Содержание

22800 «Каракурт»: характеристики и особенности конструкции

Военные корабли – это одна из самых ценных единиц боевой мощи каждой страны, поэтому ведущие инженеры мира постоянно работают над проектированием и производством все более и более эффективных и функциональных проектов. Ни для кого не секрет, что Военно-Морской Флот России является одним из сильнейших в мире, но и в данном случае прогресс не остановился на одном месте. Российские инженеры также работают над тем, чтобы ВМФ РФ становился все сильнее и сильнее с каждым годом. Именно поэтому в 2015 году и был введен проект 22800 «Каракурт», который предполагает строительство почти двадцати новых эффективных боевых единиц, которые пополнят Военно-Морской Флот. Однако что это за единицы? Каковы их технические характеристики? Какие у них имеются особенности конструкции? Из данной статьи вы узнаете все о проекте 22800 «Каракурт».

О проекте

В первую очередь нам стоит разобраться с тем, что представляет собой проект 22800 «Каракурт». Такую шифровку будут носить малые многоцелевые ракетно-артиллерийские корабли малого водоизмещения, которые будут функционировать в ближней морской зоне. По некоторым классификациям такие корабли описываются как «малые корветы». Они предназначены для того, чтобы вести боевые действия в ближней морской зоне, а также на реках, так что им приписывается условный класс «море-река». Также «Каракурты» будут выполнять определенные задачи и в мирное время, так что сложно переоценить важность данного начинания. И именно поэтому сейчас вы узнаете все важнейшие детали, касающиеся проекта 22800 «Каракурт»: начиная от истории его возникновения и заканчивая обзором текущих работ.

История проекта

История проекта 22800 «Каракурт» является пока что не очень длинной, так как впервые он был представлен общественности только в 2015 году. Однако его корни уходят гораздо глубже в прошлое. Дело в том, что основой этого проекта считается ракетно-артиллерийский катер «Скорпион», который был спроектирован в конце девяностых и начале нулевых. Однако проект оказался далеко не таким успешным, как планировалось. Единственный «Скорпион», который был поставлен на производство в 2001 году, так и не был достроен. Очень большое влияние на «Каракурт» оказал также крайне популярный на сегодняшний день малый ракетный корабль «Буян-М», который широко используется в Каспийском море. Однако он гораздо более эффективен на реках и в малых водах, поэтому в условиях открытого моря он не показывает своих лучших качеств. Именно для того, чтобы дополнить функциональность «Буянов», и было запланировано производство «Каракуртов», которые, как предполагается, будут мореходной альтернативой «Буянам». Всего в рамках проекта 22800 «Каракурт» запланировано строительство 18 кораблей, но более детально это будет описано немного позже, сейчас же стоит сосредоточить внимание на основных технических характеристиках корабля, за которым видится будущее российского Военно-Морского Флота.

Технические характеристики

Как уже было сказано ранее, малые ракетные корабли (МРК) проекта 22800 «Каракурт» имеют не самое большое водоизмещение – 800 тонн. При этом в длину такой корабль после завершения первого строительства будет достигать шестидесяти метров, в то время как его ширина будет составлять десять метров. Осадка корабля, то есть глубина, на которую он будет погружаться в воду, составит четыре метра. Приводиться в движение данная модель будет дизель-электрическим двигателем, при максимальных оборотах скорость хода «Каракурта» составит тридцать узлов. Также стоит обратить внимание на еще две характеристики: дальность и автономность плавания. Первая характеристика показывает, сколько корабль может пройти без дозаправки, а вторая – фактическое время, которое корабль сможет пробыть в открытой воде, не приставая к берегу, чтобы пополнить запасы. Дальность плавания у данной модели составит ориентировочно две с половиной тысячи миль, а автономность плавания – около пятнадцати суток. Как видите, по техническим характеристикам малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» является крайне эффективным, компактным и имеет высокий потенциал. Но что насчет его вооружения, которым он будет оснащен?

Вооружение

Если говорить о вооружении ракетного корабля проекта 22800 «Каракурт», то здесь стоит выделить пять различных групп, каждая из которых заслуживает отдельного внимания. Во-первых, на борту корабля будет находиться радиолокационное вооружение в виде РЛС «Минерал-М». Во-вторых, он будет снабжен и радиоэлектронным оружием: одновременно «Каракурт» будет оснащен и радиолокационным комплексом «Трасса-Э», и информационно-управляющей системой «Сигма-Э». В-третьих, основной ударной силой будет восьмизарядная установка вертикального пуска ЗС14. В-четвертых, не обойдется и без артиллерийского орудия: здесь будет выбор между 100-миллиметровой и 76-миллиметровой автоматическими установками. Ну и наконец, в-пятых, будет на борту и зенитная артиллерия. Для этих функций был выбран зенитно-ракетный комплекс «Панцирь-М». Как видите, корабль проекта 22800 «Каракурт» будет очень неплохо вооружен, но более подробно о его боевой мощи будет рассказано немного позже.

Особенности конструкции корпуса

У каждого корабля имеются свои особенности и уникальные черты, которые отличают его от стандартных моделей. Это может быть расположение мачт, орудий, наличие или отсутствие каких-либо элементов и так далее. Корабль 22800 «Каракурт» имеет несколько таких особенностей, и самые главные из них касаются конструкции корпуса и надстроек на нем. Как уже было сказано ранее, этот корабль будет во многом похож на «Буяны», которые сейчас широко используются в ВМФ России. «Буян» также имеет ракетную установку, которая расположена в задней части надстройки, только она размещается вдоль диаметральной плоскости. Что касается «Каракурта», то в случае с этим кораблем установка будет располагаться поперек. Также стоит отметить наличие на борту интегрированной мачты, на которой можно будет найти антенны, входящие в состав радиолокационного комплекса. Однако МРК проекта 22800 «Каракурт» имеет гораздо больше особенностей, о которых стоит рассказать отдельно.

Силовая установка

Одной из самых ярких отличительных черт, имеющихся у проекта МРК «Каракурт» 22800, является его силовая установка. На различных кораблях можно найти разные двигатели, если сравнивать с наиболее близкой моделью, о которой в статье было упомянуто уже не раз, то у нее устанавливается исключительно дизельный двигатель. Что касается «Каракурта», то в данном случае двигатель является дизель-электрическим, что является внушительным шагом вперед во всех аспектах, в том числе в дальности и автономности плавания (по последнему параметру «Каракурт» превосходит «Буян» на целых пять суток). Двигатель нового поколения проекта 22800 «Каракурт» производится на отечественном заводе «Звезда» и может стать универсальным для кораблей похожего типа в ближайшем будущем.

Особенности вооружения

Учитывая тот факт, что данный корабль является боевым, стоит более детально остановиться на вопросе его вооружения. Как вы уже могли понять ранее, вооружение на борту корабля будет крайне разнообразным, что делает модель многофункциональной. Основным орудием, естественно, будет восьмизарядная вертикальная пусковая установка, которая может использовать ракеты семейств «Оникс» и «Калибр». Что касается артиллерийской поддержки, то окончательный вариант пока что не утвержден, но, вероятнее всего, основным орудием станет либо 100-миллиметровая АУ А-190, либо 76-миллиметровая АУ АК-176. Если будет утвержден второй вариант, то дополнительную огневую мощь более слабому орудию будут придавать две малокалиберные артиллерийские установки АК-630. Также существует предположение, что основным артиллерийским орудием будет 57-миллиметровая АУ А-220М, но этот вариант кажется наименее вероятным. Что касается противовоздушной обороны, то последний вариант зенитной установки – это «Панцирь», однако ходят слухи о том, что на ее месте может оказаться ЗРАК «Палаш». В ближайший год ответ на этот вопрос вряд ли появится, поэтому стоит ждать появления первого готового корабля, созданного в рамках данного проекта. О том, когда он будет спущен на воду, речь пойдет позже.

Мореходность

Выше уже было указано, что корабли данной модели будут обладать лучшей мореходностью по сравнению с наиболее близкими родственниками — «Буянами». Инженеры, спроектировавшие «Каракурт», сообщают, что причиной этому является тот факт, что «Буяны» используются в основном на побережьях морей, а также в речных условиях, то есть им не нужен большой запас дальности и автономности плавания. Что касается «Каракуртов», то их планируется использовать в открытых морях, так что им нужна была лучшая мореходность, которая и станет одной из основных их отличительных особенностей.

«Ураган»

Итак, вы узнали все подробности о проекте 22800, имеющем шифровку «Каракурт». Теперь пришло время обратить внимание на конкретные корабли, которые уже находятся в процессе строительства. Первый из них получил название «Ураган». Его производство было начато 24 декабря 2015 года на заводе «Пелла». Все корабли проекта «Каракурт» будут производиться в рамках программы импортозамещения. Это значит, что все комплектующие к ним будут выполнены на отечественных заводах. «Ураган» будет предназначен для Северного Флота ВИФ России. Планируется, что его строительство будет завершено в 2017 году.

«Тайфун»

В тот же день, 24 декабря, на том же заводе «Пелла» было начато строительство второго корабля данного проекта. Ему было дано название «Тайфун». Он также после завершения процесса производства будет отправлен в Северный Флот ВМФ России, однако стоит отметить, что произойдет это немного позже: запуск второго корабля на воду планируется не на 2017, а на 2018 год.

«Шторм»

Что касается третьего корабля, то он немного выбивается из общей картины. Дело в том, что на его производство право получил завод «Море» в Феодосии. Производиться он будет не для Северного, а для Черноморского Флота ВМФ России. Произошло это десятого мая 2016 года, именно тогда и началось строительство «Шторма». В соответствии с представленным планом, завершение производства ожидается еще на год позже – в 2019 году.

«Шквал»

29 июля 2016 года началось производство четвертого «Каракурта», который получил название «Шквал». Этот корабль также будет строиться на заводе «Пелла» и, как и другие корабли, которые будут изготовлены там, отправится в стан Северного Флота. Завершено строительство «Шквала» будет в 2019 году, но он, определенно, не станет последним кораблем проекта 22800, произведенным на заводе «Пелла».

Дальнейшие планы

Как вы прекрасно понимаете, все не ограничится четырьмя кораблями: планируется производство гораздо большего количества корветов в рамках данного грандиозного проекта. Ранее речь шла о том, что всего будет 18 кораблей этого типа, но сейчас пока что такая информация не подтверждается. На сегодняшний день, по общим подсчетам, кроме четырех кораблей, находящихся на стадии производства, будет изготовлено еще восемь штук. На три из них заказ уже получил завод «Пелла», который уже занят производством сразу трех «Каракуртов». Однако стоит принять во внимание тот факт, что завод «Море» был выкуплен «Пеллой», поэтому велика вероятность того, что часть этих заказов (может, и все три) будет передана заводу в Феодосии. Но что с оставшимися пятью судами? На них 3 августа 2016 года получил заказ Зеленодольский судостроительный завод имени А. М. Горького. Работы над их производством еще не были начаты, но факт того, что в ближайшие пять лет у ВМФ России будет двенадцать новых и современных кораблей, уже неоспорим. А если проект 22800 окажется успешным, то велика вероятность того, что первоначальная норма в восемнадцать судов будет выполнена, а может, даже и перевыполнена. Пока еще нельзя сказать, получит ли «Пелла» больше заказов на изготовление «Каракуртов», достанутся ли они Зеленодольскому заводу или же к производству кораблей этого типа будут подключены другие предприятия. Остается дожидаться того момента, когда в 2017 году на воду будет спущен первый «Каракурт» и его можно будет опробовать в реальных условиях, чтобы понять, насколько масштабным будет данный проект в будущем и что его ждет.

fb.ru

МРК «Каракурт». Количество перейдёт в качество » Военное обозрение

Текущая программа кораблестроения для военно-морского флота России пока не предусматривает создание и передачу крупных боевых кораблей, способных нести выдающееся количество вооружения и работать в океанской зоне. Пока приоритетной задачей является строительство иных боевых единиц, таких как малые ракетные корабли. Однако, несмотря на свои скромные размеры и водоизмещение, новые отечественные корабли вполне способны решать весьма сложные задачи. Одной из основ подобной корабельной группировки в будущем станут новые малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт».

Согласно официальным данным, корабли типа «Каракурт» относятся к третьему рангу и предназначаются для ведения боевых действий в ближней морской зоне. При помощи имеющегося ракетного и артиллерийского вооружения такие МРК должны атаковать надводные, воздушные или береговые цели. Ранее неоднократно отмечалось, что проект 22800 имеет значительное сходство с более старым проектом 21631 «Буян-М», однако отличается улучшенными мореходными характеристиками. В отличие от «Буянов», новые «Каракурты» смогут работать не только на реках и мелководных морях.


Проект 22800 был создан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (г. Санкт-Петербург) по заказу российского министерства обороны. Проектные работы велись в первой половине текущего десятилетия. Первая официальная демонстрация облика будущих «Каракуртов» состоялась на международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Любопытно, что от первого показа материалов проекта до начала строительства кораблей прошло всего несколько месяцев.

Закладка первых двух «Каракуртов» состоялась в конце декабря 2015 года. Заказ на их строительство получил ленинградский судостроительный завод «Пелла». В общей сложности на этом предприятии планируется построить 7 кораблей нового типа, причем 3 единицы сойдут со стапеля завода «Море» в Феодосии, переданного под управление «Пеллы». Еще пять кораблей должен сдать Зеленодольский судостроительный завод им. Горького; он начал работы по своим заказам в 2016 году. Также упоминалась возможность заказа шести кораблей Амурскому судостроительному заводу.

Летом и осенью прошлого года завод «Пелла» спустил на воду первые два корабля проекта 22800 – «Ураган» и «Тайфун». В начале мая состоялся спуск третьего. По известным данным, два первых корабля уже проходят необходимые испытания. Передача двух единиц военно-морскому флоту запланирована на этот год. Следующие два «Каракурта» начнут службу в следующем году. В 2020-м флаг поднимут сразу на нескольких кораблях. Последние из запланированных МРК будут заложены в 2019-2020 годах, и их строительство завершится в течение 3-4 следующих лет.

Корабли проекта «Каракурт» не отличаются большими габаритами и водоизмещением. Их длина составляет лишь 67 м при ширине 11 м и осадке 4 м. Водоизмещение – 800 т. При помощи дизель-электрической энергетической установки они смогут развивать скорость до 30 узлов и показывать дальность плавания на уровне 2500 миль.

Несмотря на небольшие размеры, МРК проекта 22800 должны нести серьезный набор оборудования и вооружения. Так, основным средством слежения за обстановкой и обнаружения целей является радиолокационный комплекс «Минерал-М», включающий активные и пассивные средства наблюдения. С помощью такого комплекса «Каракурт» сможет находить крупные надводные цели на дистанциях порядка 250 км. Максимальная дальность пассивной локации, в зависимости от разных факторов, – до 400-450 км. Станции могут сопровождать десятки целей и обмениваться данными с другими кораблями.

Проект предусматривает наличие вооружения для противовоздушной обороны. Первые два корабля серии для таких целей несут пару установок АК-630М и переносные зенитные ракетные комплексы. Все последующие корабли предлагается комплектовать модулями «Панцирь-М» с 30-мм пушками и ракетами. Строящиеся «Каракурты» получают универсальную артиллерийскую установку АК-176МА с орудием калибра 76 мм.

Основным ударным средством кораблей проекта 22800 являются ракеты нескольких типов. В кормовой части надстройки, поперек диаметральной плоскости, находится универсальная вертикальная пусковая установка 3С14 с восемью ячейками для транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Заявлена возможность использования крылатых ракет комплекса «Калибр-НК» и противокорабельных «Оникс». Состав боекомплекта и тип применяемых ракет определяются в соответствии с поставленными боевыми задачами.

Именно ракетное вооружение дает новым отечественным кораблям высокие боевые характеристики и примечательный потенциал. С его помощью МРК проекта 22800 смогут бороться с надводными, сухопутными или подводными целями, для чего могут применяться ракеты разных типов с отличающимися характеристиками и боевым оснащением. При этом, как следует из известных данных, обеспечивается возможность поражения целей на дистанциях в сотни километров.

При обнаружении надводного корабля противника «Каракурт» может использовать ракету «Оникс» либо изделия семейства 3М-54. ПКР типа «Оникс» оснащается комбинированной системой наведения на основе инерциальной навигации и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения. В заданный район она выходит по данным навигации, после чего самостоятельно должна искать цель. Имеется возможность выбора траектории полета. При высотной траектории максимальная дальность пуска достигает 450-500 км. На иных режимах радиус действия заметным образом сокращается. К цели доставляется боевая часть массой 300 кг, достаточная для нанесения самых серьезных повреждений даже крупным кораблям.

В семействе ракет «Калибр» тоже присутствует противокорабельное оружие. Крылатая ракета этой линейки способна пролететь более 300 км, самостоятельно найти надводную цель и поразить ее при помощи боевой части массой не менее 200 кг. По разным данным, противокорабельные «Калибры» могут иметь дальность вплоть до 450-500 км. Основное отличие «Калибров» от «Оникса» – иные скорости полета. Эти ПКР на большей части траектории поддерживают дозвуковую скорость, тогда как «Оникс» сразу выходит на сверхзвук.

Важнейшим преимуществом комплекса «Калибр-НК» является наличие крылатых ракет 3М-14, предназначенных для атаки наземных целей с заранее известными координатами. Это оружие уже использовалось в реальных операциях и наглядно продемонстрировало возможность уничтожения объектов на дальностях более 1500 км. Более того, в некоторых источниках упоминается дальность стрельбы порядка 2-2,5 тыс. км. Таким образом, при наличии необходимого целеуказания корабль типа «Каракурт» или иной носитель «Калибров» способен держать под контролем весьма крупный район суши.


Согласно ранее оглашенным данным, серийные МРК проекта 22800 будут передаваться всем основным объединениям флота. Они будут служить в составе Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов. Совсем не трудно представить, какое влияние на военно-политическую обстановку в регионах могут оказать новые корабли с ракетами выдающейся дальности. Они смогут прикрыть от возможного нападения значительные участки побережья, а кроме того, «возьмут на прицел» крупные сухопутные территории с множеством военных и административных объектов.

Не покидая своих баз на Кольском полуострове, малые ракетные корабли Северного флота в теории способны защитить от надводных объектов все ближайшее побережье, а также значительную часть Баренцева моря и все Белое море. В зоне ответственности ракет 3М-14 в таком случае оказываются Скандинавия, Восточная и Центральная Европа, а также часть Британских островов.

С помощью «Калибров» и «Ониксов» моряки-балтийцы смогут защитить Финский залив и перекрыть существенную часть Балтийского моря. Также возможен контроль территорий вплоть до Западной Европы, Балкан и Малой Азии. Зона ответственности Балтийского флота частично совпадает с районом возможной работы Северного флота.

Находясь в Севастополе, «Каракурты» Черноморского флота могут использовать ПКР по целям во всех ближайших акваториях. При этом их «Калибры» способны достать объекты в Западной Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Следует отметить, что схожий регион перекрывают и ракеты Каспийской флотилии, где служат корабли типа «Буян-М».

МРК Тихоокеанского флота, базируясь во Владивостоке, могут применять противокорабельное оружие по целям в Японском море и Восточно-Корейском заливе. Дальность ракет «вода-земля» при этом позволяет контролировать район от центральной Монголии до Камчатки, включая все Японские острова и значительную часть Китая.

Следует отметить, что полученные районы ответственности относятся только к кораблям, находящимся на основных базах флотов или рядом с ними. Новые корабли проекта 22800 способны действовать в ближней морской зоне, и потому фактическая точка пуска ракет может находиться где угодно и на значительном удалении от базы. Таким образом, фактические зоны ответственности новых кораблей способны находиться где угодно и перекрывать почти любую часть Мирового океана или суши, пусть даже и с определенными ограничениями.

Нельзя не признать, что новые российские «Каракурты» не являются безупречными. В первую очередь, недостатком можно считать небольшие размеры боекомплекта ракетного комплекса. Один МРК этого типа несет всего восемь ракет «Калибр» или «Оникс». Таким образом, для выполнения массированного ракетного удара может понадобиться совместная работа нескольких кораблей, что может затруднять подготовку к операции и ее проведение. Впрочем, малый боекомплект прямо связан с габаритами кораблей и меньшей сложностью их строительства.

Согласно текущим планам, не позднее середины двадцатых годов российский ВМФ будет располагать 18 кораблями проекта 22800 «Каракурт», которые будут распределены между четырьмя основными структурами. Таким образом, флот получит достаточно крупную группировку ударных кораблей с весьма мощным вооружением. Страна, в свою очередь, при этом получает удобный и гибкий инструмент проекции силы в разных регионах. Важно, что такой инструмент удастся создать в минимальное время и при разумных тратах – вся программа строительства 18 кораблей должна занять не более 8-9 лет.

В настоящее время осуществляется постепенная модернизация флота и военного кораблестроения. Осуществляется обновление производственных мощностей разных предприятий, что позволяет строить новые корабли разных классов и типов. Пока военное ведомство лишь составляет планы на будущие проекты надводных кораблей первого ранга, но менее крупные и мощные боевые единицы уже строятся, передаются заказчику и включаются в состав ВМФ. Все это закономерно приводит к росту боевого потенциала надводных сил и общей обороноспособности страны.

Очевидно, что новые корабли второго и третьего ранга, такие как МРК проекта 22800, и в теории, и на практике по своим возможностям уступают более крупным боевым единицам, например перспективному эсминцу «Лидер». Однако они отличаются сравнительной дешевизной, простотой и быстротой строительства. Первый «Каракурт» был заложен в конце 2015 года, и уже скоро поступит на службу. К тому времени, как головной «Лидер» сможет начать свою службу, в составе ВМФ будут присутствовать почти все заказанные корабли проекта 22800.

При всех достижениях и успехах, российское министерство обороны, военно-морской флот и судостроительная промышленность по-прежнему сталкиваются с разного рода трудностями. В текущих условиях не всегда получается сделать все желаемое, и потому приходится искать альтернативные пути. Одним из выходов из текущей ситуации, позволяющим обновить флот и повысить его потенциал в условиях известных ограничениях, является строительство большого количества малых ракетных кораблей с развитым вооружением. Эти идеи, в первую очередь, реализуются при помощи проектов 21631 «Буян-М» и 22800 «Каракурт».

К настоящему времени российская судостроительная промышленность успела спустить на воду три корабля типа «Каракурт» из 18 запланированных к постройке. Первые два в этом году пройдут все испытания и отправятся служить на Балтийское море. Еще 15 кораблей будут переданы заказчику, начиная со следующего года. К середине двадцатых годов четыре флота ВМФ России смогут сформировать полноценные группировки малых ракетных кораблей с современным вооружением.

Строительство больших и мощных кораблей с ракетным и артиллерийским оружием все еще относится к отдаленному будущему, но военно-морской флот не может ждать. По этой причине строятся другие боевые единицы, так же имеющие весьма примечательные возможности. Несмотря на скромные размеры и небольшое водоизмещение, они могут быть серьезным ударным средством и эффективным инструментом международной политики. А большое количество таких кораблей обязательно перейдет в качество.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://nvo.ng.ru/
http://pellaship.ru/
http://npomash.ru/

topwar.ru

«Каракурты» отращивают «Панцири» | Статьи

В городе Отрадное Ленинградской области спущен на воду «Шквал» — третий по счету малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт». Первым из кораблей своего типа его оснастили зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Панцирь-М».

«Шквал», заложенный на верфи Ленинградского судостроительного завода «Пелла» в июле 2016 года, сошел на воду 5 мая.

Корабли этого типа несут мощное ударное вооружение — стандартный модуль универсального корабельного стрельбового комплекса 3С14 на восемь ячеек. Основным вооружением являются крылатые ракеты комплекса «Калибр»: 3М14 (для стрельбы по стационарным наземным целям) и 3М54 (противокорабельная ракета).

С третьего и далее

Особенностью спущенного корабля стало плановое изменение состава вооружения. Первые три МРК оснащались 30-мм шестиствольными автоматами АК-630 — двумя в кормовой части надстройки. «Шквал» стал первым в серии, который сразу оснастили штатным средством ПВО: зенитным ракетно-артиллерийским комплексом (ЗРАК) «Панцирь-М». Именно в таком виде эти корабли и будут строиться далее.

В линии морских зенитно-артиллерийских комплексов («рогатых») реализован принцип двухрубежной ПВО. Комплексы такого типа разрабатывались для самообороны кораблей от ударов управляемыми ракетами. На первом рубеже цель атакуется высокоскоростными зенитными ракетами — максимально упрощенными по исполнению, с радиокомандным управлением и выносом всей сложной аппаратуры на борт корабля. На втором рубеже идет так называемый дострел: уничтожение не сбитых ракет противника скорострельными зенитными автоматами. Оба типа вооружения скомплексированы на одном боевом модуле.

Фото: Министерство обороны РФ/mil.ru

О разработке нового морского зенитно-артиллерийского комплекса известно давно. В 2000-х годах в тульском КБ приборостроения (ныне в составе ростеховского холдинга «Высокоточные комплексы») велась большая работа под шифром «Палица» — отработка решений для перспективного комплекса ВМФ. Однако проект был закрыт в конце 2000-х. В нынешней версии «Панцирь-М» собраны элементы работ по «Палице» и того, что уже было сделано для сухопутного комплекса «Панцирь-С».

На данный момент ЗРАК уже перестает быть чистым комплексом самообороны — этому способствует расширение зоны его действия. По сути, это универсальный зенитный комплекс ближнего рубежа. Так, ведутся работы по модернизации сухопутного комплекса «Панцирь-С» в версию «Панцирь-СМ», в которой зона поражения по дальности вырастет с 20 до 40 км, а дальность обнаружения цели — с 40 до 75 км.

Экспортная версия «Панцирь-МЕ» в макетах и проспектах демонстрировалась на выставках с 2011 года. Летом 2017 года натурный экземпляр комплекса впервые был показан на площадке Санкт-Петербургского военно-морского салона.

Заявленные на салоне характеристики с ракетой 57Э6-Е1 предполагали зону поражения по дальности до 20 км и по высоте до 15 км. Поражение артиллерией обеспечивается на дальности до 4 км и по высоте до 3 км. Ракет на пусковой установке — восемь, а в системе хранения и подачи еще 32.

«Панцирь-М» на вооружение пока не принят, его государственные испытания начнутся в 2018 году на Черном море. Первоначально комплекс будет отработан на суше, а в дальнейшем предполагалось установить его для испытаний на один из кораблей.

Большая серия для не очень большого флота

Проект 22800 — это очередной подход к снаряду в попытке запустить наконец серийное строительство однотипных кораблей, для начала хотя бы для ближней морской зоны. Российский флот традиционно страдает от разнотипицы и коротких серий, что усложняет эксплуатацию и снабжение, а также удорожает стоимость постройки.

В семействе корветов проекта 20380 уже возникли как минимум четыре варианта (если тихоокеанские корветы ничем не отличаются по составу бортового оборудования от балтийских, а на этот счет есть разные мнения). При этом бросания из стороны в сторону с изменением состава оружия и радиоэлектронного вооружения вынуждают задать вопрос: а хорошо ли понимает сам флот, что он хочет получить на выходе? На эту проблему дополнительно накладывается общее плохое исполнение программы кораблестроения. По сути, строительство крупных надводных кораблей по линии госпрограммы вооружений 2011–2020 годов полностью провалено.

Но вот в случае с проектом 22800, кажется, пока всё идет сравнительно хорошо. После появления МРК проекта 21631 «Буян-М» боевые возможности подобного класса кораблей были оценены очень высоко. Однако «Буяны» проектировались на базе малых артиллерийских кораблей проекта 21630 («река–море»), предназначенных для действий в прибрежной зоне и имеющих малую осадку. Плюсом было то, что эти МРК могут использовать для оперативного маневра внутреннюю систему водных маршрутов страны. Минусом — скверная мореходность. «Каракурты» по замыслу имеют куда лучшую мореходность.

Малый ракетный корабль «Тайфун» проекта 22800

Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

На данный момент Минобороны объявило о намерении заказать как минимум 18 кораблей этого типа. Головной «Ураган» был заложен там же, на «Пелле», в конце 2015 года. Всего «Пелла» получила заказ на семь МРК, из которых «Ураган» и «Тайфун» уже достраиваются на плаву с 2017 года. «Ураган» в середине мая выйдет на ходовые испытания. Причем три корабля из них строятся не в Ленобласти, а в Крыму, на площадке судостроительного завода «Море» в Феодосии.

Еще пять «Каракуртов» строит Зеленодольский завод им. А.М. Горького. Здесь тоже не без Крыма: первые два из них уже заложены в Керчи, на заводе «Залив». Следующие шесть кораблей отойдут Тихоокеанскому флоту: четыре построят на Амурском судостроительном заводе и еще два — на Восточной верфи. Контракт на эти корабли будет подписан в 2019 году.

С учетом заявлений руководства военного ведомства, в приоритетах развития ВМФ по линии госпрограммы вооружений 2018–2027 годов — насыщение флота современными кораблями ближней морской зоны. Следовательно, «Каракурты» или их модернизация имеют хорошие шансы на по-настоящему крупную серию — возможно, первую такую в постсоветской истории флота.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

iz.ru

Всё о малых ракетных кораблях Каракурт

22 августа в ходе международного форума «Армия – 2018» состоялось подписание контракта на постройку четырёх малых ракетных кораблей проекта 22800 (шифр «Каракурт») между Министерством обороны и Амурским судостроительным заводом (АСЗ). Согласно заключенному контракту четыре корабля должны быть поставлены флоту до конца 2026 года. Также, в тот день, был заключён контракт на постройку двух «Каракуртов» на Восточной верфи во Владивостоке.

Начиная писать материал об этих кораблях, я призадумался: сколько типов малых ракетных кораблей сейчас строят на российских предприятиях? Итогом размышлений стал вариант про два типа: проекты 21631 «Буян-М» и 22800 «Каракурт». Возможно, и больше, всякие могут быть сюрпризы. Поэтому этот материал будет про один из двух проектов — 22800 «Каракурт», которые сегодня строятся на трех отечественных заводах: на «Пелле», на «Заливе» и на «Море». Плюс в скором времени к ним присоединится входящий в ОСК Амурский судостроительный завод и «Восточная верфь».
 

Малый ракетный корабль «Ураган» / Корабел.ру

Есть версия, что строительство разных типов малых ракетных кораблей обусловлено тем, что их использование должно проходить в разных условиях: «Каракурты» для действий в открытом море, а «Буян-М» для мелководных морей и больших рек. О таком предназначении сообщил в свое время СМИ заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук. Но больше верится в другую версию, противоположную: из-за проблем, возникших из-за отказа поставок украинских двигателей в Россию, «Буяны-М» пришлось переводить с Каспийского  на Черное море, где возникли проблемы с мореходностью. Поэтому было принято решение о создании другого МРК, с улучшенной мореходностью. И проект нового МРК, который стал проектом 22800, был создан на основе другого проекта 1990-х годов — 500-тонного ракетно-артиллерийского катера проекта 12300 «Скорпион».
 
Малый ракетный корабль «Ураган» / Корабел.ру

Малые ракетные корабли проекта 22800, шифр «Каракурт», — новые российские многоцелевые ракетно-артиллерийские корабли малого водоизмещения ближней морской зоны (по другой классификации, малые корветы) ВМФ России. Они относятся к кораблям третьего ранга и их официальное назначение — ведение боевых действий в ближней морской зоне и участие в выполнении задач мирного времени.
 
МРК «Ураган» во время спуска на воду / “Пелла”, ОАО

Проект 22800 «Каракурт» разработан в ЦМКБ «Алмаз». Как уже было сказано выше, создан на основе проекта 12300 «Скорпион». Первый и единственный катер проекта 12300 был заложен в 2001 году на «Вымпеле», но так и не был достроен. Первый облик корабля был впервые представлен на международном военно-техническом форуме «Армия-2015» на стенде ЦМКБ «Алмаз».
 
Закладка малого ракетного корабля «Вихрь» / Феодосия СЕГОДНЯ

Закладка первых двух кораблей состоялась в декабре 2015 году на предприятии «Пелла» под Санкт-Петербургом. Затем было заложено еще два корабля на той же «Пелле», три на «Море», три на «Заливе». Плюс заключены контракты на постройку двух кораблей на Зеленодольском заводе им. М. Горького, на постройку четырех кораблей на Амурском судостроительном заводе и на постройку двух кораблей на «Восточной верфи». Итого — к 2026 году должно быть построено и передано флоту 18 МРК этого проекта.
 
Закладка малого ракетного корабля «Вихрь» / Феодосия СЕГОДНЯ

Оснащение корабля — главная энергетическая установка — дизель-электрическая, производства завода «ЗВЕЗДА».

В состав вооружения входят комплексы ударного и противовоздушного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи: пусковые установки универсального корабельного стрельбового комплекса 3С1, который поддерживает ракеты системы «Калибр».

Артиллерийское вооружение кораблей проекта представлено установкой АК-176МА и АК-630. 

С третьего корабля проекта начнется установка зенитного ракетного-пушечного комплекса «Панцирь-М».
 

Спуск на воду малого ракетного корабля «Шквал» проекта 22800 («Каракурт»). / Корабел.ру

Несмотря на свои небольшие размеры, информация о спуске первого корабля «Ураган» попала в зарубежные СМИ. Так, журналист немецкого издания «Bild», обратил внимание на то, что «Каракурт» воплощает новую философию военного судостроения России: максимальная эффективность при оптимальных затратах». Журналист назвал  корвет «маленьким, но очень эффективным».
 
Спуск на воду малого ракетного корабля «Шквал» проекта 22800 («Каракурт»). / Корабел.ру


Одним из самых важных моментов является то, что благодаря развитию таких сравнительно небольших, но очень мощных кораблей, увеличивается эффективность противодействию НАТО не только на море, но и на суше — они способны поразить практически все морские и сухопутные объекты в Европе.

 

Всего, до 2026 года, планируется построить 18 ракетных кораблей этого проекта. Они будут использоваться на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах:

Ленинградский судостроительный завод «Пелла»:
«Ураган» (з.н:251) — С 19.05.2018 проходит заводские ходовые испытания.
«Тайфун» (з.н:252) — Достраивается на плаву.
«Шквал» (з.н:253) — Достраивается на плаву.
«Буря» (з.н:257) — Строится.

Судостроительный завод «Море:
Шторм (з.н:254) — Строится.
Охотск (з.н:255) — Строится.
Вихрь (з.н:256) — Строится.

Судостроительный завод «Залив»
Муссон (з.н:801) — Информация уточняется.
Пассат (з.н:802) — Информация уточняется.
Бриз (з.н:803) — Информация уточняется.

Зеленодольский завод имени A.M. Горького:
Торнадо (з.н:804) — Строится.
Смерч (з.н:805) — Строится.

«Восточная верфь: Заключен контракт на два корабля.

 

Амурский судостроительный завод: Заключен контракт на четыре корабля.

Все корабли находятся в разных степенях строительство. Самый ближайший спуск — спуск МРК «Буря» на «Пелле». Мы продолжим внимательно следить за темой их строительства и испытаний, о чем будем обязательно сообщать вам.

Похожие материалы: 
Всё о фрегатах проекта 22350

www.korabel.ru

Корвет серии 22800 «Каракурт» или «Чёрная вдова» для НАТО

Огневая мощь крейсера, скрытность подводной лодки, скорость эсминца и габариты корвета – так характеризуют российские корветы серии «Каракурт» западные СМИ.

Караул! Русские создают ударные корабли, которые вскоре полностью вытеснят флот НАТО из Балтийского и Чёрного моря, а в перспективе могут бросить вызов могуществу США и НАТО на всех морях.

Понятно, что сейчас в западных СМИ модно устраивать истерики по любому поводу. Особенно популярна «русская угроза». Однако, в случае с корветами серии «Каракурт» повод беспокоиться у НАТО есть. Речь не идёт о русской угрозе – это скорее грамотный ассиметричный ответ на действия и планы НАТО у российских берегов.

 

Малые ракетные корабли проекта 22800 (шифр «Каракурт»)

 

Корветы «Каракурт» — это малые многоцелевые ракетно-артиллерийские корабли (или малые корветы) для ведения боевых действий в ближней морской зоне и на больших реках (условно – класс «река – море»).

«Каракурты» — это творческое продолжение серии хорошо зарекомендовавших себя малых ракетный кораблей проекта 21631 «Буян-М».

Российский флот уже получил два таких корабля, а к 2020 году флоты России получат ещё восемнадцать таких малых корветов – свою эскадру «Чёрных вдов» (так классифицируют эти корабли в НАТО) получит каждый из флотов.

Что же так взволновало экспертов НАТО? Весь мир видел, как «работают» малые ракетные корабли серии «Буян-М» — предназначенные для охраны ближней  морской зоны «Буяны», вдруг, нанесли удар из Каспийского моря по террористам в Сирии. Чем взбодрили не только сирийских террористов, но и их кураторов. В НАТО были вынуждены признать, что русские «Буяны» представляют реальную угрозу не только для бандитов в Сирии, но и для хорошо защищённых крупных кораблей западной коалиции.

Нужно сказать, что боевая эксплуатация кораблей серии «Буян» выявила и некоторые, можно сказать, недостатки:

  • у кораблей слабая система ПВО малой дальности, которая предполагает безопасную работу исключительно в зоне работы береговой системы «противовоздушного зонтика»;
  • в открытом океане «Буяны» чувствуют себя «не в своём море», поскольку предназначены для плавания по более спокойному Каспию и большим рекам;
  • небольшая автономность плавания (до 10 суток), чего для дальних походов явно не достаточно.

По этой причине и появились «Каракурты», как следующий этап развития серии малых ударных кораблей. При меньшем водоизмещении (до 800 тонн) эти корветы могут уходить в плавание на 15 суток. И ходить они могут не только по относительно спокойным внутренним морям, поскольку имеют приличную мореходность.

Небольшие габариты (65 метров длина и 10 метров ширина), использование технологии стелс делает «Каракурты» чрезвычайно сложными целями даже для современных высокоточных противокорабельных  ракет кораблей НАТО.

От атак с воздуха корабли этой серии защищают комплексы «Панцирь-М» (это морской вариант комплекса с более мощным артиллерийским вооружением), которые могут поражать как самолёты, так и противокорабельные ракеты на дальности до 20 км.

Впечатляют «ударные возможности» «Каракуртов» — это восемь универсальных ПУ ЗС14, которые позволяют наносить удары как противокорабельными ракетами П-800 «Оникс», так и универсальными «Калибрами-НК». При такой оснастке «Каракурт» опасен как самым крупным кораблям (включая и авианосцы), так и наземным целям на дальности до 2 500 км.

Любой ракетный корабль выпустивший ракету мгновенно становится «видимым» для средств слежения и наблюдения противника,  а самая эффективная защита от ответного удара – уйти из района атаки. «Каракурты» могут развивать скорость до 30 узлов (55,56 км/час), что позволяет достаточно быстро покинуть район пуска ракет.

Для «ближнего» боя в арсенале корабля имеется артсистема 76,2 мм (планируется устанавливать пушки калибром 100 мм).

В соответствии с открытой (несекретной) информацией на «Каракуртах» установлены боевые информационно-управляющие системы (БИУС) «Сигма-Э» и автоматизированные многофункциональные комплексы обмена информацией (АМКОИ) «Трасса – Э».

Следить за окружающим корабль миром, находить надводные и воздушные цели, будут несколько станций (в том числе и «Минерал-М»).

ТТХ кораблей этой серии предопределяет и способы ведения «Каракуртами» боевых действий. На Западе такая тактика называется «Ударил – убежал». Корабли (одиночный корабль или группа кораблей) могут скрытно подобраться (небольшие габариты и технология стелс) к цели, произвести пуски ракет по цели и быстро скрыться из точки атаки.

А ударить малые корветы «Каракурт» могут очень больно – тройка «Каракуртов» по своим ударным возможностям не уступает ряду крупных американских кораблей. Так американский крейсер типа «Тикондерога» с водоизмещением 9 800 тонн несёт на борту 26 «Томагавков», которые могут поразить цели на дальности до  2500 км (в зависимости от модификации ракеты).

Три «Каракурта» могут выдать высокоточный залп из 24 ракет «Калибр-НК» (вес боевой части  400 кг) на вполне сопоставимую дальность.

Один американский крейсер стоит миллиард долларов. За такие деньги можно построить порядка 30 МРК проекта 22800 «Каракурт». А такая «компания» может разнести вдребезги не только один американский крейсер, но и крупную авианосную группу.

Не зря новые российские корабли окрестили в НАТО «Чёрной вдовой». Американские эксперты достаточно серьёзно относятся к современной тенденции российского ВМФ на миниатюризацию флота (большой эффект малыми средствами). В 2015 году журнал «The National Interest» писал:

Корвет с восемью ракетами «Калибр-НК» на борту осуществляет более массивный удар, чем ныне выведенный из состава ВМС США фрегат типа «Оливер Хазард Перри», и уж точно обладает большей огневой мощью, чем любой из американских боевых кораблей прибрежной зоны.

А теперь «Forbes»:

Возможности российского флота позволяют серьезно ограничить свободу действий США и НАТО и потребовать от американской оборонной промышленности внушительного повышения расходов. Даже малые патрульные российские корабли могут нанести более сильный удар, чем корабли других военно-морских сил, за счет использования новых крылатых ракет «Калибр» и боеприпасов точного наведения.

Что я могу добавить к словам американских экспертов?

Семь футов под килем вам, корветы серии «Каракурт»! Чтобы чужие военные корабли даже помышлять не могли приближаться к нашим берегам.

По понятным причинам в открытом доступе фото это корабля нет. Но я нашёл фотографии макета, который был представлен на одной из выставок нашего ВПК, которые, в целом, дают представление о корветах серии «Каракурт».

 

Фото корвета серии «Каракурт»