала беспомощность наших спасательных служб перед проблемой вечной, как само мореплавание, – спасение жизни на воде.

После многих бесед и расспросов можно сказать одно: в той ситуации и при тех подручных средствах, какими располагал Северный флот, был найден единственно верный выход – послать противолодочные самолеты, которые часами кружили над аварийной лодкой, держали с ней бесперебойную связь, а самое главное по кратчайшей прямой наводили на плотик, облепленный моряками, суда рыбаков. Любая неточность в курсе, лишние минуты поиска стоили бы новых жизней.

– Эх, окажись, бы там катерок любой, захудалый, – вздыхали потом подводники, – всех ребят бы спасли…

Мы привыкли назначать в головокружении от первых успехов точные сроки окончательных и несомненных побед, будь это высадка на Луну, построение коммунизма или всемирное разоружение. Во всяком случае та эйфория, которая охватила нас при виде ракет, превращенных в водонапорные башни садоводов, заставила многих забыть о «трайдентах» и «тайфунах», которые в эту минуту, как и двадцать лет назад, сходятся и расходятся, словно боевые дозоры встарь; рыцари замахиваются, но не рубят. Они принимают смерть от своих коварных, необузданных до конца коней. Не надо быть волхвом, чтобы знать это наперед.

Forskerne avdekket lekkasje fra »Комсомолец»

Исследователи зафиксировали утечку из обломков советской атомной подводной лодки. Тем не менее, он не представляет опасности для людей или рыб.

Несколько образцов, взятых в вентиляционном канале и вокруг него на месте крушения подводной лодки, содержали намного более высокие уровни радиоактивного цезия, чем обычно можно найти в Норвежском море.

Самый высокий уровень, измеренный в образце, был в 800 000 раз выше нормы.

Однако другие образцы из того же протока не содержали повышенных значений.

Утечки из канала были задокументированы ранее

«Мы взяли пробы воды из этого конкретного канала, потому что русские зафиксировали здесь утечки как в 1990-х годах, так и совсем недавно, в 2007 году», — говорит руководитель экспедиции Хильде Элиз Хельдал.

«Поэтому мы не были удивлены, обнаружив здесь повышенный уровень».

Уровни радиоактивного цезия-137, обнаруженные исследователями в образцах, составляли до 800 Бк на литр по сравнению с примерно 0,001 Бк на литр в других местах Норвежского моря.

Не тревожно высокий

Хотя это звучит как много, Хелдал подчеркивает, что уровни не являются опасно высокими.

Она представляет их в перспективе, ссылаясь на допустимый предел содержания радиоактивного цезия в пищевых продуктах: 

«После чернобыльской аварии в 1986 году норвежские власти установили этот предел на уровне 600 Бк/кг», — говорит Хельдал.

«Уровни, которые мы обнаружили, были явно выше нормальных для океанов, но не были тревожно высокими», — объясняет руководитель экспедиции.

«За последние несколько дней мы также взяли пробы на несколько метров выше воздуховода. Мы не обнаружили там каких-либо измеримых уровней радиоактивного цезия, в отличие от самого канала», — говорит Джастин Гвинн, исследователь из Норвежского управления радиационной и ядерной безопасности (DSA).

Вывоз: экипаж вывозит образцы на борт GO Sars. Фото предоставлено: Stine Hommedal/IMR

Интересное «облако» может указывать на место утечки

Непосредственно перед тем, как взять первый образец, который дал повышенные показания, исследователи заметили своего рода «облако», поднимающееся из воздуховода.

Также было замечено «облако», поднимающееся из-за ближайшей решетки, где исследователи снова измерили повышенный уровень.

Большой вопрос заключается в том, может ли это «облако» быть связано с радиоактивностью, которую исследователи наблюдали внутри канала.

«На видео это выглядит очень драматично и определенно интересно, но мы на самом деле не знаем, что мы видим и почему происходит это явление. Мы хотим узнать об этом больше», — говорит Джастин Гвинн из DSA.

Обнаружена подводная лодка с первой попытки

Научно-исследовательское судно «Г. О. Сарс» достигло места, где предположительно находились обломки, в воскресенье вечером.

Информация о точном местоположении обломков немного различается, поэтому исследователи были очень взволнованы, увидев, как быстро ROV Ægir 6000 найдет «Комсомолец».

На самом деле, Ægir 6000 удалось обнаружить затонувший корабль во время первого погружения. Затем ученые могли своими глазами наблюдать за состоянием крушения в режиме реального времени.

Довольный руководитель рейса: «Комсомолец» был быстро обнаружен, все пробы взяты по плану. Фото: Стин Хоммедал/IMR 

Самое тщательное расследование за всю историю 

Институт морских исследований (IMR) и DSA проводят совместные ежегодные исследования затонувшего судна с 1990-х годов.

Каждый год они брали пробы морской воды и отложений, но не могли «увидеть» затонувший корабль.

Их последние фотографии были сделаны российской экспедицией двенадцать лет назад.

Исследование этого года — самое тщательное исследование «Комсомольца», когда-либо проводившееся норвежскими учеными.

«Мы хотели провести съемку с ROV в течение нескольких лет. Ægir 6000 позволяет нам видеть, где именно мы берем образцы вокруг затонувшего корабля, и, что не менее важно, мы можем использовать его камеры для увеличения и изучения всей атомной подводной лодки по частям», — говорит Хельдал.

Диспетчерская: команда может контролировать каждое крошечное движение, которое Ægir 6000 делает глубоко под исследовательским судном. Фото: Стин Хоммедал/IMR

Образцы морской воды, отложений и организмов

Исследователи взяли образцы морской воды, отложений и организмов, которые обосновались на самом корабле крушения.

Морозильники и холодильники на Г. О. Сарс теперь заполнены образцами, которые будут дополнительно проанализированы позже.

Другими словами, пока у нас есть только предварительные результаты.

«Мы еще более тщательно изучим образцы, когда вернемся домой», — говорит Хельдал.

Пробы с морского дна в районе затонувшей подводной лодки доставляются на исследовательское судно для анализа на радиоактивные вещества. С образцами работают Луиза Киль Дженсен (DSA) и Ханс-Кристиан Тейен (NMBU). Фото: Стин Хоммедал/IMR

Не оказывает большого воздействия на норвежскую рыбу и морепродукты

«То, что мы обнаружили в ходе нашего исследования, оказывает очень незначительное влияние на норвежскую рыбу и морепродукты. В целом уровень цезия в Норвежском море очень низок, а поскольку затонувший корабль находится на такой глубине, загрязнение от «Комсомольца» быстро растворяется», — объясняет Хельдал.

Ранее IMR смоделировал, что произойдет, если весь радиоактивный цезий из обломков корабля вытечет наружу.

Был сделан вывод, что воздействие на рыбу в Баренцевом море будет незначительным. В районе, где находится Комсомолец, рыбы не так много.

«Это один из нескольких круизов, которые Институт морских исследований регулярно проводит для наблюдения за состоянием окружающей среды океанов — на этот раз с первоклассным технологическим оборудованием в виде ROV «Ægir 6000». У нас есть комплексные программы. для мониторинга состояния окружающей среды и морских ресурсов в Северной Атлантике. Мы можем следить за любыми изменениями и влияниями во всем, от крупных океанских систем до морепродуктов, подаваемых на наши обеденные столы. Обнадеживает то, что результаты этого круиза, похоже, не представляют собой никаких опасность для норвежских морепродуктов», — говорит Сиссель Рогне, директор Института морских исследований.

 

Исследователям также удалось собрать образцы живых организмов, которые обосновались на месте крушения. Фото: Stine Hommedal/IMR

Важно продолжать мониторинг

«Нам нужна хорошая документация об уровнях загрязнения морской воды, донных отложений и, конечно же, рыбы и морепродуктов. Так что будем продолжать мониторинг и «Комсомольца» в частности, и норвежских вод в целом», — заключает руководитель экспедиции Хильде Элиз Хельдал.

Помимо ученых из ИМИ и ДСА, в опросе приняли участие исследователи из Норвежского университета наук о жизни (НМБУ)/Центра радиоактивности окружающей среды (CERAD) и Научно-производственного объединения «Тайфун» (НПО «Тайфун»), которые завершится в Тромсё в среду, 10 июля.

 

Комсомолец — Легкий авианосец

В 1925 году командование военно-морских сил Красной Армии выступило с предложением о перевооружении недостроенных крейсера «Измаил» и линкора «Полтава» авианосцами. Однако для послевоенной страны это было не по средствам. Корабль должен был нести в ангаре и на полетной палубе до 42 истребителей и бомбардировщиков. Проект остался на бумаге.

Российский авианосец «Комсомолец» с 1927 года был бывшим учебным кораблем, но его переоборудование в авианосец так и не было реализовано. Водоизмещение стандартное 12000 тонн при длине 143,2 метра. Ее максимальная скорость составляла 15 узлов, и на ней было достаточно места для 42 аэропланов. Ее вооружение состояло из 16-10,2-см орудий и 10-4-см орудий.

Планы по переоборудованию учебного корабля «Комосомольц» разрабатывались в течение первой пятилетки. В конечном итоге он был отвергнут, когда политика Красной Армии привела к перераспределению бюджетов ВМФ, в то время как чистки одновременно лишили флот любого персонала, который выступал за строительство больших военных кораблей.

Советское руководство отказалось от более амбициозных преобразований в марте 1926 года, что стало предвестником июльского решения передать флот под командование армии, что означало, что армия будет управлять бюджетом военно-морского флота. В 1927 г. Научно-технический комитет представил эскиз «Комсомольца» с явной оговоркой, что его «следует рассматривать только как первый подход к вопросам оснащения авианосца». Другими словами, это было просто исследование, и никто не предлагал заниматься такой работой, потому что никому не нравилось очищаться.

«Океан» был учебным кораблем с несколькими типами котлов для ознакомления новобранцев с различными видами силовых установок. Исследование конверсии включало новую и однородную установку котла.

В 1927 г. поступило предложение переоборудовать учебное судно «Комсомолец» в учебный авианосец. Параметры будущего корабля должны были быть: водоизмещение 12 000 тонн, скорость 15 узлов; Авиагруппа: 26 истребителей и 16 штурмовиков; Вооружение: восемь двухствольных установок калибром 102 мм и две пятиствольных калибра 40 мм. Тем не менее, произошло стечение международных событий, которые вызвали поддержку не только в Красном флоте, но и среди видных дипломатов продолжения строительства больших боевых кораблей для океанского флота, который мог бы проецировать советскую власть и защищать советские интересы. 19 год29 августа произошло столкновение советских и китайских вооруженных сил из-за Китайско-Восточной железной дороги, при этом в регионе не было значительных военно-морских сил, которые могли бы поддержать советские операции или оказать какое-либо давление на крупные китайские портовые города.

В том же году Советы узнали о турецкой модернизации линейного крейсера «Язуз» и покупке подводных лодок итальянского производства; Советское перемещение «тяжелых» кораблей привело к истощению военно-морского флота. За этими событиями последовала все более вопиющая и безудержная японская агрессия и военные действия на Дальнем Востоке, что вызвало потребность в новых кораблях для советского Тихоокеанского флота. Чистки положили конец всем таким призывам.

По своим характеристикам этот проект напоминает английский авианосец «Гермес», вступивший в строй в 1924 г., при определенном внешнем сходстве. Без сомнения, такое предложение можно было реализовать, даже был создан прототип палубного штурмовика «ШОН». Отсутствие средств на переоборудование корабля и разработку технического проекта, а также желание провести какие-либо работы в этом направлении предопределили судьбу этого проекта. У него не было результатов. Строительство флота по концепции «Малый флот» исключало всякую возможность строительства авианосцев. На десять лет они исчезают из планов кораблестроения. Строительство флота по концепции «Малый флот» исключало всякую возможность строительства авианосцев. На десять лет они исчезают из планов кораблестроения. Строительство флота по концепции «Малый флот» исключало всякую возможность строительства авианосцев. На десять лет они исчезают из планов кораблестроения.

В отчете разведки ВМС США от 1943 года «Комсомолец» указан как «инженерно-учебное судно» и «бывший пассажирский лайнер».

Запланировано 1927 (Первая пятилетка;
предполагаемое завершение??? ~1933?)
Водоизмещение Стандарт 12 000 тонн
Длина 143,2 метра / 465 футов
Длина палубы 137 м. / 445 футов
Ширина палубы 22м. / 72 фута
Скорость 15 узлов
Емкость 42 самолета
  • 16 бомбардировщиков
  • 26 бойцов
  • Вооружение 16 x 102 мм (4 на носу, 4 на корме, 8 на палубе), 10 x 40 мм

    НОВОСТИ ПИСЬМО

    Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
    Введите свой адрес электронной почты

    Класс «Майк» — проект 685

    Проект 685 был усовершенствованной подводной лодкой, разработанной для испытания передовых подводных технологий. Подводная лодка могла нести смесь торпед и крылатых ракет с обычными или ядерными боеголовками. В ходе опытной эксплуатации К-278 впервые в мировой практике для боевых подводных лодок достигла непревзойденной на сегодняшний день глубины 1020 м, что сделало ее, в сочетании с имеющимся вооружением и техническими идеями XXI века, заложенными в конструкцию, грозное средство для уничтожения любых надводных и подводных лодок противника.

    Первоначально проект был разработан в 1960-х годах, но первая единица была заложена в Северодвинске только 22 апреля 1978 года. Подводная лодка К-278 «Комсомолец» («Комсомолец») была спущена на воду 9 мая 1983 года и сдана в конце 1984 г. Подводная лодка «Комсомолец» была построена как экспериментальное судно и стала единственной в своем классе, принятой на вооружение. Сообщалось, что в Северодвинске началось строительство еще одной подводной лодки, но работы были остановлены до ее завершения.

    Корпус был двухкорпусным, разделенным на семь отсеков: Торпедный отсек, Жилые помещения, БЩУ, Реакторный отсек, Электродвигатели, Турбины и Вспомогательные механизмы. Внутренний прочный корпус был титановым, легким и прочным, что делало ее самой глубоководной подводной лодкой в ​​мире, а ее рабочая глубина ниже 3000 футов была намного ниже, чем у лучших американских подводных лодок. В парусе была установлена ​​​​сфера для спасения персонала, чтобы экипаж мог спастись в случае подводной чрезвычайной ситуации. По оценкам западной разведки, «Майк» был оснащен парой жидкометаллических/свинцово-висмутовых реакторов, хотя впоследствии Советский Союз сообщил, что на подводной лодке использовался один водо-водяной реактор обычной конструкции. Это привело к последующим заниженным оценкам максимальной скорости лодки.

    07 апреля 1989 года, когда «Комсомолец» находился под водой на глубине 500-1250 футов, в кормовом отсеке возник пожар, когда воздуховод высокого давления, соединяющийся с цистернами главного балласта, позволявший подводной лодке контролировать глубину, прорвал затвор. Брызги масла попали на горячую поверхность, и началось возгорание, которое вскоре распространилось по канатным дорогам, несмотря на закрытые люки. Сработала аварийная система защиты ядерных реакторов от перегрузок, и гребной вал остановился. В течение нескольких минут сообщалось о проблемах с электричеством по всей подводной лодке, и многие системы безопасности вышли из строя. Лодке удалось всплыть через одиннадцать минут после обнаружения пожара, но разрыв в главной системе сжатого воздуха усилил огонь. Экипаж несколько часов боролся с огнем, прежде чем подводная лодка затонула. Когда она затонула, командир и еще четверо вошли в спасательную капсулу, но она была частично затоплена и заполнена ядовитым газом, и только один из пяти выжил при всплытии на поверхность. Со спасательного самолета были сброшены небольшие плоты, но их не хватило для 50 человек в воде. Из 69членов экипажа, 42 человека погибли в результате аварии, большинство из них умерло в воде от переохлаждения [при 36 F вода была достаточно холодной, чтобы убить их за 15 минут].

    Корабль «Комсомолец» затонул в 180 км к юго-востоку от острова Медвежий у берегов Норвегии на глубине 1500-1700 метров. «Комсомолец» нес две ядерные торпеды [вместе с восемью обычными торпедами], когда затонул. Два расследования, одно проведенное государственной комиссией, а другое проведенное независимо, не смогли полностью объяснить масштабы аварии, хотя независимая комиссия предположила, что у «Комсомольца» были недостатки конструкции. Другие утверждали, что экипаж не был должным образом обучен работе с оборудованием подводной лодки. Норвежцы утверждали, что могли добраться до места происшествия по воздуху или по воде за два часа до того, как подводная лодка затонула.

    Место аварии является одним из самых богатых рыболовных районов в мире, и возможная утечка радиоактивных материалов может поставить под угрозу местный промысел, оцениваемый в миллиарды долларов ежегодно. Через два месяца после затопления океанографическое спасательное судно «Академик Мстислав Келдыш» с помощью подводных аппаратов нашло «Комсомолец» на глубине в милю. В августе 1991 года Келдыш вернулся на место происшествия, и при осмотре затонувшего корабля в мае 1992 года были обнаружены трещины по всей длине титанового корпуса, часть из которых достигала 30-40 сантиметров в ширину, а также возможные пробоины в первом контуре теплоносителя. что может привести к попаданию продуктов деления в морскую воду. По состоянию на начало 1993 Российские официальные лица утверждали, что утечки были «незначительными» и не представляли угрозы для окружающей среды. Результаты исследования, проведенного в августе 1993 г., показали, что воды на этом участке не смешивались вертикально, и, таким образом, морская жизнь в этом районе не подвергалась быстрому загрязнению. Обследование 1993 года также выявило пробоину шириной более 20 футов в носовом торпедном отсеке.

    Несколько подводных экспедиций к месту происшествия показали, что морская вода разъедала корпуса боеголовок и корпус подводной лодки, и этот процесс ускорялся из-за быстро меняющихся течений. Высказывались опасения, что из-за апериодически высоких (до 1,5 м/с) течений в этом районе может произойти утечка радиации от ракет и заражение большой территории. Конференция «Радиоактивность и экологическая безопасность в океанах» в Океанографическом институте Вудс-Хоул, 7–9 июня. , 1993 г. рассматривалась программа экологического мониторинга на ПЛ «Комсомолец». Летом 1994 года экспедиция выявила утечку плутония из одной из двух торпед подлодки с ядерными боеголовками. Экспедиции удалось заделать некоторые пробоины в корпусе подводной лодки.

    Стоимость подъема подводной лодки оценивалась примерно в 1 миллиард долларов, что влекло за собой опасность того, что корпус подводной лодки мог не остаться целым во время операции. Альтернативный план заключался в том, чтобы загерметизировать подводную лодку желеобразным материалом. 24 июня 1995 начались работы по герметизации частей корпуса, и цель была достигнута в конце июля 1996 года. Сообщалось, что корпус будет безопасен еще как минимум 20–30 лет. По состоянию на конец 1990-х годов при обследовании района затонувшей подводной лодки были обнаружены лишь небольшие утечки радиоактивности из-под обломков.

    Совместная норвежско-российская группа ученых заявила 10 июля 2019 года, что дистанционно управляемая мини-подводная лодка взяла образцы вблизи обломков и обнаружила, что уровень радиоактивности на этом месте был в 100 000 раз выше нормы.