Содержание

Операция «Каньон Эльдорадо»: США показывают мускулы

Тридцать лет назад, в ночь с 14 на 15 апреля 1986 года, самолёты ВВС США нанесли серию ударов по Ливии. Несмотря на сравнительно небольшое число ударных самолётов, эта операция стала одной из самых сложных в истории, а дальность удара – уникальной. Каковы были предпосылки этой операции, как она проходила и к чему привела?

Напряжение нарастает

Отношения между Ливией и США накалялись с начала 80-х годов. Президента США Рональда Рейгана тревожило и укрепление связей Ливии с Советским Союзом, и претензии Ливии на главенство среди североафриканских стран, и возможность создания Ливией ядерного оружия (сейчас это может показаться смешным, но на середину 80-х эти страхи даже отразились в знаменитом фильме «Назад в будущее»), и война Ливии с Чадом. Особенное раздражение Рейгана вызывала поддержка Каддафи разнообразных террористических групп, боровшихся против Израиля и США. 27 декабря 1985 года группы палестинцев из организации Абу Нидаля обстреляли пассажиров в аэропортах Рима и Вены. В результате обстрелов погибло 19 человек, ещё более сотни было ранено. Вдобавок ко всему, ливийский лидер Муаммар Каддафи заявлял, что создаёт единый антиамериканский фронт – от Никарагуа до Северной Ирландии.

Карта налёта
weaponsandwarfare.com

В 1973 году Ливия объявила, что залив Сидра в Средиземном море южнее 32°30′ северной широты принадлежит ей, и никому пересекать эту черту не позволено. С начала 1980-х, когда Ливия воевала в Чаде, в воздухе и на море у ливийских берегов регулярно случались стычки между ливийскими и американскими самолётами и кораблями.

В 1986 году США сосредоточили в Средиземном море большую группировку – три авианосца, ракетные крейсеры, включая «Йорктаун» (в советских источниках 80-х годов его даже называли атомным), спущенный на воду в январе 1983 года, и другие корабли, оснащённые новейшей системой ПВО «Иджис». Корабли США, ссылаясь на «свободу мореплавания», раз за разом пересекали запретную черту. 24–25 марта ливийский флот попытался наказать нарушителей, но игра шла «в одни ворота»: противокорабельные ракеты «Гарпун» и авиабомбы поражали ливийские ракетные катера и корабли раньше, чем они успевали нанести противнику хоть какой-то ущерб. Ливийские МиГ-25 пробовали сбить американские палубные F-14, но не смогли захватить цели.

Горящий ливийский малый ракетный корабль
http://www.navysite.de

Даже мощный зенитный комплекс С-200 не помогал – советские военные советники мрачно признавали, что 24 марта «встречи ракет произошли в зоне пониженной вероятности поражения», при этом ракеты пускались с дистанции 100 км и более, без учёта противоракетных манёвров, поодиночке – что было куда меньше норматива на поражение целей. Даже с очень большой натяжкой при моделировании дивизионы С-200 за три стрельбы «сбили» не более двух самолётов США – причём их обломки упали бы в море. Реальность, вероятно, ещё печальнее, поскольку США не признали ни одной потери. В тот же день палубный самолёт США под прикрытием помех выпустил с 60 км две новейшие противорадиолокационные ракеты HARM. Одна из ракет взорвалась в 8 метрах от кабины комплекса С-200, выведя из строя антенные системы и волноводы, вторая – пролетела мимо.

В борьбе против Ливии США старались привлечь на свою сторону и другие страны. Однако европейцы не спешили присоединяться к санкциям США против Ливии. Больше того, фирмы ФРГ и Франции поставляли в Ливию комплексы связи и ПВО – систему сбора и отображения информации «Телефункен», РЛС «Волекс», зенитные ракеты «Кроталь».

Разминка перед боем

5 апреля 1986 года в Западном Берлине взлетела на воздух дискотека, которую посещали американские военнослужащие. Погибло два американских солдата, турчанка, ещё 229 человек, включая 79 граждан США, были ранены. Судя по перехвату переговоров ливийского посольства, там как минимум были в курсе акции. Американская разведка в то же время докладывала о целой серии скорых терактов по всему миру против граждан США. Рейган получил желаемые доказательства – и приказал нанести удар по территории Ливии. Но чем?

Дискотека после взрыва
http://www.heraldscotland.com

От использования разнообразных сил спецназа отказались. Крылатые ракеты «Томагавк» или стратегические бомбардировщики В-52 тоже не годились – при неудаче их обломки могли оказаться в СССР, что повлекло бы за собой большой скандал. Оставалась обычная авиация морского и наземного базирования. Причём удар требовалось нанести ночью, чтобы снизить риск своих потерь, но максимально точно, чтобы не дать в руки Каддафи козырь в виде жертв среди мирного населения. Поэтому 6-й флот США мог выделить для такой работы лишь 20 штурмовиков A-6 – ни F/A-18, ни А-7 не подходили. Кроме того, передвижения флота было трудно скрыть от прессы. А если использовать бомбардировщики F-111, которые могут лететь на малой высоте, и нанести удар не с моря, а с тыла – со стороны суши?

Бомбардировке предшествовала тщательная и совершенно секретная подготовка, частью которой стала операция «Ghost Rider» (Призрачный наездник).

F-111F из состава 48 TFW, авиабаза Лэйкенхит, Великобритания — участник операции «Каньон Эльдорадо»

В октябре 1985 года полковника ВВС США Дейла Томпсона, командира авиакрыла F-111, размещённого в английском Верхнем Хейфорде, внезапно огорошили известием: менее чем через двое суток, 18 октября, его пилоты должны разбомбить учебный аэродром с заданными координатами. Сверившись с картой, Томпсон убедился, что цель лежит… у полуострова Лабрадор в восточной Канаде, по ту сторону Атлантики, почти в 5000 км от его базы. Лихорадочно работая, планировщики и техники успели подготовить самолёты и экипажи для невероятно сложной миссии.

Десять F-111E, несущих на борту от 8 до 12 учебных 500-фунтовых (227-кг) бомб Mk.82, вылетели в 4:25. Чтобы добраться до цели и обратно, им требовалось более 30 тонн топлива на самолёт – то есть, четыре дозаправки в воздухе. Горючее обеспечивали 17 (!) танкеров KC-10. После последней дозаправки бомбардировщики снизились до 400 футов (около 120 м). Можно только представить трудности ночного полёта над лесистыми горами Канады… Тем не менее, F-111 благодаря специальным радарам и опыту пилотов успешно вышли к цели и уложили в её взлётно-посадочную полосу более половины наполненных цементом бомб. Один из бомбардировщиков смог сбросить только одну бомбу, а с остальными ему пришлось лететь через Атлантику, предварительно с трудом разыскав танкер. Около 16:00 по местному времени операция завершилась.

«Каньон Эльдорадо»

Вскоре F-111 предстоял настоящий боевой вылет. Любопытно, что эта тренировка состоялась задолго до взрыва в Берлине – то есть, данный теракт послужил удобным поводом. В конце марта F-111 тренировались у Азорских островов в Атлантике.

Тем временем у побережья Ливии летали самолёты-разведчики EC-135, RC-135 и SR-71. За ливийской авиацией следили летающие радары E-3A. После тщательной подготовки и разведки настало время удара. Операция получила название «Каньон Эльдорадо».

Палубные истребители F-14A из состава эскадрильи VF-33, авианосец «Америка» (CV-66), апрель 1986 года

F-111 стартовали с британских баз Лэйкенхит и Хейфорд вечером 14 апреля – 24 ударных F-111F и шесть самолётов радиоэлектронной борьбы EF-111A. В воздух поднялась и целая армада заправщиков – всего 41 KC-10A и KC-135. Шесть F-111F служили «дублёрами» на случай технических неисправностей основной группы и после первой дозаправки повернули обратно, как и один из самолётов РЭБ.

Поскольку Франция и Испания, хотя и входившие в НАТО, не дали разрешения использовать своё воздушное пространство, бомбардировщики летели «в обход» – через Бискайский залив, Гибралтар и Средиземное море. Вообще, использование силы против Ливии среди союзников США поддержали (помимо Британии, откуда и вылетели F-111) только Канада и Израиль.

Ночью с авианосца «Корал Си» поднялись 18 F/A-18A с противорадиолокационными ракетами HARM. Они должны были расчистить путь восьми штурмовикам А-6. С авианосца «Америка» стартовали шесть A-7E c ракетами HARM и Shrike, а также шесть А-6. С воздуха штурмовики прикрывались истребителями F-14. RC-135E перехватывали переговоры ливийской ПВО, EA-6B – ставили помехи, Е-2С «Хокай» следили за обстановкой в воздухе.

Палубные штурмовики с «Корал Си» ударили ракетами по включённым зенитным РЛС и накрыли кассетными бомбами авиабазу Бенина, уничтожив на стоянках четыре МиГ-23 и два вертолёта Ми-8. Ещё 12 МиГ-23, вероятно, были повреждены. А-6 с «Америки» разбомбили армейские казармы.

Триполи, зенитный огонь
http://www.acig.info

Когда F-111 пересекли побережье к западу от Триполи, они разделились на две группы. Пяти бомбардировщикам пришлось отказаться от удара из-за неполадок в прицельных системах. Оставшиеся самолёты заходили на цели с юга, держа высоту порядка 60 м и скорость 600–700 км/ч. Около полуночи первая группа из восьми самолётов атаковала 910-кг бомбами GBU-10 с лазерным наведением штаб-квартиру Каддафи в Эль-Азизии и тренировочный лагерь коммандос в Сиди-Билал. Несмотря на точность наведения, современными источниками США признаётся значительный «побочный ущерб». Вторая группа, пять самолётов, в один заход накрыла обычными фугасными бомбами Mk.82 военную часть аэродрома Триполи. Было уничтожено, по разным подсчётам, от трёх до шести Ил-76, один Боинг-727 и один транспортный G222 итальянского производства.

В 0:10 один из F-111 рухнул в море в 32 км севернее Триполи, оба члена экипажа погибли. Уже в 5:45 первые бомбардировщики начали приземляться на своих базах в Англии. В совокупности они преодолели за полёт туда и обратно более 14 000 км. Один из F-111 c перегревшимися двигателями сел в Испании.

Итоги

По плану 45 ударных самолётов должны были сбросить порядка 300 бомб и выпустить 48 управляемых ракет, но в реальности 35 самолётов отработали по целям, восемь до них не долетели, один самолёт был потерян и один промахнулся. Всего за 12 минут самолёты сбросили 60 тонн боеприпасов.

Эта бомба упала явно не на военный объект

Для советских военных настала пора раздумий. Несмотря на 20 зенитно-ракетных бригад Ливии и предупреждение лично Каддафи от премьер-министра Италии, подавляющее большинство американских самолётов спокойно прилетело, отбомбилось и ушло без потерь. В системе ПВО выявилось множество недоделок. Зенитные комплексы практически не меняли позиций, а половина даже не оборудовалась в инженерном отношении. Радары не объединялись в единую систему, а при отражении налёта работали по несколько минут кряду, облегчая наведение ракет. И наоборот, часть станций наведения зенитных ракет просто не включалась из-за боязни поражения противолокационными ракетами. Многочисленные вполне современные истребители МиГ-25П, МиГ-23МЛД, МиГ-21бис и «Мираж» F1 вообще не поднимались в воздух, хотя, учитывая неготовность пилотов к групповым воздушным боям и ночным перехватам, толку от истребителей при налёте немногочисленных низколетящих целей, откровенно говоря, было бы немного.

Поразительно, но обе стороны заявили о своей победе. США показали всему миру возможности новейшей техники и оружия. Операции в Ливии стали ещё одним шагом к поднятию престижа их армии после поражения во Вьетнаме, а также дали ценнейший опыт как в тактике, так и в стратегии. Каддафи обличил агрессию США и выпустил 16 апреля две-три ракеты класса «Скад» по базе США на итальянском острове Лампедуза, которые благополучно упали в море. Ситуация вокруг Ливии успокоилась. Но лишь на время.


Источники и литература:

  1. Cooper Tom. Libyan Wars, 1980–1989, Part 4 (http://www.acig.info)
  2. Italy warned Libya of raid, saved Qaddafi’s life (https://thecockpit.wordpress.com)
  3. Libyan Missiles (http://www.globalsecurity.org)
  4. Phinney Todd R. Airpower versus Terrorism: Three Case Studies. Air University Press, 2012
  5. Thompson Warren. To the Bay and Back. Air Forces Monthly, May 2010
  6. Опыт боевых действий войск ПВО Ливии в марте-апреле 1986 г. – М.: ГШ ПВО, 1986

warspot.ru

Операция «Каньон Эльдорадо» - это... Что такое Операция «Каньон Эльдорадо»?

Подготовка F-111 к боевому вылету. Авиабаза Лейкенхит, Великобритания, 14 апреля 1986

«Каньон Эльдорадо» (англ. El Dorado Canyon) — кодовое название военной операции США против Ливии в апреле 1986 года, поводом для которой послужило обвинение Ливии в поддержке международного терроризма.

Предпосылки

В начале 1980-х годов отношения между США и Ливией резко ухудшились. Администрация президента США Рейгана обвиняла Ливию и её лидера Муамара Каддафи в поддержке международного терроризма[1]. Обострение отношений привело к ряду инцидентов в акватории залива Сидра, которую Ливия объявила своими территориальными водами[2]. В 1981 году американские самолёты F-14 в ходе учений вступили в воздушный бой с двумя ливийскими истребителями-бомбардировщиками Су-22, пытаясь выдворить их из района учений, и сбили их

[3].

В декабре 1985 года были проведены террористические акции возле офисов израильских авиакомпаний в Вене и Риме[4]. США обвинили Ливию в организации этих акций[5]. В марте 1986 года американо-ливийское противостояние достигло пика, когда корабли ВМС США демонстративно вошли в залив Сидра, нарушив установленную Каддафи так называемую «линию смерти»[6] (30 градусов 32 минуты с.ш.), но оставаясь в международных водах. Ливийские средства ПВО обстреляли американские самолёты, не причинив, однако, последним вреда[7]. В ответ на это были нанесены ракетные удары по базам зенитных ракет и радарам, потоплено несколько ливийских военных катеров и корвет «Ean Zaquit», пытавшиеся приблизиться к району учений[7].

Подготовка

2 апреля 1986 года на борту американского авиалайнера компании Trans World Airlines над Грецией (рейс Рим—Афины) произошёл взрыв, погибли четыре гражданина США. 5 апреля бомба взорвалась на дискотеке Ля-Белль (Западный Берлин), посещаемой американскими военнослужащими. Погибли два американских солдата и официантка из Турции, около 200 человек пострадало. США заявили, что обе акции были организованы ливийской разведкой.

После теракта президент Рейган отдал распоряжение о подготовке авиационного налёта на Ливию. Были отобраны пять объектов в окрестностях городов Триполи и Бенгази, которые, как сообщала американская разведка, использовались для подготовки террористов и транспортировки оружия террористическим организациям. Этими объектами являлись военные казармы, база подготовки боевых пловцом и военный аэродром в Триполи, казармы и аэродром в Бенгази. Планирование военной акции, получившей название «Каньон Эльдорадо», было серьёзно затруднено тем, что европейские страны (Италия, Германия) отказались дать разрешение на использование своих авиабаз. Было решено использовать ударные самолёты F-111 3-й воздушной армии США, базировавшиеся в Великобритании. Поскольку Франция и Испания не предоставили своё воздушное пространство для пролёта F-111, единственным выходом было обогнуть Пиренейский полуостров, пролететь над Гибралтарским проливом и выйти к Триполи вдоль африканского побережья. Вспомогательные действия были возложены на авиацию 60-го авианосного ударного соединения США в Средиземном море (авианосцы «Корал Си» и «Америка»).

Удар

Карта Ливии

Операция «Каньон Эльдорадо» была проведена в ночь с 14 на 15 апреля 1986 года. Самолёты F-111 успешно совершили запланированный перелёт с четырьмя дозаправками в воздухе. Полёт происходил на высоте 4800 метров, после Тунисского пролива самолёты снизились до высоты в 50 метров. В это же время штурмовики A-7 атаковали противорадиолокационными ракетами ливийские радары (выпущено 48 противорадиолокационных ракет "Шрайк"), а самолёты радиолокационного подавления поставили активные помехи. Сами удары были нанесены после полуночи 15 апреля, при этом действия ВВС и ВМС очень чётко координировались: истребители-бомбардировщики F-111 ВВС США атаковали цели в районе Триполи, а палубные штурмовики A-6 ВМС США с двух авианосцев в те же самые минуты произвели налёт на цели в районе Бенгази. Хотя международные СМИ в первой половине апреля активно обсуждали возможность американской карательной акции против Ливии, ливийская система ПВО оказалась не готова к отражению удара. Зенитный огонь был открыт с запозданием, а истребители-перехватчики вообще не поднимались в воздух.[8] Достижению неожиданности в районе Триполи способствовало ещё и то, что F-111 сделали крюк, зайдя на цели не со стороны моря, как можно было ожидать, а со стороны пустыни. Налёт продолжался около 11 минут.

Всего в операции участвовало свыше 100 самолётов, из них основную задачу по уничтожению намеченных целей выполняли 27. Сброшено до 150 тонн авиабомб. Отклонения бомб от целей составили: управляемых - 1500 метров, обычных - до 700 метров.[9]

По официальным американским данным, потери в ходе налёта составили один самолёт (F-111, предположительно сбитый во время атаки цели, экипаж из двух человек погиб) и один самолёт получил повреждения, но вернулся на авиабазу[10]. Ливийские средства массовой информации называли более крупные цифры - 3 сбитых самолёта[11], однако не предоставили каких-либо документальных подтверждений своей версии. Советская пресса сообщала, что в последующие дни на Ливию было произведено ещё несколько налётов, однако в действительности авиация США лишь выполняла разведывательные вылеты, фиксируя результаты операции.

Последствия

Военные результаты

С военной точки зрения операция «Каньон Эльдорадо» была уникальным примером использования тактических самолётов для выполнения боевых задач на сверхдальних расстояниях. Она характеризовалась прекрасной координацией между ВВС и ВМС США, позволившей выполнить все стоявшие перед ними цели с минимальными потерями. Вместе с тем были отмечены технические неполадки в бортовом оборудовании нескольких самолётов F-111 и A-6, что заставило их отказаться от сброса авиабомб[12].

Каддафи объявил, что в результате налёта погибло около 40 мирных ливийцев[13], включая приёмную дочь Каддафи, 15-месячную Ханну. В 2011 году выяснилось, что распространяемая ливийской пропагандой история о смерти Ханны Каддафи — ложь. После того, как силы Национального переходного совета захватили резиденцию Каддафи Баб-эль-Азизия, были обнаружены документы, доказывающие что Хана Каддафи жива и здорова[14].

Часть бомб после сброса со сверхмалой высоты не взорвалась. Тем не менее, все намеченные объекты были поражены. На земле были уничтожены и повреждены 17 истребителей ливийских ВВС и 10 военно-транспортных самолётов Ил-76[10].

США официально заявили, что физическая ликвидация Каддафи не была целью налёта. Многие авторы подвергали это утверждение сомнению, поскольку резиденция Каддафи в Триполи (где он в тот момент отсутствовал) также подверглась удару.

Реакция Ливии

Реакция Ливии на налёт была чрезвычайно сдержанной, не считая обвинительных выступлений в адрес США. 16 апреля было выпущено несколько ракет «Скад» по американской базе на итальянском острове Лампедуза (все ракеты упали в море). Террористическая организация Абу Нидаля в Ливане казнила удерживавшихся ею одного американского и двух британских заложников, объявив это ответом на рейд. Американские источники отмечают, что после событий марта—апреля 1986 года Ливия резко сократила поддержку международного терроризма. Принято считать, что взрыв авиалайнера Боинг-747 над Локерби (Великобритания) в декабре 1988 года был организован ливийскими спецслужбами по приказу Каддафи как месть за бомбардировку. Ливия признала свою ответственность за это событие, а два ливийских агента были осуждены за организацию взрыва[15], однако существуют альтернативные версии произошедшего, приписывающие взрыв самолёта палестинским террористам или Ирану. Признание Ливией своей ответственности за взрыв над Локерби было необходимым условием для снятия американских санкций с этой страны.

Реакция международного сообщества

Налет на Ливию практически не отразился на американо-советских отношениях, хотя советские СМИ формально обвинили США в агрессии. Новое руководство СССР было настроено на смягчение международной напряженности, достигшей к середине 80-х годов наивысшей точки, поэтому решило не накалять обстановку. Единственным практическим шагом СССР была отмена запланированного визита министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе в США. В некоторых странах мира имели место демонстрации против бомбардировки Ливии. Использование США британских баз для проведения операции встретило противоречивую реакцию в Великобритании. Во время налёта было повреждено здание посольства Франции в Триполи. Высказывались предположения, что это было сделано намеренно в качестве «наказания» Франции за отказ предоставить воздушное пространство, однако повреждения получили и посольства нескольких других стран.

Примечания

  1. A history of Libya’s ties with the US (Би-би-си)
  2. По мнению США, это являлось нарушением международных конвенций по морскому праву
  3. Libya. Encounters with the United States (Library of Congress Country Studies)
  4. 1985: Gunmen kill 16 at two European airports (BBC On this day, 27 December)
  5. Libya (Congressional Research Service Issue Brief)
  6. Jack Lott. Armistice is Dangerous
  7. 1 2 Операция «Огонь в прерии» (Доценко В. Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века)
  8. Отечественные средства ПВО имеют высокий авторитет
  9. Статья «Американская вооружённая акция против Ливии 1986» в «Советской военной энциклопеции», второе издание, том 1 «А-Бюлов», стр. 122-123.
  10. 1 2 Операция «Каньон Эльдорадо» против Ливии. «Зарубежное военное обозрение», 2012, № 6.
  11. Гурев В. Пиратские акции США против Ливии. «Международная жизнь», 1986, № 5.
  12. Существовало предписание, запрещавшее лётчикам в ходе этой операции бомбометание в случае любых неполадок оборудования, чтобы избежать возможных жертв среди мирного населения.
  13. Точное число погибших ливийских военнослужащих не сообщалось.
  14. Тайны ливийского шатра. Коммерсантъ (05.09.2011). Архивировано из первоисточника 2 февраля 2012. Проверено 7 сентября 2011.
  15. П. Мастролилли. Буш реабилитирует Каддафи, сигнализируя Ирану (Ла-Стампа, 2006)

Ссылки

dic.academic.ru

Каньон Эльдорадо - это... Что такое Каньон Эльдорадо?

Подготовка F-111 к боевому вылету. Авиабаза Лейкенхит, Великобритания, 14 апреля 1986

«Каньон Эльдорадо» (англ. El Dorado Canyon) — кодовое название военной операции США против Ливии в апреле 1986 года, проведённой в ответ на поддержку Ливией международного терроризма.

Предпосылки

В начале 1980-х годов отношения между США и Ливией резко ухудшились. Администрация президента США Рейгана обвиняла Ливию и её лидера Муамара Каддафи в поддержке международного терроризма. Обострение отношений привело к ряду инцидентов в акватории залива Сидра, которую Ливия объявила своими территориальными водами[1]. Начиная с августа 1981 американский флот за 5 лет провел в районе 18 учений. В 1981 году американские самолёты F-14 в ходе учений вступили в воздушный бой с двумя ливийскими истребителями-бомбардировщиками Су-22, пытаясь выдворить оные из района учений, и сбили их.

В декабре 1985 года были проведены террористические акции возле офисов израильских авиакомпаний в Вене и Риме. США обвинили Ливию в организации этих акций и заморозили ливийские активы в американских банках. В марте 1986 года американо-ливийское противостояние достигло пика, когда корабли ВМС США демонстративно вошли в залив Сидра, нарушив установленную Каддафи так называемую «линию смерти» (30 градусов 32 минуты с.ш.), но оставаясь в международных водах. Ливийские средства ПВО обстреляли американские самолёты, не причинив, однако, последним вреда. В ответ на это были нанесены ракетные удары по базам зенитных ракет и радарам, потоплено несколько ливийских военных катеров и корвет, пытавшиеся приблизиться к району учений.

Подготовка

2 апреля 1986 года на борту американского авиалайнера над Грецией произошёл взрыв. Погибли четыре гражданина США. 5 апреля бомба взорвалась на дискотеке Ля-Белль (Западный Берлин), посещаемой американскими военнослужащими. Погибли два американских солдата и официантка из Турции, около 200 человек пострадало. США заявили, что обе акции были организованы ливийской разведкой. Предположительно это была месть Каддафи за военную акцию США в марте.

После теракта президент Рейган отдал распоряжение о подготовке авиационного налёта на Ливию. Были отобраны пять объектов в окрестностях городов Триполи и Бенгази, которые, как сообщала американская разведка, использовались для подготовки террористов и транспортировки оружия террористическим организациям. Планирование военной акции, получившей название «Каньон Эльдорадо», было серьёзно затруднено тем, что европейские страны (Италия, Германия) отказались дать разрешение на использование своих авиабаз. Было решено использовать ударные самолёты F-111, базировавшиеся в Великобритании. Поскольку Франция и Испания не предоставили своё воздушное пространство для пролёта F-111, единственным выходом было обогнуть Пиренейский полуостров, пролететь над Гибралтарским проливом и выйти к Триполи вдоль африканского побережья. Этот манёвр делал предстоящую миссию самым протяжённым боевым вылетом тактических самолётов в истории авиации.

Удар

Карта Ливии

Операция «Каньон Эльдорадо» была проведена в ночь с 14 на 15 апреля 1986 года. Самолёты F-111 успешно совершили запланированный перелёт с несколькими дозаправками в воздухе. Перед полуночью штурмовики A-7 атаковали противорадиолокационными ракетами ливийские радары. Сами удары были нанесены после полуночи 15 апреля, при этом действия ВВС и ВМС очень чётко координировались: истребители-бомбардировщики F-111 ВВС США атаковали цели в районе Триполи, а палубные штурмовики A-6 ВМС США с двух авианосцев в те же самые минуты произвели налёт на цели в районе Бенгази. Хотя международные СМИ в первой половине апреля активно обсуждали возможность американской карательной акции против Ливии, ливийская система ПВО оказалась неготова к отражению удара. Зенитный огонь был открыт с запозданием, а истребители-перехватчики вообще не поднимались в воздух.[2] Достижению неожиданности в районе Триполи способствовало ещё и то, что F-111 сделали крюк, зайдя на цели не со стороны моря, как можно было ожидать, а со стороны пустыни. Налёт продолжался около 11 минут.

По официальным американским данным, потери в ходе налёта составили один самолёт (F-111, экипаж из двух человек погиб). Ливийские средства массовой информации называли более крупные цифры, однако не предоставили каких-либо документальных подтверждений своей версии. Советская пресса сообщала, что в последующие дни на Ливию было произведено ещё несколько налётов, однако в действительности авиация США лишь выполняла разведывательные вылеты, фиксируя результаты операции.

Последствия

Военные результаты

С военной точки зрения операция «Каньон Эльдорадо» была уникальным примером использования тактических самолётов для выполнения боевых задач на сверхдальних расстояниях. Она характеризовалась прекрасной координацией между ВВС и ВМС США, позволившей выполнить все стоявшие перед ними цели с минимальными потерями. Вместе с тем были отмечены технические неполадки в бортовом оборудовании нескольких самолётов F-111 и A-6, что заставило их отказаться от сброса авиабомб[3]. В результате налёта погибло около 40 мирных ливийцев[4], включая приёмную дочь Каддафи, 15-месячную Ханну. Часть бомб после сброса со сверхмалой высоты не взорвалась. Тем не менее, все намеченные объекты были поражены. На земле были уничтожены несколько военно-транспортных самолётов Ил-76 и Фоккер F-27, которые, как предполагалось, использовались для транспортировки оружия террористическим организациям.

США официально заявили, что физическая ликвидация Каддафи не была целью налёта. Многие авторы подвергали это утверждению сомнению, поскольку резиденция Каддафи в Триполи (где он в тот момент отсутствовал) также подверглась удару.

Реакция Ливии

Реакция Ливии на налёт была чрезвычайно сдержанной, не считая обвинительных выступлений в адрес США. 16 апреля было выпущено несколько ракет «Скад» по американской базе на итальянском острове Лампедуза (все ракеты упали в море). Террористическая организация Абу Нидаля в Ливане казнила удерживавшихся ею одного американского и двух британских заложников, объявив это ответом на рейд. Американские источники отмечают, что после событий марта—апреля 1986 года Ливия резко сократила поддержку международного терроризма. Принято считать, что взрыв авиалайнера Боинг-747 над Локерби (Великобритания) в декабре 1988 года был организован ливийскими спецслужбами по приказу Каддафи как месть за бомбардировку. Ливия признала свою ответственность за это событие, а два ливийских агента были осуждены за организацию взрыва[5], однако существуют альтернативные версии произошедшего, приписывающие взрыв самолёта палестинским террористам или Ирану. Признание Ливией своей ответственности за взрыв над Локерби было необходимым условием для снятия американских санкций с этой страны.

Реакция международного сообщества

Налёт на Ливию практически не отразился на американо-советских отношениях, хотя советские СМИ формально обвинили США в агрессии. Единственным практическим шагом СССР была отмена запланированного визита министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе в США. В некоторых странах мира имели место демонстрации против бомбардировки Ливии. Использование США британских баз для проведения операции встретило противоречивую реакцию в Великобритании. Во время налёта было повреждено здание посольства Франции в Триполи. Высказывались предположения, что это было сделано намеренно в качестве «наказания» Франции за отказ предоставить воздушное пространство, однако повреждения получили и посольства нескольких других стран.

Примечания

  1. По мнению США, это являлось нарушением международных конвенций по морскому праву.
  2. Отечественные средства ПВО имеют высокий авторитет
  3. Существовало предписание, запрещавшее лётчикам в ходе этой операции бомбометание в случае любых неполадок оборудования, чтобы избежать возможных жертв среди мирного населения.
  4. Точное число погибших ливийских военнослужащих не сообщалось.
  5. П. Мастролилли. Буш реабилитирует Каддафи, сигнализируя Ирану (Ла-Стампа, 2006)

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Операция «Каньон Эльдорадо» - Хронтайм

В ночь с 14 на 15 апреля 1986 г. мирный сон ливийской столицы нарушили взрывы бомб. Город бомбила американская авиация. Многолетняя конфронтация США и Ливии достигла своего апогея.

Стратегическое положение Ливии в Средиземном море издавна привлекало различного рода кандидатов во властелины мира. Неудивительно, что антиамериканский режим полковника Каддафи был бельмом на глазу у янки. Начиная с 1970-х годов, корабли 6-го флота США регулярно проводили учения в южном Средиземноморье у побережья Ливии. Вооруженные силы этой страны не оставались безучастными, постоянно отслеживая корабли и самолеты вероятного противника. Игра, если такие действия можно назвать игрой, шла на грани фола. Дополнительный имидж придавало различное толкование сторонами правил игры, то есть — определение границы территориальных вод Ливии.

Примерно в середине береговой линии арабской страны находится обширный залив Сидра (другое название — Большой Сирт), акватория которого и стала поводом к многочисленным инцидентам. Американские специалисты по морскому праву однозначно проводят границу территориальных вод на расстоянии 12 морских миль от береговой черты. В то же время, ряд правоведов из других стран допускают отступления от такого подхода, устанавливая границу территориальных вод залива на расстоянии 12 миль от линии, соединяющей входные мысы.

Последнего подхода придерживался и полковник Каддафи, объявившего акваторию залива Сидра южнее параллели 32° 30′. территориальными водами Ливии. У американцев эта параллель, проходящая через г. Мисурата на западном берегу залива и г. Бенгази — на восточном, получила название линии смерти. Янки никогда не считались с чужим мнением, и решение Каддафи подействовало на них, как красная тряпка на быка. Корабли и самолеты начали нахально пересекать пресловутую линию, а количество учений в этом районе Средиземного моря резко возросло.

Первой жертвой «игрищ» стали два ливийских Су-22. 18…19 августа 1981-го корабли 6-го флота, в том числе авианосцы «Форрестол» и «Нимиц», проводили учения в районе залива Сидра. Поначалу американцы вели себя корректно и не пересекали «линию смерти». Однако нервы арабам потрепали. Авиация Ливии в дневное время постоянно «висела» в районе учений. Как правило, это были МиГ-23 и МиГ-25. Ливийские самолеты перехватывали и сопровождали истребители ПВО авианосного ударного соединения (АУГ). В первый день они осуществили 35 таких перехватов.

Следующий день также начался с полетов ливийской авиации. В 7 ч 20 мин пара F-14 с авианосца «Нимиц» на меридиане г. Сирт обнаружила две воздушных цели, следовавших курсом к американскому соединению. Радары «Томкэтов» засекли самолеты на удалении 30…40 миль, а на расстоянии 5…6 миль идентифицировали их как Су-22. Американцы шли на высоте 6 000 м и сближались с ливийцами на встречном курсе с превышением примерно на 200 м. Когда между противниками осталось 4 мили, ведущий ливийской пары пустил ракету. Американцы поразительно быстро сориентировались: ушли от опасности и тут же «сели на хвост» Су-22, после чего выпустили по ним «Сайдуиндеры». Оба истребителя-бомбардировщика были сбиты, их летчики катапультировались. Одного летчика спасли ливийские катера, второй пропал без вести. Без сомнения вся ответственность за «первую кровь» в заливе Сидра лежит на США.

По поводу сбитых самолетов в мире поднялась приличная буча, особенно в нефтеносных странах Ближнего и Среднего Востока. Американцам пришлось прислушаться, корабли 6-го флота продолжали наведываться к побережью Ливии, но до прямых столкновений дело не доходило. Вопрос о том, поддерживал или нет Каддафи терроризм, выходит за рамки данной статьи, но факт остается фактом. Взрывы 17 декабря 1985-го в аэропортах Вены и Рима, в результате которых погибли люди, в том числе американцы, «повесили» на Ливию. В США решили «примерно наказать» Каддафи.

С конца декабря началось усиление 6-го флота, корабли которого подошли к побережью Ливии. Авианосцы «Корал Си» и «Саратога» маневрировали несколько севернее «линии смерти» в заливе Сидра, самолеты с авианосцев находились в воздухе круглосуточно. Разведка США вплотную занялась уточнением целей для самолетов палубной авиации, а штабы приступили к планированию удара. Действия в этом районе назвали «Операцией в районе Ливии». Сами янки разделили ее на несколько фаз, по которым легко можно проследить эскалацию агрессии.

25 января 1986-го АУГ с авианосцами «Корал Си» и «Саратога» вышла в центральную часть Средиземного моря. На следующий день палубный самолет ДРЛО Е-2С навел пару F-18 с «Корал Си» на пару МиГ-25 ВВС Ливии. В этот же день F-18 с «Корал Си» и F-14 с «Саратоги» пришлось неоднократно перехватывать ливийские МиГ-23 и МиГ-25, Су-22 и «Миражи». Американские летчики отмечали, что все арабские самолеты несли на внешних подвесках ракеты. В то же время, ливийцы вели себя мирно и не выполняли «резких движений». Так до 30 января ни один американский самолет не попытался войти в воздушное пространство южнее 32° северной широты. На первом этапе американцы «обкатывали» своих летчиков, избегая открытых столкновений.

С 12 по 15 февраля состоялось более 100 перехватов. Американцы, как в ходе первой фазы, не пересекали «линию смерти». В ответ агрессивно стали действовать ливийские истребители. Уже не только «Томкэты» и «Хорнеты» выступали в роли истребителей-перехватчиков: «МиГи» стали появляться над АУГ, как только с палубы взлетала очередная смена истребителей ПВО. 14 февраля разведчики МиГ-25 совершили облет авианосца «Корал Си», дозорным «Хорнетам» пришлось вытеснять их из воздушного пространства над кораблем. Разведку американского соединения вел и Ил-76, единственный ливийский самолет, летавший в темное время суток.

Третья фаза — «Свобода навигации». Американскую группировку усилили. Истребители не могли полностью обеспечить воздушное прикрытие всех военных самолетов США в этом районе Средиземноморья. Так, 14 января два МиГ-25 перехватили ЕА-4, летевший без прикрытия, причем на большем чем обычно удалении от побережья.

На «Саратоге» в момент проведения этой операции базировалось 24 истребителя F-14, 24 штурмовика А-7, два самолета ДРЛО Е-2С и 10 противолодочных S-3. На «Корал Си» находилось 48 F/A-18, 12 А-6 и 4 Е-2С. На авианосцах имелись и поисково-спасательные вертолеты.

23 марта авианосцы маневрировали в 150 милях к северу, а ударная корабельная группировка во главе с крейсером «Тикондерога» направилась прямо к «линии». С рассвета следующего дня корабли под прикрытием F-18 с «Корал Си» начали курсировать вдоль границы, установленной Каддафи, явно провоцируя ливийцев. И нервы у арабов не выдержали: около двух часов по местному времени по палубным самолетам начали работать ЗРК С-200.

Вечером ответ был неадекватным. Цитата из «Флайт Интернэшнл» от 5 апреля 1986-го: «Звено самолетов А-6 «Интрудер» с авианосца «Америка» нанесло удар по быстроходному ракетному кораблю «Комбатант» IIG ливийских ВМС, угрожавшего кораблям 6-го флота четырьмя своими противокорабельными ракетами «Отомат». В результате попадания ПКР AGM-84A «Гарпун» и управляемых бомб «Рокай» корабль был потоплен».

Трудно представить, что маленький ракетный катер может всерьез угрожать чуть ли не всему 6-му флоту США. Катер потопили южнее «линии смерти», положив, таким образом, начало «свободе навигации». В 22 ч 06 мин пара «Корсаров» с «Саратоги» противорадиолокационными ракетами HARM атаковала позицию ЗРК С-200, уничтожив РЛС. В 23 ч 30 мин. тяжело поврежден штурмовиками «Интрудер» еще один ливийский ракетный корабль. Первый день горячей войны закончился потоплением двумя ПКР «Гарпун», запущенными с крейсера «Йорктаун» еще одного ракетного катера типа «Комбатант» и атакой пары «Корсаров» позиций ЗРК С-200.

Точку в боевых действиях третьей фазы поставили в ночь на 25 марта штурмовики А-6, потопившие еще один ракетный корабль.

До 29 марта, когда американская эскадра ушла из этого района, наступило затишье. За время «маневров» в заливе Сидра палубная авиация произвела 1546 вылетов. 188 раз самолеты пересекали «линию смерти». Янки наглядно показали, что могут запросто установить «свободу мореплавания» в этом районе: все морские цели были уничтожены в водах, объявленных Ливией территориальными.

Казалось, напряжение в центральной части Средиземного моря ослабло. 9 апреля авианосец «Корал Си» прибыл в испанский порт Малага, а «Саратога» тем временем направился за океан. Однако следующий шаг в кровавой игре сделал Каддафи, после чего вся история достигла своей кульминации.

5 апреля в одной из дискотек Западного Берлина сработало взрывное устройство. Американский сержант и молодая турчанка были убиты. 230 человек, включая 50 американских солдат, ранены. Доказать причастность Ливии к акту терроризма не составило труда.

На пресс-конференции в Белом Доме, прошедшей 9 апреля, президент Рейган обрушился на Ливию с обвинениями в «государственном терроризме» и грозил ей карами небесными. Полковник Каддафи в долгу не остался: 10 апреля выступил с речью, в которой говорил, что Ливия к войне готова и победа, естественно, будет за ней.

Белый Дом начал подготовку операции «Каньон Эльдорадо» — четвертой фазе действий вблизи берегов Ливии. К налету на Ливию планировалось привлечь авиацию ВМС и ВВС.

Пытаясь скрыть приготовления к удару по Ливии, 12 апреля было объявлено о начале плановых учений «Солти Нэйшн» с привлечением значительного количества F-111 с авиабаз Аппер-Хейфорд и Лейкенхирт.

Общее руководство налетом на цели в Ливии возложили на командующего 6-м флотом адмирала Ф. Келсо. В соответствии с планом операции в ней предполагалось задействовать до 150 самолетов различных типов, а также 36 кораблей и судов 6-го флота.

К обеспечению удара привлекались также самолеты РЭБ ЕС-135, патрульные Р-ЗС «Орион» и заправщики, с авиабаз Испании и Сицилии. Вертолетоносец «Гуадалканал» отвечал за проведение поисково-спасательных операций, а подводные лодки 6-го флота — для нейтрализации вероятной угрозы средиземноморской эскадры ВМФ СССР.

Сразу же после захода солнца «Корал Си» на большой скорости прошел Мессинский пролив и направился в точку выпуска самолетов, расположенную в 300 милях к северо-западу от Бенгази. Авиация «Корал Си» должна была нанести удар по ЗРК и авиабазе Бенина, расположенной вблизи г. Бенгази.

«Америка», на борту которой находился адмирал Келсо, к этому времени уже маневрировала на отведенной для нее позиции в 100 милях к северу от Триполи. Самолетам с «Америки» отводились цели в самом г. Бенгази, в частности, корабли в порту. Ее истребители должны были также прикрывать налет самолетов ВВС на Триполи.

Операция «Каньон Эльдорадо» началась взлетом 28 заправщиков КС-10 и КС-135 с аэродромов Фэйрфорд и Милденхэлл. Через 23 мин с авиабазы Лейкенхирт поднялись в воздух 24 истребителя-бомбардировщика F-111F из состава 48-го авиационного тактического истребительного авиакрыла, а с аэродрома Аппер-Хейфорд 5 самолетов РЭБ EF-111A.

Им предстоял долгий путь в обход Европы, поскольку Франция и Испания предпочли поддержать США в борьбе с «международным терроризмом и его лидером полковником Каддафи» лишь на словах и не разрешили самолетам США пролет над своей территорией. После первой дозаправки в воздухе, шесть резервных F-111F и два EF-111F вернулись на английские аэродромы. Маршрут длиной 4 800 км пролегал в обход Пиренейского полуострова, затем через Гибралтарский пролив над Средиземным морем к берегам Ливии. Из 18 оставшихся бомбардировщиков у 5 обнаружились различные отказы в оборудовании.

При полете к целе самолеты ударной группы выполнили четыре дозаправки. Пройдя район Тунисского пролива, истребители-бомбардировщики снизились до высоты 50…60 м и начали развертывание в боевой порядок. Все цели находились в районе Триполи: казармы Эль-Аззизия — резиденция полковника Каддафи, центр подготовки командос и международный аэропорт в порту Сиди-Биляль, военная часть аэропорта Триполи.

Еще до подхода истребителей-бомбардировщиков ВВС США взлетели четыре палубных самолетов РЭБ ЕА-6В (по два с каждого авианосца), а три «Хокая» поднялись в воздух еще до захода солнца. Самолеты ДРЛО барражировали в районах к востоку от Гибралтара, к северу от Триполи и к северу от Бенгази всю ночь и весь следующий день, дозаправляясь в воздухе. Основная часть палубных самолетов стартовала после 21 ч. Группу патрульных самолетов боевого обеспечения составляли истребители F-14 и F-18.

В полночь 14 апреля EF-111A и ЕА-6В начали постановку активных помех РЛС системы ПВО Ливии, а палубные штурмовики А-7 и истребители-бомбардировщики F/A-18 произвели пуски 48 противорадиолокационных ракет «Шрайк» и HARM по радиотехническим средствам ЗРК, прикрывающим Триполи и Бенгази.

Восемь F-111 в это же время атаковали казармы Эль-Аззизия в Триполи и центр подготовки командос. Летчики получили приказ сбрасывать бомбы только в случае точного опознавания целей. Выход в точку бомбометания экипажи F-111F осуществляли на высоте 60…120 м при скорости 925 км/ч с южного, материкового направления. Для обнаружения целей экипажи F-111F использовали лазерную систему целеуказания AN/AVQ-26 «Пэйв Тэк». Большая часть бомбардировщиков несли по четыре 227-кг бомбы GBU-10 «Пэйвуэй» с лазерной системой наведения. Цели в Триполи засекались сначала с помощью бортовых РЛС бомбардировщиков, для окончательного наведения использовались индикаторы тепловизионной подсистемы ночного видения системы «Пэйв Тэк». На некоторых F-111F имелось по 12 225-кг свободнопадующих фугасных бомб. Пять F-111F обрушили свой груз на аэропорт Триполи. Бомбардировщики ВВС во время нахождения над целями прикрывались с воздуха истребителями F-14, но ливийские перехватчики так и не появились.

Палубные штурмовики А-6 атаковали намеченные объекты в районе Бенгази, используя аналогичную тактику. Самолеты несли 227-кг бомбы с тормозными устройствами Мк.82 «Снэкай» и кассетные бомбы Мк.20. Экипажи А-6 использовали для обнаружения целей многофункциональные РЛС AN/AAS-33, обеспечивающие возможность автоматического сброса бомб в расчетной точке.

Условия бомбометания были достаточно сложные, в результате пять F-111 и два А-6 выполнили боевые задачи не полностью, проще говоря — не смогли осуществить прицельное бомбометание.

Через тринадцать минут после начала налета летчики получили команду «уноси ноги», а через две минуты один F-111 из восьми, бомбивших Триполи, пропал с экрана РЛС самолета ДРЛО, барражировавшего в районе Триполи. Согласно официальным данным США этот самолет единственный, безвозвратно потерянный, еще один поврежденный F-111 совершил посадку на авиабазе Рота в Испании. Операция «Каньон Эльдорадо» завершилась в 10 час. 15 апреля с прекращением поиска экипажа сбитого F-111.

Утром 15 апреля два разведчика SR-71 обследовали район боевых действий. В Триполи повреждены казармы, на аэродроме уничтожено от трех до пяти транспортных Ил-76. В Бенине — не менее четырех МиГ-23, два Ми-8, два пассажирских «Фокке» F-27. Основной целью налета являлся жилой комплекс лидера ливийской революции, находившийся на территории казарм Эль-Аззизия. Сам Каддафи не пострадал, погибла его приемная дочь и тяжело ранены два сына. Кроме военных объектов, пострадали жилые дома, ряд посольств.

«Точечного» бомбометания не получилось — отклонение от цели управляемых авиабомб в результате выполнения самолетом противозенитного маневра достигало 1500 м, а кассетных и обычных бомб — 700 м. Малая высота и высокая скорость самолетов при бомбометании привели к тому, что, по заявлению ливийцев, 37 бомб невзорвались.

Американцы добились внезапности — Триполи освещался в течение некоторого времени после первых взрывов. Однако ливийская ПВО быстро включилась в работу. У Каддафи было что противопоставить американцам. ВВС этой арабской страны оказались одними из сильнейших на Ближнем Востоке и совсем не маленькими даже по европейским меркам. В них насчитывалось около 510 боевых самолетов, в том числе более 50 истребителей-перехватчиков и разведчиков МиГ-25, около 160 МиГ-23 различных модификаций, 55 МиГ-21, 100 Су-20/22, семь Ту-22, а также примерно 90 истребителей «Мираж» F.1 и 65 «Мираж» 5.

Сведенные по советскому образцу в отдельный род войск, ПВО имела на вооружении следующие ЗРК: 102 С-75, 132 С-125 140…170 «Куб» и «Оса», 36 С-200, а также 60 комплексов французского производства «Кроталь», значительное количество зенитной артиллерии (ЗА). Увы, боевая подготовка расчетов зенитчиков и экипажей самолетов, как показал предшествовавший опыт столкновений с американцами, оставляла желать лучшего.

Американские летчики, участвовавшие в налете на Триполи и Бенгази, отмечали значительное количество пусков ракет и сильный огонь ЗА, особенно ЗСУ-23/4. Единственный «официально сбитый» F-111F предположительно пострадал от огня «Шилки». Ливийцы заявили о трех сбитых американских самолетах и даже продемонстрировали киль самолета с серийным номером 423241, представив его как «часть F-111F». Однако, как сообщил представитель Пентагона, подобный заводской номер не принадлежал ни одному из самолетов США. Кроме того, шрифт и камуфляжная окраска «части конструкции» не соответствовали стандарту. Тем не менее, представители Ливии сообщили, что сбитый бомбардировщик подняли из моря и передали СССР. ЦРУ, отслеживавшее налет с помощью РЛС и радиоперехватов, посчитало, что F-111F потерпел катастрофу из-за потери летчиком ориентации или отказа бортовых систем, в то время как летчики однотипных самолетов, принимавших участие в рейде, считают, что эта потеря — результат работы ЗСУ-23/4, наиболее эффективного, по их мнению, средства ПВО Ливии.

Ливийская авиация для отражения налета по неизвестным причинам в небо не поднималась. Вероятнее всего, из-за слабой подготовки летчики просто не смогли выполнять задания в темное время суток.

Рейд на Ливию показал возможности координации во времени и пространстве действий разнородных сил авиации. Надежность сложного бортового оборудования составила 70…75%, что, по мнению американцев, оказалось неплохим результатом. В то же время чисто военную цель — физическое устранение Каддафи и ослабление террористической деятельности не достигли. Остается только добавить, что ВВС и ВМС свои возможности продемонстрировали, а опыт по координации действий авиации не пропал даром и востребовался при проведении операции «Буря в Пустыне», направленной против другой арабской страны.

Ссылка на источник: http://aviation.gb7.ru/Livian_war.htm

chrontime.com

Эльдорадо Каньон - это... Что такое Эльдорадо Каньон?

Подготовка F-111 к боевому вылету. Авиабаза Лейкенхит, Великобритания, 14 апреля 1986

«Каньон Эльдорадо» (англ. El Dorado Canyon) — кодовое название военной операции США против Ливии в апреле 1986 года, проведённой в ответ на поддержку Ливией международного терроризма.

Предпосылки

В начале 1980-х годов отношения между США и Ливией резко ухудшились. Администрация президента США Рейгана обвиняла Ливию и её лидера Муамара Каддафи в поддержке международного терроризма. Обострение отношений привело к ряду инцидентов в акватории залива Сидра, которую Ливия объявила своими территориальными водами[1]. Начиная с августа 1981 американский флот за 5 лет провел в районе 18 учений. В 1981 году американские самолёты F-14 в ходе учений вступили в воздушный бой с двумя ливийскими истребителями-бомбардировщиками Су-22, пытаясь выдворить оные из района учений, и сбили их.

В декабре 1985 года были проведены террористические акции возле офисов израильских авиакомпаний в Вене и Риме. США обвинили Ливию в организации этих акций и заморозили ливийские активы в американских банках. В марте 1986 года американо-ливийское противостояние достигло пика, когда корабли ВМС США демонстративно вошли в залив Сидра, нарушив установленную Каддафи так называемую «линию смерти» (30 градусов 32 минуты с.ш.), но оставаясь в международных водах. Ливийские средства ПВО обстреляли американские самолёты, не причинив, однако, последним вреда. В ответ на это были нанесены ракетные удары по базам зенитных ракет и радарам, потоплено несколько ливийских военных катеров и корвет, пытавшиеся приблизиться к району учений.

Подготовка

2 апреля 1986 года на борту американского авиалайнера над Грецией произошёл взрыв. Погибли четыре гражданина США. 5 апреля бомба взорвалась на дискотеке Ля-Белль (Западный Берлин), посещаемой американскими военнослужащими. Погибли два американских солдата и официантка из Турции, около 200 человек пострадало. США заявили, что обе акции были организованы ливийской разведкой. Предположительно это была месть Каддафи за военную акцию США в марте.

После теракта президент Рейган отдал распоряжение о подготовке авиационного налёта на Ливию. Были отобраны пять объектов в окрестностях городов Триполи и Бенгази, которые, как сообщала американская разведка, использовались для подготовки террористов и транспортировки оружия террористическим организациям. Планирование военной акции, получившей название «Каньон Эльдорадо», было серьёзно затруднено тем, что европейские страны (Италия, Германия) отказались дать разрешение на использование своих авиабаз. Было решено использовать ударные самолёты F-111, базировавшиеся в Великобритании. Поскольку Франция и Испания не предоставили своё воздушное пространство для пролёта F-111, единственным выходом было обогнуть Пиренейский полуостров, пролететь над Гибралтарским проливом и выйти к Триполи вдоль африканского побережья. Этот манёвр делал предстоящую миссию самым протяжённым боевым вылетом тактических самолётов в истории авиации.

Удар

Карта Ливии

Операция «Каньон Эльдорадо» была проведена в ночь с 14 на 15 апреля 1986 года. Самолёты F-111 успешно совершили запланированный перелёт с несколькими дозаправками в воздухе. Перед полуночью штурмовики A-7 атаковали противорадиолокационными ракетами ливийские радары. Сами удары были нанесены после полуночи 15 апреля, при этом действия ВВС и ВМС очень чётко координировались: истребители-бомбардировщики F-111 ВВС США атаковали цели в районе Триполи, а палубные штурмовики A-6 ВМС США с двух авианосцев в те же самые минуты произвели налёт на цели в районе Бенгази. Хотя международные СМИ в первой половине апреля активно обсуждали возможность американской карательной акции против Ливии, ливийская система ПВО оказалась неготова к отражению удара. Зенитный огонь был открыт с запозданием, а истребители-перехватчики вообще не поднимались в воздух.[2] Достижению неожиданности в районе Триполи способствовало ещё и то, что F-111 сделали крюк, зайдя на цели не со стороны моря, как можно было ожидать, а со стороны пустыни. Налёт продолжался около 11 минут.

По официальным американским данным, потери в ходе налёта составили один самолёт (F-111, экипаж из двух человек погиб). Ливийские средства массовой информации называли более крупные цифры, однако не предоставили каких-либо документальных подтверждений своей версии. Советская пресса сообщала, что в последующие дни на Ливию было произведено ещё несколько налётов, однако в действительности авиация США лишь выполняла разведывательные вылеты, фиксируя результаты операции.

Последствия

Военные результаты

С военной точки зрения операция «Каньон Эльдорадо» была уникальным примером использования тактических самолётов для выполнения боевых задач на сверхдальних расстояниях. Она характеризовалась прекрасной координацией между ВВС и ВМС США, позволившей выполнить все стоявшие перед ними цели с минимальными потерями. Вместе с тем были отмечены технические неполадки в бортовом оборудовании нескольких самолётов F-111 и A-6, что заставило их отказаться от сброса авиабомб[3]. В результате налёта погибло около 40 мирных ливийцев[4], включая приёмную дочь Каддафи, 15-месячную Ханну. Часть бомб после сброса со сверхмалой высоты не взорвалась. Тем не менее, все намеченные объекты были поражены. На земле были уничтожены несколько военно-транспортных самолётов Ил-76 и Фоккер F-27, которые, как предполагалось, использовались для транспортировки оружия террористическим организациям.

США официально заявили, что физическая ликвидация Каддафи не была целью налёта. Многие авторы подвергали это утверждению сомнению, поскольку резиденция Каддафи в Триполи (где он в тот момент отсутствовал) также подверглась удару.

Реакция Ливии

Реакция Ливии на налёт была чрезвычайно сдержанной, не считая обвинительных выступлений в адрес США. 16 апреля было выпущено несколько ракет «Скад» по американской базе на итальянском острове Лампедуза (все ракеты упали в море). Террористическая организация Абу Нидаля в Ливане казнила удерживавшихся ею одного американского и двух британских заложников, объявив это ответом на рейд. Американские источники отмечают, что после событий марта—апреля 1986 года Ливия резко сократила поддержку международного терроризма. Принято считать, что взрыв авиалайнера Боинг-747 над Локерби (Великобритания) в декабре 1988 года был организован ливийскими спецслужбами по приказу Каддафи как месть за бомбардировку. Ливия признала свою ответственность за это событие, а два ливийских агента были осуждены за организацию взрыва[5], однако существуют альтернативные версии произошедшего, приписывающие взрыв самолёта палестинским террористам или Ирану. Признание Ливией своей ответственности за взрыв над Локерби было необходимым условием для снятия американских санкций с этой страны.

Реакция международного сообщества

Налёт на Ливию практически не отразился на американо-советских отношениях, хотя советские СМИ формально обвинили США в агрессии. Единственным практическим шагом СССР была отмена запланированного визита министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе в США. В некоторых странах мира имели место демонстрации против бомбардировки Ливии. Использование США британских баз для проведения операции встретило противоречивую реакцию в Великобритании. Во время налёта было повреждено здание посольства Франции в Триполи. Высказывались предположения, что это было сделано намеренно в качестве «наказания» Франции за отказ предоставить воздушное пространство, однако повреждения получили и посольства нескольких других стран.

Примечания

  1. По мнению США, это являлось нарушением международных конвенций по морскому праву.
  2. Отечественные средства ПВО имеют высокий авторитет
  3. Существовало предписание, запрещавшее лётчикам в ходе этой операции бомбометание в случае любых неполадок оборудования, чтобы избежать возможных жертв среди мирного населения.
  4. Точное число погибших ливийских военнослужащих не сообщалось.
  5. П. Мастролилли. Буш реабилитирует Каддафи, сигнализируя Ирану (Ла-Стампа, 2006)

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Каньон Эльдорадо (операция) — Википедия

Подготовка F-111 к боевому вылету. Авиабаза Лейкенхит, Великобритания, 14 апреля 1986

«Каньо́н Эльдора́до» (англ. El Dorado Canyon) — кодовое название военной операции США против Ливии в апреле 1986 года, поводом для которой послужило обвинение Ливии в поддержке международного терроризма. Некоторыми западными экспертами расценивается как карательная акция[1][2].

Предпосылки

В начале 1980-х годов отношения между США и Ливией резко ухудшились. Администрация президента США Рейгана обвиняла Ливию и её лидера Муамара Каддафи в поддержке международного терроризма[3]. Обострение отношений привело к ряду инцидентов в акватории залива Сидра, которую Ливия объявила своими территориальными водами[4]. В 1981 году американские самолёты F-14 в ходе учений вступили в воздушный бой с двумя ливийскими истребителями-бомбардировщиками Су-22, пытаясь выдворить их из района учений, и сбили их[5].

В декабре 1985 года были проведены террористические акции возле офисов израильских авиакомпаний в Вене и Риме[6]. США обвинили Ливию в организации этих акций[7]. В марте 1986 года американо-ливийское противостояние достигло пика, когда корабли ВМС США демонстративно вошли в залив Сидра, нарушив установленную Каддафи так называемую «линию смерти»[8] (30 градусов 32 минуты с.ш.), но оставаясь в международных водах. Ливийские средства ПВО обстреляли американские самолёты, не причинив, однако, последним вреда[9]. В ответ на это были нанесены ракетные удары по базам зенитных ракет и радарам, потоплено несколько ливийских военных катеров и корвет «Ean Zaquit», пытавшиеся приблизиться к району учений[9].

Видео по теме

Подготовка

2 апреля 1986 года на борту американского авиалайнера компании «Trans World Airlines» над Грецией (рейс Рим—Афины) произошёл взрыв, погибли четыре гражданина США. 5 апреля бомба взорвалась на дискотеке Ля-Белль (Западный Берлин), посещаемой американскими военнослужащими. Погибли два американских солдата и официантка из Турции, около 200 человек пострадало. США заявили, что обе акции были организованы ливийской разведкой.

После теракта президент Рейган отдал распоряжение о подготовке авиационного налёта на Ливию. Были отобраны пять объектов в окрестностях городов Триполи и Бенгази, которые, как сообщала американская разведка, использовались для подготовки террористов и транспортировки оружия террористическим организациям. Этими объектами являлись военные казармы, база подготовки боевых пловцов и военный аэродром в Триполи, казармы и аэродром в Бенгази. Планирование военной акции, получившей название «Каньон Эльдорадо», было серьёзно затруднено тем, что европейские страны (Италия, Германия) отказались дать разрешение на использование своих авиабаз. Было решено использовать ударные самолёты F-111 3-й воздушной армии США, базировавшиеся в Великобритании. Поскольку Франция и Испания не предоставили своё воздушное пространство для пролёта F-111, единственным выходом было обогнуть Пиренейский полуостров, пролететь над Гибралтарским проливом и выйти к Триполи вдоль африканского побережья. Вспомогательные действия были возложены на авиацию 60-го авианосного ударного соединения США в Средиземном море (авианосцы «Корал Си» и «Америка»).

Удар

Операция «Каньон Эльдорадо» была проведена в ночь с 14 на 15 апреля 1986 года. Самолёты F-111 успешно совершили запланированный перелёт с четырьмя дозаправками в воздухе. Полёт происходил на высоте 4800 метров, после Тунисского пролива самолёты снизились до высоты в 50 метров. В это же время штурмовики A-7 атаковали противорадиолокационными ракетами ливийские радары (выпущено 48 противорадиолокационных ракет типа «Шрайк» и «Харм»), а самолёты радиолокационного подавления поставили активные помехи. Сами удары были нанесены после полуночи 15 апреля, при этом действия ВВС и ВМС очень чётко координировались: истребители-бомбардировщики F-111 ВВС США атаковали цели в районе Триполи, а палубные штурмовики A-6 ВМС США с двух авианосцев в те же самые минуты произвели налёт на цели в районе Бенгази. Хотя международные СМИ в первой половине апреля активно обсуждали возможность американской военной операции против Ливии, ливийская система ПВО оказалась не готова к отражению удара. Зенитный огонь был открыт с запозданием, а истребители-перехватчики вообще не поднимались в воздух[10]. Достижению неожиданности в районе Триполи способствовало ещё и то, что F-111 сделали крюк, зайдя на цели не со стороны моря, как можно было ожидать, а со стороны пустыни. Налёт продолжался около 11 минут.

Всего в операции участвовало свыше 100 самолётов, из них основную задачу по уничтожению намеченных целей выполняли 27. Сброшено до 150 тонн авиабомб. Отклонения бомб от целей составили: управляемых - до 1500 метров, обычных — до 700 метров[11].

По официальным американским данным, потери в ходе налёта составили один самолёт (F-111, предположительно сбитый во время атаки цели, экипаж из двух человек погиб) и один самолёт получил повреждения, но вернулся на авиабазу[12].

Ливийские средства массовой информации называли более крупные цифры — три сбитых самолёта[13], однако не предоставили каких-либо документальных подтверждений своей версии.

Советская пресса сообщала, что в последующие дни на Ливию было произведено ещё несколько налётов, однако в действительности авиация США лишь выполняла разведывательные вылеты, фиксируя результаты операции.

Последствия

Военные результаты

В аэропорту Триполи ударом F-111 были уничтожены несколько ливийских транспортных самолётов Ил-76

С военной точки зрения операция «Каньон Эльдорадо» была уникальным примером использования тактических самолётов для выполнения боевых задач на сверхдальних расстояниях. Она характеризовалась прекрасной координацией между ВВС и ВМС США, позволившей выполнить все стоявшие перед ними цели с минимальными потерями. Вместе с тем были отмечены технические неполадки в бортовом оборудовании нескольких самолётов F-111 и A-6, что заставило их отказаться от сброса авиабомб[14].

Каддафи объявил, что в результате налёта погибло около 40 мирных ливийцев[15], включая приёмную дочь Каддафи, 15-месячную Ханну. В 2011 году, после того, как силы Национального переходного совета захватили резиденцию Каддафи Баб-эль-Азизия, их представители объявили об обнаружении документов, доказывающих, что Ханна Каддафи жива и здорова[16]. Однако за прошедшие годы не были обнародованы эти документы, как не была обнаружена и сама Ханна.

Часть бомб после сброса со сверхмалой высоты не взорвалась. Тем не менее, все намеченные объекты были поражены. На земле были уничтожены и повреждены 17 истребителей ливийских ВВС и 10 военно-транспортных самолётов Ил-76[12].

США официально заявили, что физическая ликвидация Каддафи не была целью налёта. Многие авторы подвергали это утверждение сомнению, поскольку резиденция Каддафи в Триполи (где он в тот момент отсутствовал) также подверглась удару.

Реакция Ливии

Реакция Ливии на налёт была чрезвычайно сдержанной, не считая обвинительных выступлений в адрес США. 16 апреля было выпущено несколько ракет «Скад» по американской базе на итальянском острове Лампедуза (все ракеты упали в море). Террористическая организация Абу Нидаля в Ливане казнила удерживавшихся ею одного американского и двух британских заложников, объявив это ответом на рейд. Американские источники отмечают, что после событий марта—апреля 1986 года Ливия резко сократила поддержку международного терроризма. Принято считать, что взрыв авиалайнера Боинг-747 над Локерби (Великобритания) в декабре 1988 года был организован ливийскими спецслужбами по приказу Каддафи как месть за бомбардировку. Ливия признала свою ответственность за это событие, а два ливийских агента были осуждены за организацию взрыва[17], однако существуют альтернативные версии произошедшего, приписывающие взрыв самолёта палестинским террористам или Ирану. Признание Ливией своей ответственности за взрыв над Локерби было необходимым условием для снятия американских санкций с этой страны.

Реакция международного сообщества

Налет на Ливию практически не отразился на американо-советских отношениях, хотя советские СМИ формально обвинили США в агрессии. Новое руководство СССР было настроено на смягчение международной напряженности, достигшей к середине 1980-х годов наивысшей точки, поэтому решило не накалять обстановку. Единственным практическим шагом СССР была отмена запланированного визита министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе в США.

В некоторых[каких?] странах мира имели место демонстрации против бомбардировки Ливии.

Использование США британских баз для проведения операции встретило противоречивую реакцию в Великобритании.

Во время налёта было повреждено здание посольства Франции в Триполи.

Примечания

  1. Brandon D. Newton. Chapter 5: Operation El Dorado Canyon; Libya, 198 // Punishment, Revenge, and Retribution: A Historical Analysis of Punitive Operations. — Fort Leavenworth, Kansas: School of Advanced Military Studies, United States Army Command and General Staff College, AY 04-05. — 61 p.
  2. Gus Martin. Counterterrorism: The Options // Understanding Terrorism. Challenges, Perspectives and Issues. — 4th. — SAGE Publications Inc., 2013. — P. 439. — ISBN 978-1-4522-0582-3.
  3. ↑ A history of Libya’s ties with the US (Би-би-си)
  4. ↑ По мнению США, это являлось нарушением международных конвенций по морскому праву
  5. ↑ Libya. Encounters with the United States (Library of Congress Country Studies)
  6. ↑ 1985: Gunmen kill 16 at two European airports (BBC On this day, 27 December)
  7. ↑ Libya Архивировано 4 августа 2012 года. (Congressional Research Service Issue Brief)
  8. ↑ Jack Lott. Armistice is Dangerous
  9. 1 2 Операция «Огонь в прерии» (Доценко В. Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века)
  10. ↑ Отечественные средства ПВО имеют высокий авторитет
  11. ↑ Статья «Американская вооружённая акция против Ливии 1986» в «Советской военной энциклопедии», второе издание, том 1 «А-Бюлов», стр. 122-123.
  12. 1 2 Операция «Каньон Эльдорадо» против Ливии. «Зарубежное военное обозрение», 2012, № 6.
  13. ↑ Гурев В. Пиратские акции США против Ливии. «Международная жизнь», 1986, № 5.
  14. ↑ Существовало предписание, запрещавшее лётчикам в ходе этой операции бомбометание в случае любых неполадок оборудования, чтобы избежать возможных жертв среди мирного населения.
  15. ↑ Точное число погибших ливийских военнослужащих не сообщалось.
  16. ↑ Тайны ливийского шатра. Коммерсантъ (05.09.2011). Проверено 7 сентября 2011. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  17. ↑ П. Мастролилли. Буш реабилитирует Каддафи, сигнализируя Ирану (Ла-Стампа, 2006)

Ссылки

wiki2.red

Каньон Эльдорадо (операция) Википедия

Подготовка F-111 к боевому вылету. Авиабаза Лейкенхит, Великобритания, 14 апреля 1986

«Каньо́н Эльдора́до» (англ. El Dorado Canyon) — овое название военной операции США против Ливии в апреле 1986 года, поводом для которой послужило обвинение Ливии в поддержке международного терроризма. Некоторыми западными экспертами расценивается как карательная акция[1][2].

Предпосылки[ | ]

В начале 1980-х годов отношения между США и Ливией резко ухудшились. Администрация президента США Рейгана обвиняла Ливию и её лидера Муамара Каддафи в поддержке международного терроризма[3]. Обострение отношений привело к ряду инцидентов в акватории залива Сидра, которую Ливия объявила своими территориальными водами[4]. В 1981 году американские самолёты F-14 в ходе учений вступили в воздушный бой с двумя ливийскими истребителями-бомбардировщиками Су-22, пытаясь выдворить их из района учений, и сбили их[5].

В декабре 1985 года были проведены террористические акции возле офисов израильских авиакомпаний в Вене и Риме[6]. США обвинили Ливию в организации этих акций[7]. В марте 1986 года американо-ливийское противостояние достигло пика, когда корабли ВМС США демонстративно вошли в залив Сидра, нарушив установленную Каддафи так называемую «линию смерти»[8] (30 градусов 32 минуты с.ш.), но оставаясь в международных водах. Ливийские средства ПВО обстреляли американские самолёты, не причинив, однако, последним вреда[9]. В ответ на это были нанесены ракетные удары по базам зенитных ракет и радарам, потоплено несколько ливийских военных катеров и корвет «Ean Zaquit», пытавшиеся приблизиться к району учений

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *