Содержание

Крейсер пр. 26 «Киров» 1935 — 1974 — Разное > Корабли  — ЭтоРетро.ru

Заложен 22 октября 1935 года на завод им. Орджоникидзе в Ленинграде (заводской номер 269),
спущен 30 ноября 1936 года, вступил в строй 23 сентября 1938 года.
Участвовал в советско-финляндской войне. Участвовал в Великой Отечественной войне.
24 апреля 1942 года поврежден в результате бомбардировки. Вернулся в строй в начале 1943 года
27 февраля 1943 года награжден орденом Красного Знамени.
Обстреливал немецко-фашистские позиции под Ленинградом в январе 1944 года, участвовал в Выборгской
операции в июне 1944 года. 17 октября 1945 года подорвался на мине в точке с
координатами 60°01’6″ с.ш. и 29°18’8″ в.д. на глубине 21 метр.
Ремонт на КМОЛЗ продлился до 20 декабря 1946 года, когда корабль был вновь введен в строй и
вошел в состав эскадры Южно-Балтийского флота (4-й ВМФ).
В ноябре 1949-го крейсер прибыл в Ленинград и встал к стенке завода № 194 на капитальный ремонт и
модернизацию, которые завершились в апреле 1953 года, после чего вошел в состав 4-го ВМФ,
а с 11 июля 1955-го — в состав 8-го ВМФ. 2 января 1956 года оба флота вновь были объединены в один — КБФ.
В январе 1956-го «Киров» вошел в состав 12-й дивизии крейсеров
(создана приказом министра обороны от 4 января 1956 г). В июне он (командир капитан 1 ранга П.И.Сидоренко)
вместе с крейсером «Свердлов» и четырьмя эсминцами участвовал в тактических учениях в Северном море
и южной Балтике (за год прошел 7568 миль).
29 апреля 1958 года заслуженный корабль вывели из боевого состава и поставили в Кронштадте на отстой,
но 6 сентября 1960-го он был расконсервирован, введен в строй и передан в состав ЛенВМБ, а 3 августа 1961 года
переклассифицирован в учебный крейсер. На нем проходили первую плавательную практику курсанты военно-морских училищ.
22 февраля 1974 года крейсер исключили из состава ВМФ и передали в ОФИ для разборки на металл.

Водоизмещение стандартное 7885 т., полное 9436 т. Размерения 191.3×17.65×7.22 м

Воружение на 1944 год: 9(3х3) — 180/57, 8 — 100/58 Б34, 10 — 37мм 70К,
2х4 — 12.7 пулеметов Виккерс и 4 пулемета ДШК. 2х3 НТА 530 мм, 164/150 мин заграждения, 2 бомбомета БМБ-1
Бронирование: пояс 50 мм, палуба 50 мм, траверз 50 мм, рубка 150/100 мм, башни главного калибра 50 мм
Механизмы 2 паротурбинные установки 119750 л.с, 2 винта
Скорость 35.94 узла Дальность плавания 3750 миль. Экипаж 44 офицера и 690 матросов, в 1944 году — 57 офицеров, 815 матросов

www.etoretro.ru

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» проекта 1144 (фото)

Идея создания крупных океанических судов, роль силовой установки которых исполнял бы атомный реактор, преследовала ученых и инженеров едва ли не с момента появления первых экспериментов в области расщепления атома. Конечно же, больше всего о подобном мечтали военные: неограниченная дальность хода и огромное время автономного плавания – что еще нужно для счастья? В общем-то, именно так в СССР появился крейсер «Киров».

Предпосылки для создания

В 1961 году американский флот получил неожиданное пополнение – атомный крейсер «Лонг Бич». Это заставило ученых начать спешные исследования в области создания отечественных надводных атомоходов. Естественно, что сразу же подобные работы начать не смогли, а потому официально проект стартовал только в 1964 году. За это время были получены все необходимые теоретические данные. Основная задача была сформулирована просто – создание большого океанического корабля первого ранга, способного долгое время действовать как в автономном режиме, так и в составе больших групп, осуществляя их поддержку и прикрытие.

Разумеется, что «просто» это было только на бумаге, так как инженерам сразу же пришлось столкнуться с огромным количеством сложностей. Так что настоящим венцом инженерной военной мысли того периода по праву может считаться именно крейсер «Киров». 1144 (проект) смог продемонстрировать всему миру истинные возможности СССР. Корабли этого класса и по сей день сильно уважаемы на Западе.

Первичное техническое задание

Первоначально техническое задание предполагало создание большого противолодочного корабля, водоизмещение которого бы не превышало восьми тысяч тонн. Главным куратором проекта был сразу же назначен Б. Купенский, до того успешно создавший немало противолодочных судов (таких как «Комсомолец Украины»). От ВМФ наблюдателем был поставлен капитан второго ранга А. Савин.

Сложности и их преодоление

Главнокомандующий ВМФ С. Горшков сразу влюбился в этот проект и постоянно осведомлялся о ходе выполнения работ по нему. Но создание уникального корабля шло достаточно долго и сложно, так как конструкторам на ходу приходилось решать множество проблем. В частности, практически с первых месяцев исследований выяснилось, что придется увеличивать водоизмещение, так как паропроводящая установка двухконтурного реактора попросту не вписывается в первоначально предложенный проект корпуса. Если бы инженерам дали добро на этот проект, то атомный крейсер «Киров» был бы раза в три больше, чем он есть сейчас, а ведь судно и без того немаленькое!

В итоге проект разрастался до совершенно неприличных величин, места под ракеты и прочее вооружение попросту не оставалось. Выход нашелся логичный, но сложный: спроектировать новую установку, специально предназначенную для боевых кораблей дальнего радиуса действия. Сложностей добавило и категорическое требование Горшкова об обязательном наличии силовой установки на дизельном или ином органическом топливе. Впрочем, с этим все согласились сразу и единогласно: крейсер «Киров» 1144 – не прогулочный катер, с местом базирования подобных судов у нас всегда были проблемы (все же это не США с ее колоссальными запасами удобного побережья), да и опыт эксплуатации подобных установок был невелик.

«Вооруженные споры»

С самого начала стало понятно, что все возлагающиеся на него задачи крейсер «Киров» сможет выполнять только в том случае, если конструктивно в него будет заложена просто феноменальная боевая устойчивость. Говоря по-простому, способность отражать различные виды агрессии во всех возможных условиях. Сразу же обратили на себя внимания американские же успехи в создании авиации: эти самолеты наверняка бы стали основной угрозой кораблю. Пришлось вносить в конструкцию огромное количество зенитных вооружений, которые бы позволили создать глубокую, эшелонированную систему ПРО.

Как ни странно, но противокорабельные ракеты были внесены в проект далеко не сразу. Дело в том, что у СССР попросту не было достаточного опыта в их создании и применении. Даже имевшиеся у нас в те годы корабли не несли на себе серьезного вооружения такого класса, что резко снижало их боевую эффективность в случае возможного конфликта с Америкой. А там дела с противокорабельными ракетами обстояли намного лучше: ими уже начали массово оснащать все подходящие боевые корабли. Таким образом, стало ясно, что будущий крейсер «Киров» должен стать многофункциональным тяжелым ракетным крейсером, ТАКР.

Завершение проектировки

В 1973 году проектировка была полностью закончена, а на следующий год корабль был уже заложен. Именно с тех пор и ведет свою историю крейсер «Киров», в 1992 году переименованный в «Адмирала Ушакова». Как можно догадаться, постройка шла медленно и не слишком однородно, так как ничего подобного до того не строили. В 1977 году его спустили на воду, еще два года достраивали в «плавучем» режиме. Только в 1980 году он прошел все испытания и был торжественно передан в состав Северного флота. В 1984 года была закончена постройка «Фрунзе» (Адмирал Лазарев), еще через четыре года появился «Калинин» (Адмирал Нахимов). Ну а «Юрия Андропова», он же «Пётр Великий», смогли передать флоту только в 1998 году.

Уникальность отечественного проекта

Аналогов наши крейсеры такого класса в мире точно не имеют: ближайший американский вариант, «Вирджиния», меньше по водоизмещению в 2,5 раза. Упоминавшийся выше «Лонг Бич» вообще меньше в полтора раза. Кроме того, данные крейсеры получили максимальную унификацию с сухопутными образчиками вооружений, что теоретически позволяет пополнять боезапас практически на любой базе, имеющей береговые оборонительные комплексы. Впрочем, особенно это заметно на примере второго и последующего кораблей, так как на «Кирове» эти технологии еще не были в достаточной степени апробированы.

Силовая установка

Но основной «изюминкой» является действительно уникальная атомная силовая установка. Всего их две, мощность – 70000 л/с. Питание двигателей идет от турбин, которые на резервной силовой установки получают энергию от дизельных установок. Полная скорость – до 30 узлов, на резервных двигателях – не менее 14. Инженерам удалось вдвое (по сравнению с линкором «Октябрьская революция») уменьшить размер экипажа. Его составляют 655 человек. Из них 105 имеют офицерское звание, 130 – мичманы, остальное приходится на рядовой состав. Кстати говоря, тяжелый крейсер «Киров» (как и прочие корабли этой серии) и по сей день является желанным местом службы для моряков. Причина тому проста – комфорт.

Судно имеет удобные кают-компании, множество одноместных кают для офицеров и мичманов, просторные и комфортабельные кубрики для рядового состава. Оснащению местного медицинского кабинета может позавидовать среднестатистическая городская больница, а в спортзале можно легко поддерживать отличную физическую форму за счет немалого выбора тренажеров. Стоит ли упоминать имеющуюся на борту сауну с бассейном и несколько просторных душевых? Пожалуй, до того времени комфорт такого класса был доступен только подводникам, да экипажам авианосцев.

Ракетное вооружение и бронирование

Основное оружие – комплекс ракет большой дальности «Гранит». Они полностью автономны, имеют сложную схему подлета к цели, защищены от возможной постановки помех. Судовые ракетные шахты бронированы, так что даже при прямом боестолкновении с противником риск их повреждения минимальный. И еще. Как и прочие суда проекта 1144, тяжелый атомный крейсер «Киров» уникален наличием неплохого бронирования.

Нет, во время Второй мировой войны оно не было чем-то из ряда вон выходящим, но с началом ракетной эры боевые корабли утратили броню. В принципе, советские инженеры бы вряд ли вернулись к «истокам», но ситуация была особенной: атомный крейсер, да еще с запасом серьезного ракетного вооружения на борту! Нельзя было допустить, чтобы какой-нибудь банальный удар или иное воздействие вывели бы корабль из строя.

Из-за этого основной бронированный пояс, который защищает судно от кормы до носа, имеет толщину 100 мм. Отдельно защищены ракетные шахты, запасы дизельного топлива, реактор, командный центр, вертолетный ангар.

Характеристики прочего вооружения

С ЗРК решили особенно не увлекаться, оставив хорошо зарекомендовавшие системы. Основное артиллерийское вооружение — пара 100-мм автоматических установок с радиолокационным обнаружением потенциальных целей. Нужно помнить, что крейсер «Киров» проекта 1144 был первым и последним кораблем, на который устанавливали это вооружение. После него стали монтировать 130-мм артиллерийские спаренные автоматические установки. В качестве средства самообороны используются восемь шестиствольных автоматических пушек.

Начиная с «Нахимова» артиллерийские и ракетные комплексы самообороны совместили, сделав ПРО корабля намного надежнее. Цель также обнаруживается методом радиолокации, но на нее наводится не только артиллерийское, но и ракетное вооружение. Можно считать, что атомный крейсер «Киров» имеет двухуровневую противовоздушную защиту, тогда как на остальных кораблях серии она трехуровневая.

Противолодочное вооружение

За обнаружение вражеских подводных лодок отвечает многофункциональный гидроакустический комплекс «Полином». Отсек для его буксируемой внешней антенны смонтирован в кормовой части корабля. Также имеется торпедная установка «Метель» (которую на прочих кораблях серии заменил «Водопад»). Заметим, что ракетный крейсер «Киров» в какой-то степени защищен заметно слабее своих потомков. Это легко объясняется: все они (теоретически) принадлежат уже не проекту 1144, а серии 11441, что подразумевает значительную модернизацию и замену обновленного оборудования и вооружения прямо в ходе постройки. Опять-таки, полностью отвечает этому требованию только «Петр Великий».

На последующие корабли уже устанавливали ракетно-бомбовые универсальные комплексы, значительно повышавшие боевую устойчивость этих судов. Установки эти могут использоваться как для стрельбы ракетами, так и торпедами. К сожалению, крейсер «Киров» (фото корабля есть в статье) защищен не так хорошо, но и он далеко не беззащитен.

Прочие средства для борьбы с вражескими субмаринами

Набор средств для борьбы с субмаринами потенциального противника дополняют ракетно-бомбовые комплексы РБУ (РБУ-6000, РБУ-1200, РБУ-12000 «Удав»). В отличие от предыдущих образчиков вооружения, они предназначены не для атаки, а для отражения торпедных залпов противника. Начиная с третьего крейсера серии, эффективность этих систем была заметно увеличена за счет установки на них новейших образчиков противолодочных вооружений. Кроме того, на корабле имеется вертолетный ангар, в котором могут одновременно находиться до трех противолодочных вертолетов.

Атомный ракетный крейсер «Киров» может нести: Ка-27, Ка-27ПС, Ка-31 и Ка-39. Нужно отметить, что они могут использоваться не только в противолодочном, но также в спасательном и поисковом вариантах, что значительно увеличивает количество сценариев эффективного использования этих кораблей. Для их размещения и обслуживания имеется не только бронированный вертолетный ангар, но также отдельные танки с запасом топлива и склад боеприпасов. Это значительно повышает сохранность вертолетов.

В заключение

В последние годы все оставшиеся крейсеры проекта 1144 были оснащены современными средствами РЭБ, бортовая электроника была заменена на новые образцы, которые отличаются расширенной функциональностью и повышенной степенью надежности. «Последние» — потому как сам «Киров» в 1999 году был отправлен на утилизацию… по причине отсутствия средств на ремонт.

Таким образом, атомный крейсер «Киров проекта» 1144 вобрал в себя все передовые достижения советской инженерной мысли. Вне всякого сомнения, что ТАРК этого типа – лучшие во всем классе и до сих пор очень актуальны на морских просторах Мирового океана.

fb.ru

тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Если символом военно-морского могущества США после Второй Мировой войны стали тяжёлые авианосцы, то в Советском Союзе ситуация была сложнее. Ни старые артиллерийские крейсера, ни новые ракетные, на роль главной ударной силы флота не претендовали. Только в начале 70-х годов началось строительство кораблей, подобных которым не было ни в одном флоте мира.

Ими стали тяжёлые ракетные крейсера с ядерной силовой установкой проекта 1144 «Орлан». Однако чаще всего их называют по имени головного – классом «Киров». Большинство «Орланов» прослужили недолго и стали своеобразным воплощением тяжелого положения флота в 90-е годы.

Первый «Киров»

Сергей Киров, разумеется, не был флотоводцем, но в молодом СССР выбор знаменитых имён, которыми не стыдно назвать военный корабль, был невелик.

Однако предыдущий боевой «Киров» смог покрыть это имя заслуженной славой. Это был лёгкий крейсер, построенный во второй половине 30-х по проекту, приобретённому в Италии.

Вооружённый девятью орудиями калибра 180 мм, он участвовал в обороне Таллинна, а после перехода в Кронштадт до конца войны вёл обстрел немецких сил, блокирующих Ленинград.

За выполнение задач крейсер наградили орденом Красного Знамени – отныне он официально именовался «краснознамённым».

«Киров» прослужил на Балтийском флоте до конца 50-х, а уже в 1961 году вернулся в строй в качестве учебного корабля.

Долгая служба подошла к концу в 1974 году – крейсер разделали на металл, и до наших дней от него сохранились только две башни главного калибра с пушками.

Но, когда старый крейсер выводили из списков флота, уже был заложен новый «Киров» – атомный, ракетный.

Проект «Орлан»

Первые корабли-атомоходы начали строиться в 50-х годах. В СССР спустили на воду атомный ледокол «Ленин», в США – грузопассажирское судно «Саванна». Достаточно быстро началось строительство атомных субмарин – того класса, где преимущества реакторов многократно перекрывали недостатки. Сложнее обстояло дело с надводными кораблями.

Советские конструкторы решили, что сложность и дороговизна ядерного судна будут оправданы не только его автономностью, но и высокими боевыми качествами.

Изначально оснащать атомоход всем возможным вооружением не предполагалось – наоборот, «обязанности» должны были разделить крейсер проекта 1165 и противолодочный корабль проекта 1144. Один нёс ударное противокорабельное вооружение, второй обеспечивал его противолодочную оборону.

Затем решили, что строить по два корабля, не способные эффективно действовать друг без друга, нерационально. Постановили усилить проект 1144 ударным вооружением, и первый «Орлан» был заложен под обозначением «атомный противолодочный крейсер».

В июне 1977 года – за несколько месяцев до спуска головного крейсера на воду – классификация снова изменилась. Крейсер «набрал» такое количество вооружения, что противолодочные функции стали лишь одной из многих его задач, и официально считался теперь просто «тяжёлым ракетным крейсером». Флот принял «Киров» в последние дни 1980 года. Предполагалось построить пять кораблей проекта, но до 1991 года не успели достроить даже четвёртый, а строительство пятого отменили.

Конструкция

Атомный ракетный крейсер «Киров» имеет пятипалубный корпус с «клиперским» форштевнем и традиционными для советских кораблей крупными мачтами в виде пирамид.

Грани надстроек и мачт ради снижения радарной заметности выполнялись скошенными.

Внешне крейсер выделяет очень длинный полубак, в котором размещаются шахты ракетных установок. В бульбообразном носу поместили антенну гидроакустического комплекса. В конструкции предусмотрено, что необычно для ракетных кораблей того времени, бронирование – защита жизненно важных узлов доходит до 100 мм.

Главная силовая установка – два водо-водяных двухконтурных реактора, есть резервные паровые котлы, для которых в фок-мачте есть дымоходы. При передвижении на резервных котлах «Киров» может развить до 17 узлов – примерно половину максимальной скорости.

Вооружение

Главным оружием всех «Орланов» стали тяжёлые противокорабельные ракеты «Гранит». Эти крылатые ракеты могли оснащаться ядерной боевой частью и поражать любой корабль противника на дальностях свыше 600 км. Комплекс «Гранит» стал единственной системой вооружения, которая оставалась неизменной на всех кораблях проекта. Все остальные могли существенно отличаться.

В качестве основного средства противовоздушной обороны был выбран комплекс «Форт».

Это морская версия знаменитого ЗРК С-300, способная перехватывать даже баллистические ракеты. К моменту вступления «Кирова» в строй система ещё не была готова, и флоту он был сдан без «Форта». Первые три «Орлана» имелись по две пусковые установки, а на «Петре Великом» вторую точку заменили на установку для запуска модернизированных ракет «Форт-М».

Для самозащиты от «близколетящих» ракет и самолётов использовались зенитные ракеты «Оса», унифицированные с армейскими. Усовершенствованный ЗРК «Кинжал», более подходящий для флотской службы, успели установить только на «Пётр Великий».

Артиллерия «Кирова» оказалась уникальной среди всех «Орланов». В кормовой части крейсера разместили две артустановки АК-100, калибра 100 мм. Пушки комплектовались осколочно-фугасными снарядами и зенитными (с радиовзрывателями). Уже на следующем корабле эти орудия заменили одной двухпушечной установкой АК-130 с орудиями калибра 130 мм.

Малокалиберную зенитную артиллерию ближнего радиуса действия составили восемь установок с шестиствольными автоматическими пушками калибра 30 мм. На последнем корабле их заменили ракетно-артиллерийскими установками «Кортик».

Противолодочное вооружение «Кирова» тоже было разнообразным: ракето-торпеды «Метель», два пятитрубных торпедных аппарата, три реактивных бомбомёта.

Уже на следующем корабле – «Фрунзе» – использовались ракето-торпеды «Водопад», которые запускались из штатных торпедных аппаратов, не требуя отдельной пусковой установки. Бомбомёты РБУ-6000, начиная с третьего корабля – «Калинина» – заменили на РБУ-12000. Авиационное вооружение представлено тремя противоодочными вертолётами Ка-27, ангар для которых разместили под палубой.

История службы

Атомный ракетный крейсер «Киров», вступив в строй, обосновался на Северном флоте. Он считался полноправным «наследником» крейсера, сражавшегося с нацистами, ему перешли награды предшественника и звание краснознамённого. При вручении ордена и флага присутствовали ветераны экипажа первого «Кирова». Корабль исправно нёс службу, участвовал в учениях, а в 1983 году впервые вышел в боевой поход в Средиземноморье. В 1989 году принял участие в операции по спасению субмарины «Комсомолец».

Именно в этом походе на крейсере произошла авария, последствия которой сыграли в его судьбе отрицательную роль. Поломка редуктора, усугубленная затем проблемами с энергетической установкой, привела к тому, что с 1990 года тяжёлый крейсер в море не выходил, ожидая ремонта. Сорвалось и второе боевое дежурство «Кирова» в Средиземном море.

Вместо ремонта «дождались» развала Советского Союза и отсутствия средств на любой ремонт. Все «Орланы», кроме находящегося в достройке «Юрия Андропова», зачислили в резерв. В 1992 году крейсера переименовали, присвоив им имена флотоводцев. Крейсер «Киров» стал «Адмиралом Ушаковым», а «Фрунзе» и «Калинин» – «Адмиралами» «Лазаревым» и «Нахимовым».

Причём «Киров» переименовали только формально, а литеры с прежним названием даже не закрасили.

Недостроенный «Андропов» стал «Петром Великим» и ему повезло больше всех «систершипов». В условиях экономического кризиса «Петра Великого» удалось достроить и ввести в строй, сделав флагманом Северного флота. «Адмирал Ушаков», активно прослуживший всего десять лет, и даже «Нахимов», вступивший в строй только в 1988 году, ветшали в резерве без должного ухода. Кроме того, выяснилось, что крейсера проекта 1164 по боевым возможностям уступают «Орланам» не так сильно, а в эксплуатации гораздо проще и дешевле.

В 1999 году объявили о начале ремонтных работ на «Ушакове», ожидалось проведение модернизации. Фактически работы так и не начались, и в 2002 году крейсер вывели из состава флота, вернув ему при этом имя «Киров». Здесь стоит оговориться, что в СССР нередко переименовывали продаваемые на слом корабли, во избежание публикаций типа «Россию» продали на металл». Первое десятилетие нового века крейсер провёл в отстое. За него пытались бороться.

Ветераны крейсера обращались в правительство с просьбами спасти «Киров», символизирующий престиж флота – им отвечали, что атомоход вернут в списки флота и модернизируют. На практике же было принято окончательное постановление об утилизации корабля. В 2016 году начали выгрузку топлива из реакторов. Демонтажа ожидает и «Адмирал Лазарев», пробывший в строю всего пять лет. Вероятно, что после модернизации вступит в строй «Адмирал Нахимов».

Технические характеристики

Атомные крейсера проекта 1144 прямых аналогов не имели и не имеют. В американском флоте просто не было кораблей, перед которыми бы ставились аналогичные задачи.

«Орланы» должны были служить флагманскими кораблями, возглавлять соединения, прикрывать другие корабли от атак с воздуха и из-под воды, наконец, действовать самостоятельно.

Уникальность подтверждает и то, что в англоязычных источниках «Орланы» официально считаются линейными крейсерами – кроме них, ни один современный корабль к этому классу не причисляли. В США были построены четыре атомных ракетных крейсера типа «Вирджиния», но и по размерам, и по боевым возможностям они уступали советским.

Другой возможный «аналог» «Кирова», как ни странно, модернизированные в 80-е годы линкоры типа «Айова». Во всяком случае, их расконсервация была прямо связана с постройкой советских кораблей, и они должны были служить флагманами особых соединений, так называемых «Battleship Battle Groups».

 «Киров»USS VirginiaUSS Iowa
Длина, метров250179270
Водоизмещение, тонн258601166658400
Скорость хода, узлов313335
Ракетное вооружение20 ПУ ПКР «Гранит», 2 ПУ ЗРК «Форт», 2 ПУ ЗРК «Оса»,2 универсальные ПУ Мк26, 2 ПУ ПКР «Гарпун», 2 ПУ КР «Томагавк»4 ПУ ПКР «Гарпун», 8 ПУ КР «Томагавк»
Артиллерийское вооружение2 х 100 мм пушечные установки, 8 х 30мм зенитных автоматов АК-6302 х 127мм пушечные установки, 2 х 20мм зенитных автомата «Фаланкс», 2 х 25мм автоматические пушки, 6 х 12,7мм пулемётовх 3 406мм пушечные установки, 12 х 2 127мм пушечные установки, 4 х 20мм зенитных автомата «Фаланкс»
Противолодочное вооружениеПУ ПЛРК «Метель», 2 х РБУ-1000, 1 х РБУ-600, 2 х 533мм торпедных аппарата, 3 противолодочных вертолёта4 х 324мм торпедных аппарата,3 противолодочных вертолёта
Численность экипажа, человек8098091800

Крейсера «Вирджиния», в отличие от «Кирова», предназначались для сопровождения авианосцев. Их роль в ударной группе, прежде всего, обеспечивать противовоздушную и противолодочную защиту с помощью ракет «Стандарт» и противолодочных ракет ASROC. Пусковые установки крылатых ракет «Томагавк» для обеспечения ударных возможностей был добавлены позже. Корабли достаточно быстро списали, сочтя их эксплуатацию слишком невыгодной.

Сравнивать современные корабли с заложенными ещё до Второй Мировой воде бы некорректно, но сразу бросается в глаза, что зенитное и противолодочное вооружение модернизированных линкоров сводилось к «средствам самообороны». Задачи по прикрытию эскадры на них не возлагались – наоборот, это корабли ударной группы должны были прикрывать флагман.

Разумеется, артиллерийское вооружение «Айов» было несравнимо мощнее. Большой вес брони сильно увеличивал водоизмещение старых кораблей, а артиллерийские системы требовали большого количества обслуги.

Тяжёлые крейсера проекта «Орлан» оказались крайне мощными, защищёнными и универсальными кораблями.

Все реально имевшиеся недостатки кораблей были не просчётами конструкторов, а следствием проблем, существующих в самом государстве. Вины «Кирова» в том, что адмиралы не очень точно представляли, как его надо использовать, нет.

И тем более корабль не виноват в том, что страна уже к 1990 году с трудом изыскивала средства на его содержание. Хорошо, что хотя бы один корабль уникального класса удалось сохранить в боеготовом состоянии. И жаль, что головной «Киров», совершив всего один боевой поход, буквально сгнил в отстое.

Видео

warbook.club

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров»: fotoflota — LiveJournal

Головной корабль «Киров» положил начало серии советских тяжелых атомных ракетных крейсеров. Корабль спустили на воду 27 декабря 1977 года. Сделали это корабелы Балтийского завода Ленинграда. От краснознаменного балтийского крейсера Великой Отечественной он унаследовал имя «Киров».

Головной корабль проекта 1144 «Орлан» у пирса судоремонтного завода «Звёздочка».


30 декабря 1980 года крейсер завершил государственные испытания и вошел в состав Северного флота. 12 апреля 1981 года на нем торжественно подняли Краснознамённый Военно-морской флаг. Еще через три года «Киров» отправился в свою первую средиземку.

Впоследствии в кильватер «Кирову» в буквальном и переносном смыслах выстроились еще два атомных крейсера того же 1144-го проекта – «Фрунзе» (1984) и «Калинин» (1986).

«Киров» и его более молодые корабли-братья обладали сокрушительной силой: 20 пусковых установок ракетного комплекса «Гранит», зенитный комплекс «Форт» — 96 ракет, зенитный комплекс «Оса» — 40 ракет, а еще ракето-торпеды, корабельная артиллерия, свое звено палубных вертолетов, броня от 75 до 100 мм, полный ход в 32 узла.

Экипаж «Кирова» неоднократно завоевывал звание лучшего корабля Военно-морского флота по различным видам боевой подготовки. В январе 1985-го его морякам был вручен вымпел министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». Это был признанный флагман советского флота, и за время не столь уж долгой службы «Кирова» на его борту побывали многие представители руководства и военного командования нашей страны, а также и главы зарубежных государств.

После перестройки страна ударилась в пацифизм. Президент и правительство готовы были расцеловать каждого иностранца, кто похвалит их за любовь и верность идеалам демократии. С тех пор океанский флот России начал медленно умирать. В 1992 году крейсер «Киров» переименовали в «Адмирала Ушакова».

Самое странное, что через несколько лет этим именем назвали эсминец проекта 956.

 «Адмирал Ушаков» — «Киров»  уже много лет прикован к одному из причалов северодвинской «Звездочки». О его ремонте речь уже не идет, корабль будет утилизирован. Неясен только вопрос, кому предстоит раскошелиться на это дорогостоящее удовольствие — российскому бюджету или же тем странам, чьи корабли числились в вероятных противниках краснознаменного «Кирова». Не знаю правда или нет, но одна западная страна выделяла деньги и их попросту разворовали.

В 1997-м согласно совместному распоряжению начальника вооружения Вооруженных сил РФ, главкома ВМФ и министра экономики из-за отсутствия денег на ремонт корабль приговорили к утилизации. Эту кончину признали безвременной, поскольку срок службы «Кирова» истек бы лишь в 2010 году. Поэтому не все с произошедшим согласились. Сначала Государственная дума 13 января 1999-го приняла соответствующее постановление, а затем и Совет Федерации 14 октября того же года откликнулся постановлением, которое так и называлось – «О сохранении в боевом составе Военно-морского флота тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров».

На снимке 48-й экипаж и ветераны крейсера на встрече, посвященной 31-й годовщине подъема Военно-морского флага на ТАРКР «Киров». 14 апреля 2012 года. Фото: Кулешов Олег.

В прессе часто упоминают предстоящий ремонт всех крейсеров 1144. Поверьте мне, о ремонте крейсера «Киров» никакой даже речи не идёт. Совершенно точно будет ремонт крейсера «Калинин», он же «Адмирал Нахимов». Насчет тихоокеанского «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») у меня сведений нет.

Бывшая гроза морей —  атомный крейсер «Киров», на бортовой стали которого по-прежнему проступает яркая надпись – «Киров», доживает свой век у причала северодвинского предприятия «Звездочка». Что-то растащили на зип для крейсера «Пётр Великий», что-то просто порезали и сняли, но до сих пор, даже в таком состоянии корабль выглядит грозно и внушительно.

Командир 48-го экипажа Виталий Коноплёв. Фото: Кулешов Олег.

У моего коллеги по Воентернету a_roshka можно прочитать статью-интервью с капитаном крейсера «Киров».

fotoflota.livejournal.com

ТАРК «Киров». Пр.1144. #4: kuleshovoleg — LiveJournal

Привет, наконец скидываю все фотографии с дня поднятия флага Кирова который праздновали ещё в апреле. Кстати подумал насчет всего фото отчёта с возвращения викры.. оставлю его на ноябрь :), скоро зима, корабли «Застрянут» на заводах..фоткать будет нечего.. вот и будет материальчик, которым смогу Вас порадовать :).

Многие читатели блога конечно в курсе что это за корабль, но многие и не в курсе, поэтому чуток информации о нём. Киров» — российский тяжёлый атомный ракетный крейсер, головной корабль проекта 1144 «Орлан». Входит в состав Северного флота ВМФ России, с 1999 года находится на модернизации. С 1992 по 2004 год[источник не указан 328 дней] имел название «Адмирал Ушаков».

26 марта 1973 года на Балтийском Заводе было начато строительство первого головного корабля проекта 1144 — тяжёлого атомного ракетного крейсера (сокр. ТАРК) «Киров»

Две артилерийские установки АК-100

Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года. 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту. (На фото АК-630)

В 1992 году переименован в «Адмирал Ушаков».

В 1999 году корабль поставлен на модернизацию в Северодвинске, начата в 2003 году.

Википедия пишет «По состоянию на 2008 год предназначался для утилизации. По программе развития ВМФ планируется полная модернизация крейсера. Ввод в строй планируется не позднее 2020 года.» Но к сожалению вряд ли это произойдёт

Торжественное построение

Напротив Кирова стоит его брат Калинин, он же теперь Адмирал Нахимов. Его судьба более радостна чем у Кирова. Скоро на Адмирале нахимове начнут проводить полномосштабные работы, ну а в данный момент каждый день ведутся работы, но скорее как подготовка

Самый торжественный момент — подъем флага 🙂

Из Москвы на мероприятие приехали ветераны корабля.

Командир корабля (стоит спиной) и …..напомните кто это!?? Вылетело из головы 🙁

Справа на фото пристроился Викрамадитья ;). Авианосец который скажу даже «Строят» для ВМС Индии. Кто не видел фотки с возвращении Викры в Северодвинск, то смотрите тут )

Мимо колокола не мог пройти, обязательное фото 🙂

Так начинается самое интересное, а это конечно же внутренности корабля :). Всех фото я не скидываю, да и качество оставляет желать лучшего..

«С пожеланием попутных ветров от представителей военной части 87286. 22.04.1994. Сосновый Бор. Учебный центр ВМФ, в котором отрабатывают свои навыки экипажи современных субмарин, специалисты Научно-исследовательского технологического института имени А.П.Александрова участвуют в совершенствовании атомного подводного флота России. Подобный вроде был в Эстонии?

Экипажу атомного крейсера Киров, от экипажа РКР «Слава» (Он же теперь ркр Москва). К сожалению плохо сфоткал и надпись всю не разобрать.

На корабле есть ЛИФТ)) Для меня было такое удивление, я ведь на надподных кораблях был только на одной ПМ-63 и всё! А тут)). Жаль не работал! Хотя может работает, глупо что не подумал спросить. Кстати не один лифт судя по табличке 🙂

Алкоголя совсем нет :). Хотя был, для гостей (Жёны и родители)

От меня вопросы и вопросы, это ведь называют ходовой мостик!? Повторюсь, в кораблях я… (:

На вид пошарпанный, но бодренький внутри 🙂

Что это за «Терминатор»?

Собственно штурвал 🙂 или как назвать!?

Ещё один беленький член экипажа :). Служба у него проходит на Ура! Кстати вроде бы он не один на корабле, спрошу у ребят, интересно даже стало

Метель.

Я надеюсь всё же что Киров ещё послужит.. кто-то говорит «трата бабла» и «Зачем он нужен». По любому такой корабль нужен ВМФ России, тем более он такой универсальный..

РБУ 6000

Что за чудо!??

РБУ 1000, поищу на ютубе как она метает бомбы)) интересно даже стало. Кстати видео не нашёл! Помогите!)

kuleshovoleg.livejournal.com

Как атомный крейсер «Киров» отметил 35-летие: kuleshovoleg — LiveJournal

В середине апреля тяжелому атомному ракетному крейсеру «Киров» исполнилось 35 лет. С юбилеем экипаж поздравили: временно-исполняющий обязанности командира 16-й бригады Беломорской военно-морской базы капитан первого ранга Дмитрий Таран, главный инженер НИПТБ «Онега» Игорь Комаров, директор музея судостроительного предприятия «Звёздочка» Василий Кологриев, заместитель по воспитательной работе ракетного крейсера «Маршал Устинов» капитан третьего ранга Александр Семёнов и, конечно, ветераны крейсера «Киров».

Сразу предупреждаю, ничего грустного и негативного в этом посте не будет, поэтому воздержитесь от гневных комментариев по поводу скорой утилизации крейсера. В ближайшие дни подготовлю материал про сам корабль, вот там сможем погрустить. А сейчас, точнее ниже, будет только радость, улыбки и счастливые лица моряков, их семей и ветеранов корабля.

2.

Многие считают, что внутри «Кирова» сплошная темнота, холод, сырость и все разграблено, но это не так. Благодаря экипажу из 58 человек (в славные годы экипаж состоял из почти 750 человек) крейсер сложно назвать мёртвым, и вы убедитесь в этом в моём репортаже.

Не забывайте, что часть экипажа находится в дежурстве и на вахтах, а также обеспечивает взрывопожаробезопасность корабля, поэтому на торжественном построении на юте «Кирова» были не все моряки.

3.

Одна минута до торжественного подъема Военно-морского флага. Командный состав.

4..

Представитель ветеранской организации крейсера «Киров» (СПб) Альберт Акопян (командир БЧ-5)

5.

Жёны и дети моряков внимательно следили за своими мужьями и отцами. Малышня оказалась не промах, после подъема флага захватила управление над тяжелым атомным крейсером. Но про это чуть позже.

6.

В 8:30 построился экипаж, а в 9:00 под гимн Российской Федерации был поднят Военно-морской и флаги расцвечивания.

7.

Справа ветераны крейсера, слева экипаж.

8.

Военно-морской флаг до места! («До места!» — так звучит команда дежурного по кораблю, которая означает — флаг поднят!)

9.

После подъема флага наступила очередь торжественного митинга.

10.

Удалось сфотографировать часть новой формы.

11.

В ходе торжественного митинга, посвящённого 35-летию крейсера «Киров», отличившимся военнослужащим были вручены грамоты, объявлены благодарности от вышестоящего командования.

12.

Дежурный по кораблю

13.

14.

Обязательный фотоснимок на память.

15.

Моряков фотографирую часто, а с их родными практически нет слайдов. Поэтому воспользовался возможностью и исправил эту ситуацию. В этот день мне удалось сделать очень много семейных фотографий.

16.

Дети были привыкшие, фотографии около реактивно-бомбовых и артустановок никого не интересовали, все стремились в ходовой пост.

17.

Но чтобы не привлекать внимание взрослых, ребята делали вид, что им интересно фотографироваться на фоне оружия. На заднем плане корабельная артиллерийская установка АК-100.

18.

Ветераны крейсера тоже время не теряли.

19.

Памятные фото у корабельного колокола.

20.

Памятные фото у реактивно-бомбовой установки РБУ-1000

21.

Носовая надстройка «Кирова». На четвертом ярусе находится ходовой пост. Под ним блок флагманских кают. На правнуке «Кирова», тяжелом атомном ракетном крейсере «Пётр Великий», в этой части находится каюта Президента Российской Федерации, которую всегда охраняет рассыльный в парадной форме одежды, даже когда президента там нет. А на втором ярусе каюта командира.

22.

Внутри ходового поста царило оживление. Похоже корабль собирался выйти в море. Весь расчёт был на своих местах. Какой расчет скажете? — Корабль захватили дети!

Юный моряк следит за надводной обстановкой с помощью корабельного визира.

23.

Второй юный моряк занял место у машинного телеграфа

24.

Заложники детей!

25.

Хитрый взгляд. Мне даже показалось, что корабль дал ход :).

26.

Маленькие моряки взяли бразды управления атомным кораблём в свои руки. Смотрите, какая довольная ребятня. Это вам не в обыкновенной машине играть в водителя :).

27.

Кто-то не захотел присоединяться к захватчикам, а может просто решил отвлечь своего папу?

28.

Те, кто не захотел принимать участие в попытке увода корабля с предприятия «Звёздочка», находились в большой кают-компании. Там был банкет, посвящённый юбилею крейсера.

29.

Отвлекусь от сказок про захват корабля и скажу серьёзно — именно в этот момент мне стало не по себе, от того, что такой уникальный корабль скоро пойдёт под иголки. В этот день он был живее всех живых: жены моряков, дети, гости и сам экипаж, а в дополнение — выступление эстрадного ансамбля Беломорской Военно-морской базы «Северное Сияние» подчеркнули это.

30.

Ветераны вспоминали свою юность на корабле и оставляли памятные надписи на Военно-морских флагах.

31.

32.

Кто-то показывал свои фотографии.

33.

Кто-то делился своими историями о крейсере «Киров»

34.

Кто-то оказался под прицелом моего объектива

35.

Фото «тогда и сейчас». Ветераны сидят на баке, а именно на кожухе якорь-цепи. Отличий тогда и сейчас практически нет. Такие же молодые, как на старом фото, только теперь без сигаретки.

36.

Кстати, не забывайте смотреть на фон. Про интерьеры крейсера будет отдельная тема.

37.

38.

39.

Выступление эстрадного ансамбля Беломорской Военно-морской базы «Северное Сияние».

40.

41.

42.

43.

Кстати, если кто не в курсе, «Киров» находится у причала судостроительного предприятия «Звёздочка». У них есть свой блог в ЖЖ — zvezdochka_ru

44.

45.

kuleshovoleg.livejournal.com

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров». О корабле и экипаже из первых уст.: kuleshovoleg — LiveJournal

Я и army_reporter побывали на крейсере Киров. Подробности 🙂

Головной корабль проекта 1144 «Орлан» у пирса судоремонтного завода «Звёздочка».

Довелось побывать на борту большого атомного ракетного крейсера «Киров». Это головной корабль проекта 1144 «Орлан». С конца 90-х годов крейсер фактически ждет своей смерти – стоит у причальной стенки судоремонтного завода «Звездочка» в Северодвинске. Реакторы давно заглушены, вооружение снято, сырой ветер, безжалостная ржавчина и равнодушная пыль – главные стихии, с которыми теперь сражается «Киров».



Командир 48-го экипажа Виталий Коноплёв.

Но вот что удивительно. Кажется, в таких непростых обстоятельствах застанешь тут мрачных людей, которые ненавидят не только весь мир, но и самих себя. А тут в уютной командирской каюте встречает жизнерадостный улыбающийся крепыш в робе с надписью «Командир». Капитан 2-го ранга Виталий Коноплёв, 35 лет, потомственный офицер. Час пролетел незаметно за разговорами о том, как защищать Родину на корабле, который не выходит в море, кем здесь служит штурман и как управлять котом по кличке Боцман.


Рабочее место Боцмана на «Кирове».

Начали с самого простого: расскажите немного о себе.
– Родился в Калининграде в семье военнослужащего, окончил военно-морское училище. Из училища сразу попадаю на тяжёлый ракетный крейсер «Пётр Великий». После «Петра Великого» направляют меня командиром дивизиона на крейсер «Маршал Устинов». Здесь становлюсь помощником командира корабля. Затем поступил в Военно –морскую Академию. Потом были авианосец «Адмирал Кузнецов» и эсминец «Адмирал Ушаков» (до 2004 года — «Бесстрашный»). И вот уже с должности старшего помощника эсминца «Адмирал Ушаков» перехожу на командирскую должность этого крейсера.

Корабль специфический, не жалеете? Может быть вам надо адмиралом стать, флотом командовать? А вы у стенки стоите.
– Я в молодости, понятно, как и все хотел стать командующим хотя бы одним из флотов. Отец военный, знакомые и друзья тоже военные. На кухонных посиделках обсуждаются и осуждаются империалистические планы по захвату нашей Родины. Но жизнь и служба показывают, что Родину можно защищать разными способами.

То есть все-таки есть еще такая профессия – Родину защищать?
– Ну конечно. Сейчас не 90-е. Служили же тогда и ничего. Правда, из всех моих сокурсников, а это 84 курсанта, продолжают служить около 15 человек. Я общаюсь с ними по возможности. Одни ушли из-за отсутствия жилья, другие из-за маленького оклада, третьи по различным семейным обстоятельствам. Теперь, к примеру, не каждая женщина из Питера, переедет к мужу на службу в Гремиху.


Капитан 2-го ранга Виталий Коноплёв на главной палубе крейсера «Киров».

А что у вас тут за команда?
– Ну экипаж на самом деле тут специализированный. На 99% состоит из офицеров-выпускников технических училищ. Наша основная задача – не то, что предотвратить, а просто обнаружить на корабле взрыво-пожаро-угрозу и вовремя оповестить о ней завод. Но при этом у меня есть, например, штурман.

Штурман?!
– Конечно. Просто ему объяснили, что он на самом деле электрик. Или вот. Ангельский старпом.
В смысле покладистый?
– В смысле фамилия у него такая – Ангельский. Мой однокурсник по училищу. Есть кок. Хотя формально у нас тут нет для него оборудования, одно демонтировано, и питание наше организовано на берегу, но все-таки у нас тут команда. Поэтому мы с офицерами приносим из продовольственного пайка какие-то продукты, и он тут придумывает, что может.

Почему у крейсера вашего такая судьба?
– Потому что такая судьба. Власть на самом деле озабочена и очень старается не только возродить новый флот, но и сохранить имеющийся. Необходимо показать обществу: флот в России есть и он будет ходить в мировом океане. Другое дело, что эту задачу проще решать при помощи подводных крейсеров, а проекты типа нашего, они, скорее всего, слишком дороги для того, чтобы просто демонстрировать в море флаг.
А в чем смысл такого решения – тратить деньги, чтобы держать крейсер, который никогда не выйдет в море?


– Я думаю, необходимо не спонтанное, а системное решение, допустим, по всему проекту в целом.


На снимке 48-й экипаж и ветераны крейсера на встрече, посвященной 31-й годовщине подъема Военно-морского флага на ТАРКР «Киров». 14 апреля 2012 года.

А Путин или Медведев не были на вашем корабле, чтобы обсудить это решение? Вот на «Севмаше», на том берегу, они бывают частенько.
– Ну знаете, мы уж тут как-нибудь и так надежно послужим. А то для подготовки такого визита мне еще и в море придется выйти на веслах (смеется).

А в море-то вам хочется?
– Хочется. Но только хочется с порядочными и надежными людьми.
Что совсем не осталось порядочных и надёжных людей?
– Есть, конечно. Все-таки в конечном счете капитан формирует команду. Но как сказать? Конкуренция сейчас в армии очень большая. Многих ведь вывели за штат. Платят оклад за звёзды только. Прилично, кстати, вполне. Скажем, капитан 2-го ранга за штатом, сейчас получает как генеральный директор коммерческого предприятия. Но все равно люди ходят, ищут, куда устроиться. И люди ходят, будем говорить, разные.

С людьми – вечная проблема. Давайте тогда поговорим о крейсере.
– Отличный корабль. Считается, что по обитаемости он лучший. Каюты в два раза больше, чем на эсминцах и на крейсерах проекта 1164. На авианосце «Адмирал Кузнецов» вообще есть каюты без иллюминаторов, а тут во всех каютах иллюминаторы есть. Со слов судостроителей, «Киров» имеет самый крепкий корпус из кораблей своего проекта. В 81-году он вошёл в состав 7-й оперативной эскадры. Совершил два дальних похода. Участвовал в спасении экипажа подводной лодки «Комсомолец». Во время второго большого похода выявились неполадки в атомном реакторе. В 1999 году крейсер отправляют на ремонт в Северодвинск. С тех пор он стоит. Большинство оборудования демонтировано. Оба реактора находятся в состояния «отстоя» — заморожены, запустить их невозможно.


Палуба на баке тяжёлого ракетного крейсера «Киров».

То есть это мертвый фактически корабль. Крысы тут есть?
– Крыс нет. Но не потому что мертвый. У нас коты и кошки. В прошлом году кошка родила четырёх котят, два белых, и по одному серому и чёрному. У меня, например, есть личный командирский кот. Зовут Боцман.
С этими словами командир уходит в соседнее помещение и выносит оттуда черного сонного негодяя. Взгляд у него плутоват, манеры флотские. Судьба его вполне метафорична и показательна. Служба Боцман устроена так. Он исправно служит Родине на «Кирове», на выходные капитан берет его домой. А там государство олицетворяет стерилизованная кошка. Как говорит командир Виталий Коноплёв, она не очень понимает, чего от нее хочет Боцман.


kuleshovoleg.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *