Зачем немецкие солдаты носили рогатые шлемы

Кадр из немецкого фильма «Западный фронт». | Фото: mvitalijus.blogspot.com.

Большую часть ХХ века Германию считали агрессивной военной державой, а образ немецкого солдата сложно было представить без шлема с рогами. Эти стальные каски стали настоящим символом зла, а носящие их и поныне ассоциируются с нацизмом. Зачем нужны рога на сугубо военном предмете – далее в обзоре.


Юный немецкий штурмовик в «рогатом» шлеме М16. Западный фронт, 1918 год. | Фото: alexanderandsonsrestorations.com.

Первая мировая война началась в 1914 году достаточно динамично. Генералы маневрировали войсками, совершали переходы с места на место. Но уже к концу года позиции воюющих сторон установились, солдаты «зарылись в землю».

Немецкий политик и военный Отто фон Бисмарк в пикельхельме. | Фото: funnyjunk.com.

С началом траншейной войны стало очевидно, что многое из существующего снаряжения должно быть пересмотрено и изменено.

Самые большие нарекания у военных всех стран вызывали головные уборы. В сражениях теперь была видна лишь ничем не прикрытая голова солдата. В немецкой армии в тот момент носили каски «пикельхельм», сделанные из кожи, а у французов и британцев и вовсе были только фуражки.

Вскоре во всех противоборствующих державах разработали металлические защитные каски. Они не спасали от выстрелов в упор, но могли остановить осколки снарядов, шрапнель, отрикошетить пулю. Так, у Антанты появились шлемы Адриана и Броди.

Немецкая стальная каска М16 в камуфляжной раскраске периода Первой мировой войны. | Фото: pinterest.com.


Разработчик Stahlhelm M16 доктор Фридрих Шверд и процесс штамповки каски. | Фото: uk.wikipedia.org.

В 1915 году в Германии появилась своя версия стального шлема. Его разработал доктор Фридрих Шверд из Ганноверского университета. Первые образцы получали солдаты штурмовых подразделений, снайперы, саперы, наблюдатели.

В следующем году каску запустили в массовое производство и она получила название Stahlhelm M16 («Стальной шлем, модель 1916 года»).

Шлемы М16 со съемными броневыми пластинами. | Фото: reibert.info.


Немецкий солдат-наблюдатель с биноклем, 1916-1918 гг. | Фото: bild.bundesarchiv.de.

Доктор Шверд предусмотрел по бокам каски «рожки», в которых были сквозные отверстия для вентиляции. Но это не основное их назначение. Они нужны для крепления дополнительной брони — защитной стальной пластины. Она была очень тяжелой, поэтому носилась только в траншеях. Считалось, что толщины в 6 мм достаточно, чтобы остановить пулю, выпущенную в упор.

Немецкие штурмовики, экипированные траншейной броней, пулеметами и винтовками, 1918 год. | Фото: greatwarrelics.com.


Боец мюнхенского фрайкора. | Фото: moddb.com.

Когда каска попала на фронт, оказалась, что вся затея не стоит выеденного яйца. Шлем хорошо спасал от шрапнели, разлетающихся обломков, от пуль мелкого калибра на излете. Прямое попадание из винтовки также не пробивало пластину, но тут уже не выдерживал человек: у солдата буквально ломалась шея. По этой причине бронепластины никто не хотел носить, но рога с каски убрать уже было нельзя. Каски с характерным внешним видом выпускали еще много лет.

Солдаты противника даже высмеивали немцев. Они выкрикивали, что те слишком много времени провели на фронте. За это время жены наставили им рога, и те уже проросли сквозь каску.

Шлем М17, используемый финскими войсками во время Зимней войны 1939-1940 гг. | Фото: alexanderandsonsrestorations.com.


Антинемецкий военный плакат. США, 1942 год. | Фото: pinterest.com.


Дарт Вейдер — главный злодей фантастической киносаги «Звездные войны». | Фото: kp.ru.

Немецкий стальной шлем узнаваемой формы надолго стал одним из символов немецкого милитаризма и нацизма. Спустя годы каска с рожками даже повлияла на внешний вид одного из знаменитых кинозлодеев Голливуда – Дарта Вейдера. Как же изменились актеры, игравшие в первых эпизодах культовой киносаги «Звёздные войны», — далее в обзоре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

ГЕРМАНСКАЯ АРМИЯ. Каски

М16

&nbsp

М17 (Австрийский)

&nbsp &nbsp 1917 году в Австрии, вводится стальной шлем получивший название — «Stahlhelm 1917». Внешне он почти не отличался от германского М16, так как при его создании был использован опыт и разработки Германии. Первая партия стальных шлемов, которая была заказана в Германии, поступила в австрийские войска в середине 1917 г.
&nbsp &nbsp Австрийский шлем от германского М16 отличала более прямая боковая линия. Подшлемник состоял из трех двойных кожаных язычков, к которым с обратной стороны были прикреплены амортизационные подушечки набитые конским волосом. В верхней части кожаные язычки подшлемника скреплялись шнуром. Кожаные язычки подшлемника крепились к кожаному, а позже металлическому обручу, который в свою очередь крепился к шлему, так же как и М 16 с помощью трех клепок.

&nbsp &nbsp Подбородочный ремень на австрийском шлеме, в отличие от германского, в целях удешевления производства, изготавливался из ткани и состоял из двух частей. Крепление подбородочного ремня на австрийском шлеме так же отличалось от крепления подбородочного на германском шлеме М 16. В австрийской модели обе половины подбородочного ремня крепились с помощью прямоугольных колец, которые крепились с помощью отдельных деталей, приклепанных к шлему. Длинна ремня регулировалась с помощью застежки.
&nbsp &nbsp С правой и левой стороны, так же как и на германском шлеме, располагались вентиляционные отверстия, выполнявшие двойную функцию: во-первых — непосредственно вентиляция, а во- вторых — использовались для крепления бронепластины, (на небольшой цилиндрической надставке).
Бронепластины имели специальные канавки, которые вставлялись в выступающие надставки вентиляционного отверстия и закреплялись кожаным ремешком, опоясывавшим шлем. Как правило, бронепластины использовались только часовыми, так как имела достаточно большой вес и постоянное ее ношение было утомительным
&nbsp &nbsp До окончания Первой мировой войны австрийские шлемы окрашивались в светло каштановый цвет иногда на шлем наносился камуфляж. В результате понесенного поражения в Первой мировой войне по условиям Версальского договора Австрии было разрешено иметь небольшую армию численностью до 30000 человек. После распада Австро-Венгерской Империи, австрийская армия экипировалась шлемами М 17, которые стали окрашиваться в серый или серо-зеленые цвета. После прихода в 1933 году к власти в Германии Гитлера и заключения союза между двумя странами австрийские шлемы стали использовать в германской армии с нанесением на них германских декалей.

М35

&nbsp &nbsp Стальной шлем образца 1935 года был создан в процессе модернизации шлемов периода Первой мировой войны, все еще использовавшихся германской армией. Помимо того, что новая модель являлась более упрощенной, она также соединила в себе различные системы подшлемников. Характерной чертой M 35 являлся завальцованный край основания шлема. Кроме того, вентиляционные отверстия с обеих сторон шлема изготавливались, как отдельная деталь (заклепка с отверстием), в отличие от более поздних шлемов, в которых вентиляционные отверстия штамповались. Форма шлема M35 более овальна (от лобовой до задней части) по сравнению с более округлой формой шлемов модели M40 и M42. Это незначительное различие незаметно, до тех пор, пока шлем М 35 не встает в один ряд с более поздними моделями. Вес М35 составлял примерно 1300 гр.

&nbsp &nbsp М35 имел стандартный подшлемник образца 1931 г. Данный тип подшлемника устанавливался на все германские шлемы, выпускавшиеся немецкой промышленностью на протяжении 30-х — 40-х годов, в том числе и на шлемы периода Первой мировой войны, которые так же использовались в немецкой армии.
&nbsp &nbsp M35 окрашивался матовой гладкой краской, с правой стороны на шлем наносилась декаль с германским триколором, а с левой наносились декали Вермахта, Люфтваффе, Крегсмарин, СС и полиции в зависимости от принадлежности к тому или иному роду войск. С 1940 г. М35 выпускался с одной декалью, указывающую на войсковую принадлежность.

М40

&nbsp &nbsp Реалии начавшейся войны и ощутимая нехватка ресурсов вынудили германское руководство производить шлемы с более низкой себестоимостью. Производство шлемов модели М40 было менее технологично, чем производство предыдущей модели М35. Для М40 характерны, так же как и для М35, завальцованные края основания шлема. Именно из-за этого М40 часто принимают за шлем модели M35. Основное отличие между этими двумя шлемами заключается в вентиляционном отверстии, которое выштамповывалось без установки в него дополнительной детали (заклепки с отверстием). Такой способ производства позволил сократить количество операций необходимых для изготовления шлема, что являлось немаловажным фактором эффективности производства в военное время.

В связи с упрощением процесса изготовления шлема, небольшое изменение претерпела и форма шлема, которая стала более округлая, чем у М35.
&nbsp &nbsp Шлемы модели М40 окрашивались в стандартные цвета и имели, как правило, одну декаль, указывающее на принадлежность к соответствующим родам войск, за исключением шлемов СС, некоторые из которых могли по прежнему иметь две декали.

М42

&nbsp &nbsp Шлем модели 1942 г. наиболее распространенный из всех германских армейских шлемов, использовавшихся в течение Второй мировой войны. Их выпуск осуществлялся с 1942 по 1945 год.
&nbsp &nbsp Шлем модели М 42 был упрощенной версией модели М40. Отличительной чертой данного шлема является то, что край основания шлема не завальцовывался, а оставлялся острым. Эта особенность продиктована необходимостью упрощения и удешевления технологического процесса по изготовлению шлема. Кроме того, на шлемы М42 перестали наносить декали, хотя на ранних выпусках этого шлема иногда наносились декали Вермахта, Люфтваффе, Кригсмарин, СС и полиции.
&nbsp &nbsp В этой модели шлема устанавливался стандартный подшлемник образца 1931 г. Окрашивался шлем, как и предыдущие модели, стандартной фабричной краской зеленого цвета и уже в боевых условиях шлем перекрашивался либо на него наносился камуфляж.

Германский полицейский шлем с эмблемой полицейской службы.
Каска стальная для парашютно-десантных войск
Каска «ЛЮФТШУТЦ» (немецких ПВО)
Немецкая пожарная каска

О Первой и Второй мировых войнах Немецкие и австро-венгерские каски

Немецкие каски времен Первой мировой войны

Между 1916 и 1918 годами немцы производили три типа касок. Сегодня они известны коллекционерам как вырез M16, M18 и M18. Снаряды M16 часто называют M17. Обозначение M17 на самом деле относится к гильзе, а не к оболочке. В 1917 году немцы отказались от кожаной ленты для подкладки на стальную. Более новый дизайн также предусматривал использование вкладышей из хромированной кожи вместо кожи растительного дубления, которая лучше выдерживала постоянную влажность траншей.

Возможно, стоит отметить, что есть несколько небольших вариаций моделей, таких как «утконос», произведенный Gebrueder Bing и J. & H. Kerkmann. Немцы никогда не делали различий между этими типами снарядов. Эти вариации были просто вариациями оригинальной модели.

Шлемы M16 и M18 очень похожи внешне. Основным отличием является система подбородочного ремня. В M16 использовался старый подбородочный ремень M91 Pickelhaube, который прикреплялся непосредственно к выступам с ключом, которые приклепывались непосредственно к юбке шлема. Шлем М18 покончил с архаичным М91 подбородочная система. Новый дизайн дополнен заклепками для подбородочного ремня

Так называемый M18-прорезной шлем — один из самых редких немецких шлемов, произведенных как в Первую, так и во Вторую мировые войны. В августе 1918 года завод Eisenhuttenwerke произвел около 100 000 таких шлемов для полевых испытаний. Эти шлемы пользуются большим спросом у коллекционеров, и, к сожалению, большинство из представленных сегодня на рынке подделок. Если вы подумываете о покупке одного из этих редких шлемов, вам следует знать несколько вещей. Все шлемы с вырезом M18 имеют маркировку ET64. Штамп ET64 должен быть написан готическим шрифтом. Если на шлеме нет этого клейма или он написан каким-либо другим шрифтом, шлем является подделкой. Никогда не поддавайтесь на фразу «Не волнуйтесь, я уверен, что штамп под краской». Если продавец не может показать вам готическую марку ET64, то велика вероятность, что шлем подделка. Это правда, что иногда штамп заполняется краской, но с ценами от 2000 долларов за только корпус до почти 10 000 долларов за полный шлем, не рискуйте. Шлем также должен иметь номер нагревательного лота в куполе шлема. Почти все оригиналы имеют не менее 6 персонажей в сериале. Серия обычно начинается с буквы R.

Это оригинальная вырезанная марка M18 с готическим шрифтом ET64 в оригинальном вырезе M18.

Все вырезы M18 отмечены на внутренней стороне левого фестона E.T.64 владельца. Если на шлеме нет этой маркировки, или если маркировка не такая, как здесь, то это послевоенная подделка

. Обратите внимание на плавный наклон юбки, эта деталь — то, что никогда не удавалось тем, кто подделывал эти шлемы. до

С 1916 по 1918 год было заключено тринадцать известных заводов по производству корпусов немецких касок. Почти все немецкие каски, за редким исключением, имеют маркировку производителя на внутренней стороне юбки каски. В таблице ниже указаны код и производитель

Имя производителя/Город  Код производителя Произведенные размеры
Gebrueder Bing A. G., Нюрнберг ГБН 64
Ф.К. Беллинджер, Фульда БФ 62,64
Дж. и Х. Керкманн, Ален/Вестф К. 64
Gebrueder Gnuechtel A.G., Lauter i./Sa. Г. 62
Vereinigte Deutsche Nickelwerke, Schwerte i/Westf. — Нью-Джерси Нью-Джерси 62
Р. Линденберг А.Г., Ремшайд-Хастен «Bell» L. также известный как погремушка с логотипом 64
Koerting & Mathiesen, Лойч / Лейпциг К&М 66,68
Hermann Weissenburger & Co., Штутгарт-Канштатт Вт. 66
C. Thiel & Soehne, Любек Т.Дж. 66,68
Eisenhuettenwerke Thale A.G., Thale / Harz И.Т. 60-68
Siemens & Halske A.G., Siemensstadt Berlin Штамп S поверх H 60
 Eisenhuette Silesia, Paruschowitz Oberschlesien Си 62,66
Ф. В. Квист, Эсслинген/Неккар В 66

На внутренней части каждого немецкого шлема времен Первой мировой войны вы найдете код нагревательной партии. Эти коды использовались фабриками во время производства. Во многих случаях код нагревательной партии указывает, где была произведена фрезеровка стали. Эти сталелитейные заводы называются прокатными. Мне удалось задокументировать здесь несколько мельниц. Хотя я видел некоторые вариации, я заметил, что шлемы с маркировкой ET и Q обычно имеют сталь, фрезерованную Stahlwerk Röchling, Volkingen, в то время как шлемы с маркировкой Si обычно имеют сталь, фрезерованную Oberschlesien, Bismarckhutte 9.0005

Прокатные станы Код маркера
Штальверк Рёхлинг, Фолькинген Р
Сталверк Беккер, Кифельд Б
Обершлезиен, Бисмаркхютте Би

Австро-венгерские каски Первой мировой войны

Известно всего 10 заводов, производивших каски во время Первой мировой войны для КУК. В отличие от немцев, шлемы австрийского образца часто встречаются без заводских клейм и кодов отопительных партий. Когда присутствуют коды нагревательных лотов, они часто находятся на верхней части шлема, а не внутри.

Имя производителя Местонахождение завода  Код производителя Произведенные размеры Модель
А. Вестен Килли Целие, Словения АВ 64 М17
Brüder Gottlieb u. Браухбар Брунн Брунн БГБ 66 М17
К. А. Шольц, Матеоч Слоаки КАС 66 М17
Berndorfer Metal-Warenfabrik A Krupp AG Берндорф, Австрия Логотип «Медведь» 66,64 M18 «Венгерский, M17 Berndorfer и вар.
Брудер Лапп, Роттенман у. Варчоловски Неизвестно ? М17
Надраг, Трансильвания Трансильвания — (Венгерское королевство) Неизвестно ? М17
Резицка, Трансильвания Трансильвания (Венгерское королевство) Неизвестно ? М17
Блекманн и Полдихютте Кландо Боемия, Phonix Неизвестно х Штурмпанцер
Вайс Манфред Асел-эс Феммувек Чепель, Будапешт Наложенный WM 64 М17
Warchalowski, Eissler & Co, Wien Вена, Австрия Логотип «Сердце» 68 М17
Gebruder Bohler & Co., Капфенберг Австрия, Штирия ГБ Логотип «Звезда» 66 М17
Прокатные станы Код маркера
Людвиков л
Блекманн Б
Польди Р
Сталь с маркировкой LudwikowЭти коды показывают, что сталь была фрезерована Oberschlesien Bismarckhutte

Немецкие каски Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны немецкая каска претерпела три различных изменения. Первые изменения произошли в 1940 году, когда вентиляционное отверстие было приказано вбивать в корпус, а не делать из отдельной втулки. Сталь также была модернизирована до более прочной марганцево-кремниевой стали. Последние изменения были заказаны в июле 1942. Из соображений экономии использование закругленной кромки было прекращено в пользу расклешенной. Важно отметить, что хотя во время войны конструкция изменилась, старые модели не считались устаревшими. Немцы продолжали переделывать и повторно использовать каски старых моделей, продуманные до войны. Миф о том, что подразделения поздней войны получали только каски M42, не имеет под собой оснований.

М35, Производился с июня 1935 г. по март 1940 г. М40, Производился с марта 1940 г. по июль 1942 г. Почти все немецкие каски, за редким исключением, имеют маркировку производителя на внутренней стороне юбки каски. В таблице ниже указаны код и производитель. Возможно, в оккупированной Чехословакии есть еще как минимум один завод по производству снарядов ближе к концу войны. Название этой фабрики на данный момент кажется потерянным для истории. Снаряды этого «неизвестного» завода имеют маркировку «qvL или bvl.

Присвоенный код производителя Производство
ET, изменение на Ckl в 1943 году Eisenhüttenwerk AG, Thale Hartzuttenwerk AG, Thale Harz
ЭФ Emaillerwerke AG, Фульда
*Q FW Quist GmbH, Эсслинген
SE, изменение на Hkp в 1943 г. Sachsishe Emaillerwerke, Лаутер
НР Vereinigte Deutsche Nickelwerke AG, Schwerte
квЛ Неизвестно
бвл Неизвестно

*F.W. Известно, что Quist продолжала производить шлем M40 после того, как другие заводы начали производить упрощенный M42. F.W.Quist произвел небольшое количество M42, но продолжал производить M40 до 1945 года.

M42, производился с июля 1942 года по май 1945 года.

Краткая история немецкого стального шлема Великой войны

12

АКЦИИ

 

В первые месяцы 1916 года уцелевшие члены небольшого отряда немецких солдат ютились в грязных нишах французской воронки где-то в окрестностях Вердена. Белая раскаленная шрапнель, осколки камня, осколки дерева и земли пронеслись над головой, когда над головой разорвались снаряды французской артиллерии. Мужчины втягивали свои тела в грязь, сжимая землю грязной рукой, делая неглубокие вдохи, делая все, чтобы не представлять собой мишень для смертоносного воздействия шрапнели. Как только дождь из смертоносных конфетти начал ослабевать, осколок размером с горошину врезался в гладкую поверхность стального шлема одного из мужчин. Соприкосновение металла с металлом вызвало характерный глухой удар, за которым последовал вздох раненого немецкого солдата. Поняв, что один из их товарищей был ранен одним из этих смертоносных кусков металла, двое мужчин перебрались через бок раненого. Один мужчина оттянул кожаный ремень от подбородка своего товарища, а другой снял с его головы стальной шлем. Когда каска была поднята, глаза раненого открылись, он моргнул, затем осторожно двигая головой из стороны в сторону, он произнес что-то похожее на «как плохо». Его товарищи улыбнулись ему в ответ, зная, что осколок не пробил сталь, только слегка вдавив его. Его единственной проблемой теперь будет ужасная головная боль, но это небольшая цена, чтобы прожить еще один день. Подобные сцены разыгрывались на грязных полях сражений Великой войны. Что делает это противоядие еще более интересным, так это то, что если бы эти события произошли за несколько месяцев до этого, солдат погиб бы от осколочного удара. Эти люди, входящие в состав 1-го штурмового батальона, которым командовал некий капитан Рон. Они были назначены для испытаний новейшей техники немецкой армии. Модель 1916 стальной шлем. Шлем, который не только обеспечил бы неоценимую защиту каждому немецкому солдату, который его носил, но и послужил бы символом Великой войны, которая продолжается и по сей день.

Потери в результате ранения в голову не являются чем-то новым для войны. Каждой армии с незапамятных времен приходилось иметь дело с их смертоносными последствиями. Хотя Первая мировая война была другой. Современное вооружение той эпохи показало, что оно способно нанести ошеломляющее количество ранений в голову, чего раньше не было в такой степени в более ранних конфликтах. Между 1914-15 число погибших (многие из них погибли или были настолько тяжело ранены, что не могли вернуться к активной службе) привлекло внимание как союзных, так и центральных держав.

Доктор Фридрик Шверд, один из разработчиков
шлема M16

Чтобы решить растущую проблему, Верховное командование Германии санкционировало разработку стального защитного шлема. В декабре 1915 года военный врач Фридрик Шверд и профессор Август Бир из Технического института Ганновера разработали прототип для полевых испытаний.

Доктор Август Карл Густав Бир, один из разработчиков шлема M16.
В качестве примечания д-р Бир провел первую спинальную анестезию.

Шлем был изготовлен из высококачественной хромоникелевой стали и имел козырек и наклонную юбку, которые защищали шею и уши владельца. Корпуса шлемов производились сначала в размерах 60–66, а затем в размерах 68 и 70. Дизайн был довольно инновационным для той эпохи и предлагал гораздо большую защиту владельцу, чем конструкции, выбранные противоборствующими британскими и французскими войсками, оба из которых оставил открытыми шею и уши.

Этот улыбающийся британский Томми носит британский шлем Mark I Стальный шлем был в улучшении по сравнению с мягкой шапкой для шерсти, но не предлагал почти защиту немецкой модели

Один из 30 000 выпущенных шлемов М16 1-й модели.

 

Одной из примечательных особенностей конструкции являются два приподнятых «рожка» или Stirmpanzer выступы, установленные с каждой стороны шлема. Эти проушины были спроектированы с двойной целью: вентиляция и установка съемной стальной надбровной пластины часового или Штурмпанцер .

Редкое фото пластины «Штирнпанцер», используемой на фронте

 

Надбровная пластина оказалась непрактичной, но существуют фотографии этих тяжелых элементов брони, используемых в бою. Наконечники Stirnpanzer изготавливались разной длины для шлемов разного размера. Чем меньше шлем, тем больше у него выступ от основания. Штирнпанцер изготавливался только одного размера, поэтому выступы разного размера позволяли разместить пластину на шлеме любого размера.

Проушины Stirnpanzer размер 60-70

Эти выступающие проушины придавали шлему несколько странный вид. В послевоенное время некоторые стали называть эту модель шлемом Франкенштейна, поскольку выступы напоминают болты на шее монстра Франкенштейна, изображенного в фильме Universal Pictures. Некоторые даже утверждали, что солдат той эпохи так и называл шлем. Это, конечно, ошибочно, так как фильм не был выпущен в 1931 году после окончания Великой войны.

Джеймс Уэйл директор 1931 Франкенштейн фильм
служил офицером в британской армии во время Первой мировой войны
Мог ли выступ на шлеме M16 вдохновить болты
на шее монстра?

Стальной шлем новой конструкции был передан 1-му штурмовому батальону где-то в декабре 1915 года. Полевые испытания оказались настолько успешными, что начальник штаба генерал фон Фалькенхайн санкционировал выпуск стальных шлемов. Первая поставка была произведена в январе 1916 года. На Верденский фронт было отправлено 30 000 таких касок.

г. Распределение среди остальной части имперских сил продолжалось медленно с конца 1916 года по апрель 1917 года. Шлемы M16 раннего производства известны коллекционерам как «квадратные каски»; из-за квадратной формы, образовавшейся там, где купюра опускается к юбке. Инженеры завода Eisenhüttenwerk (где производились эти ранние шлемы) в итоге немного изменили конструкцию из-за того, что в процессе производства юбка шлема часто трескалась. Тем не менее, многие шлемы с квадратной окантовкой прошли проверку, и на фотографиях видно, что они носились на протяжении всей войны. Некоторые были найдены с камуфляжем конца войны, указывающим на то, что они использовались на протяжении всей войны.

Кажется, раздача стальных касок мужчинам в полевых условиях — дело медленное. 22 января 1917 года начальник Генерального штаба генерал Людендорф отправил телеграмму всем группам армий. Объявлено, что все немецкие войска должны быть оснащены стальными шлемами. Это предполагает, что большая часть армии на тот момент не получила стальных касок. После того, как приказ был отдан, для его выполнения потребовалось бы еще время, многие солдаты не получили бы свои стальные каски до середины 19-го века.17.

Эта фотография, вероятно, датируется серединой 1916 года. Обратите внимание на сочетание стальных шлемов
и кожаных или войлочных пикельхаубов. На фото видно, что выпуск стальных касок
шел медленно

Каждая немецкая каска маркируется на фланце клеймом производителя и клеймом размера.

TJ66, маркировка М16. Это клеймо производителя размера
T.J для C. Thiel & Soehne, Luebeck0004  

 

 

 

Известно не менее 14 производителей. Внутренний купол шлема также отмечен кодом, известным как «номер партии нагрева». Этот номер должен был помочь в контроле качества на заводском уровне. В некоторых случаях он может указывать, где была прокатана сталь шлема.

Обогрев Номер партии в куполе каски М16

Считается, что за период 1916-1918 гг. было выпущено более 7 миллионов касок. Наибольшая доля этих шлемов была произведена компаниями Eisenhüttenwerk, Thale, AG, F.C. Беллинджер, Фульда и Эйзенхютт Силезия, Парушовиц Обершлезиен. Эти фабрики сегодня известны коллекционерам как «большая тройка».

 

Куча «квадратных» шлемов первого производства, готовых к выпуску

Немецкие военные сделали все возможное, чтобы обеспечить контроль качества своих шлемов. Современные записи, датированные июнем 1916 года, показывают, что одна каска из 101 была проверена на целостность стали на стрелковом полигоне в ходе баллистических испытаний – многократных выстрелов на дистанции 40 метров устаревшим черным порохом 1871 года 11мм Маузер. Если внутренняя вмятина превышала 2 мм или возникала другая неисправность, тестировались еще 5 шлемов из партии. Если это не срабатывало, партия утилизировалась, и сталелитейный завод, поставлявший слитки, должен был возместить расходы на их утилизацию. Во время окончательной приемки каждый шлем проверялся на заводе группой контроля качества, состоящей из офицера, унтер-офицера и нескольких рядовых, известных как Abnahmekommando. Перед установкой вкладыша внимание было уделено весу, размерам и прилипанию краски в дополнение к структурной прочности корпуса. Каждый шлем, прошедший проверку, был отмечен приемщиком чернильным штампом, сделанным из соединенного АК (для Abnahmekommando) на внутреннем заднем фланце. Шлемы, которые не прошли, были списаны. Большое внимание было уделено тому, чтобы с завода не вышло ни одного бракованного шлема.

Размер и клеймо AK, нанесенное Abnahmekommando, указывающее, что шлем прошел проверку.

Шлемы были окрашены на заводе гладкой малоглянцевой эмалевой краской на основе льняного масла. Цвет был обозначен как «поле-серый». Термин «серый полевой» может сбивать с толку, поскольку оригинальные шлемы сильно различаются по цвету. Официальная утвержденная формула военного ведомства была следующей: 30% белого пигмента на масляной основе, 15% охристого пигмента (сухого), 5% синего пигмента (сухого), 5% черного пигмента (сухого), 20% скипидара, 10% сиккатива и 15%. вода. Тем не менее, оригинальная окраска шлема может варьироваться от темно-зеленого до оливкового. Хотя некоторые оттенки кажутся специфичными для фабрики, нередко можно найти шлемы, произведенные на одной фабрике, с вариациями полевого серого цвета. В то время подбор цветов не был точной наукой, которая может объяснить различия в оттенках серого поля. После окраски шлемы сушили в печи при температуре 120 градусов Цельсия в течение восьми часов.

Германская полевая серая краска

Часто возникает некоторая путаница между обозначением M16 и M17. Обозначение вообще относится не к шлему, а к подшлемнику. Немецкие каски, выпущенные в период с января 1916 года по май 1917 года, имеют полностью кожаный подшлемник. Подшлемник М16 состоит из трех отдельных подушечек на два пальца, пришитых к кожаному ремешку. Каждая подушка имеет тканевый карман с пришитыми сзади завязками. Карман предназначен для размещения конского волоса или марлевой «подушки», что позволит более плотно прилегать к голове владельца. Подушки также можно было снять, чтобы увеличить размер головы.

Оригинальная подушка из конского волоса для подкладки M16

 

В мае 1917 года из-за нехватки кожи подкладка была переработана. Новая подкладка продолжила прежнюю систему «трех прокладок», но вместо кожаной ленты была заменена стальной лентой из листового металла. Теперь колодки были обжаты на стальной ленте. Еще одно изменение коснулось лайнера. Накладки теперь должны были изготавливаться из белой хромированной кожи (российская кожа) вместо коричневой кожи растительного дубления. Это изменение было сделано в надежде, что хромированная кожа будет лучше выдерживать постоянную влажность траншей.

Оригинальный подшлемник M16

 

 

 

 

 

Это внутренняя часть подшлемника M16, датированного 1916 годом.
Наружная полоса была сделана из двух отдельных кусков кожи, сшитых вместе.

При этом было произведено большое количество коричневых накладок растительного дубления, и нередко можно найти эти накладки как на M17, так и на более поздних подкладках M18. Накладки подкладки M17 иногда изготавливаются из нестандартной кожи и имеют нестандартную ткань. Поскольку стоимость войны продолжала мучить немцев, часто заменялись эрзац-материалами. Подушечки M17 изготавливаются из кроличьей, козьей и овечьей кожи, а в редких случаях — из свиной шкуры. Грубая мешковина часто заменяла основу подушечки, когда хлопок и лен были недоступны. Среди коллекционеров ведутся споры о том, когда и было ли прекращено производство старых гильз M16. Оригинальные шлемы иногда встречаются с подшлемниками M16 с 1917 штампов производства и/или депо с датой. Являются ли эти шлемы результатом производства до мая 1917 года или, возможно, они были переоборудованы на уровне склада с переработанным подшлемником M16, почти невозможно узнать с какой-либо степенью уверенности. Вполне возможно, что некоторые производители продолжали производить гильзы M16 после изменения конструкции.

Клеймо производителя и размерный штамп. Не все вкладыши были отмечены как таковые
, но когда встречаются маркировки производителя, они чаще всего находятся за пределами ленты вкладыша 9. 0004

Оригинальный 1917 устаревший вклад M17 с хромированной белой кожаной панелью.

 

Вкладыши M17 часто имеют маркировку производителя и дату
на тыльной стороне пальца

 

 

 

 

 

 

 

 

Подшлемники крепятся к шлему с помощью трех отдельных штифтов, известных как шплинты. Головка каждого штифта была приварена к двум штырям. Когда вкладыш был установлен, штыри были согнуты в противоположных направлениях, таким образом закрепляя вкладыш на место. Передние два штифта одинаковы по конструкции и размеру. Головка заднего штифта немного толще. Более толстая булавка на головке была разработана для того, чтобы ремень Stirmpanzer (сторожевая налобная пластина) при ношении не соскальзывал со шлема. С введением вкладыша M17 были изменены и шплинты. У более новых штифтов M17 были немного более короткие, но более широкие штыри, чем у упомянутой выше версии M16. Эта конструкция работала более эффективно и обеспечивала более плотную или надежную посадку на стальную ленту лейнера, чем версия M16. Однако вкладыш M17 часто фиксируется шплинтами раннего образца.

Короткие шплинты M17/18Ранние шплинты M16. Обратите внимание, что средний штифт
имеет более толстую головку. Это было сделано для того, чтобы кожаный ремешок Stirnpanzer
не соскальзывал со шлема.

На этапе проектирования шлема M16 был упущен из виду один критический аспект, необходимость в подбородочном ремне. Решением было приклепать стальные стойки M91 Pickelhaube к каждой стороне юбки шлема . Конструкция позволяла использовать подбородочный ремень, который уже используется на Pickelhaube, что избавляло от необходимости разрабатывать и изготавливать новый подбородочный ремень. Эта конструкция оказалась проблематичной. Солдаты сочли такой дизайн неудобным из-за того, что ремешок носился довольно далеко назад на подбородке и часто задевал дыхательную трубку владельца. М91 также плохо подходят для крючков подбородочного ремня, поскольку подбородочный ремень часто отваливается в самый неподходящий момент. Солдаты нашли изобретательные способы удерживать крючки на месте. Иногда можно найти оригинальные шлемы с кусочками проволоки, обмотанными вокруг стойки, чтобы крючок оставался на месте. Некоторые расстроенные солдаты даже зашли так далеко, что прозвонили стойку M91, таким образом увеличивая количество стали, достаточное для того, чтобы закрепить крюк подбородочного ремня. Сам подбородочный ремень M91 претерпел ряд изменений в ходе войны. Подбородочные ремни довоенного/раннего периода войны имеют латунную фурнитуру с коричневой или черненой кожей.

Довоенный подбородочный ремень M91 с латунной фурнитурой

К 1915 году из-за стратегического характера латуни высшее командование приказало перейти с латунной фурнитуры на никелевую и эмалированную сталь, а затем, наконец, на голую сталь. Сам ремешок тоже менялся по ходу войны. Ремни более ранних моделей имеют вшитую фурнитуру; более поздняя фурнитура часто клепала. Как и подшлемники, существует также несколько вариантов суррогатных подбородочных ремней. Иногда встречаются оригинальные шлемы M16/17, а также Pickelhaube с ремешком из тканевой лямки. Об этих необычных ремешках известно немногое, и можно доказать, что они были произведены на уровне склада из переработанного оборудования, когда кожа была недоступна. Оригиналы обычно не имеют штампов производителя или выпуска, что подтверждает эту теорию. В некоторых случаях лямки кажутся британскими, что позволяет предположить, что эти ремни были сделаны из трофейного материала. Несмотря на то, что количество сохранившихся образцов, найденных на боевых шлемах, показывает, что они использовались.

Подбородочный ремень из эрзац-ткани M91 со стальной фурнитурой

Подбородочный ремешок наконец-то доказал, что достаточно высокий уровень сложности позволяет решить проблему. 15 июля 1918 года каска новой конструкции была запущена в производство. Несмотря на то, что новый M18 почти идентичен внешне, он избавился от неэффективных стоек подбородочного ремня M91, в которых использовалась новая система доставки подбородочного ремня. Новая конструкция требовала модификации ленты вкладыша M17 путем приклепывания поворотных кольцевых скоб с каждой стороны. Новый подбородочный ремень также был разработан для ношения с этой новой системой. Новая конструкция подбородочного ремня включала подпружиненный крюк или зажим для карабина, прикрепленный к одному концу, а другой конец был преимущественно прикреплен к другой дужке.

Зажим для карабина для подбородочного ремня M18

Оригинальный подбородочный ремень M18 приклепан или пришит на место. Этот новый подбородочный ремень был значительным улучшением по сравнению со старым ремнем M91. Мало того, что проблема соскальзывания ремня со стоек была устранена, так еще и подпружиненная клипса позволяла быстро отстегивать подбородочный ремень. Теперь солдат мог легко снять каску, чтобы надеть противогаз, когда возникнет необходимость, как это постоянно происходило во время Великой войны. Известно, что только шесть заводов производили шлем M18. Неизвестно, продолжали ли остальные заводы производить шлемы M17 после того, как высшее командование санкционировало изменение конструкции.

Шлем М18

 

В связи с жалобами солдат на то, что низкая юбка шлема мешает слуху, было предложено еще одно изменение конструкции. Новый прототип был отправлен на полевые испытания в августе 1918 года. В этом новом дизайне юбка на нижней кромке шлема была изменена так, что она была направлена ​​вверх под проушины Stirmpanzer. Сегодня эта модель известна как шлем М18 с вырезом, телефонным болтуном или кавалерийским шлемом. Более поздние термины недействительны, поскольку дизайн предназначался для всех войск, а не только для тех, кто пользовался телефоном или служил в частях Голгофы.

Шлем M18 с вырезом

 

Также был изменен тип краски, которая будет использоваться на этих шлемах. В новую краску, известную как Wollstaub, в нее был добавлен измельченный шерстяной войлок, чтобы получить матовую поверхность с грубой текстурой. Надеялись, что эта отделка уменьшит блики на поверхности шлема.

Крупный план краски Wollstaub

В общей сложности 100 000 вырезанных касок M18 всех размеров 64 были произведены на заводе Eisenhüttenwerk в последние месяцы войны. Дизайн оказался чрезвычайно популярным среди мужчин на фронте, и, если бы война продолжалась, возможно, новый дизайн стал бы стандартным шлемом имперских сил.

Обсуждение немецких касок невозможно без упоминания камуфляжа. Гладкая заводская отделка шлемов отражала солнечные блики, делая их заманчивой мишенью для врага. Что еще хуже, отдельные солдаты начали полировать свои каски моторным маслом до блеска для проверки. Ранние методы маскировки заключались в том, что шлем смазывали грязью, которая эффективно скрывала все следы глянцевого покрытия. В январе 1917 года военное министерство санкционировало испытания брезентовых шлемов белого цвета, которые должны были выдаваться войскам в заснеженных районах фронта. 14 февраля 19 г.17 Военное министерство также разрешило производство брезентовых чехлов для шлемов землисто-серого цвета. Между Верховным командованием и Главным управлением снабжения было проведено некоторое обсуждение того, должны ли эти чехлы носить только часовые и патрули, или все солдаты должны быть выданы с таким чехлом. Похоже, что решение так и не было принято, но современные записи показывают, что было выпущено 800 000 обложек. Как это часто бывает, солдаты нашли свои оригинальные способы маскировки шлемов. Некоторые мужчины разрезали старые мешки с песком и сформировали мешковину на куполе шлема, а затем с помощью куска проволоки прикрепили ткань к шлему. Оригинальные фотографии, а также сохранившиеся шлемы свидетельствуют о различных используемых методах.

Грубо сделанный чехол из гессенской ткани на шлеме M16.

Практика нанесения камуфляжных рисунков на шлемы вызывает некоторые споры. Нехватка сохранившихся оригинальных фотографий, сделанных впереди людей в этих шлемах, привела некоторых к ошибочному мнению, что эта практика в целом была послевоенным отклонением или была разрешена ограниченно в определенных подразделениях, таких как штурмовики или пулеметные батальоны. Хотя верно то, что многие предприимчивые солдаты союзников и французские крестьяне рисовали камуфляжные узоры на выброшенных немецких касках, чтобы продавать их в качестве военных сувениров, немецкое высшее командование действительно санкционировало и поощряло нанесение камуфляжных узоров на боевые каски. В июле 1918 августа поступила директива начальника Генштаба Людендорфа, предписывавшая камуфляжную окраску шлемов. В директиве указано:

Начальник Генерального штаба действующей армии

II. № 91 366
7 июля 1918 г.
Благодаря целенаправленной пестрой окраске пушек, минометов, пулеметов, стальных касок и т. д. эти устройства могут быть гораздо легче скрыты от глаз, чем раньше.

Авторизованные испытания дали следующие результаты:
1. Стальные каски:

Окрашенная поверхность одним цветом (например, зеленым или светло-коричневым) или с небольшими пятнами разных цветов превосходит стандарт одноцветный шлем, хотя он все же позволяет узнать характерную форму и силуэт.

В связи с этим трехцветная поверхность с размытыми границами, имитирующая эффект тени, не распознается дальше 60 метров.

Особенности полезной поверхности: Тусклые цвета – каска не должна блестеть. Если посыпать еще влажную масляную краску мелким песком, поверхность не будет блестеть на солнце.

Выбор цветов намеренно меняется в зависимости от времени года. Один из трех цветов должен совпадать с основным цветом, найденным в районе боя.

В настоящее время подходят: зеленый, желтая охра, ржаво-коричневый

Разделение поверхности шлема на равные части, состоящие из крупных участков с острыми углами.

Опора – На лицевой стороне шлема должно быть видно не более четырех цветных полей. Светлые и темные цвета должны располагаться рядом друг с другом. Цветные сегменты должны быть четко отделены друг от друга черной полосой шириной в палец.

Необходимые красящие материалы на 1000 касок: по 5 кг охры, зеленого и коричневого цвета; 2 кг черного.

После продолжающихся научных испытаний я попросил военное министерство отрегулировать соответствующую сезонную цветовую схему. До этого момента я прошу, чтобы покраска выполнялась вышеуказанным способом.
(подписано) Ludendorff

до:

Все армейские группы (по 5 каждая)

ВСЕМАЯ АРМИЯ пионеров при Главном штабе

Командующий ВВС

Армейская минометная школа

Командующий Газовыми войсками

М.С. Z, P, F, Illb (по 3 шт.)

 

Самое раннее упоминание о касках, окрашенных в камуфляжный цвет, относится только к 13 июня 1918 г. и относится к испытаниям, проведенным 6-й баварской дивизией ландвера, которая окрасила свои шлемы точечный камуфляж. После того, как суд увенчался успехом и была издана директива, практика распространилась на остальную часть армии. Однако не следует предполагать, что в директиве принимало участие каждое подразделение, так как существует множество оригинальных фотографий, сделанных в ноябре 19-го года.18 показаны немецкие солдаты в простых серых касках.

На сегодняшний день коллекционеры выявили несколько вариантов камуфляжных рисунков на оригинальных шлемах. Они известны как панцирь черепахи, витраж, оконная боль, пятно или пятно и ромбовидный камуфляж. Вероятно, склады и отдельные солдаты раскрашивали свои шлемы узорами, соответствующими их конкретному набору навыков, что может объяснить многочисленные узоры. Хотя в директиве Людендорфа было четко указано, какие цвета должны использоваться, на оригинальных шлемах существуют вариации. Это может быть результатом наличия определенных цветов на переднем крае необходимости выбирать цвета, которые сливались с обстановкой, в которой находился человек. Известно, что оригинальные шлемы, найденные при обслуживании документов на итальянском фронте, имели оттенки синего, каменно-серого и белого цветов, которые хорошо гармонировали бы с альпийским стетингом.

Немецкий солдат, недавно взятый в плен.
У немца на каске четкий камуфляжный рисунок.

 

 

Свидетельством превосходной защиты, обеспечиваемой шлемами моделей M16 и M18, эти шлемы продолжали носить еще долго после окончания Первой мировой войны.