«English Electric» Canberra. Фото. Характеристики.
Великобритания
Тип: двухдвигательный реактивный бомбардировщик, фоторазведчик и учебно-тренировочный самолет
Экипаж: два человека
Кроме того, что он был первым реактивным бомбардировщиком в Королевских ВВС, самолет «Канберра» (Canberra) проявил себя и как самый долговечный реактивный боевой самолет Великобритании — небольшое количество разведчиков и самолетов радиоэлектронного противодействия все еще продолжают служить спустя 47 лет после первого полета прототипа. Построенный по техническому заданию В.3/45 Министерства авиации, «Канберра» в основном полагался на опыт Командования бомбардировочной авиации по использованию самолета «Москито» (Mosquito) компании «Де Хевилленд», который оказался практически недосягаемым в небе над Германией благодаря его поразительной максимальной скорости. Самолет «Канберра» также был построен для достижения наибольшей скорости и не имел оборонительного вооружения.
Самолет имел также большой успех за рубежом — ВВС США даже поставили его в производство в компании «Мартин Эйркрафт» (Martin Aircraft) после того, как потерпели неудачу в поиске «домашнего» среднего бомбардировщика для замены своих самолетов В-26 «Инвейдер». Получивший обозначение В-57 самолет принял активное участие в боях во Вьетнаме, летая бок о бок с австралийскими самолетами «Канберра» В 20.
Размеры (для модификации В 6):
- Длина: 19,96 м
- Размах крыла: 19,5 м
- Высота: 4,77 м
Летно-технические характеристики:
- Максимальная скорость: 834 км/ч
Вес:
- Пустого: 12 678 кг
- Максимальный взлетный: 25 514 кг
Дальность полета: 5842 км — перегоночная дальность
Силовая установка: два двигателя «Эвон» 109 компании «Роллс-Ройс»
Мощность: 32,92 кН тяги
Дата первого полета:
Сохранившиеся годными к полетам модификации: В 2, В6 и В 6 (Mod), В(1) 8 (Mod), В 20 и ТТ 18
«Инглиш Электрик» «Канберра» — выдающийся самолет английской разработки
Королевские ВВС в 1940-е годы с успехом использовали легендарный многоцелевой самолет «Москито». В 1950-е ему на смену, в роли бомбардировщика и разведчика, пришел другой выдающийся самолет английской разработки — «Канберра».
С началом реактивной эры истребители получили огромное преимущество в скорости и огневой мощи над бомбардировщиками. В особенно трудном положении оказались машины легкого и среднего класса. Единственным перспективным путем в середине 1940-х годов виделся скоростной, компактный и невооруженный самолет. Хотя британцы уже имели опыт создания машины в соответствии с такой концепцией — легендарный «Москито», но ни его деревянная конструкция, ни поршневые моторы, ни аэродинамика не имели ничего общего с новыми требованиями.
Коллектив конструкторов компании «Инглиш Электрик» возглавил У. Петтер, к 1946 году им удалось создать проект компактного самолета с минимальным миделем, среднерасположенным крылом и двумя двигателями «Роллс-Ройс Эйвон». Защитой от истребителей для полностью лишенного оборонительного вооружения бомбардировщика служили скорость и высота полета, так что идеология «Москито» в целом сохранялась. Из-за послевоенного экономического упадка в Британии создание прототипа затянулось, и первый полет состоялся лишь 13 мая 1949 года. По результатам испытаний было решено, что машина почти не нуждается в изменениях, и ее немедленно запустили в крупносерийное производство.
БОМБАРДИРОВЩИКИ И РАЗВЕДЧИКИ
Первым серийным вариантом стала «Канберра» В.2, начавшая поступать в строевые эскадрильи Королевских ВВС с января 1951 года. К концу следующего года на вооружение приняли и разведчик «Канберра» PR.3. Изначально предполагалось, что экипаж «Канберры» будет состоять из двух человек, но задержка готовности нового радиолокационного прицела вынудила дополнить их бомбардиром, а для этого немного удлинить нос. Вскоре появился и учебный вариант T.4.
Потребность в новых, современных бомбардировщиках, заменявших не только легкие «Москито», но и тяжелые «Линкольны», была очень велика, и к производству подключили компании «Авро», «Хэндли-Пэйдж» и «Шорт», специализировавшиеся именно на бомбардировщиках.
«Канберра» могла нести до 2700 кг на внутренней подвеске, а при необходимости еще 900 кг подвешивали под крылом. Новые, более мощные двигатели дали жизнь «Канберрам» второго поколения — бомбардировщикам В.6 и разведчикам PR.7: удлиненный на 30 см фюзеляж позволил увеличить запас топлива и, соответственно, дальность. На «семерке», кроме того, установили крыло увеличенного размаха, что обеспечило и заметный прирост потолка, сделав самолет практически неуязвимым для артиллерии и перехватчиков. Специально подготовленные машины могли забираться почти на 20 км — невероятное по тем временам достижение.
В дальнейшем эволюция «Канберр»-бомбардировщиков пошла по пути постепенного превращения в штурмовик: сначала появился импровизированный вариант В(1).6, на котором место заднего бомбоотсека занял контейнер с четырьмя 20-мм пушками.
А в январе 1956-го появился и специально разработанный вариант В(1).8, сохранивший вооружение предшественника, но уже изначально ориентированный на маловысотные бомбо-ракетные штурмовые удары. Самой заметной чертой новой «Канберры» стал «истребительный» фонарь кабины, под которым летчики сидели друг за другом. Традиционно, примерно полгода спустя на его основе разработали и разведывательный вариант PR.9.
Всего в Великобритании выпустили 900 машин всех вариантов, почти половина из них принадлежала к варианту В.2. По мере того как «Канберры»-бомбардировщики сходили со сцены, их переоборудовали для выполнения других нужных задач: тренировки операторов РЛС, радиоэлектронной борьбы, буксировки мишеней.
В Королевских ВВС «Канберры»-бомбардировщики участвовали в настоящей войне — в 1956 году, совершив немало вылетов на цели в Египте. Вскоре в Бомбардировочное Командование поступили гораздо более приспособленные для стратегических заданий бомбардировщики серии «V» («Вэлиант», «Виктор» и «Вулкан»), и «Канберры» стали массово переводить в тактические бомбардировщики в составе британских ВВС в Германии, на Ближнем и Дальнем Востоке. Там они дослужили до начала 1970-х годов, все еще выполняя роль носителей ядерного оружия. Служба «Кан6ерр»-разведчиков и спецвариантов продолжалась еще многие и многие годы — самолеты участвовали в боевых действиях в Ираке и Афганистане, выполняли полеты над Балканами и завершили службу лишь в 2006 году.
АМЕРИКАНСКИЙ ОТПРЫСК
В начале 1950-х годов ВВС США испытывали острую потребность в замене стремительно устаревающих поршневых бомбардировщиков В-26. Удивительно, но американские компании, создавшие в то время немало прекрасных боевых самолетов, не смогли предложить ничего достойного именно в этой категории. Взор ВВС США обратился на британского союзника, и «Канберра» в ходе испытаний продемонстрировала решающее превосходство над всеми конкурентами. Было решено организовать серийный выпуск самолета в США (отчасти из-за перегруженности британских заводов, отчасти для возможности адаптации машины под свои требования). Подрядчиком была выбрана компания «Мартин», которая в 1953 году начала выпуск самолета под обозначением В-57. До 1957 года было выпущено 403 машины в разных вариантах: как и у британцев, основными стали бомбардировщики и разведчики. Американские машины (основным вариантом стал В-57В) имели другие, более мощные (но тоже британские) двигатели и характерную «тандемную» кабину с большим общим фонарем.
Служба бомбардировщиков В-57 продолжалась до начала 1970-х годов. Они приняли активное участие во Вьетнамской войне. Линия американских «Канберр»-разведчиков значительно превзошла по возможностям (прежде всего потолку) своих британских аналогов. Развитие шло по пути оснащения машин все более мощными двигателями и значительному увеличению размаха крыла — на RB-57D его увеличили до 32 м, а на самом кардинально переработанном варианте RB-57F — до 37,5 м (почти вдвое больше, чем у оригинала), что обеспечило потолок почти в 25 км (на уровне знаменитого U-2). Помимо ВВС США американский вариант использовался ВВС Пакистана (около 30 машин, участвовали в войнах 1965 и 1971 годов) и Тайваня (несколько разведчиков).
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАНБЕРРА В.2
- Тип:средний бомбардировщик
- Экипаж, чел.: 3 (пилот, штурман, бомбардир)
- Двигатели: 2 х ТРД «Роллс-Ройс Эвон» RA.3 тягой по 29 кН каждый
- Размеры, м:
— длина: 19,96
— размах крыла: 19,51
— высота: 4,77 - Вес, кг:
— пустого: 9670
— максимальный взлетный: 24400 - Технические характеристики:
- Максимальная скорость, км/ч: 933
- Потолок, м: 15000
- Дальность, км: 2700
- Вооружение: 2724 кг боевой нагрузки во внутренних отсеках и 908 на наружной подвеске (бомбы, включая ядерные)
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
4921warfor.me
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ИНГЛИШ ЭЛЕКТРИК. «КАНБЕРРА». Фронтовой бомбардировщик и разведчик. «Бомбардировщики. Том I» | Ильин Владимир Евгеньевич
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ИНГЛИШ ЭЛЕКТРИК. «КАНБЕРРА». Фронтовой бомбардировщик и разведчик. «Бомбардировщики. Том I» | Ильин Владимир Евгеньевич | Левин Михаил АрсеньевичБомбардировщики. Том I
Ильин Владимир Евгеньевич
Левин Михаил Арсеньевич
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ИНГЛИШ ЭЛЕКТРИК. «КАНБЕРРА». Фронтовой бомбардировщик и разведчик
litresp.ru
Высотный самолет-разведчик BAC PR.9 Canberra (Великобритания)
Высотный самолет-разведчик BAC PR Mk.9 Canberra предназначен для ведения высотной фоторазведки. Проектирование самолета в версии легкого высотного тактического бомбардировщика с большой дальностью полета начала английская фирма «Инглишэлектрик» в 1948 г. Высокие летно-технические параметры самолета позволили отказаться от оборонительного вооружения. Первый полет опытного экземпляра состоялся в мае 1949 г. Поставка серийных машин в Королевские ВВС велась с января 1951 г. Помимо Великобритании самолет состоял на вооружении ВВС Австралии, Индии и других стран.
Вопреки общепринятой на то время тенденции к применению все более тонкого крыла с большой удельной нагрузкой, на самолете «Канберра» было установлено крыло с малым удлинением, умеренной относительной толщиной профиля и сравнительно небольшой удельной нагрузкой. Такие конструктивные параметры крыла были выбраны с целью достижения максимального практического потолка и дальности полета. Подобное крыло обеспечило самолету высокую маневренность на предельных высотах и хорошую управляемость на малых скоростях. Экипаж стратегического разведчика состоял из 3 человек.
В 60-е годы американская фирма «Мартин» купила лицензию на производство этого самолета в США. Американский вариант «Канберры» состоял на вооружении ВВС США более 20 лет.
Самолет строился в следующих модификациях.
B Mk.1 — бомбардировщик. Построен в двухместном варианте. Установлены двигатели Роллс-Ройс «Эвон» R.A.2, с тягой 2720 кг каждый.
B Mk.2 — тактический дневной бомбардировщик. Установлена РЛС. Самолет был оснащен двумя двигателями «Эвон» 101 R.A.3 с тягой по 2950 кг. Изменена конструкция носовой части фюзеляжа для обеспечения бомбометания с оптическим прицелом. Экипаж состоял из трех человек.
PR Mk.3 — версия фоторазведчика, модификация B Mk.2. Оснащен оборудованием для ведения фоторазведки. С целью размещения дополнительных топливных баков длина фюзеляжа была увеличена с 20,0 до 20.3 м. Снята прицельная аппаратура в носовой части фюзеляжа.
T Mk.4 — учебно-тренировочный самолет, модификация B Mk.2. Установлена двойная система управления. Места инструктора и курсанта расположены рядом, а штурмана — сзади.
B Mk.5 — самолет-указатель цели, усовершенствованный вариант B Mk.2. Изменена носовая часть самолета.
B Mk.6 модификация B Mk.2. Увеличен запас топлива (как на PR Mk.3) и установлены двигатели «Эвон» R.A.7 с тягой по 3400 кг.
B(I) Mk.6 — версия ночного бомбардировщика. Установлено соответствующее оборудование для совершения ночных полетов.
PR Mk.7 — высотный фоторазведывательный самолет, модификация PR Mk.3. Установлены более мощные двигатели «Эвон».
B(I) Mk.8 — версия многоцелевого самолета. Использовался в качестве дальнего ночного и высотного бомбардировщика. Установлены двигатели «Эвон» RА7 с тягой по 3400 кг. Кабина экипажа смещена влево от оси самолета. В задней части бомбоотсека может быть расположена батарея из четырех 20- или 30-мм пушек, которая легко и быстро снимается для замены другим оружием. Оснащался ракетами «воздух-земля». Максимальная скорость полета достигала 1000 км/ч, практический потолок — 15000 м, дальность полета — 4800 км.
PR Mk.9 — версия высотного фоторазведчика. В отличие от предыдущих машин на самолете несколько увеличен размах крыла (до 20,73 м) и хорда центроплана Кабина пилота, как и на бомбардировочной версии B Mk.8, смещена влево от оси самолета. Установлены двигатели «Эвон» 206 с тягой по 4990 кг.
U Mk.10 — беспилотный самолет-мишень.
T Mk.11 — учебно-тренировочная версия. Предназначен для обучения пилотов и штурманов.
B(I) Mk.12 — модификация B(I) Mk.8 для ВВС Новой Зеландии и ЮАР.
T Mk.13 — модификация T Mk.4 для ВВС Новой Зеландии.
B Mk.15 — модификация B Mk.6. Оснащен подкрыльевыми узлами подвески для бомб и контейнеров НУР. Модернизировано БРЭО.
B Mk.16 — модернизация B Mk.15. Измен состав оборудования.
B Mk.20 — версия тактического бомбардировщика для ВВС Австралии. Установлены австралийские двигатели «Эвон» 109 (R.A.7).
T Mk.21 — учебно-тренировочный самолет. Модернизация B Mk.20 и B Mk.2.
PR Mk.57 — модификация PR Mk.7 для ВВС Индии.
B(I) Mk.58 — модификация B(I) Mk.8 для ВВС Индии.
B-57A — тактический бомбардировщик. Построен по лицензии американской фирмой «Мартин». Оснащен двигателями «Райт» J65-W-1.
RB-57A — разведчик-бомбардировщик, модификация В-57А. Оснащен фоторазведывательной аппаратурой.
B-57B — ночной тактический бомбардировщик, модификация B-57A. Кресла двух членов экипажа установлены тандемно. В состав вооружения включены 8 пулеметов, 4 пушки, бомбы и ракеты. На самолете установлен вращающийся бомбоотсек, устраняющий завихрения воздуха, образующиеся при открывании обычных створок бомболюка на больших скоростях полета.
RB-57B — ночной разведчик-бомбардировщик, модификация B-57B. Оснащен фоторазведывательной аппаратурой.
EB-57B — самолет РЭБ, модификация B-57B. Оснащен соответствующей аппаратурой.
B-57C — учебный самолет. Установлено двойное управление.
B-57E — буксировщик мишеней, модификация B-57B.
EB-57E — самолет РЭБ, модификация B-57E. Оснащен соответствующей аппаратурой.
B-57G — модификация B-57B.
RB-57D — высотный стратегический разведчик. Увеличен размах крыла, оснащен двигателями Пратт-Уитни J57.
EB-57D — самолет РЭБ, модификация RB-57D. Оснащен соответствующей аппаратурой.
RB-57J — высотный разведчик. Модернизация (фирма «Дженерал Дайнемикс») B-57B и RB-57D. Увеличен до 37,19 м размах крыла, оснащен двигателями Пратт-Уитни TF33-P-11 с тягой по 8165 кг и дополнительными малогабаритными двигателями Пратт-Уитни J60-P-9 с тягой по 1497 кг.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 3
Максимальная скорость, км/ч 990
Практический потолок, м 18300
Дальность перегоночная, км 6400
Масса максимальная взлетная, кг 24925
Габариты самолета, м:
размах крыла 20,73
длина 20,3
высота 4,75
Двигатель: ТРД Rolls-Royce «Avon» 206, кгс 4558
www.dogswar.ru
Тактический бомбардировщик Martin B-57 Canberra (США)
Самолёт Martin B-57 Canberra — это американский тактический бомбардировщик и разведчик, разработанный на базе британского бомбардировщика English Electric Canberra. Совершил первый полёт 20 июля 1953 года. Серийно производился в 1954-1957 годах (построено 403 самолёта). Бомбардировщик B-57 Canberra применялся во Вьетнамской войне для оказания непосредственной авиационной поддержки наземным подразделениям в Южном Вьетнаме, а также в операциях над «тропой Хо Ши Мина» в Лаосе. Поставлялся на экспорт в Пакистан и на Тайвань. Во второй половине 50-х — начале 60-х годов разведывательная модификация RB-57D, отличавшаяся крылом увеличенного на 12 м размаха, использовалась для высотной разведки над территорией СССР, Китая и стран Варшавского договора.
Корейская война выявила необходимость замены в ВВС США ночных бомбардировщиков-ветеранов B-26 Invader. Причем под новые задачи следовало адаптировать уже существующий самолёт. Выбор сделали в пользу британской машины. Прежде чем принять окончательное решение, командование ВВС США составило так называемый шорт-лист, короткий список, в который попали пять претендентов: North American В-45 Tornado (состоял на вооружении Тактического авиакомандования ВВС США), AJ Savage (на вооружении ВМС США), а также ожидавшиеся к поступлению на вооружение Avro Canada CF-100 Canuck, English Electric Canberra и Martin XB-51. Окончательный выбор решили сделать в конце 1950 года. Между тем комитет, ответственный за выбор машины, установил, что предъявляемым требованиям удовлетворяют два самолёта — Canberra и ХВ-51. Комитет посчитал целесообразным закупить Canberra для вооружения двух бомбардировочных авиагрупп. Но только на период до поступления в войска ХВ-51, которым и предстояло заменить британские машины. Начались переговоры с «English Electric» на предмет закупки 300 самолётов. Хотя фирма восприняла заказ от США с энтузиазмом, но ее возможности были ограничены постройкой большой партии Canberra для британских ВВС. В конечном итоге удалось заключить соглашение о лицензионном производстве Canberra американской компанией «Glenn L. Martin» под обозначением B-57 Canberra.
Другие компании были не в курсе описанных выше принятых решений и переговоров, поэтому тендер продолжался. Оценочные лётные испытания были начаты только 26 февраля 1951 года — поскольку ранее поставить B-57 Canberra не представлялось возможным. Согласно условиям испытаний, каждому самолёту отводилось по 10 минут на демонстрацию основных элементов пилотажа. Даже несмотря на то, что некоторые претенденты по ряду параметров превосходили Canberra, в марте последний был объявлен победителем, а компания «Martin» получила заказ на постройку 250 ночных бомбардировщиков В-57А. Это был вариант британского Canberra В. Мк 2, но имел ТРД Armstrong Siddeley Sapphire, выпускавшиеся в США компанией «Wright Aeronautical Corporation» под обозначением J65.
В ВВС существовала мощная оппозиция закупкам техники иностранной конструкции. Первоначально предусматривалось заказать ХВ-51 для замены Canberra, но этот вариант не устраивал командование ВВС США в части дальности и неудовлетворительной маневренности на малой высоте. Требования ВВС США к внесению изменений в конструкцию, катастрофа одной из двух Canberra Mk 2, поставленных из Великобритании как эталоны, и задержка с выпуском двигателей привели к существенной задержке программы. Первый В-57А поднялся в воздух 20 июля 1953 года, всего за неделю до окончания войны в Корее. За ним последовало еще семь машин. Исключая двигатели J65, эти самолёты имели много отличий от Canberra Mk 2, включая восемь крыльевых 12,7-мм пулеметов и четыре подкрыльевых пилона. Параллельно с серийным выпуском велись работы по доработке самолёта под требования ВВС США, прежде всего — по изменению кабины, так как обзор из кабины при нанесении ударов по наземным целям с малой высоты был очень плох. «Martin» разработала новую кабину, в которой два члена экипажа располагались тандемом под общим фонарем. Также новый самолёт получил воздушные тормоза, а с 91-й машины вооружение состояло из четырех 20-мм пушек М39 вместо восьми пулеметов.
После постройки восьми В-57А и 67 фоторазведчиков RB-57A в серию пошел В-57В, который стал основным вариантом B-57 Canberra. Всего построили 202 самолета В-57В, 38 из которых переделали в учебно-тренировочные В-57С с двойным управлением. Далее завод компании «Martin» в Балтиморе сдал 20 самолетов RB-57D с крылом увеличенного размаха и 68 самолетов В-57Е — буксировщики мишеней, спроектированные на базе В-57С. В общей сложности «Martin» изготовила 403 самолета Canberra. Первые Canberra поступили в ВВС США в 1954 году — ими стали RB-57A, переданные 363-му тактическому разведывательному авиакрылу на авиабазе Шоу, штат Южная Каролина. В 1955 году В-57В начали поступать в четыре бомбардировочные группы, в том числе 3-ю (тактическую) группу, размещенную в Японии.
Впервые в боевых действиях приняли участие Canberra из 13-й бомбардировочной эскадрильи 3-й группы: 19 февраля 1965 года они нанесли удар по позициям противника восточнее Сайгона — первый случай боевого применения реактивных бомбардировщиков ВВС США. В-57 использовались в Юго-Восточной Азии до 1971 года, в основном самолеты привлекались к ночным ударам по путям сообщения партизан. Причем в 1969 году в рамках проекта «Tropic Moon III» был создан специализированный ночной бомбардировщик B-57G — они использовались во Вьетнаме два года, пока их не заменили более современными самолетами. После Вьетнама B-57 Canberra стали снимать с вооружения строевых частей, передав значительное количество машин в Национальную гвардию (первые RB-57A та получила еще в 1958 году). Окончательно B-57 Canberra сняли с вооружения в 1981 году. Кроме ВВС США, несколько самолетов в 1965-1966 годах получил Южный Вьетнам, а в 1959 году 22 самолета В-57В и три В-57С передали ВВС Пакистана — они принимали участие в индо-пакистанских войнах 1965 и 1971 годов.
Тактико-технические характеристики Martin B-57 Canberra
Экипаж, чел 2
Размах крыла, м 19.51
Длина самолета, м 19.96
Высота самолета, м 4.75
Площадь крыла, м2 89.18
Масса , кг
— пустого самолета 12290
— нормальная взлетная 18300
— максимальная взлетная 25790
Тип двигателя 2 ТРД Wright J65-W-5
Тяга нефорсированная, кН 2 x 32.12
Максимальная скорость, км/ч 935
Крейсерская скорость, км/ч 680
Практическая дальность, км 3706
Боевой радиус действия 895
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок 12220
Вооружение: восемь 12.7-мм пулеметов
Боевая нагрузка — до 4500 кг в отсеке и 9 узлах подвески:
Бомбы: 2 ядерные бомбы Мк.9,
4х 454-кг бомбы Mk.83, 8 340-кг бомбы М117,
21х 118-,110-кг фрагментарные бомбы
17х 227-кг бомбы Mk.82
НУР: 32х 127-мм НУР HVAR, 4х7 ПУ 70-мм НУР FFAR
www.dogswar.ru
Реактивный бомбардировщик «Канберра», простоявший в пустыне 42 года, вернулся к активной службе
www.arms-expo.ru