Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова
КАЗАНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД им. С.П. ГОРБУНОВА – ФИЛИАЛ ПAO «ТУПОЛЕВ» — современное предприятие с высоким интеллектуальным и техническим потенциалом, являющееся уникальным авиастроительным комплексом в Российской Федерации. За годы своего существования завод выпустил 22 типа авиационной техники общим числом более 20 тысяч, к числу которых относятся всемирно известные самолеты Пе-2, Пе-8, Ту-16, Ту-104Б, Ту-22МЗ, Ту-160, Ил-62М.
История предприятия ведется с 14 мая 1927 г., когда в свет вышло постановление Совета Труда и Обороны СССР об организации Государственного авиационного завода №7 в Москве, который по истечении 5 месяцев получил инвентарный номер – 22. Тогда перед предприятием была поставлена задача чрезвычайной важности – в кратчайшие сроки обеспечить выпуск отечественных цельнометаллических самолетов – разведчиков АНТ-3.
С 1927 по 1931 г. коллектив завода освоил массовое производство самолетов, спроектированных в ОКБ А.Н. Туполева: АНТ-3, двухмоторных бомбардировщиков АНТ-4, истребителей типа АНТ-5, дальних четырехмоторных бомбардировщиков АНТ-6. На самолете АНТ-4 «Страна Советов» в 1929 году был совершен перелет Москва – Нью-Йорк – Москва, продемонстрировавший всему миру достижения советского авиастроения и мастерство советских летчиков.
Пять лет спустя именно на АНТ-4 Анатолий Ляпидевский вывез женщин и детей, участвовавших в экспедиции парохода «Челюскин», затонувшего в Северном-Ледовитом океане.
В 1931 году завод приступил к серийному производству самолета АНТ-7 — самолета-разведчика, истребителя дальнего сопровождения, бомбардировщика, торпедоносца. Ранее в серию был запущен пассажирский АНТ-9. Решение о его запуске в серию было принято с самого начала проектирования, поэтому выпуск самолета начался уже в 1929 году. Опытный образец АНТ-9 был построен в рекордно короткий срок – всего за 4,5 месяца, а затем был выставлен на Красной площади, как символ могущества отечественного авиастроения.
В 1933 году в авиационной катастрофе погиб директор предприятия Сергей Петрович Горбунов. Благодаря его грамотному руководству казанский авиазавод был награжден первой правительственной наградой – орденом Ленина за освоение строительства специальных типов тяжелых самолетов и хорошую организацию работ. По просьбе коллектива заводу было присвоено его имя.
Авиазавод в Казани, история которого началась на 5 лет позже московского, был объявлен ударной стройкой пятилетки. К 1934 году на месте пустырей и болот был возведен промышленный комплекс по производству самолетов. Первенцем Казанского авиазавода стал спортивно-тренировочный самолет КАИ-1, поднявшийся в небо в 1935 году. Это был двухмоторный пятиместный низкоплан. Предполагалось выпускать его как пассажирский самолет для обслуживания местных авиалиний и как самолет военного типа. Еще через 2 месяца КАИ-1 принял участие во Всесоюзном перелете спортивно-учебных самолетов, организованном редакцией газеты «Правда» и Центральным советом ОСОАВИАХИМа, в результате чего он получил самую высокую оценку у специалистов.
>В 1939 году на Казанском авиазаводе был построен АНТ-20бис – аналог знаменитого самолета «Максим Горький». Уже к концу 30-х годов построенный в Казани авиазавод сумел поставить на крыло несколько типов самолетов: дальний бомбардировщик ДБ-А, тяжелый бомбардировщик Пе-8, пассажирский самолет Ли-2.
В ноябре 1941 года с началом Великой Отечественной войны на территорию казанского предприятия был эвакуирован авиационный завод №22 из Москвы. 26 декабря 1941 г. приказом Наркомата авиапромышленности Московский авиазавод №22 и Казанский авиазавод №124 были объединены. Предприятие получило название «Казанский авиационный завод №22 им. С.П.Горбунова».
В годы Великой Отечественной войны Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8. Каждые сутки завод отправлял на фронт по 10-12 боевых самолетов Пе-2. За годы войны их было выпущено более 10 тысяч. Пе-2 стал основным бомбардировщиком отечественных ВВС.
За боевые заслуги на фронтах Великой Отечественной войны 14 работников завода были удостоены звания «Герой Советского Союза», а коллектив завода в 1945 году награжден вторым орденом – орденом Красного Знамени, за образцовое выполнение задания Правительства по производству боевых самолетов. На вечное хранение заводу было передано переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР.
С окончанием Великой Отечественной войны в цехах Казанского авиазавода №22 внедрялись прогрессивное оборудование и оснащение, осваивались передовые технологии, совершенствовалась организация труда.
В 1945 году наркоматом было принято решение о запуске в производство на Казанском авиазаводе дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4 – первого советского носителя атомного оружия. В рекордные сроки, за 1,5 года, коллектив завода смог поставить этот самолет на крыло. В Казани было выпущено более 600 машин, которые стали основой стратегической авиации страны.
Новую эпоху отечественной дальней авиации открыл самолет Ту-16 с турбореактивными двигателями, который был призван заменить винтомоторный бомбардировщик Ту-4, вдвое превосходя его по скорости.
Уже через 5 лет успешного производства и эксплуатации Ту-16 Совет Министров СССР принимает решение о постановке на производство пассажирского авиалайнера Ту-104 на базе бомбардировщика Ту-16. В 1956 году Советское Правительство принимает решение о всемерной поддержке отечественного авиастроения. Первым шагом в этом направлении был заказ на модификацию Ту-104 – Ту-110 для государственных нужд. Тогда все советское правительство пересело на самолеты, собранные на Казанском авиазаводе им. С.П.Горбунова. Еще через 10 лет
высшее руководство страны будет летать на дальнемагистральных Ил-62М, также изготовленных на казанском авиационном объединении.
Параллельно продолжает развиваться и дальняя авиация: дозвуковые дальние бомбардировщики – ракетоносцы Ту-22, производившиеся на заводе в 1960 -1969 гг., отличались высокой надежностью и отличными пилотажными качествами. Казанский авиазавод выпустил 311 самолетов Ту-22 различных модификаций.
В период с 1970 по 1990 г. были освоены и запущены в серийное производство сверхзвуковые дальние бомбардировщики и ракетоносцы Ту-22М, Ту-22М2, Ту-22М3 и сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. В связи с этим на объединении практически вдвое увеличилось количество производственных площадей, обновился парк технологического оборудования.
В 1971 году за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию производства новой техники завод был награжден орденом Ленина, а в 1977 году за заслуги в создании и производстве новой авиационной техники – орденом Октябрьской революции.
В середине 1990-х Казанский авиазавод им. С.П. Горбунова совместно с КБ «Туполев» начинает разработку и освоение производства пассажирского авиалайнера Ту-214. В 1996 году состоялся первый полет серийного самолета.
22 октября 2009 г. ПАО «КАПО им. С.П. Горбунова» вошло в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК»), образованной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 2006 г.
На 5-ой международной авиакосмической выставке «АКТО — 2010» в Казани было подписано соглашение между Правительством Республики Татарстан и ПАО «ОАК» о комплексном развитии ПАО «КАПО им. С.П.Горбунова» В соглашении оговариваются обязательства сторон по увеличению объема производства самолетов, в том числе Ту-214 специального назначения, общим количеством не менее 4-х лайнеров в год, а также развитие ряда других перспективных проектов предприятия. Данное соглашение стало вторым по счету – в августе 2008 года на 4-ой выставке «АКТО — 2008» между Кабинетом Министров Республики Татарстан, ПАО «ОАК» и ПАО «КАПО им. С.П.Горбунова» был подписан документ, регулирующий взаимодействие сторон в привлечении дополнительных инвестиционных ресурсов для развития ПАО «КАПО им. С.П.Горбунова».
В 2012 году на предприятии был проведен первый этап реконструкции аэродромного комплекса предприятия. За счет средств Федеральной целевой программы (ФЦП) была полностью переложена взлетно-посадочная полоса, обновлены сигнальные посадочные огни.
В марте 2013 года Советом директоров ПАО «ОАК» было принято решение об интеграции двух предприятий: ПАО «КАПО им. С. П. Горбунова» и ПАО «Туполев». Реорганизация компаний завершилась в июне 2014 года путем присоединения ПАО «КАПО им. С.П. Горбунова» к ПАО «Туполев». Новое предприятие в Казани получило название Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев» (КАЗ им. С.П.Горбунова).
На данный момент КАЗ им. С.П. Горбунова — единственное предприятие в России, которое способно выпускать стратегические бомбардировщики последнего поколения, потребность в которых определяется военной оборонной доктриной нашего государства.
Хорошо зарекомендовав себя в эксплуатации на пассажирских перевозках, самолет был выбран в качестве базового для создания целого ряда самолетов специального значения. По спецзаказу Управления делами Президента РФ силами ПАО «Туполев» были разработаны специальные модификации Ту-214. Дальность полета этих спецбортов увеличена до 10 000 км за счет установки дополнительных топливных баков. Самолет Ту-214 стал также оптимальным лайнером для производства самолетов для Министерства обороны РФ. В частности, на КАЗ им. С.П. Горбунова осуществляется выпуск Ту-214ОН, разработанного для реализации Международного проекта «Открытое небо».
Кроме того, на предприятии производится капитальный ремонт и модернизация стратегического ракетоносца Ту-160, а с 2011 года – и бомбардировщика Ту-22М3.
Еще одно перспективное направление деятельности завода — развитие производства по кооперации. Сейчас на предприятии ведется активная работа по освоению выпуска оперения для самолета Ил-76-МД-90А.
Осваивая производство новых типов самолетов, КАЗ им. С.П. Горбунова постоянно совершенствует свою производственную базу, уделяя внимание техническому оснащению производства современным оборудованием и внедрению передовых и уникальных технологий. Одним из главных направлений развития предприятия является ориентация на современные компьютерные технологии автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства – все это обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества.
test.tupolev.ru
Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова
Казанский авиационный завод имени Горбунова – ведущее российское авиапредприятие, специализирующееся на сборке стратегических бомбардировщиков, самолётов гражданского и специального назначения. С 2013 года является филиалом ПАО «Туполев».
Описание
ОАО «Казанский авиационный завод» размещается в столице Татарстана — в Казани. Помимо основного производства в его ведении находится расположенный рядом испытательный аэродром Борисоглебское. Предприятие сыграло важную роль в обороноспособности страны. Здесь производились дальнемагистральные бомбардировщики стратегического назначения, в том числе способные транспортировать ядерное оружие.
КАЗ обладает высоким научно-производственным потенциалом. Накопленный опыт позволяет браться за разработку передовых проектов. В его стенах собирают специализированные лайнеры высочайшей надёжности для Управделами Президента РФ, Генерального штаба, разведывательных структур.
Трудовые будни
Казанский авиационный завод первоначально создавался как филиал Московского авиазавода. Закладка первого цеха началась в 1932 году, к 1935-му основные сооружения были возведены. Параллельно строился моторный завод, жилой массив «Социальный городок». Однако накатившие репрессии привели к кадровой чехарде, и реальный выпуск самолётов удалось организовать только в 1938 году.
Первоначальные планы были грандиозными – собирать гигантов неба АНТ-16, АНТ-20 («Максим Горький»), АНТ-26 (с 16-тонной бомбовой нагрузкой и 95-метровым размахом крыльев). Впрочем, дальше бумаги планы не пошли. Из трёх заложенных на стапелях в 1936 году тяжёлых самолётов АНТ-20бис только к 1939 году удалось собрать первый из них (при госзаказе на 18 единиц). Неудачным оказался и опыт производства бомбардировщиков ДБ-А «Аннушка».
Во славу Родины
В 1939 году Казанский авиационный завод приступил к освоению новой модели «Машина №2» — будущий Пе-8 конструкции Петлякова. Дальний 4-моторный бомбардировщик-транспортник стал основным в ДБА РККА и принёс заводу заслуженную трудовую победу. Пе-8 (АНТ-42) стал первым советским скоростным высотным самолётом класса «Летающая крепость». Он обладал элегантными обтекаемыми формами в противовес угловатым «тихоходам» предыдущих поколений.
Чуть позже основной моделью для завода стал пикирующий бомбардировщик того же конструктора Пе-2. За годы войны КАЗ собрал порядка 10000 машин. Производство работало без остановок, выходных и праздников.
Завод стратегического значения
Вторая мировая война показала важность тяжёлых бомбардировщиков дальнего действия, способных парализовать инфраструктуру и производство противника. С разработкой более мощных бомб их эффективность возросла. В первые мирные годы Казанский авиационный завод выпускал под маркой Ту-4 копию отлично зарекомендовавшей американской модели В-29. Однако поршневой самолёт с дальностью полёта чуть более 5000 км не являлся континентальным. А именно США стал главным геополитическим противником СССР.
Прорывным стал реактивный стратегический самолёт Ту-16, способный выступать как в роли бомбардировщика, так и в роли ракетоносца, разведчика, заправщика и т. д. Скорость в 980 км/час и высота подъёма до 13400 м позволяли достаточно легко преодолевать линии ПВО противника. Впрочем, его дальность полёта была ещё меньше, чем у Ту-4 – 4000 км. Он был эффективен против корабельных соединений, дополнил огневую мощь ВМФ СССР и береговой обороны. Первый серийный аппарат был изготовлен на КАЗе в 1953 году. По статистике, Ту-16, выведенный из системы ВВС России только в 90-е годы, является самым долгоживущим самолётом в мире. Его модифицированные аналоги продолжают службу в Китае и ряде других стран.
Следующим этапом стало семейство дальних дозвуковых стратегических ракетоносцев Ту-22. Базовая модель выпускалась с 1960 по 1966 годы. Всего было собрано 311 единиц. С 1967-го по 1990-й производились модификации Ту-22М (0-1), Ту-22М2 и Ту-22М3 с улучшенной аэродинамикой и теххарактеристиками.
Гражданские самолёты
Помимо боевой авиатехники, Казанский авиационный завод производил пассажирские реактивные лайнеры. В начале 50-х правительство поручило на базе удачной модели Ту-16 сконструировать самолёт для перевозки пассажиров и грузов. В результате создали Ту-104 – первый в СССР пассажирский авиалайнер на реактивной тяге. В 1956 создана улучшенная модификация Ту-110 для партийного аппарата и генеральных секретарей.
В 60-х годах часть мощностей была переориентирована под транспортно-пассажирский дальнемагистральный Ил-62, который сменил Ил-62М. До 1994 было изготовлено 278 аппаратов обеих модификаций. В середине 90-х КАЗ освоил модель Ту-214, прошедшую сертификацию в 1997 году. Сейчас в КБ работают над проектами ближнемагистрального пассажирского Ту-324 и транспортника Ту-330.
«Белый лебедь»
18.12.1981 первый полёт совершил невиданный ранее сверхтяжёлый бомбардировщик Ту-160, именуемый в НАТО «Блэкджек». Его уникальная форма со стреловидным крылом в полёте напоминает гордого грациозного лебедя. Оттого в России его ласково называют «Белым лебедем».
Хотя производство его было прекращено, Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова от президента получил распоряжение возобновить сборку стратегического бомбардировщика с улучшенной авионикой, новыми электронными и техническими компонентами. Дальность почти 14000 км позволяет поражать цели на других континентах. Ту-160 составляют основу авиационного компонента «ядерной триады» России.
Продукция
На сегодня КАЗ выполняет следующие работы:
- Модернизация Ту-22М3.
- Производство, обслуживание Ту-160.
- Производство, обслуживание модификаций Ту-214.
- Обслуживание Ил-62М.
- Производство самолётов специального назначения.
- Разработка новых самолётов.
Казанский авиазавод остаётся признанным авторитетом в авиастроении. Слияние с ПАО «Туполев» ускоряет внедрение новых образцов летательных аппаратов и позволяет унифицировать производство.
fb.ru
Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова — ВиКи
Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе
В 1932 году в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 году получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе».
В период становления (1934—1936 годы) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолёт — 6-моторный АНТ-20бис (ПС-124, МГ-бис), самолёт КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелёте спортивно-учебных самолётов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полёта и грузоподъёмности).
В 1937 году начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет[1] (всего было построено 93 самолёта)[2]. На этих самолётах были осуществлены первая бомбардировка Берлина (в 1941 году) и перелёт в США советской дипломатической делегации (1942 год).
В 1940 году началась подготовка к производству пассажирского самолёта ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено 10 машин).
К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Руководители предприятия в 1932—1941 годах:
Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова
14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве[4]. В 1933 г. ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В том же году завод был награждён орденом Ленина.
Руководители предприятия:
В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Число работающих составляло около тридцати тысяч человек.[5]
Во время Великой Отечественной войны
Мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (1940-е годы)Прибытие квалифицированных специалистов помогло решить проблему кадров, существовавшую на заводе до войны.
Завод был полностью перевооружён технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. Была реорганизована служба подготовки производства.
Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объём валовой продукции возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 г. (свыше 1100 процентов).[5] В последующие годы темпы роста также оставались высокими.
Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10 — 12 самолётов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.
За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.
Значительным итогом военной перестройки стали резкое повышение технического уровня и рост производительности труда.
В послевоенные годы
Во второй половине 1945 года, в соответствии с требованиями мирного времени, объёмы производства на заводе стали резко сокращаться.
В конце 1945 года было начато освоение дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-4, который по своим тактико-техническим параметрам и конструктивно-техническим характеристикам значительно превосходил ранее выпускавшиеся самолёты.
Была произведена коренная перестройка завода: созданы 3 цеха (в том числе — плазово-шаблонный), переоборудовано 7 механических и инструментальных и 6 агрегатных цехов, введены в строй новые поточные линии. Производство оснащено новым специализированным оборудованием, оснасткой, шаблонами, освоены новые технологические процессы: многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литьё, и другие.[5]
Рабочие Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова на учёбе (1940-е годы)В 1947 году началось серийное производство бомбардировщика Ту-4, завод стал головным предприятием по выпуску этих машин. 3 августа 1947 года три серийных самолёта Ту-4 и самолёт Ту-70 (пассажирский вариант) приняли участие в авиационном параде в Тушино.
В 1951 году были введены в строй Лётно-испытательная станция, ангар для доводки самолётов непосредственно на аэродроме, запущен специальный цех по изготовлению наземного радиолокационного оборудования.
В 1952 году выпуск самолёта Ту-4 был прекращён (всего выпущено 655 машин) и завод начал освоение уникального по своим лётно-техническим характеристикам реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16.
Были усовершенствованы технологии: впервые освоены обработка крупногабаритного электронного литья (люков, фонарей), новые методы фрезерования, групповая прессовая клёпка, изготовление герметичных агрегатов. Введены панелирование, механическая обработка стыковых поверхностей и отверстий разъёмов агрегатов, разработаны специальные плазы для изготовления электрожгутов, освоен монтаж коммуникаций систем по увязанным с плазами приспособлениям, и другое.
За период производства самолётов Ту-16 было изготовлено 799 машин свыше десяти модификаций (одной из крупных модификаций был пассажирский самолёт Ту-104Б — выпущено около ста машин). Самолёты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство самолёта Ту-16 завершилось в 1963 г.
В 1957—1962 годах завод значительно нарастил мощности (основных фондов — на 18 процентов, оборудования — на 13 процентов, площадей — на 8 процентов), что позволило сократить сроки освоения самолёта нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. На территории завода для его испытаний была сооружена новая взлётно-посадочная полоса. В 1961 г. три самолёта Ту-22 участвовали в авиационном параде в Тушино. В 1962 году самолёт был принят на вооружение (всего выпущено свыше 300 машин, в том числе на экспорт в Ирак и Ливию).
В 1962—1964 годах на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-62, позднее — его модификации Ил-62М (всего до конца 1994 г. было выпущено 278 самолётов), которые экспортировались в девять стран мира.
В конце 1960-х годов было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М (с сохранением схемы Ту-22, но улучшенными лётно-техническими характеристиками), опытный экземпляр которого впервые создавался непосредственно на заводе. В 1969 году начался его серийный выпуск (было построено 497 машин различных модификаций). Самолёты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.
В 1967 году был создан филиал завода в городе Лениногорск, в котором организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».
В 1971 году за успешное выполнение пятилетнего плана завод был награждён орденом Ленина, в 1977 году — за заслуги в производстве авиационной техники — орденом Октябрьской Революции.
Руководители предприятия в 1942—1994 гг.
КАПО им С. П. Горбунова -> Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова
Административное здание КАПО им. С. П. Горбунова (2011 г.)В 1978 г. завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова.
В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного (длина — 54,1 м, размах крыла — 55,7/35,6 м) и одного из самых мощных в мире боевых самолётов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. В связи с этим почти вдвое увеличилось количество производственных площадей, был обновлён парк технологического оборудования, основу которого составили станки с числовым программным управлением и высокопроизводительные центры. Был освоен ряд уникальных технологических процессов, в том числе вакуумная электронно-лучевая сварка толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов, не имевшая аналогов в мире (к 1992 г. выпущено 27 машин).
Разразившийся в конце 1980-х — 1990-х гг. кризис авиационной промышленности крайне болезненно отразился на состоянии КАПО им. С. П. Горбунова. Однако производство самолётов на предприятии не прекратилось, хотя и было сведено к минимуму.
Начиная с 1990-х гг., КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолётов в соответствии с требованиями заказчика. Был освоен ремонт ранее выпущенных заводом военных и гражданских самолётов, расширен ассортимент выпускаемых товаров народного потребления. Произведена структурная реорганизация предприятия на основе хозрасчёта подразделений.
В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214, который прошёл в 1997 г. государственную сертификацию.
Продолжались работы по технической реконструкции и перевооружению объединения. В 2000 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь кузнечного корпуса. Смонтированы современные клепальные автоматы, позволяющие обеспечить качество сборки крыльев и фюзеляжей самолётов, соответствующее уровню мировых стандартов.
В 2001 г. предприятие получило свидетельство об одобрении производства самолёта Ту-214 (единственное в России). В том же году самолёт был представлен на 44-м международном аэрокосмическом салоне «Ле Бурже» (Франция).
Ту-22м3 на постаменте возле Казанского авиационного завода им С. П. ГорбуноваВ соответствии с Федеральной программой «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002—2010 и на период до 2015 года» КАПО им. С. П. Горбунова было определено головным исполнителем по созданию модификаций самолёта Ту-214, а также самолётов Ту-324 и Ту-330.
В 2002 г. КАПО им. С. П. Горбунова приобрело статус федерального государственного унитарного предприятия.
В апреле 2008 г. оно было преобразовано в открытое акционерное общество, в ноябре 2009 г. вошло в Объединённую авиастроительную корпорацию[7].
Реструктуризация Объединённой авиастроительной корпорации привела к объединению ОАО «Туполев» и Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова в вертикально-интегрированный комплекс. Начавшаяся в 2013 году консолидация должна обеспечить более эффективное взаимодействие предприятий в области стратегической и специальной авиации[8]. В июне 2014 г. переименовано в Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова — филиал ОАО «Туполев».
Руководители предприятия с 1994 г.
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Литвинов, Юрий Дмитриевич | род. в 1939 | 1994—1996 |
Хайруллин, Наиль Гумерович | род. в 1945 | 1996—2007 |
Каюмов, Васил Кадымович | род. в 1958 | 2007—2013 |
Бобрышев, Александр Петрович | род. в 1949 | 2013—2014 |
Савицких, Николай Владимирович | род. 5 апреля 1960 | с 17 января 2014 |
За 75 лет своего существования предприятие освоило и осуществило выпуск 34 типов и модификаций авиационной техники общим числом более 20 тысяч единиц.[9]
По состоянию на 2006 г., свыше тысячи работников предприятия были удостоены государственных наград, в том числе: званий Героя Советского Союза — 13 человек, Героя Социалистического Труда — 4 человека, лауреата Государственной премии СССР — 5 человек, заслуженного машиностроителя Российской Федерации и Республики Татарстан — 5 человек, заслуженного лётчика-испытателя СССР и Российской Федерации — 2 человека.[10].
www.xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai
Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова
Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова — одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности России.
Находится в восточной части Авиастроительного района города Казани у улиц Максимова и Академика Павлова посёлка-микрорайона Караваево. Имеет расположенный рядом также в черте города заводской аэродром «Борисоглебское».
Производит военные и гражданские самолёты, а также товары народного потребления.
Наряду с расположенным рядом ОАО КМПО, является одним из районообразующих предприятий.
История предприятия[править]
Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе[править]
В 1932 году в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 году получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе».
В период становления (1934—1936 годы) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолёт — 6-моторный АНТ-20бис (ПС-124, МГ-бис), самолёт КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелёте спортивно-учебных самолётов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полёта и грузоподъёмности).
В 1937 году начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет[1] (всего было построено 93 самолёта)[2]. На этих самолётах были осуществлены первая бомбардировка Берлина (в 1941 году) и перелёт в США советской дипломатической делегации (1942 год).
В 1940 году началась подготовка к производству пассажирского самолёта ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено 10 машин).
К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Мемориал (обелиск) в честь работников завода, погибших во время Великой Отечественной войны (расположен в сквере напротив проходной предприятия)Руководители предприятия в 1932—1941 годах:
Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова[править]
14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве[4]. В 1933 г. ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В том же году завод был награждён орденом Ленина.
Руководители предприятия:
В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Число работающих составляло около тридцати тысяч человек.[5]
Во время Великой Отечественной войны[править]
Мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (1940-е гг.)Прибытие квалифицированных специалистов помогло решить проблему кадров, существовавшую на заводе до войны.
Завод был полностью перевооружён технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. Была реорганизована служба подготовки производства.
Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объём валовой продукции возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 г. (свыше 1100 процентов).[5] В последующие годы темпы роста также оставались высокими.
Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10 — 12 самолётов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.
За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.
Значительным итогом военной перестройки стали резкое повышение технического уровня и рост производительности труда.
В послевоенные годы[править]
Во второй половине 1945 года, в соответствии с требованиями мирного времени, объёмы производства на заводе стали резко сокращаться.
В конце 1945 года было начато освоение дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-4, который по своим тактико-техническим параметрам и конструктивно-техническим характеристикам значительно превосходил ранее выпускавшиеся самолёты.
Была произведена коренная перестройка завода: созданы 3 цеха (в том числе — плазово-шаблонный), переоборудовано 7 механических и инструментальных и 6 агрегатных цехов, введены в строй новые поточные линии. Производство оснащено новым специализированным оборудованием, оснасткой, шаблонами, освоены новые технологические процессы: многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литьё, и другие.[5]
Рабочие Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова на учёбе (1940-е гг.)В 1947 году началось серийное производство бомбардировщика Ту-4, завод стал головным предприятием по выпуску этих машин. 3 августа 1947 года три серийных самолёта Ту-4 и самолёт Ту-70 (пассажирский вариант) приняли участие в авиационном параде в Тушино.
В 1951 году были введены в строй Лётно-испытательная станция, ангар для доводки самолётов непосредственно на аэродроме, запущен специальный цех по изготовлению наземного радиолокационного оборудования.
В 1952 году выпуск самолёта Ту-4 был прекращён (всего выпущено 655 машин) и завод начал освоение уникального по своим лётно-техническим характеристикам реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16.
Были усовершенствованы технологии: впервые освоены обработка крупногабаритного электронного литья (люков, фонарей), новые методы фрезерования, групповая прессовая клёпка, изготовление герметичных агрегатов. Введены панелирование, механическая обработка стыковых поверхностей и отверстий разъёмов агрегатов, разработаны специальные плазы для изготовления электрожгутов, освоен монтаж коммуникаций систем по увязанным с плазами приспособлениям, и другое.
За период производства самолётов Ту-16 было изготовлено 799 машин свыше десяти модификаций (одной из крупных модификаций был пассажирский самолёт Ту-104Б — выпущено около ста машин). Самолёты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство самолёта Ту-16 завершилось в 1963 г.
В 1957—1962 годах завод значительно нарастил мощности (основных фондов — на 18 процентов, оборудования — на 13 процентов, площадей — на 8 процентов), что позволило сократить сроки освоения самолёта нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. На территории завода для его испытаний была сооружена новая взлётно-посадочная полоса. В 1961 г. три самолёта Ту-22 участвовали в авиационном параде в Тушино. В 1962 году самолёт был принят на вооружение (всего выпущено свыше 300 машин, в том числе на экспорт в Ирак и Ливию).
В 1962—1964 годах на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-62, позднее — его модификации Ил-62М (всего до конца 1994 г. было выпущено 278 самолётов), которые экспортировались в девять стран мира.
В конце 1960-х годов было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М (с сохранением схемы Ту-22, но улучшенными лётно-техническими характеристиками), опытный экземпляр которого впервые создавался непосредственно на заводе. В 1969 году начался его серийный выпуск (было построено 497 машин различных модификаций). Самолёты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.
В 1967 году был создан филиал завода в городе Лениногорск, в котором организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».
В 1971 году за успешное выполнение пятилетнего плана завод был награждён орденом Ленина, в 1977 году — за заслуги в производстве авиационной техники — орденом Октябрьской Революции.
Руководители предприятия в 1942—1994 гг.
КАПО им С. П. Горбунова[править]
www.wikiznanie.ru
Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова
Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова — одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности России.
Находится в восточной части Авиастроительного района города Казани у улиц Максимова и Академика Павлова посёлка-микрорайона Караваево. Имеет расположенный рядом также в черте города заводской аэродром «Борисоглебское».
Производит военные и гражданские самолёты, а также товары народного потребления.
Наряду с расположенным рядом ОАО КМПО, является одним из районообразующих предприятий.
История предприятия[править]
Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе[править]
В 1932 году в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 году получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе».
В период становления (1934—1936 годы) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолёт — 6-моторный АНТ-20бис (ПС-124, МГ-бис), самолёт КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелёте спортивно-учебных самолётов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полёта и грузоподъёмности).
В 1937 году начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет[1] (всего было построено 93 самолёта)[2]. На этих самолётах были осуществлены первая бомбардировка Берлина (в 1941 году) и перелёт в США советской дипломатической делегации (1942 год).
В 1940 году началась подготовка к производству пассажирского самолёта ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено 10 машин).
К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Мемориал (обелиск) в честь работников завода, погибших во время Великой Отечественной войны (расположен в сквере напротив проходной предприятия)Руководители предприятия в 1932—1941 годах:
Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова[править]
14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве[4]. В 1933 г. ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В том же году завод был награждён орденом Ленина.
Руководители предприятия:
В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Число работающих составляло около тридцати тысяч человек.[5]
Во время Великой Отечественной войны[править]
Мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (1940-е гг.)Прибытие квалифицированных специалистов помогло решить проблему кадров, существовавшую на заводе до войны.
Завод был полностью перевооружён технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. Была реорганизована служба подготовки производства.
Переломным в развитии завода стал 1942 г.: объём валовой продукции возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 г. (свыше 1100 процентов).[5] В последующие годы темпы роста также оставались высокими.
Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10 — 12 самолётов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолётов Пе-2 на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.
За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 г. завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.
Значительным итогом военной перестройки стали резкое повышение технического уровня и рост производительности труда.
В послевоенные годы[править]
Во второй половине 1945 года, в соответствии с требованиями мирного времени, объёмы производства на заводе стали резко сокращаться.
В конце 1945 года было начато освоение дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-4, который по своим тактико-техническим параметрам и конструктивно-техническим характеристикам значительно превосходил ранее выпускавшиеся самолёты.
Была произведена коренная перестройка завода: созданы 3 цеха (в том числе — плазово-шаблонный), переоборудовано 7 механических и инструментальных и 6 агрегатных цехов, введены в строй новые поточные линии. Производство оснащено новым специализированным оборудованием, оснасткой, шаблонами, освоены новые технологические процессы: многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литьё, и другие.[5]
Рабочие Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова на учёбе (1940-е гг.)В 1947 году началось серийное производство бомбардировщика Ту-4, завод стал головным предприятием по выпуску этих машин. 3 августа 1947 года три серийных самолёта Ту-4 и самолёт Ту-70 (пассажирский вариант) приняли участие в авиационном параде в Тушино.
В 1951 году бы
www.wiki-wiki.ru