ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО (768-814 г.г.)
Государственный и общественный строй в империи Карла Великого (768-814 г.г.)
Несмотря на все усилия Карла Великого и церкви, империя не стала единым территориальным образованием. Летопись свидетельствует о непрерывных войнах, мятежах в империи. Множество кланов, племенных, феодальных полуавтономных государственных единиц во Франкской империи скреплялось личной властью императора, обеспечивавшей ему подчинение местных армий, которые призваны были защищать ее от скандинавских, арабских, славянских и других набегов.Усилению личной власти императора способствовал и бурный процесс закрепощения крестьян в это время. В условиях хищнического захвата земель в VIII—IX вв. король (император) выступает в качестве высшего сеньора, высшего распорядителя земли, закрепляя земельные владения духовных и светских феодалов, общин, но неизменно за счет общин, в интересах крупного землевладения.
Свободный крестьянин был при Меровингах опорой королевской власти. Из свободных общинников-франков состояло народное ополчение, они участвовали в суде, в охране порядка. До тех пор пока эта опора сохранялась, королевская власть могла противостоять притязаниям на власть земельных магнатов. Реальная власть Каролингов опиралась уже на иные силы, на их прямых вассалов, бенефициариев. Это были те лица, которые находились под их непосредственным покровительством. Власть Каролингов становилась все более сеньориальной, частной, она растаскивалась местными владыками, графами, епископами. В руках Карла Великого оставалась лишь определенная часть общегосударственных полномочий. К таким реальным полномочиям по-прежнему относилась «охрана мира», охрана границ, определенная координация действий центральной власти и вотчинных властей.
В капитулярии, прибавленном к Баварской правде
Карлом Великим, указывалось, что император «как охранитель мира» должен пресекать «нарушение власти», обеспечивать «правильный мир для церкви, вдов, сирот и слабых», уделять «особое внимание» наказанию «разбойников, убийц, прелюбодеев и кровосмесителей», строго охранять «права церкви и ее имущество». Формально император обладал и высшей апелляционной властью. «Если кто заявит, что его неправильно судили, — записано в том же капитулярии, — то пусть явится перед нами». Но тут же указывалось, что все имущественные споры должны «получать окончательное решение с помощью графов и судей на местах».К выполнению этих функций был приспособлен и императорский аппарат управления. Совет, состоящий из высших представителей духовной и светской знати, решал все дела, «имеющие отношение к благу короля и королевства». Этот аристократический орган обеспечивал Карлу Великому повиновение подданных. При его же слабых преемниках он прямо навязывал им свою волю.
Во главе местной администрации стояли крупные землевладельцы, губернаторы и графы, делящие власть с епископами. «Епископы вместе с графами и графы с епископами, — предписывал капитулярий Карла I, — должны быть в таком положении, чтобы каждый из них имел возможность исполнять свою службу». Важную роль играли марк-графы, военные начальники в пограничных графствах, следящие за безопасностью границ государства.
Карл Великий правил не через имперскую бюрократию, у него не было даже столичного города, а через
рассеянный по империи административно-судебный аппарат «государевых посланцев», которые призваны были проводить в жизнь
королевские распоряжения. Государевы посланцы, состоящие из одного светского и одного духовного лица, объезжали ежегодно
округа, включающие несколько графств. В их компетенцию входило прежде всего наблюдение за управлением королевскими поместьями,
за правильностью совершения религиозных обрядов, за королевскими судьями, рассмотрение апелляционных жалоб на решения
местных судов по тяжким преступлениям. Они могли требовать выдачи преступника, находившегося на территории духовного или
светского сеньора. Неповиновение епископа, аббата и других грозило им штрафом.
Контролирующий тандем светских и церковных посланцев короля — еще одно свидетельство слабости и неэффективности центральной власти, не имеющей опоры на местах.
После смерти Карла Великого империя была разделена между его наследниками. В 987 году умер последний каролингский король Людовик V, преемником которого стал Гуго Капет. Титул императора перешел к вождю восточных франков, населяющих территорию, названную много столетий спустя Германией.
Капетинги сохраняли власть только за счет контроля над вассалами в родовом домене короля. Так, вместе с превращением власти монарха-вождя во власть государя-сеньора на смену раннефеодальной монархии постепенно приходила новая феодальная государственная форма — сеньориальная монархия.
france.promotour.info
Империя Карла Великого. Видеоурок. Всеобщая история 6 Класс
Империя Карла Великого
Предыстория
В V в. на территории бывшей Римской империи возникают варварские королевства. Многие их них исчезают уже в VI в., некоторые – королевство вестготов в Испании, к примеру, или лангобардов в Италии – просуществовали до VIII в. (см. урок Варварские королевства Галлии и Италии). Исключением стало королевство франков, возникшее около 500 г., оно не только не исчезло, но превратилось к IX в. в обширную христианскую империю.
Подъем каролингского государства был связан со сменой династий. Династию Меровингов сменила династия Каролингов, родоначальником которой стал отец Карла Великого Пипин III Короткий.
Предпосылкой политического объединения Западной Европы стала двойная опасность, которая исходила от арабов (за Пиренеями), а также аваров (со стороны Эльбы и Дуная).
События
732 г. – битва при Пуатье. Арабы разбиты франками во главе с мажордомом (королевским управляющим) Карлом, который после этой битвы получил прозвище Мартелл («молот»). Сыном Карла Мартелла был Пипин Короткий, а внуком – Карл Великий.
751 г. – при поддержке папы римского франкская знать провозглашает Пипина королем франков.
756 г. – отнятые в результате похода на лангобардов итальянские земли Пипин отдает папе. Возникает государство, управляемое папой, – Папская область.
768–814 гг. – правление Карла Великого.
771–773 гг. – итальянский поход. Карл завершает разгром королевства лангобардов, присоединяет к своим владениям Северную и Среднюю Италию.
777–778 гг. – испанский поход против арабов-мусульман. Были завоеваны области к югу от Пиренейских гор (новая провинция получила название Испанская марка).
772–797 гг. – завоевание и христианизация саксов на севере Германии.
791–803 гг. – войны с аварами. Авары разбиты войсками Карла Великого.
800 г. – папа Лев III провозглашает Карла императором. Тем самым папа римский санкционировал воссоединение западных христиан в рамках одного государства.
Участники
Меровинги – первая королевская династия франков (основатель – Хлодвиг).
Мажордомы (майордомы) – управляющие дворцом. Помогали королям управлять страной. При поздних Меровингах приобрели большую власть в стране, фактически управляя ею.
Карл Мартелл (Молот) – мажордом из рода Каролингов, фактический правитель государства франков с 715 г.
Пипин III Короткий – король франков (751–768 гг.), первый король из династии Каролингов. Отец Карла Великого.
Карл Великий – король франков (768–814 гг.) и император Священной Римской империи (800–814 гг.). Содействовал расцвету культуры и науки, приглашая к своему двору в Аахене известных ученых. Создал сеть школ по всей империи.
Людовик Благочестивый – франкский император (814–840 гг.), сын Карла Великого.
Заключение
В результате завоеваний Карла Великого каролингское государство увеличилось почти вдвое. Он объединил под своей властью практически все христианские западноевропейские государства (кроме Англии и Астурии на севере Испании).
На всех подвластных (еще не христианизированных) территориях Карл насаждал христианство. Именно христианство должно было стать объединяющим фактором многонациональной империи.
Карл стал знаменит не только своими завоевательными походами, но и внутренней политикой. С его правлением связан расцвет европейской культуры с конца VIII до середины IX в., получивший название Каролингское возрождение (см. урок «Каролингское возрождение» и распад империи).
Конспект
С 768 по 814 гг. Франкским королевством правил сын Пипина Короткого Карл, прозванный Великим. Он был человеком высокого роста, сильным и выносливым. Карл прожил необыкновенно долгую по тем временам жизнь: он умер в возрасте 70 лет. Современники видели в этом свидетельство того, что он избран Богом. В Средние века о Карле Великом было сложено много легенд и песен. Писатели и хронисты прославляли его боевые подвиги, справедливость и мудрость. По латинской форме его имени (Каролус) правители европейских стран стали называть себя королями.
Рис. 1. Карл Великий (Источник)
Карл был деятельным и воинственным правителем. В годы его правления франки совершили более 50 походов в соседние страны. Границы Франкского королевства при нем намного расширились. Почти ежегодно Карл во главе большого войска выступал в далекие походы. Вновь помогая папе против лангобардов, франки дважды переходили высокие Альпы и вторгались в Италию. Разгромив и пленив короля лангобардов, Карл присоединил к своим владениям большую часть Италии. Несколько раз Карл водил войско в Испанию. Войны с арабами шли с переменным успехом. Карлу удалось завоевать небольшую область к югу от Пиренейских гор до реки Эбро. Самой длительной и тяжелой была война с племенами саксов. Они занимали территорию к северо-востоку от франков между Рейном и Эльбой. Карл совершил против саксов восемь походов. Саксы, не защищенные доспехами, шли в бой нестройными толпами. Имея сильную конницу и хорошее вооружение, франки побеждали их в битвах. Но как только франкское войско уходило, саксы восставали, жгли и разрушали построенные в их стране крепости и монастыри, опустошали приграничные местности. Карл принуждал саксов принимать христианскую веру. Он ввел в стране жестокие законы: за малейшее неподчинение королю, за отказ от крещения или отречение от христианской веры, несоблюдение поста, за похороны по языческому обряду грозила смертная казнь. В ответ на очередное восстание Карл приказал казнить 4500 пленных. Он стал массами переселять саксов во внутренние области своего королевства. Но и эти жестокие меры не помогали. Свыше 30 лет саксы мужественно отстаивали свою свободу. Тогда Карл привлек на свою сторону подарками и наградами многих знатных саксов. После этого местная знать стала поддерживать завоевателей, что помогло Карлу подчинить саксов. Саксония была поделена на графства. Графами были назначены знатные франки и вожди саксов. Знать, епископы и монастыри получили в завоеванной стране обширные земли. Не менее ожесточенную борьбу вел Карл с аварами. После ряда походов страшный народ аваров, в течение нескольких столетий наводивший ужас на всю Восточную Европу, перестал существовать.
Рис. 2. Империя Карла Великого (Источник)
К концу правления Карла под его власть попали многие племена и народы. По размерам территории Франкское королевство приближалось к прежней Западной Римской империи. В 800 г. Карл прибыл в Рим и был провозглашен императором; папа в храме возложил на его голову императорскую корону.
Рис. 3. Коронация Карла Великого (Источник)
Обряд коронования с помощью высших священнослужителей с тех пор стал распространяться в Европе. Франки и другие «варварские» народы всегда помнили о Великой Римской империи, которая объединяла весь христианский мир. После гибели Рима центр империи переместился на восток, в Константинополь — столицу Восточной Римской империи. Новый титул Карла делал его равным императору Восточной Римской империи. Казалось, его коронация означала восстановление Западной Римской империи. На самом же деле новая империя не имела с ней ничего общего. Теперь Карл стал повелителем почти всего западного христианского мира со столицей в Ахене. Завоевательные походы императора оправдывались расширением христианского мира. Новая империя была обширнее прежней. Карл, управляя подданными, разъезжал со своими приближенными (королевским двором) по всему государству. Дважды в год император собирал совет высшей знати — светской и духовной — и с их согласия издавал указы. На местах по-прежнему правили графы. Для контроля над ними Карл рассылал по всей империи «государевых посланцев» из близких ему людей. Сохранившиеся к этому времени свободные крестьяне не могли приобретать вооружение для службы в войске, ведь вооружение конного воина стоило намного дороже, чем ополченца. Поэтому хотя пешее ополчение еще сохранялось, в регулярное войско призывались владельцы больших участков земли или те воины, которых направляли и вооружали крестьяне за общий счет. Главную часть войска составляла конница. Самые состоятельные конные воины, приводившие с собой небольшой вооруженный отряд, могли получить, отличившись в битвах, титул рыцаря (от германского «риттер» — всадник, конный воин).
Карл Великий вошел в историю не только как великий полководец и политик, в годы его правления развивались культура, наука и образование.
Список литературы
1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.
2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.
3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.
4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.
5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.
6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Hrono.info (Источник).
2. Hrono.info (Источник).
3. Руниверс (Источник).
Домашнее задание
1. Какие военные походы совершил Карл Великий?
2. Что нового появилось в устройстве общества во Франкском государстве в VIII в.?
3. Где и когда состоялась коронация Карла Великого? Какое значение имел совершенный папой римским обряд коронации?
4. Какие черты характера, по вашему мнению, были присущи первому западноевропейскому императору?
interneturok.ru
§ 3. Империя Карла Великого и её распад
§ 3. Империя Карла Великого и её распад
Карл Великий
Своего наивысшего могущества Франкское государство достигло при короле Карле, прозванном Великим (768–814). Он был одним из самых уважаемых монархов средневековой Европы.
Сведения о жизни и деятельности Карла Великого содержатся в книге, написанной его приближённым Эйнхардом. По описанию Эйнхарда король был высоким человеком крепкого телосложения. У него были большие выразительные глаза, довольно крупный нос, живое и весёлое лицо. Походка Карла была твёрдой, облик – мужественным, а голос – звучным. Король отличался крепким здоровьем и не жаловал врачей, заставлявших его отказываться от любимой жареной пищи.
Карл отдавал предпочтение франкской одежде, которая состояла из туники, обшитой шёлковой каймой, льняной рубахи, штанов и башмаков. Франкский правитель выказывал большое уважение науке. При его дворе жили и работали многие учёные. Да и сам король был довольно образованным для своего времени человеком. Он говорил на латыни и греческом, учился риторике, философии, умел определять движение звёзд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой принадлежности для письма, но рука его, привычная более к мечу, чем к этим предметам, так и не научилась выводить буквы.
Значительную часть своей жизни Карл Великий провёл в седле, совершив более 50 военных походов. Никогда не расставаясь с мечом, он сумел значительно расширить границы государства. В этом короля поддерживала франкская знать, стремившаяся увеличить свои владения.

Карл Великий. Художник А. Дюрер
Войны Карла Великого
Карлу Великому удалось окончательно разгромить Лангобардское королевство. Дважды, в 773 и 774 годах, франкские войска переходили через Альпы и вторгались на территорию Италии, но лишь второй поход оказался успешным. Столица лангобардов была взята, и их государство стало частью Франкского королевства. Через четыре года после покорения лангобардов Карл Великий начал войну с арабами, захватившими Испанию. Франкское войско перешло Пиренеи, но овладеть Испанией не сумело. Франки были вынуждены отступить, и на обратном пути, в Ронсевальском ущелье, на отряд, прикрывающий отход их войск, напали местные жители – баски. Все воины отряда во главе с племянником Карла Великого, графом Роландом, погибли. Их неравная битва с врагами легла в основу «Песни о Роланде» – знаменитого произведения средневековой литературы. В ней так описывается гибель героя:
Почуял граф – приходит смерть ему.
Холодный пот струится по челу.
Идёт он под тенистую сосну,
Ложится на зелёную траву,
Свой меч и рог кладёт себе на грудь.
К Испании лицо он повернул,
Чтоб было видно Карлу-королю,
Когда он с войском снова будет тут,
Что граф погиб, но победил в бою.
Как вы думаете, какие мысли охватили Роланда в смертный час?Лишь несколько лет спустя, после неоднократных походов за Пиренейские горы, Карлу Великому удалось отвоевать у арабов небольшую область. Франки назвали её Испанской маркой. Карл подчинил себе также владения правителя Баварии, земли аваров и славянских племён, живших на берегах реки Эльбы.
Самой тяжёлой для Карла Великого оказалась война с саксами, длившаяся с 772 по 804 год. Язычники-саксы были свободолюбивым народом, жившим многочисленными племенами на обширной территории от Рейна до Эльбы. Племена часто враждовали друг с другом, чем и воспользовался Карл Великий. Но сохранить власть на завоёванной территории оказалось гораздо сложнее, чем захватить Саксонию.
Чтобы подчинить саксов, Карл заставил их принять христианство, а саксонских вождей – принести ему клятву верности. Но стоило франкским войскам покинуть завоёванную территорию, как саксы поднимали восстание против захватчиков. Когда армия Карла Великого возвращалась, она жестоко расправлялась с непокорными. Не помогали ни казни, ни жестокие законы, карающие смертью за разрушение церквей, убийство священников, исполнение языческих обрядов, нарушение верности королю. В общей сложности Карлу Великому пришлось совершить восемь походов против саксов. Только подкупив саксонских вождей, франкам удалось окончательно утвердить свою власть на захваченной территории.

Франкские воины штурмуют крепость. Средневековый рисунок
Возникновение империи Карла Великого
К концу VIII века в границах Франкского королевства оказались многие территории, входившие прежде в состав Западной Римской империи. В это время была ещё жива память о величии Рима. У приближённых Карла Великого и римского папы возникла идея восстановить Западную Римскую империю, но уже во главе с королём франков. 25 декабря 800 года во время рождественской службы в соборе Святого Петра в Риме папа надел на голову Карла золотую корону и объявил его «императором римлян». Этот день стал датой рождения империи Карла Великого.
Руководить обширным государством одному человеку было не под силу, поэтому бо?льшую, чем прежде, роль в управлении страной стал играть королевский двор. В него входили верховный судья, начальник императорской канцелярии, казначей, командующий королевской конницей и другие приближённые правителя. Помощь в управлении страной императору оказывало также собрание знатных франков, с согласия которого Карл издавал свои указы.
Империя Карла Великого

Прежде значительную роль в управлении государством играли племенные вожди – герцоги. Теперь Карл Великий разделил всю свою империю на 200 областей, во главе которых поставил графов и маркграфов. Они вершили суд, собирали налоги, командовали местным ополчением. В качестве вознаграждения графы получали от короля землю. Император контролировал их деятельность с помощью ревизоров – «королевских посланцев». Постоянной столицы во Франкской империи не было.

Трон Карла Великого
Распад империи Карла Великого
Империя Карла Великого была обширным государством, в которое входило множество разных народов. Чтобы сохранить его единство, требовалась сильная императорская власть, опирающаяся на армию. Пока был жив Карл Великий, империя существовала, но после его смерти между потомками императора развернулась самая настоящая война за власть. Её итогом стало ослабление императорской власти и распад империи Карла Великого.
В 843 году в городе Вердене внуки Карла Великого заключили договор о разделе государства. Младшему, Карлу Лысому, достались земли к западу от Рейна – Западно-Франкское королевство. Средний, Людовик Немецкий, получил территорию к востоку от Рейна – Восточно-Франкское королевство. Старший, Лотарь, унаследовал титул императора, а также Италию и широкую полосу земель между Западно-Франкским и Восточно-Франкским королевством, получившую по его имени название Лотарингия. Вскоре между братьями разгорелась война. Карл и Людовик объединились против Лотаря и, отняв у него Лотарингию, поделили её между собой. В будущем на землях империи Карла Великого образовались государства Франция, Германия и Италия.
«Государство, недавно ещё единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором, – писал современник, сожалея о распаде империи Карла Великого. – Вместо государя – маленькие правители, вместо государства – один только кусочек».
Распад империи Карла Великого в 843 году
Франкское государство в 870 году
Какие государства образовались в результате распада империи Карла Великого? Как изменилась их территория в 870 году по сравнению с 843 годом?Подведём итоги
Своего наивысшего могущества Франкское государство достигло в период правления Карла Великого, благодаря походам которого возникла империя, просуществовавшая около полувека.
Монарх– единоличный глава государства, передающий свою власть по наследству.Герцог– правитель, обладавший наследственной властью в одной иг областей страны.
Маркграф – граф пограничной области – марки.
Титул – почётное наследственное высокое звание.
• 800 год. Образование империи Карла Великого.• 843 год. Верденский договор. Распад империи Карла Великого.
Вопросы
1. Как вы думаете, за какие заслуги франкского короля Карла назвали Великим?
2. Каковы были результаты войн Карла Великого?
3. Когда и как была создана империя Карла Великого?
4*. В чём заключается сходство и различие в управлении Франкским государством при Хлодвиге и Карле Великом?
5. Когда и почему распалась империя Карла Великого? Какие современные государства возникли на её территории?
Задание
Опираясь на данные параграфа, дайте характеристику Карлу Великому по следующему плану:
I. Опишите внешний облик исторического деятеля.
II. Охарактеризуйте его внутренние качества (ум, воля и другие черты характера).
III. Обозначьте наиболее важные направления его деятельности.
IV. Сделайте вывод о вкладе, внесённом им в историю.
V. Сформулируйте своё отношение к этому историческому деятелю.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Урок по всеобщей истории «Империя Карла Великого»
Урок 4.
Тема урока: Империя Карла Великого.
Цели урока:
Показать процесс образования империи Карла Великого и ее распад;
Продолжить формировать понятийный аппарат;
Продолжить формировать умение выявлять причинно-следственные связи
Формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками, работать с текстом учебника, давать развернутый ответ на вопрос и отзывы на ответы других учащихся;
Формировать умение выделять главное из текста, правильного заполнения таблицы;
Дать представления о устройстве империи Карла Великого;
Воспитание отрицательного отношения к междоусобным и захватническим войнам;
Тип и форма урока: Комбинированный (беседа, опрос, рассказ, объяснение нового материала). Традиционный урок, с использованием инновационных технологий.
Основные понятия: Карл Великий, Пипин Короткий, империя Карла Великого, песнь о Роланде, титул, авары.
Методическое обеспечение урока:
— Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 254с.
Документальный фильм о Карле Великом;
Репин А.В. История средних веков. 6 класс. Дидактические материалы. – Саратов: Лицей, 2009 – 80с.
Оборудование урока: Учебник, доска, мел, проектор, карты учебника «Образование и расширение Франкского королевства» и «Раздел империи Карла Великого».
План урока:
Рождение будущего императора, приход к управлению;
Походы Карла Великого;
Империя Карла Великого;
Смерть Карла Великого.
Ход урока:
Огрмомент.
А) Опрос домашнего задания в устной форме.
— Назовите определение термина династия.
— В каком году пришел к власти Хлодвиг?
— В чем состоял монашеский обет?
— В чем смысл военной реформы Карла Мартелла? И каково значение битвы при Пуатье?
—
Б) Изложение нового материала по плану:
Карл Великий родился 2 апреля 742 года в семье Пипина Короткого и Бертрады или Берты, дочери графа Ланского Калиберта. Сведения о месте, где он появился на свет, противоречивы: указываются замки Ингельхайм близ Майнца и Карлхайм под Мюнхеном, а также Аахен и Зальцбург. Учитель показывает портрет Карла Великого работы Альбрехта Дюрера и фотографию замка в Ахене, где предположительно родился Карл Великий. Слайд 2.Рассказывая о приходе к власти от Пипина Короткого, можно упомянуть о личности Карла Великого. Можно сказать, что он отличался с самых ранних лет крепким здоровьем, неустрашимостью и кротким нравом, а также охотой к учению и выдающимся умом, Карл еще в детстве был объявлен своим отцом наследником престола. Карлу, при объявлении его наследником и помазании папой, было всего 12 лет, но он уже сопровождал отца в походах и знакомился с делами управления. Необыкновенные природные способности дали юному наследнику возможность не только усвоить то, чему его учили, но и проявить известную самостоятельность. Благодаря этому, он еще юношей сделался прямым помощником Пипина Короткого. Слайд 3.Учитель знакомит учащихся с тем, как будущий император вступил на престол, упоминая, о том, что 28 июля 754 года Карл вместе с братом Карламаном был помазан на царство в церкви Сен-Дени папой Стефаном II, а после смерти Пипина вступил вместе с братом на престол. Слайд. 4. Так же можно показать и печать Карла Великого и монету времени его правления. Слайд 4. Фрагмент документального фильма о Карле Великом.
Рассказывая о военных походах Карла, учитель использует карту «Образование и расширение Франкского королевства», особо обращая внимание на поход против саксов. Учитель дает задание классу найти ответы на следующие вопросы: 1. почему войны с саксами продолжались 30 лет? 2. Покажите на карте, каким было королевство франков при Хлодиге, и какое оно стало при Карле. Слайд 6. Говоря о завоевательных походах Карла Великого можно предложить ученикам прочитать отрывок из «Песни о Роланде». Слайд7. После этого обсудить с классом, какие же можно сделать выводы о завоевательных походах Карла и о нем самом, как о военном руководителе, по прочитанному ранее тексту. Так же стоит упомянуть о союзе Карла Великого со славянами и разгроме аваров.
В 800 году Карл Великий был увенчан титулом – император. Империя его оказалась непрочным государством. Учитель задает вопрос классу: что такое по их мнению титул? и просит привести примеры. Так учитель дает задание классу найти в учебнике ответ на вопрос: а каково было управление в империи Карла Великого. Затем проговорив ответы, ученикам предлагается записать их в тетрадь. В 843 году произошел раздел империи между внуками Карла Великого. Учитель используя карту «Раздел империи Крала Великого» показывает и комментирует на какие част распалась империя. Далее учитель говорит о причинах распада империи Карла Великого.
Огромность территории империи и ее населения слишком разными народами.
Отсутствовали крепкие экономические связи между частями империи.
Феодалы получили землю в собственность и хотели быть на ней полновластными правителями.
После этого ученики фиксируют эти причины в тетрадь. На следующем уроке одному из учащихся можно предложить воспроизвести по памяти эти причины и разъяснить их.
Конец жизни Карла был очень обычным, совсем не героическим. С 810 года он начинает все время болеть, ему пошел восьмой десяток, для того времени это много лет. Надо сказать, что он был любящий отец и очень тяжело, как описывают современники, переносил смерти своих детей. В 811 умер Карл-младший, наследник престола. И тогда, в 813 году, еще живым, он короновал своего оставшегося единственного сына, Людовика, который получит прозвище Благочестивый, и 28 января, через несколько месяцев, 814 года, умер, не дожив нескольких месяцев до 72 лет. Его могила точно не сохранилась. Слайд. 8. Стоит показать памятник Карлу Великому и его меч. Слайд 9.
Закрепление.
Заполнение таблицы:
Слайд 10.
Хлодвиг
Карл I Великий
Династия
Как пришли к власти
Высшая власть
Что было сделано впервые
Отношения с церковью
Принятие христианства
Походы
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: §3, вопросы.
Выполнение задания в рабочей тетради на странице 7-8.
infourok.ru
Франкская империя Карла Великого. «Евросоюз» Средневековья (А. П. Левандовский, 2014)
Пролог
Блуждая взором по карте Европы…
Еще при жизни он получит прозвища: «Славный», «Блистательный», «Победоносный», «Мудрый»; но одно вскоре возобладает над другими и пребудет в веках: «Великий». Оно неразрывно сольется с именем. «Carolus Magnus» латинских текстов, «Karl der Grosse» у немцев, «Charlemagne» у французов – таким войдет он в легенду, из поколения в поколение оставаясь эталоном для царственных подражателей – Фридриха Барбароссы в XII столетии, Филиппа Доброго – в XV, Карла Пятого – в XVI, Наполеона – в XIX.
Чем заслужил он подобную честь? Завоеваниями? – Но они оказались эфемерными и едва пережили завоевателя; административными реформами? – но они почти не поднялись над уровнем установлений предков; экономическими преобразованиями? – но они были ничтожными; достижениями в области культуры? – но сегодня придуманный кем-то термин «каролингский ренессанс» обычно заключается в кавычки. Так в чем же здесь величие?
Не станем торопиться. И, прежде всего, заметим: вряд ли корректно мерки сегодняшнего дня применять к VIII–IX векам. Империя Александра Македонского тоже распалась после смерти завоевателя, не слишком усердно занимавшегося реформаторской деятельностью, и тем не менее в глазах потомства он остался Великим. Видимо, подлинную сущность явления определяет не то, что лежит на поверхности и может быть сведено к совокупности неких простых истин. Истина синтезирующая всегда много глубже и определяется не с первого взгляда, требуя проверки длительным временем. Франкский король и император Карл, сын короля Пипина, эту проверку выдержал, о чем свидетельствуют постоянно появляющиеся на Западе новые исследования о его жизни и деятельности. А с 1950 года в городе Ахене, столице империи Карла, проводится ежегодное присуждение премии его имени лицам или организациям, внесшим особый вклад в дело европейского единства.
Карл I Великий (Национальная французская библиотека)
Впрочем, здесь не все так просто и гладко, как может показаться на первый взгляд. Уже кое-кто из младших современников Карла относился к нему неоднозначно и даже предрекал душе его адский пламень. А позднее, как это бывает обычно, в дело вмешались политика и политические амбиции, не раз осложнявшие восприятие образа великого императора. Ибо если в иные эпохи французские и немецкие исследователи рьяно оспаривали его друг у друга в качестве «основоположника» их национальной истории, то в других случаях они из тех же побуждений и с такой же ретивостью открещивались от него. Достаточно вспомнить позиции немецких историков и псевдоисториков во времена националистического угара франко-прусской войны и, в особенности, гитлеровского «нового порядка», когда основателю Каролингской империи не могли простить его истребительных войн против «арийцев» – саксов и даже называли его не Karl der Grosse, а Karl der Franken. И точно так же их французские оппоненты не раз отталкивали Карла и принижали его значение за «прогерманские» позиции и акты. Политика всегда остается политикой, и поскольку герой этой книги, строго говоря, не «немец» и не «француз», то националистическая историография ни там, ни тут не может испытывать к нему чрезмерных симпатий.
Но есть у этой проблемы один особый аспект – аспект, на наш взгляд, вполне способный примирить соперников, исключающий в равной мере как «немецкий», так и «французский» подход. Для этого следует лишь обратиться к исторической географии.
Каждый раз, когда смотришь на карту Европы конца раннего Средневековья, ловишь себя на мысли о том, как, в сущности, много на ней элементов современного мира! Правда, в политических границах – как будто бы никакого сходства. В глазах рябит от множества «королевств», «герцогств», «маркизатов» и «епископств». И все же немало такого, что хорошо знакомо. Возьмем, к примеру, названия государств: Англия, Франция, Германия, Италия, Венгрия, Польша; или областей: Гасконь, Бретань, Шампань, Лотарингия, Бургундия, Бавария, Ломбардия – все они существовали уже в X веке. Десять столетий назад! Это кажется особенно поразительным, когда берешь в руки карту VI–VII веков. Сходство исчезает мгновенно. Ни одного знакомого названия! Ни единого из существующих ныне государств!..
На первый взгляд, период с V по VIII век – время бесплодное, бестолковое: какое-то нагромождение бесконечных войн, вторжений, кровавых междоусобий, территориальных разделов и переделов. Когда изучаешь материалы этих четырех столетий, кажется, будто проходишь сквозь дикий, фантастический сон, кошмар, лишенный логики и смысла.
И вдруг, проводив феерически бессмысленные века, удивленно раскрываешь глаза. Появилась Европа. Появились современные государства.
Мы отнюдь не оговорились: именно современные, существующие и сейчас на политической карте мира.
В горниле «бесплодных» превращений родилось новое: новые народности – предшественницы будущих наций, новые политические организмы, которые пронесут сквозь всю феодальную раздробленность и неустойчивость свою территориально-этническую основу.
И в фокусе всех этих трансформаций оказалась эпически мощная фигура императора франков Карла.
Никогда не понять ни средневековой, ни новой истории таких государств, как Франция, Германия или Италия, если забыть начало этой истории, если сбросить со счета их путь через империю Карла Великого, все те катаклизмы, которые заполняют раннюю, подспудную пору их жизни во франкский период.
Ибо шла она, история эта, от «варварских» государств раннего средневековья к государствам новых народностей, через Империю – к Европе.
Однако чтобы принять этот тезис, а значит, чтобы понять степень величия Карла, следует прежде всего обратиться к истокам. Иначе говоря, выяснить и представить не только (и даже не столько) биографию самого Карла, сколько некий отрезок биографии Западной Европы, точнее – той ее части, судьбу которой в чем-то определили личность и дело императора.
Империя Карла Великого в 814 г.
kartaslov.ru
Технологическая карта урока «Империя Карла Великого»
Технологическая карта
План урока |
|
Цель урока | Характеризовать государственное устройство Франкского королевства. Раскрывать причины превращения Франкского королевства в империю. Давать, опираясь на памятку, характеристику Карла Великого. Оценивать историческое значение «Каролингского возрождения». Показывать по карте процесс создания империи Карла Великого. |
Формы и методы обучения | Методы: репродуктивный Формы: индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Майордом, династия Каролингов, Карл Мартелл, Карл Великий, графы, Каролингское возрождение |
Планируемые образовательные результаты
Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.
Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Записывают тему урока, определяют проблемуФронтальная
Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально;
формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение;
Записывают тему урока в тетрадь
Актуализация знаний
5
Ответы на вопросы
Проверка домашнего задания.
— что означает слово «Империя»?
— какие империи Древнего мира вы знаете?
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.
Фронтальная
Познавательные УУД: закрепление и углубление знаний полученных на прошлом уроке.
Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свое мнение.
Регулятивные УУД: умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других.
Изучение нового материала
20
Ответы на задания
Учитель: После смерти Хлодвига на протяжении почти двух столетий Франкское государство раздирали нескончаемые войны между различными представителями династии Меровингов. Королям все сложнее было справляться с крупными земельными собственниками, добивавшимися самостоятельности. Франкские короли оказались бессильны в этой борьбе, у них уже не осталось ни земли, ни богатств, с помощью которых можно было держать в узде недовольных. Власть королей таяла. В конце 7 в. Реальная власть перешла в руки майордомов – управителей королевского двора. Первоначально на эту должность назначал сам король, но постепенно она стала передаваться по наследству. майордомы превращались в крупнейших земельных собственников, становились военными предводителями местной знати. Вскоре они уже могли без особых усилий возводить и смещать с трона самих королей. За свою беспомощность последние Меровинги получили от современников прозвище «ленивые короли». В 687 г. Пипин Геристальский стал майордомом всего Франкского королевства. Теперь, чтобы получить новую должность или награду за королевскую службу, обращались не к королю, а к майордому. Пипин стал фактическим правителем государства. Он и его потомки положили начало новой династии фанкских королей, которая стала именоваться династией Каролингов, по имени самого выдающегося из них – Карла Великого. События первой половины 8 в. Чуть не обернулись для Франкского королевства настоящей катастрофой. Государству угрожали раскол на несколько частей и, что еще хуже, чужеземное завоевание. Внешняя опасность исходила от сарацинов (так называли арабов), которые к тому времени уже завоевали вестготскую Испанию. Но в 732 г. Майордом Карл Мартелл, прозвище которого означает «молот», собрал войско франков и под Пуатье нанес сокрушительный удар сарацинам, заставив их отступить. Перечень побед над сарацинами продолжил его сын Пипин, прозванный за свой маленький рост Коротким. Им был уничтожен последний сарацинский гарнизон в Южной Галлии. В 751 г. Римский папа и франкские епископы благословили Пипина на принятие королевского титула. Новый король, чтобы отблагодарить папу за поддержку, вторгся на территорию Италии и, одержав победу над лангобардами, передал окрестности Рима под его власть. Во вновь созданном государстве – Папской области – главой как духовной, так и светской власти стал римский папа. Этому государству суждено было просуществовать более тысячи лет.
Целых 46 лет (с 768 г. По 814 г) Франкским королевством правил сан Пипина Короткого Карл, прозванный Великим, а по латинской форме его имени правители европейских стран стали называть себя королями. рассмотрите иллюстрацию на стр. 41. Изображение Карла показывает два главных деяния, которые сделали его великим: в правой руке он держит меч, а в левой — державу, символ императорской власти.
Давайте рассмотрим основные направления жизни и деятельности Карла Великого.
Класс делится на 4 группы
Текст 1. Из сочинения Эйнгарда «Жизнь Карла Великого»Не было войны более затяжной и жестокой для народа франкского, чем война с саксами. Потому что саксы как почти все народы, населяющие Германию, жестокие по природе, язычники и противники веры нашей. И вот началась против них война, которая велась с великим взаимным ожесточением, но с большим все же вредом для саксов, чем для франков, целых тридцать три года. Могла бы она кончиться и скорее, если бы не вероломство саксов. Трудно сосчитать, сколько раз они были побеждены и сдавались на милость нашего государя, не раз были настолько укрощены и замирены, что даже обещали отказаться от язычества и подчиниться христианской вере. Но насколько они были готовы исполнять все это, настолько же они были склонны и нарушать свои обещания.
Как автор объясняет необходимость завоевания саксов франками?
Саксы жестокие по природе язычники и противники христианской веры
По карте «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» (с. 18 учебника) определите направления походов Карла Великого против саксов.
От Ахена через р. Рейн в долину р. Эльба
Почему война Карла Великого с саксами длилась так долго?
Саксы восставали, жгли и разрушали построенные крепости, опустошали приграничные местности. Карл заставлял принимать христианскую веру.
Текст 2. Из сочинения Эйнгарда «Жизнь Карла Великого»
Карл пошел на Испанию с большим войском. Он перевалил через Пиренейские горы, все города и крепости по пути его сдались. Карл возвращался благополучно без потерь. Только в самих Пиренеях, на обратной дороге пришлось ему испытать вероломство басков. Когда войско двигалось растянутым строем, насколько позволяла теснота ущелья, баски, устроив засаду на вершинах скал (место же это вследствие густоты покрыавших его лесов благоприятствовало их замыслу), напали сверху на отряд, прикрывавший обоз, оттеснили его в долину и, завязав бой, перебили всех до единого. После чего, разграбив обоз, под покровом наступившей ночи быстро рассеялись в разные стороны. В этом деле баскам помогли и легкость их вооружения, и местность, в которой происходил бой. В сражении наряду со многими другими погиб и Роланд, начальник Бретонского рубежа.
По карте «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» (с. 18 учебника) определите направления походов Карла Великого в Испанию.
Из Марселя по Средиземному морю на Пиренеи. Перевал Ронсельваль
Почему автор называет действия басков вероломными?
Легкость вооружения, и местность, в которой происходил бой в ущелье
Какие территории на западе были присоединены к королевству франков?
Небольшая область к югу от Пиренейских гор до реки Эбро.
Текст 3. Из сочинения Эйнгарда «Жизнь Карла Великого»
Я с охотой рассказал бы здесь, сколь труден был переход франков через Альпы при вступлении их в Италию, какое упорство приходилось проявлять для достижения неприступных горных вершин, утесов, высившихся до облаков, и обрывистых скал. Сам же Карл вторгся с войском в Италию и, держа путь через Рим, подошел к Капуе, городу Кампании, откуда, расположившись лагерем, стал угрожать войной лангобардам. Но герцог народа этого предотвратил войну, послав навстречу королю своих сыновей с большими дарами и прося взять их обоих заложниками, он обещал вместе со всем своим народом исполнить любые повеления Карла. Остальным христианам стало ясно, что Карл, король франков, который владеет самим Римом, где всегда пребывали императоры, а также обладает другими владениями в Италии, Галлии и Германии, должен именоваться императором. Король Карл не хотел отказывать их просьбам и принял титул императора вместе с посвящением от господина папы Льва.
По карте «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» (с. 18 учебника) определите направления походов Карла Великого в Италию.
Через Альпы к Риму. От Рима на юг Италии
С кем пришлось вести военные действия франкам в Северной Италии?
лангобардами
Какие территории были присоединены к Франкскому королевству в результате воин с лангобардами?
Большая часть Италии, включая папскую область
Как автор объясняет необходимость принятия Карлом императорского титула?
Остальным христианам стало ясно, что Карл, король франков, который владеет самим Римом, где всегда пребывали императоры, а также обладает другими владениями в Италии, Галлии и Германии, должен именоваться императором.
Что изменилось в королевстве франков после того, как Карл Великий стал императором?
Центр Ахен. Карл управлял подданными, собирал совет высшей знати и с их согласия издавал законы. На местах правили графы. Главная часть войска — конница. регулярное войско состояло из всадников. оставалось народное ополчение
Текст 4. Из сочинения Эйнгарда «Жизнь Карла Великого»
Франкская нация блистала в глазах всего мира. Племя Ромула, сам Рим – мать королевства – были подчинены этой нации: там ее глава получил диадему. Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск и наименование империи. Государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором. Вместо государя появились корольки, вместо империи – жалкие обломки.
Что имеет ввиду автор, когда говорит о диадеме, которую получил глава Франкского королевства?
Кто это был?
В каком году произошло это событие?
Автор имеет ввиду коронацию Карла Великого в Риме в 800 году
Где и когда был оформлен раздел империи Карла Великого?
843 г. Г. Верден
Как автор относится к разделу империи?
Негативно
Назовите королевства, которые образовались в результате раздела империи Карла Великого.
Франция, Германия и Италия
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.
Фронтальная
Личностные УУД:
Принятие социальной роли обучающегося.
Познавательные УУД: актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;
умение давать ответы на вопросы.
Устный опрос
Записи в тетради
Выступает каждая группа. Ответ должен быть полным и содержательным.
Работа с интерактивной картой (направления походов и завоеваний Карла Великого)
Вывод: Карла прозвали Великим, потому что, в годы своего правления им практически была возрождена (в территориальных рамках) Западная Римская империя. Но в силу многонациональных розней, отсутствия единой религии и единообразия, в том числе языка — империя распалась на три больших королевства.
Запишите в тетрадь:
Карл Великий (768 – 814 гг.)
Каролингское возрождение – культурный подъем, прежде всего, античные знания.
843 г. г. Верден – раздел империи Карла Великого
Феодальная раздробленность (9 – 11 века)
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные УУД: умение привлекать жизненный опыт учащихся. Умение выделять нужную информацию из текста.
Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе
Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.
Записи в тетради
Первичное осмысление и закрепление
6
Почему культурный подъем при первых Каролингах называют возрождением? В чем его значение?
Выполняют задание в тетради
Индивидуальная
Формулируют ответы; осуществляют поиск информации.
Записи в тетради
Итоги урока, рефлексия
5
Обобщение полученных на уроке знаний
Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:
О чем мы узнали на уроке?
Что мы записали в тетради?
Что мы увидели в презентации?
Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).
Что понравилось? Что не понравилось? Почему?
Отвечают на вопросы
Фронтальная
Характеризовать государственное устройство Франкского королевства. Раскрывать причины превращения Франкского королевства в империю. Давать, опираясь на памятку, характеристику Карла Великого. Оценивать историческое значение
«Каролингского возрождения». Показывать по карте процесс создания империи Карла Великого.
Устный опрос
Домашнее задание
1
§6 опишите личности: Пипин Короткий, Карл Мартелл, Карл Великий
Объясняет выполнение домашнего задания
Записывают задание в дневник
Фронтальная
Проводят рефлексию домашнего задания, уровень и сложность его выполнения
Записи в дневнике
Рабочий лист урока по теме «Возникновение и распад империи Карла Великого»
Группа 1. Задание. Прочитайте § 3 учебника и текст. Ответьте на вопросы в рабочем листе.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст 1. Из сочинения Эйнгарда «Жизнь Карла Великого»Не было войны более затяжной и жестокой для народа франкского, чем война с саксами. Потому что саксы как почти все народы, населяющие Германию, жестокие по природе, язычники и противники веры нашей. И вот началась против них война, которая велась с великим взаимным ожесточением, но с большим все же вредом для саксов, чем для франков, целых тридцать три года. Могла бы она кончиться и скорее, если бы не вероломство саксов. Трудно сосчитать, сколько раз они были побеждены и сдавались на милость нашего государя, не раз были настолько укрощены и замирены, что даже обещали отказаться от язычества и подчиниться христианской вере. Но насколько они были готовы исполнять все это, настолько же они были склонны и нарушать свои обещания.
Как автор объясняет необходимость завоевания саксов франками?
По карте «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» (с. 18 учебника) определите направления походов Карла Великого против саксов.
Почему война Карла Великого с саксами длилась так долго?
Рабочий лист урока по теме «Возникновение и распад империи Карла Великого»
Группа 2. Задание. Прочитайте § 3 учебника и текст. Ответьте на вопросы в рабочем листе.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст 2. Из сочинения Эйнгарда «Жизнь Карла Великого»Карл пошел на Испанию с большим войском. Он перевалил через Пиренейские горы, все города и крепости по пути его сдались. Карл возвращался благополучно без потерь. Только в самих Пиренеях, на обратной дороге пришлось ему испытать вероломство басков. Когда войско двигалось растянутым строем, насколько позволяла теснота ущелья, баски, устроив засаду на вершинах скал (место же это вследствие густоты покрыавших его лесов благоприятствовало их замыслу), напали сверху на отряд, прикрывавший обоз, оттеснили его в долину и, завязав бой, перебили всех до единого. После чего, разграбив обоз, под покровом наступившей ночи быстро рассеялись в разные стороны. В этом деле баскам помогли и легкость их вооружения, и местность, в которой происходил бой. В сражении наряду со многими другими погиб и Роланд, начальник Бретонского рубежа.
По карте «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» (с. 18 учебника) определите направления походов Карла Великого в Испанию.
Почему автор называет действия басков вероломными?
Какие территории на западе были присоединены к королевству франков?
Рабочий лист урока по теме «Возникновение и распад империи Карла Великого»
Группа 3. Задание. Прочитайте § 3 учебника и текст. Ответьте на вопросы в рабочем листе.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст 3. Из сочинения Эйнгарда «Жизнь Карла Великого»Я с охотой рассказал бы здесь, сколь труден был переход франков через Альпы при вступлении их в Италию, какое упорство приходилось проявлять для достижения неприступных горных вершин, утесов, высившихся до облаков, и обрывистых скал. Сам же Карл вторгся с войском в Италию и, держа путь через Рим, подошел к Капуе, городу Кампании, откуда, расположившись лагерем, стал угрожать войной лангобардам. Но герцог народа этого предотвратил войну, послав навстречу королю своих сыновей с большими дарами и прося взять их обоих заложниками, он обещал вместе со всем своим народом исполнить любые повеления Карла. Остальным христианам стало ясно, что Карл, король франков, который владеет самим Римом, где всегда пребывали императоры, а также обладает другими владениями в Италии, Галлии и Германии, должен именоваться императором. Король Карл не хотел отказывать их просьбам и принял титул императора вместе с посвящением от господина папы Льва.
По карте «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» (с. 18 учебника) определите направления походов Карла Великого в Италию.
С кем пришлось вести военные действия франкам в Северной Италии?
Какие территории были присоединены к Франкскому королевству в результате воин с лангобардами?
Как автор объясняет необходимость принятия Карлом императорского титула?
Рабочий лист урока по теме «Возникновение и распад империи Карла Великого»
Группа 4. Задание. Прочитайте § 3 учебника и текст. Ответьте на вопросы в рабочем листе.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст 4. Из сочинения Эйнгарда «Жизнь Карла Великого»Франкская нация блистала в глазах всего мира. Племя Ромула, сам Рим – мать королевства – были подчинены этой нации: там ее глава получил диадему. Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск и наименование империи. Государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором. Вместо государя появились корольки, вместо империи – жалкие обломки.
Что имеет ввиду автор, когда говорит о диадеме, которую получил глава Франкского королевства?
Кто это был?
В каком году произошло это событие?
Где и когда был оформлен раздел империи Карла Великого?
Как автор относится к разделу империи?
Назовите королевства, которые образовались в результате раздела империи Карла Великого.
Анализ результатов самостоятельной работы по теме «Империя Карла Великого»
Эмоционально — психологический
Регулятивный
(оргдеятельностный)
Социальный
(процессуальный)
Аналитический
Творческий
Уровень самосовершенствования
Кол-во баллов
Оценка в журнал
Эмоционально – психологическая готовность к выполнению работы: определение темы задания, осознание проблемы и её значения,
расстановка вопросов, поиск нужного источника информации.
Организация самостоятельной деятельности: определение способов поиска информации в учебнике параграф 4, последовательности действий при выполнении работы.
Составление текста работы в соответствии с требованиями (оформления и содержания работы)
Использование источников информации как средства повышения эффективности деятельности в процессе написания самостоятельной работы
Консультирование с учителем в рамках подбора материала, правил оформления и соотношения содержания текста работы с поставленной задачей и вопросом
Выявление и анализ ошибок в самостоятельной работе (если имеются), поиск путей их устранения
Представление самостоятельной работы в рамках требований
Самооценка результатов, видение путей совершенствования самостоятельной работы
Беликова
Голощапов
Дьячкова
Комогорова
Костарева
Куприянова
Мавлютова Э
Мавлютова
Мельникова
Нестерова
Помиркованная
Писмарева
Пономаренко
Ретинский
Симакина
Сулимов
Устинова
Филимонов
Хомьюк
Черкасин
Юсупова
Шкребень
Пахотинских
Комаров
infourok.ru
Завоевания Карла Великого и воссоздание Римской империи
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
xn--e1aogju.xn--p1ai