Немецкие шлемы Первой Мировой войны — Амуниция и снаряжение

Пикельхельм


Введен в Пруссии в октябре 1842 указом Вильгельма IV для  прусской пехоты, и быстро распространился среди других немецких государств. Изготавливался пикельхельм из укрепленной кожи, обработанной для получения глянцевого чёрного блеска, и усиливался металлической отделкой (посеребрённой или позолоченной на офицерских пикельхельмах), к которой относился и металлический шип в навершии.  Некоторые носимые в артиллерии шлемы вместо шипа имели шарообразное украшение. Перестали использовать пикельхель в 1918 году, в связи с падением Германской империи.

Шлем «Гаед» (Gaede-Helm, Stahlkappe M1915)

В 1915 году командир армейской группы генерал Гаед озабоченный большим количеством солдат получивших ранения головы, самспроектировал и изготовил около 1500 стальных шлемов, которые были выданы солдатам на его участке фронта. После появления шлема М1916 большинство касок Гаеда были отправлены в переплавку.


Стальной шлем M16


Шлем М16 разработан в сентябре 1915 года Фридрихом Швердом, а уже в декабре проходил боевые испытания на западном фронте. М16 отлично показал себя в боевых условиях и в начале 1916 года стальной шлем поступил в массовое производство. Выпускались стальные шлемы разных размеров, от самого маленького 60 до 70.

Первоначальные эскизы шлема м16

По бокам шлема выступали характерные «рожки», на которые крепилась бронепластина «Stirnpanzer». Пластина надевалась на выступающие рожки и затягивалась сзади кожанным ремнем.  

Закрепленная на шлеме бронепластина

Стальной шлем М17

В 1917 году стальной шлем был немного изменен, крепление подбородочного ремня к каске заменили на крепление к подшлемнику. Такой стальной шлем стал называтся M1917.

Stahlhelm 1918

Основным отличительным признаком является отказ от крепления подбородочного ремешка непосредственно к каске и соответственно отпала необходимость в детали, приклепывавшейся к сфере шлема. Изменилось и устройство подшлемника: начали использоваться «D»-кольца для крепежа подбородочного ремешка (по аналогии с австрийским вариантом), которые стали приклепываться к ободу-основе. Изменился и подбородочный ремешок: скользящую пряжку заменила рамочная застежка с «язычком», а в ремешке появились отверстия для «язычка» пряжки. В целом, такая конструкция оказалась более технологичной в производстве и более крепкой в эксплуатации, и, что немаловажно, обеспечивала лучшую фиксацию каски на голове солдата.

Stahlhelm 1918 «кавалерийская» модель


В этой модели была удалена часть юбки шлема в районе ушей, для предотвращения отражения глубокой юбкой шлема взрывной волны внутрь шлема. Выпускались так же облегченные каски М18 сделанные из алюминия, для ношения офицерами на парадах.

Окраска шлемов

До июля 1918 года стальные шлемы окрашивались в цвет фельграу, после была установлена схема камуфляжной раскраски. Желтые, зеленые, коричневые и охряные пятна разделеные черной полосой наносились на зеленый или коричневый фон. Кроме того допускались изменения в рисунке камуфляжа под условия конкретной местности.

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Русские шлемы времён Первой мировой войны

Ушедший в прошлое XX-й век был поистине эпохальным. Он оказался богат на события в плане научно-технического прогресса и кардинально изменил политическую карту мира. Эти перемены принесли две мировые войны, которые остались в памяти не только из-за огромных человеческих жертв, но и как давшие ощутимый импульс развитию средств вооружения и индивидуальной защиты. Одним из таких средств были шлемы, или каски, ставшие своего рода приветом тогдашним современникам из далёкого средневекового прошлого.

В фондах МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс» есть несколько касок начала XX века.

К началу Первой мировой войны головы солдат и офицеров практически всех армий мира не были должным образом защищены от пуль или осколков снарядов. Конечно, в конце XIX – начале XX века в странах Европы и в России был распространён пикельхельм – остроконечный шлем германского образца, прототипом для которого послужила каска пожарных частей. Пикельхельм носили военнослужащие, полицейские, жандармы. Однако в условиях войны этот вид шлема оказался недостаточно надёжен. Следовало либо усовершенствовать его, либо заменить на более подходящее средство защиты.

В России до 1914 г. каски типа пикельхельма сохранились в Роте Дворцовых гренадёр (у офицеров роты вне строя), как парадный головной убор в Пажеском Его Императорского Величества корпусе и в кирасирских полках Императорской гвардии и жандармерии[1].

 

Германский пикельхельм образца 1895 г. резервиста с крестом на орле.
Размер 25 × 24 см.
Из фондов МУ КМК.

В разгар Первой мировой войны, в 1916 г., царь Николай II, верный своему союзническому долгу в борьбе против имперской Германии Вильгельма II, по соглашению с президентом Франции Пуанкаре, направил на Западный фронт русский экспедиционный корпус, состоявший из двух бригад по два полка в каждой. Униформа у них была русской, а вооружение и амуницию предоставила французская сторона.

Летом 1916 г. Петербург заказал во Франции 2 млн. касок Адриана, но лишь немногим более 300 тыс. единиц были доставлены в Россию к концу 1916 г. В России эти шлемы были известны под маркировкой М1916.

Французская каска Адриана (первый вариант М1915) была разработана генералом армии Огюстом Луи Адрианом в 1915 г. Она защищала бойцов как от осколков снарядов, так и от шрапнели. Шлем состоял из четырёх частей: полусферический свод шлема, передний и задний козырьки (оба с острыми окантованными краями) и гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и усиливающий защитные свойства шлема. Делался шлем из стального листа толщиной 0,7 мм, общим весом 700—800 грамм, варьирующимся в зависимости от размера, которых было три. Кожаный подшлемник состоял из 6—7 скреплённых вверху частей. Подбородочный ремень шириной 0,5 см был изготовлен из лошадиной кожи. Каски, поставляемые в Россию, имели только два отличия от своего французского аналога: фронтальная эмблема (в данном случае российский двуглавый орёл) и цвет – светлая охра. Вес шлема, подшлемник и подбородочный ремень были такими же, как и у касок, поставляемых французской армии[2]. В период войны ими снаряжались в основном ударные части, т.к. тыловые производства не справлялись с нуждами фронта.

Впервые такие шлемы были использованы в ходе масштабного наступления русской армии под командованием генерала Алексея Брусилова[3] на юго-западном направлении, приведшего к разгрому австро-венгерских войск.

После революции Каски Адриана (с заменой орла на большую жестяную красную звезду) применялись в Красной Армии до 1939 г.

 

Русская »Каска Адриана» образца 1916 г.
Размер 30 × 18 см. Из фондов МУ КМК.

В свою очередь, разработка первого русского стального шлема, по решению Генерального Штаба, началась ещё в 1915 г. Прототипом для него послужила каска Адриана образца 1915 г. В 1917 г. заказ на производство шлемов был размещён в Финляндии на заводах Solhberg-Oy и Holmberg. В России шлем был известен под индексом М1917 (Sohlberg), соответственно с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был введён[4].

Этому помешали революционные события 1917 г. На заводе  Sohlberg-Oy успели изготовить только 500 тыс. шлемов, а на заводе V.M.Holmberg – 100 тысяч. В русскую армию была отправлена лишь незначительная часть. На большей части шлемов не был установлен подшлемник, т.к. сделать это планировалось на заводах в России[5].

Согласно докладу по Главному Интендантскому Управлению от 14 декабря 1917 года, за №91471 «О прекращении дальнейшего изготовления касок Центральным Военно-Промышленным Комитетом», производство шлемов было прекращено. 28 декабря 1917 г. это решение было одобрено на Особом Совещании по обороне государства. Однако решение о прекращении производства стального шлема не коснулось предприятий уже независимой Финляндии, получившей эту независимость согласно декрету Совета Народных Комисаров от 18.12.1917 года[6]. К тому же полмиллиона шлемов, выпущенных для русской армии, остались в ведении финского правительства.

Во время Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась белогвардейскими соединениями. В 20-е и 30-е гг. шлем М17 Sohlberg получил распространение в Красной Армии.

Шлем имел три размера купола и шесть размеров подтулейного устройства (53 см., 55 см., 57 см., 59 см., 60 см., 62 см). Окрашивался шлем в цвет хаки. Вес составлял 800-850 гр., толщина стали — 1,2 мм[7]. Внешне он имел некоторую внешнюю схожесть с французской каской Адриана, но в то же время оставался уникальным. Шлем изготавливался из сплава стали и никеля путём штамповки. В верхней части купола шлема располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое выпуклой треугольной накладкой, прикреплённой к поверхности шлема тремя клёпками. Подшлемник изготавливался из ткани и крепился с помощью гофрированных алюминиевых полос, так же как на каске Адриана, предназначенных для вентиляции и прикреплённых к поверхности шлема с помощью восьми клёпок. В верхней части подшлемник имел круглое отверстие, размер которого регулировался с помощью шнура. Подбородочный ремень изготавливался из кожи, его размер регулировался прямоугольной пряжкой. Крепление подбородочного ремня осуществлялось с помощью прямоугольных металлических колец, прикреплённых к полям шлема двумя парами клёпок[8].

 

Каска М 17 (Sohlberg) образца 1917 г.
Размер 30 × 18 см. Из фондов МУ КМК.

В 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе было налажено производство стальных шлемов, получивших маркировку «Стальной шлем 1936» или «СШ36» по году поставки шлемов в армию. Это был новый шлем советского производства, соответствовавший духу времени, заменивший предыдущие модели «каску Адриана» и М1917, и унаследовавший от них только самое лучшее.

Сотрудник отдела хранения МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»
Емелин Е. В.

[3] Clawson Robert W. Russian helmets: from Kaska to Stalshlyem. 1916-2001. San Jose, R. James Bender Publishing, 2002. P. 9.

www.kmkmuzey.ru

Почему во время войны немцы носили советские каски?

В годы Великой Отечественной войны, встретить солдата Вермахта в советской каске СШ-40 — было обычным делом. Немецкие солдаты при первой же возможности старались обзавестись трофейным шлемом и поскорее избавиться от собственного.

О причинах такого мы поговорим ниже.

Когда началась Вторая Мировая война, на головах солдат Вермахта красовались каски Stahlhelm M35 и M40, ничем не уступавшие защитным средствам других стран. Однако в 1942 году на вооружение применяется новая модель — M42, которая отличалась некоторыми изменениями в конструкции, однако главной проблемой стало то, что новые шлемы изготавливались из более мягкой стали, что вылилось в большую проблему.

Защита M42 значительно ухудшилась. Пусть и прежние модели не лучшим образом держали пули (от шлемов этого и не требуется в принципе), но хотя бы справлялись с попаданиями осколков, в то время как M42 стал пробиваться всем подряд. В конце 1943 года, когда Германия начала ощущать нехватку ресурсов, качество касок стало еще хуже.

СШ-40

В итоге солдатам Вермахта не осталось ничего иного, кроме как добывать трофейные шлемы, чтобы хоть как-то защитить себя. Советская каска СШ-40 обладала высокой прочностью, даже избыточной. Она отлично держала осколки, пули, выпущенные из пистолета-пулемета, а иногда и из винтовки. Правда чаще всего это все равно не спасало солдат — такие попадания зачастую приводили к перелому шеи бойца.

Кроме этого, советские шлемы отличались большой массой — 800 грамм без подшлемника. На первый взгляд может показаться, что это не так уж и много, однако при долгой носке, шея устает довольно быстро. Впрочем, советское командование считало, что безопасность важнее, а неудобства можно и потерпеть, чем соглашались и немцы, желавшие заменить собственные шлемы, на каски противника.

Ответ на вопрос «Чья же каска лучше?» дала специальная комиссия Главного интендантского управления Красной армии в 1943 году.

Первым массовым советским стальным шлемом стал СШ-36. Уже к концу 1936 года (почти сразу после принятия на вооружение) оказалось, что у этой каски огромное количество недостатков: хрупкая сталь и слабая пулестойкость в гибких местах были только верхушкой айсберга. К 1939 году каску доработали. Она получила название СШ-39 и была лишена принципиальных недостатков США-36. И тут свое слово сказала Финская война. Оказалось, что носить СШ-39 с теплым головным убором не представляется возможным, а имеющийся подшлемник не спасает бойца от обморожения при низких температурах.

Солдаты в СШ-36

Сразу после этого начались работы по модернизации подтулейного устройства шлема. В итоге была создана каска СШ-40. Так, в РККА оказалось три вида шлемов. И хотя модели 36 и 39 сняли с производства, таковых в армии было пока большинство.

А что в Германии?

К моменту 1941 года у Нацисткой Германии был огромный набор разных шлем-касок как старых моделей М16, М17 и М18, так и более современных М35 и М40. Последние две модели были основным средством защиты солдат на начало 1941 года. Шлем 35-ой модели во многом напоминал старые немецкие каски времен Первой мировой войны. Отличался он более короткими полями и козырьком, сокращенной массой, иными вентиляционными втулками.

С началом войны Германия начала удешевлять производство касок, так как потребовалось расширять производство всего воинского снаряжения. Итогом серии модификаций стал новый шлем М42. Эти каски были более технологичными, но имели упрощенный состав стали. Каска М42 стала постепенно вытеснять популярные до этого модели 35 и 40, хотя все три использовались солдатами вплоть до конца войны.

М42

Каски были слишком дорогими.

Работы по удешевлению производства касок велись и в СССР. Свои коррективы в промышленное производство вносил дефицит легирующих добавок. Первоначально для касок использовали сталь марки И-1, однако она была слишком дорогой в производстве и в 1942 году ее заменили на И-2 с меньшим содержанием никеля. И хотя при штамповке каски из И-2 почти не отличались по пулестойкости от касок из И-1, процент брака конечного изделия существенно возрос. Спустя некоторое время было решено вернуться к использованию старой стали при создании защитных шлемов.

Так, что же лучше?

Испытания касок проводились уже упомянутой комиссией в два этапа. Сравнению подвергались советские каски СШ-40 сделанные из сталей И-1 и И-2, а также многочисленные трофейные немецкие шлемы. Испытать довелось все шесть моделей: M16, M17, M18, M35, M40 и M42. Оказалось, что модели немецких касок достаточно сильно отличаются. Исследованию подвергался не только состав стали. Самой «интересной» частью, был обстрел касок из огнестрельного оружия и подрыв осколочных зарядов на близком расстоянии.

М35

Каски обстреливали из винтовки Мосина с дистанций 700-1000 метров, из револьвера системы Нагана с дистанции 10 метров, из пистолета-пулемета Шпагина с дистанции 115 метров, подвергали их взрыву осколочных гранат и минометному обстрелу.

В итоге было установлено, что советская СШ-40 является более пулестойким средством защиты, чем немецкие каски. В среднем, пробитие немецких касок было в три раза выше, чем у отечественных образцов. Однако, экспертная комиссия рекомендовала ужесточить нормы отбора для проверки касок на брак при производстве, а также продолжить поиски новых марок стали для улучшения качеств шлема и упрощения производственного процесса.

[источники]
Источники:
https://novate.ru/blogs/070518/46113/
https://warspot.ru/1559-chya-kaska-byla-luchshe
https://zen.yandex.ru/media/wt1/zachem-nemcy-nosili-sovetskie-kaski-5bd2234bad476400aa79e0e2?&from=feed

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=15664.

masterok.livejournal.com

Военные каски начала 20-го века

Металлические шлемы, широко использовавшиеся в армиях мира задолго до нашей эры, к XVIII веку утратили своё защитное значение из-за массового распространения огнестрельного оружия. К периоду Наполеоновских войн в европейских армиях как защитное снаряжение они использовались преимущественно в тяжёлой кавалерии. На протяжении XIX века головные уборы военнослужащих защищали своих владельцев в лучшем случае от холода, жары или осадков.

Возвращением в строй стальные шлемы, или каски , обязаны Первой мировой войне. Голова пехотинца, тело которого было достаточно надёжно укрыто окопом, превратилась в основную мишень для стрелкового оружия. Распространение шрапнельных и осколочных снарядов, поражающие элементы которых проникали в траншеи сверху, также требовало снабдить солдат хоть какой-то индивидуальной защитой в вертикальной проекции.

В этом фотообзоре представлены образцы касок, принятые на вооружение в разных странах мира между началом Первой и окончанием Второй мировой войны. Помимо массовых образцов касок для пехоты, артиллерии и различных вспомогательных войск существовало множество их разновидностей для различных специальных подразделений. Каски для штурмовых групп, десантников, войск гражданской обороны и им подобные остались за рамками этой подборки, будучи достойными отдельного материала.

Французская каска Адриана М1915. Принята на вооружение в 1915 году. Лёгкий в изготовлении стальной шлем массой в 0,7–0,8 кг разошёлся по миру многомиллионными тиражами Французские солдаты в касках Адриана в траншее в Аргонском лесу, 1915 год. Кроме Франции, каски Адриана использовались в Бельгии, Бразилии, Греции, Испании, Италии, Китае, Люксембурге, Марокко, Мексике, Перу, Польше, России, Румынии, Сербии, СССР, США, Сиаме, Югославии, Японии Каска Броди. Создана в 1915 году в Великобритании, принята на вооружение в британской армии как Mark I, в американской армии — как M1917. Масса этого похожего на таз шлема с широкими полями составляла около 0,6 кг Американский пехотинец в каске Броди. Помимо Великобритании и США, в разное время они использовались армиями Австралии, Бельгии, Израиля, Канады, Новой Зеландии, Норвегии, Португалии, Южно-Африканского Союза Болгарская каска M36. Выпускалась в трёх вариантах, первый из которых, тип А, был принят на вооружение в 1936 году. Тип С (на фотографии) поступил в войска в 1939 году и использовался в болгарской армии до 2010 года, когда был заменен на кевларовый шлем Болгарские военнослужащие в касках М36. Нова Загора, Болгария, август 1942 года. Первоначально каски М36 делались для Болгарии на заводах в Чехословакии и Германии. Позже, после покупки немецкого пресса, производство было налажено в болгарском городе Казанлык Датская каска M/23. Была принята на вооружение в 1923 году, использовалась только датской армией Расчёт зенитного орудия датской армии в касках М/23, 1940 год Нидерландская каска М34.
combathelmets.blogspot.com.by Нидерландское подразделение в касках М34, 1940 год Немецкая каска Stahlhelm М35. Самый массовый образец штальхельма, первый вариант которого, М1916, был принят на вооружение ещё в 1916 году Генерал-майор Эрвин Роммель в каске Stahlhelm М35. Париж, июнь 1940 года. Немецкие штальхельмы в разных вариантах использовались в армиях Афганистана, Аргентины, Боливии, Ирака, Ирландии, Италии, Китая, Колумбии, Латвии, Литвы, Мексики, Португалии, Турции, Финляндии, Эстонии, Югославии, Чили Каска M1934/39 греческой армии. Эти стальные шлемы были изготовлены в Италии как замена для касок Адриана, но не удовлетворили итальянских военных. Большую их партию приобрела Греция Греческие миномётчики в касках M1934/39 на Албанском фронте во время итало-греческой войны. Конец октября 1940 года Итальянская каска М33, принята на вооружение в 1933 году. Производилась на протяжении почти 60 лет.
bellicomania.forumfree.it Итальянский солдат в каске М33, 1944 год Американская каска М1. Была принята на вооружение в 1941 году, до сентября 1945 года произведено около 22 миллионов таких шлемов. Ещё приблизительно миллион касок был сделан во время войны во Вьетнаме в 1966-1967 годах Солдаты американской 89-й пехотной дивизии в касках М1 форсируют Рейн под огнём противника. Март 1945 года ​Британская каска Mk III, известная под неофициальным названием Turtl

forma-odezhda.ru

Про немецкие каски. История создания.

Продолжая предыдущую тему по шлемам начатую здесь. Немецкие каски. История.

Немецкие каски. Введение стального защитного шлема.

 Интересный эпизод в истории шлема имел место 15 сентября 1916 года.Американский военный атташе в Берлине получил директиву от военного ведомства в Вашингтоне,округ Колумбия,в которой был приказ о покупке немецкого шлема.Прусское военное Министерство ответило на запрос 18 ноября 1916 года: 

Военное министерство 
Берлин W. 66 
18 ноября 1916 
Генеральный департамент 
Лейпцигштрассе 5 
No.513/10 16Z1 

В ответ на Ваше письмо от 7 октября 1916 года,департамент отвечает следующим образом: 
Из-за проблем связанных с патентными правами,мы с сожалением заявляем,что мы не можем предоставить Вам запрашиваемый шлем. 

(Подпись) 
Хоффманн 

Полковник Кун,американский военный атташе,сообщил об этом в военный департамент США и предположил,что атташе в Париже или Лондоне,может быть в состоянии получить шлем который был захвачен в бою.В феврале 1917 года немецкий шлем был получен из Парижа.

 

 Эрих Фридрих Вильгельм Людендорф.

 22 января 1917 года,следующая телеграмма была послана ко всем группам армий генералом Людендорфом,начальником Генерального штаба: 

Он сообщил,что немецкие войска будут оснащены стальными касками следующим образом: 

а) Стрелковые,кавалерийские и пехотные полки,штурмовые батальоны,инженерные и минометные части. 

б) Полевые и артиллерийские батареи получат 20 шлемов каждая. 

Согласно распоряжению, 
Людендорф

 

 Германские морпехи

 23 января 1917 года,верховное командование 4-й армии приказало упорядочить поставки шлемов в подразделения на основе этого нового распоряжения.Таким образом,в 1-й военно-морской дивизии до сих пор не хватало 6691 шлема,в то время как корпус морской пехоты получил около 30000 шлемов для своих войск.27 января 1917 года,Прусское военное министерство информировала имперский военно-морской штаб,что 3 января 1917 года был введен белый камуфляжный чехол для шлема и что о их поставках они должны договариваться непосредственно с верховным командованием 4-й армии.

 

13 февраля 1917 года,были сделаны запросы отдельными управлениями снабжения групп армий о необходимости введения чехла серого цвета для стального шлема.Чехол должен был использоваться для того,чтобы снизить блеск шлема вызванного как солнцем и луной,так и бликами которые могут возникнуть в результате влажной погоды.Если это было бы необходимо,должны ли все войска быть снабжены чехлом или только патрульные или часовыми?Корпус морской пехоты счел чехлы ненужными и вместо них запросил матовое покрытие на шлемах.Верховное командование 4-й армии рассмотрело идею,но какого то решения не достигло.Из современных источников известно что было выпущено 800000 чехлов.

 

 

 

 

7 апреля 1917 года,начальником штаба армии было объявлено,что с 22 января 1917 года,все находящиеся в зоне огня санитары-носильщики из медицинских подразделений и все радисты из подразделений связи,должны были быть снабжены шлемами.

В мае 1917 года подшлемник шлема был модифицирован управлением по закупкам одежды военного министерства.Вплоть до этого момента,три кожаных лепестка с подушками были пришиты к кожаному обручу,но из-за дефицита кожи,обруч был заменен на металлический.К сожалению,точная дата этого изменения неизвестна.Однако письмо от атташе баварского военного командования в Берлине,датированном 9 мая 1917 года,установило,что металлические обручи подшлемника были произведены теми же самыми заводами,которые производили стальные шлемы. 

М16 с подшлемником обр.1917 года.(Именно М16! В Германии не было шлема под маркировкой М17,ее придумали коллекционеры для простоты обозначения шлемов с разными подшлемниками) 

Прожектор L.Blink 17 с креплением для стального шлема.Использовался для передачи сигналов экипажам самолетов и дирижаблей 

В августе 1917 года,военное министерство упорядочило поставку запасных частей для шлемов и объявило об этом через официальные армейския издания (Armeeverordnungsblatt).Ниже приводится выдержка из издания 5-й армии: 

IV.a.No.8693/17 от 19 августа 1917года. 
No.481 

Технические требования запасных частей для стальных шлемов. 

Подшлемник и металлические детали для стального шлема: 

a. Обруч подшлемника (кожаный или металлический) 
b. Кожаные лепестки 
c. Тканевые мешочки для подушек 
d. Подушки 
e. Тесьма для завязок 
f. Шнурок 

Военное Министерство в приказе № 741/6.17 B 3 C I0 от 8 августа 1917,запрещает подразделениям поставлять запасные части для стальных шлемов непосредственно из административного отдела армии.В соответствии с приказом No.248 в Armeeverordnungsblatt,те запасные части,которые необходимы войскам,должны быть запрошены из управления квартирмейстера через отдел снабжения не позднее 5-го числа каждого месяца.Управление квартирмейстера должно сообщить о количествах поставок армейскому отделу снабжения для заключительного перераспределения в отдельных войсковых частях.Чтобы избежать ошибок в процессе заказа,должен быть использован приложенный бланк заявки. 

(Подпись) 
фон Штокхаузен

Кожаный подшлемник обр.1916г.

 

Подшлемник обр.1917г. со стальным обручем

29 октября 1916 года,представителем генерального командования гвардейского корпуса,было выпущено следующее распоряжение под номером IVa 3906751680: 

СТАЛЬНОЙ ЗАЩИТНЫЙ ШЛЕМ 

В результате увеличивающихся поставок стальных шлемов в войска важно,чтобы войскам резерва дали возможность носить шлем и привыкнуть к его весу.С этой целью нужно распределить шлемы во всех пехотных подразделениях резерва согласно приведенного ниже плана: 

Шлемы должны быть выданы подразделениям,которые должны в скором времени заступить на боевые позиции и должны использоваться во время несения военной службы,а именно,во время стрельбы из оружия и во время дежурства в траншеях.Шлем не носится во время гарнизонной службы,во время исполнения обязанностей часового,во время посещения церкви и в во время увольнения. 
Для войск резерва должна быть организована поставка брошюр об использовании и уходу за стальным шлемом. 
Инструкция по шлему должна быть включена в документацию подразделений. 

По-видимому,выдача шлемов для войск резерва была произведена локально,так как верховное командование армии издало приказ от 10 июня 1917 года,который постановил что призывные пункты должны были быть снабжены стальными шлемами,так как молодые солдаты часто получали осколочные ранения из за того,что именно этот конкретный элемент обмундирования не был доступен в тылу.

Члены прусского гвардейского корпуса.На левый бок касок нанесен черно-белый щиток герба Гогенцоллернов

черно-белый щиток герба Гогенцоллернов 

Гвардейский М16 со щитком в виде герба Гогенцоллернов с левой стороны шлема,который стали наносить на шлемы в 1917 году.Кроме щитка,на заднюю часть шлемов часто наносились номера рот,которые были 
белого,красного или черного цвета.Все эмблемы рисовались вручную,по этому они были разных размеров и форм. 

Майор Граф цу Эйленбург,последний командир 1-го гвардейского корпуса

28 сентября 1917 года,командир армии сделал следующее заявление: 

Следует знать,что: 

Так как нас должно посетить высокопоставленное командование и дворянство,чрезвычайное внимание нужно уделить мужской униформе.Войска будут оснащатся новой формой до тех пор,пока в этом будет необходимость.Во время этого визита,шлемы должны быть отполированы смазкой,чтобы они блестели на солнце.Начальник генерального штаба армии издал указ от 3 мая 1917 года,что какое-либо неаккуратное или неправильное применение шлема запрещено. 

(Подпись) 
фон Эйзенхарт

Как уже было установлено,шлем блестел при солнечном и лунном свете,а так же во влажную погоду.Довольно часто солдаты обмазывали свои шлемы грязью,чтобы избежать блеска.Военно-морской корпус требовал матовую поверхность шлема.

К 13 ноября 1917 года,26270 шлемов были окрашены на верфи в Брюгге.Однако после этой даты, верфь была вовлечена в работу над субмаринами и торпедными катерами,и таким образом окраска шлемов должна была быть закончена войсками,для которых они были предназначены.Для этого с верфи поставлялась краска.

Особенно интересна формула для смешивания цветов краски: 

30% белого пигмента на масляной основе 
15% пигмента охры (сухой) 
5% синего пигмента (сухой) 
5% черного пигмента (сухой) 
20% скипидара 
10% сиккатива 
15% воды

Было очевидно,что к концу 1917 года,количество шлемов в войсках было недостаточным.Поэтому 17 октября 1917 года,инспекция инженерных войск направила запрос в баварское военное министерство о использовании в инженерных войсках 380 захваченных стальных шлемов для учебной боевой подготовки.

Учебная рота гвардейского штурмового подразделения в рогачах,адрианах и пикелях.1917 год

Артиллеристы из Infanterie Geschütz Batterie Nr.2

1 января 1918 года,письмо от представителя генерал-квартирмейстера западного фронта прибыло в военно-морской корпус.Вот его содержание: 

касательно: Налобного щитка для стрелков.По сообщениям военного министерства,военному ведомству из документа № 187/12. 17 K.R.A.стало известно,что на боевых позициях все еще находится некоторое количество налобников для стальных шлемов,которые больше не используются по прямому назначению и применяются для усиления траншей. 

Военное ведомство изучает возможность изъятия этих щитков для последующей переплавки,чтобы восстановить запасы никеля. Недостаток никеля очень актуален на данный момент, и мы просим Вас сообщить нам об этом не позднее 15 января 1918 года. 

Представитель генерал-квартирмейстера 

(Подпись) 
ф.Мюллер

Stirnpanzer

В действительности у 4-й армейской инспекции было гораздо меньше налобников для шлемов,чем описано в письме представителя генерал-квартирмейстера.В то время казалось невозможным оборудовать больше чем 5% шлемов налобными пластинами из-за производственных трудностей.

11 августа 1917 года,военно-морской Корпус приказал,чтобы те шлемы,которые принадлежали солдатам покидающим свои подразделения для специальной подготовки или уходящими в отпуск, были оставлены в войсках на передовой. 

Так как шлемы отлично прошли испытания и были высоко оценены всеми,с просьбами о поставках шлемов обратились очень многие подразделения,которые до сих пор не были ими экипированы.8 апреля 1917 года,военно-морской корпус приказал,чтобы пулеметные расчеты,прожекторные команды и крановщики на верфях должны были быть снабжены стальными шлемами.Причина этого заказа состояла в том,что осколки от противовоздушной обороны часто разлетались по территории доков,вызывая множество ранений и смертей.3 июня 1917 года,командование военно-морской Авиации заказала стальные шлемы для 2-го военно-морского аэродрома в Остенде,Бельгия.

Эти специальные запросы скоро стали непрерывными.Директор по строительству гавани военно-морского корпуса просил шлем 2 марта 1918 года.Последний запрос,когда-либо поданный,был 22 мая 1918 года командованием торпедных катеров во Фландрии.Оно запросило 1624 стальных шлема для палубных команд его эсминцев и торпедных катеров.

 

В 1918 году, была утверждена единая камуфляжная расцветка, получившая название «Buntfarbenanstrich» (т.е., «витражный» камуфляж).

Начальник генерального штаба армии. 
II. № 91366 
7 июля 1918 

Благодаря преднамеренной,пестрой окраске на пушках,минометах,пулеметах,стальных шлемах и т.д.,эти устройства могут быть гораздо эффективнее скрыты от глаз,чем раньше. 
Одобренные испытания привели к следующим результатам: 

1. Стальные шлемы: 

Шлемы покрашеные одним цветом (например,зеленым или светло-коричневым) с небольшими пятнами из различных цветов превосходят стандартные одноцветные шлемы,хотя по-прежнему позволяет распознать характерную форму и силуэт. 
В этом отношении трехцветная поверхность с краями имитирующая эффект тени,не является распознаваемой на расстоянии 60 метров. 

Варианты покрытия: матовые цвета-шлем не должен блестеть.Посыпание еще влажной масляной краскии мелким песком продотвратит от блеска на солнце. 
Выбор цветов должен изменятся в зависимости от времени года.Один из трех цветов должен соответствовать основному цвету находящимуся в области боевых действий. 
Подходит в это время: зеленый,желтая охра,коричневый. 
Разделение поверхности шлема на одинаковые по размеру части,в виде больших треугольных пятен. 
Способ нанесения-на фронтальной части шлема,должны быть видны не более четырех цветных пятен.Светлые и темные цвета должны быть размещены рядом друг с другом.Цветные пятна должны быть отделены друг от друга черной полосой шириной с палец. 
Необходимые материалы для окраски 1000 шлемов: по 5кг. охры,зеленого и коричневого,2кг. черной. 

2. Орудия и минометы: 

Для покраса должны быть использованы охра,зеленый и коричневый.Цвета должны быть нанесены неравномерными пятнами на различные части орудия (ствол,защитный щит,лафет, колеса). Отдельные цветные пятна должны быть обведены черной полосой толщиной с палец.Таким образом, цвета не смешиваются и эта окраска поможет размыть силуэт орудия. 

Вертикальные детали (и,следовательно,более затененные)и поверхности орудия должны быть покрашены в более светлые цвета,в то время как горизонтальные поверхности должны быть покрашены темной краской. 

Для улучшения маскировки,несколько неравномерных пятен должны быть цвета преобладающего в местности вокруг каждой стоящей батареи. 

3. Пулеметы: 

Аналогичная окраска,которая используется на стальных шлемах и пушках доказала свою эффективность. 

После продолжающегося научного тестирования,я попросил военное министерство отрегулировать соответствующую сезонную цветовую схему.До того момента я прошу,чтобы покраска происходила вышеупомянутым способом. 

(Подпись) 
Людендорф

 

М16 в камуфляжной окраске

Автор Павел Прохоров

спасибо


feldgrau.info

Каски Первой мировой войны — Военная история — Каталог статей

Начнем с Франции.
В начале Первой мировой войны французская армия была снабжена только стандартным кепи, которые не давали никакой защиты от вражеского огня. Однако с началом траншейной войны ранения головы стали серьёзной проблемой. Поэтому в 1915 году был разработан шлем, защищавший как от осколков снарядов, так и от шрапнели (для чего вдоль оси шлема был установлен отражающий гребень). Шлем был разработан генералом армии Огюстом Луи Адрианом . в историю он вошел как каска Адриана м1915. Шлем состоял из четырёх частей: полусферический свод шлема, передний и задний козырьки (оба с острыми окантованными краями) и гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и усиливающий защитные свойства шлема. Так как шлем оказался довольно эффективным против шрапнели, дешёвым и простым в производстве, а также весил меньше, чем аналоги, созданные в других странах, то к концу Первой мировой он использовался почти всеми войсками французской армии, а также некоторыми из американских подразделений, воюющими во Франции, и польских сил Голубой армии Юзефа Халлера. Кроме того, он был принят на вооружение в Бельгии, Греции, Италии (включая произведённые по лицензии), Российской империи (а впоследствии и в СССР), Японии, Люксембурге, Мексике, Марокко, Перу, Польше, Югославии и т. д. (Только во Франции было изготовлено почти 20 миллионов касок). Однако, по некоторым сообщениям, в связи с фактически отсутствующей защитой от пуль, эти каски были среди первых частей амуниции, бросаемых солдатами на поле битвы.
На фото шлем Адриана.

 

 

Россия.
Впервые стальной шлем в массовом порядке появился в апреле 1916 года. Специальные бригады русских стрелков были отправлены во Францию, что бы сражаться на западном фронте. Во многом экипировка этих бригад осуществлялась французами кроме прочего эти части получили французскую каску Адриана, единственным отличием которой было наличие фронтальной эмблемы с изображением герба Российской Империи. В середине 1916 года Петербург разместил заказ на изготовление 2 000 000 касок Адриана, но только 340 000 единиц были доставлены в Россию к концу 1916 года. В России эти шлемы были известны как М 1916.
В 1917 году правительство разместило заказ на производство касок в Финляндии на заводе Соллберг. Шлем Сольберг м17 ( прошу прощения не знаю как правильно написать Соллберг или Сольберг, в разных источниках пишется по разному) был модернизированной каской Адриана, но в русскую армию эти шлемы так толком и не попали ибо у нас началась революция.
На фото шлем Соллберг М17

 

 

На фото знаменная группа ударного отряда 8 армии в шлемах Соллберг М17
 

 

Англия.
В июле 1915 года военным ведомством был выбран для производства проект Джона Леопольда Броди (John Leopold Brodie). Официальное название «Brodie’s Steel Helmet, War Office Pattern». Толщина стали 0,9 мм. Вес шлема 950 г. Окрашивался в хаки. На шлемы часто наносили эмблемы частей. Поставлялся в страны Британского Содружества: Австралию, ЮАР, Новую Зеландию и т. д. А также: Португалию, США, Норвегию и др. В годы войны произведено 7 млн экземпляров.
На фото шлем Броди

 

 

Италия.
Как я писал выше, итальянская армия на начало войны была снабжена французскими касками Адриана . позже правительство сделало попытку наладит свой выпуск стальных шлемов упростив конструкцию. Была попытка даже добавить на шлемы плюмажи из перьев… кстати! Была попытка сделать шлемы из алюминия ( парадные) , но кроме как для парада они нигде применения не имели.
На фото итальянский и немецкий пехотинец времен первой мировой.

 

 

Германия.
А вот Германия подошла к делу очень и очень основательно.
Пикельхельм.
Германия начала войну с пикельхельмом( который был принят на вооружение аж в 1842 году.) сначала в Пруссии, а потом и в других немецких государств. Основа шлема была сделана из укрепленной кожи с металлическими вставками, как правило посеребренной или позолоченной( для офицеров). Одна из особенностей пикельхельма –это шип на шлеме.
Все шлемы выпущенные для немецкой пехоты в течении 1914 года были сделаны из кожи, но постепенно запасы кожи в Германии начали истощатся и страна должна была искать эрзац-заменители. Встречались даже шлемы из прессованной бумаги.
Первая мировая показала что этот шлем не очень хорош, так как кожа плохо защищала от осколков и шрапнели. К тому шип на шлеме выдавал противнику где находятся солдат, а снайперы врага часто на спор стреляли именно по шипам. Была попытка ввести пикельхельмы со снимающимися шипами и защитным чехлом, но ситуацию это не изменило.
На фото пикельхельм одной из последних версий.

 

 

Шлем Гаед.
В 1915 году генерал Гаед командовал войсками в горах Вогез, что близ швейцарской границы. Генерал был удивлен количеством ранений в голову у его подчиненных на очень тихом участке фронта. Спроектировал и силами городских мастерских выпустил свой шлем.
( тут данные расходятся, одни источники говорят, что генерал заплатил из своего кармана и снабдил своих солдат, а другие источники говорят, что фирма по изготовлению этих шлемов принадлежала ему и генерал очень неплохо пролоббировал закупку этих шлемов армией, что принесло ему немалый доход). Особенностью конструкции было то что генерал попытался сделать защиту для глаз( глаза!). Было выпущено 1500 таких шлемов, но с приходом М 16 большинство их пошло на переплавку.
На фото боец в шлеме Гаед

 

 

М16.
В 1915 под руководством военного врача профессора Фридриха Шведра и профессора Аугуста Бира была начата разработка стального шлема. Исследовав ранения головы и причины их вызывающие были изготовлены разнообразные прототипы , которые проверялись на полигоне. В 1916 году был принят стальной шлем М16.
Первая небольшая партия М16 поступила в войска под Верденом. Было отмечено резкое снижение ранений в голову, что привело к массовому производству М16 и полному вытеснению пикельхельмов.
Одна из особенностей М16 были маленькие рожки на шлеме, что вызвало много шуток и карикатур о рогатости немецких солдат( пока немецкий солдат воюет его жена наставляет ему рога, да так лихо, что рога пролазят даже сквозь каску) со стороны врагов Германии. На самом деле эти самые рожки на шлемы –это была попытка ученых обезопасить солдат в новой по тем временам окопной войне. Увеличить броню и сделать шлем пригодным для повседневной носки не представлялась возможным, поэтому была разработана навесная бронеплита, которая навешивалась на шлем при окопных противостояниях. Бронеплита цеплялась за рожки и притягивалась кожаным ремешком. Вся комичность ситуации была в том, что каски выпускались в разных размерах, а бронеплита в одном, следовательно, для надежного крепления бронеплиты на малых размерах касок производитель увеличивал рога. Следовательно ,чем меньше на солдате была каска, тем больше у него были рога.
Идея с бронеплитой оказалась крайне неудачной. Да, каска с бронеплитой спокойно выдерживала на полигоне попадание винтовочной пули, но на практике, пуля не пробивала солдату голову, а ломала шею.
За время войны было выпущено более 7 млн.касок, некоторые из них воевали аж до 45 года..
На фото М16 с бронепластиной на лобной части каски.

 

 

М18 кавалерийский.
Этот шлем не имел собственного обозначения, но использовался в войсках и получил «народные» названия. Такие как «шлем кавалериста», «шлем связиста», «шлем артиллериста».
Отличительной особенностью этого шлема было то, что у него было возле ушей была убрана часть «юбки», что улучшало слышимость в шлеме и давало способность связисту разговаривать по телефону не снимая каски.
На фото М18

 

 

М18 турецкий.
Прошу, прощения , просто не мог пройти мимо этого шлема.
В 1918 году была создана модификация каски специально для турецких военнослужащих. Отличительная особенность данной каски- укороченный козырек, что позволяло солдатам и офицерам касаться лбом земли во время молитвы.
На фото М18 турецкая версия.

Источник: http://www.yaplakal.com

tbrus.ucoz.ru

Появление касок в период Первой Мировой войны

Начало позиционного периода Первой Мировой войны заставило генералитет и руководство воюющих армий пересмотреть подход к экипировке и снаряжению военнослужащих: на головы солдат буквально посыпался град из пуль, шрапнели, осколков снарядов… Кроме того, «окопный» характер боевых действий проводил к тому, что наиболее уязвимой частью тела пехотинца была именно голова, которая волей-неволей периодически «высовывалась» из окопа. Естественно, что подобное положение дел не могло продолжаться долго, поэтому военная мысль стала лихорадочно искать выход из создавшейся ситуации. Как часто случается в жизни, появившуюся проблему решили по принципу «все новое – хорошо забытое старое» и в качестве защиты головы предложили вариант стального шлема, известного как оптимальное средство защиты еще со времен античности и средних веков.

Следует сказать, что на протяжении XIX столетия нательная броня как таковая практически вышла из употребления – она не давала надежной защиты от пуль, была достаточно тяжелой и лишала пехотинца мобильности. То же самое можно сказать и про шлемы: к 1914 году основным головным убором военнослужащих были всевозможные фуражки и тому подобные предметы одежды. Однако война расставила свои приоритеты, главным из которых стала защита. Были определены и критерии, которым должна была соответствовать новая «защита головы» (в привычной нам терминологии – каска). Основной целью касок стало предохранение солдата от осколков снарядов и шрапнели; идея создать пуленепробиваемые каски оказалась бесперспективной, поскольку винтовочный патрон обладал такой мощностью, что при попадании в его голову у солдата ломалась шея или происходило сильнейшее сотрясение мозга, приводящее к смерти. Кроме того, каски должны были быть легкими, дешевыми в изготовлении, технологичными и не мешать бойцам при исполнении боевой задачи.

Каска Адриана. Франция

Пионерами в этой области стали французы: весной 1915 года они выпустили пробную партию железных «тюбетеек» (весьма похожих на обыкновенную глубокую миску) без какого-то либо подшемника, которые должны были одеваться под форменные кепи. Эта защита головы получила название Cervelière и была направлена на фронт. Однако «первый блин вышел комом», Cervelière оказалась крайне неэффективной, поэтому командование Французской Армии объявило конкурс на защитный головной убор для войск. Победителем этого конкурса стал генерал Louis August Adrian (Луи-Огюст Адриан), предложивший стальной шлем, вошедший в анналы истории как «каска Адриана». Она имела полусферическую форму, небольшие поля, козырек и гребень, который стал ее отличительной чертой. Не лишним будет заметить, что гребень выполнял весьма важные практически функции: с одной стороны, он прикрывал вентиляционные отверстия в куполе каски, а с другой стороны укреплял ее по центральной оси. Штамповалась «каска Адриана» из марганцевой стали 0,7 мм толщиной, весила от 700 до 800 г (в зависимости от размера), была достаточно простой и дешевой в производстве, поэтому к концу 1915 года ее приняли на вооружении французских вооруженных сил. Разработка генерала Адриана оказалась настолько удачной, что каски схожие по форме (а зачастую и просто идентичные) были приняты в качестве основного головного убора защиты во множестве стран, включая Российскую Империю, Италию, Бельгию, Японию, Мексику, Перу и так далее. Только лишь во Франции этих «головных уборов» изготовили больше 20 миллионов экземпляров, не считая тех, которые были изготовлены по лицензии в других государствах. Стальной шлем Адриана использовался в качестве стандартной армейской каски вплоть до Второй Мировой войны в различных странах и стал прототипом для некоторых моделей пожарных, полицейских и железнодорожных шлемов (в том числе и в СССР).

Каска Броди. Великобритания

Впрочем, не стóит думать, что «каска Адриана» была единственной разработкой защитного снаряжения пехотинца. Примерно в то же самое время, что и Луи-Огюст Адриан, свою конструкцию каски предложил британец John Leopold Brodie (Джон Леопольд Броди). В качестве основы для своей каски он предложил традиционный средневековый пехотный шлем «шапель» («chapel de fer» – «железная шляпа»). У него было два преимущества по сравнению с «каской Адриана» – она была более простой в производстве, а характерная форма «каски Броди» с широкими полями давала некоторую дополнительную защиту плеч солдата от шрапнели и снарядных осколков. Поэтому неудивительно, что войска Великобритании в результате стали укомплектовываться отечественной разработкой, получившей официальную маркировку «Brodie’s Steel Helmet, War Office Pattern» (Образец стального шлема Броди, Военного ведомства). Этот шлем весил 950 г и штамповался из листовой стали толщиной 0,9 мм. В 1916 году «каска Броди» была несколько модернизирована и была принята на вооружение как «Helmet Steel Mk I» (Шлем стальной Mk I) и в практически неизменном виде просуществовали до конца 30-х годов XX столетия в Великобритании, Австралии, США, ЮАР, Норвегии и некоторых других странах. «Каска Броди» с незначительными изменениями использовалась как защитное снаряжение вплоть до 80-х годов прошлого столетия (естественно, что последние варианты разработки Джона Броди уже значительно отличались от первоначального варианта).

Отто фон Бисмарк в стальном пикельхелме

Однако лучшей из касок Первой Мировой войны считается германская каска Stahlhelm M1916 (Штальхельм, т.е. «стальной шлем»). Не лишним будет заметить, что с наступлением военного периода в кайзеровской Германии сложилась весьма неоднозначная ситуация с защитными головными уборами. Дело в том, что к началу боевых действий на вооружении немецкой армии уже состояли шлема Pickelhaube (Пикельхелм), ставшие по сути символом Германии того периода, особенно благодаря пропаганде и агитации. Впрочем, эти каски были скорей не защитным предметом снаряжения, а отличительным знаком офицеров и высшего командного состава. Сам канцлер Отто фон Бисмарк в свое время любил покрасоваться в богато украшенном и красиво декорированном пикльхелме. Однако война ясно дала понять – шлем это не украшение, а жизненная необходимость. Поэтому «кайзеровскими» касками стал укомплектовываться и рядовой пехотный состав, что, тем не менее, не принесло желаемого эффекта. Форма шлема категорически не подходила к условиям «окопной» войны, демаскировал солдат (в первую очередь – выступающим навершием-шипом, которое хорошо просматривалось над траншеями и окопами), а материал, из которого изготовлялись пикельхелмы (тонкий стальной лист и даже кожа), не давал должной защиты. Кроме того, эти каски оказались слишком дорогими в производстве, из-за чего немецкая экономика просто не могла себе позволить нормально обеспечить шлемами хотя бы передовые части фронта.

Штальхельм. Германия

Естественно, что подобное положение дел просто-напросто не устраивало армейское руководство и особенно командующих боевыми частями. Так, в 1915 году генерал Gaede (Гаед), командующий одноименной армейской группы, занимавшей позиции около швейцарской границы, в горах Вогез, обеспокоенный количеством ранений в голову среди вверенных ему войск и возмущенный бездействием вышестоящего руководства, предложил свой вариант выхода из сложившейся ситуации. Он, по своей инициативе, изготовил около 1,5 тысяч шлемов свой собственной конструкции, после чего поставил их на вооружение во вверенных ему частях. Однако «шлем Гаеда» оказался достаточно непрактичной разработкой – толстая и весьма тяжелая металлическая пластина (из хромоникелевого сплава) защищала голову солдата лишь спереди, остальная часть этого шлема была кожаной. Кроме того, более чем 2 кг металла тянули голову вперед, сильно утомляя шею. Поэтому когда в 1916 году в качестве единой немецкой каски был принят штальхельм M1916, большая часть экземпляров «гаедовского» шлема была пущена в переплавку. Штальхельм штамповался из твердых сортов стали толщиной чуть более 1 мм, давал защиту не только головы, но и шеи. Вентиляционные отверстия располагались по бокам и вид «рожек», на которые можно было навешивать дополнительную броню (что, впрочем, практически не использовалось). Именно германская каска стала практически идеальным головным убором, который был практичен, удобен и давал хорошую защиту. Что характерно, каска M1916 так же просуществовала практически без изменений вплоть до начала Второй Мировой войны и стала основой для множества современных разработок.

Таким образом, мы видим, что идея каски, как защитного приспособления, казалось бы прочно забытая еще в XIX столетии, получила свое «второе рождение» во время Первой Мировой войны. К этой мысли пришли сразу в нескольких странах, где независимо друг от друга были разработаны свои модели «защитных шлемов». Что характерно, большинство этих разработок просуществовало практически в базовой модификации вплоть до Второй Мировой войны и лишь нововведения в науке войны заставили начать дальнейшее усовершенствование такого простого, но в то же время жизненно важного предмета, как каска.

PostScriptum:
Нужна качественная косметика для волос? С нашим сайтом ее найти не сложно. У нас вы найдете все от бальзама для волос до расчёсок. нашими ценами и качеством обслуживания вы останетесь довольны.

Записи по теме:

getwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *