Туристический катер «Тайфун»

Прежде чем начать проектирование катера (мотолодки), надо уточнить его назначение и, в частности, твердо решить, каким будет судно — туристским, прогулочным или спортивным, и выяснить, по каким водоемам придется ему совершать плавания. Общеизвестно, что для дальних переходов по большим водоемам катеру предъявляются повышенные требования как в отношении остойчивости, мореходности и скорости, так и в отношении удобства размещения пассажиров, багажа, запасов и т. п. Катер должен иметь надежные двигатели и механизмы, удобное и простое управление; шум от двигателя и передачи должен быть как можно меньше.
Обычно катер приходится использовать как в прогулочных целях, так и в туристских — в отпускной период. Поэтому в 1960 г, я приступил к разработке проекта и постройке катера, совмещающего в себе качества прогулочного и туристского судна. В следующем году катер был построен и спущен на воду; в том же году Речным Регистром ему был установлен район плавания по разряду Р.
Основные характеристики катера
Длина наибольшая, м | 5,2 |
Ширина наибольшая, м | 1,85 |
Высота борта, м | 0,8 |
Полная высота, м | 1,37 |
Вес катера, кг | 850 |
Мощность двигателя, л. с. | 50 |
Скорость, км/час | 45 |
В чертежах, приводимых в статье, учтены незначительные изменения конструкции корпуса, сделанные в процессе эксплуатации судна.
Катер имеет съемно-сдвижную рубку и благодаря этому может быть использован в трех вариантах: закрытом, полуоткрытом и открытом. Расположение помещений одинаково для всех трех вариантов.
В закрытом варианте катер обладает хорошей мореходностью и может быть использован на всех внутренних водных путях Советского Союза. Для улучшения отвала воды в носовой части и всхожести на волну предусмотрен перелом борта по первому стрингеру, переходящий в кормовой фальшборт (см, таблицу). Корпус катера имеет остроскулые обводы и рассчитан на изготовление из авиафанеры. Днище транец и борта обшиваются фанерой толщиной 6 мм, палуба — 4 мм. Для улучшения гидроизоляции корпус по кромку первого бортового стрингера оклеивается бязью на масляно-смоляном лаке. Верхняя часть шпаклюется и окрашивается масляной краской. Вся фанера корпуса крепится гвоздями и шурупами на масляном лаке с заполнителем; до установки листы пропитываются горячей олифой за два раза с обеих сторон.
Набор корпуса состоит из 10 шпангоутов и 12 стрингеров, изготовленных из сосны. Детали шпангоутных рамок скреплены косынками (кницами) из авиафанеры толщиной 8 мм, гвоздями и шурупами на масляном лаке с заполнителем. Размеры сечений стрингеров и шпангоутов аналогичны указанным в чертежах катера «Ленинградец» {см. «Катера и яхты», вып. 1).
Форштевень, склеенный из сосновых реек, стыкуется с фальшкилем на шп. 3.


Три варианта расположения рубки на катере: открытый — сдвижная часть снята, полуоткрытый и закрытый.
Корпус катера разбит на три отсека. В носовой части предусмотрен герметичный отсек для багажа и бака с горючим, вмещающего 70—80 л. В средней части расположен кокпит, в котором имеются заднее сиденье для трех пассажиров и два складных кресла для водителя (с левой стороны) и одного пассажира. Заднее сиденье устроено на ящике, разделенном на три отсека, в среднем из которых располагается цилиндрический редуктор, а в крайних укладываются багаж, инструмент и спасательные средства.
Располагаясь на ночлег, сиденья складывают и убирают, а на пайоле раскладывают спальные матрацы. Таким образом могут свободно расположиться четыре человека.

Теоретический чертеж —бок и полуширота.
Объяснения позиций —см. таблицу плазовых ординат
Все управление катером сосредоточено в левой передней части кокпита. На щитке над рулевым штурвалом расположены есе приборы, а также рычаг переключения передач.
В плохую погоду кокпит закрывается сдвижной фанерной рубкой, каркас которой изготовлен из сосновых реек. Органическое стекло вставляется так же, как лобовое стекло у легковых автомашин. Съемная часть соединяется с передней частью рубки специальными зажимами на прокладке из микропористой резины.
В закрытом варианте рубка фиксируется передними зажимами и задними запорами. В крайнем открытом положении также предусмотрены запоры, предохраняющие ее от сдвига встречным ветром. Сдвигается рубка на роликах, двигающихся в кормовой части катера по рельсам, установленным вдоль моторного люка, а в носовой части — по алюминиевым полоскам, уложенным вдоль фальшборта кокпита.
В задней части рубки предусмотрен лаз, используемый в плохую погоду. Крышка лаза состоит из двух половин, одна из которых составляет заднюю стенку рубки, а другая является частью крыши. Обе половины открываются одновременно и складываются по шарнирам.
В кормовом отсеке, отгороженном от кокпита фанерной переборкой, оклеенной микропористой резиной (толщина 5—7 мм), расположены двигатель и аккумулятор. В переборке сделаны «карманы», выступающие в моторный отсек вдоль бортов, сообщающиеся с кокпитом и прикрывающиеся спинкой заднего сиденья. Эти карманы используются для укладки спальных принадлежностей. Вентиляция моторного отсека осуществляется встречным потоком воздуха через бортовые и кормовые жалюзи.

Теоретический чертеж — корпус — и вид рубки с кормы и с носа.
При конструировании катера была предусмотрена вертикальная колонка поворотного типа. При выборе типа передачи прежде всего приходится сталкиваться с трудностью выполнения стандартных передач, существующих на катерах. Купить угловой реверс-редуктор или вертикальную колонку почти невозможно, поэтому и решено было сделать вертикальную колонку поворотного типа. Но мы не учли, что при изготовлении угловых редукторов необходима повышенная точность, особенно при обработке сложных конических шестерен с косым зубом, изготовить которые без специального, почти уникального оборудования невозможно.

Продольный (общее расположение) и поперечные разрезы катера.
1 — форлюк; 2 — носовой отсек; 3 — топливный бак; 4 — носовая непроницаемая переборка; 5 — педаль сцепления; 6 — педаль газа; 7 — отсек цилиндрического редуктора; 8— редуктор; 9 — кормовые жалюзи; 10 — крышка люка моторного отсека; 11 — бортовые жалюзи; 12 — рельсы; 13 — задняя и верхняя крышки лаза; 14 — шарниры откидной крышки лаза; 15 — зажимы; 16 — приборы; 17 — ниша.
Тем не менее, колонка была изготовлена своими силами, и катер был спущен на воду с этой передачей; испытания, однако, показали, что от нее придется отказаться, так как редукторы перегревались, шумели и часто ломались. Было решено заменить вертикальную колонку на угловую передачу без углового реверс-редуктора с коробкой скоростей автомобильного типа. Такая передача оказалась проще и надежнее, а кроме того—дала увеличение скорости на 30%. В этой передаче вращающий момент передается через коробку скоростей, карданный вал, цилиндрический редуктор и гребной вал на винт. Такая передача может быть изготовлена даже в небольших мастерских.
Угловая передача показала хорошие результаты и эксплуатируется на катере уже два сезона без поломок. При конструировании такой передачи надо учитывать следующее:
1) необходимо добиться наименьшего угла перелома крестовин карданного вала;
2) обязательно охлаждение цилиндрического редуктора и, по возможности, коробки скоростей;
3) необходимо обеспечить жесткость крепления редуктора.

Носовая часть катера — вид из кокпита.
На катере использован конвертированный двигатель «ГАЗ-ММ» с проточной системой охлаждения. Конверсия заключалась, в основном, в изготовлении змеевика, расположенного в поддоне картера (общая площадь охлаждения 0,14 м2), и изготовлении выхлопного коллектора, охлаждаемого водой.
Забортная вода подается помпой с гидравлическим поршнем, изготовленной своими силами по чертежам из книги В. А. Лазарева «Автомобильные двигатели в катеростроении» с уменьшением в размерах. Достоинства такой помпы, как показал наш опыт, заключаются в бесперебойной подаче воды, самовсасывании (сухое всасывание 30 см) и поддержании минимального давления на всех режимах работы двигателя. Температурный режим двигателя поддерживается термостатом, встроенным в выходное отверстие головки блока.
Для уменьшения передачи вибрации от двигателя через выхлопную трубу последняя изготовлена из гибкого дюритового шланга с внутренним диаметром 45 мм и охлаждается водой. Двигатель форсирован путем увеличения степени сжатия с 4,5 до 5,5 и замены карбюратора «К-14» на «К-49». Все электрооборудование катера работает на напряжении 12 в.
На катере пройдено в туристских походах более 4000 км без всяких поломок.
Ю. Д. Дегтярев
Журнал КиЯ №4 1965г
boatportal.ru
Тайфун, многофункциональный катер
www.arms-expo.ru
Обзор надувной ПВХ лодки «Тайфун 1,5»
«Тайфун 1,5» — одноместная надувная лодка из ПВХ материала производства уфимской компании «Парус». Компактная и универсальная лодка весит, в зависимости от комплектации, от 11 кг. Удобна на рыбалке и охоте в водоемах со стоячей водой. Имеет приподнятые нос и корму для противодействия небольшой волне. Лодка «Тайфун 1,5» имеет несколько заводских комплектаций, учитывающей различные необходимости и особенности эксплуатации.
Конструкция
Корпус лодки выполнен из ПВХ материала плотностью 750 или 850 г/кв.м в зависимости от модификации. Замкнутый бортовой баллон состоит из 8 сегментов и разделен на два изолированных отсека для обеспечения непотопляемости. Лодка «Тайфун 1,5» комплектуется парой алюминиевых весел на шарнирных уключинах с бортовыми держателями, парой веревочных лееров на внешних сторонах бортов и двумя транспортировочными ручками – на носу и на корме. Единственное сиденье представляет из себя фанерную лавку, жестко закрепляемую во вклеенные в борта пазы. Днище сформировано полотном ПВХ ткани. Носовая зона укрыта небольшим фартуком для защиты вещей от осадков.
Комплектация «Тайфун 1,5 К»
Лодка с литерой «К» в названии комплектуется надувным креслом с дополнительной защитой в нижней части. Надувное кресло может устанавливаться в любое место кокпита и использоваться в качестве сиденья на берегу. Эта модель не имеет пазов для установки стационарной банки.
Комплектация «Тайфун 1,5 спиннинг»
Лодка «Тайфун 1,5 спиннинг» является базовой моделью с установленными на борта держателями для удилищ. Периметр лодки допускает размещение до трех держателей. Спиннингодержатели (Scotty, Канада) монтируются на вклеиваемые адаптеры и закрепляются четырьмя винтами, что позволяет при необходимости их быстро демонтировать.
Модификация «Тайфун 1,5 НД»
В лодке «Тайфун 1,5 НД» палуба сформирована надувными отсеками. Надувное дно низкого давления позволяет создать воздушную подушку для защиты от холодной воды, некоторым образом укрепить палубу и создать дополнительный отсек плавучести.
Модели «Тайфун 1,5 СЛ» и «Тайфун 1,5 С»
Модификации лодки «СЛ» и «С» предполагают наличие жесткой палубы, позволяющей вставать в лодке более безопасно. Комплектация «СЛ» предполагает наличие в комплекте реечного настила, набираемого в тканевые пазы на дне. Лодка «Тайфун 1,5 С» отличается наличием складного пайола, закрывающего весь кокпит.
Пожалуйста, оцените лодку и оставьте об этой лодке свой отзыв
parohodoff.ru
Обзор надувных лодок «Тайфун 2» / «Тайфун 280»

Надувные лодки «Тайфун 2» производятся уфимским предприятием «Парус». При компактных размерах (длина – 280 см) лодка имеет объемный отсек кокпита в носовой части. «Тайфун 2» выпускается в нескольких комплектациях, отличающихся типом палубы и наличием навесного оборудования. Кроме того, производителем представлена моторная модель «Тайфун 280» с жестким транцем и возможностью крепления подвесного мотора с мощностью, не превышающей 4 л.с.
Конструкция
Базовая модель «Тайфун 2» выполнена в замкнутом корпусе из надувного ПВХ баллона плотностью 850 г/кв.м. Диаметр баллона составляет 36 см. Лодка имеет две изолированные камеры, обеспечивающие аварийную непотопляемость. Моторная модификация «Тайфун 280» имеет U-образный баллон того же диаметра, но оснащенный двумя перегородками, которые обеспечивают наличие трех гермоотсеков. Фанерный транец жестко вклеен в кормовой зоне. Кормовые окончания баллона моторной версии изготовлены в виде конусов, облегчающих глиссирование.
Комплектация
Лодка «Тайфун 280» оснащается сплошным фанерным настилом. Сиденья в базовой версии закрепляются во вклеенные пазы. Для любой модификации доступна опция закрепления банок на ликтрос. Все лодки комплектуются парой разборных алюминиевых весел с пластиковыми гребками и парой веревочных лееров. «Тайфун 280» имеет дополнительную пару тросов на верхней части носовой зоны бортов.
Базовая модель «Тайфун 2» не имеет жесткого пола кокпита. Тип палубы отражается в наименовании модели: НД – надувное дно, СЛ – реечная слань, С – сплошной пайол, складываемый по типу «книжка».
Вариант лодки «Тайфун 2 спиннинг» оснащается площадкой с двумя спиннингодержателями. Сама полочка крепится на два небольших вклеенных пятака.
Комплектация с полным тентом содержит слово «тент» в названии.
Пожалуйста, оцените лодку и оставьте об этой лодке свой отзыв
Высота борта, см:
Количество пассажиров, чел:
Угол внешней килеватости днища у транца, град:
Грузоподъемность, кг:
Сухой вес, кг:
Страна происхождения:
Встроенный двигатель:
Материал корпуса:
Производитель:
Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л.с.:
Ориентировочная цена новой лодки, у.е.(курс 36 руб):
Другие лодки этого производителя
Оценка лодки наших читателейparohodoff.ru
Аэроботы Тайфун, AirBoat, мореходные катера, рыболовные шхуны « АэроБот
В настоящее время на наших производственных мощностях освоен серийный выпуск следующих видов продукции:
– Аэроботы Тайфун различных модификаций.
– Силовые установки, предназначенные для работы с воздушным винтом, изготовленные на базе автомобильных двигателей японского производства TOYOTA и SUBARU.
– Специальные понижающие редукторы для передачи крутящего момента с двигателей на воздушный винт, для автомобильных двигателей японского производства.
– Мотолодки и катера для работы, отдыха и рыбалки с корпусами из специальных алюминиевых сплавов длиной от 6 до 15 м.
– Рыболовные шхуны и рабочие катера с корпусами из алюминия длиной от 8 до 18 м.
– Также мы осуществляем постройку других плавсредств из алюминия по своим проектам и проектам заказчика.
Судостроительное направление развивается с 2004 года, производство силовых установок и редукторов с 2001.
Продукция предприятия поставляется по всей России, а также экспортировалась в Казахстан, Молдову, Монголию, Китай, Лаос, Судан. На настоящее время произведено более 1500 редукторов, более 600 силовых установок, более 250 аэроботов Тайфун различных модификаций, более 30 маломерных судов различного назначения. Промысловый флот Сахалина, Камчатки и Приморского края активно использует наши рабочие катера Рыба различного назначения. Редукторы и силовые установки используют как частные заказчики, так и компании-производители серийной продукции – СВП и аэроботов.
Аэроботы Тайфун |
||||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
Мореходные катера |
||||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
Аэробот (Airboat) – универсальное всесезонное транспортное средство.
Обладает возможностью двигаться по любой поверхности. Река, озеро, болото, трава, грунт с любой растительностью, грязь, снег, лед – практически никаких ограничений. Идеальное средство передвижения по мелководью и заболоченной местности. Обладая возможностями малой авиации, является практически всепогодным транспортным средством. Хороший запас мощности позволяет преодолевать почти любые препятствия — подъемы, торосы, и т.д. Срок навигации — 12 мес.
Высокая скорость перемещения практически по любой поверхности ограничена только соображениями безопасности.
Превосходная управляемость и маневренность. Разворот с полного хода на месте не представляет проблем. Возможность движения по узким протокам на высокой скорости. Управление простое и безопасное.
Простая прогулка на аэроботе, особенно при интересном маршруте, добавляет адреналина и запоминается надолго. Самолетный гул, стремительное скольжение по воде или грунту, дороги проложенные в камышах, пролетающие мимо на огромной скорости берега, полет по реке на расстоянии одного метра от берега, выход из реки на берег, прыжки в воду с берега на полной скорости, разворот на месте с полного хода — при всем этом — полная безопасность.
Возможность применения для рабочих целей, путешествий, охоты, рыбалки и для экстремального отдыха. Аэробот имеет большую грузоподъемность и вместимость.
По желанию заказчика аэроботы могут быть дооборудованы для экскурсионных целей. Это позволит проводить увлекательные экскурсии с элементами экстрима в малодоступные места и использовать аэроботы в коммерческих целях. Аэробот может существенно расширить маршруты Ваших путешествий и позволит попасть в места, которые не достигнут другие виды транспорта.
Удачное сочетание мощности двигателя, подобранного воздушного винта и специального корпуса позволяют добиться приемлемой топливной экономичности. Запас хода с штатным бензобаком до 250 км, с увеличенным до 500 км обеспечивает возможность длительных путешествий.
Модификация с кабиной позволяет с комфортом совершать многодневные путешествия на большие расстояния в любое время года. При нахождении в кабине значительно понижается уровень шума.
Высокая надежность обеспечена прочным корпусом и надежными силовыми установками.
Двигатель Toyota в модификации для летательных аппаратов характеризуется надежностью и неприхотливостью. Используемые двигатели являются б/у, имеют достаточный ресурс, пробег составляет не более 100 тыс.км. Ремонтопригодность сохранена на уровне автомобильного агрегата. Сервисная поддержка обеспечивается наличием запчастей и возможностью быстрой их доставки до заказчика. По желанию заказчика, могут быть установлены другие, более мощные двигатели от 350 до 750 л.с.
Мощность двигателя достаточна для самопогрузки на трейлер с грунта и любой другой поверхности. Выгрузка производится силами одного человека при использовании специального трейлера нашего изготовления. Вы просто сбрасываете аэробот в любом месте где удобно — на грунт или воду — не имеет значения. Дальше аэробот движется сам.
Немного о аэроботах…
Аэробот (Airboat) является маломерным судном, обладающим вездеходными качествами. Аэробот предназначен для перевозки людей и грузов, а так же прогулочных целей, отдыха на воде, водного туризма, рыбалки и охоты.
Аэробот может быть использован службами правопорядка, спасения и другими спецслужбами для обеспечения возможности выполнения своих задач в труднодоступных районах. Аэробот рекомендуется использовать на реках, озерах и других внутренних водоемах при высоте волны не более 0,3-0,5 м. Аэробот предназначен для круглогодичной эксплуатации.
Аэробот может двигаться по воде, мелководью, камышам, заболоченной местности, грунту с травой, льду, снегу, шуге. Он может быть использован в период ледохода, ледостава. Модификации аэроботов Тайфун с амортизирующим днищем успешно применяются в условиях торошения льда, где другие транспортные средства, не могут быть использованы.
Модификация Тайфун 2000А (аэропаром) обладает высокой грузоподъемностью и значительной площадью грузовой палубы. Защита корпуса амортизирующей прокладкой, значительная мощность силовой установки позволяют использовать его в качестве парома для перевозки автотранспорта, грузов и пассажиров. В условиях ледостава и ледохода, или при недостаточной толщине льда, на небольших глубинах, аэропаром не имеет альтернативы среди других транспортных средств.
Остальные видеоролики смотрите на нашем YouTube канале: http://www.youtube.com/user/AeroboatRu
Аэроботы от «ВладТехноМарин» на Яндекс.Картах
www.aeroboat.ru
От «Раптора» до «Тайфуна»: российский флот пополняется перспективными катерами
Катер нового поколения «Раптор» проекта 03160, построенный для нужд ВМФ РФ, был спущен на воду сегодня в Петербурге. Неделей ранее флот пополнился противодиверсионным катером «Грачонок», а инженеры уже завершают работы над созданием первого российского беспилотного катера, который будет называться «Тайфун». Подробнее о новинках – в подборке «ПолитЭксперта».
Катер нового поколения «Раптор» проекта 03160, построенный для нужд ВМФ РФ, был спущен на воду сегодня в Петербурге. Неделей ранее флот пополнился противодиверсионным катером «Грачонок», а инженеры уже завершают работы над созданием первого российского беспилотного катера, который будет называться «Тайфун». Подробнее о новинках – в подборке «ПолитЭксперта».
«Раптор» — катер патрульный, предназначенный для изучения обстановки в прибрежной зоне морей, в проливах и устьях рек, а также для проведения поисково-спасательных операций, переправки военнослужащих и перехвата малых целей. Катер отличается высокой маневренностью и эффективным вооружением. Он способен развивать скорость до 50 узлов. На борту установлены два пулемета 6П41 «Печенег» калибра 7,62 мм и дистанционно управляемый комплекс с гиростабилизированным оптико-электронным модулем калибра 14,5 мм, который может обнаружить цель на расстоянии до трех тысяч метров и вести прицельную стрельбу по мишеням на удалении 2 тыс. м.
Для нужд ВМФ таких заказана целая серия. Строятся они на Петербургском предприятии «Пелла», а после проведения испытаний поступят в состав Каспийской флотилии.
Неделей ранее, 27 августа, на вооружение Северного флота был передан противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок». Уже третий по счету. Эти перспективные «птички» — детище нижегородского Конструкторского бюро «Вымпел». Строятся они на одноименном судостроительном заводе в Рыбинске.
Катера оснащены крупнокалиберными пулеметами, противодиверсионными гранатометами и переносными зенитно-ракетными комплексами. А установленное современное радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование позволяет обнаруживать даже самые малозаметные подводные объекты.
Но, пожалуй, самая ожидаемая новинка от российских судостроителей – первый отечественный катер-беспилотник «Тайфун», над созданием которого работают сразу несколько компаний во главе с предприятием «ПКФ Мнев и К».
Опытный образец безэкипажного катера на базе быстроходной лодки БЛ-680 был представлен на Ржевском испытательном полигоне Петербурга еще в июле 2013 года и получил положительную оценку Минобороны. В сентябре 2014-го в Ладожском озере были успешно проведены его испытания. Управление осуществлялось с надводного корабля, а затем посредством беспилотника «Орлан-10». Широкой публике «Тайфун» впервые показали на форуме «Армия-2015».
Важно, что появление «Тайфунов» позволит отказаться от закупок и последующего довольно затратного обслуживания зарубежных безэкипажных катеров типа INSPECTOR.
Ожидается, что первые беспилотные катера будут установлены на новые российские серийные тральщики проекта 12 700 «Александрит» Средне-Невского судостроительного завода.
Сначала ими оснастят корабль противоминной обороны «Владимир Емельянов», заложенный в апреле этого года, а затем и все остальные. Всего военно-морской флот планирует получить от судостроителей более 40 тральщиков проекта «Александрит».
Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.
politexpert.net