Содержание

ЗИС — 151 БМ — 13 «Катюша»

Описание:

БМ — 13Н ЗИС — 151 — модификация советской реактивной системы залпового огня БМ-13, одного из наиболее узнаваемых символов Великой Отечественной войны и наиболее массовой советской боевой машины этого класса, широко известных под народным названием «Катюша».

Существуют многочисленные версии происхождения наименования. Наиболее популярная и распространенная — одноименная песня Блантера на слова Исаковского, которая была популярной в период, когда состоялось их первое боевое применение летом 1941 года.

Солдаты Третьего рейха называли её «орга́н Сталина», из-за звука издаваемого оперением реактивных снарядов. По своей популярности легендарная «Катюша» мало чем уступает танку Т-34 или автомату ППШ. 

Вариант на шасси автомобиля ЗИС-151, установленный на шасси первого отечественного серийного автомобиля с тремя ведущими мостами, разработан в 1948г. и принят на вооружение в 1949 году.

Основной производитель — Воронежский завод имени Коминтерна. 

Во время Великой Отечественной войны производство пусковых установок БМ-13 было развернуто на нескольких предприятиях. В конструкцию установки вносились изменения, обусловленные принятой на этих заводах технологией производства. В войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава. В связи с чем, в апреле 1943 года была разработана и принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н, которая могла устанавливаться на любое соответствующее шасси. С 1948 г. пусковую установку БМ-13 стали устанавливать на шасси ЗИС-151 с защитой кабины и двумя задними винтовыми домкратами для разгрузки рессор, а также обеспечения устойчивости во время стрельбы. При этом сама пусковая установка оставалась неизменной, устанавливалась на поворотной платформе и состояла из восьми направляющих длиной по 5 м, с которых производился запуск 16 осколочно-фугасных снарядов М-13, М-13УК и М-13УК-1, с дальностью полета 7,9 – 8,5 км.

 

Первые применения БМ-13 на фронте показали их высокую эффективность и способствовали активному производству этого вида оружия. Был налажен массовый выпуск боеприпасов для пусковых установок БМ-13. С 1941 до конца 1944 года советская промышленность изготовила порядка 30 тысяч пусковых установок различных видов и 12 миллионов снарядов к ним. 

Воинские подразделения и части, имевшие на вооружении БМ-13 находились в подчинении Верховного Главного Командования и считались элитными. Сразу после формирования они получали наименования гвардейских и официально назывались «Гвардейскими минометами». 

«Катюша» стала наиболее эффективной и самой массовой машиной подобного класса в период Второй мировой войны. БМ-13 — настоящее оружие Победы. Она принимала участие во всех значимых сражениях Великой отечественной войны, расчищая дорогу стрелковым соединениям. 

«Катюша» долгое время находилась на вооружении Советской армии и армий другий стран.  

БМ-13 широко использовались китайскими добровольцами во время Корейской войны. 

В период с 1961 по 1963 гг. СССР поставил в Королевство Афганистан некоторое количество БМ-13, которые применялись правительственными войсками на начальном этапе Афганской войны, до их замены советскими поставками БМ-21.

Легендарной «Катюше» – 80 лет

https://radiosputnik.ria.ru/20210714/katyusha-1741105938.html

Легендарной «Катюше» – 80 лет

Легендарной «Катюше» – 80 лет — Радио Sputnik, 14.07.2021

Легендарной «Катюше» – 80 лет

Четырнадцатого июля 1941 года в бою впервые применили боевую пусковую установку БМ-13 – знаменитую «Катюшу». Радио Sputnik подготовило фотогалерею, отражающую… Радио Sputnik, 14.07.2021

2021-07-14T08:00

2021-07-14T08:00

2021-07-14T16:47

общество

справки

фото — радио sputnik

оружие

великая отечественная война (1941-1945)

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21. img.ria.ru/images/131559/65/1315596520_0:230:3031:1934_1920x0_80_0_0_af22614c62263de05eb0c4883807bfea.jpg

Четырнадцатого июля 1941 года в бою впервые применили боевую пусковую установку БМ-13 – знаменитую «Катюшу». Радио Sputnik подготовило фотогалерею, отражающую историю реактивной установки.Оружие ПобедыПосле Великой Отечественной войны Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.

Радио Sputnik

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

Радио Sputnik

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://radiosputnik.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Радио Sputnik

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/131559/65/1315596520_0:0:2729:2047_1920x0_80_0_0_3911ce34625d96092dd3116dff544fe9.jpg

Радио Sputnik

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Радио Sputnik

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, справки, оружие, великая отечественная война (1941-1945)

Грозная боевая машина с нежным девичьим именем

Одним из самых известных символов Великой Отечественной войны1941-1945 годов является знаменитая «Катюша» — боевая машина реактивной артиллерии.

Существует много версий происхождения названия этого грозного оружия. По одной из них, она связана с индексом «К» на корпусе миномета — ведь установки выпускали на Воронежском заводе имени Коминтерна, по другой — с популярной во время Великой Отечественной войны одноименной песней.

Есть и другие предположения. В любом случае фронтовики любили давать прозвища оружию.

Например, 122-мм гаубицу М-30 прозвали «Матерью», 152-мм пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелька». И БМ-13 сначала иногда именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд) — основной элемент «Катюши».

… После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 (1937 р.) и 132-мм реактивных снарядов класса «воздух-земля» РС-132 (в 1938 г.), а также их успешного применение во время гражданской войны в Испании (1936-1939) в борьбе против фашистских мятежников и итало-германских интервентов, Главное управление поставило перед разработчиком снарядов — Реактивным научно-исследовательским институтом — задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132 .

Согласно этой задачи к лету 1939 г. институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, который позже получил официальное название М-13 и по сравнению с авиационным РС-132 имел большую дальность полета и более мощную боевую часть.

Также было разработано самоходную многозарядную пусковую установку, первый вариант которой был создан на базе двухосного грузового автомобиля ЗИС-5 (завод имени Сталина, пятая модель) и имел обозначение МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Пусковая установка имела 24 направляющих, установленных на специальной раме поперек продольной оси автомобиля. Проведенные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечала предъявляемым требованиям, ведь ее конструкция позволяла производить пуск реактивных снарядов только поперек автомашины. При этом существовала опасность при управлении огнем из кабины автомашины от воздействия горячих газов, струи которых также повреждали элементы установки и очень ее раскачивали, что ухудшало кучность стрельбы. Также предполагалась подзарядка пусковой установки с передней части направляющих, что было крайне неудобно и требовало много времени, а автомашина ЗИС-5 при этом имела ограниченную проходимость.

С учетом результатов испытаний, Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 г. была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний.

Установка, которая была создана на базе трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6, имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись (спаривались), образуя единую конструкцию, что именовалась «спариванием». Как и на установке первого варианта, для большей устойчивости во время стрельбы были предусмотрены домкраты, но, благодаря расположению направляющих вдоль шасси автомашины, силы, что раскачивали пусковую установку, передавались вдоль оси машины на два центральных домкрата, расположенные вблизи центра масс машины, в результате чего раскачивание стало минимальным. Зарядка установки осуществлялось с заднего конца направляющих, что было гораздо удобнее и позволяло существенно увеличить скорострельность. Для защиты экипажа от горячих газов реактивных снарядов стекло кабины закрывалось броневыми откидными щитами.

Дальность полета снаряда М-13 массой 42 кг достигала 8470 м. Время перевода пусковой установки из походного в боевое положение составлял 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4 ° до 45 °, а угол горизонтального обстрела составлял 20 °. Все 16 снарядов можно было выпустить всего за 7-10 с. При этом пусковая установка была достаточно мобильной, ведь она допускала передвижение в заряженном состоянии со скоростью до 40 км / ч.

В ходе испытаний выявилась важная особенность залповой стрельбы реактивными снарядами: при условии одновременного разрыва нескольких снарядов на ограниченной площади с разных направлений действовали ударные волны, добавление которых друг к другу значительно увеличивало разрушительное действие каждого снаряда.

По результатам полигонных исследований, что были закончены в ноябре 1939 года, институту было заказано пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-морского флота для использования ее в системе береговой обороны.

Несмотря на очевидную эффективность реактивной артиллерии, работа по ее внедрению двигалась крайне медленно. И только накануне Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года, на осмотре образцов вооружения Красной Армии установка была представлена руководству ВКП (б) и Советского правительства. В тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальное название БМ-13 (боевая машина 13).

Первая отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии в количестве семи установок была отправлена на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 под командованием капитана Ивана Андреевича Флерова (1905-1941). Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 батарея полностью уничтожила железнодорожный узел Орша вместе с немецкими эшелонами, находившихся на нем.

Исключительная эффективность действий батареи капитана И.

А. Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, один залп каждого из которых составлял 576 снарядов. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожались на площади более чем квадратный километр! Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.

Интересно, что если высокое звание «гвардейский» во время Великой Отечественной войны придавалось военным формированиям за массовый героизм, мужество и высокое воинское мастерство, проявленные непосредственно в боях, то частям реактивной артиллерии уже с осени 1941 года гвардейское звание присваивалось при их формировании. Этим подчеркивалось огромное значение реактивной артиллерии как мощного оружия, а также особая ответственность личного состава за выполнение боевых задач.

Катюша Необходимо отметить, что установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать привычные для традиционного артиллерийского вооружения команды «пли», «огонь», «залп». Вместо этих команд применяли слова «пой» или «играй» (что, возможно, также было связано с песней «Катюша»). Да и для нашей пехоты залп «катюш» был приятной музыкой, в отличие от врага, который также на музыкальный лад называл их «сталинскими органами» (из-за мощного потрясающего рева что возникал при запуске снарядов).

… В связи с тем, что производство пусковых установок БМ-13 в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, имевших различные производственные возможности, в конструкцию установки вносили определенные изменения, обусловленные принятым на этих предприятиях технологическим процессом производства. Кроме того, на стадии развертывания серийного производства пусковой установки конструкторы внесли в ее конструкцию целый ряд изменений. Важнейшим из них была замена направляющих типа «спарка» на более совершенную направляющую типа «балка».

Таким образом, в течении первых двух лет войны использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава гвардейских минометных частей и негативно сказывалось на эксплуатации боевой техники. Поэтому был разработано и в апреле 1943 года принято на вооружение унифицированную (нормализованную) пусковую установку БМ-13Н. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Массу артиллерийской части было снижено на 250 кг, а стоимость — более чем на 20%.

Существенно были повышены и боевые и эксплуатационные характеристики установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задних стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в боевых условиях. Также был увеличен сектор обстрела, повышена устойчивость пусковой установки в походном положении, усовершенствованы подъемный и поворотный механизмы.

Как и БМ-13, боевая машина БМ-13Н могла вести огонь реактивными снарядами М-13, а также реактивными снарядами М-20, поступивших на вооружение в июне 1942 года. Реактивный снаряд М-20 был единственным фугасным снарядом калибра 132 мм. Масса взрывчатого вещества в его боевой части была увеличена до 18,4 кг по сравнению с 4,9 кг в снаряда М-13, благодаря чему снаряды М-20 успешно использовались для разрушения полевых укреплений противника. Недостатками нового снаряда были недостаточная дальность стрельбы (не более 5 км) и то, что из-за большой длины их можно было запускать только с верхних направляющих боевых машин, что вдвое уменьшало массу залпа. Поэтому после разработки более мощных фугасных реактивных снарядов М-30 и М-31 снаряд М-20 был снят с производства.

Более удачным оказался предназначенный для боевых машин БМ-13 и БМ-13Н принятый на вооружение в апреле 1944 года реактивный снаряд М-13-УК (улучшенной кучности). Проведенные еще в 30-е годы исследования показали, что кучность оперенного реактивного снаряда можно повысить за счет его медленного вращения во время полета. Для этого в передней части снаряда М-13 было выполнено 12 тангенциально расположенных отверстий, через которые во время работы ракетного двигателя выходила часть пороховых газов, чем обеспечивалось вращения снаряда. Хотя дальность полета снаряда при этом несколько уменьшилась (до 7,9 км), улучшение кучности способствовало росту плотности огня втрое, по сравнению со снарядами М-13.

Также существенным фактором, что повысил тактическую мобильность частей реактивной артиллерии, вооруженных установками БМ-13Н, было то, что в качестве шасси для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль «Студебеккер US 6×6», поступавший в СССР по ленд-лизу. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, что обеспечивалась мощным двигателем, тремя приводными осями (колесная формула 6х6), демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, а также высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды.

Созданием пусковой установки БМ-13Н была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны. При этом на 1 мая 1945 г. в войсках была 3081 единица боевых машин реактивной артиллерии различных моделей.

… В послевоенные годы с учетом огромного опыта боевого применения первых образцов реактивной артиллерии отечественной промышленностью были разработаны еще более мощные потомки знаменитой «Катюши»: «Град», «Ураган», «Смерч», «Прима», которые сегодня является одним из наиболее убедительных средств сдерживания некоторых горячих голов. Ведь все понимают: что тот, кто с мечом к нам придет, тот получит такую «пощечину», в том числе и от последователей «Катюши», от которой он еще долго не оправится.

И.Микульонок

установка залпового огня БМ-13 «Катюша»

Казалось бы, мы уже столько знаем о войне. Архивы открыты, миллионы воспоминаний. Но почему установка залпового огня БМ-13 стала «Катюшей»? Все версии одинаково правдивы, потому что ни одну нельзя доказать.

«25 лет я работаю в музее здесь, очень много в архивах. Я думаю, что мы сейчас не узнаем, почему назвали Катюшей», — говорит сотрудник Центрального музея Вооруженных сил Максим Коломиец.

Одно мы знаем точно, что 14 июля 1941 года она вышла на крутой берег реки в районе белорусского города Орша.

«Никто не знал, что это за оружие. Даже советские военные не знали, что это такое стреляет. Тоже были в шоке», — отмечает заместитель завотделом научно-просветительской работы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной Войны Татьяна Политыко.

«Немцы ошалели. Потому что такого они не видели и не слышали нигде за годы войны», — говорит ветеран Великой Отечественной войны Владимир Бородин.

Летом 1941 года установка БМ-13 считалась экспериментальной. Батарее под командованием капитана Флерова доверили первые семь машин. Испытания, по сути, прямо на поле боя. «Катюши» оказались не очень точными, но разрушительная сила была такой, что хватило одного залпа.

«Была очень большая плотность огня. Температура в месте бомбардировки доходила до 800 градусов, плавился металл», — рассказывает реконструктор, член общественной организации «Набат» Александр Скрябин.

«Катюши» работали всегда батареей и всегда одним единственным залпом. Солдаты часто писали на снарядах послания. Долетали такие СМС-ки на расстояние восьми с лишним километров. Причем ответить было невозможно.

«Расчет менял точку дислокации и при повторном обстреле немцев уже на этом месте никого не было», — поясняет реконструктор, председатель общественной организации «Набат» Евгений Ишутин.

«Они столько сделали немцам неприятностей, если так можно выразиться, что они стали охотиться за ней», — отмечает ветеран Великой Отечественной войны Владимир Бородин.

Три месяца немцы не могли добыть установку «Катюши». Но осенью 1941 года под Вязьмой батарея Капитана Флерова попала в засаду.

«И понимая, что «Катюши» не спасти, а у них был приказ, в любой момент уничтожить машины. На головной машине сам был Флеров. Он взорвал машину и погиб», — рассказывает Татьяна Политыко.

Кто-то должен был нажать на кнопку взрывного устройства. Капитан Флеров это сделал сам. Однако на южном фронте немцам все-таки удалось добыть трофейные установки.

«Их срочно доставили в Германию, где разобрали до винтика, и немцами была собрана такая установка. Но после запуска выяснилось, что ракеты или улетали далеко в небо или падали возле самой установки», — рассказывает Евгений Ишутин.

Грозная установка показалась с виду невзрачной и бесполезной. Вермахту так и не удалось взять «Катюши» на вооружение. Секрет был в особом составе пороха. Зато в Советском Союзе за годы войны было выпущено 11 тысяч установок, они становились все лучше и лучше. Но все модификации в армии называли только «Катюшей». И ту самую песню переделали на фронтовой лад.

Интересно, что в армии противника установку называли тоже музыкально. «Орган Сталина». Из-за характерного поющего звука снарядов. Педагог Инга Байдалинова отчетливо слышит здесь мотив: «Этим полутоном начинаются многие великие произведения. Например, 40-я симфония Моцарта, 4-я Симфония Чайковского, она и начинается прямо вот с этих вздохов».

Символично, что «Катюши» тоже вступали первыми, в начале битвы. Они наводили ужас на противника и прокладывали дорогу своим. Этот великий мотив звучал под Сталинградом, во время операции «Багратион» и, конечно, в Берлине. «Катюша» — символ Победы. Хотя она лишь инструмент.

«Человек! Самое важное оружие — человек. Потому что без человека, что «Катюша», что танк, самолет — это просто куча железа», — подчеркивает Максим Коломиец.

Первый командир батареи «Катюш» считался пропавшим без вести до 60-х годов. Его миссия была полностью засекречена. Только в современной России, в 1995 году, Ивану Флерову присвоили звание Героя. И только тогда семья узнала всю правду о его подвиге.

«Ну, вот теперь у нас есть своя Катюша, наше продолжение, как я говорю. Наверное, это очень символично. Ой, ребята все, слезы пошли», — признается Марина Смирнова, внучка Ивана Флерова.

до сих пор в строю

БМ-13 на шасси ЗИС-6 в экспозиции ВИМАИВиВС. Фото Wikimedia Commons



Гвардейские реактивные минометы БМ-13 или по-простому «Катюши» хорошо показали себя в годы Великой Отечественной войны и заслуженно носят почетное звание Оружия Победы. После окончания войны такая техника продолжила службу и оставалась на вооружении в течение многих десятилетий. В отдельных странах «Катюши» остаются в строю до сих пор.

За время войны


Серийное производство реактивных установок М-13-16 под 132-мм снаряд М-13 было запущено в июне 1941 г., буквально за пару дней до нападения Германии. До конца года силами нескольких предприятий успели выпустить почти 600 таких установок для монтажа на автомобильные шасси. Уже в 1942 г. производство нарастили в несколько раз и удовлетворили текущие потребности армии.

Производство установок М-13-16 и реактивных систем на их базе продолжалось до 1945 г. и было свернуто в связи с окончанием войны. За все время было изготовлено ок. 6,8 тыс. установок. Подавляющее их большинство было использовано при строительстве самоходных реактивных минометов БМ-13-16 на автомобильных шасси. Также носителями направляющих для ракет были трактора, бронеплощадки для бронепоездов, катера и т.д.

БМ-13Н на шасси US6 готовятся к стрельбе, 1944 г. Фото Wikimedia Commons


Первые серийные БМ-13-16 выполнялись на отечественном шасси ЗИС-6. В дальнейшем применялись и другие базовые машины отечественного и иностранного производства. Так, в начале 1942 г. начался монтаж реактивных установок на грузовики, получаемые по Ленд-лизу. В этом процессе в разное время использовалось более 15-17 типов техники, но основным носителем М-13-16 достаточно быстро стал автомобиль Studebaker US6.

На момент завершения войны основу парка реактивных минометов составляли машины на базе «Студебекера», чему поспособствовал их массовый выпуск. БМ-13-16 в других конфигурациях, в т.ч. на отечественных шасси, имелись в меньших количествах. Реактивные установки сохранялись и на других носителях. Кроме того, в войсках имелись пусковые установки под снаряды нескольких других типов.

Новые проекты


Таким образом, после войны РККА располагала достаточно многочисленным парком гвардейских минометов, но он имел ряд проблем. Главной была разунификация по шасси. Кроме того, большая часть техники была построена на иностранных грузовиках, что дополнительно затрудняло эксплуатацию и снабжение запчастями. В разумные сроки следовало заменить американские шасси US6 отечественной машиной с такими же характеристиками.

«Катюша» на шасси «Студебекер» в китайском музее. Фото Wikimedia Commons


Реактивные минометы БМ-13 и других моделей на тот момент рассматривались в качестве современного эффективного оружия, способного наносить значительный урон противнику. В то же время, считалась необходимой разработка новых систем этого класса с увеличенными характеристиками. «Катюши» и иные образцы должны были оставаться в строю до появления подобной замены – и это стало вторым поводом для проведения модернизации.

Первая попытка такой модернизации была предпринята уже в 1947 г. Боевую машину типа БМ-13Н обр. 1943 г. перестроили с применением новейшего грузовика ЗИС-150. По известным данным, было построено не более 12-15 таких машин, после чего работы остановились. Такая техника неоднократно демонстрировалась на парадах, но, по очевидным причинам, не могла повлиять на эксплуатационные особенности реактивной артиллерии в целом.

С учетом накопленного опыта в 1949 г. разработали и приняли на вооружение боевую машину БМ-13НН или 52-У-941Б. На этот раз использовали трехосное полноприводное шасси ЗИС-151. Вместе с пусковой установкой и иными целевыми агрегатами автомобиль получал откидные щитки для кабины и защиту бензобака. По результатам такой модернизации удалось добиться заметного роста основных характеристик, включая эксплуатационные.

По имеющимся данным, производство новых БМ-13НН осуществлялось с применением агрегатов старых боевых машин. Пусковую установку и другие детали снимали с БМ-13 на устаревшей базе, ремонтировали и закрепляли на современном шасси. Параллельно подобную перестройку проходили реактивные минометы других моделей, остававшиеся в строю после войны.

БМ-13НМ на шасси ЗИС-151 ведет огонь. Фото Wikimedia Commons


Следующий вариант модернизации появился в 1958 г. и получил обозначение БМ-13НМ (индекс ГРАУ – 2Б7). Этот проект предусматривал незначительную переделку пусковой установки и сопутствующих агрегатов. Все они ставились на автомобиль ЗИЛ-157. Вновь для обновления «Катюши» использовали самое новое грузовое шасси, и опять обошлись простой перестановкой агрегатов.

В 1966 г. на вооружение поступила последняя версия системы – БМ-13НММ (2Б7Р). В этом случае в качестве основы использовался автомобиль ЗИЛ-131. Комплект целевого оборудования впервые претерпел небольшое изменение. Сзади слева на шасси появилась откидная подножка для наводчика. Тактико-технические характеристики практически не изменились, но вновь выросла экономичность и упростилась эксплуатация.

Все новые модификации БМ-13, получая пусковую установку времен Великой Отечественной, сохраняли совместимость со всей номенклатурой снарядов М-13. Кроме того, в послевоенный период выполнили несколько модернизаций такого оружия, направленных на оптимизацию производства и некоторый рост характеристик.

В Советской армии


В первые послевоенные годы БМ-13 и другие машины существующих типов рассматривались в качестве основы реактивной артиллерии – но только до появления более новых образцов. Впрочем, новые системы залпового огня не смогли быстро вытеснить имеющиеся «Катюши», и на полную их замену несколько десятилетий. В частности, именно это привело к тому, что новые модификации БМ-13 разрабатывались до середины шестидесятых годов.

Восстановленная боевая машина на шасси ЗИЛ-157, май 2020 г. Фото Минобороны РФ


Кардинальный перелом в Советской армии наступил в середине шестидесятых – с появлением РСЗО БМ-21 «Град». По мере поставок такой техники, осуществлялось выведение из боевого состава БМ-13 и других старых образцов. Впрочем, полностью от них не отказались. «Катюши» использовались учебными полками в качестве пристрелочных установок до начала девяностых годов.

В дальнейшем и эти машины были выведены в резерв или списаны. Согласно справочникам The Military Balance последних годов, в резерве до сих пор имеется 100 БМ-13 неустановленной модификаций. Насколько такая информация соответствует действительности – неизвестно.

Техника за рубежом


Уже в первые послевоенные годы СССР начал передавать различную военную технику дружественным зарубежным странам. Так, первые БМ-13 отправились за границу к началу пятидесятых годов, и в дальнейшем подобные поставки регулярно продолжались. Такую технику осваивали армии Азии, Африки, Европы и Южной Америки. Зарубежным армиям отгружались «Катюши» всех серийных модификаций, вплоть до последней БМ-13НММ.

Одними из первых в этом списке стали китайские военные; они же первыми использовали полученную технику в бою. БМ-13 неоднократно использовались во время войны в Корее и зачастую оказывали решающее влияние на ход боев. В ходе операций использовалось до 20-22 боевых машин одновременно, а также десятки артиллерийских орудий.

Боевая машина БМ-13НММ на шасси ЗИЛ-131. Фото Wikimedia Commons


Через несколько лет после этого БМ-13 использовали силы Демократической Республики Вьетнам. В частности, в решающей битве при Дьенбьенфу вьетнамские войска задействовали 16 реактивных минометов – пятую часть всей артиллерийской группировки. Насколько известно, поздние версии «Катюш» до недавнего времени оставались на вооружении вьетнамской армии. Так, в 2017 г. широко разошлись фотографии с базы, на которой присутствовало сразу несколько поздних БМ-13НММ.

В начале шестидесятых годов БМ-13Н/НМ поставлялись армии Королевства Афганистан. Некоторое количество такой техники оставалось в строю на момент начала полномасштабной войны в 1979 г. Афганская армия использовала их в боях с противником. В дальнейшем устаревшие машины заменили более новыми «Градами».

По известным данным, до недавнего прошлого БМ-13 поздних модификаций оставались на вооружении Перу. Последние упоминания о перуанской армии относятся к рубежу двухтысячных и десятых годов.

Согласно справочникам The Military Balance за последние годы, на данный момент БМ-13 остаются на вооружении только в Камбодже. Ее армия также остается единственным эксплуатантом устаревших БМ-14. Количество такой техники, ее состояние и статус неизвестны. При этом камбоджийские «Катюши» служат вместе с «Градами» и старыми образцами производства третьих стран.

БМ-13НММ во Вьетнаме, 2017 г. Фото Datviet.trithuccuocsong.vn


80 лет на службе


Если Камбоджа действительно продолжает эксплуатацию своих реактивных минометов, то БМ-13 в ближайшие месяцы может отметить 80-летие своей службы – в разных странах и на разных континентах. Далеко не каждая артиллерийская система может похвастать таким долголетием на службе.

Первой предпосылкой к столь длительной эксплуатации «Катюш» следует считать удачную конструкцию комплекса в целом, давшую достаточно высокие характеристики. Кроме того, важным фактором стала массовость выпуска такой техники в 1941-45 гг., вынуждавшая оставлять ее на вооружении даже при наличии более новых образцов. В связи с этим было выполнено несколько модернизаций, продливших общие сроки эксплуатации.

Затем СССР смог перевооружить свою армию, а высвободившиеся боевые машины отправились за рубеж. Наконец, последним фактором оказалась бедность новых хозяев. К примеру, Камбоджа до сих пор сохраняет БМ-13 не по тактико-техническим соображениям, а из-за невозможности заменить их современной техникой.

Таким образом, став Оружием Победы, советские гвардейские реактивные минометы БМ-13 продолжили службу – и вновь помогали громить врага и освобождать народы. А через несколько десятилетий немногочисленные боевые машины, остающиеся в строю, позволяют рассчитывать на рекорд продолжительности службы. История «Катюш» близится к своему завершению – но еще не закончена.

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 («Катюша»)

Реактивные снаряды для реактивного миномета БМ-13 «Катюша»

История создания боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

В 1937 году на вооружение советской военной авиации поступило новое оружие под названием РС-82. Реактивный снаряд калибром 82-мм, по сути, неуправляемая авиационная ракета класса «воздух-воздух». Годом позже успешно прошли испытания и более солидные по калибру реактивные снаряды РС-132, предназначавшиеся на этот раз для ударов авиации по скоплениям бронетехники и живой силы противника.

Оружие получилось настолько мощным, что сразу же после окончания испытаний, Главное артиллерийское управление РККА поставило перед разработчиками реактивных снарядов «РС» новую задачу — создать на основе РС-132 полевую реактивную системы залпового огня. Уточненное тактико-техническое задание на разработку было выдано НИИ-3 (ранее Реактивный НИИ) в июне 1938 года.

К лету 1939 года институт (группа в составе Г. Э. Лангемака, А. Г. Костикова, И. И. Гвая, В. В. Аборенкова) разработал новый реактивный снаряд получивший позднее обозначение 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имеет большую дальность полета (8470 м) и значительно более мощную боевую часть (4,9 кг, при весе снаряда 42 кг). Возрастание дальности достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива. Для размещения большего по весу ракетного заряда и взрывчатого вещества потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имеет несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.

К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант, созданный на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначавшийся как МУ-1 (механизированная установка, первый образец), имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. Ее конструкция позволяла производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и автомашину. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины автомашин. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивными снарядами. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени, кроме того автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Классическое исполнение БМ-13 «Катюша» — на шасси ЗИС-6. «Студебекеры» были значительно позже, да и установка там была уже немного другая

С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний, на этот раз взяв в качестве базы более мощное шасси от трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6. Весь комплекс включающий пусковую установку МУ-2 и ракеты М-13, чуть позже получил название боевая машина реактивной артиллерии БМ-13.

По результатам окончившихся в ноябре 1939 года испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны. Учитывая почти полное отсутствие производственных мощностей у НИИ-3, шесть заказанных установок были готовы только к осени 1940 года. Сейчас это кажется парадоксальным, но даже в январе 1941 года на новое оружие, казалось, никто не обращал внимания — план на весь год включал изготовление всего 40 пусковых установок БМ-13 и 10788 снарядов М-13 к ним.

Эксплуатация боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

Ситуация с дальнейшей судьбой «Катюши» резко изменилась после того, как 21 июня 1941 года (за день до начала войны!) на смотре образцов вооружения Красной Армии установка была представлена руководителям ВКП(б) и Советского правительства. В тот же день, было принято решение о срочном развертывании серийного производства БМ-13 и снарядов к ней на Воронежском заводе им. Коминтерна и на Московском заводе «Компрессор». Основным предприятием по выпуску реактивных снарядов стал Московский завод им. Ленина.

Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И. Л.Флерова, была вооружена всего семью установками БМ-13, изготовленными Реактивным НИИ. Первый бой этой батареи случился в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года, когда «Катюши» стерли с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.

Исключительная эффективность действий батареи капитана Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже к осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13.

Гвардейские минометы ведут огонь по врагу

По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13, и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132 мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожались на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования, а БМ-13 «Катюша», соответственно, гвардейским реактивным минометом.

БМ-13 на базе ЗИС-6 находилась в производстве до 1943 г., пока не была сменена более тяжелой и мощной реактивной системой БМ-13Н выполненной на шасси американского грузового «Студебеккера».

Кроме варианта на самоходном грузовом шасси, применялся также варианты «Катюши» в виде стационарных установок (в основном на кораблях и речных мониторах), а также облегченных переносных установок на базе снарядов М-8 («горная катюша») и даже гусеничном шасси легких танков Т-70.

Характеристики боевой машины реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

Страна:СССР
Тип:Реактивный миномет
Дата выпуска:1940 г.
Длинна:Как ЗИС-6
Ширина:Как ЗИС-6
Высота:Как ЗИС-6
Броня, лоб:Нет
Броня, борт:Нет
Броня, башня:Нет
Экипаж:5-7 человек
Двигатель:Как ЗИС-6
Дальность хода:Как ЗИС-6
Максимальная скорость:Как ЗИС-6
Масса:Как ЗИС-6
Вооружение:16 реактивных снарядов М-13 калибра 132 мм, на 16 направляющих.

Конструкция боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 изготавливалась на базе трехосного грузового автомобиля ЗИС-6 (4х6) и имела 16 направляющих для установки реактивных снарядов М-13, расположенных вдоль продольной оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись (спаривались), образуя единую конструкцию, именовавшуюся «спаркой», число которых составляло восемь.

При стрельбе машина дополнительно фиксировалась с помощью двух домкратов расположенных близко к центру тяжести, благодаря чем раскачивание установки при стрельбе стало минимальным. Экипаж БМ-13 состоял из 5-7 человек: наводчика, водителя, командира машины и 2-4 заряжающих.

Заряжание установки производилось с заднего конца направляющих, что было удобнее для персонала и позволяло значительно ускорить операцию загрузки боекомплекта. Установка имела простейшей конструкции поворотный и подъемный механизмы, кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего, установленный сзади кабины.

Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Против сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающей диск телефонного аппарата, и рукояткой для проворачивания диска. Этот прибор носил название «пульт управления огнем» (ПУО). От пульта шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей.

При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7-10 секунд.

Чертеж боевой машины реактивной артиллерии БМ-13

Время перевода пусковой установки из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.

Корпус реактивного снаряда М-13 представлял собой сварной цилиндр из трех отсеков — боевого , двигательного (камера сгорания с топливом) и реактивного сопла. Реактивный снаряд М-13 имел длину 1,41 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,3 кг.

Не смотря на не самые большие размеры, каждый снаряд М-13 имел очень сильное поражающее воздействие, достигаемое за счет максимального увеличения газового давления взрыва из-за встречного движения детонации. Подрыв заряда взрывчатого вещества осуществлялся сразу с двух сторон, и когда две волны детонации встречались, то газовое давление взрыва в месте встречи резко возрастало, вследствие этого корпус снаряда разрывался на множество осколков, к тому же раскаленных до температуры от 600 до 800 градусов. Естественно, что кроме убойного действия, осколки имели и очень хорошее зажигающее действие.

Вообще же, осколочное действие при разрыве реактивного снаряда М-13 в 2 раза превосходило аналогичное действие обычного артиллерийского снаряда сходного калибра.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Гвардейский реактивный миномет БМ-13 «Катюша», масштаб 1:35

Описание

Гвардейский реактивный миномет БМ-13 «Катюша», созданный в 1941 году, оказался едва ли не самой известной боевой машиной периода Второй мировой войны. Данная конструкция пусковой установки широко применялась в войсках и устанавливалась на разные автомобильные шасси. В некоторых странах БМ-13 стоит на вооружении до сих пор.

Снаряды с реактивным двигателем в СССР начали разрабатывать в 1921 году. Изначально это были реактивные снаряды небольшого калибра — 82 мм. Они предназначались для вооружения истребителей Поликарпова. Мысль о создании реактивного миномета на автомобильном ходу пришла конструкторам в 1939 году.

В начале весны 41-го на полигонные испытания вышла машина БМ-13 (т.е. Боевая Машина, калибр снарядов 132 мм). В качестве базы использовался ЗиС-6, сами реактивные снаряды получили маркировку РС-132. 21 июня 1941 года был издан приказ о принятии нового вида артиллерии на вооружение. Именно такую машину позже окрестили «Катюшей».

Реактивный миномет — определение условное. Установка ни по принципу действия, ни по внешнему виду минометом не является. Слово было использовано, чтобы ввести в заблуждение шпионов врага, в целях сохранения тайны. Секретность, бывшая нормой жизни в то время, по отношению к БМ-13 просто зашкаливала. К разработке и испытаниям допускались только самые благонадежные и тщательно, многократно проверенные кадры. В первые месяцы использования «Катюш» на фронте каждая установка минировалась 30-килограммовым зарядом тола — в случае опасности бойцы были обязаны уничтожить секретную технику.

Конструктивно «Катюша» — очень простое изделие. Направляющие для реактивных снарядов делались из стандартных рельсов, наводка осуществлялась примитивным артиллерийским прицелом, спусковой механизм был электрическим. Количество направляющих было ограничено только грузоподъемностью автомобиля.

Автомобильная база для «Катюши» в первые годы войны стала настоящей проблемой. Грузовики ЗиС-6 мало подходили для роли носителя, и их самих было мало. Пробовали использовать трактор СТЗ, ставили «Катюши» на бронепоезда. Однако проблему решило только появление в Советском Союзе поставляемого по ленд-лизу грузовика Studebaker US6 грузоподъемностью 2,5 тонны.

Полезная нагрузка машины была пересмотрена советскими специалистами и оценена как минимум в 4 тонны. Высокий, мощный и проходимый Студебекер стал идеальной базой для БМ-13.

Модель гвардейского реактивного миномета «Катюша» на базе ЗиС в масштабе 1:35 является продукцией компании «Звезда». Все детали выполнены из высококачественных материалов и идеально подходят друг к другу. Детали расположены на 3-х литниках. Длина модели — 210 мм.

Bolt Action БМ-13 Реактивная установка «Катюша»

Новинка этой недели — у нас есть огневая поддержка для Советов в виде долгожданной «Катюши»!

Посмотреть в магазине

 

Наша конкретная модель — Катюша ЗИС-6 БМ-13 Урс — на базе прочного и широко используемого шасси советского грузовика ЗИС-6

Реактивная установка «Катюша» (известная русским как «Маленькая Кэти»), впервые принявшая участие в боевых действиях в 1939 году, представляла собой систему для установки платформ на грузовики, танки, артиллерийские тягачи, бронепоезда и даже некоторые лодки для обеспечения огневой поддержки. наступление советских войск на Восточном фронте.

Система БМ-13 (из нашей модели) имела ракеты длиной 80 см и диаметром 13,2 см. Каждая из них весила 43 кг и снаряжалась партиями по 14–18 ракет на залп. Ракеты были установлены на больших стальных стойках пусковых рельсов, и вся эта сборка была (в случае с нашей моделью) прикреплена болтами к задней части вездесущего грузового автомобиля ЗИС-6, который использовался в других местах на Восточном фронте для перевозки войск на… и — с прифронтовой полосой, а также для снаряжения и для многих других целей.

Хотя изначально он был задуман просто как дешевая импровизированная альтернатива традиционной артиллерии, ранние испытания показали, что всего четыре таких грузовика могут выпустить до 48 ракет на расстояние более 9 км за один десятисекундный залп.

На практике «Катюша» была прискорбно неточной по сравнению с традиционными видами артиллерии, однако Советы вскоре узнали, что объединенная огневая мощь нескольких грузовиков может быть использована для насыщения одной области с разрушительным эффектом. В сочетании с тактикой «Стреляй и убегай» с быстрым залпом и быстрой сменой позиции, прежде чем противник успеет нанести ответный удар, немецкие войска стали бояться отчетливого воющего звука этого культового оружия Советской Армии.

Неточность этого оружия часто не имела значения — подрывающего моральный дух опыта бомбардировки вашей позиции волной за волной осколочно-фугасных ракет часто было достаточно, чтобы заставить солдат бежать, и за это получило название «Орган Сталина». немцы.

«Катюша» впервые выкатилась на поле боя в первые дни немецкого вторжения в Россию в 1941 году и использовалась вплоть до последних дней войны во время штурма Берлина. По оценкам, было произведено 10 000 таких ракетных установок.

НА БОЛТЕ

Стоимость: 64 балла (неопытный), 80 баллов (обычный), 96 баллов (ветеран)
Оружие: 1 противотанковая реактивная установка залпового огня «Катюша» (тяжелый миномет)
Значение урона: 6+ (мягкая кожа)
Специальные правила: Многозарядная пусковая установка

Посмотреть в магазине

Посмотреть в магазине

Будь то ваши первые бои на реке Халкын-Гол против японцев, действия в разгар зимы против непоколебимой финской армии или командование операцией «Багратион» по оттеснению захватчиков обратно в Восточную Пруссию, у ваших войск есть множество выбор от «маленькой Кати» до могучего КВ-2

Посмотреть в магазине

Катюша


Главная — Поиск — Обзор — Алфавитный указатель: 0- 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9
A- B- C- D- E- F- G- H- I- J- K- L- M- N- O- P- Q- R- S- T- U- V- W- X- Y- Z
Катюша
Российская ракета класса «земля-земля». Неуправляемая ракета различных калибров, используемая Красной Армией с 1941 года.

Статус : Активен.

В середине 1930-х годов НИИ-3 приступил к разработке неуправляемых пороховых реактивных снарядов для ВВС СССР: осколочного снаряда РОС-82 диаметром 82 мм для истребителей и 132-мм РОС-132 для бомбардировщиков. Немцы начали разработку шестиствольного реактивного миномета Nebelwerfer в 1936 году. Подробности об этом были известны Советам благодаря техническому обмену информацией в рамках советско-германского договора о дружбе.Советские власти приказали НИИ-3 разработать советские аналоги этих ракет заграждения на поле боя. На основе своих работ по авиационным ракетам институт быстро разработал 82-мм БМ-8 и 132-мм БМ-13. Оба типа были разработаны для перевозки химических и зажигательных боеголовок и устанавливались на грузовики ЗИС 5 и ЗИС 6.

В конце 1938 года было испытано 233 снаряда ракет, что показало возможность поражения цели на дальности 5,5 км. А вот артиллерию Красной Армии «Катюша» не впечатлила — на заряжание и отстрел 24 выстрелов уходило до 50 минут. Обычная гаубица могла произвести от 95 до 150 выстрелов за тот же промежуток времени.

Тем не менее, в мае 1941 года «Катюша» по прозвищу «Орган Сталина» была принята на вооружение. Через два месяца реактивные установки впервые участвовали в боях против немцев на оршанском вокзале. На протяжении всей Великой Отечественной войны ракеты «Катюша» постоянно модернизировались. Новые версии устанавливались на всевозможные грузовики, танки Т-40 и Т-60 и даже на трактора. Наиболее часто используемая ракета, 132-мм М-13, имела дальность 8.47 км.

После войны в Советском Союзе были разработаны новые версии, наиболее продуктивной из которых была 122-мм БМ-21 «Град», принятая на вооружение Советской Армией в 1963 году. Ракеты этой сорокаракетной установки имели дальность от 5 до 20 км. Различные системы «Град» экспортировались более чем в 50 стран мира. «Катюша» занимала видное место в качестве основного оружия, которым палестинцы и ливанские боевики стреляли по Израилю на протяжении последней четверти двадцатого века. Первое лазерное противоракетное оружие, совместно разработанное Израилем и США, было специально разработано для уничтожения ракет «Катюша» во время их короткого полета.

В конце 1990-х на вооружение поступила новая версия «Града». Ракета могла снаряжаться всеми типами боеголовок: кассетными, осколочными, противопехотными и противотанковыми минами. Два одноразовых герметичных транспортно-пусковых контейнера по 20 ракет в каждом заменили группу металлических пусковых труб. Пусковые установки можно было перезарядить в течение 5 минут. Другие системы, использующие системы залпового огня неуправляемых реактивных снарядов, разработанные в Советском Союзе, включали 220-мм «Ураган» (дальность от 10 до 35 км) и 300-мм «Смерч» (дальность от 20 до 75 км).Иранцы разработали Fahr-3 с радиусом действия 45 километров, и он широко применялся «Хизбаллой» и другими группами боевиков.

Boost Propulsion: Твердотопливная ракета.



Семейство : тактическая баллистическая, запускаемый транспортным средством. Страна : Россия. Библиография : 681.

Вернуться к началу страницы
Главная — Поиск — Обзор — Алфавитный указатель: 0- 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9
A- B- C- D- E- F- G- H- I- J- K- L- M- N- O- P- Q- R- S- T- U- V- W- X- Y- Z
© 1997-2019 Марк Уэйд — Контакт
© / Условия использования

БМ-13Н «Катюша» от drueobdianela на DeviantArt

Интересный факт:
Идея реактивной системы залпового огня возникла в июне 1938 года, когда Главное артиллерийское управление поручило советскому НИИ реактивного движения разработать такую ​​систему для РС- 132 на своих самолетах.Опытный образец И. Гвая в Челябинске был опробован и обстрелян ракетами М-132 на грузовиках ЗиС-5, однако они были неустойчивыми и были доработаны по предложениям В.Н. Галковского установить пусковые рельсы продольно. Испытания новоиспеченного прототипа начались в конце 1938 года, за пару залпов было произведено 233 выстрела. Было обнаружено, что ракеты могут поражать на дальность до 5500 метров, но артиллерийское отделение не относилось к этой системе с любовью. Потребовалось 50 минут, чтобы загрузить 24 ракеты на пусковой рельс, в то время как обычная артиллерийская пушка и гаубица могут выпустить около сотни за то же время с постоянной скоростью.

Испытания продолжались до 1940 года и с прототипом грузовика с пусковыми рельсами сзади. Проект был одобрен для производства до того, как Германия вторглась в Советский Союз в июне 1941 года, а серийное производство началось после первого месяца войны, когда реактивные системы залпового огня оказались очень успешными. Во время войны пусковые установки были вывезены с большой секретностью и эксплуатировались специализированными войсками, такими как НКВД, которые даже не знают его настоящего названия. Из-за наличия буквы «К» на машинах завода Коминтерна солдаты решили назвать эти пусковые установки «Катюшами» в честь одноименной популярной песни военного времени.С 1941 по конец 1942 года было выпущено до 3237 пусковых установок «Катюш» всех типов, а к концу войны — более 10 000 штук.

По сравнению с современными артиллерийскими системами того времени, реактивная система залпового огня представляла собой другой тип артиллерийских заграждений, используемых в полевых условиях. Преимущества реактивной системы залпового огня заключались в том, что они были просты, чрезвычайно эффективны при бомбардировке с насыщением, стреляли большим количеством боеприпасов за небольшой промежуток времени и обычно прикреплялись к мобильным транспортным средствам, которые могли позволить быстро отступить после стрельбы, чтобы предотвратить контрбатарейный огонь.Недостатки системы заключались в том, что ракетам требовалось много времени для перезарядки, они были менее точными, чем обычные артиллерийские орудия, и не могли вести огонь в течение длительного периода времени. Однако на поле боя реактивная система залпового огня оказывает большее психологическое воздействие на цели на принимающей стороне из-за большого количества взрывчатых веществ, которые можно доставить за короткое время. Батарея всего из четырех пусковых установок могла произвести залп из около 4,35 тонн взрывчатых веществ за время не более 10 секунд на площади 400 000 квадратных метров.

В ходе войны было изготовлено несколько вариантов реактивной системы залпового огня, поскольку конструкция представляет собой простое крепление пусковых рельсов к различным транспортным средствам. Каждое транспортное средство имеет разные имена, которые следуют шаблону, чтобы различать их типы.
«BM-x-y» указывает на наземную технику.
«M-x-y» указывает на буксируемый вариант.
«y-M-x» указывает на военно-морской вариант.
и «x» обозначает модель ракеты, а «y» обозначает количество пусковых рельсов, доступных для варианта пусковой установки.Например, БМ-8-24 указывает на наземную машину, стреляющую ракетами М-8, с 24 направляющими для установки.

Транспортные средства, использующие пусковые установки «Катюша», варьируются от грузовиков, автомобилей и танков. Производство началось с грузовиков, таких как ЗиС-6, затем перешло на артиллерийские тягачи СТЗ-5, затем на автомобили союзников по ленд-лизу. 82-мм реактивные снаряды М-8, поступившие на вооружение в августе 1941 года, были наиболее популярным вариантом реактивного снаряда и применялись на грузовиках и даже танках, что делало реактивный танк БМ-8-24, установленный на Т-60, легким. бак.Еще одна попытка установки на танк была предпринята с тяжелым танком КВ-1 как КВ-1К, но из-за потери тяжелой брони от него отказались.

Реактивные установки «Катюша» впервые приняли участие в открытии операции «Барбаросса» против Германии. 14 июля 1941 года в составе экспериментальной батареи под командованием капитана Ивана Флёрова семь пусковых установок были применены в Рудне и смогли нанести массовый урон немцам в городе, прежде чем они в панике бежали. Этот успех побудил Красную Армию накопить на вооружении больше катюш и собрать больше батарей и полков для машины.Все эти подразделения находились под контролем НКВД в целях секретности, пока немцы не раскрыли свою собственную реактивную систему залпового огня Nebelwerfer. Немцы прозвали пусковые установки «Катюша» «Сталинским Оргелем», буквально «Сталинским органом» в честь Иосифа Сталина и того, как пусковые установки устроены так, как будто это церковный орган. Это немецкое прозвище стало широко известно и в других районах Западной Европы. К концу 1941 года имелось восемь полков и 37 отдельных батальонов, всего 554 «Катюши».

По мере продолжения войны ракетные установки все больше интегрируются в остальную часть армии. В июне 1942 года дивизионы тяжелых минометов были вооружены более новыми реактивными установками М-30 с тяжелыми 300-мм реактивными снарядами М-30. В июле танковый корпус пополнился дивизионом реактивных установок. Организация и оснащение этих минометных дивизионов, оснащенных «Катюшами», продолжают увеличиваться, и к концу войны в 57 полках имелось около 518 батарей «Катюш».

Пусковые установки «Катюша», выпущенные в большом количестве на Восточном фронте, в значительной степени добились успеха в стратегическом эффекте войны, предоставив Советскому Союзу возможность очень быстро нанести очень тяжелый и шокирующий обстрел. Успех системы побудил многие другие страны также заняться созданием такой системы, например, модифицированный T34 Calliope на базе Sherman и немецкие Panzerwerfer 42. Сегодня реактивная система залпового огня по-прежнему широко распространена благодаря внедрению новых технологий, ракет и ракет, что делает систему залпового огня очень мощным оружием для любого, кто находится на принимающей стороне.

Советская реактивная система залпового огня 2Б7Р БМ-13 HMM 1/35 Трубач

Реактивные системы залпового огня «Катюша» — тип реактивной артиллерии, впервые построенной и принятой на вооружение Советским Союзом во время Второй мировой войны. Подобные реактивные системы залпового огня доставляют взрывчатку в заданную область быстрее, чем обычная артиллерия, но с меньшей точностью и требуют больше времени для перезарядки. Они хрупкие по сравнению с артиллерийскими орудиями, но недороги и просты в производстве. Катюши времен Великой Отечественной войны обычно устанавливались на грузовики.Эта мобильность давала «Катюше» еще одно преимущество: она могла нанести большой удар сразу, а затем двигаться, прежде чем быть обнаруженной и атакованной контрбатарейным огнем. Вариант БМ-13ХММ использует послевоенное шасси ЗИЛ-131.

Цвета, предлагаемые производителем, см. в приведенном ниже руководстве по краске.

________________________________

Информация о продукте:

Масштаб: 1/35
Уровень мастерства: 3
Длина: 8,5”
Ширина: 3,7”
Детали: 510+
— Требуется покраска и сборка
— 12 литников
— 5 фототравление
— 7 полых резиновых шин с точный рисунок протектора
— Один лист декалей
— Один вырубной лист маски
— Прозрачные детали
— Расширенный двигатель в сборе
— Сборка в походном или боевом режиме
— Цельная литая кабина с раздвижным механизмом и детализированным интерьером
— Полная трансмиссия в сборе с трансмиссией двигателя, корпусом дифференциала и узлами подвески
— Задняя платформа с отдельно отформованными лестницами
— Иллюстрированные инструкции и руководство по покраске
*Цианоакрилатный клей требуется для фототравление*

________________________________

Направляющая для краски:

А. Сталь
Серебристый
Белый
Оливково-серый
Flat Black
Хаки
Русский зеленый
Tire Black
Burnt Iron

B. Сталь
Silver
White
Olive Drab
Flat Black
Khaki
Medium Grey Green
Tire Black
Wood Brown
Burnt Iron
__________________________

ICM в масштабе 1/35 БМ-13-16Н «Катюша»

ICM выпустила реактивную систему залпового огня БМ-13-16Н, получившую название «Катюша» , на базе своего грузового автомобиля Studebaker 6×6 в масштабе 1/35.

Отлитый из серого пластика комплект включает в себя полное шасси, двигатель и кабину. Мой комплект прибыл со всеми деревьями, упакованными в один плотный пластиковый пакет, из-за чего многие из них деформировались; несколько частей оторвались от деревьев, а некоторые были повреждены. Детали не пронумерованы; в то время как большинство из них легко идентифицируются, я часто обращаюсь к схемам литника в инструкциях, особенно для деталей, которые передаются.

ICM исправил рисунок протектора шины по сравнению с оригинальным выпуском.Наклейки предусмотрены для четырех автомобилей, но белый цвет на многоцветных наклейках немного не соответствует регистру. Удивительно, но у машин, изображенных на красочной обложке, бензобаки расположены не так, как в наборе.

Я начал сборку с рельсов ракеты, так как знал, что правильное выравнивание деформированных и искривленных рельсов будет иметь важное значение для успеха комплекта. Используя магнитный зажим для сборки, я закрепил каждую рейку как можно более прямо, пока клей не высох, а затем склеил рейки вместе, используя зажим, чтобы удерживать сборку, пока она высыхала.Обратите внимание, что внешний рельс с торцевыми крышками для опорных стержней на самом деле отличается от других рельсов, также обозначенных J3.

Я собрал раму перед сборкой трансмиссии, так как расположение других деталей зависело от рамы. Опять же, я использовал приспособление для сборки, чтобы сделать раму как можно более квадратной.

Колеса имеют необычную разбивку деталей: вместо обычных половинок отлиты только боковины в виде отдельных деталей. Подгонка этих была превосходна, не требуя никакого наполнителя вообще.Вместо того, чтобы прикреплять колеса, чтобы они могли катиться (как показано в инструкции), я приклеил их на место после того, как автомобиль был покрашен. Мне пришлось увеличить выемки в раме, чтобы выхлоп поместился должным образом.

Составная кабина подходит хорошо, но некоторые детали моторного отсека не имеют локаторов; собирайте все это сразу и часто проверяйте соответствие шасси. Я предлагаю установить двери во время сборки кабины, чтобы все было ровно. Двери подходят очень хорошо и могут быть поставлены открытыми или закрытыми.Только шов на крыше нужно немного отшлифовать и зашпаклевать.

При сборке опорной рамы для рельсов я случайно вклеил Деталь H55 задом наперед; Я исправил это, выпилив V-образную распорку тонкой пилой и повернув ее. Положение внутренней распорки (деталь H56) немного расплывчато. Если вы решите построить свою модель со сложенными направляющими ракеты, не используйте опорный стержень (деталь H7) — он будет слишком коротким — а урежьте более длинную деталь H6. Мой рельсовый блок немного приподнят.

Я покрасил Tamiya в оливково-серый цвет, затем осветлил пустынным желтым, чтобы выделить панели.Наклейки легли хорошо, потребовалось лишь небольшое прикосновение Micro Sol. После того, как они высохли, я нанесла смывку маслом, а затем нанесла сухую кисть.

Я потратил около 27 часов на сборку ракетной установки Studebaker, немного больше, чем обычно. Готовая модель соответствовала размерам, которые я нашел здесь; ширина увеличена примерно на 1⁄4 дюйма. Из комплекта ICM можно собрать хорошую копию Катюша , но для этого потребуется некоторый опыт моделирования.

Berliner Zinnfiguren | BM-13M Katyusha

Реактивные системы залпового огня серии БМ использовались Советским Союзом во время Второй мировой войны.В советских войсках они были известны как «Катюша» (советское уменьшительное от «Кэти») из-за большой буквы «К», которая была на ракетах (которые производились на Воронежском заводе имени Коминтерна). Ракета М-13 была одним из самых распространенных типов, которые использовались на вооружении.

Реактивные системы залпового огня предназначались для насыщения фугасом большой площади. Они могли вести огонь быстрее, чем обычная артиллерия, но были менее точными и требовали больше времени для перезарядки. Кроме того, они были относительно дешевы и просты в производстве.Однако они были уязвимы для контрбатарейного огня из-за большого количества дыма и пыли, образующихся при стрельбе, что выдавало их позицию.

Конструкция была относительно простой и состояла из стоек с параллельными рельсами, на которых устанавливались ракеты, со складной рамой для подъема рельсов в стартовое положение. Ракета М-13 имела длину 80 см (2 фута 7 дюймов), диаметр 13,2 см (5,2 дюйма) и весила 2 кг (93 фунта). Катюши обычно устанавливали на грузовики. На каждом грузовике было от 14 до 48 пусковых установок, в зависимости от размера машины.

«Катюши», установленные на грузовиках, могли быть быстро передислоцированы после выстрела и таким образом избежать неизбежного контрбатарейного огня. Советы протестировали несколько типов грузовиков по ленд-лизу в качестве стандартной установки для пусковой установки М-13 и выбрали Studebaker US6 6×6 из-за его прочной конструкции и отличной проходимости. Затем в 1943 году система вооружения была стандартизирована как БМ-13Н («Н» означает «нормализованный» — «нормализованный»). Было построено 1800 экземпляров этой версии. К концу войны общий объем производства «Катюш» составил около 10 000 штук.

«Катюшу» очень боялась немецкая пехота. Батарея из четырех пусковых установок БМ-13 могла произвести залп за 7–10 секунд, доставив 4,35 тонны взрывчатых веществ в зону поражения площадью 400 000 квадратных метров (4 300 000 квадратных футов), что примерно эквивалентно эффекту 72 обычных. пушки. Батареи «Катюш» часто собирались в очень больших количествах с разрушительным эффектом. Характерный вой ракет добавлял психологического воздействия оружию. Немцы прозвали «Катюшу» «Сталиноргель» («Сталинский орган») из-за предполагаемого сходства пусковой установки с церковным органом.

Этот детально проработанный пластиковый набор изображает БМ-13Н «Катюша», состоящую из грузовика Studebaker US6 6×6 с вращающейся и поднимающейся ракетной установкой.

Особенности продукта:

— Цельная кабина грузовика
— Поворотно-подъемная ракетная установка
— Грузовик может быть собран без пусковой установки
— Фигурка водителя прилагается

Код продукта: 280036
Количество деталей: 49 штук / 3 литника

Реактивные системы залпового огня серии БМ использовались Советским Союзом во время Второй мировой войны.В советских войсках они были известны как «Катюша» (советское уменьшительное от «Кэти») из-за большой буквы «К», которая была на ракетах (которые производились на Воронежском заводе имени Коминтерна). Ракета М-13 была одним из самых распространенных типов, которые использовались на вооружении.

Реактивные системы залпового огня предназначались для насыщения большой площади взрывчатыми веществами. Они могли вести огонь быстрее, чем обычная артиллерия, но были менее точными и требовали больше времени для перезарядки. Кроме того, они были относительно дешевы и просты в производстве.Однако они были уязвимы для контрбатарейного огня из-за большого количества дыма и пыли, образующихся при стрельбе, что выдавало их позицию.

Конструкция была относительно простой и состояла из стоек с параллельными рельсами, на которых устанавливались ракеты, со складной рамой для подъема рельсов в стартовое положение. Ракета М-13 имела длину 80 см (2 фута 7 дюймов), диаметр 13,2 см (5,2 дюйма) и весила 2 кг (93 фунта). Катюши обычно устанавливали на грузовики. На каждом грузовике было от 14 до 48 пусковых установок, в зависимости от размера машины.

«Катюши», установленные на грузовиках, могли быть быстро передислоцированы после выстрела и таким образом избежать неизбежного контрбатарейного огня. Советы протестировали несколько типов грузовиков по ленд-лизу в качестве стандартной установки для пусковой установки М-13 и выбрали Studebaker US6 6×6 из-за его прочной конструкции и отличной проходимости. Затем в 1943 году система вооружения была стандартизирована как БМ-13Н («Н» означает «нормализованный» — «нормализованный»). Было построено 1800 экземпляров этой версии. К концу войны общий объем производства «Катюш» составил около 10 000 штук.

«Катюшу» очень боялась немецкая пехота. Батарея из четырех пусковых установок БМ-13 могла произвести залп за 7–10 секунд, доставив 4,35 тонны взрывчатых веществ в зону поражения площадью 400 000 квадратных метров (4 300 000 квадратных футов), что примерно эквивалентно эффекту 72 обычных. пушки. Батареи «Катюш» часто собирались в очень больших количествах с разрушительным эффектом. Характерный вой ракет добавлял психологического воздействия оружию. Немцы прозвали «Катюшу» «Сталиноргель» («Сталинский орган») из-за предполагаемого сходства пусковой установки с церковным органом.

Этот детально проработанный пластиковый набор изображает БМ-13Н «Катюша», состоящую из грузовика Studebaker US6 6×6 с вращающейся и поднимающейся ракетной установкой.

Особенности продукта:

— Цельная кабина грузовика
— Поворотно-подъемная ракетная установка
— Грузовик может быть собран без пусковой установки
— Фигурка водителя прилагается

Код продукта: 280036
Количество деталей: 49 штук / 3 литника

Из истории «Катюши»

Самое известное опасное оружие Второй мировой войны «Катюша» — реактивная система залпового огня (РСЗО). В честь Катюши построено много памятников; многие писатели и поэты посвятили ему свои произведения. Он навсегда оставил след в истории войны и техники. При этом мало кто знает имена создателей. Проблема в том, что Катюша создавалась долго, разными изобретателями и коллективами, так сказать поэтапно.

На первом этапе был решен ключевой вопрос о выработке топлива для ракеты-носителя. В данном случае это был коллоидный бездымный порох.На втором этапе проектировалась ракета. Ракета была изготовлена ​​и испытана еще до войны, но применялась на самолетах для поражения авиации и наземных целей. Из применения реактивных снарядов был сделан вывод, что у этих ракет есть не только преимущества, но и много недостатков. В первую очередь это проблема прицеливания: одной ракетой попасть в цель было очень сложно. Именно этот вопрос решался на третьем, последнем этапе. Изобретатели сказали, что это была миссия по использованию.Следовательно, Катюше это удалось. Первый этап: центральной фигурой на этом этапе был профессор Михайловской артиллерийской академии полковник Иван Платонович Граве (1874 — 1960). Несмотря на то, что история началась в 1884 году, когда французский инженер Поль Вьей изобрел бездымный порох. Использование этого пороха увеличило дальность стрельбы артиллерийского снаряда в несколько раз. В 191 г. И.П. Граве удалось усовершенствовать изобретение французского инженера: он получил бездымный порох на другой основе – коллоидный или желатиноидный порох, который может образовывать стержень разного диаметра и обрабатываться на токарном станке.Этот порошок использовался в палочках.

После революции И.П.Граве уехал в Советский Союз и 5 ноября 1926 года получил первый советский патент на бездымный порох (№ 122, рег. № 144/44). Он получил 9 патентов, 7 из которых касались военной техники. Но как человек, имеющий аристократическое происхождение, в дальнейшем он не занимался практической работой над реактивными снарядами. И.П. Граве занимался исследованиями и в 1942 году был удостоен Сталинской премии I степени за фундаментальную работу «Балистика замкнутого пространства», посвященную ракетному оружию. Уважаемый свидетель в качестве Главного артиллерийского управления (ГАУ) подтверждает, что И.П. Граве проделал большую работу по разработке пороха и снаряда для «Катюши». КАУ сделал вывод: «Ну-ну! Если бы не порох, изобретенный И.П. Могила, не было бы «Катюши»! Второй этап был выполнен в газодинамической лаборатории (ГДЛ), принадлежавшей инженеру М.И.Тихомирову, одному из главных конструкторов пороховой ракеты. До конца жизни (1930 г.) М.И.Тихомиров руководил ГДЛ. Его помощником был В. А. Артемьев, И.И.Кулахин занимался разработкой пороха. В его коллективе были Д.А.Вентцель, Р.В. Богомолов, Г.Е. Лангемак, а в 1929 г. к ней присоединился Б.С. Петропавловский. В ГДЛ разработали и освоили процесс производства метательных шашек, изучили их баллистические возможности. Были вскрыты законы горения в камерах сопла, проведены первые этапы летных испытаний.

В лаборатории велись работы по созданию ракет различного калибра, назначения и назначения.Испытывались различные варианты ракетных установок: с измененным количеством и длиной труб, количеством ракет, составом пороха и, самое главное, стабилизаторами ракеты в полете. Разработка реактивных снарядов с калибром равным 82 мм и 132 мм началась в 1930 г., а в 1932 г. были проведены летные расчеты поставки оружия с ракетами этого калибра. В этом же году начались работы по вооружению самолетов Р-5 и бомбардировщиков ТБ-1 реактивными ракетами РС-132 и РС-245. В 1935 году книга Н.Э. Лангемак и В. Л. Глушко опубликовали книгу «Ракеты, устройство и применение». «Конечно, машина не требует противооткатного механизма. Эта особенность ракеты может быть использована в таких устройствах, которые не выдерживают удара, присущего обычной пушке, т. е. на самолетах, малых судах, автомобилях и т. п. Основная область применения пороховой ракеты — вооружение легких боевых машин…» Не исключая применения МС от других машин, авторы предпочли самолет. Подводя итоги второго этапа, констатируем, что работа, начатая М.И. Тихомирового в ГДЛ дорабатывается выдающимся инженером Б.С. Петропавловский, Г.Е. Лангемак, В.А. Артемьев и др. Они создали пороховые реактивные снаряды, которые используются в авиации.

Третий этап. В марте 1932 г. произошло экстраординарное событие, существенно повлиявшее на весь последующий ход научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ГДЛ и Московской группы изучения реактивного движения (ГРИД). Пока шла реорганизация института, собирались рабочие и конструкторы, в стране создавались новые отделы и лаборатории.В 1937 году начальник института И.Т. Клейменов и его заместитель Г.Е. Лангемак были арестованы и вскоре казнены. В 1938 г. были арестованы и осуждены В.П.Глушко и С.П.Королев. Тем не менее работа в институте продолжалась. В 1937 г. Б.М. Новым начальником института был назначен Слонимер, а главным инженером стал А. Г. Костиков, впоследствии занявший должность начальника института.

В 1938 году в ГАУ поступил проект многозарядной коллективной огневой 24-реактивной установки, подписанный главным инженером института А.Х. Костиков и заведующий отделом института И.С. Хвай. В проект добавлены подробные расчеты и обоснования. ГАУ дало разрешение на испытания и 1 ноября 1938 года установка произвела первый залп. Начальник ГАУ высоко оценил новое оружие. Позднее, 14 февраля 1939 г., А. Г. Костиков писал в штабном отчете: «Во второй половине 1938 г., благодаря удачному сочетанию газового снаряда с залповым зарядным устройством, установленным на машине, было достигнуто широкое и весьма эффективное применение реактивных снарядов. ракеты в наземных условиях».17 июня 1941 г. А.Г. Костиков продемонстрировал работу СЦС членам правительства Политбюро.

21 июня 1941 г., последние предвоенные дни, введена в строй СКС. Испытание СКС огнем состоялось в Орше 14 июля 1941 г. Участвовало 7 СКС; причем 5 из них были опытными образцами и были взяты из цехов института. Позже московский завод «Компрессор» станет головным заводом по их серийному производству.

В марте 1939 г. И.С. Хвай, А.Г. Костиков и В.В. Аборенков направил заявку на ракету залпового огня в Управление изобретений Наркомата обороны и получил авторское свидетельство.Катюша удалась! Двое из трех владельцев проекта – украинцы, наши соотечественники.

Хвай И.С. (1905-1969), начальник отдела РДТТ, родился в Днепропетровске в семье железнодорожника. В 1923 году окончил Днепропетровский железнодорожный техникум, через год поступил в Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. После третьего курса его, как лучшего студента, направили в Ленинградскую электротехническую академию. После окончания академии работал в ГДЛ, а позже — в Ракетном научно-исследовательском институте.В 1942 году без защиты диссертации он получил Сталинскую премию. Когда Высшая аттестационная комиссия попросила И.С. Хвай: «Где твоя диссертация? У нас его нет», ответ был: «Стреляйте по фронту! »

Костиков А.Г. — выпускник Киевского военно-инженерного училища 1926 года, Герой Социалистического Труда, действительный член Академии наук, лауреат Сталинской премии 1-й степени, генерал-майор инженерно-авиационной службы. Родился 30 октября 1899 года в городе Казатин Киевской губернии.В 19 лет воевал в Красной Армии, был ранен и попал в плен к белополякам, но бежал оттуда. Был направлен в 3-ю Киевскую военно-инженерную школу. Весной 1930 года поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского, которую окончил в 1933 году. Семь выпускников академии, в том числе А.Г.Костиков, были направлены в НИИ ракет. С 1936 года — начальник отдела реактивных двигателей. В 1938 г. главным инженером института был назначен А.Х. Костиков, а позже он стал начальником института.В письме в ИКГ ВКП(б) А.Г. Костиков обосновывал фразу: «…в настоящее время НИР в области реактивных двигателей показали реальную возможность разработки летательного аппарата, заставить его двигаться быстрее за 1…5 мин. со скоростью, которая превышала бы звук…» 26 июля 1942 г. вышло постановление ГКО о том, что институт должен в короткие сроки разработать реактивный истребитель-перехватчик. На строительство и обработку земли в условиях войны было отведено менее восьми месяцев.

Осенью 1943 года был построен первый экземпляр самолета, но установленный правительством план был сорван. 18 февраля 1944 г. А.Г. Костиков был уволен, а затем арестован. Восемь томов уголовного дела. Допрос, обвинения в шпионаже и саботаже. Выводы анонимных рецензентов: «Объяснение автора… верно. Автора следует использовать при более глубокой разработке». 28 февраля 1945 г. он был освобожден из-под стражи.В постановлении об окончании следствия отмечалось, что «… враждебных намерений у А.Г. Костикова, который был большим знатоком своего дела». Впереди пять лет жизни (умер в декабре 1950 г.), новые работы, студенты. Но была и смертельная волна грязной пены. об аресте Королева С.П. и Глушко В.П..

Для выяснения этого и других подобных вопросов в 1989 году была назначена специальная комиссия. Основные выводы этой комиссии: «Прокуратура СССР №13/4-1032 от 12.06.89 г. подтверждает отсутствие данных, подтверждающих С.Королев, В.П. Глушко были арестованы по доносу на А.Г. Костикова». Под удар попало и его авторское свидетельство на КСА. Этот вопрос также обсуждался Комиссией. И есть ее выводы: «Наша комиссия изучила сотни документов, связанных с этим делом.

Выводы однозначны: автором изобретения механической установки для реактивной ракеты залпового огня и авторами нового оружия — реактивной системы залпового огня являются А.Г. Костиков, И.С. Хвай и В.В.Аборенков. Мы не нашли человека, который мог бы обоснованно претендовать на включение в состав авторов».

К сожалению, достоверной информации о третьем участнике и авторе системы залпового огня В.В. Аборенков. Известно, что он командовал гвардейской ракетной частью «Катюша» во время Великой Отечественной войны.

В заключение выражаем надежду на открытие мемориальной доски в МИТИ на доме, где учился А.Х.Костиков. Так что можно с уверенностью сказать: «Никто не забыт — ничто не забыто!»

В.П.Ныконов

.