Комплекс РЭБ «Хибины» чудо-оружие армии России? » Военное обозрение

В принципе, о «Хибинах» было написано уже столько, что благодаря некоторым не совсем компетентным журналистам этот комплекс получил славу «чудо-оружия», способного гасить все на своем пути и превращать корабли в груды металла, покачивающегося на волнах.


Не будем о грустном, поговорим о том, чем в действительности являются «Хибины» и чем они страшны противнику.

История комплекса началась еще в далекие советские времена в Калуге, в стенах КНИРТИ, Калужского научно-исследовательского радиотехнического института. Работы велись с 1977 по 1990 годы. В 1995 году был пройден первый цикл испытаний, в 1997-м — второй. И только с 2014 года комплекс официально был принят на вооружение на самолет Су-34, под который, собственно, он и разрабатывался первоначально.

Естественно, за такой длинный срок, комплекс перенес не одно усовершенствование.

Многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы авиационного базирования «Хибины» сегодня существует в трех вариантах.

Л-175В «Хибины-10В» — для бомбардировщиков Су-34
Л-265 «Хибины-10М» — для истребителей Су-35С
«Хибины-У» — для истребителей Су-30СМ.

«Хибины-У» отличается от двух предыдущих комплексов тем, что интегрируется в планер самолета, а не размещается в подвесных контейнерах, о чем свидетельствует отсутствие марки контейнера.

Различия между «Хибинами» серий 10В и 10М состоят исключительно в контейнере подвески. Это обусловлено конструкцией крыла Су-34 и Су-35. Принципиальных отличий в работе нет.

Для того, чтобы четко представить задачи, которые способен выполнить комплекс, стоит разобрать его состав.

В состав комплекса «Хибины» входят следующие элементы:


1. Система радиотехнической разведки на базе ОКР «Проран». Именно на базе, так как сам «Проран» очень далеко ушел от того, что было создано в прошлом веке. Система РЭР выполняет функции обнаружения радиоэлектронных средств противника (РЛС ПВО, системы наведения ракет и т.д.), классификации и определения параметров работы, определения местоположения и выдает полученную информацию вычислительной системе комплекса.

2. На основе полученных данных, вычислительная система выдает данные по координатам, времени и характеру воздействия либо на станцию постановки помех, либо на отстрел электронных или инфракрасных ловушек.

3. Блок точного запоминания частоты ТШ. Вся информация, полученная системой РЭР и обработанная вычислительной системой о параметрах частоты обнаруженных электронных средств противника, сбрасывается в блок ТШ.

Накапливаемые в блоках данные позволяют в режиме реального времени выдавать рекомендации на постановку помех любой формы, в зависимости от характеристик полученного сигнала.

4. Станция активных помех САП-518 «Регата». Элементы «Регаты» устанавливаются на крыльях Су-34 в двух контейнерах.

САП-518 предназначена для индивидуальной защиты самолета. Принцип работы — как у автомобильного «антирадара». Принятый системой РЭР сигнал обрабатывается вычислительной системой и отправляется обратно в изрядно искаженном виде.

Основные способы работы САП-518:

— задержка обнаружения самолёта-носителя КРЭП как объекта атаки для противника;
— маскировка истинного объекта на фоне ложных;
— затруднение измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
— ухудшение характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
— увеличение времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.

Так как сигнал, излучаемый «Регатой» будет более мощным, чем отраженный самолетом сигнал РЛС, то приемник противника примет и обработает более четкий и качественный из двух сигналов. Правда, несущий несколько отличные от истинных сведения о дальности, скорости, высоте, угловой скорости и координатах самолета.

Результатом станет наводка ракет ПВО противника на некую фантомную цель, местонахождение которой будет на достаточном удалении от самолета. Это называется «постановкой уводящих помех».

Постановка уводящих или имитирующих помех может предельно затруднить получение РЛС противника сведений о реальном положении самолета.

5. Контейнеры групповой защиты.

Это модернизация «Хибин», созданная для групповой защиты самолетов.

В состав входят контейнеры У1 или У2, рабочий частотный диапазон которых совпадает с частотным диапазоном «Регаты». По факту это мощные передатчики, значительно увеличивающие дальность действия САП-518 и способные прикрыть не один самолет, а целую группу.

Второй вариант — с контейнерами Ш0 и Ш1. Здесь был применен несколько иной рабочий диапазон частот, который потребовал внесения изменений в работу системы РЭР. Применение этой системы позволяет не только прикрывать группу самолетов, но и осуществлять целеуказание для других станций.

Дальнейшее развитие «Хибин» — ввод в комплекс контейнерной станции активных помех групповой защиты САП-14 «Тарантул».

«Тарантул» осуществляет постановку активных шумовых помех обзорным РЛС, ЗРК и авиационным РЛС.

Контейнерные САП позволяют превратить любой Су-34 в самолёт РЭБ, позволяя прикрывать другие самолеты в ударной группе непосредственно из боевых порядков.

6. Набор отстреливаемых ловушек и постановщиков помех: диполи, тепловые, радиоэлектронные. Отстрел может производить экипаж, может это сделать система управления комплекса.

ТТХ комплекса:

Длина контейнера: 4950 мм
Диаметр контейнера: 350 мм
Масса контейнера: 300 кг

Область покрытия в задней и передней полусферах: сектор +-45 градусов
Диапазон рабочих частот аппаратуры радиотехнической разведки: 1,2…40 ГГц
Диапазон рабочих частот аппаратуры постановки активных помех: 4…18 ГГц
Диапазон рабочих частот контейнеров активных помех групповой защиты: 1…4 ГГц
Потребляемая мощность: 3 600 Вт

Исходя из вышеизложенного, комплекс «Хибины» является весьма современным и действенным способом защиты наших самолетов от противодействия самолетов и комплексов ПВО вероятного противника.

Но оставить без электроники корабль класса эсминец, увы, не сможет. Но по нашему мнению, это последнее, о чем стоит печалиться пилотам Су-34.

topwar.ru

«»Хибины» против «Иджис» или что так сильно испугало Пентагон?»

Согласно данным ведущих информационных агентств мира, в минувшую субботу, 12 апреля 2014 года, самолет российских ВВС, СУ-24 (модификация не уточняется), совершил облет американского эсминца «Дональд Кук», оснащенного новейшей американской корабельной многофункциональной боевой информационно-управляющей системой «Иджис», а так же вооруженного, в числе прочего, крылатыми ракетами «Томагавк». В понедельник, 14 апреля, Пентагон выступил с неожиданно эмоциональным комментарием касательно произошедшего события.

Его официальный представитель, полковник Стив Уоррен, заявил: «Эти провокационные и непрофессиональные действия России не соответствуют ее национальным правилам и предыдущим соглашениям о профессиональном взаимодействии между вооруженными силами наших стран». Так же, Уоррен уточнил, что российский самолет Су-24, который, судя по всему, не имел на своем борту боевого вооружения, 12 раз прошел вблизи корабля ВМС США, в субботу, когда тот находился в международных водах недалеко от берегов Румынии.

Уж не знаю как кому, а мне такое эмоциональное и даже где-то истеричное выступление серьезного дядьки из Пентагона, показалось весьма и весьма странным.

Ведь действительно: что такого, что БЕЗОРУЖНЫЙ фронтовой бомбардировщик, прямо скажем, не последнего поколения, прошел, пусть, 12 раз, вблизи новейшего, вооруженного до зубов, специализирующегося на ПВО, эсминца США? Ведь, например, во времена противостояния СССР и США, такие облеты самолетами кораблей обеих держав производились практически при каждой встрече вероятных противников. Так что же случилось на этот раз? Что так задело американцев? Более того, согласно полуофициальной, появившейся на второстепенных ресурсах Рунета информации, после этого инцидента, «Дональд Кук» экстренно зашел в порт Румынии и там 27 человек экипажа написали заявление об увольнении и покинули или намерились покинуть корабль. Косвенно это подтверждается и словами из того же заявления Пентагона. В нем утверждается, что данная акция деморализовала экипаж судна. Вот здесь я уж совсем было запутался в происходящем. Дело в том, что этот многострадальный эсминец, USS Donald Cook (DDG-75) типа «Арли Бёрк», относится к классу эсминцев УРО, многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. На вооружении этого корабля, находятся в том числе, две 6-ствольных ЗУ «Фаланкс» и до 74 ракет RIM-66 SM-2 «Стандарт-2». Иными словами, специализация этого корабля, это борьба не только с такими тихоходными маломаневренными целями, как СУ-24, но и с целями намного сложнее — с противокорабельными ракетами, которые и скорость передвижения имеют выше и маневренность их не ограниченна перегрузками по экипажу и по малозаметности они во много раз превосходят СУ-24. Казалось бы, чего тут деморализовываться — сиди себе, включай ПВО, «Иджис», да отрабатывай в приближенных к реальным условиям, отражение атаки самолета вероятного противника! Но нет, экипаж был деморализован, 27 человек написали заявления с формулировкой — «Не собираются рисковать своими жизнями». Так что же произошло в нейтральных водах? Я полагаю, ответ кроется за таким загадочным названием, как «Хибины». Согласно википедии, Хибины — это горный массив на Кольском полуострове, в Мурманской области, расположенный на 150 км севернее Полярного круга 🙂 Однако, конечно же, не теми Хибинами был запуган экипаж эсминца. «Хибины» — это новейший российский комплекс радиоэлектронной борьбы, который будет устанавливаться на все перспективные российские самолеты. Данных о нем, сколько не искал, не нашел, но вот здесь написано, что СУ-24 его уже применяли на учениях в Бурятии. Так вот, ничто так не может деморализовать военного человека, как собственное бессилие! Ситуацию, в свете всего вышеизложенного, вижу следующим образом. 10 апреля 2014 года, указанный выше эсминец прибыл в нейтральные воды Черного моря для проведения акции устрашения и демонстрации силы — в связи с непреклонной позицией России по Украине и Крыму. До этого в акватории Черного моря находился, с нарушением конвенции Монтре, другой американский ракетный эсминец «Тракстан». То есть, происходила типичная, любимая американцами, мышиная возня — бряцанье оружием и международное хамство. Реакция России была спокойной, но убийственной: 12 апреля, в великий день космонавтики, наши снарядили к облету в нейтральных водах, безоружный СУ-24, НО с «Хибинами» под крылом. Далее все развивалось приблизительно по такому сценарию: «Кук» еще издали засек подход «сушки», сыграл боевую тревогу и замер по боевым постам. Все шло штатно, радары считали курс сближения с целью, «Иджис» исправно управляла системами наведения. И вдруг — хлоп! Все погасло. «Иджис» не работает, экраны показывают муть, даже «Фаланксы» не могут получить целеуказание! СУ-24 тем временем прошел над палубой «Кука», сделал боевой разворот и сымитировал ракетную атаку по цели. Конечно же, успешную — ведь противодействия нет! Потом развернулся и сымитировал еще одну. И так далее — еще 10 раз! Все попытки техников оживить «Иджис» и дать целеуказания для ПВО, потерпели неудачу и только, тогда, когда силуэт «сушки» растаял в дымке над российским берегом, экраны ожили, а системы наведения добросовестно показали чистое, сияющее пустотой апрельское небо.

Резюмирую. Вероятнее всего, после того, как СУ-24 включил в непосредственной близости от «Кука», «Хибины», вся ПВО эсминца вышла из строя. Наши же, проверяя эффективность работы системы РЭБ, 12(!) раз сымитировали атаку на американский корабль. За все это время, экипаж корабля не смог реанимировать погасшую БИУС. Заработала она только тогда, когда СУ-24 ушел курсом на базу. Вот тогда то, поняв собственное бессилие против комплекса РЭБ обычного бомбардировщика, 27 человек и подали рапорты об уходе.

В завершении статьи, хочу отметить, что все изложенное здесь — лишь мои логические построения и они призваны привнести хоть какую-то логику в произошедшее. Если модераторы посчитают пост неуместным, удаляйте:)

С уважением.

Ссылки по теме:

КРЭТ

Хибины

Применение

sdelanounas.ru

Комплекс РЭБ «Хибины». Чудо-оружие армии России?

В принципе, о «Хибинах» было написано уже столько, что благодаря некоторым не совсем компетентным журналистам этот комплекс получил славу «чудо-оружия», способного гасить все на своем пути и превращать корабли в груды металла, покачивающегося на волнах.

Не будем о грустном, поговорим о том, чем в действительности являются «Хибины» и чем они страшны противнику.

История комплекса началась еще в далекие советские времена в Калуге, в стенах КНИРТИ, Калужского научно-исследовательского радиотехнического института. Работы велись с 1977 по 1990 годы. В 1995 году был пройден первый цикл испытаний, в 1997-м — второй. И только с 2014 года комплекс официально был принят на вооружение на самолет Су-34, под который, собственно, он и разрабатывался первоначально. Естественно, за такой длинный срок, комплекс перенес не одно усовершенствование.

Многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы авиационного базирования «Хибины» сегодня существует в трёх вариантах:
Л-175В «Хибины-10В» — для бомбардировщиков Су-34
Л-265 «Хибины-10М» — для истребителей Су-35С
«Хибины-У» — для истребителей Су-30СМ.

«Хибины-У» отличается от двух предыдущих комплексов тем, что интегрируется в планер самолета, а не размещается в подвесных контейнерах, о чем свидетельствует отсутствие марки контейнера.

Различия между «Хибинами» серий 10В и 10М состоят исключительно в контейнере подвески. Это обусловлено конструкцией крыла Су-34 и Су-35. Принципиальных отличий в работе нет.

Для того, чтобы четко представить задачи, которые способен выполнить комплекс, стоит разобрать его состав.

В состав комплекса «Хибины» входят следующие элементы:

1. Система радиотехнической разведки на базе ОКР «Проран». Именно на базе, так как сам «Проран» очень далеко ушел от того, что было создано в прошлом веке. Система РЭР выполняет функции обнаружения радиоэлектронных средств противника (РЛС ПВО, системы наведения ракет и т.д.), классификации и определения параметров работы, определения местоположения и выдает полученную информацию вычислительной системе комплекса.

На основе полученных данных, вычислительная система выдает данные по координатам, времени и характеру воздействия либо на станцию постановки помех, либо на отстрел электронных или инфракрасных ловушек.

2. Блок точного запоминания частоты ТШ. Вся информация, полученная системой РЭР и обработанная вычислительной системой о параметрах частоты обнаруженных электронных средств противника, сбрасывается в блок ТШ.

Накапливаемые в блоках данные позволяют в режиме реального времени выдавать рекомендации на постановку помех любой формы, в зависимости от характеристик полученного сигнала.

3. Станция активных помех САП-518 «Регата». Элементы «Регаты» устанавливаются на крыльях Су-34 в двух контейнерах.

САП-518 предназначена для индивидуальной защиты самолета. Принцип работы — как у автомобильного «антирадара». Принятый системой РЭР сигнал обрабатывается вычислительной системой и отправляется обратно в изрядно искаженном виде.

Основные способы работы САП-518:

— задержка обнаружения самолёта-носителя КРЭП как объекта атаки для противника;
— маскировка истинного объекта на фоне ложных;
— затруднение измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
— ухудшение характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
— увеличение времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.

Так как сигнал, излучаемый «Регатой» будет более мощным, чем отраженный самолетом сигнал РЛС, то приемник противника примет и обработает более четкий и качественный из двух сигналов. Правда, несущий несколько отличные от истинных сведения о дальности, скорости, высоте, угловой скорости и координатах самолета.

Результатом станет наводка ракет ПВО противника на некую фантомную цель, местонахождение которой будет на достаточном удалении от самолета. Это называется «постановкой уводящих помех».

Постановка уводящих или имитирующих помех может предельно затруднить получение РЛС противника сведений о реальном положении самолета.

4. Контейнеры групповой защиты.

Это модернизация «Хибин», созданная для групповой защиты самолетов. В состав входят контейнеры У1 или У2, рабочий частотный диапазон которых совпадает с частотным диапазоном «Регаты». По факту это мощные передатчики, значительно увеличивающие дальность действия САП-518 и способные прикрыть не один самолет, а целую группу.

Второй вариант — с контейнерами Ш0 и Ш1. Здесь был применен несколько иной рабочий диапазон частот, который потребовал внесения изменений в работу системы РЭР. Применение этой системы позволяет не только прикрывать группу самолетов, но и осуществлять целеуказание для других станций.

Дальнейшее развитие «Хибин» — ввод в комплекс контейнерной станции активных помех групповой защиты САП-14 «Тарантул».

«Тарантул» осуществляет постановку активных шумовых помех обзорным РЛС, ЗРК и авиационным РЛС.

Контейнерные САП позволяют превратить любой Су-34 в самолёт РЭБ, позволяя прикрывать другие самолеты в ударной группе непосредственно из боевых порядков.

5. Набор отстреливаемых ловушек и постановщиков помех: диполи, тепловые, радиоэлектронные. Отстрел может производить экипаж, может это сделать система управления комплекса.

ТТХ комплекса:

Длина контейнера: 4950 мм
Диаметр контейнера: 350 мм
Масса контейнера: 300 кг

Область покрытия в задней и передней полусферах: сектор +-45 градусов
Диапазон рабочих частот аппаратуры радиотехнической разведки: 1,2…40 ГГц
Диапазон рабочих частот аппаратуры постановки активных помех: 4…18 ГГц
Диапазон рабочих частот контейнеров активных помех групповой защиты: 1…4 ГГц
Потребляемая мощность: 3 600 Вт.

Исходя из вышеизложенного, комплекс «Хибины» является весьма современным и действенным способом защиты наших самолетов от противодействия самолетов и комплексов ПВО вероятного противника.

Но оставить без электроники корабль класса эсминец, увы, не сможет. Но по нашему мнению, это последнее, о чем стоит печалиться пилотам Су-34.

/Роман Скоморохов, Роман Кривов, topwar.ru/

army-news.ru

Про Кука, Хибины и ура-патриотизм: judgesuhov — LiveJournal

Наверное все слышали заброшенную каким-то умником в эти ваши интернеты байку, про то, как Су-24 с «Хибинами» 12 раз имитировал атаку на бедного американца, а у того все ПВО вырубилось. Встречаю ее неоднократно и уже надоело расписывать, почему это все хрень.
Посему будет пост, на который я в дальнейшем буду бросать ссылку.

Меня тут намедни уже один Киевский товарищ обвинил в том, что «блог пиндосский» (глубокомысленный вывод, как говорится — чето ржу).

Так вот, дабы не не подумали, что я и вправду законспирированный пиндос, занимающийся набрасыванием тени на достижения Родины не патриот, а так — погадить исподтишка пришел… Объясню свою позицию.
Я против тупого ура-патриотизма. Я за нормальный адекватный и объективный патриотизм. Ура-патриотическая клюква несет вред.
Именно поэтому в свое время негативно воспринял вполне себе патриотичный (но с огрехами) фильм Мамонтова «Щит России».
Как я тогда сказал: планку качества то надо держать! Иначе любой креакл, более менее интересующийся вооружением, заслуженно разнесет вдребезги ваш патриотический фильм (по сути правильный, а по форме – хромающий на обе ноги), обсмеяв его и выставив дураками, тех, кто сему фильму искренне внимал.
Во второй раз этот одураченный зритель фильму Мамонтова уже не поверит
.

Та же история и с байкой про «Кука, Су-24 и Хибины».
Точнее даже еще более поганая, ибо история широко разлетелась по интернетам и заняла места в серцах и обойме аргументов патриотов…
А обламывается вся эта «гордость» легко и непринужденно:

Разбор «Почему было не так» под спойлером.
[/Тыкаем сюда/]
Во-первых.
Есть международные правила поведения в т.ч. для военных кораблей и самолетов.
Государства обязаны следить за тем, чтобы их самолеты во время полетов над открытым морем не совершали каких-либо незаконных действий в отношении иностранных судов и самолетов, находящихся в этом районе. К таким действиям следует отнести преднамеренные и опасные облеты военными самолетами на малых высотах иностранных морских судов, перехват иностранных самолетов, сближение на опасные для самолетовождения расстояния.
…командиры экипажей самолетов каждой из сторон должны проявлять величайшую осторожность и благоразумие при приближении к самолетам другой стороны, действующим над открытым морем, и кораблям другой стороны, действующим в открытом море… и в интересах взаимной безопасности не должны допускать имитации атак путем имитации применения оружия по самолетам, любым кораблям, выполнения различных пилотажных фигур над кораблями и сбрасывания вблизи них различных предметов…

Обычно РФ международное право чтит (в оличие от страны приписки Кука). А тем более в сложившейся сложной международной ситуации, когда совокупный Запад только и ждет любого промаха от нас.

Но, даже если принять во внимание, что на мы эти нормы начихали (а внезапные пролеты над кораблями США — уже имели место быть до этого), есть второй момент:
…морское судно или воздушное судно в открытом море рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано.

Согласно этой норме — пролет военного самолета над кораблем в нейтральных водах можно приравнять к вторжению военного самолета в воздушное пространство другого государства. За такое можно сбивать.
А если уж самолет противника имеет наглость пролететь над вами целых 12 раз… основания для его «спускания на землю» присутствуют, возможности для этого тоже есть (от «Вулкана-фаланкса», до негра, вышедшего на бак случайно со Стингером покурить). Это вам не одиночный внезапный пролет.

Во-вторых.
Что такое «Хибины»?
Это не электромагнитная пушка (а-ля «Ранец-Э»), призванная ЭМИ (электромагнитным импульсом) вышибать электронику вражеской военной техники.
Это комплекс (имеющий несколько модификаций — о них ниже, объединенных собирательным наименованием «Хибины») радиоэлектронного противодействия, предназначенный для защиты самолета носителя от ЗУР (зенитных управляемых ракет) и РВВ (ракет «Воздух-Воздух»), а также затруднения его обнаружения и сопровождения.
Основные функции «Хибин»:
— задержки обнаружения самолёта-носителя, как объекта атаки для противника;
— маскировки истинного объекта на фоне ложных;
— затруднения измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
— ухудшения характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
— увеличения времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.

Он (комплекс РЭБ) может нарисовать ложную цель, или скрыть самолет в помехах на экране оператора РЛС, но не может «загасить» или отключить аппаратуру противника.

В-третьих.
Ни наши, ни бывшие укропские (оставшиеся в Крыму, в Гвардейском) Су-24 «Хибины» не несут. Там старые Су-24 и разведчики Су-24МР.
Да, «Хибины» строевые Су-24 ВВС России вообще не несут. Ни Су-24М, ни Су-24М2, ни модернизированный вариант Су-24М от «Гефеста и Т».
Ни один из Су-24М, прошедших модернизацию, не получил обновления БКО (бортового комплекса обороны). Ни Су-24М2, ни Су-24М от «Гефест и Т». Все заключалось в модернизации СУВ (системы управления вооружением) и навигации.

Модификации «Хибин» (с носителями):
— комплекс РЭП «Хибины-М10» / «Хибины-М6″
— комплекс РЭП «Хибины-60″
— комплекс РЭП «Хибины-М» Л-265 / Л-265М10 комплекс РЭП самолета Су-35С с контейнерами на законцовках крыла.
— комплекс «Хибины-10В» / Л-175 В / Л-175ВЭ — комплекс РЭП для самолетов Т-10 В / Су-34.
— комплекс «Хибины» / КС-418Э — проект комплекса РЭП для экспортных самолетов Су-24МК / Су-24МК2, разработка комплекса не завершена.
— комплекс «Хибины-У» в рамках ОКР по его созданию и испытаниям планируется размещать на Су-30СМ.


Контейнер комплекса РЭБ «Хибины» Л-175В на самолете Су-34

В-четвертых.
Энергетика корабельной РЛС не сопоставима с маломощным авиационным передатчиком, втиснутым в контейнер.
Подавляющего превоходства в техническом уровне тоже нет (что «Иджис» Кука, что «Хибины» — изделия примерно одного поколения), это вам не ЗРК С-75 или «Хок» обманывать.

Но даже если предположить, что вычислительные мощности станции РЭБ «Хибины» хватает для мгновенной подстройки по частоте к РЛС «Иждиса» SPY-1 (т.е., что она верно «угадывает» частоту которую надо глушить)…
Есть законы физики, которые не обойти.
Станция РЭБ «Хибины», по тем данным которые мне встречались, имеет среднюю мощность 200 Вт.
РЛС SPY-1, входящая в систему ИДЖИС  Кука  имеет среднюю мощность 58 КВт (у новых говорят — 77 КВт), в импульсе 4-6 МВт.
Дальше, думаю, все понятно.

Скорее всего все было совершенно иначе.
Моя версия:
USS Donald Cook (DDG-75) — эсминец типа «Арли Бёрк» (серия II). Недавно (в 2012 г.) проходил модернизацию и получил последний вариант «Иджиса».
При подходе к берегу, его взяли на сопровождение различного рода радиотехнические средства, в том числе РЛС «Монолит» противокорабельного комплекса «Бастион» (это который вооружен ракетами П-800 «Оникс»).
Когда вас ведут в режиме сопровождения цели — все СПО на борту будут орать, как оглашенные — «корабль на сопроводжении, встречайте ракету». Понятно, что такое вряд ли может понравится экипажу и заставит его понервничать (тут самые нестойкие и правда могут рапорт написать по окончании).
Теперь к Су-24.
По-моему предположению это был разведчик Су-24МР, с контейнерами РТР (радиотехнической разведки), который прилежно нарезал круги вокруг американца и писал, писал, писал… частоты, время перестройки сигнала, диаграмы направленности, энергию импульса и прочую РТРовскую святотень.
Короче, щупал новый «Иджис» за самые интимные места. И собирал ценную информацию для наших РЭБовцев (в том числе и для ребят из КНИРТИ — разработчиков тех самых «Хибин»).
А как тут не включить «Иждис», когда тебя ведет противокорабельный комплекс последнего поколения?

Я правда считаю, что в тех условиях при залпе Бастиона «Иджис» (даже своей новомодной последней версии) Кука от подарка в борт бы не спас, так что держать его включенным, ИМХО было бесполезно (но утопающий и за соломинку хватается)… Только противнику карты свои показать зря.
Может быть, также посчитало и руководство ВМС США, «попросившее» после инцидента несколько человек написать рапорта.
Это ежели рапорта и правда были.

Посему — победа нашего оружия, скорее всего, была (но это из тех «побед», действующие лица которых обычно молча улыбаются в ответ на все вопросы, ибо подписками разного рода увешаны по самое «не балуйся»), но официальных комментариев по ее поводу не будет.

А подобная «клюквенная» версия побед, позволит информбойцам вероятного противника эти «победы» растаптывать в пыль.

Я думаю даже, что байку эту запустили сами же американцы наши «партнеры», чтобы хоть как-то получить профит от ситуации.
Запустили посредством своих штатных пропагандонов (типа Михаила Исхаковича, о феномене которого таки напишу, как дойдут руки).
Дабы потом, когда байка хорошо разойдется — уверовавшим в оную ура-патриотам аргументы то пообломать. Эдакая психологическая прививка. После которой ура-патриот даже в случае настоящей победы радоваться не будет.
Ага, скажет — «Знаем, слыхали уже!.. Снова галимая пропаганда…»

Потому — байки подобные надо пресекать в зародыше. Это раз.
Ура-патриоты — «существа нежные» и находятся в зоне риска. И посему их надо оберегать. Это два.

judgesuhov.livejournal.com

Авиационный комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Хибины»

В принципе, о «Хибинах» было написано уже столько, что благодаря некоторым не совсем компетентным журналистам этот комплекс получил славу «чудо-оружия», способного гасить все на своем пути и превращать корабли в груды металла, покачивающегося на волнах. Не будем о грустном, поговорим о том, чем в действительности являются «Хибины» и чем они страшны противнику. История комплекса началась еще в далекие советские времена в Калуге, в стенах КНИРТИ, Калужского научно-исследовательского радиотехнического института. Работы велись с 1977 по 1990 годы. В 1995 году был пройден первый цикл испытаний, в 1997-м — второй. И только с 2014 года комплекс официально был принят на вооружение на самолет Су-34, под который, собственно, он и разрабатывался первоначально.

Естественно, за такой длинный срок, комплекс перенес не одно усовершенствование. Многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы авиационного базирования «Хибины» сегодня существует в трех вариантах.

  • Л-175В “Хибины-10В” — для бомбардировщиков Су-34
  • Л-265 “Хибины-10М” — для истребителей Су-35С
  • “Хибины-У” — для истребителей Су-30СМ.

«Хибины-У» отличается от двух предыдущих комплексов тем, что интегрируется в планер самолета, а не размещается в подвесных контейнерах, о чем свидетельствует отсутствие марки контейнера.

Различия между «Хибинами» серий 10В и 10М состоят исключительно в контейнере подвески. Это обусловлено конструкцией крыла Су-34 и Су-35. Принципиальных отличий в работе нет.

Для того, чтобы четко представить задачи, которые способен выполнить комплекс, стоит разобрать его состав.

В состав комплекса “Хибины” входят следующие элементы:

1. Система радиотехнической разведки на базе ОКР “Проран”. Именно на базе, так как сам «Проран» очень далеко ушел от того, что было создано в прошлом веке. Система РЭР выполняет функции обнаружения радиоэлектронных средств противника (РЛС ПВО, системы наведения ракет и т.д.), классификации и определения параметров работы, определения местоположения и выдает полученную информацию вычислительной системе комплекса.

2. На основе полученных данных, вычислительная система выдает данные по координатам, времени и характеру воздействия либо на станцию постановки помех, либо на отстрел электронных или инфракрасных ловушек.

3. Блок точного запоминания частоты ТШ. Вся информация, полученная системой РЭР и обработанная вычислительной системой о параметрах частоты обнаруженных электронных средств противника, сбрасывается в блок ТШ.

Накапливаемые в блоках данные позволяют в режиме реального времени выдавать рекомендации на постановку помех любой формы, в зависимости от характеристик полученного сигнала.

4. Станция активных помех САП-518 “Регата”. Элементы «Регаты» устанавливаются на крыльях Су-34 в двух контейнерах.

САП-518 предназначена для индивидуальной защиты самолета. Принцип работы — как у автомобильного «антирадара». Принятый системой РЭР сигнал обрабатывается вычислительной системой и отправляется обратно в изрядно искаженном виде.

Основные способы работы САП-518:

  • задержка обнаружения самолёта-носителя КРЭП как объекта атаки для противника;
  • маскировка истинного объекта на фоне ложных;
  • затруднение измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
  • ухудшение характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
  • увеличение времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.

Так как сигнал, излучаемый «Регатой» будет более мощным, чем отраженный самолетом сигнал РЛС, то приемник противника примет и обработает более четкий и качественный из двух сигналов. Правда, несущий несколько отличные от истинных сведения о дальности, скорости, высоте, угловой скорости и координатах самолета.

Результатом станет наводка ракет ПВО противника на некую фантомную цель, местонахождение которой будет на достаточном удалении от самолета. Это называется «постановкой уводящих помех».

Постановка уводящих или имитирующих помех может предельно затруднить получение РЛС противника сведений о реальном положении самолета.

5. Контейнеры групповой защиты.

Это модернизация “Хибин”, созданная для групповой защиты самолетов.

В состав входят контейнеры У1 или У2, рабочий частотный диапазон которых совпадает с частотным диапазоном “Регаты”. По факту это мощные передатчики, значительно увеличивающие дальность действия САП-518 и способные прикрыть не один самолет, а целую группу.

Второй вариант — с контейнерами Ш0 и Ш1. Здесь был применен несколько иной рабочий диапазон частот, который потребовал внесения изменений в работу системы РЭР. Применение этой системы позволяет не только прикрывать группу самолетов, но и осуществлять целеуказание для других станций.

Дальнейшее развитие «Хибин» — ввод в комплекс контейнерной станции активных помех групповой защиты САП-14 “Тарантул”.

«Тарантул» осуществляет постановку активных шумовых помех обзорным РЛС, ЗРК и авиационным РЛС.

Контейнерные САП позволяют превратить любой Су-34 в самолёт РЭБ, позволяя прикрывать другие самолеты в ударной группе непосредственно из боевых порядков.

6. Набор отстреливаемых ловушек и постановщиков помех: диполи, тепловые, радиоэлектронные. Отстрел может производить экипаж, может это сделать система управления комплекса.

ТТХ комплекса:

  • Длина контейнера: 4950 мм
  • Диаметр контейнера: 350 мм
  • Масса контейнера: 300 кг
  • Область покрытия в задней и передней полусферах: сектор +-45 градусов
  • Диапазон рабочих частот аппаратуры радиотехнической разведки: 1,2…40 ГГц
  • Диапазон рабочих частот аппаратуры постановки активных помех: 4…18 ГГц
  • Диапазон рабочих частот контейнеров активных помех групповой защиты: 1…4 ГГц
  • Потребляемая мощность: 3 600 Вт

Исходя из вышеизложенного, комплекс «Хибины» является весьма современным и действенным способом защиты наших самолетов от противодействия самолетов и комплексов ПВО вероятного противника.

Но оставить без электроники корабль класса эсминец, увы, не сможет. Но по нашему мнению, это последнее, о чем стоит печалиться пилотам Су-34.

Автор: Роман Скоморохов, видео: Роман Кривов

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

integral-russia.ru

Комплекс РЭБ «Хибины У»: chemikus — LiveJournal

UPD. Текст красивый и ласкает самолюбие, но, по словам достаточно сведущих людей, «хибинам энерговооруженности не хватит иджис забить».

Но от этого знания читать текст далее менее приятным не становится 🙂

—————————————-———

Российские ученые успешно испытали комплекс «ХИБИНЫ У» в Черном море.
http://www.abirvalg.net/4135-rossijskie-uchenye-uspeshno-ispytali-kompleks-xibiny-u-v-chernom-more.html

цитата
«Специалисты радиоэлектронной борьбы могут вычислить местоположение радиоэлектронных средств противника, испортить любую вражескую аппаратуру, ослепить чужие радары, забить радиоэфир помехами, которые затруднят или вовсе сделают невозможной работу аппаратуры противника.

Состав оборудования и аппаратуры, те задачи, которые сможет решить новый комплекс «Хибины-У», и эффективность его применения можно назвать уникальными — по всем этим критериям новая система будет превосходить все остальные системы радиоэлектронной борьбы, находящиеся сейчас на вооружении ВВС.

Ожидается, что в опытном порядке новый комплекс разместят на многофункциональном сверхманевренном истребителе Су-30СМ. На нем же будут произведены и все испытания системы «Хибины-У».
12 апреля система «Хибины»успешно испытана против американского корабля DDG-75 Дональд Кук»


По результатам испытаний появилась даже весёлая эпистолярная шутка (автор — Дмитрий Седов)
http://www.fondsk.ru/news/2014/04/17/etot-prokljatyj-russkij-metallolom-27063.html


Моя любимая Мэри! Прости, что не писал тебе целую неделю. Я проходил курс психологической реабилитации на нашей базе в Румынии. Должен тебе сказать, что случилось страшное. И не только со мной, но и со всем экипажем нашего доблестного эсминца «Дональд Кук». Наш эсминец вооружен самыми лучшими системами поражения противника, нет таких самолетов, ракет или субмарин, которые мы не могли бы перехватить. Наша система «Иджис» может сбивать даже баллистические ракеты. Служить на этом корабле могут только лучшие моряки, отважные и презирающие смерть, как буйволы штата Аризона.

Так вот, моя дорогая, когда наш «Дональд Кук» вошел в Чёрное море, чтобы высоко поднять там флаг свободы и демократии, капитан построил нас на палубе и произнес спич: «Парни, нам предстоит особо важная миссия — продемонстрировать неустрашимость Америки перед распоясавшимся русским медведем. Вы все знаете, что русские отняли у демократической Украины половину территории в виде Крыма и готовятся оттяпать ее вторую половину. Это угрожает нашим национальным интересам, потому что мы не можем кому-то позволить оттяпать то, что можем оттяпать сами. Силы свободы и демократии на Украине еще молоды, и мы должны показать русским, под какой надежной защитой они находятся. Не сомневайтесь, что русский медведь наделает в штаны, когда увидит такое оружие возмездия, как наш «Дональд Кук». В этот час испытаний от вас требуются мужество, слаженность и дисциплина».

Мы трижды крикнули «гип-гип ура» и стали готовиться показать русским, что их ждёт, если они поднимут руку на вторую половину Украины. На следующий день, когда наш корабль шел по направлению к Крыму, мы обнаружили в небе русское летающее корыто, которое называется штурмовик СУ-24 и выпускается с тех пор, когда наши родители еще ходили в начальную школу. Когда-то на занятиях в военном колледже мы изучали этот раритет и смеялись над его характеристиками. Он больше подходит для орошения полей химическими удобрениями или для разбрасывания с воздуха детских игрушек. Поэтому, когда сыграли тревогу, мы разбежались по своим боевым постам, предвкушая, как поиграем в кошки-мышки с этим посланцем из прошлого. Я даже успел на бегу побиться об заклад с Эдом на то, что сумею взять это ржавое железо под прицел большее количество раз, чем он. Эд управляет такой же скорострельной установкой «Фаланкс», как и я, а от неё, считали мы, нет спасения.

…Мы вели русского локатором до его подхода к зоне поражения, чтобы затем его накрыть. Однако, когда он вошел в эту чёртову зону, началась мистика. Первыми погасли наши локаторы, потом выключилось целеуказание «Фаланксов», и весь «Иджис» вышел из строя. Наш великолепный «Дональд Кук» качался на волнах, как дохлая черепаха. Оказывается, этот проклятый русский металлолом, СУ-24, включил аппаратуру электронного подавления, и гордость нашего флота превратилась в наш позор! А русский стал откровенно глумиться над нами. Он произвел на нас двенадцать учебных атак, ездил по нашим локаторам брюхом, глушил нас ревом двигателя и вообще показывал нам всем, что на таком дерьмовом корыте может плавать только самая дерьмовая команда… Улетая, он помахал крыльями, и Эду даже померещилось, что он показал нам средний палец правой руки. Но думаю, Эд сочиняет, потому что в военном колледже нас учили, что в подобных случаях русские показывают кукиш.

Мэри, ты не можешь представить, что с нами было! Такого позора мы не переживали никогда в жизни. Некоторые наши парни рыдали, как дети, другие бились головой о бездействующие приборы, старший помощник на глазах у экипажа выпил из горла бутылку виски и орал на весь корабль: «Эти долбанные русские «Хибины»» (российская система радиоэлектронной борьбы. – Д.С.), а капитан был зелёный от злости. В таком состоянии мы едва смогли пришвартоваться к румынскому берегу, и сразу после швартовки три десятка наших парней написали рапорт на увольнение. Они не смогли вынести мысли, что в решающий момент наша техника может превратиться в дерьмо, вместе с которым им придется идти на дно морское. Со мной же случилась истерика и меня отвезли в госпиталь. Мэри, я всегда любил нашу Америку и хотел, чтобы звездно-полосатый флаг нёс свободу всему миру. Но после этого случая мысль об увольнении стала меня преследовать. Чёрт с ними, с деньгами, моя дорогая. Лучше мы с тобой купим маленькую ферму в Аризоне, будем выращивать на продажу сельдерей и петь псалмы в нашей церкви по воскресеньям. Я думаю, что Америке лучше не брать под защиту наших братьев по демократии на Украине. Уж если одно старое русское корыто смогло положить на бок наш суперсовременный «Дональд Кук», то представь, что могут наделать их новые самолеты! А если они способны подавлять не только приборы, но и мозги экипажа? Сама подумай, зачем я тебе нужен без мозгов? Крепко тебя целую, всегда твой Джонни.

и небольшое видео

Как метко отметили комментаторы, американцы обоссанкционировались.

chemikus.livejournal.com

Комплекс РЭБ «Хибины» чудо-оружие армии России?

История комплекса началась еще в далекие советские времена в Калуге, в стенах КНИРТИ, Калужского научно-исследовательского радиотехнического института. Работы велись с 1977 по 1990 годы. В 1995 году был пройден первый цикл испытаний, в 1997-м — второй. И только с 2014 года комплекс официально был принят на вооружение на самолет Су-34, под который, собственно, он и разрабатывался первоначально.

Естественно, за такой длинный срок, комплекс перенес не одно усовершенствование.
Многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы авиационного базирования «Хибины» сегодня существует в трех вариантах:


Л-175В «Хибины-10В» — для бомбардировщиков Су-34
Л-265 «Хибины-10М» — для истребителей Су-35С

Различия между «Хибинами» серий 10В и 10М состоят исключительно в контейнере подвески. Это обусловлено конструкцией крыла Су-34 и Су-35. Принципиальных отличий в работе нет.

«Хибины-У» — для истребителей Су-30СМ.
«Хибины-У» отличается от двух предыдущих комплексов тем, что интегрируется в планер самолета, а не размещается в подвесных контейнерах, о чем свидетельствует отсутствие марки контейнера.

Для того, чтобы четко представить задачи, которые способен выполнить комплекс, стоит разобрать его состав.

В состав комплекса «Хибины» входят следующие элементы:

1. Система радиотехнической разведки на базе ОКР «Проран». Именно на базе, так как сам «Проран» очень далеко ушел от того, что было создано в прошлом веке. Система РЭР выполняет функции обнаружения радиоэлектронных средств противника (РЛС ПВО, системы наведения ракет и т.д.), классификации и определения параметров работы, определения местоположения и выдает полученную информацию вычислительной системе комплекса.

2. На основе полученных данных, вычислительная система выдает данные по координатам, времени и характеру воздействия либо на станцию постановки помех, либо на отстрел электронных или инфракрасных ловушек.

3. Блок точного запоминания частоты ТШ. Вся информация, полученная системой РЭР и обработанная вычислительной системой о параметрах частоты обнаруженных электронных средств противника, сбрасывается в блок ТШ.

Накапливаемые в блоках данные позволяют в режиме реального времени выдавать рекомендации на постановку помех любой формы, в зависимости от характеристик полученного сигнала.

4. Станция активных помех САП-518 «Регата».
Элементы «Регаты» устанавливаются на крыльях Су-34 в двух контейнерах.

САП-518 предназначена для индивидуальной защиты самолета. Принцип работы — как у автомобильного «антирадара». Принятый системой РЭР сигнал обрабатывается вычислительной системой и отправляется обратно в изрядно искаженном виде.

Основные способы работы САП-518:
— задержка обнаружения самолёта-носителя КРЭП как объекта атаки для противника;
— маскировка истинного объекта на фоне ложных;
— затруднение измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
— ухудшение характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
— увеличение времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.

Так как сигнал, излучаемый «Регатой» будет более мощным, чем отраженный самолетом сигнал РЛС, то приемник противника примет и обработает более четкий и качественный из двух сигналов. Правда, несущий несколько отличные от истинных сведения о дальности, скорости, высоте, угловой скорости и координатах самолета.

Результатом станет наводка ракет ПВО противника на некую фантомную цель, местонахождение которой будет на достаточном удалении от самолета. Это называется «постановкой уводящих помех».

Постановка уводящих или имитирующих помех может предельно затруднить получение РЛС противника сведений о реальном положении самолета.

5. Контейнеры групповой защиты.

Это модернизация «Хибин», созданная для групповой защиты самолетов.
В состав входят контейнеры У1 или У2, рабочий частотный диапазон которых совпадает с частотным диапазоном «Регаты». По факту это мощные передатчики, значительно увеличивающие дальность действия САП-518 и способные прикрыть не один самолет, а целую группу.

6. Набор отстреливаемых ловушек и постановщиков помех: диполи, тепловые, радиоэлектронные. Отстрел может производить экипаж, может это сделать система управления комплекса.

Исходя из вышеизложенного, комплекс «Хибины» является весьма современным и действенным способом защиты наших самолетов от противодействия самолетов и комплексов ПВО вероятного противника.

Тынц

П.С.
Ни один современный образец вооружения уже не принимается в войска без аппаратуры РЭБ, которая увеличивает живучесть техники в 30–35 раз.

Так, для самолета 5-го поколения Т-50 создан инновационный комплекс РЭБ «Гималаи» — система активных и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций, интегрированная в корпус самолета и выполняющая функцию «умной обшивки». Помимо ПАК ФА, «Гималаи» планируется устанавливать на беспилотники шестого поколения.

chervonec-001.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *