«English Electric» Canberra. Фото. Характеристики.

Великобритания

Тип: двухдвигательный реактивный бомбардировщик, фоторазведчик и учебно-тренировочный самолет

Экипаж: два человека

Кроме того, что он был первым реактивным бомбардировщиком в Королевских ВВС, самолет «Канберра» (Canberra) проявил себя и как самый долговечный реактивный боевой самолет Великобритании — небольшое количество разведчиков и самолетов радиоэлектронного противодействия все еще продолжают служить спустя 47 лет после первого полета прототипа. Построенный по техническому заданию В.3/45 Министерства авиации, «Канберра» в основном полагался на опыт Командования бомбардировочной авиации по использованию самолета «Москито» (Mosquito) компании «Де Хевилленд», который оказался практически недосягаемым в небе над Германией благодаря его поразительной максимальной скорости. Самолет «Канберра» также был построен для достижения наибольшей скорости и не имел оборонительного вооружения.

Хотя он и был заказан в качестве «легкого бомбардировщика», много самолетов В.2 попали в эксплуатацию в качестве замены самолета «Линкольн» компании AVRo. На самом деле Королевские ВВС были настолько довольны самолетом, что было построено 546 экземпляров, и ими было оснащено около 30 частей Королевских ВВС. Ключом к успеху самолета «Канберра» было его крыло с довольно небольшим удлинением, которое давало значительную экономию топлива на максимальной крейсерской высоте полета, которая значительно превышала потолки, достигаемые реактивными истребителями того же периода. Это означало то, что в течение ряда лет до появления ракет класса «воздух — воздух» самолет «Канберра» был недосягаем для перехвата пилотируемыми аппаратами.

Самолет имел также большой успех за рубежом — ВВС США даже поставили его в производство в компании «Мартин Эйркрафт» (Martin Aircraft) после того, как потерпели неудачу в поиске «домашнего» среднего бомбардировщика для замены своих самолетов В-26 «Инвейдер». Получивший обозначение В-57 самолет принял активное участие в боях во Вьетнаме, летая бок о бок с австралийскими самолетами «Канберра» В 20.

Размеры (для модификации В 6):

  • Длина: 19,96 м
  • Размах крыла: 19,5 м
  • Высота: 4,77 м

Летно-технические характеристики:

  • Максимальная скорость: 834 км/ч

Вес:

  • Пустого: 12 678 кг
  • Максимальный взлетный: 25 514 кг

Дальность полета: 5842 км — перегоночная дальность

Силовая установка: два двигателя «Эвон» 109 компании «Роллс-Ройс»

Мощность: 32,92 кН тяги

Дата первого полета:

Сохранившиеся годными к полетам модификации: В 2, В6 и В 6 (Mod), В(1) 8 (Mod), В 20 и ТТ 18

 

avia.pro

«Инглиш Электрик» «Канберра» — выдающийся самолет английской разработки

Королевские ВВС в 1940-е годы с успехом использовали легендарный многоцелевой самолет «Москито». В 1950-е ему на смену, в роли бомбардировщика и разведчика, пришел другой выдающийся самолет английской разработки — «Канберра».

С началом реактивной эры истребители получили огромное преимущество в скорости и огневой мощи над бомбардировщиками. В особенно трудном положении оказались машины легкого и среднего класса. Единственным перспективным путем в середине 1940-х годов виделся скоростной, компактный и невооруженный самолет. Хотя британцы уже имели опыт создания машины в соответствии с такой концепцией — легендарный «Москито», но ни его деревянная конструкция, ни поршневые моторы, ни аэродинамика не имели ничего общего с новыми требованиями.

Коллектив конструкторов компании «Инглиш Электрик» возглавил У. Петтер, к 1946 году им удалось создать проект компактного самолета с минимальным миделем, среднерасположенным крылом и двумя двигателями «Роллс-Ройс Эйвон». Защитой от истребителей для полностью лишенного оборонительного вооружения бомбардировщика служили скорость и высота полета, так что идеология «Москито» в целом сохранялась. Из-за послевоенного экономического упадка в Британии создание прототипа затянулось, и первый полет состоялся лишь 13 мая 1949 года. По результатам испытаний было решено, что машина почти не нуждается в изменениях, и ее немедленно запустили в крупносерийное производство.

БОМБАРДИРОВЩИКИ И РАЗВЕДЧИКИ

Первым серийным вариантом стала «Канберра» В.2, начавшая поступать в строевые эскадрильи Королевских ВВС с января 1951 года. К концу следующего года на вооружение приняли и разведчик «Канберра» PR.3. Изначально предполагалось, что экипаж «Канберры» будет состоять из двух человек, но задержка готовности нового радиолокационного прицела вынудила дополнить их бомбардиром, а для этого немного удлинить нос. Вскоре появился и учебный вариант T.4.

Потребность в новых, современных бомбардировщиках, заменявших не только легкие «Москито», но и тяжелые «Линкольны», была очень велика, и к производству подключили компании «Авро», «Хэндли-Пэйдж» и «Шорт», специализировавшиеся именно на бомбардировщиках.

«Канберра» могла нести до 2700 кг на внутренней подвеске, а при необходимости еще 900 кг подвешивали под крылом. Новые, более мощные двигатели дали жизнь «Канберрам» второго поколения — бомбардировщикам В.6 и разведчикам PR.7: удлиненный на 30 см фюзеляж позволил увеличить запас топлива и, соответственно, дальность. На «семерке», кроме того, установили крыло увеличенного размаха, что обеспечило и заметный прирост потолка, сделав самолет практически неуязвимым для артиллерии и перехватчиков. Специально подготовленные машины могли забираться почти на 20 км — невероятное по тем временам достижение.

В дальнейшем эволюция «Канберр»-бомбардировщиков пошла по пути постепенного превращения в штурмовик: сначала появился импровизированный вариант В(1).6, на котором место заднего бомбоотсека занял контейнер с четырьмя 20-мм пушками.

А в январе 1956-го появился и специально разработанный вариант В(1).8, сохранивший вооружение предшественника, но уже изначально ориентированный на маловысотные бомбо-ракетные штурмовые удары. Самой заметной чертой новой «Канберры» стал «истребительный» фонарь кабины, под которым летчики сидели друг за другом. Традиционно, примерно полгода спустя на его основе разработали и разведывательный вариант PR.9.

Всего в Великобритании выпустили 900 машин всех вариантов, почти половина из них принадлежала к варианту В.2. По мере того как «Канберры»-бомбардировщики сходили со сцены, их переоборудовали для выполнения других нужных задач: тренировки операторов РЛС, радиоэлектронной борьбы, буксировки мишеней.

В Королевских ВВС «Канберры»-бомбардировщики участвовали в настоящей войне — в 1956 году, совершив немало вылетов на цели в Египте. Вскоре в Бомбардировочное Командование поступили гораздо более приспособленные для стратегических заданий бомбардировщики серии «V» («Вэлиант», «Виктор» и «Вулкан»), и «Канберры» стали массово переводить в тактические бомбардировщики в составе британских ВВС в Германии, на Ближнем и Дальнем Востоке. Там они дослужили до начала 1970-х годов, все еще выполняя роль носителей ядерного оружия. Служба «Кан6ерр»-разведчиков и спецвариантов продолжалась еще многие и многие годы — самолеты участвовали в боевых действиях в Ираке и Афганистане, выполняли полеты над Балканами и завершили службу лишь в 2006 году.

АМЕРИКАНСКИЙ ОТПРЫСК

В начале 1950-х годов ВВС США испытывали острую потребность в замене стремительно устаревающих поршневых бомбардировщиков В-26. Удивительно, но американские компании, создавшие в то время немало прекрасных боевых самолетов, не смогли предложить ничего достойного именно в этой категории. Взор ВВС США обратился на британского союзника, и «Канберра» в ходе испытаний продемонстрировала решающее превосходство над всеми конкурентами. Было решено организовать серийный выпуск самолета в США (отчасти из-за перегруженности британских заводов, отчасти для возможности адаптации машины под свои требования). Подрядчиком была выбрана компания «Мартин», которая в 1953 году начала выпуск самолета под обозначением В-57. До 1957 года было выпущено 403 машины в разных вариантах: как и у британцев, основными стали бомбардировщики и разведчики. Американские машины (основным вариантом стал В-57В) имели другие, более мощные (но тоже британские) двигатели и характерную «тандемную» кабину с большим общим фонарем.

Служба бомбардировщиков В-57 продолжалась до начала 1970-х годов. Они приняли активное участие во Вьетнамской войне. Линия американских «Канберр»-разведчиков значительно превзошла по возможностям (прежде всего потолку) своих британских аналогов. Развитие шло по пути оснащения машин все более мощными двигателями и значительному увеличению размаха крыла — на RB-57D его увеличили до 32 м, а на самом кардинально переработанном варианте RB-57F — до 37,5 м (почти вдвое больше, чем у оригинала), что обеспечило потолок почти в 25 км (на уровне знаменитого U-2). Помимо ВВС США американский вариант использовался ВВС Пакистана (около 30 машин, участвовали в войнах 1965 и 1971 годов) и Тайваня (несколько разведчиков).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАНБЕРРА В.2

  • Тип:средний бомбардировщик
  • Экипаж, чел.: 3 (пилот, штурман, бомбардир)
  • Двигатели: 2 х ТРД «Роллс-Ройс Эвон» RA.3 тягой по 29 кН каждый
  • Размеры, м:
    — длина: 19,96
    — размах крыла: 19,51
    — высота: 4,77
  • Вес, кг:
    — пустого: 9670
    — максимальный взлетный: 24400
  • Технические характеристики:
  • Максимальная скорость, км/ч: 933
  • Потолок, м: 15000
  • Дальность, км: 2700
  • Вооружение: 2724 кг боевой нагрузки во внутренних отсеках и 908 на наружной подвеске (бомбы, включая ядерные)
Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь