Содержание

71 фото, карта, как доехать. Памятники на Дороге жизни



поделиться:

Дорога жизни — это единственная транспортная магистраль, по которой блокадный Ленинград через Ладожское озеро был связан со страной. Перевозки по дороге жизни выполнялись с 12 сентября 1941 по март 1943 года. В период навигации доставка осуществлялась на буксирах с баржами и кораблях, а зимой машины шли по ледовой дороге.

За этот период в осажденный город по легендарной Дороге жизни, которая официально числилась военно-автомобильной дорогой № 101, в Ленинград было привезено свыше 1600 тысяч тонн грузов, в основном продовольствия, фуража и горюче-смазочных материалов. За 500 дней блокады (до ее прорыва) по трассе эвакуировали более миллиона человек.


+71 фото

Сохранившийся участок Дороги жизни

125136

автор: Дмитрий Казаков

Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, когда она была полностью снята.

Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года.

Если в наши дни лететь на вертолете над Ладогой, то под водой можно разглядеть сотни темных прямоугольников, это остовы грузовиков, ушедшие под лед в первую и вторую блокадные зимы. Вместе с машинами, которые везли муку и снаряды, часто гибли водители и рабочие трассы.

Ольга Берггольц писала о Дороге жизни:

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги.

Карта Дороги жизни

Как доехать

Большинство памятников находятся вдоль современной трассы А-128, которая так и называется «Дорога Жизни». До всех памятников удобнее всего доехать на автомобиле, останавливаясь у каждого из них.


+71 фото

10-й км, мемориал «Румболовская гора»

125123

автор: Дмитрий Казаков

Также можно доехать на электричке до станции «Ладожское озеро» (отправление с Финляндского вокзала). В поселке можно посмотреть Музей «Дорога жизни», Осиновецкий маяк и Паровоз Эш-4375 (находится прямо на станции). Кроме того, в поселке есть прекрасный песчаный пляж, поэтому летом экскурсию можно совместить с купанием и загоранием. Учтите, что в Ладожском озере вода чистая, но всегда холодная.

Памятники на Дороге жизни

Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все сооружения Дороги жизни входят в Зеленый пояс Славы.


Цветок жизни


+71 фото

Памятник «Цветок жизни»

125171

автор: Дмитрий Казаков

Памятник, расположенный на высоком берегу небольшой речки Лубьи, выполнен в виде белого каменного цветка на 10-метровом стебле, возвышающемся над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце». От мемориала 40-метровая лестница и березовая аллея Дружбы приведут Вас к насыпному холму, где установлены каменные листки дневника Тани Савичевой, ленинградской школьницы-пионерки, потерявшей всех близких, пережившей блокадную зиму 1941–1942.


+71 фото

Каменные листки дневника Тани Савичевой

автор: Дмитрий Казаков

Таня Савичева умерла в эвакуации в июле 1944 года, находясь в одном из детских домов Нижегородской области.


Разорванное кольцо


+71 фото

Памятник «Разорванное кольцо» на Дороге жизни

125157

автор: Дмитрий Казаков

Памятник выполнен в виде двух железобетонных арок высотой 7 метров, символизирующих кольцо блокады, разрыв между ними — Дорога жизни. Под арками в бетоне можно увидеть следы протектора машин. Рядом расположены два железобетонных шара, имитирующих прожектора, а также зенитное орудие калибра 45 мм.


+71 фото

Зенитная пушка

125153

автор: Дмитрий Казаков

Осиновецкий маяк


+71 фото

Маяк Осиновецкий

125809

автор: Дмитрий Казаков

Ладожское озеро имеет суровый нрав и в отдельных его местах плаванье очень опасно. У Осиновского маяка суда никогда не приставали — это считалось невозможным, поскольку здесь не только шел обстрел немецкой артиллерии, но и сама стихия свирепствовала. В ночь с 16 на 17 сентября во время шторма в этом месте разбились баржи и погибло более 1000 человек.

Тонули корабли, гибли люди, но для спасения Ленинграда у Осиновского маяка приставали баржи, груженые зерном.


Катюша


+71 фото

Мемориал «Катюша» 12-й км Дороги жизни

125148

автор: Дмитрий Казаков

Мемориал выполнен в виде пяти 14-метровых стальных балок, установленных под углом к горизонту и символизирующих знаменитую реактивную установку. На невысокой гранитной стене — надпись:

1941—1943 Эти грозные годы запомни
Здесь проходила Дорога Жизни
Мужеством храбрых спасен Ленинград
Павшим героям бессмертная слава.

Дорога жизни — это название полностью соответствовало той роли, которую она сыграла: без нее Ленинград бы просто погиб.

История

8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург, перерезали все сухопутные трассы и водный путь по Неве. Началась блокада Ленинграда и Ладога стала единственным путем, связывающим город с Большой землей.

С 12 сентября началась доставка грузов в блокадный город. Продовольствие привозили сначала в Волхов, из него — в Новую Ладогу, а затем на баржах переправляли на западный берег к маяку Осиновец.


+71 фото

Осиновецкий маяк

автор: Дмитрий Казаков

Осенью 1941 года лед на Ладоге долго не устанавливался и баржи шли по озеру, обходя ледяные участки. Первый санный обоз пошел 17 ноября, доставивший в город 63 тонны муки, а вскоре началось движение автомашин. Лед был еще очень хрупкий и чтобы не допустить провала транспорта, часть груза размещали на санях, что уменьшало давление на лед и позволяло перевезти больше продуктов.

Движение было организовано в обе стороны по двум трассам, расположенным на расстоянии 100–150 метров друг от друга. Немцы постоянно вели обстрел и бомбежку магистрали, но им не удалось остановить движение. Водители грузовиков не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков, а сколько здесь погибло людей, неизвестно. В память о подвиге, который совершали изо дня в день обычные люди, на берегу Ладожского озера стоит бронзовая копия легендарной «полуторке» ГАЗ–АА.


+71 фото

Памятник ГАЗ-АА «Полуторка»

125125

автор: Дмитрий Казаков

Вот как писал ленинградский поэт Анатолий Молчанов:

А где-то на Ладоге, в белом просторе
От бомб и мороза взрываются льдины,
И воют моторы, и стонут моторы,
И тянут груженные хлебом машины —
В пургу и обстрелы, без сна и покоя,
За жизнь и борьбу Ленинграда в ответе.
И было на трассе движенье такое,
Как в мирное время на Невском проспекте.


+71 фото

Мемориальный комплекс «Дорога жизни – первый километр», памятный знак «Регулировщица»

автор: Дмитрий Казаков

Благодаря доставке продовольствия по ледовой трассе, 25 декабря 1941 года люди, стоящие в очередях в булочные, неожиданно узнали, что норма хлеба была увеличена на 75 граммов. Дети и женщины плакали от счастья — казалось бы, такой маленький кусочек хлеба, но он давал им шансы спастись от голодной смерти!

По Дороге жизни проходила эвакуация населения — в первую очередь вывозили женщин и детей, больных и стариков.

В первую блокадную зиму ледовая трасса действовала 152 дня до 24 апреля 1942 года. В апреле во время оттепелей машинам приходилось двигаться по воде.

  • За первую блокадную зиму из Ленинграда было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых, в город было доставлено 361 тысяч тонн различных грузов, в том числе 262,5 тысяч тонн продовольствия и около 32 тысяч тонн боеприпасов
  • Во время второй навигации было перевезено более 1 миллиона тонн различных грузов в обоих направлениях, а их города было эвакуировано около 540 тысяч человек.

19 декабря 1942 ледовая трасса вновь начала работать, а уже 18 января 1943 года советские войска освободили Шлиссельбург, прорвав Ленинградскую блокаду. Для доставки грузов по южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы.

Но Ладожская трасса продолжала действовать еще почти год, до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.

Железная Дорога жизни

Есть в истории Дороги жизни страничка, о которой не пишут и стараются меньше вспоминать.

На второй год блокады Ленинграда предпринималась попытка построить ледовую железную Дорогу жизни, которая должна была соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западной. На все работы строителям было отведено два месяца.

Одновременно с двух берегов Ладожского озера началось сооружение железнодорожного моста из дерева длиной 35 км, так называемую «свайно-ледовую железнодорожную переправу». Одновременно строились два пути — узкоколейка и расположенный в 100–200 метрах от неё путь обычной колеи.

Строители, в основном женщины, пробивали полыньи и забивали сваи. Укладывался настил, а сверху монтировали железнодорожное полотно. Работы шли в мороз и под обстрелом противника. В январе 1943 года, когда была построена половина пути и по нему стали ходить рабочие поезда, войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда.

Необходимость в трассе отпала и все усилия строителей оказались бессмысленными. Возможно, по этой причине об этой железнодорожном пути предпочли забыть.

Малая Дорога жизни

Малая Дорога жизни начиналась от станции Бронка, расположенной у Ораниенбаума (Ломоносова) и шла по льду через Кронштадт к Лисьему Носу и Горской. Жители Ораниенбаума и защитники города испытывали те же трудности, что и жители Ленинграда. Они также голодали, так же умирали от голода.

В 1941 году норма выдачи хлеба была снижена. Но благодаря действию Малой Дороги жизни в январе 1942 года состоялось небольшое увеличение нормы выдачи хлеба, но несмотря на это, в 1941–1942 годах от голода здесь погибло 5000 человек.

Смотрите также

Фотографии

Расписание электричек до станции Ладожское Озеро

Расписание электричек от станции Ладожское Озеро

Спасибо деду. Юный генеалог создал карту госпиталей блокады Ленинграда | ОБЩЕСТВО

Евгения Агапова

Примерное время чтения: 5 минут

234

Николай четыре раза просил муниципалитет сделать запрос в военно-медицинский архив для получения доступа к архивным документам, необходимым для создания карты. личный архив

Ежегодно сотни людей пытаются раскопать какие-либо данные о своих родственниках. Благодаря современным технологиям и мощным городским архивам, историю семьи сегодня можно проследить вглубь на два-три века и найти информацию до петровских времен. Вот только зачем далеко уходить в историю, если события 1941-1945 годов до сих пор отзываются в сердцах каждого?

Семнадцатилетний генеалог Николай Базаров начал с изучения истории своего прадеда, воевавшего на Великой Отечественной войне, а закончил созданием интерактивной карты госпиталей блокадного Ленинграда. В ней он указал более 170 медсанбатов и госпиталей, в которых находились раненые или больные красноармейцы.

Исполнитель последнего желания

Юный генеалог Николай Базаров родился в 2005 году в Петербурге в семье сотрудника МВД и предпринимательницы, и с самого детства интересовался историей своего рода.

«Война, в особенности блокада, очень тяжелый период для моей семьи, — с трудом говорит Николай корреспонденту «АиФ-Петербург». — Три прадеда ушли на войну, двое из них погибли при обороне нашего города: один осенью 1941, другой летом 1943. Не вернулись домой и две прабабушки по отцу. Они умерли от голода в тылу. Но были и родственники, с которыми судьба распорядилась иначе. Например, прабабушки по матери, которые выжили в трудные и тяжелые для Ленинграда годы, прожили счастливую жизнь».

Особую роль в жизни Николая сыграли бабушка и дедушка по материнской линии, они ветераны-блокадники. Когда началась война, бабушке было всего 3 года, а дедушке 6 лет, однако их воспоминания о том времени навсегда остались в памяти.

Дедушка и бабушка Николая. Фото: личный архив

Николай часто смотрел с дедушкой — Николаем Александровичем Кононовым — военные фильмы, часто слушал его рассказы о блокаде. Но в один миг эти теплые семейные будни омрачила смерть. На протяжении двух лет, с 2019 по 2021 год, Николай помогал вести уход за лежачими больными бабушкой и дедушкой.

Прямо накануне Нового 2021 года еще пятнадцатилетний Николай проснулся от криков родителей: «Мама, мама! Ты чего?!», — слышал он. Оказалось, что бабушке стало плохо. Вся семья поехала в больницу, но прогноз был скверным. Несмотря на действия врачей, через сутки бабушки не стало.

«Дедушке боялись об этом говорить, но он постоянно звал: «Ва-а-аль, Валя, Ва-а-а-аль». Мое сердце просто разрывалось, и я решил все рассказать. Он впал в ступор, и так и не понял ничего. Каждый раз он путался. Каждый раз, когда звал «Валю», мы ему говорили, что она в больнице. Я даже сам поверил, что так и есть — она в больнице», — записал Николай в своем дневнике. К сожалению, дед Николая не смог долго прожить без любимой, и 21 марта 2021 года умер в своей постели.

Именно Николай Кононов помог проложить мостик между поколениями предков. Еще в 2017 году он попросил внука Николая разыскать информацию о своем отце, Александре Кононове, который во время Великой Отечественной войны служил санитаром в Михайловском замке. И он уважил эту просьбу. С этого времени Николай узнал, что прадеда отправили на фронт, где он получил смертельное ранение и скончался от ран в менсанбате на Советском переулке, 9.

Этот процесс поиска информации настолько увлек юного генеалога, что он не остановился на поиске одной истории. Кроме того, были даже и многочисленные просьбы от жителей из других регионов, чтобы он нашел какой-либо госпиталь! На этом фоне он принял решение создать интерактивную карту госпиталей блокадного Ленинграда.

Через тернии к архиву

На пути у юного исследователя было много трудностей. Например, он четыре раза просил муниципалитет сделать запрос в военно-медицинский архив для получения доступа к архивным документам, необходимым для создания карты.

«С июля по декабрь 2021 года мы отправляли запросы. Последний оказался контрольным — я хотел понять, стоит ли занимать этим проектом. В феврале 2022 года пришел положительный ответ. Значит, я продолжу свое дело», — с улыбкой произносит Николай.

По данным на 13 мая 2022 года, на карте отмечены все лечебные учреждения, которые работали во время Великой Отечественной войны и принимали раненых или больных красноармейцев.

«Когда я только-только опубликовал карту, некоторые чуть ли не с угрозами стали писать: «Почему адрес нашей школы не был отмечен? У нас есть сведения, что там располагался госпиталь!» В ответ я просто просил предоставить документ, который бы действительно подтвердил эти сведения. Вот только до сих пор мне так никто его и не выслал».

Для определения точного адреса госпиталя, помимо информации из документов военно-медицинского архива, Николай использовал в своей работе Интернет-справочники. Он также работал с документами ЦГА, ЦГАИПД и ЦГАНТД, однако пока данные оттуда никуда не публиковал.

«Карта должна помочь тем, у кого предок проходил лечение в Ленинграде. Для работы с ней необходимо знать только номер госпиталя и период, когда кто-то из родных лечился там, — считает Николай. — Карта позволит не только вычислить то здание, в котором во время Великой Отечественной войны проходил лечение предок, но и, в случае отсутствия информации о захоронении, вычислить его, ведь, как правило, многие лечебные учреждения хоронили умерших от ран, болезней бойцов неподалеку».  

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Блокада ЛенинградаСанкт-Петербургинтерактивная карта

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Ты не пройдешь! Петербуржец с арбалетом не пускал врачей к больной дочери
  • Две крепости на Неве. Как петровская Россия сделала первый шаг к величию
  • Испытания для гидов. Почему не все экскурсоводы рады закону об аттестации?
  • Где пожарить шашлыки в Санкт-Петербурге-2022: ТОП бесплатных мест

Новости smi2.ru

Блокада ленинграда: когда началась, сколько длилась и кратко о событиях

Navigation

  • Начало
  • Форум
  • Карты
  • Путеводители
    • Путь на Воттоваару
    • Вокруг Ладоги
      • Часть 1. Дорога в Карелию.
      • Часть 2. Куркиеки – Лахденпохья
      • Часть 3. Сортавала – Валаам – Рускеала
      • Часть 4. Ляскеля – Харлу
      • Часть 5. Юканкоски – Питкяранта – Колатсельга
      • Часть 6. Салми – Погранкондуши – Свирь
      • Часть 7. Приложения
    • Рейтинг Eeyore
    • Синявинские высоты

      Тур де Синявино № 1

  • Краеведение
    • Архив сайта
      • История Северо-Запада, Карельского Перешейка, Приладожья
      • Советско-Финские отношения, Зимняя война, Война-продолжение
      • Петровские редуты, форт Ино, линия Маннергейма, Карельский укрепрайон
    • Переписная книга 1500
    • Библиотека книг по истории Финляндии
    • Карты Невы и прилегающих территорий в шведских архивах
    • Перечень карт, оригиналы которых можно найти в шведских архивах
    • Нева и Ниеншанц
    • Карты и планы Невы и Ниеншанца
    • Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц
    • Столичный город С.-Петербург
    • Кронштадский мятеж
    • Экскурсия на Волховстрой
    • Руководство к плаванию в Невской Губе
    • Ленинград. Путеводитель. 1931 год
    • Ленинград. Архитектурно-планировочный обзор
    • Дипломатическая почта. (История Финляндии 1941-45)
    • Малоэтажные дома Ленинграда
    • Ленинградское дело
    • Проект детальной планировки Пороховых
    • Праздничный наряд Ленинграда
    • Каталог станций от Выборга до Новгорода
    • Конференции “СПб и страны Северной Европы”
    • Воспоминания о Коневце
    • Список исторической литературы
  • Военная история
    • Документы Ленинградского, Волховского, Карельского фронтов
    • Документы военного архива Финляндии
      • Журнал боевых действий Главной ставки финской армии
      • A – I
      • J
      • K-O
      • P-Y
      • Русские трофейные документы
    • Карельский и Выборгский укрепрайон
      • КаУР – наш ответ Маннергейму
      • Электрификация Карельского укрепрайона. 1928-1940
      • Передовой рубеж Карельского укрепрайона
      • Сведения о Выборгском укрепрайоне
      • История ДОТа №07 КаУРа
    • Крепости Ингерманландии и Карелии в 1681 году.
    • История военно-морской базы Ханко, материалы музея “Гангутский мемориал”
    • Хроника Видлицкой коммуны
    • Списки награжденных за участие в Советско-Финской войне
    • За чертой милосердия
    • По обе стороны Карельского фронта
    • Балтийцы – Герои Советского Союза
    • История ЛВО
    • Отчет 8-й ПД о боях в Сомме – Порлампи
    • 124-я танковая бригада в боях за Стрельну
    • Оборонительный бой 128-й стрелковой дивизии
    • Бункер адмирала Трибуца
    • Штурм Шлиссельбурга
    • Дневник В.Вишневского 1941-1945
    • Водные препятствия. 1943
    • Воспоминания о блокаде
    • Первичные воинские захоронения 1941-1944.
    • Перезахоронения Всеволожского района
  • Старый сайт
    • Архив: Путеводитель
    • Архив: География
    • Архив: История
    • Архив: Фортификация
    • Архив: СССР-Финляндия
    • Архив: Разное
    • Архив: Форум 2001-2002
    • Архив: Форум 2002-2004
    • 1999 г. – На авто по России
  • РЖД
    • Расписания, путеводители, проекты, описания
    • Документы ГКО
    • Документы ВКП(б)
  • Разное
    • Гостевая книга
    • Примеры шаблонов
    • Старые новости
    • Миттельшнауцеры Дарт и Жак
  • Фотогалерея

«Мама с тетей Нюрой ездили в Дербышки, менять вещи на что-то съестное. Попали в облаву на дезертиров…»

— Зуево далеко от железной дороги, кругом — леса. Поэтому и во время войны они там не бедствовали. Хотя бы не голодали, — говорит блокадница. — Малины, помню, там — заросли, грибы собирали. И когда мы приехали, нас там всей деревней кормили… Кто принесет яиц, кто лука, на учет нас поставили, зерно выдавали. Мы тогда поели в первый раз с начала войны досыта.

В Ярославле они пробыли до конца августа в ожидании разрешения на пропуск из Казани, где все это время жил и работал отец. Александр Нестеров уже не ждал семью. Все это время он переписывался с родственниками супруги, которым земляки еще в 41-м сообщили, что жена и маленькая дочь так и не выбрались из Ленинграда — умерли с голоду. Между тем, как только они приехали в Зуево, Мария Николаевна получила казанский адрес мужа — в Игумново, нынешней Адмиралтейской слободе, и написала письмо. Как только вызов был получен, они двинулись в дорогу и к началу сентября были уже в Казани.

Здесь жизнь была гораздо тяжелее и строже, чем в деревне, вспоминает Людмила Александровна. Жили впроголодь даже те, у кого были свои огороды — сажать было просто нечего. Нестеровых «расквартировали» в частном доме бывшего белогвардейского офицера в Игумнове — помимо маленькой Людмилы там были еще пятеро детей, правда, трое из них уже работали. Но еды все равно не хватало. Хозяйка дома, тетя Нюра, брала Марию Николаевну с собой в «вылазки» — выменивать вещи на картошку и хлеб у сельчан. Женщины покупали в городе керосин, ехали в деревню, где он использовался для лампадок, и привозили пару ведер картошки. Два — на продажу, одно — на стол, рассказывает блокадница.

Здесь жизнь была гораздо тяжелее и строже, чем в деревне, вспоминает Людмила Александровна

— Помню, мама с тетей Нюрой ездили в Дербышки, менять вещи на что-то съестное. Это сейчас там дома, город, а раньше была деревня. Один раз они попали в облаву на дезертиров. Не все же на фронт рвались… Перестрелка началась, они разделились, зашли — одна в один дом, вторая в другой. Моя мама заходит, а там милиционер сидит — они их называли «мешочниками». Он ей: «Ваши документы. Покажите, что на что меняете». Мама показывает, в паспорте написано: «Эвакуирована из Ленинграда», говорит: «А что вы просите?» Мама сказала, а он говорит хозяйке: «Дай ей, сколько просит, и столько сверх. Эта женщина пережила блокаду». А у тети Нюры забрали все.

Но просто так не отпускали никого: матери Людмилы Александровны поставили в паспорт штамп — о том, что в течение двух недель она должна устроиться на работу. Тех, кого задерживали повторно с особыми пометками в паспорте, отдавали под суд — за тунеядство. Мария Николаевна устроилась в речной техникум — уборщицей, чуть позже перешла в столовую Казанского вертолетного завода, но там долго проработать не удалось, ведь «в столовой могли работать лишь те, у кого мужья были на фронте». После войны она много лет проработала в сборочном цехе КВЗ.

Мария Николаевна умерла здесь, в Казани, в 55 лет — в 1969 году. После войны один раз съездила в Ленинград. Отец, Александр Нестеров, ушел из жизни в 1984-м.

Детский вклад в освобождение Ленинграда

Дети с большим энтузиазмом откликнулись на призыв о помощи со стороны местной власти. Они собирали металлолом для изготовления военной техники и снарядов, емкости для горючих смесей, теплые вещи для красноармейцев, а также помогали медикам в больницах.

Ребята дежурили на крышах зданий, готовые в любой момент потушить падающие зажигательные бомбы и тем самым спасти постройки от возгорания. «Часовые ленинградских крыш» – такое прозвище они получили в народе.

Дети за работой в блокадном Ленинграде

Когда во время бомбежек все убегали в укрытия, «часовые», наоборот, поднимались на крыши, для тушения падающих снарядов. Кроме этого измучанные и обессиленные дети становились изготавливали на токарных станках боеприпасы, рыли окопы и строили различные укрепления.

За годы блокады Ленинграда погибло огромное количество детей, которые своими действиями воодушевляли взрослых и солдат.

Подготовка к решительным действиям

Снятие блокады Ленинграда

Операция по полному деблокированию начиналась 14 января 1944 года совместными ударами Ленинградского и Волховского фронтов по флангам немецкой обороны в районах Петергофа и Новгорода. Оборонительная линия противника была прорвана, но значительная часть сил вермахта, бросив тяжелое вооружение, смогла вырваться из уготованного им окружения.

С 21 января немцы начали отвод своих войск из Мгинско-Синаявинского выступа на новые оборонительные рубежи у Нарвы и Луги. Советские войска упорными боями смогли серьезно нарушить эти планы, и после взятия Красногвардейска добиться рассечения 18-й немецкой армии на две части. По итогам этого наступления германские войска были отброшены от города, и 27 января был издан особый приказ по фронту, возвестивший об окончательном снятии блокады Ленинграда.

Дальнейшее развитие этого наступления отодвинуло линию советско-германского фронта от «северной столицы» более чем на 200 километров. В середине июня советские части отбросили финские войска, удерживающие Карельский перешеек, более чем на 100 километров в северном направлении. При этом последовательно было прорвано несколько хорошо укрепленных оборонительных линий противника.

Блокада Ленинграда – боль и смерть

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до – 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы – город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Первый этап эвакуации

Ладога дорога жизни

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни — пульс блокадного Ленинграда.

Летом — водный, а зимой — ледовый путь, соединяющий Ленинград с «большой землёй» по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом — вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам — баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна.

20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей.

Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни».

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (Блокадный храм)

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы является единственным религиозным памятником войне, все остальные являются гражданскими мемориалами.

Храм расположен на Малой Охте, на том месте, где еще до основания Санкт-Петербурга была построена лютеранская деревянная церковь, а с 1720 года там находился православный храм. В 30-х годах XX века церковь закрыли, а в 60-х годах снесли. В 90-х годах прошлого века была возведен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, посвященный жертвам блокады Ленинграда.

Также вспомнить наших предков и возложить цветы в память о погибших можно у следующих памятных мест:

  • Мемориал “Журавли” на углу Дальневосточного проспекта и улицы Новоселов, сооруженный на месте братских захоронений. Композиция состоит из стелы с летящими журавлями, обелиска, надгробных плит и бронзовой статуи девушки с венком
  • Постамент одной из статуй на Аничковом мосту — здесь сохранились следы от немецкого снаряда
  • Во время бомбежек пострадал, но не был разрушен Исаакиевский собор. С западной стороны колоннаду не стали реставрировать. На колоннаде можно увидеть трещины и следы обстрелов
  • На Невском проспекте на доме №14 находится мемориальная доска с надписью: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна»
  • Памятник герою Володе Ермаку на площади Кулибина. 19-летний юноша закрыл своим телом амбразуру фашистского дзота и обеспечил наступление частей Советской Армии
  • Трамваи играли важную роль во время блокады города — блокадный трамвай был единственный видом транспорта, который работал в это суровое время. Памятник ему установлен в год столетия петербургского трамвая в Кировском районе на проспекте Стачек
  • На Набережной Фонтанки у дома №21 есть малоизвестный памятник ленинградской проруби. В блокадном городе водопровод не работал и единственным источником воды были колодцы и прорубь
  • Памятник «Блокадный колодец», созданный скульптором Марком Круппа, установлен на стене дома №6 по проспекту Непокоренных. Над чашей с водой помещен медальон с изображением женщины с ребенком на руках
  • Памятник «Разорванное кольцо» выполнен в виде двух полукруглых арок, символизирующих блокадное кольцо вокруг Ленинграда, а разрыв между ними — Дорогу Жизни
  • Мемориальный комплекс «Дорога жизни — первый километр»
  • Памятник детям блокады в сквере на Наличной улице, дом № 55
  • Триумфальная «Арка победы» в Красном селе
  • Памятник-пушка 76-мм в Красном Селе в Дворцовом парке (пр. Ленина 112)
  • Памятник героям 76-го и 77-го истребительных батальонов в Александровском парке
  • Стела и мемориальная доска памяти морякам катерных тральщиков на Елагином острове
  • Памятник на месте рубежа Железной Ленинградской обороны на Крестовском острове
  • Блокадная подстанция на Фонтанке .
  • Братское кладбище «Остров Декабристов» .
  • Братская могила экипажа подводной лодки Щ-323 .

Также созданы музеи «Дорога жизни» и «Невский пятачок», экспонаты которых рассказывают о героизме защитников Ленинграда. В 1989 году был восстановлен Музей обороны и блокады Ленинграда.

События 1941 года

«Слово «Ленинград» сейчас на устах у всех!»

Сразу после операции «Искра» Ленинградское отделение Союза советских архитекторов объявило конкурс на эскизный проект монумента «Прорыв блокады». Не только профессиональные зодчие, но и десятки офицеров из действующей армии присылали на этот конкурс свои эскизы.

В те дни о прорыве блокады ежедневно рапортовало не только Совинформбюро, но и Лондонское радио. Приведем слова, по которым можно судить о тогдашнем отношении союзников к сражавшейся России:

Битва за Ленинград продолжалась. Почти год ушел на подготовку решительного удара по немецким позициям и полного снятия блокады. Последний артиллерийский удар по Ленинграду немцы нанесли 22 января 1944 года. В январе 1943 года маховик наступательных операций Красной армии еще не набрал полный ход. Но именно тогда, на шлиссельбургском льду, под хмурым зимним небом, впервые сверкнула искра Победы.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Решающий 1942 год

С начала блокады Ленинграда советские войска не оставляли попыток разорвать вражеское кольцо. Основные бои велись на левом берегу Невы на узкой полосе земли шириной менее километра, позже названной «Невский пятачок». Несмотря на неудачные попытки и потери в количестве 50 000 человек, Жуков продолжал настаивать на ведении боев именно в этом месте.

Ситуация в городе постепенно улучшалась:

  • в конце марта прибыли партизанские обозы с продовольствием, что подняло моральный дух ленинградцев;
  • весной в пригородах было создано свыше 600 подсобных хозяйств, частично обеспечивших потребность в овощах;
  • восстановилось движения общественного транспорта;
  • оборудовано около сотни укрепленных узлов обороны.

Немецкое командование, рассчитывающее к этому времени уже уничтожить город, приняло решение усилить обстрел Ленинграда к началу лета. Но теперь фашистским войскам противостояли не только сухопутные советские подразделение, но и Балтийский флот.

Дополнительно были приняты комплексные меры по обороне города:

  • налажена работа разведки;
  • произошла перегруппировка войск, позволившая подтянуть резервы;
  • устроена эффективная маскировка позиций;
  • выдвинута вперед тяжелая артиллерия;
  • выделены самолеты-корректировщики;
  • организовано наблюдение с помощью аэростатов;
  • часть войск переброшена на другую сторону Финского залива.

Благодаря предпринятым мерам, к концу 1942 года количество разрушений, нанесенных немецкими снарядами, уменьшилось в 7 раз.

Попытки прорыва блокады Ленинграда в 1942 году

В январе 1942 г. войскам под Ленинградом приказали окружить и уничтожить 18-ю немецкую армию, располагавшуюся к югу от города. Для выполнения этой задачи Ленинградский и Волховский фронт должны были, слаженно действуя, выступить навстречу друг другу. Седьмого января выступили Волховским фронтом. Неделя ушла и них на то, чтобы начать форсировать Волхов. Прорыв удался, и 2-я армия стала развивать успех, вклиниваясь в ряды противника. Ей удалось продвинуться на 60 км. А вот Ленинградский фронт со своей стороны продвинутся не смог. Три месяца 2-я армия удерживала позиции. А потом немцы отрезали её от основных сил, перекрыв, таким образом, возможность Волховскому фронту прислать подкрепление. Из группировок Ленинградского фронта пробиться не удалось никому. Солдаты оказались в окружении. Прорвать кольцо они не смогли. В течение четырёх месяцев 2-ю армию полностью истребили.

Летом поставили другую задачу, уже не настолько грандиозную. Войска должны были пробить небольшой коридор, чтобы стало возможным восстановить сухопутные связи с блокадным городом. На этот раз действовать начал Ленинградский фронт. Как казалось – безуспешно. Однако по плану, это продвижение должно было лишь отвлечь противника. Через восемь дней началось наступление Волховского фронта. На этот раз его удалось приблизить на половину расстояния до соединения с Ленинградским. Но и в этот раз немцам удалось отбросить советские войска на исходные позиции. В результате этой операции по прорыву вражеской осады, как и прежде, погибло большое количество людей. Немецкая сторона потеряла в этих боях 35 тысяч человек. СССР– 160 тысяч человек.

Битва за Ленинград

Встреча двух фронтов

Начало блокады (сентябрь-декабрь 1941 года)

Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву. После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано.

Войска группы армий «Север» постарались выполнить приказ на полное окружение города, но упорная оборона частей Красной Армии не позволила это сделать. Господствующие Пулковские высоты остались под контролем советских войск. К немногочисленным успехам вермахта относятся взятие Красногвардейска, Пушкина и Красного Села, а также рассечение советской обороны в районе Петергофа, где образовался изолированный Ораниенбаумский плацдарм.

При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина». Генерал армии Г. К. Жуков, 13 сентября сменивший Ворошилова во главе войск Ленинградского фронта, предпринял ряд активных мер по формированию и переброске частей, включая пополнение сухопутных подразделений моряками Балтфлота. В итоге Жуков фактически распылял свои силы, вынуждая подчиненных командиров соединений проводить постоянные контратаки на второстепенных по значению направлениях, зачастую уже укрепленных немцами.

На этот период приходится важная операция советских войск по захвату небольшого плацдарма в районе Невской Дубровки, получившего название «невский пятачок». Попытки развить отсюда наступление с целью ликвидации Шлиссельбургского выступа и дальнейшего прорыва блокады оказались безуспешными и привели к значительным потерям.

Карта обстановки под Ленинградом по состоянию на конец 1941 года

Немецкие войска, закрепившись в пригородах на удалении в 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам Ленинграда. Верхушка «Третьего рейха» откровенно признавалась в стремлении полностью уничтожить «город Ленина», уповая при этом на разрушение жилых домов артиллерией и скорую смерть осажденных от голода.

С первых же дней блокады в Ленинграде остро встала проблема организации продовольственного снабжения. Имеющихся запасов могло хватить максимум на месяц, что заставляло городское руководство уже с октября значительно урезать нормы их потребления. Снабжение посредством авиации и водным путем через Ладогу лишь частично решало проблему, но вскоре и этот маршрут был поставлен под угрозу.

Группа армий «Север» смогла к началу ноября захватить Тихвин и Волхов, угрожая выходом к реке Свирь, на рубеже которой были остановлены финские войска. Соединение войск противника восточнее Ленинграда грозило городу неминуемой гибелью. Северо-Западный фронт сумел сперва остановить немцев, а к началу декабря — вернуть утраченные ранее города и железную дорогу к побережью Ладожского озера.

Запасы продовольствия в блокадном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов достигли минимального размера за все время блокады. Для служащих, иждивенцев и детей эта норма составила 125 граммов хлеба на день, для работающих граждан — 250 граммов. Только ближе к концу 1941 года удалось, нарастив ледовый покров Ладожского озера, установить транспортные коммуникации с блокированным городом.

125 граммов хлеба: минимальная дневная продовольственная норма блокадника

Хлеб­ные кар­точ­ки

Кар­точ­ка в бло­кад­ном Ле­нин­гра­де — глав­ный до­ку­мент, ко­то­рый да­вал пра­во ку­пить про­дук­ты по го­су­дарс­твен­ным це­нам. На листе бу­ма­ги с от­пе­ча­тан­ны­ми та­ло­на­ми бы­ло ука­за­но, сколь­ко грам­мов и ка­ких про­дук­тов мож­но по ним по­лу­чить.

В и­юле 1941 го­да по­яв­ле­ние кар­то­чек не выз­ва­ло па­ни­ки: иног­да хлеб по нор­ме не вы­ку­пал­ся пол­ностью. Кру­пы́ в за­ви­си­мос­ти от со­ци­аль­но­го ста­ту­са по­ла­га­лось тог­да от 1 до 2 ки­лог­рам­мов в ме­сяц, мя­са — от 600 грам­мов до 2,2 ки­ло­грам­ма. Од­на­ко сим­во­лом бло­ка­ды ста­ла хлеб­ная кар­точ­ка с нор­мой хле­ба для иж­ди­вен­цев (не­ра­бо­та­ющих граж­дан), слу­жа­щих и де­тей до 12 лет — 125 грам­мов в день. Та­кой нор­ма­тив был ус­та­нов­лен уже 20 но­яб­ря 1941 го­да, че­рез пол­то­ра ме­ся­ца пос­ле на­ча­ла бло­ка­ды. До ян­ва­ря 1942 го­да месячная нор­ма вы­да­чи жи­ров для ра­бо­чих и ин­же­нер­но-тех­ни­чес­ких ра­бот­ни­ков (ИТР) сос­тав­ля­ла 600 грам­мов, для слу­жа­щих — 250 грам­мов, для иж­ди­вен­цев — 200 грам­­мов; са­ха­ра и кон­ди­тер­ских из­де­лий ра­бочим и ИТР в месяц по­ла­га­лось выда­вать 1,5 ки­лог­рам­ма, слу­жа­щим — 1 ки­лог­рамм, иж­ди­вен­цам — 800 грам­мов, а де­тям до 12 лет — 1,2 ки­лог­рам­ма.

Вы­дачу про­дук­тов по кар­точ­кам ста­ли за­дер­жи­вать уже в ок­тяб­ре 1941 го­да. В кон­це но­яб­ря на­ча­лась па­ни­ка, по­тому что в ма­га­зи­нах не­воз­мож­но бы­ло ку­пить ни жи­ров, ни мя­са. В ян­ва­ре 1942 го­да воз­ник­ли пе­ре­бои с хле­бом. Из-за от­сутс­твия во­ды прек­ра­ти­ли ра­бо­тать хле­бо­за­во­ды. Оче­ре­ди за хле­бом рас­тя­ну­лись на нес­коль­ко су­ток, хлеб на­ча­ли вы­да­вать му­кой. «По­лу­ча­ет че­ло­век му­ку, са­дит­ся, по­то­му что от ус­та­лос­ти ид­ти… не мо­жет, и хва­та­ет из ме­шоч­ка эту му­ку и пря­мо ее ест…» — вспо­ми­нал ле­нин­гра­дец Алек­сандр Ти­хо­нов. 

Кар­точ­ная сис­те­ма час­то пред­по­ла­га­ла за­ме­ны од­них про­дук­тов на дру­гие: вмес­то са­хара на те же та­лоны мож­но бы­ло по­лучить кон­ди­тер­ские из­де­лия или ка­као, вмес­то мас­ла — жир или да­же се­лед­ку.

Почему так долго длилась блокада Ленинграда

На подступах к Ленинграду фашистская армия пыталась занять Пулковские высоты. Эти холмы расположены к югу от Ленинграда и должны были стать точкой для обстрела из артиллерии всего города с целью его полного уничтожения. Но яростное сопротивление советской армии не позволило фашистам занять эту выгодную точку.

Героические действия советской обороны под Ленинградом (в Южном Приладожье) лишили фашистские войска значительной части боеприпасов, танков и солдат. Им пришлось срочно укреплять другие фронта. Часть войск из-под Ленинграда была перекинута на другие позиции. Дальнейшее наступление на город было прекращено.

Фашистские войска сфокусировались на фронтах южнее Ленинграда, а сам город был окружён и каждодневно подвергался мощнейшим артиллерийским обстрелам и бомбежке.

По плану Гитлера, следовало уничтожить город и всех его жителей. Это должно было лишить советскую армию военных заводов и подорвать геройский дух.

Несмотря на отсутствие электричества, нехватку продовольствия, жесточайший голод и холод, город продолжал функционировать и сопротивляться захватчикам. Заводы работали, люди устанавливали баррикады и препятствия для танков.

Осаждённый Ленинград героически продолжал производить боеприпасы для советской армии, ремонтировал технику и оружие для солдат.

Были сформированы народные ополчения — то есть группы жителей города. Они сооружали огневые точки для ответного обстрела, укрепляли оборону.

Работали и театры: без электричества, в мороз, иной раз при бомбёжках. В блокадном Ленинграде был снят легендарный фильм режиссёра Виктора Эйсымонта “Жила-была девочка” о судьбах двух детей 7 и 5 лет (уже после прорыва блокады некоторые сцены снимались в центре города). В осаждённом городе жила и творила поэтесса Ольга Бергольц.

Наперекор планам фашистов, город не только не умер, он — жил. Жил и яростно сопротивлялся.

Жизнь блокадного Ленинграда

Первая блокадная зима: самое страшное время для ленинградцев

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

Первые дни блокады Ленинграда

По приказу Гитлера его войскам предстояло взять Ленинград в кольцо и регулярно подвергать его обстрелам из тяжелых орудий. Немцы планировали постепенно сжимать кольцо и тем самым лишить город любого снабжения.

Фюрер думал, что Ленинград не выдержит долгой осады и быстро капитулирует. Он и подумать не мог, что все его намеченные планы потерпят фиаско.

Известие о блокаде Ленинграда разочаровало немцев, которые не хотели находиться в холодных окопах. Чтобы как-то ободрить солдат, Гитлер объяснил свои действия нежеланием напрасно расходовать человеческие и технические ресурсы Германии. Он добавил, что вскоре в городе начнется голод, и жители просто вымрут.

Справедливо отметить, что в какой-то мере немцам была невыгодна капитуляция, поскольку им бы пришлось обеспечивать пленных продовольствием, пусть и в самом минимальном количестве. Гитлер, наоборот, побуждал воинов нещадно бомбить город, уничтожая гражданское население и всю его инфраструктуру.

С течением времени неизбежно возникали вопросы относительно того, можно ли было избежать тех катастрофических последствий, которые принесла блокада Ленинграда.

Сегодня, имея документы и свидетельства очевидцев, не вызывает сомнений тот факт, что у ленинградцев не было шансов выжить, если бы они согласились добровольно сдать город. Фашистам просто не нужны были пленники.

Блокадный Ленинград

1942 или страшный год блокады

День снятия блокады Ленинграда

18 января 1943 года блокада была прорвана и южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8–11 км. Вместе с тем, попытки советских войск расширить сухопутную трассу не привели к успеху.

Немцы создали вокруг города оборону с железобетонными и деревоземляными сооружениями, заминировали поля и установили проволочные заграждения.

Войска Ленинградского, Волховского, Прибалтийского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота 14 января 1944 года перешли в наступление с Ораниенбаумского плацдарма на Ропшу, а 15 января — от Ленинграда на Красное Село. После упорных боев 20 января советские войска соединились в районе Ропши и ликвидировали окруженную Петергофско-Стрельнинскую группировку врага.

27 января были освобождены Красное Село, Пушкин и Павловск. Этот день стал днем полного освобождения Ленинграда от блокады. В Ленинграде был дан праздничный салют, о котором поэтесса Татьяна Варламова написала:

От усталости шатаясь, ленинградцы Шли на улицы, и слышалось: «Ура!» И сквозь слезы начинали обниматься, — Все! Закончилась блокадная пора!

Есть салют у нас весной — на День Победы, Он цветами красит небо всей стране, Но особо почитают наши деды Тот салют в голодно-белом январе.

Блокада Ленинграда была самым тяжелым временем в обороне города. Ленинградцы пережили величайшую трагедию, горе, скорбь и страдания, проявив стойкость, патриотизм и любовь к своему городу.

Прорыв блокады

Следующая попытка была предпринята 12 января 1943 года. Выбранный для наступления участок был очень сложным, а ленинградские солдаты страдали от истощения. Противник укрепился на левом берегу реки, который был выше правого. На склоне немцы ярусами установили огневые средства, которые надёжно прикрывали все подступы. А сам склон предусмотрительно обильно залили водой, превратив его в неприступный ледник.

Участвовавшие в наступлении ленинградские бойцы несколько месяцев напряжённо тренировались, буквально репетируя всё что, им предстоит выполнить во время атаки. В назначенный день утром одновременно с обоих фронтов грянули артиллерийские залпы, которые продолжались более двух часов. Как только смолкла артиллерия, начались прицельные авиаудары. А сразу вслед за ними вперёд пошли штурмовые группы. С помощью «кошек», багров и штурмовых лестниц они успешно преодолели ледяное заграждение и бросились в бой.

Прорыв блокады Ленинграда

На этот раз сопротивление удалось сломить. Хотя немецкие группировки сражались отчаянно, им пришлось отступать. Наиболее жестокие бои были на флангах прорыва. Даже после того, как немецкие группы оказались там в окружении, они продолжали вести бой. Германское командование стало спешно посылать к месту прорыва резервы, стремясь заделать брешь и восстановить кольцо окружения. Но на этот раз им это не удалось. Коридор, шириной в 8 километров был отвоёван и удержан. Всего за 17 дней по нему были проложены автомобильная и железная дороги.

«Не с кем становится отмечать День Победы… Нас, блокадников, осталось в Казани 104, ходячих — 40»

В Игумнове Людмила Александровна начала учиться — в 59-й школе. Закончила третий класс в 1945 году. Как раз на День Победы Нестеровым дали квартиру на Урицкого, около Сада Рыбака. «Сейчас этого барака уже нет, хороший был дом», — говорит блокадница. В то же время в Казань прибыла воинская часть, офицеры устраивались на частные квартиры. По соседству с Нестеровыми поселился майор, которого каждое утро забирала машина с личным водителем. В один из дней, встретив Марию Николаевну, шофер решил узнать, откуда они приехали, а узнав, рассказал, что как раз в апреле 1942-го служил регулировщиком на Ладожском озере.

— Мама говорила, что он побежал к машине и вытащил икону — протянул ей со словами: «Вот подарок для вашей дочки. Мне ее подарила одна полячка, я спрятал ее под сиденье, она со мной всю войну была, и ни разу я не был ранен». До сих пор она у нас в доме висит. Все хочу узнать, что за икона, может, католическая. Возможно, позже, и передам ее в музей, — поделилась блокадница, провожая нас в спальню, где уже много лет висит картина в раме.

В четвертый класс она пошла уже в 32-ю школу, которую окончила в 1953 году. Еще через четыре года, в 57-м, Людмила Александровна выпустилась из Казанского финансово-экономического института. На четвертом курсе она познакомилась с будущим мужем, курсантом Харьковского военного училища Иваном Анисимовичем. Молодой курсант тогда приехал в Казань в отпуск, а познакомились они на пляже — на водокачке. Вслед за мужем она объездила всю страну — от Балтийска и Калининграда до Дальнего Востока. Они воспитали двоих детей — дочь и сына, а теперь у них трое внуков.

После демобилизации Ивана Анисимовича семья обосновалась в Казани. В счастливом браке Хитрины живут уже 63 года — на полках расставлены совместные семейные снимки, фотокарточки с награждений с Фаридом Мухаметшиным и Сергеем Мироновым. Часто их навещают дети и внуки, так что средств и внимания хватает, улыбаются супруги.

Людмила Александровна и Иван Анисимович Хитрины

— Конечно, сейчас уже не с кем становится отмечать День Победы… Если мне 84, а им, фронтовикам, в 42-м по 16 лет… Их уже нет. Даже нас, блокадников, осталось в Казани 104, ходячих — 40. Сейчас даже не приглашают особо в школы выступать, у многих — забывчивость… — объясняет Людмила Александровна

— Поэтому важно помнить и рассказывать молодым людям о том, что случилось, о том, что было пережито. Сейчас нам-то внимания очень много уделяют, нам обижаться не на что

Ольга Голыжбина, фото Максима Платонова

ОбществоИстория

«Прихожу домой, что-то пахнет вкусно, вроде мясом. Спрашиваю: «Где Гуля?»

Итоги блокады

  • Автор: Владимир

Освобождение Харькова Ленинградская битва. Часть 1. До блокады Ленинградская битва. Часть 2. Осень — зима 1941 года