Двигатель Камаз-740.50-360. Состав двигателя, устройство и работа
ДВИГАТЕЛЬ КАМA3-740.50-360 И ЕГО СИСТЕМЫ
Двигатели четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух».
По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель 740.50-360 соответствуют требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-2).
Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателей приведены на рис. 15… 19.
Рис. 15. Общий вид двигателя.
Рис. 16. Продольный разрез двигателя:
1 — ТНВД; 2 — привод ТНВД; 3 — компрессор; 4 — фильтр тонкой очистки топлива; 5 — картер агрегатов; 6 — турбокомпрессор; 7 — маховик; 8 — картер маховика; 9 — коленчатый вал; 10 — масляный картер; 11 — форсунка охлаждения поршня; 12 — масляный насос; 13 — гаситель крутильных колебаний; 14 — шкив привода водяного насоса и генератора; 15 — вентилятор с вязкостной муфтой; 16 — кронштейн крепления обечайки вентилятора; 17 — обечайка вентилятора; 18-шестерня привода насоса масляного откачивающего.
Рис. 17. Поперечный разрез двигателя:
1 — коллектор выпускной; 2 — головка цилиндра; 3 — блок цилиндров; 4 — поршень; 5 — стартер; 6 — фильтр масляный; 7 — водомасляный теплообменник; 8 — форсунка; 9 — коллектор впускной; 10 — труба подводящая; 11 — привод управления регулятором ТНВД; 12 — маслоналивная горловина; 13 — бачок насоса гидроусилителя руля.
Рис. 18. Двигатель, вид спереди:
1 — труба отвода воздуха в охладитель наддувочного воздуха; 2 — бачок насоса гидроусилителя руля; 3 — корпус водяных каналов; 4 — водяной насос, 5 — выпускной коллектор; 6 — ремень привода водяного насоса и генератора; 7 -стартер; 8 — передняя крышка; 9 — масляный картер; 10 — фильтр масляный; 11 — водомасляный теплообменник; 12 — генератор; 13 — патрубок отвода охлаждающей жидкости из двигателя; 14-крышка головки цилиндра; 15 — патрубок соединительный.
Техническая характеристика двигателей
Таблица 3-1
Наименование параметра, характеристика и единица измерения | Модель 740.50-360 |
Тип двигателя | четырехтактный, с воспламенением от сжатия |
Расположение цилиндров | V-образное, с углом развала 90° |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Направление вращения коленчатого вала | правое (против часовой стрелки, если |
смотреть со стороны маховика) | |
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 120×130 |
Рабочий объем, л. | 11.76 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 265 (360) |
Максимальный крутящий момент, Н м (кгс-м) | 1470(150) |
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град. | 9+1 |
Степень сжатия | 16.8 (±2) |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1: — номинальная — при максимальном крутящем моменте на холостом ходу: — минимальная — максимальная | 2200±50 1300…1500 600±20 2530-80 |
Количество клапанов в головке цилиндра | 2 (впускной и выпускной) |
Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов: | впускных — 0,25… 0,30 мм; выпускных — 0,35…0,40 мм. |
Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2): — номинальной; — минимальной холостого хода, не менее | 392…539 (4…5,5) 98(1) |
Форсунка, тип Модели с распылителем производства «ЯЗДА» Модели с распылителем производства ф. «БОШ» Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2) | 273 273.1112010-20 (273-20) 273.1112110-20 или 273.1112010-50 (273-50) DLLA 148 S 1380 23,73…24.90 (242…254) |
Топливный насос высокого давления (ТНВД) модели | 337-20.04 |
Система наддува | газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами и ОНВ типа «воздух-воздух». |
Генератор мод. 6582.3701: — номинальный ток. А: — номинальная мощность, кВт. | 75 28 2,0 |
Стартер 5662.3708 — номинальная мощность, кВт | постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом. 8,2 |
Коробка передач модели ZF — 16S151 фирмы «ZAHNRADFABR1K» | Механическая, шестнадцатиступенчатая. включает основную четырехступенчатую коробку с встроенным двухступенчатым делителем, расположенным впереди основной коробки и с двухступенчатым планетарным демультипликатором, расположенным сзади основной коробки. |
Маркирование и пломбирование
Каждый двигатель должен иметь маркировку, которая наносится на блоке цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя.
Маркировка содержит:
— код года изготовления 1 знак и порядковый номер двигателя 7 знаков. Маркировка наносится ударным способом.
Товарный знак завода-изготовителя, сведения о сертификации и модель двигателя нанесены на информационную табличку, которая прикрепляется к левому воздушному коллектору.
Маркировка может выполняться на табличке, которая прикрепляется к блоку цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя и содержит следующие данные:
— товарный знак предприятия-изготовителя;
— условное обозначение модели двигателя, состоящее из 10 знаков, 740.50-360;
— порядковый номер двигателя, состоящий из 7 знаков;
— дата (месяц и год) выпуска, состоящее из 4 знаков;
— международный знак официального утверждения в соответствии с Правилами ЕЭК ООН. состоящий из:
— круга, в котором проставлена буква «Е» и цифры 22;
— номера Правил ЕЭК ООН и номера официального утверждения (сертификата), расположенных справа от круга.
Порядковый номер двигателя и дата изготовления наносятся ударным способом.
Модель топливного насоса высокого давления и дата выпуска выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса с левой стороны.
Порядковый номер ТНВД выбит на заднем торце корпуса ТНВД с правой стороны.
На топливном насосе высокого давления в сборе с регулятором частоты вращения устанавливаются восемь пломб завода-изготовителя:
— на обе крышки секций ТНВД;
— на винт регулировки цикловой подачи и болт крепления крышки мембраны корректора по давлению наддувочного воздуха;
— на винт регулировки корректора по давлению наддувочного воздуха;
— на болт крепления крышки мембраны корректора по давлению наддувочного воздуха и болт крепления крышки регулятора;
— на болт ограничения максимальной частоты вращения;
— на болт регулировки пусковой подачи и болт крепления крышки регулятора;
— на болт ограничения хода рычага останова и болт крепления крышки регулятора.
Снятие пломб категорически запрещается.
Состав двигателя, устройство и работа
Блок цилиндров является основной корпусной деталью двигателя и представляет собой отливку из чугуна.
Отливку подвергают искусственному старению для снятия термических напряжений, что позволяет блоку сохранить правильные геометрические формы и размеры в процессе эксплуатации.
Два ряда полублоков под гильзы цилиндров, отлитых как одно целое с верхней частью картера, расположены под углом 90° один к другому.
Левый ряд расточек под гильзы смещен относительно правого вперед (к вентилятору) на 29,5 мм, что обусловлено установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала двух шатунов.
Каждая расточка имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполненные в верхнем и нижнем поясах блока, по которым центрируются гильзы цилиндра, и выточки в верхнем поясе, образующие кольцевые площадки под бурты гильз. Чтобы обеспечить правильную посадку гильзы в блоке, параметры плоскостности и перпендикулярности упорной площадки под бурт гильзы относительно оси центрирующих расточек выполняются с высокой точностью.
На нижнем поясе выполнены две канавки под уплотнительные кольца, которые предотвращают попадание охлаждающей жидкости из полости охлаждения блока в полость масляного картера двигателя.
Бобышки отверстий под болты крепления головок цилиндров выполнены в виде приливов к поперечным стенкам, образующим рубашку охлаждения, равномерно распределены вокруг каждого цилиндра.
Картерная часть блока связана с крышками коренных подшипников коренными и стяжными болтами. Центрирование крышек коренных подшипников производится горизонтальными штифтами 8 (рис. 24), которые запрессованы на стыке между блоком и крышками, но большей частью входящими в блок для предотвращения их выпадения при снятии крышек.
Кроме того, крышка пятой коренной опоры центрируется в продольном направлении двумя вертикальными штифтами, обеспечивающими точность совпадения расточек под упорные полукольца коленчатого вала на блоке и на крышках.
Порядок затяжки болтов крепления крышек коренных опор в соответствии с приложением 8.
Расточка блока цилиндров под вкладыши коренных подшипников производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных подшипников невзаимозаменяемы и устанавливаются в строго определенном положении. На каждой крышке нанесен порядковый номер опоры, нумерация которых начинается с переднего торца блока.
В картерной части развала блока цилиндров в виде бобышек выполнены направляющие толкателей клапанов. Ближе к заднему торцу между четвертым и восьмым цилиндрами, для улучшения циркуляции охлаждающей жидкости, выполнена перепускная труба полости охлаждения. Одновременно она придает блоку еще и дополнительную жесткость. Параллельно оси расточек под подшипники коленчатого вала выполнены расточки под втулки распределительного вала увеличенной размерности.
Диаметры масляных каналов в блоке цилиндров увеличены.
В нижней части цилиндров отлиты, заодно с блоком, бобышки под форсунки охлаждения поршней.
С целью установки на блок фильтра с теплообменником на правой стороне увеличина. по сравнению с двигателем 740.10, площадка под фильтр, введены два дополнительных крепежных отверстия и сливное отверстие из фильтра.
Гильзы цилиндров (рис. 19) «мокрого» типа, легкосъемные имеют маркировку 740.50-1002021 на конусной части внизу гильзы. Установка гильз с другой маркировкой недопустима из-за возникающего контакта с шатуном. Гильзы двигателей 740.50-360 отличаются меньшей на 3 мм высотой от гильз других моделей двигателей КАМАЗ размерности 120×120.
Гильза цилиндра изготавливается из серого специального чугуна упрочненного объемной закалкой.
В соединении гильза — блок цилиндров полость охлаждения уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо 5 в проточке гильзы, в нижней части — два кольца 4 в расточки блока цилиндров.
Микрорельеф на зеркале гильзы представляет собой редкую сетку впадин и площадок с мелкими рисками под углом к оси гильзы. При работе двигателя масло удерживается во впадинах, что улучшает прирабатываемость деталей цилиндро-поршневой группы.
При сборке двигателя на нерабочем выступе торца гильзы наносится номер цилиндра и индекс варианта исполнения поршня.
Рис. 19. Установка гильзы цилиндра п уплотнительных колец
1 — трубка форсунки; 2 — корпус форсунки охлаждения поршня; 3 — корпус клапана; 4 — кольцо уплотнительное гильзы нижнее; 5 — кольцо уплотнительное верхнее; 6 — гильза цилиндра; 7 — блок цилиндров.
Привод агрегатов (рис. 20) осуществляется прямозубыми шестернями и служит для привода механизма газораспределения, топливного насоса высокого давления, компрессора и насоса гидроусилителя руля автомобиля.
Механизм газораспределения приводится в действие от шестерни 10, установленной на хвостовике коленчатого вала, через блок промежуточных шестерен, которые вращаются на двух рядах роликов 3, разделённых промежуточной втулкой 4 и расположенных на оси 1, закреплённой на заднем торце блока цилиндров.
На конец распределительного вала напрессована шестерня, угловое расположение которой относительно кулачков вала определяется шпонкой.
Шестерня 15 привода топливного насоса высокого давления (ТНВД) установлена на валу 13 привода ТНВД и фиксируется шпонкой 14.
Шестерни устанавливаются на двигатель в строго определенном положении по метке «0» на шестерне привода распределительного вала, метке «Е» на шестерне привода ТНВД и рискам, выбитым на зубчатых колесах, как показано на рис. 23.
Привод ТНВД осуществляется от шестерни 15, находящейся в зацеплении с шестерней распределительного вала. Вращение от вала к ТНВД передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность установки валов ТНВД и шестерни. С шестерней привода ТНВД находятся в зацеплении шестерни привода компрессора и насоса гидроусилителя руля.
Рис. 20. Привод агрегатов
1 — ось ведущей шестерни привода распределительного вала; 2 — болт крепления оси; 3 — ролики 5,5×15,8 в количестве 62 шт.; 4 — втулка промежуточных роликов; 5 — шестерня ведущая; 6 — шпонка; 7 — шайба упорная; 8 — шайба замковая; 9 — болт M12x1,25×90 крепления насыпного подшипника; 10 — ведущее зубчатое колесо коленчатого вала; 11 — шестерня промежуточная; 12 — шарикоподшипники; 13 — вал колеса привода ГНВД; 14 — шпонка; 15 — шестерня привода ТНВД; 16 — втулка; 17 — распределительный вал в сборе с шестерней.
К заднему торцу блока цилиндров крепится картер агрегатов. В верхней части картера агрегатов есть расточки, в которые устанавливаются компрессор и насос гидроусилителя руля. По бокам картера агрегатов выполнены бобышки с отверстиями для слива масла из турбокомпрессоров и отверстием под указатель уровня масла.
Привод агрегатов закрыт картером маховика, закреплённым к заднему торцу блока цилиндров через картер агрегатов.
На картере маховика справа предусмотрено место для установки фиксатора маховика, применяемого для установки угла опережения впрыскивания топлива и регулирования тепловых зазоров в механизме газораспределения. Ручка фиксатора при работе двигателя должна находиться в верхнем положении.
В нижнее положение ее переводят при регулировочных работах, в этом случае фиксатор находится в зацеплении с маховиком. В верхней части картера маховика выполнена расточка, в которую устанавливается корпус заднего подшипника. Внизу в левой части картера имеется расточка, в которую устанавливается стартер. В середине картера выполнена расточка под манжету коленчатого вала.
В верхней части картера слева выполнен прилив, предназначенный для установки коробки отбора мощности (КОМ). В случае отсутствия КОМ внутренние поверхности прилива не обрабатываются. Задний фланец картера маховика выполнен с присоединительными размерами по SAE1.
www.remkam.ru
Двигатель Камаз-740.50-360. Состав двигателя, устройство и работа
ДВИГАТЕЛЬ КАМA3-740.50-360 И ЕГО СИСТЕМЫ
Двигатели четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух».
По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель 740.50-360 соответствуют требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-2).
Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателей приведены на рис. 15… 19.
Рис. 15. Общий вид двигателя.
Рис. 16. Продольный разрез двигателя:
1 — ТНВД; 2 — привод ТНВД; 3 — компрессор; 4 — фильтр тонкой очистки топлива; 5 — картер агрегатов; 6 — турбокомпрессор; 7 — маховик; 8 — картер маховика; 9 — коленчатый вал; 10 — масляный картер; 11 — форсунка охлаждения поршня; 12 — масляный насос; 13 — гаситель крутильных колебаний; 14 — шкив привода водяного насоса и генератора; 15 — вентилятор с вязкостной муфтой; 16 — кронштейн крепления обечайки вентилятора; 17 — обечайка вентилятора; 18-шестерня привода насоса масляного откачивающего.
Рис. 17. Поперечный разрез двигателя:
1 — коллектор выпускной; 2 — головка цилиндра; 3 — блок цилиндров; 4 — поршень; 5 — стартер; 6 — фильтр масляный; 7 — водомасляный теплообменник; 8 — форсунка; 9 — коллектор впускной; 10 — труба подводящая; 11 — привод управления регулятором ТНВД; 12 — маслоналивная горловина; 13 — бачок насоса гидроусилителя руля.
Рис. 18. Двигатель, вид спереди:
1 — труба отвода воздуха в охладитель наддувочного воздуха; 2 — бачок насоса гидроусилителя руля; 3 — корпус водяных каналов; 4 — водяной насос, 5 — выпускной коллектор;6 — ремень привода водяного насоса и генератора; 7 -стартер; 8 — передняя крышка; 9 — масляный картер; 10 — фильтр масляный; 11 — водомасляный теплообменник; 12 — генератор; 13 — патрубок отвода охлаждающей жидкости из двигателя; 14-крышка головки цилиндра; 15 — патрубок соединительный.
Техническая характеристика двигателей
Таблица 3-1
Наименование параметра, характеристика и единица измерения | Модель 740.50-360 |
Тип двигателя | четырехтактный, с воспламенением от сжатия |
Расположение цилиндров | V-образное, с углом развала 90° |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Направление вращения коленчатого вала | правое (против часовой стрелки, если |
смотреть со стороны маховика) | |
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 120×130 |
Рабочий объем, л. | 11.76 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 265 (360) |
Максимальный крутящий момент, Н м (кгс-м) | 1470(150) |
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град. | 9+1 |
Степень сжатия | 16.8 (±2) |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1: — номинальная — при максимальном крутящем моменте на холостом ходу: — минимальная — максимальная | 2200±50 1300…1500 600±20 2530-80 |
Количество клапанов в головке цилиндра | 2 (впускной и выпускной) |
Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов: | впускных — 0,25… 0,30 мм; выпускных — 0,35…0,40 мм. |
Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2): — номинальной; — минимальной холостого хода, не менее | 392…539 (4…5,5) 98(1) |
Форсунка, тип Модели с распылителем производства «ЯЗДА» Модели с распылителем производства ф. «БОШ» Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2) | 273 273.1112010-20 (273-20) 273.1112110-20 или 273.1112010-50 (273-50) DLLA 148 S 1380 23,73…24.90 (242…254) |
Топливный насос высокого давления (ТНВД) модели | 337-20.04 |
Система наддува | газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами и ОНВ типа «воздух-воздух». |
Генератор мод. 6582.3701: — номинальный ток. А: — номинальное выпрямленное напряжение, В; — номинальная мощность, кВт. | 75 28 2,0 |
Стартер 5662.3708 — номинальная мощность, кВт | постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом. 8,2 |
Коробка передач модели ZF — 16S151 фирмы «ZAHNRADFABR1K» | Механическая, шестнадцатиступенчатая. включает основную четырехступенчатую коробку с встроенным двухступенчатым делителем, расположенным впереди основной коробки и с двухступенчатым планетарным демультипликатором, расположенным сзади основной коробки. |
Маркирование и пломбирование
Каждый двигатель должен иметь маркировку, которая наносится на блоке цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя.
Маркировка содержит:
— код года изготовления 1 знак и порядковый номер двигателя 7 знаков. Маркировка наносится ударным способом.
Товарный знак завода-изготовителя, сведения о сертификации и модель двигателя нанесены на информационную табличку, которая прикрепляется к левому воздушному коллектору.
Маркировка может выполняться на табличке, которая прикрепляется к блоку цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя и содержит следующие данные:
— товарный знак предприятия-изготовителя;
— условное обозначение модели двигателя, состоящее из 10 знаков, 740.50-360;
— порядковый номер двигателя, состоящий из 7 знаков;
— дата (месяц и год) выпуска, состоящее из 4 знаков;
— международный знак официального утверждения в соответствии с Правилами ЕЭК ООН. состоящий из:
— круга, в котором проставлена буква «Е» и цифры 22;
— номера Правил ЕЭК ООН и номера официального утверждения (сертификата), расположенных справа от круга.
Порядковый номер двигателя и дата изготовления наносятся ударным способом.
Модель топливного насоса высокого давления и дата выпуска выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса с левой стороны.
Порядковый номер ТНВД выбит на заднем торце корпуса ТНВД с правой стороны.
На топливном насосе высокого давления в сборе с регулятором частоты вращения устанавливаются восемь пломб завода-изготовителя:
— на обе крышки секций ТНВД;
— на винт регулировки цикловой подачи и болт крепления крышки мембраны корректора по давлению наддувочного воздуха;
— на винт регулировки корректора по давлению наддувочного воздуха;
— на болт крепления крышки мембраны корректора по давлению наддувочного воздуха и болт крепления крышки регулятора;
— на болт ограничения максимальной частоты вращения;
— на болт регулировки пусковой подачи и болт крепления крышки регулятора;
— на болт ограничения хода рычага останова и болт крепления крышки регулятора.
Снятие пломб категорически запрещается.
Состав двигателя, устройство и работа
Блок цилиндров является основной корпусной деталью двигателя и представляет собой отливку из чугуна.
Отливку подвергают искусственному старению для снятия термических напряжений, что позволяет блоку сохранить правильные геометрические формы и размеры в процессе эксплуатации.
Два ряда полублоков под гильзы цилиндров, отлитых как одно целое с верхней частью картера, расположены под углом 90° один к другому.
Левый ряд расточек под гильзы смещен относительно правого вперед (к вентилятору) на 29,5 мм, что обусловлено установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала двух шатунов.
Каждая расточка имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполненные в верхнем и нижнем поясах блока, по которым центрируются гильзы цилиндра, и выточки в верхнем поясе, образующие кольцевые площадки под бурты гильз. Чтобы обеспечить правильную посадку гильзы в блоке, параметры плоскостности и перпендикулярности упорной площадки под бурт гильзы относительно оси центрирующих расточек выполняются с высокой точностью.
На нижнем поясе выполнены две канавки под уплотнительные кольца, которые предотвращают попадание охлаждающей жидкости из полости охлаждения блока в полость масляного картера двигателя.
Бобышки отверстий под болты крепления головок цилиндров выполнены в виде приливов к поперечным стенкам, образующим рубашку охлаждения, равномерно распределены вокруг каждого цилиндра.
Картерная часть блока связана с крышками коренных подшипников коренными и стяжными болтами. Центрирование крышек коренных подшипников производится горизонтальными штифтами 8 (рис. 24), которые запрессованы на стыке между блоком и крышками, но большей частью входящими в блок для предотвращения их выпадения при снятии крышек.
Кроме того, крышка пятой коренной опоры центрируется в продольном направлении двумя вертикальными штифтами, обеспечивающими точность совпадения расточек под упорные полукольца коленчатого вала на блоке и на крышках.
Порядок затяжки болтов крепления крышек коренных опор в соответствии с приложением 8.
Расточка блока цилиндров под вкладыши коренных подшипников производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных подшипников невзаимозаменяемы и устанавливаются в строго определенном положении. На каждой крышке нанесен порядковый номер опоры, нумерация которых начинается с переднего торца блока.
В картерной части развала блока цилиндров в виде бобышек выполнены направляющие толкателей клапанов. Ближе к заднему торцу между четвертым и восьмым цилиндрами, для улучшения циркуляции охлаждающей жидкости, выполнена перепускная труба полости охлаждения. Одновременно она придает блоку еще и дополнительную жесткость. Параллельно оси расточек под подшипники коленчатого вала выполнены расточки под втулки распределительного вала увеличенной размерности.
Диаметры масляных каналов в блоке цилиндров увеличены.
В нижней части цилиндров отлиты, заодно с блоком, бобышки под форсунки охлаждения поршней.
С целью установки на блок фильтра с теплообменником на правой стороне увеличина. по сравнению с двигателем 740.10, площадка под фильтр, введены два дополнительных крепежных отверстия и сливное отверстие из фильтра.
Гильзы цилиндров (рис. 19) «мокрого» типа, легкосъемные имеют маркировку 740.50-1002021 на конусной части внизу гильзы. Установка гильз с другой маркировкой недопустима из-за возникающего контакта с шатуном. Гильзы двигателей 740.50-360 отличаются меньшей на 3 мм высотой от гильз других моделей двигателей КАМАЗ размерности 120×120.
Гильза цилиндра изготавливается из серого специального чугуна упрочненного объемной закалкой.
В соединении гильза — блок цилиндров полость охлаждения уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо 5 в проточке гильзы, в нижней части — два кольца 4 в расточки блока цилиндров.
Микрорельеф на зеркале гильзы представляет собой редкую сетку впадин и площадок с мелкими рисками под углом к оси гильзы. При работе двигателя масло удерживается во впадинах, что улучшает прирабатываемость деталей цилиндро-поршневой группы.
При сборке двигателя на нерабочем выступе торца гильзы наносится номер цилиндра и индекс варианта исполнения поршня.
Рис. 19. Установка гильзы цилиндра п уплотнительных колец
1 — трубка форсунки; 2 — корпус форсунки охлаждения поршня; 3 — корпус клапана; 4 — кольцо уплотнительное гильзы нижнее; 5 — кольцо уплотнительное верхнее; 6 — гильза цилиндра; 7 — блок цилиндров.
Привод агрегатов (рис. 20) осуществляется прямозубыми шестернями и служит для привода механизма газораспределения, топливного насоса высокого давления, компрессора и насоса гидроусилителя руля автомобиля.
Механизм газораспределения приводится в действие от шестерни 10, установленной на хвостовике коленчатого вала, через блок промежуточных шестерен, которые вращаются на двух рядах роликов 3, разделённых промежуточной втулкой 4 и расположенных на оси 1, закреплённой на заднем торце блока цилиндров.
На конец распределительного вала напрессована шестерня, угловое расположение которой относительно кулачков вала определяется шпонкой.
Шестерня 15 привода топливного насоса высокого давления (ТНВД) установлена на валу 13 привода ТНВД и фиксируется шпонкой 14.
Шестерни устанавливаются на двигатель в строго определенном положении по метке «0» на шестерне привода распределительного вала, метке «Е» на шестерне привода ТНВД и рискам, выбитым на зубчатых колесах, как показано на рис. 23.
Привод ТНВД осуществляется от шестерни 15, находящейся в зацеплении с шестерней распределительного вала. Вращение от вала к ТНВД передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность установки валов ТНВД и шестерни. С шестерней привода ТНВД находятся в зацеплении шестерни привода компрессора и насоса гидроусилителя руля.
Рис. 20. Привод агрегатов
1 — ось ведущей шестерни привода распределительного вала; 2 — болт крепления оси; 3 — ролики 5,5×15,8 в количестве 62 шт.; 4 — втулка промежуточных роликов; 5 — шестерня ведущая; 6 — шпонка; 7 — шайба упорная; 8 — шайба замковая; 9 — болт M12x1,25×90 крепления насыпного подшипника; 10 — ведущее зубчатое колесо коленчатого вала; 11 — шестерня промежуточная; 12 — шарикоподшипники; 13 — вал колеса привода ГНВД; 14 — шпонка; 15 — шестерня привода ТНВД; 16- втулка; 17 — распределительный вал в сборе с шестерней.
К заднему торцу блока цилиндров крепится картер агрегатов. В верхней части картера агрегатов есть расточки, в которые устанавливаются компрессор и насос гидроусилителя руля. По бокам картера агрегатов выполнены бобышки с отверстиями для слива масла из турбокомпрессоров и отверстием под указатель уровня масла.
Привод агрегатов закрыт картером маховика, закреплённым к заднему торцу блока цилиндров через картер агрегатов.
На картере маховика справа предусмотрено место для установки фиксатора маховика, применяемого для установки угла опережения впрыскивания топлива и регулирования тепловых зазоров в механизме газораспределения. Ручка фиксатора при работе двигателя должна находиться в верхнем положении.
В нижнее положение ее переводят при регулировочных работах, в этом случае фиксатор находится в зацеплении с маховиком. В верхней части картера маховика выполнена расточка, в которую устанавливается корпус заднего подшипника. Внизу в левой части картера имеется расточка, в которую устанавливается стартер. В середине картера выполнена расточка под манжету коленчатого вала.
В верхней части картера слева выполнен прилив, предназначенный для установки коробки отбора мощности (КОМ). В случае отсутствия КОМ внутренние поверхности прилива не обрабатываются. Задний фланец картера маховика выполнен с присоединительными размерами по SAE1.
kama-avtodetal.ru
2.2 Двигатель автомобиля КамАз 5320. Описание, характеристика
На автомобиле КамАЗ 5320 устанавливается двигатель модели КамАЗ 740.10.
Двигатель КамАЗ-740.10 имеет следующие конструктивные особенности:
поршни, отлитые из высококремнистого алюминиевого сплава, с чугунной упрочняющей вставкой под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитным приработочным покрытием юбки;
гильзы цилиндров, объемно закаленные и обработанные плосковершинным хонингованием;
поршневые кольца с хромовым и молибденовым покрытием боковых поверхностей;
трехслойные тонкостенные сталебронзовые вкладыши коренных и шатунных подшипников; — закрытую систему охлаждения, заполняемую низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, с автоматическим регулированием температурного режима, гидромуфтой привода вентилятора и термостатами;
высокоэффективную фильтрацию масла, топлива и воздуха бумажными фильтрующими элементами;
электрофакельное устройство подогрева воздуха, обеспечивающее надежный пуск двигателя при отрицательных температурах окружающего
Рис. 2.2. Двигатель КамАЗ-7403.10 с турбонаддувом:
1 — коллектор выпускной; 2 — стартер; 3 — крышка головки цилиндра; 4 — картер масляный; 5 — кронштейн рычага переключения переда ч; 6 — насос водяной; 7 — крыльчатка вентилятора; 5 — ремни привода; 9 — фильтр центробежный масляный; 10 — генератор; 11, 25 — кронштейны; 12- рычаг переключения передач; 13 — патрубок объединительный; 14 — крышка регулятора топливного насоса высокого давления; 15, 22 — свечи факельные; 16 — клапан электромагнитный; 17, 23 — коллекторы впускные; 18 — фильтр тонкой очистки топлива; 19 — компрессор; 20, 26 — турбокомпрессоры; 21 — бачок насоса гидроусилителя рулевого управления; 24 – патрубок
Рис. 2.3. Продольный разрез двигателя КамАЗ 740.10.
1 — генератор; 2 — насос топливный низкого давления; 3 — насос топливоподкачивающий ручной; 4 — насос топливный высокого давления; 5 — муфта автоматическая опережения впрыскивания топлива; 6-полумуфта ведущая привода топливного насоса высокого давления; 7-патрубок соединительный впускных воздухопроводов; 8 — фильтр тонкой очистки топлива; 9 — вал кулачковый; 10 — маховик; 11 — картер маховика; 12-пробка сливная; 13-картер двигателя; 14-вал коленчатый; 15 — насос масляный; 16 — валик привода ведущей части гидромуфты; 17 — шкив привода генератора; 18-крыльчатка вентилятора
Рис. 2.4. Поперечный разрез двигателя КамАЗ 740.10.
1 — фильтр полнопоточный очистки масла; 2 — горловина маслозаливная; 3 — указатель уровня масла; 4 — фильтр центробежный масляный; 5 — коробка термостатов; 6 — рым-болт передний; 7 — компрессор; 8 — насос гидроусилителя рулевого управления; 9 — рым-болт задний; 10 — труба водяная левая; 11 — свеча факельная; 12- воздухопровод впускной левый; 13 — форсунка; 14 — скоба крепления форсунки; 15 — патрубок выпускного коллектора; 16 — коллектор выпускной
Тип двигателя | С воспламенением от сжатия |
Число тактов | 4 |
Число цилиндров | 8 |
Расположение цилиндров | V-образное, угол развала 90° |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Направление вращения коленчатого вала (по ГОСТ 22836-77) | правое |
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 120×120 |
Рабочий объем, 1 | 10,85 |
Степень сжатия | 17 |
Номинальная мощность, кВт (л. с.) | 154(210) |
Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс-м) | 637 (65) |
Частота вращения коленчатого вала, мин: | |
номинальная | 2600 |
при максимальном крутящем моменте | 1600… 1800 |
на холостом ходу, не более: | |
минимальная | 600 |
максимальная | 2930 |
Удельный расход г/к Вт ч (г/л.сч): | |
минимальный | 224(165) |
максимальный | 242(178) |
Фазы газораспределения впускного клапана: | |
открытие (до в.м.т.) | 13° |
закрытие (после в.м.т.) | 49° |
То же выпускного клапана: | |
открытие (до в.м.т.) | 66° |
закрытие (после в.м.т.) | 10° |
Давление масла в прогретом двигателе, кПа (кгс/см2): | |
при номинальной частоте вращения | 400,2-550,4 (4,0…5,5) |
при минимальной частоте вращения холостого хода, не менее | 98,1 (1,0) |
Форсунки (закрытого типа) | мод. 33 |
Давление начала подъема иглы форсунки, МПа (кгс/см2): | |
бывшей в эксплуатации | 20 (200) |
новой (заводской регулировки) | 22,0…22,7 (220…227) |
Таблица 2. Техническая характеристика двигателя КамАЗ 740.10
studfiles.net
Двигатель КамАЗ-740: разновидности, особенности, характеристики
Одним из лучших советских и отечественных моторов грузового направления по праву может считаться двигатель КамАЗ-740. За историю своего выпуска этот силовой агрегат получил достаточно много модификаций и модернизаций, но все они лежали в основе первого мотора, который был разработан еще в 1974 году.
Технические характеристики
Для начала стоит ответить на вопрос — что такое КАМАЗ? Это большегрузный автомобиль, который имеет достаточно широкое количество вариантов исполнения кузова и навесного оборудования. Производит эти транспортные средства — Камский автомобильный завод. Технические характеристики двигателя КамАЗ-740 достаточно высокие. Основным отечественным конкурентом данного мотора является продукция Ярославского моторного завода, а именно модели ЯМЗ-236/238. Хотя, если разобраться, то каждый из них взял свою рыночную нишу и придерживается ее. Устройство двигателя КамАЗ-740 чем-то даже схоже с ЯМЗ, но все же прослеживается ряд конструктивных отличий. Так, у камского мотора на каждый цилиндр идет отдельная головка блока.
В зависимости от года выпуска и поколения двигатели КамАЗ-740 имеют разные экологические нормы: от Евро-0 до Евро-5. Итак, рассмотрим основные технические характеристики силового агрегата 740 и его модификаций.
Моторы Евро-0 с маркировкой 740.210 и 740.260
Наименование | Характеристика |
Мощность | 154 кВт. для 210 л.с. и 191 кВт для 260л. с. |
Тип | Дизель |
Количество цилиндров | 8 |
Количество головок | 8 |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкостное |
Объем | 10,85 (10 850 см куб.) |
Система подачи питания | ТНВД 33ЯЗДА или 334 ЯЗДА |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Моторы Евро-2 с маркировкой 740.31-240 и 740.30-260
Наименование | Характеристика |
Мощность | 176 кВт. для 240 и 191 кВт. для 260 |
Тип | Дизель |
Количество цилиндров | 8 |
Количество головок | 8 |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкостное |
Объем | 10,85 (10 850 см куб) |
Система подачи питания | ТНВД 337-20 ЯЗДА или 337-21 ЯЗДА |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Моторы Евро-2 с маркировкой 740.51-320 и 740.50-360
Наименование | Характеристика |
Мощность | 235 кВт. для 320 и 265 кВт. для 360 |
Тип | Дизель |
Количество цилиндров | 8 |
Количество головок | 8 |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкостное |
Объем | 10,85 (10 850 см куб) |
Система подачи питания | ТНВД 337-20-03 ЯЗДА или 337-20-04 ЯЗДА |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Моторы Евро-4 с маркировкой 740.70 и модификации
Наименование | Характеристика |
Мощность | 280–420 л. с. |
Тип | Дизель турбированный |
Количество цилиндров | 8 |
Количество головок | 8 |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкостное |
Объем | 11,67 (11 670 см куб) |
Система подачи питания | ТНВД 337-20-03 ЯЗДА или 337-20-04 ЯЗДА |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Как показала характеристика двигателя КамАЗ, силовые агрегаты, которые выпускает Камский моторный завод, достаточно сильны и способны давать большую мощность грузовику, чтобы перевозить грузы.
Обслуживание
Обслуживание мотора 740 достаточно простое. Замена смазочной жидкости должна производиться каждые 15 000 км пробега, если опираться на руководство по ремонту и обслуживанию. Но, как показывает практика, для каждой модели двигателя КамАЗ обслуживание происходит в разные сроки.
Так, для обычного дизельного мотора, действительно, ТО проводится каждые 15 000 км, а вот для турбодизеля, начиная с Евро-2, можно проводить техническое обслуживание спустя 20 000 км пробега.
Обязательной при обслуживании мотора является замена масла и фильтров. Но эксперты рекомендуют также проверять топливную систему и проводить регулировку клапанов. Такие операции предотвратят поспешный износ силового агрегата и могут продлить его ресурс на 100 000 км, что является весьма важным и в денежном плане, и при проведении капитального ремонта.
Ремонт и неисправности
Как и любой силовой агрегат, двигатель 740 имеет свойство ломаться. Так, неисправности двигателя КамАЗ-740 случаются при эксплуатации. Два основных элемента, которые могут выйти из строя, — водяной насос и топливный насос высокого давления подачи топлива. Также не стоит забывать, что частой является поломка впрыска, а точнее, загрязненность форсунок.
Поскольку стоимость данных деталей высока, владельцы КамАЗ — сторонники чисток. Так, очищать форсунки стоит каждые 20–30 тыс. км пробега, поскольку обычно двигатели эксплуатируются на некачественном топливе. Да и где наш человек видел в нашей стране качественные нефтепродукты?!
Замена водяного насоса
Конечно, менять водяной насос на двигателе 740 — это последнее дело, и то, когда он полностью износился. Зачастую автолюбители устанавливают ремонтные комплекты, в которые входят: вал, подшипник, манжета, уплотнительное кольцо и крыльчатка. В менее редких случаях меняется шкив.
Поэтому в данной части статьи рассмотрим именно процесс ремонта водяного насоса двигателя КамАЗ-740. Перед началом стоит рассмотреть, из каких элементов состоит данная деталь:
1. Шкив. 2. Шайба пылеотражательная. 3. Стопорное кольцо. 4. Подшипники 1160305-А и 1160304-К. 5. Шпонка вала. 6. Вал водяного насоса. 7. Манжета водяного насоса. 8. Корпус водяного насоса. 9. Сальник. 10. Кольцо упорное. 11. Кольцо уплотнительное. 12. Обойма кольца уплотнительного. 13. Крыльчатка. 14. Масленка. 15. Заглушка насоса.
Теперь, когда все наглядно видно, можно составить последовательность действий. Для начала стоит собрать инструментарий. Инструкция и действия, направленные на замену водяного насоса:
- Сливаем из системы охлаждающую жидкость.
- Проводим демонтаж проводных ремней.
- Отсоединяем патрубки подачи и отвода ОЖ.
- Выкручиваем болты крепления водяного насоса.
- Отогнув стопорную шайбу, удерживаем вал от проворачивания и откручиваем колпачковую гайку.
- При помощи съемника снимаем крыльчатку.
- Далее, вынимаем сальник.
- После этого можно демонтировать шкив, шпонку и пылеотражатель.
- Теперь становится возможным снять вал в сборе.
- Сборка проводится в обратном порядке.
- Устанавливается отремонтированный водяной насос так же, как и снимался — на 3 болта крепления.
Чистка форсунок
Если засорились форсунки, то их необходимо демонтировать из системы впрыска. Сама форсунка состоит из корпуса и распылителя. Именно распылитель необходимо очистить. Делается это при помощи специального стенда для промывок форсунок капельным и распылительным способами.
Форсунка вынимается из топливной рамы, а затем из нее извлекается распылитель. Он помещается в специальное отверстие, куда подается очистительная жидкость под давлением. Если правильно подобрать очиститель, то он растворит и вымоет все остатки нефтепродуктов, которые засоряют деталь.
При длительной эксплуатации распылитель забивается до такой степени, что промывка не дает результатов, и его необходимо заменить. Конечно, стоит понимать, что изделие не из дешевых, поэтому стоит бережно относиться к распылителю и проводить техническое обслуживание вовремя.
Капитальный ремонт: основные положения
Капитальный ремонт двигателя КамАЗ-740 — это довольно сложная процедура, которая требует знаний конструкции, технических норм и специального оборудования для проведения данных операций. Существуют инструкции к проведению капремонта силовых агрегатов, которые разработаны заводом-изготовителем.
Конечно, не все автосервисы, которые специализируются на ремонтах двигателей внутреннего сгорания, придерживаются этого, но в них достаточно четко и точно прописаны все тонкости и нюансы процесса.
Рассмотрим последовательность действий, направленных на проведение восстановительных операций по двигателю КамАЗ-740:
- Для начала неисправный мотор разбирается для определения дефектов.
- Следующим этапом становится диагностика неисправностей. Сюда входит проведение диагностических работ по коленчатому валу, головкам блока цилиндров, которые размещаются по одной на каждый цилиндр, а также распределительному валу, водяному и масляным насосам. Отдельно стоит отметить, что при проведении капитальных ремонтно-восстановительных работ по движку в обязательном порядке ведутся работы по восстановлению топливного насоса высокого давления подачи топлива.
- Следующий этап ремонта силового агрегата — это расточка блока и коленчатого вала. Стоит отметить, что коленвал у КамАЗ — деталь достаточно прочная, так что не всегда требуется проведение проточки шеек. А вот с блоком, как показывает практика, дела обстоят намного хуже. При любых раскладах придется растачивать цилиндры, но и это не всегда помогает. Так, если мотору 20 лет, то, как говорят специалисты, точить уже нечего, и единственным выходом является гильзовка блока. Конечно, эта процедура повышает стоимость ремонта, но это дешевле, чем покупать новый блок цилиндров. Рассмотрим ремонтные размеры деталей.
Наименование/Ремонт | Ремонт 1 | Ремонт 2 | Ремонт 3 | Ремонт 4 |
Коленчатый вал | 0,25 мм | 0,50 мм | 0,75 мм | 1,00 мм |
Блок цилиндров | 120,5 мм | 121,0 мм | 121,5 мм | СТ — гильзовка |
- Неотъемлемым этапом проведения восстановления мотора является ремонт всех головок, которых у КамАЗ восемь штук. Так, зачастую меняются направляющие втулки, которые для начала разворачиваются на токарном станке. На клапанах снимается и подгоняется фаска, а седла подвергаются шарошке.
- Следующим этапом становится полировка кулачков распределительного вала. Проводится это на токарном станке при помощи специальной пасты и наждачной бумаги.
- Дальше идет этап ремонта водяного и масляного насоса. Как показывает практика, специалисты по ремонту моторов неохотно ремонтируют эти детали, но в связи с особой дороговизной им приходится, чтобы сохранить клиентов. Как уже говорилось ранее, замене подлежат только некоторые элементы изделий. Так, меняются крыльчатка, вал в сборе, манжета и подшипники.
- Перед тем как приступить к процедуре укладки коленчатого вала, необходимо провести процесс балансировки. К коленвалу прицепляют сцепление и вращают, устанавливая специальные грузы. Если не провести данную процедуру, то в процессе эксплуатации вал разбалансируется, что приведет к разбитию бугелей и шатунов с вкладышами.
- Последним этапом по праву может считаться сборка. Этот процесс достаточно долгий, поскольку занимает почти целый день. Коленчатый вал укладывают, и проходит процесс «перевязки». Это процедура соединения коленвала с поршневой группой и установка вкладышей, как коренных, так и шатунных. Далее собирается масляный насос и помпа. Собираются все мелкие детали. Последними устанавливаются головки блока, клапанные крышки, ТНВД и система выпуска.
- После того как двигатель собран, его необходимо обкатать. Делается это только на горячую. К силовому агрегату подключают систему питания и систему выпуска, а затем его заводят, регулируя обороты, и периодически выставляются зазоры клапанного механизма.
После того как силовой агрегат КамАЗ собран, его устанавливают на автомобиль и испытывают на ходу.
Вывод
Двигатель КамАЗ-740 обладает высокими техническими характеристиками, которые известны не только на территории СНГ, но и во всем мире. Так, силовыми агрегатами Камского завода в 80-е годы оснащались грузовики легендарной немецкой фирмы «ДАФ». Конечно, это длилось недолго, ведь DAF разработал свои силовые агрегаты, которые больше подходили этим грузовым гигантам.
Производство 740-х моторов продолжается и на сегодняшний день. Компания КАМАЗ производит достаточно большое количество двигателей, а в 2018 году планируется выпустить новый мотор с маркировкой 740.80-300.
Этот силовой агрегат 5-го поколения с экологическими нормами Евро-5, который будет обладать новой системой впрыска, которая, по словам разработчиков, перевернет представление о турбодизелях на грузовых автомобилях. Заявленная мощность будет в пределах от 500 до 800 лошадиных сил.
Ремонт и обслуживание двигателей КамАЗ-740 достаточно простое, и не требует никаких особых навыков и умений специалистов. В отличие от западных аналогов, мотор КамАЗ имеет простые конструктивные особенности, что делает ремонт простым, а отсутствие сложной автоматизированной электроники упрощает задачи.
avtodvigateli.com
Двигатель Камаз
Двигатель состоит из кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, а также из систем охлаждения, смазочной, питания и регулирования, пуска
С помощью кривошипно-шатунного механизма возвратно-поступательное движение поршней в цилиндрах преобразуется во вращательное движение коленчатого вала.
Рис. 1.1. Двигатель КамАЗ-740.10 (базовая модель): а — продольный разрез, б — поперечный разрез; 1 — генератор, 2 — топливный насос низкого давления, 3 — ручной топливопрокачивающий насос, 4— топливный насос высокого давления, 5 — автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива, 6 — ведущая полумуфта привода топливного насоса высокого давления, 7 — соединительный патрубок впускных воздухопроводов, 8 — фильтр тонкой очистки топлива, 9 — распределительный вал, 10 — маховик, 11 — картер маховика, 12 — пробка сливного отверстия; 13 — поддон картера, 14 — коленчатый вал, 15 — масляный насос, 16 — вал привода гидромуфты, 17 — шкив привода генератора; 18 — лопасти вентилятора, 19 — полнопоточный масляный фильтр, 20 — маслозаливная горловина, указатель уровня масла в картере двигателя, 22 — центробежный масляный фильтр, 23 — коробка термостатов, 24 — передний рым-болт, 25 — компрессор, 26 — насос гидроусилителя рулевого, 27 — задний рым-болт, 28 — левая водосборная труба, 29 — факельная свеча, 30 — левый впуск воздухопровод, 31 — форсунка, 32 — скоба крепления форсунки 33 — патрубок выпускного коллектора, 34 — выпускной коллектор
Механизм газораспределения своевременно открывает и закрывает клапаны, которые пропускают в цилиндры воздух и выпускают из цилиндров отработавшие газы.
Система охлаждения поддерживает требуемый тепловой режим двигателя.
Смазочная система подает масло к трущимся деталям двигателя для уменьшения трения и их изнашивания.
Система питания очищает и подает в цилиндры воздух и топливо, а с помощью регулятора автоматически регулирует поступление (подачу) топлива в камеру сгорания в зависимости от нагрузки двигателя.
Система пуска дизеля необходима для проворачивания коленчатого вала при пуске.
Здесь мы опишем набор составных частей двигателей КамАЗ-740.10, КамАЗ-7403.10 и КамАЗ-7409.10, объясним схему действия и принцип работы их механизмов и систем.
Двигатель КамАЗ-740.10 (рис. 1) — четырехтактный дизель жидкостного охлаждения с V-образным расположением восьми цилиндров; является базовым для всех модификаций двигателя марки.
Двигатель КамA3 — 7403.10 (рис. 2) имеет увеличенную мощность за счет применения газотурбинного наддува, при котором для сжатия воздуха и его нагнетания в цилиндры используется часть энергии отработавших газов.
Газодизель 7409.10 (рис. 3) может работать как на природном газе с воспламенением его запальной дозой дизельного топлива, так и на дизельном топливе в режиме дизеля.
Рис. 3. Общий вид двигателя К.амАЗ-7403.10 с турбонаддувом:1 — объединительный патрубок, 2 — топливный насос высокого давления модели 334, 3, воздухопроводы, 4,7 — турбокомпрессоры,6 — патрубок, 8 — выпускной коллектор,модели 271 5 — впускные 9 — форсунка
Рис. 4. Общий вид двигателя КамАЗ-7409.10 (газодизель):1 — объединительный патрубок. 2, 10 — впускные воздуховоды, 3 — топливный насос высокого давления модели 335, 4 — индивидуальный воздухоочиститель компрессора, 5 — редуктор низкого давления. 6 — электромагнитный клапан с фильтром, 7 — привод управления с дозатором газа, 8 — дозатор газа. 9 — смеситель, 11 — привод управления регулятором частоты вращения
Основные конструктивные данные и параметры двигателей приведены в технической характеристике (в скобках даны значения при работе двигателя в режиме дизеля).
Техническая характеристика двигателей КамАЗ
Модель |
740.10 |
7403.10 |
7409.10 |
Число тактов |
4 |
||
Число цилиндров |
8 |
||
Расположение цилиндров |
V-образное, угол развала 90° |
||
Порядок работы цилиндров |
1—5—4—2—6—3—7—8 |
||
Направление вращения коленчатого вала |
правое |
||
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм |
120 X 120 |
||
Рабочий объем, л |
10,85 |
||
Степень сжатия |
17 |
16 |
17 |
Номинальная мощность, кВт |
154 |
191 |
154 |
Максимальный крутящий момент, Нм |
637 |
785 |
637 |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин: |
|||
номинальная |
2600 |
2600 |
2550 (2600) |
при максимальном крутящем моменте (1600 … 1800) |
1600…1800 |
1600… 1800 |
1300… 1800 |
на режиме холостого хода минимальная, не более |
600 |
||
то же, максимальная, не более |
2930 |
||
Фазы газораспределения впускного клапана: |
|||
открытие |
13° до в. м. т. |
||
закрытие |
49° после н. м. т. |
||
То же, впускного клапана: |
|||
открытие |
66° до н. м. т. |
||
закрытие |
10° после в. м. т. |
||
Давление масла в прогретом двигателе, кПа: |
|||
при номинальной частоте вращения |
400 … 550 |
||
при минимальной частоте вращения на режиме холостого хода, не менее |
100
|
||
Модель форсунки |
33-01 |
271 |
33-01 |
Модель топливного насоса высокого давления |
33-02 |
334 |
335 |
autoruk.ru
Система смазки двигателя КамАЗ-740. Схема с пояснениями.
В двигателях автомобилей КамАЗ применена комбинированная система смазки. В зависимости от размещения и условий работы деталей масло подается либо под давлением, либо разбрызгиванием, либо самотеком. К наиболее нагруженным деталям масло подается под давлением, к остальным — разбрызгиванием и самотеком.
Система смазки представляет собой ряд приборов и агрегатов для хранения, подвода, очистки и охлаждения масла:
- поддон картера двигателя;
- маслозаборник;
- масляный фильтр грубой очистки;
- масляный фильтр тонкой очистки;
- масляный насос;
- маслопроводы;
- масляный радиатор;
- контрольно-измерительные приборы и датчики.
Масло из поддона через маслоприемник с сетчатым фильтром поступает в секции масляного насоса. Из нагнетающей секции масло через канал подается в полнопоточный фильтр, а оттуда в главную масляную магистраль. Затем по каналам в блоке и головках цилиндров масло под давлением подается к деталям КШМ и ГРМ, ТНВД и компрессору.
К шатунным подшипникам масло подается по каналу коленчатого вала от ближайшей к ним коренной шейки.
Опоры штанг и толкателей газораспределительного механизма омываются пульсирующей струей, а остальные детали — разбрызгиванием или самотеком масла.
Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемными кольцами, отводится через сверления в поршневых канавках внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в верхней головке шатуна и бобышках поршня.
Из главной смазочной магистрали масло под давлением подается к термосиловому датчику, а при открытом кране включения гидромуфты — в саму гидромуфту.
Из радиаторной секции масляного насоса масло подается к фильтру центробежной (тонкой) очистки и через открытый кран включения масляного радиатора в сам радиатор, а из него в поддон картера двигателя. Если кран включения масляного радиатора закрыт, то из центрифуги (фильтр центробежной очистки) масло поступает в поддон через сливной клапан.
1 — фильтр центробежной очистки масла; 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — перепускной клапан центробежного фильтра; 4 — сливной клапан центробежного фильтра; 5 — перепускной клапан полнопоточного масляного фильтра; 6 — главная масляная магистраль; 7 — полнопоточный фильтр очистки масла; 8 — клапан системы смазки; 9 — нагнетающая секция масляного насоса; 10 — радиаторная секция масляного насоса; 11 — предохранительный клапан нагнетающей секции; 12 — масляный радиатор; 13 — предохранительный клапан радиаторной секции; 14 — поддон; 15 — гидромуфта привода вентилятора; 16 — термосиловой датчик; 17 — кран включения гидромуфты; 18 — топливный насос высокого давления; 19 — компрессор; 20 — сапун; 21 — указатель уровня масла; 22 — манометр.
razvar.ru
Схема двигателя КамАЗ
В базовой комплектации общая схема КамАЗ 65115 предусматривает использование «заморского» двигателя Cammins 6ISBe. Среди преимуществ конкретно этого мотора повышенный крутящий момент, увеличенная мощность и изменения в системе подачи топлива. В отношении последнего следует отметить большую удобность и надежность в эксплуатации. Дело в том, что на таких двигателях ТНДВ как таковой отсутствует, вместо него используется система «Common Rail» механического типа.В более позднем варианте используются тоже «Камминсы», но уже другой модели – L325. Подобная схема двигателя КамАЗ кроме уже упомянутых преимуществ отличается еще большей мощностью. Внутри Cammins L325 скрываются сразу 325 «лошадок», что очень неплохо для самосвала, считающегося одним из самых слабых. Правда подобная «слабость» целиком компенсируется удобностью в эксплуатации, в частности, максимальной маневренностью автомобиля, за что он даже получил прозвище «городской самосвал».
Противники импортных комплектующих часто указывают на трудности, связанные с ремонтом и обслуживанием такого двигателя. Плюс, схема двигателя КамАЗ 740 (а такие моторы тоже ставят на 4310-е) более проста, и это не недостаток, ведь они не менее надежны, но выигрывают в плане ремонтопригодности. К тому же, 740-е изначально задумывались, как «армейские» моторы, а это означает большую неприхотливость. Например, схема системы охлаждения двигателя КамАЗ сделана таким образом, что при утечке «штатного» антифриза можно временно восполнить объемы жидкости в системе, залив туда простую воду, устройство коробки КамАЗ отличается простотой и высокой ремонтопригодностью .
Естественно, надолго в таком состоянии систему оставлять нельзя, но водитель получает неплохой зазор во времени, чтобы без последствий добраться до сервиса (гаража, стоянки) и там отремонтировать систему охлаждения. А еще, на таких «модифицированных» авто КамАЗ схема смазки двигателя более подходит для российских реалий, нежели та, по которой проводится смазка импортных моторов.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
Впрочем, мы не собираемся советовать вам, какой мотор выбрать – каждый из них по-своему хорош. Тем более, надежность больше зависит от того, насколько точно соблюдаются правила эксплуатации, и насколько качественные расходные материалы и запчасти используются при их ремонте и обслуживании. И если первое зависит больше от вас и вашей работы, то вот вторым обеспечить может наша компания Спецмаш . В нашем интернет-магазине вы легко сможете недорого приобрести качественные запчасти для двигателей, как отечественного, так и импортного производства.
Устройство двигателя КамАЗ
1 1/61008/11 Гайка М8х1,25-6Н
2 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
2 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
3 740.1009010 Картер масляный в сборе (сварка)
4 740.1009040 Прокладка картера масляного
5 740.1012010-01 Фильтр очистки масла в сборе
6 1/05200/01 Шайба плоская 12х22х3
6 1/05200/01 Шайба плоская 12х22х3
7 1/05170/73 Шайба 12 пружинная
7 1/05170/73 Шайба 12 пружинная
7 1/05170/73 Шайба 12 пружинная
8 1/55419/21 Болт М12х1,25х130
9 1/55421/21 Болт М12х1,25х150
10 740.1012100-20 Прокладка корпуса масляного фильтра
11 740.1002010 Блок цилиндров в сборе
12 870884 Пробка КГ 1/8″ масляного канала
13 740.3904012 Табличка заводская двигателя
14 33.1111910 Гвоздь нарезной
15 870623 Шайба 17 регулировочная
16 740.1002053 Рым-болт
17 1/55416/21 Болт М12х1,25-6gх100
18 14.1703242 Кронштейн рычага
19 740.1002500 Трубка сливная в сборе
20 740.1002502 Трубка
21 740.1002501 Трубка сливная
22 1/60434/21 Болт М8-6gх20
23 870882 Пробка коническая транспортная КГ 3/8″
24 870625 Прокладка уплотнительная 28х34х2
25 870886 Пробка М28х1,5 сливная
1 1/59707/21 Болт М10х1,25-6gх25
2 870851 Шайба замковая 10
2 870851 Шайба замковая 10
3 740-1005544 Шайба
4 740.1005106 Болт М10х1,25-6gх26
5 740.1005534 Полумуфта отбора мощности
6 740.1005008 Вал коленчатый в сборе
7 740.1005170 Вкладыш подшипника коленвала верхний
7 740.1005170 Вкладыш подшипника коленвала верхний
8 740.1005184 Полукольцо упорного подшипника коленчатого вала верхнее
8 740.1005184 Полукольцо упорного подшипника коленчатого вала верхнее
9 740.1005127-10 Болт крепления маховика
10 740.1005115-10 Маховик в сборе
11 864709 Подшипник шариковый
12 740.1005183 Полукольцо упорного подшипника коленчатого вала нижнее
12 740.1005183 Полукольцо упорного подшипника коленчатого вала нижнее
13 740.1005171 Вкладыш подшипника коленвала нижний
13 740.1005171 Вкладыш подшипника коленвала нижний
1 740.1002011 Блок цилиндров в сборе
2 1/03389/26 Штифт цилиндрический 10х25
2 1/03389/26 Штифт цилиндрический 10х25
3 740.1002075 Штифт установочный 10х25
3 740.1002075 Штифт установочный 10х25
4 870882 Пробка коническая транспортная КГ 3/8″
5 740.1002523 Кольцо уплотнительное
6 740.1002524 Заглушка отверстия распределительного вала
7 262519 Пробка КГ 1/2″
8 1/60434/21 Болт М8-6gх20
8 1/60434/21 Болт М8-6gх20
8 1/60434/21 Болт М8-6gх20
8 1/60434/21 Болт М8-6gх20
9 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
9 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
9 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
9 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
10 740.1002404 Заглушка водяной полости
10 740.1002404 Заглушка водяной полости
11 740.1002406 Прокладка заглушки водяной полости
11 740.1002406 Прокладка заглушки водяной полости
11 740.1002406 Прокладка заглушки водяной полости
11 740.1002406 Прокладка заглушки водяной полости
12 870884 Пробка КГ 1/8″ масляного канала
13 740.1003035 Втулка с уплотнительными кольцами в сборе
13 740.1003035 Втулка с уплотнительными кольцами в сборе
14 1/45172/23 Штифт цилиндрический 14х25
14 1/45172/23 Штифт цилиндрический 14х25
15 740.1014506 Угольник сапуна
16 740.1014494 Кольцо уплотнительное
17 740.1014504 Угольник сапуна в сборе
18 Пробка КГ 1/4″ Пробка КГ 1/4″
19 740.1002084 Заглушка водяной полости
20 740.1002080 Заглушка водяной полости в сборе
20 740.1002080 Заглушка водяной полости в сборе
21 870771 Штифт цилиндрический 8х16
22 853829 Заглушка чашечная 20
23 740.1003040 Кольцо уплотнительное
23 740.1003040 Кольцо уплотнительное
24 740.1003037 Втулка
25 740.1002024 Кольцо уплотнительное гильзы
26 740.1002031 Кольцо уплотнительное гильзы верхнее
27 740.1002021 Гильза цилиндра
www.kspecmash.ru