Уроки и последствия Карибского кризиса

Геополитические последствия конфликта

Глубинные причины Карибского кризиса заключались в самой логике холодной войны, в правилах игры «с нулевой суммой». Каждая из сверхдержав стремилась использовать любую возможность, чтобы добиться преимущества над противником в геополитической или геостратегической сфере.

В этом контексте СССР и США пытались привлечь на свою сторону освободительное движение, которое становилось все более влиятельным фактором международной жизни. Оно стремилось выработать свои собственные подходы, плохо вписывавшиеся в биполярную систему и нарушавшие сложившееся размежевание на сферы влияния. США считали Американский континент своей вотчиной и чрезвычайно болезненно реагировали на попытку Советского Союза закрепиться на своем «заднем дворе».

Советская акция в отношении Кубы имела и глобальный, и региональный характер. Продвижение советской военной мощи в Западное полушарие меняло общее соотношение сил, заметно усиливало уязвимость Соединенных Штатов. В региональном плане поддержка революционной Кубы означала вызов монопольному влиянию США на Американском континенте, отражала формирование новой международной ситуации. Вместе с тем действия Советского Союза в традиционно американской сфере влияния объясняют некоторую неуверенность Кремля, стремление провести всю операцию «Анадырь» втайне, поставить Вашингтон перед свершившимся фактом.

Одним из важных итогов Кубинского кризиса было соглашение по американским ракетам в Турции. Даже сегодня широко распространена точка зрения, что вопрос о турецких ракетах был поднят Советским Союзом. В послании Хрущева Кеннеди 27 октября предлагалось, чтобы американские ракеты были убраны из Турции в обмен на то, что советские ракеты будут увезены с Кубы. Дело в том, что вообще обмен мнениями по поводу турецких ракет был инициирован не Советским Союзом, а окружением Кеннеди сразу после президентского послания 22 октября через каналы тайной связи и, в частности, через Большакова. Трудно понять, почему предложение это не обсуждалось до 27 октября. Тем не менее советское предложение, изложенное в открытом послании об обмене ракетами, оказалось для США неприемлемым, так как это выглядело бы уступкой. Фактически же США дали устное согласие на то, что такой обмен состоится, и обещали, что ракеты из Турции вскоре будут убраны. Это было секретное соглашение, и оно было выполнено.

Бесспорно, важнейшим уроком Карибского кризиса стало то, что лидеры двух сверхдержав осознали и почувствовали опасность балансирования на грани ядерной войны. Политический просчет, неосторожные действия, неправильная оценка намерений противника — все это грозило непоправимой катастрофой для всего человечества. Как отмечал участник событий Г. Киссинджер, «что касается Кеннеди, то после Кубы его чувства претерпели качественные изменения: мир, в котором государства угрожают друг другу ядерным оружием, теперь казался ему не просто иррациональным, но и нетерпимым, и невозможным».

К сожалению, политики и дипломаты; с одной стороны, военные и представители ВПК, с другой, сделали разные выводы из опаснейшего международного кризиса. Первые понимали необходимость внести некоторые изменения в «правила игры», исключить возможность случайного возникновения ядерной войны. Для этого требовалось интенсифицировать процесс переговоров, обеспечить постоянные, устойчивые каналы связи. Не случайно, в июне 1963 г. СССР и США подписали специальный меморандум об установлении специальной линии прямой связи между Москвой и Вашингтоном. Вместе с тем представители военно-промышленного комплекса добивались наращивания гонки вооружений, особенно стратегических. При этом Соединенные Штаты хотели закрепить полученные преимущества, особенно по линии качества вооружений, а Советский Союз стремился преодолеть имевшееся отставание, догнать своего соперника. Поэтому период после Карибского кризиса в отношениях между СССР и США был чрезвычайно противоречивым: усиленная гонка вооружений сочеталась со стремлением к взаимоприемлемым договоренностям, к элиминированию возможности нового опасного международного кризиса.

Наконец, в обеих сверхдержавах результаты Карибского кризиса были восприняты далеко неоднозначно. Американские сторонники жесткой линии чрезвычайно отрицательно относились к реалистическим тенденциям в политике президента Кеннеди. Не случайно, через год после урегулирования Карибского кризиса Кеннеди пал пораженный пулями убийцы в Далласе. Что касается Хрущева, то его критиковали в Москве и за то, что он пошел на размещение советских ракет на Кубе, не просчитав все последствия этого шага, и за то, что он согласился убрать советское наступательное оружие с острова под американским давлением. Карибский кризис стал одним из аргументов противников Хрущева во время его смещения с высших партийных и государственных постов в октябре 1964 года.

СССР и США готовы были внести в свои отношения некоторые элементы кооперативной биполярности, то есть пойти на такие договоренности, которые закрепляли бы их положение гарантов Ялтинско-Потсдамской системы и вместе с тем уменьшали бы риск столкновения между ними.

Карибский кризис и ограничение ядерного вооружения

В существовавшей системе международных отношений громадную роль играло ядерное оружие. К 1962 г. им обладали США (с 1945 г.), СССР (с 1949 г.), Великобритания (с 1952 г.), Франция (с 1960 г.), позднее к ним присоединился Китай (в 1964 г.).

С осени 1958 г. в Женеве проходили переговоры трех государств (СССР, США, Великобритании) о прекращении ядерных испытаний. Прекращение экспериментальных взрывов атомного и водородного оружия способствовало бы охране окружающей среды нашей планеты и ставило бы некоторые барьеры на пути дальнейшего усовершенствования оружия массового уничтожения. И СССР, и США были заинтересованы в заключении такого договора, ибо обе державы провели большое число экспериментальных взрывов, отработали технологию производства ядерного оружия и накопили его запасы. Однако американские представители настаивали на обязательном проведении инспекций по проверке запрещения испытаний на местах, а руководство советского военно-промышленного комплекса решительно возражало против допуска иностранных инспекторов на секретные объекты в СССР. Затем переговоры были перенесены в Комитет по разоружению (Комитет 18-ти), сформированный ООН в марте 1962 года. Однако расхождения американской и советской позиций и там не позволили добиться позитивного результата. Основные разногласия касались проверки запрещения подземных испытаний.

Тогда, 2 июля 1963 г., советское правительство заявило о своей готовности заключить соглашение о прекращении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В новой международной обстановке, сложившейся после Карибского кризиса, в ходе переговоров в Москве между представителями правительств СССР, США и Великобритании в июле 1963 г. удалось разработать и парафировать текст соглашения на основе предложений советской стороны.

5 августа министры иностранных дел трех государств подписали в Москве «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой» между правительствами СССР, Великобритании и США. Участники Московского договора обязались «запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы» в атмосфере, за ее пределами, включая космическое пространство, под водой и в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами границ данного государства. Фактически Московский договор запрещал проведение ядерных испытаний в трех средах: в атмосфере, в космосе и под водой. Договор был бессрочным. Контроль за соблюдением договора обеспечивался национальными средствами участников.

Оставались разрешенными подземные ядерные взрывы. Официальной причиной были трудности отличить эти взрывы малой мощности от сейсмических колебаний земной коры. На деле представители военно-промышленного комплекса стремились сохранить возможность осуществлять некоторые испытательные взрывы для проверки надежности существующих систем.

Московский договор не перекрывал все возможности для совершенствования ядерного оружия. Тем не менее, он стал позитивным международным соглашением. Договор способствовал улучшению состояния окружающей среды, прекратив ее опасное загрязнение. Он стал шагом к последующим договоренностям о контроле над вооружениями.

Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах вступил в силу 10 октября 1963 г. после обмена ратификационными грамотами между тремя его первоначальными участниками. В течение двух месяцев договор подписали более ста государств. К сожалению, в тот момент к договору отказались присоединиться Франция, Китай и некоторые другие государства, что ослабляло его действенность.

Следующий шаг к ограничению гонки вооружений был сделан в январе 1967 г. с подписанием СССР, США и Великобританией договора об использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Договор предусматривал использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях, а также запрещал вывод на космическую орбиту объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения. Договоренности между СССР и США создавали более благоприятную обстановку для ограничения расползания атомного оружия. В 1967 г. был подписан договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке.

Оценка Карибского кризиса в историографии

В историографии итоги Карибского кризиса для СССР оцениваются неоднозначно. Исследователи советского периода рассматривали их в рамках официальной версии событий. Главным итогом событий октября 1962 г. в Карибском море они считают предотвращение термоядерной войны между СССР и США, ликвидацию ракетных баз США в Турции и Италии и защиту революционной Кубы от американской агрессии. К этой точке зрения присоединяются А. А. Фурсенко и Т. Нафтали, утверждавшие, что «полученная от президента США гарантия ненападения на Кубу компенсировала затраченную энергию, нервы и колоссальные денежные средства, пошедшие на скоропалительное размещение баллистических ракет в тропиках».

Часть современных историков считают исход Карибского кризиса поражением Хрущева. Например, Н. Верт утверждает, что в результате вывода советских ракет с Кубы под контролем США СССР подвергся глубокому унижению, и престиж его был сильно подорван. В. Н. Шевелев рассматривает влияние Карибского кризиса на взаимоотношения СССР со странами «социалистического лагеря», полагая, что рассматриваемые события ускорили разрыв между Советским Союзом и Китаем.

Третья группа исследователей (Д. Боффа, Р. Пихоя) выделяют как позитивные, так и негативные для СССР последствия Карибского кризиса. В частности, Р. Пихоя отмечал, что СССР военно-стратегически одержал победу, так как были устранены уже существовавшие ракетные базы в Турции и Италии, гарантирована неприкосновенность территории Кубы. В политическом и пропагандистском аспектах исход кризиса – выигрыш США, которые стали выглядеть жертвой советского экспансионизма, эффективными защитниками западного полушария; была придана вторая жизнь «доктрине Монро».

Таким образом, итоги Карибского кризиса стали предметом дискуссии в историографии. Отметим при этом, что одна из внешнеполитических целей размещения ракет на Кубе – защита режима Ф. Кастро от агрессии США — была полностью выполнена. Главное значение защиты Кубы состоит в том, что в результате Карибского кризиса Советский Союз подтвердил свой статус великой державы, лидера социалистического лагеря, способного поддержать союзника. Что касается достижения военно-стратегического паритета СССР и США, то эта задача была решена частично. Сохранить ракетно-ядерную базу на американском континенте не удалось, однако американские ракеты «Юпитер», в соответствии с соглашением, были вывезены из Турции и Италии. Воздействие же событий октября 1962 г. в Карибском регионе на мировое общественное мнение носило двойственный характер. С одной стороны для части общественности ликвидация советских баз на Кубе под контролем США действительно выглядела «унижением» и «поражением» Советского Союза. Однако многие, наоборот, расценили советское военное присутствие на Кубе как знак того, что СССР – это мощная держава, располагающая оружием, способным нанести Америке ощутительный удар, а согласие советского правительства пойти на компромисс во избежание эскалации конфликта – как свидетельство миролюбивого характера внешней политики СССР и великодушия главы советского государства.

Что же касается влияния рассматриваемых событий на обстановку в «социалистическом лагере», следует отметить, что они привели к временному обострению отношений СССР с Кубой и углублению конфликта Советского Союза с Китаем. По окончании «публичной» фазы Карибского кризиса Фидель Кастро подверг образ действий Н. С. Хрущева резкой критике. Недовольство Ф. Кастро вызвало не только заключение соглашения Хрущева с Кеннеди о демонтаже ракет и возвращении их в Советский Союз, что на Кубе сочли капитуляцией, но также и то, что этой договоренности достигли без предварительных консультаций с кубинским руководством. Письмо Ф. Кастро Н. С. Хрущеву, написанное 31 октября, свидетельствует о том, что кубинский лидер с самого начала понимал назначение ракетной базы СССР на Кубе по-своему. Он полагал, что ракетное оружие устанавливается на Кубе не только и не столько для защиты острова от возможного нападения американских вооруженных сил, сколько для выравнивания стратегического баланса между «социалистическим лагерем» и капиталистическими странами. Ф. Кастро, в частности, заявил: «Не считаете ли Вы, товарищ Хрущев, что мы, эгоистично думали о себе, о нашем великодушном народе, готовом жертвовать собой, и не бессознательным образом, а с полным сознанием опасности, которой он подвергался? Многие кубинцы переживают в этот момент мгновения непередаваемой горечи и печали».

Карибский кризис завершил раскол в советско-китайских отношениях, начавшийся в 1957 г. Причинами его, по мнению большинства исследователей, стала критика Мао Цзэдуном процессов десталинизации в СССР, а также объявленного Н. С. Хрущевым курса на мирное сосуществование со странами Запада. Кроме того, значительную роль, по мнению Д. А. Волкогонова, сыграла личная неприязнь советского и китайского лидеров.Размещение советских ракет на Кубе Мао Цзэдун назвал «авантюрой», а компромисс между Хрущевым Кеннеди расценил как «капитуляцию перед империализмом».

Таким образом, в результате Карибского кризиса, с одной стороны, СССР подтвердил свой статус лидера «социалистического лагеря», показав, что способен оградить союзный режим от агрессии. С другой стороны, соглашение Хрущева с Кеннеди обострили отношения СССР с Кубой и Китаем.

Мирный исход Карибского кризиса власть стремилась использовать для утверждения в сознании советских людей тезиса о миролюбивом характере советской внешней политики. Такой вывод позволяет сделать анализ материалов газет «Известия» и «Правда» за конец октября – начало ноября 1962 г. Урегулирование конфликта, согласие Хрущева демонтировать советские ракетные установки на Кубе – главная тема публикаций в центральной прессе вплоть до середины ноября 1962 г. Неоднократно подчеркивается, что главным итогом деятельности советского правительства в дни противостояния с США является сохранение мира. На это указывают заголовки и содержание многочисленных аналитических статей, характер заявлений на этот счет лидеров многих стран мира, наконец, опубликованные в прессе отзывы советской и мировой общественности о посланиях Н. С. Хрущева Д. Кеннеди, содержавших формулу выхода из кризиса. Так, 28 октября в «Известиях» под заголовком «Восторжествовала политика мира» было опубликовано послание Д. Неру главе советского правительства, в котором, в числе прочего, он выразил «горячее одобрение мудрости и мужества», проявленных Хрущевым «в связи с обстановкой, сложившейся вокруг Кубы».Сходные мысли выражает в своем послании Н. С. Хрущеву и премьер-министр Бразилии Э. Лима, заявивший, что послание Хрущева Кеннеди – «самая долгожданная и отрадная весть для всего мира, кладущая конец кубинскому кризису, спасающая мир во всем мире и обеспечивающая территориальную целостность Кубы».



biofile.ru

Карибский кризис — как это было

Карибский кризис. В шаге от катастрофы

События, происшедшие в районе Карибского бассейна более 50 лет назад, заставили лидеров мировых держав иначе смотреть на мироустройство, научили их договариваться, а не только демонстрировать друг другу мощь мускулов. Маленький, никому до тех пор неинтересный, остров в Карибском море, едва не стал ареной битвы двух титанов.

 

 

Изобретение ядерного оружия и ракетной техники, как средства его доставки, сразу и на несколько порядков увеличили шансы ведения дистанционной войны. Приоритет в этой области вооружений в 60-х годах XX века был на стороне США. В 1962 году США имели 3,5 тысячи ядерных боеголовок, суммарная мощность которых составляла 635 мегатонн. В распоряжении СССР – 36 ракет, общая мощность которых была от 109 до 203 мегатонн, стратегические бомбардировщики США в количестве 1306 единиц, против 138 единиц, имеющихся в СССР. Американцы в Италии разместили 30 ракет, в Турции – 15, на Британских островах – 60. Но тут преподнесла сюрприз Куба, вроде и республика, а на самом деле американский протекторат, где президентствовал Ф. Батиста. На этом острове на деньги американской мафии были построены шикарные отели, оборудованы пляжи, открыты казино, публичные дома – всё для отдыха северных соседей. Американские граждане имели здесь свои плантации сахарного тростника, нефтеперерабатывающие предприятия и прочие латифундии.

 

К власти в первый день нового 1959 года приходят повстанцы во главе с Фиделем Кастро, объявляют о новом государственном устройстве, которое не имеет отношения ни к коммунизму, ни к капитализму, а только социальное равноправие и благоденствие для всех. Американцев с острова настойчиво просят убраться, их оставшееся имущество конфискуют. Имущества оказалось всего на миллиард долларов, и Кастро, поменяв курс на марксизм-ленинизм, обращается к СССР с просьбой о помощи, чтобы защитить Кубу от американского вторжения.

 

 

США не понравилось соседство буйной революционной республики всего в 100 километрах от своей границы. А СССР уже направляет на Остров свободы суда с помощью и специалистами. 

 
Примерно в это же время делегация Советского Союза пребывала с визитом в Болгарии. Маршал Малиновский, кивнув в сторону Чёрного моря, сказал Хрущёву, что американцы установили в Турции свои ракеты с ядерными боеголовками, числом 15 единиц, всего в 150 километрах от советской границы. По прибытии в Москву Хрущёв, со свойственной ему крестьянской смекалкой, находит выход из положения. Он говорит с Фиделем Кастро о намерении установить на Кубе ракеты Р-12 и Р-14.

 

 

Фидель вначале недоумевает, а затем соглашается, ведь для Кубы это надёжная защита, своеобразный «зонтик», а для СССР – попытка установить паритет в ядерном противостоянии с США. Началась активная подготовка к тайной перевозке оружия и воинского контингента. Места для дислокации выбирали в Кремле по карте, прикинув, что ракеты можно замаскировать, поставив их среди пальм. Командовать войсками и ракетным хозяйством Хрущёв направляет дважды Героя Советского Союза генерала кавалерии(!) И. А. Плиева. Эта тайная операция получила название «Анадырь». Летом 1962 года ракеты и личный состав, а это около 40 тыс. человек, тайно перевозят 85 судов через Атлантический океан. Капитаны судов вместо маршрута получили конверты, которые должны были вскрыть в открытом море в присутствии замполитов. В трюмы, рассчитанные на 340 человек, набивали 1250-1300 солдат, никто из них не знал, куда их везут. На палубу разрешали выходить маленькими группами в тёмное время суток, а что делалось с людьми в трюмах во время штормов!

 


Самое неожиданное в этой истории то, что хвалёное ЦРУ наличие ракет на кубинской территории обнаружило только 14 октября, когда уже все 40 ракет прибыли на Кубу. Через день расшифрованные кадры аэрофотосъёмки оказались на столе Президента Дж. Кеннеди.

 

 

Срочно созвано совещание, на котором присутствовавшие министр обороны США Макнамара, члены Совета Безопасности и специальные советники (всего 14 человек), решали, как поступить с советскими ракетами на кубинской территории. Предлагалось уничтожить их точечными ядерными ударами, но всё же, решено было ввести «карантин» на острове Куба. Блокаду решили не вводить, так как это было равносильно началу военных действий со стороны США. В беседах с Президентом Кеннеди и Громыко А. А., министр иностранных дел СССР, и советский посол в США Добрынин в один голос утверждали, что ядерного оружия на Кубе нет. Справедливости ради надо сказать, что об операции «Анадырь» дипкорпус СССР в Америке не был информирован. Кеннеди обращается к советскому руководителю с требованием убрать ядерное оружие с Кубы, на что Хрущёв отвечает, что введение блокады вокруг Кубы есть акт агрессии, капитаны советских кораблей требования американских властей выполнять не будут, и что правительство СССР примет любые меры для обеспечения безопасности своих судов.
Наступила суббота, 27 октября. Над кубинской территорией проносились американские военные самолёты. Кто из советских командиров отдал приказ сбить американский самолёт – неизвестно, но погиб лётчик, американские ВВС были готовы отомстить за его смерть. Кеннеди оказался выдержанным и мудрым политиком, он запретил применение оружия без своего на то разрешения. Тем временем Хрущёв пишет примирительное письмо, в котором соглашается удалить с территории Кубы ядерное оружие и воинский контингент в обмен на гарантии безопасности Кубы, а затем требует убрать ядерное оружие с территории Турции.

 

 

Уже после 28 октября обстановка в мире стала заметно спокойнее. Так прошли 13 дней, в течение которых мир стоял на пороге настоящей ядерной катастрофы.
Ещё здесь уместно упомянуть фамилию одного человека, благодаря которому мир не погрузился в ядерный кошмар. 1 октября 4 дизельные подводные лодки вышли к берегам Кубы и 25 октября попали в «карантин» в кубинских территориальных водах. Связи с командованием не было, аккумуляторы разряжены, температура в отсеках поднялась до 60 градусов, кислорода становилось всё меньше, всплывать нельзя. Старшие офицеры не знали, что происходит, подлодку уже обстреляли из самолёта, были атаки глубинных бомб, может, уже началась война. Стали решать, стоит ли выпускать ядерную торпеду, а такое решение один человек принять самостоятельно не имел права, должно быть согласие трёх старших офицеров. Все были согласны, кроме одного – старшего на борту, капитана 2 ранга Василия Александровича Архипова.

 

 

Ядерную торпеду, которая, без сомнения спровоцировала бы ответный удар, с подлодки не выпустили. Американцы назвали Архипова парнем, который спас мир.
Во сколько обошлась советскому народу «кубинская командировка», точно никто до сих пор не подсчитал. А «царя Никитку» вскорости от власти отстранили, причём, без малейшего ущерба для здоровья. Мир стал двухполюсным, а лидеры научились договариваться, а не только демонстрировать, у кого дубина больше.

ussrvopros.ru

Карибский кризис

Карибский кризис – сложная ситуация на мировой арене, сложившаяся в 1962 и заключавшаяся в особенно жестком противостоянии СССР и США. В этой ситуации впервые над человечеством нависла опасность войны с применением ядерного оружия. Карибский кризис 1962 стал мрачным напоминанием о том, что с появлением ядерного оружия война может привести к уничтожению всего человечества. Это событие является одним из ярчайших событий холодной войны.
Карибский кризис, причины которого скрыты в противостоянии двух систем (капиталистической и социалистической), империалистической политике США, национально-освободительной борьбе народов Латинской Америки, имел свою предысторию. В 1959 году революционное движение на Кубе одержало победу. Батиста – диктатор, который проводил проамериканскую политику, был свергнут, и к власти пришло патриотическое правительство в главе с Фиделем Кастро. Среди сторонников Кастро было немало коммунистов, например, легендарный Че Гевара. В 1960 году правительство Кастро провело национализацию американских предприятий. Естественно, правительство США было крайне недовольно новым режимом на Кубе. Фидель Кастро заявил о том, что он коммунист и наладил отношения с СССР.

Теперь у СССР появился союзник, находящийся в непосредственной близости от его главного врага. На Кубе были проведены социалистические преобразования. Началось экономическое и политическое сотрудничество между СССР и Кубой. В 1961 правительство США около Плая-Хирон высадило войска, состоящие из противников Кастро, эмигрировавших из Кубы после победы революции. Предполагалось, что в ход пойдет американская авиация, но США не стали ее применять, по сути США бросили эти войска на произвол судьбы. В итоге высадившиеся войска были разбиты. После этого инцидента Куба обратилась за помощью к Советскому Союзу.
Во главе СССР в то время был Н. С. Хрущев.

Узнав о том, что США хочет насильственно свергнуть кубинское правительство, он был готов на самые решительные меры. Хрущев предложил Кастро разместить ядерные ракеты. Кастро согласился на это. В 1962 году на Кубе были тайно размещены советские ядерные ракеты. Американские военные самолеты-разведчики, летавшие над Кубой, заметили ракеты. Первоначально Хрущев отрицал их наличие  на Кубе, но Карибский кризис разрастался. Самолеты-разведчики провели снимки ракет, эти снимки были представлены мировому сообществу. С Кубы ядерные ракеты могли долететь до США. 22 октября американское правительство объявило о военно-морской блокаде Кубы. В СССР и США прорабатывались варианты применения ядерного оружия. Мир практически оказался на грани войны. Любые резкие и необдуманные действия могли привести к страшным последствиям. В этой ситуации Кеннеди и Хрущев сумели договориться.
Были приняты следующие условия: СССР убирает ядерные ракеты с Кубы, США убирает свои ядерные ракеты из Турции (в Турции располагалось американское ядерное оружие, которое было способно достать до СССР) и оставляет Кубу в покое. На этом Карибский кризис закончился. Ракеты были увезены, блокаду США сняли. Карибский кризис имел важные последствия. Он показал, насколько опасна может быть эскалация небольшого вооруженного конфликта. Человечество отчетливо стало понимать невозможность наличия победителей в ядерной войне. В дальнейшем СССР и США будут избегать прямого вооруженного противостояния, предпочитая экономические, идеологические и другие рычаги. Страны, находящиеся в зависимости от США теперь осознали возможность победы в национально-освободительной борьбе. Для США теперь стало затруднительным проводить откровенную интервенцию в страны, правительство которых не согласовывает свои интересы с интересами США.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *