Катана – легенда холодного оружия

Мода на все японское периодически захлестывает разные области потребительского рынка, создавая большую притягательную силу своим качеством и восточным своеобразием. Особенно это касается восточного холодного оружия. Что вы, уважаемый читатель, знаете о русских мечах? Я думаю, что о японских мечах вы знаете гораздо больше. Даже обидно за предков становится.

Редкий тематический журнал не публиковал материалов о «фантастических боевых свойствах японских мечей, об их высокой духовной насыщенности и сказочной красоты легендах, об их создателях, которые годами, в ореоле таинственных ритуалов, создают уникальные клинки национальным героям».

Катана, вакизаши — разного размера мечи, имеющие необыкновенно мощную силу рубящего удара. Они созданы для этого и созданы хорошо, как все японское. Взяв в руку катану, причем, даже взяв ее в первый раз, берешь её правильно, так, как это сделал бы японский воин. Это происходит непроизвольно, за счет идеального баланса.

Это ли не подтверждение мастерства оружейника? Все это по достоинству было оценено профессионалами, коллекционерами и оценщиками различных аукционов, но меня заинтересовал другой вопрос: а чем является катана для современного японца? Нужна ли она там, где мода на японское непроходяща?

По довоенным данным лицензиями на изготовление длинномерных клинков обладали 350 семей. После войны это количество здорово сократилось, и мастеров уже можно пересчитать быстрее, чем пассажиров автобуса. Начав удовлетворение своего любопытства способом виртуального знакомства с японцем, и продолжив его, совсем случайно попав в командировку именно в Японию, я оказался в аэропорту Нарита, близ города Токио. Нет, меня не встретили веселые роботы с готовыми результатами моих анализов, и в ежедневную газету не был встроен телевизор, но автобус тронулся с остановки по секундомеру, и в номере гостиницы стоял гостеприимный термос с кипятком и чайным набором.

На следующий день, согласно моей программе, я, нарушив официальную программу пребывания, отправился «в самоволку» в префектуру Гифу, в город Секи. Секи известен своими изделиями из металла, где на протяжении веков производят холодное оружие. Здесь производится 75% всего парикмахерского инструмента в стране и более 50% ножевой продукции, выполненной как в японском, так и в западном стиле. Производственная специализация города имеет почтенный возраст, насчитывающий более семи веков, и порой трудно понять, где проходит грань между технологиями и традициями.

Секи — это Золинген, это Златоуст, это Толедо. Я ехал в поезде и представлял живописные старые кузницы и хитроумные старинные механизмы, бережно хранимые благоговейными бородатыми старцами в национальных костюмах; театрализованные самурайские турниры, демонстрирующие приемы боя и передающие весь колорит прошедших эпох; разрезанные листья, проплывающие по чистой реке между воткнутыми в дно катанами меж пологих берегов, состоящих сплошь из аккуратно разрубленных булыжников. Да и мало ли что приходило в голову за два часа дороги.

После страшного, техногенного города Токио, которым можно любоваться только ночью, выбраться в провинцию хотелось побыстрее.

Шинкансэн — поезд-пуля — бесшумно несся с огромной скоростью, вальяжно покачиваясь по сторонам. Изредка бесшумно открывались автоматические двери, и в вагон въезжала тележка со всевозможной снедью, управляемая официанткой. На выходе из вагона девушка обязательно разворачивалась и, поклонившись, удалялась. Если по каким-то причинам вы не воспользовались ее услугами, то в тамбуре вы можете приобрести съестное у автомата. А также позвонить, умыться, побриться, посетить один из двух вариантов туалетов (я имею в виду европейский или японский, а не то, что вы подумали) и покурить.

Электронная карта, показывающая местонахождение поезда сообщила о прибытии на станцию Нагойя. Здесь меня ждал, прежде виртуальный, знакомый паренек по имени Кэн. Садимся в его потрепанный джип и до Секи добираемся уже на нём.

— Далеко ехать?

— Не очень. Проедем семь городов.

Семь городов — это немаленькое расстояние по моим представлениям, но зато будет время побольше узнать о стране и задать приготовленные по теме вопросы. Первый город был преимущественно малоэтажным. Маленькие квадратные домики с коробочками кондиционеров и тарелками антенн на крышах, большие на их фоне супермаркеты и яркие вывески офисов или магазинов.

Все это тянулось сплошной стеной, изредка перемежаясь заправочными станциями. Проехав около часа и наблюдая в окно практически неизменную картину, я подумал, что если мы никак не проедем этот город, то остальные шесть у нас отнимут больше суток. Я встревожено заметался по салону, задавая Кэну соответствующие ситуации вопросы. Оказалось, что мы уже у цели, и все семь городов мы благополучно проехали! Вот как плотно живут бедняги! От заправки до заправки, значит, у них города делятся.

Единственная в Секи гостиница находится в живописном местечке на берегу реки. Из окна открывался вид на каменистый берег, где, философски покачивая головой, важно бродил белый японский журавль. Сфотографировавшись в холле с костюмом японского боевика XVI века, отправляюсь в город. Секи — город, в котором делают классические самурайские мечи — катана, длинные, слегка изогнутые клинки которых, поблескивая каким-то необычным, матовым блеском, ранее были грозным оружием самураев, а ныне представляют собой скорее художественно-культурную ценность. Сколько я не искал глазами почтенных старцев у вековых кузниц, я их не обнаружил и спросил у Кэна, где же всетаки старый город с историческими постройками.

— А мы все сломали, — удивленно ответил он, — зачем нам старое, мы новые здания не знаем где строить. Очень я тогда поразился! Особенно после поездки в Золинген, где большинству домов боле ста лет, и на тротуарах лежат огромные старинные точильные камни. Но ладно, нет так нет, давай смотреть то, что есть. По ранее оговоренной с Кэном программе мы должны были посетить очень уважаемого в Японии кузнеца, изготавливающего боевые клинки, и воочию посмотреть процесс ковки. Прибыв в срок и по адресу, знакомимся с хозяином и его домом. Семья Като представляет 24-е, 25-е и 26-е поколения известнейшей в Секи династии японских мастеров-оружейников — Канефуса.

Самому старшему из них 81 год, но на вид больше 60 не дашь. Он невысокого роста, да и сложения отнюдь не богатырского. Глядя на него, трудно представить, как в течение многих лет, изо дня в день, он мог легко справляться с тяжелым кузнечным молотом.

Его сыну лет 46, и внешне он гораздо больше соответствует сложившемуся стереотипу мастера-кузнеца — физической силой природа наградила его щедро. Он представитель 25-го поколения династии мастеров Канефуса и обучался у знаменитого Теиичи Гасан (Teiichi Gasan), величайшего мастера-оружейника. В учениках пришлось ходить целых восемь лет — срок немалый. Например, освоение гончарного ремесла занимает всего 4 года. По его мнению, японские мастера в целом придерживаются одной и той же технологии при изготовлении мечей, но при этом техника и приемы обработки могут отличаться.

Уже став мастером, он потратил еще около двух лет, чтобы с помощью своего отца в совершенстве познать все приемы работы, которыми владеет Канефуса. В разговоре их обоих отличает прямота и некоторая резкость суждений, что свойственно преданным своему делу и успешным людям, знающим цену себе и своим творениям.

Для самого молодого — Масафуми Ка-то вопрос о выборе профессии не возникает. Ему 26 лет и он стремится к тому, чтобы в будущем успешно выдержать экзамен на «профпригодность», стать представителем 26-го поколения династии мастеров-оружейников Канефуса. Оценивать его работу будет отец, так что снисхождения ждать не приходится. И он старается.

Я уплатил оговоренную ранее сумму, и представление, посвященное ковке меча, началось. Отец, сын и двое помощников (дедушка не участвовал) были одеты в белое. Все японские мастера, изготавливающие мечи, в процессе ковки носят белоснежные одежды, хотя при работе с металлом, конечно, удобней темная одежда, ведь производство «грязное» в прямом смысле этого слова. Выбор белого цвета обусловлен традицией и служит символом ритуального очищения, которое должен пройти мастер в процессе изготовления меча. Для мастера, занимающегося изготовлением кухонных ножей, ношение белой одежды необязательно.

Мастер, владеющий техникой создания меча, на первое место ставит умение работать с мехами

: освоение этой премудрости требует около двух лет тяжелой работы. Меха представляют собой ящик, расположенный рядом с горном, и приводятся в движение Т-образной рукоятью. Левая рука управляет рукоятью, в то время как правая держит заготовку в горне. Для этого к ней приваривается длинная металлическая ручка. Мастер Като накачивает воздух в горн, как-то неторопливо и задумчиво глядя в окно и изредка поглядывая на заготовку.

Остальные трое стоят, опираясь на молотки, и беседуют. Вдруг в какой-то момент все меняется. Мастер начинает очень быстро раздувать горн, и за несколько секунд пламя приобретает ослепительно белый цвет. Доля секунды, и заготовка уже на наковальне, где на неё поочередно обрушиваются удары трех молотов на длинных рукоятках. Казалось, все стараются отработать свою партию за какие-то только им известные мгновения.

Коротко крякнув или крикнув что-то (у них не всегда разберешь), мастер прекратил ковку и, возвратив заготовку в пламя горна, опять продолжил задумчиво смотреть в окно, монотонно работая ручкой горна. Были моменты, когда на заготовку посыпали что-то, и что-то добавляли в горн, но я думаю, что об этом достаточно написано профессионалами, и я не буду утомлять читателя этими деталями.

На ковку качественной катаны уходит от трёх до сорока лет.

По словам мастера, в заготовке, произведенной на моих глазах, находилось 65 тысяч слоёв, и это вполне соответствует стандартам. Кстати, стандарты ремесла требуют для создания меча только материалы высочайшего качества.

Например, когда истощилось месторождение в префектуре Шимане (Shimane), для решения проблемы поставок железистого песка проводился специальный поиск нового месторождения, где порода соответствовала бы всем требованиям для изготовления клинков из углеродистой стали. Этим занималась организация с примечательным названием «Общество сохранения японского меча». В начале 80-х гг. месторождение песка нужного качества было найдено, и всем мастерам было предписано использовать в работе только его, так как железо на местном рынке сырья, как правило, содержит алюминий, придающий металлу эластичность, что делает его непригодным для качественных клинков.

Свой выход нашли мастера, специализирующиеся на производстве кухонных ножей. После сноса старых зданий остаются гвозди, крепления, металлические конструкции, которые отлично служат как вторичное сырье. В бедной сырьевыми ресурсами Японии такой возможностью нельзя пренебрегать. Итак, кусок высококачественного металла, отдаленно напоминающий меч, уже готов. На дальнейшую обработку требуется много времени, и я выражаю желание посмотреть изделия, уже подготовленные для следующих процессов.

Хорошая катана способна легко разрубить человека от плеча и до паха…

Одна из операций — получение матовой области сильной закалки — «хамон», идущей по всей длине клинка, параллельно кромке лезвия, была мне вкратце показана. Достигается это нанесением смеси глины и измельченной сосновой смолы на поверхность клинка так, чтобы получить полосу нужной ширины; предварительно клинок нагревают. Техника и стиль выполнения «хамон» у каждого мастера своя. Теперь клинок отдадут полировщику, и я тоже собираюсь к нему на другой день.

Полировка — следующий этап в процессе рождения катаны. Сразу за дверью двухэтажного дома на узкой улочке этот процесс и происходил. Мастер полировки и его ученик приветливо встретили нас, предложили чаю и снова сели продолжать прерванную работу. Мастер полировал меч XVII века, и было видно, что он относится к этому с большой ответственностью. Японцы в принципе ничего не могут сделать плохо, безыдейные — это да, но чужую идею воплотят и доведут до совершенства. Видимо, это и отличает их от остального мирового сообщества.

Процесс полировки, происходящий на моих глазах, заключался в следующем: ученик, одетый в темный рабочий костюм и белые японские носки, «выводит» клинок монотонными отточенными движениями о точильный камень. Камень крепится к деревянному держателю. Движения работающего настолько точны, что сложная плоскость обработки практически идеальна. Меняя камни и направления движения, полировщик придает клинку правильную форму.

Финишная полировка выполняется мастером. Поначалу мне показалось, что мастер полирует клинок большим пальцем, но вскоре я заметил, как он подкладывал под палец небольшую круглую бумажку. На мой вопрос ответил, что камни, которыми он работает, стоят не одну тысячу долларов, и когда камень стирается или откалывается, и его невозможно удержать, его наклеивают на бумагу и стирают до конца.

Нам повезло, и процесс реконструкции этого клинка был практически завершен. Протерев клинок и взяв с меня обещание не прикасаться рукой к клинку, он передал его мне. Клинок был снабжен временной деревянной рукояткой и ножнами, служащими для переноски клинка.

Солнце, пробиваясь через окно, затянутое рисовой бумагой, отражалось на клинке, рождая непередаваемый, матовый, чарующий блеск. Тонкие линии слоев металла были едва заметны. Линия закалки — хамон — причудливо извиваясь, тянулась вдоль лезвия, создавая на строгой форме клинка характерный узор. Невольно я был очарован. Я увидел красоту клинка и оценил ее. Мне доводилось видеть и держать в руках старые клинки из разных стран, многие были красивыми по форме или по отделке, многие были причудливо выкованы и представляли собой технически интересные образцы.

Доводилось видеть и «японцев», но они не производили на меня впечатления, соразмерного восторгам окружающих. Чтобы оценить что-то, надо отталкиваться от идеала, и вот, сидя на деревянном полу в комнате, увешанной дипломами и символами, в далекой самобытной стране, я увидел этот идеал. Заготовленный ранее вопрос, что есть катана для современного японца, сразу оказался глупым и неуместным. Сломать старинный дом — пожалуйста. Прервать ремесленную династию — и это без истерик.

Не хочет сын продолжать дело — не надо, на это смотрят легко, как на харакири, но катану надо беречь. Хранить, ухаживать и любить как свою Японию. Отводить ей почетное место в новом доме, так как без нее его нельзя освятить, катана — уважаемый гость на свадьбе дочери и обязательный участник торжества при рождении сына. А еще защитник и советчик. Мистика, конечно, но не здесь, не в Японии.

МЕЧ — это символ защиты, покровительства и успеха, он оберегает от зла, отводит несчастье. Специально для торжественных случаев многие покупают кинжалы «танто» и короткие мечи «вакизаши», они более доступны по цене и могут, иногда, заменить катану во время церемонии. Традиционно меч является одной из трёх императорских регалий (другие две — это круглое металлическое зеркало и украшение в форме запятой), называется он «тсуруги» (tsurugi) и имеет треугольное острие.

«Меч в японской мифологии – одна из трёх священных регалий (бронзовое зеркало – символ знаний, яшмовые подвески – символ искусства и меч – символ доблести), – полученных предками нынешнего императорского рода непосредственно от богов, и потому выполняет ещё  сакральную функцию».

Вера людей в духовную силу японского меча, способную защитить, меч, ставший символом доблести самурая, — это культурная традиция, а не экономическая категория. Но именно она дает основание думать, что интерес к изделиям японских мастеров не угаснет. Обладание новой катаной придает владельцу уверенность в себе, повышает его самооценку.

Сегодня во многих странах мира есть «катана-клубы». Здесь собираются люди, интересующиеся культурой и историей Японии. Со стороны может показаться, что разговаривают они на каком-то инопланетном языке, поскольку для описания мечей и техники их изготовления существует специальная терминология. Их объединяет стремление познать тайну японских клинков, обладающих столь совершенными пропорциями и формой, каких не имеет любое другое оружие.

Когда держишь меч в руках, физически ощущаешь тот огромный заряд энергии, которую он сообщает. Невольно веришь, что перед тобой живое существо, и становятся явью древние сказания о катане. Такова сила искусства и волшебства, созданных руками японских мастеров.

Настало время обеда, и по приглашению я оказался в местном ресторанчике, где был накормлен по-японски. Меню на английском здесь большая редкость и я, доверившись своим новым знакомым, получил огромное удовольствие от гречневой лапши и сасими, запивая все по-настоящему зеленым чаем. Сытые и довольные, мы, простившись, разошлись.

По плану следующего дня предстояла поездка в музей клинка. Современное светлое здание музея абсолютно безлюдно. Все процессы производства по желанию можно посмотреть на мониторах. Можно сфотографироваться у меча длиною около пяти метров, можно долго любоваться клинками старых мастеров, а можно их и купить. Некоторые. По 100 тыс. долларов за штуку. Это заявили мне на полном серьезе, но я до сих пор этому не верю, не в цену, а в факт продажи. Хотя… японцы.

На втором этаже современные достижения японских «ножевиков». Интересно. На обратном пути заехали в магазин, специализирующийся на продаже клинковых изделий. У входа стеклянная бочка высотой около двух метров, полностью забитая нерабочими ножами, ножницами, бритвами. Японцы считают, что утилизация режущего инструмента обычным способом опасна — острие может прорезать что-то или поранить кого-то, и они приносят его сюда.

Показуха скажете вы? Может быть, но они так любят свою маленькую страну и ту маленькую часть живой природы, которая им досталась, что даже в двигателях используют минеральные масла! Не дай Бог синтетическое масло прольется на землю — оно же не растворяется, в отличие от минерального. И это при японских-то технологиях, которые нашему авто-мотостроению в ближайшие десятилетия просто недоступны. Так, пора возвращаться в магазин. Более половины ассортимента магазина занимают ножницы. Сотни ножниц, десятки фирм. Ножи основных брендов представлены в полном ассортименте от миниатюрных до громадных «жабо-колов». Все можно купить без лицензии. Сертификатов не прилагается.

Я пытался узнать, зависит ли представленный ассортимент от покупательского спроса, оказалось — что нет. Этот магазин является единственным, в который все местные предприятия, специализирующиеся на изготовлении клинкового инструмента, обязаны сдавать свою продукцию на реализацию в полном ассортименте. Потому так много ножниц и всего три почти сувенирных катаны. Показательно? Напоследок Кэн отвез меня в другой магазин и познакомил с хозяином. Тони Ямада! Это личность, скажу я вам.

Черный лимузин с кучей антенн на крыше подъехал к назначенному месту. Из него вышел пожилой человек в длинном плаще и коротких кожаных перчатках. Представившись, пригласил нас в свой авто, на котором мы и «поплыли» под звуки классических опер, изредка прерываемых советами японской девушки из огромного дисплея-навигатора. Фирма Yamahide, которой руководит Тони, занимает двухэтажное здание в центре города.

Документально зафиксировано, что при ударе искусного воина скорость движения кончика меча превышала скорость звука! А вот как писал мастер кэндо Такуан Сохо в своих «Хрониках меча Тайя»:

«Настоящий мастер никогда не показывает кончик своего меча. Он так быстр, что даже ветер не поспевает за ним; он так стремителен, что даже молния не успевает блеснуть».

На первом этаже находится магазин, в котором я обнаружил столько раритетов, что сначала просто не мог в это поверить. Прототипы спайдеровского Полиса от 1988 года, старый престарый Гербер, Ал Мары тех времен с номерами первого десятка. Более новые: с полированными клинками без надписей, которые являлись образцами для серийных моделей и много, много другого интересного, старинного и современного. Такой магазин может создать только по-настоящему влюбленный в свое дело человек, и Тони относится именно к этой категории.

Тони лично знаком со всеми владельцами ведущих ножевых производств, и многие гордятся этим знакомством. В приватной беседе он просил не рассказывать о своем прошлом, но оно объясняет подтекст доброго десятка фотографий с несколькими десятками известных лиц. А сегодня у него есть этот магазин. Второго такого, я думаю, в мире нет. Как в сказке побывал.

Это я про Японию. Многому можно у них поучиться, а в первую очередь — отношению к работе. Я старался представить, можно ли сделать лучше тот или иной предмет, попадавшийся мне во время поездки. Долго размышляя вечерами и прикидывая так и сяк, приходил к выводу — нет, все продумано до мелочей, идеально собрано, максимально удобно и ненавязчиво в быту.

Дизайн у них своеобразный очень, не для нас, но они и делают все для внутреннего рынка и им никто и не нужен в их стране. Это заметно во всём, но это не обидно. Так и живут.

/Александр Мартынов, специально для «Армейского вестника»/

army-news.ru

Идеальное оружие — Катана

Составные части катаны

Далеко не все перечисленные и изображенные на иллюстрации составные части использовались во всех случаях. Не на всех тсубах присутствуют кодзука хитсу-ана и когай хитсу-ана, не на всех мечах есть бо-хи, ёкотэ и хоримоно и так далее.

Букэ-дзукури косираэ — вообще букэ-дзукури — это оправа для катаны. На иллюстрации букэ-дзукури разложено на три части: ножны, меч и отдельно клинок.

Кабуто-ганэ — яблоко. Наличие кабуто-ганэ — единственное отличие между тати и катаной на иллюстрации. Аси — крепления для подвешивания ножен.

Сайя-ито — оплетка ножен, аналогичная традиционной оплетке рукояти.

Накаго-ана — основное отверстие, в котором закрепляется меч.

Фукурин — кольцеобразное ребро тсубы, внешняя граница.

Когай хитсу-ана — отверстие для когая, одновременно расчески и ковырялки в ушах, иногда и палочек для еды заодно.

Секиганэ — подгонка тсубы, небольшие кусочки мягкого металла.

Уденуки-ана — два отверстия, небольшое и еще меньше, расположенные в этой части тсубы, не являются декоративными. Сквозь эти отверстия пропускается кожаный ремешок, с помощью которого меч привязывается к руке.

Сеппа-дай — название области, на которую ложится сеппа.

Кодзука хитсу-ана — отверстие для кодзуки, маленького бытового ножа.

Сукаси — декоративные отверстия. Если сукаси очень много, то тсубу можно назвать сукаси-тсуба.

Коигути — часть ножен, подгоняемая под хабаки, удерживающая меч в ножнах.

Куригата — выпуклость со сквозным отверстием для крепления шнура.

Сито-домэ — металлические кольцеобразные украшения/укрепления по бокам куригаты.

Касира — небольшое яблоко с отверстием для крепления шнура.

Тсука-ито — шнур, оплетающий рукоять. Тсукамаки — название процесса оплетки.

Мекуги — клинышек, удерживающий клинок в рукояти. Может быть не один, особенно на крупных мечах.

Менуки — декоративный элемент рукояти. Основная функция менуки — локальное увеличение толщины рукояти, приводящее к улучшению хвата.

Тсуба — небольшая гарда, традиционная для японских мечей.

Хабаки — «воротничок», удерживающий меч в ножнах. Считается неотъемлемой частью клинка, снимается только при необходимости реставрации. Клинок без хабаки — это недоделанное изделие, а клинок с хабаки — это уже меч, которому не хватает сущих мелочей.

Хоримоно — декоративная гравировка. Мастера никогда не использовали данную область меча для размещения своего клейма. Гравировкой может быть орнамент, рисунок или какой-то девиз, благо кандзи и обе азбуки выглядят достаточно красиво.

Омотэ — внешняя боковая сторона меча, не прилегающая к телу при традиционном ношении оружия слева за поясом. Считается парадной.

Ура — внутренняя боковая сторона меча, прилегающая к телу.

Хамон / якиба — закаленная область меча, прилегающая к режущей кромке. Якиба — старое название. Вообще слово «хамон» обозначает стиль якибы. То есть: «якиба-то якибой, это понятно, а хамон какой — прямой или волнистый?» Впрочем, слово «якиба» вышло из употребления, закаленную область все давным-давно называют хамон.

Синоги — ребро боковой поверхности меча, изменяющее его геометрию.

Хира — область между синоги и лезвием, включающая хамон и хирадзи.

Ёкотэ — линия, отделяющая киссаки от остальной части клинка. После нее меняется геометрия клинка.

Киссаки — кончик клинка, понятие включает в себя как саму точку острия, так и прилегающую область.

Фукура — изгиб клинка в киссаки, между ёкотэ и острием.

Мей — клеймо изготовителя. Вообще накаго используется для хранения информации о клинке. Здесь могут отметиться как кузнец так и все полировщики, имевшие дело с мечом. Разумеется, когда речь идет о полировке антикварных мечей, современные полировщики не отваживаются оставлять автограф.

Ясури-мей — своеобразное альтернативное клеймо изготовителя, следы от грубого напильника, заменяющие полировку. Существует несколько узоров, по сути — направлений движения напильника. Благодаря ясури-мей хвостовик не скользит в рукояти.

Мунэ-мати — спинной пропил. На спинном и лезвийном пропиле удерживается хабаки, не слетая по клинку в направлении киссаки.

Фумбари — наиболее широкая и толстая область меча, характерная не для всех эпох и мастеров.

Катахаба — название для измерения толщины клинка в самом толстом месте, которое обычно находится где-то в районе фумбари.

Нагаса — длина клинка от мунэ-мати до кончика киссаки.

fishki.net

Японский меч Катана — самое совершенное холодное оружие в мире

Наверно, ни в одном уголке мира так не почитают оружие, как в Японии. В стране восходящего солнца клинок – это драгоценность и семейная реликвия. Японский меч – это философия, искусство. Существует множество разновидностей этого национального оружия, и среди них можно выделить катана – «длинный меч». Хотя сейчас японцы так зовут любой японский меч.

Если описывать японский меч катана, то внешне он напоминает саблю. Отличие заключается только в форме рукояти и в способе использования. Рукоять у него, в отличие от сабли, не изогнута, и для нее требуется двуручный захват. В основном это оружие носили за поясом вместе с вакидзаси. Общая длина меча – 1000-1100 мм. В обиход он вошел с XVI в.

Совершенное холодное оружие – японский меч

Коллекционеры считают меч самураев самым безупречным оружием в мире. Для них катана — овеществленная философия, отражение мира, застывшее в металле. Для изготовления этого меча использовали особую железную руду с примесями вольфрама и молибдена. Для удаления слабых мест металлические прутья на 8 лет зарывали в болото, и только по истечении этого срока металл отправляли в кузницу для дальнейшей обработки. За этот период ржавчина съедала слабые места.

Японский меч – процесс изготовления

Изготовление клинка катана зачастую сравнивают с процессом приготовления слоеного теста. Прутки сначала расплющивали в тонкую фольгу молотом. В результате получалась многослойная стопка, которая вновь расплющивалась. Такая процедура повторялась еще раз. Именно таким способом удавалось получить многочисленные слои лезвия катана, которыми восхищаются современные эксперты в холодном оружии. Закаливали сталь клинка в жидкой глине. После закалки вдоль клинка образовывалась прямая или гнутая линия (хамон), которая отличает настоящий японский меч от подделки.

Затем клинок шлифовали на девяти кругах различной зернистости. Лезвие мастера обрабатывали вручную, подушечками пальцев, используя древесный уголь в качестве абразива. Знаменитый мастер оставлял на хвостовике меча свой знак или имя. Такое оружие необычайно ценно, как правило, его передавали по наследству и отмечали отдельным пунктом в завещании. Неизвестно, сколько стоит катана, но очень часто гораздо больше, чем все имущество самурая.

Ценность японского клинка

Меч катана и вакидзаси, изготовленные в паре, ценятся больше, чем один японский меч. Разумеется, если речь не идет о старинных и уникальных катана, стоимость которых может достигать миллиона долларов. Вакидзаси – это малый меч для ритуального самоубийства. У настоящего самурая обязательно должен быть и катана, и вакидзаси.

Настоящие японские катана имеют ряд уникальных характеристик. Например, количество металлических слоев может доходить до 50 тысяч, а некоторые старинные мечи изготовлены и с 200 тысяч слоев. Меч катана — самозатачивающееся оружие, благодаря упорядоченному движению молекул в металле. Поэтому можно повесить на стену меч с тупым лезвием и через время снять совершенно острый, как бритва, клинок.

fb.ru

Меч катана 刀 | Школа боевых искусств в Москве. Искусство владения мечом. Японский меч, катана, иай, нагината, шест бо, кодати, яри, копье

Катана 日本刀 или просто 刀 — двуручный изогнутый японский меч длиной 95—105 сантиметров (сам клинок в среднем — 70-75 сантиметров, но в любом случае для катаны больше двух сяку (1 сяку 尺  = 30,3 сантиметра).

Наряду с коротким мечом вакидзаси 脇差 входил в комплект вооружения самураев. Hесколько условно можно произвести классификацию оружия по длине клинка. «Танто»  должен иметь клинок не длиннее 40 сантиметров, «вакидзаси»  — от 30.3 до 60.6 сантиметров, «катана»  — от 60.6 до 75 сантиметров, «тати»  — от 60.6 до 90.9 сантиметров. «Одати»  от 3-х сяку — 90.9 сантиметров. Самый большой сохранившийся до наших дней экземпляр одати имеет длину 3 метра 77 сантиметров.

Рукоять катаны имеет длину в три-три с половиной кулака. Ширина лезвия около трёх сантиметров, толщина спинки — от 5 миллиметров. Рукоять обтягивают кожей ската, акулы или другим материалом и оплетают шелковым или кожаным шнуром. Существует более десяти способов оплетки.

Вес катаны зависит от ее длины, толщины лезвия и других параметров. В любом случае, клинок из стали весит больше килограмма. Встречаются экземпляры весом в 1,9 килограмма. Катана, имеющая хорошую закалку, может рубить более мягкий метал без серьезных повреждений для себя.

Особенно ценятся мечи, на которых есть мэй 銘 — подпись с именем известного мастера и годом изготовления. Однако даже на самых ценных клинках, создание которых приписывают величайшим мастерам, не всегда есть подпись. Процесс изготовления катаны довольно долгий и трудоемкий. В ее изготовлении принимает участие не один мастер, а несколько. Особый этикет обращения с катаной включает в себя такие моменты как поклон мечу перед ношением. Тщательно выполняется и ритуал ухода за лезвием — очистка от загрязнений, смазывание маслом тёдзи 丁子油.

Катана быстро разбирается по частям с помощью специального молоточка мэкуги-нуки 目釘抜き. Довольно часто на ножнах делается вырезы для ножа кодзука (который служил как обычный нож в походе) и шпильки для волос когай.


 

tenshin.ru

Что такое катана? Изготовление и фото

Очень часто можно встретить вопрос: «Что такое катана?». Многие интересующиеся не могут найти разницу и считают, что это простой самурайский меч. На самом деле катана – очень интересное и непростое оружие, которое необходимо знать немного лучше.

Отличие

В японском языке это слово используется для обозначения меча искривленной формы с одним лезвием. Катаной можно назвать клинок любого происхождения, но она имеет некоторые отличия:

  1. Одно лезвие.
  2. Тонкость.
  3. Квадратная или круглая конструкция защиты руки.
  4. Рукоять имеет достаточную длину, позволяющую держать меч двумя руками.
  5. Очень высокая острота.
  6. Клинок имеет особенный изгиб, который упрощает разрезание.
  7. Большая разновидность клинков.

История создания

Для того чтобы в полной мере ответить на вопрос, что такое катана, необходимо изучить появление легендарного меча. Клинок был придуман как конкурент прямому тати и берет свое начало в период Камакуры.

В те времена, чтобы выиграть бой, хватало доли секунды. Поэтому катана получила широкое распространение за счет скорости при вынимании из ножен.

Длина меча практически не изменялась. Она стала немного меньше в XV веке, но к концу XVI столетия снова вернулась к своим размерам (70-73 см).

Сегодня настоящие катаны – это серьезное оружие, которое имеет убийственную остроту.

Изготовление

Чтобы понять, как сделать катану, следует внимательно изучить процесс ее изготовления. Он состоит из большого количества этапов:

  1. Выбор стали. Традиционно для изготовления клинка используется рафинированная сталь (сорт тамахаганэ). Не каждая марка может обладать свойствами, которые необходимы для создания настоящего оружия.
  2. Очистка стали. Во время изготовления берутся отдельные куски металла, которые перековываются в слитки. Затем их составляют между собой и снова, раскалив, возвращают в первоначальную форму.
  3. Удаление шлака и распределение углерода. Кусочки складываются и заливаются раствором из глины и золы. Когда ненужные добавки выйдут из металла, куски раскаляют и снова проковывают. Процесс может повторяться до 12 раз. После этого углерод распределится по всей плоскости равномерно, а количество слоев достигает 30 тыс. Когда специалистам задают вопрос, что такое катана, мастер первым делом указывает на большое число складывания кусков металла.
  4. Добавление мягкой стали для сопротивления динамическим нагрузкам.
  5. Ковка. Может занимать несколько дней. В это время цельный блок расходится по длине. Чтобы предотвратить чрезмерный нагрев и защитить от окисления, наносится жидкая глина.
  6. Нанесение на режущую часть специального рисунка, который называется хамон.
  7. Закалка. Она выполняется дифференционированно. Передняя часть подвергается более сильному нагреву чем задняя. В результате термической обработки клинок получает изгиб и высокую твердость.
  8. Отпуск. Снятие внутренних напряжений путем нагревания стали и медленного охлаждения.
  9. Полировка. Она делается сначала грубыми, а затем тонкими камнями. Работа занимает около 5 дней. С ее помощью японская катана затачивается, ей придается зеркальный блеск, выделяется хамон и убираются мелкие недостатки.
  10. Декорирование ручки длится несколько дней.

Использование и хранение

Настоящие катаны являются грозным оружием. Они отличаются уникальной остротой и требуют очень аккуратного обращения. Существует несколько техник фехтования для этого клинка.

  • Кэндзюцу. Приходится на IX век и совпадает с появлением отдельного класса воинов в Японии.
  • Иайдо. Эта техника основана на внезапных атаках и молниеносных контратаках.
  • Баттодзюцу. Акцент ставится на обнажение меча и отражение удара во время быстрого обнажения.
  • Iaijutsu. Основана на приемах вытянутой руки.
  • Синкэндо. Наиболее молодая техника, появившаяся в 1990 году.

Хранить клинок необходимо только в чехле и в определенном положении, при котором лезвие направлено вверх. При долгом неиспользовании клинок следует отполировать, покрыть маслом и пудрой. Меч не любит долгое хранение, поэтому его необходимо периодически доставать.

Связав воедино все рассмотренные положения, можно ответить на вопрос, что такое катана. Это мощное и грозное оружие, которое в умелых руках может стать смертельным для любого человека. Требуется внимательно относиться к мечу, а также понимать, что без опыта и мастерства он может не только поранить, но даже покалечить простого человека.

fb.ru

Меч катана: самое совершенное холодное оружие

Катану — меч японских самураев — коллекционеры считают самым совершенным холодным оружием в мире. Катана — не просто меч, это овеществленная философия, застывшее в металле отражение мира, своеобразное зеркало.

Изготавливались катаны из особой железной руды с примесями молибдена и вольфрама. Прутки металла на восемь лет закапывали в болото — агрессивная среда была необходима для удаления слабых мест (их попросту выедала ржавчина), и только после такой обработки металл отправлялся к кузнецу.

Процесс изготовления клинка катаны часто сравнивают с процессом изготовления слоеного теста: сначала прутки расплющивались молотом в тонкую фольгу, затем складывалась многослойная стопка и вновь расплющивалась в тончайший слой, потом процедура повторялась. Именно так и получались многочисленные слои лезвия катаны, которые сейчас восхищают экспертов. Закалку клинка производили в жидкой глине.

Именно после закалки появлялась волнистая или прямая линия, идущая вдоль клинка — линия закалки или линия «хамон», которая отличает настоящую катану от подделки. Линия «хамон» буквально разделяет металл: по одну сторону находится твердая сталь, по другую — мягкое железо. Величина, структура и форма твердой, стальной части клинка (эта часть называется «якиба») и определяет боевые свойства катаны.

После того, как клинок был готов, начинался процесс шлифовки. Он мог быть очень и очень длительным, ведь сначала клинок шлифовался на девяти шлифовальных кругах различной зернистости (от грубой до тонкой), а затем мастер и вовсе обрабатывал лезвие подушечками пальцев, используя в качестве абразива растертый в пыль древесный уголь. Известный мастер, закончив работу с клинком, ставил на хвостовике свою подпись. Такой клинок необычайно ценился, его передавали по наследству, ему посвящался отдельный пункт в завещании владельца. Нередки были случаи, когда катана стоила больше, чем все имущество самурая, и счастлив был тот наследник, которому доставался именно меч. Настоящий самурай предпочитал умереть от голода (что, впрочем, было крайней редкостью), чем расстаться со своей катаной — ведь катану, справедливо считают, душой самурая. Катаны с подписанным клинком представляют сейчас в глазах коллекционеров огромную ценность, но уже больше художественного и раритетного плана.

После того, как мастер-кузнец подписывал клинок, его работа заканчивалась. Но клинок — это еще не вся катана. Меч представляет собой своеобразный конструктор, собираемый из нескольких частей. Причем каждую часть изготавливал свой мастер, и эти части могли заменяться. К примеру, при наследовании катаны, наследник чаще всего оставлял только клинок, а вся фурнитура заменялась. Мотивировались такие замены тем, что катана — душа самурая, и, следовательно, меч должен отражать душу своего нынешнего владельца. В результате одна катана могла «переодеваться» многократно.

Одной из частей катаны является цуба — плоская гарда (у европейских мечей гарда чашевидная). В цубе обычно имеется несколько отверстий: центральное большое отверстие для клинка, а в двух меньших, расположенных по бокам от центрального, отверстиях при необходимости закрепляли кодзуки (маленькие ножнички, предназначенные и для добивания врагов, и для резки пищи) и когаи (специальная шпилька с родовым гербом, которую самурай оставлял в теле убитого на поединке соперника — вместо визитной карточки).

Цубы бывают изумительной красоты. Их изготавливали из специального сплава — «сякудо» (медь, серебро, олово и золото), применяли технику глубокой таушировки — в разогретую цубу вбивалась золотая или серебряная проволока (та, которую требовал дизайн изделия), затем полученный узор шливовался. Теперь на цубах можно увидеть золотых орлов, склоняющихся над добычей, фигурки мудрецов и самураев, фантастической красоты пейзажи, журавлей, с распростертыми крыльями, цветущие хризантемы (цветок, почитаемый на Востоке) и трепетные цветы сакуры.

Цубы чаще всего становятся предметом коллекционирования. Цены на них поразительно различны: цуба может стоить $300-400, а может и несколько десятков тысяч долларов.

Также одним из излюбленных предметов коллекционирования являются менуки — небольшие металлические детали, которые закладывались под оплетку шнура рукояти. Менуки — это крошечные фигурки, своеобразные талисманы владельца.

Коллекционируют также фуки и кашира — металлические навершия и кольца рукояти катаны.

Комплект оружия (катана и вакидзаши — малый меч), изготовленный в паре, ценится выше, чем просто одна катана (конечно, речь не идет об уникальных, старинных катанах, эти вообще вне всяческой конкуренции, и цены на них доходят до 1 миллиона долларов). Вакидзаши — это было оружие для ритуального самоубийства сеппуку. Настоящий самурай имел и катану, и сеппуку. Теперь коллекционеры шутят, что два меча нужны были для того, чтобы один использовать как зеркало, а второй — как лезвие для бритья.

Настоящие катаны обладают рядом уникальных характеристик. К примеру, количество слоев металла доходит до 50000, а в некоторых старинных мечах и до 200000. Катана — оружие самозатачивающееся. Такое свойство мечу придает уникальное упорядоченное движение молекул клинка. Так что если повесить затупившуюся катану на стену, то через некоторое время можно снять уже меч совершенно бритвенной остроты.

Искусство изготовления холодного оружия в Японии уходит корнями в Древний Китай, но японцы многократно превзошли и своих учителей, и мастеров холодного оружия других народов. Конструкция катаны, которая практически не изменялась с XIV века, принимается за основу и при изготовлении многих современных моделей боевого холодного оружия.

София ВАРГАН


Статьи по теме

www.luxemag.ru

Оружие самураев. Катана, танто и другие ⋆ Оружейный клуб

Оружие самураев, как любое холодное оружие, используемое самураями, поражает  утонченностью и лаконичной безупречностью, вызывая до нынешних дней восхищение и восторг. Японские ножи и мечи различной длины изготовлены в лучших традициях древнего филигранного ремесла. Традиционное холодное оружие самураев – это мечи вакидзаси и катана, которые в тандеме известны как дайсе. Бои японских самураев чрезвычайно зрелищны. Подставка, на которой хранятся такие мечи, называется катанакакэ. Оружие самураев это прекрасный инструмент и, достаточно часто, произведение искусства. Потому стоит разобраться с названиями отдельных видов и научиться различать виды оружия самураев.

Катана

Катана – это изогнутый длинный меч общей длиной до 120 см, длиной клинка – 60-70 см. Изготовляется катана из кованой стали по старинным секретным технологиям. Рукоять катаны – деревянная, обтянутая шелковым шнурком или кожей ската. Ранее для дизайна рукояти использовали больше 10 типов плетений.

Вакидзаси

Короткий меч японского самурая называется вакидзаси. Его длина 50-80 см, а длина клинка 30-60 см. Такой меч носится с левой стороны на поясе. Изготовлялся в том же стиле и дизайне, что и катана. Их отличала только длина.

Танто

Танто – еще один вид холодного оружия японцев длиной до 30 см. Имеет плоский вид, без ребра жесткости. Его использовали не только самураи, а и торговцы, доктора. Поныне существует в свадебных церемониях японских императорских династий. 

Для тренировок в японских боевых искусствах используется не настоящее оружие, а его деревянные «макеты» — бокены, которые более безопасны. Очень часто в магазинах продают сувенирные японский мечи, это бесполезная безделушка! Если хотите прикупить хороший подарок, который еще сможет подсказать погоду и давление, то вам поможет метеостанция домашняя, которая благодаря своей электронной начинке и датчикам, может определять и предсказывать погоду!

weaponclub.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *