Старые карты Санкт-Петербурга — Ленинграда — Петрограда

?
Старые карты Санкт-Петербурга — Ленинграда — Петрограда
retromap
January 10th, 2014

План Санкт-Петербурга 1993 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.




Карта Ленинграда 1988 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План центра Ленинграда 1977 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



Снимок Ленинграда с американского спутника 1966 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Ленинграда 1956 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План-схема Ленинграда 1947 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



Немецкая карта Ленинграда 1941 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Ленинграда 1939 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Ленинграда 1936 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



Новый план Ленинграда 1934 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



Новый план Ленинграда 1933 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Ленинграда 1929 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Ленинграда 1925 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



Финский план Петрограда 1924 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Петрограда с окрестностями 1917 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Петрограда с окрестностями 1916 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План С. Петербурга 1915 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



Карта окрестностей Петрограда 1915 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Санкт-Петербурга с окрестностями 1913 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Санкт-Петербурга 1913 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



Общий план С. Петербурга 1894 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Санкт-Петербурга 1880 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Санкт-Петербурга 1858 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Санкт-Петербурга 1830 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Санкт-Петербурга 1817 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Санкт-Петербурга 1776 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.



План Санкт-Петербурга 1753 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.


Tags: Санкт-Петербург, карты, стаоые карты

Победный Ленинград

© Все права защищены. 2022 год

КО ДНЮ ПОБЕДЫ
В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

ПОБЕДНЫЙ ЛЕНИНГРАД

Транспортная летопись с рассказом о людях, их жизни в блокадном городе и первом параде Великой Победы.

ПАРТНЁРЫ ПРОЕКТА:
Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Музей городского электрического транспорта
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
На фото Ольга Борисовна и гвардеец Александр Захарович Крижевские, 1945 г.
© Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

Переверните экран смартфона в горизонтальное положение, а лучше откройте страницу с ПК

В последние годы Петербургский метрополитен ведёт цифровую летопись повседневности. Рассказывает о рабочих моментах на станциях и в депо, знакомит пассажиров с сотрудниками и профессиями метрополитена, открывает петербуржцам двери в мир подземных дворцов. На этой странице мы публикуем новый культурно-образовательный проект, посвящённый транспортной и повседневной жизни в годы блокады. Добро пожаловать в Победный Ленинград!

Ленинград начала 1940-х – второй в стране город по численности населения. Три миллиона ленинградцев. Три вида общественного транспорта: автобусы, троллейбусы и трамваи. Маршруты перегружены, в часы пик транспорт практически задыхается от пассажиропотока. Ленинградцам нужен новый, современный и предпочтительно внеуличный способ передвижения. Решение незадолго до Великой Отечественной войны озвучивает председатель исполкома Ленинградского совета Косыгин. Алексей Николаевич давно наблюдает за техническими новинками и в особенности за теми перспективами, что появились у москвичей: в 1935 году столичный транспорт обзавёлся первым в СССР метрополитеном. Пришло время возводить и второй.

МЕТРОПОЛИТЕН: НАЧАЛО

Ожидается, что метрополитен возьмёт на себя 30 % всех городских пассажирских перевозок.

На совещании в исполкоме только и разговоров, что о необходимых маршрутах, а их более чем много. В итоге определены основные направления трасс будущего Ленинградского метрополитена: Кировско-Выборгская, Московско-Петроградская и Невско-Василеостровская. Первоочередная задача – связать Нарвскую заставу с Выборгской стороной и соединить четыре из пяти железнодорожных вокзалов. Пуск первой очереди запланирован на декабрь 1942 года. Настрой решительный.

В рассекреченном в 2007 году приказе № 27 протяжённость первой очереди составляет 19,1 км по Кировско-Выборгскому направлению от Автово до Бабурина переулка и от площади Восстания до Октябрьской железной дороги. Глубина заложения – от 30 до 50 метров при помощи щитов с чугунной обделкой станций и тоннелей под Невой и бетонной обделкой перегонных тоннелей.

17 января 1941 года Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) издаёт приказ № 126, и, если бы не события 22 июня, Ленинград увидел бы совершенно другую первую очередь метрополитена. Протяжённостью не 10,8 км, а 19,1 км. Не 9, а 12 станций: «Автово», «Кировский завод», «Сад 9-го Января», «Площадь Стачек», «Балтийский вокзал», «Технологический институт», «Витебский вокзал», «Площадь Нахимсона», «Площадь Восстания», «Кирочная», «Финляндский вокзал», «Бабурин переулок».

Проект строительства настолько значим для СССР, что Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) привлекает к работам 25 тысяч человек из Ленинградской, Вологодской, Ярославской и Орловской областей. Из столицы приезжает около 300 специалистов – инженеры, механики и проходчики. Ленинградские заводы и фабрики командируют на строительство пять тысяч рабочих и инженеров – лучших из лучших. Сооружение первых стволов даётся трудно: проходка осуществляется без замораживания грунта, крепления шахт временные, металлические.

5

месяцев работы – с января по июнь 1941 года

675

метров подходных тоннелей пройдено

34

шахтных ствола заложено

27 июня 1941 года Военный совет Северо-Западного фронта принимает решение остановить строительство метро в Ленинграде. Шахтные стволы затапливают, чтобы спасти от обрушения, метод называется «мокрая консервация». Метростроевцы уходят на фронт и возводят стратегически важные объекты.

В глазах немецкого командования Ленинград – важнейший порт на Балтике. План «Барбаросса» предполагает, что наступление на Москву возможно исключительно после захвата Ленинграда и Кронштадта. В июне и августе 1941-го советские военно-рабочие формирования возводят Лужский рубеж – систему оборонительных укреплений протяжённостью около 300 км. Но к 8 сентября 1941 года немецким войскам всё же удаётся окружить Ленинград блокадным кольцом. Впрочем, через 872 дня вермахт окончательно осознает, что сам захват Ленинграда невозможен, ведь дух этого города не сломить.

  • Блокадный Ленинград. © Архив Государственного музея истории Санкт-Петербурга

  • Блокадный Ленинград. © Архив Государственного музея истории Санкт-Петербурга

  • Блокадный Ленинград. © Архив Государственного музея истории Санкт-Петербурга

  • org/ImageObject»>

    Блокадный Ленинград. © Архив Государственного музея истории Санкт-Петербурга

  • Блокадный Ленинград. © Архив Государственного музея истории Санкт-Петербурга

  • Блокадный Ленинград. © Архив Государственного музея истории Санкт-Петербурга

  • Блокадный Ленинград. © Архив Государственного музея истории Санкт-Петербурга

  • Блокадный Ленинград. © Архив Государственного музея истории Санкт-Петербурга

ЛЕНИНГРАД: БЛОКАДА

В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда устанавливают 1 500 громкоговорителей для информирования о налётах и воздушной тревоге. Как только стихает голос диктора, начинает звучать метроном. Быстрый ритм – воздушная тревога. Медленный – отбой.

Предблокадный Ленинград – крупнейший производитель электромашин и танков, на заводах также налаживают судо- и приборостроение. С июля 1941-го по октябрь 1943-го из города эвакуируют 92 предприятия, за это время промышленная мощность снижается на 70 %, но ленинградцы продолжают работать. Женщины и подростки сменяют у станков мужчин, ушедших на фронт.

Кировский завод ни на день не прекращает выпуск продукции для фронта: заводчане приходят на рабочие места несмотря на близость к передовой – 4 км. Сотрудники Адмиралтейских верфей за годы Великой Отечественной войны сдают флоту семь подводных лодок и бесчисленное количество техники и деталей. Цехи «Арсенала» принимают участие в создании «Катюш» и производстве 100-мм противотанкового орудия БС-3. «Обуховцы» трудятся днём и ночью, чтобы снабжать армию орудиями и снарядами, часть работников завода строит и обслуживает Дорогу жизни.

  • Фотография групповая. Командование 73-го полка Ленфронта у машины: Гнедель, Левин, Френкель. Февраль 1942 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотография. Зенитная батарея на Университетской набережной Невы. 1941 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотография. Работники подрывной службы штаба МПВО Ленинграда в начале Великой Отечественной войны.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

Медики блокадного Ленинграда спасают тысячи раненых и больных алиментарной дистрофией – тяжёлой формой пищевой недостаточности, приводящей к общему истощению организма. Врачи работают в госпиталях и делают ежедневные обходы по квартирам.

На фотографии – старший научный сотрудник Нейрохирургического института А. Н. Орлова-Бондарчук в белом халате и медицинской шапочке с котёнком на плече. Фото сделано в 1944 году, хранится в фондах Музея обороны и блокады Ленинграда.

© Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • org/ImageObject»>

    Фотокопия. Политинформацию среди персонала госпиталя Нейро-хирургического института ведёт раненый Ушаков. Ленинград, ул. Пестеля, 23. 1943 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Зал IV отделения. П. В. Пузырев. Фотоальбом самодельный «О деятельности Нейрохирургического института. Январь 1943 г.»

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Перевязочная IV отделения. П. В. Пузырев. Фотоальбом самодельный «О деятельности Нейрохирургического института. Январь 1943 г.»

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Кухня. П. В. Пузырев. Фотоальбом самодельный «О деятельности Нейрохирургического института. Январь 1943 г.»

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Зубоврачебный кабинет. П. В. Пузырев. Фотоальбом самодельный «О деятельности Нейрохирургического института. Январь 1943 г.»

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

Сотрудники Ленинститута растениеводства всеми силами спасают коллекцию Вавилова и помогают создавать овощекартофельную базу в блокадных условиях: запускают курсы овощеводов, снабжают граждан семенами для посадки и выпускают рекомендации по выращиванию огородных культур.

Фотокопия. Дети возделывают грядки в блокадном городе

Фотография. Огороды на ул. Чайковского. Лето 1942 г.

Фотография. Огородные работы на Марсовом поле. Лето 1942 г.

Фотографии из фондов Музея обороны и блокады Ленинграда.

Горожане разбирают завалы после бомбёжек и восстанавливают разрушенные дома. Город с трудом, но продолжает жить.

  • Фотография. Жители у стенда, где говорится о подготовке к зиме. («Товарищ! Близится вторая военная зима»). 1942 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотокопия. Ф. Д. Трахтенберг. Восстановительные работы на крыше Гостиного двора

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • org/ImageObject»>

    Фотокопия. Б. Васютинский. Подготовка к подъёму аэростата заграждения на площади Чернышёва (ныне площадь Ломоносова). 11 июля 1941 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотография. Ф. Д. Трахтенберг. Восстановительные работы на Невском проспекте (к/т «Баррикада»). Дом в лесах.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотокопия. Газгольдеры на Невском проспекте, у Публичной библиотеки. 1941 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотокопия. Уборка на площади Островского. Март 1942 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • org/ImageObject»>

    Фотография. Снос грунта от здания Императорских конюшен на баржу, угол набережной реки Мойки и Аптекарского переулка. 1943 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотография. Бойцы МПВО 11-го батальона Московского района: Романова Тося, Корсаков – командир взвода, Васильева Аня, Барулина М., Авакумова Маруся, Трусова Маруся – на разборке дома после бомбёжки. 1943 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотография. После прорыва блокады. У магазина вывешивают объявления о новых нормах выдачи хлеба. Январь 1943 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • org/ImageObject»>

    Фотокопия. Группа альпинистов – участниц подъёма на шпиль Адмиралтейства во время ремонтных работ. 1944 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотокопия. Б. Кудояров. Бригада кровельщиков за ремонтом крыши здания Ленгорисполкома (бывший Мариинский дворец). 1944 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотография. Восстановление разрушенного дома. 1945 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

О том, как устроена повседневность блокадного Ленинграда, потомкам рассказывают многочисленные дневники блокадных жителей. Например, с 8 декабря 2021 года по 22 июня 2022 года в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда проходила выставка «Жил да был человек маленький», основанная на блокадном дневнике ленинградского подростка Игоря Никитина. Его дневник – это 17 ученических тетрадей, с июля 1941 года по январь 1943 года Игорь делает записи ежедневно. О том, как устраивается фрезеровщиком на завод имени А. А. Кулакова, как и где работает его мать, как семья передвигается по Ленинграду в поисках хлеба и любого другого продовольствия, как юноше хочется купить запрещённый в городе персональный фотоаппарат и как радостно ему в день долгожданной покупки. А потом случился призыв в армию. О жизни Игоря Никита издана книга с его дневниками.

Выставка в Музее обороны и блокады Ленинграда

Ленинградцы-транспортники встречают блокаду боевой готовностью с поправкой на повестку дня. Повседневная жизнь городского электрического транспорта меняется уже с началом Второй мировой войны: трамвайщики в соответствии с мобилизационным планом строят убежища, создают неприкосновенный запас запчастей и проводят учения местной противовоздушной обороны (МПВО).

ТРАНСПОРТ: ТРАМВАЙ

В последний предвоенный, 1940 год Ленинградский трамвай перевёз около 1 млрд 200 млн человек – это 90 % от всего городского пассажиропотока. Оставшиеся 10 % делят между собой троллейбус (40 млн человек) и автобус (80 млн человек). Накануне войны в 1941 году трамвайщики гордятся лучшими показателями работы за всё время существования на тот момент.


Билет для проезда по всем линиям Лентрамвая (за исключением участковых) № 712801 октябрь 1941 г.

© Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

Показатели работы Ленинградского трамвая на 1940 г.

> 21

тысячи сотрудников

2,8

тысячи вагоновожатых

5,7

тысячи кондукторов

> 3 млн

пассажиров ежедневно

10

трамвайных парков

20

тяговых подстанций

42

маршрута

700 км

маршрутной сети

1 835

вагонов

Статистика из книги «Ленинградский трамвай 1941–1945», СПб. , 1995.

С началом Великой Отечественной войны трамвайное хозяйство становится более оперативным в организации рабочих процессов. В первые месяцы на фронт уходит 2 981 сотрудник Трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда (ТТУЛ). В срочном порядке начинается обучение потенциальных сотрудников из техникумов и ремесленных училищ. Опыта они будут набираться со временем – у старших товарищей в условиях блокады.

Меняется и портрет пассажира: вместо обычных горожан в трамвае всё чаще встречаются красноармейцы, краснофлотцы и мобилизованные под строительство оборонительных сооружений. На пути выходят санитарные трамваи для раненых и грузовые для перевозки почты и эвакуационного оборудования, сырья и топлива.

Фотокопия. Вид на Дом книги со стороны ж/д касс. Сентябрь 1941 г.

© Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • org/ImageObject»>

    П. Машковцев – автор первой фотографии, В. Федосеев – автор второй фотографии. Фотомонтаж из двух снимков: 1. Старший милиционер, комсомолка М. Ипатова, задержавшая немецкого шпиона в момент, когда он подавал световой сигнал. 2. На улицах Ленинграда – ремонт трамвайных путей. 1941 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотокопия. Вывод трамвая из зоны поражения после бомбёжки. Сентябрь 1941 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотография. Ленинград в блокаде. Разгрузка дров с трамвая у Гостиного двора, на Невском проспекте. 1942 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

Усердно работают в мастерских и депо Лентрамвая, где по заказу Ленинградского фронта изготавливают детали для мин, ведущие колёса для танков, термитную смесь и противотанковые «ежи», сооружённые из кусков рельсов и колёсных пар вагонов.

Когда кольцо блокады замыкается и линия фронта перемещается в окрестности города, ряд конечных станций трамвая оказывается в зоне боевых действий. Но вагоновожатые, кондукторы и аварийно-восстановительные бригады продолжают работать даже под бомбардировками. Ситуация на Северо-Западном направлении ухудшается, всё чаще возникают перерывы в трамвайно-троллейбусном движении – увеличиваются случаи перебоев электроэнергии. Ежедневно на линию выходит всё меньше вагонов, решением горисполкома упраздняется восемь маршрутов.

В декабре 1941-го на улицах застывают троллейбусы, а 3 января морозного 1942-го после прекращения подачи электроэнергии и пассажирский трамвай полностью останавливает работу. 52 поезда так и остаются обездвижено стоять на городских путях. Ленинградцам отныне приходится передвигаться по замёрзшему городу пешком, но горожане и трамвайщики продолжают верить – движение будет возобновлено!

  • org/ImageObject»>

    Фотокопия. Ф. Д. Трахтенберг. Зима. Остановились троллейбусы. 1941–1942 гг.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотокопия. Ф. Д. Трахтенберг. Зима. Остановились трамваи. 1941–1942 гг.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотокопия. Ленинград в дни блокады. Замёрзший трамвай № 40 на Каменноостровском проспекте, у дома Лидваля. 1941 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

И к 28 февраля 1942 года подача электроэнергии налаживается. Грузовые поезда выходят на линию, чтобы очистить Ленинград от мусора, снега и нечистот – убраны миллионы квадратных метров городской территории. Контактная и путевая сети приводятся в рабочее состояние. Следующий шаг – заново открыть пассажирские перевозки. Пуск троллейбуса пока остаётся нецелесообразным. Горисполком принимает решение: 15 апреля пять трамвайных маршрутов должны заработать – №№ 3, 7, 9, 10 и 12, а позже в течение года – №№ 30, 20, 18, 19 и 24.

Карта сети Ленинградского трамвая по годам

© Музей городского электрического транспорта

  • Фотография. Б. Лосин. Ленинград в блокаде. Пошёл первый трамвай на Невском проспекте.1942 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • org/ImageObject»>

    Фотография. Г. Коновалов. Очистка города. Погрузка сколотого льда и снега в грузовой трамвай на Невском проспекте. 11 марта 1943 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотокопия. 15 апреля 1942 года после освобождения от мусора и льда на улицах пошли первые пассажирские трамваи.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

Накануне открытия вражеская артиллерия уничтожает контактную сеть на участке от Куракиной дороги до завода «Большевик». Всю ночь аварийщики трудятся, и в 6 часов 30 минут 15 апреля 1942 года знаменитый Ленинградский трамвай – символ стойкости города на Неве – возобновляет работу.

Из блокадного города эвакуируют десятки предприятий и учреждений культуры, но Ленинград не перестаёт быть культурной столицей. Для поддержания духа горожан в кинотеатрах по возможности устраивают показы фильмов. Изредка, но проводятся массовые спортивные мероприятия.

ЛЕНИНГРАД: КУЛЬТУРА

По инициативе Ленинградского городского спорткомитета зимой 1941–1942 годов объявляется начало движения «спортсменов-тысячников», каждому из которых предстоит обучить тысячу и более сограждан рукопашному бою, метанию гранат и бегу на лыжах.

После первой блокадной зимы руководство города принимает решение укрепить моральное состояние ленинградцев. 11 апреля 1942 года среди школьников проводятся соревнования по строевой подготовке. 31 мая в Таврическом саду ленинградцы бегут легкоатлетический кросс на дистанцию 1 000 м, а на стадионе «Динамо» проводится футбольный матч. Традицию развивать в городе культуру спорта стараются поддерживать на протяжении всей блокады.

Фотография. М. Минина на Дворцовой пл. после кольцевой эстафеты по велоспорту. 1942 г.

© Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотография. Мужская эстафета по городу (крайний справа – Е. Миронов). Май 1943 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотография. Военизированная эстафета по городу – старт на Дворцовой площади. 9 мая 1943 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

Особенный день в культурной жизни блокадного Ленинграда – 9 августа 1942 года. Оркестр Ленинградского радиокомитета (Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии) даёт премьерный концерт симфонии № 7 в Большом зале Ленинградской филармонии.


Фотокопия. Зал филармонии. К. И. Элиасберг за дирижёрским пультом. 9 августа 1942 г.

© Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор соч. 60 – одно из важнейших произведений Дмитрия Шостаковича. Первые три части он пишет ещё в сентябре 1941 года, находясь в Ленинграде, четвёртую, заключительную – уже в декабре, после эвакуации в Куйбышев. В день ленинградской премьеры зал филармонии полон слушателей, симфония транслируется и по радио через громкоговорители. Музыку, вселяющую веру и безграничную любовь к родному городу, слушают и в Ленинграде, и на фронте. Настрой на победу всё так же решителен.

Симфония № 7. «Ленинградская»

Запись концерта 5 мая 2018 года. Санкт-Петербургская государственная академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. Симфония № 7. «Ленинградская»

Дирижёр – Юрий Темирканов
Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр филармонии

В начале блокады в Ленинграде проживает 2,5 млн человек, из которых 400 тысяч – дети, около 300 тысяч – беженцы из соседних областей и Прибалтики. Но запасов продовольствия и топлива – всего на 30 дней.

СПАСЕНИЕ: ЛАДОГА

Уже в середине сентября 1941 года, через неделю от начала блокады, на необорудованный берег Ладожского озера прибывают первые баржи с припасами. В течение месяца доставляют 10 тысяч тонн, но их хватает всего на 10 дней. Подвоз продуктов не восполняет и трети ежедневного расхода. Острая ситуация продолжается полтора месяца, в ноябре 1941-го появляются первые больные от истощения.


Карточка на хлеб на сентябрь 1941 г. Петра Андреевича Шувалова. Часть талонов отсутствует.

© Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

Метрострой

МЕТРОПОЛИТЕН

МетростройМЕТРОПОЛИТЕН

Иван Георгиевич Зубков
(1904–1944 гг. )

Выдающийся инженер, первый руководитель Ленинградского метростроя. Всего за пять месяцев:

  • собрал десятитысячный коллектив специалистов со всей страны, который заложил 34 шахтных ствола первой линии Ленинградского метрополитена;
  • организовал работу заводов и предприятий, обслуживающих строительство.

К началу Великой Отечественной войны Строительство № 5 НКПС (первое название «Метростроя») представляло собой мощную организацию с самым современным техническим вооружением. Именно поэтому Военный совет Ленинградского фронта доверил метростроевцам возведение самых важных стратегических объектов:

  • оборонительные сооружения на подступах к Ленинграду;
  • танковая переправа в районе Невской Дубровки;
  • строительство всей инфраструктуры для Дороги жизни на берегу Ладожского озера, в том числе порты в Осиновце и Кобоне;
  • свайно-ледовая железная дорога через Ладогу;
  • железная дорога Поляны – Шлиссельбург, по которой доставляли в блокадный Ленинград продовольствие и боеприпасы.

Иван Георгиевич Зубков погиб в июне 1944 года. Самолёт, на борту которого он летел на очередное задание фронта – осмотр моста через реку Свирь, потерпел крушение. За свою короткую, но яркую и насыщенную жизнь Иван Георгиевич сделал для Победы не просто много, а всё, что было в его силах.

Владимир Георгиевич Аверкиев
(1914–1980 гг.)

Второй начальник Ленинградского метрополитена, возглавлял предприятие с 1965 по 1976 год.

Родился в семье железнодорожников: отец был начальником станции, а мать работала в депо. Свой трудовой путь начал в 1930 году в должности путевого рабочего, после окончания в 1940-м Ленинградского института ж/д транспорта начал работать на Октябрьской железной дороге. Во время Великой Отечественной войны работал начальником Ленинград-Финляндского паровозного депо. Создавал легендарное железнодорожное сообщение на Дороге жизни.

По воспоминаниям дочери, Владимир Георгиевич в тяжёлые блокадные времена делал всё возможное, чтобы Дорога жила: делился с коллегами знаниями, поддерживал боевой дух коллектива и сам водил паровозы, когда изголодавшиеся машинисты падали от бессилия.

После окончания войны Аверкиева перевели в Управление Октябрьской железной дороги, а в 1961 году назначили на пост начальника Ленинградского метрополитена.

Он с энтузиазмом продолжил курс новаторства, при нём машинисты впервые начали работать без помощника, было построено первое ремонтное депо – «Дачное», началось строительство социальных объектов для сотрудников метро – детского лагеря, базы отдыха, санатория, лечебного корпуса в железнодорожной больнице – и открылось профессиональное техническое училище для подготовки специалистов рабочих профессий Ленинградского метро.

За годы работы Владимира Георгиевича в метрополитене были открыты 15 станций.

  • org/ImageObject»>

    Фотокопия. Схема 24. Дорога жизни. 1941–1942 гг. 44-я дивизия НКВД. 15 сентября 1967 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотография. Движение автомашин по Ладожской трассе, у развилки. Слева – 3 указателя, ближний «На Кобону», и регулировщик справа. Зима 1941–1942 гг

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

«Чай с вареньем»
В сентябре 1941 года Зубкову поручено силами метростроевцев организовать понтонную переправу для транспортировки танков на левый берег Невы, операция получает название «Чай с вареньем». Ежедневно утром Иван Георгиевич посылает в Смольный телеграмму: «Пьём чай с вареньем по 7–8 стаканов», что значит: в ночь переправлено 7–8 танков. 30 ноября в депеше сообщается, что танков на правом берегу больше нет.

Осенью 1941 года Военный совет Ленинградского фронта принимает решение строить через Ладогу ледовую дорогу, планируется сооружение конструкции, которой нет аналогов во всём мире. Ладога никогда полностью не замерзает: толчея сильных волн ломает лёд и тот трескается, идея прокладывать дорогу в коротком месте у фронта слишком рисковая, приходится оборудовать маршруты через центр озера. 20 ноября проходит санный обоз из 350 упряжек – ленинградцам доставили 63 тонны муки. Через два дня начинается автомобильное движение. Ежедневно на западный берег привозят 165 тонн грузов, но и этого недостаточно: Ленинграду требуется 310 тонн в сутки. Пропускная мощность Дороги наращивается с каждым днём.

В апреле 1942 года Ивана Георгиевича Зубкова назначают начальником Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта. В 1942–1943 годы основные силы управления сосредоточены на сооружении, восстановлении и эксплуатации транспортных объектов, обеспечивающих связь ленинградцев с «Большой землёй» и ж/д сообщением всей страны.

  • Фотография. Въезд на лёд Дороги жизни. 1942 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотография. Проверка документов на КПП. 1943–1944 гг.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотография. Ледовая трасса весной. 1942–1943 гг.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

Дорога жизни
Протяжённость по льду около 30 км. Хорошо организованная магистраль с указателями, картами-схемами, заправочными пунктами, аварийными стоянками и медпунктами для обогрева и перевязочных работ. С 22 января по 15 апреля из Ленинграда по Дороге жизни эвакуируют более 554 тысяч человек.

Даже несмотря на то, что водители выполняют по два-три рейса в сутки, в начале зимы 1942–1943 годов становится ясно, что автомобильная Дорога жизни уже не справляется со снабжением Ленинграда продовольствием – в преддверии прорыва блокады она перегружена транспортами войск Ленинградского фронта. Зубков принимает решение возвести ледовую железнодорожную переправу через Ладожское озеро и доставлять грузы без перевалки на автомашины.

Иван Георгиевич предлагает укладывать путь с широкой колеёй не на лёд, а на свайно-ледяную эстакаду, так поезда смогут двигаться в Ленинград полными составами, а не повагонно. В короткий срок военные строители, железнодорожники, сапёры, мостовики, бойцы рабочих батальонов строят железную ледовую дорогу длиной более 35 км. Сначала по рельсам пускают обкаточные паровозы и рабочие поезда.

За период существования ледовой дороги перевезено

361 309

тонн грузов

~ 262,5

тысяч тонн продовольствия

8 350

тонн фуражных грузов

32

тысячи тонн боеприпасов и взрывчатых веществ

350

тысяч тонн горюче-смазочных материалов

> 22 800

тонн угля

Статистика из материалов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.

18 января 1943 года наступательная операция «Искра» приносит долгожданные плоды – войска Ленинградского и Волховского фронтов прорывают блокаду Ленинграда. Необходимости в ледяной дороге больше нет. Строителей отправляют на возведение моста через Неву в месте прорыва. Воины-железнодорожники Строительства № 5 во главе с Зубковым совершают очередное инженерное чудо: за 15 дней по труднопроходимым болотам прокладывают 33-километровый участок железнодорожного пути «Шлиссельбург – Поляны» с мостом через Неву протяжённостью 1300 м. 7 февраля 1943 года, на день раньше намеченного, ленинградцы торжественно встречают на Финляндском вокзале первый поезд с «Большой земли».


Фотография. Ф. Д. Трахтенберг Финляндский вокзал. Митинг в честь прибытия первого поезда с «Большой земли». 7 февраля 1943 г.

© Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начинают Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. 27 января советские войска полностью освобождают Ленинград от вражеской блокады. В 20:00 в городе дают салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий в честь окончательного освобождения от блокады, длившейся 872 дня. Приказ подписывает сам Иосиф Сталин, а не маршал Говоров, как положено по уставу, – такой привилегии за всю Великую Отечественную войну удостаивается только один командующий фронт. До полной победы остаётся чуть больше трёх месяцев.


Фотокопия. Первый салют Победы на Неве. 27 января 1944 г.

© Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

8 июля 1945 года ленинградцы торжественно встречают гвардейцев Ленинградского фронта. В честь праздника сооружены временные деревянные арки. 45-я, 63-я и 64-я гвардейские стрелковые дивизии длительным маршем входят в город по трём направлениям – по Московскому проспекту, со стороны Нарвских ворот и от Володарского моста. В Ленинграде – первый Парад Победы.

ПОБЕДА: ПАРАД

Люди плачут от радости, дети улыбаются, девушки дарят фронтовикам цветы, матери ищут глазами сыновей, все с волнением ждут встреч со своими близкими. У триумфальной арки Победы за Кировским заводом вручают хлеб-соль. На Дворцовой, Кировской и площади Ленина блестят ордена. В небе пролетают самолёты, после парада их сменяют залпы салюта. Победный Ленинград гуляет.

  • org/ImageObject»>

    Фотокопия. Группа со штандартом «Ленинградский фронт» на Дворцовой площади. 8 июля 1945 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотокопия. Воины 188-го с. п. на параде Победы. Дворцовая площадь. Впереди – И. Е. Кубашко. 8 июля 1945 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотокопия. Ф. Д. Трахтенберг. Ленинградцы встречают победителей – гвардейцев у временной арки Победы. 8 июля 1945 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотокопия. Ф. Д. Трахтенберг. Город встречает гвардейцев. Цветы победителям. 8 июля 1945 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

В течение многих лет после Великой Отечественной войны в Ленинграде появятся десятки памятников и пройдёт ещё не один Парад Победы.

  • Фотография. Б. Лосин. Памятник «Разорванное кольцо». 1970 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотоотпечаток. Б. Лосин. Памятник «Рубежный камень». 1972 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотоотпечаток. Б. Лосин. Общий вид строительства монумента на площади Победы. 1980 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотоотпечаток. Б. Лосин. Памятник «Студентам-политехникам». 1980 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • Фотоотпечаток. Б. Лосин. Монумент на площади Победы. Скульптурные группы «Матросы» и «Снайперы». 1980 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • org/ImageObject»>

    Фотоотпечаток. Б. Лосин. Центральный горельеф обелиска на площади Восстания. 1985 г.

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

После полного освобождения Ленинграда от блокады в 1944 году секретарь Ленинградского горкомитета ВКП (б) Константин Алексеевич Кузнецов обращается к народному комиссару, генерал-директору путей сообщения Лазарю Моисеевичу Кагановичу с просьбой возобновить работы по строительству метрополитена. В результате Сталин подписывает постановление, по которому работы должны начаться в 1945 году.

МЕТРОПОЛИТЕН: ВОЗРОЖДЕНИЕ

Для определения маршрутов будущих линий метрополитена ленинградцы «голосуют» талончиками. Когда пассажиры входят в трамвай, им выдаётся талончик с названием остановки. На выходе талончик нужно вернуть контролёру. В конце рабочего дня тысячи талончиков свозятся в один пункт и подсчитываются специалистами. Откуда? Куда? Сколько?

В результате у города появляется точная картина пассажирских маршрутов в отношении загруженности транспорта. Оказывается, что самые востребованные пути проходят между центром города, промышленной зоной Кировского завода и районом новостроек у Московского проспекта. Решено первыми линиями связать север и юг города и по возможности осуществить давнюю мечту – наладить сообщение между вокзалами: Балтийским, Варшавским, Витебским, Московским и Финляндским.

Монтаж эскалатора на станции «Кировский завод»

  • org/ImageObject»>

    Колонна автомашин у Кировского райсовета перед отправкой на строительство метро. 3 сентября 1947 г.

  • Группа инженеров-конструкторов обсуждают проект станции первой очереди «Кировский завод». 7 февраля 1948 г.

Метрострой отзывает сотрудников, занятых на восстановительных работах в Ленинграде, возвращает специалистов из эвакуации, набирает новых сотрудников. При возобновлении работ – ещё в условиях продолжающейся войны – метростроевцы сталкиваются со сложными горно-геологическими условиями, пройти участок тоннеля дальше 10,8 км не удаётся. Первые стволы глубиной более 30 м сооружаются отбойными молотками, ломами и лопатами.

В 1946 году создаётся новый коллектив – «Ленметропроект». Помощь в доработке довоенного плана строительства оказывают московские инженеры. В 1946, 1948 и 1950 годах проходят три тура конкурса проектов станций Ленинградского метрополитена, заявлено порядка 38 работ. Перед архитекторами стоит сложная задача – сделать станции непохожими на московские и отразить величие сталинской эпохи. Среди утверждённых проектов окажутся станции, воспевающие подвиг ленинградцев и защитников непобеждённого города на Неве.

  • Станция метро «Автово», вид на мозаичное панно

  • Мозаичное панно на станции метро «Автово»

    © Фонды Музея обороны и блокады Ленинграда

  • org/ImageObject»>

    Фрагмент надписи под куполом вестибюля станции метро «Автово»

  • Слева: выпуск газеты «Ленинградская правда» № 270 от 15 ноября 1955 г. Справа: выпуск газеты «Ленинградская правда» № 271 от 16 ноября 1955 г.

Никто не забыт, ничто не забыто

интерактивное оглавление к адресной и справочной книге

Весь Ленинград : адресная и справочная книга : 1934 : с прил. нового пл. Ленинграда. – Л. : Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1934. – 1205 с. – Электронная копия доступна на сайте Рос. нац. б-ки. URL: https://vivaldi.nlr.ru/bx000020162/view . разд. паг. : пл.

Титульный лист

Содержание

От редакции

Как пользоваться справочником «Весь Ленинград»

Алфавитный указатель сокращений и условных наименований, встречающихся в тексте.

Сокращения в настоящем указателе

Алфавитно-предметный указатель к тексту

А   К   П   Т

Объявления

I отдел. Ленинград: Географическое положение. Климат. Территория и население. Промышленность. Жилищно-коммунальное хозяйство. Советская торговля. Общественное питание. Грузооборот. Культурное строительство. Здравоохранение. Бюджет

II отдел. Советские учреждения

Леноблисполком: Ленинградский областной исполнительный комитет Советов Р., К. и К. Д.

Ленсовет: Ленинградский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов

Комиссия советского контроля

Учреждения по иностранным делам

Отделы и управления Облисполкома

Отделы и организации Облисполкома и Ленсовета (объединенные)

Отделы и управления Ленсовета

Органы юстиции

Военные учреждения. Военно-морские учреждения

Райсоветы

III отдел. Партийные и профессиональные организации. Добровольные общества

Партийные организации

Профессиональные организации

Добровольные общества

Научные объединения

Искусство

Культура и просвещение

Сельское хозяйство

Разные общетсва

Общества и комитеты помощи

Спортивные организации

IV отдел. Промышленность: Промышленные предприятия, объединения и тресты

Промышленность Народного комиссариата тяжелой промышленности

Предприятия

Объединения и тресты

Промышленность Народного комиссариата легкой промышленности

Предприятия

Объединения и тресты

Промышленность Народного комиссариата лесной промышленности

Предприятия

Объединения и тресты

Промышленность Наркоматов внутренней торговли и пищевой промышленности

Предприятия

Объединения и тресты

Промышленность промысловой, лесной кооперации и кооперации инвалидов

Предприятия

Разнопромысловые, трудовые и строительные артели

Объединения и союзы

Промышленность разных наркоматов и ведомств

Предприятия

Объединения и тресты

Строительные и проектировочные организации

Акционерные общества

Отделения, представительства и конторы иногородних трестов и других объединений

V отдел. Городское хозяйство

VI отдел. Советская торговля

Учреждения Наркомвнешторга

Учреждения наркоматов внутренней торговли и пищевой промышленности

Заготовительно-сбытовые, снабженческие и торговые объединения

Государственная розничная торговля

Потребительская кооперация

Районные рабочие потребительские общества, входящие в организационную сеть ЛСПО

ОРСы и ЗРК

Разные торговые организации

Общественное питание

VII отдел. Сельскохозяйственные учреждения и организации

VIII отдел. Научные, учебные и политико-просветительские учреждения

Научные учреждения

Академия наук СССР

Научные учреждения различных организаций

Музеи

[Просвещение]

Высшие учебные заведения

Учебные комбинаты

Техникумы

Рабочие факультеты (рабфаки)

Профессиональные школы и курсы

Общеобразовательные политико-просветительные учебные заведения для взрослых

Общеобразовательные школы

Детские учреждения

Военно-учебные заведения РККА и РККФ

Учреждения просветительного характера

[Зрелищные искусства]

Государственные театры

Театры, находящиеся в ведении Гос. объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий — «ГОМЭЦ»

Театры, находящиеся в ведении различных учреждений

Театры, находящиеся в ведении ОБЛОНО

Театры и парки, находящиеся в ведении управления дворцов и парков Ленсовета

Кинотеатры

Оркестры и хоры

Печать

[Органы управления]

Издательства

Организации по распространению произведений печати и по приему объявлений и подписки

Периодические издания

Предприятия полиграфического производства

IX отдел. Здравоохранение

[Органы управления]

Лечебно-санитарные учреждения Ленгорздравотдела

Лечебно-санитарные учрежедния ж.-д. транспорта

Лечебно-санитарные учреждения Севзапводздравотдела

Платные лечебницы

Прочие лечебные учреждения

X отдел. Связь и транспорт

Почта, телеграф, телефон и радио

Транспорт

Маршруты трамваев, автобусов, пароходов

XI отдел. Кредитные учреждения

Банки

Государственные трудовые сберегательные кассы

Учреждения Наркомфина

XII отдел. Достопримечательности Ленинграда

XIII отдел. Проезды Ленинграда

Улицы, проспекты, переулки и площади в алфавитном порядке

А     К     П     Т

Список переименованных проездов, улиц, площадѳй, садов и парков Ленинграда. Список переименованных мостов и арок

Список сокращений профессий в Алфавитном Указателе жителей Ленинграда

Список сокращений имен в Алфавитном Указателе жителей Ленинграда

XIV отдел. Алфавитный указатель жителей

А [ Ал Ан Ар ]Б [ Бе Би Бо Бр Бу ]В [ Ве Ви Во ]Г [ Ге Ги Го Гр Гу ]Д [ Де До ]Е Ж З [ Зи ]И [ Иг ]К [ Кап Кв Кл Ко Коп Кр Ку ]Л [ Ле Ли Ло ]М [ Мам Ме Ми Мо ]Н [ Ни ]О [ Ор ]П [ Пе Пи По Пр ]Р [ Ро Ру ]С [ Се Си Со Ст Су ]Т [ То ]У Ф [ Фи ]Х Ц Ч Ш [ Ши Шн ]Щ Э Ю Я

Алфавитный указатель объявлений, помещенных в книге «Весь Ленинград»

Объявления

Новый план Ленинграда

Война — Россия и ее Империя в Евразии: Картографические ресурсы в Библиотеке Конгресса

[ Карты южного пограничного региона Азиатской России и Центральной России ]. (Вашингтон, округ Колумбия: Военное министерство США, Генеральный штаб, 1918-). Карты, частично цветные. Масштаб 1:1 680 000. Подано под номером LC G7201 .F2 s1680 .U5

Набор из тридцати одной карты, подготовленный от имени Экспедиционных сил армии США, служивших в Сибири с 1918 по 1920 год. Охватывает Сибирь, Дальний Восток России и Среднюю Азию. Каждый лист может содержать комбинации оверлеев, рукописных карт и печатных карт. На накладках, печатных или рукописных на кальке, изображены железнодорожные линии, топонимы, гидрография, дороги и границы, рельеф контурами. На печатных картах изображены города, поселки и села; географические названия; форты и посты; монастыри; колодцы и родники; реки; порты; шахты; заводы; железнодорожные линии и станции; дороги и тропинки; почтовые дороги; государственные, районные и провинциальные границы; затопленные земли; и общий рельеф по линиям формы. Печатные листы включают английские переводы русских терминов для общих географических объектов. Обозначение гласит: «Переведено и перерисовано Управлением военной разведки, Исполнительный отдел, Генеральный штаб, Вашингтон, 1918″. Графический указатель доступен для использования с набором.

Карта Архангельского округа России. (S.l.: Армия США, Инженерный корпус, Отдел картографии союзников, 1919). Масштаб 1:42 000. Подано под номером LC G7063 .A7 s42 .U5

Набор крупномасштабных карт, подготовленных Отделом картографирования союзников армии США для использования американскими войсками во время Архангельской кампании на севере России во время Гражданской войны в России. крупные речные системы – Северная Двина, Онега, Пинега и их притоки На картах изображены города и села, кварталы, строения и дома, окопы, проволочные заграждения, хорошие (круглогодичные) дороги, зимники, тропы, железнодорожные пути и разъезды, реки и ручьи, мосты, географические названия Каждый лист снабжен легендой, координатной шкалой и примечаниями Карты с наложением на одну верстовую систему координат Графический указатель доступен для использования с набором


[ Топографические карты бывшего российско-финляндского приграничья в Карелии между Выборгом (Виипури) и Зеленогорстом (Териоки) ]. (С.л.: Военно-топографическая служба, (192-)]. Карты с цветной надпечаткой. Масштаб 1:20 000. Регистрационный номер LC G7061 .R3 s20 .R8

Комплект из девяноста шести (96) топографических карт, покрывающих часть Карельский перешеек по бывшей русско-финляндской границе между городами Выборг (Виипури) и Зеленогорст (Териоки).Многие листы подготовлены для фронтового использования с военными надписями с указанием укрепрайонов, позиций войск, заграждений, рубежей оборона и пути сообщения На целых листах изображены основные магистрали и дороги, однопутные и двухпутные железные дороги, проселочные дороги, зимники, конные тропы и тропы, государственные, областные и губернские границы, каменные и проволочные заграждения, электрические провода. ; телефонные и телеграфные линии; церкви; сады; мельницы и водяные колеса; мосты; реки и ручьи; культурная и некультурная растительность; населенные пункты; топонимы; рельеф по линиям формы. Каждый лист снабжен легендой и графическим/цифровым индексом. х в серию.


[ Befestigungskarte. Европейская Россия .] (Берлин: Германия. Heer. Generalstab, 194-). Карты, цветные. Масштаб 1:300 000. Подано под номером LC G7011 .R4 s300 .G4

Набор из восьми топографических карт армии Германии с изображением советских войск в районе городов Ростов (Ростов), Нижний-Чирская (Новочеркасск), Сальск (Сальск), Йошкар-Ола (Йошкар-Ола), Ульяновск (Симбирск), Саратов (Саратов), Сталинград (Зарызин), Куйбышев (Самара). Военная информация, наложенная в рукописи на листы Landesaufnahme издания Vorläufige, с отдельной легендой, прикрепленной к каждой карте. На картах могут быть показаны защитные барьеры, заграждения из колючей проволоки, противотанковые заграждения, противотанковые рвы, позиции тяжелой артиллерии, линии огнеметов, земляные бункеры, бетонные бункеры, укрепленные бетонные бункеры, минные поля и заминированные районы, укрепленные пляжи и мосты. На картах также показаны города, поселки и деревни; железные дороги; реки и каналы; государственные и административно-территориальные границы; но никакого облегчения. Топонимы на кириллице с романизированной надпечаткой. Карты также включают вставки, стандартную легенду о культурных объектах и ​​таблицу русского алфавита.

Festungsumgebungsplan von Brest-Litowsk . ([Вена?]: Kaiserliche und Königlische Technologische Militärkomitee, [191-?]). Одна карта на шести листах. Масштаб 1:25 000. 1 см. = 250 м. 3 см. = 1000 шагов. Внесена под номером LC G7094.B7R4 191- .A9 MLC

Топографическая карта на шести листах с изображением укреплений в окрестностях г. Брест-Литовска (Брестская область) в годы Первой мировой войны. строительство; дороги с указателями дистанции, проселочные дороги и сомнительные маршруты укреплений; железнодорожные линии; железные мосты; ширина и глубина рек; направления ветра; леса, сады и растительность; реки; затопленные земли; и рельеф контурами и высотами пятен. Каждый лист включает легенду, аббревиатуры и руководство по иностранному произношению.

Festungsumgebungsplan von Rowno . ([Вена?]: Kaiserliche und Königlische Technologische Militärkomitee, [191-?]). Одна карта на четырех листах. Масштаб 1:25 000. 1 см. = 250 м. 3 см. = 1000 шагов. Внесена под номером LC G7104.R6R4 191- .A9 MLC

Карта на четырех листах с изображением укреплений в окрестностях г. Ровно (Ровенская область) в годы Первой мировой войны. На карте показаны существующие укрепления, а также проектируемые и строящиеся; дороги с указателями дистанции, проселочные дороги и сомнительные маршруты укреплений; железнодорожные линии; железные мосты; ширина и глубина рек; направления ветра; леса, сады и растительность; реки; затопленные земли; и рельеф контурами и высотами пятен. Каждый лист включает легенду, аббревиатуры и руководство по иностранному произношению.

Карты

Карты

15 октября 2009 г.



Большинство представленных здесь карт и схем на русском языке. Перевод — слишком трудоемкое занятие.

Индексы карты могут измениться в результате обновлений. Они указаны в скобках на этой странице. Индекс формируется из 5-6 символы как: LLYYNN, где LL- символы, определяющие территорию, YY-год, NN-номер текущей карты

ПРИМЕЧАНИЕ: Когда указано количество немецких танков, это число необходимо проверить, так как очень часто их сумма завышена.

 

Я собираю карты и боевые схемы не только из книг, но и с многочисленных сайтов в сети. Я размещаю их на своем сайте, потому что многие англоязычные люди не могут найти эти изображения на русскоязычных сайтах. К тому же вся подобная информация часто бывает очень разбросана, и я трачу много сил, собирая ее из сети. Я стараюсь давать точные ссылки на каждый ресурс, с которого беру то или иное изображение.


 Для для удобства вся моя база карт разбита на представленные разделы и подразделы ниже.

    Извините за плохое качество некоторых карт. Это не моя вина.

  • Советский Символы топографической карты. Полное описание
  • Типичная кодировка советских военных карт и боевых схем (формат PDF)

  • Топографический карты (ТУ,ТЕ,ТФ)
  • Другое карты (Q)

ТУ, ТЭ, ТФ

В


1938-1940

  • Озеро Хасан
К38
  • Халхин-Гол Битва (инцидент в Номонгане)
К38
  • Зимняя (Финляндия) война
Ф39, Ф40

1941

  • Северное и Северо-Западное направления
    • Северный фронт
    • Северо-Западный фронт
      • Прибалтика
      • Битва за Ленинград

Н41

СЗ41

ВА41

Л41

  • Западное направление
    • Западный и Центральный фронты, июнь-август
      • ЗВО/Западный и Центральный фронты

В41

 

      • Оборона Брестской крепости
ВБ41
    • Московская битва
      • Калининский фронт
      • Западный и резервный фронты
      • Брянский фронт

КФ41

WR41

BF41

  • Юго-Западное направление
    • Юго-Западный фронт
SW41
  • Южный фронт
СФ41
    • Битва за Ростов
    • Битва за Крым
    • Осада Севастополя

СР41

СК41

СС41


1942

  • Северное направление
Н42
  • Северо-Западное направление
    • Битва за Ленинград: Ленинградский и Волховский фронты
    • Северо-Западный фронт

Л42

СЗ42

  • Западное направление
    • Калининский фронт
КФ42
      • Москва Контрнаступление
      • Разное Операции

 

    • Западный фронт
ВФ42
      • Москва Контрнаступление
      • Разное Операции
    • Брянский фронт

 

 

БФ42

  • Юго-Западный Направление
    • Юго-Западный и Южный фронты (январь-июль)
      • Харьковская операция
    • Воронежский фронт
    • Сталинградская битва: Донской, Сталинградский, Юго-Западный, Юго-Восточный, Южный фронты

SW42

К42

ВФ42

С42

 

  • Южное направление
    • Крымский фронт
    • Осада Севастополя
    • Северо-Кавказский и Закавказский фронты

СК42

СС42

С42


1943

  • Северное направление
Н43
  • Северо-Западное направление
 
    • Битва за Ленинград: Ленинградский и Волховский фронты
    • Северо-Западный фронт

Л43

СЗ43

  • Западное направление
    • Калининский фронт/1-й Прибалтийский фронт
    • Западный фронт
    • Центральный фронт/Белорусский фронт
    • Брянский фронт

КФ43

ВФ43

БФ43

БФ43

  • Юго-Западный Направление
 
    • Воронежский фронт и Юго-Западный фронт
    • Центральный фронт
    • Сталинград Битва и ее спутники
    • Курск Боевой
      • Центральный передний
      • Воронежский фронт
        • Прохоровка

ВС43

CF43

СТ43, СБ43

 

КС43

КВ43

КП43

    • Украинские фронты
      • Воронежский фронт/1-й Украинский фронт
      • Степной фронт/2-й Украинский фронт
      • Юго-Восточный фронт/3-й Украинский фронт
      • Южный фронт/4-й Украинский фронт

 

1У43

2У43

3У43

4U43

  • Южное направление
    • Кавказ и Крым (Закавказский и Северо-Кавказский фронты)

 

С43


1944

в/ч
  • Северное направление
    • Карельский фронт
    • Ленинградский фронт

КН44

ЛН44

  • Северо-Западное направление
СЗ44
    • Ленинградский и Волховский фронты
      • Эстония
    • 1-й Прибалтийский фронт
    • 2-й Прибалтийский фронт
    • 3-й Прибалтийский фронт

Л44

1П44

 

2П44

3П44

  • Западное направление
    • Белорусский/1-й Белорусский фронт
      • Польша
    • 2-й Белорусский фронт
    • 3-й Белорусский фронт

1Б44

 

2Б44

3B44

  • Юго-Западное направление
    • 1-й Украинский фронт
      • Польша
      • Чехословакия
    • 4-й Украинский фронт
      • Чехословакия

1U44

 

 

4У44

 

  • Южное направление
    • 2-й Украинский фронт
      • Корсунь-Шевченковский
      • Молдавия и Румыния
      • Венгрия
    • 3-й Украинский фронт
      • Молдавия и Румыния
      • Балканы
    • 4-й Украинский фронт и Приморская армия
      • Крым

2U44

 

 

 

3У44

 

 

4У44, КА44

 

 


1945

 

  • Северо-Западный Направление
    • Ленинградский фронт
    • 1-й Прибалтийский фронт
    • 2-й Прибалтийский фронт
    • 3-й Белорусский фронт

Л45

1П45

2П45

3B45

  • Западное направление
 
    • 2-й Белорусский фронт
      • Польша
      • Берлинская операция
    • 1-й Белорусский фронт
      • Польша
      • Германия
      • Берлинская операция
    • 1-й Украинский фронт
      • Польша
      • Германия
      • Берлинская операция
      • Чехословакия

2B45

 

 

1Б45

 

 

 

1У45

 

 

 

 

  • Юго-Западное направление
    • 4-й Украинский фронт
      • Чехословакия
    • 2-й Украинский фронт
      • Венгрия
    • 3-й Украинский фронт
      • Венгрия
      • Австрия

4U45

 

2У45

 

3У45

 

 

  • Дальний Восток (Война с Японией)
Дж45
    • Забайкальский фронт
    • 1-й Дальневосточный фронт
    • 2-й Дальневосточный фронт

ТФ45

1Ф45

2Ф45




[Главная][Битвы][Формации][Галереи][Карты][Мультимедиа][Источники][Структура][Униформа][Оружие][Исходные данные][Ссылки][Сокращения][Форум][Карта сайта][О нас ]


Ленинградская область, Россия путеводитель

История Ленинградской области

Первые поселения на территории нынешней Ленинградской области появились в 9-8 тысячелетии до н. э., после отступления ледника. К середине I тысячелетия нашей эры здесь жили финно-угорские племена, занимавшиеся земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством. В 8 веке в регион пришли славянские племена.

В 750-х годах возникла Ладога (с 18 века — Старая Ладога) — древнейшее русское поселение. В 9X-X вв. Ладога стала важным политическим и экономическим центром древнерусского государства. В конце 10 века Лагода утратила эту роль. Новым центром стал Новгород.

В XII веке Новгород обрел политическую самостоятельность, а земли на берегу Финского залива, Луги, Невы, Ладоги, Волхова вошли в состав Новгородской республики. В XIII-XIV веках этот край стал ареной борьбы Новгородской и Псковской республик против ливонских рыцарей и шведских феодалов.

Еще исторические факты…

В 1240 году произошла знаменитая Невская битва, в которой новгородские войска во главе с князем Александром Ярославичем нанесли поражение шведским войскам. После битвы Александр Ярославич получил почетное прозвище «Невский» и стал именоваться просто Александром Невским.

В XIII-XIV веках для защиты северо-западных рубежей было основано несколько новых крепостей: Ям, Копорье, Орешек, Корела, Тиверский городок. В январе 1478 года Новгородская республика была завоевана Московским княжеством. Область вошла в состав единого Российского государства.

В начале XVII века, в Смутное время, Россия была отрезана от Балтийского моря. Северо-восток страны был захвачен шведами. В начале 18 века, во время Северной войны, Россия восстановила контроль над регионом, и здесь был основан Санкт-Петербург, новая столица государства.

В 1708 г. была образована Ингерманландская область. В 1710 г. она была переименована в Санкт-Петербург, в 1914 г. — в Петроград, в 1924 г. — в Ленинградскую область. Во время Второй мировой войны большая часть территории была оккупирована немцами и финнами и сильно пострадала. 19 января45, население области составляло 483 тысячи человек. Население до войны составляло 1 258 000 человек.

В послевоенный период было восстановлено хозяйство области, появился ряд новых городов и сел. В 1973 году в Сосновом Бору была открыта Ленинградская атомная электростанция.

Ленинградская область природа

Ленинградская область пейзаж

Автор: Роман Розанов

Ленинградская область природа

Автор: Игорь Лось

6 Ленинградская область поле

6 Ленинградская область поле1177

Автор: Виталий Карпуткин

Особенности Ленинградской области

Санкт-Петербург не входит в состав Ленинградской области. Это самостоятельный субъект Российской Федерации, город федерального значения. Ленинградская область — единственный субъект России, органы власти которого полностью расположены на территории другого субъекта.

Ленинградская область, расположена на Восточно-Европейской (Русской) равнине, вытянута с запада на восток на 500 км, с севера на юг — на 320 км. Регион граничит с Европейским Союзом: на западе — с Эстонией, на северо-западе — с Финляндией.

Климат континентальный. Морские воздушные массы обусловливают относительно мягкую зиму с частыми оттепелями и умеренно теплое, иногда прохладное лето. Средняя температура января находится в пределах минус 8-11 градусов тепла, июля — плюс 16-18 градусов тепла.

Ленинградская область богата водными ресурсами — реками и озерами. Здесь насчитывается около 1800 озер, в том числе Ладожское озеро — самое большое озеро в Европе. Большую часть территории занимают болота.

Промышленность является основой местной экономики. Преобладают такие отрасли, как пищевая промышленность, транспортное оборудование, нефтепродукты, целлюлозно-бумажная промышленность. По территории области проходит часть газопровода «Северный поток».

Ленинградская атомная электростанция расположена в городе Сосновый Бор. Машиностроительные заводы расположены в разных городах области. Автомобильный завод Ford расположен во Всеволожске, Caterpillar — в Тосно.

В районе хорошо развита транспортная сеть. Санкт-Петербург – один из крупнейших транспортных узлов России.

Крупнейшие города Ленинградской области: Гатчина (95 600), Выборг (79 300), Сосновый Бор (67 600), Всеволожск (67 900), Тихвин (58 000), Кириши (52 300), Сертолово (51 000), Кингисепп (47 700) Волхов (45 500).