за счет чего новый вертолет сможет поражать любые цели

Его назвали в честь черноморского морского хищника, но в отличие от своего собрата наш герой не просто хищник, а очень и очень грозный хищник. Он вобрал в себя лучшее от смертельно опасной «Акулы» и такого же опасного «Аллигатора».

Ка-52К «Катран» – специальная корабельная версия уже зарекомендовавшего себя Ка-52 «Аллигатор».

В настоящий момент он прошел первый этап испытаний. Они были морскими и проходили в реальной боевой обстановке.

Машины вместе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов» воевали в Сирии. В боевых действиях участвовали два вертолета, и они отлично показали себя во время средиземноморского похода авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

«Акула» – «Аллигатор» – «Катран»

От базовой модели «Аллигатора» «Катран» отличается в первую очередь укороченным складывающимся крылом и лопастями. Это позволяет вертолету компактно располагаться в трюме корабля, при этом для приведения его в полную боеготовность достаточно нескольких минут. Укороченные крылья-пилоны позволяют подвесить на них вооружение массой до тонны. Новейшее оптическое и радиоэлектронное оборудование позволяет вертолету не только «далеко видеть и хорошо слышать», но и делает его очень умным и интерактивным в общении с экипажем.

Место службы вертолета – море. Это повышенная влажность, соль, коррозия и вредное воздействие на все компоненты машины, особенно на электронику. Фирма Камова имеет огромный опыт создания именно морских машин, поэтому у «Катрана» есть защита от вредного воздействия внешней среды на самом высшем уровне. Шторм ему нипочем.

Главное предназначение Ка-52К – патрулирование, огневая поддержка войск при морском десантировании и, если нужно, противодействие кораблям противника в море. Вот так, не больше и не меньше. Ведь в отличие от «сухопутного» «морской» вертолет несет на себе две мощные противокорабельные крылатые ракеты Х-31 или Х-35. До этого такие ракеты были в составе вооружения палубных Су-33 и МиГ-29К. Возможность их использования с ударного вертолета существенно расширяет потенциал боевой машины. Представляете себе рой таких «пчелок»?

Сейчас Ка-52К становится грозным многофункциональным ударным средством, способным одинаково эффективно уничтожать как морские, так и наземные цели. Впервые вертолет может эффективно атаковать как корабли, так и наземные цели, например объекты портовой инфраструктуры, причем с большого расстояния. Такого в мировой практике морского вертолетостроения еще не было. Эта грозная машина предназначалась для французских кораблей Mistral, которые мы когда-то купили у Пятой республики – так любят себя называть господа французы.

«Мистральная» история

Не будем снова толочь воду в ступе, рассуждая, зачем мы потратили миллиарды долларов и что это было: реверанс в сторону французского президента Николя Саркози, желание получить современные цифровые технологии проектирования и блочного строительства кораблей или поставить в наш суровый корабельный строй эдаких французских «мушкетеров» при шпагах и перьях.

В первую версию насчет президента Франции верится вполне. Тогда он своей подвижнической деятельностью сумел сгладить бешенство американского истеблишмента, который рвал и метал после неудачи в грузинской авантюре. Еще бы, потратили столько времени, денег, а Саакашвили вместо победы над русскими съел галстук.

Согласитесь, американцам было от чего взбеситься, а товарищ Николя все же помог выпустить пар. Так что мы могли пойти на политический реверанс и заключить контракт на технологии не с Южной Кореей, которая тоже делает подобные корабли, например УДК Dokdo, и обладает соответствующими технологиями, а с Францией. Именно контракт на технологии, которых у нас не было. Хотя южнокорейский при том же качестве и возможностях, что и Mistral, обошелся бы нам дешевле примерно на треть.

Назад в будущее

Не секрет, что после развала СССР мы оказались отброшены на десятилетия во многих наукоемких областях. Это наука, электроника, гражданское самолетостроение, кораблестроение и многое другое. Мир шагнул в цифровую эпоху XXI века, а мы остались в веке XX. Нам многому надо было учиться заново, в том числе и заветам Петра строить корабли. Дело в том, что сейчас техника проектируется «в цифре», то есть в виртуальном пространстве. Там же происходит и наладка технологических процессов производства и сборки.

Мировыми лидерами в области таких систем являются французы (Dassault System) и немцы (Siemens). А основной технологией строительства больших кораблей стала блочная. Это когда корабль полностью собирается по отдельным, уже готовым и оборудованным секциям, которые потом достаточно быстро и точно стыкуются друг с другом. Эта технология универсальна и позволяет сократить время проектирования, строительства и операционные издержки. Американцы по такой технологии строят авианосцы, а эсминцы и другие корабли пекут, как пирожки.

Нам же надо было учиться строить по-новому. Поэтому контракт на Mistral предусматривал не только «сухую» покупку вертолетоносцев, но и передачу технологий (в том числе и проектирования и строительства), совместное производство и в итоге локализацию производства на нашей территории.

Я человек не флотский, поэтому не берусь рассуждать о нужности этих кораблей в составе нашего флота. У нас нет колоний, и мы не несем «мир и демократию» в другие страны, а Mistral – корабль экспедиционных сил и построен с учетом натовской специфики военных действий. Поэтому мне кажется, что сами корабли нам не особенно были нужны, и главным фактором их приобретения было именно получение технологий, вторичным же фактором стала политика.

Мы заплатили миллиард, они нам заплатили примерно 200 млн за строительство двух кормовых секций для кораблей. Мы частично получили технологии и дружбу с Францией, и все было хорошо, пока к власти не пришел месье Олланд, а на Украине не произошел вооруженный переворот. События всем известные.

Приказ «Вашингтонского обкома»

Честно говоря, отказ президента Франции в передаче оплаченных и уже построенных кораблей удивил и самих французов. Этого не понял никто, особенно французские корабелы, которые эти корабли построили, – они даже бунтовать пробовали. Но факт остается фактом: Mistral мы не получили. Президент Франции выполнил приказ, поступивший из Вашингтона.

Обком обкомом, но своя рубаха ближе к телу. Отказ от поставки в нашу страну Mistral негативно сказался на репутации компании STX France, которая строила Mistral, и имидже всего французского ВПК. Проведенный тогда опрос общественного мнения показал, что более 70% французов были убеждены, что соблюдение военных контрактов отвечает национальным интересам, тогда как их срыв и обман России чреват большими моральными и экономическими рисками. В этой ситуации французское руководство решило нарушить дисциплину и сделало все, чтобы и волки были сыти, и овцы целы. Париж вернул Москве миллиардную предоплату, а корабли ушли в Египет, который «нам не враг, а им не друг». Формально и требования обкома были выполнены.

В то время Египет уже взглянул широко открытыми глазами в мир так любимой в Америке «арабской весны» и уже понял, к какой пропасти его ведут товарищи из «Вашингтонского обкома». Поняли это и простые граждане, поняли это и в руководстве Арабской Республики Египет. Поэтому предпочтение было отдано России и Франции, а мнение товарищей из Вашингтона было проигнорировано. Не стоит и вспоминать, что тогда писала «самая свободная пресса цивилизованного мира» и что говорили с трибуны конгресса. Все это уже в прошлом, поезд уже ушел, а корабль уплыл.

Общий профит

Франция, хоть и частично, смогла сохранить свое лицо по отношению к миру, деньги по отношению к собственной экономике и не нарвалась на порку дядек из Вашингтона. Египет получил современные корабли, которые соответствуют его нынешним геополитическим амбициям. Кстати, в начале этого года Египет объявил о создании своего Южного флота. Помимо Mistral, в его состав войдут многоцелевой фрегат FREMM франко-итальянского производства, четыре корвета класса Gowind 2500 и четыре дизель-электрические субмарины проекта 209 немецкой постройки.

После развертывания египетского Южного флота Каир станет региональной морской державой и сможет защитить недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны газовое месторождение. Сейчас на него претендуют Турция, Израиль, Кипр и Греция. Как показывает опыт разрешения такого рода споров, лучшим аргументом являются боевые корабли. Есть корабли – будут переговоры. Есть у Египта и текущие задачи, например охрана торгового морского пути в районе Аденского пролива, да и прочие проблемы, устроенные саудитами и иранцами, требуют наличия хорошей ударной силы в регионе.

А в чем наш, российский профит или, правильнее сказать, что мы потеряли, а что приобрели? Мы ничего не потеряли. Mistral как корабли нам изначально были не нужны. Технологии, ради которых все затевалось, мы в основном получили. Франция фактически передала нам цифровое проектирование, крупноблочное строительство больших кораблей и водонепроницаемую защиту. Примерная стоимость полученной нами конструкторской документации составила четверть миллиарда долларов. Такую стоимость назвали сами французы.

Кроме всего прочего, были прощупаны возможности боевой информационно-управляющей системы SENIT-9. Разработанное нами под Mistral оборудование и вооружение, скорее всего, вернется на уже египетские Mistral, туда же пойдут и наши вертолеты. Результаты тендера мы узнаем уже в этом месяце. Это один из наиболее значимых плюсов. Ведь наравне с получением судостроительных технологий мы продвинули наше вертолетостроение на новый уровень и создали не имеющий аналогов морской ударный вертолет.

Вперед, разрывая шаблоны

Скорее всего, Россия вместе с Францией будет участвовать в обслуживании комплекса по имени Mistral, приобретая такой необходимый для нас опыт, который будет учтен уже на нашем флоте. Ну а объем и направленность компенсационных или, как говорят, офсетных сделок и договоренностей между тремя странами так и останется за кулисами большого театра под названием «Геополитика».

Последнее частенько вызывает разрыв шаблона в неокрепших русофобских мозгах. «Короткое замыкание» – и в стройные ряды западного политического истеблишмента летит новое предположение, подкрепленное «качественными данными из очень осведомленных источников». Например, в конце 2016 года министр обороны Польши Антоний Мациревич на слушаниях в польском парламенте с серьезным выражением лица заявил: «Это правда, в последние дни Mistral де-факто переданы России за один доллар. Эта операция состоялась».

В детали он вдаваться не стал и заявил, что располагает такой информацией «из хороших источников». Ему тут же стала вторить представительница министерства обороны Катажина Якубовская: «В интересах безопасности Польши отсутствие у России современных десантных морских судов класса Mistral». Ну да, мадам, русские корабли уже швартуются в Варшаве. Эх, господа, Псаки на вас нет!

«Катран» для Египта

С большой долей вероятности на Mistral пойдут именно наши вертолеты Ка-52К «Катран», но это мы узнаем в самое ближайшее время. В чем отличие «египтянина» от «россиянина»? Главная особенность вертолетов в экспортном исполнении – оптико-электронная прицельная система ОЭС-52, которая устанавливается под носовой частью вертолета взамен штатной оптико-электронной системы ГОЭС-451. Эту станцию презентовали на прошлом авиасалоне МАКС на предсерийном образце. Она же будет установлена на законтрактованных Египтом вертолетах. Участие ТАВКР «Адмирал Кузнецов» и, соответственно, пары Ка-52К в реальных боевых действиях в Сирии показало реальную эффективность этих машин. Опыт, полученный в результате этого похода, поистине бесценен.

Машине решили добавить возможностей. В первую очередь это коснется радиоэлектронного оборудования. Сейчас «Катран» оснащен РЛС «Арбалет», которая работает в миллиметровом диапазоне. Это дает РЛС высокую разрешающую способность (она видит небольшие цели), но и снижает дальность обнаружения. Как результат – «Арбалет» эффективен при работе по прибрежным и наземным целям.

Для морской машины это недостаток, поэтому «Катран» получит РЛС с активной фазированной решеткой (АФАР) и дополнительный, сантиметровый диапазон. Это резко увеличит быстродействие и дальность работы новой РЛС. АФАР не имеет механических деталей для направления радиолуча, поэтому сканирование пространства осуществляется в доли секунды, наведение более точное, селекция и сопровождение целей становятся многоуровневыми. За счет сантиметрового диапазона дальность обнаружения больших целей, то есть кораблей, вырастает до 180 км.

Увидит новый радар и небольшие маловысотные воздушные цели: крылатые ракеты и беспилотники, сможет передавать целеуказание по обнаруженным объектам. В результате экипаж «Катрана» получит более качественный массив боевой информации и более мощное оружие. Машина, имеющая на борту такую электронику, мощные противокорабельные ракеты и подготовленный экипаж, становится грозным оружием для кораблей противника. Наличие таких мощных ударных вертолетов в составе корабельной группировки дает флоту качественно новые возможности по боевому применению как в десантных операциях, так и в морских сражениях.

«Катран» для России

До 2020 года Министерство обороны РФ планирует получить 146 вертолетов Ка-52. Из них 32 будут Ка-52К «Катран». Когда Ка-52К зависнут над палубой египетских Mistral, я не знаю, начало поставок ожидаем в этом году, но они точно обживут ангары наших кораблей – как существующих, так и будущих. Существующие – это большие противолодочные корабли проекта 1155, где «Катран» вполне способен уместиться в ангаре БПК рядом с противолодочным Ка-27ПЛ. Таких кораблей у нас в строю восемь.

Предусмотрено базирование Ка-52К и на будущих универсальных больших десантных вертолетоносцах «Прибой». Он будет иметь следующие характеристики: водоизмещение – 14 тыс. т, длина – 165 м, ширина – 25 м. На нем могут быть размещены до 12 ударных или противолодочных вертолетов. В трюме до 60 единиц бронетехники и не менее 500 «черных беретов». В общем, немало, осталось только дождаться этих кораблей от наших судостроителей. А вот авиастроители, судя по всему, не подведут. Вертолеты для флота будут. Ждем корабли…

Автор: Дмитрий Дрозденко

Фото: Chen Fei/ Xinhua/ Tubagus Aditya Irawan/ ZUMAPRESS.com/ Globallookpress/ Минобороны России/ Алексей Иванов/ ТРК «Звезда»

http://tvzvezda.ru/news/opk/co…

https://cont.ws/@predator85vk/620674

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

КРЭТ проведет модернизию вертолета Ка-52К «Катран»

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • www.arms-expo.ru

    «Катран» Ка-52К. Перспективное применение. — Мысли вслух — LiveJournal


    7 марта первый полет совершил морской «аллигатор». Точнее «Катран». Именно такое имя получил «оморяченный» Ка-52, разработанный специально для «Мистралей». В свете последних заявлений французов возникает вопрос — куда мы денем уже заказанные 32 вертолета? А не начудили ли опять наши эффективные менеджеры?

    В начале года появилась информация, что первые десять серийных Ка-52К будут использоваться в качестве машин берегового базирования на Камчатке.

    Что могут Ка-52 на Камчатке… и кому они там нужны?
    Вопрос не праздный.
    Для начала попробуем разобраться, что они вообще могут по сравнению с сухопутным «Аллигатором»?

    Усиленное шасси и уменьшенные габариты на стоянке сразу отодвинем. Это нас в данном случае не интересует.
    «Катрану» обещали дать ПКР Х-35 и Х-31А. А вот это уже интереснее.

    ПКР Х-35 (слева) и ПКР Х-31А (справа)

    Как далеко «Катран» может применять их без внешнего целеуказания?

    Если предположить, что РЛС «Катрана» такая же как на предке-аллигаторе, то… дальность обнаружения цели типа «мост» (сравнимой с кораблем по ЭПР) РЛС «Арбалет» — 25 километров.
    Может морской Ка-27 видит дальше?
    Его РЛС «Осьминог ПС» с высоты полета 100-500 м при волнении моря до 3-х балов
    дает следующие дальности по надводным объектам:
    -со средним значением ЭРП 250 квадратных метров — не меньше 25 км
    -со средним значением ЭРП 2 квадратных метра — не меньше 5 км
    -оборудованных маяками-ответчиками — от 20 до 100 км в зависимости от типа маяка (для станции «Осьминог ПС»).
    Нет, дальность сопоставима и скорее всего 25 км штатного «Арбалета» похожи на правду.
    С такой дальностью ПКР придется применять либо по внешнему целеуказанию, либо из засад на побережье (укрываясь до и после пуска в складках местности). В принципе, получится почти пусковая установка Берегового ракетного комплекса «Бал», но в отличие от последнего — не привязанная к дорогам и не ограниченная в мобильности. Из любой бухты из-за любого пригорка может прилететь противокорабельная ракета… противника, пожелавшего покуситься на наш берег, это должно серьезно остудить.

    Но все становится еще интереснее, ежели оборудовать «Катраны» (о возможности чего еще в 2011 году заявили в «Фазотрон-НИИР») РЛС с АФАР, к примеру РЛС «Жук-АЭ».

    При таком раскладе Ка-52К сможет обнаруживать вражьи корабли на больших дистанциях вплоть до максимальной дальности пуска Х-35 (более 200 км), ограничиваясь лишь радиогоризонтом.
    Так же он сможет выступать разведчиком и системой дальнего радиолокационного обнаружения корабельного базирования. А может в перспективе сможет и напрямую выдавать целеуказание непосредственно корабельным ракетам по тем целям, которые для корабельных РЛС находятся за радиогоризонтом (напомню, что радиогоризонт на уровне моря равен 17 километрам, а затем искривление земли прячет от наблюдателя объекты).

    Так, кстати, используя ПКР с АРЛГСН можно издеваться над кораблями противника не прикрытыми с воздуха и посреди открытого океана: поднялся на 5 километров — увидел корабль в 100 километрах… шваркнул по нему парой ракет. На корабле оновременно обнаружили вражеский КА-52К и начали разворачивать ИДЖИС со «Стандартами». Захватили цель — ракеты ушли (они правда полетят в уже запущенные Х-35 а не в носитель, потому что таков приоритет).
    В это время вертолет, уже выпустив ракеты, снижается, опускаясь за радиогоризонт и уходя из поля зрения ИДЖИСА и РЛС сопровождения цели (при средней скорости полета ЗУР порядка километра в секунду у него есть полторы минуты). А вот ПКР, используя инерциальную систему наведения на марше, а активное радиолокационное самонаведение в конце — продолжает себе лететь в район пребывания вражеского корабля, готовясь включить ГСН на рубеже.

    На сегодня итог в такой дуэли на большой дистанции остался бы за «Катраном». Просто вследствие того, что зенитная ракета «Стандарт» СМ-2 (имеющая дальность пуска больше 200 км) наводится на цель отдельной РЛС сопровождения цели, и как только цель спускается ниже радиогоризонта — наведение ракет на нее становится невозможным.

    Кстати, при таком раскладе имеет смысл придавать Ка-52К прочим кораблям ВМФ, на которых базируются вертолеты.
    Например на БПК проекта 1155, у которых аж 2 вертолета со своими ангарами. Один Ка-27 можно безбоязненно заменить на Ка-52 значительно расширив возможности корабля и усилив его противокорабельную силу. Остается один вопрос — влезет ли «Катран» в ангар для Ка-27 (он ниже, но длиннее)?

    И тут становится более менее ясно, зачем минобороны заказывает вдвое больше вертолетов чем надо. Ведь у многих вопрос по количеству возник изначально.
    На одном Мистрале планировалось держать 8 Ка-52К (совместно с 8 транспортно-боевыми Ка-29). Итого… на два Мистраля 16 машин. Куда остальные? Если даже предположить, что еще две эскадрильи по 8 машин предназначаются для еще только планируемых в далеком необозримом будущем… то где резерв? Да и рановато слишком — пока эти еще два мистраля построили бы (уже у нас) у вертолетов уже вышел бы рессурс.
    Следовательно «Катраны» изначально замыслили дать на вооружение не только «Мистралям».
    И наше предположение подтвержает оговорка разработчиков:
    «Через пять лет, обещают конструкторы Камова, «Аллигатор» займет место не только на «Мистралях», но и на других кораблях Военно-морского флота.»

    alex-military.livejournal.com

    Ка-52К Катран: характеристики, фото

    К палубным вертолетам всегда предъявлялись особые требования. Они эксплуатируются в тяжелых условиях: влажность, морская соль, перепады температур и ветры разрушительно действуют на силовые конструкции и агрегаты, силовую установку и бортовую электрику. Конструкторское бюро им. Камова в нашей стране накопило богатый опыт создания машин этого класса, несколько десятилетий служивших флоту. Новейший образец палубного вертолета последнего поколения Ка-52К «Катран» в настоящее время поступает на вооружение Российского ВМФ. О нем известно не так уж и много, но информация, опубликованная в открытых источниках, свидетельствует о его потрясающих характеристиках. Еще бы, он – «родной брат» «Аллигатора», не без оснований считающегося лучшим боевым вертолетом в мире.


    «Аллигатор» и «Катран»

    Что представляет собой эта машина? Как ясно уже из названия, вертолет Ка-52К является адаптированной к морским условиям и требованиям ВМФ модификацией Ка-52 «Аллигатор». По общему внешнему виду, характеристикам и вооружению между двумя этими машинами различий не так уж и много, но они есть. Обе они предназначены для нанесения ударов по поверхностным целям, но могут решать и задачи боевого противодействия воздушным угрозам. Как уже отмечалось, особые условия работы механизмов и агрегатов, а также несущих элементов фюзеляжа авиации, предназначенной для морского базирования, должны иметь соответствующее исполнение, предусматривающее антикоррозионные покрытия всех элементов конструкции, специальные средства герметизации и адаптированные условия микроклимата в пилотской кабине. Все это у Ка-52К есть, но кроме этого…

    Винт

    Если сравнивать обычный наземный аэродром и палубу авианосца, а в особенности вертолетную площадку крейсера или другого надводного корабля, очевидна разница отводимого для базирования техники пространства. Чем меньше места она занимает, тем больше единиц ее можно вместить, и тем легче ее обслуживать, загнав в ангар. Имеет значение в первую очередь несущий винт, который может мешать прохождению через проемы специальных лифтов, опускающих вертолет под палубу, но также и крыло, играющее в аэродинамике современных вертолетов важную роль. Идея компактно складывать лопасти не нова, она применена во многих образцах как отечественных (Ка-26), так и зарубежных. Ка-52К «Катран» оснащен механизмом, позволяющим выполнять эту операцию очень быстро, менее чем за минуту, равно как и уменьшать габариты, задаваемые консолями плоскостей. Эта опция изначально продиктована возможностью использования машин этого типа на вертолетоносцах класса «Мистраль», приобретение которых по политическим причинам не состоялось. Тем не менее потребность в палубных вертолетах остается актуальной, тем более что аналогичные корабли планируется строить в России. Таким образом, дополнительный буквенный индекс «К» означает «корабельный».

    Авионика

    Палубный вертолет Ка-52К «Катран» обязан своими потрясающими боевыми качествами не только инженерам КБ «Камов», но в значительной степени и специалистам КРЭТ (Концерна радиоэлектронных технологий), разработавших для него уникальную авионику. Модернизированная бортовая РЛС может работать в сантиметровом диапазоне частот, обеспечивая повышенную дальность локации цели (до двухсот километров, вдвое больше обычного радиуса). Эта машина способна выполнять боевые вылеты практически при нулевых условиях видимости и любой погоде. Система управления вооружениями и распознавания изображения «Охотник», построенная на лазерно-лучевом принципе, осуществляет целеуказание и наведение ракет по команде экипажа и исходя из информации, поступающей от внешних источников. Другой комплекс, «Арбалет», нивелирует воздействие радиопомех. Все бортовое оборудование Ка-52К произведено в России и не имеет мировых аналогов.

    Вооружение

    Огневая мощь этой машины потрясает, она скорее соответствует возможностям фронтового штурмовика, чем привычному образу палубного вертолета, традиционно решающего задачи обнаружения подлодок противника, разведки и спасения терпящих бедствие экипажей. Этот «летающий танк» (скорее эсминец) Ка-52К оснащен бортовым оборонительным комплексом «Витебск», в состав которого входит система управления 30-мм скорострельной пушкой и станции наведения ракет, размещенных под плоскостями, а именно:

    — ракетами класса «воздух-земля»;

    — многоцелевыми УР «Вихрь»;

    — ракетами «Игла» («воздух воздух»).

    Этого достаточно, чтобы оказывать эффективную поддержку наступающим десантным подразделениям, подавляя очаги сопротивления и поражая вражескую бронетехнику всех классов.

    Но и это еще не все.

    Противокорабельный вертолет

    Есть у Ка-52К качество, которым не обладает ни один вертолет в мире. На него можно установить БРЭО, позволяющее осуществлять запуски и наведение новейших противокорабельных ракет типа Х-31 или Х-35, способных пустить на дно крупную морскую цель. Раньше такое оружие могли нести только тактические авиационные комплексы на базе фронтовых штурмовиков МиГ-29К и Су-30. Вертолет, который может атаковать неприятельский крейсер или даже авианосец, — новое слово в тактике гипотетической морских сражений. Свойство это тем более важно по причине малой заметности винтокрылых машин и их способности зависать на месте, вводя в заблуждение доплеровские локаторы, способные «видеть» только движущиеся объекты.

    Характеристики

    В силу ограниченности информации о некоторых параметрах полетных возможностей Ка-52К, характеристики «Катрана» можно оценивать по его «ближайшим родственникам», Ка-50 «Черной акуле» и Ка-52 «Аллигатору». Есть основания считать, что они не хуже, а вполне вероятно, и превосходят их, хотя, возможно, и незначительно. Итак, у этого флотского вертолета габариты приблизительно 14 (длина) х 5 (высота) х 7,3 (размах крыла) метра при диаметре главных винтов 14,5 метра. Скорость крейсерская — 260 км/ч, максимальная — 300 км/ч. Оперативный радиус — 460 км, взлетный вес (максимальный) — 10,8 т. Потолок практический – 5500, статический — 4000. Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей ВК-2500.

    Перспективы

    По словам генерального конструктора ОАО «Камов» Сергея Михеева, фирма заключила контракт с Министерством обороны на поставку до 2020 года 146 единиц Ка-52К. Фото первых «складных» машин, начавших поступать на флот, опубликованы в прессе. 32 из них предназначались для российских «Мистралей», и не исключено, что после их приобретения Египтом вертолеты морской модификации будут поставлены этой стране, правда, в экспортном исполнении, с несколько урезанными возможностями. По крайней мере осенью 2015 года контракт на полсотни машин подписан представителями АРЕ и РФ. Кроме этого, к российскому вертолету проявляет интерес и французская сторона, хотя в свете последних обострений международной обстановки трудно прогнозировать успешное развитие военно-технического сотрудничества со странами, входящими в состав блока НАТО.

    autogear.ru

    В небе — «Катран», который способен на всё

    В небе — летающая «акула»

    Рассказывают, что одного известного отечественного авиаконструктора как-то спросили: «Что нужно, чтобы самолет полетел?» И тот ответил: «Самое главное, чтобы он был красивым».

    Вертолеты семейства Ка-52 именно красивы. Их грациозный внешний контур, изящные обводки носовой части, дерзкий «выпад» фюзеляжа, броская «глазастая» кабина никого не оставляют равнодушными. На эту машину просто приятно смотреть, даже когда она стоит на земле. Что уж говорить о поведении вертолета в воздухе: смелые маневры Ка-52 впечатляют и завораживают.

    Соосная схема расположения винтов и отсутствие рулевого винта дают этой машине более уверенные ходовые характеристики, позволяют выполнять несколько иное, чем у обычных вертолетов, маневрирование. Например, этой машине не нужно, как, к примеру, Ми-8 наклонять корпус вперед, чтобы набрать скорость для движения прямо. Машина, поднявшись в воздух, стартует и продолжает движение в том же положении, в каком и висела.

    Говорят, что имя «Катран» выбрал для нового вертолета лично генеральный конструктор ОКБ «Камов» — Герой России Сергей Михеев. На его суд представили около трех десятков названий. Когда потребовалось выбрать более звучную, чем просто «Корабельный», расшифровку литеры «К» в наименовании Ка-52 в варианте палубного базирования. Остановились на двух — «Каймане» и «Катране», но в итоге утвердили именно последнее.

    Как признался позже Сергей Михеев, «Катран» (название одного из видов акул), звучит лучше, тверже. К тому же, это имя легко записывается английскими буквами. Интересно, что созданный в этом же ОКБ вертолет Ка-50 когда-то носил имя «Черная акула». «Катран» продолжил серию летающих «морских хищников».

    Океанский «Аллигатор»

    По сути своей, Ка-52К — это тот же «Аллигатор», только доведенный для корабельного базирования. От основной модели он отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, а также усилением стоек шасси (что важно при посадке на неустойчивую в штормовую погоду палубу корабля) и дополнительной антикоррозийной обработкой. Первые посадки

    Ка-52 в Баренцевом море на кормовую вертолетную площадку БПК «Вице-адмирал Кулаков», выполненные еще в 2011 году, показали неплохие возможности машины по работе в море.

    Характеристики «Катран» также унаследовал от базовой модели. Два его мощных двигателя (по 2,7 тысяч сил каждый) могут разогнать винтокрылую машину до скорости в 350 километров в час. Вертолет способен подниматься на высоту 5,5 км и преодолевать по воздуху 460 км.

    Впечатляют и системы вооружения. Здесь и авиационная пушка 2А42-1 калибра 30 мм с боезапасом 460 снарядов, и ракетный комплекс «Стрелец», и пусковые установки для управляемых ракет типа «Атака» и «Вихрь-1» с лазерно-лучевым каналом управления, и пусковое устройство для неуправляемых ракет типа С-8 (80 выстрелов). Общая боевая нагрузка «Катрана» превышает две тонны — это поистине летающий арсенал! Не зря же основным предназначением вертолета была названа огневая поддержка действий морского десанта при захвате прибрежной полосы.

    Добавьте сюда бронированную кабину экипажа и катапультно-амортизационную систему, позволяющую летчикам безопасно покидать вертолет даже на этапе старта, то есть прямо с земли. Ведение огня и управление вертолетом могут вести оба члена экипажа — как командир, так и оператор систем вооружения, в том числе одновременно.

    Летающий ракетоносец

    Консоли у Ка-52К не просто складывающиеся. Они сделаны чуть короче, что позволило разместить на них более весомую боевую нагрузку — по тонне с каждой стороны. Именно возможность выдерживать такой груз подсказала идею попробовать разместить на «Катране» ракеты противокорабельных ударных комплексов Х-31 и Х-35.

    Такое мощное оружие, способное парой выстрелов уничтожить авианосец, предполагает использование и с вертолетов. Однако ранее их практическое применение с винтокрылых машин было затруднено отсутствием загоризонтной радиолокации. В Ка-52 эта проблема устранена. Здесь применена РЛС «Арбалет», которая обеспечивает дальность гарантированного обнаружения целей в 25 км. В связке с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-451 «Катран», по сути, становится береговым ракетным комплексом «Бал», только в воздушном исполнении. При этом, в отличие от своего наземного «собрата», вертолет не привязан к дорогам, не ограничен в мобильности.

    Но и это еще не все. Уже есть задумки оснастить корабельные вертолеты еще более мощной радиолокацией, позволяющей вскрывать цели практически на максимальной дальности пуска Х-35 — 200 километров. Есть мнение, что Ка-52К в этом случае может выступить в качестве самостоятельного средства дальнего радиолокационного обнаружения, давать целеуказания ракетным комплексам берегового базирования и корректировать их огонь с воздуха.

    Есть ли жизнь после «Мистраля»?

    Сегодня ни для кого не секрет, что «Аллигаторы» трансформировали в «Катраны» специально для будущего размещения на вертолетоносцах «Мистраль». Но судьба контракта с капризными французами оказалась довольно прозаичной. Что же делать с винтокрылыми машинами, создаваемыми для этих кораблей? Неужели пустить в утиль или снова переделать в «сухопутные» винтокрылы?

    Ни в коем случае, утверждают в российском военно-промышленном комплексе и в Минобороны. Во-первых, Ка-52К могут базироваться не только на «Мистралях», но и на больших противолодочных кораблях проекта 1155, где «Катран» вполне способен уместиться в ангаре БПК.

    А во-вторых, уже решено, что Россия создаст собственный универсальный десантный вертолетоносец, который и станет базой для «Катранов». Будущему кораблю уже дано имя — «Прибой». По своим характеристикам вертолетоносец сможет принять до 12 ударных или противолодочных вертолетов, в том числе шесть — на палубе. Это будут Ка-52К, а также Ка-27.

    Модель будущего российского вертолетоносца демонстрировалась в ходе недавнего Международного военно-технического форума «Армия-2015». «Прибой» получит водоизмещение в 14 тысяч тонн и будет иметь длину 165 и ширину 25 метров. Помимо вертолетов этот десантный корабль сможет принять до 60 единиц бронетехники и не менее 500 морских пехотинцев. А это, на минуточку, два батальона «черных беретов», мощная ударная сила, способная при поддержке с воздуха сокрушить любую береговую оборону.

    Всего на авиастроительном заводе «Прогресс» в Арсеньеве должно быть построено 32 палубных Ка-52К.

    «Проект, связанный с «Мистралями», в любом случае имеет важное положительное значение, — подчеркивает генеральный конструктор ОКБ «Камов» Сергей Михеев. — Она продвинула нас в направлении модернизации вертолета Ка-52 и создании нового палубного вертолета Ка-52К. В рамках реализации этого проекта создан целый ряд разработок, которые могут применяться в интересах ВМФ России. Среди них — новая несущая система, которая позволяет увеличить взлетный вес, повысить боевую эффективность машины, раскрывает новые тактические возможности вертолета. Эта система включает, в частности, новую систему крепления лопастей к несущему винту на эластомерных подшипниках».

    Кстати, примененная на «Катране» система складывания лопастей может быть применена не только на корабельных вертолетах. По словам Сергея Михеева, это обеспечит удобство эксплуатации машин, например, в Арктике.

    /Дмитрий Сергеев, tvzvezda.ru/

    army-news.ru

    Ка-52К «Катран»: характеристики, фото

    Новости и общество 5 декабря 2015

    К палубным вертолетам всегда предъявлялись особые требования. Они эксплуатируются в тяжелых условиях: влажность, морская соль, перепады температур и ветры разрушительно действуют на силовые конструкции и агрегаты, силовую установку и бортовую электрику. Конструкторское бюро им. Камова в нашей стране накопило богатый опыт создания машин этого класса, несколько десятилетий служивших флоту. Новейший образец палубного вертолета последнего поколения Ка-52К «Катран» в настоящее время поступает на вооружение Российского ВМФ. О нем известно не так уж и много, но информация, опубликованная в открытых источниках, свидетельствует о его потрясающих характеристиках. Еще бы, он – «родной брат» «Аллигатора», не без оснований считающегося лучшим боевым вертолетом в мире.

    «Аллигатор» и «Катран»

    Что представляет собой эта машина? Как ясно уже из названия, вертолет Ка-52К является адаптированной к морским условиям и требованиям ВМФ модификацией Ка-52 «Аллигатор». По общему внешнему виду, характеристикам и вооружению между двумя этими машинами различий не так уж и много, но они есть. Обе они предназначены для нанесения ударов по поверхностным целям, но могут решать и задачи боевого противодействия воздушным угрозам. Как уже отмечалось, особые условия работы механизмов и агрегатов, а также несущих элементов фюзеляжа авиации, предназначенной для морского базирования, должны иметь соответствующее исполнение, предусматривающее антикоррозионные покрытия всех элементов конструкции, специальные средства герметизации и адаптированные условия микроклимата в пилотской кабине. Все это у Ка-52К есть, но кроме этого…

    Винт

    Если сравнивать обычный наземный аэродром и палубу авианосца, а в особенности вертолетную площадку крейсера или другого надводного корабля, очевидна разница отводимого для базирования техники пространства. Чем меньше места она занимает, тем больше единиц ее можно вместить, и тем легче ее обслуживать, загнав в ангар. Имеет значение в первую очередь несущий винт, который может мешать прохождению через проемы специальных лифтов, опускающих вертолет под палубу, но также и крыло, играющее в аэродинамике современных вертолетов важную роль. Идея компактно складывать лопасти не нова, она применена во многих образцах как отечественных (Ка-26), так и зарубежных. Ка-52К «Катран» оснащен механизмом, позволяющим выполнять эту операцию очень быстро, менее чем за минуту, равно как и уменьшать габариты, задаваемые консолями плоскостей. Эта опция изначально продиктована возможностью использования машин этого типа на вертолетоносцах класса «Мистраль», приобретение которых по политическим причинам не состоялось. Тем не менее потребность в палубных вертолетах остается актуальной, тем более что аналогичные корабли планируется строить в России. Таким образом, дополнительный буквенный индекс «К» означает «корабельный».

    Авионика

    Палубный вертолет Ка-52К «Катран» обязан своими потрясающими боевыми качествами не только инженерам КБ «Камов», но в значительной степени и специалистам КРЭТ (Концерна радиоэлектронных технологий), разработавших для него уникальную авионику. Модернизированная бортовая РЛС может работать в сантиметровом диапазоне частот, обеспечивая повышенную дальность локации цели (до двухсот километров, вдвое больше обычного радиуса). Эта машина способна выполнять боевые вылеты практически при нулевых условиях видимости и любой погоде. Система управления вооружениями и распознавания изображения «Охотник», построенная на лазерно-лучевом принципе, осуществляет целеуказание и наведение ракет по команде экипажа и исходя из информации, поступающей от внешних источников. Другой комплекс, «Арбалет», нивелирует воздействие радиопомех. Все бортовое оборудование Ка-52К произведено в России и не имеет мировых аналогов.

    Вооружение

    Огневая мощь этой машины потрясает, она скорее соответствует возможностям фронтового штурмовика, чем привычному образу палубного вертолета, традиционно решающего задачи обнаружения подлодок противника, разведки и спасения терпящих бедствие экипажей. Этот «летающий танк» (скорее эсминец) Ка-52К оснащен бортовым оборонительным комплексом «Витебск», в состав которого входит система управления 30-мм скорострельной пушкой и станции наведения ракет, размещенных под плоскостями, а именно:

    — ракетами класса «воздух-земля»;

    — многоцелевыми УР «Вихрь»;

    — ракетами «Игла» («воздух воздух»).

    Этого достаточно, чтобы оказывать эффективную поддержку наступающим десантным подразделениям, подавляя очаги сопротивления и поражая вражескую бронетехнику всех классов.

    Но и это еще не все.

    Противокорабельный вертолет

    Есть у Ка-52К качество, которым не обладает ни один вертолет в мире. На него можно установить БРЭО, позволяющее осуществлять запуски и наведение новейших противокорабельных ракет типа Х-31 или Х-35, способных пустить на дно крупную морскую цель. Раньше такое оружие могли нести только тактические авиационные комплексы на базе фронтовых штурмовиков МиГ-29К и Су-30. Вертолет, который может атаковать неприятельский крейсер или даже авианосец, — новое слово в тактике гипотетической морских сражений. Свойство это тем более важно по причине малой заметности винтокрылых машин и их способности зависать на месте, вводя в заблуждение доплеровские локаторы, способные «видеть» только движущиеся объекты.

    Характеристики

    В силу ограниченности информации о некоторых параметрах полетных возможностей Ка-52К, характеристики «Катрана» можно оценивать по его «ближайшим родственникам», Ка-50 «Черной акуле» и Ка-52 «Аллигатору». Есть основания считать, что они не хуже, а вполне вероятно, и превосходят их, хотя, возможно, и незначительно. Итак, у этого флотского вертолета габариты приблизительно 14 (длина) х 5 (высота) х 7,3 (размах крыла) метра при диаметре главных винтов 14,5 метра. Скорость крейсерская — 260 км/ч, максимальная — 300 км/ч. Оперативный радиус — 460 км, взлетный вес (максимальный) — 10,8 т. Потолок практический – 5500, статический — 4000. Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей ВК-2500.

    Перспективы

    По словам генерального конструктора ОАО «Камов» Сергея Михеева, фирма заключила контракт с Министерством обороны на поставку до 2020 года 146 единиц Ка-52К. Фото первых «складных» машин, начавших поступать на флот, опубликованы в прессе. 32 из них предназначались для российских «Мистралей», и не исключено, что после их приобретения Египтом вертолеты морской модификации будут поставлены этой стране, правда, в экспортном исполнении, с несколько урезанными возможностями. По крайней мере осенью 2015 года контракт на полсотни машин подписан представителями АРЕ и РФ. Кроме этого, к российскому вертолету проявляет интерес и французская сторона, хотя в свете последних обострений международной обстановки трудно прогнозировать успешное развитие военно-технического сотрудничества со странами, входящими в состав блока НАТО.

    Источник: fb.ru

    monateka.com

    Ка-52К Википедия

    Ка-52 «Аллигатор»

    Ka-52 на МАКС-2013.
    Тип боевой разведывательно-ударный вертолёт
    Разработчик ОАО «Камов»
    Производитель ОАО ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина
    Главный конструктор С. В. Михеев
    Первый полёт опытный экземпляр: 25 июня 1997 года[1]
    Начало эксплуатации ноябрь 2011 года[2]
    Статус производится, эксплуатируется
    Эксплуатанты ВКС России
    Годы производства с 2008 года[3]
    Единиц произведено более 120[⇨]
    Базовая модель Ка-50
     Медиафайлы на Викискладе

    Ка-52 «Аллигатор» (изделие «800.06», по ификации НАТО — Hokum B) — российский разведывательно-ударный вертолёт[4] нового поколения. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие вертолёта Ка-50 «Чёрная акула».

    Основная статья: Ка-50

    До прекращения серийного производства Ка-50 в 2009 году в качестве специфики боевого применения Ка-52 предусматривалось выполнение им задач командирской машины армейской авиации, осуществляющей разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 может выполнять роль учебно-тренировочной машины[5].

    Вариант корабельного базирования Ка-52К может оснащаться сравнительно более мощным, чем большинство ударных вертолётов армейской авиации, комплексом управляемого вооружения (КУВ) «Гермес-А» с максимальной дальностью стрельбы 15—20 км[⇨].

    Содержание

    • 1 История создания
    • 2 Конструкция
      • 2.1 Прицельно-пилотажно-навигационный комплекс
      • 2.2 Бортовой комплекс обороны
      • 2.3 Вооружение
    • 3 Модификации
      • 3.1 Ка-52К «Катран»
    • 4 Оценки проекта
    • 5 На вооружении
    • 6 Боевое применение
    • 7 Происшествия
    • 8 Тактико-технические характеристики
    • 9 В культуре
    • 10 Галерея
    • 11 См. также
    • 12 Примечания
    • 13 Литература

    ru-wiki.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *